Прямое и переносное значение слова. Примеры
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо .
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значение слова называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
- синее море — море пшеницы — море народу ;
- лёгкая ноша — легкая рука — легкая промышленность .
Примеры слов в переносном значении
- шепчет бабушка — шепчет листва ;
- ударил палкой — ударил мороз ;
- плачет малыш — плачет дождь ;
- лелеять ребенка — лелеять мечту ;
- медный колокольчик — синий колокольчик ;
- серёжки в ухе — березовые серёжки ;
- зимний вечер — вечер жизни ;
- железные детали — железные нервы ;
- жемчужные бусы — жемчужные зубы ;
- деревянный стол — деревянная походка .
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
Что такое глаголы в переносном смысле?
Таких глаголов очень много и чаще всего они используются в литературе.
Например, в моем поэтическом творчестве преобладает очень много глаголов в переносном значении.
Приведем примеры : летит птица илетитвремя ( метафора ) ; тянуть веревку итянутьвремя ( метафора ).
Что означает глаголы в переносном смысле?
Что означает глаголы в переносном смысле.
С глаголами Дремать и купаться составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле?
С глаголами Дремать и купаться составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.
Составить два предложения в которых глаголы имеют переносный смысл?
Составить два предложения в которых глаголы имеют переносный смысл.
5 предложений с глаголами в переносном смысле?
5 предложений с глаголами в переносном смысле.
С глаголами (дремать), (купаться) составить предложения так , чтобы глаголы использовались в переносном смысле?
С глаголами (дремать), (купаться) составить предложения так , чтобы глаголы использовались в переносном смысле.
Составить два предложения с глаголами в переносном смысле?
Составить два предложения с глаголами в переносном смысле.
С глаголами «дремать», «купаться» составить предложения так, чтобы глаголы использовались переносном смысле?
С глаголами «дремать», «купаться» составить предложения так, чтобы глаголы использовались переносном смысле.
С глаголами ДРЕМАТЬ, КУПАТЬСЯ составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле?
С глаголами ДРЕМАТЬ, КУПАТЬСЯ составить предложения так, чтобы глаголы использовались в переносном смысле.
Какой из глаголов дан в переносном смысле?
Какой из глаголов дан в переносном смысле.
Что значит глагол в переносном смысле?
Что значит глагол в переносном смысле.
Вы находитесь на странице вопроса Что такое глаголы в переносном смысле? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.
Учитель 7 букв 6 звук у — [у] — гласная, безударная ч — [ч’] — согласная, непарная глухая, непарная мягкая. И — [и] — гласный, ударный т — [т’] — согласный, непарная глухая, парная мягкая е — [э] — гласная, безударная л — [л’] — согласная, непарная ..
Мама ушла в магазин. Прилетели снегири. Иди мой посуду! Дай мне! Ты пойдешьешь гулять? Будешь есть.
Она шла через лес. Миша переходил улицу по зебре. Помоги же мне! Сядьте уже! А что нам на сегодня задали? Какой ваш любимый цвет.
К дверям — женский род, неодушевлённое, дательный падеж, 3 склонение существительное, яблочный — прилагательное, мужской род, единственное число, именительный падеж.
1)овощное рагу 2)электронные весы 3)тёплое пальто 4)вельветовые брюки 5)справочное бюро 6)горячее кофе 7)дворовые качели 8)приятные хлопоты.
План текста «Ребята в лесу» 1)Пошли в лес. 2)Костёр. 3)Нашли местечко. 4)Ночь прошла успешно. Мысребятамипошли влес. Таммывстретиликабана, белкуимножестводругих, дикихживотных. Янабралмножестворазновидностейгрибовэто — опята, подосиновики, лиси..
Пилой — сущ. , ж. р. , ед. Ч, неодуш. , нариц. , 1 скл. , Т. п.
Пилой окончание ой, основа слова пил, корень пил.
Обычно, когда я прихожу после школы, мой котик встречает меня на пороге, я раздеваюсь, мою руки и Мама накладывает мне покушать. В то время как я ем, котик ходит около моей ноги, пока мама не видит, я даю ему колбаску и похоже ему это нравится. В о..
https://russkiiyazyk.ru/leksika/perenosnoe-znachenie-slova-primeryi.html
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4572955_cto-takoe-glagoly-v-perenosnom-smysle/
Светлана Остапенко
Эксперт по предмету «Русский язык»
преподавательский стаж — 10 лет
Задать вопрос автору статьи
Глаголы конкретного физического действия
Вопросы классификации глагольной лексики являются актуальными в современной лингвистике. Ученые выделяют несколько типов семантических классов глаголов в соответствии с тем значением, которое они передают. При этом вопрос построения универсальной классификации является открытым, поскольку невозможно выделить единый критерий, который был бы положен в основу типологии.
Основу семантической классификации глаголов заложил В.В. Виноградов, в дальнейшем она была дополнена другими лингвистами. В соответствии с ней выделяются:
- Неполнозначные глаголы-модификаторы, выступающие в роли вспомогательных (связки в составных сказуемых: стал учителем, начал заниматься) или модальных (хочу поесть, должен сделать).
-
Знаменательные глаголы, подразделяющие на два больших класса:
- акциональные, обозначающие действие. Это глаголы физического действия (чистить, шить, строить), движения и перемещения в пространстве (летать, бежать), речемыслительной деятельности (думать, говорить), взаимонаправленного действия (драться, обниматься), восприятия и выражения чувств (видеть, нюхать, гневаться) и др.;
- неакциональные, семантика которых не связана с активным действием над объектом; такие глаголы указывают на констатацию факта, состояние или на причинно-следственную связь между объектами: находится, холодает и проч.
Замечание 1
В зависимости от контекста глагол может выступать и как акциональный, и как неакциональный. Например, глагол «строить» выступает как глагол конкретного физического действия в высказывании «Рабочий строит дом»,и как неакциональный глагол состояния в предложении «Он много из себя строит».
Глаголы конкретного физического действия представляют собой наиболее многочисленный класс лексем. Их основные свойства заключаются в следующем:
- Обозначают активное реальное действие: Я мою посуду. Крестьяне косят траву. Плотник пилит доску.
- Указывают на целенаправленность данного действия, наличия объекта, на который оно направлено: Техник починил компьютер.
- Потенциальная наблюдаемость действия и его локализация во времени и пространстве (данный признак является факультативным): Художник рисует картину. Рабочие разматывают кабель.
Глаголы конкретного физического действия употребляются, как правило, в прямом значении и являются в большинстве своем переходными, так как выражают действие, направленное на какой-либо объект: латать рубашку, чинить телевизор, забивать гвозди, солить суп.
«Глаголы конкретного физического действия и их переносное значение» 👇
Однако возможности русского глагола, как и всей лексической системы в целом, заключаются в формировании у них переносного значения, когда семантика конкретного действия утрачивается, а глагол начинает обозначать другие виды действий или переходит в разряд неакциональных.
Переносное значение глаголов конкретного физического действия
Рассмотрим явления употребления акциональных глаголов с семантикой конкретного действия в переносном значении.
Сравним два предложения: Лесоруб пилит дерево / Жена пилит мужа. В первом высказывании глагол «пилит» имеет значение «разрезает с помощью пилы». Действие, выраженное данным глаголом, является конкретным и направлено на объект – дерево. Во втором случае глагол «пилить» употребляется в переносном значении – «придираться, упрекать». В его семантике нет значения конкретного физического действия, производимого над объектом. По выражаемому значению глагол ближе к акциональному глаголу с семантикой передачи эмоционально-чувственных состояний.
Употребление подобных глаголов в переносном значении может изменять их классификационный статус: из акциональных они превращаются в неакциональные. Например: Девочка спускается по лестнице – глагол «спускается» обозначает конкретное действие «перемещаться вниз»; Дорога спускается к реке – глагол «спускается» неакциональный с семантикой локализации в пространстве (располагается под уклоном).
Употребляясь в переносном значении, глаголы конкретного физического действия утрачивают связь с реальной основой действия и приобретают метафорическое значение, поэтому зачастую входят в состав устойчивых сочетаний. Рассмотрим некоторые из них:
- Глагол «идти» в переносном значении употребляется в следующих контекстах: Материя идёт на платье (используется). Тебе идёт этот цвет (подходит к лицу). Он идёт по головам (действует беспринципно) и др.
- Глагол «бежать»: бежать от проблем – игнорировать что-либо; бежать со всех ног – быстро.
- Рубить: рубить с плеча – действовать прямолинейно, решительно; рубить концы – завершать какое-то дело, разрывая все связи.
- Резать: резать правду-матку – говорить прямиком, без обиняков; резать слух – диссонировать в звучании; резать по живому – доставлять боль, дискомфорт.
- Бросать: бросать взгляд – взглянуть мельком, бегло; бросать слова на ветер – говорить безответственно; бросить камень в чужой огород – дискредитировать кого-то намеком; бросать в беде – оставлять кого-то без помощи, подводить в трудный момент.
Как видно из приведённых примеров, глаголы конкретного физического действия в переносном значении утрачивают связь с конкретным объектом и целенаправленность, приобретая статус неакциональных. Данные процессы указывают на подвижность глагольной лексики внутри существующих семантических групп и на необходимость построения более универсальной типологии глагольной лексики, учитывающей ряд критериев, причем не только семантических, но и грамматических.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка
Начинаю серию статей по подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».
Цель данных рекомендаций — помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.
Итак, начнём!
Задание № 3
Изобразительно-выразительные средства языка
На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:
-
гипербола
-
метафора
-
олицетворение
-
просторечные выражения
-
противопоставление
-
сравнение
-
фразеологизм
-
эпитет
1-ый шаг: повторите теорию.
2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.
Как найти гиперболу?
-
Гипербола — это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.
-
Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.
Пример
А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.
Комментарий
Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.
Несколько примеров
-
Другой имеет рот с арку генерального штаба.
-
Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.
-
Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)
Как найти метафору?
-
Метафора — это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
-
Значение метафоры — переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
-
Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают — имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).
-
Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»— здесь нет , с чем сравнивают— с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают— реку).
Пример 1
Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.
Комментарий
-
Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.
-
Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.
Пример 2
Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
Комментарий
-
Мысль может вспыхнуть? Нет.
-
Мысль, её быстрота сравнена с молнией.
Несколько примеров
-
Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
-
Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
-
Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.
Как найти олицетворение?
-
Олицетворение — это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, — способностями переживать, думать, волноваться и т.д.
-
Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.
Пример
Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.
Комментарий
-
Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле
-
Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть
-
Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.
Несколько примеров
-
А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
-
Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.
-
Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.
Как найти просторечные слова и выражения?
Просторечные слова и выражения — это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.
Пример
Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.
Комментарий
«Встревает», «баба»- просторечные слова.
Несколько примеров
-
У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
-
А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.
-
На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
Как найти противопоставление (антитезу)?
-
Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.
-
Ищите в тексте то, что может быть одновременно.
Пример
Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Комментарий
Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.
Несколько примеров
-
Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
-
Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.
-
Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время Лену что-то останавливало.
Как найти сравнение?
-
Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его
-
Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО
-
При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают
Пример
Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.
Комментарий
-
Находите оборот, выделяемый запятыми
-
В нём есть союз СЛОВНО
-
Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)
Несколько примеров
-
Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.
-
Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
-
Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
Как найти эпитет?
-
Эпитет — это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
-
Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.
Пример
Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.
Комментарий
-
Подбородок КАКОЙ? – закаменевший
-
Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.
Несколько примеров
-
Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
-
Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
-
Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
Как найти фразеологизм?
-
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.
-
Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.
-
Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма — переносный.
-
Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.
Пример
Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
Комментарий
-
«Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.
-
Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?
-
Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.
Несколько примеров
-
Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.
-
Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт
-
А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.
Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.
Ирония
Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.
Пример
— А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.
Лексический повтор
Лексический повтор — это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении слов и выражений для усиления их роли в тексте.
Мне надоели эти слова, слова, слова.
Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Как называется глагол в переносном значении? Примеры?Aleksandr LXXV 9 лет назад
Ксюшенька 9 лет назад Глагол в переносном значении называется метафорой. Происходит это за счет переноса значения. Таких глаголов очень много и чаще всего они используются в литературе. Например, в моем поэтическом творчестве преобладает очень много глаголов в переносном значении. Приведем примеры: летит птица и летит время ( метафора ); тянуть веревку и тянуть время ( метафора ). автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Глаголы движения большая грамматическая тема. Мы уже рассматривали разделение по направлению движения, употребление с различными префиксами. А теперь рассмотрим основные переносные значения. Глаголы движения в переносном значения употребляются часто и в разговорах, и в письменной речи.
ИДТИ
— часы, минуты, время
Ваши часы не идут, они остановились два часа назад.
— дождь, снег и другие осадки
Сейчас идёт снег с дождём. Странная погода для мая.
— платье, костюм, цвет… + кому?
Я всегда знала, что мне идёт зелёный цвет.
— фильм, спектакль, шоу…
Ты знаешь, сколько времени будет идти фильм?
+ Хорошо! Идёт! → означает согласие
+ Это не шло ни в какое сравнение с тем, что она видела на выставке в Европе. → не может быть сравнимо
+ От нового проекта у меня голова уже идёт кругом. → болит голова, головокружение
ХОДИТЬ
— (в настольных играх)
Ходи быстрей. Я выигрывают и твой ход ничего не изменит в игре.
+ Он из тех людей, кто ходит по головам ради своей цели. → делать что-либо в своих личных интересах, не думать о других
+ Ты ещё под стол ходила, когда я уже руководил компанией. → означает возраст ребёнка
ЕХАТЬ
— зайцем
Они что едут зайцем на крыше поезда? Это же опасно!
+ Кажется, у него уже крыша едет от работы с нами. → сходить с ума, терять ощущение реальности
ЕЗДИТЬ
+ И сколько ты ещё будешь ездить на мне? Я ведь могу и перестать помогать тебе. → использовать другого человека в своих интересах (на ком?)
+ Ты разве не видишь, что он ездит тебе по ушам? Зачем ты ему веришь? → говорить не правду / долго и скучно рассказать о чем-либо
БЕЖАТЬ
— вода, река
Где-то здесь должна быть речка. Я слышу как бежит вода.
— время, годы
Время бежит быстро. Ещё вчера мы были школьниками, а сегодня наш сын идёт в первый класс.
— от кого? от чего?
Зачем ты бежишь от разговора со мной? Мы всё равно должны обсудить нашу ситуацию.
+ Не всегда хорошо бежать впереди паровоза. Иногда лучше подождать. → торопиться, спешить, делать что-то преждевременно
+ Инстинкт самосохранения требовал от него бежать без оглядки. → быстро убегать
бежать без оглядки = бежать со всех ног = бежать во весь дух = бежать сломя голову
БЕГАТЬ
+ Заметил, как у неё глаза бегали, когда она говорила о проекте? → говорить неправду или говорить не всё, что-то недоговаривать.
ПЛЫТЬ
— облака
Так интересно смотреть в небо и наблюдать как плывут облака.
— люди, объекты (плавно, медленно передвигаться)
В поезде я люблю смотреть, как плывут дома, дороги, люди.
+ Что-то голова кружится, всё плывёт перед глазами. — Посиди немного. Отдохни. → чувствовать слабость, терять равновесие.
+ Я не хочу плыть по течению. Я хочу добиться успеха. → не контролировать свои действия, довериться судьбе
ПЛАВАТЬ
— цены
Перед и после кризиса цены на продукты обычно сильно плавают.
+ Не боишься плавать на экзамене? У тебя есть ещё два дня, можно всё выучить, если очень постараться. → не знать информацию, чувствовать себя неуверенно
+ Его ошибка была в том, что он мелко плавал. А они ведь работали в администрации города. → быть маленьким, незначительным человеком / не иметь достаточно сил, возможностей
ЛЕТЕТЬ
— любой объект, субъект
Навстречу мне летел директор школы с документами для налоговой.
— откуда? ↓
Смотри за ребёнком, не то споткнётся и полетит на землю.
ЛЕТАТЬ
— от счастья
Она закончила проект и теперь летала по всему офису с улыбкой на лице.
+ Сидоров, где летаешь? В облаках? А мы все решаем теорему Пифагора. → фантазировать, мечтать
НЕСТИ
— службу
Солдаты несут службу далеко от дома.
— бред, ерунду, чушь
Замолчи! Перестань нести всякий бред!
— ответственность,
Запомни, ты несёшь ответственность за весь коллектив.
— потери, убытки
В стране кризис, малый бизнес несёт колоссальные убытки.
НОСИТЬ
— одежду, аксессуары
Зимой я обычно ношу тёплые кофты и джинсы.
— фамилию
После свадьбы я буду носить фамилию своего мужа. Стану Ивановой.
— ребёнка (под сердцем)
Последние два месяца было очень тяжело носить сына, всё время хотелось спать и есть.
ВЕЗТИ
— кому?
Везёт же некоторым! Я целый день работаю водителем автобуса без выходных, а он — водит такси и отдыхает два раза в неделю.
ВЕСТИ
— разговоры, переговоры
Наша компания сейчас ведёт переговоры с российским партнёром.
— войну
Страна ведёт войну с террором.
— себя
Веди себя хорошо, не обижай маленьких.
— программу, шоу, передачу
Он работает на телевидении и ведёт вечернюю программу «Добрый вечер, Москва».
ВОДИТЬ
— машину
Сколько лет вы уже водите машину?
— знакомство, дружбу
Говорят, она водит дружбу с полицией. Будь с ней аккуратнее!
— хоровод
На Новый год мы водили хоровод вокруг ёлки.
ПОЛЗТИ
— время
На уроках время ползёт очень медленно.
ПОЛЗАТЬ
+ Говорят, он ползал на коленях перед императрицей, но никто этого не видел. → просить и унижаться перед кем-либо
ЛЕЗТЬ
— в душу, в сердце
Не лезь мне в душу. Сама справлюсь.
— об одежде
Где ты купил эту шубу? Мех уже лезет, а не прошло и трёх дней.
+ Хотела уже рассердиться, но решила не лезть в бутылку. → сердиться, нервничать
+ Я тут из кожи вон лезу, хочу объяснить вам русскую грамматику, но вы ничего не делаете в ответ. → очень стараться
+ Мне очень больно. От боли прям на стенку лезу. → приходить в раздражение, в бешенство
Вывод: Глаголы движения сложная тема и её можно изучать постоянно. Мы разобрали только некоторые, на наш взгляд, самые частотные переносные значения и идиомы с глаголами движения. Также мы уже разбирали идиомы с префиксальными глаголами. Больше переносных значений глаголов движения и интерактивных заданий на специальной платформе в курсе «Глаголы движения».
Теперь задания:
1. Выберите правильный глагол.
Ребёнок плохо себя (идёт / ведёт / ползёт).
Как быстро (ползёт / идёт / бежит) время!
Часы не (плавают / летают / ходят).
Ты хорошо (водишь / носишь / возишь) машину?
По небу (идут / летают / плывут) облака.
Мне всегда (несёт / идёт / везёт) во время экзаменов.
2. Поставьте глагол в правильной форме в пропуски: идти, ходить, нести, носить, везти, ползти, лететь, бежать.
Ему всегда … в игре.
Атомные станции … опасность для окружающей среды.
Раньше женщины не … брюки и шорты.
Тебе так … это платье. Его точно нужно брать!
Твои часы … с точностью до секунды.
Во время пробок машины … , а не едут.
Сегодня на дорогах свободно и машина просто … .
Ты ничего не слышишь? Кажется, в доме где-то … вода.
Источник фото: pexels.com.