Как найти гармонию в боге

Как внутреннее устроение человека связано с его
настроением? Что такое комфорт, и надо ли его избегать
православным? Как и чем утешаются верующие? Как правильно
«жить по полной»? И связаны ли успех и
достаток с благополучием? С этими вопросами мы приехали к
архимандриту
Мелхиседеку (Артюхину), настоятелю Покровского храма в
Ясеневе.

– Добрый день, это программа
«Сретение». Сегодня мы в гостях у архимандрита
Мелхиседека (Артюхина), настоятеля храма Покрова Пресвятой
Богородицы в Ясеневе. Здравствуйте, отец
Мелхиседек!

Тема сегодняшней беседы – «Уныние и
утешение, комфорт и благополучие». И первый вопрос
– об унынии. Батюшка, скажите, каковы главные
причины уныния? В чем его корень?

– У уныния много причин. В уныние по большей части
впадают от безделья и от лени. У старца Амвросия
Оптинского, дававшего свои наставления в краткой
стихотворной форме, есть такие слова: «Скука –
унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле
потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и
усердие придет, а если к нему смирения и терпения
прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Вот
главные причины уныния. Ну и, конечно, неисполненные
желания и нечистая совесть.

Когда человек живет не по воле Божией, живет, совершая
ошибки, то это, вопреки его воле, накладывает отпечаток и
на его внутреннее состояние. Есть даже такое понятие:
«человек не в настроении». Что такое «не
в настроении»? Вот это как раз и есть уныние. А
начинается это «не в настроении» с того, что
человек, так сказать, вышел из себя. Почему он вышел из
себя? Потому что у него неудовлетворенные желания и он в
гневе оттого, что поступили не по его, не так, как он
хотел, вопреки его планам-желаниям. Так что к унынию
причин очень много.

Неверующий унывает, когда думает о конечности жизни, и
пытается мысли об этом заглушить удовольствиями

Но самая главная причина – безверие. Вообще жизнь
людей неверующих – это, мне кажется, процесс
бессмысленного существования, ведь человек не понимает,
что было, что есть, что будет, чем вообще закончится наша
жизнь. Потому что человек неверующий не может ответить на
самый страшный, самый главный вопрос: а в чем вообще тогда
смысл болезни? В страдании, в самоумирании? Как с этим
быть? А в состоянии уныния человек хотя бы иногда об этом
задумывается. Задумывается о том, чем закончится жизнь,
зачем он живет. Ведь люди не знают, для чего живут. Вот
говорят: живем для лучших поколений. А лучшие поколения
тоже не будут знать, для чего они живут. И поэтому человек
хочет заглушить память о конечности своей жизни. Заглушает
чем угодно, потому что когда начинает об этом думать
– унывает. А чтобы не унывать, придумывает
бесконечные формы развлечений, чтобы только о конечности
жизни и ее бессмысленности не задумываться.

Преподобный Исаак Сирин написал потрясающие слова:
«Диавол дал человеку все сокровища мира с одной
только целью – чтобы навсегда из его головы убрать
мысль о его конечности». Потому что знает лукавый:
как только западет эта мысль в сердце человека, тогда и
встанет он на путь исправления. Потому что если есть
вечность, тогда не страшно. Не страшны ни болезни, ни
смерть, ни мученичество. Тогда человек не боится постоять
за свои убеждения, постоять за другого человека, отдать
жизнь за другого человека, отдать жизнь за родину. Он
этого не боится, потому что у него есть убеждения. Потому
что у него есть вера, дающая осознание, что смерть есть к
жизни приближение, к жизни той, где смерти нет.

Человек, который не боится смерти, и унывать не может,
потому что ничто не способно выбить его из седла.

В одно окно смотрели двое:
Один увидел дождь и грязь;
Другой – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
…В одно окно смотрели двое.

Нет ничего важнее устроения человека, потому что от
устроения зависит настроение. Если у тебя пессимистическое
устроение, то ты будешь в бесконечном, непрекращающемся
унынии, в депрессии, в апатии. А человек, имеющий
устроение оптимистическое, положительный взгляд на жизнь,
что бы ни произошло, думает: всё было – и всё
прошло, и это пройдет, все переживем. Почему? С нами Бог
со Своею благодатью и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

У нас главные праздники Пасха и Пятидесятница, а самые
главные слова этих праздников, как и Евангелия и всего
учения Господа: «Я с вами во все дни до скончания
века». И в чем тогда проблема?! Так что главная
причина уныния – безверие, и наоборот, главная
причина радости – это вера и уверенность в сердце,
что мы – дети любящего Отца.

Вы сказали, что одна из причин уныния в
том, что человек не получает желаемого. А у нас ведь много
«хотелок», которые подчас трудно осуществить.
Хочется всё и сразу, это не удается, вот люди и впадают в
уныние и начинают поиск комфорта. На ваш взгляд, что такое
комфорт?

– У В. Даля слово «комфорт» объясняется
как внешняя и внутренняя устроенность, красота, уют.

– Возможно, это еще и поиск
утешения?

– Да, еще и утешение. Поиск относительно спокойного
внутреннего состояния, внутренней гармонии, радости
– вот что такое комфорт. Поэтому не совсем верно
говорят, что комфорт, комфортные методы не нужны
христианину. К комфорту стремиться можно и нужно.
Устроенный быт и уют – это нормальное состояние. И
христианину не зазорно стремиться к этому. Я хотел бы
сейчас вспомнить об одной ситуации из жизни отца Иоанна
(Крестьянкина). Кстати, недавно вышла книга с моими
воспоминаниями о батюшке Иоанне. Советую почитать. Она
затрагивает многие темы: это конкретные мои личные вопросы
к нему и его ответы мне, не с чьих-то слов – вот в
этом ценность этой книги. А называется она
«Всероссийский духовник». В Сретенском
монастыре она уже в продаже есть.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

В лагере, на грани жизни и смерти, отец Иоанн заботился
об уюте своей каморки!

Так вот ситуация, которая меня потрясла. Отец Иоанн сидит
в лагере, и там у него в какое-то время появляется
отдельная комнатка, и батюшка просит прислать скатерть,
бумагу, просит прислать рассаду цветов, потому что он
умудрился сделать палисадничек перед своей крохотной
каптеркой. А на Новый год просит прислать ему маленькие
игрушки и мишуру для елки. Я был просто потрясен! Человек
сидит в лагере, о котором говорил: «Я пережил такое,
что больше никогда я так не молился, как в лагере, потому
что я был на грани жизни и смерти почти все пять
лет». И вот на грани жизни и смерти он заботится о
комфорте, об уюте в этой маленькой комнатке, где какие-то
лагерные инструменты хранились. Почему? Потому что для
человека важен уют, комфорт и порядок. Ведь что такое
космос? Космос – это красота, это порядок. Нам
алгоритм нашей жизни задал Сам Господь, у нас все красиво
в природе до чрезвычайности и нет ни одного существа,
похожего на другое. Посмотрите на бабочек! А море?! А
горы?! Потрясающе!

А в храмах как у нас?! У нас в храмах тоже комфорт, потому
что уют и порядок. Я, когда хожу освящать квартиры,
причащать, соборовать, на требы или просто к своим близким
людям, если замечаю некомфорт и беспорядок, неуют, делаю
замечание, потому что квартира, дом, наша внешняя
обстановка должны быть отображением и продолжением храма.
Мы же в храме нигде не видим грязные подсвечники,
раскиданные рушники, валяющиеся свечи или мусор
накиданный, не видим такого, чтобы священник вышел, а на
нем фелонь набок, митра скособочена, какие-то заплаты,
нестиранный подрясник, весь в каких-то пятнах, обувь
нечищеная. В храме ничего такого нет. Значит, в храме
комфорт. Потому я и сказал, что слово
«комфорт» связано со словами
«утешение», «порядок»,
«уют», «гармония». Поэтому и мы
должны транслировать храм в своей повседневной жизни. Это
совершенно нормально.

– Но для многих комфорт – это именно
поиск внешних благ, поиск хорошей, устроенной
жизни.

Человек не может желать ничего сверх, иначе он приходит
к извращениям

– Стоп! Это как раз уже об излишестве. У греков был
замечательный девиз: ничего сверх. У Достоевского есть
потрясающее и очень страшное наблюдение о повседневной
жизни. Он говорит: «Дай человеку необходимое –
и он захочет роскошного; дай человеку роскошного –
он захочет изысканного; дай человеку изысканное – он
возжелает извращенного». О, какая цепочка! Человек
не может желать ничего сверх. Все необходимое – это
обычный дом, но не тысячи квадратных метров; нужная
одежда, но не так, чтобы всего по 10 штук; машина, но не с
наворотами; обед, но не из 10 блюд. Потому что если везде
излишек, то это заканчивается стертыми суставами,
давлением, сердцебиением, тахикардией и т.д. и т.п. Все
красит мера. Ничего сверх. Уют, быт, благоустроенность
должны быть, но необходимые, а не изысканные, роскошные, а
потом и извращенные. Если ты не остановишься, то дойдешь в
конце концов до этого: золотые унитазы, фонтаны с
шампанским, на «Гелендвагене» по бордюрам и по
детским площадкам три часа гонять… Для чего? Такие
люди уже переступили через определенные пороги.

– Сегодня у многих молодых людей – да,
кстати, и не только у молодых – популярны
слова-девизы: живи, получая удовольствие и развлекаясь;
живи «на всю катушку». Вы много общаетесь с
молодежью. Как вы объясняете, что в удовольствии тоже
нужно знать меру?

Попробуй жить в целомудрии, быть порядочным,
принципиальным! Вот это и будет жить «на всю
катушку»

– Я раз пришел в школу, мы говорим на разные темы, и
вот одна девочка встает и заявляет: «А я хочу все в
жизни попробовать». Я говорю ей: «Попробуй!
Попробуй целомудренной сохранить себя до брака. Попробуй
быть откровенной, чистой, любвеобильной, доброй,
порядочной, принципиальной. Попробуй». Вот это и
будет «на всю катушку» – ту
«катушку», которой у многих нет. Проще с
катушек слететь. Намного проще. А то всё пробовали, а
остаться самими собой не попробовали.

– «Все попробовать» – это
легкий путь.

– Это просто, но это путь безумный. Что значит
«расслабься»? Я всем говорю – и молодым,
и старым: здоровье – это одноразовый предмет, его не
восполнишь. «То, что потеряешь, обратно не
заштопаешь». Поэтому заранее задумывайтесь о своей
дальнейшей жизни и перспективе. А что такое «на всю
катушку»? Что, выходит, рюмка – это ничего,
три – это ничего, а бутылка – это «на
всю катушку»? Расслабиться по полной, а «по
полной» – это как? Так расслабиться, что
лежать на диване? Так что и тут тоже все красит мера. А
тем, кто «по полной», я не завидую.
Прокатиться на безумной скорости так, чтобы за тобой
милиция гонялась, фейерверки субботние, музыка, когда друг
друга не слышно, – это «по полной»? Или
«по полной» – это наркотиками уколоться?
Если вы думаете, что для того, чтобы подсесть на
наркотики, надо несколько раз их принять, то вы
ошибаетесь: достаточно одного раза, чтобы подсесть. Самое
страшное – сделать один шаг. Чтобы попасть в лапы
диаволу и страсти, достаточно одного раза. Да, сегодня
принято «отрываться» и
«расслабляться». Но это не наш образ жизни и
не наш стиль жизни.

Художник: Нико Пиросмани
Художник: Нико Пиросмани

А как православные расслабляются? Как православные
отдыхают? Что значит для православных
«расслабиться»? По моему представлению, для
православных «расслабиться» – это,
конечно, продолжение Литургии после Литургии, агапа после
агапы, дружеская встреча в кругу близких людей. После
богослужения, если праздник, день ангела, рождение,
крестины… Мы, православные, тоже должны собираться,
у нас должны быть утешения духовные, душевные и
физические. И застолья должны быть, и общение с друзьями,
когда мы делимся и душевным теплом, и телесным утешением.
Кстати, в праздник трапезу хорошо сделать не обычную:
борщ, салат и третье, а что-нибудь поинтереснее и
повкуснее приготовить. Даже в Типиконе, где дан строгий
монашеский устав, на праздник Пятидесятницы, на Пасху, да
и на многие другие праздники, указание: «братии
утешение велие». «Велие» – значит
большое. Вот и сделали что-то вкусненькое. И этим
вкусненьким надо поделиться, надо родных и близких собрать
вокруг трапезы. Потому что начинается с еды, а
заканчиваться должно у нормальных людей пищей духовной.
Потому что за трапезой нормальный человек поделится:
посмотрел на канале «Союз» то-то; на
«Православии.ру»
прочитал то-то или посмотрел то-то; был в паломничестве, и
такая история была, Господь так помог, Пресвятая
помогла… Так что, повторю, все начинается с еды, а
должно заканчиваться утешением душевным и умственным. И
если человек не нашел какие-то мысли, подсказки, ответы на
вопросы сам, а все это обрел в общении, это тоже является
утешением. Почему? Потому что мы одни унываем, мы не
знаем, как справиться с какой-то ситуацией, у нас не было
опыта, но мы можем найти выход через общение: и у него это
было, он подскажет, он определился, как из этой ситуации
выйти, и я могу перенять его опыт. Умный учится на чужых
ошибках, а дурак – на своих.

Да и само общение называется утешением, а Святой Дух
– Утешителем. И Господь наш – Троица Святая
Единосущная и Нераздельная Животворящая. Три личности:
Отец любит Сына и любит Святого Духа; Святой Дух любит
Отца и Сына; Сын любит Святого Духа и Отца –
круговорот любви. Это что? А это образ нам. И тоже образ
общения. Потому что если человек любит только самого себя,
если любовь направлена только на самого себя, на свою
личность – это эгоизм, это самовлюбление,
самолюбование. Только когда любовь направлена на другую
личность, это и может называться взаимной любовью, а если
не только на одну какую-то, то это уже полнота любви.
Потому что личность смогла не только иметь ответную любовь
от одного человека, но от многих. Как в семье, где любят
нескольких сразу. Помните, как объясняется слово
«семья»? Это мама, папа и пятеро детей. Вот
настоящая, полноценная семья – семь личностей, 7
«Я». Одна семья так и подписывала свои письма:
«7 Я» и фамилия: Журавлевы; теперь, правда, у
них уже больше детей…

Некоторые психологи считают, что когда мы
лишаемся каких-то удовольствий, то зарабатываем себе
разные неврозы. И православных часто обвиняют в том, что
они отказывают себе даже в тех удовольствиях, от которых,
казалось бы, нормальные люди давно не отказываются. Что бы
вы на этот упрек, очень сегодня распространенный,
ответили?

– Прежде всего, что удовольствие удовольствию рознь.
А по поводу неврозов… Да, врачи советуют не
сдерживать своих эмоций, выплескивать агрессивную энергию,
но когда человек все время эту энергию выплескивает, он в
конце концов становится просто животным. Почему? Потому
что человек, живущий по своим инстинктам, которые идут у
него впереди ума, не человек, а животное. И эти разговоры,
что не надо копить в себе энергию, потому что это может
негативно сказаться на здоровье, просто чушь! Никто от
воздержания и целомудрия не умирал, но многие повреждались
и становились животными от избытка удовольствий, и эта
жажда удовольствий доводила людей до безумия. Вот простой
эксперимент по Павлову: крыса, удовольствие и еда. Она
нажала на кнопку «Еда», получила еду; нажала
на кнопку «Удовольствие» – тоже
получила, а потом принялась бить по этой кнопке до тех
пор, пока не умерла с голоду.

Мы, православные, не против удовольствий, но все в свое
время и все красит мера. Мы не против удовольствий, но мы
за благоразумность, чтобы впереди шел ум, а потом уже
чувства, но не наоборот. Достоевский говорил, что понял на
каторге: сколько человеку в этой жизни надо счастья,
столько же, если не больше, ему надо и несчастья –
иначе он и счастья-то своего не поймет. Утешение братии
велие на Пасху. А если бы этот стол, это «велие
утешение» были каждую неделю? Если пирожные будут
каждый день, могут они восприниматься по-прежнему как
пирожные? После пирожного каждый день захочется
сверхпирожного. Правильно? Только не знаю, какое оно может
быть, это сверхпирожное. Если есть перерыв, тогда пирожное
остается пирожным, тогда удовольствие остается
удовольствием. А когда удовольствие доводится
довольствием, тогда это уже не удовольствие. И начинается
поиск чего? – Извращенного. Вот мы и пришли к теме,
которая имеет продолжение: откуда все это? – От
неумеренности.

Повторюсь: мы не против удовольствий, только чтобы они
были в свое время и в своей мере.

Вот слова апостола: «Великое
приобретение – быть благочестивым и довольным»
(1 Тим. 6: 6). Вам часто встречались такие люди, которые и
реализовали себя, добились благополучия, стали
самодостаточными, состоятельными и успешными, но при этом
были бы хорошими христианами? И в чем, на ваш взгляд,
причина их успеха?

Благополучие – это правильное устроение души, а не
устроение быта

– Слова «успешность»,
«самодостаточность» не синонимы слову
«благополучие». Это глубокая ошибка
современного мировоззрения. Глубокая ошибка! С
благополучием люди спутали материальный достаток. А
благополучие – это душевное здоровье. Когда человек
думает, что вот будет у него достаточное количество денег,
и они решат его проблемы, когда он ставит конкретную цель
внешнего достатка, к которой и стремится, он, добившись
своего, получит другие проблемы. Поэтому настоящее
благополучие – это внутренняя удовлетворенность, это
правильное устроение души, а не устроение быта. И мы знаем
многих людей, которые имеют благоустроенный быт, но в душе
у них разлад, печаль и уныние. И, наоборот, люди, так
сказать, среднего достатка или вообще без достатка, но у
них есть внутренняя красота, доброжелательность,
оптимистичность, вера, надежда, дружелюбность,
бескорыстность, самоотверженность, жертвенность – я
таких людей знаю очень много. Так что достаток – это
не синоним благополучия.

Фото: Александр Осокин
Фото: Александр Осокин

Есть замечательное наблюдение. Под благополучием и
счастьем люди подразумевают здоровье. А под еще большим
благополучием подразумевают здоровье и деньги, а под еще и
еще большим благополучием люди подразумевают здоровье,
деньги и власть; а под еще и еще большим благополучием
люди подразумевают здоровье, деньги, власть и красоту; а
под еще-еще-еще большим благополучием люди
подразумевают… и так можно добавлять до
бесконечности, и у каждого эти добавления будут свои. Но
истинное благополучие должно состоять в том, чтобы быть
духовно свободным от всего этого. Чтобы состояние души не
зависело ни от красоты, ни от денег, ни от здоровья, ни от
власти. Вот тогда человек по-настоящему свободен, вот
тогда человек по-настоящему состоявшийся, вот тогда
человек по-настоящему комфортен, тогда человек
по-настоящему находится на правильном векторе своей жизни.
Все это должно быть. И пусть это будет: и деньги, и
здоровье, и власть, и красота – но со спокойным
отношением к этому. Как Оптинские старцы говорили:
«Делай, что нужно; делай, что должен, и будь что
будет, а будет то, что Бог даст». Когда человек
готов сказать: «Будь что будет» – это
счастливый человек, благополучный человек, с комфортной
внутренней жизнью. Потому что он самодостаточен тем, что
имеет внутри, а не тем, что имеет снаружи.

Если у нас нет ничего, кроме Бога, мы уже имеем всё!

Главное богатство человека не в том, что у него есть, что
он имеет, а в том, что есть в нем. Если в тебе ничего нет,
тогда, даже если у тебя много чего будет, тебя это
благополучным, состоявшимся, счастливым человеком не
сделает. А таким сделает тебя все то, что в тебе. Когда в
тебе вера, надежда, любовь к благочестивой жизни, тогда ты
благополучный человек. Как Господь сказал: «Я не
видал праведника оставленным и потомков его просящими
хлеба» (Пс. 36: 25). Поэтому всем нашим дорогим
братьям и сестрам, телезрителям нашим я желаю праведной
жизни. А праведная жизнь какая? На первом месте –
Бог и Его заповеди, а быт, комфорт, внешнее благополучие
прибавятся или не прибавятся – это уже будет не
очень важно для того, кто уже имеет внутри себя Бога. Один
из наших святых сказал: если у нас нет ничего, кроме Бога,
мы уже имеем всё. И один из философов сказал: если
порядочному человеку не повезло и у него нет денег, ему
уже очень повезло, что он порядочный человек.

Отец Мелхиседек, благодарим вас за эту
встречу, за ваши ответы, за ваше терпение.

– До новых встреч!

Неделя 4-ая Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Мк., 40 зач., IX, 17-31.

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы сегодня празднуем, говорит в одном из своих писаний: Мы не будем судимы, братия, мы не будем осуждены за то, что не творили чудес или не возглашали пророчеств; но мы осудимся за то, что не оплакивали своих грехов всю нашу жизнь…

Что же такое грех, если он должен родить в нас такое сокрушение сердечное, чтобы эта сердечная боль – не омрачала, но вдохновляла всю нашу жизнь?

Мы часто думаем, что грех – это нарушение нравственного закона, нарушение долга, неправый поступок. Но в грехе есть нечто гораздо более основное, что поистине должно вызывать у нас печаль, и более чем печаль: глубокую, острую боль.

Грех – это неверность, грех – это измена, измена и неверность и нелояльность Богу; потому что грех означает, что когда бы Бог ни обращался к нам, слова Его были маловажны, несущественны для нас, хотя говорил Он к нам из всей Своей Божественной любви, чтобы явить нам, как много мы для Него значим. Как высоко Он ценит нас, если отдал всю Свою жизнь и всю Свою смерть для того, чтобы спасти нас, и чтобы мы поверили в Божественную любовь!

Поэтому, когда мы грешим, это означает, что мы отворачиваемся от Того, Кто полюбил нас на жизнь и на смерть: и, как следствие, – что Его жизнь и Его смерть слишком незначительны для нас, чтобы мы отозвались на них с любовью, отозвались верностью и преданностью. И вот, в результате такого отношения мы беспрерывно нарушаем те законы жизни, которые ведут к жизни вечной, которые сделали бы нас подлинно, совершенно человечными – как Христос был подлинным человеком – в полноте гармонии между Богом и нами.

Но все конкретные грехи, которые мы совершаем постоянно,  — небрежность друг ко другу, безразличие друг ко другу, то, как легко мы судим и осуждаем, как отворачиваемся от нужды других, как мы небрежны к любви, предложенной и отдающейся нам, или к материальной и духовной нужде вокруг нас – все это от холодности наших сердец.

И не напрасно говорит Христос в сегодняшнем Евангелии: Такой дух изгоняется только молитвой и постом. Пост означает, что нужно отвернуться от всего, что соблазнительно прельщает нас и отвлекает прочь от любви, от лояльности и верности и разрушает нашу цельность. А молитва – это общение с Живым Богом, Который есть Любовь, и в Ком Одном только мы можем найти силы и крепость любить.

Понятно, поэтому, что когда человек, приводивший своего припадочного ребенка к ученикам, обратился ко Христу и сказал: Они не могли исцелить его, – Христос ответил: Приведи его ко Мне!.. Если только нас не приведут ко Христу, все остальные усилия будут тщетны.

И у нас может возникнуть вопрос: неужели мы так далеки от Бога, что должны оплакивать это разобщение в течение всей жизни?.. Но кто из нас посмел бы сказать, что сердце его в каждое мгновение жизни горит любовью и глубоким чувством пребывания с Богом, чувством близости Божией, общения с Ним?

По отношению к Богу мы должны бы быть наподобие влюбленных, когда во всякое мгновение, ночью и днем, наяву и во сне сердце ликует и трепещет любовью, которая переполняет его до краев, которая есть радость и ликование, мир и покой, крепость и дерзновение; такая любовь, когда мы можем глядеть вокруг себя и видеть каждого в новом свете, видеть Божественный образ, сияющий в каждом, кого мы встретим, и ликовать о нем.

Если же мы спросим себя: как далеки мы от Бога? – и даже не сумеем понять, каково это расстояние, потому что у нас так мало опыта близости с Ним, то поставим перед собой вопрос: какое расстояние отделяет меня от людей, меня окружающих? Сколько во мне есть верности, самоотдачи, сколько радости о ближнем? И, напротив, сколько во мне осуждения, безразличия, небрежности, забывчивости?..

И тогда мы сможем сказать: если это качествует во мне, значит, Бог для меня не средоточие всего. Бог для меня не Господь, владычествующий в моем сердце, и уме, и всем моем существе и жизни. И если мы подумаем о том, как мы колеблемся между зовом Божиим и хотениями нашего человечества, как мы прельщаемся злом, мы можем снова сказать: как я далек, как я далека…

И если только мы не найдем этой гармонии с Богом, мы будем оставаться разделенными и сломленными внутри самих себя; пока мы не нашли этой гармонии в Боге, мы будем разделены и друг от друга.

Вот почему святой Иоанн Лествичник зовет нас обратить абсолютное внимание на то, как мы относимся к Богу; потому что от этого зависит все остальное. Бог – как ключ гармонии, благодаря которому можно расшифровать и спеть мелодию; Бог, – говорит другой писатель, – как тонкая нить, связующая вместе цветы, которые иначе распадутся: даже добродетели, даже красота, даже правда распадаются на куски, если нет этой дивной любви, ликования и радости, которые даются нам только в общении с Богом, потому что Он есть любовь, Он есть жизнь. Он есть правда, Он – радость, и свет, и ликование.

Обратимся поэтому к тому покаянию, о котором говорит святой Иоанн Лествичник: не к пустому оплакиванию прошлого, не к праздному, бесплодному сожалению о том, что мы не таковы, какими хотели бы быть; но к покаянию, которое есть крик к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!.. И если мы будем кричать от всего сердца, от всего ума, от всей нужды нашей, – придет Господь, и в общении с Живым Богом мы обретем себя, и все станет красотой: мы вступили в Царство Божие. Аминь.

29 марта 1987 г.

Источник: Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский»

Читайте также:

Правмир

Лестница

Протоиерей Андрей Ткачев

Во многом ключ был сложен, в одном — прост. Он открывал дверь

Правмир

Лягушачьи метаморфозы: от Матрицы к Лествице

Иеромонах Димитрий (Першин)

Что случилось с лягушкой Эзопа, раздувшейся в быка? И вообще, какая она, лягушка, — зеленая и склизкая или белая и пушистая? В связи с чем Иоанн Лествичник вспоминает об Оригене? Как мысль о Божией любви и милости может быть использована врагом нашего спасения?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Человеческая жизнь отличается от жизни животного поиском смысла существования. Религия предлагает людям найти путь к Богу и сделать его своей целью. Мистики и богословы веками пытаются найти способ обретения божественной любви и передать его. Как найти Бога? Это извечный вопрос, встающий однажды перед каждым человеком.

Как встать на путь обретения Бога

Мало кто имеет внутреннюю потребность в религиозной деятельности с детства. К этому детей привлекают родители. Водят их в храм, приобщая к поклонению Богу. Но вырастая и приобретая самостоятельность, дети отступают от тех принципов, которые закладывали родители.

Счастливая душа

Есть четыре типа людей, ищущих Бога:

  1. Самая большая категория — попавшие в беду. Человек, находящийся в отчаянии, непроизвольно начинает искать утешение и защиту у высших сил.
  2. Люди, которые ищут материальное. Они строят отношения из корыстных соображений, выпрашивая хлеб насущный на каждый день.
  3. Любознательные. Они любят изучать религиозную мысль разных народов, философские трактаты в попытках найти зерно истины. К этой категории относятся ученые, переводчики священных текстов.
  4. Искренне ищущие Бога. Такие люди с детства не удовлетворены материальным существованием. Они отвергают ценности, предлагаемые обществом. Примером таких людей могут быть святые, такие как Серафим Саровский, который имел богатых родителей, но с детства желал посвятить себя Господу. Оставив в молодом возрасте мирскую жизнь, он начал духовный подвиг.

Как найти Бога? Самый действенный способ — общаться с людьми четвертой категории. Лишь они имеют настоящее желание встречи с Господом, не прося ничего взамен. Известно, что общение определяет сознание. Попадая в определенную среду, мы начинаем мыслить критериями этой среды. Поэтому для обретения божественной любви необходимо общение со святым — обладателем этой любви.

Что важнее: авторитет писаний или личный опыт

Священные писания — это самые древние книги на планете. Они были написаны людьми по вдохновению свыше. Шли годы, и знания, передаваемые из уст в уста, покрывались налетом искажений. Также изменения в тексты вносились сознательно правящими кругами. Чтобы понять суть писаний, нужно обладать сильным разумом или изучать их на начальном этапе под руководством наставников.

Писания или опыт

По мере продвижения в духовной практике верующий будет получать понимание божественных законов напрямую, от источника. И тогда он сам сможет объяснять трудные места в священных текстах, которые раньше казались противоречивыми.

Этапы обретения любви

Многие святые в своих трудах рассказали, как люди находят Бога. Также были описаны этапы обретения божественной любви. Несмотря на то что они являются условными, верующий человек может по ним определить свой духовный уровень.

  • Зарождение веры. Оно происходит по разным причинам. От общения с верующими, с писаниями. От неожиданной помощи в трудный момент. Скептики полагают, что вера в Бога не имеет под собой рациональной основы. Но религиозный человек видит, что его вера дана свыше.
  • Вовлечение в процесс поклонения. На этой стадии начинается общение с единоверцами, совместные обсуждения, появляется твердая вера в писания.
  • Процесс очищения. Здесь человек отказывается от старых привычек. Он не может жить старыми ценностями. Критика и злословие в адрес других ему становятся противны.

Молитва Богу

  • Вручение себя в руки Господа. На этом этапе верующий не думает, как найти Бога в душе, потому что ясно ощущает Его присутствие в своей жизни. И полностью Ему предается.
  • Рождение любви к Богу. Достигший этого уровня не желает ничего от мира материи. Внешне он может выглядеть отстраненным или душевнобольным. Но внутри него живет всепоглощающая любовь. Живых существ он рассматривает как детей божьих и чувствует единую связь с ними.

Предание себя

Ключевым моментом в жизни верующего становится вручение себя Богу. Несмотря на уже имеющуюся веру, именно это обстоятельство наполняет его духовной силой. Этим поступком человек дает понять, что он полностью зависит от божественной воли. Радости и невзгоды он принимает как божественную милость.

отдать свое сердце

Видение того, что все идет на пользу, приводит психику в гармонию со Вселенной. Больше не приходится конкурировать с окружающим миром. Пропадает интерес к временным ценностям, а на первое место выходит спасение души.

Сомнения в вере

Духовный рост не всегда происходит стремительно. Бывают откаты, вплоть до потери веры. Как это происходит? Христианские святые объясняют это посяганием дьявола на духовный путь искателя. Они говорят, что враг через сердце посягает на предмет веры, и рекомендуют тщательнее совершать молитвы и покаяния. Также они рекомендуют не принимать эти побуждения ума за собственные и учиться от них абстрагироваться.

Святые индуизма полагают, что потеря веры происходит от общения с атеистами, а также в результате пренебрежительного отношения к верующим. Человек, ищущий недостатки в духовных братьях (независимо от веры), перестанет понимать, как найти Бога. И как следствие — его вера угаснет.

Вера и жизнь в миру: как совместить

Существование в светском обществе заставляет следовать принятым в нем нормам. Совмещать работу, заботу о семье с духовными занятиями непросто. С другой стороны, если оставить только материальную составляющую, то жизнь потеряет смысл.

помощь от Бога

Эта проблема описана в повести Льва Толстого «Отец Сергий». Здесь описывается жизнь бывшего князя, оставившего мирскую жизнь и принявшего отшельничество. Но спустя долгие годы он так и не нашел умиротворения. Божественное провидение приводит его к знакомой детства, которая, живя в миру, посвятила свою жизнь другим. На ее примере он понимает, как найти любовь Бога. Это произведение показывает, что выполнение долга перед близкими не становится помехой в духовном поиске.

Фанатизм: враг не снаружи, враг внутри

Одной из первых помех начинающего верующего становится фанатичное отношение к окружающим. Не имея квалификации и любви в сердце, он начинает проповедовать. Нести слово божье, как ему кажется. От этой проповеди начинают страдать в первую очередь родственники, живущие под одной крышей. Происходит это, потому что человек сам не знает, как найти Бога в жизни, и не понимает главных принципов религии. Их можно свести к двум основным заповедям:

  • возлюби Бога своего всем естеством, всей душой, всем разумением твоим;
  • возлюби ближнего своего, как самого себя.

Иисус любит

Верующий человек, направляющий взор на поиск врагов, никогда не поймет, как найти Бога. Лишь взгляд, направленный на поиск своих недостатков, может привести к истине. Чем больше человек видит своих несовершенств, тем больше он видит достоинства других. И это меняет его отношение к окружающим. Так, постепенно снижая уровень эгоизма, душа приближается к Богу.

Приблизительное время чтения: 4 мин.


print

«Главное – чтоб Бог был в душе» — говорят многие современные люди и… отворачиваются от храма. А ведь представление о Боге внутри нас присутствует в православном учении и дает основание для полноценной церковной жизни. Об этом статья американского священника Стивена Фримана, которую мы предлагаем Вашему вниманию.

В поисках Бога внутри себяПопулярная идея из философии нью-эйдж заключается в том, что «бог внутри нас». На самом деле это просто вежливый способ сказать, какие мы все особенные, а вот «бог»… довольно банален. Но в традиционном христианстве есть учение о Христе внутри нас, и оно является основополагающим для православного образа жизни.

Нам следует понимать наши отношения с Богом не как взаимодействие двух отдельных личностей, где одна — это мы, а другая — Бог. Наше единство с Богом, рожденное внутри нас таинством святого крещения, намного важнее.

Бог не «помогает» нам в том смысле, что Он побуждает нас к чему-то или просто все в нашей жизни устраивает определенным образом. На самом деле Он внутри нас, Он вместе с нами со-работает. Аскетические практики (например, молитва, пост, самоотречение) имеют смысл только в этом контексте. Те, кто наблюдает за Православием «снаружи», часто обвиняют нас в «благочестии, основанном на делах», имея в виду, что мы надеемся получить милость Божию за свои добрые дела. Но это абсолютно не верно. Милость Божия – это Его дар, и он не может быть «заработан».

И тем не менее, православная жизнь похожа на жизнь Самого Христа.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Евангелие от Иоанна, 14: 12).

Все, что делает христианин, должно делаться в единстве со Христом, и тогда это не действия отдельно взятого человека, а то, что родилось в результате нашей общей жизни со Христом и во Христе. Когда мы постимся, это Христос в нас постится. Когда мы молимся, в нас молится Христос. Когда мы даем милостыню, ее дает именно Христос внутри нас.

И нам нужно понять, что Христос в нас жаждет поститься. Христос в нас жаждет молиться. Христос в нас жаждет проявлять милосердие. То, к чему нас призывает Церковь – это не рецепт хорошего поведения и не схема морального совершенства. Христовы заповеди и то, как они преломляются в жизни Церкви, сами по себе являются иконой Христа.

Румынский православный догматист Димитрий Станилоэ пишет:

В начале Христос «погребен» в заповедях и внутри нас — в той степени, в которой мы их исполняем, и в нас его сила. В этом соработничестве мы обретаем добродетели и они становятся живыми чертами нашего характера; в них образ Божий, и Христос как яркое солнце восстает из-под этой погребальной пелены («Православная духовность»).

Такое единство – в самом сердце православной веры и жизни. К сожалению, многие ветви христианства создали «внешний» образ наших отношений с Богом и спасения. В этом случае Бог является чем-то «наружным» в нашей жизни, он не внутри, а всегда вовне, и наши отношения с ним похожи на личные связи людей в современной культуре. В этом случае отношения христианина с Богом сводятся к психологии и морали.

Это происходит потому что мы беспокоимся о том, как Бог «относится» к нам. Психологизированное восприятие искупления озабочено Божьим гневом. Оно сводится к морали в том смысле, что наше поведение – всего лишь личные усилия каждого соответствовать некому внешнему набору правил и норм. Нас считают «хорошими» или «плохими» судя по тому, как мы себя ведем; внутренняя природа этого поведения полностью игнорируется. Но только наши жизни, которые мы живем в единстве с Богом, имеют природу истинного спасения, настоящей человечности. Вот в чем смысл спасения по милости Божией.

Есть и обратная сторона таинства Христа внутри нас, и она очень важна. Это страдание Христа внутри нас. Его крестные муки продолжаются в жизни каждого из людей. Если кто-то из нас страдает, в нем страдает Христос. Нет ни одного человеческого страдания, к которому Он не причастен.

Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (Первое послание апостола Павла к коринфянам, 12: 26).

Постоянное соприкосновение с таким единством – основа христианской жизни. В этом смысл крещения – быть погребенным вместе с Ним. В этом смысл причастия – «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». В этом смысл каждого действия и каждой мысли.

В этом жизнь, полная благодати.

Перевела с английского Дарья Прохорова

Оригинал статьи

Читайте также:

Бог, который не является Богом

Источник фото — https://www.flickr.com/photos/photogenix-lincoln/

преподобный Паисий Святогорец о Божественной гармонии

Ах, что за красоту сотворил Бог единым лишь Своим словом! Какая гармония, какое разнообразие! Куда ни взгляни — во всем видны Божии премудрость и величие. Посмотри на небесные светила, на звезды, — с какой простотой рассыпала их Его Божественная рука! Отвеса и уровня, которыми пользуются мастера, Он при этом не применял. А как отдыхает человек, глядя на звездное небо! Тогда как от выставленных в ровный ряд мирских светильников человек очень устает. С какой гармонией всё устроено Богом! Посмотри-­ка на леса, посаженные человеком: деревья стоят армейскими шеренгами — всё равно что роты солдат. А как восстанавливает силы человека настоящий, а не искусственный лес! Одни деревца — поменьше, другие — побольше, каждое дерево отличается от другого даже цветом. У одного крохотного Божия цветочка благодати больше, чем у целой охапки искусственных бумажных цветов.

Удивительно всё, что создано Богом. Взять человеческий организм — да ведь это целое предприятие. Бог премудро определил всему свое место — сердцу, печени, легким.

…Я во всем нахожу Бога! И в растениях, и в животных — во всем. Да и как тут не удивляться! Крошечная пичужка отправляется в путешествие, достигает Африки, потом — без компаса — возвращается обратно и находит свое гнездышко! А люди — имея карты, дорожные указатели — сбиваются с пути. И ведь птицы путешествуют по небу, а не по суше — то есть зарубок после себя не оставляют. Летят в вышине, над морем! Ну скажи, пожалуйста, на чем там оставишь зарубки? А есть еще такие малые птахи, так они садятся на спины аистам — всё равно что на самолеты! Настоящие авиапассажиры! Птицы, летя над морем, садятся на какой-нибудь остров и отдыхают.

Однажды, живя в каливе Честного Креста, я увидел, как с востока летят птицы, похожие на воробьев, только крупнее и красивее. Их была целая стая. Но вот четыре­-пять птиц, по всей вероятности, выбились из сил и не могли лететь дальше. Тогда от стаи оторвалось еще около пятнадцати птиц — остальные продолжали лететь, — сели на дерево вместе с уставшими птицами, посидели, немножко отдохнули, а потом все вместе взмыли в небо и продолжили полет. И первым делом они поднялись очень высоко, чтобы сориентироваться и догнать остальных. На меня произвело впечатление то, что стая не оставила уставших птиц одних, но выделила им еще пятнадцать товарищей — «группу содействия».

Насколько же красиво создал всё Бог! Только посмотри на котят: какие же они пестрые! А какие у них красивые шубки! Нам, людям, стоит еще позавидовать одеянию животных! Да такой шубы не носила и сама королева! Куда ни повернись — во всем увидишь премудрость Божию. А какая красота была раньше, когда всё было естественно! Вон петушок — ведь он кукарекает независимо от погоды. Стоит на одной ножке, а как только она затечет, кричит: «Ку-ка-ре-ку!» «Прошло, — говорит, — столько-то часов». Потом встает на другую ногу, а когда затекает и она — снова: «Ку-ка-ре-ку!» И смотри, он кукарекает в полночь, в три и в шесть часов утра. Неизменно каждые три часа. А ведь у петуха нет ни будильника, ни батареек. И заводить его тоже не нужно…

Всё, что вы видите и слышите, используйте как средство сообщения с Горним. Всё должно возводить вас к Небу. Так от творения человек постепенно восходит к Творцу.

Источники:

  1. Паисий Святогорец, блаженной памяти старец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. — Монастырь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Суроти, Салоники. — Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2002.
  2. Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.

27.12.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти схему клавиатуры
  • Как найти стертую историю яндекса
  • Как найти точки пересечения параболы с осями
  • Как найти дохлую крысу в доме
  • Как найти соцсети человека по его номеру