Как найти экспонат в эрмитаже

Поиск информации на сайте

Для поиска информации можно воспользоваться полями полнотекстового поиска в каждом разделе или по всему сайту (иконка “лупа” в шапке сайта). Поиск можно осуществлять по отдельным словам или фразам. В выдачу результатов поиска будут попадать карточки, в которых встречаются все указанные в запросе слова (с учетом всех словоформ).

Поиск можно сделать более точным, используя синтаксис запросов поиска:
1. Знак “+” перед словом означает, что поиск идет по слову без учета его словоформ (слово1 слово2 +слово3).
2. Знак “-” перед словом означает, что слово и все его словоформы должны быть исключены из результатов поиска (слово1 слово2 -слово3).
3. Выделение фразы кавычками означает, что поиск идет по точной фразе без учета словоформ (“слово1 слово2 слово 3”).
4. Знак “-” перед фразой выделенной кавычками означает, что из поиска будет исключена эта точная фраза без учета ее словоформ (-”слово1 слово2”)
5. Знак “*” вначале, или в конце слова. Поиск идет по части слова (соба* — слова, начинающиеся на «соба», *бака — слова, заканчивающиеся на «бака», *обак* — слова, содержащие «обак»)

Для развернутого поиска некоторые разделы сайта имеют функционал расширенного поиска и панель с фильтрами.

  • Фотографы
  • Интересное фото
  • История
  • Художники
  • Архивы онлайн
  • Музеи онлайн
  • Курсы онлайн
  • Просто о сложном
  • Видеолекции
  • Фотоучебник
  • Чтение
  • Жизнь
  • Списки фильмов

Богатейшие коллекции Эрмитажа доступны онлайн


Богатейшие коллекции Эрмитажа доступны онлайн

Крупнейший музей России занимает пять зданий, в которых хранятся более 3 миллионов произведений искусства.

Музей возник как частное собрание Екатерины II и благодаря императрице обзавёлся коллекцией работ выдающихся фламандских, голландских, итальянских и французских художников. Архив оцифрованных произведений Эрмитажа разбит по темам, работает удобный поиск, существует возможность создания собственной коллекции и просмотра коллекций других пользователей. На странице раздела «В фокусе» можно изучить экспонаты в деталях, прочитать подробные сведения о них и посмотреть видео с комментариями экспертов.

kollektsii Ermitazha dostupny onlayn 1
Филиппино Липпи. 1457-1504. Благовещение. Италия, середина 1490-х гг.

kollektsii Ermitazha dostupny onlayn 2
Винсент ван Гог. 1853-1890. Арена в Арле. Франция, 1888 г.

kollektsii Ermitazha dostupny onlayn 3
Корнелис де Вос. 1584-1651. Автопортрет художника с женой Сюзанной Кок и детьми. Фландрия, 1634 г.

Смотрите также:

  • Музей Ван Гога выложил в открытый доступ 1800 рисунков и плакатов
  • 400 000 изображений из коллекции музея Метрополитен выложены в публичный доступ
  • Парижские музеи выложили в открытый доступ 1 миллион изображений своих экспонатов

14 июля, 2016

Телеграм

Опубликовано в
Онлайн-музеи

Темы:

  • Музей
  • Коллекция
  • Искусство
  • Интернет

Шедевры Эрмитажа

Картины эпохи Возрождения, единственная в России скульптура Микеланджело и ожившая мумияШедевры Эрмитажа

Основные экспозиции музея находятся в самом сердце Петербурга — на Дворцовой площади — и занимают шесть объединённых корпусов и здание Главного штаба. Здесь хранится более трёх миллионов произведений искусства! Подготовили подборку самых знаменитых экспонатов Эрмитажа и рассказываем, где их искать и чем они интересны.

СодержаниеМумия жреца Па-ди-иста (X век до н. э.)«Скорчившийся мальчик», Микеланджело (1530-1534)ЖивописьРаботы Леонардо да Винчи«Благовещение», Джованни Баттиста Чима да Конельяно (1495)«Мадонна Конестабиле», Рафаэль Санти«Даная», Тициан (ок. 1554)«Юноша с лютней», Караваджо (1595-1596)«Завтрак», Диего Веласкес (1599-1660)«Возвращение блудного сына», Рембрандт (ок. 1668)«Портрет дамы в голубом», Гейнсборо (конец 1770-х — начало 1780-х)«Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро (1897)«Две сестры» («Свидание»), Пабло Пикассо (1902)«Танец» и «Музыка», Анри Матисс (1910)«Композиция VI», Василий Кандинский (1913)«Женщина, держащая плод», Поль Гоген (1893)Декоративно-прикладное искусствоЧасы «Павлин» (1766-1772)Колыванская ваза (1843)Заключение

Зимний дворец, зал 100

Мумия, которой предположительно около трёх тысяч лет, пополнила собрание в XIX веке, когда её передал в дар музею купец Анастас Аверов вместе с другими древнеегипетскими артефактами, приобретёнными за границей. Для лучшей сохранности мумия находится под герметичным стеклянным куполом, а фотографировать её строго запрещено.

АЛЬТКАРТИНКИ

Фото: Вадим Макеенков

С Па-ди-истом связана одна из легенд Эрмитажа. По словам сотрудницы музея, в 2004 году мумия внезапно начала дёргать рукой, а на плече у жреца появился нарост размером с грецкий орех, который через какое-то время исчез. Конечно, официального подтверждения у этой леденящей кровь истории нет.

Новый Эрмитаж, зал 230

В конце XVIII века Екатерина II выкупила собрание древнеримских и ренессансных скульптур у английского коллекционера Джона Лайда Брауна, в их числе была и эта работа знаменитого итальянского мастера. До начала XIX века статуя украшала Грот в парке Царского Села, затем хранилась в Академии художеств и только в 1851 году переехала в Эрмитаж. Сегодня это единственная скульптура Микеланджело в России.

Где хранился «Скорчившийся мальчик» первые 200 лет и с какой целью его создал автор, доподлинно неизвестно. Согласно самой популярной версии, скульптура должна была украсить капеллу Медичи в церкви Сан-Лоренцо, однако так туда и не попала. Трактовок произведения тоже множество, но согласно самой распространённой, мальчик символизирует Флоренцию, которая в 1529-1530 годах, осаждённая испанской армией, страдала под гнётом неприятеля.

«Скорчившийся мальчик», Микеланджело

Фото: Richard Mortel from Riyadh, Saudi Arabia, CC BY 2.0

Самые известные полотна Эрмитажа и их секреты.

Большой (Старый) Эрмитаж, зал 214

Считается, что в мире сохранилось всего 15 его полотен. И на два из них можно посмотреть в Эрмитаже. Оба изображают Деву Марию с младенцем, но существенно различаются по технике.

«Мадонна Бенуа» (1478-1480)

Одна из самых известных картин Эрмитажа. Изначально полотно называлось «Мадонна с младенцем», а своё современное название получило по имени последней владелицы, супруги архитектора Л. Н. Бенуа.

Это ранняя работа Леонардо и по тем временам — оригинальная и неканоническая. Неидеальные черты лица женщины, одежда по флорентийской моде XV века — если бы не нимбы над головами матери и младенца, сюжет легко было принять за обычную жанровую сценку. Картина отличается от более поздних «Мадонн» да Винчи и не раз подвергалась критике искусствоведов. Несмотря на это, в 1912-м полотном очень заинтересовались в Англии и пытались перекупить: антиквар из Лондона предложил за него семье Бенуа 500 тысяч франков (примерно 200 тысяч рублей), но владельцы пожелали, чтобы картина хранилась в России, и в итоге продали её Эрмитажу даже дешевле — за 150 тысяч рублей.

«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи

«Мадонна Литта» (середина 1490-х)

Ещё одно полотно Леонардо с двойным названием: первое — «Мадонна с младенцем», а второе — «Мадонна Литта», по фамилии герцога, из собрания которого и попала в музей. Подлинное авторство картины не установлено: многие искусствоведы уверены, что Леонардо писал её вместе с помощником, а некоторые считают, что последний создал полотно самостоятельно, лишь воспользовавшись наброском да Винчи.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

«Литта» отличается от «Бенуа»: это уже более классическая интерпретация библейского образа. Одухотворённое лицо матери выражает покой и нежность. В руках у младенца птенчик щегла — символ духовности и предвестник будущих страданий Христа. А на фоне, в симметричных окнах, открывается горный пейзаж как знак гармонии и совершенства мироздания.

Большой (Старый) Эрмитаж, зал 217

Картина считается одним из лучших произведений художника, которое раскрыло его талант в полную силу. На полотне изображена сцена из библейского предания: архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей предначертано стать матерью сына Божьего.

Любопытно, что евангельский сюжет вписывается в современную автору обстановку. Например, замок на заднем плане имеет реальный прототип — крепость Кастельвеккьо ди Конельяно. А в интерьере присутствуют типичные для того времени предметы мебели. При этом детали картины, выписанные с поразительной тщательностью, наделены символическим смыслом. Например, муха, сидящая на пюпитре, олицетворяет грехи, над которыми Христу предстоит одержать победу.

С 2005 по 2011 год картина находилась на реставрации и не выставлялась. После завершения работ вновь заняла место среди самых ценных картин Эрмитажа. Во время реставрации с полотна сняли многочисленные слои лака, под которым обнаружились фрагменты подписи художника и отпечатки его пальцев. Искусствоведы полагают, что Конельяно мог оставить их во время растушёвки финальных мазков.

Статья по теме: «Маршруты по Эрмитажу»

Новый Эрмитаж, зал 229

В конце XIX века это полотно из коллекции графа Конестабиле для своей супруги приобрёл император Александр II. По предположениям некоторых учёных, миниатюрное полотно (меньше 18 сантиметров диаметром) художник написал не для церкви, а в качестве декоративного элемента для шкафа. Поводом к появлению такой версии послужил не только размер, но и роскошная резная рама, в которую вставлена работа. Изначально рама составляла с картиной, написанной на деревянной основе, единое целое. Однако затем изображение перенесли на холст.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Фото:

блог

«Записки искусствоведа»

На картине Санти изобразил свою первую Мадонну. Позже этот образ займёт главное место в его творчестве, а в искусствоведении даже появится термин — «Мадонны Рафаэля».

Большой (Старый) Эрмитаж, зал 221

Эту картину называют самой эротичной работой художника. Сюжет основан на мифе о красавице Данае, в темницу к которой пробрался Зевс, обратившись в золотой дождь. Плодом их любви стал древнегреческий герой Персей.

Тициан создал как минимум пять вариантов картины. Правда, купидон (символ любви) был только на первой — на остальных художник заменил его кормилицей, которая оберегает девушку от Зевса. Один из вариантов (с кормилицей) и приобрела Екатерина II в 1772 году для Эрмитажа.

«Даная», Тициан

Фото: Netelo, CC BY-SA 4.0

Есть версия, что чувственную Данаю Тициан писал с куртизанки по прозвищу Ангел — любовницы заказчика первого варианта полотна, кардинала Алессандро Фарнезе.

Новый Эрмитаж, зал 237

Единственная в нашей стране картина этого итальянского художника. Полотно, написанное в Риме, попало в Россию в 1807 году благодаря Александру I, приказавшему выкупить его для коллекции Эрмитажа. Интересно, что юноша на картине так похож на девушку, что работа Караваджо долгое время выставлялась под названием «Лютнистка».

Кстати, «по мотивам» полотна создали духи! В 2005 году в Эрмитаже провели интересный эксперимент: перед картиной выставили девять ёмкостей с запахами цветов и фруктов, которые изображены на ней. А в десятой смешали все эти ароматы — получились «духи от Караваджо».

«Юноша с лютней», Караваджо

Новый Эрмитаж, зал 239

Полотно, написанное 18-летним художником в необычном жанре богедон (в переводе с французского — «трактир»), который характеризуется сочетанием бытовых сцен и натюрмортов. Три персонажа на картине символизируют периоды в жизни мужчины. По одной из версий, в юноше справа художник изобразил самого себя.

Существует не меньше семи вариантов картины, но кисти Веласкеса приписывают два: одна работа выставлена в музее Будапешта, а вторая — как раз в Эрмитаже. В коллекции музея «Завтрак» находится с 1773 года, но до конца XIX века автор был неизвестен, поэтому полотно хранилось в запасниках. Только в 1895-м удалось установить, что картину написал Веласкес.

«Завтрак», Диего Веласкес

Новый Эрмитаж, зал 254

Последняя работа художника, которую он написал незадолго до смерти. По мнению искусствоведов, картина стала своеобразным итогом жизни голландца, ведь в юности, в 1637 году, он создал полотно «Блудный сын в таверне», на которой изобразил самого себя в образе молодого кутилы в дорогих одеждах, обнимающего красивую женщину. На картине 1668 года от былой беззаботности не осталось и следа: бледный и исхудавший, мужчина стоит перед отцом на коленях, вымаливая прощение за грехи молодости.

Сюжет «Возвращения» неожиданно нашёл отражение в фильме Андрея Тарковского «Солярис» — в финальном кадре, где психолог Крис Кельвин припадает к ногам отца. В этой сцене герои практически повторяют расположение персонажей на картине.

Зимний дворец, зал 298

Одна из жемчужин английской живописи в коллекции Эрмитажа. «Дама в голубом» — единственная картина Томаса Гейнсборо, которую можно увидеть в России. Остальные его работы хранятся в зарубежных музеях.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Искусствоведы до сих пор спорят о том, кто изображён на портрете. По самой популярной версии — герцогиня де Бофор, дочь британского адмирала Боскауэна, а по самой смелой и невероятной — известная авантюристка, выдававшая себя за княжну Тараканову и дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Работа поражает тонкими, воздушными мазками. Они придают полотну потрясающую реалистичность: кажется, что девушка вот-вот оживёт, заговорит и сойдёт с холста.

Статья по теме: «Самое интересное про Эрмитаж»

Здание Главного штаба, зал 405

Динамичный городской пейзаж, который входит в серию из 13 полотен. В России находится только одно из них, остальные — в зарубежных музеях и частных коллекциях: например, работа «Бульвар Монмартр зимним утром» выставлена в Метрополитен-музее в США.

Для создания серии Писсарро снял номер в отеле, где жил на протяжении года. Неустанно наблюдая за жизнью города, он писал Монмартр зимой и летом, в дождь и зной. Благодаря этому все картины получились невероятно живыми и детализированными.

«Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро

Здание Главного штаба, зал 431

Большое полотно (152 на 100 сантиметров), на котором изображены две женщины: монахиня из тюремной больницы и её сестра — девушка лёгкого поведения, которая передаёт ей своего ребёнка. Существует несколько толкований сюжета. По наиболее популярной версии, Пикассо делает отсылку к евангельскому рассказу о встрече Марии и Елизаветы (матери Иоанна Крестителя). Сходство просматривается в позах и расположении фигур — именно так этот сюжет обычно изображали предшественники художника.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

«Свидание» относится к «голубому периоду» Пикассо (1900-1904 годы), когда на его картинах преобладала сине-зелёная гамма. В это время художник только приехал в Париж, а героями его работ становились нищие, бездомные и куртизанки. Наброски для «Свидания» он делал в Сен-Лазар — парижской больнице для проституток.

Здание Главного штаба, зал 440

Этот диптих Анри Матисс написал для частного собрания коллекционера С. И. Щукина и наделал столько шуму, что заказчик поначалу даже отказался забирать работы! Дело в том, что перед продажей художник выставил «Танец» и «Музыку» в Париже, и полотна вызвали шквал негодования. Матисса обвиняли в подчёркнутой небрежности (уж слишком простыми показались публике линии и выбор цветов) и оскорбительном натурализме. А Щукина окрестили собирателем мусора!

Оправившись от скандала, коллекционер всё-таки забрал картины. И, как и планировал, повесил в своём доме: «Танец» на первом этаже, а «Музыку» — на втором. Однако в 1917 году Щукин покинул страну, фактически расплатившись за свободу своим имуществом: большевики конфисковали его коллекцию живописи. Вскоре картины были переданы музеям. Так скандальный диптих Матисса пополнил коллекцию картин Эрмитажа.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Здание Главного штаба, зал 443

На первый взгляд этот шедевр одного из наиболее известных художников-абстракционистов кажется хаотичным нагромождением цветных пятен и линий. Но всё не так просто.

Основой для картины послужил библейский сюжет о конце света. Сначала Кандинский хотел дать работе название «Потоп», но позже отказался от этой идеи, чтобы не ограничивать фантазию зрителя конкретными ассоциациями, и присвоил картине порядковый номер.

«Композиция VI», Василий Кандинский

На полотне изображён мир, гибнущий в штормовом море. Говорят, если присмотреться, можно даже увидеть очертания корабля и животных. В «Композиции VI» огромную роль играет цвет: например, розовые пятна, по словам самого художника, «смягчают драматические элементы», а коричневые «напоминают о безнадёжности».

Здание Главного штаба, зал 411

Картина, которая проделала долгий и интересный путь: с Таити в Петербург. Она была написана в 1893 году, когда художник жил в Полинезии. Позже он привёз полотно во Францию, где его приобрёл купец из Москвы И. А. Морозов. В 1918-м коллекцию Морозова национализировали, и картина попала в музейное собрание.

На полотне изображена девушка с крупным манго в руках. Позировала Гогену 13-летняя таитянка Теха’амана (Техура). Искусствоведы считают, что полуобнажённая женщина с плодом — воплощение образа Евы в раю, только на туземный лад.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

В Государственной галерее Штутгарта в Германии хранится более ранняя версия «Женщины», предположительно написанная в 1892 году. На этой картине туземка держит в руках не плод, а маленького волчонка.

Рассказываем ещё о некоторых знаменитых экспонатах Эрмитажа с уникальной историей.

Малый Эрмитаж, зал 204

Их сконструировали в Англии, а в Россию они попали в 1797-м. Приобрёл «Павлина» князь Григорий Потёмкин в качестве подарка для Екатерины II. Правда, приехали часы в разобранном виде, поэтому собирал их местный умелец Иван Кулибин.

Композиция, изображающая павлина, гордо восседающего на дубе, сову и петуха, иллюстрирует смену дня и ночи. Сначала «оживает» сова: поворачивает голову и вращает глазами. За ней — павлин: он кивает, а потом медленно разворачивается и показывает обратную (серебряную) сторону хвоста, которая символизирует ночь. Последним вступает петух: вытягивает шею и кукарекает. Обеспечивают работу часов четыре механизма, скрытые за позолоченными деталями.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Циферблат «Павлина» спрятан в большом грибе под дубом: в прорези шляпки видны цифры, которые обозначают часы и минуты, а вместо секундной стрелки на них указывает изящная стрекоза.

Статья по теме: «20 самых красивых залов Эрмитажа»

Новый Эрмитаж, зал 128

Один из самых массивных экспонатов Нового Эрмитажа. Её называют «царицей ваз» и считают самой большой в мире: она весит 19 тонн, а диаметр изделия составляет 5,04 метра.

А ещё это символ Алтайского края, изображённый на гербе региона. Именно там была добыта зелёная яшма для изделия и там же, на Колыванской фабрике, изготовлена ваза. После доставки в Санкт-Петербург ваза ещё шесть лет стояла в заколоченном ящике: изделие оказалось настолько огромным, что никто не представлял, где и как его разместить.

Колыванская ваза

В 1849 году «царицу ваз» установили на специальный постамент, а уже потом возвели вокруг стены музейного зала, иначе она бы просто не влезла. Даже во время Великой Отечественной войны ваза из-за своих размеров не покидала Новый Эрмитаж: сотрудники обкладывали её мешками с песком, чтобы защитить от осколков при бомбёжках.

Это лишь небольшой список экспонатов Эрмитажа, вооружившись которым, самостоятельному путешественнику будет проще сориентироваться в многочисленных экспозициях. А познакомиться с сокровищами крупнейшего музея России более подробно и не заблудиться во множестве залов помогут гиды Tripster.

Ещё на тему путешествий

Экскурсии в Санкт-Петербурге

индивидуальная

Изучить парадные и секретные места города и увезти с собой профессиональные фотографии 

6500 руб.  

5525 руб. за экскурсию

Посмотреть все

Содержание:

  1. 10 самых популярных экспонатов Эрмитажа:
    • Часы «Павлин»
    • Египетская мумия
    • Колыванская ваза
    • Статуя Юпитера
    • Часы-яйцо Ротшильда
    • Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
    • Картина Тициана Вечеллио «Даная»
    • Картина Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына»
    • Картина Анри Матисса «Танец»
    • Картины серии «Лавки» Франса Снейдерса
  2. Лучшие аудиоэкскурсии по Эрмитажу

10 самых популярных экспонатов Эрмитажа

Часы «Павлин»

Фотография часов "Павлин" в Эрмитаже.

Часы «Павлин» находятся на 2-ом этаже Малого Эрмитажа, номер зала — 204.

В 1773 году в Дублине ювелир Джеймс Кокс выставил на аукцион две механические статуэтки в виде павлинов. Желая порадовать Екатерину II, князь Григорий Потёмкин оставил заявку на изготовление похожего украшения для Эрмитажа. Чтобы поскорее выполнить дорогой заказ, мастер взял одну из уже готовых птиц, и добавил к ним сову, петуха и хронометр в шляпке гриба.

При получении часов в России, часть оказалась неисправной и была отремонтирована русским механиком Иваном Кулибиным только через 17 лет, уже после смерти Григория Потёмкина.

Многофигурная композиция действует до сих пор. Раз в неделю специальный хранитель заводит её и золочёные фигурки оживают ― вертят головами, распускают хвост, двигают лапками и поют.

Египетская мумия

Фотография Египетской мумии в Эрмитаже.

Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище) жреца, располагаются на 1-ом этаже Зимнего дворца, номер зала- 100.

Старейшая мумия Эрмитажа. Всего их в распоряжении музея пять, но остальные для посетителей недоступны.

Влиятельный жрец Па-ди-иста, привратный служитель храма бога Ра, забальзамирован 3000 лет назад. Его тело очистили от внутренностей, наполнили ароматическими смолами, вымочили в растворе натриевой соли, а затем завёрнули в воздухонепроницаемые ткани. Мумию поместили в саркофаг из инжирового дерева, а извлечённые органы в специальные ёмкости из алебастра ― канопы.

Сейчас за состоянием Па-ди-иста наблюдает штат специалистов ― ему противопоказан яркий свет и влажность. Поэтому защитный колпак поднимают только для реставрационных работ, а за климатом и отсутствием воздуха под стеклом, следит сложное оборудование.

Колыванская ваза

Фотография Колыванской вазы в Эрмитаже.

Колыванская ваза находится на 1-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала — 128.

Самую большую в мире, пятиметровую вазу из ревнёвской яшмы, выполнили на Алтае. Массивный монолит камня обнаружили в 1820 году, а изготовление, перевозка в Санкт-Петербург и инсталляция заняли 30 лет. Громоздкое изделие сплавляли водным путём, а где это было невозможно, перевозили поездом из 180 лошадей.

В Эрмитаже не нашлось подходящего по размеру места для установки, настолько она была огромна. Для неё построили особый зал, в проезде между зданиями, с укреплённым фундаментом. Стены возвели уже после монтажа Колыванской вазы и с тех пор она не покидала своего помещения никогда.

Статуя Юпитера

Фотография статуи Юпитера в Эрмитаже.

Статуя Юпитера располагается на 1-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала- 107.

Горельеф (скульптура, выступающая из стены больше, чем на половину) верховного римского бога создан в I веке нашей эры неизвестным автором, по заказу императора Домициана. Прототипом послужила статуя греческого Зевса, которая сохранилась только в описаниях современников и на изображениях монет.

Мраморный Юпитер держит в руках посох и державу с богиней Победой, а неизменный атрибут наивысшего бога ― орёл, расположен с правой стороны от трона.

Фигура найдена при раскопках XIIIV века и в 1861 году приобретена для Эрмитажа Александром II. На сегодняшний день это одна из самых крупных античных статуй музеев мира.

Часы-яйцо Ротшильда

Фотография часов-яйца Ротшильда в Эрмитаже.

Ротшильдовское пасхальное яйцо представлено на 3-ем этаже Главного Штаба, номер зала — 302

Ювелирное украшение выполнено в 1902 году Карлом Фаберже.  По аналогии с яйцом «Петушок», которое в 1900 году изготовили для матери Николая II из золота, платины, бриллиантов и жемчуга.

Заказ на часы был приурочен к помолвке Эдуарда Ротшильда и до 2007 года оно находилось в семейном владении. Было выкуплено коллекционером Александром Ивановым и в 2014 году преподнесено в дар Эрмитажу.

В фасадную часть вмонтирован циферблат Николая Роде, а вершина украшена эмалированной фигуркой петуха под крышкой. Каждый час механизм приводит в движение птицу, она поднимает крылья, наклоняет голову, открывает клюв и поёт.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Фотография картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» в Эрмитаже.

«Мадонна Литта» находится на 2-ом этаже Малого Эрмитажа, номер зала — 214.

Изображение «Мадонна с Младенцем» датируется периодом создания с 1481 по 1495 годы и четыре столетия хранилась в семье знатного миланского рода Литта. Оно приобретено директором Эрмитажа и тогда же, по причине плохого состояния, переведено с доски на холст знаменитым реставратором Александром Сидоровым.

Из-за смешанных техник рисунка, искусствоведы были настроены критично и отказывались признавать авторство Леонардо да Винчи, хотя в Лувре находится его этюд с головой Мадонны. Современные исследования подтвердили, что произведение писал мастер, а основную часть картины завершил его ученик ― Джованни Больтраффио. 

Картина Тициана Вечеллио «Даная»

Фотография картины Тициана Вечеллио «Даная» в Эрмитаже.

«Даная» представлена на 2-ом этаже Большого Эрмитажа, зал номер — 221.

Первоначальное полотно создано по заказу испанского короля Филипа II. В числе остальных семи, оно иллюстрировало «Метаморфозы» древнеримского поэта Публия Овидия Назона.

Художник изобразил на картине момент проникновения греческого бога к царской дочери, которую отец заточил в башне и обрёк на безбрачие. Зевс принял образ золотого дождя в виде монет, которые пытается поймать в фартук старуха, приставленная к девушке в качестве стража.

Тициан обращался в своих произведениях к мифологическому сюжету несколько раз. Искусствоведами атрибутировано 5 похожих полотен, созданных в период с 1544 по 1564 годы.

Картина Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына»

Фотография картины Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына» в Эрмитаже.

Картина «Возвращение блудного сына» находится на 2-ом этаже Нового Эрмитажа, номер зала — 254.

Изображение на евангельский сюжет, как финальный эпизод притчи о блудном сыне. Это самое крупное религиозное полотно Рембрандта Харменса ван Рейна и оно было написано им без заказа.

Композиция произведения смещена от центра и дополнена второстепенными свидетелями возвращения. Для фокусирования внимания зрителя художник выделяет светом одухотворённое лицо отца. Он прощает падшего сына и прижимает его к себе, словно покрывая от невзгод красным плащом.

Живописец завершил картину в 1669 году, за несколько месяцев до смерти. Он противопоставил её почти автобиографичному полотну «Блудный сын в таверне», где изобразил себя баловнем судьбы, с любимой женщиной, сидящей у него на коленях.

Картина Анри Матисса «Танец»

Фотография картины Анри Матисса «Танец» в Эрмитаже.

Картина «Танец» располагается на 4-ом этаже Главного Штаба, номер зала — 440.

Произведение было создано в 1910 году, как декоративное панно для особняка московского коллекционера Василия Щукина. Заказ был на три работы, вторая ― «Музыка», экспонируется рядом. Третья ― «Купание, или Медитация» осталась невыполненной, только в виде эскизов. До отправки в Россию картины выставили в Париже, что вызвало у публики ряд нелестных отзывов об авторе и заказчике.

Первая версия полотна «Танец» написана в 1909 году и находится в Музее современного искусства в городе Нью-Йорк. Второе изображение национализировано после октябрьской революции и вместе с остальной коллекцией передано в Эрмитаж в 1948 году.

Картины серии «Лавки» Франса Снейдерса

Фотография картин серии «Лавки» Франса Снейдерса в Эрмитаже.

Картины серии «Лавки» представлены на 2-ом этаж Нового Эрмитажа, номер зала — 245.

Картины фламандского живописца выполнены по заявке королевского судебного сборщика налогов Жака ван Офема. Лавки с фруктами, овощами, дичью и рыбой мастер изобразил с глубоким знанием натуры и удивительной реалистичностью. Даже работая над натюрмортами с битой дичью и скользкими угрями, он сохранил нарядный и декоративный эффект полотен, которыми украшали парадные апартаменты.

Художник родился в семье состоятельного трактирщика, но рано обнаружил способности к рисованию. Уже в 13 лет начал учиться у знаменитого Питера Брейгеля Младшего и в 23 года стал членом гильдии художников Антверпена. Его творчество высоко оценено современниками и Пуаль Рубенс приглашал Франса Снейдерса к сотрудничеству.

Лучшие аудиоэкскурсии по Эрмитажу

На чтение 7 мин Просмотров 2.4к.
Обновлено 13.03.2023

Содержание

  1. Введение
  2. Египетская мумия
  3. «Мадонна Бенуа»
  4. «Мадонна Литта»
  5. Часы «Павлин»
  6. «Даная» Рембрандт
  7. «Возвращение блудного сына» Рембрандт
  8. «Дама в голубом» Гейнсборо
  9. «Танец» Матисс
  10. «Вечная весна» Роден
  11. «Композиция VI» Кандинский
  12. Заключение
  13. Часто задаваемые вопросы

Введение

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — музей с самым большим числом экспонатов в мире: их более 3 000 000. В коллекциях Эрмитажа — вся история развития человечества от зарождения культуры до наших дней. Самые древние экспонаты — галечные орудия труда, найденные в Англии — были изготовлены в период с 500 000 по 290 000 гг. до нашей эры. В Эрмитаже проходят и выставки современного искусства, где можно увидеть интересные образцы творчества наших современников.

Чтобы обойти 100 000 м² и уделить внимание каждому предмету искусства и культуры, понадобится не один год. Мы подготовили ТОП-10 самых интересных экспонатов Эрмитажа — то основное, что обязательно нужно увидеть.

Египетская мумия

В 2022 году исполнилось 200 лет с того момента, как Жан-Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы, и перед научным сообществом открылся целый мир этой загадочной цивилизации. В Египетских залах Эрмитажа находятся более 7000 экспонатов. Среди них — восемь древних мумий, их саркофаги и обрядовые предметы, использовавшиеся при мумификации. Наиболее знаменитая — мумия жреца по имени Па-ди-ист, который был захоронен более 3000 лет назад. Это одна из самых ценных реликвий музея. В его коллекцию она вошла в 1812 году. Тело древнеегипетского священника не только извлекли из футляра-гробницы, но и в 1929 году публично распеленали, и теперь увидеть его может каждый посетитель Эрмитажа. Но фото сделать не получится — вспышки губительно влияют на сохранность древнего артефакта.

Фото: Денис Якимов

«Мадонна Бенуа»

Эта картина — одна из двух авторства Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Другое её название — «Мадонна с цветком».  Однако, поскольку она попала в музей из личной коллекции Марии Бенуа, жены знаменитого архитектора Леонтия Бенуа, принято называть её по имени прошлых владельцев. Эта работа считается одной из ранних: Леонардо написал полотно в возрасте около 26 лет. Картину отличает новаторский подход к трактовке иконографического сюжета. Мария выглядит как итальянская девушка XV века, одетая по моде тех времён. Она изображена в движении — протягивает цветок своему ребёнку, радостно улыбаясь. Всё это было необычным по сравнению с привычными строгими, неподвижными портретами Мадонны и младенца Христа. Также в «Мадонне Бенуа» Леонардо впервые использовал масляные краски, что было настоящей инновацией во Флоренции тех времён.

«Мадонна Литта»

Эта картина также названа по имени коллекционера — герцога Антонио Литта из Италии. К этому моменту Леонардо был уже зрелым мастером в возрасте 40 с лишним лет. Считается, что «Мадонна Литта» ознаменовала новый художественный стиль — Высокое Возрождение. Полотно отличает особая работа автора со светотенью, присущая только Леонардо, а также типичная «леонардовская» композиция в виде треугольника. Однако долгие годы велись споры, можно ли вообще считать Мадонну Литта картиной авторства да Винчи? Налицо сочетание двух техник. Прорисовка складок плаща Девы Марии, руки Христа и растушёвка чёрного цвета явно не похожи на стиль Леонардо. Поэтому полагают, что работу завершил ученик художника Больтраффио.

Часы «Павлин»

Этот экспонат знаменит на весь мир: он является единственным полностью сохранившимся с XIII века и исправно работающим часовым механизмом подобного типа. Механические часы «Павлин» Екатерине II подарил один из её фаворитов князь Потёмкин.  Экспонат изготовил английский ювелир Джеймс Кокс, известный на всю Европу создатель дорогих механических игрушек и часов. Помимо павлина, в композицию входят сова, петух и стрекоза. При запуске фигуры начинают двигаться. Сова крутит головой, вращается и моргает, павлин раскрывает и затем складывает хвост, а также двигает шеей. Петух трясёт головой и кукарекает, а стрекоза на секундной стрелке будто бы летает вокруг. Механизм скрыт под шляпкой гриба, а рядом установлен циферблат. Посмотреть, как работают часы, можно в Эрмитаже каждую среду в 19:00. Такое представление устраивают не только ради посетителей — именно благодаря регулярной работе «Павлин» до сих пор исправно функционирует.

«Даная» Рембрандт

Один из главных шедевров голландского живописца, «Данаю» приобрела сама Екатерина II в 1772 году. На картине изображён сюжет из древнегреческой мифологии о том, как девушке по имени Даная в виде золотого дождя явился Зевс. В образе героини полотна Рембрандт написал свою любимую жену Саскию. Правда, после её смерти художник придал Данае черты новой возлюбленной Гертье. Картина неоднократно дорабатывалась живописцем, потому что он писал её не на заказ, а для себя.

В 1985 году в Эрмитаже произошла одна из главных трагедий за всю его историю — злоумышленник облил «Данаю» серной кислотой, а затем порезал холст. При 27% повреждений никто не верил, что картину удастся восстановить. Однако спустя 12 лет одна из лучших работ Рембрандта вернулась в Эрмитаж отреставрированной. Теперь увидеть её можно только через бронированное стекло. 

Фото:  Netelo, CC BY-SA 4.0

«Возвращение блудного сына» Рембрандт

Эта картина на популярный библейский сюжет — ещё одно известное на всю планету произведение Рембрандта в Эрмитаже. Её приобрёл для Екатерины II князь Голицын в 1776 году. «Возвращение блудного сына» — поздняя работа художника.  Её принято называть последним его шедевром. К 1660-м гг., когда создавалась картина, Рембрандт перенёс смерти нескольких близких человек, погряз в долгах и тяжело заболел. Живописец анализировал минувшие годы: в его творчестве стали появляться мотивы покаяния, что соответствует повествованию о блудном сыне. Напряжённые фигуры героев картины (отца, сына и домочадцев на заднем плане) и мрачная, но тёплая цветовая гамма передают настроение горечи, смешанной с радостью. Очевидно, что тема искупления долго не отпускала Рембрандта. Помимо большого полотна два метра в ширину и более двух с половиной метров в высоту, он оставил множество эскизов с этим христианским сюжетом.

«Дама в голубом» Гейнсборо

Единственная работа английского живописца Томаса Гейнсборо, находящаяся в России в Эрмитаже — загадочная «Дама в голубом». Точно не известно, кто на ней изображён. Наиболее популярная версия — что это герцогиня де Бофор. Произведение — яркий пример стиля рококо в парадном портрете. Полотно отличает присущий Гейнсборо психологизм. Картина не выглядит застывшей: фигура будто находится в движении, а выражение глаз и полуулыбка — живые. Художник достиг этого с помощью лёгкости и воздушности мазков. Это и отличает изображение дамы в голубом от большинства портретов официальных лиц XVIII века, напоминавших нарядные статуи.  

«Танец» Матисс

В Санкт-Петербург матиссовский «Танец» прибыл в 1948 году в составе коллекции новой европейской живописи рубежа веков. В 1911 году картина произвела в парижском обществе скандал. Обнажённость для живописи была не в новинку — но ещё никогда на холсте человеческое тело не изображалось в столь неистовом движении и экстазе. Матисса даже заставили заретушировать отдельные элементы изображений. Но со временем картину оценили, и она стала по-настоящему популярной. Сейчас красные фигуры используются в качестве принтов на одежде и аксессуарах, по мотивам «Танца» создаются многочисленные вариации.

«Вечная весна» Роден

Огюст Роден создал шесть произведений под названием «Вечная весна», которые хранятся в музеях по всему миру, в том числе в Эрмитаже. При создании этой скульптуры мастер использовал особую технологию обработки мрамора. Он не до конца прорабатывал углубления, оставляя там камень, таким образом обобщая форму. Благодаря этому кажется, что фигуры влюблённых слились в единое целое.

«Композиция VI» Кандинский

Большое полотно шириной три и высотой два метра можно назвать одним из главных произведений новаторского искусства начала XX века в Эрмитаже. Василий Кандинский в течение трех десятилетий написал 10 знаменитых абстрактных картин — «Композиций», каждая из которых имела порядковый номер. Художник тщательно продумывал «Композиции»: у каждого элемента на полотне есть значение и идея. Шестая по счёту картина серии — это размышление автора на тему Всемирного потопа. Написанная накануне Первой мировой, она была злободневна, несмотря на абстракцию. Линии на холсте отсылают к потокам дождя и волнам, а в одном месте их сочетание напоминает лодку. Цветовая гамма нагнетает ощущение всеобщей бури. Центральным становится светло-розовое пятно — символ неопределённости.

Заключение

Посетители Эрмитажа нередко теряются, застыв посреди главной лестницы с раскрытым путеводителем по музею, не зная, куда пойти в первую очередь и как успеть увидеть всё лучшее. Благодаря нашему ТОП-10 экспонатов Эрмитажа вы точно увидите всё самое интересное и будете уверены, что посетили музей не зря. Лучшие и главные шедевры Эрмитажа можно осмотреть за один раз и не сожалеть, что не увидели драгоценности коллекции.

Часто задаваемые вопросы

Чтобы успешно купить билеты в музей и своими глазами увидеть коллекцию известных на весь мир произведений (картин, статуй и других экспонатов), нужно заранее позаботиться об этом. Если вы придёте в кассы Эрмитажа в день предполагаемого посещения, вы можете просто не попасть в музей в этот день. Билеты разбирают быстро, а в очередях в кассы есть шанс провести немало времени (особенно в выходные). Проще всего купить билеты онлайн. С этим тоже желательно не затягивать. Продажи на сайте открываются за несколько недель (в среднем за четыре), но даже онлайн билеты раскупают в быстром темпе. Это актуально в особенности для праздничных и выходных дней.

Алгоритм оформления заказа билетов на сайте:

  • выбрать тип билета — в Главный музейный комплекс с Иорданской лестницы, в Главный музейный комплекс с Церковной лестницы, туда же по специальному предложению и туда же по Пушкинской карте;  
  • выбрать дату и часы посещения;
  • выбрать категорию билета — основная или льготная (если на то имеется право и подтверждающий документ);
  • полностью заполнить форму заказа — ваше имя, отчество, фамилию, контактный мобильный номер и email, на который придут билеты после завершения оформления заказа;
  • изучить пользовательское соглашение, правила покупки и возврата билетов и согласиться с ними;
  • завершить оформление заказа и оплатить билеты. 

Проверьте электронную почту — туда придёт ваша покупка. Распечатывать этот электронный билет нет необходимости. Достаточно будет приложить указанный на нём штрих-код к турникету, который находится при проходе в музей. Если вы купили льготный билет, с собой нужно иметь паспорт и документ, подтверждающий право на льготу.

Попасть в музей бесплатно могут не все категории посетителей и не каждый день. Есть льготные категории граждан, которым бесплатный вход открыт каждый день работы Эрмитажа. Для чуть более широкого круга посетителей поход в музей бесплатен только в третий четверг каждого месяца.

Всегда посетить Эрмитаж по бесплатным билетам могут:

  • дети в возрасте до 14 лет (если им ещё нет 12, обязательно присутствие сопровождающего, для которого нужно купить билет по полной стоимости);
  • инвалиды второй и первой групп, в том числе дети (допускается присутствие одного сопровождающего по бесплатному билету, если посетитель не может передвигаться и осматривать экспозицию произведений самостоятельно);
  • военнослужащие по призыву;
  • герои РФ, ветераны боевых действий;
  • ветераны Великой Отечественной войны, несовершеннолетние узники концентрационных лагерей и гетто в период Великой Отечественной, блокадники;
  • герои СССР, полные кавалеры Ордена Славы;
  • герои Соцтруда, полные кавалеры Ордена Трудовой Славы;
  • работающие в музеях РФ, члены Международного Совета музеев;
  • члены творческих объединений.

В третий четверг каждого месяца, помимо перечисленных категорий, вход бесплатен также для:

  • пенсионеров;
  • многодетных семей;
  • студентов и аспирантов, интернов и ординаторов (медицинские вузы), адъюнктов (военные высшие учебные заведения), курсантов.

У бесплатного билета есть ограничения:

  • посетить можно только Главный музейный комплекс на Дворцовой площади и Музей Императорского фарфорового завода на проспекте Обуховской Обороны;
  • экскурсионное обслуживание не включено в билет.

При проходе в Эрмитаж нужно будет предъявить документ, подтверждающий право на льготу.

Среди трёх миллионов экспонатов музея есть настоящие шедевры.

  • «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Картины находятся в Большом (Старом) Эрмитаже на втором этаже в зале номер 214. При написании «Мадонны Бенуа» да Винчи впервые прибегнул к масляным краскам, а иконографическому сюжету дал новую трактовку. «Мадонна Литта» стала первым произведением в стиле Высокого Возрождения. Её также отличает искусная работа со светом.
  • «Даная» Рембрандта Харменса ван Рейна. Картину можно увидеть в зале номер 254 на втором этаже Нового Эрмитажа. В 80-е годы прошлого века на произведение было совершено покушение. В течение более чем десяти лет полотно восстанавливали от ножевых повреждений и воздействия серной кислоты.
  • «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Картина выставлена в том же зале, что и «Даная». «Возвращение блудного сына» — одно из самых поздних произведений художника. В основе сюжета полотна — библейская легенда о блудном сыне.
  • «Портрет дамы в голубом» Томаса Гейнсборо. Полотно выставлено в зале номер 298 на втором этаже Зимнего дворца (зал искусства Великобритании). Картина — образец направления рококо в репрезентативном придворном портрете. 
  • «Танец» Анри Матисса. Картину можно увидеть в Главном штабе, зал номер 440, четвёртый этаж. В начале XX столетия полотно вызвало настоящий скандал в Париже. К настолько откровенным проявлениям физического экстаза на картинах общество тогда не было готово. Сейчас это произведение искусства прочно вошло в масс-культуру.
  • «Композиция VI» В. В. Кандинского. Полотно находится в зале номер 443 на четвёртом этаже Главного штаба Эрмитажа. Это одна из 10 абстрактных картин, созданных Василием Кандинским за 30 лет. Каждое из полотен получило название «Композиция» и порядковый номер.

Помимо картин, Эрмитаж знаменит своей коллекцией статуй и необычных экспонатов.

  • Часы «Павлин» — произведение часового механического искусства, идеально сохранившееся и исправно работающее с 70-х годов XVIII века. Экспонат находится в Павильонном зале (номер 204) на втором этаже Зимнего дворца.
  • «Вечная весна» Огюста Родена — статуя, которая находится в Главном штабе Эрмитажа (зал номер 452, третий этаж). Это одна из серии статуй с одинаковым названием (всего их шесть).
  • Мумия жреца Па-да-иста — экспонат, ради которого многие специально спешат в Египетский зал (номер 100), который находится на первом этаже Зимнего дворца. Ей больше трёх тысяч лет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить гороскоп не зная времени рождения
  • Как найти закладку фена
  • Как исправить выгиб спины
  • Как найти ближайший банк втб
  • Как составить таблицу нормы питания