Как найти двувидовые глаголы

Двувидовые глаголы — это глаголы, которые имеют категорию совершенного или несовершенного вида в зависимости от их значения в контексте.

Узнаем, что такое двувидовые глаголы в русском языке, какие слова этой части речи принадлежат к двувидовым глаголам. Приведём список двувидовых глаголов.

Что такое двувидовые глаголы?

Вид — это постоянный грамматический признак глагола, который указывает на характер протекания действия во времени, отношение к его внутреннему пределу. С этой точки зрения глаголы русского языка делятся на группы:

  1. глаголы, имеющие видовые пары;
  2. одновидовые глаголы несовершенного вида;
  3. одновидовые глаголы совершенного вида;
  4. двувидовые глаголы.

Рассмотрим более детально, что такое двувидовые глаголы.

Двувидовые глаголы характеризуются тем, что имеют способность обозначать как незаконченность действия без указания его пределов, что свойственно глаголам несовершенного вида, так и могут выражать законченное или ограниченное каким-либо пределом действие, как глаголы совершенного вида.

Шиповник (что делает?) ранит мои пальцы острыми колючками (НСВ).

Он (что сделал?) ранил девушку своим неосторожным признанием (СВ).

Двувидовые глаголы содержат в себе признаки совершенного и несовершенного вида, выявить которые возможно только в определённом высказывании. Только благодаря контексту двувидовые глаголы реализуют одно из своих значений вида.

Понаблюдаем:

В своем выступлении артист (что делает?) сочетает художественное слово с музыкой (НСВ).

Художник мастерски (что сделал?) сочетал краски в изображении весеннего леса (СВ).

Двувидовые глаголы

Итак, в разных контекстах двувидовые глаголы могут указывать на результативное и завершенное действие и на незавершённый процесс, не имеющий результата, не достигший своего предела. Их вид, несовершенный или совершенный, диктует смысл высказывания.

Двувидовые глаголы не образуют соотносительных пар по виду, за исключением некоторых слов:

  • образовать — образовывать;
  • организовать — организовывать.

Группы двувидовых глаголов

Двувидовые глаголы можно объединить в следующие группы:

1. русские слова:

велеть, венчать (ся), взметать, даровать, женить, крестить, казнить, молвить, обещать, сочетать, родить;

2. заимствованные глаголы и слова, образованные от русских основ с помощью суффиксами -ова-, -ирова-:

  • организовать
  • гравировать
  • рапортовать
  • анонсировать
  • активировать

3. глаголы (старославянизмы) с конечным буквосочетанием -овать:

  • миновать
  • образовать
  • исповедовать
  • воздействовать
  • обследовать
  • наследовать
  • содействовать

В современном русском языке к группе двувидовых глаголов принадлежит множество заимствованных слов. Приведем список наиболее употребительных двувидовых глаголов.

Список двувидовых глаголов

  • активировать
  • амнистировать
  • ампутировать
  • аттестовать
  • блокировать
  • вакцинировать
  • визировать
  • вокализировать
  • гарантировать
  • герметизировать
  • дезинформировать
  • демонтировать
  • декорировать
  • деформировать
  • документировать
  • драматизировать
  • дублировать
  • идеализировать
  • изолировать
  • индексировать
  • квалифицировать
  • клонировать
  • конденсировать
  • констатировать
  • кооперировать
  • координировать
  • легализировать
  • ликвидировать
  • лимитировать
  • массировать
  • меблировать
  • мигрировать
  • нейтрализовать
  • нивелировать
  • ноукатировать
  • оккупировать
  • ориентировать
  • пакетировать

и пр.

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 13

Двувидовые глаголы


Двувидовые глаголы

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 396.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 396.

В этой статье описан особый вид двувидовых глаголов, которые совмещают в себе значение совершенного и несовершенного вида. Для лучшего понимания материала представлены наглядные примеры, рассмотрены группы двувидовых глаголов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое двувидовые глаголы?

Двувидовые глаголы – особый тип глаголов, которые совмещают в себе значение совершенного и несовершенного вида. В зависимости от контекста использования могут выступать со значением одного из видов.

Примеры двувидовых глаголов (обещать, исследовать) в речи:

Петя обещал нам, что сделает это завтра. (СВ)

Каждое утро она обещала себе взяться за изучение английского, но к вечеру забывала. (НСВ)

Ученый исследовал среду обитания этой бабочки. (СВ)

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Мы целый год исследовали особенности поведения диких лисиц. (НСВ)

Группы двувидовых глаголов

Существует две группы двувидовых глаголов, которые различаются по особенностям происхождения и образования:

  • Древние глаголы, их существует всего восемь: крестить, казнить, велеть, женить, обещать, венчать, ранить, молвить.
  • Глаголы старославянского либо западноевропейского происхождения на -овать, -ировать: конфисковать, обследовать, использовать, миновать, атаковать, телеграфировать, рапортовать, кристаллизовать.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Еркин Жексенбаев

    5/5

  • Екатерина Абдуллаева

    5/5

  • Anna Arutyunova

    5/5

  • Майя Тубольцева

    5/5

Оценка статьи

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 396.


А какая ваша оценка?

По наличию или отсутствию противопоставленности по виду все глаголы русского языка можно разделить на три группы:

  1. глаголы, соотносительные по виду, т. е. имеющие видовую пару, создающие видовую корреляцию;
  2. двувидовые глаголы;
  3. одновидовые глаголы.

Двувидовые глаголы — глаголы, лишённые формального выражения значений вида и употребляющиеся в значениях как совершенного, так и несовершенного вида.

  • — Взять терпение! — вскричал я вне себя. — А он между тем женится на Марье Ивановне!.. (женится — СВ)
  • (А. С. Пушкин)
  • Люди женятся; гляжу, (женятся — НСВ)*
  • Не женат лишь я хожу.
  • (А. С. Пушкин)
  • Эту комиссию долго реформировали. (НСВ)
  • Мы полностью реформировали эту комиссию. (СВ)

Группы двувидовых глаголов:

1. Самую древнюю и самую малочисленную группу образуют глаголы: женить, велеть, казнить, венчать(ся), обещать, ранить, крестить, молвить.

2. Некоторые глаголы на -овать (в основном представляют собой старославянизмы): исследовать, обследовать, расследовать, наследовать, воздействовать, образовать, использовать, миновать, содействовать.

3. Глаголы с суффиксами ова, ирова, заимствованные или образованные от иноязычных и собственно русских именных основ: организовать, атаковать, рапортовать, кодифицировать, кристаллизовать, складировать, локализовать, аттестовать, телеграфировать, электрифицировать.

Наряду с двувидовыми глаголами существуют одновидовые глаголы.

_____________

* НСВ — несовершенного вида, СВ — совершенного вида.

Поделиться публикацией:

Организация: МОУ «СОШ» п. Аджером

Населенный пункт: г. Корткерос

Тема нашей исследовательской работы – «Двувидовые глаголы в современном русском языке». Двувидовые глаголы – это глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида. При этом форма настоящего-будущего времени двувидового глагола омонимична не только в отношении вида (как и остальные формы двувидового глагола), но и в отношении времени. Двувидовость характерна для глаголов на –овать- (военизировать, аттестовать). Лишь несколько исходных двувидовых глаголов, например женить, велеть, казнить, бежать (из плена), имеют другую структуру.

Двувидовые глаголы неодинаково устойчиво функционируют в значениях обоих видов. Степень устойчивости зависит прежде всего от семантики глагола и от степени освоения глагола языком. Для выражения законченности действия от многих двувидовых глаголов такой семантики по мере их освоения языком образуются приставочные глаголы совершенного вида, например, отрапортовать, проинформировать.

Можно сказать, что двувидовые глаголы – неотъемлемая часть системы русского языка, так как, с одной стороны, глаголы вписываются в категорию вида, с другой – совмещают два значения в одной форме. К двувидовым относят примерно 600-700 глаголов (из них 50-60 древних). В ходе развития теории видов двувидовые глаголы привлекали внимание ученых, таких как В.В. Виноградов, Л.П. Демиденко, Т.В. Котелова, Ю.С. Маслов, И.П. Мучник, А.Н. Тихонов.

К сожалению, в школе двувидовые глаголы не подвергаются изучению. В школьных учебниках даже с ознакомительной целью не вводится информация о такой необычной группе глаголов.

Таким образом, актуальность исследования прежде всего обусловлена небольшим количеством работ, посвященных теме двувидовых глаголов. Кроме того, актуальность связана и с тем, что тема «Двувидовые глаголы» не изучается в школе. Это приводит к тому, что часть глагольной лексики остается вообще вне поля зрения учащихся. Между тем двувидовые глаголы используются и в учебной, и в научной литературе, и в публицистике.

Источниками нашего исследования служат материалы, представленные в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова (под редакцией Л.И. Скворцова).

Объектом исследования является категория вида русского глагола.

Предметом исследования являются двувидовые глаголы в современном русском языке.

Цель нашей работы – изучить специфику двувидовых глаголов в русском языке.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) проанализировать вопросы изучения особенностей категории вида глагола;

2) рассмотреть изученность двувидовых глаголов в русском языке;

3) проанализировать принципы описания двувидовых глаголов в словарях;

4) рассмотреть представленность двувидовых глаголов в школьных учебниках.

Основными методами нашей работы стали:

— метод компонентного анализа, а также анализ словарей.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы при преподавании курса морфологии и лексикологии современного русского языка, при изучении темы «Категория вида» в школе, в рекомендациях преподавателям и учителям.

§1. Своеобразие глагола как части речи

Русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей. А.М. Чепасова дает такое определение глагола: «Глагол есть часть речи или класс слов, выражающих действие как процесс и характеризующихся определенными морфологически выраженными категориями».

Приведенное выше определение глагола в принципе совпадает с определением В.В. Виноградова: «Глагол – это категория, обозначающая действие и выражающая его в формах лица, наклонения, времени, вида и залога».

Своеобразие глагола как части речи определяется его морфологической сложностью:

а) структурой парадигмы, которая объединяет большое количество разнородных форм;

б) системой морфологических категорий, сложных как с точки зрения значения, так и с точки зрения употребления (т.е. в семантическом и функциональном отношении).

Для «глагольного слова» (термин В.В. Виноградова) характерно богатство и разнообразие морфологических форм. Морфологические границы «глагольного слова» очень широки: глагольная парадигма включает спрягаемые (личные) формы, представляющие изменение по лицам и числам, временам и наклонениям, и неспрягаемые (неличные) – инфинитив, причастие и деепричастие. Многие лингвисты, считая парные по виду глаголы формами одного слова, а не самостоятельными лексемами, включают в глагольную парадигму и видовые формы. В этом случае морфологическая парадигма глагола еще больше усложняется.

Таким образом, глагольный «комплекс», включающий как изменяемые, так и неизменяемые формы, характеризуется морфологической неоднородностью. Вследствие этого у глагольных форм нет и синтаксического единства: личные формы всегда выступают в качестве сказуемого, причастие – в синтаксической функции определения, деепричастие – в функции обстоятельства, а инфинитив синтаксически универсален, так как может выступать в роли любого члена предложения. Объединяет члены глагольной парадигмы семантика процессуального признака предмета – она присуща любой глобальной форме.

§2. Своеобразие грамматической категории вида

Видом называется морфологическая несловоизменительная категория глагола, выражающаяся в противопоставлении грамматических классов совершенного и несовершенного вида и служащая для обозначения различий в характере проявления процессуального признака.

Н.С. Авилова пишет: «Вид как грамматическая категория опирается на видовую оппозицию, на видовую пару глаголов…Семантика совершенного вида понимается как семантика достижения внутреннего абстрактного предела действия».

От категории вида зависит и само образование глагольных форм: глаголы СВ и НСВ различаются формообразованием причастий (у глаголов СВ нет причастий настоящего времени), у них разные деепричастия (ср.: читая и прочитав), разные формы залога и будущего времени, императива совместного действия (ср.: Поиграем! и Давай играть!). Именно категория вида оказывается ведущей в грамматической системе русского глагола: она характеризует все глагольные формы, в том числе и форму инфинитива.

Категория вида принимает участие и в оформлении модальности высказывания. Основным морфологическим средством объективной модальности (указание на «реальность — нереальность» действия) является категория наклонения, но помимо обязательного для каждого предложения объективно-модального значения конкретное высказывание может нести в себе добавочное, субъективно-модальное значение, выражающее отношение говорящего к сообщаемому или к собеседнику. Субъективно-модальный потенциал категории вида проявляется в том, что в высказывании глаголы обоих видов могут приобретать дополнительные оценочные (коннотативные) компоненты значения.

§3. Состав двувидовых глаголов в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова

Словари играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания, накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и нормализации языка, содействуют повышению правильности и выразительности речи его носителей.

Существует несколько классификаций (типологий) словарей. «Тип любого словаря определяется факторами двоякого рода: характером отражаемого лексического материала и практическим значением».

В нашей работе мы обратились к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова под редакцией Л.И. Скворцова. Толковый словарь – это настольная книга педагога, журналиста. В настоящее время словари являются незаменимыми помощниками для определения значения того или иного слова. При необходимости интересующийся всегда сможет проверить свое предположение по данному словарю, который включает значительное число двувидовых глаголов. Данный словарь содержит лексику, активно использующуюся в различных сферах русского языка. Словарная статья включает толкование слова, примеры его употребления в речи, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности; указывается ударение и в трудных случаях произношение, приводится стилистическая характеристика.

Как отмечают ученые, определение принадлежности основной массы русских глаголов к тому или иному виду не вызывает затруднений не только благодаря языковому чутью носителей языка, но и благодаря чисто формальному префиксально-суффиксальному выражению видовой характеристики. Надо сказать, что в словарях глаголы совершенного вида представлены с помощью пометы сов., глаголы несовершенного вида – несов., а двувидовые глаголы обозначаются сов. и несов.

В следующем параграфе мы представим состав двувидовых глаголов в словаре С.И. Ожегова. Изучив все двувидовые глаголы, данные в словаре, мы распределили их в следующие семантически связанные группы:

1) глаголы со значением «придавать определенный внешний вид»;

2) глаголы, относящиеся к медицинской лексике;

3) глаголы со значением « создать/создавать определенную ситуацию»;

4) глаголы, относящиеся к юридической лексике;

5) глаголы, обозначающие переход из одного состояния в другое;

6) глаголы, указывающие на «влияние на человека»;

7) глаголы движения.

Итак, рассмотрим указанные группы.

§4. Семантические группы глаголов

4.1 Глаголы со значением «придавать определенный

внешний вид»

Гофрировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Выпарить (-ивать) (соленую воду) для получения соли (с. 126).

Декорировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Придать (-авать) чему-н. красивый вид внешним убранством (с. 138).

Костюмировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Одеть (одевать) в театральный или маскарадный костюм (с. 251).

В данной группе нами было выявлено 3 глагола. При образовании данных двувидовых глаголов использовался суффикс –ирова.

4.2. Глаголы, относящиеся к медицинской лексике

Ампутировать, — рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Произвести (-водить) ампутацию чего-н. (с. 31).

Анатомировать, — рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Вскрыть (-ывать) труп для научных или судебно-медицинских целей (с. 32).

Анестезировать, — рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Вызвать (-ывать) анестезию (в 1 знач.), обезболить (-ивать) (с. 32).

Госпитализировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Поместить (-ещать) в больницу, в госпиталь для лечения (с. 126).

Иммунизировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Сделать (делать) невосприимчивым к заразному заболеванию (с. 209).

Обследовать, дую, -дуешь; -ованный; сов. и несов. Произвести (-водить) осмотр, проверку чего-н. (с. 359). Также данный глагол можно отнести и к глаголам движения, так как значение этого слова можно воспринимать двояко.

Оперировать, рую, -руешь; -ованный; сов. и несов. Подвергнуть (-гать) операции (с. 372).

Парализовать, -зую, -зуешь; -зованный; сов. и несов. 1. Привести (-водить)

состояние паралича. 2. перен. Лишить способности или возможности действовать (с. 403).

Реанимировать, рую, -руешь; сов. и несов. Произвести (производить) реанимацию (с. 541).

Санировать, рую, -руешь; сов. и несов. Оздоровить (оздоровлять) что-н. (с. 561).

Скальпировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Снять (снимать) с кого-н. скальп (с. 578).

Стерелизовать (во 2 знач.), зую, -зуешь; -ованный; сов. и несов. 1. Сделать (делать) стерильным, обеззаразить (-раживать). 2. Сделать (делать) неспособным к деторождению путем особой операции (с. 614).

Тампонировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Вставить (-влять) тампон во что-н. (с. 631).

Травмировать, рую, -руешь; сов. и несов. Нанести (наносить) травму; вызвать (вызывать) нервное потрясение, переживание (с. 645).

Трансплантировать, рую, -руешь; сов. и несов. Произвести (производить) трансплантацию (с. 646).

Трепанировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Произвести (-водить) трепанацию чего-н. у кого-н. (с. 648).

Шунтировать, рую, -руешь; сов. и несов. В хирургии: провести (проводить) операцию по вживлению шунта (с. 722).

Эксгумировать, рую, -руешь; сов. и несов. Произвести (производить) эксгумацию (с. 726).

К медицинской лексике мы отнесли 18 двувидовых глаголов, которые были образованы при помощи суффиксов –ирова- (ампутировать, шунтировать), -изирова- (госпитализировать, иммунизировать) и одно слово, оканчивающееся на –овать (обследовать).

4.3. Глаголы со значением «создать / создавать определенную ситуацию»

Игнорировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Умышленно не заметить (-ечать), не принять (-нимать) во внимание (с. 201).

Пародировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Представить (-влять) в пародийном виде (с. 404).

Скандализировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Поставить (ставить) чем-н. в скандальное, неловкое положение (с. 578).

Инсценировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. Приспособить (-соблять) для постановки на сцене театра или в кино. 2. Притворно изобразить (-ажать) что-н. (с. 212).

Симулировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Притворяясь, создать (-давать) ложное представление о наличии чего-н.

В группе глаголов со значением «создать / создавать определенную ситуацию» нами было выявлено пять глаголов с суффиксом –ирова- (игнорировать, пародировать, инсценировать, симулировать) и один глагол с суффиксом –изирова- (скандализировать).

4.4. Глаголы, относящиеся к юридической лексике

Амнистировать, — рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Применить (-нять) амнистию к кому-н. (с. 31).

Инкриминировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Вменить (-нять) вину, предъявить (-влять) кому-н. обвинение в чем-н. (с. 211).

Переосвидетельствовать, твую, -твуешь; -анный; сов. и несов. Освидетельствовать вновь (с. 415).

Протоколировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. Составить (-влять) протокол (в 1, 2, 3 знач.). 2. Описать (-сывать) точно и сухо, как в протоколе (с. 506).

Расследовать, дую, -дуешь; -анный; сов. и несов. Подвергнуть (-гать) всестороннему рассмотрению, изучению, произвести (-водить) следствие (с. 535).

Фальсифицировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Подделать (-лывать), исказить (-ажать) с целью выдать за подлинное, настоящее (с. 678).

Юстировать, рую, -руешь; сов. и несов. Провести (проводить) юстировку (с. 733). и др.

К юридической лексике мы отнесли 27 глаголов. Наше внимание привлек глагол переосвидетельствовать, который образован при помощи префикса –пере. Это единственный глагол в данной группе, который образован при помощи префикса.

4.5. Глаголы, обозначающие обработку предмета или его поверхности

Анодировать, — рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Покрывать металлическую поверхность пленкой окислов металла путем электролиза (с. 33).

Асфальтировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Покрыть (-ывать) асфальтом (с. 37).

Гудронировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Покрыть (-ывать) гудроном (с. 131).

Деформировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Изменить (-нять) форму чего-н. (с. 143).

Иллюминовать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Украсить (-шать) иллюминацией (с. 208).

Кристаллизовать, -зую, -зуешь; -ованный; сов. и несов. Превратить (-ащать) в кристаллы (с. 256).

Модифицировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. То же, что видоизменить (нять) (с. 299).

Озонировать,рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. Обратить (обращать) в озон. 2. Очистить (очищать) озоном (с. 367).

Рафинировать,рую, -руешь; сов. и несов. 1. Очистить(очищать) от примесей. 2. Обработкой превратить (-ащать) в рафинад (с. 540).

Силосовать,сую, -суешь; -ованный; сов. и несов. Обратить (-ащать) в силос (с. 576).

Сталировать,рую, -руешь; -рованный; сов. и несов. Покрыть (-ывать) тонким слоем стали при помощи электролиза (с. 610).

Татуировать,рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Наколоть (-калывать) по коже узоры особой краской (с. 632).

Хромировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Покрыть (-ывать) хромом (в 1 знач.) для придания твердости, прочности (с. 697). и др.

В данной группе представлено 31 глаголов на –ирова- (гудронировать, асфальтировать и т.д.), один глагол на –изова- (кристаллизовать), и один глагол на –овать (силосовать).

4.6. Глаголы со значением «оказать / оказывать влияние на человека»

Велеть, -лю, -лишь; сов. и несов. То же, что приказать (-зывать) (с. 72).

Воздействовать, -твую, -твуешь; сов. и несов. Оказать (-зывать) воздействие, повлиять (влиять) (с. 87).

Группа глаголов со значением «оказать / оказывать влияние на человека» является самой малочисленной, в ней представлено всего лишь два глагола, где глагол велеть является исконно русским, а глагол воздействовать – заимствованным.

4.7. Глаголы движения

Ангажировать, — рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. Предложить (-лагать) ангажемент кому-н. 2. Пригласить (-ашать) на танец (с. 32).

Атаковать, -кую, -куешь; -ованный; сов. и несов. Произвести (-водить) атаку (с. 37).

Бежать, бегу, бежишь, бегун; несов. 1. Двигаться быстрым, резко отталкивающимся от земли шагом. 2. перех. Быстро двигаться, проходить, течь, миновать. 3. также сов. Спасаться (спастись) бегством. 4. О часах: идти вперед, спешить (с. 36).

Дезертировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Совершить (-шать) дезертирство (с. 137).

Демонстрировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. Принять (-нимать) участие в демонстрации. 2. Показать (-ывать) наглядным способом (с. 140).

Дипломировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Выдать (-авать) диплом кому-н. (с. 145).

Катапультировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Выбросить (-асывать) из самолета при помощи катапульты (в 3 знач.) (с. 228).

Оккупировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Произвести (водить) оккупацию чего-н. (с. 368).

Пикировать, рую, -руешь; сов. и несов. Маневрируя, лететь (полететь) на самолете вниз почти вертикально (с. 422).

Торпедировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. Атаковать, поразить (-ажать) торпедой. 2. Сорвать (срывать) какое-л. мероприятие, помешать его осуществлению (с. 643).

Транспортировать,рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Перевезти (-возить) из одного места в другое (с. 646).

Финишировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. 1. Прийти (приходить) к финишу. 2. Пройти (проходить) в финише (с. 682). и др.

К глаголам движения мы отнесли 72 двувидовых глаголов. Наше внимание привлек глагол бежать, который имеет в одном значении форму только совершенного вида, а в другом значении форму несовершенного вида, то есть при определении вида глагола нужно учитывать контекст, дабы избежать ошибки.

4.8. Глаголы со значением «наделить / наделять определенными чертами»

Американизировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Привить (-вивать) кому-чему-н. черты американского образа жизни, поведения и т.п. (с. 31).

Европеизировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Придать (-вать) кому-чему-н. вид, формы, свойственные западноевропейской жизни, обиходу (с. 161).

Полонизировать,рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Сделать (делать) поляком по языку, обычаям (с. 452).

Русифицировать,рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Делать русским по языку, обычаям (с. 555).

Украинизировать, рую, -руешь; -анный; сов. и несов. Внедрить (-рять) во что-н. украинскую культуру, язык, обычаи (с. 663).

К этой группе глаголов мы отнесли 5 двувидовых глаголов, которые имеют определенные черты, характерные для какого-либо из народов.

В данном параграфе нами было рассмотрено 163 двувидовых глагола. Проанализировав двувидовые глаголы в словаре С.И. Ожегова, можно сделать вывод, что наиболее ярко представлены глаголы, обозначающие обработку предмета или его поверхности и глаголы движения.

§5. Представленность двувидовых глаголов в школьных учебниках

Мы уже отмечали, что в школе двувидовые глаголы не подвергаются изучению. В школьных учебниках даже с ознакомительной целью не вводится информация о такой необычной группе глаголов.

Проанализировав все школьные учебники на предмет наличия или отсутствия в них информации о двувидовых глаголах, лишь в учебнике за 10-11 класс под редакцией А.М. Власенкова / Л.М. Рыбченковой мы обнаружили два упражнения, которые требуют знания двувидовых глаголов. При этом понятие о двувидовых глаголах не рассматривается. Тем самым ученики при выполнении задания не смогут дать точного ответа на поставленный в задании вопрос. Обратимся к этим упражнениям.

101. Списывая, определите спряжение глаголов, укажите вид.

Смотр..шь, вид..шь, рису..те, катат(?)ся, накл..нят(?)ся, (не)навид..шь, держ..т, разве..шь, вымо..шь, выро..те, мир..те, стон..шь, завал..ш(?)ся, мину..шь, наряд..те, увенча..шь, камене..шь, завис..те, терп..те, направлят(?)ся, обход..шь, передвигат(?)ся, пов..рач..ват(?)ся, ск..льзить, теч(?), тянуть, пр..ближат(?)ся, переходить.

В данном упражнении слово минуешь является двувидовым. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается такое определение слову миновать:

Миновать, -ную, -нуешь. 1. сов. и несов; кого-что. Пройти (проходить), проехать (проезжать) мимо кого-чего-н. М. деревню. 2. сов., преимущ. с отриц., чего и с неопр. Избавиться, освободиться от чего-н. (разг.). Чему быть, того м м. (посл.). Тебе нем. неприятностей. 3. (1 и 2 л. не употр.),сов. Пройти, окончиться, а также (об опасности) больше не существовать, не быть. Гроза миновала. Опасность миновала (больше не грозит). 4. минуя кого-что, в знай. предлога с вин. п. Исключая кого-что-н., не прибегая к кому-чему-н., не касаясь кого-чего-н. Действовать минуя руководителя. || сущ. минование, -я, ср. (к 3 знач.; устар.). За минованием надобности (офиц.) (с. 290).

Но ученики этого могут и не знать, так как ими не была изучена данная тема. Следовательно, они могут испытать затруднения в выполнении задания – определении вида глагола: минуешьчто делаешь? или что сделаешь? Поэтому мы считаем, что изучение темы «Двувидовые глаголы» нужно включить в школьный курс русского языка.

Следующим заданием было упражнение на образование страдательных причастий прошедшего времени.

347. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Рубить, срубить, не рубить, печь на углях, печь картофель, купить, продать, тушить, заквасить, премировать, гранулировать, осмыслить, прочитать, конкретизировать, прессовать, конвертовать, сортировать, атаковать, цементировать, мешать, ранить, поранить.

Выполняя это задание, учащемуся обязательно следует определять вид глагола, потому что, например, в примере печь картофель мы образуем отглагольное прилагательное печеный (картофель), которое пишется с одной н, т.к. печь – глагол несовершенного вида, а от глагола продать – причастие проданный, которое пишется с двумя н, т.к. продать – глагол совершенного вида. Но не у всех представленных глаголов можно определить конкретное видовое значение, в результате чего трудно ориентироваться на вид глагола при определении написания причастия.

Так, в данном упражнении двувидовыми являются глаголы премировать, гранулировать, конкретизировать, атаковать, цементировать, от которых образуются формы страдательных причастий прошедшего времени: премированный, гранулированный, конкретизированный, атакованный, цементированный, а также глагол ранить, образующий отглагольное прилагательное раненый (солдат) и причастие раненный (пулей), если есть зависимое слово.

Таким образом, тема «Двувидовые глаголы» является далеко не изученной, особенно в методическом плане. Считаем отсутствие в школьной программе темы «Двувидовые глаголы» недостатком. Полагаем, что эту тему нужно изучать, чтобы не было затруднений в правильном использовании данной группы глаголов, в образовании и написании производных форм, а также для более полного представления категории вида русского глагола.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе были проанализированы двувидовые глаголы, представленные в Толковом словаре С.И. Ожегова. Картотека автора насчитывает 310 карточек. Проведенное нами исследование вызвано стремлением проникнуть в сложную сущность структуры семантической группы таких глаголов, изучить специфику двувидовых глаголов в русском языке. Объектом нашего внимания была категория вида русского глагола.

В исследовательской работе мы раскрыли теоретические основы данного исследования: русский глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей. Различают глаголы одновидовые, парные и двувидовые. В современном русском языке существует группа так называемых двувидовых глаголов, совмещающих в одном лексическом значении функции совершенного и несовершенного видов: казнить, молвить, рекомендовать, госпитализировать.

Анализируя исследовательскую литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что тема «Двувидовые глаголы в современном русском языке» представляется весьма актуальной и практически значимой темой, что, к сожалению, в настоящее время существует мало работ, посвященных данному вопросу.

В своей работе мы обратились к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова под редакцией Л.И. Скворцова. Данный словарь содержит лексику, активно использующуюся в различных сферах русского языка. В словаре мы выявили 310 двувидовых глаголов. Надо сказать, что в словарях глаголы совершенного вида сокращенно обозначаются сов., глаголы несовершенного вида – несов., а двувидовые глаголы обозначаются сов. и несов.

Изучив все двувидовые глаголы, представленные в словаре, мы распределили их в следующие семантически связанные группы:

1) глаголы со значением «придавать определенный внешний вид», например: гофрировать, декорировать;

2) глаголы, относящиеся к медицинской лексике (анестезировать, реанимировать);

3) глаголы со значением «создать / создавать определенную ситуацию» (симулировать, скандализировать);

4) глаголы, относящиеся к юридической лексике (инкриминировать, фальсифицировать);

5) глаголы, обозначающие обработку предмета или его поверхности (кристаллизовать, озонировать);

6) глаголы, со значением «оказать / оказывать влияние на человека» (велеть, воздействовать);

7) глаголы движения (финишировать, транспортировать) и др.

Рассмотрев все группы, мы определили, что наиболее объемной являются группы, включающие медицинскую лексику и глаголы движения.

Можно заметить, что наиболее часто употребляемыми являются глаголы с суффиксами –ирова-, -изирова-, с помощью которых образуются двувидовые глаголы.

Помимо словаря мы проанализировали школьные учебники на предмет наличия или отсутствия в них информации о двувидовых глаголах. К сожалению, в школе двувидовые глаголы не подвергаются изучению. В школьных учебниках даже с ознакомительной целью не вводится информация о такой необычной группе глаголов. Лишь в учебнике за 10-11 класс под редакцией Власенкова / Рыбченковой мы обнаружили 2 упражнения, которые требуют знания двувидовых глаголов. При этом понятие о двувидовых глаголах не рассматривается. Тем самым ученики при выполнении задания не смогут дать точного ответа на поставленный в задании вопрос.

Следовательно, они могут испытать затруднения в выполнении задания. Поэтому мы считаем, что изучение темы «Двувидовые глаголы» нужно включить в школьный курс русского языка.

Таким образом, тема «Двувидовые глаголы в современном русском языке» является далеко не изученной, особенно в методическом плане. Считаем отсутствие в школьной программе темы «Двувидовые глаголы» недостатком. Полагаем, что эту тему нужно изучать, чтобы не было затруднений в правильном использовании данной группы глаголов, в образовании и написании производных форм, а также для более полного представления категории вида русского глагола.

Список литературы

  1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. – М.: «Наука», 1976. – с. 20-21.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. – М.: Дрофа, 2004. – 447 с.
  3. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. — М., 1971. – с. 235.
  4. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. — Русская грамматика. — Л., 1967. – с. 342.
  5. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., 1967. – с. 198.
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Барова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 9-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2006. – 176 с.
  7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 8-го класса основной школы / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. – 304 с.
  8. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Е. Розенталь, М.И. Фомина. – М.: Логос, 2005. – 527 с.
  9. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов. – М. — Л.: Учпедгиз, 1947. – с. 345.
  10. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений в русском глаголе. – М.: Наука, 1982. – 235 с.
  11. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 464 с.
  12. Грамматика русского языка: В 2 т. Т.1 Фонетика и морфология — М.: Изд-во АН СССР, I960. — 719 с.
  13. Демиденко Л.П. К проблеме двувидовости в современном русском языке / Л.П. Демиденко // Вопросы морфологии и синтаксиса современного русского языка. – Новосибирск, 1966. – 321 с.
  14. Демиденко Л.П. Некоторые вопросы слово- и формообразования двувидовых глаголов в современном русском языке. – В кн.: Грамматика и лексика русского языка. — Л., 1971. – 126 с.
  15. Демиденко Л.П. Современный русский язык: Глагол / Л.П. Демиденко А.Н. Наумович — Минск: Высшая школа, 1982. — 176 с.
  16. Зализняк Анна А., Шмелев А.Д. Введение в русскую аспектологию, изд. 2-е. — М., 2000. – 341 с.
  17. Кочеткова Т.В. Функционирование двувидовых глаголов в русской разговорной речи / Т.В. Кочеткова II Русский глагол (в сопоставительном освещении): Межвузовский сборник научных трудов. — Волгоград: Изд-во ВПИ, 1988. — с. 99-106.
  18. Кузнецов П.С. Очерки исторической морфологии русского языка / П.С.Кузнецов. — М.: МГУ, 1959. — 275 с.
  19. Кузнецова Э.В. Предисловие // Лексико-семантические группы глаголов. — Свердловск, 1988. — с. 3.
  20. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – М., 1991. – 215 с.
  21. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. — С.-П.: «Академия», 1978. – 195 с.
  22. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: учеб. пособие / Е.Н. Ремчукова. – 2-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2007. – 144 с.

настаива
ть
).

-Е/ТЬ
в глаголах с
приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ



пишется в непере
ходных глаголах с
приставкой ОБЕС-/

ОБЕЗ-
, обозначаю
щих действие, зам
кнутое на самом
субъекте (обес
силе
ть
от усталости,
обес
крове
ть

Вид
— это категория глагола, отражающая то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым. В русском языке различают два вида: совершенный
и несовершенный
.

Глаголы несовершенного вида
передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».

Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».

Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие. Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду
, передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Настя нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».

Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».

Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени.

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары
. К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.

Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн
у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успехов!

Присоединяйтесь к нам в
!

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Изучение которой включает множество правил и исключений из них. В этой статье коснемся понятия вида глагола и правильного употребления в речи глаголов того или иного вида.

Какие бывают виды глаголов еще?

В современном русском языке встречаются одновидовые и двувидовые глаголы. К первому типу относятся слова, которые имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида по следующим критериям:

  1. Действие не стремится к достижению какого-либо результата. Чаще всего оно выражает эмоции. Например: ненавидеть, сожалеть, ожидать.
  2. Глагол выражает состояние человека: плакать, мечтать, молчать, болтать.
  3. Слово обозначает движение. Примеры: бежать, прыгать, танцевать.
  4. Глагол передает действие со значение «слегка»: покрикивать, поспевать.
  5. Слово имеет значение действия, сопровождающего другое, как в случае с «причмокивать» или «пританцовывать».
  6. Глагол обладает значением, связанным с профессиональной деятельностью. Например: плотничать, учительствовать.
  7. Действие имеет обоюдный характер. Пример: перешептываться, переглядываться.

К этому же типу относят глаголы совершенного вида:

  1. Содержащие в своем составе несколько префиксов: подзабыть, понабрать.
  2. Обозначающие действие, которое произошло моментально. Например: хлынул, полыхнул.
  3. Которые показывают, что действие дошло до своего логического завершения. К примеру: отзвонить, отшуметь.
  4. Обозначающие начало процесса: поскакать, заплакать.
  5. Выражающие избыточное значение. Пример: насмотреться, набаловаться.

Для чего нужно знать о видах глагола?

Казалось бы, что может быть сложного в таком понятии как вид глагола? В русском языке бывают правила и сложнее. Но, как ни странно, именно с данным правилом связана одна из самых распространенных ошибок в построении предложений и даже текстов. Дело в том, что вид глагола и всех глагольных форм (напомним, что причастие и деепричастие одни лингвистические школы относят к самостоятельным частям речи, другие — к особым формам глагола) должен быть единым в определенном речевом отрезке. То есть действие либо совершено (будет совершено), либо совершается в момент речи.

«Бабушка испекла пирожки, заваривала чай, пригласила нас обедать, и мы хотели остаться
» — в одном предложении чередуются глаголы и того, и другого вида, из-за чего смысл фразы трудно уловить. «Зайдя к соседу, я спрашивал, есть ли у него соль
» — в этом предложении не совпадает вид деепричастия и глагола, действие вроде бы уже совершено, но в то же время и нет. Правильнее построить фразу так: «Зайдя к соседу, я спросил…
«

Infinitus значит неопределённый

Глагол – это речевая единица, у которой можно определить род, время, лицо и другие морфологические характеристики. Но если глагол находится в инфинитиве, единственным признаком, какой мы можем увидеть, является совершенный вид либо несовершенный. Инфинитив – это, иначе говоря, неопределенная или, как еще ее называют, начальная форма глагола. Это свойство данной части речи помогает разобраться с правописанием окончаний глаголов, когда речь идет о спряжении. К инфинитиву можно задать вопросы что делать? (сделать?) Он обычно оканчивается на -ть (ходить, пилить, садить и др.), на -ти (идти, найти, спасти и др.) или на -чь (стеречь, испечь, залечь и др.).

Признаки глаголов

В русском языке у глаголов имеются следующие признаки:

  • Лицо
  • Число
  • Время
  • Наклонение
  • Вид
  • Род
  • Залог
  • Спряжение
  • «Возвратность»

Наклонение

Инфинитив Изъявительное: Условное (сослагательное): Повелительное:
работать работаю работал бы работай
писать пишу писал бы пиши
делать делаю делал бы делай

Глаголы в изъявительном наклонении описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть — вижу.

В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка (напр., почитай-ка), которая несколько смягчает приказание.

Вид глагола

  • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос «что делать?») (рисовать, петь).
  • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос «что сделать?») (нарисовать, спеть).

Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

  • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
  • грянуть, очутиться (только совершенный вид).

Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида — двувидовые глаголы (велеть, обещать, ранить, казнить, многие глаголы на -ировать).

Род глагола

Род глагола, как и у имён существительных, может быть мужским, женским или средним. Глагол проявляет признак рода только в прошедшем времени, род глагола определяется по окончанию (делал, делала, делало).

Залог глагола

Залог глагола может быть действительным или страдательным. Действительный залог употребляется, когда описываемый объект совершает действие (например: «Ученик читает книгу.»). Страдательный залог употребляется, когда действие совершается над объектом («Книга читается учеником»).

§5. Спряжение

Спряжение глагола — это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

Образцы спряжений

Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе. Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить

, то это глагол 2 спряжения. Исключение
: брить, стелить
и устаревшее слово зиждиться
. Также ко 2 спряжению относятся

  • 7 глаголов-исключений на -еть

    : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть,
    и видеть,
    и смотреть
    ,
  • 4 глагола-исключения на -ать

    : гнать, держать, слышать, дышать
    .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Глаголы хотеть, бежать
и чтить
особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться
и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам.
Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других — 2. Проспрягаем эти глаголы:

хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. — 2).бежать — бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. — окончание 2 спр.)чтить — чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. — окончание 2 спр.)

Глаголы есть
и дать
не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

Есть — ем, ешь, ест, едим, едите, едят,Дать — дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть
, доесть
, съесть
, передать
, подать
и т.п.

Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

§3. Переходность

Переходность — это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить
(кого? что?) мать, животных, книги, шоколадсмотреть
фильм, журналы, фотографиичитать
книгу, доклад, записку, поздравлениеесть
мороженое, курицу, суп, тортпить
воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не
, существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче
и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий

§6. Наклонение

Наклонение — это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

  • изъявительное,
  • повелительное,
  • условное (также распространён термин «сослагательное»).

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л — показателем времени и наклонения.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

  • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём — формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
  • иди, идите — формы 2 лица выражают побуждение к действию;
  • пусть (пускай) идёт
    , идут
    , да здравствует
    — побуждение относится к 3 лицу.

Формы повелительного наклонения со словами давай
, давайте
, пусть
, пускай
, да
называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении могут выражать:

  • условие,
  • действие, возможное при каких-либо условиях.

Если бы
ты позвонил
, мы бы встретилис
ь. Если бы
мы встретились
, я бы вернула
тебе книгу.

Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы
. Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы
.

* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение формы глаголов по лицам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени.

В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы в них различаются гласными в личных окончаниях.

источники:

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/dvuvidovye-glagoly

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vid-glagola-chto-eto-i-kak-ego-pravilno-opredelit

https://rusinfo.info/cto-takoe-vid-glagola

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить мировое соглашение по алиментам образец без суда
  • Как найти сторону пятиугольника зная его сторону
  • Stalker как найти вход в бункер
  • Как найти человека погибшего великой отечественной войне
  • Как найти эластичность спроса по графику