Как найти героя для статьи

Обычно, чтобы написать о чём-то, нужен эксперт или герой. Эксперт — тот, кто знает теорию и регулярно использует её на практике, герой — тот, кто получил опыт, пережил что-нибудь. Герою не нужно знать теорию, он лишь рассказывает, как это было с ним, а вот эксперт должен знать как положено, как обычно бывает, какие есть исключения и что может пойти не так.

С экспертами пишут статьи-инструкции, обзоры, ответы на вопросы читателей, разборы, а с героями — интервью и статьи в формате «Мой опыт», «Один день из жизни Василия», «Дневники». Дальше я буду использовать слово «эксперт», но с героями процесс такой же.

Работа с экспертом состоит из четырёх этапов:

1) эксперта нужно найти и договориться о созвоне

2) затем собрать вопросы

3) поговорить

4) согласовать статью.

В этой статье — о поисках эксперта.

Способ 1. Спросить у заказчика

Самый простой способ найти эксперта — спросить у заказчика. Например, если статью о блокировке счетов заказал банк, нужно у него же и попросить эксперта по блокировкам счетов.

Чаще всего в компании заказчика кто-то работает: юристы, бухгалтеры, эйчары, директора, которые знают специфику фирмы, продукта и теорию. С этими экспертами обычно не возникает проблем, если заказчик их начальник и даёт им задание пообщаться с вами. Они не пропадут, не будут требовать поставить ссылку на сайт или обязательно упомянуть их имя.

Но есть и минусы: эксперты заказчика могут не знать всех тонкостей, потому что работают внутри одной компании. А ещё могут быть не совсем объективны: например, эксперт из отдела блокировки счетов скорее фокусируется на важности блокировок для самого банка, мол, это очень важно, иначе отберут лицензию. Сторонний же эксперт, допустим человек, который занимается разблокировкой счетов, будет более внимателен к проблемам предпринимателей с заблокированным счётом.

Как спросить: «Иван Денисович, подскажите, у вас есть эксперт по этой теме? Нам важно здесь привлечь эксперта, чтобы статья получилась глубокой и полезной, а советы давал профессионал, а не редактор. Можете меня свести с таким-то такимтовичем?»

Способ 2. Найти эксперта среди своих

На первый взгляд может показаться, что среди своих одни редакторы, дизайнеры, эсэмэмщики да другие диджитал-номады, но это 100% не так. Если хорошо подумать и перебрать своих знакомых, соседей, бывших одноклассников и однокурсниц, преподавателей, друзей родителей, родителей друзей, окажется, что среди них есть пожарные, налоговые инспекторы, психотерапевты, юристы, строители и даже швея. И некоторые из них будут готовы пообщаться.

С одной стороны, со знакомым экспертом общение можно строить довольно неформально, уточнять о всяком беззаконии, о котором незнакомый человек постесняется рассказывать. Но, с другой стороны, он может пропадать, относиться к задаче не очень серьёзно или, наоборот, сильнее продавливать свои формулировки. Поэтому важно сразу проговорить правила.

Как спросить: «Тёть Маш, здравствуйте! Мама сказала, что вы сейчас в пожарной инспекции работаете, а я пишу статью об этом, „Как пройти пожарную проверку магазину“. Можете мне помочь? Я подготовлю вопросы, на которые нужно ответить, и мы их обсудим, например по телефону или я к вам зайду в субботу. Можно анонимно, чтобы не было проблем на работе».

Спрашивайте у новых знакомых: «А кем работаешь? Чем занимаешься?»

Героя для своего первого интервью я нашла в небольшом тренажёрном зале, куда ходила после работы. Спросила его, как он открыл зал, и там оказалась интересная история с субсидией государства, самодельными тренажёрами и рекламой на заборе.

А как-то в баре познакомилась с человеком, который сказал, что занимается расследованием киберпреступлений. Ого, подумала я, и предложила ему поучаствовать в статье. Под него и тему придумали — киберпреступления в бизнесе.

В разное время экспертами у меня были бывшие заказчики, одноклассница, которая работает юристкой, моя преподавательница из универа, однокурсница, которая открыла свою типографию, продажник, на которого я была подписана в Фейсбуке тыщу лет. Как говорится, был бы человек, а тема найдётся.

Способ 3. Спросить в чатах

Ещё одна сила — это чаты. Подойдут в целом любые, в которых есть и общаются люди. Например, вы можете спрашивать об экспертах в чате этой рассылки.

Как спросить: «Ребята, привет! Пишу статью о квадратных арбузах, нужен эксперт: агроном, биолог или селекционер. Хотелось бы, чтобы эксперт рассказал, как вырастить квадратный арбуз у себя на даче, как вообще они становятся квадратными. Есть у кого-нибудь такие на примете? Можете нас свести?»

Способ 4. Написать в пиар-отдел

Через пиар-отдел можно связаться с экспертом, если вы точно знаете, кто вам нужен. Например, мне нужен был владелец ресторана «Белый кролик», я нашла почту пиар-отдела на сайте ресторана и написала туда, мол, добрый вечер, я такая-то, пишу статью о том-то, хотела бы пообщаться с тем-то. Мне ответили, мы пообщались, статью выпустили.

Тут есть ограничения: не все отвечают, а если отвечают, то долго. Ещё многие пиарщики хотят участвовать в согласовании статьи, поэтому такой способ больше подходит для коротких комментариев, чем полноценной экспертной статьи.

Как спросить: написать письмо с темой «Комментарий для СМИ». Текст примерно такой: «Добрый день! Меня зовут так-то, я из издания / блога / медиа такого-то (ссылка). Мы готовим статью на тему „Как понять, что не нужно открывать ресторан?“ — этот вопрос нам задал читатель, а мы решили переадресовать его российским рестораторам. Скажите, пожалуйста, можно ли получить комментарий такого-то?»

Способ 5. Найти в Фейсбуке или гугле

Эксперта можно найти среди друзей друзей на Фейсбуке: добавляться сначала к тем, кого знаете, смотреть, кого знают они, и отбирать подходящих. С Фейсбуком есть плюс: можно сразу посмотреть, что человек постит, и немного понять его взгляды. Это помогает отбросить тех, кто не очень адекватен или придерживается совсем уж неприятных вам взглядов, гомофоб например.

В гугле я искала так: забивала коммерческий запрос по нужной мне теме. Например, когда искала эксперта для статьи про откаты, вбивала такие запросы: «вычислить откатчика цена» или «служба безопасности на аутсорсе». Потом смотрела сайты из топа выдачи, их статьи и блоги. Выбрала одну компанию, у которой был довольно хороший блог, они давали советы по коммерческой безопасности — и советы были очень фактурные. Я написала им на общую почту, и меня связали с директором по безопасности. Потом мы с ним созвонились и написали статью «Как вычислить откатчика в компании».

Как спросить: «Добрый день! Меня зовут так-то, я редактор такого-то медиа / блога (ссылка), мы готовим статью по теме Икс и ищем эксперта по такому-то вопросу. Эксперту не нужно ничего писать самому, только созвониться со мной минут на 40–60 и ответить на вопросы. Скажите, пожалуйста, вам интересно поучаствовать?»

Способ 6. Поискать с помощью сервисов

Обычно, когда речь идёт об экспертах, советуют сервисы, но мне почти никакими из них пользоваться не приходилось. Но я всё же перечислю три сервиса:

1. Uniter — платформа онлайн-нетворкинга. На платформу можно попасть по приглашению (прикрепила его тут в ссылке, но не знаю, на сколько людей оно рассчитано) или за деньги.

Механика такая: регистрируетесь, указываете интересы и отмечаете, с кем бы хотели познакомиться. Потом подтверждаете участие — и раз в неделю платформа сводит вас с новым человеком. И среди этих новых людей может быть нужный вам эксперт или тот, кто, возможно, знает нужного человека. Ещё там есть режим бога — это когда можно выбирать, с кем именно знакомиться.

Я ни с кем там не знакомилась, потому что было лень общаться, но познакомилась с создателями сервиса и их партнёрами и написала потом для них пару статей.

2. She is an expert — сервис для поиска эксперток. Тут я тоже не искала, но зато зарегистрировалась как экспертка.

3. Pressfeed — самая известная платформа, наверное. Тут я зарегистрировалась, но не помню, смогла ли найти эксперта. Помню, что могут попросить рассказать об издании и теме статьи, а сам поиск довольно долгий.

Как спросить: так же, как и на Фейсбуке. Пишем: «Добрый день! Меня зовут так-то, я редактор такого-то медиа / блога (ссылка), мы готовим статью по теме Икс и ищем эксперта по такому-то вопросу. Эксперту не нужно ничего писать самому, только созвониться со мной минут на 40–60 и ответить на вопросы. Скажите, пожалуйста, вам интересно поучаствовать?»

Что дальше? Договориться о созвоне

Следующий шаг — договориться с экспертом о созвоне. Для этого сначала пишем сообщение примерно с таким текстом:

«Добрый день, Имя! Я такая-то такая-то, редактор такого-то медиа, ваш контакт взяла там-то. Я сейчас готовлю статью на такую-то тему и ищу эксперта, который поможет мне с фактурой, а именно расскажет то и то.

Вам не нужно писать текст самому, а нужно созвониться со мной минут на 40 и ответить на вопросы. Если разговор получится, материал наберётся, то я подготовлю статью, укажу вас как эксперта и поставлю ссылку на ваш сайт, личную страницу или компанию.

Скажите, пожалуйста, интересно ли вам поучаствовать? Если да, в какой день и время было бы удобно созвониться?»

В сообщении может быть другой текст, но обязательно нужно рассказать: кто вы, откуда взяли контакт, для кого пишете, на какую тему и что нужно от эксперта. А потом задать вопрос об участии и удобном времени для созвона.

Затем уже, если эксперт согласится, договоритесь, где будете созваниваться и когда пришлёте вопросы.

О вопросах для созвона — в следующий раз.

Во множестве материалов в печатных изданиях мы видим истории и примеры обычных людей. Жанр real story весьма популярен в глянце, но подобные тексты есть практически в каждом издании. Это делается для того, чтобы «приблизить» издание к читателю. Поэтому поиск героев, умение их разговорить, получить интересную для статьи информацию – необходимое качество для журналиста.

Подготовку текста с историями можно условно разделить на три части:

  • поиск героев,
  • проведение интервью,
  • написание истории.

Где искать героев?

1. На форумах или в сообществах о поиске героев

Так и пишите: «Для такой-то статьи ищу героев. И далее перечисляете критерии».

Искать можно, например, здесь:

— на форуме Cosmo: http://forum.cosmo.ru/index.php?showtopic=120303

— в сообществе журналистов. Например, http://paparazzi.livejournal.com/28019936.html

— с недавних пор подобные объявления стали публиковать в сообществе 1day-1step. Например, http://1day-1step.livejournal.com/350182.html

«+» — читатели четко знают требования к материалу

«—» — среди писем потенциальных героев обязательно будут развернутые послания от пиарщиков начинающих певиц и молоденьких актрис. Заранее уточняйте у редактора, допускаются среди героев известные персоны.

2. Среди знакомых

Размышляя над темой, придумывая новые повороты, вы наверняка вспоминали кого-то из знакомых или истории, которые вам кто-то рассказывал.

Как искать:

— напрямую спросить, не против ли человек, чтобы про него написали в статье

— опросить знакомых/родственников/соседей/всех, кого вспомните, не знают ли они человека, который подойдет к вашему материалу

— поставить статус на страничке в соцсети / написать пост в блоге

— сделать адресную рассылку по контактам (в почте, блоге, соцсети)

Часто герои находятся совершенно случайно.

Помните про правило «шести рукопожатий»: все люди на земле знакомы между собой через максимум 6 контактов. Например, вы ищете стюардессу: среди вашего окружения их нет, но, возможно, есть кто-то, у кого есть знакомый, который работает в аэропорту. Не стесняйтесь просить о помощи. В действительности люди редко отказывают знакомым журналистам.

«+» — вы сразу можете выяснить, согласен ли человек на публикацию

«+» — вы можете рассчитывать на откровенный и правдивый рассказ

«—» — не у каждого есть знакомые стюардессы, политики, актрисы, доярки и пр.

3. Прямой поиск героев

Самый действенный вариант – искать героев по постам на форумах и комментариям в блогах.

Ищете темы, схожие с вашей идеей, читаете ответы и списываетесь с автором, по посту которого понятно, что он вам подходит.

Например, ваша тема – как подработать на дому. Идем, допустим, на какой-нибудь подходящий форум в раздел «Карьера». Находите ветку, которая так и называется «Подработка». Читаете ответы девушек и когда находите того, кто вам подходит, просто отправляете сообщение с предложением принять участие в статье (обычно для этого придетсяужно зарегистрироваться на форуме).

Обращайте внимание на дату оставленного поста!

Если это было пару лет назад, ситуация у автора могла поменяться. Имейте это в виду.

«+» — вы точно знаете, что человек вам подходит

«—» — вам могут не ответить, но тогда вы просто перейдете к следующему герою

«—» — иногда на поиски героев уходит очень много времени, бывает, приходится перелистать 50-90 страниц форумской темы, чтобы найти подходящий пост

Этот путь сложнее и минусов у него больше. Но рано или поздно многие авторы начинают искать героев именно таким способом.

4. Истории можно поискать через экспертов, у которых планируете взять интервью

Спросить, могут ли они рассказать подобные примеры из своей практики.

В таких случаях я бы советовала сначала пригласить человека сотрудничать. То есть вы пишите не «прокомментируйте статью», а «приглашаю вас к сотрудничеству» или «готовлю статью о девушках, которых постоянно бросают парни, приглашаю вас к сотрудничеству» (или «приглашаю вас в издание N. как консультанта»).

Человек отвечает — Ок, сотрудничать готов. Вы присылаете эксперту вопросы, тему статьи, теорию и предлагаете эту статью проиллюстрировать конкретными примерами. Если у эксперта в практике были подобные случаи, он с удовольствием поделится с вами.

Обычно сразу немногие хотят выкладывать много информации, а когда человек уже втянулся в работу над статьей, то и отступать не хочется, и любое дополнение воспринимается как совместная работа.

Главное — помните, что участие в статье – хороший пиар для любого, даже самого известного, комментатора. Им это тоже нужно! И вы выступаете не как проситель, а как партнер! Тогда и люди будут согласны сотрудничать.

Как обращаться к герою в этом случае?

После получения контакта пишете или звоните и говорите, что сейчас готовите материал для журнала и приглашаете стать героем.

Для первого общения укажите только тему материала, спросите, не против ли человек пообщаться на эту тему, и что вы готовы прислать подробности.

Прежде чем писать потенциальному герою, подготовьте вопросы, чтобы оперативно их отправить, когда он пришлет согласие.

Что обещать?

В идеале – ничего. И даже публикацию.

То есть вы приглашаете стать героем, но не можете гарантировать, что текст будет одобрен.

Не обещайте дату публикации. Если не спрашивают, в каком номере выйдет статья, сами ничего не говорите, чтобы не обнадеживать заранее. Например, отвечайте, что «планируется в таком-то месяце, но точно сказать не могу», или «не раньше такого-то номера, как буду знать точно, обязательно вам сообщу».

Не обещайте публикацию с фото. Даже если вы собрали с героев их фотографии, не пишите, что статья будет обязательно с их фото. В процессе верстки все может измениться, а вы потом будете думать, как оправдаться.

ВАЖНО!

Героев начинайте искать ТОЛЬКО после того, как получили заказ на написание статьи.

Возможные ситуации:

1. Из материала вырезали чей-то комментарий или историю.

Как только вышел номер, и вы увидели, что текст сокращен, обязательно напишите герою. Не ждите, пока он пришлет вам возмутительное или обидное письмо.

Не извиняйтесь – это не ваша вина. Вам жаль, что историю сократили или удалили, но вот таким было решение редакции.

Если человек дотошно пытается выяснить, почему его ответ не вошел в текст, можете написать, что не знаете, но возможно, из-за объемов текста.

Вообще, вопрос скользкий, и такую переписку лучше сворачивать фразами, что вам действительно жаль.

Не обещайте выяснить причину! У редактора и так полно дел, кроме как вспоминать, по какой причине пару месяцев назад он сократил историю.

— либо история не вписывалась в текст

— либо не хватало места

— либо история была скучной.

2. Комментарий/история был сильно сокращен или изменен.

Если сокращен, то объясняйте, что это – решение редакции.

Если текст ответа изменили, то тут как раз уместно выяснить у редактора причину.

Например, однажды мою героиню переселили из Германии в США. В тексте упоминалось лишь имя и должность (кейс был связан с рабочей ситуацией). Девушка обиделась. В редакции мне объяснили, что подобные ситуации в Германии встречаются, но редко, а в Америке – в порядке вещей, поэтому – для больше правдоподобности место проживания изменили.

Выяснили, написали и – опять же – не оправдывайтесь. (с)

Содержание:

  • Виды интервью
  • Где искать героя для интервью
    • Бороздите просторы интернета
    • Походите по книжным магазинам
    • Спросите совета друзей и изучите личные странички
    • Воспринимайте мир как один большой инфоповод
  • Как готовиться к интервью
    • Где искать информацию по теме интервью
    • Как работать с информацией
  • Какими бывают вопросы для интервью
    • Открытые вопросы
    • Закрытые вопросы
    • Уточняющие вопросы
    • Глупые вопросы
  • Дополнительная подготовка к интервью — психологическая и интеллектуальная
  • Схемы проведения интервью
    • Классическая схема
    • «Воронка»
    • Хронологическая, логическая и импровизационная схемы проведения интервью
  • Как одеваться на интервью
  • Ваши действия во время интервью
  • Как редактировать расшифровку интервью
  • Что делать с неудачным интервью
  • Согласование интервью
    • Критерии оценки интервью
  • P. S. Взгляд редактора на интервью, или Что делать, чтобы ваш текст опубликовали

В интервью участники не равны, главный в интервью — герой. Интервьюер лишь помогает герою раскрыться или раскрыть тему. Как именно — каждый журналист в конкретной ситуации решает сам. Некоторые используют элементы беседы, когда интервьюер на равных с собеседником высказывает свою точку зрения, некоторые — элементы допроса, одни предпочитают тонко выстраивать разговор, чтобы человек доверился им и пошел на контакт, другие любят провокацию. Эффективность конкретного приема зависит от типа медиа, предмета интервью, особенностей личности героя и интуиции журналиста.

Теперь немного теории, но совсем немного.

Виды интервью

— портретные, когда главная цель — показать характер и личные качества интервьюируемого, его отношение к чему-либо, чаще всего такие интервью делают со знаменитыми людьми;

— аналитические, когда интервьюер и интервьюируемый под разными углами рассматривают некую тему, например, влияние паразитов на нервную систему человека;

— проблемные — эти строятся вокруг резонансного общественного события, яркий пример — дебаты политиков перед выборами в прямом эфире;

— информативные — когда важно получить лишь факты и цифры, допустим, количество пострадавших, стратегию работы спасательной службы и т. д.

Разумеется, все эти виды интервью могут пересекаться. Никто не вынуждает журналиста работать в жестких рамках. Тем более что интервью — это в первую очередь набор приемов, которые тем эффективнее, чем подкованнее журналист.

Где искать героя для интервью

Представим, что вы никогда не брали интервью, но хотите. Обратите внимание на то, в чем вы разбираетесь или хотя бы что вам интересно: может быть, это компьютерные игры и настолки, может, современное искусство, может, наука вообще. Это вполне годится для отправной точки.

Держите это в голове. Остается найти героя и точнее сформулировать тему. Квалифицированный собеседник, который умеет связно говорить и хочет пообщаться с журналистом, — уже половина успеха интервью.

Бороздите просторы интернета

Дальше важно сузить зону поиска. На этом этапе полезно полистать тематические паблики и телеграм-каналы: вполне вероятно, что вы отыщете нечто ценное. Возможно, вы увидите человека, который работает над потенциально полезным проектом, возможно, вы обнаружите какую-то тенденцию, которую потом можно будет обсудить с экспертом, возможно, вы столкнетесь с какой-то проблемой.

Если вы что-то нащупали, но понимаете, что с одним человеком разговор получится куцым или не будет отражать тему во всей полноте, можно сделать материал из монологов — по сути, это несколько интервью на одну тему.

То есть вы находите людей, которых что-то объединяет: редкая профессия, общая тема исследований, социальное положение, физиологические особенности, схожее прошлое, необычный опыт и т. д. — задаете им примерно одни и те же вопросы, потом убираете свои вопросы из текста, редактируете и делаете так, будто каждый герой написал письмо-откровение от первого лица.

Но вернемся к классическому интервью. Допустим, вы хотите делать интервью с учеными. В первую очередь зайдите на научно-популярные афиши. Они так и называются: «Москва: научно-популярная афиша», «Санкт-Петербург: научно-популярная афиша». Там можно найти и тему, и героя. Если нужны герои помоложе, то во многих вузах есть паблики, в которых студенты рассказывают друг о друге, например, «Физтех.Читалка».

Полезным будет также подписаться на паблики с профессиональными мемами и статьями, написанными легким научным языком: The Batrachospermum Magazine, Биология, ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека, Родина слонов. Еще можно воспользоваться списком от SciTopus, там перечислена львиная доля научных пабликов и телеграм-каналов.

Что делать в узкоспециальных пабликах? Если это афиша, то вы сразу можете обнаружить там и героя, и тему. Но в 90% случаев тема будет звучать скучно для неспециалистов. Зато герой может оказаться подходящим.

Тогда вы вбиваете его имя и читаете его научные работы, смотрите его лекции на ютубе. Только не спешите погружаться глубоко — пробегитесь глазами и решите для себя, подходит ли этот человек для вашего медиа (допустим, есть «Нож», N+1, «Кот Шредингера», «Популярная механика» — все они пишут про науку, но каждый по-своему).

Потом отметьте, о чем примерно вы будете говорить с вашим героем. Не стоит готовить вопросы, пока вы с героем не договорились о беседе. Может случиться, что он вам по тем или иным причинам не ответит, а вы потратите время и силы.

Иногда случается наоборот: тема интересная, а герой не подходит или его вообще нет — допустим, вы просто узнали, что бактерии, которые обитают в вашем кишечнике, могут заставить вас съесть чизбургер. Тогда вы понимаете, что вам нужно разговаривать с микробиологом.

В этом случае пробейте «микробиолог» и «микробиология» в elibrary.ru и academia.edu — там вылезут сотни статей, их придется открыть и просмотреть, спустя несколько минут или часов вы найдете нужное имя. Проделайте то же самое на ютубе. По моему опыту, этого вполне достаточно.

Когда вы найдете героя, с ним останется только связаться. Если человека нет в соцсетях, его почта точно указана на сайте вуза, где он работает. Если ее нет, напишите в пресс-службу вуза и запросите почту этого человека.

Не бойтесь, что потенциальный герой интервью вам откажет. За три года работы мне отказали только один раз, и то потому, что тема была узкая и человек, который писал по ней работу, больше ей не занимался.

Если вам всё же отказали, тоже не переживайте. Ничего страшного не произошло. Найдете другого героя.

Походите по книжным магазинам

Другой довольно действенный способ найти героя или тему — это прийти в любой серьезный книжный магазин (лучше в книжный при университете или институте) и смотреть интересующие вас разделы: философию, политологию, антропологию, литературоведение, уголок с комиксами — что вам ближе.

Книжные при вузах и научных учреждениях исследуйте особенно тщательно (например, в здании Института востоковедения РАН работает отличный магазин малотиражной литературы «Русская деревня», при РГГУ — «У Кентавра»). Часто там лежат книги, выпущенные тиражом в 500 и меньше экземпляров, написанные академическими исследователями и преподавателями на узкие темы, порой они даже написаны человеческим языком. Бывают там и альманахи, то есть, прочитав их, вы узнаете о каком-то вопросе с точки зрения разных ученых — это сэкономит время при подготовке. И еще один огромный плюс — книги, продающиеся при вузах, практически никто не читает. Значит, у вас будет эксклюзивная тема для широкой аудитории.

Спросите совета друзей и изучите личные странички

Попросите своих друзей, коллег, героев, если вы уже с кем-то работали, посоветовать вам интересного человека. Иногда вы сразу выйдете на потенциального эксперта, иногда это может вдохновить вас поработать над какой-либо темой.

Не лишним будет просмотреть страницы в соцсетях специалистов по узким темам. Так вы узнаете, чем они и их сообщество сейчас интересуются: увидите книги, которые они советуют, статьи, которые они репостят.

Воспринимайте мир как один большой инфоповод

Приучайте себя смотреть на события и явления в мире как на инфоповод, вне зависимости от того, как их воспринимает общество. Можно огульно осуждать тиктокеров, а можно обсудить вопрос популярности этих самых блогеров с экспертом, который изучает интернет-сообщества и поведение людей в сети. Можно ужаснуться, что есть такое явление, как треш-стримы, а можно поговорить на эту тему с психологом.

Иногда темы вовсе лежат на поверхности: это те случаи, когда что-то давно принимается обществом как норма. Например, все говорят, что мечтать — это здорово, или что на любимой работе не будешь работать и дня.

Посмотрите на такие утверждения с разных сторон. Возможно, ученые уже провели исследования и установили, что привычка мечтать чревата фрустрацией, мечты ухудшают здоровье и не позволяют людям хвататься за возможности, которые появляются здесь и сейчас. Возможно, специалисты, которые постоянно занимаются любимой работой, спустя три года чувствуют себя поношенным сапогом и потом не знают, где искать радость.

Банальности, жизненные установки, нормы, правила — это жесткие конструкции, с которыми проще всего работать: о них все знают, и они часто не так однозначны, как кажутся. Пользуйтесь этим.

Еще вам поможет то, с чего мы начали статью: если вы умеете слушать других и интересуетесь их жизнью, то правильные вопросы тоже могут привести вас к теме или герою. Я не узнала бы про инкорпорацию в лингвистике, если бы не поговорила со своей подругой-лингвистом о ее коллегах.

Все эти правила применимы к любой сфере жизни.

Покрутитесь в интернет-обществе или офлайн-компании той группы людей, которая вам сейчас интересна (среди рэперов, художников, айтишников и т. д.). Послушайте, о чем они говорят, выясните, что кажется им важным, что они принимают за непреложную истину и что их возмущает.

Полистайте в книжных тематические журналы, почитайте в медиа, что обсуждают люди в мире, и подумайте, как на это можно посмотреть под другим углом.

После взвесьте, насколько герой и тема интересны общественности, насколько ваше интервью будет актуальным и полезным для вашего читателя. Чтобы это выяснить, задайте себе два вопроса: «зачем брать интервью у этого человека?» и «что нового он может рассказать?». Если ответы на эти вопросы не разъясняют мотивы интервью, то материал вряд ли принесет результат, на который вы рассчитывали.

Как готовиться к интервью

Вы договорились с героем о беседе (продолжим рассматривать потенциальное интервью с ученым). Но пока тему вы определили очень примерно. На этом этапе ваша задача — узнать как можно больше об этом человеке и о его работе, чтобы вопросы выкристаллизовались сами собой.

Но информации бывает слишком много. Откройте, к примеру, научные статьи Татьяны Черниговской — чтобы прочитать их все, а потом прочитать и послушать интервью с ней, уйдут месяцы. Поэтому границы обозначить всё же следует.

Обычно я руководствуюсь четырьмя принципами:

  1. беру главные темы, с которыми непосредственно работал мой герой;
  2. выбираю из них и смежных тематик то, что интересно мне;
  3. прикидываю, что может вызвать отклик у редакции и читателей конкретного журнала, для которого я беру интервью;
  4. думаю о том, что может быть интересно и полезно широкой аудитории.

Где искать информацию по теме интервью

Первое, куда стоит заглянуть, — на сайт вуза, в котором работает ваш герой. Например, на сайте МГУ им. Ломоносова есть раздел «Истина», там приводятся все тексты каждого автора в хронологическом порядке, большинство из них со ссылками. Похожие разделы есть в большинстве вузов. Если по каким-то причинам вы такой раздел не нашли, зайдите на всё те же academia.edu или elibrary.ru, вбейте имя ученого — и появятся его статьи. На первом ресурсе все материалы бесплатные, на втором бывают платные — обычно около 200 рублей, хотя есть и дороже.

Затем открывайте ютуб.

Ученые, как и все остальные люди, редко находятся в информационном вакууме, часто они уже давали интервью, участвовали в передачах, выступали с лекциями — и всё это есть на ютубе. Так как лекции обычно длятся больше часа, можно поставить скорость 1.75 и выписывать лишь то, что относится к вашей всё еще примерной теме.

Текстовые интервью — тоже полезная вещь. Ученые такие интервью дают редко, но, если вы готовитесь к интервью с артистом или спортсменом, шансы возрастают.

Следующий ресурс — соцсети героя. Как я уже сказала, там они часто публикуют информацию, интересующую их в рамках их научных интересов, научные шутки, которые при должном мастерстве можно ввернуть в вопрос или хотя бы упомянуть, чтобы показать, что вы в теме. И еще там бывают дебаты в комментариях — часто это золотая жила.

Как работать с информацией

Вы более-менее определились с направлением интервью, пооткрывали статей и роликов. Что дальше? Обычно я просто копирую целые абзацы, которые меня заинтересовали — и собираю многостраничную простыню. Иногда уже во время копирования появляется тот или иной вопрос, я его записываю под этим абзацем, чтобы не забыть.

Потом всё это перечитываю и создаю вопросы для героя. Вопрос складывается из той информации, с которой вы непосредственно работали, ваших знаний из других областей и наблюдательности. Финальный вид вопросу придает ваше отношение к жизни и себе: если вы скорее смешливый человек, то вопросы будут так или иначе содержать юмор, если серьезный, то нет.

Лично я предпочитаю формулировать вопросы нестандартно и смешно. В этом есть свой умысел: во-первых, ученые, раз уж мы начали говорить о них, люди умные, большинство умных людей обладают хорошим чувством юмора, а юмор чаще всего сближает людей.

Во-вторых, героям интервью раз за разом задают одни и те же вопросы, и они в целях экономии энергии дают одни и те же ответы. Если мы хотим сделать интервью особенным, отличным от других, эту цепочку надо разорвать. Проще всего ее разорвать с помощью безумного образа или безумного сравнения. В этом случае человек останавливается, отвечает в похожем стиле (не всегда, но часто) и добавляет то, над чем он сам недавно думал в этом контексте — так нарушается привычный ход вещей и высвобождается воображение. Но в конце свои вопросы я проверяю внутренним сканером — я не хочу превратить интервью в одну сплошную хохму, некоторые вопросы должны оставаться простыми и серьезными.

В-третьих, для меня важно, чтобы читателям было хорошо внутри интервью: они должны понимать тему разговора, получать новую информацию, они не должны чувствовать себя дураками на фоне умного эксперта и прошаренного интервьюера.

Здорово, если они смогут еще и чуть-чуть развлечься.

Но не все герои расположены к безумным вопросам, даже если в основе внешне абсурдного тезиса лежит логика. Однако, расположен человек или нет, можно установить лишь непосредственно на интервью, познакомившись с человеком. Иногда во время разговора я снимала всю эту мишуру с вопроса, оставляя только суть.

Когда вы выстраиваете вопросы, часто хочется начать с максимально яркого, чтобы сразу привлечь внимание всех вообще, но это не всегда уместно. Иногда с героем надо проговорить базовые вещи, чтобы потом читатели лучше понимали ход разговора. Например, если мы говорим с физиком про измерения и пространство, то лучше сразу узнать у него, что такое измерения и пространство — даже если эти термины интуитивно понятны, даже если вы прекрасно разбираетесь в научных дефинициях. Если вы делаете интервью не для научного журнала, а научно-популярного, многие его читатели тонкостей предмета не знают и знать не обязаны.

Но немного отойдем от научного интервью. Если вам предстоит интервью с известной персоной, то перечитайте все интервью с ней, какие найдете. Очень скоро вы обнаружите, что человеку задают одни и те же вопросы, и сам он отвечает похожим образом. Радуйтесь.

Плохие интервью — ваши друзья. Возьмите все эти одинаковые вопросы и покрутите их, подумайте, как даже этот вопрос вы могли бы подать иначе: так, чтобы человек задумался и ответил по-другому.

Допустим, вы заметили, что человек раз за разом с раздражением говорит про роскошную иллюминацию в городе — мол, все эти деньги можно было бы отдать в благотворительный фонд. Если вы начнете вопрос со вздоха: «Ох, как же много тратят на эту иллюминацию, вам не кажется?» — вы получите закономерный ответ. Тогда вы крутите вопрос дальше и понимаете, что если в городе не будет огоньков, то у жителей, скорее всего, не будет праздничного настроения.

Если вы спросите: «Вы хотите, чтобы у людей не было праздника, только у подопечных фонда был?», то человек, вероятнее всего, ответит коротко и агрессивно. Вместо этого можно создать гипотетическую ситуацию: «Если бы вы отвечали за украшение города к праздникам, как бы вы распределили бюджет с условием, что вы сможете пустить на благотворительность деньги, которые останутся?» После этого вы можете задать уточняющий вопрос о том, как создать праздник для всех жителей города, не обделяя их радостью.

Крутите банальные вопросы и банальные ответы.

И помните, что вы уже знаете позицию человека, так что в ваших руках вся сила. Вы можете просчитать разговор на несколько ходов и, как следствие, будете довольно хорошо его контролировать, вести в нужном вам направлении.

Но еще помните: вы знаете о человеке много, но не всё, поэтому не старайтесь навязать ему свою точку зрения, убедить его, что он такой, каким вы его себе представили. Даже если собеседник лицемерит, покажите это через вопросы — читатели и зрители сами поймут, кто перед ними.

Во время подготовки можно ограничиться общими знаниями и данными из работ вашего героя, можно добавить вопросы, которых герой непосредственно не касался. Изучите российских и зарубежных ученых, которые тоже занимаются этой темой. Чтобы это сделать, проще всего открыть научную статью героя и долистать до списка литературы. Там будут актуальные зарубежные авторы и названия работ. Читаем этих авторов, потом у них тоже смотрим список литературы. Затем ищем ученых, которые с первыми авторами спорили. Это нужно сделать, чтобы избежать однобокости и сделать беседу острее.

Также не лишним будет вооружиться статистикой. Просмотрите социологические опросы, данные по динамике чего-либо — это поможет вам сделать вопрос более интересным и актуальным.

Какими бывают вопросы для интервью

Вопросы делятся на две большие группы: закрытые и открытые. Никакие не хуже, просто они нужны в разных ситуациях, для достижения разных целей.

Открытые вопросы — это те, на которые человек может дать развернутый ответ, они начинаются с «почему», «как», «зачем», «что» и т. д. Закрытые вопросы — это вопросы, на которые человек ответит односложно: «да» или «нет».

Открытые вопросы

Сила открытых вопросов в том, что человек сразу предоставит вам много информации. «Как вы попали на ту темную улицу?» — спросите вы, и человек, скорее всего, подробно расскажет вам про цель своего путешествия и препятствия. Хотя, конечно, он может ответить: «Да просто шел и попал». К этому тоже надо быть готовым.

Открытые вопросы заставляют человека вступить в диалог, дают возможность высказаться и поразмышлять. Высшая каста открытых вопросов — «зачем» и «почему». Они спасают журналиста в самых сложных ситуациях: когда он плохо подготовился или когда на другие вопросы нет времени.

Отвечая на вопрос, начинающийся с «зачем» или «почему», человек в большинстве случаев расскажет целую историю с красочными деталями и выскажет свое отношение к ней.

В большинстве случаев, но не всегда. Если герой неразговорчивый или говорит сбивчиво, вам всё равно придется шлифовать его ответ другими вопросами, однако вы получите достаточно зацепок для того, чтобы продолжить интервью.

Недостаток открытых вопросов в том, что респондент порой увлекается. И если интервьюер неопытен, для него это будет серьезной проблемой: перебить человека страшно, некрасиво даже. Поэтому он будет сидеть и слушать, пока собеседник не иссякнет, и рискует просто не успеть задать нужные ему вопросы. Не бойтесь перебивать. Только если перед вами преподаватель, перебивайте его максимально аккуратно и вежливо. Часто они воспринимают это очень болезненно.

Закрытые вопросы

Преимущество закрытых вопросов в том, что они экономят время. Это удобно, если вы встретились с героем спонтанно или вам надо быстро взять комментарий. В итоге собеседник не тратит силы на то, чтобы подбирать слова и выстраивать сложные логические цепочки. Но при других обстоятельствах большое количество следующих друг за другом закрытых вопросов не уместны — собеседнику останется лишь подтверждать или опровергать ваши слова.

Это главный недостаток закрытых вопросов — они не помогают развивать диалог. Если вы только начинаете брать интервью и не уверены в своих силах, после закрытого ответа может повиснуть тишина, вы начнете волноваться и совсем перестанете понимать, что спрашивать дальше.

Если вам требуется немного времени, чтобы понять, как направить беседу, задайте ненужный вам открытый вопрос — то есть вопрос, ответ на который вам совершенно не интересен. Этот кусок текста вы удалите — вы об этом знаете уже сейчас. Но пока человек будет что-то рассказывать, вы соберетесь и придумаете удачный вопрос.

Набравшись опыта и смелости, вы поймете, что в молчании нет ничего плохого. Иногда журналисты искусственно добиваются этого эффекта: задают простой закрытый вопрос, получают короткий ответ, а потом выжидают. Если человек к такому не готов, он не выдержит паузы и заполнит ее словами, развивая мысль.

Уточняющие вопросы

Отвечая на вопрос, большинство героев излагают непоследовательно и сбивчиво. К тому же в мире вашего респондента какие-то вещи абсолютно очевидны, и ему не придет в голову их пояснять. Вы же как интервьюер находитесь на страже интересов своего читателя, зрителя или слушателя. Читателю, зрителю или слушателю должно быть понятно всё: он должен прослеживать логику и на ходу знакомиться с терминами. Чувствуете, что чего-то не хватает — спрашивайте. Иногда это «что-то» не настолько значимо прямо сейчас, и его можно добавить в текст или на видео позже (термин, полная должность человека, пояснительный комментарий о ситуации).

Но порой собеседника нужно прямо на месте попросить привести пример: про какое конкретно явление он сейчас рассказывает, где что случилось, узнать его отношение к произошедшему. Поэтому, когда вы замечаете в ответе брешь, задавайте уточняющий вопрос: «вы сейчас говорили про червя обычного или червя необычного?», «напомните, когда это случилось?», «вас это задело?», «то есть Эдвард Каллен — вампир?!».

Важно: уточняющие вопросы чаще всего не нужно вставлять в финальную версию текста, редактор ждет не дословную расшифровку вашего диалога, а полные и связные ответы респондента.

Еще уточняющие вопросы помогают ненавязчиво направлять разговор в нужном направлении: интервьюируемый переключается на этот кусочек рассказа и слегка забывает, о чем говорил до этого. Забудет совсем, если вы начнете развивать эту тему.

Глупые вопросы

Достаточно много вопросов можно отнести к разряду глупых, если за ними нет никакой стратегии. Другими словами, глупые вопросы — это неуместные или бессмысленные вопросы, заканчивающиеся тупиком.

К тупику можно прийти очень быстро: например, спросить, какая книга повлияла на человека сильнее всего, или нагородить в заумном вопросе сложную словесную конструкцию ради того, чтобы продемонстрировать свой уровень интеллекта, а в результате запутать собеседника и самому потеряться.

Еще один явный тупик — даже знак «кирпич», под который не стоит ехать, — обращение к бытовой морали в момент произнесения вопроса. Например: «Профессор, крыса — это ведь живое существо, как можно ставить на ней опыты?» Как вы думаете, что ответит профессор?

Вы можете сколько угодно убеждать себя, что любой вопрос поможет вам раскрыть героя, но это не так. Поэтому перед интервью критическим взглядом просмотрите свои вопросы — нет ли среди них очевидных и ни к чему не ведущих, слишком общих, слишком провокационных для вашего раздражительного собеседника и таких, на которые он уже отвечал тысячу раз.

Чтобы стало еще понятнее, рассмотрим вопрос про книгу. Если человек особо не читает книг, то условный ответ «Мастер и Маргарита» не даст вам никакой информации о нем, вы лишь убедитесь, что человек помнит школьную программу и не хочет прослыть простаком. Если человек читает много, но не рефлексирует о книгах профессионально, этот вопрос его, скорее всего, взбесит: на него повлияла куча авторов, да, он не отслеживает степень влияния на себя.

Иллюзия — полагать, что вы лучше поймете человека, узнав, к примеру, какая книга на него якобы повлияла. Это не тонкий психологизм, это вопрос, который задают, когда не подготовились.

Тонкий психологизм — это интервью Франсуа Шале (советую посмотреть отрывок интервью с Аленом Делоном). Он умело задавал, кажется, совершенно простые вопросы, такие, чтобы человек начал говорить, но в какой-то момент легко переходил к более серьезным, выцепляя что-то из простого ответа. И герой раскрывался.

Почему герой раскрывается? Франсуа Шале настолько хорошо изучал своих героев, что понимал буквально все их поступки, знал, как они к чему относятся. И свои «простые» вопросы он раскладывал, как в сказке хлебные крошки, которые должны вывести детей из леса. Он прекрасно знал, какой момент главный и к чему всё идет. Простой вопрос был всего лишь маленьким трамплином, а не самоцелью. В случае с книгой вопрос в 99% случаев является самоцелью.

Но, конечно, надо сказать, что журналистика времен Франсуа Шале — это другое измерение. И даже если вы повторите его вопросы, вряд ли получится так же хорошо. Но перенять стратегию можно.

Интервью, составленное только из глупых вопросов, будет иметь закономерный финал — оно провалится: ваш собеседник разозлится и закроется, уйдет или, что хуже, возьмет инициативу в свои руки и начнет читать лекцию, как это сделал Дмитрий Быков, дав интервью на канале «Книжный чел».

Дополнительная подготовка к интервью — психологическая и интеллектуальная

Если вам предстоит сложное интервью и вы переживаете, что не справитесь — отрепетируйте его. Разыграйте воображаемый диалог с вашим собеседником, представьте самые сложные моменты, смоделируйте возможные ответы и реакции человека, придумайте подходящие реплики.

Есть такой термин «эффект лестницы» — он объясняет ситуацию, когда после собеседования или неприятного разговора вы спускаетесь по лестнице и придумываете хлесткие ответы, хотя знаете, что момент уже упущен. Тренировка позволит смоделировать «обратный эффект лестницы» — заранее продумав важные места, вы почувствуете себя увереннее.

Схемы проведения интервью

Непосредственно перед интервью попытайтесь развеять возникшее напряжение, если оно появилось и если на это есть время. Вы можете напомнить тему разговора, сколько времени это займет, не лишним будет поинтересоваться, как герой добрался, как он себя чувствует и подобные мелочи.

А когда вы уже готовы задавать вопросы, оцените ваши цели, ситуацию и героя. Например, у вас может быть мало времени, и тогда вы сразу задаете важные для вас вопросы. Или времени может быть достаточно, но перед вами очень закрытый человек с сильно развитым чувством собственного достоинства, который, как вам кажется, в любой момент может встать и уйти, тогда вы начинаете разговор осторожно.

Сейчас я перечислю основные схемы, от которых веет книжной заумью. Их не нужно заучивать, во время подготовки вы, скорее всего, и без схем поймете, в каком порядке задавать вопросы, но что-то из этого может облегчить вашу жизнь.

Классическая схема

Первые вопросы — простые и приятные. Герой расслабляется, привыкает к разговору, демонстрирует свою компетентность в чем-либо.

Когда интервьюируемый разговорился, журналист переходит к более сложным и проблемным темам. Ближе к концу, но не в финале, он задает тот самый неудобный вопрос, ради которого, возможно, и пришел.

Последний вопрос часто мягкий, чтобы сгладить эффект и вернуть расположение собеседника, с которым предстоит еще согласовывать текст.

«Воронка»

Одна из распространенных схем для построения портретного интервью. Интервьюер начинает диалог с открытых вопросов, которые настраивают собеседника на длинный разговор, позволяют ему вдумчиво и аргументированно отвечать, а закачивает блиц-опросом или закрытыми вопросами. Как следствие, интервью имеет план и динамику. Каждый вопрос приближает участников к кульминации.

Но существует также модель «перевернутой воронки», когда журналист начинает интервью с коротких закрытых вопросов, тем самым за минимальное время получая максимальное количество информации, а потом уже использует эту информацию в следующих вопросах, усложняя подготовленные.

Хронологическая, логическая и импровизационная схемы проведения интервью

Хронологическая схема используется, когда журналисту важно в деталях воссоздать событие — она чаще применяется в расследовательской журналистике и документалистике.

Логическая — журналист пытается раскрыть тему последовательно и ничего не упустить, хронология здесь может быть не очень важна.

Импровизационная структура чаще всего вступает в силу, когда журналист не подготовился или когда у него нет конкретных вопросов, потому что собеседник — выдающаяся личность и может интересно говорить часами, или потому что интервью проводится со знакомым в неформальной манере.

Импровизация так или иначе есть во всех интервью, потому что журналист никогда точно не знает, куда их с героем заведет нить разговора. Если вы быстро анализируете новую информацию, находите аналогии и оперативно формулируете новые интересные вопросы на основе только что услышанного, то это большой плюс для вас как интервьюера. Порой именно с помощью импровизации можно узнать что-то по-настоящему ценное.

Когда вы смотрите или читаете интервью, отмечайте, с какого вопроса начинает журналист: разгоняется или сразу бьет, петляет, располагая к себе или сидит, как замороженная сова. Видео в этом смысле более показательны, потому что в печатном тексте неудобный вопрос автор может поставить в начало, хотя задал его на сороковой минуте разговора.

Как одеваться на интервью

Вы можете работать в чем угодно: в тотальном фиалковом, в цепях и коже, в гавайской рубашке, в шляпе со вставленными в нее банками газировки — журналист одевается в удобную для него одежду, никто не ожидает от него костюма с галстуком, кроме сотрудников протокольной службы высших лиц государства.

Но я хочу вас предостеречь. Интервьюер — это особый журналист, ему за час-полтора нужно поговорить на разные сложные темы с незнакомым человеком. И чем быстрее вы расположите к себе героя, тем лучше. При таких условиях хорошо, если героя ничего не отвлекает от разговора.

Излишняя сексуальность журналиста может смутить собеседника, очень дорогой наряд тоже. Быть опрятным и в нейтральной одежде, на мой взгляд, — лучший вариант для интервью.

Ваши действия во время интервью

Интервью — достаточно энергозатратное дело, потому что во время разговора вам надо:

Внимательно слушайте героя, глядя ему в глаза (или сфокусируйте взгляд на его переносице, чтобы не смущать пристальным взором), при этом не забывайте время от времени этот взгляд уводить. Большинству людей не хватает благодарных слушателей, и если вы покажете себя таковым, герой раскроется сильнее, чем планировал, даже если изначально он скептически отнесся к вашему медиа, к вашим вопросам, к вашему внешнему виду, гендеру и всему остальному. При этом правда интересуйтесь человеком, вслушивайтесь в его слова, следите за его реакциями. Если вы считаете, что герой скучный и ничего не получится, но разговор начали, то интервью, скорее всего, скучным и выйдет.

Обязательно включайте диктофон, даже если интервью короткое или вы поймали звезду на бегу. Поставьте кнопку приложения диктофона на экран быстрого доступа телефона, в крайнем случае включите запись видео, направив камеру на пол: вести съемки без предварительной договоренности неэтично. Храните диктофонные записи: они — ваша (и вашей редакции) страховка от всех возможных неприятностей.

Некоторые начинающие журналисты любят заканчивать свои интервью одним и тем же запоминающимся вопросом, чтобы интервью выглядело завершенным. В этом нет ничего плохого, но интервью будет выглядеть завершенным и без такого вопроса, если вы правильно выстроили разговор. Да, стоит обращать внимание на последний вопрос и последний ответ, они одновременно должны и закрывать разговор, и не быть пустыми, но не переоценивайте их. Иногда вместо последнего вопроса вы с героем можете перекинуться короткими репликами — они очень легко и ненавязчиво завершат ваш разговор, иногда сам вопрос может прозвучать не по-генеральски, но тему закроет ответ интервьюируемого.

Как редактировать расшифровку интервью

После того, как вы расшифровали разговор, перед вами оказывается сырая куча текста. Его нужно отполировать и оживить. Под полировкой я понимаю такую редактуру, в ходе которой вы:

А потом текст надо оживить. Пожалуй, никто это лучше репортера Дмитрия Соколова-Митрича не сформулировал: «С первых же строк  в табло и не давать [читателю] опомниться ни на секунду. Как только он опомнится  тут же перестанет читать ваш текст».

Интервью должно превратиться в чистую складную речь, полет оригинальной мысли или нечто такое отвратительно притягательное, от чего будет просто не оторваться, чтобы читатель был с вами, чтобы читатель был увлечен, даже если он не согласен с героем или не симпатизирует ему. Иногда это можно сделать с помощью перестановки вопросов, иногда вопросы можно чуть переписать (не менять их смысл, но поменять отдельные слова), иногда нужно добавить больше иллюстраций, вынести отдельные истории во врезки или расширить начало рассказом о герое, процитировав самое интересное из других СМИ.

Но, повторюсь, иногда без вводных вопросов сложно, тогда прямо «в табло» не получится. В этом случае можете отыграться в заголовке и лиде (первом абзаце перед текстом, который вводит читателя в курс дела) — упомяните там обо всем самом ярком, что есть в интервью.

Вы поймете, как оживить текст, перечитав его несколько раз, не подряд, а с перерывом в пару дней, если они у вас есть. Вы увидите лишние слова, грубые стыки, неестественные выражения, увидите заумь на пустом месте. И когда вы всё это поправите, вы удивитесь.

Что делать с неудачным интервью

Если вы долго, несколько дней, не можете оживить интервью, скорее всего, оно мертвое. Такое бывает. Но есть выход. Его можно переделать в статью-профайл: рассказать о вашем герое и его работе от третьего лица и добавить прямые и косвенные цитаты.

В большинстве случаев можно вынести на первый план не героя, а тему или проблему: тогда, в случае материала-опроса нужно добавить ответы других экспертов на те же вопросы в виде монологов, в случае проблемной статьи — изучить статистику и рассказать о проблеме самостоятельно, герою интервью останется роль эксперта по теме.

В большинстве случаев текст не оживает ни при каких трансформациях только тогда, когда он банальный, неконкретный и рассказывает о том, что читателю неинтересно. Значит, вы ошиблись в выборе героя или недостаточно глубоко закопались в тему, чтобы придумать удачные вопросы.

Но перед любыми маневрами (перед тем как переписать текст или вовсе его удалить) лучше посоветоваться с редактором. Возможно, у вас еще не выработаны критерии оценки материала и вы не видите, что с текстом всё в порядке, возможно, вы перфекционист, а возможно, всё действительно так плохо — пообщайтесь с ним, прежде чем тратить силы.

Иногда текст не получается выстроить ровно-ровно, чтобы все вопросы вытекали один из другого, потому что с человеком вы поговорили на сильно разные темы. Вы делаете переходы в вопросах, но эти переходы выглядят наигранно. В таких случаях я либо делаю подзаголовок, либо пишу перед вопросом новой темы слово «КАРТИНКА» — это значит, что закончился большой блок текста и надо его хотя бы визуально отбить. После этого редактор ставит на это место большую иллюстрацию. Такие картинки эффективнее работают в видео. Посмотрите любое интервью, дождитесь заставки или рекламы и проследите, о чем интервьюер будет говорить с человеком дальше, есть ли там связь с предыдущей темой.

Согласование интервью

Я отправляю текст герою в гугл-документах с возможностью комментирования и предварительно прошу его посмотреть лишь на фактические ошибки. Удача, если человек действительно поправит только фактические ошибки. Чаще герои хотят переписать целые куски, порой даже залезают в вопросы. В итоге продуманный и летящий текст без канцеляризмов превращается в морского монстра, страдающего диабетом и плоскостопием.

Ограничение доступа герои обходят просто: они копируют текст в Word, многое переписывают, а потом возвращают. В итоге журналист вынужден сверять этот вариант с первоначальным (здесь пригодится опция «Сравнить документы» в меню «Инструменты)». Но даже если человек ограничился комментариями, их может быть очень много. Однажды мне оставили 837 комментариев на текст в 12 страниц.

Все эти комментарии и правки журналисту надо рассматривать, потому что по закону герой является соавтором интервью, и несогласованный текст может стать предметом судебного иска. Что-то можно, а иногда нужно спокойно принять, с чем-то можно поспорить — мягко и аргументированно.

Иногда надо убедить героя, что в журнале не пишут таким языком, и литературный редактор в любом случае уберет канцелярит и громоздкие конструкции, затем — что смешные ситуации и яркие примеры расположат читателя. И часто это работает.

Герои выхолащивают текст во многом потому, что боятся увидеть свой живой язык, он кажется им грубым или развязным, в то время как читатель скорее воспринимает его положительно: «хоть кто-то по человечески говорит». Особенно страшно тем людям, которые много лет писали научным или официально-деловым стилем. Так что их поведение абсолютно естественно. Вы можете позлиться про себя, но высказывать свою злость герою не надо. Согласование — это один из этапов работы над интервью.

P. S. Взгляд редактора на интервью, или что делать, чтобы ваш текст опубликовали

Привет, я Таня Коэн, главред «Ножа» и постоянный редактор Агаты Коровиной — нашего лучшего интервьюера. Объемный гид Агаты достаточно ультимативен, но для полноты картины начинающему журналисту будет полезно узнать, что всё это далеко не конец возни с интервью: бывает, что автор в восторге от своего труда, а редактор фыркает, плюется, перекраивает материал, предлагает изложить всё то же самое, но человеческим языком, пишет сорок комментов к непонятным местам, отрезает половину беседы, заворачивает текст с неприятным вердиктом или, хуже того, просто игнорирует письмо (такое бывает с текстами и героями, которые совсем не годятся).

Что нужно учесть, чтобы ваше интервью наверняка опубликовали?

— Прежде чем брать интервью, напишите письмо в издание, где хотите опубликоваться, и предложите им героя. Вам могут не ответить, потому что популярные медиа получают сотни писем в день, но если ответят, что потенциально герой интересен, это сильно повысит шансы на дальнейшую публикацию, даже если беседа еще не состоялась или ваше письмо далеко от совершенства. Если вам не ответили, это не обязательно означает, что вам пора сжечь диплом журфака и стать лыжным инструктором: вполне возможно, что вы просто поленились изучить материалы этого медиа и потому предлагаете героя или тему, которые либо не интересны редакции, либо уже были на страницах издания. Помните, что критерии оценки материалов субъективны, и интервью, которое не захотят опубликовать в условном «Ноже», могут с руками оторвать в условных «Таких делах» или «Комсомолке», так что не сдавайтесь сразу.

— Если ваше интервью никто не заказывал, рассылайте его по редакциям не просто так, а с письмом, в котором аргументируйте, почему материал уместен именно в конкретном медиа, а также изложите в паре предложений, о чем вы говорили с героем. Это сэкономит время редактора и вызовет его симпатию. О том, сколько вам лет, где вы живете и чем увлекаетесь, можно не писать.

— Если вы делаете интервью по заказу редакции, уточните сразу основные моменты: примерный объем материала, нужны ли фото героя, кто их будет делать, требования к иллюстрациям, дедлайн, нужны ли какие-нибудь дополнительные элементы (справка о герое, врезки с его знаменитыми цитатами, ссылки на его книги, плейлисты и т. д.). Здорово улучшит интервью примерный список вопросов, который вы собираетесь задать герою: редактор обычно тоже не идиот и ориентируется в повестке, он может добавить что-то интересное и скорректировать формулировки. Чем больше редактор участвует в подготовке интервью, тем выше шансы, что оно выйдет, даже если на переделку уйдут многие часы — своего труда всегда жалко.

— Не спрашивайте героя, «с чего всё началось» и какие у него «творческие планы».

— Возьмите у героя оперативный контакт, чтобы при необходимости уточнять нужные моменты, и проговорите с ним то, что такие уточнения вероятны. Труднодоступный герой и малоопытный журналист часто создают такую комбинацию, которая сводит на нет шансы допиливания сырой первой версии текста.

— Не стесняйтесь резать то, что вышло: если даже вы сомневаетесь в том, нужен ли этот кусочек текста, это значит, что он точно не нужен. Ценность интервью не в объеме.

— Покажите интервью как можно большему количеству разумных людей, спросите, что им не нравится и что непонятно.

— Если вы брали интервью у того, кто вызывает у вас восторг, прочитайте готовое интервью еще раз, мысленно заменив героя на человека, существование которого вызывает у вас недоумение и раздражение. Остался ли текст интересным, понятным и ценным для читателя или герой несет какую-то банальную чушь, интересную только ему?

— Убедитесь, что вы высылаете редактору готовый, логически структурированный и литературно обработанный текст беседы, а не слегка поправленную расшифровку. Ничего так не печалит редактора, как расшифровка, которую нужно переписать целиком, — намного проще, кстати, отказать ее автору.

— Вы сэкономите массу времени и нервов, если будете относиться к отсылаемому тексту не как к готовому великолепному произведению искусства, а как к слегка обработанному куску мрамора, который вам с редактором совместными усилиями предстоит доделать. В редких случаях отсутствие редакторских правок означает, что перед нами эталон жанра — гораздо чаще это свидетельство того, что редактор устал, экстренно затыкает вашим материалом дыру в плане или просто не самый выдающийся профессионал.

https://sputnik.by/20200605/Kak-nayti-geroya-dlya-svoey-publikatsii-i-ugovorit-na-intervyu-lyubogo-1044857041.html

Как найти героя для своей публикации и уговорить на интервью любого

Как найти героя для своей публикации и уговорить на интервью любого

Продюсер российского федерального телеканала поделилась своим опытом помощи журналистам в поиске самых недоступных для СМИ звезд и спикеров. 05.06.2020, Sputnik Беларусь

2020-06-05T17:25+0300

2020-06-05T17:25+0300

2022-11-09T16:22+0300

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/08/0f/1065791536_0:32:3001:1720_1920x0_80_0_0_af5d7f7717412c0c44e995350e577213.jpg

новости беларуси

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2020

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_BY

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Микрофон в пресс-центре Sputnik

Микрофон в пресс-центре Sputnik

2020-06-05T17:25+0300

true

PT64M14S

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/07e6/08/0f/1065791536_332:0:2667:1751_1920x0_80_0_0_1b3e8be381db06e7b38c5a6d1f414b74.jpg

Sputnik Беларусь

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

в мире, общество, sputnikpro, новости беларуси

в мире, общество, sputnikpro, новости беларуси

Как найти героя для своей публикации и уговорить на интервью любого

17:25 05.06.2020 (обновлено: 16:22 09.11.2022)

Подписаться на

НовостиTelegram

Продюсер российского федерального телеканала поделилась своим опытом помощи журналистам в поиске самых недоступных для СМИ звезд и спикеров.

МИНСК, 5 июн – Sputnik. Что дарить богатым знаменитостям для увеличения времени интервью, где искать участников чрезвычайной ситуации и как с ними вести беседу, об этом рассказала продюсер российского федерального телеканала Елена Воронцова.

Женщина работает на ноутбуке - Sputnik Беларусь

В пятницу состоялся очередной онлайн-вебинар SputnikPro на тему «Практика инфопродюсирования: поиск героев, внедрение на закрытую территорию и другие секреты профессии». Во время него Воронцова дала множество советов, которые помогут сделать любой журналистский материал живыми и информативным. Sputnik законспектировал самое важное.

Опытный переговорщик

По словам спикера, в современном мире продюсер – это в первую очередь переговорщик. Он находит героев и договаривается с ними на интервью. Зачастую оперативность новостей зависит от того, насколько быстро работают в связке продюсер и журналист.

Воронцова разделяет продюсеров на два вида – тех, кто занимается узкой тематикой (спорт, медицина, звезды, политика), и тех, кто берется за все.

«Я сейчас работаю в службе информации крупного федерального канала. Каждый день новая тема. Мне нравится такой формат больше – глаз не «замыливается». Однако тех, кто работает только в определенной тематике, тоже есть свои плюсы – они владеют терминами, говорят с героями на одном языке, есть уже контакты», – отметила она.

Сроки подготовки сюжетов

Специалист рассказала, как отрабатывать оперативные сообщения (заявления главных лиц страны), сюжеты, которые готовятся к определенной дате (9 мая), новости про катастрофы и ЧМ, как делать так называем «консервы» – долгоиграющие материалы.

К примеру, если президент заявил о мерах поддержки семьям с детьми – нужно искать семьи, спрашивать у них нужна ли им такая поддержка, договариваться о комментарии с профильным министерством.

Видеокамера, архивное фото - Sputnik Беларусь

Самое сложно, по мнению продюсера, это тема ЧП и катастроф, когда нужно записать интервью с родственниками.

«Общаясь с ними нужно, пояснять, что сюжет сделан в память о погибшем, мы расскажем какой он герой. Или же что огласка ситуации в СМИ не даст замять это дело, правоохранительные органы и чиновники будут тщательнее работать и так далее», – советует она.

При подготовке долгоиграющих интервью желательно снимать собеседника на нейтральном фоне. Так, однажды журналисты сделали интервью перед новым годом, выдать его планировали через два месяца. Когда пришел срок, все увидели, что за спиной спикера – елка. Пришлось в спешном порядке ее замазывать.

Способы связи

Специалист советует налаживать контакты с представителями различных ведомств и персоналом отдельных компаний. Это позволит получать инсайдерскую информацию. Также СМИ стоит завести общую базу контактов, в которую можно записывать номера официальных представителей различных структур, чтобы каждый журналист мог ее пополнять. При этом личные – особо ценные контакты можно не выкладывать, в этом будет эксклюзивность продюсера и журналиста.

Мужчина за ноутбуком - Sputnik Беларусь

Когда вы ищите героя через социальные сети, стоит обращать внимание на фотографии и место работы и учебы. К примеру, вам нужен кто-то работающий в больнице. Вы можете зайти на сайт этого учреждения и посмотреть там фамилии ее сотрудников. Далее поискать их в социальных сетях. Скорее всего, профилей с такими фамилиями окажется несколько. Но у вашего героя будет написано, что он работает в больнице или же окончил медицинское учебное заведение. Как вариант – там будут фотографии этого человека в медицинском халате.

«Он может не отвечать на сообщение неделю или месяц. Поэтому сразу смотрите, кто у него в друзьях и пишите тем, кто находится в онлайне», – советует Воронцова.

Уговор дороже денег

Общаясь с потенциальными героями материала нужно обязательно на их же языке. Если вы говорите с бабушкой, то говорите, как со своей родной. Спросите у нее рецепт котлет, расположите к себе. В общении с официальным лицом не бойтесь сказать, что вы не являетесь экспертом в определенной области и будете благодарны, если он вам все объяснит человеческим, доступным языком. Обычно людям нравится учить других и что-то объяснять.

Продюсер отмечает, что уговорить человека намного проще при личной встрече.

«Как то мы снимали в Назрани женщину, у которой расстреляли практически всю семью – мужа, двух сыновей. Осталась она и дочь. По телефону просто бросала трубку. Прилетели туда. Знали только улицу. Нашли их дом. Подождали, когда они возвращались. Начали с ними общаться. Простояли у ворот два часа. Сначала, они были возмущены, что мы приехали, потом мы вместе поплакали. Через минут 30 достали камеру. Еще через 30 минут они открыли нам ворота, и мы вошли. И даже потом напоили чаем. Мы продолжили съемки и на следующий день, когда они готовились к похоронам, забирали венки, цветы», – вспоминает она.

Подарки со смыслом

Чтобы расположить человека к себе и раскрепостить его во время интервью, ему стоит сделать какой-нибудь подарок. Не обязательно, чтоб он был дорогим, тех же футболистов вряд ли удивишь роскошью, главное – это смысл.

«Писали нападающего Александра Кокорина для документального фильма про сборную России по футболу. У него был день рождения. Подарили ему торт в виде футбольного поля, на поле игроки. Форма на игроках – сборной России. На одной фигурке был номер, под которым играл Кокорин. Ему очень понравилось и интервью получилось душевным», – вспоминает Воронцова.

Работа журналистов, архивное фото - Sputnik Беларусь

Еще один случай произошел в Швейцарии, года писали интервью с известным часовщиком – Николасом Хаеком, увлекавшимся творчеством Пушкина. Ему подарили абсолютно раритетную маленькую миниатюрную книжицу «Евгения Онегина» размером меньше, чем спичечный коробок и дорогие поддельные часы Omega (он владелец этой марки). Изначально журналистам отвели 15 минут, но в итоге интервью длилось больше часа.

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. С марта 2018-го года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Сейчас с учетом эпидемиологической ситуации в мире все вебинары проходят онлайн. За анонсами виртуальных встреч с первоклассными специалистами своего дела следите на нашем сайте и странице в Facebook.

https://az.sputniknews.ru/20200605/Kak-nayti-geroya-dlya-stati-Otvechaet-spiker-vebinara-SputnikPro-424122505.html

Как найти героя для статьи? Отвечает спикер вебинара SputnikPro

Как найти героя для статьи? Отвечает спикер вебинара SputnikPro

Продюсер одного из федеральных каналов России рассказала на вебинаре, как искать темы и героев для интересных материалов, как добиваться согласия на интервью и… 05.06.2020, Sputnik Азербайджан

2020-06-05T17:25+0400

2020-06-05T17:25+0400

2020-06-05T17:15+0400

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42283/01/422830169_0:200:1921:1280_1920x0_80_0_0_370c687622301ee25bc5d1a2f5f35d1f.jpg

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2020

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_AZ

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42283/01/422830169_0:0:1707:1280_1920x0_80_0_0_6a746759cc99df1d4795947a1c6f3a27.jpg

Sputnik Азербайджан

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

пресс-центр, жизнь, интервью

пресс-центр, жизнь, интервью

Подписаться на

НовостиTelegram

Продюсер одного из федеральных каналов России рассказала на вебинаре, как искать темы и героев для интересных материалов, как добиваться согласия на интервью и как проникать в закрытые объекты.

Еще несколько лет назад в СМИ не было такой должности, как продюсер. Журналисты сами находили тему и героев, сами выясняли контакты и договаривались о встрече. Для того чтобы работа стала продуктивнее, появились продюсеры. В современных СМИ продюсер – это человек, от которого зависит появление материала. Об этом говорилось на очередном вебинаре, организованном в рамках просветительского проекта SputnikPro.

Онлайн-сессия «Практика инфопродюсирования: поиск героев, внедрение на закрытую территорию и другие секреты профессии» стала девятым вебинаром проекта SputnikPro. Ее спикером выступила продюсер одного из федеральных телеканалов России Елена Воронцова.

Елена занимается инфопродюсированием уже больше 15 лет. За это время она участвовала в создании различных ток-шоу, съемках документальных фильмов, работала в службе новостей федерального телеканала. Елена Воронцова также участвовала в программах: «Пусть говорят» (1 канал), сотрудничала с каналом НТВ (программа «Главный герой», принимала участие в подготовке документального фильма о Викторе Черномырдине «Степаныч», Международного детского вокального конкурса «Ты супер!») и каналом Россия 1 (программа «Вести»).

Новостной сайт на экране ноутбука - Sputnik Азербайджан

В ходе вебинара спикер поделилась секретами своей работы.

«Обязательно отслеживаем оперативку, — сказала она. — То, что произошло сегодня. У нас есть день или всего несколько часов, чтобы сделать материал. К примеру, сегодня президент страны заявил о мерах поддержки семей с детьми – сразу ищем семьи. Спрашиваем, важна ли для них такая мера поддержки? Берем комментарий профильного министерства, омбудсмена, то есть всех, кто так или иначе имеет отношение к данной теме».

Эксперт порекомендовала также при случае заготавливать материалы, которые не имеют срока годности.

«Бывает такое, когда попросту нет тем. Для таких случаев у любой редакции есть так называемые «консервы». Они могут лежать неделями. Главное, если это видеоматериал, и он снимался на улице, – попасть с погодой», — сказала она.

При поиске героев для своих материалов Елена Воронцова посоветовала активнее пользоваться социальными сетями.

«Приведу пример. Поселок Еруда, Красноярский край. Вахтовики заболели коронавирусом. Поселок закрытый. Быстро не доберешься, да и не пустят. Нужны синхроны вахтовиков. Как их найти? Смотрим, что пишут в чатах на эту тему. Обращаем внимание на слова: «у меня там муж», «у меня там друг», «у нас там отец работает». Пишем этим людям и просим связать с их родственниками», — рассказывает эксперт.

Спикер подчеркнула, что с героем следует говорить на его языке. «Если разговариваете с бабушкой, то говорите, как со своей бабушкой – по-простому. Если в момент вашего разговора она жарит котлеты, то можно даже спросить рецепт котлет. Ну, а если вы говорите с официальным лицом – то, соответственно, тон разговора деловой», — отметила Воронцова.

According to the report, over 1.5 billion people around the world use social media, and participate in platforms such as Facebook, Twitter and LinkedIn. - Sputnik Азербайджан

По словам эксперта, при съемке обязательно следует учитывать место ее проведения. Если это военный или режимный объект, если это объекты социальной сферы (школы, музей, рестораны, торговые центры, парки), то следует заранее получить разрешение на съемку.

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и других специалистов медиасферы, направленный на обмен опытом с зарубежными коллегами, развитие медиакоммуникаций и профессиональных связей. За время существования проекта в разных форматах в нем приняли участие представители более чем 80 стран. Очные мастер-классы SputnikPro прошли в Азербайджане, Беларуси, Греции, Грузии, Индии, Кыргызстане, Турции, Эстонии. С началом пандемии московская команда проекта развернула «онлайн-сезон SputnikPro», открытый одновременно для участников из всех стран. В режиме вебинаров специалисты общаются с журналистами на разные темы, стараясь выбирать при этом самые актуальные.

Узнать подробнее о том, что собой представляет проект SputnikPro и о чем рассказывают спикеры на вебинарах и мастер-классах, можно, пройдя по ссылке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите вероятность как понять
  • Готика 3 как найти чарльза
  • Гаражные ворота винтом как исправить
  • Как исправить нумерацию страниц разделов
  • Как найти майнкрафт война