Как найти элементарные события в дереве вероятностей

Дерево вероятностей

В этой статье я покажу вам очень простой способ решения некоторых задач по теории вероятностей.
Рассмотрим задачу. Трое друзей Вася, Петя и Слава купили торт, и решили его съесть. Они разделили торт на три равных части. Внезапно появился четвертый друг Коля, и друзья решили отрезать ему по кусочку от своей доли. Вася отрезал 1/3 от своего куска, Петя 1/4, а Слава – половину. Какую часть всего торта получил в итоге Коля?

Изобразим ситуацию, описанную в задаче в виде такой схемы:

Сначала торт разрезали на три равные части, и каждому из трех друзей досталось по 1/3 торта.

Дерево вероятностей

Затем пришел Коля и каждый мальчик отрезал ему соответствующую часть своего куска:

Дерево вероятностей

Чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на эту дробь. То есть Вася отдает Коле {1/3}*{1/3}=1/9 часть торта, Петя — {1/3}*{1/4}=1/{12}  часть торта, а Слава {1/3}*{1/2}=1/{6} часть торта.

В итоге Коля получит  1/9+1/{12}+1/6={13}/{36} часть тортa.

Когда мы ищем вероятность события,  мы ищем,  какую часть благоприятные исходы составляют от общего числа исходов. Если в задаче описывается последовательность случайных опытов, и следующий опыт зависит от исхода предыдущего, для разделения возможных сценариев  развития событий часто используют схему «дерева вероятностей», аналогичную приведенной выше.

Решим еще одну задачу.

Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных  фар. Первая фабрика выпускает 30% этих стекол, а вторая – 70%. Первая фабрика выпускает 4% бракованных  стекол, а вторая – 1%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным.

Изобразим ситуацию в виде дерева вероятностей:

Все стекла делятся на те, которые выпускает первая фабрика и на те, которые выпускает вторая:

Дерево вероятностей

Стекла, которые выпускает каждая фабрика делятся на бракованные и  пригодные. Из стекол, которые выпускает первая фабрика 4% бракованных, и из тех, которые выпускает вторая – 1% бракованных:

Дерево вероятностей

Нас интересуют бракованные стекла, которые выпускаются первой или второй фабрикой. Найдем, какую часть эти стекла составляют от всех стекол:

0,3*0,04+0,7*0,01=0,012+0,007=0,019

Ответ: 0,019

Вероятно, Ваш браузер не поддерживается. Чтобы использовать тренажёр «Час ЕГЭ», попробуйте скачать

Firefox


И.В. Фельдман, репетитор по математике.

Насос (P)

8

9

,

0

P

P

0

,

02

Клапан (V)

5

9

,

0

V

V 0

,

0

5

Отказ

системы

б)

ПУСК

НАСОС

ОТКАЗ В

НОРМАЛЬНАЯ

РАБОТЕ

РАБОТА

КЛАПАН

ОТКАЗ В

ОТКАЗ В

НОРМАЛЬНАЯ

РАБОТЕ

РАБОТА

РАБОТЕ

СИСТЕМЫ

СИСТЕМЫ

в)

Рис.9.7. Дерево решений для двухэлементной схемы (работа насоса): а) – принципиальная схема; б) – дерево решений; в) — диаграмма решений.

Вероятность безотказной работы системы 0,98 × 0,95 = 0.931. Вероятность отказа 0.98 × 0.05 + 0.02 = 0,069, и суммарная вероятность двух состояний системы равна единице.

Этот результат можно получить другим способом с помощью таблицы истинности (табл.9.2).

Таблица 9.2

91

Таблица истинности

Вероятность

Состояние

Состояние клапа-

Вероятность работо-

насоса

на

способного состояния

отказа системы

системы

Работает

Работает

0,98 ×0,95

Отказ

Работает

0,02 ×0,95

Работает

Отказ

0,98 ×0,05

Отказ

Отказ

0,02 ×0,05

Суммарная величина

0,931

0,069

Методы анализа деревьев – наиболее трудоемки, они применяются для анализа проектов или модернизации сложных технических систем и производств и требуют высокий квалификации исполнителей.

9.4. Качественная и количественная оценка дерева отказов

Излагаемый ниже подход основан на использовании так называемых минимальных сечений дерева неисправностей.

Сечение определяется как множество элементарных событии, приводящих к нежелательному исходу. Если из множества событий, принадлежащих некоторому сечению, нельзя исключить ни одного и в то же время это множество событий приводит к нежелательному исходу, то в этом случае говорят о наличии минимального сечения. Выявление минимальных сечений требует больших затрат времени, и для их нахождения требуется машинный алгоритм. Пример качественной оценки дерева неисправностей представлен на рис. 9.8.

Количественная оценка производится на основании информации о таких количественных показателях надежности для завершающего события, как вероятность отказа, интенсивность отказов или интенсивность восстановлений. Вначале вычисляют показатели надежности элемента, затем находят критический путь и. наконец, оценивают завершающее событие.

Количественная оценка дерева осуществляется либо статического моделирования, либо аналитическим методом.

92

D =E1E2(E3+E4)

B = E1E2

C = E3+E4

Рис. 9.8. Дерево неисправностей для гипотетического случая. Примечание. Промежуточный отказ может появиться только в том случае, когда имеют место оба события Е1 и Е2. Что касается промежуточного события С, то оно может произойти только при появлении события Е3 или Е4. Завершающее событие наступает только при появлении одновременно промежуточных событий В и С.

В первом случае дерево неисправностей моделируется на ЭВМ обычно для нескольких тысяч или даже миллионов циклов функционирования системы. При этом основными этапами моделирования являются:

задание показателей надежности для элементарных событий;

представление всего дерева неисправностей на цифровой ЭВМ;

составление перечня отказов, приводящих к завершающему событию, и перечня соответствующих минимальных сечении;

вычисление требуемых конечных результатов.

Во втором случае используют существующие аналитические методы.

9.5. Аналитический вывод для простых схем дерева отказов

Для того чтобы дерево неисправностей отвечало своему назначению в нем используются схемы, показывающие логические связи, между отказами основных элементов системы и завершающим событием. Для представления этих логических схем в математической форме применяются основные законы булевой алгебры.

Схема ИЛИ изображается символом или «+». Любой из этих символов показывает объединение событий связанных со схемой ИЛИ. Математическое описание схем ИЛИ с двумя событиями на входе дано на рис. 9.9.

93

В0 = В1+B2

В1 В2

Рис.9.9. Схема ИЛИ с двумя входами.

В0 = В1 B2

В1 В2

Рис.9.10. Схема И с двумя входами.

Событие Во на выходе схемы ИЛИ записывается в булевой алгебре как

Bо = B1 + B2,

где В1 и В2 — события на входе.

Схема И изображается символом * или . Этот символ обозначает пересечение событий. Схема И с двумя входами показана на рис.9.10. Событие В0 на выходе схемы И записывается в булевой алгебре как

В0 = В1 . В2.

Схема И с приоритетом логически эквивалентна схеме И, но отличается от нее тем, что события на ее входе должны происходить в определенном порядке. Схема И с приоритетом, имеющая два входа, показана на рис. 9.11. В данном случае предполагается, что событие А1 должно наступить раньше события А2.

94

А0

А1 А2

Рис. 9.11. Приоритетная схема И с двумя входами.

9.6. Дерево с повторяющимися событиями

Характерная конфигурация такого дерева неисправностей показана на рис. 9.12.

Т

В0

С

Рис. 9.12. Дерево отказов в случае повторяющихся событий: A1, A2, A3 и С — элементарные события; В1, В2 , В3 — промежуточные события; Т — завершающее событие.

95

В этом случае дерево неисправностей можно представить с помощью следующих булевых выражений:

Т = С. В0,

В1 = А1+А2,

В0 = В1. В2,

В2 = А1+А3,

Подставляя в первое выражение соотношения для В0, В1 и В2, получаем

T = C. (А1+А2). (А1+А3).

Согласно рис. 9.12, отказ А1 является повторяющимся элементарным событием, поэтому полученное выражение необходимо упростить, используя распределительный закон булевой алгебры.

В результате получаем

T= C. [А1+ А2 . А3],

ипервоначальное дерево неисправностей (рис.9.12) принимает вид, показанный на рис.9.13.

Т

А1+А2А3

С

А2 А3

Рис. 9.13. Упрощенное дерево неисправностей.

Таким образом, прежде чем находить количественные показатели надежности и риска, следует упростить выражения с повторяющимися событиями, используя свойст-

96

ва булевой алгебры, в противном случае будут получены ошибочные количественные оценки.

9.7. Вероятностная оценка дерева отказов

Схема ИЛИ. Для пояснения вероятностного аспекта работы этой схемы проанализируем схему ИЛИ с двумя входами, изображенную на рис.9.14. Для этой схемы вероятность появления завершающего события имеет вид

Р(Т) = Р(a) + Р(b) — Р(а . b).

Если а и b — статистически независимые события и произведение Р(а).Р(b) очень мало, то полученное выражение можно приближенно записать как

Р(Т) ≈ Р(а) + Р(b).

В случае схемы ИЛИ с n входами имеем

Р(а + b + с + ) ≈ Р(а) + Р(b) + Р(с)+ .

Это приближенное выражение дает хорошие результаты, если вероятности появления элементарных событий Р(а), Р(b), Р(с), … очень малы, и точный результат, если события а, b, с, … являются несовместными.

Т = а+ b

Рис. 9.14. Схема ИЛИ с двумя входами

Схема И. В случае схемы И с двумя входами (рис.9.15) события а и b статистически независимы и для получения вероятности появления завершающего события применяется правило умножения вероятностей: Р(аb) = Р(а) . Р(b).

Для схемы И с n входами данное выражение можно записать в общем виде:

Р(а . b . с ) = Р(а) . Р(b) . Р(с) .

97

Т = а b

Рис. 9.15. Схема И с двумя входами.

Пример 9.8. Требуется вычислить вероятность появления завершающего события дерева неисправностей, изображенного на рис. 9.16.

Т0

Т1 Т2

A B

Рис. 9.16. Гипотетическое дерево событий.

Допустим, что основные события А, В, C, D и Е статистически независимы и что Р(А) = Р(В) = Р(С) = Р(D) = Р(Е) = 1/4. В данном случае дерево не содержит повторяющихся элементарных событий, поэтому можно вычислить вероятность конкретных событий на выходе каждой логической схемы. Однако если бы в ветвях дерева неисправ-

98

ностей присутствовали повторяющиеся события, то прежде чем вычислять вероятности тех или иных событий на выходе каждой логической схемы, необходимо было бы исключить повторяющиеся событий (т.е. получить минимальные сечения).

Для данного дерева неисправностей решение может быть получено следующими двумя методами.

Метод 1. Запишем выражение для завершающего события через элементарные события т. е.

Т0 = Т1 + Т2.

Поскольку T2 = CD, T1 = T3E, Т3 = А + В, то To = E(A + B) + CD, и, следовательно,

Р(Т0) = Р(ЕА + EB + CD).

Раскрывая полученное выражение, можно получить формулу для вероятности появления завершающего события. При допущении о статистической независимости событий (отказов) можно найти количественную оценку вероятности появления завершающего события.

Метод 2. Этот метод определения численного значения вероятности появления завершающего события основан на вычислении вероятностей появления промежуточных событий. В данном случае предполагается, что события (отказы) статистически независимы. Используя правило умножения вероятностей, получаем следующие количественные результаты для вероятностей появления промежуточных событий и завершающего события:

Р(Т3) = Р(А) + Р(В) — Р(А).Р(В) = 1/4 + 1/4 — 1/16 = 7/16, Р(Т2) = P(С).Р(D) = 1/4 . 1/4 = 1/16,

Р(Т1) = Р(Т3).Р(Е) = 7/16 . 1/4 = 7/64, Р(Т0) = Р(Т1) + Р(Т2) — Р(Т1).Р(Т2)= 7/64 + 1/16 — 7/64 . 1/16 = 169/1024.

Пример 9.9. Допустим, что в дереве неисправностей, изображенном на рис. 9.16, событие Е заменяется событием D (рис. 9.17). Для получения вероятности появления завершающего события нового дерева, изображенного на рис. 9.17, применим метод 1 из предыдущего примера. Выражение, связывающее завершающее событие с основными событиями (включая повторяющееся событие D), имеет вид

T0 = (A + B)D + CD

или

T0 = DA + BD + CD.

Вероятность появления завершающего события определяется по формуле

Р(DA + BD + CD) = P(DA) + Р(BD) + P(CD) —

Р(DABD) — Р(DACD) — Р(BDCD) + Р(DABDCD).

Вслучае неповторяющихся статистически независимых событий

P(DA + BD + CD) = P(А).Р(D) + Р(В).Р(D) +P(C).P(D) — P(D).P(A).P(B) —

P(A).P(C) .P(D) — P(B).P(C).P(D) +P(A).P(B).P(C).P(D).

Следовательно, вероятность появления завершающего события равна

Р(DA + BD + СD) = 1/16 + 1/16 + 1/16 — 1/64 — 1/64 — 1/64 + 1/256 = 37/256.

Однако если вначале исключаются повторяющиеся события, то дерево неисправностей, представленное на рис. 9.17, приводится к дереву, показанному на рис. 9.18. Выражение для завершающего события этого дерева неисправностей принимает вид

T0 = DT1,

99

где T1 = A + B + C.

Т0

Т1 Т2

A B

Рис. 9.17. Дерево неисправностей в случае повторяющегося события.

В случае статистически независимых событий вероятность появления завершающего события равна

Р(DT1) = Р(D).P(Т1) = 37/64 . 1/4 = 37/256,

где Р(А + В + С) = Р(А) + Р(В) + Р(С) — Р(А).Р(В) — Р(А).Р(С) — Р(В).Р(С) + Р(А).Р(В).Р(С) = 37/64.

Заметим, что, если вероятности появления элементарных отказов очень малы, существование зависимости событий не вносит большой погрешности в конечный результат. Однако, прежде чем находить окончательное значение вероятности, необходимо попытаться исключить все случаи зависимости событий в дереве неисправностей.

100

Скачать материал

Теория вероятностей в заданиях ЕГЭ.Дерево вероятностей

Скачать материал

  • Сейчас обучается 142 человека из 49 регионов

  • Сейчас обучается 41 человек из 29 регионов

  • Сейчас обучается 137 человек из 43 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Теория вероятностей в заданиях ЕГЭ.Дерево вероятностей

    1 слайд

    Теория вероятностей в заданиях ЕГЭ.
    Дерево вероятностей

  • Задания домашней контрольной работы, вызвавшие затруднения1. Ков­бой Джон по­...

    2 слайд

    Задания домашней контрольной работы, вызвавшие затруднения
    1. Ков­бой Джон по­па­да­ет в муху на стене с ве­ро­ят­но­стью 0,9, если стре­ля­ет из при­стре­лян­но­го ре­воль­ве­ра. Если Джон стре­ля­ет из не­при­стре­лян­но­го ре­воль­ве­ра, то он по­па­да­ет в муху с ве­ро­ят­но­стью 0,4. На столе лежит 10 ре­воль­ве­ров, из них толь­ко 2 при­стре­лян­ные. Ков­бой Джон видит на стене муху, на­уда­чу хва­та­ет пер­вый по­пав­ший­ся ре­воль­вер и стре­ля­ет в муху. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что Джон про­махнётся.
    2. Две фаб­ри­ки вы­пус­ка­ют оди­на­ко­вые стек­ла для ав­то­мо­биль­ных фар. Пер­вая фаб­ри­ка вы­пус­ка­ет 35  этих сте­кол, вто­рая – 65 . Пер­вая фаб­ри­ка вы­пус­ка­ет 3  бра­ко­ван­ных сте­кол, а вто­рая – 5 . Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что слу­чай­но куп­лен­ное в ма­га­зи­не стек­ло ока­жет­ся бра­ко­ван­ным.
    3. В волшебной стране бывает два типа погоды: хорошая и отличная, причем погода, установившись утром, держится потом весь день. Известно, что с вероятностью 0,9 погода завтра будет такой же, как и сегодня. 9 мая погода в Волшебной стране отличная. Найдите вероятность того, что 12 мая в Волшебной стране будет отличная погода.

  • Задания домашней контрольной работы, вызвавшие затруднения4. Аг­ро­фир­ма за­...

    3 слайд

    Задания домашней контрольной работы, вызвавшие затруднения
    4. Аг­ро­фир­ма за­ку­па­ет ку­ри­ные яйца в двух до­маш­них хо­зяй­ствах. 85% яиц из пер­во­го хо­зяй­ства — яйца выс­шей ка­те­го­рии, а из вто­ро­го хо­зяй­ства — 65% яиц выс­шей ка­те­го­рии. Всего выс­шую ка­те­го­рию по­лу­ча­ет 80% яиц. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что яйцо, куп­лен­ное у этой аг­ро­фир­мы, ока­жет­ся из пер­во­го хо­зяй­ства.
    5. Семья с детьми совершает прогулку по дорожкам парка. На каждой развилке они наудачу выбирают следующую дорожку, не возвращаясь обратно. Схема дорожек показана на рисунке. Часть маршрутов приводит к киоску с мороженым А, другие к киоску с игрушками В, третьи к пруду с лебедями С. Найдите вероятность того, что семья выйдет к пруду с лебедями.
    6. В коробке лежат 3 красных и 7 черных шаров. Найдите вероятность того, что вынутые наугад 2 шара окажутся красными.
    7. В кар­ма­не у Пети было 4 мо­не­ты по рублю и 2 мо­не­ты по два рубля. Петя, не глядя, пе­ре­ло­жил какие-то 3 мо­не­ты в дру­гой кар­ман. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что обе двух­рублёвые мо­не­ты лежат в одном кар­ма­не.

  • Дерево вероятностей     Если в задаче описывается последовательность случайны...

    4 слайд

    Дерево вероятностей
    Если в задаче описывается последовательность случайных опытов, и следующий опыт зависит от исхода предыдущего, для разделения возможных сценариев развития событий часто используют схему «дерево вероятностей»

  •   

  • 2. Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабр...

    6 слайд

    2. Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабрика выпускает 30% этих стекол, а вторая – 70%. Первая фабрика выпускает 4% бракованных стекол, а вторая – 1%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным.

      Ответ: 0,019

  • 3. В волшебной стране бывает два типа погоды: хорошая и отличная, причем пого...

    7 слайд

    3. В волшебной стране бывает два типа погоды: хорошая и отличная, причем погода, установившись утром, держится потом весь день. Известно, что с вероятностью 0,9 погода завтра будет такой же, как и сегодня. 9 мая погода в Волшебной стране отличная. Найдите вероятность того, что 12 мая в Волшебной стране будет отличная погода.

         Ответ: 0,756

  • 4. Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 65 % яиц из пе...

    8 слайд

    4. Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 65 % яиц из первого хозяйства – яйца высшей категории, а из второго хозяйства – 85% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 80 % яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.

        Ответ: 0,25

  • 5. Семья с детьми совершает прогулку по дорожкам парка. На каждой развилке он...

    9 слайд

    5. Семья с детьми совершает прогулку по дорожкам парка. На каждой развилке они наудачу выбирают следующую дорожку, не возвращаясь обратно. Схема дорожек показана на рисунке. Часть маршрутов приводит к киоску с мороженым А, другие к киоску с игрушками В, третьи к пруду с лебедями С. Найдите вероятность того, что семья выйдет к пруду с лебедями.

         Ответ: 0,35

  • 6. В коробке лежат 3 красных и 7 черных шаров. Найдите вероятность того, что...

    10 слайд

    6. В коробке лежат 3 красных и 7 черных шаров. Найдите вероятность того, что вынутые наугад 2 шара окажутся красными.
    Вероятность вынуть два определенных шара одновременно равна вероятности вынуть эти два шара последовательно без возвращения их в коробку.

  • 7. В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 2 рубля. Петя, не гл...

    11 слайд

    7. В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 2 рубля. Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что обе двухрублевые монеты лежат в одном кармане.
    Обе двухрублевые монеты окажутся в одном кармане, если Петя переложил в другой карман три монеты по рублю, или две монеты по 2 рубля и одну монету по 1 рублю.

  • 7. В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 2 рубля. Петя, не гл...

    12 слайд

    7. В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по 2 рубля. Петя, не глядя, переложил какие-то три монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что обе двухрублевые монеты лежат в одном кармане.

  • РЕФЛЕКСИЯЯ знаю…

Я умею…

У меня вызывает трудность…

    13 слайд

    РЕФЛЕКСИЯ
    Я знаю…

    Я умею…

    У меня вызывает трудность…

  • Домашняя работаВыполнить контрольную работу №6073717 на сайте http://reshuege...

    14 слайд

    Домашняя работа
    Выполнить контрольную работу №6073717 на сайте http://reshuege.ru/

Краткое описание документа:

Одним из важных разделов  ЕГЭ по математике  является решение  комбинаторных задач  путем организованного перебора возможных вариантов,  с использованием правила умножения, нахождение  вероятности случайных событий. 

Урок «Теория вероятностей в заданиях ЕГЭ. Дерево вероятностей» является вторым в разделе «Теория вероятностей», организованном при повторении и обобщении знаний при подготовке к ЕГЭ в 11классе. Урок построен с использованием приёмов информационно-коммуникационных технологий, а также беседы. 

Презентация составлена с использованием компьютерной программы Microsoft PowerPoint, что позволяет ярко представить материал с необходимой информацией. Использование презентации сокращает время обучения, и облегчает усвоение материала. 

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 268 507 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.03.2015
  • 1605
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.03.2015
  • 3033
  • 0
  • 28.03.2015
  • 748
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 28.03.2015
  • 3185
  • 36
  • 28.03.2015
  • 1026
  • 1
  • 27.03.2015
  • 1326
  • 5
  • 27.03.2015
  • 1407
  • 2

Решение задач с помощью дерева вероятностей.
RAR / 5.92 Мб
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхнедонская гимназия

Ст. Казанская

Ростовская область

Мастер-класс

«Решение задач с помощью дерева вероятностей»

 

Подготовила

учитель математики

Полиёва Е.И.

Ст. Казанская

Цели:

познакомить с понятием графа, вероятностного дерева;

рассмотреть методы решения задач с помощью графа, дерева вероятностей;

рассмотреть формы и методы закрепления знаний, умений и навыков

Оборудование:

интерактивная доска SmartBoard;

мультимедийный проектор;

персональный компьютер (ПК) учителя

презентация «Решение задач с помощью дерева вероятностей»

раздаточный материал (распечатать каждому ученику)

тренажер

самостоятельная работа

Слайд 1.

Задача №4 профильного уровня и задача №10 базового уровня – это задания по теории вероятности. Сегодня мы с вами рассмотрим задачи, для решения которых удобно использовать дерево вероятностей – это простой способ решения некоторых задач.

   

Слайд 2.

Рассмотрим две задачи на извлечение шаров из урны.

Задачу №1, мы с вами решали, когда рассматривала классическое определение вероятности.

А вот для того, чтобы решить задачу №2, надо построить дерево вероятностей (граф)

Слайд 3.

Прежде, чем рассмотреть решение задач, введем ряд определений и понятий.

Дерево вероятностей графически представляет последовательность возможных выводов, решений и результатов, т.е. мы пытаемся представить ход бедующих событий.

Круг – событие

Ветвь (направленная линия) – исход, информация вероятности появления

Слайд 4.

В некоторых задачах дерево построено прямо в условии. В других задачах это дерево надо построить

Слайд 5. Задача №1

Рассмотрим задачи, в которых дерево уже построено.

Схема дорожек – это граф, а именно дерево, ребра – дорожки (маршрут).

Напишем около каждого ребра вероятность: (записать с помощью стиуса на интерактивной доске)

— Из точки А ведут две дорожки, поэтому вероятность того, что Павел Иванович выберет дорожку АВ или дорожку АС равна .

— Из точки В – четыре дорожки – вероятность из точки С – три дорожки – вероятность .

-В точку G попадет, если он пройдет дорожку АВ (И) дорожку BG. Вероятность находится умножением вероятностей вдоль дорожек.

-Результат

Слайд 6. Задача №2

В болото ведут три маршрута.

Напишем на ребрах вдоль маршрутов соответствующие вероятности.

Надо найти вероятность события, которому благоприятствуют несколько исходов. (ИЛИ – ИЛИ) — вероятности соответствующих конечных вершин складываются.

Ответ.

Слайд 7. Задача №3

Нарисуем маршрут перемещения мышки (маршрут рисуется на интерактивной доске с помощью стиуса).

Расставим на перекрестах стрелки в направлениях, по которым мышка может двигаться.

Подпишем вероятности выбора пути.

Вероятность найдем умножением вероятностей перемещения мышки до Выхода В.

Ответ. 0,0625

Слайд 8. Задача №4

Изобразим ситуацию в виде дерева вероятностей.

Все стекла делятся на:

выпускаются первой фабрикой (обозначим I)

-выпускаются второй фабрикой (обозначим II)

Фабрики выпускают:

-бракованные (обозначим Б)

-пригодные (не бракованные)(обозначим неБ)

Нас интересуют бракованные стекла, которые выпускает первая ИЛИ вторая фабрика

Ответ. 0,025

Слайд 9. Задача №5

Предложить решить ученику с объяснениями у доски.

Слайд 10-16. Решение задачи на извлечение шаров из урны.

Решение задач. Тренажер. (приложение распечатать и выполнять на этих же листочках).

Данный материал предназначен для отработки умений и навыков по теме «Решение задач с помощью дерева вероятностей». Тренажер можно использовать и на уроке, и на дополнительных заданиях по подготовке к ЕГЭ.

Задачи №1- №5 решаются совместно с учителем, №6 — №10 – самостоятельно с последующей проверкой.
 

Контроль усвоения материала. Самостоятельная работа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить асимметрию лица с помощью операции
  • Как найти открытки с крещением
  • Постоянные издержки это как найти
  • Как можем в америке найти человека
  • Как найти хорду эллипса