Как найти элементы переходной кривой

Прямые
и переходные кривые должны плавно
сопрягаться с помощью переходных кривых.

Рисунок 3.1 — Схема разбивки переходных
кривых методом сдвижки

круговой кривой внутрь

Длину
переходной кривой определяем по формуле

, (3.5)

где
i – уклон отвода
возвышения

h– возвышение наружного рельса, при
скоростях движения до 100км/ч приниматьi = 0,001;

,
принимаемl0=60
м.

Параметр
кривой определяется как

(3.6)

Проверка
возможности разбивки переходной кривой
осуществляется по двум условиям:

Условие
1:

,
(3.7)

где
— угол поворота круговой кривой;


угол поворота на протяжении переходной
кривой;

(3.8)

рад

Условие 2:

, (3.9)

где
— длина круговой кривой, определяется
по формуле


(3.10)

Оба условия выполняются.

Определение вида переходной кривой.

(3.11)

1100
> 475,9, следовательно, для разбивки
переходной кривой применяется кубическая
парабола.

Координаты
такой кривой определяют по формуле

(3.12)

Подсчет
ординат ведется с шагом 10 м.

Таблица
3.1 – Координаты переходной кривой по
кубической параболе

10

20

30

40

50

60

,
м

0,0025

0,02

0,068

0,161

0,315

0,545

Элементы
переходной кривой для разбивки на
местности:

Сдвижка
кривой внутрь:

, (3.13)

где
yk
– координата переходной кривой
приxk=l0

p=0,545-1100(1-0,855)=0,105м

Расстояние
от тангенсного столбика смещенной
круговой кривой до начала переходной
кривой подсчитывают по формуле

, (3.14)

m=60-1100*0,026=30,31м

Расстояние
от тангенсного столбика бывшей круговой
кривой до начала переходной кривой
подсчитывают по формуле


, (3.15)

Полная
длина кривой:

,
(3.16)

Lкр=2*60+1100(0,505-2*0,027)=840
м

Суммарный
тангенс:

, (3.17)

Ткр=30,31+(1100+0,105)*0,258=314,16м

Суммарная
биссектриса:

,
(3.18)

Расчет
числа укороченных рельсов:

, (3.19)

где

– полное укорочение рельсов в кривой;

S0– расстояние между осями рельсов
(S0=1600 мм)

Число
укороченных рельсов определяется по
формуле:

, (3.20)

где
Ki
стандартное укорочение, принеобходимо приниматьKi=80
мм, приKi=160
мм.

4 Расчет и проектирование обыкновенного стрелочного перевода

4. 1 Основные параметры стрелки

Начальный
угол остряка:

, (4.1)

где

– скорость на боковой путь, по заданию;

W0
– допустимый параметр потери
кинетической энергии при ударе (W0=0,225
м/с);

— максимально вероятный зазор между
гребнем колеса и рамным рельсом ();

j0– допустимая величина внезапно
появляющегося поперечного ускорения
, по заданиюj0=0,34
м/с2;

рад

Полный
стрелочный угол:

, (4.2)

где
y0– ордината
в корне остряка (y0=0,18
м);

R0– радиус остряка

Радиус
переходной кривой:

, (4.3)

где

– допускаемое значение постоянно
действующего непогашенного ускорения+

Длина
криволинейного остряка:

(4.4)

Передний
вылет рамного рельса:

, (4.5)

где
с – расстояние между осями стыковых
брусьев (с=0,42 м);

z1– число пролетов между осями переводных
брусьев в зонеq(z1=5);

a– пролет между брусьями (а=0,5 м);

k– смещение начала остряка относительно
оси переводного бруса (k=0,041
м);

Длина
рамного рельса:

, (4.6)

где

— проекция криволинейного остряка на
прямое направление,

(4.7)

;

– задний вылет рамного рельса.

, (4.8)

где
z2– число пролетов
в пределах заднего вылета (z2=2).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Круговые кривые. Железнодорожные линии (также и автомобильные дороги) в плане состоят из прямолинейных участков, сопряжённых между собой кривыми. Наиболее простой и распространённой формой кривой является дуга окружности. Такие кривые носят название круговых кривых. На железных дорогах применяют круговые кривые со следующими радиусами: 4000, 3000, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 500, 400 и 300 м. Радиус кривой выбирают при проектировании дороги, руководствуясь конкретными техническими условиями.

Главными точками кривой, определяющими её положение на местности, являются вершина угла ВУ, начало кривой НК, середина кривой СК и конец кривой КК (рис. 15.3).

[image]

Рис. 15.3 Схема круговой кривой

Основные элементы кривой – её радиус R и угол поворота a. К основным элементам относятся также:

– тангенс кривой Т (или касательная) — отрезок прямой между вершиной угла и началом или концом кривой;

– кривая К — длина кривой от начала кривой до её конца;

– биссектриса кривой Б — отрезок от вершины угла до середины кривой;

– домер Д — разность между длиной двух тангенсов и кривой.

Во время изысканий угол a измеряют, а радиус R назначают. Остальные элементы вычисляют по формулам, вытекающим из прямоугольного треугольника с вершинами ВУ, НК, О (центр окружности):

Т = R×tg(a/2); К = R×a = p R a°¤180°; Б = R [sec(a/2) — 1], (15.1)

где a° — угол поворота в градусах.

Домер вычисляют по формуле

[image]. (15.2)

Вместо вычислений по формулам можно воспользоваться таблицами для разбивки кривых на железных дорогах, где по заданным радиусу и углу поворота сразу находят значения Т, К, Б и Д.

В месте поворота трассы пикетаж ведётся по кривой. Пикетажное положение главных точек кривой определяют по формулам:

ПК НК = ПК ВУ — Т; ПК КК = ПК НК + К; ПК СК = ПК НК + К/2. (15.3)

Правильность вычислений контролируют по формулам:

ПК КК = ПК ВУ + Т — Д; ПК СК = ПК ВУ + Д/2. (15.4)

Пример.

Измерено a = 18°19¢ и задан радиус R = 600 м. Вершина угла расположена на пикете 6 + 36,00.

По формулам (15.1) и (15.2) или по таблицам находим элементы кривой: Т = 96,73 м; К = 191,81 м; Д = 1,65 м; Б = 7,75 м.

Вычислим пикетажное положение главных точек:

Контроль:

ПК ВУ 6 + 36,00 ПК ВУ 6 + 36,00

Т 96,73 + Т 96,73

ПК НК 5 + 39,27 7 + 32,73

+ К 1 + 91,81 Д 1,65

ПК КК 7 + 31,08 ПК КК 7 + 31,08

ПК НК 5 + 39,27 ПК ВУ 6 + 36,00

+ К/2 95,90 Д/2 0,82

ПК СК 6 + 35,17 ПК СК 6 + 35,18

Переходные кривые. Непосредственное сопряжение прямого участка пути с круговой кривой приводит к тому, что во время движения поезда в месте сопряжения внезапно возникает центробежная сила F, прямо пропорциональная квадрату скорости движения v и обратно пропорциональная радиусу кривой [image]. Чтобы обеспечить постепенное нарастание центробежной силы, между прямой и круговой кривой вставляют переходную кривую, радиус кривизны r которой плавно изменяется от ¥ до R. Если положить, чтобы центробежная сила менялась пропорционально расстоянию s от начала кривой, то получим

[image],

где s и r — текущие значения расстояния от начала переходной кривой и ее радиуса кривизны;

R – радиус кривизны в конце переходной кривой.

Индексом k отмечены значения переменных в конце переходной кривой.

Для радиуса кривизны переходной кривой в текущей точке i найдём:

r = lR/s, (15.5)

где через l обозначена длина переходной кривой sk. Кривая, описываемая уравнением (15.5), в математике называется клотоидой, или радиоидальной спиралью.

Угол поворота трассы на переходной кривой. На бесконечно малом отрезке кривой ds (рис. 15.4, а) происходит поворот трассы на угол

[image].

Подставляя выражение радиуса кривизны r из (15.5), получим

[image].

Выполним интегрирование от начала кривой НК, где j = 0 и s = 0, до текущей точки i:

[image],

откуда

Rlj = s2/2.

б)

а)

[image]

Рис. 15.4 Схема переходной кривой:

а – углы поворота трассы: φ – в текущей точке i, β – в конце

переходной кривой (точка КПК); б — приращения координат

Из полученного уравнения вытекают формулы:

[image]; [image]; l = 2Rb, (15.6)

где b — угол поворота трассы в конце переходной кривой;

l — длина переходной кривой;

R — радиус кривизны в конце переходной кривой, равный радиусу следующей за нею круговой кривой.

Координаты точки переходной кривой. Совместим начало координат с началом переходной кривой и направим ось x по касательной к ней (см. рис. 15.4, а). Бесконечно малому приращению дуги кривой соответствуют бесконечно малые приращения координат (рис. 15.4, б):

dx = cosj×ds; dy = sinj×ds. (15.7)

Разложим синус и косинус в ряд и, удержав в разложениях по два члена, подставим в них выражения для j из (15.6):

cosj = 1-j2/2 = 1 — s4/(8R2l2);

sinj = j — j3/6 = s2/(2Rl) — s6/(48R3l3).

Подставляя полученные выражения в (15.7) и выполняя интегрирование, найдём:

[image] [image]; (15.8)

[image] [image]. (15.9)

Смещение начала кривой (сдвижка). На рис. 15.5 дуга НК-КПК представляет собой переходную кривую, переходящую после точки КПК в круговую. Продолжим круговую кривую до точки Q, где её направление, параллельно оси x. Обозначим через m смещение, параллельное оси x, начала переходной кривой относительно точки Q, в которой начиналась бы круговая кривая при отсутствии переходной. Через p обозначим смещение в перпендикулярном направлении. Из рис. 15.5 видно:

[image],

где xКПК и yКПК — координаты конца переходной кривой, вычисляемые по формулам (15.8) и (15.9) с аргументом s = l .

Сочетание круговой кривой с переходными. На рис. 15.6 показана кривая, поворачивающая трассу на угол a и состоящая из круговой части с радиусом R и двух переходных кривых одинаковой длины l.

[image]

[image]

Рис. 15. 5 Смещение начала переходной кривой

Рис. 15.6 Сопряжение круговой кривой

с переходными

Если бы не было переходных кривых, в образованный прямыми линиями трассы угол была бы вписана дуга окружности радиуса R, равная Q-СК-Q1 и имеющая длину K = Ra.

При наличии переходных кривых на каждой из них происходит поворот трассы на угол b, отчего на долю круговой кривой приходится поворот на угол a-2b. Поэтому суммарная длина кривой равна

Kc = R (a-2b) + 2l = Ra — 2Rb + 2l = K — l + 2l = K + l.

Тангенс и биссектриса определяются по формулам:

Тс = T + m + Tp; Бc = Б + Бp,

где Тp = ptg(a/2); Бp = psec(a/2).

Домер в этом случае равен

[image].

В полевых условиях значения m, Тp и Бp вычисляют на микрокалькуляторе или выбирают из таблиц для разбивки кривых на железных дорогах. Пикетажное положение главных точек кривой вычисляют по формулам, аналогичным (15.3) и (15.4).

Расчет закруглений с переходными кривыми плана трассы дороги

Страницы работы

Содержание работы

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА №1

РАСЧЕТ
ЗАКРУГЛЕНИЙ С ПЕРЕХОДНЫМИ КРИВЫМИ

Тема
1.2   План трассы дороги

Цель: Получить умения и
навыки о порядке расчета переходных кривых, сокращенной круговой кривой,
составлению ведомости углов поворота, прямых и кривых и схемы плана трассы.

Исходные данные: 1
закругление

1. 
Категория автомобильной дороги – IV;

2. 
Угол поворота трассы αп
= 52º50´;

3. 
Радиус закругления R = 400 м;

4. 
Пикетажное положение вершины угла
поворота ВУ ПК 40+00;

5. 
Уклон проезжей части iп = 25‰;

6. 
Уклон обочины iо = 60‰;

                     2 закругление

1. 
Угол поворота трассы
αл2 = 21º06´;

2. 
Радиус закругления R2 = 1100 м;

3. 
Пикетажное положение
вершины угла поворота ВУ2 пк 28 + 66;

4. 
Пикетажное положение
конца трассы Ктр пк 35+00,00.

Задание:         

1) 
Рассчитать закругления с переходными
кривыми.

2) 
Составить ведомость углов
поворота, прямых и кривых;

3) 
Обозначить  полученные расчетом
значения на схеме плана трассы.

Выполнение работы:

  1. Расчёт закругления №1

 
1.1  Из таблицы элементов круговых
кривых (т. 2.1 стр. 16[2]) для величины угла поворота α и радиуса R
определяем значения:

Т = 496,77 × 0,4 = 198,708 (м);

К = 922,12 × 0,4 = 368,848 (м);

Д = 71,42 × 0,4 = 28,568 (м);

Б = 116,59 × 0,4 = 46,637 (м);

Контроль 2Т – К = Д

                     
2×198,708 – 368,848 = 28,568                                                                         

                   
                          28,568 = 28,568

 
 1.2 Из таблицы переходных кривых
(т. 2.2 стр. 17[2]) определяем элементы переходных кривых      (при R = 400 м).

L = 100
(м) – длина переходной кривой;

αmin = 2β = 14º19´;

t = 49,97
– добавочный тангенс;

ρ = 1,04 – сдвижка круговой кривой.

т.к. α > 2β (52º50´ > 14º19´), то разбивка
круговой кривой возможна.

1.3
Определим длину сокращённой кривой К0

Длина сокращённой кривой определяется по формуле:

К0
= (πRα0)/180º = (α0R)/57,3º

или
по таблицам:

вместо R применяется Rизм ,если ρ(сдвижка) ≥ 0,01 R

0,01R = 4(м).

1,04
< 4,00  то при определении сокращённой круговой кривой, берём то же значение
радиуса (в нашем случае R = 400м).

α0 = α — 2β;                   α0 =
52º50´ — 14º19´ = 38º31´;

по таблице Митина при α0 = 38º31´; R = 400м,
следовательно:

К0 = (38,51 × 400) / 57,05 = 270 (м)     К0
= 270 (м).

1.4
Определим элементы полного закругления: Тп; Кп; Дп;
Бп

Тп = Т + t;                               Тп
= 198,708 + 49,97 = 248,678 (м);

Кп = К0 + 2L;                           Кп
= 270 + 100 × 2 = 470 (м);

Бп = Б + ρ;                                Бп 
= 46,637 + 1,04 = 47,677 (м);

Дп = 2Тп — Кп;                                            Дп
= 2 × 248,678 – 470 = 27,356 (м).

1.5
Определяем пикетажное положение главных точек закругления

_ВУ пк                        16 + 20,00                               Контроль:

 Тп                     2 + 48,68                               +ВУ
пк            16 + 20,00

+НЗ пк              13 + 71,32                               
Тп                     2 + 48,68

  L                     1 + 00,00                               _пк                 18
+ 68,68

+КПК,НПК      14 + 71,32                                
Дп                     0 + 27,36

  К0                    2 + 70,00                                
КЗ пк             18 + 41,32

+НЗ пк              17 + 41,32

  L                    1 + 00,00

  КЗ пк             18 + 41,32       

  1. Расчёт
    закругления №2

 
 2.1 Из таблицы
элементов круговых кривых (т. 2.1 стр. 16[2]) для величины угла поворота  α  
и   радиуса R определяем значения:

Т = 186,24 × 1,1 = 204,864 (м);

К = 368,26 × 1,1 = 405,086 (м);

Д = 4,22 × 1,1 = 4,642 (м);

Б = 17,20 × 1,1 = 18,92 (м);

Контроль 2Т – К = Д

                      2×204,864 – 405,086 = 4,642                                                                           

                                      4,642 = 4,642

 
2.2 Из таблицы
переходных кривых (т. 2.2 стр. 17[2]) определяем элементы переходных
кривых      (при R = 1100 м).

L = 100 (м) – длина переходной кривой;

αmin = 2β = 5º12´;

t = 50 (м) – добавочный тангенс;

ρ = 0,38 (м) – сдвижка круговой кривой.

т.к. α > 2β (21º06´ > 5º12´), то
разбивка круговой кривой возможна.

2.3 Определим длину сокращённой кривой К0

Длина сокращённой кривой определяется по
формуле:

К0 = (πRα0)/180º
= (α0R)/57,3º

α0 = α — 2β, следовательно:

α0 = 21º06´ — 5º12´ = 15º54´;

К0 = (15,59 × 1100) / 57,05 =
306,57 (м).

2.4 Определим элементы полного закругления: Тп; Кп;
Дп; Бп

Тп = Т + t;        Тп = 204,864 + 50 =
254,864 (м);

Кп = К0 + 2L;   Кп = 306,57 + 100 × 2 =
506,57 (м);

Бп = Б + ρ;        Бп  =
4,642 + 0,38 = 5,022 (м);

Дп = 2Тп — Кп;     Дп
= 2 × 254,864 – 506,57  = 3,158 (м).

Расчетная схема закругления показана на рисунке 1.1

2.5 Определяем пикетажное положение главных точек закругления

_ВУ пк                        28 + 66,00                                           Контроль:

 Тп                     2
+ 54,86
                                           +ВУ пк                        28 + 66,00

+НЗ пк              26 + 11,14                                           
Тп                     2 + 54,86

  Кп пк              5 + 06,57                                          
_пк                 31 + 20,86

  КЗ пк             31 + 17,71                                            
Дп                     0 + 03,15

                                                 КЗ
пк             31 + 17,71

      3
Составление ведомости углов поворота, прямых и кривых

3.1 Определение прямых участков – П;

      а) П1 = пк НЗ1 = пк 13+71,32 = 1371,32 м

      б) П2 = пк НЗ2 – пк КЗ1

                
П2 =  2611,136 –1841,32 = 769,82 м

            в)
П3 = пк КТ – пк КЗ2

                 П3
= 3500 – 3117,71 = 382,29 м

3.2 Определение расстояний между углами поворота – S;

      а) S1 = пк ВУ1 S1 = 1620,0 м

      б) S2 = пк ВУ2  28 + 66,00

                   пк ВУ1 16 + 20,00                 

                                      
12 + 46,50

               
          Д            0 + 27,68

                                     
12 + 73,68

            в) S3 = пк Ктр     35 + 00,00

                
       пк ВУ2  28 + 66,00                 

                                        
6 + 34,00

                         
Д2                  3,98                                               Рисунок
2.1 Схема закругления с переходными

                                         
6 + 37,98                                                                     кривыми

3.3 Контроль составления ведомости

ΣП + ΣК = L

(1371,32 + 769,816 + 382,294) + (506,57 + 470) = 35000 (м)

ΣS – ΣД = L

(1620 + 1273,68 + 637,98) –(27,356 + 3,158) = 35000 (м)

Данные расчетов сведены в таблицу 1.1 Схема плана трассы
показана на рисунке 1.2

Похожие материалы

  • Расчет отгона виража, определение поперечных уклонов, превышений, построение графика зависимости превышений
  • Строительство участка автомобильной дороги Могилев-Чериков км72…км75 (расчетная интенсивность движения — 4000 авт./сутки, расчетная скорость движения — 100 км/час)
  • Технический кодекс установившейся практики на автомобильные дороги и нормы их проектирования

Информация о работе

Тип:

Отчеты по лабораторным работам

На углах поворота трасс автомобильных дорог производим вставки кривых и пересчет по ним пикетажа. В качестве таких кривых применяем дуги окружностей больших радиусов. Главные точки кривой: начало, середина и конец кривой, далее НК, СК и КК соответственно (рис. 1.5).

Элементы и главные точки горизонтальной круговой кривой

Рис. 1.5 Элементы и главные точки горизонтальной круговой кривой

Элементы круговых кривых: угол поворота б, радиус кривой R, дорожный тангенс Т, длина кривой К, биссектриса Б, домер Д. При трассировании на кривых линейные измерения ведут по тангенсам, а длину трассы считают по кривой, домер показывает, насколько расстояние по двум тангенсам длиннее кривой.

Вычисление элементов горизонтальных кривых

Элементы кривых вычисляются по данным б, R и по формулам

, , , .

Вычисление пикетажных значений главных точек круговых кривых

Пикетажные значения главных точек кривых находят по формулам

ПК НК = ПК ВУ — Т, ПК К = ПК НК + К, ПК СК = ПК НК + К/2.

Контроль ПК КК = ПК ВУ + Т — Д, ПК СК = ПК КК — К/2 .

Составление ведомости прямых и кривых

По заданному азимуту начального направления трассы и углам поворота вычисляют азимуты последующих направлений

.

Вычисленные азимуты переводят в румбы.

Таблица 1.8 Перевод азимутов в румбы.

Азимут

Определение румба по азимуту

№ четверти, название румба

I CB

II ЮВ

III ЮЗ

IV СЗ

Расстояние между вершинами углов:

.

Длина отрезка от ПК0 до первой вершины угла поворота ВУ1 равна пикетажному значению первой вершины угла.

Вычисляют длины прямых вставок

: .

Длина первой прямой вставки равна ПК НК первой кривой, последней разности ПК конца трассы и ПК КК последней кривой.

Переходные кривые

План трассы следует проектировать из условия наименьшего ограничения и изменения скорости движения автомобилей, обеспечения безопасности и удобства движения, а также возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода. При проектировании элементов плана, равно как и продольного и поперечного профилей, перспективный период следует принимать 20 лет. Начальным годом расчетного перспективного периода является год завершения разработки проекта дороги (или самостоятельного участка дороги).

Для обеспечения плавного въезда в круговую кривую малого радиуса и выезда из кривой последние сопрягают с прямыми участками трассы посредством переходных кривых.

В практике проектирования автомобильных дорог наибольшее распространение получили переходные кривые типа клотоиды, которые характеризуются линейным законом нарастания кривизны по длине и более, чем другие математические кривые, соответствуют фактической траектории движения автомобиля.

Клотоида (или радиоидальная спираль) как математическая кривая представляет собой спираль, радиус кривизны которой непрерывно изменяется от р = ? в начальной точке до р = 0 в бесконечном удалении от начала кривой (рис 1.9)

В качестве переходной кривой, как самостоятельного элемента трассы, применяется только начальный участок клотоиды от точки отхода от прямого участка, где р = ?, до точки на кривой, где р = R.

Уравнение клотоиды имеет вид:

,

где — радиус кривизны,

— расстояние от начала клотоиды до точки М на ней.

Параметр клотоиды — величина постоянная и выражается как произведение:

,

где R — радиус кривизны в конце клотоиды в конце отрезка клотоиды длиной L,

L длина отрезка клотоиды от ее начала до точки на кривой, где радиус кривизны .

Клотоида (переходная кривая)

Рис. 1.9.1 Клотоида (переходная кривая)

Параметр А характеризует степень изменения кривизны клотоиды.

Наименьшая длина переходной кривой определяется по условию равномерного нарастания центробежной силы в пределах переходной кривой:

,

где Vpрасчетная скорость движения, принимаемая по СНиП- 2.05.02-85 для дороги соответствующей категории, км/ч;

I — допускаемая скорость нарастания центробежного ускорения, м/с3.

Для дорог 1- V категорий предельное значение 1= 0,3-0,1 м/с3. Чем выше расчетная скорость, тем меньшее значение I следует принимать.

Согласно СНиП [4] сопряжение прямых участков с круговыми кривыми посредством переходной кривой обязательно, если радиус круговой кривой R<3000 м — на дорогах / категории и R<2000 м — на дорогах прочих категорий. Наименьшая длина переходной кривой нормируется в зависимости от радиуса круговой кривой. Нормативную длину переходной кривой рекомендуется увеличить в 1,5 — 2 раза, если это позволяет расстояние между углами поворота трассы. Чем больше длина клотоиды, тем более плавно изменяется ее кривизна, а следовательно, условия движения для пассажиров и водителя более комфортны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти существует ли матрица
  • Как найти сторону равностороннего треугольника онлайн
  • Как найти сколько углов формула
  • Как найти максимальную сумму не кратную 5
  • Как найти бухгалтера в гомеле