Как найти функциональную зависимость по графику

Как найти k и b по графику линейной функции?

В новой 9 задаче профильного ЕГЭ много заданий на линейные функции. Самое сложное, что нужно сделать, решая эти задачи – определить формулу линейной функции , т.е. найти (k) и (b) по графику. Примеры таких заданий (решения будут внизу статьи):

В статье я расскажу про два простых способа найти (k) и (b), если известен график линейной функции.

Способ 1

Первый способ основывается на трех фактах:

Линейная функция пересекает ось (y) в точке (b).
Примеры:

Но не советую определять так (b), если прямая пересекает ось не в целом значении или если точка пересечения вообще не видна на графике. Для таких случаев пользуйтесь вторым способом.

Если функция возрастает, то знак коэффициента (k) плюс, если убывает – минус, а если постоянна, то (k=0).

Чтоб конкретнее определить (k) надо построить на прямой прямоугольный треугольник так, чтобы гипотенуза лежала на графике функции, а вершины треугольника совпадали с вершинами клеточек. Далее, чтоб определить (k) нужно вертикальную сторону треугольника поделить на горизонтальную и поставить знак согласно возрастанию/убыванию функции.

Давайте пока что не будем искать формулу иррациональной функции, сосредоточимся только на линейной функции.

(b=3) – это сразу видно. Функция идет вниз, значит (k 0). (k=+frac=frac<4><4>=1,b=1). (f(x)=x+1).

Теперь перейдем к функции (g(x)). Найдем координаты точек (D) и (E): (D(-2;4)), (E(-4;1)). Можно составить систему:

Вычтем второе уравнение из первого, чтоб убрать (b):

(g(x)=1,5x+7). Обе функции найдены, теперь можно найти абсциссу (икс) точки пересечения. Приравняем (f(x)) и (g(x)).

Картинку в хорошем качестве, можно скачать нажав на кнопку «скачать статью».

График линейной функции, его свойства и формулы

О чем эта статья:

Понятие функции

Функция — это зависимость y от x, где x является независимой переменной или аргументом функции, а y — зависимой переменной или значением функции.

Задать функцию значит определить правило, следуя которому по значениям независимой переменной можно найти соответствующие значения функции. Вот какими способами ее можно задать:

Табличный способ помогает быстро определить конкретные значения без дополнительных измерений или вычислений.

Аналитический способ — через формулы. Компактно, и можно посчитать функцию при произвольном значении аргумента из области определения.

Словесный способ.

Графический способ — наглядно. Его мы и разберем в этой статье.

График функции — это множество точек (x; y), где x — это аргумент, а y — значение функции, которое соответствует данному аргументу.

Понятие линейной функции

Линейная функция — это функция вида y = kx + b, где х — независимая переменная, k, b — некоторые числа. При этом k — угловой коэффициент, b — свободный коэффициент.

Геометрический смысл коэффициента b — длина отрезка, который отсекает прямая по оси OY, считая от начала координат.

Геометрический смысл коэффициента k — угол наклона прямой к положительному направлению оси OX, считается против часовой стрелки.

Если известно конкретное значение х, можно вычислить соответствующее значение у.

Нам дана функция: у = 0,5х — 2. Значит:

если х = 0, то у = -2;

если х = 2, то у = -1;

если х = 4, то у = 0 и т. д.

Для удобства результаты можно оформлять в виде таблицы:

Графиком линейной функции является прямая. Для ее построения достаточно двух точек, координаты которых удовлетворяют уравнению функции.

Угловой коэффициент отвечает за угол наклона прямой, свободный коэффициент — за точку пересечения графика с осью ординат.

k и b — это числовые коэффициенты функции. На их месте могут стоять любые числа: положительные, отрицательные или дроби.

Давайте потренируемся и определим для каждой функций, чему равны числовые коэффициенты k и b.

Функция Коэффициент k Коэффициент b
y = 2x + 8 k = 2 b = 8
y = −x + 3 k = −1 b = 3
y = 1/8x − 1 k = 1/8 b = −1
y = 0,2x k = 0,2 b = 0

Может показаться, что в функции y = 0,2x нет числового коэффициента b, но это не так. В данном случае он равен нулю. Чтобы не поддаваться сомнениям, нужно запомнить: в каждой функции типа y = kx + b есть коэффициенты k и b.

Свойства линейной функции

Область определения функции — множество всех действительных чисел.

Множеством значений функции является множество всех действительных чисел.

График линейной функции — прямая. Для построения прямой достаточно знать две точки. Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений коэффициентов k и b.

Функция не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений.

Четность и нечетность линейной функции зависят от значений коэффициентов k и b:

b ≠ 0, k = 0, значит, y = b — четная;

b = 0, k ≠ 0, значит, y = kx — нечетная;

b ≠ 0, k ≠ 0, значит, y = kx + b — функция общего вида;

b = 0, k = 0, значит, y = 0— как четная, так и нечетная функция.

Свойством периодичности линейная функция не обладает, потому что ее спектр непрерывен.

График функции пересекает оси координат:

ось абсцисс ОХ — в точке (−b/k; 0);

ось ординат OY — в точке (0; b).

x = −b/k — является нулем функции.

Если b = 0 и k = 0, то функция y = 0 обращается в ноль при любом значении переменной х.

Если b ≠ 0 и k = 0, то функция y = b не обращается в нуль ни при каких значениях переменной х.

Функция монотонно возрастает на области определения при k > 0 и монотонно убывает при k 0 функция принимает отрицательные значения на промежутке (−∞; −b/k) и положительные значения на промежутке (−b/k; +∞).

При k 0, то этот угол острый, если k

Построение линейной функции

В геометрии есть аксиома: через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. Исходя из этой аксиомы следует: чтобы построить график функции вида у = kx + b, достаточно найти всего две точки. А для этого нужно определить два значения х, подставить их в уравнение функции и вычислить соответствующие значения y.

Например, чтобы построить график функции y = 1/3x + 2, можно взять х = 0 и х = 3, тогда ординаты этих точек будут равны у = 2 и у = 3. Получим точки А (0; 2) и В (3; 3). Соединим их и получим такой график:

В уравнении функции y = kx + b коэффициент k отвечает за наклон графика функции:

если k > 0, то график наклонен вправо;

если k 0, то график функции y = kx + b получается из y = kx со сдвигом на b единиц вверх вдоль оси OY;

если b 0, то график функции y = kx + b выглядит так:

0″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc1049363f94987951092.png» style=»height: 600px;»>

Если k > 0 и b > 0, то график функции y = kx + b выглядит так:

0 и b > 0″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc104b2640e6151326286.png» style=»height: 600px;»>

Если k > 0 и b

В задачах 7 класса можно встретить график уравнения х = а. Он представляет собой прямую линию, которая параллельна оси ОY все точки которой имеют абсциссу х = а.

Важно понимать, что уравнение х = а не является функцией, так как различным значениям аргумента соответствует одно и то же значение функции, что не соответствует определению функции.

Например, график уравнения х = 3:

Условие параллельности двух прямых:

График функции y = k1x + b1 параллелен графику функции y = k2x + b2, если k1 = k2.

Условие перпендикулярности двух прямых:

График функции y = k1x + b1 перпендикулярен графику функции y = k2x + b2, если k1k2 = −1 или k1 = −1/k2.

Точки пересечения графика функции y = kx + b с осями координат:

С осью ОY. Абсцисса любой точки, которая принадлежит оси ОY равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОY, нужно в уравнение функции вместо х подставить ноль. Тогда получим y = b.

Координаты точки пересечения с осью OY: (0; b).

С осью ОХ. Ордината любой точки, которая принадлежит оси ОХ равна нулю. Поэтому, чтобы найти точку пересечения с осью ОХ, нужно в уравнение функции вместо y подставить ноль. И получим 0 = kx + b. Значит x = −b/k.

Координаты точки пересечения с осью OX: (−b/k; 0).

Решение задач на линейную функцию

Чтобы решать задачи и строить графики линейных функций, нужно рассуждать и использовать свойства и правила выше. Давайте потренируемся!

Пример 1. Построить график функции y = kx + b, если известно, что он проходит через точку А (-3; 2) и параллелен прямой y = -4x.

В уравнении функции y = kx + b два неизвестных параметра: k и b. Поэтому в тексте задачи нужно найти два условия, которые характеризуют график функции.

Из того, что график функции y = kx + b параллелен прямой y = -4x, следует, что k = -4. То есть уравнение функции имеет вид y = -4x + b.

Осталось найти b. Известно, что график функции y = -4x + b проходит через точку А (-3; 2). Подставим координаты точки в уравнение функции и мы получим верное равенство:

Таким образом, нам надо построить график функции y = -4x — 10

Мы уже знаем точку А (-3; 2), возьмем точку B (0; -10).

Поставим эти точки в координатной плоскости и соединим прямой:

Пример 2. Написать уравнение прямой, которая проходит через точки A (1; 1); B (2; 4).

Если прямая проходит через точки с заданными координатами, значит координаты точек удовлетворяют уравнению прямой y = kx + b.

Следовательно, если координаты точек подставить в уравнение прямой, то получим верное равенство.

Подставим координаты каждой точки в уравнение y = kx + b и получим систему линейных уравнений.

Вычтем из второго уравнения системы первое, и получим k = 3.

Подставим значение k в первое уравнение системы, и получим b = -2.

Ответ: уравнение прямой y = 3x — 2.

Построение графика зависимости в Microsoft Excel

Одной из типичных математических задач является построение графика зависимости. В нем отображается зависимость функции от изменения аргумента. На бумаге выполнить данную процедуру не всегда просто. Но инструменты Excel, если в должной мере овладеть ими, позволяют выполнить данную задачу точно и относительно быстро. Давайте выясним, как это можно сделать, используя различные исходные данные.

Процедура создания графика

Зависимость функции от аргумента является типичной алгебраической зависимостью. Чаще всего аргумент и значение функции принято отображать символами: соответственно «x» и «y». Нередко нужно произвести графическое отображение зависимости аргумента и функции, которые записаны в таблицу, или представлены в составе формулы. Давайте разберем конкретные примеры построения подобного графика (диаграммы) при различных заданных условиях.

Способ 1: создание графика зависимости на основе данных таблицы

Прежде всего, разберем, как создать график зависимости на основе данных, предварительно внесенных в табличный массив. Используем таблицу зависимости пройденного пути (y) от времени (x).

    Выделяем таблицу и переходим во вкладку «Вставка». Кликаем по кнопке «График», которая имеет локализацию в группе «Диаграммы» на ленте. Открывается выбор различных типов графиков. Для наших целей выбираем самый простой. Он располагается первым в перечне. Клацаем по нему.

Программа производит построение диаграммы. Но, как видим, на области построения отображается две линии, в то время, как нам нужна только одна: отображающая зависимость пути от времени. Поэтому выделяем кликом левой кнопки мыши синюю линию («Время»), так как она не соответствует поставленной задаче, и щелкаем по клавише Delete.

Собственно на этом построение простейшего графика зависимости можно считать завершенным. При желании также можно отредактировать наименования диаграммы, её осей, удалить легенду и произвести некоторые другие изменения. Об этом подробнее рассказывается в отдельном уроке.

Способ 2: создание графика зависимости с несколькими линиями

Более сложный вариант построения графика зависимости представляет собой случай, когда одному аргументу соответствуют сразу две функции. В этом случае потребуется построить две линии. Для примера возьмем таблицу, в которой по годам расписана общая выручка предприятия и его чистая прибыль.

  1. Выделяем всю таблицу вместе с шапкой.

Как и в предыдущем случае, жмем на кнопку «График» в разделе диаграмм. Опять выбираем самый первый вариант, представленный в открывшемся списке.

Программа производит графическое построение согласно полученным данным. Но, как видим, в данном случае у нас имеется не только лишняя третья линия, но ещё и обозначения на горизонтальной оси координат не соответствуют тем, которые требуются, а именно порядку годов.

Сразу удалим лишнюю линию. Ею является единственная прямая на данной диаграмме — «Год». Как и в предыдущем способе, выделяем линию кликом по ней мышкой и жмем на кнопку Delete.

Линия удалена и вместе с ней, как вы можете заметить, преобразовались значения на вертикальной панели координат. Они стали более точными. Но проблема с неправильным отображением горизонтальной оси координат все-таки остается. Для решения данной проблемы кликаем по области построения правой кнопкой мыши. В меню следует остановить выбор на позиции «Выбрать данные…».

Открывается окошко выбора источника. В блоке «Подписи горизонтальной оси» кликаем по кнопке «Изменить».

Открывается окошко ещё меньше предыдущего. В нём нужно указать координаты в таблице тех значений, которые должны отображаться на оси. С этой целью устанавливаем курсор в единственное поле данного окна. Затем зажимаем левую кнопку мыши и выделяем всё содержимое столбца «Год», кроме его наименования. Адрес тотчас отразится в поле, жмем «OK».

Вернувшись в окно выбора источника данных, тоже щелкаем «OK».

  • После этого оба графика, размещенные на листе, отображаются корректно.
  • Способ 3: построение графика при использовании различных единиц измерения

    В предыдущем способе мы рассмотрели построение диаграммы с несколькими линиями на одной плоскости, но при этом все функции имели одинаковые единицы измерения (тыс. руб.). Что же делать, если нужно создать графики зависимости на основе одной таблицы, у которых единицы измерения функции отличаются? В Экселе существует выход и из этого положения.

    Имеем таблицу, в которой представлены данные по объему продаж определенного товара в тоннах и по выручке от его реализации в тысячах рублей.

      Как и в предыдущих случаях выделяем все данные табличного массива вместе с шапкой.

    Клацаем по кнопке «График». Снова выбираем первый вариант построения из перечня.

    Набор графических элементов сформирован на области построения. Тем же способом, который был описан в предыдущих вариантах, убираем лишнюю линию «Год».

    Как и в предыдущем способе, нам следует на горизонтальной панели координат отобразить года. Кликаем по области построения и в списке действий выбираем вариант «Выбрать данные…».

    В новом окне совершаем щелчок по кнопке «Изменить» в блоке «Подписи» горизонтальной оси.

    В следующем окне, производя те же действия, которые были подробно описаны в предыдущем способе, вносим координаты столбца «Год» в область «Диапазон подписей оси». Щелкаем по «OK».

    При возврате в предыдущее окно также выполняем щелчок по кнопке «OK».

    В нашем случае для обозначения выручки оставим ту вертикальную ось, которая уже имеется, а для линии «Объём продаж» создадим вспомогательную. Клацаем по данной линии правой кнопкой мышки и выбираем из перечня вариант «Формат ряда данных…».

    Запускается окно формата ряда данных. Нам нужно переместиться в раздел «Параметры ряда», если оно было открыто в другом разделе. В правой части окна расположен блок «Построить ряд». Требуется установить переключатель в позицию «По вспомогательной оси». Клацаем по наименованию «Закрыть».

  • После этого вспомогательная вертикальная ось будет построена, а линия «Объём продаж» переориентируется на её координаты. Таким образом, работа над поставленной задачей успешно окончена.
  • Способ 4: создание графика зависимости на основе алгебраической функции

    Теперь давайте рассмотрим вариант построения графика зависимости, который будет задан алгебраической функцией.

    У нас имеется следующая функция: y=3x^2+2x-15. На её основе следует построить график зависимости значений y от x.

      Прежде, чем приступить к построению диаграммы, нам нужно будет составить таблицу на основе указанной функции. Значения аргумента (x) в нашей таблице будут указаны в диапазоне от -15 до +30 с шагом 3. Чтобы ускорить процедуру введения данных, прибегнем к использованию инструмента автозаполнения «Прогрессия».

    Указываем в первой ячейке столбца «X» значение «-15» и выделяем её. Во вкладке «Главная» клацаем по кнопке «Заполнить», размещенной в блоке «Редактирование». В списке выбираем вариант «Прогрессия…».

    Выполняется активация окна «Прогрессия». В блоке «Расположение» отмечаем наименование «По столбцам», так как нам необходимо заполнить именно столбец. В группе «Тип» оставляем значение «Арифметическая», которое установлено по умолчанию. В области «Шаг» следует установить значение «3». В области «Предельное значение» ставим цифру «30». Выполняем щелчок по «OK».

    После выполнения данного алгоритма действий весь столбец «X» будет заполнен значениями в соответствии с заданной схемой.

    Теперь нам нужно задать значения Y, которые бы соответствовали определенным значениям X. Итак, напомним, что мы имеем формулу y=3x^2+2x-15. Нужно её преобразовать в формулу Excel, в которой значения X будут заменены ссылками на ячейки таблицы, содержащие соответствующие аргументы.

    Выделяем первую ячейку в столбце «Y». Учитывая, что в нашем случае адрес первого аргумента X представлен координатами A2, то вместо представленной выше формулы получаем такое выражение:

    Записываем это выражение в первую ячейку столбца «Y». Для получения результата расчета щелкаем по клавише Enter.

    Результат функции для первого аргумента формулы рассчитан. Но нам нужно рассчитать её значения и для других аргументов таблицы. Вводить формулу для каждого значения Y очень долгое и утомительное занятие. Намного быстрее и проще её скопировать. Эту задачу можно решить с помощью маркера заполнения и благодаря такому свойству ссылок в Excel, как их относительность. При копировании формулы на другие диапазоны Y значения X в формуле будут автоматически изменяться относительно своих первичных координат.

    Наводим курсор на нижний правый край элемента, в который ранее была записана формула. При этом с курсором должно произойти преображение. Он станет черным крестиком, который носит наименование маркера заполнения. Зажимаем левую кнопку мыши и тащим этот маркер до нижних границ таблицы в столбце «Y».

    Вышеуказанное действие привело к тому, что столбец «Y» был полностью заполнен результатами расчета формулы y=3x^2+2x-15.

    Теперь настало время для построения непосредственно самой диаграммы. Выделяем все табличные данные. Снова во вкладке «Вставка» жмем на кнопку «График» группы «Диаграммы». В этом случае давайте из перечня вариантов выберем «График с маркерами».

    Диаграмма с маркерами отобразится на области построения. Но, как и в предшествующих случаях, нам потребуется произвести некоторые изменения для того, чтобы она приобрела корректный вид.

    Прежде всего, удалим линию «X», которая разместилась горизонтально на отметке 0 координат. Выделяем данный объект и жмем на кнопку Delete.

    Легенда нам тоже не нужна, так как мы имеем только одну линию («Y»). Поэтому выделяем легенду и снова жмем по клавише Delete.

    Теперь нам нужно значения в горизонтальной панели координат заменить на те, которые соответствуют столбцу «X» в таблице.

    Кликом правой кнопки мыши выделяем линию диаграммы. В меню перемещаемся по значению «Выбрать данные…».

    В активировавшемся окне выбора источника клацаем по уже хорошо знакомой нам кнопке «Изменить», располагающейся в блоке «Подписи горизонтальной оси».

    Запускается окошко «Подписи оси». В области «Диапазон подписей оси» указываем координаты массива с данными столбца «X». Ставим курсор в полость поля, а затем, произведя необходимый зажим левой кнопки мыши, выделяем все значения соответствующего столбца таблицы, исключая лишь его наименование. Как только координаты отобразятся в поле, клацаем по наименованию «OK».

    Вернувшись к окну выбора источника данных, клацаем по кнопке «OK» в нём, как до этого сделали в предыдущем окне.

  • После этого программа произведет редактирование ранее построенной диаграммы согласно тем изменениям, которые были произведены в настройках. График зависимости на основе алгебраической функции можно считать окончательно готовым.
  • Как видим, с помощью программы Excel процедура построения графика зависимости значительно упрощается в сравнении с созданием его на бумаге. Результат построения можно использовать как для обучающих работ, так и непосредственно в практических целей. Конкретный вариант построения зависит от того, на основе чего строится диаграмма: табличные значения или функция. Во втором случае перед построением диаграммы придется ещё создавать таблицу с аргументами и значениями функций. Кроме того, график может быть построен, как на основе одной функции, так и нескольких.

    Помимо этой статьи, на сайте еще 12686 инструкций.
    Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.

    Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/grafik-linejnoj-funkcii

    http://lumpics.ru/how-build-relationship-chart-in-excel/

    По линейным графикам
    часто определяется угловой коэффициент
    изображаемой зависимости. На рис. 5
    изображена такая зависимость координаты
    l
    от времени
    t
    и показано, как определяется её угловой
    коэффициент l/t,
    имеющий размерность скорости.

    Также по графикам
    можно находить производную y
     нелинейной
    функции y(х).
    Этот способ определения производной
    называется методом графического
    дифференцирования. Метод
    графического дифференцирования

    основан на том, что производная равна
    отношению бесконечно малого приращения
    функции (dy)
    к бесконечно малому приращению аргумента
    (dх):

    .

    (15)

    Численное значение
    производной равно угловому коэффициенту
    касательной к графику зависимости
    y(x).
    Касательная проводится к той точке
    графика, в которой нужно определить
    производную (см. рис. 2). Очевидно, что
    единица измерения производной будет
    равна отношению единиц измерения величин
    y
    и x.
    На рис. 6 представлен экспериментальный
    график зависимости температуры Т
    остывающего
    нагретого тела от времени t,
    прошедшего от начала охлаждения. Скорость
    уменьшения температуры – скорость
    охлаждения

    – найдена на графике при температуре
    180 С,
    до которой охладилось тело за 60 секунд.
    Производная здесь, конечно, отрицательна,
    поскольку функция (температура) убывающая.
    Модуль скорости охлаждения при этой
    температуре (см. рис. 6) равен 1,12 С/с.

    Контрольные вопросы

    1. Чем определяется
      точность числовых данных в таблице
      наблюдений?

    2. С какой точностью
      следует производить расчёты?

    3. Как определяется
      число значащих цифр?

    4. Как определяются
      абсолютная и относительная погрешности
      прямых измерений?

    5. До скольких
      значащих цифр следует округлять значения
      средних погрешностей измерений?

    6. Как проводится
      кривая (прямая) на графике?

    7. Каким требованиям
      должен отвечать масштаб, нанесенный
      на осях координат при графической
      обработке данных?

    8. С какой точностью
      указываются координаты катетов при
      определении углового коэффициента? В
      каких единицах измеряется угловой
      коэффициент?

    9. Как изменяется
      скорость охлаждения (см. рис. 6) при
      уменьшении температуры тела?

    Работа № 1.
    ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

    С помощью маятника обербека

    Цель работы:
    определить значения момента инерции
    маятника Обербека и момента сил трения
    для двух вариантов расположения грузиков,
    проверить закон сохранения энергии.

    Оборудование:
    прибор Обербека, грузы для приведения
    крестовины во вращение, стойка с
    делениями, секундомер, штангенциркуль.

    Теория метода и описание установки

    Для описания
    вращательного движения твёрдого тела
    используют кинематические и динамические
    характеристики, перечисленные
    в табл. 1.1.

    Таблица 1.1

    Кинематические
    характеристики

    Динамические
    характеристики

    (t)
    – угловая координата,

     – угловой
    путь, угол поворота;

    –угловое
    перемещение;

    –угловая
    скорость;

    –угловое
    ускорение

    I
    – момент инерции, кгм2;

    для материальной
    точки I
    =
    mr2;

    для твёрдого
    тела
    ;

    –момент силы;

    М
    = Fl
    – модуль момента силы, Нм;

    –момент импульса,
    кгм2

    В табл. 1.1 m
    – масса; dm­
    – бесконечно
    малый элемент массы; r

    расстояние
    от оси вращения;
    – радиус-вектор точки приложения силы;– сила;F
    – модуль
    силы; l
    – плечо
    силы;
    – импульс материальной точки.

    Динамические
    характеристики имеют следующий физический
    смысл:

    I
    – мера
    инертности
    при вращательном движении (аналог
    массы);

    –мера действия
    при вращательном движении (аналог силы);

    –мера количества
    движения

    при вращении (аналог импульса тела).

    Все векторы,
    характеризующие вращательное движение,
    направлены
    по оси вращения

    в соответствии с «правилом буравчика».

    Линейная скорость
    точки, находящейся на расстоянии r
    от оси
    вращения (точнее – модуль скорости
    )

     =
    r.

    (1.1)

    Тангенциальное
    ускорение

    а
    = r.

    (1.2)

    Нормальное ускорение

    an
    = 2r.

    (1.3)

    Основной закон
    динамики вращательного движения тела
    (аналог II закона Ньютона)

    ,

    (1.4)

    где
    – сумма моментов сил, действующих на
    тело. Для тела с постоянным моментом
    инерции

    .

    (1.5)

    Маятник
    Обербека
    , с
    помощью которого исследуется зависимость
    между величинами, входящими в выражение
    основного закона динамики вращательного
    движения, представляет собой крестовину
    (рис. 1.1), вращающуюся вокруг горизонтальной
    оси. На шкив крестовины наматывается
    нить, к концу которой прикреплён груз
    массой m.

    При опускании
    груза сила натяжения нити
    приводит во вращение крестовину. На
    стержнях крестовины с помощью винтов
    на равных расстояниях от оси вращения
    укрепляют четыре одинаковых груза,
    размеры которых малы по сравнению с их
    расстоянием от оси вращения.

    Во время движения
    крестовина
    вращается под действием момента
    силы натяжения
    нити. Модуль момента силы натяжения

    Mн

    =
    TR,

    (1.6)

    где R
    – плечо силы
    ,
    равное радиусу шкива, на который намотана
    нить.

    В рассматриваемом
    случае на крестовину действует не только
    сила натяжения нити, но и различные силы
    трения-сопротивления. Поэтому основной
    закон динамики вращательного движения
    (1.5) должен включать в себя и момент сил
    трения, т.е.

    .

    (1.7)

    Величину вращающего
    момента легко найти, зная силу натяжения
    нити и радиус шкива, на который наматывается
    нить. Из второго закона Ньютона для
    груза m,
    опускающегося с ускорением а
    (см. рис. 1.1), и из выражения (1.6) получаем

    Mн
    = mR
    (g
    a).

    (1.8)

    Ускорение a
    груза одновременно является тангенциальным
    ускорением a
    точек
    вращающегося шкива, поэтому из (1.2.)
    угловое ускорение крестовины

    .

    (1.9)

    Ускорение a
    и, следовательно, угловое ускорение 
    можно найти экспериментально, измеряя
    время t
    опускания груза с известной высоты h.
    Ускорение груза легко находится из
    кинематического уравнения равноускоренного
    движения:

    ,

    (1.10)

    где
    – начальная скорость опускания платформы
    с грузами.

    Но в уравнении
    движения (1.7) остаются две неизвестные
    величины: момент сил трения Mтр
    и момент
    инерции крестовины
    I,
    так что однозначное решение его при
    неизменном значении массы груза m
    невозможно. Однако графически найти и
    момент инерции, и момент сил трения
    нетрудно. Для этого следует записать
    уравнение (1.7) в проекции на ось вращения
    и привести к известному виду линейной
    функции y
    =
    c
    +
    bx.
    По графику этой функции легко найти
    постоянные c
    и
    b.
    В нашем случае это будет уравнение

    Mн
    = M
    тр
    + I
    .

    (1.11)

    Проведя измерения
    с разными массами и построив по данным
    измерений график зависимости Mн
    от ,
    можно найти по нему обе искомые величины:
    момент инерции I
    и обобщённый
    момент сил сопротивления движению Mтр.
    Подумайте, как это сделать!

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Предположим, вам попался график функции (y=ax^2+bx+c) и нужно по этому графику определить коэффициенты (a), (b) и (c). В этой статье я расскажу 3 простых способа сделать это.

    1 способ – ищем коэффициенты на графике

    Данный способ хорош, когда координаты вершины и точка пересечения параболы с осью (y) – целые числа. Если это не так, советую использовать способ 2.

    1. Коэффициент (a) можно найти с помощью следующих фактов:

      — Если (a>0), то ветви параболы направленных вверх, если (a<0), то ветви параболы направлены вниз.

      определяем знак коэффициента a

      — Если (a>1), то график вытянут вверх в (a) раз по сравнению с «базовым» графиком (у которого (a=1)). Вершина при этом остается на месте. Это наглядно видно по выделенным точкам.

      Определяем значение a

      — Аналогично с (a<-1), только график вытянут вниз.

      определяем значение a

      — Если (a∈(0;1)), то график сжат в (a) раз (по сравнению с «базовым» графиком с (a=1)). Вершина при этом остается на месте.

      парабола при a от 0 до 1

      — Аналогично (a∈(-1;0)), только ветви направлены вниз.

      парабола a от -1 до 0

    2. Парабола пересекает ось y в точке (c).

      определяем c по графику

    3. (b) напрямую по графику не видно, но его можно посчитать с помощью (x_в) — абсциссы (икса) вершины параболы:

      (x_в=-frac{b}{2a})
      (b=-x_вcdot 2a)
      находим b с помощью икс вершины

    Пример (ЕГЭ):

    пример из ЕГЭ

    Решение:
    Во-первых, надо разобраться, где тут (f(x)), а где (g(x)). По коэффициенту (c) видно, что (f(x)) это функция, которая лежит ниже – именно она пересекает ось игрек в точке (4).

    пример из ЕГЭ

    Значит нужно найти коэффициенты у параболы, которая лежит повыше.
    Коэффициент (c) у неё равен (1).
    Ветви параболы направлены вниз – значит (a<0). При этом форма этой параболы стандартная, базовая, значит (a=-1).

    пример из ЕГЭ

    Найдем (b). (x_в=-2), (a=-1).

    (x_в=-frac{b}{2a})
    (-2=-frac{b}{-2})
    (b=-4)

    Получается (g(x)=-x^2-4x+1). Теперь найдем в каких точках функции пересекаются:

    (-x^2-4x+1=-2x^2-2x+4)
    (-x^2-4x+1+2x^2+2x-4=0)
    (x^2-2x-3=0)
    (D=4+4cdot 3=16=4^2)
    (x_1=frac{2-4}{2}=-1);    (x_2=frac{2+4}{2}=3).

    Ответ: (3).

    2 способ – находим формулу по точкам

    Это самый надежный способ, потому что его можно применить практически в любой ситуации, но и самый не интересный, потому что думать тут особо не надо, только уметь решать системы линейных уравнений. Алгоритм прост:

    1. Ищем 3 точки с целыми координатами, принадлежащие параболе.
      Пример:

      нахождение формулы по точкам

    2. Выписываем координаты этих точек и подставляем в формулу квадратичной функции: (y=ax^2+bx+c). Получится система с тремя уравнениями.

      Пример: (A(-4;5)), (B(-5;5)), (C(-6;3)).

      (begin{cases}5=a(-4)^2+b(-4)+c\5=a(-5)^2+b(-5)+c\3=a(-6)^2+b(-6)+c end{cases})

    3. Решаем систему.
      Пример:

      (begin{cases}5=16a-4b+c\5=25a-5b+c\3=36a-6b+c end{cases})

      Вычтем из второго уравнения первое:

      (0=9a-b)
      (b=9a)

      Подставим (9a) вместо (b):

      (begin{cases}5=16a-36a+c\5=25a-45a+c\3=36a-54a+c end{cases})
      (begin{cases}5=-20a+c\5=-20a+c\3=-18a+c end{cases})

      Первое и второе уравнения совпали (это нормально для точек, симметричных относительно прямой проходящей через вершину – как точки (A) и (B) в нашем случае), но нас это не остановит – мы вычтем из второго уравнение третье:

      (2=-2a)
      (a=-1)

      Найдем (b):

      (b=-9)

      Подставим в первое уравнение (a):

      (5=20+c)
      (c=-15).

      Получается квадратичная функция:   (y=-x^2-9x-15).

    Пример (ЕГЭ):

    пример из ЕГЭ

    Решение:

    Сразу заметим, что по графику можно сразу определить, что (c=4). Это сильно облегчит нашу систему – нам хватит 2 точек. Выберем их на параболе: (C(-1;8)), (D(1;2)) (на самом деле, если присмотреться, то можно заметить, что эти точки выделены жирно на изначальной картинке – это вам подсказка от авторов задачи). 

    решение задачи из ЕГЭ

    Таким образом имеем систему:

    (begin{cases}8=a(-1)^2+b(-1)+4\2=a+b+4 end{cases})

    (begin{cases}8=a-b+4\2=a+b+4 end{cases})

    (begin{cases}4=a-b\-2=a+b end{cases})

    Сложим 2 уравнения:

    (2=2a)
    (a=1)

    Подставим во второе уравнение:

    (-2=1+b)
    (b=-3)

    Получается:

    (g(x)=x^2-3x+4)

    Теперь найдем точки пересечения двух функций:

    (-3x+13=x^2-3x+4)
    (x^2-9=0)
    (x=±3)

    Теперь можно найти ординату второй точки пересечения:

    (f(-3)=-3cdot (-3)+13)
    (f(-3)=9+13)
    (f(-3)=22)

    Ответ:   (22).

    3 способ – используем преобразование графиков функций

    Этот способ быстрее первого и более универсальный, в частности он может пригодится и в задачах на другие функции.

    Главный недостаток этого способа — вершина должна иметь целые координаты.

    Сам способ базируется на следующих идеях:

    1. График (y=-x^2) симметричен относительно оси (x) графику (y=x^2).

      нахождение через преобразование параболы

    2. – Если (a>1) график (y=ax^2) получается растяжением графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.
      – Если (a∈(0;1)) график (y=ax^2) получается сжатием графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.

      растяжение и сжатие параболы

    3. – График (y=a(x+d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) влево на (d) единиц.
      — График (y=a(x-d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) вправо на (d) единиц. 

      Сдвиг параболы вправо и влево

    4. График (y=a(x+d)^2+e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вверх.
      График (y=a(x+d)^2-e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вниз.

      сдвиг параболы вверх и вниз

    У вас наверно остался вопрос — как этим пользоваться? Предположим, мы видим такую параболу:

    пример

    Сначала смотрим на её форму и направленность её ветвей. Видим, что форма стандартная, базовая и ветви направлены вверх, поэтому (a=1). То есть она получена перемещениями графика базовой параболы (y=x^2).

    пример нахождение формулы параболы с помощью преобразования графиков функций

    А как надо было перемещать зеленый график чтоб получить оранжевый? Надо сдвинуться вправо на пять единиц и вниз на (4).

    решение примера

    То есть наша функция выглядит так: (y=(x-5)^2-4).
    После раскрытия скобок и приведения подобных получаем искомую формулу:

    (y=x^2-10x+25-4)
    (y=x^2-10x+21)

    Готово.

    Пример (ЕГЭ):

    решение примера из ЕГЭ

    Чтобы найти (f(6)), надо сначала узнать формулу функции (f(x)). Найдем её:

    1. Парабола растянута на (2) и ветви направлены вниз, поэтому (a=-2). Иными словами, первоначальной, перемещаемой функцией является функция (y=-2x^2).

      решение примера из ЕГЭ

    2. Парабола смещена на 2 клеточки вправо, поэтому (y=-2(x-2)^2).

    3. Парабола поднята на 4 клеточки вверх, поэтому (y=-2(x-2)^2+4).

    4. Получается (y=-2(x^2-4x+4)+4=)(-2x^2+8x-8+4=-2x^2+8x-4).

    5. (f(6)=-2cdot 6^2+8cdot 6-4=-72+48-4=-28)

    Смотрите также:
    Как найти k и b по графику линейной функции?

    График функции. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях

    Функция — это одно из основных общенаучных и математических понятий, выражающее зависимость между переменными величинами. Это закон, по которому каждому значению элемента x из некоторого множества X ставится в соответствие единственный элемент y из множества Y.

    Зависимость переменной у от переменной х называется функцией, если каждому значению х соответствует единственное значение у. Переменную х называют независимой переменной или аргументом, а переменную у — зависимой переменной. Значение у, соответствующее заданному значению х, называют значением функции.

    Записывают: у = f (х). Буквой f обозначается данная функция, т. е. функциональная зависимость между переменными х и у; f (х) есть значение функции, соответствующее значению аргумента х. Говорят также, что f (х) есть значение функции в точке х. Все значения, которые принимает независимая переменная, образуют область определения функции. Все значения, которые принимает функция f (х) (при х, принадлежащих области ее определения), образуют область значений функции.

    Способы задания функции

    Чтобы задать функцию, нужно указать способ, с помощью которого для каждого значения аргумента можно найти соответствующее значение функции. Наиболее употребительным является способ задания функции с помощью формулы у = f (х),

    где f (х) — некоторое выражение с переменной х. В таком случае говорят, что функция задана формулой или что функция задана аналитически.

    Пусть функция задана аналитически формулой у = f (х). Если на координатной плоскости отметить все точки, обладающие следующим свойством: абсцисса точки принадлежит области определения функции, а ордината равна соответствующему значению функции, то множество точек (х; f (x)) есть график функции. В физике и технике функции нередко задаются графически, причем иногда гарфик является единственным доступным средством задания функции. Чаще всего это бывает при употреблении самопишущих приборов, автоматически записывающих изменение одной величины в зависимости от изменения другой. В результате на ленте прибора получается линия, графически задающая регистрируемую прибором функцию.

    Также функцию можно задать таблично. Рассмотрим примеры функциональной зависимости в реальной жизни.

    Пример 1

    Таблицей заданы данный о росте ребенка в течении первых 5 месяцев жизни:

    Имея таблицу значений функциональной зависимости роста от возраста, можно по точкам построить график:

    Пример 2

    Вот яркий пример функции, заданной графически. На графике можно увидеть максимум и минимум, фрагменты линейной функции, сглаживание линий и т.д.

    Кардиограмма — график работы сердца.

    Кардиограмма — это запись сокращений сердца человека, которая осуществляется при помощи какого-либо инструментального способа. Во время сокращения сердце передвигается в пределах грудной клетки, оно вращается вокруг своей оси слева направо.

    Суть электрографии заключается в том, чтобы зарегистрировать разности потенциала во времени. Кривая, которая показывает нам эти изменения и есть кардиограмма. Прибор, который записывает эту кривую, именуется электрокардиографом. Кардиограмма сердца показывает возбуждение сердца и его сокращение. Во время снятия кардиограммы к телу человека прикрепляются специальные электроды, благодаря которым аппарат и получает необходимые данные.

    Суть обработки сигналов данного исследования заключается в том, чтобы диагностировать имеющиеся проблемы в работе сердечных мышц, используя при этом различные аналитические методы.

    Пример 3

    Переход вещества из твердого состояние в жидкое называется плавлением. Для того чтобы тело начало плавиться, его необходимо нагреть до определенной температуры. Температура, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества.

    Каждое вещество имеет свою температуру плавления. У каких-то тел она очень низкая, например, у льда. А у каких-то тел температура плавления очень высокая, например, железо. Плавление кристаллического тела это сложный процесс.

    На рисунке представлен известный из курса физики график плавления льда.

    График показывает зависимость температуры льда от времени, которое его нагревают. На вертикальной оси отложена температура, по горизонтальной — время.

    Из графика видно, что изначально температура льда была -40 градусов. Потом его начали нагревать. С течением времени, температура увеличилась до 0 градусов. Эта температура считается температурой плавления льда. При этой температуре лед начал плавиться, но при этом перестала возрастать его температура, хотя при этом лед также продолжали нагревать. Затем, когда весь лед расплавился и превратился в жидкость, температура воды снова стала увеличиваться. Во время плавления температура тела не изменяется, так как вся поступающая энергия идет на плавление. После нагревания (пик графика) жидкость стали охлаждать, процесс пошел в обратную сторону до затвердевания.

    Рассмотрим задачу

    Туристы отправились с турбазы на озеро, провели там 2 часа и вернулись обратно. Выберите график, описывающий зависимость пройденного расстояния от времени:

    Верным будет ответ А., т.к. в течении двух часов туристы находились на озере, добравшись до него, а затем снова вернулись в лагерь, т.е. в нулевую точку отсчета.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить видео фильм
  • Как найти пароль для контейнера криптопро
  • Метро 2033 d3d unsupported graphics card detected как исправить
  • Как найти свой hosts
  • Как найти белгородскую крепость