Как найти элемент рассуждения

Рассуждение

  1. 1. Понятие рассуждения
  2. 2. Композиция текста-рассуждения
  3. 3. Языковые средства, характерные для рассуждения
  4. 4. Пример текста-рассуждения

Понятие рассуждения, как типа речи

Часто возникают ситуации, когда необходимо объяснить значение какого-либо понятия или причины какого-либо события, явления. Для этого нужно доказать свою мысль или выразить несогласие с чьей-то мыслью — опровергнуть её. В таких случаях строится рассуждение.

Рассуждение – это тип речи, который служит для изложения причин явлений и событий с целью доказать или опровергнуть какое-либо утверждение.

Основа рассуждения – установление причин явлений или событий и обоснование вывод о том, к чему это приводит. К тексту в целом можно задать вопрос почему? Рассуждение нельзя «сфотографировать» или «снять в фильме», поскольку оно отражает не внешние события, а движение мысли автора высказывания.

Композиция текста-рассуждения

Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод.

В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему?тезис.

Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько.

В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? что значит данное явление? в чём его причина? что из этого следует?

Языковые средства, характерные для рассуждения

Для текста-рассуждения характерно наличие:
— абстрактной лексики;
— вводных слов;
— сложноподчиненных предложений с придаточными причины, цели, следствия, уступки;
— обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;

Пример текста-рассуждения

Слово «книга» – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово «книга» относится к одному из трех родов, а именно – к женскому: эта книга, новая книга, толстая книга…
В-третьих, слово «книга» склоняется, т. е. изменяется по падежам: книга, книги, книге…
В-четвёртых, в предложении слово «книга» чаще всего является подлежащим и дополнением.
Например: Книга – лучший подарок? (Здесь книга – подлежащее.) Я прочитал интересную книгу. (Здесь книга – дополнение.)
Итак, мы доказали, что слово «книга» – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Великий дар речи дан людям для общения и обмена информацией. Беседуя или ведя записи, человек может что-то или кого-то описывать, рассказывать о каком-то событии или приключении, а может порассуждать, поспорить о чем либо, высказать свою точку зрения, подкрепив ее доказательствами.

Содержание

  1. Типы речи в тексте
  2. Что такое рассуждение
  3. Композиционная структура рассуждения
  4. Языковые средства рассуждения
  5. Виды доказательств в рассуждении
  6. Пример текста-рассуждения
  7. Как распознать ложь?

Типы речи в тексте

Прежде чем подробно остановимся и рассмотрим тип речи рассуждение, получим об этом типе общее представление, выделим, какие типы речи приняты в работе с текстом. В зависимости от цели высказывания в русском языке выделяют три типа речи:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

В описательных текстах дается характеристика предмета, человека или явления. Основной вопрос к такому тексту — какой? Для описания используется много определений и эпитетов, в роли которых выступают существительные, прилагательные, наречия.

Текст-повествование — это рассказ о событиях, происходящих в развитии, поэтому наиболее употребимыми частями речи в таких высказываниях будут глаголы. К такому тексту задают вопрос что случилось? Как произошло? Что было?

Рассуждение как тип монологической речи имеет свои характерные черты. В текстах-рассуждениях проявляется авторский взгляд на какую-либо проблему или явление, присутствуют аргументы в защиту собственной точки зрения. В таких текстах нельзя выделить преобладание какой-то определенной части речи.

Рассуждение как функционально смысловой тип речи также преследует конкретные задачи. Для утверждения своего мнения понадобится все богатство языка. Вопросами, которые задают к тексту, могут быть: почему так? Почему человек или предмет такой?

Часто разные типы употребляются в речи в сочетании с друг другом. В повествовательном рассказе встречаются элементы описания. Описывая человека или какой-нибудь объект, автор может порассуждать об особенностях характера или манере одеваться и сделать какие-то свои обобщающие выводы. И это уже будет описание с рассуждением.

Рассмотрение какой-либо проблемы, сопровождаемое собственными умозаключениями, может быть проиллюстрировано примерами из реальной жизни. И тогда получится рассуждение с элементами повествования.

В высказывании возможно сочетание всей трех типов речи, например, повествование с элементами рассуждения и описания и другие.

Что такое рассуждение

Рассуждение — тип речи, используемый для изложения своего взгляда на какую-либо проблему. Рассуждая, автор обозначает тему и приводит доказательства правоты своей точки зрения, своего видения существующего явления или происшедшего события.

Подобный способ передачи речи и речевому подходу может использоваться для объяснения поступков, фактов и событий, их причин и последствий.

Композиционная структура рассуждения

Схема текста-рассуждения следующая:

  • тезис — главная мысль, истинность которой доказывается автором;
  • аргументы — доказательства тезиса;
  • вывод — подведение черты под сказанным, итог рассуждения. Заключение не всегда присутствует в тексте.

Тезис нужно обозначать четко и ясно, аргументы должны быть разносторонними, полными, убедительными и в количестве, достаточном для доказательства тезиса.

Доказательства не могут противоречить друг другу. Между тезисом и аргументами важна грамматическая и логическая связь. Вывод обобщает все сказанное, кратко подтверждая основную мысль текста.

Языковые средства рассуждения

Для грамматической связи между тезисом и аргументами используются вводные слова:

  • во-первых,
  • во-вторых,
  • итак,
  • таким образом
  • наконец.

Часто встречаются предлоги и союзы:

  • потому что;
  • поэтому;
  • вследствие;
  • в продолжение.

Синтаксическими признаками текстов-рассуждений является употребление в предложениях обстоятельств цели, причины, уступки и следствия.

Сами предложения часто бывают сложноподчиненными с придаточными уступки, цели, причины и следствия.

Лексика обычно используется абстрактная.

Виды доказательств в рассуждении

Доказывать основную мысль рассуждения можно разными способами. Структурно аргументы тезиса располагаются в различной последовательности. По способам расположения выделяют несколько методов, или видов доказательств.

  • Дедуктивный метод. Речь ведется от общего к частному. Первым делом обозначается проблема, главная мысль. Последующие рассуждения аргументируют заявленный тезис, подтверждают его реальными фактами, статистическими данными, цитированием изречений известных людей.
  • Индуктивный метод. Рассуждение строится по обратному принципу. Сначала излагаются факты, высказываются предположения, на основании которых выводится основное положение текста.
  • Ступенчатый метод. В тексте поднимается ряд вопросов, и каждый из них рассматривается последовательно. Разъяснив очередную мысль, к ней уже не возвращаются.
  • Концентрический метод. Аргументы в таком виде изложения многоступенчаты, каждое последующее вытекает из предыдущих. Доказательства имеют вид кругов, концентрирующихся вокруг тезиса. Чаще всего такой метод используется в письменном виде текста, где есть возможность вернуться к началу рассмотрения проблемы, чтобы лучше план рассуждения.
  • Метод аналогии. Доказательства основываются на сравнении фактов и событий, выявлении их общих свойств. Этот метод нагляден, так как аналогия проводится с чем-то уже известным публике или читателю. Из сопоставления фактов и явлений делается общий вывод.
  • Хронологический метод. Таким способом пользуются историки, подтверждая свои выводы и рассуждения изложением событий в их хронологической последовательности.

Пример текста-рассуждения

Как распознать ложь?

Вопрос очень важный. Никому не хочется быть обманутым. При малейшем подозрении на возможность лжи нужно включать все свое внимание, наблюдательность, интуицию.

Ложь может выдать несоответствие слов выражению лица, неуместные жесты, слишком бурные эмоции, или, наоборот, их полное отсутствие, да и взгляд может о многом рассказать.

Также важно обращать внимание на руки собеседника. Они, их движения, бывают красноречивее лица. Будьте начеку, призывайте все свои знания и весь свой жизненный опыт. Хотя бы чему-то должна же была жизнь научить! Хотя, как говорится, век живи…

А иногда и чувствуешь, и даже видишь явный обман, но так хочется сладко обмануться! Лишь бы потом не стало больно и горько. Но на ошибках учатся, и горький опыт тоже опыт, да ещё какой! Тут важно не впасть в крайность, не доверяя вообще никому и ничему.

Итак, здравая доля недоверчивости, внимание к деталям, наблюдательность, даже некоторая прозорливость должны защитить вас от лжи. Уважайте себя, не позволяйте никому вас обмануть!

Чаще включайте разум, а не чувства, чтобы не испытывать потом сожаления и раскаивания. Но все равно каждый идёт своей дорогой, все предусмотреть невозможно, на то он и жизненный путь, чтобы шишки на нем набивать, но соломку подстелить всё-таки хочется… (Из школьного сочинения)

Текст-рассуждение в русском языке

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

 

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

 

Пример

 

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

 

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

 

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

 

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

 

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

 

К примеру:

 

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

 

Тезис можно начать словами:

 

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

 

Например:

 

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

 

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

 

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

 

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

 

Например:

 

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

 

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

 

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

 

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.  

 

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.  

 

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

 

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

 

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница. 

 

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

 

Вот поэтому я люблю ходить в школу. 

 

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

 

Построение текста-рассуждения

 

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и другие.

4. Составляю вывод, используя слова «поэтому», «следовательно», «итак» и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую.

 

Заключение

 

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

 

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

 

Это текст-рассуждение с элементами описания.

 

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

 

Это текст повествования с элементами описания.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс»

 

Второклассники Алиса и Женя в пещере скалистого берега на острове «Текст» обнаружили сундук с сокровищами. В сундуке оказались разные тексты. На самом дне сундука лежали тексты-рассуждения.

человечек.jpg

Рис. (1). Человечек

Текст, в котором автор рассуждает, что-то объясняет, делится с читателем своими мыслями, где говорится, почему происходят те или иные события или явления, называется текст-рассуждение. К такому тексту можно поставить вопрос «Почему?»

В тексте-рассуждении можно выделить три части.
В первой части высказывается мысль, над которой автор будет рассуждать. Это может быть утверждение (особое предложение) или вопрос.
Во второй части автор обосновывает, доказывает, поясняет, почему он так думает, приводит примеры.
В третьей части автор делает вывод.

Например, познакомимся с текстом «Друг человека».
На примере этого текста установим соответствие между частями текста-рассуждения (первой, второй и третьей) и отдельными абзацами.

Абзац — это часть текста (одно или несколько предложений), которую пишут с красной строки (строка, которую начинают не с самого края строки, а с отступом).

Друг человека

Почему собаку называют другом человека?
     Собака помогает человеку везде, где есть опасность. На границе собака охраняет Родину. Во время землетрясений собака ищет людей под завалами. Она спасает людей и в горах. С собакой просто приятно гулять в парке или заниматься бегом. Общение с собакой доставляет людям радость.
     Про собак написали книги, сняли фильмы. Им поставили памятники. Люди любят собак.

Части текста  

Абзацы

Первая часть. Утверждение — вопрос, над которым автор рассуждает в тексте.

Почему собаку называют другом человека?

Вторая часть. Автор обосновывает, почему собака — друг человека. Он приводит примеры, как собака помогает человеку.

 Собака помогает человеку везде, где есть опасность. На границе собака охраняет Родину. Во время землетрясений собака ищет людей под завалами. Она спасает людей и в горах. С собакой просто приятно гулять в парке или заниматься бегом. Общение с собакой доставляет людям радость.
 Третья часть. Вывод.  Про собак написали книги, сняли фильмы. Им поставили памятники. Люди любят собак.

Источники:

Рис. 1. Человечек. https://clck.ru/VreC6 pixabay.com (Дата обращения: 02.07.2021)

Конспект

урока
развития речи

«Строение
текста типа рассуждения-доказательства».

Автор:

Петрова
Надежда Вениаминовна,

учитель
русского языка и литературы

Аннотация

Урок
на тему
«Строение текста типа рассуждения-доказательства» —

 урок развития речи. Предложенный конспект
урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2018-2019 учебный
год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации
учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе
формирования универсальных учебных действий.

Дидактической особенностью представленного
урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской,
С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта –
М.: Дрофа 2018. В качестве дополнительного материала используются карточки с
текстами, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением
текущих знаний.

Тип
урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждении,
познакомиться со структурой текста рассуждения.

Задачи
урока:

Обучающие:


научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;


научить включать в рассуждение специальные слова;


формировать навыки в составлении текста-рассуждения.

Развивающая:


содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения
сравнивать, обобщать.

Воспитывающая:


прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

1.Мотивационный этап.

(настрой на  плодотворную  работу)

 — Здравствуйте. Ребята, давайте  поприветствуем
наших гостей и начнем наш урок.
Все ли готовы к уроку? Какое у вас
настроение? (Дети
слушают приветствие учителя, вступают в диалог.)

Этап актуализации

Цель: воспроизведение ранее изученного
материала, необходимого для «открытия нового знания»;

– Мы с
вами познакомились с несколькими типами текста. Какими?

(Повествование,
описание, рассуждение)

– Что
вам известно о повествовании?


повествовании говорится о последовательных действиях. Что было вначале? Как
дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках,
которые будут отображать эпизоды происходящего. В этом типе текста чаще всего
используются глаголы.)


Каковы особенности описания?


описании
говорится об одновременных признаках,
качествах, свойствах предмета (Какой он?). Это можно отразить в одном рисунке. Для
передачи описания используются прилагательные)

– Каковы
особенности рассуждения?


этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему?
В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и
приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке
нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

— Молодцы, ребята.

Практическая работа:
определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

1.Есть женщины в русских
селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом
цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце
осветит!

Посмотрит — рублем подарит!»

2. Кот обворовывал нас каждую
ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он
залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать.
Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он
оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

“Что
же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать,”– ответил я. Тогда Рувим
прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его
накормить!”

Мы
втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он
у нас прижился и прекратил воровать.

3. Вечер,
перед тем как лечь спать, подошел Колька к календарю, оторвал листочек и прочел
на нем «Вторник». Посмотрел на оставшийся листок и прочел «Среда».
«Завтра уже среда», — подумал Колька и похвалился:
— А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она
посередине недели висит. Верно я говорю?
— Верно,- согласилась мать.
(Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и
сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при
однородных членах).

Обращаем внимание на
изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты,
переносное значение слов, олицетворение.

2.    
Этап
усвоения новых знаний и способов действий.

-Вы
узнали, откуда первый текст? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать,
изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.

( Дети отвечают на вопросы, работают
с текстами.)

 3.Выявление затруднения.

Цель: определить, в чем сложность нового
материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, о
чем я вас прошу в течение урока? 
Правильно, доказывать свое суждение.

— Догадались, какая сегодня тема урока?
Запишем тему урока в тетради.
— Чему мы сегодня на уроке научимся?

— Чем вы будете заниматься, чтобы освоить тему?
(На уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
— Какой результат мы достигнем?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные
тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства,  находить
аргументы, делать вывод.
И вы научитесь конструировать тексты типа
рассуждения-доказательства.
Это и станет результатом совместной  работы. 
Вы правильно определили для себя учебную задачу.

Что
такое рассуждение?

Я
предлагаю обратиться к статье С.И.Ожегова и найти толкование слова
«рассуждение».  Выясняем, что слово многозначное:

1.
Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2 .Высказывание,
обсуждение.

Один ученик зачитывает. Заранее на партах
выложить табличку с понятиями новых слов.

— Таким образом, основная задача этого
типа речи — объяснить, доказать, установить истину. РАССУЖДЕНИЕ – это всегда
стремление человека найти ответ на волнующей его вопрос, то есть прийти в ходе
своих размышлений к какому-то выводу. А при повествовании и описании мы просто
рассказываем, изображаем.

— Ребята, как вы думаете, в каких
жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?

(Когда
нужно доказать кому-то, что прочитанная книга стоит того, чтобы ее прочитали; вечеринка
была скучной; товарищ поступил плохо; на уроках постоянно приходится
рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства,
пример.)
1.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

(Ученики приходят к пониманию
понятия «рассуждение»,
обдумывают проект будущих учебных
действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют
средства, ресурсы,
отличительные черты, отвечают на вопросы.

4.Разработка
плана по выходу из создавшегося затруднения.

Можем еще раз повторить,  какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить,
доказать, установить какую-либо истину)


Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

(Повествование
– рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)


Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании
текста определенного типа.

Практическое
задание: по заданной структуре определите тип текста.

А.
1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1.
Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

А эта
структура какого типа текста?

В. 1.
Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.

– В
любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

– Что
такое тезис?

Тезис
– основное положение, мысль, которую надо доказать.

– Что
такое доказательства?

Доказательства
– основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

– Что
такое вывод?

Вывод
– это то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно
построено, я рекомендую использовать слова-подсказки.
Давайте их
зачитаем.

Слова-подсказки:

для тезиса: мне кажется,  я
считаю, на мой взгляд;

для введения доказательств: кроме
того,
 во-первых, одна из причин, к примеру;

для выводов: вот почему,
таким образом, итак, следовательно, я пришел к выводу.

Следует
запомнить, что эти слова  называются вводными словами и
выделяются знаками препинания, чаще всего запятыми.

Пожалуйста, сохраните эти закладки, т.к.
они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.

Физкультминутка

Вы так много рассуждали

Вы, наверное, устали?

Я прошу всех дружно встать

И друг друга описать. (поворачиваются друг
к другу лицом)

Мой сосед такой бо-о-о-льшой!

Поднимает вес любой!

Во-вторых, он любит драться,

Рожи корчить, улыбаться.

Покрутиться, повертеться

И за парту в миг усесться

(Дети изучают заметку, обдумывают ответы
на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины,
подбирают и приводят примеры, работают с толковым словарем С.И. Ожегова.)

5.Реализация
выбранного плана по разрешению затруднения.


573. Рассмотреть схему. По схеме устно проанализировать тексты.

Текст

1.
Тезис

Почему?

(слова-связки)

2.
Аргументы, примеры

Что
из этого следует?

(слова-связки)

3.
Вывод

1.

Герои сказки помогали Ивану-царевичу

потому что

Он был добрый: пощадил медведя, селезня, зайца,
пожалел и отпустил в море щуку.

2.

Некоторые сказки называются волшебными

так как

В них рассказывается о необыкновенных приключениях и
подвигах героев – смелых, находчивых <…> животные и растения.

поэтому

Герои волшебных сказок всегда побеждают.

№ 574. Выразительно читается отрывок из сказки (Дыбова).

Найти
в тексте рассуждения, записать их в тетради, каждое с красной строки.

1.
Тезис

Почему?

(слова-связки)

2.
Аргументы, примеры

Что
из этого следует?

(слова-связки)

3.
Вывод

1.

Убью этого зайца!

Очень уж есть хочется.

2.

Не губи меня, Иван-царевич!

Будет время, я тебе пригожусь.

Данные рассуждения неполные. Прочитать «Возьмите на заметку!».


Спасибо вам за работу.

(Дети выполняют упражнение устно.)

– Рассуждение
может быть самостоятельным типом текста и может входить как необходимая часть в
другие типы текстов (описание, повествование)

В
тексте (чаще художественном) могут быть использованы различные типы речи.
Преобладает, как правило, какой-то один тип.


Является ли данный текст рассуждением? (Обычно ребята смешивают
повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует
какой-то элемент рассуждения).

Тексты
лежат на партах у каждого ученика.

 1.
Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в
трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал:
“Садитесь, бабушка, пожалуйста!” А когда мы вышли, помог старушке донести до
дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.

(Данный
текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный
тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным,
как мой друг Коля.”

Или  “Воспитанный
человек тот, кто заботится о старших”)

2. Иногда
я думаю, что такое дружба. Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой
друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал,
смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово
поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!


тексте нет тезиса, вывод его не заменит)

3.
Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная,
только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны
наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(Это сравнительное описание, задача текста
– раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с
рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение
в определение типа.)
(Дети работают с текстами по выявлению признаков текста-рассуждения, читают,
слушают, анализируют, фиксируют недочеты.

6.Рефлексия, включающая в себя и рефлексию
учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

— Спасибо, ребята. Давайте подытожим наши сведения. Какова основная задача
текста рассуждения?

— Назовите
структурные элементы рассуждения?

— Какие
слова-помощники нужно использовать при создании текста типа рассуждения?


579. Необходимо написать домашнее сочинение на тему «Какой должна быть школьная
перемена и почему?». Оформить как доклад, иллюстрации приветствуются.
Дополнительно проговорить:


Какого типа текст получится? (рассуждение)


Какого стиля будет текст? (зависит от выбора учащегося, уместно использование
художественного и научного).

Тезис,
который будут доказывать, подчеркнуть в тексте сочинения.

Я
хочу всех вас поблагодарить за урок, оценить работу следующих
ребят……….,…..,….,…. ,

(Учащиеся
отвечают на вопросы, записывают домашнее задание в дневник.)

Список
использованной литературы:

1.    
Учебник
по русскому языку для 5 класса М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и
др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Дрофа 2018.

2.    
Никитина
Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 5
класс/Москва «Дрофа»
/2000 г.

3.    
Никитина
Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Москва.
Дрофа/2008 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить размер страницы в пдф
  • Как найти заключение врача
  • Кривые ноги в икрах как исправить
  • Как найти состоятельных клиентов
  • Как найти битрикс разработчика