Как найти глаголы с безударными личными окончаниями

  • Что такое спряжение глаголов?

  • Окончания глаголов 1-го спряжения

  • Окончания глаголов 2-го спряжения

В этой теме мы разберем личные окончания глаголов первого и второго спряжения и вы научитесь их определять.

Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?

Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.

 Что такое спряжение глаголов? 

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам.

В русском языке различают два спряжения: первое спряжение и второе спряжение.
Если определение спряжения глаголов с ударным личным окончанием не составляет труда, то безударные окончания вызывают сложности.

 Окончания глаголов 1-го спряжения 

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).

Вспомним правило:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на «-ать (-ять)», «-еть», «-уть», «-оть».

После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у (-ю)», «-ешь», «-ет», «-ем», «-ете», «-ут (-ют)».

Личные окончания глаголов 1-го спряжения
Лицо Окончания Примеры
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1-е (я, мы) / -ем/-ём я пою, я еду мы поём, мы едем
2-е (ты, вы) -ешь/-ёшь -ете/-ёте ты поёшь, ты едешь вы поёте, вы едете
3-е (он, она, оно, они) -ет/-ёт -ут/-ют он поёт, он едет они поют, они едут

Примечание: глагол «едем» в таблице употреблен в значении «ехать, передвигаться».

На примере глагола «болеет» определим спряжение.

В глаголе «болеет» вторая гласная «е» находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма — болеть

2. Перед окончанием «-ть» пишется суффикс «е».

3. Инфинитив «болеть» оканчивается на «-еть», поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол «болеет» будет оканчиваться на «-ет» (смотреть правило выше).

 Окончания глаголов 2-го спряжения 

Для определения спряжения у глагола с безударным личным окончанием следует поставить глагол в неопределенную форму.

Далее воспользуемся правилом:

Глагол относится ко второму спряжению, если его инфинитив оканчивается на «-ить».

Исключения:

  • глаголы «брить», «стелить»
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть
  • 4 глагола на «-ать»: слышать, дышать, гнать, держать
  • все приставочные глаголы от вышеперечисленных глаголов-исключений.

После определения спряжения инфинитива будет просто определить личное окончание по правилу:

Глаголы второго спряжения в личной форме оканчиваются на: «-у(-ю»), «-ишь», «-ит», «-им», «-ите», «-ат(-ят)»

Личные окончания глаголов 2-го спряжения
Лицо Окончания Примеры
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1-е (я, мы) / -им я слышу, я смотрю мы слышим, мы смотрим
2-е (ты, вы) -ишь -ите ты слышишь, ты смотришь вы слышите, вы смотрите
3-е (он, она, оно, они) -ит -ат/-ят он слышит, она смотрит они слышат, они смотрят

На примере глагола «лечишь» определим спряжение.

Лечишь — это глагол в форме 2-го лица настоящего времени

1. Начальная форма — лечить

2. Глагол оканчивается на «-ить», где суффиксом является буква «и».

3. Согласно правилу выше глагол «лечить» относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на «-ить».

4. Посколько глагол «лечить» относится ко второму спряжению, то в личной форме он будет оканчиваться на «-ишь».

Личные окончания глаголов — это словоизменительные морфемы, которые выражают категорию лица и числа. Личные окончания глаголов зависят от того, к какому спряжению принадлежит глагол.

Узнаем, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения, какой алгоритм применить, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов.

Грамматический термин «окончание» по отношению к глаголам указывает, что слова этой самостоятельной части речи изменяются. В русском языке глаголы изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Что это значит? Разберемся, что такое личные окончания глаголов.

Лицо и окончания глаголов

Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) рисуешь;
  • он, она, оно (что делает?) смотрит.

Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.

В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я крашу — мы красим.

2. Второе лицо обозначает действие собеседника

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты красишь — вы красите.

3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно красит — они красят.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соотнесенная с деятелем, выражается с помощью личных окончаний, которые различаются у разных глаголов.

Способность глаголов изменяться по лицам и числам называется спряжением.

Спряжение глагола

В зависимости от системы личных окончаний большинство глаголов русского языка относят к первому или второму спряжению.

Таблица

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узнаем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узнаешь идете, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узнает идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е -у (-ю) -им славлю, научу славим, научим
2-е -ишь -ите славишь, научишь славите, научите
3-е -ит -ат (-ят) славит, научит славят, научат

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение глагола можно определить по личным ударным окончаниям. Первое спряжение объединяет глаголы, которые имеют личные окончания:

  • 1 лицо  -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо  -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо  -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изменяется по лицам и числам глагол «беречь»:

  • 1 лицо  я берегу́ — мы бережём
  • 2 лицо  ты бережёшь — вы бережёте
  • 3 лицо  он бережёт — они берегу́т

Глаголы первого спряжения в личных окончаниях имеют ударные гласные, обозначенные буквами «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные личные окончания:

  • 1 лицо  -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо  -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо  -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «кроить»

  • 1 лицо  я крою́ — мы крои́м
  • 2 лицо  ты крои́шь — вы крои́те
  • 3 лицо  он крои́т — они кроя́т

Вывод

Итак, глаголы второго спряжения имеют личные окончания с гласными, обозначенными буквами «и», «а», «я».


Безударные личные окончания глаголов

У многих глаголов личные окончания являются безударными, из-за чего возникают сомнения в выборе букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Как правильно пишутся личные окончания глаголов:

  • ты пля́шешь или пля́шишь;
  • снег сы́плет или сы́плит;
  • мы гуля́ем или гуля́им;
  • муравьи тащат или тащут;
  • зерно се́ют или се́ят?

Если у глагола безударное личное окончание, следует определить его спряжение. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями выясняют по неопределенной форме.

Ко второму спряжению относятся все глаголы с конечным буквосочетанием -ить, кроме слов «брить» и «стелить»:

  • распилить
  • почистить
  • выдавить
  • приготовить.

В эту группу добавим семь глаголов с конечным -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть, обидеть) и 4 глагола, заканчивающихся на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Их можно запомнить с помощью стишка-подсказки:

Глаголы исключения в стихах

К первому спряжению, невзирая на конечное буквосочетание -ить, отнесем глаголы-исключения «брить» и «стелить» и все слова, которые заканчиваются сочетаниями -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, например:

  • нагибать
  • веять
  • выздороветь
  • полоть
  • тонуть
  • прибыть
  • ползти
  • стеречь

Чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов, воспользуемся безошибочным алгоритмом.

Алгоритм написания безударных личных окончаний

В определении безударного личного окончания глагола действуем пошагово:

  1. ставим глагол в неопределенную форму;
  2. выясним, какая гласная буква обозначает суффикс глагола перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить и пр.);
  3. по этой гласной определяем I или II спряжение, учитывая глаголы-исключения;
  4. выбираем гласную букву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов

Образец рассуждения

Образец рассуждения

Утром он ме́л…т кофе

Неопределенная форма глагола «молоть» имеет суффикс, обозначенный буквой «о». По конечному буквосочетанию -оть отнесем этот глагол к I спряжению. Следовательно выберем букву «е» в написании безударного окончания глагола 3 лица единственного числа настоящего времени:

Утром он ме́лет кофе.


Ты как следует разгон…шься и быстро спуст…шься с горы.

Слово «разгонишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «разогнаться». В этом приставочном глаголе следует увидеть производящее слово «гнать»:

гнать → разогнать → разогнаться.

Значит, это глагол-исключение, который окружен словообразовательными морфемами: приставкой и постфиксом. Наличие этих морфем не меняет спряжения глагола.

«Разогнаться» — это глагол  II спряжения, как и производящее слово «гнать».

Напишем букву «и» в окончании формы 2 лица единственного числа глагола будущего времени «разго́нишься».

Слово «спустишься» (что сделаешь?) имеет начальную форму «спуститься». Наличие возвратного постфикса -ся не влияет на спряжение глагола. В неопределенной форме глагола «спуститься» выявим суффикс -и- перед окончанием -ть. Слово заканчивается на -ить. Значит, это глагол II спряжения.

Выберем букву «и» в безударном окончании формы 2 лица единственного числа будущего времени — спу́стишься.

Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

Скачать презентацию

Видео «Личные окончания глаголов (5 класс)»

Тест

В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая  трудная для понимания часть речи.

Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.

Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.

Содержание:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Неопределенная форма глагола.
  3. Как правильно находить неопределенную форму?
  4. Что такое спряжение?
  5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  6. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
  7. Ударные и безударные личные окончания глаголов.
  8. Алгоритм определения спряжения глаголов.
  9. Глаголы-исключения.
  10. Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
  11. Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
  12. Разноспрягаемые глаголы.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?

Глагол изменяется по числам и временам.

Единственное и множественное число: читал — читали.

Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.

Прошедшее время (уже было): читал, читали.

Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияНеопределенная форма глагола

Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.

Думать, убежать, нести, беречь.

Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):

расчесаться, нестись, уберечься.

В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКак правильно находить неопределенную форму?

  • Поставь вопрос к глаголу.
  • Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.

Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)

Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)

Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.

Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое спряжение?

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

как объяснить ребенку спряжение глаголов в русском языке 4 класс

Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.

Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.

Он думал, она думала, оно думало, они думали.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЛичные окончания глаголов I и II спряжения

В русском языке два спряжения.

К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм определения спряжения глаголов

Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.

У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).

Разберем с примерами.

Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.

Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.

Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.

Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.

Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.

По́мнить — по́мним — по́мните.

Ме́рить — ме́рим — ме́рите.

Ве́рить — ве́рим — ве́рите.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Думать — ду́маешь — думаем.

Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.

Писать — пи́шешь — пи́шете.

Искать — и́щешь — и́щете.

Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.

Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Например:

  • Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
  • Спать — спим, спи́те, спят.
  • Гореть — вы гори́те — они горя́т.
  • Кричать — кричи́те — крича́т.

Это глаголы II спряжения.

  • Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
  • Жить — живёшь, живу́т.
  • Лить — льёшь, льют.

Это глаголы  I спряжения.

При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.

Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияГлаголы-исключения

Ко II спряжению относятся:

  1. Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.

  2. Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

  3. Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.

К I спряжению относятся:

  1. Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть. 

  2. Два глагола на -ить — брить, стелить.

Глаголы на -ять лучше запомнить.

Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.

Запомни!

Глаголы на –ять (I спр.)

Всё пиши, как припаять —

Сеять, веять и лелеять,

Таять, лаять, хаять, блеять,

Чуять, каяться, затеять

И надеяться, и реять,

Маяться, но не отчаяться.

Наст. и буд. вр.

Прош. вр.

   она  чует, они надеются,  вы затеете,

   мы лелеем,  ты маешься, он  тает

   лаяла , таял, сеял, затеяли,  отчаялись

Но:   строить, клеить,  усвоить, драить (II спр.)

                         Строим, строят;   клеишь, клеите,  усвоит,  усвоят

                                        Строили,   клеила, усвоили,  драил.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияСпряжение глаголов таблица с исключениями

Как определить спряжение глагола в русском языке 4 класс памятка

Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияПамятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

спряжение глагола 4 класс

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.

!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.

Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки. 

Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияАлгоритм написания безударных личных окончаний глаголов



  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.


Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияЧто такое разноспрягаемые глаголы?

Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.

Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).

Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.

В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.

Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.

Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.

Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)

Например:

Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.

Определяем спряжение глагола.

1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.



Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс» 

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.

Данное пособие содержит:

64 рабочих листа!

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.

тексты для списывания 4 класс

тексты для списывания 4 класс


Как быстро и легко выучить таблицу умноженияКарточки спряжение глаголов 4 класс

Карточка 1

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Напиш_т  ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна,  вы обижа_е, вы реша_те,  ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся,  ты вздыха_шь, ты выуч_шь,  друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м,  вы готов_те,  он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.


Карточка 2

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу,  бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся  на уроке,  они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч,  ты побре_шься.


Карточка 3

Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.

Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т,  ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.


Карточка  4

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Вер_ш_ ,  леч_ш_ся,  он  зябн_т,  вы  обижа_т,  он  мороз_т,  они  хохоч_т,  они  слыш_т,  она  купа_тся,  мечта_ш_ ,  дежур_ш_,  оно свет_т,  он  гон_т,  они  уч_т,  мы  люб_м, готов_ш_,  воз_ш_ся,  он  ро_т,  вы  руб_т,  он  кол_т,  они  дремл_т,  они  стел_т,  она  гоня_тся,  гон_ш_ ,  пряч_ш_,  оно се_т,  он  держ_т,  они  суш_т,  мы  гас_м.


Карточка  5

Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.

Догон_ш_,  гре_ш_ся,  он  смотр_т,  вы  броса_т,  он  глад_т,  они  бормоч_т,  они  верт_т,  она  улыба_тся,  куша_ш_,  вздыха_ш_,  оно гре_т,  он  стон_т,  они  леч_т,  мы  вер_м, собира_ш_,  согре_ш_ся,  он  нос_т,  вы  постукива_т,  он  маш_т,  они  пляш_т,  они  терп_т,  она  стара_тся,  держ_ш_ ,  пил_ш_,  оно мел_т,  мы  стон_м,  они  сол_т,  мы  вер_м.


Карточка 6

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

Вет_р  крут_т_ся  в  в_рху_ках  д_рев__в.  Рокоч_т  гром.  Хлещ_т  дож_ь.  Мы  пробу_м  укрыт_ся  п_д  стар_й  ол_хой,  приж_ма_мся  к  скр_пуч_му  ств_лу  и  молч_   терп_м  капризы  пр_роды.  Дож_ь  моч_т  нас  и  здес_.  Молния  на  мгновенье  _заря_т  всё.  И  снова  н_ступа_т  т_мн_та.  Бли_ко  от  нас  в  дер_в_  п_п_да_т  молния.  Мы  п_к_да_м  убежище  и  плута_м  до  ра__вета.  Утр_  з_ст_ёт  нас  на  вых_де  из  леса.


Карточка 7

Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.

  • МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
  • ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
  • ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
  • ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.

Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.

С уважением, Ольга Наумова

Сайт НАУМЁНОК

Также рекомендую:

Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса

ВПР УДАРЕНИЕ

Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс

Синтаксический разбор предложения

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияВ помощь в учёбе:

О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»

(не повторяют таблиц из подарка)

Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых  инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ

Вы получите:

  • готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
  • 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
  • профессиональную методику работы с таблицами.

Самые результативные методики  позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.

Ребенок получит:

  • улучшение навыков чтения;
  • повышение скорости чтения;
  • улучшение дикции;
  • понимание прочитанного;
  • развитие мышления и внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • повышение уверенности в себе.

Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.

Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать

слоговые таблицы для чтения карточки распечатать


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе!

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Личными окончаниями глаголов называют окончания спрягаемых форм глаголов, отражающих их число и лицо.

Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Гласные в личных окончаниях глаголов

(1) спряжение

Е (Ё) — У (Ю)

(2) спряжение

И — А (Я)

Алгоритм определения спряжения глагола

1. Проверяем, не является ли глагол разноспрягаемым, не относится ли к глаголам особого спряжения.

2. Определяем, ударными или безударными являются личные окончания данного глагола:

  • личное окончание ударное → определяем спряжение по окончанию;
  • личное окончание безударное, у бесприставочного — ударное → определяем спряжение по окончанию;
  • личное окончание безударное (в т. ч. у бесприставочного глагола) → определяем спряжение по инфинитиву.

Образец рассуждения при выборе безударного личного окончания глагола

От глагола «дежурить» необходимо образовать форму (2) лица единственного и множественного числа. Глагол «дежурить» не является разноспрягаемым и не относится к глаголам особого спряжения. Личное окончание глагола «дежурить» безударное (дежу́рят). Глагол «дежурить» в неопределённой форме заканчивается на -ИТЬ. Все глаголы на -ИТЬ с безударными личными окончаниями относятся ко (2) спряжению. Следовательно, глагол «дежурить» относится ко (2) спряжению и в его личных окончаниях необходимо писать букву И: ты дежуришь, вы дежурите.

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) играешь;
  • он, она, оно (что делает?) играет.

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных глаголов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

Спряжение глагола

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спряжению.

Таблица спряжения глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -ем (-ём) иду, узнаю идем, узна­ем
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) идешь, узна­ешь иде­те, узнаете
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) идет, узна­ет идут, узна­ют
Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения
Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
1-е -у (-ю) -им слав­лю, научу сла­вим, научим
2-е -ишь -ите сла­вишь, научишь сла­ви­те, научите
3-е -ит -ат (-ят) сла­вит, научит сла­вят, научат

Легко опре­де­лить спря­же­ние у гла­го­лов с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми, например

петь:

  • 1 лицо  я пою́ — мы поём
  • 2 лицо  ты поёшь -вы поёте
  • 3 лицо  девоч­ка поёт — дети пою́т.

Значит, гла­гол «петь» пер­во­го спряжения.

Узнаем, какое спря­же­ние име­ет глагол

лете́ть

  • 1 лицо  я лечу́ — мы лети́м
  • 2 лицо  ты лети́шь — вы лети́те
  • 3 лицо  само­лёт лети́т — пушин­ки летя́т.

А этот гла­гол, несмот­ря на конеч­ное -еть, отне­сем в соот­вет­ствии с удар­ны­ми окон­ча­ни­я­ми ко вто­ро­му спряжению.

Как определить спряжение глагола
Спряжение глагола правило
Образец рассуждения
Разноспрягаемые глаголы

Окончания глаголов 1-го спряжения

Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).

Вспомним правило:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на “-ать (-ять)”, “-еть”, “-уть”, “-оть”.

После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у (-ю)”, “-ешь”, “-ет”, “-ем”, “-ете”, “-ут (-ют)”.

Личные окончания глаголов 1-го спряжения
Лицо Окончания Примеры
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1-е (я, мы) -у/-ю -ем/-ём я пою, я еду мы поём, мы едем
2-е (ты, вы) -ешь/-ёшь -ете/-ёте ты поёшь, ты едешь вы поёте, вы едете
3-е (он, она, оно, они) -ет/-ёт -ут/-ют он поёт, он едет они поют, они едут

Примечание: глагол “едем” в таблице употреблен в значении “ехать, передвигаться”.

На примере глагола “болеет” определим спряжение.

В глаголе “болеет” вторая гласная “е” находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма – болеть

2. Перед окончанием “-ть” пишется суффикс “е”.

3. Инфинитив “болеть” оканчивается на “-еть”, поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).

Окончания глаголов второго спряжения

У мно­гих гла­го­лов окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, что доста­вит затруд­не­ния в их напи­са­нии. Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние гла­го­ла, опре­де­ля­ем его при­над­леж­ность к пер­во­му или вто­ро­му спря­же­нию по неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла. Так, ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся:

1. гла­го­лы, закан­чи­ва­ю­щи­е­ся на -ить:

Примерыкосить, хва­лить, кле­ить, мучитьИсключениегла­го­лы «брить», «сте­лить» и одно­слож­ные (пить, лить и др.)

2. семь гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть:

Примерывидеть, вер­теть, оби­деть, зави­сеть, нена­ви­деть, тер­петь, смот­реть

3. четы­ре гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать:

Примерыслы­шать, дышать, дер­жать, гнать

Проспрягаем гла­гол «видеть»:

  • 1 лицоя ви́жу — мы ви́дим
  • 2 лицоты ви́дишь — вы ви́дите
  • 3 лицоон ви́дит — они ви́дят

Эти гла­го­лы — исклю­че­ния выучим с помо­щью сле­ду­ю­щей сти­хо­твор­ной запо­ми­нал­ки:Окончания глаголов 1 и 2 спряжения (таблица с примерами и исключениями)

Имеем в виду, что одно­ко­рен­ные гла­го­лы с при­став­ка­ми отно­сят­ся сюда же (воз­не­на­ви­деть, разо­гнать, вытер­петь и пр.). Убедимся в этом на при­ме­ре при­ста­воч­но­го гла­го­ла «рас­смот­реть», кото­рый име­ет без­удар­ные окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния:

  • 1 лицо я рас­смотрю́ — мы рассмо́трим
  • 2 лицо ты рассмо́тришь — вы рассмо́трите
  • 3 лицо он рассмо́трит — они рассмо́трят.

Глаголы, которые не входят в 1 и 2 спряжения

В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:

  • разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
  • глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).Заключение

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Глаголы-исключения II спряжения
Запоминаем! Глагол стелить используется только в инфинитиве и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь — стелют).

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Алгоритм определения окончания глаголов

1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:

  1. Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт. Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол II спряжения: лететь — летит.
  2. Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут. Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
  3. Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.

2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)

  • II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
  •  I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

  • веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в  начальной форме надо только через  -Ять.
  • клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Избыточные глаголы (имеют параллельные формы в зависимости от значения)

Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами

Источники

  • https://skysmart.ru/articles/russian/lichnye-okonchaniya-glagolov
  • https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-okonchaniya-glagolov.html
  • https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/glagol/okonchaniya-glagolov-pervogo-i-vtorogo-spryazheniya.html
  • https://RusskiyPro.ru/bezudarnye-lichnye-okonchaniya-glagolov/
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45427-okonchanija-glagolov-1-i-2-sprjazhenija-tablica-s-primerami-i-iskljuchenijami.html
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tablica-spryazheniya-glagolov-s-isklucheniyami.html
  • https://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE/

Наталья Васильевна

Наталья Васильевна

Учитель русского языка

Задать вопрос

( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти дом про в майнкрафте
  • Как найти диагональ параллелограмма через синус
  • Как найти уравнение плоскости по двум векторам
  • Как найти общие точки прямой с графиком
  • Как составить расчеты по налогу на прибыль за 1 квартал