Как найти форму в музыке

формы музыкальных произведенийВы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественформа-схема и форма-процессный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Формы музыкальных произведений

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

двухчастная и трехчастная формаСередина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.

формы музыкальных произведений

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

формы музыкальных произведенийСложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.

вариационная формаВариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации, в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре. Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и как восторженный гимн. Кстати, кое-что о жанрах можно прочитать в статье «Основные музыкальные жанры».

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

форма рондоВот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

Сонатная форма, вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

  • экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
  • разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
  • реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

сонатная форма

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:

  • Музыкальная форма вообще. В этом случае форма понимается широко, как категория, присутствующая в искусстве (в том числе и в музыке) всегда и вечно;
  • Средство воплощения содержания, которое реализуется путем объединения различных элементов музыки- мелодических мотивов, лада, гармонии, фактуры и др.;
  • Исторически сложившийся тип композиции. Например, канон, рондо, фуга, сюита и т.д. В этом случае понятие формы сближается с понятием музыкального жанра;
  • Индивидуальная организация единичного произведения- неповторимый, не похожий на другой, единичный организм в музыке. (например, «Лунная соната» Бетховена)

Классический период.

Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется  периодом повторного строения.

Фраза= 2 такта

Предложение= фраза+фраза= 4 такта

Период= предложение+ предложение= 8 тактов

Примеры периодов повторного строения:

Простая двухчастная форма (АВ)

Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности.  Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..

Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)

Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.

Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.

Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:

Простая трехчастная форма (АВА).

Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)

Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)-  происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.

В качестве примера можно привести  Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:

Сложная трехчастная форма (АBА)

Сложная трехчастная форма– это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.

Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.

Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).

Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:

Сложная двухчастная форма (АВ)

Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.

Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.

Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:

Характерные черты формы:

  • Тематический контраст частей
  • Тональный и темповый контраст частей
  • Форма частей-простая
  • Пропорции частей могут быть разными
  • Тональности частей чаще одинаковы, но могут быть и разными, обычно одноименными или параллельными.
  • Возможна смена размера!

Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:

Вариационная форма (А А1 А2 А3…)

Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).

Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.

Вариации различаются:

  • По количеству варьируемых тем- однотемные, двойные, тройные (варьируются соответственно одна, две, три темы);
  • По степени свободы варьирования темы- строгие (сохраняются структура темы, тональность, гармонический план) и свободные (возможны любые трансформации темы) ;
  • По методу варьирования- полифонические, фигурационные, фактурные, жанровые,тембровые.

В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:

Форма рондо.

Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).

Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).

Форма рондо: А        В        А        С        А.

Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).

Особенности формы:

  • Темы обычно песенно-танцевального характера;
  • Количество частей в большинстве случаев равно пяти (реже семи);
  • Темы связаны ходами;
  • Для формы характерны связанность, непрерывность развития, постепенное увеличение размеров эпизодов;
  • Форма может завершаться кодой.

Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.

Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.

Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.

Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

Вы когда-нибудь замечали, что любое произведение в музыкальной вселенной имеет свою внутреннюю архитектуру? Будь то эпическая сага Pink Floyd, симфония Шостаковича или частушки — каждое сочинение всегда состоит из одной или нескольких частей, чередующихся определенным образом. Это называется музыкальная форма.

В ходе эволюции музыкальные формы за последние 400 лет достигли большого разнообразия и свободы. Об этом и поговорим.

Виды музыкальных форм

Формы произведений бывают:

  • сложные и простые,
  • одночастные и многочастные,
  • повторяющиеся и со сквозным развитием.

В 60-70е годы к экспериментам с разными сложными формами, в том числе и академическими, обратились многие джазовые и рок-музыканты. И все же самые распространенные — максимально простые и понятные музыкальные формы типа песенной.

Для наглядности части в произведениях их чередование описывают с помощью латинских букв (AABA, ABC, ABACA). Давайте разберем наиболее популярные формы.

Начнем в хронологическом порядке, то есть с классической музыки.

1. Трехчастная форма (АВА).

Встречается очень часто. Именно в ней написано большинство небольших произведений (прелюдии, этюды, небольшие пьесы, вальсы, романсы и т. п.).

В этой форме три части:

  • в первой разворачивается основная мелодия,
  • средний раздел обычно контрастный по настроению, может быть в новой тональности,
  • заключительная часть — повторение первой (реприза), иногда могут появляться и изменения исходной темы.

Отдельно отметим сложную трехчастную форму. По строению она схожа с простой трехчастной, но каждый раздел в ней сам по себе может быть двух- или трехчастным.

Хороший пример — пьеса Лео Брауэра «Ojos Bruhos».

2. Сонатная форма.

Получила такое название, поскольку в ней писали первые части классических сонат. Содержит 3 или 4 части:

  • экспозиция,
  • разработка,
  • реприза,
  • кода (не всегда).

Экспозиция представляет собой раздел, в котором слушатель знакомится с основными мелодическими темами: главной и побочной партией, контрастными по настроению и звучащими в разных тональностях.

В разработке происходит взаимодействие и перевоплощение этих тем. Они могут сталкиваться, переплетаться, изображая конфликт или гармонию. Это самый свободный раздел формы, и содержание его всегда зависит от воображения и мастерства композитора.

Далее в репризе вновь предстают главная и побочная партии, но уже в новом виде, полученном в ходе разработки. За ней может следовать кода — некое завершение всего раздела.

Эта форма встречается в большинстве первых частей сонат и симфоний. Для примера послушайте первую часть сонаты В.А.Моцарта №16 до-мажор.

Хотите знать больше? Регистрируйтесь на онлайн-курс по теории музыки, где многие знания можно получить во время бесплатного пробного периода.

3. Форма рондо (ABACADAEA).

Еще одна весьма популярная форма, построенная на чередовании различных по характеру и материалу частей или эпизодов (в нашем случае B C D E) и единого повторяющегося раздела или рефрена. Благодаря простоте с одной стороны и большим изобразительным возможностям с другой эта форма распространилась далеко за пределы классической музыки.

Типичный пример произведения с формой рондо — знаменитый «Турецкий марш» Моцарта.

4. Вариации (AA1A2A3A4A).

Тоже распространенная, но и одна из древнейших форм, известная с XIII. Состоит из темы и нескольких ее видоизмененных проведений (не меньше 2-х).

Из современных форм популярной музыки хочется упомянуть 2 наиболее распространенные:

  • песенная форма (AABA) – встречается во многих классических песнях (например, «Yesterday» Beatles). Одно проигрывание всех частей дают нам квадрат (по-английски chorus), длинной 32 такта, при этом каждая часть обычно длиной 8 тактов. Такой квадрат повторяется нужное количество раз, пока не кончится текст или не сыграет соло какой-либо инструмент;
  • блюз (ABC) – очень известная и распространенная форма родом из народной афроамериканской музыки. Как и в песенной форме, в блюзе есть свой квадрат из 3 частей по 4 такта, в сумме дающих 12 тактов. Обычно в блюзе очень много квадратов, так как всем хочется спеть и просолировать.

Музыкальные формы

словарь

Музыкальная
форма — это структура всего произведения,
его строение.

Существуют
внешние, и внутренние признаки членения
муз. произведения, признаки формы.

Внешние
– это жанр произведения: инструментальная
музыка или вокальная, миниатюра или
крупное произведение, лирическая или
танцевальная. Жанр уже определит
возможный круг форм. Информация о жанре
в заглавии произведения, в нюансах,
темпах, метре, в муз. складе, в фактуре.
Внешние признаки членения – это нотный
текст: знаки сокращения нотного письма,
репризы, появление нового нюанса,
изменение темпа или возвращение к
прежнему, – все это признаки нового
раздела. К внешним признакам можно
отнести изменение метра, ключевых
знаков, изменение фактуры.

Внутренние
признаки в самом музыкальном материале.
Для успешного анализа формы необходим
гармонический анализ (все представленные
ниже формы – формы классического
гомофонно-гармонического стиля,
структуры, в формообразовании которых
главенствует гармония). Необходимо
обращать внимание на фактуру, необходимо
сольфеджировать и слышать в совокупности
с гармонией мелодические линии, выявлять
функции
муз. материала
,
типы
изложения

и методы развития его, повторы тем и
тематического материала, различать
«рельеф» (изложение тем) и «фоновый»
материал.

.
В муз. произведении музыкальный материал
может восприниматься (
по Тюлину
)
в трех качествах, — функциях
материала
:

основной
материал подготавливающий
завершающий

Прямая соединительная линия 95Прямая соединительная линия 97Прямая соединительная линия 98Прямая соединительная линия 100(показ,
экспозиция)

Прямая соединительная линия 90Прямая соединительная линия 92

СПрямоугольник 193пособин
предлагал6
функций музыкального материала

в произведении, детализирующие предыдущие:

Прямоугольник 194

изложение
реприза вступление середина
связка заключение

Прямая соединительная линия 93Прямая соединительная линия 99темы

Прямая соединительная линия 91

Прямоугольник 195Прямоугольник 196Индивидуальность
материала, то есть его функция, зависит
от особенностей муз. языка, т.е. от
типа изложения
(по
Способину).
Их
5:

эПрямоугольник 198кспозиционный
вступительный, серединный, связующий
заключительный

тПрямая соединительная линия 96Прямоугольник 199Прямоугольник 200ип
изложения типы изложения тип
изложения

Прямая соединительная линия 94

Структурная
оформленность, Серединный тип
изложения; Многократное

замкнутость;
гармоническая и возможен расширенный
по- кадансирова-

тональная
устойчивость, луавтентический каданс
с ние; возможен

фактурное
единство. модуляционным переходом; Т
органный

возможен Д органный пункт. пункт, МТС —

Возможно 2 – 3 такта фактур- суммирование.

ной подготовки,- Структурная
неоформленность,

может быть, разомкнутое или
разомкнутость; гармоническая

замкнутое предложение,- крат- и
тональная неустойчивость, текучесть;

кий тезис. возможен Д органный пункт.

В сложных формах возможно
Разновидность – разработка
(как тип изложения).

крупное
построение середин- Ее признаки:
-тематическое вычленение,

ного типа изложения. -секвентное
развитие,

-полифонические средства.

В
процессе анализа произведений сложных
форм удобно обозначать на черновике
последовательность разделов буквами:
заглавными (А, В, С и т.д.) основные
разделы, прописными – подразделы. При
необходимости – более конкретно: С –
середина, R
– разработка, СВ – связка, А1,
А2
– варьированный повтор, Вступ., Закл.,
Кода, , и т.п. Иногда необходимо в схеме
дополнительно отмечать структуры
изложения тем, тональные планы, количество
тактов, тематический материал. Это
помогает делать обобщения.

Памятка
для начинающих.

Чтобы
определить границу темы (завершение
мысли), иногда достаточно найти
заключительный каданс: Д7
– Т (на сильном вр., в мелод. положении
примы).

Простая
ОДНОЧАСТНАЯ —
это
форма произведения,

в основе которого одна музыкальная
тема.

Наиболее
типичная структура одночастной формы
(муз. темы) – период разных типов:
расширенные, часто, с дополнениями,
сложные периоды, иногда свободные
построения.

В
произведениях в одночастной форме часто
бывают вступления и заключения, как и
во всех других формах. В сложных формах
– коды.

Область
применения: инструментальные и
вокально-хоровые миниатюры, прелюдии,
песни, романсы, пьесы педагогического
репертуара.

Разновидность
развитая
одночастная

форма.

Простая
ДВУХЧАСТНАЯ

– форма произведения, основанная на
изложении темы и ответного к ней муз.
материала.

А
В

первая
часть вторая часть

Левая круглая скобка 103Левая круглая скобка 104тема
ответный муз.мат.

тезис
подтверждение
тезиса

По
тематическому материалу II
часть бывает:


на материале I
части ( а
— а
1
),


на обновленном материале ( а
– б

),


репризная
двухчастная («с включением»,
по
Тюлину ),
когда
во II
части вводится неустойчивый серединного
типа материал («включение»), после чего
повторяется второе или первое предложение
I
части. (реприза):

А
Б

первая
часть вторая часть

Левая круглая скобка 101Левая круглая скобка 102
тема, период

Левая круглая скобка 105Левая круглая скобка 107Левая круглая скобка 109Левая круглая скобка 109а
б с б

1
предл
II
предл. неуст. ( или а)

середин.

материал

Вдвухчастной форме возможны повторы
разделов, выписанные композитором или
обозначенные: А Б ;

А Б ;

А Б

Памятка.
Повторы (со знаком репризы или выписанные)
форму не меняют.

Повторное
строение во II
части для двухчастной формы не характерно.
Возможно, это варьированная строфа
(вокальная форма) в инструментальной
музыке.

Область
применения: прелюдии, инструментальные
и хоровые миниатюры, программные пьесы,
танцы, песни, романсы.

Разновидности
двухчастной:


развитая

двухчастная;


старинная
двухчастная;


сложная
(составная) двухчастная, когда каждая
часть в простой двухчастной или
трехчастной форме.


двойная

двухчастная (варьировано повторенная):

:
А В А1 В1
(схематически — А В )

Простая
ТРЕХЧАСТНАЯ

— это форма,

I
часть которой – изложение темы,

II
часть (середина) — муз. материал контрастный
тематически или по типу изложения к
теме,

IЛевая круглая скобка 9II
часть (реприза) — повторение исходной
темы:

Левая круглая скобка 113Левая круглая скобка 8А Б А

первая часть середина реприза

Середина
по тематическому материала может быть


на материале темы: А — А1
— А ;


на новом материале: А — В — А ;


разработочной: А — R
— А ;


типа связки: А — СВ — А .

(Три
разные темы, -А–В–С,- не образуют
трехчастную форму. Это может быть
составная форма, может быть вокальная
варьированная строфа в инструм. музыке.)

Реприза
бывает точная
(статическая
;
ее изначальный вариант Da
Capo
al
Fine,
т.е. с начала до слова конец) и измененная
(динамическая),-

от нескольких звуков до значительного.

Возможны
повторы выписанные композитором или
обозначенные:

АВ А

А
В А

А
В А и т.п.

Последний
вариант с выписанным
варьированным повтором
II-й
и III-ей
части,- А — В — А1
— В1
— А2
,- называют трех-пятичастной
(Способин)
или двойной
трехчастной
формой.

Трехчастную
форму с активным тематическим развитием
можно назвать развитой трехчастной.

Область
применения: прелюдии, ноктюрны, танцы,
марши, программные пьесы, хоры, песни,
романсы, арии.

Сложная
ТРЕХЧАСТНАЯ

– форма, каждая часть которой является
простой двухчастной, трехчастной и т.п.
формой.

СЛевая круглая скобка 116Левая круглая скобка 117Левая круглая скобка 118ложная
от слова сложение, сумма простых.

А В А

первая
часть средняя часть реприза

пр.
2х ч. 3 типа: точная
(статическая),

Прямая соединительная линия 119Прямая соединительная линия 120пр.
3х ч. (вариант – Da
Capo,
«с начала»)

Прямая соединительная линия 1213х-5ти
ч. или измененная
(динамическая),

и
др. часто сокращенная

Trio
(трио)
или
magore,
minore.
Эпизод
— поздний
Составная
ср. часть, т.е.

Самый
ранний тип ср. части. Ха- тип ср. части:
с кон- состоящая из 2х-3х замк-

рактерно
для оживленной жанро- ца XVIII
в.. Харак- нутых построений (муз.

вой
музыки. Трио отличает замк- терен для
умеренной тем), не образующих

нутость
формы ( пр.2х ч., 3х ч..) и или медленной
музы- форму.
Характерна для

подчеркнутый
контраст: жанровый, ки. Обычно это 2-3
вальсов.

ладовый,
тональный, темповый, разомкнутых постро-

фактурный. ения,
гармонически

Название
«Trio»
возникло в неустойчивых, текучих.

17
в., когда в орк.произв. 3х ч.

формы
танц. музыки ср.часть, в отличие от
остальных, исполнялась

только
тремя, обычно, деревянными духовыми
инструментами.

Область
применения.

Форма
отличается замкнутостью, устойчивостью,
и используется в произв. самых различных
жанров: маршах, полонезах, вальсах,
ноктюрнах; в сонатно-симфонических
циклах в средних частях: в менуэтах,
скерцо, в медленных частях.

РОНДО
форма,
где основная тема (рефрен) проводится
не менее 3х раз, а между ее проведениями
муз.материал иного содержания (эпизоды).

Прямая соединительная линия 124эпизоды

Прямая соединительная линия 122Прямая соединительная линия 123

АПрямая соединительная линия 125Прямая соединительная линия 127— В — А — С — Аи
т.д.
А Термин «рондо» имеет 2 значения:

1Прямая соединительная линия 126Прямая соединительная линия 127.
Рондо – жанр оживленной песенно-танцевальной
музыки. Фр.rondeau
– круг,

Рефрен
хоровод; refrain
– припев.

2.
Рондо – форма. Произведения в форме
рондо чаще соответствуют жанру рондо.
Но форма рондо встречается и в медленной
музыке.

Старинное
рондо (куплетное).

XVII
– XVIII
в. .Рондо
Дакена, Рамо, Куперена.

Количество
частей от 5 и более.

Рефрен
обычно в структуре периода.

Однотемное:
А — А1
— А — А2
— А и т.д. А ; (эпизоды
на материале рефрена);

Двухтемное:
А — В — А — В1
и т.д. А .
(эпизоды на самостоятельном материале).

Классическое
рондо.

XVIII
в.. Основной тип — пятичастное рондо.
Характерно обострение контраста рефрена
и эпизодов. Рефрен обычно в пр. 2х ч. или
пр.3х ч. форме.

По
тематическому материалу и по типу
изложения в эпизодах встречаются самые
различные варианты рондо:

А
В А С А — с двумя различными эпизодами;

А
В А В1
А — эпизоды на одном тематич. материале;

А
В А R
А — разработка во втором эпизоде;

А
А1
А В А или А В А А1
А — эпизод на материале рефрена.

Кода
может быть отдельной, может быть
совмещенной с последним проведением
рефрена.

Рондо
XIXXX
века.
Характерно
усложнение структуры. Рефрен может
варьироваться, могут изменяться
тональности в его повторениях. Нередко
обостряется контраст рефрена и эпизодов.
Последние могут быть обособленными по
форме: пр.2х, 3х ч..

Характерная
черта рондо XIX-
XX
в. – использование формы в неразрывной
связи с программой, обозначенной
заглавием или подразумеваемой:
Интродукция и рондо-каприччиозо
Сен-Санса, Арабески Шумана, «Джульетта
– девочка» Прокофьева и др..

Область
применения. Рондо широко исп. как форма
отд. произведения (инструментального,
вокально-хорового), как часть циклического
сочинения (сонаты, симфонии), как форма
оперной сцены.

ВАРИАЦИИ
(тема с вариациями) (вариационная форма)
представляют
собой изложения темы и нескольких
повторений ее в измененном виде.

Прямоугольник 202тема вариации……

Левая круглая скобка 128Левая круглая скобка 129Левая круглая скобка 130Левая круглая скобка 131Левая круглая скобка 132

А
А1
А2

А3
и т.д.

Вариации
на
basso
ostinato
(остинатный, неизменный бас), XVI-XVII
в., – это вариации, построенные на
повторении темы в басу. Темой может быть
построение 4 – 8 тактов замкнутое (период
или предложение) или незамкнутое,
вторгающимся кадансом переходящее в
вариацию. Количество вариаций в цикле
от нескольких до нескольких десятков).
Бах. Чакона dmoll
для скрипки соло; «Crucifixus»
из Мессы hmoll.

Вариации
на basso
ostinato
в большинстве — это жанр пассакалии
или чаконы.
И
то и другое
старинные,
медленные трехдольные скорбные танцы
– шествия.

Различия
их неопределённы. Считается, что для
пассакалии характерна одноголосная
тема с началом с третьей доли такта, а
для чаконы – тема аккордово-гармонического
склада.

Позднее
вариации на basso
ostinato
и пассакалия стали синонимами,- жанром
философского осмысления жизни, что
объясняет возрождение интереса к ним
у композиторов XX
века.
Шостакович. Симф. № 8,ч.III;
Концерт для скрипки, ч.III.

В
циклах вариаций всех типов, как правило,
наблюдается форма
второго плана
,-
чаще, это трехчастность (реже, рондо):
Первые вариации обычно близки к теме
(первый раздел). Интенсивное варьирование
в следующих вариациях, кульминационная
фаза,- средний раздел. Последние несколько
вариации обычно возвращают к звучанию
исходной темы (реприза).

Строгие
вариации.

Их можно назвать классическими ( XIXвек).
Можно назвать фактурными
(фактура – основной метод варьирования).
Строгие вариации называют орнаментальными:
всевозможные опевания, мелизматика
мелодически и ритмически орнаментируют,
преобразуют ведущий голос, но тема
всегда «просвечивает», узнается.

Тема
обычно в пр.2х ч. или 3х ч. форме. Структура
ее в вариациях, кадансы, гармония
сохраняются. Моцарт.
Сон.№11,ч.1.

Разновидность
строгих – двойные
вариации
.
В их основе изложение двух тем (обычно,
жанрово контрастных) с последующим
поочередным варьированием их.

Бетх.
Симф.№5,ч.II.

Свободные
вариации.
(XIX
в.) Их условно можно назвать жанровыми:
активное варьирование (изменение
фактуры, темпа, тональности) нередко
преобразует каждую вариацию в жанрово
индивидуальную пьесу, превращая вариации
в сюитный цикл. Шуман.
«Симфонические этюды».

Вариации
soprano
ostinato,
(глинкинские),
— на неизменную тему в сопрано. Варьируется
сопровождение (фактура, гармония).
Характер варьирования часто в прямой
зависимости от содержания поэтического
текста. Глинка.
«Персидский хор».

ВОКАЛЬНЫЕ
формы

Формы
вокальной и хоровой музыки

Специфика
вокальных форм обусловлена синтетичностью
жанра: взаимодействием музыки и поэзии
с отличительными принципами
формообразования.

Основные
куплетная
форма
и
строфическая.
Суть
их в неизменно повторяющемся музыкальном
материале на разные слова (т.е. с меняющимся
поэтическим текстом).

Левая круглая скобка 133Левая круглая скобка 135Куплетная
форма
типично песенная. Главный
признак ее — наличие
запева
и
припева.

I
куплет II
куплет

А
— В А — В и
т.д.

Запев
– это музыкальная мысль, тезис (в
поэтическом тексте его функция
информативная). Функция припева
— подтверждение музыкальной и поэтической
мысли запева,- резюме. В припевах с
неизменным текстом (что наиболее типично)
его функция — утверждение общей идеи
произведения.

Куплет
объединяет обычно 1-2 строфы поэтического
текста.

Строфа
в поэзии — это несколько строк (стихов)
(от 2х и более), объединенных системой
рифм. В 4х строчной стопе, например, может
быть смежная рифма (парная) — аа
бб
,
перекрестная — аб
аб,

охватная (опоясанная) – абба.

По
структуре куплет (соотношение запева
и припева) может быть различным.

Структурой
запева может Роль
припева в этом случае может выпол-

быть
замкнутое предложение
. нять
повторение
последней фразы
,
иногда – полное
повторение запева

хором, или с

подводкой («Гулял
по Уралу Чапаев-герой»).

Запев
может быть в
структуре
припев
повторение
второго предложения.

периода, Припевом
может быть фраза-дополнение
как бы третье предложение, образующее
сложный период («Зачем
тебя я, милый мой, узнала»).

Весь
куплет
может
быть в
простой двухчастной форме
,
где I
ч. – запев
,
II
ч. – припев
,
и даже в сложной двухчастной (Дунаевский.
Марш энтузиастов.).

Наконец,
запев и припев могут быть на самостоятельном
муз. материале, т.е. две разные темы, не
образующие форму («Песня
о Родине» Дунаевского»).

«Песня
о Родине» — пример куплета с припевом
на первом месте, что не является
исключением.

Встречается
два припева в куплете, точнее, припев к
припеву; иногда он в качестве
инструментального отыгрыша (Алябьев.
«Соловей», Глинка. «Венецианская ночь»).

Куплетно-вариационная
форма
,
— с изменением (варьированием) муз.
материала в куплете (от нескольких
звуков до значительного.).

Строфическая
форма,
когда
в повторяющемся музыкальном материале
нет деления на запев и припев:

I
строфа II
строфа III
строфа

Левая круглая скобка 136Левая круглая скобка 137Левая круглая скобка 138

А А А и
т.д. В
музыкальной строфе, как и в куплете,
одна, две (иногда и более) поэтические
строфы. Форма строфы может быть
одночастная, двухчастная.

Варьированная
строфа
,
— с изменениями музыкального материала
в строфах (от нескольких звуков – А — А1
— А2
и т.д., до значит. обновления — А – Б — С
и т.д.).

Иная
терминология в
фольклористике
.

Повторяющийся
муз. материал в народной песне

любом случае)
называют

(как принято у народных певцов) куплетом.
Объем куплета (и вместе с этим структура,
т.е. форма всей песни) определяется
поэтическим текстом. В основе куплета
может быть строфа
(строфическая структура), может быть
одна поэтическая строка
(строчная структура). Куплет может
содержать (иметь в основе) даже одну
фразу
(фразовая структура): Весна
– красна.// Что ты нам при-нес-ла? //
Мо–ло–ду – шеч – кам — // По ди–тё –
ноч – ку
…//.
В куплете может быть припев.
Припев называют рефреном,
если это неизменно повторяющаяся
лексическая конструкция: «Ой рана на
Йвана», «Ай люли-люли» и т.п. По своему
местоположению рефрен может быть
концевым
(в конце куплета), начальным,
обрамляющим
.
«Народное
музыкальное творчество» под ред.

А.Ф.Камаева
и Т.Ю.Камаевой. М.,2005. с. 29-35.

Термин
«строчная форма» используется и в
профессиональной академической музыке
(А.П.Милка.С-Пб).Строчной
принцип формообразования отличает
хоровые произведения Ипполитова-Иванова
«Крестьянская пирушка», «О лебеди
белой». В инструм. музыке – «Мужик на
гармонике играет» Чайковского (Детский
альбом.)

Сквозная
форма –
форма
вокальной музыки, развертывание
муз.материала в которой полностью
подчинено развитию содержания (сюжета)
поэтического произведения (обычно
сложного композиционно). (Шуберт.
Баллада «Лесной царь»)

В
вокально-хоровой музыке столь же широко
используются формы инструментальной
музыки.

И
наоборот. Вокальные формы широко
используются в инструментальной музыке,
прежде всего, в произведениях лирических
жанров, родственных вокальным. Пример
этого и формы с припевом (Шопен. Вальс
cismoll;
Моцарт. Сон. №11, IIIч.).
Вокальные принципы формообразования
— стилистическая особенность музыки
(инструментальной, в частности) XIX
века.

Вокальная
музыка, повторяем, – жанр синтетический,
жанр взаимодействия музыки и поэзии. В
связи с этим,

при
анализе вокального произведения
необходимо обратить внимание на некоторые
отличительные особенности языка
вокально-хоровой музыки

(По
материалам брошюры И.Лаврентьевой
«Вокальные. формы в курсе анализа муз.
произведений.». М.,1978, с.6-37).

I.
Характер
прочтения поэтического текста.

Музыка
(композитор) может:


Подчеркивать и углублять доминирующее
настроение стихотворения.


Заострять контраст, порой едва намеченный
в тексте.

Даргомыжский. «Титулярный советник».


Выявлять эмоционально-психологический
подтекст (скрытый смысл).

Чайковский.
«Ночевала тучка». Подчеркнутый контраст
поэтического текста у Лермонтова
Чайковский нивелирует однородностью
фактуры и даже повторностью муз. материала
в I-й
и II-й
строфе. В итоге сдержанное звучание
хора обнажает философский подтекст
стихотворения, — молитвенность.


Вводить живописно-изобразительные
моменты, «дорисовывать» содержание.

Глинка. «Попутная песня».

Рахманинов. «Весенние воды».


Использовать прием «обобщения через
жанр».

Глинка.
«Венецианская ночь» .Жанр баркаролы,
обозначенный Пушкиным в заглавии
стихотворения, получил реальное звучание
в музыке.


Может
представить неадекватный. индивидуальный
вариант прочтения текста.

Кюи.
«Уснуло все». Пессимистическую концовку
стихотворения Ратгауза.- «но без любви
мертва природа; в ней счастья нет.»
(черты обреченности, мрачности –
стилистическая особенность творчества
поэта) композитор «читает» в радостных,
восторженных тонах как гимн любви.

II.Тип
мелодики:

речитатив,

речитативно-декламационный тип,


декламация,

декламационно-ариозный тип или

кантилена?

Этот
ряд обнаруживает закономерность
постепенного перехода

от
господства речевого начала, к

интонационному обобщению,

от
наиболее близкого выражения господству
чисто музыкальных

интонации
речи принципов развития мелодики,

что
так же важно для исполнительской
трактовки произведения.

Городской
округ «Александровск – Сахалинский район»

Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Семинар
— практикум на тему:

 
«Анализ музыкальных форм:

Период. Простые формы. Сложные формы.
Рондо. Вариации».

Выполнила:

Ремнева
И.В.- преподаватель

 первой
квалификационной категории

г.
Александровск — Сахалинский

2019г

МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ФОРМЫ

         
Фо́рма (лат. forma — вид,
облик, образ, наружность, красота).

Музыкальная
форма
 – это определенный распорядок частей и разделов в
музыкальном произведении.
Ни одно из музыкальных
произведений не может существовать  без формы. Поэтому знание музыкальных форм
дает более ясное представление о произведениях.

Самое маленькое
построение в музыкальной речи – мотив (от латинского —
«двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот.
Размер мотива может быть разным – от одного — двух звуков до целого такта.

Мотив – интонационно-смысловая  неделимая 
структура  музыкальной  речи.

Единство 
звуков  мотива  определяется:

— общей линией
мелодического движения;

— стремлением
звука мотива к опорному, наиболее значительному звуку;

— одной гармонией
или связной гармонической последовательностью.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя
несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески –
«выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в
вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие
стало боле широким.

 Единство фразы определяется:

— общностью
мелодического движения и общей кульминацией;

— ладо — гармоническими 
связями;

— ритмо —
синтаксической структурой фразы.

Фразы
объединяются в предложения. Стандартный размер
предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от
латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс
завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует
множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению
(Т, S, D, VI).

Из предложений
составляется период.

(с греч.– круговращение,
промежуток времени, охватывающий законченный процесс
).

Периодом
называется законченная 
самостоятельная
музыкальная
одночастная  форма  изложения  темы 
гомофонного склада. Период  делится на два, редко на три предложения.
1 – е   предложение (а) – интонационно  неустойчиво, 2-е 
предложение   или в) — устойчиво, благодаря чему
они связываются для слушателя в одно целое (А).   

Типы 
периода:

1.     
Повторный (квадратный) —
период  из двух предложений, тематически сходных, но различающихся кадансами.
Различают период повторного и не повторного строения,
квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16
т.).

2.     
Единой структуры —
процесс интонационного  развития  проходит в рамках единой     ритмо — синтаксической
структуры.

3.     
Модулирующий —
заканчивается  в другой тональности и возникает необходимость дальнейшего
развития.

4.     
Сложный –
повторный период,  каждое  предложение которого  делится на два построения.

5.     
Дополнение и расширение —
называется построение, выходящие за рамки периода.

Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как
музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения
каданса, может называться дополнением или расширением.
Часто
дополнение — это повторение последнего построения периода.

Период имеет несколько разновидностей, в числе
которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и
«сложный период».

Период является одной
из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей
вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются,
является куплетная форма. Её простота объясняет широкую
распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку,
который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта,
Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

ПРОСТАЯ 
ФОРМА

Форма называется простой,
когда каждая часть произведения является периодом. Простая  форма
может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной.

Одночастной
называется простая форма (А),
содержащая изложение в рамках периода.
Такая форма чаще
всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся
запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в
детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А
или А1

Очень характерна
для русских  народных песен (куплетная форма –

1) а + а1 +а2+ а3;

2) а + а1 + в +
в1;

3) а + а1 единая
структура.

Большое значение
одночастная форма приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в
музыкальной литературе 19-20 веков. Многие прелюдии Шопена, Скрябина,
Лядова, Шостаковича, Кабалевского
изложены в форме периода. Среди них 
крайне редко встречается повторный период квадратного строения (Шопен
«Прелюдия» Ля-мажор
). Обычно второе предложение расширено, содержит
интенсивное нарастание, кульминацию. Пример расширения – Чайковский
«Утренняя молитва» из «Детского альбома».

ПРОСТАЯ
ДВУХЧАСНАЯ ФОРМА

Двухчастная
форма
(AB) – простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Первая
часть представляет тему произведения, изложенную в форме периода,
а вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части: А
+ А
   или  А + В.
Довольно часто второй период
построен на материале первого (т.е, повторного строения – см.некоторые
Прелюдии Скрябина
), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня
Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского
цирюльника» Россини
).

Схема формы: А А1 или
А В.

Важнейшим (и самым
простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его
необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:


повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше
вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;


повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга
части;


повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме
законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы,
основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в
многочисленных вариантах.

 В
простой двухчастной форме   середина  может быть написана не в
форме периода, а быть развивающей (Шуберт «Лендлер» Си-мажор). Примером  может
стать «Шарманщик» Чайковского из «Детского альбома». Двухчастная форма часто
встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой
самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно
содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах
двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она
припевом не является («Не искушай» Глинки, «Сурок» Бетховена).

Двухчастность
характерна для небольших танцевальных пьес (некоторые вальсы Шуберта,
«Украинский казачок» Даргомыжского – как  песня с запевом и припевом
), а
также и не танцевального склада — «Прелюдия» соч. 57,№ 1 Лядова. Каждая
часть может быть повторена: А В. Простая двухчастная форма может быть как форма
части более крупной композиции.

Существует двухчастная 
репризная
  форма: А + В + А, где последний период должен быть
меньше начального периода (8 + 8 + 4), реприза в такой форме не является
самостоятельной частью целого построения. Простая двухчастная репризная форма
получила широкое распространение в классической музыке 18-19 столетий, особенно
в инструментальном  жанре. Данную форму можно встретить и в небольших пьесах (некоторые
лендлеры Шуберта
), и в качестве формы части более крупного сочинения,
особенно в темах вариационного  цикла (тема 1 части сонаты Ля-мажор Моцарта
или в  романсах («Юноша и дева» Даргомыжского, «Что так сердце растревожено»
Хренникова).

ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ  ФОРМА

Простая
трёхчастная форма —
называется форма, первая
часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть — построение,
развивающее эту тему, или изложение новой темы; третья часть является репризой:
А + В + А, где средняя часть  развивающая и периодом не является. Масштабы
средней части могут быть весьма различны:

а/ средняя часть
равная крайним частям (8+ 8+ 8),

б/ средняя часть
короче, чем крайние части (8+ 6+ 8),

в/ средняя часть
длиннее (8+ 10+ 8).  Третья часть – реприза — может быть буквальным
повторением
первой части. Но повторение бывает и не точное: тема изменена
(варьирована), расширена. Особо  следует выделить динамическую репризу — изложение
первоначальной темы на более высоком динамическом уровне, в более сложной
фактуре или в более гармоническом освещении. Нередко при этом достигается самая
значительная кульминация всего произведения («День ли царит» П.Чайковского).

 
Самостоятельность первой часть и связанность  развивающей  средней части с
репризой подчёркивается тем, что первая часть  повторяется   особо, а  вторая и
третья – вместе:

  А В А. Вслед за
репризой может возникнуть кода. Может иметь вступление и заключение. В
вокальной музыке данная форма применяется в романсах, ариях, где  средняя часть
— развивающая («Для берегов отчизны дальней» Бородина), реже встречаются
с контрастной частью («Ария Снегурочки» Н.Римского-Корсакова).

Вступление и
заключение, изложенные в партии сопровождения, обычно обрамляют основные
разделы. В инструментальной  музыке простая трёхчастная форма встречается в
танцевальных и песенных жанрах, этюдах («Вальсы» Шуберта, некоторые мазурки
Шопена, «Песня жаворонка» Чайковского, «Грёзы» Шумана, этюды Шопена, Скрябина
).

 Простая
трёхчастная форма используется как форма более крупной композиции.

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как
правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для
них норма – или тоже период или предложение). Середина (средняя часть)
трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ
контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и
развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части
трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части –
такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение). Куплетные и
запевно -припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к
вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями
стихотворных текстов, которые лежат в основе песни. Куплетная форма основана на
повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым
текстом. В запевно — припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё
может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется
и мелодия, и текст).
   

СЛОЖНАЯ
ДВУХЧАСТНАЯ  ФОРМА

Сложной 
двухчастной  формой
  называется  такая 
форма, в  которой  обе  части  или  одна  из  двух  изложены  в  простой 
двухчастной  или  трёхчастной  форме.

Отличает эту 
форму  от  сложной  трёхчастной  отсутствие  репризы.      В 
инструментальной  музыке  эта  форма  встречается  крайне  редко

(Ф.Шопен. «Ноктюрн»,
соч. 15, соль-минор
). В вокальной  музыке  эта  форма  встречается  в  тех 
произведениях, где  развитие  содержания  основывается  на  контрастном 
сопоставлении двух  тем  и  реприза  не  требуется  или  даже  недопустима.
Такую  форму  имеют, например, романсы «Давно  ли  роскошно  ты  розой 
цвела» М.Глинки, «На  нивы
  жёлтые» П.Чайковского. Сложная 
двухчастная  форма  иногда  встречается  в  песнях  советских  композиторов
«Гимн  демократической  молодёжи» А.Новикова
(первая часть- си-бемоль 
-минор – одночастная; вторая часть –Си-бемоль —  мажор:  простая  трёхчастная
форма).

СЛОЖНАЯ
ТРЕХЧАСТНАЯ  ФОРМА

Сложной 
трёхчастной  формой
  называется 
трёхчастная  форма, первая  часть  которой  написана  в  простой  двухчастной  
или  трёхчастной  форме, вторая  часть либо  имеет  такое  же  строение  или 
ряд  незамкнутых  построений, а  третья  часть  является  репризой.
Тематически  первая  и  вторая  части  обычно  резко  контрастируют 
друг  другу.

      Первая 
часть
  пишется  в  главной  тональности. Вторая  часть 
большей  частью пишется  в  одноимённой  или  субдоминантовой 
тональности.
(Иногда  она  проходит в главной  тональности «Скерцо»
Третьей  симфонии Бетховена).

     Третья 
часть
— реприза – буквальное  или  видоизменённое   повторение  первой
части. Буквальное повторение  первой части – реприза —  часто  не 
выписывается  в  нотах, а  обозначается  D, C., т.е.
Da 
capo.
Видоизменением  в  репризе  часто  связаны  с 
усложнением  фактуры (варьирование – соната №4, ч.2 Бетховена). Иногда 
встречаются  сокращённые репризы (Прелюдия № 15; Мазурки № 1, 2 Шопена),
в  которых  содержится  лишь один  период первой  части  пьесы. В заключении 
формы  иногда  имеет  место кода. Эта  форма  широко  распространена  в 
инструментальной  музыке  танцевального  жанра (сопоставление  двух  танцев,
где  вторую часть  называют – трио, т.к. исполнялось  тремя 
инструментами), марша (походного, торжественного, траурного). Произведения 
нетанцевального  жанра, в  основном  в которых  лежит  контрастное 
сопоставление  двух  образов. Нередко  они  имеют  программное  название: П.Чайковский
«Времена года»: «На тройке», «У
  камелька»  или  жанровое 
обозначение – ноктюрн, баркарола. Такая  форма  встречается  в  медленных 
частях  сонатного  цикла.

      В вокальных 
произведениях  сложная  трёхчастная  форма  встречается  значительная  реже,
чем  в инструментальных (М.Глинка «Я  помню  чудное  мгновенье»).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы,
которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-х частная +
период + простая 3-х частная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в
вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а
сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки
(это излюбленная форма для менуэта и других танцев). Сложная трёхчастная форма,
 как и простая так же, может содержать в себе репризу, а в средней части –
новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в
такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой
какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части –
свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из
простых форм).

РОНДО

Рондо – ещё одна широко распространённая форма
музыкальных произведений, в переводе на русский язык с французского слово «рондо»
означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было
групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами
отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали
своё мастерство.

Рондо 
многочастная  форма, основанная  на  проведении  одной  темы  не  менее  3-х
раз  и  на  сопоставлении  её  с  различными  эпизодами:

А         
В        А       С       А

В  конце 17 – начале
18 века сложился один  из  ранних  видов  формы  рондо. Широкое
распространение  он  получил  в  творчестве  французских  композиторов —
клавесинистов

Фр. Куперена,
Ж.Рамо, Дакен. Основные  признаки  этой  формы:

1) неограниченное 
количество  эпизодов.

2) контраст  темы
и  эпизодов незначителен.

3) тема  пишется в
форме  периода, эпизоды- не сложнее  периода.

4) характерна 
замкнутость  частей.

5) тема  всегда 
проводится в основной  тональности, эпизоды –диатонического родства

     Рондо 
французских  клавесинистов  обычно  называют куплетное  рондо.
Его тема называется  рефреном, а  эпизоды – куплетами. В этой 
форме  написано  множество программных пьес, портретных зарисовок («Жнецы»,
«Сестра Моника» Куперена, «Курица» Рамо, «Кукушка» Дакена).

 В  творчестве 
венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена – получила  широкое  развитие 
форма  так  называемого «классическое  рондо». Её  характерные  черты: 

1) количество
эпизодов  ограничено двумя (редко тремя);

2) один из
эпизодов (чаще всего второй) контрастирует  теме;

3) тема  пишется 
в  простой  2-х частной  или 3-х частной  форме; типично  варьирование  темы 
при  её  вторичных появлениях;

4) эпизоды  тоже 
иногда  пишутся  в  2-х частной или  3-х частной форме (финал Сонаты № 7,
Ре-мажор, Гайдна
);

5) часто 
встречается  кода, построенная  на  интонациях  темы  и  на  интонациях
контрастного  эпизода;

6) тональный 
план  формы  чёток: тема — в главной  тональности, контрастный 
эпизод
— в  одноимённой  или  субдоминантовой, неконтрастный  эпизод
в  доминантовой тональности, иногда – в  тональности  VI ступени (при 
основной  мажорной  тональности). В  форме рондо  написаны  некоторые  финалы 
сонатных  циклов, отдельные  пьесы, часто  называемые  рондо. Иногда  эту 
форму  можно  встретить  в  оперной арии («Ария  Фигаро» из  оперы 
«Свадьба  Фигаро» Моцарта).

В большинстве это программные пьесы,
обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы
писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется
в финалах концертов (
И. С. Бах.
Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть
).

Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей.
Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau» и 
«Les Barricades
Mystérieuses
»
). Максимально известное
количество частей (в принципе для рондо) — 17 (
Пассакалия Ф.
Куперена
).

Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем
произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан
компактно,
в гомофонной фактуре и
имеет песенный характер. В большинстве случаев он 
квадратен 
том числе у 
И. С. Баха)
и имеет форму 
периода.

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение
— отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). 
Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают
тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна
из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное
развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

  В  творчестве 
композиторов 19 века (в частности, у Шумана) форма  рондо  приобретает 
новые  черты:

1) возрастает 
количество эпизодов;

2) возрастает 
степень  контрастности  темы  и  различных эпизодов;

3) замкнутость
контрастных частей создаёт  крупную многочастную форму  (1 часть «Венского 
карнавала» Шумана»
)

4) усложняется 
тональный  план, появляются  тональности  более  далёкого родства; встречаются 
темы, заканчивающиеся  модуляцией. Проведение одного  и  того  же  эпизода  в 
различных  тональностях («Новеллетта», соч. 21, № 1, Шумана)

      В 
творчестве  русских  классиков  и  советских композиторов встречаются  весьма 
разнообразные  виды  рондо. Прежде  всего  следует выделить  яркие  образцы 
этой  формы  в  вокальной  музыке — в произведениях, основанных 
на  контрастных  сопоставлениях  нескольких тем  при  господстве  одной – главной.
Среди  них  известные  романсы Даргомыжского «Ночной  зефир», «Песня 
рыбки», «Свадьбы»; Бородина «Спящая  княжна».
У  Глинки  форму  рондо 
имеют  некоторые  оперные арии – рондо  Антониды  из  оперы «Иван  Сусанин»
рондо Фарлафа  из  оперы «Руслан  и Людмилы», романсы «Ночной  зефир»,
«Сомнение»
(нет изменения  музыкального  текста, изменяется лишь 
словесный  текст).

Симфонические  и 
камерные  произведения: «Вальс-фантазия» Глинки, финал Симфонии № 4
Чайковского, скерцо из Симфонии № 7 Шостаковича, финал виолончельной  сонаты,
вальс  из пионерской  сюиты  Прокофьева  «Зимний  костёр
».

ВАРИАЦИИ

Вариациями 
называется  форма, содержащая  изложение  темы  и  ряд  её видоизменённых 
повторений.

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении
исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее
двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было
отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих
инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее
чаще в композициях современных авторов. Вариации бывают разными. Например,
существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть
неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano
— ostinato
и basso — ostinato). Есть вариации фигурационные,
в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными
украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны. Есть и ещё
один вид вариаций – характерные вариации, в которых каждое новое
проведение темы происходит в новом жанре. Иногда эти переходы к новым жанрам
сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в
одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и
как восторженный гимн. В качестве музыкального примера вариаций   Л. ван
Бетховен, 32 вариации до минор.

Вариации 
на  basso  ostinato —
называют  вариационную 
форму, неизменной  основой  которой  является фраза, многократно 
повторяющаяся  в  нижнем  голосе. А  верхние  голоса  мелодически  и 
ритмически  свободно  развиваются. (Чаконы, пассакалии  в  творчестве 
И.С.Баха, Г.Генделя
).

Вариации 
на  s
oprano
— 
ostinato называют 
вариационную  форму, неизменной  основой  которой  является фраза, многократно
повторяющаяся  в  верхнем  голосе. А  нижние голоса мелодически  и  ритмически 
свободно  развиваются.

Этот  тип 
вариаций  использовали  русские  композиторы в  вокальных  произведениях   на 
народную  тему, которая  оставалась  неизменной.

Классические 
вариации

    Основой 
классических вариаций  является тема, изложенная чаще в 2-х частной 
репризной  форме, и  ряд  вариаций. Тема  в  вариациях  развивается  с 
помощью  мелодической  фигурации. Видоизменяется  ритмический  рисунок, иногда 
меняется  метр, темп. Гармония  и  форма  темы  остаётся неизменным. Все 
вариации  излагаются  в  одной – главной тональности. В  середине 
возникает  вариация  или  группа  вариаций – в одноименной тональности.
Это  является  средством  создания  контраста  в  развитии 
одной  музыкальной   темы. Такая  форма  получила  широкое  распространение  в 
произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена. Иногда встречаются  большие,
значительные  произведения- «32 вариации» Бетховена.

Двойные 
вариации

    Двойными 
вариациями  называются  вариации  на две  темы. Эти  темы  излагаются 
в  начале  произведения, противопоставляясь  друг  другу. Затем  также 
последовательно  варьируются. (Симфония № 5, ч.2 Бетховена; Симфония № 103
«С  тремоло  литавр», ч.2  Гайдна; «Камаринская» Глинки
).

    Вариационная 
форма  и  вариационный  метод  развития  занимает  значительное  место  в
русской  музыке. В  русской  народной  песне  вариационная  форма  возникает 
в  результате  видоизменённого  повторения  напева  в  последующих  куплетах.

Музыкальные
формы (обозначения)

1.                 
Простые
формы:

1.       Период
(мотив, фраза, предложение: а)

2.      Одночастная
форма: А

3.      Простая
двухчастная форма: А В

4.      Простая
репризная двухчастная форма: А В А

5.      Простая
трехчастная форма: А В А

2.Сложные формы:

1.      Сложная
двухчастная форма: А    В

                                               
а+ав +в1

2.      Сложная
трехчастная форма: А           В            А

                                                
а+а1      в +с +в   а + а1

3.      Рондо: А
В А С А Д А

4.      Вариации
(фантазии): А (тема) Вар.1(А1), Вар.2(А2)…

Литература.

·        
Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений:
Структуры тональной музыки. — Ч. 2. — М.: Владос, 2003. 
ISBN
5-691-01039-5

·        
Григорьева Г. В. Анализ музыкальных произведений:
Рондо в музыке XX века. — М.: «Музыка», 1995. 
ISBN
5-7140-0615-1

·        
Головинский
Г., Ройтерштерн  М. Книга о музыке: Популярные очерки. Формы музыки.- М.,
«Советский композитор», 1988
.

·        
Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. — М., 1998. ISBN
5-89144-068-7

·        
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. — М.:
«Музыка», 1979.

·        
Протопопов В. В. Форма рондо в инструментальных
произведениях Моцарта. — М.: Музыка, 1978.

·        
Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная
форма. — СПб.: «Композитор», 1998. 
ISBN
5-7379-0049-5

·        
Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма. — Л.: «Музыка»,
1974.

·        
Фраёнов В. Музыкальная форма. Курс лекций. — М.,
2003. 
ISBN
5-89598-137-2

·        
Холопова В. Формы музыкальных произведений. — СПб., «Лань»,
1999. 
ISBN
5-8114-0032-2

·        
Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Рондо
в его историческом развитии. — Ч. 1, 2. — М.: «Музыка», 1988, 1990.

Источник:
http://music-education.ru/formy-muzykalnyh-proizvedenij/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти 1000000 руб
  • Как найти свою кассационную жалобу в суде
  • Как найти нормальную концентрацию массы раствора
  • Как составить анализ финансового состояния предприятия
  • Как найти старую запись в группе вк