Как найти элементы сюжета

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. При этом события не всегда в произведении располагаются в причинно-следственной и временной последовательности.

Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

Сюжет произведения. Элементы сюжетаЗавязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.

Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В романе «Евгений Онегин» кульминация действия в эпизоде дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.

Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит  изСюжет произведения. Элементы сюжетавестие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.

В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.

Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий («Война и мир» Л.Н. Толстой).

Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе. Как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.

Знание элементов сюжета поможет Вам понять идею произведения.  Если у Вас возникнут вопросы или Вы захотите проверить свои знания, Вы всегда сможете обратиться на tutoronline.ru!

Желаем удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Характеристика основных элементов сюжета в литературных произведениях

Содержание:

  • Сюжет в литературе
  • Последовательность развития и элементы сюжета в литературных произведениях

    • Экспозиция
    • Завязка
    • Развитие
    • Кульминация
    • Развязка
    • Эпилог
  • Типы и варианты схем произведения
  • Что собой представляет концентрический сюжет
  • Особенности элементов сюжета в сказке

Сюжет в литературе

Сюжет представляет собой ход событий, совокупность действий произведения. Он неразрывно связан с содержанием повествования, отображает динамических аспект творения.

Сюжет может раскрывать:

  • характеры героев и отношения между ними;
  • обстоятельства развития сюжета – происшествия;
  • отношение писателя (режиссера, создателя) к происходящему.

Сюжет являет собой не только фактическую информацию для читателя (зрителя), но и содержит главную идею художественного произведения, которая органически раскрывается в описании событий, диалогах персонажей и т.п.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Фабула – это общая схема произведения, в которой раскрывается хронологически череда событий.

Довольно часто фабулу и сюжет рассматривают как тождественные понятия. Различия между ними для литературоведов довольно условны.

Последовательность развития и элементы сюжета в литературных произведениях

Композиция сюжета состоит из ряда событий – эпизодов. Структурно большинство сюжетов имеет такие элементы:

  1. Экспозицию.
  2. Завязку.
  3. Развитие.
  4. Кульминацию.
  5. Развязку.
  6. Эпилог.

Экспозиция

Это общее описание предусловий развития главных событий. В экспозиции читатель знакомится с героем, его характером и отношениями с другими, окружающим миром, его правилами и условиями общим состоянием дел. Главная задача экспозиции – «затянуть» читателя в мир главного героя (героев), заинтересовать повествованием.

Если экспозиция отсутствует, то читатель (зритель) не разберется в происходящем, не будет понимать мысли и поступки главного героя, почему ему нужно сопереживать, поскольку неизвестен его характер и отношение к другим людям, не раскрыта предыстория событий. Для фантастики и фэнтези экспозиция является исключительно важной и требует тщательной проработки.

Завязка

Являет собой поворотное событие в жизни главного героя. Оно выводит его из первичного, типичного состояния, с которым читатель знакомится в экспозиции. Зачастую завязка является конфликтом, который создает интригу. С завязки начинается развитие сюжета. Это может быть происшествие, которое круто меняет жизнь героя или героини, ставит их перед выбором, меняет условия мира и т.п.

Развитие

Развитие состоит из ряда событий, которые двигают сюжет. Это могут быть любые действия, поступки и т.п., которые меняют персонажа, заставляют его двигаться. Здесь:

  • оформляется задача или миссия героя (героев);
  • формируется их отношение к ситуации и между героями;
  • герои проявляют свои качества и видоизменяют их.

Интрига произведения в развитии должна нарастать. Наличие развития в сюжете свидетельствует о хорошем и качественном произведении.

Кульминация

Это ключевое поворотное событие всего произведения. Высшая точка напряжения. Это может быть осознание героем чего-то глобального (любви к кому-то, ненависти), раскрытие тайны, истинных отношений, обнаружение главного злодея. Кульминация должна быть захватывающей и стремительной, чтобы читатель (зритель) не мог оторваться от произведения.

Примечание

Часто после кульминации создатели прибегают к сюжетным поворотам. Сюжетных поворотов (твистов) может быть несколько, поэтому они не всегда совпадают с кульминацией. Они помогают держать интригу и интерес, играть на ожиданиях читателя или зрителя. К примеру, враг может оказаться другом, сосед по лестничной клетке – давно утерянным отцом и т.п.

Развязка

Являет собой логическое завершение произведения. Развязка развивается довольно быстро, стремясь к одной точке. Все тайное уже стало явным, а цели – очевидны. Герои делают последовательные ходы в разрешении истории. Враги терпят поражение, в отношениях между героями поставлена точка.

Часто создатели заканчивают развязку многоточием, тогда история не имеет развязки: читателю самому оставляют возможность придумать ее.

Примечание

Любая хорошая история должна иметь развязку. Все поднятые конфликты должны быть разрешены, объяснены, окончательно завершиться.

Эпилог

Это опциональный компонент художественного произведения. Он призван повествовать о событиях после развязки, о жизни героев, их состоянии. К примеру, мы узнаем о жизни героини после расставания, о героях через несколько прошедших лет после победы.

Также сюжет может иметь ряд внесюжетных компонентов:

  • эпизоды, не влияющие на ход событий;
  • вставные рассказы;
  • авторские отступления, размышления.

Типы и варианты схем произведения

Существует множество типологий сюжета. Схемы произведения могут быть самыми разнообразными. Их характер и особенности зависят от главной идеи автора, методов, которыми он выражает главную идею, сюжетных веток, твистов.

Схемы обычно различают на основе особенностей структуры хода событий. Некоторые сюжеты имеют один конфликт и являются линейными. Сюжеты, которые имеют ряд конфликтов, могут называться многолинейными.

Литературоведы выделяют такие наиболее общие схемы на основе характера связи между эпизодами:

  1. Кумулятивная (концентрическая).
  2. Хроникальная (циклическая).
  3. Лиминальная.
  4. Становления.

Хроникальная схема предусматривает отсутствие яркой завязки. Мотивировки героев преимущественно временные. Возможно включение дополнительных сюжетов концентрического типа. Связь между происшествиями является хрупкой. В сюжете нет целостности или строгой мотивированности. Здесь может быть множество конфликтов. Традиционно структура схемы представляет собой:

  1. Потерю.
  2. Поиск.
  3. Обретение.

Лиминальная структурно состоит из 4-х элементов (фаз):

  1. Обособления – побег, погоня, поиск, затворничество, разочарование. Это может быть любая ситуация разрыва или ослабления прошлых связей.
  2. Нового партнерства – является установлением межсубъектных связей в форме обретения «помощников» или «врагов» (вредителей), искушения.
  3. Порога (лиминала) – это этап прохождения испытания смертью. Здесь герой может встретиться со смертью близких, собственным ранением, поединком, наблюдением за смертью другого. Стычка со смертью может быть и символической, в форме посещения загробного мира или его аналога.
  4. Преображения – здесь герой меняется внутренне (психологически) или внешне (социально). Это можно рассматривать как заключительную фазу инициации. К своим прежним связям (уничтоженным или ослабленным) герой возвращается обновленным, перерожденным.

Схема становления сформировалась из цикличного варианта. Появилась в начале ХІХ века. Структурно состоит из:

  1. Ситуации. Теперь в форме завязки может быть не только потеря, но и возникновение вопросов, сомнения и т.п.
  2. Становления. Теперь герой не просто ищет нечто, но и меняется качественно внутренне и внешне. Герой как бы становится другим вместе с миром.
  3. Открытого финала. Остается множество развязок, которые не ограничены только обретением.

Что собой представляет концентрический сюжет

Концентрический сюжет – это сюжет, который опирается на причино-следственные связи. Происходит «нанизывание» разных схожих событий или персонажей, которое оканчивается кульминацией. Пример – сказка про репку.

Для концентрического сюжета характерно:

  1. Наличие яркой завязки и развязки.
  2. Развивается один ключевой конфликт.
  3. Присутствует ключевой мотив, связь между эпизодами устойчивая.
  4. Эпизоды обуславливают друг друга.
  5. Все эпизоды сюжета стягиваются к общему «узлу».

Особенности элементов сюжета в сказке

Для сказок характерно:

  1. Использование преимущественно цикличной схемы. Герой проживает последовательную череду событий.
  2. Наличие особого структурного элемента в форме зачина – «Жили-были…», «В тридевятом царстве…».
  3. Завязка часто представлена как беда, потрясение.
  4. Однолинейность сюжета, который разворачивается вокруг одного главного героя.
  5. Главный конфликт сказки зачастую являет борьбу между добром и злом (победа дракона, злой ведьмы, жесткого правителя). В сказке зачастую побеждает добро и справедливость.
  6. Схемы сказок часто формируются вокруг бессознательных архетипов сознания читателя.
  7. Наличием гипербол (преувеличений), литот (приуменьшений), антитез (противопоставлений), повторений.

Рассмотрим из чего складывается хорошая история и как удержать интерес читателя

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет — это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передает их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включенных в произведение событий, расположенных в определенной последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учетом хронологии происходящего.

Основные этапы развития сюжета

Перечисление основных этапов развития сюжета начинают с экспозиции, помогающей полностью погрузиться в атмосферу книги. Ее наличие вовсе не обязательно. Но именно благодаря экспозиции читатель узнает о месте и времени, играющих важную роль в книге. Прочие элементы сюжета также играют большую роль в литературном произведении.

Экспозиция

Экспозицию обычно размещают в прологе, который считается необязательной частью книги. Поэтому некоторые авторы предпочитают рассказывать предысторию развития событий в основной части произведения.

Завязка

Завязкой называют ситуацию, порождающую причину конфликта. Она должна создавать интригу, заинтересовывать читателя.

Развитие событий

В данной части произведения раскрываются личные качества героев, формируются взаимоотношения персонажей. Данному этапу развития сюжета свойственно нарастание эмоций. Читатель подсознательно ощущает приближение каких-то значимых событий: мрачных, волнующих и т. д.

Понятие кульминации

Кульминацию называют пиком развития событий. В этот момент происходит обострение конфликта до предела (обнаружение коварного виновника всех бед в произведении, осознание предательства близкого человека и т. д.)

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

План — это, по сути, краткое содержание произведения. Его написание дает понимание целей и задач, которые стоят перед автором книги, обеспечивает структурированность текста, сохранение его ритма и темпа. Благодаря плану отдельные элементы произведения будут глубже осмыслены автором. В него можно включить:

  • краткое описание всех глав (с ключевыми эпизодами);

  • описание всех героев (как главных, так и второстепенных). При этом уделяют особенное внимание их характерам, роли в развитии сюжета;

Виды сюжетов

Основной критерий для выделения видов сюжета — характер связей внутри них. В таком случае различают:

Концентрический сюжет — заслуживающий отдельного внимания литературный термин. Его характерная черта — единство места и времени действия.

Концентрический

В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» Александра Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.

В произведениях с концентрическим сюжетом отчетливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удается сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток — предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Хроникальный (линейный)

В хроникальных сюжетных схемах события выстраиваются в хронологическом порядке, линейно. Они характерны преимущественно для объемных произведений, героям которых необходимо пройти сложный путь к определенной цели. В качестве примера можно привести «Вий» Николая Гоголя, «Капитанскую дочку» Александра Пушкина.

В рамках линейной схемы получается выстроить разнообразные истории. Известная всем история о Колобке — один из примеров хроникальных сказочных сюжетов.

Линейный параллельный сюжет

Такой сюжет встречается в романах-хрониках, многофигурных композициях. Он предусматривает наличие нескольких сюжетных линий, имеющих сравнительно мало точек соприкосновения. К такому сюжетному построению решил прибегнуть Джон Голсуорси в «Саге о Форсайтах».

Линейный дискретный сюжет

Такой сюжет нередко содержит разрозненные элементы. В произведении отсутствует четкая временнáя последовательность. Выстраивание повествования происходит немного хаотично. К примеру, сначала идут несколько абзацев, посвященных детству героя. На смену им приходит пространный рассказ о юности этого персонажа. На следующем этапе повествования вообще пропускается значительный временной период из жизни героя и приводится подробная история о том, какие испытания приготовила ему судьба спустя много лет.

Порой развития действия по линейному дискретному сюжету происходит несколько иначе. Жизнь героя представлена как череда ключевых событий, разорванных во времени. Именно так происходит в «Отцах и детях» Ивана Тургенева.

Линейный сюжет с экскурсами

Такой сюжет развивается последовательно, подразумевает хронологическое выстраивание событий. Но автор порой делает экскурсы в прошлое, рассказывая при этом о предыстории текущих событий. Описывать такие этапы развития сюжета довольно сложно для автора. Всегда есть опасность слишком увлечься воспоминаниями прошлых лет и на время забыть о проблемах повзрослевшего персонажа.

Линейный сюжет, предусматривающий обратную хронологию

Этот тип построения сюжета встречается сравнительно редко. Он подразумевает, что повествования начинается «с конца». Данный сюжет распространен преимущественно в детективных романах. В произведениях этого жанра повествование предусматривает «перемещение» от совершенного преступления в прошлое — возвращение к тому моменту, когда было запланировано убийство, появились предпосылки для мести.

Другие классификации сюжетов

В литературоведении встречается и классификация сюжетов, согласно которой они делятся на:

Адинамический сюжет предполагает, что каждое событие происходит самостоятельно. У читателя не возникает напряженного ожидания, сопровождающегося вопросом: «А что же случится дальше?» В общей композиции литературного произведения встречается достаточно много внесюжетных элементов. В этой роли часто выступают лирические отступления, привлекающие внимание читателя. Адинамический сюжет в литературе — довольно распространенное явление. Он встречается в «Моей жизни» и некоторых других произведениях Антона Чехова, «Мертвых душах» Николая Гоголя.

Динамический тип сюжета делает произведение более захватывающим и увлекательным. В таком случае развитие событий в книге происходит стремительно, неожиданно. Такой тип построения основных сюжетных элементов характерен для произведения «Накануне» Ивана Тургенева, «Повестей Белкина» Александра Пушкина.

Выделяют и другие виды сюжетов:

однолинейные. В основе таких традиционных сюжетов лежит лишь один конфликт. Чаще всего они представлены в рассказах (в частности, в произведении «Хамелеон» Антона Чехова);

многолинейные. Подобный сюжет предусматривает наличие несколько событийных линий, которые время от времени пересекаются друг с другом.

Особенности сюжетов в зависимости от вида произведения

В настоящее время роман считается одним из наиболее распространенных литературных произведений. Он отличается от повести широким диапазоном описываемых событий, более сложным содержанием.

Повесть

Повесть обладает определенными отличиями от романа. Ниже можно увидеть некоторых из них:

во многих романах присутствует один главный сюжет и несколько второстепенных, образующих сложную структуру. Повесть в этом плане выглядит гораздо проще. Такое произведение может быть лишено дополнительных сюжетных линий;

в большинстве случаев действие повести охватывает очень ограниченный временной период, романа — значительный.

На заметку! В повести на первый план выходят душевные качества героя, его внутренний мир. В свою очередь, персонажи романа часто выступают носителями смелых социальных и мировоззренческих идей.

Роман

Роман, как правило, характеризуется разветвленностью, множественностью сюжетных линий. К примеру, в литературном произведении «Обломов» подробно описаны истории:

Практически все романы предусматривают наличие большого количества персонажей. Они отличаются по темпераменту, возрастной категории, принадлежности к тем или иным социальным группам, взглядам на жизнь.

Проблематика романа достаточно глобальна. Объемное литературное произведение зачастую содержит описание обширного временного периода. Исторический «фон» литературного произведения отличается проработанностью. Он предусматривает соотнесенность судеб персонажей с особенностями эпохи.

Рассказ

Основные особенности рассказа как литературного жанра:

  • четко выраженная сюжетная линия;

  • сравнительно небольшое количество персонажей;

  • наглядность повествования. Она позволяет читателю легко визуализировать написанное.

Порой элементы сюжета в литературных произведениях не сразу выстраиваются в единое целое в воображении автора. Поэтому рекомендуется записывать все приходящие в голову интересные идеи в блокнот для заметок или фиксировать их в приложении на смартфоне. Впрочем, можно прибегнуть и к более оригинальным способам разработки своих идей. Михаил Булгаков, к примеру, делал пометки на манжетах рубашки.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Элементы сюжета:

  1. Пролог – вступление к произведению,
    рассказ о событиях прошлого, предшествующего
    началу сюжета, эмоциональный настрой
    читателя или лирический подступ к теме

  2. Экспозиция – описание условий, которые
    создали тот конфликт. Который и станет
    основой завязки и всего сюжета в целом

  3. Завязка – начало конфликта, его
    зарождение, начало основных событий в
    произведении, за которыми последует
    весь сюжет

  4. Развитие действия – ход событий по
    возрастающей лини напряженности
    конфликта

  5. Кульминация – высшая точка
    напряжения конфликта. Самый сильный
    накал столкновения противодействующих
    сил в произведении, их решающий поединок,
    за которым действие начинает спадать
    в своей напряженности

  6. Развитие действия после кульминации
    – ход событий по нисходящей линии
    утихания и разрешения конфликта

  7. Развязка – разрешение
    конфликта, ситуация, в которой выражен
    результат всего развития действии, до
    и после кульминации

  8. Эпилог – заключительная часть
    литературного произведения, в которой
    намечается направление дальнейшего
    развития событий и дальнейшей судьбы
    персонажей, после развязки, окончательная
    оценка всего происходящего

Творческое
задание: Определите все элементы сюжета
в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium»
— NB

КОМПОЗИЦИЯ всегда будет
шире СЮЖЕТА,
ибо включает в себя и внесюжетные
элементы.

Способы изложения сюжета:

— в прямой хронологической последовательности
событий (Толстой, «Война и мир»)

— с отступлениями в
прошлое
, с обратной
хронологической последовательностью
событий (Гоголь, «Мертвые души»)

— с переходом повествования
в будущее
(«Сон» Т. Шевченко — см. текст ниже)

СОН

На панщині пшеницю жала,

Втомилася; не спочивать

Пішла в снопи, пошкандибала

Івана сина годувать.

Воно сповитеє кричало

У холодочку за снопом.

Розповила, нагодувала,

Попестила; і ніби сном,

Над сином сидя, задрімала.

І сниться їй той син Іван

І уродливий, і багатий,

Не одинокий, а жонатий

На вольній, бачиться, бо й сам

Уже не панський, а на волі;

Та на своїм веселім полі

Свою таки пшеницю жнуть,

А діточки обід несуть.

І усміхнулася небога,

Проснулася — нема нічого…

На сина глянула, взяла,

Його тихенько сповила

Та, щоб дожать до ланового,

Ще копу дожинать пішла.

— в комбинированной
форме
смещения
эпизодов, происходящих в разное время
прошлого и будущего (Лермонтов, «Герой
нашего времени»)

Художественный конфликт
– это основная движущая сила произведения,
заряд в движении сюжета произведения,
источник движения мыслей и чувств
персонажей, авторских оценок.

Конфликт – это столкновение
противоборствующих сил, характеров,
идей, обстоятельств, взглядов и принципов
жизни. Это противостояние должно быть
положено в основу повествования, в
основу темы, проблемы, идеи, в основу
сюжета.

Историчность
сюжета

В
сюжете отражаются существенные для
данной среды жизненные конфликты
,
действительно характерные для нее
события и поступки людей. В этом прежде
всего содержательность сюжета. Мы должны
оценивать сюжет не только с точки зрения
его мотивированности характером, но в
конечном счете и с точки зрения его
мотивированности жизнью.

Композиция
и сюжет определяются не только связью
их с изображаемыми характерами, но и их
реальным содержанием, т. е. тем, какой
жизненный материал положен писателем
в их основу, следствием каких причин
они являются.

Всякий
характер является в той или иной мере
представителем определенной среды,
которую мы понимаем в широком смысле —
как всю общественную обстановку,
окружающую человека. Этой среде присущи
определенные отношения между людьми,
находящие свое выражение в тех или иных
событиях, конфликтах и т. д., для нее
типичных, т. е. таких, в которых
обнаруживаются характерные, хотя, может
быть, сами по себе и нечастые для данной
среды человеческие отношения. Мы можем,
следовательно, говорить о типических
для данной среды событиях, конфликтах
и т. п. и, наоборот, о нетипических,
случайных и т. п. Как мы помним, типическое
не равнозначно наиболее частому —
событие может быть типическим, несмотря
на свою единичность.

Раскрывая
через события черты изображаемых
характеров, писатель, естественно,
стремится к тому, чтобы подобрать такие
события, в которых обнаружатся типические
черты этих характеров, а это может
произойти лишь в том случае, если он
сумеет найти события, которые действительно
типичны для данной общественной среды,
действительно требуют проявления
существенных черт характера. Перед
писателем, таким образом, встает задача
отбора типических для изображаемой им
общественной среды событий.

В
сюжете отражаются существенные для
данной среды жизненные конфликты
,
действительно характерные для нее
события и поступки людей. В этом прежде
всего содержательность сюжета. Мы должны
оценивать сюжет не только с точки зрения
его мотивированности характером, но в
конечном счете и с точки зрения его
мотивированности жизнью.

Точно
так же и в анализе узловых моментов
сюжета нам важно их реальное содержание,
т. е. какие именно события положил в
основу их писатель, в какой мере они
типичны.

Таким
образом, и в композиционно-сюжетной
структуре произведения мы’ можем
наблюдать основные черты образного
изображения жизни вообще:


ее индивидуализирующее значение,


ее связь с характерами, с человеческой
практикой.

Наряду
с типизмом событий, выбранных писателем,
чрезвычайно существенно также разобраться
в связях этих событий друг с другом;
правильно подметив характерность тех
или иных событий, писатель должен еще
причинно их обосновать, т. е. показать
их закономерные связи. Чем полнее
обнаружены эти связи, тем глубже, типичнее
раскрыто и данное событие, и наоборот.
Здесь идет речь о содержательности
композиции, сюжета, о том, что в их основе
лежит сама жизнь. В этом смысле и
композиция, и сюжет не представляют
собой йо существу продукта произвола
писателя, они обусловлены теми
конкретно-историческими условиями, в
которых писатель находится. Но в пределах
этой обусловленности писатель располагает
в достаточной мере широкими возможностями
для активной разработки сюжета, ведущей
к определенной оценке характера. Однако
от тех классовых позиций, на которых он
стоит, от’ уровня его культуры, от знания
жизни зависит, конечно, то, какие жизненные
факты сумеет он отобрать и обобщить, на
что будет направлено его внимание, в
какой мере сумеет он установить
закономерные связи между событиями,
между событиями и характерами и.т. д.

типология
сюжетов

Літературознавці виділяють такі
типи сюжетів:

— цікаві і
розважальні,

— хронікальні і концентричні,

— внутрішні і зовнішні,

— традиційні і мандрівні.

Хронікальні і концентричні
сюжети:

між подіями можуть бути часові (подія
Б відбувається після події А) і
причинно-наслідкові зв’язки (подія Б
відбувається внаслідок події А).
Хронікальні сюжети
домінують у романах Ф. Рабле «Ґаргантюа
і Пантагрюель», М. де Сервалтсса —
«Дон Кіхот», поемі Данте «Божественна
комедія».

Концентричні сюжетивиявляють
причинно-наслідкові зв’язки між подіями.
Такі сюжети Аристотель вважав
досконалішими. Ці сюжети домінують у
новелах, вони присутні у романах «Євгеній
Онєгін» О. Пушкіна, «Червоне і чорне»
Стендаля, «Злочин і кара» Ф.
Достоєвського. У багатьох творах
хронікальні і концентричні сюжети
поєднуються. Таке поєднання у романах
«Війна і мир», «Анна Кареніна»
Л. Толстого, «Хіба ревуть воли, як ясла
повні?» Панаса Мирного та Івана Білика,
«Сестри Річинські» Ірини Вільде,
«Санаторійна зона» Миколи Хвильового,
«Диво» П. Загребельного, «Маруся
Чурай» Ліни Костенко.

За змістом сюжети бувають:

Зовнішні сюжетирозкривають
характери через події, вчинки, вони
ґрунтуються на інтригах, перипетіях.
Зовнішні сюжети були популярними в
античній літературі.

Внутрішні сюжети
будуються на колізіях,
вони розкривають характери опосередковано,
зосереджують увагу на змінах у психіці
персонажів, діалектиці душі.

Мандрівні сюжети
зустрічаються у
міфах, казках, байках, анекдотах, піснях.

Традиційні сюжети

акумулюють досвід
людства — найбільш продуктивними є

— міфологічні (Прометей,
Пігмаліон),

— літературні (Гуллівер,
Робінзон, Дон Кіхот, Швейк),

— історичні (Олександр
Македонський, Юлій Цезар, Сократ),

— легендарно-церковні (Ісус
Христос, Іуда Іскаріот, Варавва).

Активні
сюжети
— про Кассандру,
Прометея, Дон Жуана, Дон Кіхота, Фауста.

Пасивні
сюжети:
до них
відноситься порівняно обмежена кількість
сюжетів фольклорно-міфологічного і
літературного походження

Соседние файлы в папке 03-09-2014_15-22-46

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить школьный день
  • Как составить резюме смм специалисту
  • Как исправить профиль в контакте
  • Внешний диск не распределен как исправить windows 10
  • Занятие на тему как найти друга