Как найти элементы описания в тексте

  1. 1. Понятие описания
  2. 2. Композиция текста-описания
  3. 3. Языковые средства, характерные для описания
  4. 4. Виды описания
  5. 5. Примеры текстов-описаний

Понятие описания

Описание – это тип речи, с помощью которого изображаются или характеризуются предметы (неживые и живые объекты), явления природы, состояния человека или природы.

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Виды описания

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.

Типы речи в тексте

Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.

Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Определение

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

типы речи

Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет,  укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.

Что такое описание?

С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.

В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).

Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Определение

Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • описание внешности человека (портрет);
  • описание состояния человека;
  • описание характера человека;
  • описание окружающей среды (природы);
  • описание места (города, села, местности);
  • описание предмета и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание имеет следующую композиционную структуру:

  1. общее впечатление от предмета речи;
  2. признаки предмета речи;
  3. авторская оценка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В описании автор использует следующие языковые средства:

  • преобладают имена существительные и прилагательные;
  • глаголы в  форме настоящего времени несовершенного вида;
  • составные именные сказуемые;
  • обстоятельства места.

Пример текста

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Определение

Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.

Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.

Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?

Например, вот как изображается весной разлив реки:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:

  1. завязка (начало действия);
  2. развитие действия;
  3. кульминация (самый острый, интересный момент);
  4. развязка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование создают следующие языковые средства:

  • преобладают глаголы и глагольные формы;
  • глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • обстоятельства времени.

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг  среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.

Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Определение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:

  1. тезис (основная мысль);
  2. аргументы (доказательства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:

  • преобладает абстрактная лексика;
  • имеются вводные слова;
  • используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Как выполнить задание № 23?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

По заданию № 23 необходимо выбрать верные (или неверные) высказывая, касающиеся типов речи, стилей речи, а также смысловой связи отдельных предложений в тексте.

Три типа высказываний в задании № 23.

  • подтверждение (или опровержение) типа речи (описания, повествования или рассуждения) в определённых предложениях текста;
  • подтверждение (или опровержение) наличия элементов определённого типа речи;
  • подтверждение (или опровержение) выказывания о какой-либо связи предложений текста (например, причинно-следственной и др.)

Как выполнить задание № 23? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте задание. Чётко уясните, что вы должны делать:

— определить тип речи данных предложений;

— определить наличие элементов какого-то типа речи;

—   определить смысловую связь предложений;

Будьте внимательны! В большей части заданий эти положения комбинируются, то есть могут быть предложены высказывания по всем трём темам.

  • Напомню, что необходимо хорошо знать особенности трёх типов речи: описания, повествования, рассуждения (читайте материал в приложении).

ОПИСАНИЕ.

Если необходимо доказать, что данные предложения – это описание, то нужно найти прилагательные, причастие, которые описывают предмет, явление, характер и т.д.; действия в таких случаях не происходит, всё статично – в данный момент.

Пример.

В предложениях 14—15 представлено описание.

(14)Морозное солнце рождает такое же богатство цветовых тонов, как, например, по-весеннему тёплое. (15)Но даже при плотных тучах, особенно перед началом весны, зимний пейзаж неоднороден, снега то синеватые, то с едва заметной желтизной, лесные дали то дымчато-сиреневые, то чуть голубоватые с коричневым цветом более ближнего лозняка, с сизоватой ольхой, с ясной сосновой зеленью и едва уловимой салатной окраской осинок. 

Верно.

Пояснение.

В текстах предложений с чисто описанием чего- либо бывает редко, обычно с элементами описания. Поэтому будьте внимательны, когда выполняете подобное задание. Сами себе докажите, что здесь именно описание во всех предложениях.

ЭЛЕМЕНТЫ ОПИСАНИЯ.

Если необходимо доказать, что в данных предложениях содержатся элементы описания, то нужно найти хотя бы 2 – 3 прилагательных в них.

Пример .

Предложения 8–9 включают описание.

(8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

Верно.

ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Если необходимо доказать, что данные предложения – это повествование, то ищите глаголы, доказывающие развитие действия.

Пример.

В предложениях 8—9 представлено повествование.

(8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.

Верно. Здесь рассказывается о том, как Короленко и Чехов отказались о звания.

РАССУЖДЕНИЕ.

Если необходимо доказать, что данные предложения – это рассуждения, то в них даются мысли автора, героев по какой-то теме, проблеме, его рассуждения; помните, что всё, о чём думает герой, что вспоминает, — это рассуждение.

Пример.

В предложениях 3–5 представлено рассуждение.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?

Верно. В предложениях даны размышления Вари.

Смысловая связь предложений.

Выказывания, в которых речь идёт о смысловой связи предложений, — проще. Нужно просто внимательно прочитать эти предложения, понять, что в них действительно, например, причинно- следственная связь.

Примеры заданий.

  • Предложение 15 содержит вывод из рассуждения, содержащегося в предложениях 1—14.
  • Предложение текста противопоставлено по смыслу предложению 2.
  •  Предложения 22—23 объясняют содержание предложений 20—21.
  • В предложениях 24—27 перечислены последовательные события.
  • В предложении 6 не содержится вывод из 5-го.
  • В предложениях 5—9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.
  • Преобладающий тип текста—описание.
  • Предложение 22 содержит эмоционально-оценочное суждение по поводу содержания предложений 17—21 и др.

Несколько подсказок.

Так как для сочинения чаще всего даётся публицистический текст, то больше всего в нём рассуждений. Поэтому обращайте внимание на те варианты ответов, в которых названы именно эти типы предложений.

Предложений с описанием и повествованием бывает значительно реже. Помните это! Если вы решили, что в данных предложениях именно повествование или описание, очень внимательно прочитайте их, не ошибитесь, не перепутайте с рассуждением. Вы должны «видеть» движение, действие, описание чего-то, представить это. Если этого нет, то здесь обычное рассуждение.

Часто верными бывают ответы, в которых дано рассуждение, но с элементами описания или повествования.

Помните, что при повествовании действия реальные, а не совершающиеся в представлении человека, не показанные в переносном смысле.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Типы речи.

Всего существует ТРИ типа речи: повествование, описание и рассуждение. 

Как определить тип речи (подсказка)?

Повествование.

Повествование — это рассказ о чём-то. В предложениях, в которых есть повествование, происходит действие, движение, много глаголов, мы словно «видим», как совершается то или иное действие (пришёл, увидел, победил). Действия представлены в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Что произошло? что происходит?

Описание.

Описание – этот описание чего-либо (предмета, характера, обстановки, внешнего вида и пр.) на данный момент времени. Мы словно представляем картину, описанную автором, поэтому здесь много прилагательных (красивая, нежная, добрая). Автор или рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Каков предмет? каков человек? Каково явление или событие?

Рассуждение.

Рассуждение – это размышления автора (или героя) о чём-то, его мысли. Здесь нет движения действия, описания, мы следим за ходом рассуждений автора или героя.  Рассуждая, они объясняют что-то, доказывают или опровергают с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

Почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Типы речи – какие они бывают, как их правильно различать и не путать на экзамене

Их три: повествование, описание, рассуждение.

15 878

Типы речи – что это такое

В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего три:

  1. Повествование – дает информацию о происшедших событиях.
  2. Описание – описывает то, что человек видит перед собой.
  3. Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.

Давайте знакомиться с этими типами подробнее. Сразу дам вам лайфхак, который прокомментирую в статье. Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание – когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.

Повествование

Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой (семь)».

Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.

Некоторые учителя говорят, что в повествовании преобладают глаголы. Да, но их может быть не меньше и в других типах речи. Лучше всего обращать внимание именно на то, сколько «картинок» перед глазами.

Про основные композиционные элементы повествовательного текста вы, я думаю, знаете:

  1. Завязка – когда происходит что-то, что «запускает» все дальнейшие действия.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация – основной момент, перелом в повествовании.
  4. Завязка – когда все заканчивается.

Описание

Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.

Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».

Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».

Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.

Описываться могут самые разные вещи:

  1. Местность.
  2. Внешний вид человека.
  3. Характер человека.
  4. Душевное состояние человека.
  5. Животное.
  6. Интерьер комнаты.
  7. Предмет искусства.

В школе школьники обычно через это все проходят. Они учатся описывать и картины, и интерьеры, и внешний вид / состояние человека.

Структура описания чаще всего такая:

  1. Вводная часть. В ней указывается, что мы собираемся описать. Например: “Я вижу перед собой картину «Богатыри»”.
  2. Собственно описание. Что изображено на картине, что находится на лугу, где пасутся лошади и пр.
  3. Оценка, впечатление от увиденного. «Луг очень красивый», «Эта картина поразительна».

Иногда эти элементы могут меняться местами. Например, у некоторых писателей можно встретить тексты, в которых они сначала описывают что-то и только потом говорят, что это. Или вообще не говорят, предлагая читателю самому догадаться.

Так описывается статуя Венеры в очерке Успенского «Выпрямила».

Рассуждение

Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.

«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.

Большинство рассуждений строится по такой схеме:

  1. Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать.
  2. Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.
  3. Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.

Смешанные стили

Проблема в том, что в большинстве текстов стили смешиваются. Если налицо несколько стилей – надо понять, какой из них преобладает и сказать: «Стиль такой-то с элементами такого-то».

Например, смотрите: «Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. Один раз я садился на поезд и увидел на станции сорокалетнего мужчину. У него на майке было что-то написано по-английски. Я всмотрелся и перевел: «Не торопись взрослеть. Поверь мне, это ловушка». Поезд тронул. Я сидел в вагоне и эти слова не шли у меня из головы. Мне было 22».

Вот смотрите. Тут основной стиль – рассуждение. Потому что весь текст написан ради того, чтобы порассуждать о взрослости. Но в нем есть повествование, потому что есть сменяемые картинки: я садился на поезд, увидел мужчину, прочитал надпись на майке, перевел, поезд тронул. Несколько сменяющих друг друга картинок.

И еще тут есть описание. В этом описании одна картинка: мужчина, сорокалетний, стоит на станции, у него майка, на ней английская надпись. Повествуя о чем-то, я добавляю небольшое описание.

Получается, что перед нами «рассуждение с элементами повествования и описания».

Полезные материалы по теме

Вот вам картинка, сохраните себе на телефон.

Типы речи

Вот еще хорошее видео по теме. Разбираются типы речи в рамках 22 задания из ЕГЭ.

Подпишитесь на мою рассылку. Скоро будет много новых статей по русскому языку, причем я постараюсь написать тексты на «практические» темы: как делать разборы разных видов, как объяснять основные орфограммы. Планирую также сделать статьи с разборами отдельных заданий в ЕГЭ и ОГЭ.

Обязательно загляните в четыре моих подборки с курсами по русскому языку:

  • Курсы подготовки к ЕГЭ.
  • Подготовка к ОГЭ.
  • Подготовка к ВПР.
  • Общие курсы по русскому для школьников, взрослых и иностранцев.

Советую вам пробежаться глазами вот по этим статьям. Они по темам, с которыми вы постоянно будете встречаться в школе.

  1. Что такое орфограмма – как правильно объяснять и выделять каждую орфограмму.
  2. Предложение – общая статья с ссылками на тексты про типы предложений и их основные характеристики.
  3. Лексика. Внутри статьи вы найдете много ссылок на другие тексты, например про омонимы, многозначные слова, синонимы и пр.
  4. Способы словообразования. В ней ссылки на статьи про все морфемы.
  5. Лексическое значение слова.

Я очень вам рекомендую приобрести учебник В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс» (ссылка ведет сразу на Лабиринт). Он хорош тем, что в нем собрана вся теория за пять лет школьного обучения, а практические упражнения вынесены в отдельные пособия. Это замечательный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Я его рекомендую даже взрослым людям, которые приходят ко мне на курс по копирайтингу.

Заключение

Уважаемые читатели. Смог ли я объяснить вам разницу между типами речи в русском языке? Поняли ли вы принцип «картинок», сможете ли теперь легко определять типы речи?

Напишите, пожалуйста, была ли эта статья вам полезна. Скажите мне обо всех ее недостатках, чтобы я мог их доработать и учесть на будущее.

Спасибо, хороших вам оценок.

( 14 оценок, среднее 4.71 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Как определить и доказать тип и стиль речи

Категория: Русский язык.

Как определить и доказать тип и стиль речи

Как определить тип речи и доказать свою точку зрения

.

1. Описание. Этот текст представляет собой изображение (явлений, предметов, лица) путем последовательного перечисления и раскрытия его главных признаков, то есть его можно определить как описание. Описывая (человека, картину природы, предмет) автор говорит о таких признаках, как (конкретно). Используя характерные для описания языковые средства (например, эпитеты, сравнения, наречия, ряды однородных членов и др. ), автор достигает цели данного типа речи, которая заключается в том, чтобы читатель увидел предмет описания, смог представить его в своем воображении.

2. Повествование. Перед нами повествование, так как это рассказ о событии с соблюдением временной последовательности. Для любого повествовательного текста общим является наличие завязки (начало события), развитие самого события и развязка (конец повествования), такие структурные элементы сюжета мы можем найти в этом тексте. Можно рассказывать как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого лица (рассказчик назван или обозначается с помощью местоимения «Я»), в данном тексте – … Можно отметить преобладание в тексте глаголов, что также характерно для повествования.

3. Рассуждение. Текст представляет собой рассуждение, так как его строение и языковые средства характерны для данного типа речи. По определению рассуждение – это исследование свойств разнообразных предметов и явлений, рассмотрение их взаимосвязи, в данном тексте автор размышляет о…

Рассуждение строится по логической схеме: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть), затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Данная структура отличает данный текст.

Как определить стиль речи и доказать свою точку зрения.

1. Этот текст – яркий образец публицистического стиля. Его отличают стилевые черты, характерные для публицистических текстов, – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, лаконичность, доступность. Автор размышляет о … и утверждает, что… При этом он стремится к тому, чтобы его рассуждения были поняты и доказательны, используя при этом языковые средства эмоционального воздействия. Важную роль играет здесь эмоционально-экспрессивная лексика (общественно-политическая лексика и фразеология, заимствованные слова), многообразны средства языковой выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция. Рассуждения автора отнесены не к абстрактному человеку, а к нам, ныне живущим людям. Автор убеждает нас в том, что … Всё сказанное … не оставляет нас равнодушными, заставляя задуматься о многом.

2. Так как перед нами отрывок из произведения …, можно утверждать, что перед нами образец стиля художественной литературы. Его отличают стилевые черты, характерные для художественных текстов, – использование средств других стилей, широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка, разнообразный по характеру синтаксис. Несомненно, можно отметить индивидуальность языка писателя, что тоже характерно для художественного стиля. Художественный образ создаётся в гармонии таких языковых средств, как эпитеты (примеры – на каждый, который нашли), сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др. Читая этот текст, мы получаем не только информацию о…, но и эстетическое удовольствие от яркого, образного русского языка, которым он написан.

Метки: Русский язык

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Это переменная не определена mathcad как исправить
  • Формула как найти спутник
  • Как найти вероятность через функцию распределения
  • Если мясо получилось сухое как исправить
  • Как найти иностранца для знакомств