Как найти эпитет в былине

Работа над былинным эпитетом в начальных
классах

Словарная работа в ходе анализа текста
предполагает наблюдение за изобразитель- но-выразительными средствами языка
про- изведения. При выборе методических прие- мов для работы на уроке над
фольклорными произведениями учитель должен руковод- ствоваться жанровой
природой текста, осо- бенностями художественных средств языка. Работа над
языком былины на уроках лите- ратурного чтения актуальна для раскрытия ее
жанровых особенностей и идейно-худо- жественного смысла, а также должна орга-
нично вплетаться в систему анализа текста, подчеркивая его идейное содержание.
На- личие эпитетов, сравнений, фольклорных формул, свойственных языку
традицион- ных текстов, позволяет школьнику не толь- ко определять изучаемый жанр,
но и способ- ствует развитию его ассоциативного мыш- ления, творческого
воображения.

Остановимся подробнее на специфике изучения
эпитета в процессе анализа бы- линного текста на уроках литературного чтения. В
былине представлены эпитеты, относящиеся к конкретным понятиям и предметам,
явлениям природы, действую- щим лицам.

Задание 1. На этапе анализа былины учащимся
предлагается найти эпитеты, вы- яснить их значение и роль в тексте (учеб- ник
М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф.  Климановой «Родная речь») [1, 2]1.

1.1.        Эпитеты, характеризующие действу-
ющих лиц былины.

—           Найдите в тексте былины определе-
ния к словам: молодец — (добрый), бога- тырь — (сильный, могучий, храбрый,
славно- русский, старший), витязь — (молодой, сильный), Батый — (поганый, лихой),
Свя- тогор — (русский, могучий), Добрыня Ники- тич — (молоденький,
молодешенький, ласко- вый, обходительный), Садко — (богатый, новгородский),
Владимир — (Красно Сол- нышко, стольнокиевской), жена — (верная), матушка —
(родна), вдова — (честная), де- вица — (красивая, приветливая, угодливая,
ласковая, красная).

Как вы понимаете значение сочетания слов
добрый молодец, верная жена,  чест-  ная вдова, сильный богатырь,  славнорус-
ский богатырь, Садко, купец богатый нов- городский и т.д.? Как выявленные
опреде- ления характеризуют действующих лиц былины? В каких эпизодах былины
встре-

1 В квадратных скобках указан номер работы из
списка «Использованная литература». — Ред.

28

чаются сочетания слов добрый молодец, честная
вдова, славнорусский богатырь, Владимир Красно Солнышко, поганый Ба- тый?
Прочитайте понравившиеся эпизо- ды былины. Какие эпитеты, характеризую- щие
действующих лиц былины, являются общефольклорными?

Кого называют богатырем? Как характе- ризуется
богатырь в былине (внешность, богатырские качества, поступки)? («В пле- чах
широк, тонок в поясе, брови черные, со- болиные, глаза зоркие, соколиные, кудри
ру- сые, с лица бел да румян, ноги резвые; сила непомерная, ухватки
богатырские; сильный, храбрый, могучий; ласковый, обходитель- ный, добрый».)
Кто такой Батый? Каким он представлен в былине? Знаете ли вы что- нибудь о
монголо-татарском нашествии на Русь? Расскажите.

1.2.        Эпитеты, относящиеся к предметам
воинского снаряжения, оружия.

— Найдите в тексте былины определения к
словам: стрела — (каленая), палица — (тя- желая,  булатная),  латы  — 
(богатыр- ские), нож — (булатный), лук — (тугой, бо- гатырский),  копье  — 
(долгомерное),  стре- мя — (булатное), шелепуга — (подорожная). Что обозначают
эти определения? (Эпи- теты указывают на: материал: «булатный нож, стремя
булатное»; главную функцию, т.е. для чего служат «латы богатырские»; особый
способ изготовления: «калена стре- ла»; вес: «палица тяжелая»; размер: «копье

долгомерное»).

В каких эпизодах былины встречаются сочетания
слов булатный нож, калена стрела, палица тяжелая? Как предметы во- инского
снаряжения помогают богатырю? Прочитайте отрывки из былины.

1.3.        Эпитеты, относящиеся к предметам
одежды, обуви.

— Найдите в тексте былины определе- ния к
словам: одежда (одежа) — (дорож- ная), рубашечка — (тоненькая, полотня- ная),
шуба — (кунья), шляпа — (пуховая), платок — (шелковый), чеботы — (зелен
сафьян).

Что обозначают выявленные определе- ния?
(Эпитеты указывают на: материал, из которого предметы изготовлены: «кунья шуба
(из меха куницы), рубашечка полот- няная, платок шелковый»; цвет материала:

«чеботы зелен сафьян»; качество материала:

«рубашечка тоненькая»; главную функ- цию:
«одежа дорожная»). В каких эпизодах былины встречаются сочетания слов то-
ненькая полотняная рубашечка, одежа до- рожная? Прочитайте отрывки из былины.

1.4.        Эпитеты, относящиеся к конкрет-
ным понятиям и предметам, явлениям при- роды.

—           Найдите в тексте былины
определения к словам: поле — (чистое), земля — (киев- ская), гора — (дальняя,
Сорочинская), город Муром, Киев-град — (славный), пещеры,  но- ры — (змеиные),
палаты — (белокаменные), двор — (широкий, просторный), конюшня — (стоялая),
дорога — (прямоезжая).

Как вы понимаете сочетания слов поле чистое,
гора дальняя, Сорочинская, земля киевская? В каких эпизодах былины встре-
чаются эти определения слов? Прочитайте понравившиеся отрывки из былины. Как
сочетания поле чистое, гора дальняя, Соро- чинская, славный Киев-град
характеризуют путь богатыря? Что происходит с героем былины в чистом поле, в
славном Киеве- граде?

Задание 2. Учащимся читаются отрыв-

ки из известных им былин. Они должны са-
мостоятельно вставить эпитеты и сравнить полученный текст с данным: «Посреди
по- ля … (чистого), // На закате … (красна) сол- нышка, // На восходе …
(ясна) месяца // На заставу … (богатырскую) // Собирались на походный совет
// … (славнорусские) бо- гатыри» («Ильины три поездочки»); «Рас- тет Добрыня,
в плечах … (широк), … (тонок) в поясе, брови … (черные) вразлет, …
(собо- линые), глаза … (зоркие, соколиные), кудри … (русые) вьются
кольцами» («Добрыня Ни- китич»); «Стал Добрыня Никитич на … (добром) коне в
… (чисто) поле поезживать да … (малых) змеенышей … (резвым) конем
потаптывать», «… (Молоденький) Добрыня Никитич своей матушки не послушался»
(«Добрыня и змей»); «Быть тебе … (стар- шим) над всеми богатырями …
(русскими)»,

«Признали его самым … (сильным), самым

… (храбрым) из богатырей земли … (киев-
ской)» («Исцеление Ильи Муромца»).

Учащимся можно предложить вопросы, которые
способствуют пониманию жанро- вой природы былинного текста.

—           Вспомните, что такое былина. Как
ее раньше исполняли?

О чем повествуют былины? Приведите примеры
прочитанных былин.

Кого называют богатырем? Назовите имена героев
прочитанных былин. С кем вступают в бой Добрыня Никитич и Илья Муромец? («Стал
Добрыня Никитич на добром коне в чисто поле поезживать да малых змеенышей резвым
конем потап- тывать». «Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья
Муромец к своему стремени булатному и дальше по- ехал».)

Назовите помощников богатырей. (У Добрыни
Никитича — добрый конь, паро- бок (оруженосец), у Ильи Муромца — бо- гатырский
конь, калики перехожие.)

Какие эпитеты показывают четкое про-
тивопоставление персонажей сражающих- ся сторон? (Былина «Илья Муромец и Со-
ловей-разбойник»: «славный Киев-град, добрый молодец» — «рассказ страшный, крик
звериный»; былина «Ильины три поез- дочки»: «славнорусские богатыри, добрый
молодец, светлый месяц, русский право- славный закон» — «туча черная, люди чер-
ные, псы ночные, поганый закон». С одной стороны, славные города и вся земля
свято- русская — воплощение света, чистоты и славы, а с другой — черные силы
противни- ка — воплощение всего отрицательного, не- навистного человеку.)

Как описываются внешность и богатыр- ские
качества героя? Как вы понимаете со- четания слов молоденький Добрыня Ники- тич
и старший Илья Муромец? (В былине сочетание старший богатырь имеет значе- ние
главный среди русских богатырей. Илье Муромцу как главному, самому опытному
принадлежит во всех ситуациях неизменно ведущая роль. Добрыня Ники- тич, Алеша
Попович, Самсон Самойлович и другие герои постоянно упоминаются как

«вторые», младшие богатыри, и в этой ро- ли —
верные соратники Ильи Муромца. Добрыня Никитич постоянно называется молодым или
младшим богатырем. Таким образом, эпический возраст героя остается неизменным.)

Что вы заметили схожего и различного в прочитанных
сказках и былинах? Можно

ли назвать Никиту Кожемяку или Ивана- царевича
богатырем? Почему?

Задание 3. С целью сравнения фольк-

лорных жанров можно предложить задание
обобщающего характера.

—           Выберите сказочные и былинные эпи-
теты из предложенных сочетаний: «Славно- русский богатырь, честная вдова,
добрый конь, красна девица, Садко новгородский, гу- селки яровчатые, поле
чистое, море синее, зелена трава». Какие из них встречаются в текстах разных
фольклорных жанров? В каких ситуациях в сказках и былинах встречается сочетание
чистое поле? Почему в былине подробно описывается, где соби- рались богатыри на
совет? Подтвердите свои слова текстом былины.

Задание 4. По предложенным словосо-

четаниям учащимся предлагается опреде- лить
жанр и назвать изученную волшебную сказку или былину: «Садко новгородский,
богатый гость, гуселки яровчатые» (были- на «Садко»); «золотые яблоки, серый
волк, конь златогривый, Елена Прекрасная» (сказка  «Иван-царевич  и  Серый 
волк»);

«беленький козленочек, лошадиное копытце, козье
копытце, красная девица, сети шелко- вые» («Сестрица Аленушка и братец Ива-
нушка»); «мужички черниговские, стрела каленая, прямоезжая дорога, добрый моло-
дец, славный Киев-град» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

Таким образом, эпитеты, встречающие- ся в
былинных текстах, четко характеризу- ют внешность, богатырские качества героя,
а также вводят в предметный и простран- ственный мир конкретного жанра.

Одним из наиболее важных средств соз- дания
художественного мира былины явля- ются эпитеты, которые относятся, как пра-
вило, к главным персонажам. Прежде всего, это оценочные эпитеты: добрый
молодец, славнорусский богатырь (Илья Муромец, Добрыня Никитич), конь у
богатыря тоже добрый или добрый богатырский. Все ос- новные места действия
богатыря определя- ются эпитетом славный: «в славном городе было, во Рязани»,
«собрался Илья Муро- мец в славный Киев-град». Совокупность понятий,
определяемых эпитетом славный, представляет единую Русскую землю, об- ласть
боевой деятельности героя.

Для былины характерны изобразитель- ные
эпитеты, которые яркими красками характеризуют фон деятельности богатыря:
пейзаж Русской земли (поле чистое, темны лесушки, дороженька широкая, кустики
ни- зовенькие), место действия в городе (двор широкий, дворцы островерхие, столовая
горница). С помощью эпитетов, раскрыва- ющих сюжетную линию повествования,
достигается зрительная яркость изображае- мого (сыра земля, туча темная,
светлый ме- сяц, красно солнышко).

Эпитеты в тексте не применяются изо-
лированно, они рассматриваются в сочета- нии с определяемым словом. Смысловая и
выразительная емкость таких сочетаний позволяет судить об отношении исполните-
ля к действующим лицам, к событиям и от- дельным фактам, к месту действия и
дета- лям обстановки. С помощью данных изоб- разительно-выразительных средств
былина

способна делать широкие обобщения, выра- жать
глубину народной мысли, создавать монументальные и в то же время удиви- тельно
жизненные образы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.            Голованова М.В., Горецкий В.Г., 
Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн.
2. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. 240 с.

2.            Голованова М.В., Горецкий В.Г., 
Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн.
3. Ч. 1. М.: Просвещение, 1994. 255 с.

3.            Львов М.Р., Горецкий В.Г.,
Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в на- чальных классах. М.:
Изд. центр «Академия», 2000. 464 с.

4.            Пропп В.Я. Фольклор и
действительность: Избр. статьи. М., 1976.

Чтобы найти в тексте былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» эпитеты и гиперболы, следует обратится к тексту самой былины, а не созданной на ее основе сказки.

Эпитеты — это красочные описания, слова, придающие большую выразительность речи. Найдем эпитеты в тексте былины:

В первой же строфе мы встречаем сразу три эпитета, которые характеризуют Илью Муромца: удаленький, дородный, добрый. Далее Илью также называют Славным, стрелу каленой, земля сырая, стремечко булатное. Киев называется стольным, палаты в нем белокаменные, князь Светлый. Уста свои Соловей зовет Сахарными.

Гипербола — это сознательное преувеличение. Язык былин часто использует гиперболы и их много в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Назовем некоторые гиперболы:

Силы черным-черно, С горы на гору перескакивать, Не малу стопу- полтора ведра, От свиста маковки покривились, околенки рассыпались.

система выбрала этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Прежде чем перечитывать былину в поисках нужных нам фигур речи, предлагаю вспомнить, хотя бы в двух словах, что такое гипербола и эпитет. И, основываясь на наших данных, постараться найти их в тексте произведения.

Итак, гипербола есть преувеличение. Авторы обычно используют этот прием, чтобы акцентировать на внимание на тех или иных качествах героя. Примеры из былины:

1) Описывая свист Соловья-Разбойника, автор говорит:

или еще, про коня богатырского:

2) Эпитеты: с их помощью автор делает описываемые качества людей, животных, предметов более красочными и заметными. Эпитеты могут быть авторскими и постоянными (т.е. те, которые часто встречаются). В былине про Илью — множество постоянных эпитетов, которые мы могли встречать как в других былинах, так и, например, в сказках:

Чёрна­я Луна
[265K]

2 года назад 

Как и в любом другом художественном произведении в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» используются эпитеты и гиперболы. Эпитетами называют красочные описания в литературном произведении, которые предают речи выразительность. А гиперболы — это приемы, которые представляют собой преувеличение.

В былине гипербализована сила и могущество главного героя. Например, это выражается в описании движения Ильи:

В произведении так же гипербализован губительный свист Соловья-разбойника, для придания ему устрашения:

В этом же отрывке можно найти множество эпитетов, которые используются в фольклорных произведениях, такие как: добрый конь, белы ручишки, сыра земля, темные лесушки, лазоревы цветочки и другие.

Кроме этого, есть другие стандартные эпитеты для русских народных произведений : добрый молодец, чисто поле, славный град и др.

Так же есть слова в уменьшительно-ласкательной форме: реченька, травушка, ручушки, стремечко, дороженька.


Sveta-ksm
[41]

5 лет назад 

Гипербола:

1.С горы на гору стал перескакивать; 2.С холмы на холмы стал перемахивать;

3.Мелки реченьки, озёра промеж ног спущал.

Постоянные эпитеты:

  1. Силушка великая;
  2. Славный град
  3. Чисто поле;
  4. Лазоревы цветочки

Знаете ответ?

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления???– зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,

У ласкового князя у Владимира

Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Тут Илье и славу поют…

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,

Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…

ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин??–??постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелк?вая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Найдите и запишите примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былинах.

reshalka.com

ГДЗ Творческая тетрадь по литературному чтению 4 класс Коти. страница 14. Номер №1

Решение

Получай решения и ответы с помощью нашего бота

Устойчивые эпитеты, которые часто встречаются в былинах:
• питьё медвяное,
• палаты белокаменные,
• меч булатный,
• гусельки яровчатые,
• тетива шелковая,
• добрый конь,
• чёрный ворон,
• сыра земля,
• чисто поле,
• нож булатный,
• палаты белокаменные,
• добрый молодец,
• высокие горы.

Стихотворение «Учись у них» как мне кажется Фет писал в состоянии душевного беспокойства, возможно находясь в любовных переживаниях, и именно поэтому в этом стихотворении поэт радуется весне и надеется на какие-то изменения к лучшему.

Найдем средства художественной выразительности, которые использует Фет в своем стихотворении.

Эпитеты: Жестокая (по отношению к поре), Напрасные (слезы), Лютый (холод), Скорбящая (душа).

Олицетворения: Слезы как у человека застывают на коре Дуба и Березы; Метель сердито рвет, как живое существо; Холод хватает за сердце, словно рукой; Деревья молчат, опять как живые существа; верь весне, призыв верить весне как живому существу.

Метафоры: Застыли слезы — сок деревьев сравнивается со слезами, Метель рвет листы, Холод хватает — метафоры на сходстве действия.

Эпитеты, характеризующие это дерево:

липа чудная, душистая, цветущая,

ароматная, благоухающая, щедрая, стройная,

красивая, курчавая, развесистая, пышная,

раскидистая, тонкоствольная, изящная,

медоносная, лечебная, живительная, тенистая,

летняя, зеленая, тонкая, густая, ветвистая,

молодая, старая, корявая, желтая,

осенняя, засохшая, погибающая, пожелтевшая,

срубленная, сломанная, упавшая,

столетняя, вековая, древняя, толстая, огромная,

низкая, высокая, широкая, городская,

прибрежная, лесная, покосившаяся,

многолетняя, садовая, остриженная,

трухлявая, восточная, европейская,

русская, золотая, приятная, темная, чистая.

Эпитеты к слову «зарево»: вспыхнувшее, красное, ночное, неяркое, голубоватое, потухающее, зыбкое, янтарное, чистое, предутреннее, светлое, жуткое, золотистое, уходящее, густое, многоцветное, тусклое, сказочное, вишневое, вечернее, блистающее, огромное, гаснущее, зловещее, отдаленное, алое, лиловое, слепящее, электрическое, слабое, знойное, пестрое, рыжее, серебристое, мутное, странное, ослепляющее, зеленоватое, теплое, сумеречное, багровое, утреннее, сияющее, оранжевое, тревожное, удивительное, огненное, кровавое, пунцовое, пугающее, невероятное, закатное, страшное, красноватое, розовое, приближающееся, белое, туманное, желтое.

Постоянный эпитет — это определение, которое устойчиво сочетается с определяемым словом и обозначает характерный признак: добрый молодец, красна девушка, чисто поле, буйна голова, травушка шелковая и т. п.

Постоянные эпитеты как изобразительно-выраз­<wbr />ительные средства являются неотъемлемой частью фольклора: они встречаются в сказках, народных песнях, былинах.

В былинах у героя добрый конь богатырский, седелышко черкасское, тетива шелковая, меч булатный, калёна стрела, лук тугой разрывчатый.

А вот уздечка тесмяная (тесьмяная).

Находим в былине «Три поездки Ильи Муромца»:

6ETzutu62ALnXpZkGEHovb2s0PpoqEuu.png

В былине «Как Илья испытывал молодого Добрыню Никитича»:

kMojvrOqB9IUHa0VARDj8MQ9JYsLVG.png

Тесмяная уздечка — сделанная из тесьмы в отличие от сыромятной. Она считается более богатой и нарядной.

К слову «прохлада» могут подойти такие эпитеты:

освежающая прохлада, живительная,

благодатная, долгожданная, желанная,

утренняя, вечерняя, ночная, дневная,

предутренняя, целительная, благостная,

летняя, осенняя, весенняя, свежая,

упоительная, мимолетная, водная, лесная,

тенистая, оживляющая, благословенная,

безветренная, душистая, тихая, мирная,

бодрящая, пробуждающая, голубая,

кажущаяся, мрачная, мертвенная,

неотступная, приятная, сильная, непривычная,

морская, горная, речная, степная,

сырая, неприятная, влажная, чистая, зябкая,

зимняя, предвечерняя, внезапная, налетевшая,

неожиданная, рассветная, домашняя,

пьянящая, прибрежная, дивная.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить доклад на научную конференцию
  • Как составить акт наблюдения
  • Как найти снимки в геншин импакт
  • Как найти стилистическая окраска слова
  • Как найти девушку для вписки