Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.
Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.
В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».
-
При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.
Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:
-
Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.
-
Именование темы.
Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.
-
Повествование.
Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.
-
Описание.
Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.
-
Доказательство.
Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.
-
Опровержение.
Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.
-
Воззвание.
Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.
-
Заключение.
Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.
Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:
Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.
-
Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
-
Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.
Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:
-
События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
-
Обратная или инверсионная.
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
-
Параллельная.
В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
-
Полифоническая.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
-
Кольцевая композиция.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
-
Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
-
Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
-
Умолчание.
Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
-
Концентрическая.
Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
-
Ретроспективная.
Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
-
Рамочная.
Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля. -
Свободная.
Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:
-
Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.
-
Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.
-
Развитие сюжета. Череда событий.
-
Кульминация. Пиковый момент произведения.
-
Развязка. То, чем завершается кульминация.
-
Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.
Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:
-
Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.
-
Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.
К образным элементам относят:
-
Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.
-
Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.
- Описание сцен из прошлого.
- Сказки, байки, притчи, стихотворения.
- Сны.
Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:
-
Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.
-
Ретроспекция.
«Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.
-
Мотив.
Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
-
Разрыв.
Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
-
Экспозиция.
Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
-
Монтаж.
Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.
-
Противопоставление.
Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.
Особенности сюжетной композиции
Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
-
Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.
Особенности композиции сказки
Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.
Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:
-
Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.
-
Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.
-
Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.
-
Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.
-
Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.
-
Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».
Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.
Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.
Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.
Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.
А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Ольга Викторовна Литвиненко
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Композиция – это структура литературно-художественной формы; соединение компонентов или частей в единое целое.
Понятие композиции. Элементы композиции
Композиция обеспечивает целостность и единство художественных творений. Упорядоченность вымышленной и изображенной автором реальности является фундаментом композиции. Элементами композиции являются:
- Сюжет – художественно обработанные события
- Повествовательная композиция – точка зрения и смена повествователей
- Система персонажей, их соотношение между собой
- Соотнесенность деталей
- Соотношение элементов описания и повествования – интерьер, портреты, пейзажи и т.д.
Традиционными композиционными приемами являются:
- Вариации и повторы
- Сопоставления и противопоставления
- Умолчание/узнавание
- Монтаж.
Вариации и повторы служат выделению, акцентированию самых значимых звеньев и моментов предметно-речевой составляющей литературного произведения. В исторически ранней песенной лирике повторы не просто доминировали, они составляли его существо. Вариации – это измененные повторы. К повторам относятся также эпифор и анафоры.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Замечание 1
Эпифора – повторяющаяся концовка строк, анафора – единоначатие.
У истоков приема сопоставления и противопоставления находится образный параллелизм, который был разработан А. Н. Веселовским. Этот прием основан на сопряжении природных явлений с человеческой действительностью.
Умолчания активизируют воображение, усиливают интерес читателя к тому, что изображается в произведении, интригуют его. Умолчания как правило находятся за пределами детализированного изображения. В некоторых случаях за умолчаниями следует прояснение и прямое обнаружение до этого скрытого от читателя либо от персонажа. Этот прием Аристотель называл узнаванием. Узнавания могут заканчивать воссоздаваемый событийный ряд (например, произведении Софокла «Царь Эдип»). Однако умолчания не всегда сопровождаются узнаваниями, они могут оставаться пробелами в ткани произведения. Такие художественно значимые недоговоренности называются минус-приемами.
«Композиция литературного произведения» 👇
Монтажом в литературоведении называется фиксирование сопоставлений и противопоставлений, которые не продиктованы логикой изображаемого, но при этом впрямую запечатлевают авторские ассоциации и ход мысли. Такая композиция называется монтажной. В таком случае пространственно-временные события и персонажи связаны между собой нелогично и слабо, но изображенное в целом выражает ассоциации автора, энергию авторской мысли. Так или иначе монтажное начало присутствует там, где есть вставные рассказы (например, в «Мертвых душах» «Повесть о капитане Копейкине»), лирические отступления («Евгений Онегин»), хронологические перестановки («Герой нашего времени»). монтажному построению композиции соответствует многоплановое видение мира.
Описательные элементы композиции
Описательными элементами композиции являются интерьер, потрет, пейзаж, характеристики персонажей, рассказ об их действиях, привычках. Главный критерий описательного элемента композиции – это его статичность.
Определение 1
Портрет персонажа – это описание его внешности: природных, телесных и возрастных свойств, а также того, что сформировано культурной традицией, социальной средой, индивидуальной инициативой (прическа, косметика, одежда).
Для традиционных высоких жанров свойственны идеализирующие портреты. В произведениях комедийно-фарсового, смехового плана, в которых центром портрета является гротескная подача человеческой внешности, портретные живописания имеют совершенно другой характер.
В зависимости от рода и жанра литературы роль портрета в произведении разнится. Например, в драме автор ограничивается указанием возраста и общих характеристик, данных в ремарках. В лирических произведениях описание внешности заменяется описанием впечатления от нее, и такая замена часто сопровождается применением эпитетов «пленительный», «очаровательный», «прекрасный», «несравненный», «прелестный» и т.д. Активно применяются метафоры и сравнения, которые основываются на изобилии природы (например, пугливая лань, стройный стан – кипарис). Часто для передачи цвета и блеска глаз, волос используются драгоценные камни. Характерными являются сравнения с луной, солнцем, богами.
В эпических произведениях внешность, поведение героя связаны с его характером. Например, в ранних эпических жанрах присутствуют гиперболизированные примеры внешности и характера – необыкновенная физическая сила, идеальная храбрость. Поведение соответствует характеру – торжественная неторопливая речь, величественные позы и жесты.
Выделяют два основных вида портрета – динамический и экспозиционный.
Экспозиционный портрет основывается на подробном описании деталей фигуры, лица, одежды, жестов и других примет внешности. Такой портрет дается от лица рассказчика. Более сложной модификацией экспозиционного портрета является портрет психологический, в котором преобладающими являются черты внешности, свидетельствующие о внутреннем мире персонажа и черта его характера.
Динамический портрет описывает краткую, выразительную деталь, которая возникает по ходу повествования.
Определение 2
Пейзаж – это описание любого незамкнутого пространства внешнего мира.
Он является обязательным составляющим элементом художественного мира и выполняет несколько функций:
- Сюжетная мотивировка. Особенности природных и метеорологических процессов могут определить направление сюжета. В анималисткой литературе пейзаж занимает особенно много места.
- Обозначение места действия и времени. Читатель с помощью пейзажа может наглядно представить себе, когда и где происходят описываемые события.
- Создает психологический настрой восприятия текста
- Обеспечивает форму присутствия автора.
Литературный пейзаж имеет чрезвычайно разветвленную типологию. Пейзаж может быть деревенским, городским, морским, лесным, степным, экзотическим и т.д.
В отличие от пейзажа интерьер представляет собой описание замкнутого пространства, изображение внутренних помещений. В основном описание интерьера используется для психологической и социальной характеристики героев произведения, отражает условия их жизни.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Композиция художественного произведения – способ внутреннего построения текста, система объединения его элементов. В переводе с латинского «componere» означает «построение», то есть то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия.
Композиция в литературе строит целостное произведение из различных элементов текста – события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления. Композиционный анализ – достаточно объемное понятие, касающееся разных сторон художественного текста.
Содержание
- Элементы композиции
- Основные виды композиции
- Речевые и образные элементы
- Композиционные приёмы
- Фабула и сюжет – в чем разница?
Элементы композиции
При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Я», попутно демонстрируя ему «достопримечательности». Элементы композиции произведения – это стадии развития действия или конфликта:
- Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.
- Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.
- Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогвартса, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.
- Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.
- Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена победы над Волан-де-Мортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.
- Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Однако развязка может и не устранять противоречие, например, в «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.
- Эпилог (от греч.epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.
- Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например, знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.
Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.
Основные виды композиции
Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.
- Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.
- Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.
Аспекты композиции многообразны. В то же время подход к произведению как эстетическому объекту выявляет в составе его художественной формы по меньшей мере два слоя и соответственно две композиции, объединяющие различные по своей природе компоненты, – текстуальную и предметную (образную).
Иногда в первом случае говорят о внешнем слое композиции (или «внешней композиции»), во втором – о внутреннем.
Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:
- Линейная. События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».
- Обратная или инверсионная. Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
- Параллельная. В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.
- Полифоническая. Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
- Кольцевая композиция. Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории. Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.
- Зеркальная. Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.
- Умолчание. Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.
- Концентрическая. Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
- Ретроспективная. Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.
- Рамочная. Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.
- Свободная. Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.
Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.
Речевые и образные элементы
Далее идут речевые элементы композиции. Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию:
- Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления.
- Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ.
Ещё есть образные элементы:
- Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)
- Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик. Ваша задача, чтобы рассказанная история зацепила, вызвав эмоции.
Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д.
Композиционные приёмы
Ещё есть такая штука, как композиционные приемы. Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:
- Ретроспекция. Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия и так далее.
- Мотив – повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
- Разрыв считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.
- Экспозиция – описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
- Монтаж – автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце составляет целостное впечатление. Этот приём использовался Пушкиным в «Пиковой даме»: любовь и азартная игра. Тот же прием был в «Мастере и Маргарите» Булгакова: московские сцены перемежались с библейскими сюжетами.
- Противопоставление – один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Искра жизни Ремарка как пример или «Война и Мир» Толстого.
Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.
Фабула и сюжет – в чем разница?
Композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.
Есть один нюанс, который заключается в том, что путают понятие сюжета и фабулу. Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях.
- Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
- Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе “Герой нашего времени” Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
Таким образом, композиция – соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции.
Это и расстановка персонажей, и сюжетные связи произведения, и монтаж деталей, и повторы символических деталей, и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части, и динамика речевого стиля и многое другое.
Источники:
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 387—388. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. – М.: Искусство, 1970. – 225 с.: ил. – (Семиотические исследования по теории искусства).
Теперь, когда вы знаете все композиционные приёмы, подумайте, как разнообразить своё произведение. Какие композиционные приёмы и элементы использовать, чтобы выдержать интригу, удивить читателя или донести до него нужную вам идею.
Ещё раз повторимся, что нет железных правил, ограничивающих вас рамками той или иной композиции. Экспериментируйте.
В качестве практического задания попробуйте разобрать один из ваших любимых сюжетов в литературе, кино, или, быть может, уже ваш собственный. Какую композицию вы видите?
#статьи
- 30 авг 2022
-
0
Правила композиции: большой разбор
Знакомим с главными приёмами композиции в дизайне и показываем, как они работают в айдентике и рекламе.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Искусствовед, куратор и исследователь в области современного искусства и новых медиа.
На первом месте в дизайне стоит идея. Однако настолько же важно и первое впечатление. Даже самая хорошая идея может быть загублена неудачным дизайном. И даже простое высказывание может надолго остаться в памяти.
За первое впечатление отвечает композиция. Именно благодаря ей мы находим что-то «красивым» или можем сказать: «Мне почему-то не нравится». Она направляет взгляд, задаёт ритм, делает изображение гармоничным или, наоборот, отталкивающим. Рассказываем в статье, как при помощи композиции сформировать первое впечатление и сделать свой дизайн удобным.
Вы узнаете:
- что объединяет элементы;
- где находится центр композиции;
- что отвечает за динамику;
- какие бывают виды баланса;
- что задаёт ритм;
- как работает цвет.
Если говорить максимально просто, композиция — это расположение и соотношение элементов, которое заставляет их работать вместе и влияет на восприятие зрителя.
Если смотреть глубже, композиция — это связь между элементами на плоскости или в пространстве согласно определённому правилу или структуре. Именно это соотношение, а не сами элементы, становится первым, что мы замечаем. В зависимости от того, как организованы части изображения, будет сформировано первое впечатление — правила композиции работают на подсознательном уровне.
В начале XX века немецкие психологи Макс Вертгеймер и Курт Коффка провели исследования восприятия человеком окружающего мира. Они выявили ряд законов, которые учитывают естественное стремление человека найти порядок в беспорядке. Их эксперименты показали, что когда мозг обрабатывает полученные образы, он воспринимает ряд разрозненных элементов как единое целое. То есть подсознательно зритель пытается группировать похожие элементы, распознавать закономерности и таким образом упрощать сложные образы.
Изображение: McDonald’s / GrabFood
Уже более ста лет эти принципы остаются неизменными и активно используются в графическом дизайне. Предметы объединяет:
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
В качестве примера можно привести вёрстку поисковой страницы Google.
Позже немецкий философ и теоретик Рудольф Арнхейм, опираясь на достижения гештальт-психологов, приложил эти принципы для анализа произведений искусства. По его мнению, каждое изображение имеет конкретные точки притяжения.
Если в композиции нет акцентов, которые сразу захватывают внимание, то взгляд всегда будет останавливаться в центре и на четырёх углах прямоугольной плоскости. Именно в этих местах лучше размещать главные смысловые элементы.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Другая модель, которая лежит в основе современного информационного дизайна, получила название диаграммы Гутенберга. В этой схеме глаз обычно движется от левого верхнего угла к правому нижнему, проходя через центр, оптическую значимость которого обозначил и Арнхейм.
Левый верхний угол — первичная зрительная область: именно сюда естественным образом сначала направлен взгляд. В результате выработанной привычки читать книгу слева направо и сверху вниз мы подсознательно начинаем именно отсюда. Чаще всего здесь размещают логотип и наиболее важную информацию.
Правая верхняя часть — область с высоким потенциалом, она попадает в поле зрения следующей. Поэтому её используют для размещения вспомогательных сообщений, часто сюда помещают контактную информацию или строку поиска.
Левый нижний угол — слабое место, которому зритель уделяет меньше всего внимания. Он считается самым незаметным местом на странице, и на его просмотр тратят меньше всего времени. Если содержимое этого угла будет недостаточно ярким или весомым, его могут просто проглядеть.
Правый нижний угол — заключительная область. Здесь взгляд останавливается. Эту область часто используют для CTA — призыва к действию, например, для размещения кнопки чата с оператором или регистрации на сайте.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Пример диаграммы Гутенберга в действии — оформление главной страницы социальной сети «ВКонтакте».
Знание принципов Рудольфа Анхейма и диаграммы Гутенберга может помочь не только привлечь внимание к элементу, но и «спрятать» его.
Правило третей редко используется в информационном дизайне — обычно его применяют в плакатной графике, фотографии, рекламе.
Активные точки находятся на пересечении линий, которые делят пространство прямоугольного листа на девять равных частей, или самих линиях. Например, такую сетку можно встретить в камере нашего телефона.
Скриншот: Skillbox Media
Человеческий глаз естественным образом останавливается в этих точках, а возникающая асимметрия — ни одна из точек не совпадает с центром, ведь композиция разделена на трети — создаёт достаточное напряжение, чтобы придать работе динамики.
Скриншот: сайт Flecto / Skillbox Media
Более подробно о принципах зрительного восприятия и том, как их используют в дизайне, мы рассказываем в этой статье.
Одна из задач, которая стоит перед дизайнером, — не только расположить, но и выделить графически элементы с основной смысловой нагрузкой. Участки, которые привлекают внимание зрителя в первую очередь, называются фокальными точками.
Геометрический центр композиции — самая простая из них, поскольку находится в центре рабочей плоскости. Например, в прямоугольнике и квадрате геометрический центр располагается на пересечении двух диагоналей. Любой объект, помещённый в эту точку, будет привлекать внимание.
Композиционный центр — не всегда совпадает с геометрическим. Его образуют при помощи контраста, цвета, размера или формы объектов. В отличие от геометрического центра, композиционных центров может быть даже несколько. Именно они становятся ключевыми для композиции: вокруг них располагают все второстепенные объекты.
Изображение: LaDorna / Corina Bacanu / Behance
Расположение фокальных точек во многом зависит и от того, какая фигура лежит в основе композиции или рабочего пространства.
В прямоугольнике и квадрате привлекают внимание объекты, расположенные:
- на центральной оси и горизонтали, пересекающей её в оптическом центре;
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy
- на диагоналях и особенно в месте их пересечения;
Изображение: Nike
- на границах овала или круга, вписанных в прямоугольник рабочего пространства.
Изображение: Nike / дизайн компании Wieden Kennedy
В треугольнике фокальные точки находятся в зоне пересечения высот, биссектрис или медиан.
Изображение: ldambies / Shutterstock
В круге фокальные точки расположены:
- в центре и чуть выше геометрического центра;
- на сторонах пятиугольника, вписанного в этот круг.
Изображение: Wikimedia Commons
Линии — ещё один из важнейших элементов композиции. Они могут разделять или объединять элементы, направлять взгляд, создавать ощущение движения или покоя, формировать эмоции зрителя.
Горизонтальная линия находится в состоянии покоя и равновесия, что создаёт ощущение устойчивости и комфорта.
Изображение: Audi / Norbert Schoerner / Kiosk Productions
Вертикальная линия вызывает чувства роста, мощи и стабильности, потому что противостоит силе тяжести. Часто на общее впечатление влияет «вес» объектов, расположенных на такой вертикали, — наиболее устойчиво выглядят решения, в которых самые объёмные элементы располагаются внизу, а лёгкие — сверху.
Изображение: Audi / MullenLowe China
Диагональные линии создают ощущение движения и могут быть использованы для того, чтобы вести взгляд зрителя по направлению к акцентам. В композиции выделяют две диагонали:
- Нисходящая диагональ — идёт от левого верхнего угла к правому нижнему, даёт ощущение ускорения, динамики. Ещё её называют динамической диагональю.
Изображение: Decathlon / VMLY& R
- Восходящая диагональ — идёт от левого нижнего угла к правому верхнему и создаёт в композиции ощущение замедления или прикладываемых усилий. Её называют статической диагональю.
Изображение: Decathlon / VMLY& R
Движение взгляда слева направо всегда происходит быстрее, чем справа налево. Это необходимо учитывать при построении сюжета. На примере выше тревожное ощущение вызывает нисходящая диагональ: люди бегут медленно, и их вот-вот накроет волна. Но также тревога может быть связана и с нисходящей диагональю — например, альпинист, взбирающийся на склон, на нисходящей диагонали будет выглядеть неустойчиво, он может упасть. Тот же сюжет с восходящей диагональю покажет героя целеустремлённым.
Ощущение гармонии в композиции может быть весьма субъективно. При этом есть некоторые правила баланса, которые работают для всех примерно одинаково.
Баланс в композиции заключается в расположении элементов таким образом, чтобы они были стабильны и устойчивы или, наоборот, обладали динамикой за счёт неуравновешенности. Значимость элемента могут формировать его размер, контраст, насыщенность и форма.
При симметричном балансе одна сторона изображения — зеркально отражённая копия другой. Получается, что на двух сторонах изображения по обе стороны от оси, проходящей через центр, находятся равные по значимости элементы.
Симметрия легко считывается, она понятна и вызывает чувство устойчивости. Однако часто подобные композиции слишком статичны и потому могут казаться скучными. Это происходит из-за того, что изображение предсказуемо — ведь обе его половины практически идентичны.
Изображение: Wikimedia Commons
Асимметричный баланс — следствие неравнозначности каждой из сторон композиции. Так, например, доминирующий элемент может быть только на одной стороне, а уравновешивать его будут пара или несколько менее значительных объектов на другой.
Асимметрия идеально подходит для минималистского дизайна. Она помогает создать динамику при минимуме деталей, поскольку во время движения глаз получает каждый раз новую информацию — переходит от более крупных элементов к более мелким или от тёмных оттенков к более светлым.
Изображение: Wikimedia Commons
Асимметрия всегда выглядит интереснее, поскольку в неё заложено больше визуального разнообразия. Однако она требует более серьёзной работы, ведь достичь баланса между отдельными элементами сложнее.
Радиальный баланс — это симметрия в нескольких направлениях. Элементы располагаются вокруг центральной точки композиции, как спицы велосипедного колеса. Часто радиально сбалансированные конструкции заключены в круг, но дизайнеры экспериментируют и с другими формами — квадратами, треугольниками, восьмиугольниками, звёздами. В такой композиции центральная точка становится главным местом притяжения.
Изображение: Wikimedia Commons
Мозаичный баланс можно определить как организованный хаос. В композиции отсутствуют чёткие смысловые центры, а элементы имеют одинаковый по значимости «вес». Отсутствие иерархии должно приводить к, казалось бы, визуальному шуму, но равновесие сохраняется благодаря отсутствию чёткого фокуса внимания из-за равнозначности элементов.
Изображение: Wikimedia Commons
Сбалансированный дизайн всегда выглядит гармоничнее, потому что информация в нём организована, что помогает избегать напряжения из-за визуального хаоса.
Соотношение объектов, которое имеет наиболее приятные для восприятия пропорции формы или структуры, получило название золотого сечения.
Оно определяет отношение большей части к меньшей так же, как и большей к целому. Из-за этого его удобно применять для подбора размеров элементов. Древние греки вывели универсальное число этой пропорции — 1,68. Увеличивая элементы относительно друг друга согласно этому соотношению, можно получать гармоничные структуры.
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media
Также для создания гармоничных композиций используется золотая спираль, организованная по принципу золотого сечения — на её линии располагают ключевые элементы.
Изображение: Oleh Svetiukha / Shutterstock
Более подробно о золотом сечении и золотой спирали мы рассказываем в этой статье.
Важное значение имеют не только сами элементы, но и то пространство, которое их разделяет. Позитивным пространством называют те места, которые занимают сами элементы. Негативным — то пространство, которое находится между ними.
Негативное пространство имеет большое значение при группировке элементов, отделении главного от второстепенного. Оно же делает дизайн воздушным. Также с помощью незаполненных областей можно создавать оптические иллюзии, например добавлять скрытые элементы.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте подробно о применении негативного пространства в этом материале.
Ритм в композиции создаёт упорядоченное движение. Ритмические узоры строятся из похожих элементов и интервалов между ними.
Существует три основных типа ритма:
- Регулярный ритм: интервалы между элементами предсказуемы или сами элементы схожи по размеру и длине. Регулярный ритм статичен, но делает дизайн живым за счёт контраста.
Изображение: Wikimedia Commons
- Плавный ритм: повторяющиеся элементы следуют изгибам и волнистым линиям. Каждый из них при этом уникален, хоть и похож на предыдущий. В природе подобный ритм встречается в окрасе животных — тигров или зебр, он образуется на годовых кольцах деревьев или отпечатке пальца. Такое ритмическое построение создаёт ощущение плавного движения, встречаемого в природе.
Изображение: Zebra Technologies
- Прогрессирующий ритм возникает, когда формы или фигуры при каждом своём повторении последовательно меняют форму, размер, также он может быть задан изменяющимися интервалами между элементами. Это создаёт иллюзию движения.
Изображение: Wikimedia Commons
Вариации в структуре всегда заставляют её выглядеть интереснее. Ритм предсказуем, а неожиданное отличие элемента выпадает из структуры и на мгновение приостанавливает движение взгляда.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте про процесс создания логотипа Центра Помпиду и других мировых музеев в нашей статье.
Неоднократные исследования показали, что цвет играет одну из ключевых ролей для привлечения внимания и при принятии решения, насколько нравится продукт, при знакомстве с ним.
Наиболее гармонично сочетание цветов работает по правилу 60–30–10: 60% составляет основной цвет, 30% — поддерживающий, а 10% — яркий акцент.
Большую роль в исследовании цвета внёс Иоханнес Иттен, предложив модель цветового круга. Согласно ей, все цвета (тона) можно разделить на три категории: комплементарные, аналоговые и триадические.
В этой статье мы подробно рассказываем об устройстве цветового круга и работе с ним.
Изображение: Skillbox Media
Дополнительные цвета — это противоположности на цветовом круге, например красный и зелёный.
Использование комплементарной цветовой схемы в композиции создаёт резкий контраст между элементами и отделяет их друг от друга. Изображение получается более ярким, но нарочито чрезмерное использование такой схемы может вызвать отторжение.
Изображение: Wikimedia Commons
Аналоговые цвета на цветовом круге находятся рядом друг с другом — например, красный, оранжевый и жёлтый. Изображение близких оттенков делает дизайн более гармоничным, предсказуемым, понятным.
Изображение: BP
Триадические цвета равномерно распределены по цветовому кругу и, как правило, собранные вместе работают ярко и динамично.
Использование триадической цветовой схемы создаёт визуальный контраст, но не делает образ кричащим.
Изображение: Wikimedia Commons
Читайте статьи о значении цвета для брендов:
- Розовый: Baskin Robbins, T-Mobile, Vanish
- Коричневый: Nescafe, UPS, Louis Vuitton
- Зелёный: Starbucks, Sprite, BP
- Белый: Apple, Wikipedia, Michelin
- Синий: IBM, Gillette, Kenzo
- Красный: Coca-Cola, Ferrari, Louboutin
Кроме оттенка, каждый цвет обладает ещё четырьмя основными характеристиками: насыщенностью, тоном, яркостью и температурой.
Определяет, насколько цвет интенсивен. Насыщенные цвета придают композиции яркий и чистый вид, тем самым делая её более динамичной. Однако чрезмерное использование насыщенных цветов может сбить с толку — каждый яркий цвет будет конкурировать с другим за внимание.
Фото: Chris Tovo / Dimitri Kalagas / Behance
Яркость влияет на то, насколько оттенок светлый или тёмный. Она используется для направления взгляда зрителя и создания акцента в композиции: светлый цвет будет более заметен на тёмном фоне, и наоборот.
Изображение: San Markos
Все цвета условно разделяют на две группы: тёплые — красный, жёлтый и оранжевый напоминают о солнце или огне — и холодные — сюда входят синий, зелёный, фиолетовый и лиловый.
Тёплые цвета всегда кажутся расположенными ближе, в то время как холодные уходят на задний план. Это свойство в композиции можно эффективно использовать для направления взгляда зрителя.
Изображение: Liqui Moly / Jirka Väätäinen / Behance
Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше