Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.
Глаголы обозначают действия в широком смысле.
- Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
- Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
- Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
- Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
- Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
- Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
- Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
- Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
- Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
- Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
- Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.
Про падежи
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.
Непостоянные признаки
Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.
Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.
Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.
Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.
Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.
Про синтаксическое и морфологическое время
В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.
Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.
Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.
Лицо. Лиц три:
- Первое – Я, Мы.
- Второе – Ты, Вы.
- Третье – Он, Она, Оно, Они.
Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.
Про безличные глаголы
Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.
Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
-
: Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
Как найти глагол в предложении
Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).
Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
- наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
- число (единственное или множественное),
- в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
- в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное) - в условном наклонении: род (мужской или женский) +
в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).
Таблица. Морфологические признаки глагола
ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.
Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.
В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть ( -ти ) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.
Другие учёные считают, что -ть ( -ти ) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).
По поводу конечных -ч разногласий нет: -ч входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг[к] — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть ( -ти ) не входит в её состав.
Роль неопределенной формы глагола
Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи. Инфинитив».
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol
Совершенный и несовершенный вид глагола
Основные определения
Сначала вспомним, что такое глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
что будет делать? споет.
Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:
завершенное и единовременное (прочитал, прошел)
незавершенное и повторяемое (живет, делает).
Какие бывают виды глаголов в русском языке:
Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?
У глаголов совершенного вида есть две временные формы:
будущее простое время.
В любой временной форме они называют:
действие, которое ограничено каким-либо пределом;
результат, законченность действия или отдельного этапа.
Примеры глаголов совершенного вида:
что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.
что сделать? закрыть, оплатить, выступить;
что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?
У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:
будущее сложное время.
действие в протяженности, без указания на его предел;
В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.
Примеры глаголов несовершенного вида:
что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;
что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.
что делать? говорить, красить, бегать;
что делать? тащить, идти.
Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.
Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:
Образование видов глаголов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.
Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.
Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.
Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.
Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.
При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опаздывать, изложить — излагать, защитить — защищать.
Определить вид глагола
Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:
Как определить вид глагола
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делали?
Примеры: готовить, готовит, готовили.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделали?
Примеры: обнять, обнимет, обняли.
Подставить слово «буду».
К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.
К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».
Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.
Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.
Такие видовые пары различаются способом словообразования:
Через суффикса: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.
Через приставку: готовить — приготовить, звать — назвать, работать — переработать, говорить — поговорить, читать — дочитать.
Видовые пары глаголов могут различаться:
засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.
что делать? ловить — что сделать? поймать;
Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:
Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.
Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.
Источник
Как найти глагол в предложении
Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.
Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.
Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн.ч | Ед. ч. | Мн.ч | |
1-е | -у(-ю) | -ем (-ём) | Иду, узнаю | Идём, узнаём |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | Идёшь, узнаёшь | Идёте, узнаёте |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | Идёт, узнаёт | Идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн.ч | Ед. ч. | Мн.ч | |
1-е | -у(-ю) | -им | Горю, научу | Горим, научим |
2-е | -ишь | -ите | Горишь, научишь | Горите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | Горит, научит | Горят, научат |
Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.
Особенности спряжения глаголов будущего времени
Число | Лицо | При употреблении одного глагола | При употреблении двух глаголов |
Единственное | 1-е | (Что сделаю?) Помогу, наклею | Единственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею (Что буду делать?) Буду помогать, буду клеить |
2-е | (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить | (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить | |
3-е | (Что сделает?) Поможет, наклеит | (Что будет делать?) Будет помогать, будет клеить | |
Множественное | 1-е | (Что сделаем?) Поможем, наклеим | (Что будем делать?) Будем помогать, будем клеить |
2-е | (Что сделаете?) Поможете, наклеите | (Что будете делать?)Будете помогать, будете клеить | |
3-е | (Что сделают?) Помогут, наклеят | (Что будут делать?) Будут помогать, будут клеить |
Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.
Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).
Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.
НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.
Морфологический разбор глагола
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
4 класс. Морфологический разбор (образец):
1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.
2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.
Проверь себя, выполнив тест.
1. Что обозначает глагол?
2) Признак предмета.
3) Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
2) Какой? какая? какое? какие?
3) Что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
2) Второстепенным членом.
4. Изменяется ли глагол по числам?
5. Сколько временных форм имеют глаголы?
6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме.
1) прошедшего времени;
2) настоящего времени;
3) будущего времени.
7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) Что делает? что делают?
2) Что сделает? что будет делать?
3) Что делал? что делали?
8. Выбери глаголы будущего времени.
1) пробежала 3) прилетит 5) запищат
2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует
9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?
1) Прошедшего времени.
2) Будущего времени.
3) Настоящего времени.
10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.
13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.
14. Выбери глаголы среднего рода.
1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло
2) подтаяла 5) скрипит заговорила
3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул
Если вы сделали больше 3 ошибок, следует повторить материал ещё раз!
Источник
Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки
Самостоятельная часть речи. Обозначает действие.
8 330
Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.
Глаголы обозначают действия в широком смысле.
То есть:
- Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
- Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
- Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.
Постоянные морфологические признаки глаголов
Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.
А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.
Как быстро запомнить
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.
Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:
- Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
- Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
- Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
- Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
- Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).
К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:
- Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
- Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
- Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.
Про падежи
Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.
Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.
Непостоянные признаки
Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.
Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.
Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.
Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.
Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.
Про синтаксическое и морфологическое время
В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.
Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.
Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.
Лицо. Лиц три:
- Первое – Я, Мы.
- Второе – Ты, Вы.
- Третье – Он, Она, Оно, Они.
Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.
Про безличные глаголы
Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.
Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
- Подлежащим: Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?»
- Сказуемым: самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые.
- Дополнением: Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
( 7 оценок, среднее 3.86 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.
Download Article
Download Article
A verb is a word that describes an action. Words like run, jump, think, and look are all verbs because they describe actions. Since verb tenses can change, recognizing the verb in a sentence isn’t always easy. The quickest method is finding the action word. Recognize the different tenses of verbs as well, because different forms of the same verb are sometimes hard to identify. Finally, you can locate main verbs by finding the subject of the sentence.
-
1
Find the word in a sentence that describes action. Basically, verbs are action words. They describe someone or something performing an action. Start by looking at a sentence and identifying the action words. If there are more than one, underline all of them.[1]
- For example, in the sentence, “He ran to the beach,” the verb is “ran” because running is an action.
- Think about other words that describe actions. «Walk,» «think,» «play,» and «drive» are all action words and work as verbs.
-
2
Remember common verb suffixes if you can’t identify the action. Verbs often have distinct suffixes, or endings. Common verb suffixes are “ing,” “ed,” “en,” and “s.” These are added when a verb tense changes. If you can’t find the action word right away, look at the sentence again for words with common verb suffixes, and you’ve probably found the verb.[2]
- If you have trouble finding the verb in the sentence, “Jack was thinking about the test,” find the word that ends in “-ing.” In this case, it’s “thinking,” which is also the sentence’s verb.
- The «ed» and «en» endings are sometimes irregular in English, so the suffix guideline isn’t always reliable. For example, typically the “ed” ending is added when a verb is put in its past tense, but the word “thought” is the past tense of “to think.”
Advertisement
-
3
Learn the different verb tenses. Verbs are the only words that are conjugated, or put into different forms. A verb conjugation changes depending on what tense the sentence is in. The 5 verb tenses are infinitive, past tense, present tense, past participle, and present participle. All verbs can be conjugated into these different forms. Learning how to identify verbs in different forms is important for locating verbs in a sentence.[3]
- Let’s conjugate the verb “think” through all it’s forms: infinitive = to think, past tense = thought, present tense = think, past participle = have thought, present participle = am thinking. These are all different forms of the same verb.
-
4
Learn the different tenses of «to be.» The verb «to be» is difficult because its tense changes produce different words. These different tenses are easy to miss, so memorize the different tenses of «to be» to identify them in a sentence.[4]
- The different forms of «to be» are: is, am, are, was, were, been, and being. Memorize these so you catch the different versions of «to be» in a sentence.
- In the sentence, “John is not happy about going to his aunt’s house,” you can probably identify “going” as a verb because it’s an action. But in this sentence, “is” is also a verb, because it’s the present tense of “to be.”
Advertisement
-
1
Underline all the action words if a sentence has more than one. Many sentences have more than one action word. Only one of these action words acts as the main verb in a sentence. Start by identifying all action words, regardless of their tense.[5]
- In the sentence, “He was running to the beach to see the show,” both “running” and “see” are action words, but only one is the main verb. Underline both to figure out which is the main verb.
-
2
Conjugate the verbs and see if the sentence makes sense. Main verbs are the only words that you conjugate, or change the tense of. Change the tense of each verb in the sentence to see if the sentence still works. When you find the verb you can change without ruining the sentence, you’ve located the main verb.[6]
- Think about if you converted the sentence, “He was running to the beach to see the show” into the past tense. Would you say, “He was running to the beach to saw the show” or “He ran to the beach to see the show”? Clearly the first one doesn’t make sense. That means the main verb is «running/ran.»
-
3
Identify the subject of the sentence. In English, the verb usually comes right after the sentence subject, so finding the subject helps you locate the main verb. Once you think you’ve found the main verb, check yourself by finding the subject of the sentence. In sentences, subjects are the things doing the action.[7]
- In the sentence, “He was running to the beach to see the show,” we figured out that “running” was the main verb. Now check the sentence to see where the subject is. Who or what is doing the action? In this sentence, “He” is doing the action, and that’s the subject. Since verbs usually come right after the sentence subject, this confirms that “running” is the verb.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you teach subject verb agreement to beginners?
Celena Hathaway is an English & Creative Writing Teacher at Cornerstone Schools of Alabama in Birmingham, Alabama. She specializes in entry-level creative writing, such as fundamental poetry and fiction short story techniques, and 8th-grade-level grammar and reading. She earned her B.S.E. in Secondary Education and B.A. in English from Samford University.
English & Creative Writing Teacher
Expert Answer
Isolate the parts of speech at the beginning and discuss the singular and plural. Show where the «S» goes at the end of a subject as well as at the end of a verb. Then, explain that you can’t have an S on top of both the subject and verb simultaneously—you have to have one or the other.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Thanks for reading our article! If you’d like to learn more about writing, check out our in-depth interview with Celena Hathaway.
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 55,069 times.
Reader Success Stories
-
Cassandra Cannady
May 18, 2022
«I needed a refresher on verb conjugation, and verb tense, this article helped tremendously!»
Did this article help you?
В русском языке каждая часть речи имеет свое значение, например:
существительное обозначает предмет, прилагательное — признак предмета, а глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или состояние. Глагол выражает их в формах времени, лица, наклонения.
Слова-глаголы отвечают на вопросы:
что сделать? (что сделает? что сделал? что сделал бы?) покрасить, известить, нарисовать;
что делать? (что делает? что будет делать? что делал? что делал бы?) рисовать, красить, помогать.
Кошка (что делает?) мырлычет громко.
Солнце (что сделало?) ушло за горизонт.
У глагола имеется категория рода и числа, которые есть и у других частей речи. А остальные грамматические категории (вид, время, наклонение, переходность/непереходность, спряжение и пр.) присущи только глаголу.
Чаще всего глагол является сказуемым в предложении, хотя может быть и подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством.