Как найти элементы описания в предложении

Как выполнить задание № 23?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

По заданию № 23 необходимо выбрать верные (или неверные) высказывая, касающиеся типов речи, стилей речи, а также смысловой связи отдельных предложений в тексте.

Три типа высказываний в задании № 23.

  • подтверждение (или опровержение) типа речи (описания, повествования или рассуждения) в определённых предложениях текста;
  • подтверждение (или опровержение) наличия элементов определённого типа речи;
  • подтверждение (или опровержение) выказывания о какой-либо связи предложений текста (например, причинно-следственной и др.)

Как выполнить задание № 23? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте задание. Чётко уясните, что вы должны делать:

— определить тип речи данных предложений;

— определить наличие элементов какого-то типа речи;

—   определить смысловую связь предложений;

Будьте внимательны! В большей части заданий эти положения комбинируются, то есть могут быть предложены высказывания по всем трём темам.

  • Напомню, что необходимо хорошо знать особенности трёх типов речи: описания, повествования, рассуждения (читайте материал в приложении).

ОПИСАНИЕ.

Если необходимо доказать, что данные предложения – это описание, то нужно найти прилагательные, причастие, которые описывают предмет, явление, характер и т.д.; действия в таких случаях не происходит, всё статично – в данный момент.

Пример.

В предложениях 14—15 представлено описание.

(14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. 

Верно.

Пояснение.

В текстах предложений с чисто описанием чего- либо бывает редко, обычно с элементами описания. Поэтому будьте внимательны, когда выполняете подобное задание. Сами себе докажите, что здесь именно описание во всех предложениях.

ЭЛЕМЕНТЫ ОПИСАНИЯ.

Если необходимо доказать, что в данных предложениях содержатся элементы описания, то нужно найти хотя бы 2 – 3 прилагательных в них.

Пример .

Предложения 8–9 включают описание.

(8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

Верно.

ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Если необходимо доказать, что данные предложения – это повествование, то ищите глаголы, доказывающие развитие действия.

Пример.

В предложениях 8—9 представлено повествование.

(8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.

Верно. Здесь рассказывается о том, как Короленко и Чехов отказались о звания.

РАССУЖДЕНИЕ.

Если необходимо доказать, что данные предложения – это рассуждения, то в них даются мысли автора, героев по какой-то теме, проблеме, его рассуждения; помните, что всё, о чём думает герой, что вспоминает, — это рассуждение.

Пример.

В предложениях 3–5 представлено рассуждение.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?

Верно. В предложениях даны размышления Вари.

Смысловая связь предложений.

Выказывания, в которых речь идёт о смысловой связи предложений, — проще. Нужно просто внимательно прочитать эти предложения, понять, что в них действительно, например, причинно- следственная связь.

Примеры заданий.

  • Предложение 15 содержит вывод из рассуждения, содержащегося в предложениях 1—14.
  • Предложение текста противопоставлено по смыслу предложению 2.
  •  Предложения 22—23 объясняют содержание предложений 20—21.
  • В предложениях 24—27 перечислены последовательные события.
  • В предложении 6 не содержится вывод из 5-го.
  • В предложениях 5—9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.
  • Преобладающий тип текста—описание.
  • Предложение 22 содержит эмоционально-оценочное суждение по поводу содержания предложений 17—21 и др.

Несколько подсказок.

Так как для сочинения чаще всего даётся публицистический текст, то больше всего в нём рассуждений. Поэтому обращайте внимание на те варианты ответов, в которых названы именно эти типы предложений.

Предложений с описанием и повествованием бывает значительно реже. Помните это! Если вы решили, что в данных предложениях именно повествование или описание, очень внимательно прочитайте их, не ошибитесь, не перепутайте с рассуждением. Вы должны «видеть» движение, действие, описание чего-то, представить это. Если этого нет, то здесь обычное рассуждение.

Часто верными бывают ответы, в которых дано рассуждение, но с элементами описания или повествования.

Помните, что при повествовании действия реальные, а не совершающиеся в представлении человека, не показанные в переносном смысле.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Типы речи.

Всего существует ТРИ типа речи: повествование, описание и рассуждение. 

Как определить тип речи (подсказка)?

Повествование.

Повествование — это рассказ о чём-то. В предложениях, в которых есть повествование, происходит действие, движение, много глаголов, мы словно «видим», как совершается то или иное действие (пришёл, увидел, победил). Действия представлены в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Что произошло? что происходит?

Описание.

Описание – этот описание чего-либо (предмета, характера, обстановки, внешнего вида и пр.) на данный момент времени. Мы словно представляем картину, описанную автором, поэтому здесь много прилагательных (красивая, нежная, добрая). Автор или рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Каков предмет? каков человек? Каково явление или событие?

Рассуждение.

Рассуждение – это размышления автора (или героя) о чём-то, его мысли. Здесь нет движения действия, описания, мы следим за ходом рассуждений автора или героя.  Рассуждая, они объясняют что-то, доказывают или опровергают с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

Почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

1. Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком «+», а неверные «-» .
2. Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы «представлено» и «содержит». Представлено — это значит целиком, полностью. Содержит — это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста.
3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже. 
Как проверить себя?
Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе. Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.). Рассуждение нельзя представить при помощи картины.
4. Впишите цифры в бланк ответов.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 16, 17 представлено повествование с элементами описания.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки.
Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали. 

ТИПЫ: 

  • описание предмета, характеристика человека (какой он?);
  • описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) — слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
  • описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) — вечереет, холодно, душно и т.д. 
  • описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) — плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.

Описания могут быть фактографическими или творческими

Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах. 

Пример: Отвёртка — ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной). 

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, манер, речи и прочего. В таких описаниях предмет или явление должны выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. 

Пример: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. 

Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. Рассуждение может быть развернутым и кратким. 

  • Рассуждение-доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?

  • Рассуждение-объяснение: что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)

  • Рассуждение-размышление: как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)

  • Оценка действительности: отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.

При определении типа текста следует учитывать, что в нём довольно часто встречается соединение разных типов речи, например описания и повествования или повествования и рассуждения, поэтому определять необходимо ведущий тип речи.

Выпускники, как правило, хорошо отличают повествование (в котором действие динамично) от описания, в котором действие статично. Однако в анализируемых текстах публицистического стиля чаще встречается рассуждение. Выпускникам легче узнать рассуждение-доказательство с его ярко выраженным признаком – наличием тезиса и аргументов, но они затрудняются в распознавании рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. Такие тексты экзаменуемые обычно склонны относить к повествованию.

Отличительной чертой рассуждения является его отвлечённый характер, рассуждения связаны не со зрительными или слуховыми ощущениями, а с чувствами, понятиями, представлениями, оценками, что выражается, как правило, в употреблении абстрактной лексики.

Сложнее всего дается выпускникам анализ художественных текстов, для которых характерны все три типа речи: описание при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-нравственного, психологического порядка.

Кроме того, даже предложенный фрагмент текста часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Этот факт не всегда учитывается экзаменуемыми при ответах. Следует различать такие формулировки: в предложениях представлено… (тип речи является ведущим); в предложениях содержится… (тип речи является лишь вкраплением).

Вызывает затруднения также задача провести параллели между несколькими предложениями, выявить причинно-следственные и другие связи, то есть провести анализ смысловых фрагментов с точки зрения соотносимости частей, например: Предложения… противопоставлены друг другу; В предложениях… перечислены последовательно происходящие события; Предложение… опровергает суждение, высказанное в предложении…

Таким образом, знания о функционально-смысловых типах речи, структуре текстов типа описания, повествования, рассуждения, языковых средствах, оформляющих значение одновременности, синхронности признаков (описание), последовательных, развивающихся действиях (повествование), причинно-следственных отношений (рассуждение), служат для вас ориентиром для выполнения задания 23.

  • Решать варианты ЕГЭ
  • Решать задание 23

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

  • Теория ЕГЭ по русскому языку
  • Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку 5-9 класс
  4. Памятки
  5. Описание

1. В описании говорится об одновременных признаках чего-либо. В зависимости от того, что описывается, различают описание предмета (вещи, животного, человека), описание места, описание состояния (окружающей среды, человека). Каждый из видов описания строится по-своему.

В описании предмета говорится о признаках предмета.

Предложения строятся по схеме:
 «Данное» — предмет (кто? что?) → «Новое» — признак (какой?)

Описание места строится иначе. Представьте: вы впервые пришли в гости, приехали в другой город. Осматриваетесь вокруг. Всё новое. Беглый взгляд схватывает общий вид: «Данное» — место (где?) → «Новое» — предмет, расположенные на этом месте (что?).

В описании места говорится о предметах и их местоположении.

Если цель описания состоит в том, чтобы описать, какие предметы находятся в помещении, то сначала называется место (где?), а затем предмет, например, у самого порога стоял табурет.

Если же нужно обратить внимание на состояние помещения, то последовательность слов меняется, например, табурет стоял у самого порога.

В художественном описании места используются прилагательные и причастия, помогающие нарисовать предмет, а также глаголы со значением признака (например, сияет, шумит).

Глаголы, указывающие только на наличие предметов (имеется, находится и др.), употребляются преимущественно в деловом стиле.

     В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи обычно отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, облака, солнце, лес и т. д.).

      «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (светает, вечереет); словами на -о со значением состояния (жарко, пасмурно), именами существительными, передающими состояние (утро, жара).

     В таких описаниях часто используются предложения с порядком слов «сказуемое + подлежащее». Это не инверсия, это обычный (прямой) порядок слов, и всё сочетание в делом выполняет роль «нового» (светит месяц, идёт дождь).

     Предложения в этом типе речи обычно соединяются параллельно.

Советуем посмотреть:

Орфоэпический разбор

План текста-рассуждения

План текста-описания

Повествование художественного стиля. Рассказ

Повествование делового и научного стилей

План текста-повествования

Сравнительная характеристика

Способы сжатия текста

Способы связи предложений в тексте

Репортаж

Очерк

Как писать свободный диктант

Средства выразительности речи

Памятки


Правило встречается в следующих упражнениях:

5 класс

Упражнение 109,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 229,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 603,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 632,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 65,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 350,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 483,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 529,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Повторение стр. 151,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 567,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 568,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 582,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 648,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 649,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 652,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 655,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 659,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 662,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 733,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 181,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

Упражнение 182,
Александрова, Рыбченкова, Нарушевич, Загоровская, Учебник

8 класс

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 40,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 170,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 335,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 291,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 74,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 120,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 131,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 224,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 278,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


  1. 1. Понятие описания
  2. 2. Композиция текста-описания
  3. 3. Языковые средства, характерные для описания
  4. 4. Виды описания
  5. 5. Примеры текстов-описаний

Понятие описания

Описание – это тип речи, с помощью которого изображаются или характеризуются предметы (неживые и живые объекты), явления природы, состояния человека или природы.

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Виды описания

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

 

Все тексты делятся на три смысловые типы: повествование, описание, рассуждение. Рассмотрим особенности каждого из них.

Повествование

Повествование — это тип речи , в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности. События в повествовании сменяют одно другое.

Композиция повествования

  • завязка действия( начало событий)
  • развитие действий
  • кульминация (наивысшее напряжение действия)
  • развязка

Особенности текста-повествования

  • большое количество глаголов, которые передают движение действия
  • в тексте -повествовании мы может представить движение действия во времени и пространстве, поэтому в нём много наречий места и времени
  • повествование свойственно многим стилям( разговорному, художественному, научному)

Пример текста-повествования

 

Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
        Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
        Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. 

                                                («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

 Описание

Описание — это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности. В описании могут перечисляться как общие, так и частные признаки, высказываться  впечатления о  ком-либо или о чём-либо.

Что может описываться

  • портрет, описание внешности человека, его состояния
  • пейзаж, то есть описание природы- какого-то конкретного уголка природы или состояние природы вообще в данный момент
  • интерьер, то есть внутреннее пространство помещения
  • вещь, например. игрушка
  • животное, например, любимая собака

Композиция описания

  • общее представление о предмете описания
  • отдельные признаки предмета описания
  • может включать авторскую оценку, вывод, заключение

Особенности текста – описания

  • ведущие части речи — существительные, прилагательные, причастия
  • глаголы в основном употребляются несовершенного вида, так как они помогают передать статичность, вневременность описания. Так как что-то описывается в данный момент времени
  • предложения часто простые, могут употребляться неполные и назывные
  • в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится?( справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему?( хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?(радостно, весело)

Пример текста – описания

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

   («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, описание Емельяна Пугачёва)

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста — рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
  • аргументы, доводы, доказательства, примеры
  • вывод

Разновидности рассуждения

  • рассуждение — доказательство: почему так , а не иначе? что из этого следует?
  • рассуждение – объяснение: что это такое?( толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
  • рассуждение — размышление : как быть ? что делать ? ( даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

  • Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
  • Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов,  вводных конструкций, сложноподчинённых предложений

Пример текста – рассуждения

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

                                                            «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах : описание и повествование,  описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.

 Именно такие  задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.

Например:

В предложениях 2-8  — рассуждение с элементами описания.

В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.

Выполняя задание № 21. Помните , каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

Пример текста с элементами  повествования и описания

Я пошёл вправо через кусты [повествование]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [описание]. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[описание]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [повествование]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [описание].

                                                                 «Бежин луг» И.С.Тургенева.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как мне найти пуховик
  • Как найти объем вращающейся трапеции
  • Как найти вход для apple id
  • Как найти напряжение после сопротивления
  • Dead rising 3 прицел дергается как исправить