Как найти фольклорный жанр

Жанры фольклора


Жанры фольклора

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1375.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1375.

Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?

Что такое фольклор?

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.

folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»

Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.

В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.

К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

  • Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
  • Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
  • Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

  • Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
  • Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
  • Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
  • Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
  • Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
  • Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.

К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.

  • Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.

Список жанры фольклора

Рис. 1. Список жанры фольклора.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Галина Волкова

    10/10

  • Август Мандаринский

    10/10

  • Артемий Андреев

    10/10

  • Galina Kravtsova

    10/10

  • Даша Фролова

    10/10

  • Aliks Rim

    10/10

  • Азалия Суяшева

    9/10

  • Коля Беседин

    10/10

  • Александр Котков

    10/10

  • Эля Боголюбова

    8/10

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1375.


А какая ваша оценка?

Что такое Жанры фольклора

Жанры фольклора — это разделение фольклора на различные направления (стили).

Фольклор — это устное народное творчество. Его создаёт народ на протяжении уже многих веков и передаёт в устном виде следующим поколениям.

Фольклор делится на большие и малые жанры.

Схематичное изображение жанров фольклора с разделением на большие и малые с примерами произведений

Большие жанры фольклора

Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения.

Эпические произведения

Эпические произведения — это народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое.

К ним относятся:

  • былины (рассказ или песня, которые прославляют кого-то; напр., «Илья Му­ро­мец и Со­ло­вей-раз­бой­ник»),
  • баллады (рассказ или песня о каком-то историческом герое или эпизоде; напр., баллады о Робин Гуде),
  • сказки («Царевна-лягушка»),
  • предания (рассказ в устной форме о событии в прошлом; напр., «Воцарение Ивана Грозного»),
  • былички (устный рассказ о том, как человек встретился с духами и привидениями: домовым, лешим, бабой ягой, чёртом и т.д.),
  • бывальщины (рассказ о якобы имевшем место событии, в которое тяжело поверить; похожи на былички),
  • притчи (рассказ с моралью и нравоучением; напр., «евангельские притчи»),
  • легенды (легенды о Короле Артуре),
  • анекдоты,
  • молитвы.

Лирические произведения

Это проза под музыку. Сюда относят:

  • частушки,
  • колыбельные,
  • романсы,
  • песни (обрядовые, семейные, любовные, военные, хороводные, шуточные и др.),
  • похоронные причитания.

Драматические произведения

Сюда относят народные драмы, то есть обрядовые и театральные представления. Обычно они не имеют заготовленного сценария или текста. Актёры импровизируют на тему, которая волнует народ.

Такое представление может быть и сатирическим. Актёр может взаимодействовать со зрителями, обращаться к ним.

Малые жанры фольклора

Включают в себя произведения, в которых мало текста, и детский фольклор:

  • загадки,
  • пословицы и поговорки,
  • шутки и прибаутки (смешное четверостишье для детей),
  • приметы и присказки,
  • детский фольклор.

Детский фольклор

Включает как произведения, которые придумывают дети, так и те, которые взрослые создают для детей — для их обучения и воспитания.

К детскому фольклору причисляют:

  • колыбельные,
  • потешки (увеселительная история в стихотворной форме, может быть и короткой песенкой),
  • пестушки (короткие стишки для самых маленьких, которые развивают движения и речь),
  • рассказы,
  • скороговорки,
  • игры,
  • считалки,
  • дразнилки,
  • приговорки (короткие рифмованные фразы для общения человека с окружающей природой),
  • заклички (стишок-заклинание для призыва какого-либо природного явления, похоже на приговорку),
  • стишки,
  • песенки,
  • страшилки (страшные истории для детей).

Примеры детского фольклора

Потешка

«Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!».

Пестушка

«Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!».

Приговорка

«Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!».

Закличка

«Иди, весна,
Иди, красна.
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, большой урожай
В наш край».

Читайте подробнее про Фольклор и его примеры.

Что такое фольклор и какие жанры он включает

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современная литература имеет свое начало и одной из ее предтеч был фольклорный жанр.

Еще до изобретения книгопечатания произведения народного творчества передавались из уст в уста.

Русский фольклор

Давайте сегодня посмотрим на то, что такое фольклор в современном понимании, какие функции он выполняет, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения и, конечно же, посмотрим на примеры таких произведений в русском творчестве.

Фольклор — это наша генетика

Термин «фольклор» (от англ. folk-lore «народная мудрость») появился в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. В России стал активно использоваться с 30-х годов ХIХ века.

Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.

До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.

Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.

Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом.

Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.

Жанры фольклора

Произведения устного народного творчества принято делить на три разновидности:

  1. Лирические;
  2. Эпические;
  3. Драматические.

Как и в художественной литературе, эпос, лирика (что это?) и драма (что это?) представлены традиционными для каждого из родов жанрами. Лирические песни раскрывают сокровенные темы народной жизни.

Народное творчество

Выделяют следующие их виды:

  1. исторические;
  2. любовные;
  3. свадебные;
  4. похоронные;
  5. трудовые;
  6. дорожные (ямщицкие);
  7. разбойничьи;
  8. шуточные.

Эпические жанры – это былина, сказка, сказ, быль, небылица, быличка, бывальщина.

Малые жанры фольклора — пословица, поговорка, скороговорка, загадка, прибаутка — тоже элементы эпоса.

Чтобы представить фольклорные драматические произведения, надо увидеть народный ярмарочный театр «раек». Тексты для него писались особым стихом – раешником. Рождественские мистерии, балаганные комедии, шаржи, бытовые зарисовки – всё это народная драма.

Особенности фольклорных произведений

Внимательно вчитавшись в определение, можно выделить несколько важных признаков фольклора:

  1. Историчность. Произведения народного творчества рождаются в глубине веков и постепенно отшлифовываются, обретая новые варианты, формы и оттенки значений.
  2. Коллективность. Рождение новой песни или сказки (что это такое?) нельзя считать состоявшимся, если она не была воспринята множеством слушателей-исполнителей. Её создают и рассказывают многократно, передавая из уст в уста. Окончательная оценка и последующая обработка фольклорного произведения возможна лишь в коллективе.
  3. Анонимность. Фольклорные произведения рождаются общими усилиями – выделить одного автора невозможно. Имя того, в чьей голове впервые созрела та или иная выдумка, скрыто. Оно не имеет значения, так как мысли и образы общедоступны и всенародны.
  4. Вариативность. Любое народное творение имеет несколько вариантов исполнения. Например, у сказки «Царевна-лягушка» насчитывается более 20 вариантов. В одном из них у царевны появляется неизвестный Жених, к которому она улетает, в другом действует Кощей.

    Елена Прекрасная

    Есть версия с участием Елены Прекрасной, есть такая, в которой действуют сразу 3 бабы-Яги (прямо вселенная Marvel какая-то).

  5. Повторяемость (цикличность). Модель фольклорного времени – это круг, колесо. События сменяют друг друга в строго определённой последовательности, начало сходится с концом, сиюминутность сливается с вечностью.
  6. Кумулятивность. Это непривычное для слуха слово означает, что фольклор вбирает в себя лучшее, чем живёт душа народа, нации. Он сохраняет традиции, воспевает идеалы, передаёт ценнейшую информацию о прошлом и будущем через особые культурные коды.

Фольклор – это наша генетика. Если народ исчезнет с лица Земли, «собрать по кусочкам» его культуру можно будет с помощью сказок, преданий, пословиц, песен.

Русский фольклор

Произведения русского литературного фольклора изучаются с первых ступеней школы. Это русские народные сказки, пословицы, загадки. Дети постарше знакомятся с былинами о русских богатырях.

В старших классах школы изучаются фольклорные источники произведений классической литературы: повестей и поэм А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. Не зная народных сюжетов и персонажей, в каком-то смысле ставших азбукой национальной образности, нельзя до конца понять многообразный мир отечественной культуры.

Многие думают, что кроме «Курочки Рябы», «Колобка» и «Репки» русскому народу нечего рассказать. Это не так. Откройте сборник волшебных сказок — захватывающее чтение вам обеспечено!

В минуту лирической тоски перелистайте собрание народных песен, а лучше послушайте их в музыкальном сопровождении. То, о чём в них поётся, касается каждого, задевает самые тайные струны, вызывает и улыбки, и слёзы. Это наша звучащая жизнь, наша знающая, что всё на свете повторимо.

В чём смысл фольклорных произведений

Народное творчество всегда функционально, оно не рождается из ниоткуда и всегда имеет чёткую цель. Учёные предлагают разделять произведения фольклора на следующие типы:

  1. Обрядовые;
  2. Необрядовые.

В первом типе описывается повторение ритуальных действий, значимые для многих поколений жизненные события. Обрядовый фольклор делится на семейный и календарный. Первый касается вех семейной жизни: сватовства и свадьбы, рождения детей, смерти родственников. Он широко представлен венчальными и погребальными песнями, причитаниями, заговорами.

Отдельно стоит детский фольклор с его колыбельными, потешками, пестушками.

Колыбельные

Необрядовый фольклор приурочен к календарному кругу крестьянской жизни: смене времён года и хозяйственной деятельности труженика-земплепашца. Каждое событие цикла сопровождается особыми песнями: колядками, закличками, запашками и т. д.

К необрядовым жанрам относятся былины, сказки, частушки, загадки, пословицы, поговорки.

Изучение фольклора

Видите, как важен фольклор! Вот почему для его изучения понадобилось создать отдельную научную дисциплину. Называется она фольклористикой. Наравне с этнографией эта наука исследует жизнь простого народа.

Этнографы занимаются описанием жилищ, одежды, посуды, пищи, обрядов, обнаруживая предметы материальной культуры, а фольклористы делают то же самое, изучая художественное слово.

Их цель – проследить, как менялись виды, жанры художественного творчества, как появлялись новые сюжеты и мотивы, какие социальные и психологические явления нашли отражение в тех или иных произведениях.

Фольклорные произведения

Выдающиеся отечественные учёные И. М. Снегирёв, И. П. Сахаров, Ф. И. Буславев, А. Н. Веселовский, П. Н. Рыбников, В. Я. Пропп и многие другие стали первыми собирателями фольклорных произведений.

Под их редакцией выходили сборники были, пословиц, сказов, записанных ими в экспедициях по стране. Добывая старинные образцы народного творчества, фольклористы дарят читателям богатый мир нашего звучащего прошлого.

Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Особенности фольклора:

  • устный характер творчества (композиции/произведения передавались из уст в уста);
  • анонимность (народ выступает в качестве автора);
  • контакт исполнителя со слушателем;
  • объединение элементов разных видов искусства — словесного, музыкального, театрального;
  • традиционность (традиции перенимались из каждого поколения);
  • произведения или отдельные их части часто создаются непосредственно в процессе исполнения;
  • коллективность;
  • вариативность.

Жанры и роды фольклора

Среди родов фольклора выделяют: эпос, лирику, драму. Подробнее о родах литературы можете узнать ЗДЕСЬ. Важно помнить, что у фольклора только три рода, а у художественной литературы четыре.

Эпические фольклорные жанры

Эпические фольклорные произведения отличаются своим объемом. Обычно они большие: сказки, былины, легенды и так далее.

Былина

Произведение о богатырях и народных героях. Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка.
Былинные циклы: Новгородский (герои — Садко,Василий Буслаев), киевский (герои — Добрыня Никитич,
Алеша Попович, Илья Муромец).

«Добрыня
и Змей»,

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Сказка

Прозаическое повествование с элементами фантастики и авантюризма.

«По щучьему веленью»,

«Маша и три медведя»

Песня историческая

Лиро-эпическое произведение, отражающее все ключевые моменты истории.

«Пётр Первый и молодой драгун»
Предание

Устный рассказ в эпическом роде о реальных или возможных событиях прошлого. Иногда основан на рассказах очевидцах. Данный жанр из-за примесей вымысла близок к сказке и легенде.

«Воцарение Ивана Грозного»,

«Царь Пётр и солдат»

Легенда

В основе этого эпического жанра лежит фантастический образ, чудо. Может совмещать в себе элементы мифа, предания и сказки.
Легенды делят на религиозные и социальные.

«Илья-пророк и Никола» ,

«О Ное Праведном»

Сказ

Повествование о событиях от лица рассказчика, не совпадающего с автором. Лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.

«Артемов ключ»,

«Еремеево слово»

Пословица

Образное выражение с поучительным характером.

«Не зная броду, не суйся в воду.»

«Краткость — сестра таланта.»

Поговорка

Образное выражение с оценкой действия, поступка, человека.

«Что в лоб, что по лбу»,

«Терпенье и труд всё перетрут».

Лирические фольклорные жанры

Лирика напрямую связана с поэзией. В фольклоре лирика тесно связана с музыкой, т.е. песнями.

Обрядовая поэзия

Поэзия, сопровождающая календарные события (колядки, веснянки, подблюдные песни), семейные (свадьбы, крещение, рождение, похороны).

Любовные песни

Повествуют о взаимоотношениях влюбленных.

Семейные песни

Отражают сложные семейные взаимоотношения (отношение свекрови, мужа, жены и т.п).

Детский фольклор

Песни, выражающие любовь матери или описывающие игры детей (считалки, молчанки, дразнилки, мирилки).

Бытовой фольклор

Подразделяются на заклички (обращения к природе) и приговорки (обращения к животным).

Потешный фольклор

Заключает в себе шуточные мотивы.
Подразделяется на поддевки (игра слов), скороговорки, загадки.

Драматические фольклорные жанры

Драма подразумевает что-то для исполнения на сцене, а также обряды и игры.

Игры

Хороводные игры на брачные темы, бытовые. Песенный текст чаще проигрывался для пояснения развитого драматического действия.

«А мы просо сеяли»,

«По-за городу гуляет царевич-королевич»

Народный театр

Подразделяется на театр живого актера, народную драму, театр кукол (раек, вертеп, Петрушка).

Раек -представление из картинок на небольшом ящике с отверстиями.

Вертеп — рождественское кукольное представление на двухэтажном ящике.

Театр Петрушки — представления, проводимые куклой — шутом.

«Царь Максимильян»,

«Комедия о царе Максимильяне и непокорном сыне его Адольфе»

Обряды

Деревенские хороводы, проводимые на масленицу, на рождество, в русальную неделю, на Иванов день.

  1. Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.

Понятие
фольклорного жанра.
Совокупность принципов, позволяющая
в данной ситуации построить высказывание
определенного типа, называется фольклорным
жанром (похожее см. у Б.Н Путилова).
Единицами образования фольклорного
жанра, если жанр – совокупность
фольклорных произведений, являются
законченные высказывания, как единицы
речевого общения. В отличие от единиц
речи(слова и предложения) высказывание
имеет адресата, экспрессию и автора. От
этих признаков зависят композиция и
стиль высказывания.

Фольклорные
тексты анализируются в аспектах:

-социальная
ситуация, спровоцировавшая высказывание

-намерение
говорящего

-базовые
социальные характеристики говорящего

-идеалогическиементальные
установки

-цель
которую преследует говорящий

-характеристика
отношений между фактом сообщения и
самим фактом

-ответная
ракция

-языковые
средства для создания высказывания
(Адоньева
С.Б. «Прагматика..»)

Жанр
– совокупность произведений, объедиененных
общностью поэтической системы, бытового
назначения форм исполнения и музыкального
строя. Пропп ограничиваемся— поэзией
повествовательной и лирической.
Драматическая поэзия, а также частушки,
пословицы, поговорки, загадки и заговоры,
возможно, составят предмет другой
работы.

Повествоват
поэзию пропп делит на

-прозаическую
и

-стихотворную

Народная
проза – одна из областей народного
творчества

Выделяет
след роды и виды

  1. сказка – ни
    исполнитель ни слушатель не верят в
    рассказываемое (Белинский) это очень
    важно так как в остальных случаях
    попытки передать реальность, а здесь
    нарочитый вымысел

-сказки волшебные

По определению
Проппа они выделяются по совершенно
четкой композиции, по своим структурным
признакам, по своему, так сказать,
синтаксису, кото­рый устанавливается
научно совершенно точно о чем подробнее
в Морфологии сказки и в билете о сказках.

-кумулятивные
построены на многовкратном повторении
всетрч, создания нагромождения, отсылорк.
Обладают особой композицией стилем
богатым красочным языком тяготеют к
ритму и рифме

Для других видов
сказок, кроме волшебных и кумуля­тивных,
композиция не изучена, и определять и
делить их по этому признаку пока нельзя.
Вероятно, единством компози­ции они
и не обладают. Если это так, то в основу
дальней­шей систематизации приходится
избрать какой-либо другой принцип. Таким
принципом, имеющим научно-познаватель­ное
значение, может быть определение по
характеру дей­ствующих лиц.

Вспоминаем сразу
прения в начале Морфологии сказки, где
рассказ про афанасьева и его классификацию
по которой никто не классифифирует но
она есть. Из этого получаем 1 разряд

  1. сказки о животных

-сказки о неживой
природе(всякие силы ветер волда )

-сказки о
предметах(пузырь лапоть соломинка)

-по типам
животных(домашние дикие)

-сказки о
растениях(война грибов)

2) сказки о людях(они
же бытовые) действ мужики бабы и проч

Сюда по сути своей
относим репку, которая является
кумулятивной

Пропп делит их по
типам пресонажей с точки зрениях их
действий

-о ловких и умных
отгадчиках

-омудрых советчиках

-неверныхверных
женах

-разбойниках

-злых и добрых …
и тд

Такое же разделение
по типам с.жетов, атк как тут сюжет
определяется характером персонажа, что
поеределяет его действия…

В фольклоре нет
особого различия между бытовыми скзками
о людях и анектодати(пропп)

3)небылицы
– рассказы о нереальных в жизни событиях
(напр Мюнгхаузен постороен именно на
этом жанре)

4)
докучные сказки – короткие прибауткипотешки
для детей, когда они требуют сказок

С
точки зрения проппа сказка это еще не
жанр, вот виды сказок которые мы выделили
это жанры их можно делить на рубкрики.
Жанр – лишь одно из звеньев классификации.

Лирическая
эпическая и драматическая поэзия это
роды эпика: эпич прозаэпич поэзия

Сказка
это вид эпической прозы она распадается
на вышеуказанные жанры они на типы а те
на версии и варианты. Следовательно
имеет след схему

Следующая область

2)рассказы в которые
верят

Здесь мы имеем

А) этнологические
о происхождении земли и всего что на
ней есть(мифы о сотворении)

Б) про зверей они
же почемучки: почему у слона длинный
нос

В) былины — в
большинсвте случаев это страшыне
рассказы о леших, русалках и проч нечисити
(о же бывали и проч проч)

Г) легенды –
связанные с православием рассказы, с
персонажами В,Н заветов так как легенда
этимологически то что читали монахи за
трапезой, то с историческими лицам это
не сбюда. Кроме тогог спорен вопрос об
отношении легенд к фольклору Соколов
считал их легендарными сказками Аарне,
Андреев и Афанасьев считали их отдельными
и издавали в отдельн сборниках

Д) предания – вот
сюда относятся историч лица и события

Е) сказЫ – устные
мемуары отдельных людей которые передают
события имевшие место и сохран факты

Стихотворная
эпическая поэзия

Отличается
неразрывной связью музыкальной
составляющей с текстом, то есть не важен
жанр – всегда будут петь. РИТМ.
Сюжет,стих,напев – одно художеств целое.
(вспомин описания у Лорда о том как
сказитель учится петь былину) напевность
выражает лирическое отношегие к
изхображаемому. Хотя каждая былина в
отдельности не обладает своим напевом
(одним напевом могут исполняться разные
былины и наоборот), стиль былинного
музыкального испол­нения в известных
границах целостен и неприменим к дру­гим
видам эпического творчества.

Былина – один из
видов песенной эпической поэззи. Сама
былина не жанр как и сказка но в ее состав
входят те самые жанры. Былины отличаются
диким разнообразием сюжетов поэтому
их труднее классифицировать чем сказки.

Былины по сюжетн
группам,Ю по стилю и характеру повествоания
делятся на

  1. былины героические

-«классические»(сюжет
– подвиги нац русских героев, в качестве
пролога то как герой получил силу)
например когда после ильи и святогора
начнается сражения ильи с идолищем. Или
когда после исцеления ильи он едет в
киев побеждая по дороге соловья разбойника

-воинские(
в каом либо идее повествуют о сражении
с группой врагов, полчищ татар например.
ДОПОЛНИТЬ СЮЖЕТОМ!!! Можно отследить
историю и эволюцию ‘b[
былин считает пропп)

-единоборство
(муромец и турецкйи хан, алеша в бою с
тарариным)

-когда 2 героя
встреачются в поле не узнабт друг друга
и бьются (ПРИМЕР!!)

-былины о сражении
с чудовищем(можно ли отнести сюда
ИДОЛИЩЕ?? Или соловья?) они более древние
и из них выраслиите что о сражениях

-былины о бунте
героя(один из признаков – действия в
интересах государства)

Это былины о бунте
Ильи против Владимира, об Илье и голях
кабацких, о Буяне-богатыре, о Василии
Буслаевиче и новгородцах и о смерти
Василия Буслаевича.Один из признаков
героических былин состоит в том, что
герой в них действует в интересах
государства. С этой точки зрения к
героическим былинам несомненно относится
были­на о Дунае и его поездке за женой
для Владимира.

Что правильнее:
считать, что каждая из этих групп
состав­ляет особый жанр, или же
полагать, что, несмотря на разли­чие
сюжетов, героические былины составляют
один из жан­ров былинного творчества?
Последнее положение более пра­вильно,
ибо жанр определяется не столько
сюжетами, сколь­ко единством поэтики
— стиля и идейной направленности, а это
единство здесь налицо.

  1. Былины сказочного
    характера

— Антагонистом
героя в этих случаях является женщина.
В отличие от сказок, в которых женщина
чаще всего—беспомощное существо,
которое он спасает, напри­мер, от змея
и на которой он женится, или мудрая жена
или помощница героя, женщины былин чаще
всего существа коварные и демонические;
они воплощают некое зло, и ге­рой их
уничтожает. К таким былинам относятся
«Потык», «Лука Данилович», «Иван
Годинович», «Добрыня и Марин­ка»,
«Глеб Володьевич», «Соломон и Василий
Окулович» и некоторые другие. Это именно
былины, а не сказки. Сказоч­ный характер
им придает наличие колдовских чар,
оборот-ничество, различные чудеса; эти
сюжеты специфичны для былин и не
соответствуют поэтике сюжетов сказки.
Наряду с этим в былинном эпосе обращаются
и сказки, распеваемые былинным стихом.
Такие произведения не относятся к
бы­линному творчеству. Их сюжеты
фигурируют в указателях сказок
(«Нерассказанный сон», «Ставр Годинович»,
«Ванька

38

Удовкин сын»,
«Подсолнечное царство» и Др.). Такие
сказки должны изучаться как при
исследовании сказочного, так и при
исследовании былинного творчества, но
относить их к жанру былин только на
основании использования былинного
стиха нельзя. Такие былины обычно не
имеют вариантов. Особый случай представляет
собой былина о Садко, в кото­рой нет
антагониста героя типа коварных женщин
других былин. Тем не менее принадлежность
ее к сказочным были­нам совершенно
очевидна.

Можно ли считать,
что былины сказочного характера
со­ставляют один жанр с былинами
героическими? Нам кажет­ся, что нельзя.
Хотя вопрос еще должен изучаться
специаль­но, все же довольно очевидно,
что, например, былина о Добрыне и Маринке
есть явление совершенно иного харак­тера,
чем былина о набеге литовцев, и что они
принадлежат к разным жанрам, несмотря
на общность былинного стиха.

  1. Новеллистические
    былины некоторое количество реалистически
    окрашенных повествований, сюжеты
    которых отличаются от рассмотренных
    выше, отли больш разнообразием

–сватовство с
препятствиями

С одной стороны,
стиль новеллы и стиль монументальной,
героической или сказочной былины
несовместимы. С другой же стороны, в
составе былин есть некоторое количество
реа­листически окрашенных повествований,
сюжеты которых имеют существенно иной
характер, чем рассмотренные вы­ше.
УСЛОВНО такие былины можно назвать
новеллистически­ми. Число их невелико,
но они отличаются большим разно­образием.
В некоторых из них рассказывается о
сватовстве, которое, после преодоления
некоторых препятствий, оканчи­вается
благополучно («Соловей Будимирович»,
«Хотен Слу-дович», «Алеша и сестра
Петровичей»). Промежуточное по­ложение
между былинами сказочными и новеллистическими
занимает былина об отъезде Добрыни и
неудачной женитьбе Алеши. Былина об
Алеше и сестре Петровичей занимает
промежуточное положение между жанром
былины и жан­ром баллады. То же можно
сказать о «Козарине». Балладный характер
носит также былина о Даниле Ловчанине,
о чем мы скажем ниже, при изучении баллад.
Другие сюжеты, которые обычно относятся
к былинам, мы бы отнесли к бал­ладам
(«Чурило и неверная жена Бермяты»).

Сюжеты новеллистических
былин можно распределить по группам,
но здесь мы этого делать не будем. Женщина
в этих былинах играет большую роль, но
есть новеллистиче­ские былины и иного
характера, как, например, былина о
состязании Дюка с Чурилой или о посещении
Владимиром отца Чурилы.

Далее идет Эпические
духовные стихи

  1. песни о святых и
    их деяниях(об алексее человеке божием.)

выражаю.т
некотопеы религиозные представления
народа, однако мировоззрение в них
выраженное часто не совпадает с догматом
церкви, имеет юитсорически еподробности
и обладают особыми красотами.

В
противоположность им существуют
скоморошины

  1. песни о веселых
    происшествиях(или о не веселых но
    трактуремых юмористически) есть
    множество типов

  2. –пародии

  3. –небылицы

  4. –с острой социальной
    сатирой

Не всегда носят
повествоват характер иногда в предмете
смешная сутиауция не получантся особого
развития. Общность жанров=прежде всего
общность стиля.

Баллады

Значительно
отличаются от западноевропейский, сфера
– мир человеческих страстей, трактуемый
трагически

  1. любовные(семейное
    содержание)

-страдалица-женщина
в голавной роли. Средневековая русская
действительность. Действ лица в основном
принадлежат к средним или высшим
сословия, изображаются глазами крестьян.
Тяготеют к изображению страшных событий,
убийство невинной женщины частая
развязка и убийца часто член сеьми.
Князь роман, федор и марфа, оклеветанная
жена.

-длительная отлучка
одного из членов семьи при неожиданной
случайной встрчи они не узнают друг
жруга и трагические события (брат
разбойник и ссетсра) песня записанная
пушкиным ?

2) баллады
исторические

В них могут
дейтсовать реальные исторические герои
например татары, но они нападают не
войском а похщают женщину. Концентрация
вниманя вокруг личной истории, характреный
признак наличие некоторой интриги
любовного или семейого содержания

Былины
менее сфокусированы на личности нежели
баллады однако есть много преходных
случаев(ПРИМЕРЫ!!)

Между балладой и
другими жанрами не всегда можно провести
точную гра­ницу. В данном случае можно
говорить о былине балладного характера
или о балладе былинного склада. Таких
переход­ных или смежных случаев между
балладой и былиной, бал­ладой и
исторической песней или балладой и
песней лири­ческой можно найти
некоторое, хотя и не очень большое
ко­личество. Проводить же искусственные
грани нецелесообраз­но. Былина и
баллада могут быть различаемы и со
стороны музыкальной. Былина обладает
определенным размером и напевами
полуречитативного характера. Стихотворные
раз­меры баллады очень разнообразны,
так же как и наивны. С музыкальной точки
зрения баллады как фольклорно-музыкального
жанра не существует.

Все
изложенное показывает, что баллады
обладают на­столько специфическим
характером, что можно говорить о них
как о жанре. Тех резких отличий, какие
имеются в ре­пертуаре былин или сказок,
здесь нет. Разница между балла­дами
семейными, о неузнанных встречах и так
называемыми историческими балладами
есть разница типов, а не жанров.

Исторические
песни

Весьма сложен
вопрос о жанровом характере историче­ских
песен. Самое название «исторические
песни» указы­вает, что песни эти
определяются со стороны содержания и
что предметом исторических песен
являются исторические лица или события,
имевшие место в русской истории или по
крайней мере обладающие историческим
характером. Между тем как только мы
приступим к рассмотрению того, что
на­зывают исторической песней, так
сразу же обнаруживаем чрезвычайное
разнообразие и пестроту поэтических
форм.

Разнообразие это
настолько велико, что исторические
песни никак не составляют жанра, если
жанр определять по приз­наку некоторого
единства поэтики. Здесь получается то
же, что и со сказкой и былиной, которую
мы также не могли признать жанром.
Правда, исследователь имеет право
огово­рить свою терминологию и условно
называть исторические песни жанром. Но
познавательного значения такая
термино­логия не имела бы, и потому
прав был Б. Н. Путилов, когда свою книгу,
посвященную историческим песням, он
назвал «Русский историко-песенный
фольклор XIII—XVI веков» (М.—Л., 1960). Тем не
менее историческая песня существу­ет
если не как жанр, то как сумма нескольких
различных жанров разных эпох и разных
форм, объединяемых историч­ностью
своего содержания. Полное и точное
определение всех жанров исторической
песни не может входить и нашу задачу.
Но даже при поверхностном взгляде, без
специально­го и углубленного изучения,
можно установить хотя бы неко­торые
виды исторических песен. Характер
исторических песен зависит от двух
факторов: от эпохи, в которую они
создаются, и от среды, которая их создает.
Это дает возмож­ность хотя бы наметить
основные категории исторических песен.

  1. Песни скоморошного
    склада

Открывают список
ситорических песн потому что перва я
историческая песня была выявлена именно
в этом жанре. О щелкане дудентьевиче,
относится к 14 веку самая ранняя,
составленнеы позднее песни были другого
характера

  1. составленные в
    16 веке песни о Грозного – страшные

-песни созданные
в московской городской
среде-пушкарей(артиллеристов вольных)
псени создавались средствами былины и
снарод называл их старинами (гнев
грозного на сына, взятие казани) в
дальнейшем развитии утратили связь с
былиной

3)
песни о внутренних событиях к 16-началу
18 века

Так
же созданы в москве простым людом, Это
песни определенной среды и определенной
эпохи., пр разнообразии поэтики имеют
единсвто эпики(о земском соборе об осаде
осоловецкого монастыря)

  1. петерубргские
    песни

С
перенесением столицы в Петербург этот
тип городских песен о внутренних событиях
русской истории перестает быть
продуктивным. В Петербурге создаются
отдельные пес­ни о восстании декабристов,
об Аракчееве и некоторые дру­гие, но
жанр этот в XIX веке находился на ущербе.
Песни этой группы созданы городской
средой, откуда они позднее проникают в
крестьянство.

  1. Песни казачества
    16-17 в

Хоровое
исполнение протяжность лирические
песни о вольнице., о крестьянских войнах.
Здесь песни о пугачеве более реальны
чем песни о разине так как петербургские
псени были под влиянием солдатских

  1. Воинские солдасткие
    песни 18-20

С
появлением регушлярной армии созданы
солдатами доминирующий вид есни от
полтавского боя до 2 мировой

Лирические
песни

  1. Формы бытования
    и использования

-хороводные игровые
плясовые

-исполняемеы без
движений

2)бытовое применение

-трудовые
посиделочные святочные свадебные и тд

В
них поется о любви, семье разлуке –
человеческой жизни

  1. Псени выражают
    извсетное отношение к миру

-сатирические
укоряющие

-величальные
сетующие

3) по исполнению

-протяжные ачстые
промежуточные полупротяжные

4)Песни по социальным
группам

-рабочих, крестьян,
бурлаков, солдат

-жеснк мужск молод
стары и проч половозр

Для разделения на
жанры отталкиваемся от след позиций

  1. Единство формы и
    содержания. Предполагается что первое
    все таки содержание так как оно создает
    форму

  2. Так как создаетли-
    представители различных социальн
    групп, то и песни у них разные

Социальная
группа батраков создаст песню определенного
содержания и соотвественно этому песня
примет определенную форму

  1. Песни крестьян
    оторвавшихся от земли

  2. Песни рабочих

Деление
песен по социальной принадлежности

  1. Песни крестьян
    ведущих земледельческий труд

Делятся на

  • Обрядовые

Ф) земледельческие

Делятся по праздникам
на которых они исполнялись

Например
святки=колятки, новогод = подблюдные
для тгаждания

Песни для каждого
праздинка = отдельный жанр

И) семейные

Пропп рассматривает
причитания, они бывают

+) похоронные

Для каждого момента
обряда разные для разного исполнителя

+_) свадебные

Иные причтания,
исполняемые невестой либо плакальщицей,
так же приговоры дружки и величальнеы
родителям это оснвеы жанры свадебн
песен

  • Необрядовые

Здесь пропп снова
сосредоточился на причитаних, они
названы

А) Рекрутские, а
так же связанные с какими то бедсвиями
в жизни, сюда же остальные песни не
рассмотренные проппом

По форме исполнения
песни можно разделить на те которые
исполяются с телодвижениями и те кторые
исполняются без

А) Хороводные,
игровые, плясовые

Хороводные,
игровые и плясовые песни обладают особым
стилем. Обычно они имеют куплетное
строение (чего нет в песнях голосовых).
Такие песни обладают особыми законами
композиции. Так, например, последние
строки каждого куп­лета могут
повторяться с изменением одного-двух
слов.

  • Хороводные песни
    распределяются по тем фигурам которые
    составляет хоровод(Балакирев отличает
    хороводные песни «круговые», когда
    хоровод движется по кругу, и «ходовые»,
    когда Поющие стоят или ходят друг за
    другом.)

  • Игровые песни
    обычно связаны с игрой но могут
    исполняться и в одиночку как напоминаение
    о прошлых играх, отличаются по месту
    исполнения позволябют орепрелить в
    чем состояла игра.

Игры и игровые
песни отличаются также по тому, исполняются
ли они на открытом воздухе или в избе.
Игры зимой в избе и летом в поле или на
улице бывают разные. Игровые песни тесно
свя­заны с играми, и очень часто из
текста песни можно устано­вить, в чем
игра состояла. Игровую песню можно
узнать не­зависимо от того, обозначена
ли она собирателем как тако­вая или
нет. Границы между хороводными и игровыми
пес­нями не всегда можно установить
точно, так как самое веде­ние хоровода
есть род игры

  • В плясовых песнях
    содержание песни менее тесно связано
    собственно с пляской, чем содер­жание
    игровых с игрой. Любая частая песня
    может быть использована как плясовая,
    под любую частую песню можно плясать.
    Однако не под всякую частую песню
    непременно пляшут. Если игровую песню
    можно узнать независимо от того,
    обозначена ли она как таковая или нет,
    то плясовую по тексту узнать нельзя.
    Из этого следует, что плясовые песни
    собственно не представляют жанра. Тем
    не менее использо­вание песни для
    пляски — важный признак целого ряда
    частых песен.

Б) Голосовые частые,
голосовые нечастые, протяжные } жанры

Исполнются и хором
и одиночно, просто сидя или при работе

  1. Ярко выраженные
    протяжные

Элегические,
лирическеи, выражающие глубокие чувства
поющих обычно грустыне

  1. Частые песни

Имеют веселый
шуточный характер чаще выражают
коллективные чувства

Для 1,2 темп
песни=характеру песни, для 3 он не имеет
значения

  1. Полупротяжные

Для
поеределиня жанра песни важно

-указание
на шуточный характер, так как это черта
частых

-внимание
к теме содержданию песни


сост необрядовых песен входят разные
жанры, однако сами они жанра не составляют

Песни крестьян
оторванных от земли

Песни дворовых
составляют не­сомненный, притом очень
специфический жанр. С одной стороны, в
них отражен весь ужас, все унижение
крестьяни­на, всецело зависящего от
произвола барина и подвер­гающегося
жестокой порке за малейшие провинности.
С другой стороны, в них есть элементы
какого-то фривольного или развязного
тона, который совершенно чужд песням
кре­стьянским и который свидетельствует
о развращении кре­стьянской психики
под влиянием «цивилизованной» барской
среды.

Лакейские
городские песни
мы
с талкиваемся с песнями с социальной
направленностью

Трудовые псни
созданные
для аккомпанирования труду например
бурлатские когда песня заменяет команду
и подобн

Удалые песни –
посвящены
разбойникам вырвавшимся на волю и
ставшими рубин гудами(но песни о траг
судьбе к протяжным)

Солдасткие песни
о тяготах
службы и отваге для отечества и тп

Очень важно смотреть
кто исполняет песню если девушка то это
скорее какая то протяжная или любовная,
а аесли парень значит удаляя и тд

Тюремные песни
2х видов:
страдающие и просящиеся на волю, и
матерые зеки бравирующие прошлым

Фольклор городской
мещанской среды –

жанр жестокого романса о трагическом
завершении несчастной любви

Песни рабочих –
традиции
идут от литературы хотя образы и обращения
присутсвуют крестьянские и плачи тоже,
но тема – горькая жизнь и состав слов
и образов – иной. Ранняя рабочая поэзия
– 4ст хорей = частушка. Переделывают в
песни подходящие по смыслу литературные
произведения стихи поэтов. Рабочие
песни объядиняют фольклор и литературу,
среди них выделяются 3 разряда

  1. Песни созданные
    самими рабочими

  2. Сатирические
    псени связанные с классовым сознанием

  3. Песни-гимны,
    похоронные марши их исполняли коллективно

Таким образом, в
составе рабочей поэзии можно наметить
несколько групп, имеющих характер
жанров: это протяжные песни фольклорного
типа, лиро-эпические стихотворные пес­ни
с нарастающим революционным содержанием,
сатириче­ские произведения, также с
нарастающим революционным сознанием,
и гимническая поэзия, уже выходящая за
грани фольклора.

Детский песенный
фольклор

  1. Взрослые поют для
    детей

Колыбельные(ровный
напев, слова отовсюду)

Игровые напевы,
небылицы

Потешки для
маленьких

  1. Дети поют сами

Игровые песни, не
понятные без игр + условно считалки

Песни дразнилки,
насмешки

Песни детей об
окружающей жизни(особая нестройнойсть,
иногда набор слов)

От
этих признаков зависят композиция и
стиль высказывания.

  1. Специфика
    фольклора: коллективное и индивидуальное
    начала, устойчивость и вариативность,
    понятие традиционности, способ бытования
    .

По
Якобсону и Богатыреву фольклор больше
тяготеет к языку, чем к речи из теории
Соссюра. Речь использует язык, и каждый
говорящий делает индивидуально. Так и
в фольклоре некий набор традиций, корпус
устоев, верований, творчества используется
исполнителями произведений и создателями.
В качестве канвы выступает традиция,
на ее базе создается произведение, оно
проходит коллективную цензуру и через
какое то время превращается в традицию
для последующих произведений. существование
фольклорного
произведения
предполагает
усваивающую
и
санкционирующую
его
группу.
В фольклоре интерпретация – источник
произведения.

Коллективное
и индивидуальное начала.
В фольклоре мы сталкиваемся с феноменом
коллективного творчества. коллективное
творчество
не
дано
нам
ни
в
каком
наглядном
опыте,
и
поэтому
нужно
предполагать
существование
некоего
индивидуального
творца,
инициатора.
Типичный
младограмматик
как
в
языкознании,
так
и
в
фольклористике,
Всеволод
Миллер
считал
коллективное
творчество
масс
фикцией,
потому
что,
полагал
он,
человеческий
опыт
никогда
не
наблюдал
такого
творчества.
Здесь,
несомненно,
получает
свое
выражение
влияние
нашего
ежедневного
окружения.
Не
устное
творчество,
а
письменная
литература
является
для
нас
привычной
и
наиболее
известной
формой
творчества,
и,
таким
образом,
привычные
представления
эгоцентрически
проецируются
в
сферу
фольклора.
Так,
моментом
рождения
литературного
произведения
считается
момент
его
закрепления
на
бумаге
автором,
и
по
аналогии
момент,
когда
устное
произведение
впервые
объективируется,
то
есть
исполняется
автором,
интерпретируется
как
момент
его
рождения,
тогда
как
в
действительности
произведение
становится
фольклорным
фактом
только
с
момента
его
принятия
коллективом.

Сторонники
тезиса
об
индивидуальном
характере
фольклорного
творчества
склонны
подставлять
аноним
взамен
коллектива.
Так,
например,
в
одном
известном
руководстве
по
русскому
устному
творчеству
говорится
следующее:
«Таким
образом,
ясно,
что
и
в
обрядовой
песне,
если
мы
не
знаем,
кто
был
создателем
обряда,
кто
был
создателем
первой
песни,
то
это
не
противоречит
индивидуальному
творчеству,
а
только
говорит
за
то,
что
обряд
так
древен,
что
мы
не
можем
указать
ни
автора,
ни
условий
возникновения
старейшей,
теснейшим
образом
связанной
с
обрядом
песни,
и
что
создался
он
в
среде,
где
личность
автора
не
представляла
интереса,
почему
память
о
ней
и
не
сохранилась.
Таким
образом,
идея
«коллективного»
творчества
здесь
ни
при
чем»
(102, стр.
163). Тут
не
принято
во
внимание,
что
обряда
без
санкции
коллектива
быть
не
может,
что
это
contradictio in adjecto и
что,
даже
если
в
истоке
того
или
другого
обряда
лежало
индивидуальное
проявление,
путь
от
него
к
обряду
так
же
далек,
как
путь
от
индивидуального
уклона
в
речи
до
изменения
в
языке.

В
фольклоре
соотношение
между
художественным
произведением,
с
одной
стороны,
и
его
объективацией,
то
есть
! так
называемыми
.вариантами
этого
произведения
при
исполнении
его
разными
людьми,
с
другой
стороны,
совершенно
аналогично
соотношению
между
langue и
parole. Подобно
langue, фольклорное
произведение
внелично
и
существует
только
потенциально,
это
только
комплекс
известных
норм
и
импульсов,
канва
актуальной
традиции,
которую
исполнители
расцвечивают
узорами
индивидуального
творчества,
подобно
тому
как
поступают
производители
parole по
отношению
к
langue 2. Насколько
эти
индивидуальные
новообразования
в
языке
(соответственно
в
фольклоре)
отвечают
требованиям
коллектива
и
предвосхищают
закономерную
эволюцию
langue (соответственно
фольклора),
настолько
они
социализируются
и
становятся
фактами
langue (соответственно
элементами
фольклорного
произведения).

Роль
исполнителя
фольклорного
произведения
никоим
образом
не
должна
отождествляться
ни
с
ролью
читателя
или
чтеца
литературного
произведения,
ни
с
ролью
автора.
С
точки
зрения
исполнителя
фольклорного
произведения
эти
произведения
являются
фактом
langue, то
есть
внеличным,
существующим
независимо
от
исполнителя,
хотя
и
допускающим
деформацию
и
введение
нового
творческого
и
злободневного
материала
фактом.

Индивидуальное
начало возможно в фольклоре только в
теории, то есть если Ч заговаривает
грыжу лучше чем Ш, только после принятия
коллективом знающих метода Ч ее вариант
заговора станет фольклорным произведением,
а не просто местной особенностью
известного заговора (?)

Устойчивость
и вариативность

Фольклорный текст как текст устный
разделяет некоторые особенности
обыденной устной речи, хотя в гораздо
большей степени урегулирован. Как и в
обыденной речи, в фольклоре имеет место
деление на небольшие структурные звенья
(в песнях эти звенья могут совпадать со
строкой), подлежащие сцеплению
определенными синтаксическими средствами,
гораздо менее строгими, чем в письменной
речи. Но при этом фольклорные тексты
являются традиционными и заново
воспроизводимыми в акте исполнения.
Этот акт в той или ной мере ритуализован,
включает тесную взаимосвязь певца с
аудиторией (своим определенным и
постоянным социумом, причастным к знанию
традиции и ритуальных ограничений) и,
что особенно важно, является большей
частью не рецитацией наизусть, а более
или менее творческим воспроизведением
сюжетных, жанровых и стилистических
моделей. Подчеркнем еще раз: всякого
рода повторы и словесные формулы в
качестве важнейших кирпичиков помогают
хранению текста в памяти певца между
актами его воспроизведения перед
аудиторией. Певцы и сказители способны
запоминать тысячи и тысячи строк
наизусть, однако механизм творческой
трансмиссии далеко не сводится просто
к произнесению заученного.

Как уже говорилось, наибольшая степень
заученности, строгости в воспроизведении
имеет место в отношении обрядовых песен,
прежде всего — заговоров (в силу
сакральности магического слова), а также
пословиц и хоровых песен (само хоровое
начало восходит к обряду, на чем особенно
настаивал А.Н.Веселовский), хотя и в этих
пределах имеется некоторый минимум
варьирования. Разумеется, вариативность
минимальна в сакральной поэзии (устной,
но профессиональной) типа ведийской в
Индии или древнеирландской поэзии
филидов (а ранее друидов) и т.п. В песнях
и сказках, уже идейно не связанных с
обрядом, масштаб варьирования гораздо
больший, даже при повторении исполнения
тем же певцом или сказителем.

В принципе, варьирование — исконная
черта фольклора, и поиск единого прототипа
первоначального текста, как правило,
является научной утопией.

В целом же архаический фольклор, почти
полностью остающийся в обрядовых рамках,
варьируется в гораздо меньшей степени,
чем «классический» фольклор,
существующий рядом с литературой.

В зависимости от аудитории и других
обстоятельств певец-сказитель может
сократить свой текст или расширить его
за счет параллелизмов, дополнительных
эпизодов и т.д. Всякого рода повторяемость,
составляющая стихию фольклора и стихию
архаической словес ости с ее гегемонией
ритуального начала, является главным
и мощнейшим средством структурирования
архаических и фольклорных произведений
и важнейшей чертой архаического и
фольклорного стиля. Возникнув на почве
ритуальности и устности, повторения
форм, фразеологических оборотов,
фонических и синтаксических элементов
воспринимаются в то же время как
украшающий прием. Постоянные эпитеты,
сравнения, контрастные сопоставления,
метафоры, игра синонимами, анафорические
и эпифорические повторы, внутренние
рифмы, аллитерации и ассонансы все более
начинают ощущаться как украшения.

Как уже отмечено, фольклор продолжает
функционировать и после появления
книжной словесности, но этот традиционный,
или «классический» фольклор в
некоторых отношениях отличен от фольклора
строго архаического, как бы первобытного.
Если такой «первобытный» фольклор
имеет своей основой древнейшую мифологию
и религиозную систему шаманского типа,
если он как бы погружен в атмосферу
первобытного синкретизма с его гегемонией
обрядовых форм, то фольклор традиционный
развивается в условиях распада родовых
отношений и смены племенных союзов
раннегосударственными объединениями,
в условиях перехода от рода к семье,
зарождения государственного самосознания
(что было решающим для создания
классических форм эпоса), развития более
сложны религиозно-мифологических
систем, вплоть до «мировых религий»
и зачатков исторических или, по крайней
мере, квази-исторических представлений,
что приводит к частичной деритуализации
и десакрализации древнейшего сюжетного
фонда. Весьма фундаментальным фактором
различия между более ранними и более
поздними формами фольклора является
сам факт существования книжной словесности
и ее влияния на устную традицию.

Развитый фольклор испытывает многоплановое
влияние литературы там, где авторитетность
и вес письменного слова неизмеримо выше
и в религиозно-магическом, и в эстетическом
плане. Иногда устное слово рядится под
книжное, воспроизводя нормы письменного
языка, особенно часто в торжественной
ритмизованной речи. С другой стороны,
происходит фольклоризация книжных
источников, что часто ведет к их
архаизации. Наряду с собственно книжным
влиянием необходимо учитывать и влияние
более развитого фольклора (часто уже
испытавшего влияние книжности) на
творчество соседних народов, стоящих
на более архаической ступени культурного
развития (например, влияние русского
фольклора на устные литературы некоторых
других народов СССР).

(Мелтинский, Новик и прочие.. статус
слова и понятие жанра)

Из
того что каждое исполнение источник
произвденеи ядля след исполнителя(якобсон)
вырастает вариативность фолкьлорного
произведения как такового. Однако все
они в совокупности опираются на устойчивую
традицию = launge.
Вариативность наблюдается внутри
жанров, ….

Способ
бытования

устный. Обрядовый, необрядовый.
Традиционность – установка на традицию,
выход из традиции тесная взаимосвязь.
СЛИШКОМ ОБЩИЙ ВОПРОС!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти для отдыха девушка
  • Как найти спонсора для программы
  • Треугольник созвездие как найти
  • Eve как найти друзей
  • Как найти презерватив своего размера