Как найти два безударных слога

Безударный слог

В этой статье освящается тема «Безударный слог». Слог, не имеющий ударения. В орфоэпии выделяются: 1) первый предударный слог; 2) второй предударный слог; 3) заударные слоги. От положения безударного слога в слове зависит произношение гласного, входящего в него … БЕЗУДАРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (спец.). О звуке, слоге: не имеющий на себе ударения. II сущ. безударность, -и, ж.

Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков . Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборонао-бо-ро-на; строкастро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): ма й-ка, Са нь-ка, си м-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: и зжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уе зжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  • два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о- ттечь, да- нный;
  • два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша- пка, ра- вный.Исключениесоставляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка

Как научить читать ребенка-дошкольника

Рано или поздно любой нормальный родитель малыша дошкольника задается вопросами обучения чтению .

Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда малыш сам проявляет интерес к чтению. В этом случае обучение можно начинать сразу.

Другой случай, это когда особого интереса у ученика к буквам нет.

Начинать заниматься следует с букв, затем слогов, слов и постепенно переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по определенным законам. Если взрослому ясно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ребенку этого не понять, он может запомнить.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

1. стимулируйте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку разрядку после занятий.

4. Если малыш не хочет заниматься, значит возможности малыша не успевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего малыша плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Темпы обучения у всех своя и возможно способности вашего ученика лежат в другой области.

Если дошкольник научился читать сам, это не освобождает родителей от обязательства читать ему вслух. Психологи, для полного эмоционального развития ребенка, рекомендуют родителям читать детям книжки вслух аж до 14 лет!

Статья была посвящена теме «Безударный слог».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

Как считать безударные слоги?

Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор— из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор — 3-й.

Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.

Безударные слоги считают от ударного:

ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,

те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,

зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.

Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.

Рассмотрим пример: освежа ´ ющий, в нём 3-й слог ударный.

Считаем предударные слоги:

1-й предударный — све

2-й предударный — о

Считаем заударные слоги:

1-й заударный — ю

2-й заударный — щий

Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте «о» и «а» произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:

Догово ´ р — [дъгаво ´ р], звук [ъ] обозначает безударный гласный во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.

Ба ´ бушка — [ба ´ бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.

В Фонетическом словаре на этом сайте даются варианты транскрипции: одна из них — более подробная, учитывающая характер реализации гласных в разных безударных слогах, другая — упрощённая. В примечаниях говорится, какие особенности произношения опущены в упрощённой транскрипции. Для этого используются условные обозначения: * или цифры: 1, 2, 3 .

Слоги – это что? Виды слогов и правила деления на слоги

Лингвисты выделяют такое понятие, как слоги. Изучающим язык нужно уметь правильно определять их границы в словах и различать их по видам. Рассмотрим самые основные виды слогов, а также правила деления.

Слоги – что это такое?

Существуют разные подходы к определению этого понятия. С точки зрения фонетики, слог – это один звук или группа звуков, сопровождаемая выдыхательным толчком. В слове всегда ровно столько слогов, сколько в нем гласных. Можно сказать, что слог – это минимальная произносительная единица.

Слоговым (или слогообразующим звуком) является гласный. Согласный, соотвественно, считается неслоговым.

Виды слогов

Слоги также классифицируют на открытые и закрытые. Закрытые слоги оканчиваются на согласную, а открытые – на гласную. В русском языке отмечена тенденция к открытости слога.

Также если слог начинается с гласного звука, он является неприкрытым, а если с согласного – то прикрытым.

Выделяют еще слоги по акустическому строению:

  • восходящие, где от менее звучного (глухого согласного) идет и/или сонорный согласный, и/или гласный (па-па).
  • нисходящие, где, в отличие от восходящего, слог начинается от гласного, а затем идут уже сонорные согласные и/или глухие (ум).
  • восходяще-нисходящий, где получается подобие «горки», в которой сначала идут согласные по степени сонорности, затем вершина – гласный звук, и затем – «спуск» вниз, начиная с наиболее сонорных согласных (пинг-понг).
  • ровные слоги – одна гласная, то есть неприкрытые и открытые слоги являются ровными и состоят из одного только гласного (а).

Ударные и безударные слоги

Ударный слог – это слог, на гласную которого падает ударение, то есть гласная стоит в сильной позиции. На безударные слоги ударение не падает.

А безударные слоги, в свою очередь, делятся на два типа по отношению к ударному слогу: заударные и предударные. Нетрудно догадаться, что предударные стоят перед ударным слогом, заударные, соответственно, – после. Их также делят на предударные/заударные слоги разного порядка по отношению к ударному. Первый предударный или заударный находится ближе всего к ударяемому, второй по порядку стоит за первым заударным и предударным, и так далее.

Возьмем к примеру слово че-ре-до-ва-ни-е, где все слоги, стоит заметить, являются открытыми. Ударным будет четвертый слог -ва-, первым предударным – слог -до-, вторым – -ре-, третьим – че-. А вот первым заударным будет -ни-, вторым – -е.

Как делить слово по слогам?

Все слова можно поделить на слоги. В разных языках деление может происходить по-разному. Но как проходит деление в русском языке? Какие есть нюансы правила?

В целом, деление проходит по общим принципам:

  • Сколько гласных, столько и слогов. Если в слове есть один гласный звук, то это один слог, так как гласные являются слогообразующими. Например, это слова: кот, кит, тот, ток, которые состоят из одного слога.
  • Слогом может являться только гласный звук. Например, по слогам слово «этот» делится как э-тот.
  • Открытые слоги оканчиваются гласными, закрытые – согласными. Примеры открытости: мо-ло-ко, де-ле-ни-е, ко-ро-ва. Закрытые слоги встречаются, как правило, на конце слова или на стыке согласных (ком-пот, крот, дать). В русском языке, как уже говорилось, имеется тенденция к открытости слога.
  • Если в слове есть буква «й», то она отходит к предшествующему слогу. Например, мой-ка.
  • На стыке двух гласных происходит деление посередине, потому что двух гласных в одном слоге быть не может. В таком случае получается, что первый слог является открытым, а второй – неприкрытым (ха-ос).
  • Все сонорные (м, н, л, р) на стыке согласных перед глухими обычно «прилипают» к предшествующим им звукам, образуя слог.

Теории слогоделения

Тем не менее нет четких рамок того, что именно является слогом и где проходят его границы. Главное – наличие гласного, а вот определение границ может происходить по-разному. Существует несколько основных теории слогоделения.

  • Сонорная теория, в основе которой лежит принцип волны сонорности слога. Разработал ее ученый из Дании Отто Есперсен, а для русского языка продолжил идею Р. И. Аванесов. Он выделял четыре степени звучности, начиная с более сонорных и заканчивая несонорными. На вершине стоят гласные, затем по второй степени идут сонорные, третья степень – звонкие шумные, а на четвертом месте – полностью глухие согласные. То есть слог – это сочетание гласного с менее сонорными звуками, вплоть до несонорных.
  • Экспираторная теория (выдыхательная) подразумевает то, что слог – это один выдыхательный толчок. Сколько толчков, столько и слогов. Однако минус этой теории заключается в неопределенности границы слога на стыке согласных. В этой теории можно использовать свечку, чтобы понять, сколько слогов (воздушных толчков) в слове.
  • Теория «мускульного напряжения» несет в себе идею, что в слоге сочетаются уровни максимального и минимального мускульного напряжения (т. е. напряжния органов речи). Границей слога будут звуки минимального мускульного напряжения.

Теперь, когда вы знаете правила деления слов на слоги, у вас не возникнет проблем с переносом слов.

источники:

http://russkiy-na-5.ru/articles/637

http://fb.ru/article/319346/slogi-eto-chto-vidyi-slogov-i-pravila-deleniya-na-slogi

Содержание

  1. Два безударных слога совсем
  2. Как считать безударные слоги?
  3. Два ударных слога подряд
  4. Безударный слог
  5. Правила деления слов на слоги в русском языке
  6. Как научить читать ребенка-дошкольника

Два безударных слога совсем

Как считать безударные слоги?

Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор— из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор — 3-й.

Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.

Безударные слоги считают от ударного:

ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,

те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,

зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.

Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.

Рассмотрим пример: освежа ´ ющий, в нём 3-й слог ударный.

Считаем предударные слоги:

1-й предударный — све

Считаем заударные слоги:

Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте «о» и «а» произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:

Догово ´ р — [дъгаво ´ р], звук [ъ] обозначает безударный гласный во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.

Ба ´ бушка — [ба ´ бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.

Два ударных слога подряд

В прошлой статье мы подробно разобрали ситуацию нескольких подряд идущих безударных слогов, которые в метрической системе стихосложения образуют безударные стопы – пирихии (00) в двусложных ритмах или молоссы (000) – в трехсложных.
А что происходит, если в нашей звуковой схеме встречается два (крайне редко- более) подряд стоящих ударных слога (11)?

Напомню, что в русском языке в каждом слове – только один слог ударный, остальные – безударные. Исходя из этого сразу напрашивается вывод: ситуация появления в схеме 11 должна нас насторожить. Она может возникнуть только в двух случаях:

1. Не совсем корректной записи стиха – строка заканчивается мужской рифмой (мужская –с ударением на конце слова), а далее идет следующая строка, которая (так уж совпало!) начинается с ударения на первом слоге. И тут неважно какой длины (по количеству стоп) следующая строка – структура строк может быть и разностопной, важно, что это – следующая строка (правильнее – «стих») и при прочтении требуется пауза.

На дорогах гладь,
тишь,
а в висках стучит
боль.
Ты уже давно
спишь,
на моих губах
соль.
00 10 1
1
00 10 1
1
00 10 1
1
00 10 1
1
Разве я смогу
так
обрести в душе
рай?
Разве этот мир
враг,
если в сердце жив
май?

2. Вторая причина появления группы 11.. – это случай, когда фонетическое ударение одного слова стоит на его последнем слоге, а следующее за ним слово имеет фонетическое ударение на первом слоге, при этом, одно из этих ударений еще и Икт (сильная позиция стиха). Если фонетическое ударение стоит ПОСЛЕ ИКТА – это не так страшно: все слово произнесется нами безударно, слившись с следующим словом. Это тоже не совсем хорошо, но… еще не проблема:

Всё пройдет! « Будет день – будет пища…»
001 001 001 0
(здесь дважды слово «будет» –целиком попало в безударную зону стопы 001 и потому это – значимое!- слово произносится полностью безударно)

А вот если автор поставил слово с ударением на последнем слоге ПЕРЕД ИКТОМ то у него непременно возникнет проблема. Два Икта подряд нам не произнести – потребуется или пауза (уход на другую строку или насильственная цезура), или ударение само – автоматически — сместится при прочтении на другой слог и слово произнесется неправильно. Последнее – РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ. (Примеры – далее!)

Если вы почитаете учебники приличных теоретиков стихосложения (а себя я к оным не отношу!), то вы узнаете много интересного про каждую разновидность ритмического сбоя – они по разному называются в разных ритмах (двухсложных, трехсложных или в пеонах) ритмический РАСПАД УДАРЕНИЯ (несовпадение ритмического ударения с фонетическим), ритмический ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ (та же проблема, но для трехсложных ритмов, где есть еще и дополнительное – полусильное ударение), РАСПАД УДАРЕНИЯ В ТРЕХСЛОЖНЫХ и пр..

Я как Чайник по жизни, уже много раз эти учебники прочла и даже (вроде бы) все поняла, но запоминать термины и правильно отнести ритмическую ошибку к нужной разновидности – это увольте! И лень, и требует дополнительного напряжения мозгов, которые я предпочитаю направить на более нужные мне дела. Я не теоретик, а практик. А практику нужно одно – увидеть в странности получившейся ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ стихотворения знаки, указывающие на возможную ритмическую ошибку (если ее по какой-то причине не замечает слух).

Зачем мне эта головная боль? Например, я участвую в конкурсе или (совсем обнаглела!) хочу издать в бумажном переплете свои «шедевральные» стихи, отчего мне не хотелось бы, чтобы понимающие в поэзии люди ткнули пальцем на мою поэтическую необразованность. В этом случае приходится быть бдительным – проверить ритм своих стихов перед их публикацией или подачей на серьезный конкурс.

Какие бывают странности схем (помимо лишних нулей – безударных стоп — которые, как мы уже выяснили, нам не враги)? Это или появление стопы другого метра, или наличие в схеме двух подряд стоящих ударений, причем – внутри строки!

Два Икта подряд быть не может, поэтому при появлении 11 случится одно из двух: либо одно фонетическое ударение пропадает и прочитается безударно (превратится в 0), либо произойдет смещение фонетического ударения в неправильное место – возникнет РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ – техническая ошибка написания стихотворения.

Как же это различить: где – грубый просчет, а где – почти не мешающий звучанию недочет? Основное правило, которое нам нужно помнить, если при написании звуковой схемы мы натыкаемся на два подряд ударных слога, это:

ПЕРЕД ИКТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЛИ БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ ИЛИ ПАУЗА (ЦЕЗУРА), ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ К ВОСПРИЯТИЮ ИКТА НАШ СЛУХ.

Разберем несколько примеров, взятых мной из моих «прогулок по стихире»: (не обращайте внимания на качество этих стихов и на их дикую лексику – мы сейчас говорим только о их ритме!)

1.Двусложный ритм – ямб

Друзья, отверзьте очи, уши,
Раскройте мысли и мозги,
Очистите от грязи души:
ВашИ соседи — не враги!

МЫ все едины в доме этом,
Из Одной плоти — все равны:
Художники, певцы, поэты —
МЫ здесь для жизни рождены.

01 01 01 01 0
01 01 00 01
01 00 01 01 0
10 01 00 01

01 01 01 01 0
00 11 01 01
01 00 01 01 0
01 01 00 01

Схема ритма показывает нам на сразу два сомнительных места:

— «ВашИ соседи — не враги» (10 01 00 01) – попадание стопы хорея 10 в стихи, написанные ямбом: слово «ваши» стоит здесь не на месте: у него ударение на первом слоге, и Икт ямба заставит нас прочитывать «вашИ»,

— «Из Одной плоти — все равны» (00 11 01 01) – видим те самые два подряд идущих ударных слога. Не к месту поставлено слово «однОй» с ударением на втором слоге: Икт ямба требует ударения на первом, отсюда прочитывается «Одной».

2. Снова двухсложник – ямб:

Я мыслил, что пойду на срез,
Но ноги шли по старым тропкам
Всё с тем же стареньким комфортом
МоЕму разуму в протест.
01 00 01 01
01 01 01 01 0
01 01 00 01 0
00 11 00 01

В 4-ой строке видим два ударных подряд (моемУ рАзуму), При избранном автором ритме ямба Икты находятся на каждом втором слоге. Автор же поставил в начале строки трехсложное слово «моемУ» с ударением на последнем слоге, которое попало в безударную зону ритма. Получилось два ударения подряд. Если прочесть четвертую строку, как того требует фонетическое ударение, то ритм споткнется и потребует паузы, что либо испортит всю картину звучания, либо возникнет смещенное ударение «моЕму разуму» и мы получаем РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

3. Трехсложный ритм – анапест, где Икты обязательны на каждом 3-ем слоге, а в безударную зону (001) могут попадать самые разные по размещению их ударения слова.

Всё пройдет! «Будет день – будет пища…» –
Ты стоишь у черты. На пороге
ТвОё счастье застряло неслышно,
Выгоняя за дверь все тревоги…
001 001 001 0
001 001 001 0
011 001 001 0
001 001 001 0

Здесь смущает 3 строка «ТвОё счастье застряло неслышно», где ПЕРЕД ИКТОМ «счАстье» автор умудрился поставить двусложное слово «твоЁ» с ударением на последнем слоге. Это «твоЁ» невозможно прочитать безударно, как того требует ритм анапеста (твоЁ счАстье – 011 0), отсюда обязательно появляется невольное смещение ударения «твОе счАстье» — и мы получаем РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

Обратите внимание, КАКИЕ ДВУХСЛОЖНЫЕ слова чаще всего создают ритмические проблемы? Это — дополнительные члены предложения с ударением на втором слоге! В силу их смысловой «дополнительности» авторы обращают на них мало внимания и произносят вовсе без ударения, но, если они попали в безударную зону ПЕРЕД ИКТОМ ТРЕХСЛОЖНИКА, то их безударное произношение не получается и наружу вылезают все эти «кОгда», «Ещё», «пОка», «пОчти», «свАи»(своИ), «мАи» (моИ) и т.д.

4.
Не спеша, жизнь идет чередом,
Не большим получился наш дом.
Как у деда и в нашем заулке
На мосточках стихи звучат гулко
001 001 001
001 001 001
001 001 001 0
001 001 011 0

Пример, аналогичный предыдущему, только здесь перед Иктом трехсложника автор умудрился поставить уже не дополнительное, а вполне значимое слово с ударением на конце – «звучАт». К сожалению, сразу за этим «звучат» стоит Икт «гУлко», в итоге имеем: «звУчат гУлко» — РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

Машины правят новым миром,
Наполнив медный бак водой,
СловнО чудесным эликсиром,
Ведут народы за собой.
01 01 01 01 0
01 01 01 01
10 01 00 01 0
01 01 00 01

Ритм, конечно же, возьмет свое, и 3-я строка будет прочитываться либо с паузой (спотыкание в звучании»), либо со смещением ударения в неправильное место — «словнО чудЕсным элексИром» — типичный РИТМИЧЕСКИЙ СБОЙ!

6. Двусложник – ямб, пусть и с большим количеством пиррихиев (безударных стоп), но все же – ямб.

Что нам показывает данная схема? Два сомнительных места:

— строка «И презирать будУ по кругу» (00 01 10 01 0) – появилась неродная ямбу стопа 10 (стопа хорея) на месте слова «бУду», которое ритм ямба насильственно преобразует в неправильное «будУ»

Как можно исправить? Сравните: «ПришлИ на рЕквиемы дрУгу» (01 01 00 01 0)- по смыслу, конечно, плохо, но по ритму – безукоризненно. (показала вам эту замену только как пример того, какое именно по структуре слово здесь требуется)

На сегодня примеров ритмических сбоев хватит. Если вы хотите развернутой и подробной теории ритмических распадов, приглашаю вас на страницу «Семинар Юрия Петровича» (на Стихи.Ру). В моем сборнике – только минимально необходимые подсказки, где могут скрываться ритмические ошибки.

Безударный слог

Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.

Правила деления слов на слоги в русском языке

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборонао-бо-ро-на; строкастро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: и зжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уе зжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Как научить читать ребенка-дошкольника

Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда малыш сам проявляет интерес к чтению. В этом случае обучение можно начинать сразу.

Другой случай, это когда особого интереса у ученика к буквам нет.

Начинать заниматься следует с букв, затем слогов, слов и постепенно переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по определенным законам. Если взрослому ясно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ребенку этого не понять, он может запомнить.

И напоследок несколько правил для успешного обучения чтению:

1. стимулируйте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку разрядку после занятий.

4. Если малыш не хочет заниматься, значит возможности малыша не успевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего малыша плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Темпы обучения у всех своя и возможно способности вашего ученика лежат в другой области.

Если дошкольник научился читать сам, это не освобождает родителей от обязательства читать ему вслух. Психологи, для полного эмоционального развития ребенка, рекомендуют родителям читать детям книжки вслух аж до 14 лет!

Статья была посвящена теме «Безударный слог».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»

Источник

Как считать безударные слоги?

Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор— из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор — 3-й.

Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним.  В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.

Безударные слоги считают от ударного:

ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,

те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,

зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.

Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.

Рассмотрим пример: освежа´ющий, в нём 3-й слог ударный.

Считаем предударные слоги:

1-й предударный — све

2-й предударный — о

Считаем заударные слоги:

1-й заударный — ю

2-й заударный — щий

Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте «о» и «а» произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:

Догово´р — [дъгаво´р], звук [ъ] обозначает безударный гласный  во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.

Ба´бушка — [ба´бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.

В Фонетическом словаре на этом сайте даются варианты транскрипции: одна из них — более подробная, учитывающая характер реализации гласных в разных безударных слогах, другая — упрощённая. В примечаниях говорится, какие особенности произношения опущены в упрощённой транскрипции. Для этого используются условные обозначения: * или цифры: 1, 2, 3 .

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мне пришло письмо от девочки Кати. Она обиделась на
свою учительницу. Кате надо было правильно написать несколько слов с безударными
гласными
и проверить их. Она так старалась, но получить хорошую отметку
ей так и не удалось. Вот, посмотрите на её работу:

Как вы думаете, друзья мои, всё ли здесь в порядке? Неужели и
вы думаете, что учительница не права и просто придирается к Кате?

Ну что же, давайте разбираться.

Начнём с того, что выделим в словах корни. Находим общую
часть в первой паре слов. Ребята, посмотрите, в корне не один, а два слога. Теперь
поставим ударение в слове борода. Оно на последнем слоге, то есть на
окончании. Выходит, что оба слога в корне с безударными гласными!
Значит, каждый из них надо проверить. И проверочных слов тоже должно быть два. Однокоренным
словом бородка Катя проверила гласный во втором слоге, а первый гласный
проверим, изменив слово борода. Бороды. Теперь мы слышим и в
первом слоге звук [о]. Значит, и написать тоже нужно было букву О.

Следующее слово сторожить. Корень – сторож-. В
слове сторожить ударение на последнем слоге . В корне – два слога, то
есть два гласных, и оба безударные. Проверить надо каждый. Первый
гласный проверили словом сторож, а второй проверим словом сторожка.
Это такой домик для сторожа.

Как видите, и во втором слоге слов сторожить и сторож
надо писать букву О.

Следующее слово – зеленеть. Корень -зелен-. В
слове зеленеть ударение на третьем слоге. В корне – два безударных
гласных
. Первый проверили словом зелень, а ко второму
проверочным будет слово зелёный. Здесь есть чередование Е-Ё. Значит,
во втором слоге корня в словах зеленеть и зелень пишем букву Е.

Слово деревянный. Корень дерев-. Ударный – третий
слог. В корне два безударных гласных. Первый проверили словом дерево.
Для проверки второго гласного изменим его: деревья. В корне пишутся две
буквы Е.

Ну, вот мы и проверили работу, которую выполняла Катя. Я
думаю, она теперь поняла, что в русском языке есть слова, в которых не один, а
два безударных гласных в корне слова. И проверять надо оба
гласных.

Сторона и полоса,

Голова и голоса,

Колосок и волосок,

Борода и молоток.

Сторожить и зеленеть,

Говорить и хорошеть.

Молодой и дорогой,

Хлопотливый, золотой.

Это я просто решил несколько таких слов зарифмовать. На самом
деле слов с двумя безударными гласными в корне гораздо больше. И
для того, чтобы писать их без ошибок, надо уметь распознать такие слова, то
есть выделить в них корень. Если в корне слова два безударных гласных, к
каждому из них надо подобрать проверочное слово.

А давайте попробуем проверить ещё два слова – ветерок и
бережок.

Та-ак, в слове ветерок третий слог ударный. Безударные
гласные
в первом и втором слогах. Первый гласный проверяем словом ветер
и пишем букву Е. А второй гласный  э-э-э… м-м-м…  не могу я найти
проверочного слова ко второму гласному. Видимо, слово ветер словарное и
проверить написание второго гласного надо в орфографическом словаре, ну
и, конечно, запомнить. Ну вот, во втором слоге тоже надо писать букву Е. Ве-те-рок,
ве-тер.

Перейдём к слову бережок. Ставим ударение: бережок.
И в этом слове ударение на третьем слоге, а первый и второй безударные.
Проверяем первый гласный словом берег. А второй слог.

Да,
и вновь, кажется, берег – это словарное слово, которое я проверю по орфографическому
словарю
.

В
словах бережок и берег и в первом, и во втором слоге пишется
буква Е. Хотя… стоп-стоп. Есть проверочное слово ко второму гласному!
Это слово побережье! Побережье – это полоса земли вдоль берега моря. Но
всё-таки постарайтесь запомнить написание слов: бе-рег, бе-ре-жок с
двумя гласными Е.

А
вы знаете, друзья мои, что в русском языке есть очень много таких слов, у
которых есть слова-дублёры. Что это за слова такие? Сейчас
расскажу.

В
одном из стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева есть такие строчки:

«Хладен, светел,
День проснулся
…»

Или, например, строчка из стихотворения Василия
Андреевича Жуковского:

«Ты видел ли замок на бреге морском?».

Некоторые слова непривычно звучат? Конечно, сейчас
вряд ли кто-то скажет «хладный». Наши современники сказали бы «холодный». А
вместо слова брег мы говорим «берег».

Такие слова, как хладный, брег и многие
другие – это старославянские слова. А слова холодный, берег – исконно
русские.

Сейчас я предлагаю вам прочитать несколько русских
слов и эти же слова на старославянском языке и сравнить их.

город – град колос – клас берег – брег

борода – брада голос – глас серебро – сребро

ворота – врата голова – глава середина – среда

король – краль волосы – власы дерево – древо

хоромы – храм молоко – млеко

Обратите внимание на то, что в словах первого
столбика, русских словах, есть сочетание -оро-, а в словах-дублёрах,
старославянских, вместо -оро- – сочетание -ра-

Во втором столбике – сочетания -оло- и -ла- или -ле-.

В третьем столбике – сочетания -ере- и -ре-.

Большинство старославянских слов в современном
русском языке не употребляются. Ну, кто же сейчас скажет: «Ах, какого цвета
власы на твоей главе!
»? А вот в стихах поэтов, которые жили в девятнадцатом
веке – Тютчева, Жуковского, Пушкина и других – старославянские слова мы можем
встретить довольно часто.

Хотя и в речи наших современников используются
некоторые старославянские слова. Вот, например, русское слово короткий и
старославянское краткий на равных употребляются и в наше время. Только
смысловые оттенки этих слов немного отличаются.

Мы, например, говорим: «короткий рассказ» и
«краткий пересказ».

Или, допустим, слова страж и сторож.
Страж порядка, ночной сторож.

А
вот русское слово ворог сейчас не употребляется. Мы используем
старославянское слово враг. Как и слова шлем, а не шелом,
плен,
а не полон. Так что не все старославянские слова ушли из
нашего языка.

Ну,
вот и подходит к концу наш урок сегодня. Что же вам надо запомнить?

К
словам с двумя безударными гласными в корне надо подобрать два проверочных
слова.

Часто в словах с двумя безударными гласными в корне
встречаются сочетания -оро-, -оло-, -ере-.

И,
конечно, не забудьте написание словарных слов вЕтЕр и бЕрЕг с
двумя гласными Е в корне.

А
я прощаюсь с вами сегодня. До новых встреч!

Все слова состоят из слогов, есть открытые слоги и закрытые, орфограммы проверяют в слогах, где есть безударные гласные. Сколько слогов в слове определяем по количеству гласных. Если слово состоит из двух слогов это называется двусложное слово., примеры — кош-ка, ар-буз, ли-мон, ста-кан

Слово из трех слогов — трехсложное слово, примеры — ру-чень-ка, у-точ-ка, мо-ло-ко, ка-ран-даш

Слово из четырех слогов — четырехсложное, примеры — ку-ку-ру-за

Приведем примеры

Двусложные слова с безударными гласными в первом слоге

Се-ло, ударение на гласную О во втором слоге, безударная гласная в 1-ом слоге Е

Ло-за, ударение на гласную А

Но-ра, ко-ра, ко-за, пле-тень

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой айфон если геолокация отключена
  • Как составить рассказ про лучшего друга
  • Как можно найти угол между диагоналями
  • Как найти в фейсбуке как вконтакте
  • Как исправить сзв стаж за 2020 год если ошибка только в одном работнике