Как найти фас в экономике

0

Роль ФАС России в развитии экономики России.

Роль ФАС России в развитии экономики России.

В нашем государстве существует двадцать одно министерство и двадцать девять федеральных служб, работающих на благо нашей Родины. Все государственные службы и министерства России действуют на развитие, укрепление и рост экономики Российской Федерации. Среди этих служб существует и ФАС России – Федеральная Антимонопольная служба России. Для начала я предлагаю узнать что такое ФАС?

Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Так какую же роль играет ФАС в развитии экономики нашей страны? Что она делает для этого?

Я полагаю, что нам для того, чтобы узнать роли ФАС, еще следовало бы узнать о том, какие цели и мисси есть у данной службы.

Главной миссией Федеральной антимонопольной службы России является установление свободы конкуренции и эффективная защита предпринимательства России. Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует поиск наиболее эффективных способов производства и развитие новых технологий. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. Из этого следует, что можно сделать вывод о том, что ФАС России способствует эффективному распределения ресурсов и развитию предпринимательской инициативы, а это что, значит одной из ролей Федеральной Антимонопольной Службы является распределительная роль.

Основными целями же Федеральной Антимонопольной Службы являются:

Создание благоприятной конкурентной среды в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;

Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;

Прекращение противоконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;

Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из выше перечисленных целей можно сделать выводы, что ФАС имеет роль:

контролирующую осуществление иностранных инвестиций в экономику России;

осуществляющую становление свободной конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности;

обеспечивающую государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Автор материала: Е. Данилова (1 курс)

Опубликовано 25.03.20 в 09:46

Размер файла: 17.39 Кбайт

Что такое антимонопольная служба

Считается, что в экономике действуют те же законы развития и эволюции, как и в живой природе, т.е. «жизнеспособный», качественный товар может быть произведен только в условиях конкуренции. Когда у каждого производителя есть одинаковые возможности выйти со своим товаром на рынок, у потребителя появляется возможность выбрать и приобрести лучший. Монополист может производить товары низкого качества, но потребители будут вынуждены все равно приобретать их, поскольку никаких других просто нет.

Что такое антимонопольная служба

Ей посвящен целый закон, который так и называется — «О защите конкуренции». Этот нормативный документ определяет конкуренцию как соперничество между, как минимум, двумя хозяйствующими субъектами в условиях, когда ни один из них не может в одностороннем порядке воздействовать на условия продажи производимых ими товаров и услуг. Соответственно, к недобросовестной конкуренции закон относит такие действия хозяйствующего субъекта, одного или нескольких, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Поскольку такие действия не гарантируют равные условия продажи, недобросовестная конкуренция является фактором, тормозящим развитие предприятий, предлагающих более качественные товары, и не гарантирует потребителю возможность самостоятельно выбрать тот продукт или услугу, которые устраивают его в большей степени. Такая деятельность считается незаконной и для ее выявления и пресечения создана специальная Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).

Контроль над соблюдением законов рынка и свободной конкуренции в России возложен на ФАС, в функции которой входит анализ состояния конкуренции в целях выявления доминирующего положения того или иного субъекта, выявление случаев ограничения или устранения конкуренции, а также недопущение подобных случаев.

ФАС была создана в 2004 году Указом Президента РФ, основным документом, регламентирующим ее деятельность, является «Положение о Федеральной антимонопольной службе». Эта государственная организация наделена большими полномочиями и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями. Кроме этого, в ее функции входит и контроль над предприятиями, являющимися естественными монополистами, действия которых могут ущемлять интересы потребителей товара, производимого ими. ФАС контролирует и субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, которые в силу объективных причин занимают исключительное положение на этих рынках.

Широкие полномочия позволяют антимонопольной службе применять к нарушителям меры воздействия, предусмотренные законом, носящие как ограничительный и предупредительный, так и профилактический характер. Предполагается, что эти меры смогут исключить недобросовестную конкуренцию и в полной мере обеспечить права потребителей товаров и услуг.




В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ.



Ключевые слова:



антимонопольная политика, рыночная экономика, товар, Федеральная антимонопольная служба РФ, конкуренция, антимонопольное законодательство, экономическое развитие.


This article examines the Antimonopoly policy of modern Russia. The problems in the field of Antimonopoly regulation in the Russian Federation and ways to solve them are analyzed, the main directions and goals of the Federal Antimonopoly service of the Russian Federation are considered.



Keywords:



antimonopoly policy, market economy, product, Federal Antimonopoly service of the Russian Federation, competition, Antimonopoly legislation, economic development.

В настоящее время антимонопольный контроль необходим для создания условий здоровой конкуренции, свободного предпринимательства, которые являются важнейшими факторами развития не только экономики, но и страны в целом, так как антимонопольный контроль является основой финансовой устойчивости, поэтому без эффективной антимонопольной политики создание таких условий невозможно. [1]

Россия находится на кануне нового этапа видоизменений. Многообразные перемены, которые происходят в экономике, активное развитие технологических процессов, возникновение различных новых видов деятельности в сфере экономики, требуют осмысления и выявления наиболее эффективных форм и методов государственного регулирования. Для российской экономики политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов являются очень важной. Механизмы регулирования конкурентных отношений постепенно входят в число приоритетных направлений экономических реформ. [2]

В последние годы российская экономика столкнулась с глобальными экономическими проблемами:

1) стремительные сдвиги в структуре экономики, их существование влияет на все процессы, в том числе политические и социальные;

2) значительность изменений проявляется в том, что происходит крупнейший технологический переход за всю историю, в процессе которого богатство природных ресурсов и общедоступность труда перестают быть ключевыми факторами роста;

3) одним из главных факторов мирового экономического роста на современном этапе являются цифровые преобразования, то есть цифровые технологии, и усиливающаяся роль инноваций изменяют экономическую картину мира. В результате стираются географические границы товарных рынков, разрушаются ранее сформировавшиеся экономические связи и создаются новые структурные информационно-технологические связи, обладающие глобальным многосторонним характером, в том числе влияют на смежные отрасли в сфере хозяйствования;

4) активные преобразования в сфере цифровых технологий представляют угрозу для задействованных в процессе участников, что проявляется в появлении товаров, которые ранее не существовали, потребители до этого не могли применить эти продукты, из-за этого обращение до недавнего времени не подлежало контролю со стороны государства; [3]

5) Изменение рыночной экономики повлекла изменения и внесение новых аспектов в теоретическое содержание обеспечения конкуренции и свободного предпринимательства, основы которых были положены принятием Конституции РФ 1993 года, в соответствии с которыми гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, запрещена экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; [4]

6) взаимозависимый и многообразный характер изменений требует формирования и реализации метода в решении сложных вопросов в сфере экономики. Необходимо обеспечить жизненно важные интересы общества, сбалансировать состояние экономики и социально-экономического развития:

7) Не все субъекты рынка используют честные методы ведения бизнеса.

Современная государственная политика в сфере развития конкуренции и ограничения монопольного положения экономических участников на рынке органы регулирования монополий применяет следующие методы для регулирования их деятельности: [5]

  1. Регулирование цен, которое осуществляется посредством установления тарифов или их предельного уровня;
  2. Определение потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, а в случае невозможности удовлетворения потребностей в товаре, который реализуется субъектами монополий в полном объеме необходимо установление минимального уровня их обеспечения.
  3. Должны быть учтены защита прав и законных интересов граждан.
  4. Обеспечена безопасность государства.
  5. Соблюдены меры по охране природы и культурных ценностей. [6]

Основным нормативным актом в сфере антимонопольного законодательства в РФ является Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», в соответствии с которым конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого их них в одностороннем порядке взаимодействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [7]

Указом Президента РФ активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации определяется как приоритетное направление деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центрального банка РФ, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, в том числе органов местного самоуправления. [8]

В России на современном этапе миссию по антимонопольному регулированию осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ). Основными направлениями ее деятельность является:

  1. Контроль за деятельностью субъектом экономических отношений для того, чтобы избежать действий по ограничению конкуренции на рынке, чтобы их положение использовалось для повышения количества продукции.
  2. Ограничение конкуренции, возникающей в результате незаконных действий хозяйствующих субъектов с целью получения более выгодного положения.
  3. Проведение в жизнь мероприятий по контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают большую часть рынка, по понижению качества товаров за счет использования несовершенных и не соответствующих современному уровню развития науки технологий.

Данные направления деятельности Федеральной антимонопольной службы основаны на ряде проблем:

– действия со стороны органов власти по ограничению конкуренции на рынке;

– несовершенство инфраструктуры, которая требуется для наиболее эффективной деятельности субъектов экономических отношений;

– действия со стороны предприятий по ограничению конкуренции, в том числе создание препятствий для входа на рынки данных предприятий;

– препятствия, которые возникают в результате неблагоприятных политических и экономических условий.

Для устранения вышеперечисленных проблем и осуществления эффективной деятельности по борьбе с монополизацией рынков, ФАС РФ разработала и утвердила «План деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ на 2019–2024 годы». В соответствии с ним поставлено восемь основных целей, которые заключаются в:

1) защите и развитии конкуренции на товарных рынках;

2) улучшении тарифного регулирования, которое предполагает уделение еще большего внимания интересам потребителей и улучшение инфраструктуры;

3) меры по повышению эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершенствование нормативной базы для реализации контроля;

4) для того, чтобы повысить эффективность исполнения и размещения государственного оборонного заказа необходимо улучшение порядка определения поставщиков по этому заказу, совершенствование правового регулирования в этой сфере, создание и введение в использование специализированной системы для того, чтобы получать информацию о ценах на одного рода товары;

5) повышение результативности в проведении торгов, улучшение порядка их осуществления;

6) оптимизация контроля за вкладами в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства означает повышение контроля за иностранными вкладами;

7) развитие международной интеграции, обращается внимание на международные документы о сотрудничестве в сфере конкуренции;

8) улучшение взаимодействия антимонопольных органов с институтами гражданского общества означает повышение эффективности данного взаимодействия между ними. [9]

Достижение поставленных целей к 2024 году позволит России усовершенствовать методы и способы борьбы с монополизацией рынка и создать необходимые условия для существования здоровой конкуренции между предприятиями какой-либо одной сферы или в одной области. При помощи вышеуказанных мер большинство предприятий получат возможность входа на рынки, повышать свою конкурентоспособность за счет постоянного взаимодействия с другими предприятиями и необходимости конкурировать с ними, в том числе наращивать возможности для выхода на мировой рынок. [10]

Также для еще более эффективной реализации Федеральной антимонопольной службой своих функций и полномочий были разработаны документы, в которых определяются основные направления деятельности службы: Политика в сфере управления качеством государственных функций и услуг, в том числе Кадровая Политика.

На сегодняшний день деятельность ФАС РФ, в первую очередь, будет сосредоточена на «тонкой настройке» тарифного регулирования. Данная задача является важнейшей и должна решаться совместно с курирующими вице-премьерами и губернаторами, необходимо серьезно работать над ростом ВВП страны. Как тарифному регулятору Федеральной антимонопольной службе необходимо найти баланс в тарифной политике, чтобы не мешать восстановлению экономического роста, но и обеспечить достаточный уровень тарифной прибыли государственных монополий, чтобы обеспечить возможности их участия в реализации президентских национальных целей и проектов. В субъектах РФ необходимо регулирование тарифов ЖКХ и увеличение роли глав регионов в «приземлении» национальных целей и проектов, так как поручения Президента РФ по итогам последнего Государственного Совета прямо фиксируют возложение на региональные власти ответственности за их исполнение в обмен на рост политического веса и смягчение бюджетных и регуляторных требований.

Так как согласование с монополиями роста тарифов существенно ниже тарифного предела, а по ряду позиций снижение тарифов дают Правительству РФ некоторые основания рассчитывать на эффективную балансировку интересов участников, регулируемых отраслей и потребителей на федеральном уровне. [11]

Для того, чтобы противостоять глобальным экономическим проблемам, а также с целью достижения национальных целей и задач развития РФ является необходимым создание комплекса масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, в том числе консолидация усилий по выполнению задач органов всех ветвей власти и всех институтов гражданского общества.

Таким образом, в 2019 году в РФ была сформирована современная правовая и организационная основа защиты конкуренции, которая заключается в следующем:

– правовые институты защиты конкуренции соответствуют лучшим практикам антимонопольных органов мира, кроме этого, учитывается специфика формирования внутренних экономических отношений;

– создан действующий организационный механизм защиты конкуренции путем взаимодействия антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, сообществ профессиональных юристов и экономистов, который позволяет вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков РФ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а в России одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика. Поэтому необходимо разрабатывать, создавать и реализовывать комплекс мер, которые обусловлены единством плюсов и минусов монополистической организации рынка, с учетом актуальных проблем общества и ее потребностей, а также есть потребность в постоянном присутствии государства и осуществлении контроля за деятельностью предприятий в условиях рыночной экономики для недопущения монополизации рынка современной российской экономики. Что касается совершенствования антимонопольного регулирования, то требуется дальнейшее развитие нормативной базы в сфере государственной антимонопольной политики современной России.

Литература:

  1. Почекутова Е. Н. Инструменты государственной антимонопольной политики России на современном этапе // Актуальные проблемы российского права и законодательства. — 2019. — с. 89.
  2. Таказина Е. С., Ларионова В. К. Антимонопольная политика России на современном этапе // современная антимонопольная политика россии: правоприменительная практика в брянской области. — 2019. — с. 199–200.
  3. Титова О. В., Тонких В. В. Антимонопольная политика в России на современном этапе // Заметки ученого. — 2020. — № 1. — с. 165.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  5. Шаповал В. Н. Особенности антимонопольного контроля в Российской Федерации // Инновации в науке. — 2018. — № 5. — с. 89–90.
  6. Федеральныйзакон от 17.08.1995 № 279 (ред. от 27.07.2017) «О естественных монополиях» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  9. «План деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2019–2024 годы» (утв. ФАС России) от 07.02. 2019 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  10. Протокол Президиума ФАС России «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года» от 03.06.2019 № 6. — Раздел I. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  11. Газета «Коммерсантъ». — № 207 от 12.11.2020 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

Основные термины (генерируются автоматически): Федеральная антимонопольная служба, РФ, антимонопольное регулирование, ограничение конкуренции, Россия, антимонопольная политика, развитие конкуренции, рыночная экономика, том, ФАС РФ.

Федеральная антимонопольная служба является одним из органов исполнительной ветви власти федерального уровня, руководство деятельностью которым осуществляет непосредственно Правительство России. В данной статье мы подробно рассмотрим, чем занимается антимонопольная служба, ее цели и основные направления деятельности.

Общие сведения

Рост экономики

Не все российские граждане понимают, чем занимается антимонопольная служба и какими вопросами она ведает. Информация, изложенная в статье, позволит внести ясность в этот вопрос. Функции и полномочия Федеральной антимонопольной службы определены постановлениями Правительства от 7 апреля 2004 года № 189 и от 30 июля 2004 года № 331, а также законом «О защите конкуренции» и другими документами.

Основной миссией ФАС является эффективная защита конкуренции и предпринимательства ради развития экономики России. Антимонопольный орган в своей деятельности преследует достижение следующих целей:

  • Создание положительных условий для развития конкуренции.
  • Обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса.
  • Достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок.
  • Обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий.
  • Устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Структура антимонопольной службы России

Руководитель Федеральной антимонопольной службы

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Игорь Юрьевич Артемьев. Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Защита конкуренции и свободного предпринимательства

Свободное предпринимательство

Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».

Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:

  1. Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
  2. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
  3. Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.
  4. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
  5. Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
  6. Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
  7. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.

Контроль над соблюдением закона о рекламе

Контроль над соблюдением законодательства

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в нашей стране также способствует контроль над соблюдением нормативных актов о рекламе, чем и занимается Федеральная антимонопольная служба России.

Ее функции в названной сфере подробно изложены в Федеральном законе № 38 «О рекламе». Заключаются они в основном в предотвращении и пресечении ненадлежащей рекламы, а также такой, которая способна ввести граждан в заблуждение или нанести вред их здоровью.

За нарушение законодательства о рекламе ФАС вправе привлекать субъектов рекламной деятельности к административной ответственности.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок.

Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере. Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Контроль оборонного заказа

С 2015 года антимонопольному органу были переданы полномочия по осуществлению контроля в сфере гособоронзаказа. Надзор за ценообразованием на военную продукцию, ведение реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении законодательства в сфере оборонного заказа – это далеко не все, чем занимается антимонопольная служба в указанной сфере.

Помимо вышеперечисленных обязанностей ФАС осуществляет подготовку нормативных правовых актов. К названным документам относятся в том числе и проекты федеральных законов, проекты постановлений и распоряжений Правительства России, а также приказы ФАС России, регулирующие более узкие вопросы в данной области.

Контроль над иностранными инвестициями

Сотрудничество и партнерство

Кроме перечисленного выше, ФАС осуществляет деятельность по мониторингу сделок, заключение которых может повлечь установление контроля со стороны других стран и международных организаций над российскими предприятиями, имеющих стратегическую важность для обороны страны.

В рамках указанного мониторинга Федеральная антимонопольная служба осуществляет предварительное согласование различных сделок иностранных инвесторов со стратегическими организациями, например, сделок о приобретении определенной доли акций такого предприятия.

Тарифное регулирование

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно — установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики. Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антиомонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Иные полномочия

Рассмотрение документов

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

В России цены растут всегда – и в период перегрева экономики, и в кризис. Как же с этим бороться? Как можно обуздать инфляцию? Какую роль в этом процессе играет Федеральная антимонопольная служба? Является ли антимомнопольная политика эффективным инструментом сдерживания цен?

1. Госрегулирование цен или борьба с монополиями? В условиях кризиса российское правительство вынуждено, с одной стороны, использовать все возможные средства для пополнения госбюджета, а, с другой — не допустить роста социальной напряженности. Задачи эти отчасти взаимоисключающие — во всяком случае, если решать их теми методами, которые власти используют сейчас. Так, например, одним из спорных моментов является рост цен. С одной стороны, это один из способов поддержать отечественных производителей, с другой — фактор, сильнее всего влияющий на рост протестных настроений.

Чтобы снизить социальную напряженность и при этом «не обидеть» крупные корпорации и естественные монополии, вместо введения госрегулирования цен на различные категории продукции (за исключением цен на лекарства) государство предоставило бороться с завышением цен Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Деятельность ФАС должна помочь развитию конкуренции, которая и станет естественным механизмом сдерживания цен. До сих пор наибольшее внимание ФАС уделяло отслеживанию ситуации на топливном рынке и на рынке медикаментов — отчасти, возможно, это связано с «госзаказом» от правительства.

2. Больше лекарств — дешевых и разных. С марта этого года ФАС установила постоянный контроль за ростом цен на лекарства. Территориальные органы ведомства ежеквартально отслеживают цены на 100 наиболее востребованных населением лекарственных препаратов среди аптечных учреждений, занимающих доминирующее положение. Причем цены анализируются как на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших, так и не входящие в него. По включенным в перечень лекарственным средствам в каждом субъекте РФ установлены предельные розничные надбавки, превышение которых влечет за собой нарушение закона «О защите конкуренции» (нарушение порядка ценообразования). Розничные цены на лекарства, которые не входят в указанный перечень, сравниваются со средними ценами на сопоставимых рынках. Кроме того, органы ФАС сравнивают рост цен на лекарства с уровнем инфляции и изменением стоимости бивалютной корзины.

По всем случаям установления доминирующими аптеками монопольно высоких цен, нарушения ими порядка ценообразования или участия их в ценовых сговорах ФАС возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Хотя цены на лекарства продолжают расти, но определенные результаты деятельности ФАС все же есть. Так, например, в августе было выявлено 18-67-процентное завышение цен в сети белгородских аптек и 5-20-процентное — в аптеках Воронежа. Областные прокуратуры предложили губернаторам соответствующих регионов принять меры по снижению наценок.

Помимо наказания алчных монополистов ФАС намерена развивать конкуренцию и другими путями. Одним из них, по мнению антимонопольщиков, может стать продажа лекарств в магазинах розничной торговли — с таким предложением выступил Минпромторг. Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что перечень лекарственных средств, разрешенных к продаже в розничных торговых сетях, должен утверждаться Правительством РФ или Минздравсоцразвития. В него могут войти витамины, биологически активные добавки и некоторые безрецептурные препараты. Однако участники фармацевтического рынка опасаются наплыва контрафактной продукции в супермаркеты. «У меня лично данное нововведение вызывает опасение, так как продажу фальсифицированных препаратов через лицензированные аптечные сети не всегда удается отследить, а что будет, когда лекарства будут продаваться через десятки тысяч торговых точек. Кто сможет гарантировать, что мы покупаем то, что покупаем? Уверена, что процент фальсификатов будет стремительно расти. Аптечный рынок может оказаться под угрозой, так как безрецептурные препараты являются самым рентабельным товаром», — поясняет Генеральный директор группы компаний ENMEDCOM Ольга Бажова.

3. Нефтяники не сдаются. Борьба ФАС с завышением цен на бензин стала уже «притчей во языцех». За 2008-2009 гг. было рассмотрено около 200 дел в отношении российских нефтяных компаний — касающихся как оптовых, так и розничных цен. В 113 случаях были признаны нарушения и наложены штрафы, которые в регионах достигли почти полуторамиллиардного уровня. Однако лишь порядка десяти решений уже прошли три судебные инстанции и вступили в законную силу.

Основные претензии ФАС предъявляет четырем крупнейшим российским компаниям: «Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР и «Газпромнефть». Каждой из них грозит штраф в миллиард с лишним долларов. Однако «Газпромнефть» в начале года добилась отмены штрафа — ФАС тут же подала протест в суд, но окончательного решения пока не вынесено. ТНК-ВР удалось отстоять свою «дочку» уже в двух инстанциях. Лишь в споре с «Лукойлом» ФАС одержала победу, оштрафовав его на 1,443 млрд. рублей за прошлогоднее повышение цен. Этот единичный успех не оказал существенного влияния на ситуацию с ценами на бензин — он по-прежнему неадекватно дорожает.

Возможно, позиции ФАС усилятся благодаря принятым в конце августа поправкам в антимонопольное законодательство. Они предоставляют антимонопольной службе больше возможностей доказывать свою правоту в судах и предусматривают более суровые наказания для нарушителей — дисквалификацию сроком от 6 месяцев до 3 лет, большие штрафы, возмещение в госказну причиненного ущерба, а также в отдельных случаях тюремное заключение. В так называемом «втором антимонопольном пакете» более точно прописаны понятия «монопольно высокой» и «монопольно низкой» цены, а также «круга лиц, входящих в одну группу и действующих в одном экономическом интересе».

Однако, по мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Александра Шатилова, даже новый антимонопольный пакет вряд ли поможет ФАС добиться серьезных санкций против сговора нефтяных монополистов. «Всерьез нефтяникам ничего не угрожает — нефтяное лобби слишком сильно», — считает Шатилов. Кроме того, по оценке эксперта, как обычно, могут возникнуть проблемы с доказательной базой, поскольку посадить в тюрьму конкретного человека, к тому же топ-менеджера крупной компании, в доказательном плане значительно сложнее, чем наложить штраф.

Гораздо более действенным с точки зрения стабилизации цен может оказаться принудительное требование к монополистам реализовать часть своей продукции на биржах. Такая возможность теперь у ФАС появилась. По мнению аналитика ИК «Финам» Александра Еремина, эта мера, конечно, не понравится нефтяникам, которые при продолжающемся росте цен на нефть стремятся максимально увеличить объемы экспорта, чтобы получить наибольшую прибыль. Зато это поможет уменьшить дефицит сырья на внутреннем рынке, и тем самым устранить одну из причин роста цен на топливо. Инициатива ФАС «позволит, как минимум, стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, причем, возможно, она поспособствует снижению цен на 3-7% от текущего уровня. Таким образом, решение ФАС несет в себе скорее социальную функцию, направленную на борьбу с повышением цен на нефть и его последствиями — главным образом инфляцией, социальной напряженностью и др», — считает аналитик.

4. Система электронных торгов поможет добиться прозрачности рынка. Главным системным решением глава ФАС Игорь Артемьев считает введение системы электронных торгов по госзакупкам, которая, по его мнению, позволит добиться прозрачности рынка. «Сейчас у нас все торги начинаются со сговора чиновника-заказчика и компании, в пользу которой всеми правдами и неправдами отдается лот. Кроме того, есть случаи, когда компания угрожает конкурентам, требуя, чтобы они не приходили на тендер. Анонимность участников исключит подобные ситуации. Если же электронная площадка преждевременно раскроет информацию об участнике аукциона заказчику, то к ней будут предъявляться очень серьезные санкции, вплоть до отстранения от электронных торгов».

Игорь Артемьев готов к тому, что, когда система электронных торгов заработает в полную силу (а случится это уже в будущем году), требование анонимности участников торгов встретит серьезное сопротивление чиновников. Но если удастся ее сохранить, то, по мнению главы ФАС, «система госзаказа станет значительно чище», сообщает «Российская газета.

«Второй антимонопольный пакет» позволяет ФАС обязать компании участвовать в электронных торгах по госзакупкам. Антимонопольщики намерены использовать эти полномочия и вывести на электронные торги около 15% нефтяного рынка.

5. ФАС и новый закон о торговле. ФАС будет проверять также правомерность торговых наценок и следить за исполнением закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который находится сейчас на рассмотрении в Госдуме. Новый документ, помимо прочего, запрещает включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемую объемную скидку). Как отметил Игорь Артемьев, в этом законопроекте так называемый порог доминирования фактически приравнен к нулю. Это значит, что ФАС может без предупреждения проверить любую организацию, доля которой на рынке, по мнению ФАС, превышает долю конкурентов. При этом Артемьев отметил, что, если недобросовестными практиками будут заниматься производители товаров, это также будет считаться нарушением, и они будут привлечены к ответственности.

6. Другие сферы внимания ФАС. Антимонопольщики не оставляют без внимания и другие сферы экономики. Желая предупредить взвинчивание цен на электроэнергию в Сибири в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, глава ФАС заявил, что его ведомство будет пристально следить за ценами на электричество и в случае их необоснованного повышения будет возбуждать дела в отношении недобросовестных компаний.

Определенных успехов удалось добиться ФАС в борьбе с монополизацией рынка Интернет-провайдеров в регионах. В частности, «Сибирьтелеком», дочка «Связьинвеста», была вынуждена снизить для местных операторов цены на подключение в 11 раз — с 2500 до 200 рублей, и ежемесячную оплату более чем вдвое — с 250 до 110 рублей. Хотя на затратах потребителей напрямую это не скажется, но зато повысит шансы местных Интернет-провайдеров и создаст здоровую конкуренцию. Пока же в России, как сообщает internet.ru, всего две крупные магистральные сети — «Ростелеком» (дочерняя компания «Связьинвеста») и «Транстелеком». Не ограничиваясь предложением аренды каналов, они предлагают в регионах и услуги провайдеров. При этом до проверки ФАС трафик продавался другим местным операторам по такой цене, что лишал их способности конкурировать с дочками монополистов. В результате, по данным ведущего консультанта J’son&Partners Consulting Григория Бецкова, в Алтайском крае, Иркутской области и республиках Бурятия и Хакасия доля «Сибирьтелекома» сегодня составляет более 70%, в остальных регионах Сибирского ФО — колеблется в районе 25-45%.

В последнее время внимание ФАС привлекли также неоправданно высокие цены на питание и услуги в аэропортах. Представители заведений общепита объясняют их высокой арендной платой, а антимонопольщики — отсутствием конкуренции. Возможно, в ряде случаев ФАС и удастся установить виновных и добиться некоторого снижения цен. Однако создание настоящей конкуренции — например, «независимых» заведений общепита за пределами аэровокзалов — вряд ли удастся добиться. У аэропортовского начальства на этот счет есть такой весомый и непробиваемый аргумент как «обеспечение безопасности».

РЖД, которая решила последовать примеру авиаторов, поводом для изгнания всех точек общепита с вокзалов объявила антисанитарию. В результате к 2010 году следует ожидать нереального взлета цен и в вокзальных буфетах — ФАС снова будет чем заняться.

Впрочем, у антимонопольной службы есть и более глобальные цели. По словам ее главы Игоря Артемьева, принятие третьего «антимонопольного пакета», разработка которого уже началась, поможет ФАС «уничтожить» тормозящий развитие рыночной экономики закон «О естественных монополиях», передает ИТАР-ТАСС.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти точку джи у своей девушки
  • Как найти родственников без их ведома
  • Как найти интервал на айфоне
  • Как найти относительные проценты
  • Как найти психолога в астане