Как найти эпиграф в стихотворении

Текст: Ольга Лапенкова

Понять, что хотел донести тот или иной автор, не так-то просто. Одно дело — читать стихи о красоте природы либо любви к Родине, Чем отличаются фабула и сюжет в литературе? И почему некоторые классики из школьной программы любят всё усложнять?и совсем другое — анализировать долгие истории, на протяжении которых герои совершают противоречивые поступки: в какой-то момент начинает казаться, что и сам писатель уже запутался и забыл, что хотел сказать.

К счастью, отечественные классики добавляют в текст многочисленные подсказки. На прошлой неделе мы разбирались, что такое говорящие фамилии, а сегодня узнаем, что такое эпиграф.

Итак, эпиграф — это короткая фраза, написанная сразу после названия. Это может быть пословица, или крылатое выражение, или цитата из какого-либо произведения. Такая фраза может соответствовать мысли, которую постарался донести автор нового произведения, — или, наоборот, служить отправной точкой для спора.

Примеры употребления

Например, в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» эпиграфом служит русская народная пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Иными словами, если ты сам разрушаешь собственную жизнь, нечего перекладывать ответственность на других. Вот и чиновники из пьесы «Ревизор» в пятом действии долго и с упоением выясняют, кто виноват в щекотливой ситуации с Хлестаковым, не желая увидеть и принять главного: виноваты все без исключения.

А вот в повести Ф. М. Достоевского «Бедные люди» всё наоборот. История Макара Девушкина и его дальней родственницы Вареньки, донельзя приземлённая, словно спорит с эпиграфом, который звучит так:

Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. Вот уж запретил бы им писать! Ну, на что это похоже: читаешь… невольно задумаешься, — а там всякая дребедень и пойдет в голову; право бы, запретил им писать; так-таки просто вовсе бы запретил. Кн. В Ф. Одоевский [отрывок из рассказа «Живой мертвец». — Прим. О. Л.]

«Сказочниками» здесь, вопреки общепринятому смыслу этого слова, пренебрежительно названы писатели, которые «всю подноготную в земле вырывают», то есть размышляют о проблемах ничем не примечательных людей — и, кстати, далеко не всегда завершают произведения хэппи-эндом. Такие авторы считают: искусство нужно не для того, чтобы дарить спокойствие и радость, — а наоборот, чтобы «пробуждать» людей, открывать им глаза на творящиеся вокруг ужасы.

Итак, герой В. Ф. Одоевского возмущён тем, что писатели-«сказочники» освещают сложные проблемы, но автор повести «Бедные люди» с ним не согласен. И, несмотря на то что Макар Девушкин и Варенька — выдуманные персонажи, повесть Достоевского написана так, что читатель уверен: всё это происходило на самом деле. Автор старательно работает с портретом, интерьером и деталями, [ГИПЕРССЫЛКА НА СТАТЬЮ ПРО ДЕТАЛЬ] описывая и комнату Макара Девушкина (строго говоря, это даже не комната, а крохотный уголок, отделённый от кухни хлипкой перегородкой), и его служебную одежду — старый, весь в заплатах, вицмундир, и подарки, которые тот на последние деньги покупает для Вареньки…

Но дело даже не в том, сколько простых, совершенно не возвышенных вещей попадает в «объектив» автора. Главное — сложнейшие проблемы, с которыми сталкиваются герои: это и нищета, и трудности со здоровьем, и пренебрежительное отношение окружающих (от равнодушия до извращённой жестокости), а главное — отсутствие перспектив. Девушкин и Варенька понимают, что никогда не будут счастливы; но, конечно, не признаются в этом ни друг другу, ни самим себе.

Посмотрим, как «работают» эпиграфы в произведениях других отечественных классиков.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Эпиграф: «И жизнь торопится и чувствовать спешит» (П. А. Вяземский)

В качестве эпиграфа к роману в стихах Александр Сергеевич выбрал строчку из творчества близкого друга П. А. Вяземского, а именно — из его стихотворения «Первый снег». Поэтому современный читатель, открывая «Евгения Онегина», может подумать, что под обложкой «спряталось» лёгкое, весёлое повествование о молодых, азартных, полных энергии героях, которые дружат, влюбляются, занимаются творчеством и путешествуют, и всё у них хорошо. Однако в стихотворении «Первый снег» есть и такие строки:

  • Счастливые лета! Пора тоски сердечной!
  • Но что я говорю? Единый беглый день,
  • Как сон обманчивый, как привиденья тень,
  • Мелькнув, уносишь ты обман бесчеловечный!
  • И самая любовь, нам изменив, как ты,
  • Приводит к опыту безжалостным уроком
  • И, чувства истощив, на сердце одиноком
  • Нам оставляет след угаснувшей мечты.

Лирический герой П. А. Вяземского называет молодость «порой тоски сердечной», которая проходит, словно «единый беглый день», — и оставляет после себя только разочарование, скорбь по ушедшим чувствам. Почему юношеская надежда на любовь и взаимопонимание становится лишь «угаснувшей мечтой», в стихотворении не уточняется. Возможно, лирический герой говорит о том, что влечение не так-то часто оказывается взаимным, — а может, о том, что даже счастливая семейная жизнь со временем становится однообразной и скучной.

Так или иначе, оба сценария находят развитие в романе. Первый случай — это сюжетная линия самого Евгения и Татьяны Лариной, второй — линия Владимира Ленского (особенно если вспомнить, какой он видел совместную жизнь с Ольгой).

М. Ю. Лермонтов, «Мцыри»

Эпиграф: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-я Книга Царств)

Эпиграф к душещипательной поэме Лермонтова о мальчике, которого в шестилетнем возрасте вырвали из естественной среды обитания и поселили в монастырь, взят из Ветхого Завета. Фразу «Вкушая, вкусих мало мёда…» произносит молодой человек по имени Ионафан — сын израильского царя Саула, воевавшего с фимистимлянами, а целиком история звучит так:

Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи.

И пошёл весь народ в лес, и был там на поляне мёд. <…> Но никто не протянул руки своей ко рту своему <…>.

Ионафан же не слышал, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его.

И сказал ему один из народа, говоря: отец твой заклял народ, сказав: «Проклят, кто сегодня вкусит пищи»; от этого народ истомился.

И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду;

если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашел у врагов своих, то не большее ли было бы поражение Филистимлян?

Итак, царь Саул велел народу, в том числе и воинам, воздержаться от еды, чтобы показать Богу мужество и самоотверженность своих подданных. Однако Ионафан скептически отнёсся к решению отца. Молодой человек рассудил, что Бог и так знает, кто из воинов готов стоять за родину до конца, а кто, наоборот, самолюбив и труслив. А значит, отказ от пищи не помогает израильскому воинству, а наоборот — лишает его сил.

После этих событий народ Саула, действительно, столкнулся с фимистимлянами на поле боя и добился значительных успехов — но это была ещё не окончательная победа. Царь не мог решить, стоит ли ему отправляться в погоню за отступившими фимистимлянами. Чтобы быть уверенным в успехе, он решил проверить, нет ли в числе его войска людей, совершивших дурные поступки:

…пусть подойдут сюда все начальники народа и разведают и узнают, на ком грех ныне?

Ибо <…> если окажется и на Ионафане, сыне моем, то и он умрёт непременно. Но никто не отвечал ему из всего народа. <…>

И сказал Саул: Господи <…>! дай знамение. <…>

И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот, я должен умереть.

И сказал Саул: <…> ты, Ионафан, должен сегодня умереть!

Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадёт с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он.

На первый взгляд, история Ионафана не имеет ничего общего с плачевной судьбой Мцыри. Первый был сыном царя, прославленным военачальником и, в каком-то смысле, революционером, не боящимся доказывать свою правоту. Второй же не прославился ничем, кроме попытки побега из монастыря.

И всё-таки, судя по всему, М. Ю. Лермонтов процитировал фразу из Книги Царстве не только потому, что в переносном смысле «вкусить мало мёда» означает «познать мало радости в жизни». Ионафан не раз находился на волоске от смерти: и во время битвы с фимистимлянами, и на суде, который устроил его отец Саул, — но всё-таки остался жив. Вот и Мцыри много раз мог умереть. Но всё-таки не умер. Не значит ли это, что у произведения Лермонтова — открытый финал, и заканчивается оно не так пессимистично, как кажется? Это вполне возможно, особенно учитывая то, как сложилась жизнь грузинского монаха, ставшего прототипом Мцыри.

А. С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»

Эпиграф: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (И. Ф. Богданович)

На первый взгляд, эпиграф к этой шуточной повести А. С. Пушкина предельно прост, ведь её главная героиня — затейница Лиза Муромская — в какой-то момент и впрямь переодевается в крестьянку, а потом, наоборот, наносит столько косметики, что её с трудом узнают даже родители. Однако «душенька» у И. Ф. Богдановича — это не девушка, а самая настоящая душа, та самая Психея, которую воспевали ещё древние греки. И поэма «Душенька», написанная в 1783-м году, является переложением античного мифа о том, как красавицу Психею чуть не погубили из зависти, — но, пройдя множество испытаний, она встретила «того самого» и обрела-таки счастье. Так что трудности, выпавшие на долю Лизы Муромской, — это, в каком-то смысле, проверка: достойна ли эта девушка награды? Хватит ли ей решительности, находчивости и смелости, чтобы добиться своего?

А ещё эпиграф из Богдановича показывает, что Лиза Муромская выбирает себе избранника не из корыстных мотивов — не потому, что он богат или красив, — а потому, что слышит голос собственной души. И будущий Лизин жених, кстати, делает то же самое.

Что такое эпиграф

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.

Эпиграф

Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.

Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.

Эпиграф — это…

Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».

Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.

Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.

Что такое эпиграф

Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.

Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.

Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.

Кок оформить эпиграф

Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.

Пример оформления эпиграфа

Функции эпиграфа

Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?

Ответов может быть несколько:

  1. придать собственным словам авторитета и значимости (это характерно для молодых журналистов и начинающих авторов, которые не решаются делать безапелляционные заявления от первого лица);
  2. подготовить читателя к разговору на определённую тему;
  3. выразить личное отношение к описываемой проблеме;
  4. настроить на особое эстетическое восприятие сцен и эпизодов, представленных в произведении;
  5. вписать свой труд в общекультурный контекст;
  6. обогатить повествование отсылкой к другим похожим текстам (произведение напоминает ящик с двойным или даже тройным дном, его смыслы раскрываются на нескольких уровнях).

Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.

Как подобрать эпиграф к сочинению

Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:

  1. Не выбирайте слишком объёмные фрагменты, даже если цитируемый текст вам очень нравится. Сосредоточьтесь на одном (максимум двух) предложениях прозы или одной строфе (от 2 до 4 строк) стихотворения.
  2. В качестве эпиграфа идеально подойдут краткие изречения: авторские афоризмы, пословицы, поговорки. В них мысль сведена к минимальному количеству знаков, лаконично (это как?) и ёмко сформулирована, предельно понятна.
  3. Будут уместны цитаты из произведений, о которых вы будете говорить в основной части сочинения, подбирая литературные аргументы.

    К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:

    Привычка свыше нам дана
    Замена счастию она

  4. Лучше цитировать общеизвестных авторов и мыслителей. Если вы берёте в качестве эпиграфа четверостишие своей гениальной подруги или афоризм современного писателя-фантаста, которого читают только подростки, будьте готовы дать проверяющим развёрнутый комментарий об источнике цитирования.

Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.

Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф.

Что означает слово «эпиграф»?
Что такое эпиграф и в чём его смысл?
Примеры использования эпиграфа в литературе
Как написать эпиграф в сочинении?

Что означает слово «эпиграф»?

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Что такое эпиграф и в чём его смысл?

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

Эпиграф используется авторами в следующих целях

— Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

— Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.

— Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

— Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования эпиграфа в литературе

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

— в лирических произведениях;

— в художественной прозе;

— в романах в стихах;

— в статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф в сочинении?

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила написания эпиграфов

— Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

— Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

— Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

— Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

— Эпиграф в кавычки не заключается.

— В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

— Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.

— При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право при написании эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов.

При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф. Если останавливаться на вопросе более подробно, то эпиграф – это…

Что такое Эпиграф?

Содержание

  1. Что такое эпиграф – определение
  2. История возникновения
  3. Значение эпиграфа
  4. Примеры использования
  5. Как написать эпиграф
  6. Основные правила
  7. Авторское право для эпиграфа

Что такое эпиграф – определение

С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.

Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.

История возникновения

Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Значение эпиграфа

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.

Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.

Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.

Эпиграф используется авторами в следующих целях

  • Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.
  • Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.
  • Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.
  • Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

  • лирических произведениях;
  • художественной прозе;
  • романах в стихах;
  • статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Как написать эпиграф

Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

Основные правила

  • Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.
  • Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.
  • Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.
  • Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.
  • Эпиграф в кавычки не заключается.
  • В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.
  • Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.
  • При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

Авторское право для эпиграфа

Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов. При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

Где взять хороший эпиграф

Для школьного задания можно смело использовать строки из произведения, по которому предложено написание работы. Это может быть отдельная фраза или целый небольшой абзац. Если взглянуть на проблему шире, то высказывания критиков также могут быть использованы. Любые заимствованные фразы, которые отражают суть проблемы и наиболее полно доносят мысль до читателя, обязательно должны быть в тексте сочинения.

Очень часто в качестве эпиграфа можно увидеть афоризмы, популярные высказывания, пословицы и крылатые фразы. Стихотворные выдержки также нередко украшают литературные работы.

Расширенный поиск

Поиск эпиграфов:

Уважаемый читатель! На нашем сайте Вы не найдете готовых сочинений по литературе, так как у нас совсем другая цель: мы занимаемся подбором эпиграфов к вашим будущим сочинениям. Также на сайте собраны цитаты, которые Вы можете использовать для написания достойных сочинений.

Помните: каждое добросовестно написанное сочинение — результат большого труда его автора.

Для чего, Вы спросите, нужны эпиграфы?

Всё просто, эпиграфы — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста. Казалось бы, небольшая фраза, а насколько глубоко можно проникнуться в тему, не читая вашего сочинения. Представим себе, что нам предложена тема «Почему Борис не помог Катерине?» (по драме А.Н. Островского «Гроза»). К сочинению можно подобрать эпиграф из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»: «Будь это другой человек и в другом положении, тогда бы и в воду бросаться не надо».

В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.

Конечно, сочинение не будет полным без использования цитат, так как материал для сочинений, главным образом, лежит в тексте этого произведения.

Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.

Как найти нужную цитату или эпиграф?

На сайте расположены 4 основные категории:

  • Русская классическая литература XIX — XX веков
  • Современная русская литература ХХ века
  • Новейшая литература конца ХХ — начала ХХI веков.
  • А также антиэпиграфы и антицитаты.

Услуги репетитора по английскому языку г. Сочи

Для того чтобы найти эпиграф или цитату, Вам необходимо сначала выбрать временной промежуток, затем фамилию и произведение писателя, по которому Вы пишете сочинение, а затем получаете список тем, к которым собраны эпиграфы и цитаты.
ВНИМАНИЕ: категория антиэпиграфы и антицитаты познакомит Вас с наиболее распространенными ошибками, которые совершаются школьниками и абитуриентами при написании собственных сочинений, потому, просьба не употреблять их.
Все темы по алфавиту

Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое. В. Шкловский

Как оформить эпиграф к сочинению

Итак, когда правильные слова подобраны, следует подумать о грамотном оформлении эпиграфа. К его расположению на странице выдвигаются серьезные требования, они едины для всех работ. Правильная расстановка текста на странице выглядит следующим образом: эпиграф пишется на следующей строке после заголовка, перед основной частью текста. Особое условие: выравнивание по правому краю. Для написания эпиграфа в компьютерных редакторах удобно использовать автоматическую функцию размещения справа.

Разобравшись, как пишется эпиграф к сочинению, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Текст пишется без использования кавычек, имя автора цитаты указывается ниже под ним. Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника. В этом случае название пишется через запятую после авторских данных.

Эпиграфы и цитаты к теме о человеке и обществе

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, которое оправдание они найдут для нас? А. Азимов. Человек смертный, но это полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем суть. Г. Булгаков. Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. В. Гюго. Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи. Ф. Достоевский. Человек должен быть доступным для страстей, но контролировать их. Жан Поль. Люди не ангелы, вытканные из самого света, но и не скот, который следует гнать в стойло. В. Короленко. Сознательная любовь к своему народу не уживается с ненавистью к другим. Д. Лихачев. Народ, который не хочет кормить свою армию, в скором времени будет вынужден кормить чужую. Наполеон Бонапарт.

Размеры – самый ненадежный критерий величия человека и страны. Дж. Неру. Лицо – дверь души. Латинское выражение. Нам отказано в длинной жизни; оставим след, который докажет, что мы жили! Плиний Старший. Люди – хозяева своей судьбы. В. Шекспир. Несчастная та страна, которая нуждается в героях. Б. Брехт. Национализм – детская болезнь, корь человечества. А. Эйнштейн. Можно ли любить человечество и не любить одного человека? Я. Отченашек. Человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, так как хочу быть человеком. Ф. Достоевский. Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на пространстве он могла бы проявить все свои свойства своего свободного духа. А. Чехов. Государство – это печь, которая пылает на одних дровах – на человеческих! Ч. Айтматов. Человек как роман: до последней страницы не знаешь, чем закончится. Иначе не следовало бы и читать. Е. Замятой. Человек воспитывается для свободы. Гегель. Равенство – это единая и крепкая основа для общественного устройства, для порядка, законности, добрых обычаев и отбора на высокие должности людей, которые в самом деле для них пригодны. Б. Шоу. То, чему сегодня учится в классе одно поколение, станет нормой жизни следующего. А. Линкольн. Те государства способные стать большими, в которых большие малых людей. О. Довженко.

Мир не согреешь, мир не оденешь, мир не накормишь, но не отпускай голодной ребенка. Народная мудрость. Отношение к детям – мера духовного достоинства человека. Я. Бричь. Государство создается ради того, чтобы жить счастливо. Аристотель. Давайте меньше говорить об обязанностях детей, а больше об их правах. Ж. – Ж. Руссо. Достоинство государств и в конце концов зависит от достоинства личностей, которые его создают. Дж. Минь. Рабство уничтожает человека еще до того, как он начинает любить свои кандалы. Л. Вовенарг. Нет человека, который бы не любил свободу; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый – лишь для себя. Ж. Верн. Я не согласен с тем, что вы говорите, тем не менее буду до последней капли крови защищать ваше право высказывать свою мысль. Вольтер. Законы созданы для того, чтобы сильный не был всемогущим. Латинская пословица. Высшим моральным законом для человека есть любовь к человечеству. Г. Фергюссон. В сиянии недосягаемого зенита

Суть твоей высшей красоты, Музыкант окружающего мира, Вечности и Минуты голоса! Муратов.

История просится в сны потомков. Я. Костенко. Каждая эпоха порождает своего героя. Корейское поверие. Каждый человек смертен, и человечество в целом бессмертно. Лпулей. Человечество не может остановиться, Оно взяло весьма большой разгон, движение для него – не высочайший закон жизни. Г. Загребельний. От обычного взгляда скрытое приоткрывается лишь чудакам. Прочитай золотые манускрипты, посмотри в глаза возрастам. Л. Костенко. Мир наш – только школа, где мы учимся познавать. Г. Миттель. Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие составляют мир этот и необходимо одно для другого. Г. Сковорода. Если не знать прошлого, невозможно понять истинный смысл современного и цель будущего. Максим Горький. В озоновую дырку посмотрел ангел: – Господи, скажи им, чтобы они опомнились! Л. Костенко. Духовный Чернобыль давно уже начался, а мы еще только его боимся. Л. Костенко. Люби природу не как символ Души своей, Любы природу не для себя, Люби для нее. М. Рыльский. Сколько у природы немудрено-мудрых букв! Столько у человека неумения прочитать… Г. Тинина. Лишь природа делает большое даром. О. Герцен. Поколение отходит, и поколение приходит, а земля вековечно стоит! Старый Завет Природа – вечный образец искусства, а виднейший и самый благородный предмет в природе – человек. В. Белинский. Природа не терпит пустоты. Латинское поверье Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – рабочий. Тургенев. Сколько лет земле – и миллиард, и миллион, но какая она до сих пор еще красивая! Л. Костенко. – Чего волнуются народы – И люди замышляют зло? – Кто им сказал: “Венцам природы”? – Разве для них ее чело? Л. Костенко.

Картинка-эпиграф

Очень часто блогеры и владельцы сайтов используют узнаваемые картинки, которые определяют их профиль как особенный, индивидуальный. Такая форма оформления текста прекрасно подходит для ведения дневников и форумов. Чтобы создать картинку-эпиграф, не нужно обладать особенными знаниями в компьютерной технике. Достаточно владеть простым редактором для обработки фотографий. Текст на изображении выбирается автором и может иметь любой посыл. Обязательно указывается никнейм автора, по которому остальные посетители интернет-пространства могут легко узнать автора.

Что такое эпиграф – определение

С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.

Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.

История возникновения

Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.

Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

Значение эпиграфа

Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.

Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.

Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.

Эпиграф используется авторами в следующих целях

  • Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.
  • Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.
  • Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.
  • Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

Примеры использования

В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

  • лирических произведениях;
  • художественной прозе;
  • романах в стихах;
  • статьях, письмах, очерках.

Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

«Мне отмщение, и Аз воздам».

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Образец итогового сочинения

С.Ф.Бахтин

Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?

Эпиграф Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти берёзке каждой Ножку рад поцеловать. С.Есенин

Примерное вступление Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе — может ли природа быть источником вдохновения и переживаний человека? Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое и скверное, всё мелкое и суетное.

(50 слов)

Примерное рассуждение Многие художники слова не только видят, слышат и понимают природу, но и через неё отражают свои чувства, переживания и настроения.

(20 слов)

Аргументация. Примеры из произведений русской литературы. 1 пример Так, Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…». Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!» Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!» И все дальнейшее развитие сюжета стиха передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Стихотворение особенно замечательно тем, что переполненный восторгом от красоты герой стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, в песне, дать ему новую и вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. В эти трогательные, святые минуты человек готов любить всю Вселенную и каждое существо. А.А.Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи, которое передаётся и нам, читателям:

Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за трелью соловьиной Разносится тревога и любовь

Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцанием красоты природы, которая является источником вдохновения для человека.

(202 слова)

2 пример Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии. Так, Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. И трепетно, и нежно выражает он самые глубокие чувства:

И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

(71 слово)

Примерное заключение Своим творчеством А.А. Фет и Н.М.Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, которая есть источник вдохновения и переживаний для человека.

(21 слово)

ИТОГО: 364 слова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить программу в питоне которая
  • Как найти длину дуги зная вписанный угол
  • Как найти корень с дробным показателем
  • Как найти звонки в личном кабинете мегафон
  • Как составить торговую ситуацию