Как найти этимологических родственников

Содержание

  • Что такое этимологически родственными?
  • Какие слова называются этимологически родственными?
  • Какие слова в современном русском языке не имеют родственных слов и почему?
  • Что такое этимология слова?
  • Что такое родственные слова?
  • Что можно узнать из этимологического словаря?
  • Что есть общего у родственных слов?
  • Какие родственные слова?
  • Что такое пары родственных слов?
  • Что такое однокоренные слова 4 класс?
  • Какие бывают однокоренные слова?
  • Почему у слов начало и конец один корень?
  • Как произошло слово этимология?
  • Почему происхождение слова?
  • Как называется наука о происхождении слов?

Что такое этимологически родственными?

Этимологические родственники – это слова, произошедшие от одного и того же слова, но в современном языке имеющие разные корни. Например: корабль, короб, корыто — слова произошли от слова «кора», но в данный момент они имеют разные корни (например: корабль — все слово является корнем + нулевое окончание).

Какие слова называются этимологически родственными?

( Ответ: Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака; все они происходят от глагола «волоку».

Какие слова в современном русском языке не имеют родственных слов и почему?

Родственные словаслова, которые имеют одинаковое происхождение, восходят исторически к одному и тому же древнему (общеславянскому или даже индоевропейскому) корню, но в современном русском языке однокоренными уже не являются, например: приют и уют.

Что такое этимология слова?

С точки зрения происхождения слова или выражения, его связей с другими словами или выражениями в родном и в других языках. В соответствии с законами и принципами этимологии как раздела языкознания, изучающего происхождение слов.

Что такое родственные слова?

Родственные слова — это лексемы, близкие по смыслу, с одним и тем же корнем, принадлежащие к разным частям речи. Узнаем, что такое родственные слова в русском языке, если выясним их близость по значению и выделим общий корень в морфемном составе.

Что можно узнать из этимологического словаря?

Этимологи́ческий слова́рь — это лингвистический словарь, содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели. Крупные толковые словари также могут содержать заметки об этимологии слов.

Что есть общего у родственных слов?

Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными. Корень слова – это самая главная часть в слове.

Какие родственные слова?

Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу. Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Что такое пары родственных слов?

Родственные слова — это близкие по значению лексемы (слова) с одним и тем же корнем, но разными приставками и суффиксами. … Пример: род — родственник — выродок — родня — родить — родильный — родовой. Все слова близки по значению, имеют одинаковый корень — род-.

Что такое однокоренные слова 4 класс?

Однокоренные слова — это слова (лексемы) разных частей речи с общим смысловым корнем (примеры: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (например: белый, беловатый, беленький).

Какие бывают однокоренные слова?

Однокоренные словаслова (лексемы) с одинаковым корнем, разных частей речи (красный, краснота, краснеть, красно) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (красный, прекрасный, красноватый, красненький).

Почему у слов начало и конец один корень?

Разумеется, в современном русском языке корни у этих слов разные. Но у них исторически общее происхождение, так что о родстве тут можно говорить в этимологическом плане. Оно связано с древнерусским словом конъ ‘предел, граница’, ‘конец‘, ‘начало‘. …

Как произошло слово этимология?

Этимоло́гия (др. … -греч. ἐτυμολογία от ἔτυμον — истина, основное значение слова и λόγος — слово, учение, суждение) — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов (устойчивых оборотов и реже морфем).

Почему происхождение слова?

Местоименное наречение «почему» образовано путем слияния местоимения с предлогом: по + чему. Начальная форма — «что». Образовано от праславянского «* čь».

Как называется наука о происхождении слов?

Лексикология (от др. -греч. λέξις — слово, выражение, λόγος — наука, суждение) — раздел лингвистики, изучающий лексику.

Интересные материалы:

Сколько литров на 100 км Ваз 2107?
Сколько литров в 1 кубическом метре метана?
Сколько литров в кубе дров?
Сколько литров варенья получается из 1 кг клубники?
Сколько люксов на улице?
Сколько лошадиных сил в танке?
Сколько ложек 170 г сахара?
Сколько ложек 70 уксуса вместо 9?
Сколько ложек муки в 180 граммах?
Сколько ложек сахара в 1 кг?

Кузя163: ↑27 мар 2018, 13:47
Помогите найти этимологических родственников:
портал, портовый, спорт, портрет, портной, портить
Мой ответ портной и портить. Но я сомневаюсь. Спасибо

Очень интересные дела с этой связкой под именем ПОРТ. Можно выделить три её основные функции, но, возможно, существуют и ещё какие-либо.
Разберём.
ПОРТФЕЛЬ, ПОРТсигар, ПОРТМоне, ПОРТУПЕЯ, ПОРТШЕЗ несут в себе идею переноски, где ПОРТ — это ношение, а вторая часть слова означает, что именно переносят (правда, тут неясность с портупеей — что за упея?).
Но однако ПОРТ не обязательно переноска. Ведь аэроПОРТ ничего никуда не переносит, так же как и ПОРУБ – старорус; темница, тюрьма, погреб. Значит, ПОРТ может содержать в себе идею сохранности, то, что сохраняет.
И третья идея — это ТКАНЬ. Сравним: ПОРТНО – старорус; холст, ПОРТЪ – старорус; кусок ткани. одежда. Отсюда и ПОРТКИ. Возможно, слово ПОРТРЕТ произошло в силу того, что художники для написания портрета часто использовали холст, что однако не исключает использования этого слова для реализации идеи носки: ведь портрет несёт в себе дух человека.

Что касается слов СПОРТ и ПОРТИТь, то это совершенно из другой оперы. Здесь пусть не смущает буква О, здесь главное ПР — идея напора. ПР используется в четырёх случаях: 1. ПЕРЕДАЧА напора. Корень «ПР» отражает все возможные слова, которыми обозначается всё, что получается в результате напора и что является участником этого напора. ПРАТЬ – перу, напр. попрать, связано с переть (лит. spirti, spiriu «топтать ногами, теснить, нажимать», лат. spern «отталкивать, унижать, пренебрегать», др.-инд. sphurati «отталкивает ногами, дрыгает, вздрагивает», авест. sparaiti «попирает, толкает», др.-исл. sporna «лягать», нем. sроrnеn «пришпоривать, подталкивать», греч. ασπαιρω, σπαιρω «трепещу, противлюсь, содрогаюсь»), ср. также преть, прение, спор, а также -ПИРАТЬ, отпирать, запирать, выпирать. Передача напора осуществляется разными, но однокоренными по корню «ПР» глаголами.
ПЕРЕТЬ, ПРУ, УПЕРЕТЬ, НАПЕРЕТЬ, ЗАПЕРЕТЬ, ОПОРА, ПОДПОРА, др.-русск. пръти «ссориться», др.- русск. пьря «борьба, спор» праслав. *perti, *рьro (укр. перти, пру, блр. перць, пру, болг. запра, запирам «задерживаю, запрещаю», сербохорв. заприjети, запрем, словен. zapreti, zaprem «запереть», др.-чеш. prieti, pru, чеш. zapriti, zарru «загородить, подпереть», слвц. zарriеt’, в.-луж. prec, н.-луж. pres «упираться; отрекаться»; лит. spiriu, spirti «подпирать», лат. sреrnо, spernere «отталкивать, пренебрегать», др.-инд. sphurati «отталкивает (ногой), устремляется, вздрагивает», авест. sparaiti «попирает, толкает», др.-исл. sporna «лягать», нов.-в.-н. sроrnеn «пришпоривать», д.-в.-н. sраrrо, ср.-нж.-нем. sparre «брус, шест», чеш. priti «спорить», лит. реr~ti «бить, хлестать банным веником», лтш. pireties «ссориться», авест. peretant «они сражаются», авест. раr- «стоять на пути»).
Глагол ПИРДАТЬ обозначает «кромсать, портить», олонецк. (карельск. piird-, вепс. pirdan, фин. piirt «делать надрез, зарубку»),
ПОРОТЬ – др.-русск. пороти, порю «разрезать, потрошить», праслав. *porti, *porjo (укр. пороти, блр. пороць, болг. поря «разрезаю», сербохорв. порити, порим «пороть, распарывать», словен. prati, porjem «пороть (но шву)», чеш. parati «пороть, распарывать», слвц. раrаt’ – то же, польск. proc, porze «пороть, разрезать», в.-луж. proc, роru, н.-луж. projs). ПОРСНУТЬ «сильно ударить, хлестнуть», новгор. (Даль).
ПРЕКАТЬ упрекать, попрекать (укр. прохати «просить»).
Можно ПРЕТЬ, прю «спорить» русск. пръти (СОПЕРНИК, ПРЯ, СПОР), а можно и ПРЕТИТЬ прещу, претит, воспретить, запретить русск. прътити (болг. претя, сербохорв. приjетити, приjетим «грозить», словен. pretiti, pretim – то же, н.-луж. psesis – то же) родство с перёк, перечить.
Глагол ПРАТЬ, перу означает «стирать, колотить белье», др.-русск. пьрати, перу «стирать», праслав. *рьrаti (укр. прати, перу «колотить, стирать», блр. праць, перу «валять, колотить вальком; нещадно бить», болг. перя «мою, стираю», сербохорв. прати, перем – то же, словен. prati, рerеm «бить, колотить, мыть», чеш. prati, реru «стирать», слвц. рrаt’, реrеm, польск. рrаc, piore, в.-луж. рrаc, pjeru, н.-луж. рrаs, реru; лит. per~ti, periu «бить, сечь банным веником», лтш. реru «бить веником в бане»).
И при нагревании действие обозначается глаголом ПРЕТЬ, прею (укр. прiти, прiю, випрiти «взопреть, сопреть», др.-польск. przec «потеть, преть», польск. przec», przeje – то же, н.-луж. pres, preju «засыхать, вянуть»; греч. πρθω, πιμπρημι «зажигаю, вздуваю», буд. πρησω, аор. επρησα) связано с ПАР.
При препятствии воздух при выдохе человек будет ПЕРХАТЬ «покашливать», диал.: орл., курск., воронежск., смол. (укр. пирхати «фыркать», блр. перхаць «кашлять», болг. пръхам «фыркаю», прухтя, пръхтя – то же, словен. prhati, рrehаm «фыркать»; лтш. spur~slat «фыркать»).
Передача напора в поперечном направлении – -ПЕРЁК, поперёк, ПЕРЕЧИТЬ, др.-русск. перекъ «ширина, поперечина» из праслав. *реr-kъ (укр. перека «противоречие, противодействие», блр. перек «поперек», болг. пряко «напрямик, поперек», сербохорв. приjек «крутой», приjеки «прямой, ближайший», приjеко «через», словен. рrеk, рrеkо, чеш. prika «крутизна», pri «поперечник», слвц. рriеk «упорство, сопротивление», польск. przeko «поперек», рrzесzуc «перечить», в.-луж. preki «поперек, через, напротив», н.-луж. preki).
Опираться на воздух – ПОРХАТЬ праслав. *ръrх- (укр. пирхати, перхати, блр. пырхаць наряду с укр. порхати, словен. prhati, prhniti «порхать, разлетаться», слвц. рrсhаt’ «бежать», польск. pierzchac, pierzchnac «удрать, быстро убежать»).
ПРОБОВАТЬ, ПРОБА впервые пороховой проб (1705 г., у Петра I) пробовать (укр. проба, пробувати, польск. proba «проверка, испытание», probowac, нем. Рrоbе «проба», ср.-лат. рrоbа – то же, probire «испытывать, проверять»).
ПРОСИТЬ, др.-русск., просити (укр. просити, итер. прашати, болг. прося, сербохорв. просити, просим «клянчить, сватать», словен. prositi, prosim «просить», чеш. prositi, слвц. рrоsit’, польск. prosic, в.-луж. рrоsуc, н.-луж. рrоsуs; лит. prasyti «требовать, просить», лтш. prasit – то же, др.-инд. pracnas «вопрос», prcchati «спрашивает», авест. frasa- «вопрос», лат. рrесоr «просить», рrосus «жених», гот. fraihnan «спрашивать», д.-в.-н. fragа «вопрос», fragen, fragon «спрашивать», лат. роsсy «требовать, выпрашивать», тохар. perk, рrаk «просить»).
ПРУДИТЬСЯ «греться (у печки)», орл., калужск., ряз. (Даль) (чеш. pruditi «гореть, нагревать», польск. predanie «горение»).
ПРЯЧЬ прягу, прячи, запрягать, напрягать, др.-русск. напрягу, напрячи, праслав. *prego, *prekti (укр. прягти «запрягать», пряжу, блр. впрэгцi, впрэгу, сербск. напряшти, болг. запрягам, спрегнути, спрегнем «стягивать», слвц. sрriаhаt’, sрriаhnut’ «соединить», польск. sprzag «упряжка», sprzegac «сцеплять, стягивать», в.-луж. sрrаh «упряжка», рrаhаc «натягивать»; лит. sprangus «застревающий», springti, springstu «давиться при глотании», sprengeti «душить», лтш. sprangat «затягивать», saspranga «бечевка», нов.-в.-н. Sprenkel «силок», ср.-в.-н. sprinke «ловушка», д.-в.-н. springa – то же).
ПРЯЖИТЬ «поджаривать», «жарить (в масле)», ПРЯГУ зап., южн. (Даль), первонач. *praјiti (укр. прягти, пряжу, болг. пържа, пража «тушу, поджариваю», сербохорв. nржити, пржим, словен. praјiti, praјim, prјiti, prјim, чеш. praјiti «жарить, поджаривать, жечь (на солнце), калить (орехи)», слвц. рrајit’, польск. рrаzуc, в.-луж. praјic, н.-луж. рrајуs «поджаривать, жечь, сушить»; чеш. prahnouti «сохнуть, высыхать; жаждать, желать», польск. pragnac – то же, укр. прагнути «жаждать», лит. spraga, sprageti «жариться; трещать (о древесине)», spraginti «жарить», sprogti «лопнуть», лтш. spragt «лопнуть, треснуть», spruogt «покрыться почками», лит. spurgas «глазок растения», норв. spraka «трещать», др.-инд. sphіrjati «ворчит, гремит, вырывается наружу», sphіrjas «определенное растение», авест. sраre‘а- «отросток», греч. ασπαραγος «побег растения; спаржа», пряда «вид проса», укр. пряда, лат. рrеmo «давлю»).
ПРЯДАТЬ (напр., ушами), прянуть, воспрянуть (укр. прянути «кинуть», блр. прянуць, сербохорв. предати «бояться», словен. opresti, predem «падать с ног», с др. вокализмом: пруд, прудкий; др.-исл. spretta, spratt «пробиваться, лопаться». англ. sprint «бежать на короткую дистанцию; грести изо всех сил», ср.-в.-н. sprenzen «рвать; брызгать»).
ПРЯСТЬ, пряду, др.-русск. прясти, праслав. *presti, *predo (укр. прясти, болг. преда «пряду», сербохорв. прести, предем, слвц. рriаst’; лит. sprendјiu, sprendјiau «обтягивать, обмерять», лтш. sprieјu, spriest «натягивать, растягивать», лит. sprindis «пядь», англос. sprindel «силок, крючок»).
ПРЯТАТЬ, прячу, опрятный, прятанье «корчевание земли под пашню», арханг., опрятывать «одевать, убирать (покойника)», др.-русск. с(ъ)пратати «привести в порядок» (блр. грам. 1392 г.), опрiатати «убрать, обрядить (к погребению)», от *protъ (прут), *pretati (укр. прятати «приводить в порядок, убирать, хоронить», блр. прятаць «одевать, надевать, совать», болг. опретам се «приготовляюсь к работе», сербохорв. претати, прећем «зарывать; засыпать (золой)», спретати «стрелять», спретан, -тна «ловкий», словен. spгeten, -tnа «годный, проворный», польск. sprzatac «убирать», sprzet «утварь, прибор»).
ПОРИТЬ «толстеть, жиреть, увеличиваться; помогать, оказывать пользу», пориться «удаваться».
На этом я остановлюсь, потому что значений с ПР ещё много и подзначений значений, поэтому здесь получится не пост, а целый Талмуд.
Ясно одно: спорт и порт из разных весовых категорий, также, как и портной с портить.

Задача урока: Обнаружить с детьми
возможность проверки корневых орфограмм с
помощью “этимологических” родственников.

Цели урока

Познавательные:

  1. Дать возможность детям пронаблюдать данное
    языковое явление
  2. Выделить частно-практическую задачу и
    организовать её решение.

Развивающие:

  1. Активизировать развитие вербальной и
    невербальной речи, логического и дивергентного
    мышления
  2. Развивать навыки групповой работы

Воспитательная:

  1. Способствовать формированию чувства
    ответственности, гражданственности, патриотизма

Тип: Урок решения частных задач.

Ход урока

I. Ситуация успеха. (рисунок 1)

На данном этапе детям необходимо получить
эмоциональное удовлетворение от собственных
знаний. Дети умеют находить сильную позицию в
корне слова при помощи родственных слов.
Ситуация успеха носит и познавательный характер,
учителем подобран материал, в соответствии с
общей канвой урока.

На доске изображение — “родовое” дерево.

Учитель. О чём может рассказать вам это
дерево?

Дети. О том, что у слов, как и у людей, есть
родственники;

Дети. О том, что у слов есть корень,
который несет главный смысл слова, от
которого рождаются другие слова;

Дети. О славянском боге “РОД”, с которым мы
уже познакомились.

Учитель. Так же как это дерево уходит своими
корнями глубоко в землю, так и история языка
уходит в глубокую, далекую древность. Ребята,
как мы узнаем об истории? О том, что было очень
давно?

Дети. Из летописей, результатов
археологических раскопок, рассказов ученых,
историков, из книг.

Учитель. Совершенно верно. Сохранились
древнейшие письменные источники, в которых
рассказывается о далеком прошлом. Вспомним
записи греческого ученого-историка Геродота,
древнерусские летописи, берестяные грамоты.

В Новгороде вели раскопки и нашли берестяную
грамоту мальчика Онфима, жившего в ХШ веке. Вот
она.

Учитель показывает увеличенные копии
берестяных грамот.

Учитель. Совсем еще маленький был этот
новгородский грамотей. Однако его грамоты
оказались очень интересны для учёных. Давайте
пофантазируем. Представим, что этот мальчик
прислал нам письмо из XIII века. Мы его переделали
на понятный нам язык. Вот оно.

Ты ж_вешь в мир_ сло_.

Каждое слово — это мал_нькое чудо.

У слова своя долгая и _нтересная жизнь.

Как человек оно рождается, растет,

стареет и умирае_. П_дружись со словом —

и ты откроешь удивительную стр_ну

р_дного языка.

Учитель. Всё ли в этом письме в порядке?

Дети. Нет. Здесь есть пропуски. Надо их
заполнить.

Дети заполняют пропуски, пользуясь
известными способами, по одному ученику выходят
к доске и комментируют. Остальные выражают
согласие-несогласие.

Учитель. Молодцы. Прочитайте письмо.

Что значит родной язык?

Дети. Родной — принадлежит твоему роду, нашему
народу.

Учитель. В России живет много
национальностей, но так сложилось, что именно
русский язык — наш общий родной язык. Наш язык
вырос из славянского языка.

II . Постановка и решение учебной задачи.

На данном этапе актуализируется потребность
узнать новое, раскрываются новые отношения и
связи внутри понятия “родственные слова”.

Детям предоставляется возможность применить
свои умения на новом материале. Выдвигая
гипотезы, предполагая о наличии этимологических
словарей, применяя известные способы работы со
словарём, и наконец, предполагая о возможности
проверки слабых позиций с помощью
этимологических родственников, дети практически
самостоятельно решают данную практическую
задачу.

Учитель. Словене — так называли себя славяне в
древности.

Учитель прикрепляет слова “СЛОВЕНЕ” И
“СЛАВЯНЕ”.

Так вот, словене считали, что в основе их
называния само “слово”.

Учитель прикрепляет “СЛОВО”.

Осознавая свою духовную и кровную близость, они
отличали себя, владеющих общим языком, от
иноплеменников, чужеземцев, не умеющих говорить
на нём, от всех и всяческих “немцев”, то есть как
бы “немых” народов.

Конечно, это только одна из гипотез, но очень
правдоподобная.

Учитель. Итак, “словене”, “славяне”
произошли от слова “слово”.

Но и у “слова” есть свои предки. Словарь Даля
сообщает нам: слышать, слух, слыть, славить, слава.

Учитель прикрепляет слово “СЛАВА”.

Славяне, слово, слава — взаимосвязь
историческая, очень символичная. Славяне
прославились поистине грандиозным вкладом в
сокровищницу мировой культуры. И, прежде всего,
вспоминается достигнутое ими в словесном
творчестве. Величайшая литература всех времен и
народов — литература XIX века. Но не только проза,
поэзия. Можно добавить — искусство, наука,
просвещение и другие области, где слово служит
средством самовыражения человека.

Учитель. Откуда я узнала такие интересные
сведения?

Дети. Из книг, от ученых, которые изучают
историю языка.

Учитель. Как появилось слово, какова его
история и происхождение, как складывается судьба
слова, как оно меняется со временем? На эти
вопросы отвечает очень интересная и серьезная наука
этимология.

“Этимон” истинное, исходное значение
слова.

“Логос” — учение, наука.

Дети записывают в тетради слово “этимология”

Учитель. Ученые — этимологи русских слов
серьезно изучают, как рождалось слово, как
складывалась его судьба. Не хотите ли Вы сами
побыть в роли исследователей?

Попробуйте “раскопать”, как произошли слова
“столица”, “коньки”.

Дети сами выбирают форму работы. На данном
уроке дети объединились в группы.

Результат работы – гипотезы происхождения
данных слов.

Дети. Мы думаем, что слово “столица”
произошло от слова “стол”.

Дети. А мы считаем, что слово
“столица” означает — “сто” и “лица”.

А коньки — от слова “конь”.

Учитель. Авторы нашего учебника нашли
научное объяснение — этимологию этих слов. Хотите
узнать?

Дети работают с учебником, читают сведения,
высказывают свои суждения.

Учитель. А где можно самим найти такие
сведения?

Дети. Может, есть специальные книги в
специальных библиотеках.

Дети. В учебнике.

Дети. Мне кажется, для этого должны быть
справочники или словари.

Учитель. “Многие знают, что листать словари —
огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и
не можешь глаз оторвать от лесенки слов”.

Действительно, есть специальные Этимологические
словари
. Как они устроены?

Дети листают словари, рассказывают о своих
наблюдениях.

Дети. В этимологическом словаре слова тоже
расположены в алфавитном порядке.

Дети. Только здесь написано не просто слово,
здесь целый рассказ.

Учитель. Это статья, где указаны версии
происхождения слова.

Испытайте и вы удовольствие, листая странички
словаря.

Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах ,
которые указаны в вашем задании. Объясните
происхождение этих слов.

Дети снова сами выбирают форму работы – в
группах.

Каждой группе выдается задание на листках с
перечнем слов:

I. Рябина

Платок

Висок

II. Капуста

Калина

Упражнение

III. Блины

Малина

Гвоздика

IV. Пирог

Косынка

Ежевика

Дети читают, обсуждают и готовят объяснения.

В разных группах работают по-разному. Учитель
имеет возможность визуальной диагностики умения
детей работать в группах и выбирать форму работы.

Каждая команда выходит к доске, и дети
рассказывают о каком-либо слове. В это время
учитель прикрепляет это слово к доске, указывая
пропуском на слабую позицию в корне.

Н — р: Р_бина.

Учитель. Можете ли вы после объяснения, как
произошло это слово, вставить букву в корень
слова?

Дети. Думаем, что можем. Здесь будет буква
“Я”.

Дети выражают своё отношение к этому.

Затем аналогично продолжается работа с каждым
словом. Слова записываются в тетрадь.

Учитель. Какой вывод можно из этого сделать?
Что бы вы хотели сказать?

Дети. Значит, зная, как произошло слово, можно
и правильно написать его.

Дети. Оказывается, этимология слова помогает
найти букву в слабой позиции в корне слова.

III. Рефлексия урока.

Данный этап необходим как логическое
завершение работы и позволяет выявить уровень
осознанного отношения к проделанной работе. А
так же позволяет детям получить эмоциональное
удовлетворение от выполненной работы.

Учитель. Вот видите, как происходит. Бывшее,
давнее родство не забывается. Далеко в земле
корни нашего дерева, далека история славян,
далеки наши предки. Но есть от наших предков
самый могущественный вечный памятник. Это
“слово”. И мы, юные языковеды, изучаем этот
памятник и открываем удивительную страну
родного языка.

Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово,
а значит и родной язык, и родную историю.

Учитель. О чём вам хотелось бы рассказать
дома?

МОУ
«Милославская школа»

Проект
по русскому языку

«Этимологически
родственные слова»

Работу
выполнили

ученики
5 «Б»  класса:

Мавринский
Артём,

Гуськов
Александр,

Бокарёв
Андрей

Руководитель:

Обысова
Наталья

Владимировна

п.
Милославское, 2018 г.

Оглавление

1.    
Введение…………………………………………………………….стр. 3-6.

2.    
Основной этап………………………………………………………….стр.
7.

3.    
Практическая часть…………………………………………………стр.
8.

4.    
Заключительный этап…………………………………………………стр.
9.

5.    
Заключение……………………………………………………….стр. 9-10.

6.    
Источники информации (используемая
литература)……………….стр. 10.

7.    
Приложения………………………………………………………стр. 11-16.

Введение

          Когда
звучат этимологически родственные слова, то не каждый понимает, что они
однокоренные. Этимология – это наука о происхождении слов, одна из древнейших
отраслей языкознания. Ее основоположниками были древнегреческие философы, в
трудах которых и появился термин ετυμολογία, образованный из έτιμον ‘истина’ и
λογος ‘слово, учение’ и первоначально обозначавший ‘науку об истине’, или об
истинном значении слов.

В современном языкознании конечной
целью этимологического анализа считается определение того, где (в каком языке,
диалекте), когда, как (из каких составных частей – морфем, по какой
словообразовательной модели), с каким значением возникло слово и какие
изменения его формы и значения создали звуковую форму и значение слова,
известные исследователю.

          Школьники
должны понимать, что у многих слов с непроверяемыми орфограммами есть
этимологически родственные слова. Поэтому зная происхождение многих частей
речи, можно не только определить значение слов, но и проверить правописание.

Реальная
ситуация

Желаемая
ситуация

У
современных школьников отсутствует орфографическая зоркость при написании
диктантов на уроках русского языка.

Современные
школьники хорошо запоминают словарные слова и умеют писать без ошибок в
диктантах на уроках русского языка.

Проблема: Мы, как и все ученики
младшего школьного возраста, с трудом запоминаем словарные слова (а их
множество). Однако нам очень нужна орфографическая зоркость для написания
контрольных диктантов, а также любых проверочных работ на уроках русского
языка.

Актуальность
проблемы:

Зная этимологию слова, его этимологических
«родственников», можно не только запомнить правописание, но и проверить
безударные гласные.  Также ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку проверяют владения
навыками письменной речи в соответствии с орфографическими нормами. Поэтому ошибки
в словах — явление крайне нежелательное. 

Цели:

1.
Изучение науки этимологии;

2.
Выявление способов проверки словарных слов с помощью этимологически родственных;

3.
Привлечение внимания школьников к проблеме необходимости повышать свою
орфографическую зоркость.

Способы достижения цели:анкетирование
учащихся Милославской школы,  работа с материалами районной библиотеки и
ресурсами сети Интернет.

Задачи:

1.
Подбор материала по теме «Этимологически родственные слова».

2.
Проведение анкетирования учащихся 5-6 классов Милославской школы.

4.Подведение
итогов анкетирования (составление диаграмм или обобщающих таблиц).

5.
Составление энциклопедии некоторых этимологически родственных слов, в которых
младшие школьники чаще всего делают ошибки.

Ресурсы: информационные
ресурсы: материалы сети Интернет и районной библиотеки; людские ресурсы:
учащиеся Милославской школы; материальные ресурсы: бумага для проведения
анкетирования учащихся.

Анализ источников:

Главным справочником стал для нас «Школьный
этимологический словарь русского языка»  Шанского Н.М. В словаре в
научно-популярной форме толкуется происхождение наиболее употребительных слов
современного русского языка. Значение некоторых слов было интересно найти в
книге Мокиенко В.М. «Почему так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический
справочник по русской фразеологии». Здесь  мы нашли происхождение русских
образных выражений, а также фразеологизмы к словам червонный, здравствовать
книге Пасхалова А.П. «Удивительная этимология» раскрывается происхождение и
значение собственных имен — личных имен, отчеств и фамилий, имен мифологических
персонажей, наименований географических объектов на территории нашей страны и
на всей планете. В книге Откупщикова Ю. «К истокам слова. Рассказы о
происхождении слов» мы прочитали интересный материал о науке этимологии в целом
и о происхождении отдельных слов и выражений.

Объект
проектирования (исследования):
этимологически
родственные слов, в которых учащиеся 5 – 6 классов делают больше всего ошибок.

Место
проведения
: Милославская школа.

Сроки
проведения
: сентябрь – февраль 2017-2018 гг.

План
выполнения работы

Содержание работы

Дата

1

Поиск, изучение, анализ информации об этимологически
родственных словах, о науке этимологии.

Сентябрь — октябрь

2

Составление вопросов для анкетирования учащихся 
5 — 6 классов  Милославской школы.

Первая неделя ноября

3

Проведение анкетирования среди учащихся 5
– 6 классов Милославской школы.

Ноябрь

4

Анализ результатов анкетирования.

Ноябрь

5

Составление
энциклопедии некоторых этимологически родственных слов. Подбор синонимов,
антонимов, пословиц, поговорок, фразеологизмов, стихотворений и иллюстраций.

Декабрь — январь

6

Презентация энциклопедии учащимся 5-6 классов.
Подведение итогов.

Февраль

Планируемый
продукт:
энциклопедия некоторых этимологически
родственных слов.

Основной
этап

Этимология
—  раздел науки о языке,  изучающий происхождение слов,  устойчивых оборотов и
реже морфем.

Проанализировав
источники информации, мы  узнали значение  таких этимологически родственных
слов, о значении и  родстве которых мы раньше даже не предполагали:

1.    
Шлем – это прочный головной
убор, защищающий голову от ударов, порезов и других не желательных механических
или  тепловых воздействий.

2.    
Ошеломить буквально-сбить с
врага шлем.

3.    
Здоровье — правильная,
нормальная деятельность организма, его полное физическое и
психическое благополучие.

4.    
Здравствовать —
быть здоровым, благополучно существовать.

5.    
Червь —  древнерусском и
старославянском встречаем слово «чьрмьный» (красный, багряный), от которого
образовано такое слово, как «червонец». В различных говорах до сих пор
встречаем слова «чермный», «черемнуха», соответственно означающие «красный»,
«краснуха, корь».

6.    
Червонный — заимствовано из
польского языка. Польское czerwony ‘красный’, ‘золотой’ — производное от
общеславянского ‘красить в красный цвет’.  Красная краска исконно готовилась из
определённого вида червей.

7.    
Облако — заимств. из
ст.-сл. яз., где оно является производным от облакати «одевать, окружать».

8.    
Проволока — искон.производное
от проволочить. Проволока получила название по способу изготовления
(волочением).

Практическая
часть

1.    
Анкетирование учащихся 5-6
классов Милославской школы.

2.    
Составление энциклопедии
некоторых этимологически родственных слов. Подбор синонимов, антонимов,
пословиц, поговорок, фразеологизмов, стихотворений и иллюстраций.

В исследовании приняли участие
ученики 5 — 6 классов Милославской школы. Все участники отвечали на вопросы
анкет (см. Приложение 1).

Первый  этап: анкетирование учащихся 5 – 6  классов Милославской школы. Ученики
отвечали на вопросы анкеты (см. Приложение 1).

Результаты анкетирования
(см. Приложение 2):

Анкетирование учащихся 5-6
классов Милославской школы показало, что большинство ребят не знают, что
изучает наука этимология. Однако большинство учащихся смогли найти 1-2 ряда
этимологически родственных слов из перечисленных, а также смогли подобрать к ним
проверочные слова из перечня. Наибольшие затруднения в толковании и в подборе 
однокоренных слов вызвали слова червь, червонный, здоровье, здравствуйте,
шлем, ошеломить.
Поэтому мы решили именно эти слова включить в нашу
энциклопедию этимологически родственных слов. Хотя список можно продолжить.

Второй  этап:

Работа в группе. Работа со
словарями и справочниками. Нахождение этимологической справки к словам шлем,
ошеломить, червонный, червь, здоровье, здравствуйте.
Подбор синонимов,
антонимов, пословиц, поговорок, фразеологизмов, стихотворений и иллюстраций

Заключительный этап

Результаты
и выводы:
проведенное  анкетирование учащихся 5 – 6 классов
Милославской школы позволяют сделать вывод о том,   что многие учащиеся
способны увидеть не только однокоренные слова, но и этимологически родственные.
Энциклопедия родственных слов, которые в современном русском языке утратили 
близкую связь друг с другом,  поможет запомнить и значение подобных лексем, и
правописание.

Заключение

         Работая над
проектом, мы узнали много интересного и полезного для себя: пополнили свой
словарный запас, нашли много пословиц и поговорок, прочитали и выписали много
фразеологизмов, значение которых нам раньше не было известно. Но также мы
столкнулись с трудностями. Некоторые ученики вообще не отвечали на вопросы
анкеты, что означает их незнание или непонимание того или иного слова. Несмотря
на эти трудности, мы смогли составить энциклопедию некоторых этимологически
родственных слов.  Надеюсь, она привлечёт внимание многих учащихся к словам и
выражениям, которые ежедневно звучат в нашей речи, поможет запомнить их
толкование, происхождение и правописание.После презентации энциклопедии
учащимся 5 – 6 классов  мы отметили неподдельный интерес к нашей брошюре,
ребята задавали вопросы о происхождении слов здравствовать, ошеломить и
червонный
. Учащиеся без труда смогли подобрать проверочные слова к
безударным гласным в корне слов червонныйи ошеломить, что можно
увидеть в отзывах.Многим понравились не только иллюстрации, но и другие
найденные материалы к этим словам. (См. Приложение6).Также через
несколько лет нам предстоит сдавать экзамены по русскому языку и литературе,
которые проверяют владение навыками письменной речи школьников в соответствии с
нормами литературного языка. Поэтому этимологически родственные слова тоже надо
уметь проверять, а также знать их значение и происхождение. Хотелось бы
отметить, что такую работу нам интересно будет продолжить и в следующем учебном
году, потому что подобное исследование интересно и увлекательно.

Источники
информации (используемая литература)

1. Шанский Н.М. Школьный
этимологический словарь русского языка: Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А.
Боброва. – М.: Дрофа, 2003.

2. Мокиенко В.М. Почему
так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический справочник по русской
фразеологии. – СПб.:  «Норинт», 2005.

3. Пасхалов А.П.
Удивительная этимология. – М.: «ЭНАС», 2008.

4. Откупщиков Ю. К
истокам слова. Рассказы о происхождении слов.

5. http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota

6. http://www.rumvi.com/products/ebook/школьный-этимологический-словарь

Приложения

Приложение 1

Вопросы для анкетирования среди учащихся5
– 6 классов Милославской школы:

1. Что изучает наука этимология?

2. Выберите родственные слова из
перечисленных: шлем,червь, здоровье, красный, краснеть, красота, здравствуйте,
червонный, облако, проволока, обволакивать, ошеломить.

3. Выпишите слова с безударными гласными,
подберите проверочные слова.

Приложение 2

Результаты
анкетирования

Приложение 3

Анкетирование  учащихся 5 – 6 классов.  Фотографии

Приложение 4

Презентация  брошюры «Энциклопедия
некоторых этимологически родственных слов» учащимся 5 – 6 классов

Приложение 5

Вопросы для рефлексии учащихся 5-6 классов

·       
Происхождение каких слов, представленных в
энциклопедии, вам особенно запомнилось?

·       
Как можно проверить правописание
безударных гласных в словах ошеломить, червонный?

·       
Какая ещё информация показалась наиболее
интересной?

Приложение 6

Отзывы учащихся 5 – 6 классов

Какими были люди, внесшие существенный вклад в ваш генофонд? Информация об этом никогда не бывает лишней. В этой статье мы расскажем, как бесплатно и без регистрации найти род своих предков по фамилии и имени. Если вы хотите разобраться в собственном происхождении, обязательно её прочитайте. Из нее вы узнаете о существовании полезных онлайн-сервисов, а также о работе с архивами.Старые фотографии лежат на документах

Содержание

  1. Как найти свою родословную по фамилии
  2. Обычно каждый приход вел по 3 книги:
  3. Как искать свой род предков по фамилии в архивах
  4. Поиск своих предков бесплатно и без регистрации онлайн
  5. Найти репрессированных родственников предшествующего поколения по фамилии имени отчеству

Как найти свою родословную по фамилии

Люди часто пытаются найти своих родственников среди дворян. Однако подобные поиски не имеют особого смысла. Люди становились крестьянами или аристократами не из-за своих личностных качеств, а из-за обстоятельств своего рождения. Человек не становится лучше или хуже только от того, какой социальный статус имели его предки.

Начинающим исследователям своей генеалогии нужно понимать, что в Российской империи проживало очень мало дворян. Не более 1% населения могло похвастаться знатным происхождением. Кроме того, на протяжении изрядной доли XX века российская аристократия целенаправленно истреблялась.

Отсутствие прямых знатных предков вовсе не означает, что происхождение человека нельзя установить. В Российской империи подробная информация о крестьянах записывалась в метрические книги. Они велись служащими церковных приходов. При советском союзе функция учета была передана ЗАГСам.Страница метрической книги

В настоящий момент записи из метрических книг можно найти в региональных архивах. В поиске нужных документов вам может помочь каталог metrics.tilda.ws. Там содержатся систематизированные данные о местонахождении уцелевших метрических книг и переписных листов.Скрин с сайта об исторических записях

Обычно каждый приход вел по 3 книги:

  • О крещении. Здесь указывался пол младенца, имена родителей и их происхождение. Фиксировалось, к какому сословию они принадлежали. Также сюда заносились даты рождения и крещения. Записывалось и имя священника, проводившего обряд. В обязательном порядке упоминались и крестные родители.
  • О венчании. Сюда вносилась информация о возрасте, сословии и именах брачующихся. Указывалось, кто и когда их венчал, а также перечислялись родители и свидетели.
  • О смерти. Сюда заносились даты смерти и погребения. Из этой книги можно было получить информацию о возрасте и происхождении скончавшихся людей. В нее записывались и сведения об отпевавшем покойника священнике. Также упоминалась причина смерти и место захоронения.

Небольшая часть метрических книг хранится в государственных архивах РГИА. Как правило, это источники, содержащие информацию об аристократии и духовенстве.

Как искать свой род предков по фамилии в архивах

Чтобы проследить историю дворянской фамилии, необходимо обращаться в Российский государственный исторический архив. Он располагается в Санкт-Петербурге. Там же находится архив ВМФ.Полки с материалами из архива древних актов

В Москве вы найдете:

  • Архив древних актов. Там хранятся документы Смутного времени и из еще более ранних времен.
  • Военно-исторический архив. Там вы найдете данные, записанные до 1918 года.

В городе Подольске Московской области находится Центральный архив Минобороны. В нем хранятся записи, ведущиеся с начала войны и по сегодняшний день.

Читайте также: Как найти погибших и пропавших без вести в ВОВ 1941-1945 по фамилии.

Работа со старыми документами требует большой ответственности. Нарушителей правил и порядка больше никогда не допускают в архив. Кроме того, у сотрудников таких учреждений сформировано предвзятое отношение к людям, интересующимся своей собственной родословной.

Изучить готовые сканы бумаг можно на сайте GoogleBooks. Просматривайте с его помощью копии старых документов, не выходя из дома. Например, на этой площадке выложены отсканированные справочники «Вся Москва».

Поиск своих предков бесплатно и без регистрации онлайн

Интерес к генеалогии есть у людей со всего мира. В помощь специалистам и любопытствующим энтузиастам было создано немало платформ, призванных упростить процесс сбора и обработки данных.

Найти свой род предков онлайн бесплатно и без регистрации помогут следующие интернет-сервисы:

Быстро найти своих предков можно не только с помощью онлайн сервисов. Представляем несколько удобных программ, предназначенных для формирования генеалогических деревьев:

Даже если сходу разыскать совпадения с данными других энтузиастов не удалось, не отчаивайтесь. Возможно, через некоторое время к проекту присоединятся новые люди, способные предоставить полезную информацию о ваших родственниках.

Важная информация: Сколько ветеранов ВОВ осталось в России на 2021 год в живых.

Найти репрессированных родственников предшествующего поколения по фамилии имени отчеству

В XX веке множество людей пропало без вести во время войны и сталинских репрессий. Родственники погибших до сих пор не могут отследить судьбу своих близких. Многие полезные материалы остаются засекреченными и по сегодняшний день.Стена памяти с фото жертв репрессий

Собрать информацию о погибших гражданах помогают следующие сайты:

Если вы хотите найти информацию о родственниках бесплатно, то вам придется приложить усилия. Проще заказать сбор данных у специалистов, занимающихся составлением генеалогических деревьев на профессиональной основе. Проследить судьбу предков до XVIII века можно относительно недорого. Обычно это обходится приблизительно в 50 000 рублей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти максимальную спектральную плотность
  • Как найти массу воздуха по площади
  • Как исправить диагональ двери
  • Синий экран смерти ошибка 0х00000116 как исправить
  • Как найти периметр куба если известно ребро