Как найти духовный поиск

Если человек достиг гармонии, то и поступки совершает правильные. А они вместе с правильными мыслями создают ему благоприятную судьбу.

Так считает известный писатель и публицист Александр Лапин. Он рассказал «АиФ», почему свою новую книгу назвал «Святые грешники» и как современному человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Как обрести душевное спокойствие

Роман Сергеев, «АиФ на Дону»: Александр Алексеевич, герои вашего нового романа — взрослые современные люди — ведут духовный поиск. У каждого он идёт по-своему, но есть общая основа. Какая?

Александр Лапин: Это объединяющее начало сформулировано в сути любой религии. Смысл всех духовных поисков — в обретении душевного спокойствия, равновесия и внутренней гармонии. Все ищут такого состояния — примирения с самим собой. А уже из этого получается счастье.

Если человек спокоен, уравновешен, размерен, то эта внутренняя гармония выходит вовне. И люди вокруг него тоже становятся спокойными, гармоничными. Этот принцип я вывел для себя ещё в молодости. Каждый человек многогранен. В нём есть всё — и святое, и грешное (собственно, поэтому мой новый роман так и называется).

— Чем отличается духовный поиск современного человека от того, как люди эти вопросы решали раньше?

Александр Лапин. Фото: Из личного архива Александра Лапина.

— В романе я это особо не афиширую, но там есть такой подход: духовный поиск сегодня — это поиск, который нужно вести не в тишине, не сидя в затворе, как было раньше, а в обычной жизни. Потому что она стала более динамичной, интенсивной.

С другой стороны, и люди теперь более, если можно так сказать, продвинутые. Легко доступна любая литература — духовная, научная. И многие способны развиваться самостоятельно.

— Многие, но не все…

— Да, все мы на разном уровне духовного развития. Поэтому кому-то нужен учитель, священник, помощник. Нужны костыли в виде обрядов, песнопений, ритуалов. Но некоторым — которые уже дальше продвинулись — этого не надо. Они могут идти вперёд сами.

Для меня примером является Сергий Радонежский. Он сегодня самый современный святой. Потому что не был монахом в полном смысле этого слова. То есть затворником, отгородившимся от мира. Наоборот, мирил князей, не давая им друг друга сожрать. Возглавил и благословил борьбу русского народа за независимость. Послал своих ратников на Куликово поле.

Духовно расти в уединении — тоже технология. Но её надо проверять: вылези из скита-то и пойди туда, где страсти кипят. Если можешь от них отстраниться, сохраняешь спокойствие и свою внутреннюю сущность, тогда ты действительно крутой парень.

Татьяна Наперковская: за последние пять лет желание читать у детей исчезло, особенно это заметно по подросткам.

От веротерпения к вероуважению

— Верите ли вы, что люди, исповедующие разные религии, могут найти общий язык?

— Конечно, верю. Мы ведь ищем одно и то же. Бог един. И если уж высшие церковные иерархи находят возможности встречаться и обсуждать какие-то вопросы, то мы и подавно должны искать точки соприкосновения.

Почему ещё я в это верю? Родился в такой стране. Россия — империя. Здесь есть все основные мировые религии. И мы все уживаемся. У нас ведь не было таких религиозных войн, как на Западе. В России есть большой задел — веротерпимость, которая уже перерастает в вероуважение.

— В новой книге вы использовали новые для себя творческие приёмы. Какие ещё формы для вас интересны?

— Мне интересен жанр жития, и хотелось бы написать современное житие. Те, что мы знаем, не соответствует по форме нынешнему восприятию. Однако я думаю, что житие святого — это вне времени и пространства: как человек свои грехи осознаёт и изживает. Просто нужно подать так, чтобы было интересно.

Может быть, удастся реализовать этот замысел в следующей книге. А роман, над которым работаю сейчас — «Крым­ский мост», — несколько другой. Он о крупном духовном подвиге народа. О том, как его воля выражается, как правители должны её исполнять. Хочу раскрыть эту тему и написать обязательно интересно и легко.

Смотрите также:

  • Исповедь философа. Как священник из Ростова стал доктором наук →
  • Каким стрессам подвержены ростовчане? →
  • Загадка сновидений →

Это обратная сторона, но до тех пор, пока не появится эта негативная сторона, негативное отношение, позитивное не придет.

Духовный поиск, в основном, подразумевает негативное чувство, что жизнь, какая она есть, бессмысленна. Весь процесс заканчивается смертью — прах к праху. Ничего убедительного не остается ни в чьих руках. Вы проходите через жизнь с такой агонией, с таким адом и, в конце концов, ничего не достигаете.

Это негативная сторона духовного поиска. Сама жизнь помогает вам в этом. Эта часть — отрицательное отношение к жизни, крушение надежд , мучения, — являются частью этого мира. Однажды вы по-настоящему сознаете факт незначительности жизни, какой она для вас является, и тогда начинается ваш поиск, потому что вы не можете быть спокойны, зная бесполезность жизни. В бесполезной жизни образуется пропасть между вами и всем остальным что является жизнью. Этот разрыв растет, становится все шире и шире. Вы чувствуете себя неустойчиво. Тогда начинается поиск чего-то значительного, блаженного. Это уже вторая, позитивная часть.

Духовный поиск означает прийти к соглашению, наладить контакт с настоящей действительностью, а не с воображаемыми проекциями.

Вся наша жизнь — только проекция, ваша воображаемая проекция Дело не в том, чтобы узнать «что есть что», а дело в том, чтобы достичь желаемого. Вы можете принять слово «желание» за символ вашей так называемой жизни. Жизнь — это желаемая проекция: вы не ищите что есть что, вы ищите то, что пожелалось. Вы продолжаете желать и жизнь продолжает разбивать ваши мечты, потому что она такова, какова есть. Она не может быть такой, какой вы ее хотите. Вы будете разочарованы. Не то, чтобы реальность была враждебно настроена по отношению к вам, но это вы не в ладу с реальностью, а только с вашими мечтами. Ваши мечты разлетаются вдребезги. Пока вы мечтаете, все хорошо, но когда какая-нибудь мечта достигается, приходит разочарование.

Духовный поиск подразумевает знание этой негативной части — что желание является коренной причиной разочарования. Желать — это творить ад в собственной душе. Этот мир есть желание. Быть земным, мирским — значит желать и все время продолжать, желать и никогда не сознавать, что каждое желание не приводит ни к чему другому, кроме разочарования. Однажды вы осознали это, и вы перестаете желать или у вас одно желание: узнать «что есть что». Теперь вы решаете: «Я больше не собираюсь проецировать себя, я собираюсь узнать что есть. Не то, чтобы я остался таким, а реальность чем-то другим, но только одно: какой бы не оказалась реальность, я хочу знать ее не приукрашенной, такой, какая она есть. Я не буду проецировать, я не буду мешать. Я хочу столкнуться лицом к лицу с жизнью, как таковой».

Безусловно, духовный поиск означает столкновение с существованием как таковым, без какого-либо желания. В тот момент, когда нет желания, проецирующий механизм перестает работать. Тогда вы способны увидеть что же есть. Однажды узнав, что есть что, вы узнаете все.

Желания всегда обещают, но никогда не дают. Желания всегда обещают блаженство, экстаз, но в конце ничего не приходит, и каждое желание превращается в другое желание. Каждое желание порождает из себя еще больше желаний, которые еще сильнее, а в конце, конечно, еще больше разочарования.

Нежелающий ум — это тот, кто вступил в духовный поиск. Духовно ищущий — это тот, кто совершенно сознает всю бесполезность, абсурдность желания и который готов узнать что есть. Когда кто-то готов узнать что есть, реальность всегда рядом, «сразу за углом». Но вас никогда там нет. Вы — в своих желаниях, в будущем. Реальность всегда в настоящем — здесь и сейчас, — но вас никогда нет в настоящем. Вы всегда в будущем — в ваших желаниях, в ваших мечтах.

В ваших желаниях, в ваших мечтах вы всегда во сне. Но реальность — здесь и сейчас. Однажды эта спячка прерывается — сон нарушен и вы пробудились в реальности, которая здесь и сейчас, в настоящем, и вы возрождаетесь. Это — экстаз, это — завершение, это всегда желалось, но никогда не осуществлялось.

Духовный поиск — это быть здесь и сейчас. Вы можете быть здесь и сейчас только когда желающий ум отсутствует. Иначе желающий, жаждущий ум будет создавать волнение, как маятник. Такой ум либо возвращается к прошлым воспоминаниям, либо идет к будущим желаниям и мечтам, но никогда не бывает здесь и сейчас. Он движется от одной крайности к другой — в прошлое или в будущее — вы пропускаете реальность, которая всегда между, между двумя.

Реальность — здесь и сейчас. Она никогда ни прошлое, ни будущее. Она всегда настоящее. Сейчас — единственный момент, сейчас -единственное время, оно никогда не проходит, не исчезает, не умирает. Сейчас — вечно. Оно всегда здесь, но нас здесь нет. Быть духовно ищущим — значит быть здесь. Вы можете называть это медитацией, вы можете называть это йогой, вы можете называть это молитвой, но как бы мы это ни назвали, это все равно. Не должно быть места уму. А ум существует только тогда, когда есть прошлое или будущее, в настоящем его нет.

Я разговаривал с кем-то вчера. Я говорил ему, что нельзя думать в настоящем. В момент, когда вы думаете, это становится прошлым. Таким образом, ум не может существовать в настоящем. Он существует только в воспоминаниях прошлого или в проекциях будущего. Он никогда не приходит в контакт с настоящим. Он не может соприкоснуться с ним, это невозможно. Так что, если нет мыслей, нет и ума.

Это состояние без ума есть медитация. Тогда вы — здесь и сейчас. Тогда вы взрываетесь в реальности, тогда реальность взрывается в вас.

Духовный поиск -это не добиться мокши — спасения. Это опять желание, даже еще более ненасытное, чем желание престижа, власти, богатства. Желание мокши даже более жадное, потому что оно идет даже за пределы смерти.

Духовный поиск не означает искать Бога, потому что это снова есть жадность. Если вы ищите Бога, значит ваш ум снова ненасытен. Вы, должно быть, ищите Бога для чего-то. Как бы глубоко или неведомо для вас это было, как бы вы не отдавали себе отчета в этом, но вы, должно быть, ищите Бога для чего-то. Говоря это, я не имею в виду, что когда духовный поиск приходит к завершению, там нет Бога. Я не говорю, что когда случается медитация и ум отсутствует, то нет мокши. Мокша есть и вы освобождены. Но это не желание. Это результат познания реальности такой, какая она есть. Бог есть, но не потому, что вы желаете. Он сама реальность, так что когда вы знаете реальность, вы знаете божественность. Реальность есть божественность.

Духовный поиск не есть поиск Бога или мокши, или блаженства, потому что как только есть желание, вы снова будете проецировать его на будущее. Духовный поиск — это разочарование в будущем и пребывание в настоящем. Быть в настоящем, быть готовым встретить что угодно здесь и сейчас. Божественность взрывается, свобода приходит, но все это не наши стремления. Они просто тени конечного результата реализации реального.

Вначале осознайте весь жизненный процесс и его разочарования. Ни одной иллюзии не должно быть, иначе вы привяжетесь к ней. Идите вглубь любого жизненного испытания, не избегайте его. Узнайте жизнь так глубоко, чтобы вы узнали ее разочарование. Не убегайте, не отрицайте. Только тогда эта негативная часть может завершена и вы сможете прыгнуть в здесь и сейчас.

Если вы осознали, что будущее является коренной причиной всей этой чепухи, которую сотворил человеческий ум, тогда вы сделали существенный шаг. Вы начали путешествие. Сейчас вы в готовности сознавать, что есть. В первой части, негативной, много помогает сама жизнь. Так что вникайте глубоко внутрь каждого переживания, каждого испытания, внутрь каждого желания, познавайте до конца. Никогда не отрицайте преждевременно.

Это случается. На самом деле вы не разочарованы в жизни, но религиозные посулы не дают вам покоя. Вы еще не познали, что жизнь божественна, но вы уже очарованы религиозными небесами. Тогда все будет гораздо труднее. Потому что вы еще не прошли через первую часть, вторая будет очень трудной.

Сначала пройдите первую часть и тогда вторая будет нетрудной. Вторая трудна только если первая не пройдена совершенно. Тогда вы спрашиваете как медитировать, тогда вы говорите, что ум продолжает работу, вы жалуетесь, что этот мыслительный процесс продолжается. Мысли нельзя остановить, как можно их остановить? Если все еще есть желание, желание будет продолжать создавать мысли. Первая часть еще не завершена.

Зрелый, сложившийся духовный искатель — это тот, кто вступил в жизнь без какого-либо страха и знает каждый закоулочек, каждый уголок. Он узнал так много, что ничего не осталось неизвестным. Тогда медитация будет легкой, потому что некому творить мысли, некому творить желания. Просто крича: «Ху-ху!», вы сможете войти в настоящее. Любое простое средство успокоит, утихомирит вас. Даже такой простой способ может помочь, если первая часть закончена, пройдена.

Однажды дзенский монах Риндзай держал речь в храме. Он начал проповедь, но кто-то прервал его. Риндзай остановился и спросил:

«В чем дело?» Человек поднялся и спросил: «Что такое душа?». Риндзай взял свою палку в руку и попросил остальных дать ему дорогу. Человек начал трепетать, он никак не ожидал что будет такой ответ. Риндзай подошел к нему, cxватил его двумя руками за горло и начал душить. Продолжая душить его, он спросил: «Кто ты? Закрой глаза!» Человек закрыл глаза. Риндзай продолжал спрашивать: «Кто ты?» Человек открыл глаза, засмеялся и, поклонившись Риндзаю, сказал: «Ты действительно ответил на мой вопрос, что такое душа»‘. Такое простое средство. Но тот человек был готов. Кто-то спросил Риндзая: «Сделал бы то же самое с любым другим человеком, который задал бы такой же вопрос?»

Риндзай ответил: «Тот человек был готов. Он не спрашивал просто ради вопроса. Он был готов ! Первая часть была окончена. Он по-настоящему спрашивал, для него это был вопрос жизни и смерти. Он спросил, что такие душа? Первая часть была совершенно завершена: у него не было никаких иллюзий относительно жизни. Он спрашивал, что такое душа, потому что эта жизнь для него оказалась смертью. Сейчас он спрашивает, что же такое жизнь? Ни один мой ответ не имел бы смысла. Я просто помог ему утихомириться в настоящем».

Конечно, когда кто-то душит вас, когда он буквально на грани того, чтобы убить вас, вы не можете находиться в будущем, вы не можете находиться в прошлом. Вы будете здесь и сейчас. Если вы не будете в настоящем моменте, это будет опасным.

Если вы скажете такому человеку: «Иди глубже, внутрь и узнай кто ты», этот человек может преобразоваться, трансформироваться. Он может войти в самадхи. Если вы можете быть совершенно спокойны, полностью в этом моменте, если вы сможете быть в настоящем даже на мгновение, вы узнали реальность, вы столкнулись с ней, и вы никогда нe сможете потерять след этого опыта

Духовное чувство — это знать что есть. Что все это такое? Да, вот это — то, что случается прямо сейчас. Что есть все это? Мои слова, ваше слушание… Что это? Просто остановись, будь глубоко в этом. Позволь этому войти в тебя и позволь себе быть открытым этому. Тогда происходит встреча. Весь поиск — есть эта встреча. Это то, что мы называем йогой. «Йога» означает «встреча». Само слова «йога» значит встреча, то есть соединение еще раз, снова, опять стать единым.

Так называемые духовные искатели не ищут никакой духовности. Они только проецируют свои желания на новое измерение. Но ни одно желание не может быть спроецировано в это духовное измерение, потому что духовное измерение открыто только тем, кто не имеет желаний. Те, кто желают, просто продолжают создавать новые иллюзии, новые сны.

Первое: осознайте, что желание продолжается без конца, ничего не достигая. Тогда остановитесь и увидьте что есть желание. Все открыто, только наши желания закрывают нас. Все существование открыто, но мы бежим с такой скоростью, что уже не можем увидеть. И чем больше мы становимся разочарованными, тем больше мы повышаем скорость.

Ум говорит, что вы бежите недостаточно быстро. Вот почему вы не достигаете. Ум не скажет, что вы не достигните из-за того, что вы бежите. Как он может это сказать ? Это нелогично. Ум говорит, что из-за того, что вы бежите недостаточно быстро, вы не достигаете. Поэтому бежите быстрее! И те, кто бегут быстро, говорят ту же вещь: «Беги быстрее ! Те, кто бегут еще быстрее, достигают! «.

Никто не достигает, но всегда есть кто-то, кто впереди вас, и кто-то, кто позади. Вы обогнали кого-то, но где бы вы ни были, всегда кто-то впереди вас. Почему? Потому, что желания бегают по кругу. Мы бежим по кругу, поэтому если вы бежите очень быстро, то даже тот, кто был позади вас, может оказаться впереди. Из-за того, что мы бежим по кругу, кто-то всегда будет впереди и тогда будет ощущение, что вы бежите недостаточно быстро и кто-то достигает, а вы упускаете.

В Индии мы знали много истин. Мы называем, этот мир «сансара». «Сансара» означает колесо. Не только вы бежите, но и колесо само тоже бежит, вращается. Это не неподвижное колесо. Даже если вы остановитесь, колесо будет продолжать вращаться. Поэтому необходимо не только перестать бежать, необходимо выйти из этого колеса.

Этот выход из колеса и есть саньяса. Остановиться недостаточно. Вы должны выйти из этого колеса полностью, потому что даже если вы не бежите, колесо само будет вращаться. Это такое огромное колесо, с такой большой силой, что вы будете двигаться, даже если вы остановитесь.

Саньяса означает выйти, не только перестать бежать, но выйти. Не стойте на кругу совсем. Выйдите из него совершенно, будьте свидетелем его. Только тогда вы узнаете из чего сделано это колесо и почему оно продолжает бежать даже тогда, когда вы не бежите.

Это колесо создано бесконечными желаниями — всеми желаниями, которые когда-либо существовали, всеми желаниями, которые существуют сегодня, всеми желаниями всех людей, всеми жизнями, которые когда-либо были. Вы умрете, но ваши желания образовали волны, которые будут распространяться. Вас не будет здесь, но ваши желания образовали рябь, распространились на новые сферы.

Точно также и с моими словами. Вы можете не быть здесь, но эти слова, эти звуки будут продолжаться, будут вибрировать бесконечно. Чтобы вы не пожелали, осуществилось это или нет, не имеет значения. В момент, когда желание пришло вам на ум, вошло в ваше сердце, вы создали рябь, зыбь, волны. Они будут все продолжаться и продолжаться.

Это колесо, сансара, состоит из всех желаний, которые когда-либо существовали, из всех желаний, которые есть в существовании. Это такая огромная сила — всех отживших и всех живущих, — что вы не можете уже остановиться. Эта сила будет подталкивать вас и вы вынуждены будете бежать.

Это точно также, как если бы вы были в гуще толпы. Когда вся толпа бежит, вы не можете стоять на месте. Вам навязывают бег. Если вы бежите, то вы невредимы. Если вы не бежите — вы будете раздавлены. Ваша энергия не нуждается в беге. Даже если вы не прилагаете никаких условий, толпа будет толкать вас.

Это и есть колесо, колесо желаний. Вероятно, вы видели тибетское изображение колеса. Оно прекрасно изображено, все колесо желаний. Выскочить из этого колеса и есть саньяса. Вы просто вышли из толпы, просто сошли с дистанции. Вы просто сидите на обочине, вы говорите: «Прощай!». Только тогда вы знаете этот феномен: что это колесо. Тогда вы знаете, что люди бегут по кругу: они будут проноситься перед вами так много раз! Тогда вы узнаете, что это колесо.

Будда, Махавир смогли назвать этот мир сансарой, колесом, потому что когда они вышли из него, они знали, что это было колесо. Вы не бежите по прямой линии. Это круг. Вы повторяете те же желания. Те же дни и ночи, те же разочарования кружатся и кружатся в этом вихре. Подталкиваемый сзади, притянутый спереди, вы кружитесь. Саньяса означает шагнуть в сторону, выйти из этого колеса.

Это — вторая часть саньясы. Саньяса имеет две части. Первая часть — когда вы знаете разочарования, знаете мучения. И это чудо -узнав, что мир это мучение, разочарование, вы перестаете расстраиваться совсем. Разочарование, огорчение приходят только потому, что вы думаете, что мир не есть обман, не есть разочарование. Мучение приходит потому, что вы надеетесь, даже когда знаете, что это безнадежно. Эта надежда — чушь. Когда вы знаете это, вы не чувствуете себя уже совсем безнадежным.

Тогда уже нет никакой нужды чувствовать это. Тогда нет ничего такого, чтобы чувствовать себя безнадежным, тогда просто нет надежд.

Вот почему буддизм не был понят. Западный ум мог толковать это только как пессимизм. Это было естественное заблуждение. Буддизм не пессимистичен, но западному уму это показалось пессимистичным из-за высказывания, что мир это обман. Разочарование, мир это «дуккха» — страдание. Кажется, это делает, вас пессимистом.

Но это не так. Земля не знала более счастливого, более блаженного человека, чем Будда. Или она знала очень немногих подобных ему. Будда совсем не был пессимистом. Тогда в чем же секрет? Секрет вот в чем: если вы знаете, что мир — дуккха, тогда вы не ждете ничего другого, кроме дуккха. Только ожидание творит пессимизм. Сейчас нет никакого ожидания — вы знаете, что дуккха это реальность. Тогда уже нет никакой нужды пребывать в страдании.

Раз познав, что жизнь — страдание, вы никогда не будете страдать. Вы будете вне этого. Так что саньясин это не тот, кто разочарован. Саньясин — это тот, кто познал мир как разочарование, обман. Он не разочарован, он волен. Нет ничего, что расстроило бы его. Все, что не случается — он со всем согласен. Даже смерть не является мучением для него, потому что смерть — это несомненный факт.

Раз познав природу этого вращающегося колеса, этого мира, этой так называемой жизни, этого повторяющегося порочного круга, раз познав, вы станете безмолвным и блаженным человеком. Теперь вы уже не ожидаете ничего, поэтому нет разочарования. Теперь вы не надеетесь, поэтому нет чувства безнадежности. Вы вольны, сдержанны, спокойны. Чем больше вы в настоящем, тем больше вы непоколебимы, бесстрашны, спокойны, безмолвны.

В этом самом моменте, здесь и сейчас, есть все, что должно быть познано и осуществлено: мокша, Бог, реальность. В этот самый момент! Так что в некоторой степени духовный поиск — это не поиск чего-то, не поиск какого-то объекта. Это — знать что есть. И в этот момент, когда вы в нем, приходит знание. Быть в этом моменте. Этот самый момент и есть та потайная дверь или, можно сказать, раскрытая тайна.

Быть в этом моменте — это раскрытый секрет!
«Я -врата. Значение посвящения и ученичества.»
Обращение внутрь к реальному
Цивилизация — это процесс обучения тому, как стать неестественным, нереальным. Тантра представляет собой обратный процесс — она учит, как предохранить себя от того, чтобы стать неестественным, нереальным, а если вы уже стали нереальным, то как соприкоснуться с реальностью, скрытой внутри вас, как войти с ней в контакт, как снова стать реальным. Прежде всего следует понять то, как мы все время становимся нереальными, неестественными, и когда это будет понятно, то многое немедленно изменится. Само понимание становится изменением.

Человек рождается неразделенным. Он не является ни телом, ни умом. Он рождается неразделенным, он — единая личность. Он рождается и телом, и умом. Даже сказать, что он есть и то и другое — неправильно. Он есть тело-ум. Тело и ум являются двумя аспектами его существования, а не двумя частями, двумя полярностями чего-то, что мы можем назвать жизнью, энергией или чем-либо еще — Х Y Z, например, — но не двумя отдельными сущностями.

Сам процесс обучения, привития навыков культуры и цивилизации, обуславливания, начинается с разделения. Каждого учат, что он состоит из двух частей, а не из одной, и тогда, конечно, он начинает отождествлять себя с умом, а не с телом. Сам процесс думания становится вашим центром, хотя он на самом деле является лишь периферией. Он не является центром, потому что вы можете жить и без думания. Когда-то вы существовали без думания, мышление не является необходимым для существования. Если вы глубоко войдете в медитацию, то вы будете существавать, но не будет никакого мышления. Если вы погрузитесь в глубокий сон, то вы будете сушествовать, но не будет никакого мышления.

Мышление существует только на периферии, а ваше существование, ваше бытие — где-то в другом месте, глубже, чем мышление. Но вас все время учили, что вас двое — тело и ум — и что вы, в действительности, есть ум, владеющий телом. Ум становится хозяином, а тело рабом, и вы все время сражаетесь со своим телом. Это порождает трещину, промежуток, и этот промежуток является проблемой. Все неврозы обусловлены наличием этого промежутка, все беспокойства порождены этим промежутком.

Ваша сущность укоренена в вашем теле, а ваше тело не является чем-то отдельным от существования, тело является его частью. Ваше тело есть целая Вселенная. Это не есть нечто ограниченное, конечное. Вы, возможно, не думали об этом, но попытайтесь понаблюдать, где ваше тело кончается в действительности — где? Думаете ли вы, что ваше тело кончается там, где кончается ваша кожа?

Если солнце, которое так далеко, умрет, то мгновенно вы, находящиеся здесь, умрете. Если солнечные лучи перестанут приходить к вам, вас больше не будет. Ваше тело не может существовать без солнца, которое находится так далеко. Солнце и вы каким-то образом глубоко связаны. Солнце должно быть включено в состав вашего тела; в противном случае вы не можете существовать. Вы являетесь частью его лучей.

По утрам вы видите, как раскрываются цветы, их раскрытие, в действительности, есть восход солнца. На ночь они закроются, их, закрытие есть заход солнца. Они — это просто лучи, распространяющиеся вокруг. Вы существуете здесь, потому что там, далеко, существует солнце. Ваша кожа не является, в действительности, вашим верхним слоем. Ваш верхний слой распространяется повсюду, он включает в себя даже солнце. Вы дышите, вы можете дышать только потому, что вокруг вас воздух, вокруг вас атмосфера. Каждый раз, когда вы вдыхаете и выдыхаете, атмосфера входит и выходит из вас.

Если хотя бы на мгновение воздух исчезнет, вы будете мертвы. Ваше дыхание — это ваша жизнь. Если ваше дыхание является вашей жизнью, то вся атмосфера является частью вас. Вы не можете без нее существовать. Так где же, в действительности, кончается ваше тело? Где его границы? У него нет границ! Если вы понаблюдаете, если вы углубитесь в это, то вы поймете, что у него нет границ. Или, иначе говоря, границы Вселенной являются границами вашего тела. В вас вовлечена вся Вселенная, поэтому ваше тело не является просто вашим телом, оно является вашей Вселенной, а вы обосновались в нем. Ваш ум также не может существовать без тела. Он является частью тела, некоторым процессом в нем.

Разделение является пагубным, при разделении вы вынуждены отождествлять себя с умом. Вы рассуждаете, а без рассуждений нет никакого разделения. Вы думаете и вы отождествляете себя со своим думанием. Тогда вы начинаете чувствовать себя так, как если бы тело было вашей собственностью. Это совершенно противоположно истине. Вы не обладаете телом, но и тело не обладает вами. Это не две разные сущности. Ваше существование является единым, это глубокая гармония противоположных полюсов. Только тогда они могут стать противоположными полюсами. А противоположность — это благо. Она бросает вызов, она источник силы, она порождает энергию. Она диалектична.

Если бы вы были действительно единым, без противоположных полюсов внутри, то вы были бы скучным и мертвым. Эти два противоположных полюса — тело и ум — дают вам жизнь. Они противоположны и, в то же время, дополняют друг друга — они, в конце концов, являются единым целым. В обоих полюсах течет один и тот же поток энергии. Но раз мы отождествляем себя с процессом мышления, то мы думаем, что мы центрированы в голове. Если будет отрезана ваша нога, то вы не будете чувствовать, что вы отрезаны. Вы скажите: «Отрезана моя нога». Но если будет отрезана ваша голова, то вы будете отрезаны. Вы убиты.

Если вы закроете глаза, чтобы почувствовать, где вы находитесь, то вы немедленно почувствуете, что вы расположены в голове. Но вы не там, — потому что, когда вы в первый раз вошли в жизнь в утробе матери, когда встретились мужская и женская клетки, головы еще не было. Но жизнь началась. Вы уже были здесь, а головы еще не было. Вы были созданы при этой первой встрече двух живых клеток.

Голова появилась потом, а ваша сущность уже была здесь. Где находилась ваша сущность? Не в голове. Она на самом деле нигде — или везде в вашем теле. Она нигде: вы не можете точно указать, где она. В тот момент, когда вы укажете ее точное местоположение, вы упустите целое. Она везде. Ваша жизнь везде, она распространяется в вас повсюду. И не только в вас, если вы последуете за ней, то вы придете к границам самой вселенной. Она везде!

При отождествлении себя со своим умом все становится неверным. Вы становитесь нереальным, потому что это отождествление является неверным. Это отождествление должно быть разрушено. Техники тантры предназначены для преодоления этого отождествления. Усилия тантры предназначены для преодоления этого отождествления. Усилия тантры направлены на то, чтобы сделать вас безголовыми, нецентрированными, находящимися везде и нигде. И почему человечество, почему человеческое существо стало ложным и нереальным из-за своего ума? Потому что ум является вторичным явлением — это процесс, который является необходимым, полезным, но вторичным, это процесс, который состоит из слов, а не из реальностей. Слово «любовь» не есть любовь, слово «бог» не есть Бог. Но ум состоит из слов, это вербальный процесс, и тогда сама любовь становится менее значительной, чем слово «любовь». Для ума слова имеют большое значение. Бог становится менее существенным, чем слово «бог». Для ума это действительно так. Слова становятся более значительными, более важными. Они становятся первичными, мы начинаем жить в мире слов. И чем больше вы живете в мире слов, тем более поверхностными вы становитесь, вы все время будете упускать реальность, которая словами не является.

Реальность является существованием.
Жизнь в уме похожа на то, как если бы вы жили в зеркале. Если вы вечером подойдете к озеру и если оно будет спокойным и без ряби, то вы увидите, что оно превратилось в зеркало. Вы можете увидеть в озере луну, но эта луна будет ложной — это просто отражение. Отражение происходит от реального, но оно не является реальным. Ум просто отражает реальные явления. Реальность отражается в нем, но эти отражения не являются реальностью. И если вы будете улавливать отражения, то вы полностью упустите реальность. Вот почему из-за ума, из-за отражений в уме все колеблется. Легкая волна, легкий ветерок будут вносить возмущения в ваш ум. Реальность ничем не возмущена, но ум чем-то возмущен. Ум только отражает реальные явления, а мы живем в уме.

Тантра учит вас спуститься. Спуститесь со своих престолов, спуститесь со своих голов. Забудьте про отражения и двигайтесь по направлению к реальности. Все рассматриваемые нами техники связаны как раз с этим: как уйти от ума так, чтобы вы могли войти в реальность. Обсудим эти техники.

Первая техника на воспоминание самого себя: О, лотосоокая, сладость общения, когда поёшь, смотришь, пробуешь на вкус, осознай, что ты существуешь, и откроешь жизнь вечную.

Мы живем, но мы не осознаем, что мы есть, что мы живем. Мы никогда не вспоминаем о самих себе. Мы едим или принимаем ванну, мы гуляем, мы не осознаем, что мы есть, что мы существуем. Есть все, только нас нет. Деревья, дома, уличное движение — все есть. Вы осознаете все вокруг вас, но вы не осознаете свое собственное существование — то, что вы есть. Вы можете осознавать весь мир, но, если вы не осознаете самого себя ваша сознательность является ложной. Почему? Потому что ваш ум может отражать все, что угодно, но ваш ум не может отражать вас. Если вы осознаете себя, то вы превзойдете ум, выйдете за его пределы.

Ваше вспоминание самого себя не может быть отражено в вашем уме, потому что вы находитесь позади ума. Он может отражать только то, что находится перед ним. Вы можете видеть других, но вы не можете видеть самого себя. Ваши глаза могут видеть кого угодно, но они не могут видеть самих себя. Если вы захотите увидеть самого себя, вам нужно будет зеркало. Вы можете увидеть самого себя только в зеркале, но тогда вы должны стоять перед ним. Если ваш ум является зеркалом, то он может отражать весь мир. Он не может отражать вас, потому что вы не можете встать перед ним. Вы всегда сзади, вы скрыты за самим зеркалом.

В этой технике говорится, что, когда вы делаете что-нибудь — поете, смотрите, пробуете что-нибудь на вкус, — осознайте, что вы есть, и откройте жизнь вечную; откройте внутри себя поток, энергию, жизнь, вечную жизнь. Но мы не осознаем самих себя.

Гурджиев на Западе использовал вспоминание о себе как основную технику. Самовспоминание проистекает из этой сутры. Вся система Гурджиева базируется на этой сутре. Помнить себя, чтобы вы не делали. Это очень трудно. Это кажется очень легким, но вы все время продолжаете забывать. Даже в течение 3 — 4 секунд вы не можете помнить о себе. У вас будет чувство, что вы помните, и вдруг вы перескочили на какую-нибудь другую мысль. Даже с мыслью: » О кей, я вспоминаю себя!» — вы упускаете, ибо эта мысль — не самовспоминание. В самовспоминании не будет мысли, вы будете совершенно пусты. И самовспоминание — не ментальный процесс. Это не значит говорить: » Да, я есть! «. Говоря «я есть» вы тоже упускаете. Это от ума, это умственный процесс: «я есть».

Чувствуйте «я есть», но не мыслите словами «я есть». Не вербализируйте, не облекайте в слова. Лишь чувствуйте, что вы есть, не думайте. Чувствуйте! Пробуйте. Это трудно, но если вы будете настойчивы, это случится. Гуляя, помните что вы есть, ощущайте свое существование, и ни одной мысли, ни одной идеи. Просто чувствуйте. Я прикасаюсь к вашей руке или кладу руку вам на голову: не разглагольствуйте. Просто ощутите прикосновение и при этом ощущении почувствуйте не только прикосновение, но и того к кому прикоснулись. Тогда ваше сознание станет двунаправленнным.

Вы гуляете под деревьями, вокруг деревья, дует, легкий ветерок, встает солнце. Вокруг вас внешний мир, вы осознаете его. Остановитесь на мгновенье и вспомните внезапно, что вы есть, — но ничего не говорите. Просто почувствуйте, что вы есть. Это бесловесное ощущение, даже, если оно было лишь один момент, это даст вам проблеск — проблеск, который не может дать никакая ЛСД, некоторое представление о реальном. На одно мгновенье вы отброшены назад, в самый центр вашего существования. Вы — за зеркалом, вы вышли за пределы мира отражений, вы экзистенциальны. И вы можете сделать это в любое время. Это не требует специального места и времени. И вы не можете сказать: «Мне не хватает времени». Когда вы заняты едой, принимаете ванну, когда вы идете или сидите, вы можете делать это в любое время. Неважно, что вы делаете, вы можете вдруг вспомнить себя и тогда старайтесь продлить тот проблеск вашего существования.

Вам будет трудно. Вы лишь почувствовали это — один миг, и в следующий момент вы снова вовлечены в отражения. Не расстраиваетесь и не падайте духом. Это потому, что в течение многих жизней вы были связаны только с отражениями. Мы превратились в роботоподобные механизмы. Мгновенно, автоматически мы бросаемся к отражению. Но если даже на один миг у вас был проблеск, этого для начала вполне достаточно. Почему достаточно? Потому что никогда не бывает двух моментов вместе. С вами всегда лишь один момент. И если вы сможете иметь проблеск в течение одного момента, вы сможете пребывать в этом, остаться в этом. Только необходимо усилие, продолжительное, непрерывное усилие.

Вам дается только один момент. Не бывает двух моментов вместе, поэтому не беспокойтесь о двух моментах. Вы всегда будете иметь только один момент. И если вы сможете быть осознающим в этот момент, то вы сможете быть осознающим в течение всей вашей жизни. Теперь требуется только усилие, это может делаться весь день. Когда бы вы не вспоминали что-либо, вспоминайте самого себя..

«О лотосоокая, сладость общения, когда поёшь, смотришь, пробуешь на вкус, осознай, что ты существуешь, и открой жизнь вечную».

Когда сутра говорит «осознавай себя», что это значит? Значит ли это, что вы должны вспомнить, что «меня зовут Рама или Иисус», или как-то иначе? Должны ли вы вспомнить, что принадлежите к какой-то семье, к какой-то религии, к какой-то традиции или такой-то стране, касте, вере, что вы коммунист, индус, христианин? Что вам нужно вспомнить?

Сутра говорит: просто осознавай себя. Не нужно ни имени, ни страны. Пусть будет просто существование: вы есть! Так что не говорите самому себе, кто вы такой. Не говорите: «Я есть это, я есть то». Пусть будет простое существование — вы есть.

Но это стало трудным, потому что мы никогда не помним о простом существовании. Мы всегда помним то, что является лишь ярлыком, а не самим существованием. Всякий раз, когда вы думаете о себе, вы думаете о своем имени, религии, стране, вы думаете о многом, но никогда не думаете о простом существовании, о том, что вы есть, что вы существуете.

Вы можете практиковать следующее: расслабившись в кресле или просто сидя под деревом, забудьте про все и чувствуйте это — «я существую». Вы не христианин, не индус, не буддист, не индиец, не англичанин и не немец — вы просто существуете. Почувствуйте это, и тогда вам будет легко вспомнить, о чем говорит эта сутра: осознай, что ты существуешь, и открой жизнь вечную. В тот миг, когда вы осознаете себя, вы брошены в поток вечной жизни. Ложное умирает, остается только реальное.

Вот почему мы так боимся смерти: потому что должно умереть нереальное. Нереальное не может быть вечным, а мы привязаны к нереальному, отождествились с ним. Как индус вы умрете, как Рама или Кришна вы умрете. Как коммунист, атеист или верующий вы умрете, как имя и форма вы умрете. И, если вы привязаны к имени и форме, очевидно, что к вам придет страх смерти, хотя реальное, экзистенция, основа вас — бессмертна. Как только имена и формы забыты, как только вы заглянули внутрь того, что не имеет ни имени, ни формы, вы вступили в вечное.

«Осознавай себя и откроешь жизнь вечную». Это одна из самых вечных, самых полезных, самых мощных техник, которой тысячелетиями пользовались Учителя, Мастера. Ее использовал Будда, ее использовал Махавира, а в недавние времена ее использовал Гурджиев. Среди всех техник она обладает наибольшими возможностями. Попробуйте и вы. Она потребует времени, может быть несколько месяцев.

Когда Успенский был учеником Гурджиева, он три месяца прилагал огромные усилия для того, чтобы иметь проблеск такого самовоспоминания. Постоянно, в течение трех месяцев, Успенский жил в уединенном домике, занимаясь лишь одной вещью — самовоспоминанием. Тридцать человек начали этот эксперимент, и в конце первой недели двадцать семь сбежало, остались только трое. Целыми днями они старались вспомнить — не делая ничего другого, только вспоминали — «я есть». Двадцать семь ушли, потому что были близки к помешательству. Они чувствовали, что находятся на грани безумия, поэтому они сбежали. Они никогда не возвращались назад, они никогда больше не встречались с Гурджиевым.

Почему? Такие, как мы есть, мы безумны. Не оттого, что вспоминаем, кто мы и что мы. Мы безумны, но принимаем наше сумасшествие за нормальное существование. Как только мы пытаемся вернуться, войти в контакт с реальным, реальное будет казаться сумасшествием, оно будет выглядеть безумным. Сравнение с тем, чем мы являемся, дает нам нечто противоположное, нечто обратное. Если вы это считаете нормальной психикой, то то будет вашим сумасшествием.

Но трое остались. Один из них был П.Д.Успенский. Они упорно продолжали три месяца. Только в конце первого месяца у них появились проблески просто существования — «я есть». После второго месяца даже «я» отпало и появились проблески «естьности» — лишь существование, даже не «я», ибо «я» — это тоже этикетка, ярлык. Чистое существование не имеет отношения к «я» или «ты», оно просто есть.

А после третьего месяца даже чувство «естьности» исчезло поскольку оно все еще слово. Даже это слово растворилось. Тогда — вы есть, и тогда вы знаете, что вы — есть. До этого вы не можете спрашивать: «Кто я?». Или вы можете постоянно вопрошать: «Кто я?…Кто я?…», но все ответы, что предложит вам ум, будут ложные. Вы можете продолжать спрашивать: «Кто я?… Кто я?…» и наступит момент, когда вы уже не сможете больше задавать этот вопрос. Все ответы отпали, и тогда сам вопрос отпадает и исчезает. И когда отпадает даже вопрос: «Кто я?», вы знаете кто вы.

Гурджиев пытался с одного конца. Лишь старайтесь вспоминать что вы есть. Рамана Махариши пытался с другого. Он сделал вопрос «кто я?» медитацией. И не верить ни в какие ответы которые может предложить ум. Ум может сказать вам: «Что за ерунду ты спрашиваешь? Ты такой-то и такой-то, ты воспитан или необразован, богач или бедняк». Ум будет давать ответы, но нужно продолжать спрашивать. Не принимайте никакого ответа, ибо все ответы, которые дает ум — ложные. Они от нереального — от слов, от писаний, от обусловленности, от общества, от других. Продолжайте спрашивать. Пусть эта стрела «кто я есть?’ проникает все глубже и глубже. Наступит момент, когда ответ больше не возникнет.

Это момент истины. Теперь вы близки к ответу. Когда никакой ответ не приходит, вы близки к ответу, ибо ум становится безмолвен или вы далеко от ума. Тогда больше не будет ответов и вокруг вас образуется вакуум, ваши вопросы будут просто абсурдны. Кому вы их задаете? Нет того, кто бы ответил. И вдруг сам вопрос исчезает, растворяется. С вопросом исчезает последняя часть ума. Эти ответы были от ума и этот вопрос был от ума тоже. Все исчезло и теперь есть вы.

Попробуйте это. Если вы будете настойчивы, то имеются все возможности, что благодаря этой технике вы получите некоторое представление о реальном, а реальное является вечным.

Духовный поиск: в чем смысл


0
21
12 Марта 2023 в 23:32

Не так я живу! Что-то упускаю, все время не хватает чего-то важного. Зачем это все, если не стремишься к чему-то большему, высшему? Жизнь не может состоять только из материального, должно быть нечто более значимое — духовное. Как к этому приблизиться?

Жизненные ценности

Жизненные ценности — это то, что делает жизнь осмысленной. Для человека это важно, он к этому стремится, а достигая их, испытывает радость и чувствует, что живет наполненной жизнью.

картинка Духовный поиск

То, что люди вкладывают в понятие «личностный рост», будет созвучно с их жизненными ценностями: профессионализм, образование, обогащение, достижение положения в обществе, нравственность, получение каких-либо навыков, полезных привычек и т. д.

Около пяти процентов людей чувствуют, что им недостаточно общепринятых материальных ценностей. У них возникает мысль, ощущение, что есть нечто более важное, высокое — духовное. Их жизнь в большей или меньшей степени сопровождается поиском этой духовности. Их личностный рост направлен на то, чтобы приблизиться к новому, более духовному состоянию.

Сложность в том, что никто не дает направления, где же искать, нет четкого определения, что такое духовный рост, духовный человек.

Жизнь этого человека проходит в постоянном поиске и с постоянным ощущением, что ему не хватает чего-то очень важного, но такого неуловимого.

Поиск самого себя

Вопросы возникают у него с детства. Форма их может быть разной, но по сути они сводятся к одному: «В чем смысл жизни?» — Зачем этот мир? Почему происходят те или иные события? Зачем вообще появились люди? Зачем я живу? Я же появился на этом свете. Не может такого быть, чтобы в этом не было цели, смысла. К чему-то это должно привести в итоге. И какова моя роль в этом?

У такого человека стойкое ощущение, что жизнь не сводится к простому существованию: поспать, поесть, развлечься, поработать — чтобы было где поспать, что поесть и чем развлечься. Такая жизнь для него — пустая. Оставить после себя новое поколение, чтобы оно… что? Продолжило делать то же самое? Жизнь ради продолжения жизни — этого недостаточно. Должна быть высшая цель — у отдельного человека и человечества в целом.

Раз уж жизнь дана, нужно прожить ее со смыслом, не растратить впустую. Значит, нужно быть выше обыденности, стремиться к чему-то большему, расти над собой, развиваться и искать, искать ответы на вопросы, которые даже не приходят в голову всем остальным. Довольствоваться существованием в бесконечном «дне сурка» такой человек не может и не хочет.

Духовный поиск заводит его на множество дорог. Религия, философия, медитации, эзотерика, духовные практики, тренинги личностного роста, аутотренинги, затворничество и уход в себя, поездки по местам силы… Поиск, поиск, поиск. Иногда такого человека частично наполняют более привычные вещи — музыка, литература, наука, языки.

Бывает ощущение, что что-то нащупал, но копаешь глубже, а ответов все нет. Со временем неудачи в поиске этих ответов начинают вызывать апатию, безразличие, уныние, депрессию. Сама жизнь и все происходящее вокруг начинает казаться пустым и бессмысленным, раз уж не получается этот смысл найти. Как жить, если не понимаешь зачем?

Такой человек по природе своей интроверт. Ему же нужно подумать, поразмышлять, побыть наедине с собой, в тишине. Если рядом постоянно люди, которые думают и говорят только о материальном, о несущественном в его понимании (что купить, что поесть, куда сходить), они начинают вызывать у такого человека неприязнь и желание отгородиться.

Чем хуже его внутреннее состояние, чем сильнее нехватка ответов на мучающие его вопросы, тем больше он уходит в себя, отстраняется от окружающих людей, даже от близких. И это подсказка!

картинка Жизненные ценности: поиск смысла

Духовный одиночка — нонсенс

Что такое рост вообще? Преодоление чего-либо, превозмогание, развитие из противоположности — из низшего в высшее. Так, маленький, несмышленый ребенок вырастает в большого, способного, самостоятельного человека. Бедный, зарабатывая, вырастает в состоятельного.
Неумеха, обучаясь, растет в профессионала. Значит, по аналогии эгоцентрик должен вырасти в того, кто умеет и любит быть среди других людей. Не насильно, а потому, что видит в этом смысл, потому, что это часть его сущности.

Одиночки по натуре, такие люди часто и ответы о смысле ищут в себе. Уйти в паломничество в глухой лес, забраться в Тибет и сутками медитировать, заглядывая внутрь себя. Отгородившись от мирского, обрести просветление… И, вернувшись, обнаружить, что остальные-то так и копошатся, погрязшие в материальном, духовно не выросшие? Или плюнуть и не возвращаться, прожить свою благостную жизнь и умереть в одиночестве? А смысл?

Что толку, если один конкретный человек обретет духовное состояние, — его жизнь конечна, на нем и закончится вся духовность.

Очевидно, что состояние, приближенное к духовному, может быть только среди других людей.

Чем лучше понимаешь людей со всем многообразием их свойств, желаний, особенностей, ценностей, социальных ролей, тем полнее видишь общую картину мира и свое место в нем, причины и следствия, цели и перспективы. Это делает жизнь осмысленной. А природные таланты такого человека, его интеллект, способность к сосредоточению, размышлению идеально подходят для этого.

Духовный путь — это некая форма ответственности перед другими. Тот, кому больше дано, и сделать может больше. Духовный поиск — это природная задача такого человека, — не для самого себя, а для всех. Духовный рост — это рост не над кем-то, а над самим собой, но с осознанием себя частью общности.

Путь в духовное лежит в физическом мире среди других людей. Чем разнообразнее и отличнее от тебя эти люди, чем лучше их понимаешь и принимаешь, чем приятнее и желаннее для тебя этот процесс, тем ближе оказываешься к духовному. Тем ближе все мы к общей цели.

Корректор: Анна Мороз

Автор публикации:
Екатерина Жаворонкова


Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Духовный поиск и развитие издревле были и остаются уделом ничтожно малого количества людей. Это происходит не потому, что большая часть населения планеты, по сути, двуногие животные или, как любят говорить некоторые последователи радикальных духовных течений, «космический мусор». Основная причина низкой популярности духовного поиска состоит в том, что инстинкт выживания человека подсказывает ему, мол, для начала неплохо бы наесться досыта, иметь крышу над головой и спутника жизни для продолжения рода.

Беда лишь в том, что большинство людей не знают, когда в подобных стремлениях следует остановиться и перестать искать всё более вкусную еду, дорогостоящую крышу и идеального спутника. В действительности человеку в материальном плане не так уж много и нужно, что бы вам не врали хорошо одетые люди с рекламных плакатов. Основной генератор счастья – наш ум, а не декорации вокруг. Но понять это можно только лишь утратив доверие к социуму и тому мышлению, которое воспитывалось в наших головах с раннего детства.

С недоверия и начинается духовный поиск. Когда вы чётко уверены, что всё в мире так, как должно быть, и порядок вещей вас устраивает, вам не до духовного поиска. Именно поэтому в большинстве случаев духовные искатели оказываются бунтарями. Вспоминается художественный фильм «Остров», в котором главный герой во время молитвы в храме поворачивался к иконе боком. Бунтарство, впрочем, не означает, что перед вами духовный искатель. Против системы можно бунтовать как просто ради развлечения, так и для того, чтобы прорекламировать другую систему. Ярким примером такого бунта являются мелкие религиозные организации, выступающие против крупных государственных религий.

Всякое учение, имеющее более одного последователя, ложно. Именно поэтому духовный поиск предполагает индивидуальный путь, «через тернии к звёздам». На этом пути у вас могут быть наставники, единомышленники, но никак не абсолютные авторитеты в виде книг или гуру. Если вы нашли некий источник «Истины», то на этом ваш духовный поиск окончен. Лишь недоверие ко всему может помочь вам идти дальше.

Недоверие, впрочем, не означает, что вы становитесь нелюдимой и конфликтной личностью. В традиции духовного поиска существует такое понятие как «цветы на обочине». Это и есть те самые способности, которые обретает духовный искатель. Характер этих способностей зависит от того, в каком направлении двигался ищущий и какие практики применял.

Направление духовного поиска во многом зависит от жизненной ситуации, которая сложилась у человека. Очень часто ищущего мотивирует болезнь. Тогда духовный путь начинается с оздоровительных практик: йоги, цигуна, пранаямы или техник визуализации. Излечившись от болезни, человек понимает, что в процессе исцеления для него открылся новый, неизведанный мир, в котором всё уже не так однозначно, как казалось раньше. Бывает и так, что духовный поиск человека начинается с тяги к неизведанному – тем законам, в соответствии с которыми строится бытие. Ищущий осваивает методы, которые помогают ему расширить диапазон восприятия, пытается постичь, как устроен мир на невидимом глазу духовном уровне.

Иногда к духовному поиску человека толкает сама система, оказывая постоянное давление на его личность. Отщепенцы всех мастей, белые вороны, гадкие утята и прочие «неудачники», просто-напросто вынуждены прекратить извечную социальную гонку за собственным хвостом и обратить внимание на себя. Почему социум не принимает человека? Ответ на этот вопрос можно найти в бесчисленном количестве эзотерических книг. Отличным примером подобной литературы являются книги Ошо и Толле.

Как правило, если духовный искатель не обостряет конфликт с социумом, то, благодаря «цветам на обочине», очень легко находит своё место в системе и налаживает контакт с окружающими людьми. Здесь уместно вспомнить книгу Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», в которой главный герой сначала отказывается от всеобщей гонки за пищей, а затем изобретает уникальный способ её добычи. При этом к подобной разработке Джонатан специально не стремится, а открывает метод ловли рыбы на глубине случайно, в процессе изучения возможностей своего тела.

Главное в духовном поиске, как уже писалось выше, – не останавливаться. Можно ещё добавить, что не следует относиться к тому, чего вы достигли, слишком серьёзно и трепетно. Как только вы решаете, что стали не просто рядовым ищущим, а человеком, достигшим на духовном пути неких успехов, эти самые «успехи», становятся кандалами на ваших метафорических ногах, идущих по духовному пути.

Какова же цель духовного поиска? Чего хотят обрести ищущие? Не проще ли тихо и мирно «заснуть» в одной «постели» с представителями любого религиозного течения и мирно подрёмывать под звуки проповедников или духовных гуру? Конечно, проще! Но ищущим движет тот внутренний огонь, который не даёт ему просто так смириться с очередным сводом законов, заставляя идти всё глубже и глубже. Именно поэтому цель духовного поиска не может быть чётко обозначена. Цель – это тупик на пути, а духовный путь не знает тупиков. Можно сказать, что цели духовного искателя постоянно меняются, трансформируясь по мере того, как он проходит очередной этап своего пути. В этом и прелесть духовного поиска – он живой и предполагает постоянные трансформации.

Успехов вам на пути духовном и пусть огонь поиска никогда не угасает в ваших сердцах!

7 494

Что такое поиск души? Для некоторых это означает нахождение их подлинного Я, для других это все о поиске смысла и цели их жизни. Это значит найти себя.

Что бы вы ни думали о поиске души, все сводится к одной простой вещи — это желание почувствовать себя так, как будто вы и жизнь в точности такие, какими должны быть.

Мы постоянно подвержены внешним воздействиям, которые отвлекают нас от «питания» наших душ. В таком информационном и социально управляемом мире легко забыть о том, что действительно делает нас счастливыми.

Но для многих поиск души может оказаться довольно сложным. Так как же мы можем искать себя? Вот ваше эпическое руководство по поиску души.

Почему мы находимся в поисках души?

Каждый человек, по крайней мере, в какой-то момент своей жизни, ставит под сомнение свое существование:

Почему я делаю то, что делаю? Я действительно счастлив? Это то, что я хочу в жизни?

Эти вопросы могут быть довольно пугающими. Но хорошо, что они у вас есть. Это означает, что вы готовы определить, что делает вашу жизнь полной.

Поиск души — это проверка совести, особенно в отношении мотивов и ценностей. Звучит достаточно просто. Но почему у нас есть желание искать душу?

По словам Келли Кейт, автора бестселлера «Моя личность: Автобиография выживания»:

«Большинство людей занимаются поиском души когда жизнь кажется несинхронной, или когда они застряли в колее, испытывают негативные чувства по отношению к своей карьере или отношениям».

Вы чувствовали себя «не синхронно» в последнее время? Как будто ничего не происходит в вашей жизни?

Признать, что чего-то не хватает, может быть сложно. Особенно, если вы чувствуете, что вам не хватает всего этого. Хорошей новостью является то, что признание того, что ваша душа нуждается в питании — это уже первый шаг в поиске души.

Шаги для переоценки ценностей

1. Загляните в себя
Вот сложный вопрос, который вы должны задать себе:

Если вы сидите в одиночестве одну минуту, вам нравится то, что вы видите или слышите внутри себя?

Большинство из нас не согласны с нашей внутренней сущностью, потому что у нас глубокие внутренние конфликты.

Либо мы не знаем, кто мы, либо кем мы стали против наших истинных ценностей. Если вы чувствуете ту же самую непринужденность в одиночестве, возможно, это потому, что вы по-настоящему не знаете себя, и поэтому вам неудобно быть в одиночестве.

Признание вашего дискомфорта перед собой — это первый шаг в процессе исцеления.

2. Возьмите тайм-аут
Иногда вы не понимаете, какую помощь может оказать ваша душа. Жизнь в этом мире, движимом успехом, уже такая беспокойная. Давление повседневной жизни может иногда доходить до вас, даже если вы этого не понимаете.

В эти моменты очень важно взять небольшой перерыв для себя.

Согласно автору «Справочника искателей душ» Эммы Милдон:

«Пришло время отдохнуть от жизни и позволить себе окно, каждый день, большое или маленькое, чтобы собраться. Будь то искусство приготовить себе чашку травяного чая, закрыть глаза, чтобы медитировать в течение некоторого времени, или дать себе минуту спокойствия посреди безумного дня.»

Позвольте себе разрешить сделать перерыв. Ваша душа поблагодарит вас за это!

3. Подведите итоги окружающих вас людей
Вы заглянули внутрь себя и решили, нравится ли вам то, что вы увидели или нет. Теперь пришло время сделать то же самое с людьми в вашей жизни.

Вас окружают позитивные, ободряющие и добрые люди? Или они ядовиты, злы и эгоистичны?

То, кем вы себя окружаете, определяет, кем вы станете.

Вот как важны люди в вашей жизни.

Трудно игнорировать людей, с которыми у вас были отношения в течение длительного времени. Но как только вы решите отпустить людей, которые мешают вашему росту, вы начнете жить лучше.

Окружайте себя только теми людьми, которые вдохновляют и любят вас — кем бы вы ни были и кем бы ни становились.

4. Поразмышляйте о своей трудовой жизни
Неудивительно, что статистика показывает, что 53% недовольны недовольны работой. Более половины населения не получают удовлетворения от своей трудовой жизни.

Возможно, вы также принадлежите к несчастной группе.

Если вам не нравится делать то, что вы делаете, должно быть трудно делать это 40 часов в неделю.

Спросите себя, действительно ли это того стоит. Вы честно хотите потратить годы своей жизни на то, что вам не нравится?

Опять же, признание проблемы является ключевым шагом в поиске души.

5. Отпустите то, что не служит вам
Как только вы узнаете о вещах и людях, которые не приносят пользы в вашу жизнь, пора их отпустить.

Часть вашего целостного развития позволит вам естественно перерасти отношения и органически встретить новых людей, которые стремятся жить в более целостном стиле, как вы.

Но это относится и к мелочам. Если вам не нравится ходить на определенные общественные мероприятия, не ходите. Не говорите с этим жутким коллегой, если не хотите.

Когда вы чувствуете внутреннее чувство, подозрение или необъяснимое желание пропустить общение с кем-то, отменить дружбу или просто больше не уделять время человеку — прислушайтесь к этому.

Поиск души заключается в том, чтобы делать то, что говорит вам ваш инстинкт, и принимать решения, которые вам подходят. Вот как вы получаете результаты, которые соответствуют вашей душе.

6. Научитесь влюбляться в природу
Даже наука подтверждает восстановительные силы природы. Мы все провели бесчисленное количество часов нашего детства, играя на природе — летом в прекрасных местах, отдыхая в кемпинге в пустыне и позволяя нашему воображению взбеситься.

Тем не менее, так или иначе, большинство из нас пренебрегают нашими отношениями с природой, когда мы становимся старше. Вместо этого мы приклеены к нашим удобствам и технологиям.

Но природа — это то, что обосновывает как. У нее есть волшебный способ успокоить нашу душу.

Связь с мирным, радостным опытом того, кто вы есть, напрямую доступна через достопримечательности, звуки, запахи и текстуры природы.

С природой мы сталкиваемся с подавляющим, но в то же время великолепным напоминанием о том, что мы всего лишь маленькая точка в бесконечной вселенной. Поэтому все наши заботы несущественны.

Природа обладает уникальной способностью напоминать нам о том, что важно.

7. Если нет пути вперед, сделайте разворот
Люди — упрямые существа. Нам не нравится признавать, что мы не правы. Нам также не нравится сдаваться.

Но иногда наступает момент, когда требуется удивительное смирение, чтобы обернуться и сказать: «Я был неправ». Или даже больше смелости, чтобы сказать «Я найду другой путь».

8. Прекратите «поиск»
Это может показаться странным, но самоанализ не означает погоню за чем-то внешним. Речь идет о том, чтобы узнать, что внутри, через внешний опыт.

Нам не нужно определять свою истинную сущность. Нам не нужно искать свою цель или придумывать истинное, подлинное «я».Мы уже являемся нашими настоящими, подлинными личностями. Вместо этого все, что нам нужно сделать, это выяснить, какие части нас, которые мы накопили за эти годы, на самом деле не мы.

Хватит гоняться за призраками и идеалами, определенными соглашениями. Загляните в себя и ищите там, а не снаружи.

Поиск души заключается в том, чтобы научиться чувствовать себя комфортно в одиночестве. Находясь в одиночестве, сидя со своими мыслями и слушая свое собственное сердце, вы указываете правильное направление.

Но мы путаем себя с одиночеством и страхом одиночества. И там мы совершаем ошибку.

По словам автора Хара Эстрофф Марано:

«Одиночество — это негативное состояние, отмеченное чувством изоляции. Чувствуется, что чего-то не хватает. Можно быть с людьми и при этом чувствовать себя одиноко — возможно, самая горькая форма одиночества.»

Что делает душу голодной, так это отсутствие уединения. Именно наша неспособность и страх одиночества мешают нам по-настоящему познать себя, найти свое предназначение и жить своей жизнью на наших собственных условиях.

Вместо этого мы окружаем себя другими людьми, материальными вещами и социальными наградами, которые только успокаивают наши души на секунду, но никогда больше.

Истина, которую вы найдете

Прямо сейчас вы полны вопросов и жаждете ответов. Но по мере того, как вы будете путешествовать в поисках души, одна вещь станет очевидной — вы можете никогда не получить ответы, но вы найдете радость и утешение в незнании.

Вы научитесь открывать глаза на мир. Вы можете даже понять это. Но как только вы подумали, что нашли ответы, последуют другие вопросы.

И вы найдете в этом красоту — жизнь — это бесконечная река.

  • Как найти свое место в жизни


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Minecraft как найти кость
  • Как исправить время в браузере
  • Как найти vst studio one
  • Как найти нулевую точку параболы
  • Как найти долю распавшихся атомов