Как найти фактические расходы

Добавить в «Нужное»

Фактическая себестоимость — это

В практике предприятий различных видов организационно-правовых форм и сфер деятельности ответственным участком бухгалтерского учета является учет затрат, на котором аккумулируется информация о фактически произведенных затратах на изготовление того или иного вида готовой продукции. В связи с этим менеджеры хозяйствующих субъектов ищут ответа на вопрос: «Фактическая себестоимость — это?»

Себестоимость полная фактическая — что это?

Сумма всех фактически произведенных затрат на производство и реализацию конкретного вида продукции и составляет фактическую полную себестоимость продукции.

Виды себестоимости

Себестоимость может быть:

  • плановая;
  • фактическая.

Сущность понятий этих видов себестоимости представлена в таблице 1.

Таблица 1. Плановая и фактическая себестоимость

Вид себестоимости Сущность
Плановая себестоимость Под плановой себестоимостью понимается усредненный показатель предполагаемых затрат на выполнение работ, услуг или производство продукции на определенный запланированный период. Этот вид себестоимости планируется исходя из существующих средних нормативов расходов ресурсов (топлива, энергии, материалов, сырья, трудовых затрат и т.д.) и определенных, установленных норм расходов по общепроизводственным и общехозяйственным расходам. Плановым периодом при формировании плановой себестоимости может являться квартал или год.
Фактическая себестоимость Под себестоимостью фактической понимается совокупность фактически произведенных расходов на изготовление продукции или выполнение работ (оказание услуг). Этот вид себестоимости формируется на основании фактически произведенных затрат на производство.

Формула расчета фактической себестоимости

Для определения фактической себестоимости объектов учета применяется метод, имеющий название «нормативный». Этот метод основывается на формировании себестоимости на начало отчетного периода по нормам, действующим на этот период. А затем по окончании отчетного периода запланированная себестоимость подвергается корректировке на суммы отклонений от нормативов, выявленных в процессе производственного процесса изготовления готовой продукции.

Фактическая себестоимость готовой продукции, формула расчета и пример представлены в таблице 2.

Таблица 2. Пример расчета фактической себестоимости

Показатель Обозначения 2015 год, тыс. р. 2016 год, тыс. р.
1) Плановая себестоимость продукции СС план 456 789 512 654
2) Отклонения, полученных фактических значений от плановых, установленных нормативами в т.ч. Отк —35 674 +65 438
2а) — отклонения со знаком «-», это экономия Отк «-» 35 674
2б) — отклонения со знаком «+», это перерасход Отк «+» +65 438
3) Фактическая себестоимость продукции (1 ± 2) С/С факт 421 115 578 092

Из представленных в таблице 2 расчетов можно сделать вывод, что показатель фактической себестоимости (показатель 3) находится сложением запланированной себестоимости, рассчитанной на основе установленных норм расхода (показатель 1) и отклонений полученных фактических данных расходов от запланированных (показатель 2, который может быть представлен в виде экономии и иметь отрицательный знак (показатель 2а) или в виде перерасхода и иметь положительный знак (показатель 2б)).

Как определить фактическую себестоимость готовой продукции, рассмотрим на примере, представленном в таблице 2. При рассмотрении примера видно, что в 2015 году были получены отрицательные отклонения 36674 тыс. р., что означает экономию затрат на эту сумму. А в 2016 году положительные отклонения получены на сумму 65438 тыс. р., что означает фактический перерасход ресурсов по сравнению с плановыми значениями.

Производится расчет фактической себестоимости по приведенному в таблице 2 примеру:

2015 год: 456 789 — 35 674 = 421 115 тыс. руб.;

2016 год: 512 654 +65 438 = 578 092 тыс. руб.

На этом примере можно рассчитать, на сколько отличается величина фактической себестоимости от запланированной величины себестоимости на отчетный период, что находится как разница между фактической себестоимостью и плановой.

Отклонение фактической себестоимости от плановой может быть положительным, и в этом случае это означает, что на производство продукции было истрачено больше ресурсов, чем планировалось, т. е. произошел перерасход, или этот показатель может быть отрицательным в случае, если ресурсов было затрачено на производство продукции меньше, чем запланировано, т. е. эти ресурсы были сэкономлены.

Учет готовой продукции по фактической себестоимости

В бухгалтерии хозяйствующего субъекта операции по учету готовой продукции осуществляются с использованием счета 43, который имеет соответствующее название «Готовая продукция». Выпуск из производства готовой продукции по фактической себестоимости отражается бухгалтерской записью, где в кредите счет 20 (т. е. выпуск продукции из основного производства), счет 23 (выпуск продукции из вспомогательного производства), а в дебете — счет 43.

При осуществлении продажи в бухгалтерии хозяйствующего субъекта списывается фактическая себестоимость реализованной продукции. Проводка в этом случае оформляется следующая, где в кредите указывается счет 43 (означает списание фактической себестоимости именно реализованной продукции), а в дебете указывается счет 90, субсчет 2 (на котором и отражается себестоимость продаж).

Оглавление:

  • 📝 Как это работает?
  • 🤔 Частые вопросы и ответы
  • 📋 Похожие материалы
  • 📢 Поделиться и комментировать

🚗 Как рассчитать расход топлива?

Бензин и дизельное топливо с завидным постоянством всегда дорожает и это очень сильно сказывается на бюджете автомобилистов. У обычного россиянина всегда уходит большая часть средств на заправку топливом своего автомобиля.

Исследования, проведенные специалистами из агентства аналитики Автостат демонстрирует, что 42% опрошенных автомобилистов тратят на топливо около 4000 рублей в месяц (данные на 2023 год).

Поэтому, если вы собрались в дальнюю поездку, будет не лишним рассчитать предстоящие транспортные расходы. Для этого очень хорошо использовать калькулятор расхода топлива по километражу. Онлайн расчет поможет максимально определить расходуемое топливо для машины. Также вы узнаете сколько денег понадобится для заправки на весь путь.

По такому калькулятору можно сделать два типа расчетов:

  1. Количество топлива, которое будет потрачено на всю поездку. Для этого следует указать пройденное расстояние автомобиля и его средний расход бензина.
  2. Количество топлива на 100 км в среднем. Для этого указывается израсходованное топливо в литрах, а также полностью пройденное расстояние.

Формула расчета по километражу на 100 км

Для того, чтобы посчитать по километражу расчет топлива, существует простая формула, по которой работают калькуляторы:

Расход на 100 км = (литры / километры) х 100

Другими словами, мы делим количество литров бензина на путь, пройденный на эти литры и все это умножаем на 100.

👛 Как максимально экономить?

Как экономить топливо

Совет 1. Самый простой совет — воспользоваться общественным транспортом. В больших городах передвижения на общественном транспорте будут обходиться намного дешевле, чем на машине. Расходы никак не будут зависеть от пробок или дальности поездки. А если, к примеру, предусмотрены какие-то бесплатные пересадки по городу, тогда ваши поездки будут еще более выгодными.

Совет 2. Старайтесь пользоваться альтернативным транспортом. Например, очень удобно использовать самокат или велосипед в условиях коротких поездок, особенно в центре города. Такой транспорт позволит значительно быстрее преодолевать нужное расстояние по пробкам или загруженным улицам. И не придется платить за проезд. Согласитесь, это тоже немаловажный фактор. В последнее время наиболее часто мегаполисы стали предлагать горожанам и туристам в прокат самокаты и велосипеды.

Совет 3. Покупая автомобиль, выбирайте самую экономичную модель. Учитывайте также, что разница небольшой малолитражки и мощного внедорожника в расходе бензина всегда будет существенно различаться.

Совет 4. Старайтесь делить с другими собственные поездки на машине, поскольку совместное передвижение позволят сэкономить на топливе. И чем больше пассажиров, тем дешевле обойдется поездка. Например, если ваши коллеги по работе живут недалеко от вас, предложите им добираться до работы вместе.

Совет 5. Всегда четко планируйте предстоящий маршрут. Тем более, что современные приложения типа Навигатора позволяют подобрать наиболее короткий путь и выдадут все возможные варианты объезда пробок.

⛽ Что влияет на расход бензина?

Что влияет на расход бензина

Мощность машины

Чем больше мощность двигателя, тем, соответственно, больше он потребляет топлива. Такой расход может быть в 2–3 раза больше, чем, например, у экономичным машин.

Возраст машины

Двигатели появились очень давно, еще в 19 веке, но принцип их работы не изменился и сегодня. Тем не менее, новейшие технологии постоянно совершенствуются и отличаются своей экологичностью и экономичностью. А значит автомобили, выпускаемые сегодня, выигрывают в экономичности машин, выпущенных 10 лет назад.

Выбор маршрута

Старайтесь учитывать, что при езде по трассе с отсутствием разгонов и торможений расход бензина будет намного меньше, нежели в черте города, с постоянными разгонами и частыми остановками.

Манера вождения

Помните, что максимально снижает расход топлива плавная и спокойная езда, тогда как агрессивный и динамичный стиль вождения всегда будет сопровождаться его повышенным расходом.

Исправность машины

Причиной большого расхода топлива часто может становиться наличие технических неисправностей. Если вы заметили, что ваш двигатель стал потреблять слишком много бензина, пройдите его проверку. Также всегда поддерживайте нормальное давление в шинах.

Сезонность

Нужно учитывать, что в холодное время на прогрев машины будет уходить больший расход топлива. А если совершать ежедневные поездки, то его перерасход за всю зиму будет выглядеть весьма внушительным. То же самое будет относиться и к коротким остановкам, ведь зимой, в отличие от летнего периода, двигатель никогда не глушится, чтобы была возможность поддерживать нормальную температуру в салоне.

Но летом, при коротких остановках, на расход топлива будет влиять работа кондиционера.

Наполненность машины

Чем больше пассажиров или багажа вы будете перевозить, тем интенсивнее машина будет тратить топливо. Это, в первую очередь, относится к небольшим машинам, у которых любой дополнительный багаж (и даже количество топлива в баке) тут же приводит прирост к весу. Или пассажиры с большим весом могут также значительно влиять на расход топлива. Например, вес человека в 100 кг будет прибавлять к массе экономичной машины еще 10%. Именно на эту цифру будет увеличен расход топлива.

Выбор экономичной машины

На сегодняшний день самыми экономичными считаются машины с электрическим двигателем. Они способны работать от аккумуляторов, заряжаемых электричеством, что на порядок дешевле бензина.

Также выгодными в этом плане являются гибридные машины, в которых бензиновый мотор может сочетаться с электрическим. В таком варианте экономия будет очень существенная если сравнивать машины, полностью заправленные бензином.

Но в России такие машины практически не распространяются, поэтому пока придется подбирать более классический вариант. И здесь первую позицию будут занимать автомобили с наименьшим объемом и массой двигателя. Обычно производители указывают в своих характеристиках информацию, касающуюся расхода топлива. Но лучше все-таки полагаться на отзывы реальных автомобилистов.

❓Вопросы и ответы

А также обратите внимание на ответы на некоторые часто задаваемые вопросы относительно расхода топлива.

А правда, что в пробке двигатель лучше глушить?

Это не совсем верно. Возможно, это и будет иметь смысл с точки зрения экономии бензина, но только в том случае, если машина будет стоять больше 10 минут. Если же вы будете очень часто запускать и глушить двигатель, это, наоборот, приведет к перерасходу топлива и может даже уменьшить ресурс аккумулятора и двигателя.

Нужно ли для экономии топлива разгоняться медленно?

Для того, чтобы сэкономить — нужно разгоняться плавно, а не медленно. Движение на низких передачах, наоборот, будет приводить к перерасходу топлива.

Стоит отметить, что в момент ускорения машины расход будет увеличиваться, тем не менее, чем меньше будет время разгона, тем меньше двигатель будет расходовать топливо.

Правда ли, что стоящий на месте двигатель расходует меньше бензина?

Непрогретый двигатель будет тратить больше бензина, чем прогретый, но опять же прогрев двигателя на холостом ходу влечет за собой повышенный расход бензина.

Также непрогретый двигатель способен выбрасывать в атмосферу много разных вредных веществ. Поэтому многие автопроизводители рекомендуют как можно быстрее начинать движение.

Похожие калькуляторы

Возможно вам пригодятся ещё несколько калькуляторов по данной теме:

  • Калькулятор объема бака. Посчитайте объем цилиндрического, прямоугольного или автомобильного бака по габаритам (по расходу и пройденному расстоянию).
  • Калькулятор средней скорости. Рассчитайте онлайн среднюю скорость автомобиля или бегуна по времени и расстоянию.
  • Калькулятор объема коробки. Рассчитайте онлайн в м3 или литрах объем коробки в зависимости от ее параметров.
  • Алкогольный калькулятор. Рассчитайте точную скорость выведения алкоголя из организма (в крови и выдыхаемом воздухе): через сколько времени водителю можно садиться за руль.

Если понравилось, поделитесь калькулятором в своих социальных сетях: вам нетрудно, а проекту полезно для продвижения. Спасибо!

Есть что добавить?

Напишите своё мнение, комментарий или предложение.

Показать комментарии

Контур бухгалтерского учета. Модуль «Фактические затраты»

Контур бухгалтерского учета. Модуль «Фактические затраты»

Расчет фактической себестоимости продукции (работ, услуг) является одной из основных задач предприятия. На основании расчетов фактической себестоимости формируются отпускные цены на продукцию (услуги, работы), так как полученная в результате расчета фактических затрат цена является базовой для расчета цены продажи и составляет большую ее часть.

В системе «Галактика ERP» существует два модуля, в которых производятся расчеты, связанные с учетом затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг:

  • • «Контроллинг» — выполняет расчеты, связанные с планированием и учетом затрат на основании оперативных данных (управленческие фактические затраты).
  • • «Фактические затраты» — предназначен для автоматизации расчета фактических производственных затрат по итогам производственной деятельности предприятия за месяц.

С помощью средств модуля «Фактические затраты», при ведении соответствующей аналитики по счетам бухгалтерского учета, можно производить расчет фактических затрат на производство изделий, составляющих производственную номенклатуру предприятия, группам изделий и производственным заказам, выполняемым работам, оказываемым услугам.

Модуль может использоваться на предприятиях, использующих как бесполуфабрикатный, так и полуфабрикатный метод учета затрат на производство.

Модуль решает следующие задачи:

  • • учет фактических объемов выпуска — расчет по данным складских приходов фактического выпуска готовых изделий и полуфабрикатов по цехам за отчетный период;
  • • расчет фактических затрат — распределение косвенных затрат путем закрытия производственных счетов; расчет фактических смет расходов, свода фактических затрат и фактических калькуляций себестоимости изделий и полуфабрикатов за период; формирование отчетов по сметам, своду затрат, калькуляциям и фактическому выпуску.

Модуль «Фактические затраты» обеспечивает возможность распределения косвенных затрат посредством процедуры закрытия счетов. Кроме того, с помощью процедуры закрытия счетов можно выполнить распределение затрат при оказании встречных услуг подразделениями друг другу.

Калькулирование себестоимости полуфабрикатов построено на количественном учете фактического выпуска и потребления полуфабрикатов с последующей процедурой закрытия счетов.

Результатом последовательного выполнения операций по закрытию счетов являются бухгалтерские проводки, содержащие суммы затрат по аналитическим разрезам. Данные суммы учитываются при расчетах смет расходов, свода затрат и калькуляций, на основании которых определяется фактическая производственная себестоимость. Результаты расчетов используются при формировании отчетов.

Расчет себестоимости продукции производится после закрытия счетов на основании имеющейся «Книги бухгалтерских проводок» с учетом настройки модуля.

Широкий спектр отчетов по своду затрат, сметам, расходам, калькуляциям, фактическому выпуску позволяет получить полную картину калькулирования бухгалтерской фактической себестоимости.

К описанию Контура бухгалтерского учета

Закажите презентацию

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Основной вид деятельности производственного предприятия — изготовление продукции, предназначенной для продажи. В целях учета результат такой деятельности называют готовой продукцией.

Формирование себестоимости готовой продукции, порядок ее учета и реализации имеют определенные особенности. Варианты ведения учета промышленной себестоимости отражаются на формировании величины незавершенного производства (НЗП).

Затраты, связанные с использованием в процессе изготовления продукции материалов, основных фондов, трудовых и иных ресурсов, формируют себестоимость готовой продукции предприятия.

Следует учесть, что реализация готовой продукции отражается в бухгалтерском учете предприятия по цене ее продажи. Однако до момента продажи готовая продукция отражается в учете по себестоимости ее изготовления. Несмотря на учет данной продукции на счете 43 «Готовая продукция», это будет отражение себестоимости произведенной продукции.

Таким образом, говоря об анализе учета затрат по двум вариантам их учета на производственном предприятии, этот вопрос нужно рассматривать на примере пошагового учета операций по созданию готовой продукции.

С 01.01.2021 понятие готовой продукции регулирует Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденный Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н. В это понятие входит:

  • готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации (подп. «в» п. 3 ФСБУ 5/2019);
  • готовая продукция, переданная другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от ее продажи (подп.  «д»  п. 3 ФСБУ 5/2019).

Два варианта формирования затрат в управленческом и бухгалтерском учете

В целях управленческого и бухгалтерского учета на предприятии законодательно предусмотрены два варианта формирования затрат:

1) нормативно-плановая себестоимость (нормативно-плановая стоимость, плановая стоимость) — формируется путем расчетов по действующим или планируемым (средним) нормам затрат производства на единицу продукции;

2) фактическая себестоимость — рассчитывается по данным учета о фактических затратах производства на единицу продукции за определенный отчетный период (месяц).

Подобные варианты учета не предусмотрены для налогового учета, так как при расчете базы по налогу на прибыль используют только фактические данные в соответствии с первичной документацией, резервы и специальные расчеты (например, начисление дисконта по ценной бумаге), предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Несмотря на специфику ведения учета по нормативно-плановой себестоимости, при реализации готовой продукции в составе финансового результата отражается реальный показатель прибыли или убытка, вытекающий из фактической стоимости используемого сырья.

Отражение нормативно-плановых показателей в процессе производства и хранения готовой продукции выполняет роль маркера соотношения фактической себестоимости и ее плановых величин исходя из специфики технологического процесса на предприятии и вида изготавливаемой продукции.

Это приводит к тому, что калькулирование (расчет) себестоимости единицы изготавливаемой продукции осуществляется как на этапе планирования (плановая калькуляция), так и после завершения работ по выпуску готовой продукции (фактическая калькуляция).

К СВЕДЕНИЮ

Плановая калькуляция характеризует предельно допустимые размеры затрат на изготовление продукции в планируемом периоде, фактическая калькуляция — фактические затраты (фактическую себестоимость выпущенной продукции).

Суммы нормативно-плановой и фактической себестоимости определяют по одним и тем же статьям затрат, чтобы обеспечить возможность их сопоставления и взаимного анализа. Происходит это следующим образом.

1. Способы калькулирования себестоимости единицы продукции предприятие определяет самостоятельно и закрепляет их в учетной политике.

2. При формировании себестоимости все расходы подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые расходы — это расходы, которые напрямую относятся на себестоимость готовой продукции. Примеры таких расходов:

  • затраты на приобретение материальных запасов;
  • заработная плата персонала, участвующего в процессе изготовления продукции;
  • страховые взносы, начисленные на указанную зарплату.

Косвенные расходы — это затраты, сопровождающие процесс производства, но не связанные с ним напрямую. То есть они косвенным путем участвуют в формировании себестоимости. К таким расходам можно отнести затраты на:

  • коммунальные услуги;
  • содержание и эксплуатацию основных средств;
  • содержание административно-управленческого персонала;
  • амортизационные отчисления;
  • ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
  • консультационные, информационные, аудиторские услуги;
  • аренду помещений общехозяйственного назначения и др.

3. Косвенные расходы по окончании отчетного периода (месяца) подлежат распределению между видами готовой продукции пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда, материальным и иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации готовой продукции;
  • иному экономически обоснованному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Законодательство допускает относить их без распределения сразу на финансовый результат (в Дебет счета 90 «Продажи») по итогам отчетного периода (месяца).

4. Все операции по распределению косвенных расходов на себестоимость конкретных видов продукции подлежат документальному оформлению бухгалтерскими справками с приложением расчетов по их распределению.

5. Перечень прямых и косвенных расходов и способ их распределения между объектами калькулирования должен быть закреплен в учетной политике организации.

6. Затраты, произведенные предприятием в результате реализации готовой продукции, в том числе в процессе ее продвижения, относятся к издержкам обращения.

Незавершенное производство

С 01.01.2021 на основании обязательного применения ФСБУ 5/2019 незавершенное производство (НЗП) получило свое законодательное определение и входит в состав запасов, официально регулируемых данным стандартом.

Остатки НЗП определяют по данным инвентаризации и оценивают:

  • по фактической производственной себестоимости (в единичном производстве);
  • по нормативной или плановой производственной себестоимости (в единичном производстве);
  • по прямым статьям расходов (в массовом и серийном производстве);
  • по стоимости сырья, материалов, используемых в производстве (в производстве с кратким технологическим циклом).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2021.

Если спросить у любого автолюбителя о том, сколько топлива расходует его машина на 100 км, он почти всегда с уверенным видом назовёт какие-то цифры. Скорее всего, озвученные показатели будут взяты из «паспорта». Производители ведь для всех авто прописывают расход топлива. На крайний случай в Интернете можно найти интересующие данные по конкретной марке, модели, комплектации. Вопрос только в том – соответствует ли этот расход реальности?

5 способов посчитать фактический расход топлива на 100 км

На самом деле – нет. Фактический расход топлива всегда отличается от заявленного производителями, поскольку на него влияет целый набор факторов. Сюда относится и состояние двигателя, и качество топлива, и манера езды. Да и это ещё далеко не все. Однако реальный расход топлива можно высчитать. При этом, несколькими способами. Они отличаются по точности, затратности и сложности. Но зато дают фактический результат, на который уже можно как-то ориентироваться.

Зачем высчитывать реальный расход топлива

Сразу же отметим, что вычислением точного расхода топлива заморачиваются далеко не все автолюбители. Многим достаточно и того, что написано в руководстве по эксплуатации. Другим же очень важны именно фактические показатели. Зачем?

Вот для чего это может пригодиться:

  • чисто спортивный интерес;
  • по изменяющемуся расходу топлива можно сделать выводы о состоянии двигателя;
  • если транспорт используется для заработка – покупка топлива является основной статьёй расходов;
  • по реальным показателям вполне возможно «вычислить» АЗС, продающие некачественный бензин, дизель или газ.

Особенно важным фактический расход топлива на 100 км является для коммерческих автомобилей. Такси, курьерские услуги, эскорт, экспедиция товаров и так далее. В любой сфере, где основным инструментом является машина, точный учёт топлива – важнейшая задача, решение которой влияет на доходность предприятия. В конце концов, по точным показателям «литров на сотню» вы легко узнаете, во сколько денег обходится один километр пути, общую стоимость той или иной поездки и так далее.

Для частных автомобилей реальное потребление бензина, дизеля или газа тоже немаловажный фактор. Ведь заметное увеличение расхода – это один из самых точных индикаторов состояния двигателя или качества топлива. Те водители, которые регулярно отмечают для себя, сколько «ест» машина, заблаговременно могут определить, что пора бы поменять фильтры, свечи зажигания, либо же вообще затеять капитальный ремонт поршневого или газораспределительного механизма.

Общие принципы расчёта фактического расхода топлива

Основной принцип расчёта реального расхода топлива на 100 км очень простой. Для этого надо всего два показателя:

  1. Пробег.
  2. Объем топлива, сожжённого для преодоления этого пробега.

С вычислением пробега, как правило, проблем не возникает ни у кого. В любой машине есть так называемый одометр суточного пробега, который в любой момент можно обнулить. Некоторые ориентируются и на одометр общего километража, просто вычитая из текущих показателей зафиксированные ранее. Ведя учёт расстояний, помните только одну важную особенность – на показания навигационных приборов ориентироваться не стоит. Пробег измеряют они крайне неточно. Зачастую навигация отсчитывает километры даже тогда, когда машина стоит на месте. В пути погрешность возрастает ещё больше.

К слову, штатные автомобильные одометры тоже далеко не всегда показывают правильные цифры. Например, если на машине установлены неоригинальные колёсные диски (другого диаметра), то отображаемый пробег на больших расстояниях будет далёким от реальности. Более того, даже разное давление в шинах влияет на точность штатного одометра. Ещё надо помнить, что зимой, когда на дорогах гололёд, отсчитываемый пробег тоже искажается.

Если с пробегом, в целом, всё сравнительно просто, то с вычислением объёмов сожжённого топлива – есть трудности. Вычислить, сколько машина «съела» бензина, дизеля или газа, возможно несколькими способами. Одни из них довольно точные. Некоторые даже ювелирные. Другие же – крайне приблизительные. Несмотря на это, любой из описанных ниже способов даст более реальные результаты, чем брошюрка, в которой написан средний расход топлива по трассе и в смешанном режиме.

В заключение рассмотрим универсальную формулу, по которой вычисляется расход топлива. Выглядит она следующим образом:

Q = V / L × 100

Q – это расход топлива в литрах на 100 км. V – объём потраченного топлива в литрах. L – пробег.

Для наглядности рассмотрим пару конкретных примеров. Допустим, мы проехали 500 км, потратив на их преодоление 37 л бензина. Считаем: Q = 37 / 500 × 100 = 7,4 л на 100 км. Если мы сумеем отмерить объём топлива (для примера возьмём 8,5 л), потраченного на то, чтобы проехать 100 км, то: Q = 8,5 / 100 × 100 = 8,5 л на 100 км. То есть, потраченный бензин и будет фактическим расходом топлива.

Влияющие на точность расчёта факторы

Не считаться с факторами, которые в совокупности могут очень сильно влиять на фактический расход топлива, просто нельзя. К тому же, их очень много. Если всеми ими пренебречь, что полученные результаты никакой практической пользы не принесут. Это просто будут цифры, при этом, очень примерные.

Первый фактор, который надо учитывать, психологический. Задумав измерять реальный расход топлива, водитель сознательно начинает стараться максимально уменьшить показатели. Не так резко давит на газ. Старается почаще выходить на оптимальную крейсерскую скорость. Использует накат и так далее. В итоге зачастую получаются очень оптимистические цифры, которые о расходе при обычной эксплуатации конкретного автомобиля не относятся. Поэтому, решив измерить реальный расход быстрым способом, не предполагающим длительные пробеги, ездить нужно стараться так, как вы ездите обычно.

Остальные факторы, влияющие на расход топлива, и которые надо учитывать, соберём, пожалуй, в список:

  • пробег – чем он больше, тем полученные данные объективнее;
  • режим езды – город, трасса или смешанный;
  • состояние дорожного покрытия – чем больше ям, тем расход выше;
  • качество топлива – плохой бензин горит вяло и через раз, вырабатывая меньше энергии;
  • сезон – лето или зима (зимой расход всегда больше);
  • загруженность автомобиля – лишний вес едет с вами не бесплатно;
  • погода – направление ветра, осадки, и даже температура;
  • давление в шинах – чем выше, тем топлива уходит меньше;
  • манера вождения – агрессивная или спокойная;
  • скоростной режим – оптимальный или нет;
  • потребители электроэнергии – чем больше их включено, тем расход больший.

К примеру, если постоянно ездить с включёнными фарами ближнего света, то расход топлива увеличится примерно на 5%. Кондиционер, печка, инвертор, ксеноновые фары, обогреватели стёкол и прочие прожорливые потребители электроэнергии – могут увеличить расход топлива до 30%.

Что имеем в итоге? Всё просто. Если мы хотим объективно сравнить фактический расход топлива с показателями в прошлом, замеры необходимо проводить в аналогичных условиях. То есть, учитываем все вышеперечисленные факторы, и хотя бы примерно делаем на них поправку. Не обращать на всё это внимание можно лишь в том случае, если мы следим за расходом топлива постоянно. То есть, в среднем, приведённые факторы компенсируются временем и длительными пробегами.

5 способов посчитать расход топлива на 100 км

Как уже было обещано ранее, здесь будут рассмотрены аж целых 5 способов, как посчитать расход топлива на 100 км. Все они отличаются сложностью, затрачиваемым временем, а также, что немаловажно, влиянием на «удар по бюджету». Так, если вы не привыкли заправляться до полного бака, ездите «на лампочке» или «на резерве» три из пяти способов подойдут именно для вас. Но у них есть один общий недостаток. Расчёт занимает много времени, и больше подходит для регулярного контроля расхода топлива.

Если же вам хочется получить точные цифры в рамках одного дня, а бак почти пустой, то придётся потратиться на заправку «до полного», а потом ещё чуть-чуть. Для тех же, кто может себе позволить не мелочиться, и всегда льёт полный бак, эти способы подойдут как нельзя лучше. Они весьма точные и, самое главное, быстрые.

Однако, всё же, стоит отметить, что регулярное отслеживание расхода топлива имеет немаловажное преимущество. Поскольку оно ведётся на протяжении многих километров, точность получаемых данных – очень высокая. Кроме того, именно регулярные расчёты на длительную перспективу позволяют своевременно увидеть ухудшение состояния двигателя автомобиля, или же результат посещения недобросовестной АЗС.

Способ первый

Объективно этот способ можно назвать самым точным и лучшим из расчёта на длительную перспективу. Преимущества – не надо ничего измерять, заправлять полные баки, считать на калькуляторе и так далее. Всё, что нужно для реализации этого метода – это смартфон с установленным приложением для контроля расхода топлива. Таковых сегодня можно найти очень много. Все они работают по одним и тем же принципам, а потому выбираем чисто по внешнему виду и дополнительным функциям. Есть как платные приложения, так и бесплатные.

Расчёт очень простой. В таких приложениях имеется форма, в которую при каждой заправке вводятся следующие данные:

  • объем заправленного топлива;
  • цена за 1 литр;
  • текущий пробег по общему одометру.

Если от заправки до заправки вы будете заливать примерно один и тот же объём топлива, то уже через три-пять подходов приложение выдаст вам довольно точную и подробную статистику. В частности, посчитается фактический расход на 100 км, стоимость одного километра пути, общие расходы и многое другое.

Справедливости ради стоит отметить, что ведение учёта расхода топлива при помощи приложений для смартфонов будет тем точнее, чем дольше вы этим занимаетесь. Однако, опять же, если раз за разом заправлять один и тот же объем бензина, дизеля или газа – вполне приемлемый результат можно будет получить уже через пять заправок.

Недостатков у этого способа всего два. Первый – не у всех есть смартфон или предрасположенность возиться с какими-то приложениями. Второй недостаток – нельзя рассчитать фактический расход в рамках одного дня. С другой стороны, если удастся найти приложение, умеющее строить по введённым показателям графики, то вы наглядно сможете вовремя определить ухудшение технического состояния двигателя или некачественную АЗС.

Способ второй

Подходит для тех, у кого остаток топлива в баке автомобиля отображается на приборной панели при помощи шкалы со стрелкой. Для реализации этого способа понадобится также какой-нибудь инструмент для записей. Опять же, это может быть смартфон с заметками, либо же обычный бумажный блокнотик с ручкой.

Работает способ следующим образом. Заправляться стараемся тогда, когда стрелка на приборной панели доходит до одного и того же положения. Например, до красной зоны (или у кого как). Топливо при каждой очередной заправке стараемся заливать равными объёмами. За этим можно и не гнаться, но в таком случае расчёт затянется по времени. Заправляясь же всегда одинаково, приемлемой точности подсчётов можно будет достичь уже через 3-5 заправок.

Принцип вычисления фактического расхода топлива крайне простой. Дошла стрелка до какого-то выбранного положения – заправились. В блокнотик или в смартфон записали объём залитого топлива и текущий километраж на одометре. Пробег также можно отмечать и по суточному одометру, но в таком случае для других целей на время измерений о нём придётся забыть.

Всё. Как только в вашем блокноте соберётся несколько записей, вы сможете воспользоваться формулой, которая приведена выше. У вас будет и пробег, и потраченные литры. Подставляем цифры в формулу, получаем результат и радуемся. Подчеркнём – чем больше записей, тем выше точность расчётов.

Способ третий

Подходит для тех автолюбителей, в машинах которых есть контрольная лампа, сигнализирующая о критическом остатке топлива. Для многих этот метод окажется наиболее приемлемым потому, что при наличии такой лапочки – они и так заезжают на заправку по её сигналу. Чтобы воспользоваться этим для расчёта фактического расхода топлива, действовать нужно аналогично вышеописанному.

То есть, алгоритм такой. Загорелась контрольная лампа – поехали на АЗС. Заправили определенный объём топлива. Записали в блокнотик или в заметки смартфона литраж, а также текущий пробег. Опять же, можно пользоваться одометром суточного пробега. Через 3-5 таких заправок в наличии будут все необходимые данные для достаточно точного расхода топлива. Вставляем имеющиеся цифры в представленную ранее формулу, получаем результат и радуемся. Ну или огорчаемся. Тут уж у кого как.

Преимущества этого способа очевидны. Во-первых, не надо вручную измерять объёмы топлива. Во-вторых, тратиться на нецелесообразные заправки полных баков тоже нет нужды. Кроме того, этот способ подходит для регулярного слежения за расходом топлива, а значит, позволяет своевременно определять проблемы с двигателем или АЗС.

Способ четвёртый

Далее идут способы, которые не для всех окажутся приемлемыми, так как их реализация требует заправки полного бака. С другой стороны, эти методы считаются более точными и, что немаловажно для многих, очень быстрыми. Буквально за час-два можно уже узнать, какой реальный расход топлива у вашего автомобиля. А ещё конкретно этот способ хорош тем, что он позволяет посчитать фактический расход газа, если на машине установлено ГБО.

Алгоритм расчёта по этой методике будет следующим:

  1. В любое удобное время едем на АЗС.
  2. Заправляем полный бак топлива.
  3. В смешанном режиме преодолеваем 100-300 км.
  4. Возвращаемся на ту же АЗС (можно и на другую, но точность от этого пострадает).
  5. Опять заливаем полный бак.
  6. Отмечаем, сколько литров топлива вошло в бак.
  7. Имея на руках километраж и литраж – пользуемся всё той же формулой.

Пользуясь этим способом, помним следующие несколько моментов. Во-первых, чем больше километров вы проедите, тем точнее будут результаты. Во-вторых, проехав это расстояние в смешанном режиме, вы узнаете расход именно для смешанного режима. Аналогично, если стоит задача посчитать расход по городу или на трассе – едем в соответствующем режиме. В-третьих, если второй раз вы поедете заправляться на другую АЗС, точность результатов может пострадать. На это повлияет и разное качество топлива, и даже тот фактор, что на какой-то из заправок вам банально недольют бензина или солярки.

Способ пятый

Начнём с того, что абсолютно у всех четырёх способов, описанных выше, есть один общий недостаток. Он заключается в том, что мы всегда ориентируемся на литраж топлива, который будет пробит по чеку, или же отображён на заправочной колонке. То есть, если вдруг на АЗС недоливают, то этот фактор присоединится к погрешностям, и введёт нас в заблуждение. В некоторых случаях погрешность настолько огромная, что автолюбители просто за голову хватаются от того, какой дичайший расход у машины.

Рассмотренный же в этом разделе способ исключает этот недостаток полностью. Но для его реализации потребуется какая-нибудь мерная ёмкость. Чем точнее она будет, тем лучшие результаты получатся в итоге. Как правило, для подобных целей используется канистра с прозрачными стенками и примитивной градацией объёма содержимого. Такой подход – никуда не годится однозначно. Его точность не выше, чем при слепом доверии АЗС.

Поэтому, едем в ближайший магазин хозяйственных товаров или кухонной утвари, и покупаем мерную ёмкость с понятной градацией. Также на заправку берём с собой любую канистру для топлива. Вернее, не то, чтобы любую. Её вместительность должна немного превышать ожидаемый расход топлив на 100 км пути для вашего автомобиля.

Алгоритм расчёта фактического расхода будет выглядеть следующим образом:

  1. В любое удобное время посещаем АЗС.
  2. Не забываем обнулить одометр суточного пробега или записать показания общего прибора.
  3. Заправляем полный бак топлива.
  4. Заправляем канистру.
  5. Преодолеваем в желаемом режиме 100 км пути.
  6. Берём мерную ёмкость, и аккуратно заполняем топливный бак из канистры.
  7. Сколько литров войдёт – таким и будет расход на 100 км.

Самое сложное в этом способе, пожалуй, выдержать некий усреднённый режим езды. То есть, сымитировать смешанный (или любой другой интересующий) режим, угадать с погодными условиями, не экономить топливо намеренно и так далее. Если есть возможность взять с собой в дорогу двойной объём топлива, то есть, чтобы хватило восполнить бак после 200-километрового пробега – точность возрастёт однозначно.

Также следует сказать, что вовсе необязательно отмерять ровно 100 или 200 километров. Тем более, что это может оказаться и невозможным – например, вы окажитесь в месте, где остановка или стоянка запрещена, либо выполнять манипуляции с канистрой и мерной ёмкостью будет неудобно. Расчёт легко сделать с любым пробегом, подставив его, а также долитое топливо, в нашу универсальную формулу.

Краткие итоги

В завершение остаётся только сказать, что посчитать фактический расход топлива на 100 км – очень просто. В зависимости от выбранного способа будет изменяться точность, объективность, временные и денежные затраты. Но их аж целых пять, и каждый имеет свои преимущества. С автомобилями, на которых установлено газобаллонное оборудование, сложнее всего. По факту, расход газа на 100 км можно вычислить только по одному способу, который требует два раза «задувать» полный баллон газа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину отрезка правильной четырехугольной пирамиды
  • Как составить договор дарения онлайн
  • Как составить техпроцесс по чертежу
  • Как составить план работы отдела маркетинга
  • Начал киснуть суп как исправить