Как найти экзистенциальную проблему

Человек, освобожденный от решения проблем выживания, часто задается вопросом: кто я и зачем живу? Рассказываем, что такое экзистенциальный кризис, как с ним справиться и почему порой кризис — это точка роста

Экзистенциальный кризис:

  1. Что это такое
  2. Признаки
  3. Типы
  4. Как преодолеть
  5. Польза кризиса

Экзистенциализм, одно из основных философских течений XX века, акцентирует свое внимание на уникальности бытия человека. Его также называют «философия существования». Само слово происходит от латинского existentia — существование.

Предтечей экзистенциализма был датский философ Серен Кьеркегор. Еще в XIX веке он впервые сформулировал понятие «экзистенции», противопоставив его «системе» немецкого идеалиста Гегеля. Позже к экзистенциалистам причислялись Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер и другие. Базовым в понимании философии экзистенциализма является труд Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946 г.).

В 1930–1960-е годы стали появляться психологические школы, которые связывали экзистенциальную философию с психологией.

Одним из основоположников экзистенциальной психологии стал австрийский психиатр и философ Виктор Франкл. Во времена Второй мировой войны Франкл прошел через несколько концентрационных лагерей; на основе этого опыта в 1945 году была написана одна из основных его работ — книга «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере». Этот и другие труды Франкла послужили источником для гуманистической психологии, а также экзистенциальной психотерапии. Основной тезис этого метода говорит о том, что отсутствие смысла является главным стрессом для человека. Логотерапия — метод Виктора Франкла — основан на том, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Буквальный перевод этого термина — «лечение смыслом».

Фото:Shutterstock

Что такое экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис — это чувство тревоги и беспокойства, связанные с потерей смысла жизни. Это понятие широко изучалось такими экзистенциальными психологами, как Ирвин Ялом и Ролло Мэй.

Об экзистенциальной тревоге писал еще Кьеркегор: в 1844 году вышла небольшая книга философа о тревоге, в которой он заявил: «Тот, кто научился тревожиться правильно — научился высшему».

Совместно с экспертом психологического центра «На Мясницкой» Аленой Кутдузовой расскажем об экзистенциальном кризисе подробнее.

Алена Кутдузова, экзистенциально-гуманистический психотерапевт:

«По сути, экзистенциальный кризис — это потеря смысла жизни. Возникает он, когда человек сталкивается с жизненными данностями, которые невозможно изменить. Это может быть чья-то смерть — напоминание, что я тоже умру; одиночество — «никто меня до конца не поймет, потому что нет на свете человека точно такого же, как я»; неопределенность жизни — «никто не знает, что будет завтра».

Экзистенциальный кризис могут спровоцировать сложная обстановка в мире, неопределенность в экономической сфере, болезнь близкого, непосредственное столкновение со смертью, большие жизненные потрясения. Экзистенциальный кризис всегда связан с тем, как человек проживает свою жизнь, насколько полно и глубоко, и возникает либо при угрозе этой жизни — прямой или косвенной, либо в ситуации, когда жизнь не устраивает самого человека».

Фото:Unsplash

Считается, что экзистенциальные кризисы свойственны людям среднего и старшего возраста, с уже сформировавшейся жизненной позицией и приобретенным опытом. Однако молодые люди также сталкиваются с проблемами одиночества, свободы и ответственности, поиском смысла и цели в жизни. Такой кризис чаще называют «кризисом четверти жизни».

Признаки экзистенциального кризиса

Как и любое кризисное состояние, экзистенциальный кризис включает в себя несколько компонентов и проявляться может по-разному.

Мы расскажем о некоторых признаках, по которым можно отследить, что человек переживает кризис, а также что именно указывает на экзистенциальную природу кризиса.

  • Нарушения сна и бытового распорядка

Кризисные состояние часто сопровождаются нарушением естественных процессов. Тело реагирует на стресс, поэтому человек, переживающий кризис, может страдать от нарушения сна, когда мысли о потере смысла не дают покоя. Дополнительно, кризис часто провоцирует симптомы депрессии: человеку сложнее соблюдать распорядок дня, снижается концентрация, может меняться аппетит.

  • Снижение настроения

Тревога и растерянность также могут указывать на экзистенциальный кризис. В процессе кризиса человек может столкнуться с мыслью о том, что он зря проживает свою жизнь и ничего не имеет смысла. Это вызывает чувство беспомощности, страха перед будущим и грусти, иногда приводит к апатии. Для такого состояния также характерны частые смены настроения.

  • Проблемы в общении

Экзистенциальный кризис влияет на отношения с близкими и окружением, хотя сам человек может этого не отследить. В кризисе человеку кажется, что близкие его больше не ценят или отношения не имеют смысла, не несут положительных эмоций. Также порой может ослабевать доверие — в таком случае человеку сложнее обратиться за помощью и получить поддержку от близких.

  • Страх смерти

Более точно на экзистенциальный кризис указывает острый страх смерти. Это может быть вызвано столкновением со смертью в виде потери близкого или свидетельства гуманитарной катастрофы. Осознание собственной смертности вызывает сильный страх и тревогу, это также может приводить к мысли о том, что смерть делает жизнь бессмысленной.

О похожем состоянии писал Лев Толстой. Писатель испытывал внезапный острый страх и смятение при мыслях о смерти и называл это «арзамасским ужасом».

Фото:Pexels

  • Потеря жизненной цели

Основная проблема человека в экзистенциальном кризисе — потеря смысла жизни, потеря ориентиров и жизненной цели. Человек ощущает себя одиноким, фрустрированным, не понимает, зачем живет. Эти переживания мешают планировать будущее, ставить цели и достигать их. Человек в кризисе также реже мечтает; большие задачи вызывают у него стресс и тревогу, но не вдохновение и азарт.

Типы экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис — это зонтичный термин, объединяющий несколько типов кризисных состояний. Для всех типов характерны такие признаки, как тревога, потеря смысла жизни и растерянность, однако они отличаются по причинам и влиянию на аспекты жизни человека.

  • Кризис свободы и ответственности

Экзистенциальные философы наделяли свободу большим значением в жизни человека. Однако, когда человек осознает себя свободным, следом идет ответственность за собственную жизнь и решения. Эта ответственность бывает пугающей, может вызывать чувство бессилия и горечи из-за неопределенности будущего. Под давлением кризиса такого типа человеку сложно принимать решения, вносить в жизнь перемены и в принципе делать выбор.

  • Кризис смертности

Это тот тип экзистенциального кризиса, который сопровождается сильным страхом смерти и тягостными мыслями вокруг нее. Помимо столкновений со смертью, такой кризис может возникнуть у взрослого человека, к примеру после пятидесяти лет, когда он понимает, что жизнь наполовину прожита.

  • Кризис изоляции

Несмотря на то, что личное пространство и время наедине с собой очень важны для человека, долгая изоляция может привести к экзистенциальному кризису. Люди социальны и тяжело переносят одиночество, поэтому такие события как, например, пандемия и другие обстоятельства, ведущие к долгому отсутствию живого общения, могут вызывать чувство одиночества и бессмысленности жизни.

  • Кризис эмоций

Кризисное состояние также может наступать у тех людей, которые привыкли блокировать негативные эмоции. Порой кажется, что проще не проживать болезненные эмоции, однако в большинстве случаев подавление злости, раздражения, горечи и обиды приводит к повышению стресса и может негативно влиять на здоровье.

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис — неотъемлемая часть человеческой жизни. Кризис ставит важные вопросы, ответы на которые помогают сделать шаг вперед, верно расставить приоритеты и идти дальше. Однако, если кризис переживается очень тяжело, вызывает тревогу и депрессию, не стоит игнорировать эти сигналы.

  • Определить зону ответственности

Экзистенциальный кризис часто бывает спровоцирован событиями, не зависящими от человека. Здесь важно определить, на что вы можете повлиять, а к чему стоит отнестись как к данности. Фокусировка на решаемых задачах поможет бороться с чувством бессилия и растерянности.

Алена Кутдузова:

«Важно обращать внимание на то, как вы живете здесь и сейчас, насколько то, что вы делаете прямо сейчас, прямо сегодня, соответствует именно вашим желаниям, убеждениям и ценностям. Не стоит откладывать на потом нечто не срочное, но важное для вас лично. Для этого надо провести ревизию моральных и жизненных ценностей, понять, что на самом деле имеет для вас смысл, а что навязано семьей, обществом или культурой».

  • Дать чувствам выразиться

Долгое подавление чувств само по себе может вызвать кризисное состояние. Однако и в случаях, когда экзистенциальный кризис вызван чем-то другим, не стоит закрываться и блокировать эти чувства. В кризисе человек чувствует себя одиноким, непонятым и склонен обесценивать отношения с близкими.

Фото:Victor Tangermann / PIXABAY

С этим можно бороться, если открыться окружающим, обсудить свой кризис и честно поделиться страхами. В некоторых случаях можно присоединиться к специальным группам поддержки, в рамках которых люди с похожими проблемами делятся ими и поддерживают друг друга.

  • Найти источник тревоги

Экзистенциальная психология считает, что у экзистенциального кризиса всегда есть причина. Найти и понять эту причину — значит сделать осознанный выбор и выйти из кризиса.

Первый симптом, с которым сталкивается человек, — это тревога. Тревога отличается от страха тем, что она не направлена на что-то конкретное, она как бы висит в воздухе, а страшимся мы чего-то определенного. Если приступы тревоги случаются регулярно, то помимо ситуативных способов с ней справляться необходимо понять ее источник, а для этого нужно за ней «пойти».

Практика: пойти за тревогой

Выделите для этого время, когда никто не будет вас беспокоить, найдите безопасное для себя место, там, где вам спокойно и уютно, сядьте поудобнее и попробуйте почувствовать эту тревогу. Мысленно следуйте в том направлении за теми мыслями и образами, которые эту тревогу усиливают. Дойдите до конца и посмотрите на источник этой тревоги, посмотрите на то, чего на самом деле вы боитесь. Теперь, когда вы знаете источник тревоги, можно осознанно выбрать дальнейший способ действия. Эта практика требует определенного мужества, но только осознанность поможет найти выход из экзистенциального кризиса.

  • Обратиться за помощью

В кризисное время важно отслеживать свое состояние и при необходимости вовремя обратиться за помощью. Если тяжелое эмоциональное состояние длительное время мешает работать, влияет на отношения с близкими людьми, ухудшается здоровье, появляются суицидальные мысли, ощущение безысходности и беспросветности, чувство отчаяния, то необходимо обратиться к специалисту. С экзистенциальными кризисами работают психологи-психотерапевты экзистенциально-гуманистического направления. Если симптомы имеют выраженный характер и необходима медикаментозная поддержка, то грамотный специалист посоветует консультацию врача-невропатолога или психиатра.

Кризис — точка роста

Несмотря на то, что кризис — тяжелое время, он же способен стать точкой важных жизненных изменений. Алена Кутдузова рассказала РБК, как пережить кризис с пользой и обрести через него ценный жизненный опыт. А также какие практики могут помочь на этом непростом пути.

Фото:«Альпина нон-фикшн»

Алена Кутдузова:

«Экзистенциальный кризис может быть возможностью переосмыслить свою жизнь, вынырнуть из своего бытового, спокойного и узкого мирка, в котором мы пребываем большую часть времени, и взглянуть с ужасом и восхищением на мироустройство вокруг. На самом деле из экзистенциального кризиса можно извлечь массу пользы. Столкнувшись с одиночеством, можно лучше понять самого себя как человека, свои потребности и желания, пересмотреть круг общения. Столкновение со свободой тоже болезненно: человек свободен делать все что угодно, но всегда несет ответственность за свои действия, всегда есть последствия, и кризис позволяет нам более осознанно делать выбор.

Каждый сделанный выбор приближает или отдаляет нас от смысла нашей жизни, от того, что имеет для нас большую ценность. Самым пугающим, но и самым ценным для человека может стать столкновение с собственной смертностью, это позволяет проживать жизнь полнее и насыщеннее прямо сейчас, ценить каждое мгновение, проведенное с близкими, ценить возможность ходить и дышать, что-то создавать и созерцать, ценить свою жизнь и жизнь других людей».

Основным предметом внимания в экзистенциальной психологии являются экзистенциальные проблемы человека, особенность которых — их содержание, их универсальный и фундаментальный характер. Экзистенциальные проблемы представляют собой вызовы, требующие постоянного ответа. Они выполняют важную функцию, побуждая человека уточнять и перепроверять свои жизненные цели и приоритеты. Экзистенциальный подход изменяет традиционные представления психологии о психологических проблемах человека.

Главный предмет как теоретического обсуждения, так и практической работы в экзистенциальной психологии — экзистенциальные проблемы человека.

Предметом практической работы психологов всегда были психологические проблемы человека. Для многих психологических направлений целью практической работы является такое решение психологических проблем, благодаря которому человек, «освобождаясь» от них, получает возможность более полного функционирования и развития.

Экзистенциальные проблемы, по сравнению с другими психологическими проблемами, переживаемыми человеком, имеют принципиально иную природу. Когда речь идет о традиционно понимаемых психологических проблемах человека, то чаще всего имеются в виду проблемы, связанные с теми или иными личностными особенностями, которые берут свое начало в его неблагоприятном индивидуальном опыте, нередко опыте детства. Этот опыт различен у разных людей, поэтому и возникающие на его основе проблемы могут быть очень разными — проблемы с самооценкой, общением, уверенностью в себе, трудностями принятия решений и т. д. Экзистенциальные проблемы проистекают из столкновения, «конфронтации», как говорят экзистенциальные психологи, человека с проблемами бытия.

И. Ялом, сравнивая между собой различные психодинамические подходы, отмечает, что любой психодинамический подход предполагает наличие глубинного конфликта. Базисная формула психоаналитического подхода выглядит следующим образом: Влечение ^ Тревога ^ Защитный механизм. Комментируя ее, Ялом пишет, что формула Фрейда начинается с «импульса»: «тревога является сигналом опасности: если инстинктивные импульсы свободно проявятся, организм окажется под угрозой», и поэтому «защитные механизмы ограничивают непосредственное удовлетворение влечения», позволяя ему выражаться только косвенно.

В экзистенциальном подходе формула приобретает иное содержание: Сознавание конечной данности ^ Тревога ^ Защитный механизм. Человек также реагирует защитами на возникающее чувство тревоги, но природа тревоги иная. Экзистенциальная динамика начинается с сознавания и страха от столкновения с конечными данностями существования: тревога становится ответом на страх смерти, пустоты, изоляции и бессмысленности. Ялом утверждает, что «экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов» [Ялом, 1999, с. 12]. Таким образом, экзистенциальный подход, по сравнению с психоаналитическим, наделяет внутреннюю динамику принципиально иным содержанием.

Еще одно важное отличие экзистенциальной динамики связано, по Ялому, с понятием глубины. Он напоминает, что в логике подхода Фрейда «самый глубокий конфликт — это самый ранний конфликт». Но «экзистенциальная динамика не порождается развитием», «с экзистенциальной точки зрения глубоко исследовать не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации» [Там же, с. 15]. Именно в этом смысле экзистенциальный подход определяется как фокусирующийся на базисных, фундаментальных проблемах человеческого существования. Ялом пишет прежде всего о проблемах экзистенциальной терапии, но его уточнения позволяют лучше понять и своеобразие экзистенциального подхода, и специфику экзистенциальных проблем.

Особенности экзистенциальных проблем

Особенности экзистенциальных проблем могут быть обозначены следующим образом. 

Важнейшей характеристикой экзистенциальных проблем является их содержание — о чем эти проблемы. Их принципиальное отличие от «обычных» психологических проблем связано с тем, что содержательно экзистенциальные проблемы проистекают из переживания человеком проблем бытия. М. М. Бахтин, отмечая экзистенциальную заостренность мысли героев Ф. Достоевского, пишет о «смысловых позициях по последним вопросам бытия» [Бахтин, 1994, с. 54]. Обычно экзистенциальные проблемы выводятся из базовых экзистенциалов. Самый известный отечественному читателю вариант — это формулировка экзистенциальных проблем как четырех первичных проблем человеческого существования в работе И. Ялома «Экзистенциальная психотерапия». Он обсуждает четыре «конечные данности», или жизненных факта, имеющих принципиальное значение для существования человека: (1) «Смерть» как «наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечность или данность». (2) «Свобода», которая «в экзистенциальном смысле» представляет собой «отсутствие внешней структуры», означающее, что «индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом». (3) «Экзистенциальная изоляция» как фундаментальный факт существования человека, поскольку «каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать». (4) «Бессмысленность» как необходимость решения человеком задачи поиска смысла индивидуального существования [Ялом, 1999]. Если проанализировать описание экзистенциалов в работах ведущих экзистенциально ориентированных авторов, то все они, более или менее, укладываются в эти категории проблем.

Обозначенные проблемы действительно относятся к первичным проблемам человеческого существования, или «последним вопросам бытия», по выражению Бахтина. Базовые экзистенциальные проблемы получают свое уникальное выражение в том, как они вплетаются в жизненный мир человека, как окрашивают его отношения с жизнью, какой способ поиска ответов на эти «жизненные вызовы» пробуждают. Экзистенциальные проблемы и экзистенциальные кризисы — это всегда кризисы существования человека. В качестве иллюстрации приведем рассуждения известного философа и публициста И. Берлина о мучительной внутренней проблеме Л. Толстого, «глубоком внутреннем конфликте между его опытом и системой его представлений, между его видением жизни и его же представлением о том, какой она должна быть, и каким должен быть он сам для того, чтобы подобное видение было физически переносимо; между непосредственно полученными данными, которых человек слишком честный и слишком умный отрицать не мог, и необходимостью толковать так, чтобы не прийти к детским нелепостям предшествующих доктрин» [Берлин, 2001, с. 219]. Он формулирует духовную проблему Толстого как «отчаянное противоречие между сведениями, почерпнутыми из опыта, от которых он не мог освободиться и за которыми, конечно, всю свою жизнь признавал первородное право на реальность, и глубоко метафизической убежденностью в существовании системы, в которую они должны укладываться, хочется им этого или нет; конфликт между инстинктивным суждением и теоретической убежденностью — между его дарованием и его мнениями — отражает конфликт между реальностью нравственной жизни, с присущими ей ответственностью, радостями, горестями, чувством вины и чувством успеха — все сплошь одни иллюзии — и законами, царящими надо всем, пусть даже нам доступна лишь ничтожно малая часть знания о них» [Там же, с. 225]. Внутренний конфликт Л. Толстого — это не просто когнитивная проблема противоречия между «реальным» и «идеальным» Я. Духовное содержание жизненного кризиса писателя очевидно. Возможно, наряду с базисными проблемами можно было бы выделить экзистенциальные проблемы «второго порядка», к которым можно отнести проблемы, имеющие экзистенциальное содержание и относящиеся, в частности, к внутренней согласованности экзистенциальных ответов на экзистенциальные вызовы, «вписыванию» человеком этих ответов в общую картину своей жизни и ее содержание.

Экзистенциальные проблемы имеют универсальный характер. Традиционные психологические проблемы, которые берут начало в неблагоприятном опыте человека, не просто по-разному проживаются разными людьми, но, естественно, могут различаться и содержательно.

Экзистенциальные проблемы, как уже неоднократно отмечалось, берут свое начало из конфронтации человека с проблемами бытия. Бытие как огромный мир, как единый жизненный процесс, в который мы все включены, едино для всех. Универсальный характер экзистенциальных проблем связан с тем, что они проистекают из особенностей нашего существования в мире, из нашей человеческой природы, а потому типичны, одинаковы для всех людей. Например, конечность нашей жизни и неизбежность смерти. Независимо от любых наших индивидуальных особенностей, культуры или времени, в котором мы живем, наша жизнь имеет свое завершение, что связано с нашей биологической природой. Однако для человека смерть — это не только (и даже не столько) биологический, но и психологический феномен. Человек — это единственное живое существо, знающее, что его жизнь конечна, и это придает проблеме смерти психологический характер: как мы живем и справляемся с осознанием своего неизбежного ухода из жизни.

Универсальность экзистенциальных проблем проявляется и в том, что они потенциально присутствуют в жизни каждого человека. Мы можем не раздумывать над смыслом жизни и не страдать от предстоящего ухода из жизни, но мы, как и все люди на земле, открыты этим проблемам, а значит, потенциально находимся перед необходимостью их решения.

Экзистенциальные проблемы имеют фундаментальный характер, связанный с их глубиной, о которой пишет Ялом. Они затрагивают самые сущностные вопросы человеческой жизни, а потому их решение оказывает несомненное (а иногда и критическое) влияние на психологическое благополучие человека, его жизнь и судьбу. Безусловно, любые существующие у нас психологические проблемы оказывают влияние на наше самочувствие, поведение, удовлетворенность жизненной ситуацией. Однако мы справляемся или миримся с этими проблемами, они могут иметь частный или ситуативный характер, мы научаемся их преодолевать или компенсировать свои слабые стороны сильными. Экзистенциальные проблемы — это проблемы другого формата, их конструктивное (или неконструктивное) решение имеет принципиальное значение для нашей жизни: наполненность нашей жизни смыслом или ощущение бессмысленности своего существования окрашивает всю жизнь человека, определяет его активность, жизненную мотивацию, отношения с близкими.

Фундаментальность экзистенциальных проблем означает также то, что они имеют базовый характер и лежат в основе других проблем: нерешенные человеком экзистенциальные проблемы могут проявляться, конкретизироваться в самых разных переживаемых им трудностях и жизненных ситуациях. Например, женщина, которая болезненно переживает появление собственной семьи у сына и, в сущности, противится его самостоятельной жизни, может иметь проблемы смыслового характера. Для нее сын — единственный близкий человек, единственный смысл жизни, и его уход лишает ее жизнь смысла. А может быть, она болезненно боится одиночества, и хотя ей искренне кажется, что дело просто в том, что избранница сына ему категорически не подходит, на самом деле присутствие сына заполняет пустоту ее жизни.

Особенностью экзистенциальных проблем является также то, что они не могут быть решены раз и навсегда. Психологическая проблема человека, даже сложная, может быть успешно решена, и человек к ней не возвращается. Экзистенциальные проблемы — это вызовы, которые требуют постоянного ответа. На разных возрастных этапах или под влиянием каких-то жизненных событий перед нами встают те или иные экзистенциальные проблемы. Например, в детстве ребенок узнает о смерти, испытывает страх, но маме удается его легко успокоить. Тема смерти «возвращается» в подростковом возрасте, в период становления ценностно-смысловой концепции человека: подросток часто «играет со смертью» в своем воображении, представляя себе, как будут горевать близкие и как наконец поймут, что были несправедливы к нему, если потеряют его, например, в случае какого-нибудь героического поступка. В зрелом возрасте люди сталкиваются со смертью, переживая потерю самых близких людей. А затем начинают уходить ровесники, и человеку предстоит подготовиться и к собственному уходу. На каждом жизненном этапе в силу каких-то событий или возрастных изменений мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости ответы. Другие экзистенциальные проблемы также не могут быть раз и навсегда решены; например, проблема смысла жизни — на разных жизненных этапах мы находим разные смыслы. Таким образом, экзистенциальные проблемы требуют постоянной работы человека.

НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9

Н. В. Гришина

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА КАК ЖИЗНЕННЫЙ ВЫЗОВ

Рост влияния экзистенциальных подходов является одной из признаваемых специалистами тенденций развития психологии первого десятилетия XXI века. Ее примечательной особенностью становится «переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия» [1], что отвечает методологическим принципам экзистенциального направления, сторонникам которого «важны не отдельные психологические реакции, а скорее психологическое бытие человека существующего» [2].

Развитие психологии, не только ее прикладных и практических областей, но и ее теоретических представлений, всегда было связано с реальностью и проблемами своего времени. Представления о благополучии человека в начале ХХ века основывались на его соответствии социальным критериям, что в качестве обязательного условия предполагало эффективную интеграцию человека в социум. Соответственно психологи решали задачи обеспечения условий благоприятного развития человека, коррекции его поведения и преодоления внутренних проблем. Но уже в 30-е годы, по утверждению А. Маслоу, «приспособительная» идея начинает подвергаться критике, а к середине ХХ века и в обществе нарастает неудовлетворенность идеями приспособления как основы успешного жизненного сценария. На смену им приходит интерес к раскрытию потенциала человека, «актуализационная» модель развития, предложенная гуманистическими психологами. Однако довольно скоро с ними начинают вступать в полемику экзистенциально-ориентированные психологи, задающиеся вопросом, в какой мере успешная самореализация (как ее понимали лидеры гуманистического направления) решает экзистенциальные проблемы человеческого существования [3].

Экзистенциальные, «философские» вопросы человеческого существования все острее встают сегодня перед человеком, что в немалой степени является следствием изменений социального контекста жизни людей. Наиболее фундаментальное из них — переход от относительной стабильности общества к «текучей реальности» современности, для которой характерны рост неопределенности, снижение роли внешних детерминант поведения человека и соответствующее усиление внутренней детерминации, самодетерминации поведения человека, фактически осуществляемый им выбор

© Н. В. Гришина, 2011

своего жизненного сценария и — как следствие — ответственность человека за свое собственное существование. Возможно, в наиболее яркой и образной форме этот онтологический вызов выразил Э. Фромм: «Жизнь не может быть “прожита” путем простого повторения модели своего вида. Человек должен жить сам. <.. .> Человек — единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться» [4].

Р. Мэй, один из наиболее влиятельных психологов экзистенциального направления, называет ключевой проблемой нашего времени «подавление онтологического чувства бытия». По его мнению, «отчаиваясь найти смысл жизни, люди сегодня прибегают к различным способам притупить свое сознание бытия — через уход в апатию, психическую нечувствительность, в поиск наслаждений. Другие, в особенности молодые люди, выбирают страшные способы ухода, совершая самоубийство, и таких случаев все больше и больше» [2, с. 5]. И далее: «.в нашей культуре мы действительно не решаемся вести разговоры о бытии. Это слишком откровенно, слишком интимно, слишком эмоционально. Прячась от бытия, мы теряем как раз то, что больше всего ценим в жизни, так как восприятие бытия связано с наиболее глубокими и базисными вопросами, такими как любовь, смерть, тревога, забота» [2, с. 6].

Именно эта проблематика и становится основной для экзистенциального подхода. Как пишет в начале своей книги Якобсен, диагностика психологического нездоровья не является единственной целью психологии. «Психология также должна показывать людям, как можно развивать полноту бытия, как достигать трепетного чувства быть живым, как встречать несчастья и приближаться к состояниям счастья и любви и знанию того, что есть добро и зло в их жизни» [5].

Предметом практической работы психологов всегда были психологические проблемы человека. Понятие психологической проблемы, несмотря на его частое употребление, как правило, не определяется авторами учебников и словарей по психологии. Обычно под психологической проблемой понимается переживаемый человеком дискомфорт, испытываемые им затруднения, в общем, все то, что становится для него своего рода помехой в отношениях, деятельности, наконец, в обычной жизни и решении повседневных проблем.

В парадигме классической психологии предметом работы психологов были возникающие у людей внутренние проблемы, трудности в поведении и отношениях с окружающими и т. д., а задачей психологической работы — устранение этих проблем. Работа психоаналитиков была направлена на достижение внутренней гармонии и равновесия (в соответствии с гомеостатическим принципом функционирования личности, которого придерживался З. Фрейд: «индивидуумы … испытывают желание найти состояние, свободное от всякого напряжения» [6]), а удавшаяся, по их мнению, жизнь — это успешно найденный компромисс между требованиями социума и собственными желаниями человека. Бихевиористы были увлечены разработкой программ модификации и оптимизации поведения человека, обеспечивающего ему эффективное взаимодействие с окружающим миром. Их объединяло стремление помочь человеку в достижении наилучшего приспособления к окружающему миру. Цель практической работы может формулироваться на разных уровнях общности — от частных до стратегических, но в любом случае предполагает такое решение психологической проблемы, благодаря которому человек, «освобождаясь» от нее, получает возможность более полно функционировать, развиваться и существовать.

Изменения, происходящие в социальной реальности, порождают новые проблемы в жизни людей, ставят новые задачи и приводят к изменению целей и приоритетов психологической работы, что порождает необходимость уточнения целей и задач психологической работы в практикоориентированных областях.

В центре внимания теоретического анализа и практической работы экзистенциально ориентированных психологов — экзистенциальные проблемы человека.

Экзистенциальные проблемы — это также психологические проблемы, однако они имеют принципиально другую природу, отличающую их от других, переживаемых человеком.

Отечественному психологу экзистенциальные проблемы человека, пожалуй, более всего известны по книге И. Ялома «Экзистенциальная психотерапия». По Ялому, экзистенциальный подход акцентирует внимание на конфронтации индивида с данностями существования. В его работах рассматриваются четыре «конечные данности» — жизненные факты, имеющие принципиальное значение для существования человека: «смерть» как «наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечность или данность»; «свобода», которая «в экзистенциальном смысле» представляет собой «отсутствие внешней структуры», означающее, что «индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом»; «экзистенциальная изоляция» как фундаментальный факт существования человека, поскольку «каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать» (добавим — и сам должен прожить свою жизнь); «бессмысленность» как необходимость решения человеком задачи поиска смысла индивидуального существования [7].

Медард Босс (вместе с другими экзистенциальными аналитиками, оказавший влияние на становление экзистенциального подхода в психологии, по утверждению того же Ялома) перечисляет следующие семь фундаментальных характеристик человеческого существования: 1) пространство — «человеческие существа живут в пространстве»; 2) время — «человеческие существа живут во времени»; 3) телесность — «человеческие существа раскрываются через свое тело»; 4) социальность мира — «человеческие существа живут в разделяемом мире»; 5) «настроенность» — «человеческие существа всегда пребывают в определенном настроении, в определенной психологической атмосфере»; 6) исторический контекст — «человеческие существа живут в историческом контексте»; 7) характеристика, именуемая в экзистенциальной литературе «бытие-к-смерти» — «человеческие существа живут с осознанием собственной смерти». Эти базовые условия, которые могут быть названы экзистенциалами, являются ключевыми факторами жизни каждого [5, р. 12-13].

Э. Фромм, В. Франкл, Р. Мэй и другие экзистенциально ориентированные исследователи утверждают приоритет тех или иных факторов или же, в свою очередь, акцентируют внимание на других экзистенциальных аспектах человеческого существования, однако в любом случае проблемное поле экзистенциальной психологии определяется содержанием экзистенциальных проблем.

Несмотря на различия в предпочитаемых терминах или формулировках, могут быть выделены и описаны особенности экзистенциальных проблем, принципиально отличающие их от других психологических проблем.

Прежде всего, экзистенциальные проблемы имеют универсальный характер. Когда речь идет о психологических проблемах человека, то чаще всего имеются в виду индивидуальные проблемы, связанные с теми или иными личностными, глубинными

особенностями человека, поэтому они могут быть очень разными — проблемы с самооценкой, общением, уверенностью в себе, трудностями в принятии решений и т. д. Экзистенциальные проблемы, в отличие от «обычных» психологических проблем, берущих свое начало в мире субъективности человека, проистекают из столкновения, «конфронтации», как говорят экзистенциальные психологи, человека с проблемами бытия. Бытие как огромный мир, как единый жизненный процесс, в который мы все включены, едино для всех. Универсальный характер экзистенциальных проблем означает, что они присутствуют в жизни каждого человека, независимо от того, переживает ли он их в данный момент и осознает ли эти проблемы вообще. Кроме того, их универсальность проявляется в том, что они одинаковы для всех людей (хотя, понятно, решаются и переживаются глубоко индивидуально). Конечность жизни, поиск ее смысла, мера собственной свободы и ответственности — все люди открыты этим проблемам и находятся перед необходимостью их решать.

Экзистенциальные проблемы имеют фундаментальный характер. Они затрагивают самые сущностные вопросы человеческого существования, а потому их решение оказывает сильное влияние на психологическое благополучие и здоровье человека. Базовый характер этих проблем проявляется и в том, что они лежат в основе других проблем. Это означает, что переживаемые, нерешенные человеком экзистенциальные проблемы могут проявляться, конкретизироваться в самых разных проблемах и жизненных ситуациях. Например, женщина, которая болезненно переживает появление собственной семьи у своего сына, являющегося ее единственным близким человеком, и в сущности противится его самостоятельной жизни, может иметь проблемы смыслового характера. Для нее ее сын является единственным смыслом жизни, и его уход делает ее жизнь бессмысленной. Или же она болезненно боится одиночества, и хотя ей искренне кажется, что дело просто в том, что избранница сына ему категорически не подходит, на самом деле присутствие сына заполняет пустоту ее жизни.

Особенностью экзистенциальных проблем является также то, что они не имеют разового решения. Психологическая проблема человека, даже сложная, может быть успешно решена, и человек к ней не возвращается. Экзистенциальные проблемы — это вызовы, которые требуют постоянного ответа. На разных возрастных этапах или под влиянием каких-то жизненных событий перед нами встают те или иные экзистенциальные проблемы. Например, в детстве ребенок узнает о смерти, испытывает страх, но довольно легко успокаивается, тем более что мама сказала, что это будет очень нескоро. Подросток «играет со смертью», представляя себе, как будут горевать близкие и как, наконец, поймут, как они были несправедливы к нему, если потеряют его, например, в случае его какого-нибудь героического поступка. В зрелом возрасте люди сталкиваются со смертью и уходом самых близких людей, а затем нам предстоит подготовиться и к собственному уходу. На каждом жизненном этапе в силу жизненных событий или возрастных изменений мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости ответы. Нельзя раз и навсегда решить проблему смысла жизни — на разных жизненных этапах мы находим разные смыслы. Таким образом, экзистенциальные проблемы требуют постоянной работы человека.

Эта точка зрения близка и другим авторам. В частности, К. Юнг отмечал, что серьезные проблемы жизни никогда полностью не разрешаются, а значение и цель проблемы состоят не в ее разрешении, а в постоянной работе над ней.

Это однако не означает, что экзистенциальные проблемы являются предметом постоянных раздумий или переживаний человека. Они обостряются и требуют ответа в определенные моменты жизни, которые могут быть связаны с возрастом (например, подростковым), кардинальными изменениями в жизненной ситуации (например, разводом, потерей работы, утратой близкого) или нарастающей потребностью в переменах, возникающей в силу каких-то внутренних изменений, — изменений жизненных приоритетов, ценностей, жизненных планов и целей, неудовлетворенности жизненной ситуацией и др.

Экзистенциальные психологи исходят из того, что человек всегда существует в процессе становления. Они предпочитают именно этот термин, подчеркивая постоянный процесс движения жизни. Так, по мнению К. Роджерса, поскольку человеческая природа определяется тем, как человек осознает свое бытие, она никогда не может быть определена полностью: «Жизнь в ее лучшем виде — это текущий и изменяющийся процесс, в котором ничто не является неизменным» [8].

Цель становления — реализовать всю полноту бытия. В сущности, в этом и состоит «функция» экзистенциальных проблем — они для того и существуют в нашей жизни, чтобы служить вызовом, «тревожить», заставлять перепроверять и пересматривать жизненные приоритеты и отношения. Хайдеггер считал, что именно кризисные жизненные ситуации являются средством прорыва человека от повседневности и рутинности существования к его аутентичности и подлинности.

Однако каково должно быть достигаемое, так сказать, «идеальное» состояние внутреннего мира человека?

Описание психологического благополучия (как и психологического здоровья, как и здоровья вообще) представляет немалую сложность. Подобно тому, как здоровье легче всего определяется как отсутствие болезни, позитивные психологические феномены, такие, например, как благоприятный психологический климат, эффективная коммуникация или благополучная семья, зачастую также описываются как отсутствие негативных проявлений или трудностей.

Какой тип благополучия приходит на смену преодолению болезненных проблем, переживаемых человеком? Обыденное сознание связывает благополучие человека, человеческих отношений, семьи с отсутствием проблем, но это, безусловно, не так.

В связи с разрабатываемым им понятием самоактуализации А. Маслоу писал: «Самоактуализация — это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным» [9]. Это означает, что если рассматривать самоактуализацию как некую (возможную) эффективную модель человеческого существования, то само это эффективное существование означает не свободу от любых проблем, а отсутствие «преходящих и нереальных» проблем, которые имеют невротический характер и уводят человека от его подлинности.

«Реальные» проблемы — это те, которые действительно стоят того, чтобы человек затрачивал на них свои усилия и время жизни, например, такие как поиск смысла, выстраивание удовлетворяющих отношений с другими и т. д.

Жизненные, или онтологические, факты (например, такие как неизбежность физической смерти) представляют собой экзистенциальные вызовы, на которые отвечает человек в процессе своего существования. Одним из ключевых понятий экзистенциальной психологии является понятие выбора. Проблематика жизненного выбора не является прерогативой экзистенциальной психологии, однако именно экзистенци-

альный подход придает понятию выбора фундаментальное значение. Вся жизненная история человека рассматривается как результат его выборов, в том числе и выбора решения экзистенциальных проблем.

Каждая экзистенциальная проблема, подобно любой кризисной ситуации человека, имеет конструктивное и деструктивное решение. Р. Мэй, в частности, определяет и саму цель практической психологии как «превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» [10].

Природа кризиса, как известно, двойственна — он содержит как разрушительное, так и созидательное начала. Результатом проживания кризиса становится некое новообразование, соответствующее его содержанию. Ничто новое не появляется без разрушения старого. Медленность и постепенность изменений реальности прошлого делали их фактически неощутимыми при жизни одного поколения, как и одного индивида, а скорость сегодняшних изменений делает процесс разрыва с прошлым иногда довольно болезненным, увеличивая «давление реальности» и порождая стремление человека к «избавлению» от проблем. Это приобретает все большую остроту, поскольку формы «ухода» современных людей от реальности становятся все более тревожными.

Б. Якобсен формулирует экзистенциальные проблемы в виде следующих жизненных дилемм: 1) «Счастье уя Страдания»; 2) «Любовь уя Изолированность»; 3) «Несчастья уя Успешность»; 4) «Страх смерти уя Вовлеченность в жизнь»; 5) «Свободный выбор уя Обязательства жизненной реальности»; 6) «Смысл жизни уя Бессмысленность» [5, р. 14-15].

Обычно дилемма означает «суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего»; в повседневном употреблении дилемма означает «обстоятельства, заставляющие принять одно из двух решений, выбор между которыми крайне затруднителен» [11].

Эта бинарная оппозиционность довольно характерна для описания социального мира и жизненного мира человека, равно как и для обыденного сознания человека (например, Ю. М. Лотман пишет, что «в основе внутренней организации элементов текста, как правило, лежит принцип бинарной семантической оппозиции: мир будет члениться на богатых и бедных, своих и чужих, правоверных и непросвещенных, людей Природы и людей Общества, врагов и друзей» [12].

Кажущаяся очевидность бинарной оппозиции не должна вводить в заблуждение (следует отметить, что принцип бинарности подвергается критике современными философами [13]).

Экзистенциальные проблемы, хотя и ставят перед человеком задачу выбора, не могут, однако, рассматриваться как дилеммы. Каждый из полюсов существует, поскольку существует другой. Мы понимаем счастье через страдание, любовь через изолированность, а смысл жизни через бессмысленность. А. Маслоу, в своем описании самоактуализации как проявления личностной зрелости, подметил эту «неоппозицион-ность» традиционных оппозиций: «На уровне самоактуализации разрешаются многие противоречия, оппозиции превращаются в неразрывное единство, а мышление через оперирование дихотомиями превращается в незрелое. Для самоактуализирующихся людей наличествует сильная тенденция к слиянию эгоизма и неэгоистичности в единую, высшую целостность. Работа превращается в игру, отдых и труд также ненамного отличаются друг от друга. Когда долг становится удовольствием и удовольствие пронизано чувством долга, теряется их оппозиционность, они становятся нераздельными.

Высшая зрелость открывает в себе детские качества, и в здоровом ребенке мы обнаруживаем некоторые качества, присущие зрелому человеку, находящемуся на высоком уровне самоактуализации. Разорванность между внутренним и внешним, между самостью и всем остальным делается не столь яркой, менее выражена, и на высших уровнях развития они взаимопроникают друг в друга. “Дихотомизация” становится характеристикой низшего уровня личностного развития и психологического функционирования, являясь одновременно причиной и эффектом психопатологии» [14] (выделено мной. — Н. Г.).

Мы привели столь обширную цитату ради последней фразы, которая однако не была бы понятна без предыдущих рассуждений. «Дихотомизация» экзистенциальных проблем дает их плоское изображение, тогда как в действительности их биполярность создает напряжение, требующее «третьего» решения.

Альтернативой смерти как жизненного факта является бессмертие. Однако если смерть есть очевидное зло, то и бессмертие не является благом (как показывает философский анализ проблемы бессмертия [см., например: 15]). Конструктивной альтернативой смерти является способ жизни, обеспечивающий полноту бытия и высшую удовлетворенность человека. И. Ялом указывает на наличие эмпирических данных, доказывающих, что удовлетворенность жизнью способствует снижению страха смерти, выступая тем самым в качестве фактора позитивной защиты от страха смерти. Зависимость как характеристика человеческих отношений, по мнению психотерапевтов, является распространенной и болезненной психологической проблемой. Однако ее альтернативой не может быть независимость, так как она невозможна для любого человека, включенного в систему социальных отношений. Более того, фиксированность на ложной цели независимости может, в свою очередь, породить психологические проблемы у человека. «Третье решение», являющееся конструктивным ответом на экзистенциальную задачу выбора человеком своего способа отношений с окружающим миром, — это личностная автономия.

Таким образом, экзистенциальные проблемы человека — это проблемы, скорее, «трехмерного» пространства, конструктивное решение в котором находится не предпочтением или отказом от одного из очевидных выборов, но альтернативой, индивидуально выстраданной и пересматриваемой.

Экзистенциальная психология с ее акцентом на сущностных вопросах человеческого существования побуждает к поиску новых ответов на «вечные» для психологии вопросы о предмете и целях психологической работы с проблемами человека.

Принципиальное отличие экзистенциальных проблем от других психологических проблем человека состоит в том, что они не требуют «устранения», напротив, «проживание» экзистенциальных проблем — это и есть жизнь. Экзистенциальные проблемы — это те «вызовы», ответы на которые и составляют сущность «жизнетворчества».

Литература

1. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2005. С. 122.

2. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Изд-во ин-та общегуман. исслед-й, 2004. С. 56.

3. См. подробнее: Гришина Н. В. Экзистенциальная психология: поиск смысла и самотранс-ценденция // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12 / под ред. Л. А. Ко-ростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 15-28.

4. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 445.

5. Jacobsen B. Invitation to Existential Psychology: A Psychology for the Unigue Human Being and Its Applications in Therapy. England, 2007. P. 9.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. С. 136.

7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: «Смысл», 1999. С. 12-13.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 69.

9. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / сост. М. П. Папуш. М.: Изд-во ин-та общегуманит. исслед-й, 1995. 302 с. С. 118.

10. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994. С. 30.

11. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. С. 218.

12. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. С. 227.

13. Гуревич П. С. Расколотость человеческого бытия. М.: Изд-во ин-та филос. РАН, 2009. С. 5.

14. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 167.

15. Уильямс Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западной философии / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 420-442.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

  1. Основные экзистенциальные проблемы

Популярность
философии экзистенциализма в 60-е гг. ХХ
в. в Европе и во всем мире, в немалой
степени связанная с литературными
работами Ж.-П. Сартра и А. Камю, способствовала
вхождению в широкое употребление понятия
«экзистенциальных проблем». Они связаны
с индивидуальным переживанием человека
своего бытия в мире, с попытками
непротиворечиво вписаться во внешний
мир или «вписать» его в себя. Экзистенция
есть внутреннее человеческое существование,
которое имеет не космический, а весьма
личностный смысл. Она включает в себя
переживание таких состояний, как
рождение, смерть, любовь, отчаяние,
раскаяние, решимость, надежда и т.п.
Разумеется, подобного рода экзистенциальная
проблематика существовала всегда, в
данной философской форме она была лишь
актуализирована и специфически
рассмотрена.

Согласно этой
философии, основная ошибка рационального
мышления состоит в том, что оно исходит
из принципа противоположности субъекта
и объекта, в то время как бытие необходимо
постигнуть как их нерасчлененную
целостность. Экзистенциалисты и пытались
это осуществить, опираясь на ключевую
категорию, давшую название самому
философскому направлению.

Важнейшими
экзистенциальными понятиями были такие,
как свобода, ответственность и тревога,
тесно связанные друг с другом по смыслу.
Свобода – это не радость и не награда,
а своеобразный рок: как говорил Сартр,
человек обречен быть свободным. Вместе
со свободой появляется ответственность,
и многие люди хотели бы отказаться от
свободы вместе с ответственностью.
Существование человека первично по
отношению к обретению им своей сущности.
Человек как бы заброшен в этот мир помимо
своей воли, в котором он еще только
должен стать человеком. При этом
становление человеческой сущности
происходит постоянно: свободный человек
формирует себя каждым своим поступком.

Экзистенциальная
философия делится на религиозную и
нерелигиозную. К первой относятся,
например, Бердяев, Ясперс и Марсель, ко
второй – Хайдеггер, Сартр и Камю.
Нерелигиозная экзистенциальная философия
обычно выдержана в пессимистическом и
даже трагическом тоне. Большое внимание
она уделяет состоянию человека,
находящегося в пограничной
ситуации между жизнью и смертью. В ней
рассматривается также проблема
самоубийства. А. Камю писал, что чувство
абсурдности, как разлад между человеком
и его жизнью, иногда порождает тягу к
небытию, но следует еще выяснить, в какой
мере самоубийство есть выход из жизненного
абсурда или, наоборот, его апофеоз,
высшая точка. Нетрудно заметить, что
пессимизм и негативизм по отношению к
жизни возникают именно через переживание
ее как абсурдной, т.е. лишенной смысла,
ненужного актерства в плохих декорациях.
Очевидно, что иное решение проблемы
смысла жизни, дающее понимание ее полноты
и необходимости, снимает экзистенциальный
трагизм и обращает человека к радости.

В
своей статье «Экзистенциализм – это
гуманизм» Ж.-П. Сартр утверждает, что на
деле нет более оптимистического учения,
поскольку судьба человека полагается
в нем самом. Будучи атеистом, этот философ
считает, что «суть дела не в том, существует
ли Бог. Человек должен обрести себя и
убедиться, что ничто не может его спасти
от себя самого, даже достоверное
доказательство бытия Бога». Такова мера
экзистенциального оптимизма, действительно
не спасающего его от многих проблем
человеческого существования. Возможно,
их причина в том, что «философия человека»
недостаточна без философии вещей и
философии идей.

Как
уже отмечалось, решение так называемых
экзистенциальных проблем – не прерогатива
«философии существования». На
мировоззренческом уровне их решает для
себя каждый человек. Так, любовь
есть высшая добродетель, т.е. делание
добра, блага. Она определялась Платоном
как стремление к целостности и Августином
как универсальная сила притяжения.
Можно добавить, что любовь
есть абсолютная
форма деятельности.
Другими
словами, она есть высшее, предельное и
самодостаточное проявление воли. Любовь
есть нечто большее, чем желание получить
удовольствие за счет кого-то или чего-то,
безотносительно или даже вопреки его
благу. Она есть утверждение другого за
счет себя безотносительно или даже
вопреки собственному благу. В этой связи
переживания по поводу неразделенной
любви, воспетые многими поэтами, выглядят
и действительно являются эгоистическим
самолюбованием, которое может быть
преодолено перемещением внимания с
себя на другого.

Отношение
к смерти
есть неизбежная мировоззренческая и
философская проблема. По сути своей она
именно экзистенциальна, поскольку
переживается как личная. Эта проблема
актуализируется опасными для жизни
заболеваниями или потерей близких
людей, но в скрытом виде всегда присутствует
в человеческой жизни. Не случайно
говорится, что философствовать – значит
учиться умирать. В осознании смертности
Сократ видел важнейшую причину обращения
человека к философии. Когда итальянская
мафия выдвигала свое знаменитое
предупреждение «memento
mori»,
это означало напоминание не столько о
смерти, сколько о необходимости правильной
жизни, которая становится понятнее
перед лицом смерти. Если думающий о
предстоящих пятидесяти годах жизни
человек может расслабиться, то угроза
его жизни, тем более обратный отсчет до
ее завершения весьма обостряет
смыслообразование. Тогда человек
начинает философствовать – учиться
умирать. Нетрудно понять, что гораздо
эффективнее обратиться к этой проблеме
заранее и решить ее для себя в общем
виде без жесткого экзистенциального
напряжения.

Подавляющее
большинство людей стремится к тому,
чтобы жить, но некоторые люди хотят уйти
из жизни добровольно. Думающий человек
сможет понять, в каком отношении последнее
есть проявление слабости, а в каком –
силы. Экзистенциальный характер проблемы
суицида не позволяет рассуждать об этом
абстрактно, хотя известно, что все
религии и духовные учения осуждают
самоубийство. Отношение к нему атеиста
Камю рассматривалось выше. Стоит
отметить, что тяга к небытию не всегда
порождается конкретными проблемами.
Как показывает опыт, одна из причин
самоубийства – так называемая
экзистенциальная фрустрация, т.е.
глубинный духовный и психический
дискомфорт в результате смыслопотери,
несовместимой с жизнью.

Особая
проблема, связанная с отношением к
смерти – так называемая эвтаназия
– легкая смерть по медицинским показаниям.
Это вопрос одновременно общефилософский,
этический и правовой. С одной стороны,
имеет ли врач моральное и юридическое
право способствовать добровольному
уходу из жизни неизлечимо больного
человека, испытывающего тяжелые
физические страдания? Более глубокая
постановка вопроса – случайны человеческие
страдания или они имеют смысл? Тогда не
является ли эвтаназия особой формой
самоубийства, в общем виде всегда
осуждаемого?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    12.02.20155.16 Mб38Учебник Суханова Том 2.pdf

  • #
  • #

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемы, связанные со смыслом человеческой жизни, но находящиеся, если можно так сказать, на границе жизни и мира. В их числе обычно называются: смерть, смысл жизни, страдания, разочарования, любовь. С экзистенциальными проблемами связаны два суеверия.
1. Одно из них, очень распространенное в эпоху Просвещения и до сих пор разделяемое марксизмом-ленинизмом, вообще отрицает существование экзистенциальных проблем. Если сторонников этого предрассудка спросить, в чем, например, смысл человеческой жизни и в особенности смерти, они ответят, что все встанет на свои места, когда человечество достигнет рая на земле и т. д. Но это равнозначно отрицанию этих проблем, ибо мы умрем раньше, чем человечество достигнет рая; во всяком случае, наша смерть — проблема чисто индивидуальная, и никакой общественный прогресс не в состоянии ее разрешить. Один из философов Нового времени ясно сформулировал суть этого суеверия: «Мудрый человек,— пишет он,— ни о чем не думает меньше, чем о смерти, и его мудрость состоит в размышлении о жизни, а не о смерти» (Спиноза).
2. Согласно второму предрассудку, экзистенциальные проблемы подвластны научному анализу. Такую позицию должен занимать сторонник позитивизма, ибо с его точки зрения только наука может дать ответ на волнующие нас вопросы.
Однако оба эти взгляда являются заблуждениями. Экзистенциальные проблемы — это самые важные проблемы, какие только может поставить человек, быть может, это и вообще важнейшие проблемы. Правда, все мы обладаем врожденной склонностью закрывать на них глаза (Хайдеггер), однако рано или поздно каждый из нас с ними сталкивается. Отрицать их существование — значит впадать в суеверие. Предрассудком является и мнение о том, что экзистенциальные проблемы можно решить при помощи научного метода; научный метод здесь бессилен — эти проблемы выходят за пределы его применения. Экзистенциальные проблемы разрешаются обычно с помощью мировоззрения, особенно с помощью религии.
См.: мировоззрение, позитивизм, религия, экзистенция.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека в fallout 4
  • Экран развернулся на 90 градусов как исправить
  • Как найти высоту формула для физики
  • Как найти ментора бесплатно
  • Как по картинке найти информацию на яндекс