Как найти эпитеты в былине

Работа над былинным эпитетом в начальных
классах

Словарная работа в ходе анализа текста
предполагает наблюдение за изобразитель- но-выразительными средствами языка
про- изведения. При выборе методических прие- мов для работы на уроке над
фольклорными произведениями учитель должен руковод- ствоваться жанровой
природой текста, осо- бенностями художественных средств языка. Работа над
языком былины на уроках лите- ратурного чтения актуальна для раскрытия ее
жанровых особенностей и идейно-худо- жественного смысла, а также должна орга-
нично вплетаться в систему анализа текста, подчеркивая его идейное содержание.
На- личие эпитетов, сравнений, фольклорных формул, свойственных языку
традицион- ных текстов, позволяет школьнику не толь- ко определять изучаемый жанр,
но и способ- ствует развитию его ассоциативного мыш- ления, творческого
воображения.

Остановимся подробнее на специфике изучения
эпитета в процессе анализа бы- линного текста на уроках литературного чтения. В
былине представлены эпитеты, относящиеся к конкретным понятиям и предметам,
явлениям природы, действую- щим лицам.

Задание 1. На этапе анализа былины учащимся
предлагается найти эпитеты, вы- яснить их значение и роль в тексте (учеб- ник
М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф.  Климановой «Родная речь») [1, 2]1.

1.1.        Эпитеты, характеризующие действу-
ющих лиц былины.

—           Найдите в тексте былины определе-
ния к словам: молодец — (добрый), бога- тырь — (сильный, могучий, храбрый,
славно- русский, старший), витязь — (молодой, сильный), Батый — (поганый, лихой),
Свя- тогор — (русский, могучий), Добрыня Ники- тич — (молоденький,
молодешенький, ласко- вый, обходительный), Садко — (богатый, новгородский),
Владимир — (Красно Сол- нышко, стольнокиевской), жена — (верная), матушка —
(родна), вдова — (честная), де- вица — (красивая, приветливая, угодливая,
ласковая, красная).

Как вы понимаете значение сочетания слов
добрый молодец, верная жена,  чест-  ная вдова, сильный богатырь,  славнорус-
ский богатырь, Садко, купец богатый нов- городский и т.д.? Как выявленные
опреде- ления характеризуют действующих лиц былины? В каких эпизодах былины
встре-

1 В квадратных скобках указан номер работы из
списка «Использованная литература». — Ред.

28

чаются сочетания слов добрый молодец, честная
вдова, славнорусский богатырь, Владимир Красно Солнышко, поганый Ба- тый?
Прочитайте понравившиеся эпизо- ды былины. Какие эпитеты, характеризую- щие
действующих лиц былины, являются общефольклорными?

Кого называют богатырем? Как характе- ризуется
богатырь в былине (внешность, богатырские качества, поступки)? («В пле- чах
широк, тонок в поясе, брови черные, со- болиные, глаза зоркие, соколиные, кудри
ру- сые, с лица бел да румян, ноги резвые; сила непомерная, ухватки
богатырские; сильный, храбрый, могучий; ласковый, обходитель- ный, добрый».)
Кто такой Батый? Каким он представлен в былине? Знаете ли вы что- нибудь о
монголо-татарском нашествии на Русь? Расскажите.

1.2.        Эпитеты, относящиеся к предметам
воинского снаряжения, оружия.

— Найдите в тексте былины определения к
словам: стрела — (каленая), палица — (тя- желая,  булатная),  латы  — 
(богатыр- ские), нож — (булатный), лук — (тугой, бо- гатырский),  копье  — 
(долгомерное),  стре- мя — (булатное), шелепуга — (подорожная). Что обозначают
эти определения? (Эпи- теты указывают на: материал: «булатный нож, стремя
булатное»; главную функцию, т.е. для чего служат «латы богатырские»; особый
способ изготовления: «калена стре- ла»; вес: «палица тяжелая»; размер: «копье

долгомерное»).

В каких эпизодах былины встречаются сочетания
слов булатный нож, калена стрела, палица тяжелая? Как предметы во- инского
снаряжения помогают богатырю? Прочитайте отрывки из былины.

1.3.        Эпитеты, относящиеся к предметам
одежды, обуви.

— Найдите в тексте былины определе- ния к
словам: одежда (одежа) — (дорож- ная), рубашечка — (тоненькая, полотня- ная),
шуба — (кунья), шляпа — (пуховая), платок — (шелковый), чеботы — (зелен
сафьян).

Что обозначают выявленные определе- ния?
(Эпитеты указывают на: материал, из которого предметы изготовлены: «кунья шуба
(из меха куницы), рубашечка полот- няная, платок шелковый»; цвет материала:

«чеботы зелен сафьян»; качество материала:

«рубашечка тоненькая»; главную функ- цию:
«одежа дорожная»). В каких эпизодах былины встречаются сочетания слов то-
ненькая полотняная рубашечка, одежа до- рожная? Прочитайте отрывки из былины.

1.4.        Эпитеты, относящиеся к конкрет-
ным понятиям и предметам, явлениям при- роды.

—           Найдите в тексте былины
определения к словам: поле — (чистое), земля — (киев- ская), гора — (дальняя,
Сорочинская), город Муром, Киев-град — (славный), пещеры,  но- ры — (змеиные),
палаты — (белокаменные), двор — (широкий, просторный), конюшня — (стоялая),
дорога — (прямоезжая).

Как вы понимаете сочетания слов поле чистое,
гора дальняя, Сорочинская, земля киевская? В каких эпизодах былины встре-
чаются эти определения слов? Прочитайте понравившиеся отрывки из былины. Как
сочетания поле чистое, гора дальняя, Соро- чинская, славный Киев-град
характеризуют путь богатыря? Что происходит с героем былины в чистом поле, в
славном Киеве- граде?

Задание 2. Учащимся читаются отрыв-

ки из известных им былин. Они должны са-
мостоятельно вставить эпитеты и сравнить полученный текст с данным: «Посреди
по- ля … (чистого), // На закате … (красна) сол- нышка, // На восходе …
(ясна) месяца // На заставу … (богатырскую) // Собирались на походный совет
// … (славнорусские) бо- гатыри» («Ильины три поездочки»); «Рас- тет Добрыня,
в плечах … (широк), … (тонок) в поясе, брови … (черные) вразлет, …
(собо- линые), глаза … (зоркие, соколиные), кудри … (русые) вьются
кольцами» («Добрыня Ни- китич»); «Стал Добрыня Никитич на … (добром) коне в
… (чисто) поле поезживать да … (малых) змеенышей … (резвым) конем
потаптывать», «… (Молоденький) Добрыня Никитич своей матушки не послушался»
(«Добрыня и змей»); «Быть тебе … (стар- шим) над всеми богатырями …
(русскими)»,

«Признали его самым … (сильным), самым

… (храбрым) из богатырей земли … (киев-
ской)» («Исцеление Ильи Муромца»).

Учащимся можно предложить вопросы, которые
способствуют пониманию жанро- вой природы былинного текста.

—           Вспомните, что такое былина. Как
ее раньше исполняли?

О чем повествуют былины? Приведите примеры
прочитанных былин.

Кого называют богатырем? Назовите имена героев
прочитанных былин. С кем вступают в бой Добрыня Никитич и Илья Муромец? («Стал
Добрыня Никитич на добром коне в чисто поле поезживать да малых змеенышей резвым
конем потап- тывать». «Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья
Муромец к своему стремени булатному и дальше по- ехал».)

Назовите помощников богатырей. (У Добрыни
Никитича — добрый конь, паро- бок (оруженосец), у Ильи Муромца — бо- гатырский
конь, калики перехожие.)

Какие эпитеты показывают четкое про-
тивопоставление персонажей сражающих- ся сторон? (Былина «Илья Муромец и Со-
ловей-разбойник»: «славный Киев-град, добрый молодец» — «рассказ страшный, крик
звериный»; былина «Ильины три поез- дочки»: «славнорусские богатыри, добрый
молодец, светлый месяц, русский право- славный закон» — «туча черная, люди чер-
ные, псы ночные, поганый закон». С одной стороны, славные города и вся земля
свято- русская — воплощение света, чистоты и славы, а с другой — черные силы
противни- ка — воплощение всего отрицательного, не- навистного человеку.)

Как описываются внешность и богатыр- ские
качества героя? Как вы понимаете со- четания слов молоденький Добрыня Ники- тич
и старший Илья Муромец? (В былине сочетание старший богатырь имеет значе- ние
главный среди русских богатырей. Илье Муромцу как главному, самому опытному
принадлежит во всех ситуациях неизменно ведущая роль. Добрыня Ники- тич, Алеша
Попович, Самсон Самойлович и другие герои постоянно упоминаются как

«вторые», младшие богатыри, и в этой ро- ли —
верные соратники Ильи Муромца. Добрыня Никитич постоянно называется молодым или
младшим богатырем. Таким образом, эпический возраст героя остается неизменным.)

Что вы заметили схожего и различного в прочитанных
сказках и былинах? Можно

ли назвать Никиту Кожемяку или Ивана- царевича
богатырем? Почему?

Задание 3. С целью сравнения фольк-

лорных жанров можно предложить задание
обобщающего характера.

—           Выберите сказочные и былинные эпи-
теты из предложенных сочетаний: «Славно- русский богатырь, честная вдова,
добрый конь, красна девица, Садко новгородский, гу- селки яровчатые, поле
чистое, море синее, зелена трава». Какие из них встречаются в текстах разных
фольклорных жанров? В каких ситуациях в сказках и былинах встречается сочетание
чистое поле? Почему в былине подробно описывается, где соби- рались богатыри на
совет? Подтвердите свои слова текстом былины.

Задание 4. По предложенным словосо-

четаниям учащимся предлагается опреде- лить
жанр и назвать изученную волшебную сказку или былину: «Садко новгородский,
богатый гость, гуселки яровчатые» (были- на «Садко»); «золотые яблоки, серый
волк, конь златогривый, Елена Прекрасная» (сказка  «Иван-царевич  и  Серый 
волк»);

«беленький козленочек, лошадиное копытце, козье
копытце, красная девица, сети шелко- вые» («Сестрица Аленушка и братец Ива-
нушка»); «мужички черниговские, стрела каленая, прямоезжая дорога, добрый моло-
дец, славный Киев-град» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

Таким образом, эпитеты, встречающие- ся в
былинных текстах, четко характеризу- ют внешность, богатырские качества героя,
а также вводят в предметный и простран- ственный мир конкретного жанра.

Одним из наиболее важных средств соз- дания
художественного мира былины явля- ются эпитеты, которые относятся, как пра-
вило, к главным персонажам. Прежде всего, это оценочные эпитеты: добрый
молодец, славнорусский богатырь (Илья Муромец, Добрыня Никитич), конь у
богатыря тоже добрый или добрый богатырский. Все ос- новные места действия
богатыря определя- ются эпитетом славный: «в славном городе было, во Рязани»,
«собрался Илья Муро- мец в славный Киев-град». Совокупность понятий,
определяемых эпитетом славный, представляет единую Русскую землю, об- ласть
боевой деятельности героя.

Для былины характерны изобразитель- ные
эпитеты, которые яркими красками характеризуют фон деятельности богатыря:
пейзаж Русской земли (поле чистое, темны лесушки, дороженька широкая, кустики
ни- зовенькие), место действия в городе (двор широкий, дворцы островерхие, столовая
горница). С помощью эпитетов, раскрыва- ющих сюжетную линию повествования,
достигается зрительная яркость изображае- мого (сыра земля, туча темная,
светлый ме- сяц, красно солнышко).

Эпитеты в тексте не применяются изо-
лированно, они рассматриваются в сочета- нии с определяемым словом. Смысловая и
выразительная емкость таких сочетаний позволяет судить об отношении исполните-
ля к действующим лицам, к событиям и от- дельным фактам, к месту действия и
дета- лям обстановки. С помощью данных изоб- разительно-выразительных средств
былина

способна делать широкие обобщения, выра- жать
глубину народной мысли, создавать монументальные и в то же время удиви- тельно
жизненные образы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.            Голованова М.В., Горецкий В.Г., 
Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн.
2. Ч. 1. М.: Просвещение, 1995. 240 с.

2.            Голованова М.В., Горецкий В.Г., 
Климано- ва Л.Ф. Родная речь: Учеб. для учащихся началь- ной школы: В 3 кн. Кн.
3. Ч. 1. М.: Просвещение, 1994. 255 с.

3.            Львов М.Р., Горецкий В.Г.,
Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в на- чальных классах. М.:
Изд. центр «Академия», 2000. 464 с.

4.            Пропп В.Я. Фольклор и
действительность: Избр. статьи. М., 1976.

Чтобы найти в тексте былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» эпитеты и гиперболы, следует обратится к тексту самой былины, а не созданной на ее основе сказки.

Эпитеты — это красочные описания, слова, придающие большую выразительность речи. Найдем эпитеты в тексте былины:

В первой же строфе мы встречаем сразу три эпитета, которые характеризуют Илью Муромца: удаленький, дородный, добрый. Далее Илью также называют Славным, стрелу каленой, земля сырая, стремечко булатное. Киев называется стольным, палаты в нем белокаменные, князь Светлый. Уста свои Соловей зовет Сахарными.

Гипербола — это сознательное преувеличение. Язык былин часто использует гиперболы и их много в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Назовем некоторые гиперболы:

Силы черным-черно, С горы на гору перескакивать, Не малу стопу- полтора ведра, От свиста маковки покривились, околенки рассыпались.

система выбрала этот ответ лучшим

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Прежде чем перечитывать былину в поисках нужных нам фигур речи, предлагаю вспомнить, хотя бы в двух словах, что такое гипербола и эпитет. И, основываясь на наших данных, постараться найти их в тексте произведения.

Итак, гипербола есть преувеличение. Авторы обычно используют этот прием, чтобы акцентировать на внимание на тех или иных качествах героя. Примеры из былины:

1) Описывая свист Соловья-Разбойника, автор говорит:

или еще, про коня богатырского:

2) Эпитеты: с их помощью автор делает описываемые качества людей, животных, предметов более красочными и заметными. Эпитеты могут быть авторскими и постоянными (т.е. те, которые часто встречаются). В былине про Илью — множество постоянных эпитетов, которые мы могли встречать как в других былинах, так и, например, в сказках:

Чёрна­я Луна
[265K]

2 года назад 

Как и в любом другом художественном произведении в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» используются эпитеты и гиперболы. Эпитетами называют красочные описания в литературном произведении, которые предают речи выразительность. А гиперболы — это приемы, которые представляют собой преувеличение.

В былине гипербализована сила и могущество главного героя. Например, это выражается в описании движения Ильи:

В произведении так же гипербализован губительный свист Соловья-разбойника, для придания ему устрашения:

В этом же отрывке можно найти множество эпитетов, которые используются в фольклорных произведениях, такие как: добрый конь, белы ручишки, сыра земля, темные лесушки, лазоревы цветочки и другие.

Кроме этого, есть другие стандартные эпитеты для русских народных произведений : добрый молодец, чисто поле, славный град и др.

Так же есть слова в уменьшительно-ласкательной форме: реченька, травушка, ручушки, стремечко, дороженька.


Sveta-ksm
[41]

5 лет назад 

Гипербола:

1.С горы на гору стал перескакивать; 2.С холмы на холмы стал перемахивать;

3.Мелки реченьки, озёра промеж ног спущал.

Постоянные эпитеты:

  1. Силушка великая;
  2. Славный град
  3. Чисто поле;
  4. Лазоревы цветочки

Знаете ответ?

Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств

В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.

Обычно былина начинается с короткого вступления???– зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.

Например:

Как во славном городе во Киеве,

У ласкового князя у Владимира

Было пированьице – почестен пир…

После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:

Тут Илье и славу поют…

Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.

В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:

Прямоезжая дорожка заколодила,

Заколодила дорожка, замуравила…

Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:

Да У славной У речки У Смородины…

ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…

Другая примечательная особенность былин??–??постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.

Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.

А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелк?вая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.

В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.

С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».

И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.

Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.

Найдите и запишите примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былинах.

reshalka.com

ГДЗ Творческая тетрадь по литературному чтению 4 класс Коти. страница 14. Номер №1

Решение

Получай решения и ответы с помощью нашего бота

Устойчивые эпитеты, которые часто встречаются в былинах:
• питьё медвяное,
• палаты белокаменные,
• меч булатный,
• гусельки яровчатые,
• тетива шелковая,
• добрый конь,
• чёрный ворон,
• сыра земля,
• чисто поле,
• нож булатный,
• палаты белокаменные,
• добрый молодец,
• высокие горы.

Примеры художественных средств выразительности в былине «Алёша Попович и Тугарин Змей»

В былинах часто используются художественные средства выразительности — эпитеты.

Эпитет — образное определение, которое ярко и эмоционально описывает человека, предмет, события, явление.

Примеры эпитетов

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, по прозвищу Поповичем.

Эпитет — «в славном городе».

Вот подрос Алёша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить, до синего моря добраться, в лесах поохотиться. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копьё острое да лук со стрелами.

Эпитеты — «в чистое поле», «в широкое раздолье», «по Руси привольной», «до синего моря», «коня богатырского».

Князь Владимир их ласково встречает.

— Здравствуйте, гости, вы откуда ко мне приехали? Как зовут вас по имени, величают по отчеству?

— Я из города Ростова, сын соборного попа Леонтия. А зовут меня Алёшей Поповичем. Ехали мы чистой степью, повстречали Тугарина Змеевича, он теперь у меня в тороках висит.

Эпитет — «гости милые».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нарушена структура целостности конфигурации как исправить
  • Найти как готовить драники
  • Как исправить тазовое предлежание во время беременности
  • Как найти мой идекс
  • Stop 0x000000f4 windows 7 при загрузке как исправить