Как найти эмпирический метод

Эмпирический метод — это эмпиризм (опыт), взятый за основу при исследованиях и научном познании

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.

Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.

Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.

Опыт

Эмпирический и эмпиризм — это…

Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».

Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.

Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.

Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.

Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.

Эмпиризм делится на два направления:

  1. Материалистическое. Вокруг нас окружающая действительность, существующая сама по себе, независимо от нашего сознания. Мы постигаем этот мир при помощи органов чувств, черпаем из него опыт. Этот чувственный опыт — главный источник подлинного знания.
  2. Идеалистическое. Основа опыта – совокупность наших ощущений и представлений. Реальность существует только в пределах нашего сознания, а вне его – ничего нет.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.

Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.

На этом уровне происходят следующие процессы:

  1. Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
  2. Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
  3. Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
  4. Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.

Научный метод

Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.

Эмпирические методы исследования

Эмпирическое исследование – это набор методов, подразумевающих сбор информации, получаемой при изучении некого объекта.

Эмпирический метод — это способ научного познания окружающей реальности опытным путем.

Выделим основные эмпирические методы исследования.

Наблюдение — как основа эмпиризма

Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.

Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:

  1. Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
  2. Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
  3. Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».

Наблюдение включает в себя:

  1. объект – то, на что смотрим;
  2. субъект – самого исследователя;
  3. технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).

Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.

Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.

Квант

Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.

Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:

Измерение — это еще один эмпирический уровень познания

Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.

Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.

Чтобы провести измерение нам понадобятся:

  1. величина – что будем мерить;
  2. субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
  3. методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.

Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.

Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.

Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы

Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.

Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.

Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.

Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.

Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.

Совокупность разочарований

В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.

Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:

  1. исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
  2. проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
  3. решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.

Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения

Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.

Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.

Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.

Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:

  1. стандартизация (что это такое?) структуры изложения материала;
  2. определение используемых терминов, их значений;
  3. установка критериев для применения тех или иных оценок;
  4. переход от естественного языка к формализованному виду;
  5. сопоставление информации из разных источников.

Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.

Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.

Эмпирическое исследование в виде сравнения

Это метод познания, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между несколькими объектами.

Есть два воздушных шара красного цвета. Один из них более красный, другой менее – скорее ближе к розовому. Или два стакана с чаем – один горячее, другой холоднее.

Сравнение помогает прийти к общему знаменателю в спорных вопросах. Гораздо проще добиться согласия, если оценивать теорию не в абсолютных значениях – правда/ложь, а в сравнительных степенях: «эта теория точнее другой подобной», «эта гипотеза проще для понимания».

Еще сравнительные степени используют, когда нет возможности перейти к прямым математическим единицам измерения. Например, в гуманитарных науках.

Эмпирический метод научного исследования

Содержание:

  • Основные методы

    • Характеристика наблюдения
    • Виды измерений
    • Эксперимент и его виды
    • Элементы описания
    • Основные элементы сравнения
  • Примеры эмпирического исследования

Слово «эмпирический» в переводе с древнегреческого означает «полученный опытным путем».

Эмпирический метод исследования — это наблюдение за конкретным объектом или явлением, основанное на чувственном восприятии с последующим анализом и описанием результатов.

Противоположностью эмпиризму выступает рационализм. Если для первого главное — практический опыт, то второй изучает действительность с помощью разума, способности мыслить логически, делать умозаключения исходя из теории. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Отличие эмпирических методов познания от теоретических состоит в том, что здесь объект и исследователь контактируют друг с другом. Субъективная оценка исключается, насколько это возможно.

Нельзя называть эмпирическое исследование обычным экспериментом. Эта категория значительно шире и подразумевает сложный познавательный процесс, в ходе которого дается оценка состоятельности какой-либо научной гипотезы, подтверждаются старые закономерности и открываются новые.

Перед тем как приступить к процедуре, необходимо сформулировать цель, определить задачи и выдвинуть рабочую гипотезу. Затем можно приступать к сбору фактов и их обработке. 

Основные методы

Для изучения объектов эмпирического исследования есть несколько основных методов, которые являются универсальными для большинства научных дисциплин. 

Характеристика наблюдения

Под наблюдением мы не имеем в виду пассивное созерцание из любопытства или интереса, когда человек любуется падающими на поверхность пруда осенними листьями. Отличительные признаки этого научного подхода:

  • целенаправленность;
  • фиксация результата;
  • системность.

Это наиболее информативный способ и единственный, с помощью которого возможно изучить абсолютно все стороны объекта или явления, доступные восприятию органами чувств или датчиками приборов. 

Различают два основных вида наблюдений:

  • научное;
  • ненаучное.

Научное отличается целенаправленностью, оно не делается из желания просто понаблюдать за окружающим миром. Ставится определенная задача, которую нужно решить, и уже в привязке к ней проводятся наблюдения. Получаемая информация должна быть в таком виде, чтобы ее можно было в дальнейшем систематизировать и анализировать для получения четких выводов. Т.е. исследователь должен в первую очередь думать о практическом применении своих наблюдений, а для этого также нужно определить, что и в каких условиях наблюдать, как регистрировать полученные данные.

Наблюдение — необходимый этап в научном познании, но у этого метода есть и минусы:

  • личность наблюдателя и его настроение могут повлиять на результат;
  • исследователь настраивается на подтверждение выдвинутой гипотезы, которую считает верной.

Все это может привести к сильному искажению картины, особенно когда наблюдения начинают подгонять под гипотезу в ущерб объективности и здравому смыслу. Наблюдатель может стать жертвой стереотипа или просто быть невнимательным.

Виды измерений

Измерение — это действие, которое помогает найти числовое значение величины в принятых единицах. Замеры осуществляются при помощи разных приборов. По характеру измерения могут быть прямыми и косвенными.

Прямые проводятся просто — например, градуированной линейкой. Результат можно увидеть в процессе.

Чтобы сделать косвенное измерение, надо найти связь между искомой величиной и величинами, которые измеряются, а потом произвести математические расчеты. 

Измерения ценны только тогда, когда они дают максимально точные количественные данные об окружающей действительности. Часто они позволяют сделать открытие в науке, переворачивающее предыдущее представление о мире.

Большое внимание уделяется разработке новых усовершенствованных измерительных приборов на основе достижений науки и техники. Так, например, сейчас возможно вплоть до 11 знаков после запятой измерить время при помощи молекулярного генератора. Ни одни астрономические часы не способны на подобное.

Эксперимент и его виды

Этот метод познания основан на активном взаимодействии экспериментатора с объектом изучения, которое проходит в заданных условиях. В зависимости от задач, которые предполагается решить в ходе эксперимента, он может быть:

  • исследовательским;
  • проверочным;
  • решающим.

В первом случае выдвигаются новые научные гипотезы и теории. Во втором проверяются уже существующие. В третьем исследователь решает, какая из выдвинутых гипотез ложная, а какая — правдивая.

Также эксперименты могут быть качественными, когда надо только установить существование или отсутствие изучаемого явления, и измерительными — выявляющими количественную определенность какого-либо свойства.

В каждой научной дисциплине бывают свои эксперименты: физические, химические, социальные и другие. Все они осуществляются на базе теоретических знаний и соединяют в себе более простые эмпирические методы — наблюдение, сравнение и измерение. 

По сравнению с наблюдением у эксперимента есть ряд очевидных преимуществ:

  • Возможность изучения интересующего явления или объекта в «чистом» виде, без лишних влияющих факторов, которые могут помешать получить необходимые данные.
  • Создание экстремальных условий. Иногда они приводят к обнаружению неожиданных свойств или функций у предметов и явлений, что позволяет более углубленно понять их сущность. Например, так была открыта сверхпроводимость.
  • Повторяемость: чем больше повторов, тем выше достоверность и польза эксперимента для науки.

Элементы описания

Описание, т.е. изложение результатов опыта или наблюдения на естественном или искусственном языке при помощи схем, таблиц, диаграмм и условных обозначений, играло большую роль в науке прошлого. Сегодня преобладают направления, основанные на математических методах, но описание до сих пор используют в биологии, истории, геологии, этнографии и других дисциплинах. Характер описательной части теперь другой, он стремится к стандарту и лаконичности, должен быть предельно ясным и детальным.

Составные части описания:

  • стандартизация структуры материала;
  • определение терминов, их значения;
  • установка критериев;
  • переход к формализованному виду изложения;
  • сопоставление информации из разных источников.

Основные элементы сравнения

Когда сравниваются два и более объекта или стадии их развития, то это называется сравнением. В ходе данной процедуры нужно найти сходства или различия между объектами. Кроме того, есть «сравнение измерением», когда берется эталонный объект или явление и все остальные сравнивают с ним.

Если нет четких критериев или определения термина, нет точного эталона, то сравнение также можно провести. Эталон в этом случае будет предполагаемым, а сравнивать нужно по тому, насколько далеки или близки к нему объекты научного интереса.

Примеры эмпирического исследования

Эти исследования сопровождают нас всю жизнь, даже если мы не задумываемся об их влиянии. Обычный взгляд на часы — пример эмпирического измерения.

При помощи измерений были сделаны выдающиеся открытия во многих науках. Например, ученый Альберт Майкельсон смог измерить скорость света. Точные измерения Тихо Браге и многократные повторы вычислений Иоганном Кеплером позволили установить точные законы движения планет.

Примечание

Родоначальником экспериментальной науки принято считать Галилео Галилея, который считал опыт основой всего познания. При помощи его экспериментов были открыты законы инерции, сложения движений, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, изохронность колебания маятника.

Исследовательскими экспериментами называются опыты Эрнеста Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Так была открыта планетарная структура атома.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

Эмпирическое зна­ние — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах.Эмпирическое знание основывается на чувствен­ном познании. Рациональный момент и его формы (суждения, поня­тия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. По­этому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения. Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измере­ние, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся).1. Наблюдение — это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Это активная, направленная форма гносеологического отношения субъекта по отношению к объекту, усиленная дополнительными средствами наблюдения, фиксации информации и ее трансляции. К наблюдению предъявляются требования: цель наблюдения; выбор методики; план наблюдения; контроль за корректностью и надежностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации. 2. Измерение — это прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества. Качественные характеристики объекта, как правило, фиксируются приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений.

3. Эксперимент — (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.

 4 Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое называется сравнение измерением

Методы эмпирического исследования

 — наблюдение

¨ сравнение

¨ измерение

¨ эксперимент

 Наблюдение

Наблюдение — это целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей деятельности. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента) [5.5]. Это наиболее элементарный метод, один из множества других эмпирических методов.

Сравнение

 Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм «все познается в сравнении» — лучшее тому доказательство.

Сравнение — это соотношение между двумя целыми числами а и b, означающие, что разность (а — b) этих чисел делится на заданное целое число т, называемое модулем С; пишется а = b (mod, т) [5.5].

В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

1. Сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может  существовать определенная объективная общность. Нельзя сравнивать заведомо несравнимые вещи, — это ничего не дает. В лучшем случае здесь можно только к поверхностным и потому бесплодным аналогиям.

2. Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам Сравнение по несущественным признакам может легко привести к заблу^ дению.

Так, формально сравнивая работу предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, можно найти в их деятельности много общего. Если при этом будет упущено сравнение по таким важнейшим параметрам, как уровень производства, себестоимость продукции, различные условия, в которых функционируют сравниваемые предприятия, то легко прийти т методологической ошибке, ведущей к односторонним выводам. Если же учесть эти параметры, то станет ясным, в чем причина и где кроются действительные истоки методологической ошибки. Такое сравнение уже даст истинное, соответствующее реальному положению дел представление о рассматриваемых явлениях.

Различные интересующие исследователя объекты могут сравниваться непосредственно или опосредованно — через сравнение их с каким-либо третьим объектом. В первом случае обычно получают качественные результаты (больше — меньше; светлее — темнее; выше — ниже и т.д.). Однако уже при таком сравнении можно получить простейшие количественные характеристики, выражающие в числовой форме количественные различия между объектами (больше в 2 раза, выше в 3 раза и т.п.).

Когда же объекты сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, количественные характеристики приобретают особую ценность, поскольку они описывают объекты безотносительно друг к другу, дают более глубокое и подробное знание о них (например, знать, что один автомобиль весит 1 т, а другой — 5 т, — это значит знать о них значительно больше того, что заключено в предложении: «первый автомобиль легче второго в 5 раз». Такое сравнение называется измерением. Оно будет подробно рассмотрено ниже.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями.

Во-первых, она очень часто выступает в качестве непосредственного результата сравнения. Например, установление каких-либо соотношений между объектами, обнаружение различия или сходства между ними есть информация, получаемая непосредственно при сравнении. Эту информацию можно назвать первичной.

Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии. Это умозаключение было обнаружено и исследовано (под названием «парадейгма») еше Аристотелем.

Сущность его сводится к следующему: если из двух объектов в результате сравнения обнаружено несколько одинаковых признаков, но у одного из них найден дополнительно еще какой-то признак, то предполагается, что этот признак должен быть присущ также и другому объекту. Коротко ход умозаключения по аналогии можно представить следующим образом:

А имеет признаки Х1, Х2, Х3, …, Хп, Хп+ ,.

Б имеет признаки Х1, Х2, Х3, …, Хп.

Вывод: «Вероятно, Б имеет признак Хп +1». Вывод на основе аналогии носит вероятностный характер, он может привести не только к истине, но и к заблуждению. Для того чтобы увеличить вероятность получения истинного знания об объекте, нужно иметь в виду следующее:

¨ умозаключение по аналогии дает тем более истинное значение, чем больше сходных признаков мы обнаружим у сравниваемых объектов;

¨ истинность вывода по аналогии находится в прямой зависимости от существенности сходных черт объектов, даже большое количество сходных, но не существенных признаков, может привести к ложному выводу;

¨ чем глубже взаимосвязь обнаруженных у объекта признаков, тем выше вероятность ложного вывода;

¨ общее сходство двух объектов не является основанием для умозаключения по аналогии, если у того из них, относительно которого делается вывод, есть признак, несовместимый с переносимым признаком. Иначе говоря, для получения истинного вывода надо учитывать не только характер сходства, но и характер различия объектов.

 Измерение

 Измерение исторически развивалось из операции сравнения, являющейся э основой. Однако в отличие от сравнения, измерение является более ощным и универсальным познавательным средством.

Измерение— совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Различают прямые измерения (например, измерение длины проградуированной линейкой) и косвенные измерения, основанные на известной зависимости между искомой величиной и непоссредственно измеряемыми величинами [5.5].

Измерение предполагает наличие следующих основных элементов:

объекта измерения;

единицы измерения, т.е. эталонного объекта;

измерительного прибора (приборов);

метода измерения;

наблюдателя (исследователя).

При прямом измерении результат получается непосредственно из самого процесса измерения (например, в спортивных соревнованиях измерение длины прыжка при помощи рулетки, измерение длины ковровых покрытий в магазине и т.п.).

При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путем на основе знания других величин, полученных прямым измерением. Например, зная размер и вес строительного кирпича, можно измерить удельное давление (при соответствующих расчетах), которое должен выдержать кирпич при строительстве многоэтажных домов.

Ценность измерений видна уже хотя бы из того, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений. Это касается в первую очередь уникальных, выдающихся измерений, представляющих собой очень важные вехи в истории науки. Подобную роль сыграли в развитии физики, например, знаменитые измерения А. Майкельсоном скорости света.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Именно высокая точность измерений Т. Браге, помноженная на необыкновенное трудолюбие И. Кеплера (свои вычисления он повторил 70 раз), позволила установить точные законы движения планет. Практика показывает, что главными путями повышения точности измерений нужно считать:

совершенствование качества измерительных приборов, действующих на основе некоторых утвердившихся принципов;

создание приборов, действующих на основе новейших научных открытий. Например, сейчас время измеряется при помощи молекулярных генераторов с точностью до 11-го знака.

В числе эмпирических методов исследования измерение занимает при^ мерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Оно представляет собой сравнительно элементарный метод, одну из составных частей эксперимента -наиболее сложного и значимого метода эмпирического исследования.

 Эксперимент

 Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирического исследования Он предполагает использование наиболее простых эмпирических методов — наблюдения, сравнения и измерения. Однако сущность его не в особой сложности, «синтетичности», а в целенаправленном, преднамеренном преобразовании исследуемых явлений, во вмешательстве экспериментатора в соответствии с его целями в течение естественных процессов.

Следует отметить, что утверждение экспериментального метода в науке —  это длительный процесс, протекавший в острой борьбе передовых ученых Нового времени против античного умозрения и средневековой схоластики. (Например, английский философ-материалист Ф. Бэкон одним из первых выступил против эксперимента в науке, хотя ратовал за опыт.)

Основателем экспериментальной науки по праву считается Галилео Галилей (1564—1642), считавший основой познания опыт. Его некоторые исследования — основа современной механики: он установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, открыл изохронность колебания маятника. Он сам построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. В 1657 г., после его смерти, возникла Флорентийская академия опыта, работавшая по его предначертаниям и ставившая своей целью проведение прежде всего экспериментальных исследований. Научный и технический прогресс требует все более широкого применения эксперимента. Что же касается современной науки, то без эксперимента ее развитие просто немыслимо. В настоящее время экспериментальное исследование стало настолько важным, что рассматривается как одна из основных форм практической деятельности исследователей.

 Преимущества эксперимента по сравнению с наблюдением

 1. В ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом» виде. Это означает, что всякого рода «юбочные» факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследователь получает точное знание именно об интересующем нас явлении.

2. Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действитедь ности в экстремальных условиях:

при сверхнизких и сверхвысоких температурах;

при высочайших давлениях:

при огромных напряженностях электрических и магнитных полей и т п

Работа в этих условиях может привести к обнаружению самых неожиданных и удивительных свойств у обыкновенных вещей и тем самым позволяет значительно глубже проникнуть в их сущность. Примером такого рода «странных» явлений, открытых в экстремальных условиях, касающихся области управления, может служить сверхпроводимость.

3. Важнейшее достоинство эксперимента — его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.

Наиболее подробно все достоинства эксперимента будут рассмотрены ниже, при изложении некоторых специфических видов эксперимента.

 Ситуации, требующие экспериментального исследования

 1. Ситуация, когда необходимо обнаружить у объекта неизвестные ранее свойства. Результатом такого эксперимента являются утверждения, не вытекающие из имевшегося знания об объекте.

Классический пример — опыт Э. Резерфорда по рассеянию Х-частиц, в результате которого была установлена планетарная структура атома. Подобные эксперименты называются исследовательскими.

2. Ситуация, когда необходимо проверить правильность тех или иных утверждений или теоретических построений.

Эмпирическая база исследования: что это такое, примеры

    Содержание

  1. Что такое эмпирический анализ?
  2. Что представляет собой эмпирическая база?
  3. Чем эмпирический анализ отличается от аналитического?
  4. Из чего собрать базу?
  5. Где используется?

Любая квалификационная работа составляется на базе перечня исследований.
Они позволяют сделать выводы, представить решения для ранее обнаруженных
проблем в конкретной области исследования. Студент
должен определить для себя список методов, которые помогут достичь целей.
Однако без соответствующей базы это сделать невозможно, ВУЗ предполагает, что студенты будут использовать максимально методические
материалы для этого.

Что такое эмпирический анализ?

Эмпирический анализ представляется собой метод исследования, при котором используются неопровержимые факты,
независимо от того, когда и где они были созданы. Студент может использовать их в своей работе в качестве отправной
точки для продолжения исследования. Так же эмпирические данные и методы, с помощью
которых были получены новые объекты исследования, считаются достоверными; а студент имеет право ссылаться на
первичный эмпирический анализ, даже
если результаты были проведены в иных условиях.

При этом все выводы и решения могут отличаться между собой, однако
эмпирическая сфера исследований допускает такое, позволяя дополнять и изменять
эмпирическую систему исследования в целом. Эмпирический
анализ может использоваться для построения гипотезы, если таковой ещё не было
выдвинуто учёными. ВУЗ также должен
обеспечить студента достаточными материалами для проведения нескольких
исследований или опытов для подтверждения своих предположений.

Важно!
Если эмпирический анализ был проведён на
базе того же метода, а результат отличается от того, что должно было
получиться, студент имеет право
ссылаться на изменение условий реализации обстоятельств, которые в силу
неопределённых причин повлияли на конечный результат.

Это значит, что независимо от конечного исхода, эмпирические методы
позволяют наверняка определить достоверный результат исследования, даже если
есть сомнения в результатах.

Что представляет собой эмпирическая
база?

Базу формирует метод
исследования. Так, эмпирическая база исследований подразумевает применение
эмпирических методов. К ним относят:

  • Методы
    построения гипотез – студент с
    помощью этого метода использует все научные труды, где когда-либо описывались
    модели, параметры создания среды, в которой можно проводить анализы.
  • Методы
    построения моделей – соблюдение всех условий для реализации и повторения опыта
    или анализа.
  • Метод наблюдения
    – анализ данных, которые были заимствованы или получены в ходе наблюдения за
    объектом исследования.
  • Метод
    анализирования (или анализ) – группировка или отсеивание некачественных
    характеристик, а также тех, которые были получены случайно в результате
    наблюдения за объектом. Использовать можно только те, которые относятся к
    объекту исследования.

Эмпирическая база равноценна аналитической, если отвечает на вопрос «к чему
был применён конкретный метод». Если
имеются различия, то методы анализа нужно трактовать с точки зрения
наблюдателя. Таким образом, данные и решения для достижения целей будут
отображать использование эмпирического анализа. В остальных случаях, когда студент применяет дополнительные методы
исследования, это значит, что других было недостаточно. Следовательно, они не
предполагают использование в данной области либо не могут привести к решениям,
ожидаемым для достижения целей в квалификационной работе.

Чем эмпирический анализ отличается от
аналитического?

В качестве аналитической базы можно использовать простые справочники,
сборники данных, постоянные величины. Если с помощью анализа нужно получить
данные для дальнейшего исследования, используя анализ, то в результате студент будет работать с эмпирическими
данными. Их можно получить разными способами:

  • Создание
    опросников и анкет нестандартных образцов.
  • Материалы,
    собранные при помощи интернет-опроса.
  • Анкеты,
    которые были заполнены не анонимно, а выданы персонально конкретной группе лиц
    (сгруппированных по  какому-то критерию).
  • Анализ и
    обработка данных требуют авторского подхода.

Если в целях получения первичных данных студент собрал их путём простого аналитического способа, то в
дальнейшем ему потребуется эмпирический
анализ, чтобы выявить особенности данных авторским методом.

Важно!
Нельзя путать
эмпирические данные с обычным литературным списком. Если студент будет ссылаться на данные и факты из книг и учебников,
нормативных баз и докладов, это будут простые данные для изучения по теме
исследования. В первом случае это материалы, которые помогают доказать свой
вывод, во втором – нужны для использования и анализа.

Из чего собрать базу?

Эмпирический метод,
который лежит в основе всей базы, может быть представлен в виде материалов:

  • Словари или
    языковые эксперименты – они признаны в языковых специальностях, как самые
    интересные и современные.
  • Опросы,
    отчёты статистики и анкетирование – аналитические методы позволяют преобразить
    и расширить эмпирическую базу новыми данными. Обычно такие методы используются
    в социологических исследованиях.
  • Экономические
    направления чаще всего используют индексы, данные отчётов за несколько лет,
    балансы организаций за последние периоды, показатели индексации цен, инфляции и
    не только.
  • В литературе
    можно брать за основу биографические данные. Например, для анализа личности или
    составления психологического портрета писателя часто обращаются к его
    биографии. На основании новых фактов (эмпирический
    метод) можно делать выводы
    относительно пристрастий или привилегий писателя перед другими авторами.
  • Менеджмент и
    специальности с управленческим уклоном допускают использование таких методов,
    как статистические анализы относительно особенностей ведения бизнеса. Сюда
    можно отнести кейсы, примеры коллективной или индивидуальной работы.

Если студент будет использовать
несколько методов анализа, то, вероятнее всего, он получит первичные и
вторичные данные. Это и есть разновидность информации, которая относится к
эмпирической базе. Это её основа, и база может постоянно пополняться новыми
идеями, отчётами, цифрами и т.д.

Где используется?

Эмпирическая база используется реже, чем остальные. В основном она
необходима тем, кто занимается обработкой данных и постоянно нуждается в
доказательствах теорий. Сюда можно отнести курсовые, дипломные работы, а также
диссертации. Магистерские работы реже основаны на эмпирических методах анализа.

Чтобы правильно ссылаться на перечень исследований и верно отображать
эмпирическую базу в работе, нужно предварительно описать цели и задачи, указать
на проблемы и определить актуальность вопроса в наши дни. Также студенту
рекомендуется учитывать местоположение базы внутри текста:

  • Сначала
    нужно ссылаться на достоверность фактов. Если какое-то исследование было проведено ранее, следует его обозначить. Например: «данные были взяты из источника №
    (авторство, год создания)».
  • Следует
    уточнять, насколько эти методы и решения соответствуют поставленным задачам. Например: «Данные отражают современную
    картину в области экономики, так как описаны (указать метод) с помощью эмпирических данных, полученных в ходе изучения
    (название темы).
  • Также
    рекомендуется указывать, сколько именно исследований было проведено или
    изучено. Через запятую можно перечислить всех авторов, как в первом пункте,
    ссылаясь на достоверность фактов и актуальность вопроса.

Студент вправе сам решать, по какому принципу он будет отбирать
данные. В качестве базы можно приводить современные технологии, социальные сети
и даже личные публичные данные известных людей. Их можно брать за основу для
построения теории и её доказательной базы.

Рис. 1

Личные и публичные данные

Личные и публичные данные

Рис. 2

Данные опроса

Данные опроса

Рис. 3

Вторичные данные на базе аналитического метода

Вторичные данные на базе аналитического метода

Компания «РосДиплом» на протяжении 20 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества перед конкурентами: огромный опыт работы, лучшие авторы,
собранные со всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.

Тема 4. Эмпирические методы научного исследования

                  1.     Понятие эмпирического метода
и его типология

Современная наука применяет
десятки методов исследования. Какие методы использовать — определяет
исследователь, опираясь на собственные знания и опыт, а также опыт учителей и
коллег. Но решающим критерием определения необходимых методов является предмет
исследования.

Эмпирический метод – это научное
познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим
взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений.

Эмпирические данные (от др.-греч.
εμπειρία [empeiría] «опыт») — данные, полученные через органы чувств, в
частности, путём наблюдения или эксперимента.  

Предложенный Ф. Бэконом метод,
предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый
из которых фиксируется в соответствующей таблице.

Таким образом, весь объем
эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять
таблиц:

1)                
Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления);
 

2)                
Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи
отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах);  

3)Таблица сравнения или степеней
(сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же
предмете);  

4)                
Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не
встречаются в данном явлении, не типично для него);

5)                
Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того
общего, что имеется во всех таблицах).

К
эмпирическим методам относят:

наблюдение — изучение
конкретных объектов и их свойств путем восприятия зрительными и слуховыми
каналами рецепции или с помощью приборов согласно плану, программе
исследования.

Наблюдение — метод сбора
информации путем непосредственного изучения социального явления в его
естественных условиях.

Разновидности наблюдения:

1.  
Стандартизированное.  

2.  
Нестандартизированное;

измерение — изучение
объектов путем выявления их точных количественных характеристик, в соответствии
с определенными эталонными мерами;  

описание — фиксирование
в тексте результатов наблюдения и измерения объектов;

эксперимент — искусственное
создание различных условий, в которых объект проявляет свои свойства, с целью
их фиксации и изучения, различают полевой и лабораторный виды эксперимента;

статистический — получение количественных сведений
об объекте на основе предварительно установленных одинаковых параметров для
разных объектов;

— Опрос —
метод непосредственного или опосредованного сбора первичной
информации, путем ответа респондента на вопросы анкеты или интервью.

Респондент – опрашиваемый
человек.

Виды опросов:

—    
интервью;

—    
анкетирование.

исследование документов. «Документ» — средство
закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах,
событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности
человека.

 Информация может фиксироваться с
помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий,
звукозаписей и т. д.  Виды документов (по носителю информации):

а) Письменные документы,
т. е. документация на бумажных носителях

или электронных носителях
для чтения их с помощью компьютеров.

Среди них документы архивов,
государственных и общественных организаций; литература (книги, брошюры); пресса
(газеты, журналы); личные документы (письма, дневники).

                б)      иконографические:   видео-,  
кино-   и  
фотодокументы, картины,

гравюры и т. п.;

                в)       фонетические:
магнитные и подобные им записи, грампластинки.

Виды документов (по
методам получения).

1.  
Различные виды статистических данных.  

(Результаты переписей населения и
текущего статистического учета, которые проводит Федеральная служба
государственной статистики России. Сайт http//:www.gks.ru);

2.  
Документы текущего делопроизводства различных организаций;

3.  
Результаты социологических исследований;

4.  
СМИ — газеты, радио, телевидение, соц. сети.  

Контент-анализ — это метод
изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и
зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо
иных физических носителях.

Анализ основан на единообразных
стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных
показателей изучаемых характеристик текста.  

—    
Потенциальными объектами исследования могут быть любые
документальные источники, содержащие текст, — книги, газеты, речи, выступления,
письма, дневники и т.д.

При этом подразумевается, что
изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой
совокупности — слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.

—    
Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в

схему: «Кто сказал, что,
кому, как, в каких целях и с каким результатом?»

2. Понятие о факте

Факт (лат. Factum — свершившееся) — знание в форме
утверждения, достоверность которого строго установлена.

Факт — это то, чему случается
(случилось) быть. Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание и
выступает как синоним (т.е. тождествен или близок по значению) понятий
«событие», «результат».

Факт — это достоверно установленное, невымышленное
событие, происшествие. Факт — это явление, становящееся знаемым, незнаемое явление не
есть научный факт.

С помощью эмпирических методов
идет сбор фактов, под которыми понимаются явления и события окружающего мира,
воспринимаемые органами чувств. Если точнее, то факт это
информация (сведения) о реальном событии, чья достоверность не подлежит
сомнению, подтверждена убедительными доказательствами. Примером называется
яркий факт, хорошо иллюстрирующий какое-либо теоретическое положение.

Полученные факты не завершают, а
лишь начинают процесс научного исследования, они подвергаются классификации,
обобщению, систематизации, анализу.

Заслуживает
внимания и уяснения высказывание великого русского ученого Ивана Петровича Павлова
о деятельности исследователя и роли факта в науке. В своем знаменитом «Письме к
молодежи» он писал:  «Никогда не беритесь за
последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки
своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил
ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь, – он неизбежно лопнет, и
ничего, кроме конфуза, у вас не останется. Приучите себя к сдержанности и
терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте,
накапливайте факты… Факты – это воздух ученого… Но… не превращайтесь в
архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво
ищите законы, ими управляющие. Второе – это скромность… Как бы высоко ни
оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда… Мы все впряжены
в одно общее дело… У нас зачастую и не разберешь – что «мое», а что «твое»,
но от этого наше общее дело только выигрывает. Третье – это страсть…

Большого напряжения и
великой страсти требует наука от человека».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найди как играть в куклы
  • Как исправить проблему с памятью windows
  • Как найти мужчину если некрасивая
  • Как найти работу после декрета форум
  • Как составить спонсорский пакет мероприятия