Как найти глаголы в тексте 4 класс

                            Глагол.
Неопределенная форма глагола.

         Карточка №1

Запиши стихотворение.
Подчеркни глаголы неопределенной формы.

                                 
Не мешайте мне мечтать!

                                 
Мне б мешок конфет достать,

                                 
Развернуть, жевать, сосать,

                                 
Чавкать, чмокать, уплетать,

                                 
Долго, долго не глотать,

                                 
Наслаждаться, смаковать.

                                 
Мне не надо в рот смотреть!

                                 
Совесть надобно иметь!

                                 
Так могу я подавиться

                                  
И на месте умереть.

________________________________________________________________

 Карточка №2

Подбери к данным
именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме.

                   
Дружба — …             молотьба — …

                   
Просьба — …             изучение — …

                    Чистота
— …              подарок — …

                    
Сидение — …            встреча -…

_________________________________________________________________

Карточка № 3

Образуй от данных
глаголов глаголы неопределенной формы.

Ловлю, ношу, тащу,
хожу, пилю, строю, крашу, везу, несу, иду, цвету.

 Подчеркни гласную  И 
перед – ть.

 Карточка № 4

Спиши. Укажи вид
глаголов.

Молчать, шуметь,
замолчать, нашуметь, вылететь, высказать, считать, сберечь, стоять, заплакать,
вспомнить, светить, сидеть, прибежать, бегать.

_________________________________________________________________

Карточка № 5

Измени глаголы по
временам.

               
Настоящее                     прошедшее                       будущее

нарисовать  
….                                  …..                                  …….

позвонить    
…                                  …..                                    …..

задержать     
….                                 ….                                    …..

ободрить    
…..                                   ….                                    ….

поехать        
…..                                  ….                                   ….

приготовить  
…                                  ….                                    ….

                           Глаголы 
прошедшего времени.

   Карточка № 1

Образуй от данных
глаголов глаголы прошедшего времени, измени их по родам и числам.

Белеть, наступать,
обедать, вставать, смотреть.

   Карточка № 2

Запиши словосочетания
с глаголами прошедшего времени.

(Наступил) вечер,
лето, весна, дни. (Цвёл) подснежник, растение, лилия, незабудки. (Блестел)
металл, солнце, река, окна.

     Карточка №3

      Спиши текст.
Поставь глаголы в прошедшем времени.

Мы уходим всё дальше
в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой- то особенный шум. Скрипят
клесты, звенят синицы, смеется кукушка, светит иволга, звучит ревнивая песня
зяблика. Изумрудные лягушки прыгают под ногами. Щелкает белка, в лапах сосен
мелькает её пушистый хвост.

     Карточка № 4

   Спиши. Вставь
пропущенные буквы.

Наступил… ясн.. утро.
Со…нце ярко сиял… в голубом неб..  . Лучи его играл… на речк…, на крышах домов.
Алмазами сверкал… роса на трав…, на листьях дерев…ев. Кругом стоял… тишина.
Только весело щебетал… ласточка.

    Карточка № 5

К данным глаголам
подбери противоположные по смыслу глаголы- антонимы.

Печалится, молчать,
находишь, медлишь, уезжает, любить, заходить, темнеть.

    Глаголы
–синонимы.

Смеяться,
рассказывает, работает, сверкает, гневаться, дремать, размышлять, торопишься.

     Карточка № 6

   Поставь глаголы в
прошедшем времени.

С полей (веять)
прохлада. В небе (реять) орёл. Мать (развесить) бельё. Дети (затеять) игру. Всё
(зависеть) от решения отца. Снег (таять). Собака (почуять) дичь и (залаять).

     Карточка № 7

  Запиши
словосочетания с глаголами прошедшего времени в ед. числе.

Глазки захлопали,
тучи плывут, мухи жужжали, птицы прилетели, ученики читали, окна светили, капли
падали .

Дело мастера
боит(?)ся.

Любишь катат(?)ся,
люби и саночки возить.

Жигит познаёт(?)ся в
беде, добрый конь — на скачках.

Имя жигита трудом
славит(?)ся.

                              
Зачет по теме  « Глагол»

                                         
1 –й вариант.

        1. Определи
время глагола. Запиши их в три столбика.

   Гладит, заметит,
любил, будут летать, постучал, сидит, увидит, подует, заплачет, пошел, 
прочитал, прочитает.

       2. Укажи лицо
и число данных глаголов. Подбери и запиши к ним синонимы того же лица и числа.

Видите — ….,  лгут —
…, смотрят — …, мастерим -…, шагаем — …, берегу — ….,

улыбаемся — ….

     3. Образуй от
данных глаголов форму 2-го лица единственного числа.

Поет, накажет,
бредет, грозит, прочтет, разгрызет, отстает, скользит, победит, утаит.

     4. Выпиши
глаголы в два столбика по спряжениям , вставь окончания.

Излуча…т, обеща…т,
наскоч…т, устро…т, ла..т, точ..т, выгон..т, разруша..т, стел..т, дыш..т,
закле..т, барабан..т, леч…т, плат…т, посол…т, сажа…т, кол…т, высуш…т.

    5.Спиши. определи
в скобках спряжение, лицо и число глаголов.

Образец : спасает (
3-е л., 1 спр., ед.ч.).

Трещишь, грызешь,
спасает, ползут, трещат, замолчишь, полетим, отстаю, позовете, промолчу,
простят, повезет.

      6. Сделай
морфологический разбор глаголов.

1. Упадет луч солнца
на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

2. Кое- где на липах
висят последние золотые листья.

       7. Разбери по
составу слова.

Перепишет, выбегают,
разморозиться, рассердиться, отцветают, перечитываю.

                                          
2- й вариант

           1.
Определи время глагола. Запиши их в три столбика.

     Стирает,
выстирал, постираю, забежал, задрожал, подует, буду учить, выучил, выучит,
мерзнут, лечит, высушит.

        2. Образуй от
данных глаголов форму 3-го лица единственного числа.

Слышать, перегонять,
зимовать, прочитать, связать, обидеть, застелить, мерзнуть, загорать, рыбачит.

       3. Выпиши
глаголы. Выдели личные окончания. Укажи спряжение, лицо и число в скобках.

Кто вперёд смотр…,
тот далеко вид..т. Скаж..шь – (не) ворот…шь, напиш..шь – не сотрешь, отруб…шь –
(не) пристав…шь. (Не) посмотр..шь – (не) увид..шь, (не) расспрос…шь – (не)
найдешь.

       4. Выпиши
глаголы в два столбика по спряжениям, вставь окончания.

Погас…шь, наряд…шь,
обеща…шь, наскоч…шь, ла..шь, точ…шь, гон…шь, разуч..шь, пойма…шь, намоч…шь,
хвал..шь, зева..шь, одева…шь, ошиба…шься, обид..шься.

        5. Выпиши
словосочетания с глаголами прошедшего времени в единственном числе.

Яблоки поспели,
журавли прилетели, дни пролетают, капли стекают, лошадь, скачет, рожь
поспевает, плечи болят, сирень расцветает, облака плывут.

            6.
Разбери по составу слова.

Завертит,
насмотришься, проголодаться, вылетают, распечатал, рассмотришь.

       7. Сделай
морфологический разбор глаголов.

В липах заливалась
иволга. Она суетится и свистит медовым голосом.  

Найди в тексте все глаголы и нажми на них. Проверь свой результат.

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся на -ть, -ти и -чь:

Неопределенная форма глагола

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство , выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

  • фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га (защи­титьРодину);
  • фор­мой роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го, либо при отри­ца­нии (попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия).

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

  • сто­ять на пороге;
  • подой­ти к нему;
  • сомне­вать ся .

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

  • улы­ба­ет­ся, умы­ва­ет­ся, построиться;
  • нестись, прой­тись.

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Возвратные глаголы

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

глаголы совершенного и несовершенного вида

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Спряжение глаголов

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

  1. изъ­яви­тель­но­го
  2. пове­ли­тель­но­го
  3. услов­но­го

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

  • сте­лет (наст.);
  • сте­лил (прош.);
  • будет сте­лить (буд.)

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

  • спро­сил (прош.);
  • спро­сит (буд.)

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — полз ут — полз и , полз и те ;
  • сидеть — сид ят — сядь, сядь те .

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жил а бы;
  • обна­дё­жил о бы;
  • обна­дё­жил и бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Наклонения глагола

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писа­ла, писали;
  • будет писать.

Времена глаголов в русском языке

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

  • маль­чик рисует;
  • сереб­ро плавится;
  • Земля вра­ща­ет­ся.

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­си ть — кра­си л ;
  • ука­за ть — ука­за л а ;
  • соста­ви ть — соста­ви л о ;
  • реши ть — реши л и .

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буд у готовиться;
  • буд ешь стараться;
  • буд ет улы­бать­ся и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

II . вре­мя (если есть);

III . лицо (если есть);

Морфологический разбор глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь .

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Интернет-урок по русскому языку «Глаголы»

Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы»

На нашем Интернет-уроке мы поговорим о части речи — глагол.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов (работать, писать, строить) и с остояние (спать, думать, мерзнуть).

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, стечь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, дает, поет, стекло, гололед.

У тебя не возникли вопросы со словами «пила», «печь», «стекло»? Ведь эти слова могут быть и именем существительным, и глаголом. Например, …

У дедушки в сарае есть пила. Девушка пила воду из графина.

Бабушка учила внучку печь блины. Раньше печь была необходима людям для приготовления пищи.

В окно вставили тонкое стекло. Растаявшее мороженое стекло на пол.

2. Распредели данные глаголы по группам: 1 группа — глаголы, которые называют действие, 2 группа — глаголы, которые называют состояние.

Варить, думать, рисовать, мыслить, соображать, надевать, таять, шить, мечтать, дремать, поливать.

[accordion auto_height=»false» ui_theme=»ui-smoothness»][accordion_panel title=»Проверь себя»]Узнай правильные ответы [/accordion_panel] [accordion_panel title=»1 группа «]варить, рисовать, надевать, шить, поливать [/accordion_panel] [accordion_panel title=»2 группа «]думать, мыслить, соображать, таять, мечтать, дремать [/accordion_panel] [/accordion]

3. Выбери из приведенных ниже глаголов, подходящие по смыслу, и восстанови текст .

Послушайте же, дети мои, наставления. Старших ___________. В дому своём_______ . Лжи ________ . Гостя ________ . Больного ________. Что ________ хорошего, того _________, а чего _________ – тому _________. Пусть __________ вас солнце в постели.

rech136

( учитесь, почитайте, привечайте, не ленитесь, навестите, остерегайтесь, умеете, не умеете, не забывайте, не застанет)​

А ты знаешь, что… Слово «глагол» пришло из греческого языка. «Глагол» обозначает «речь, слово». Это значит, что слово «глагол» раньше обозначало не только часть речи, но и целое понятие : речь, слово.

Подумай, в каком значении употреблено слово глагол в строке из стихотворения А.С.Пушкина? Как можно сказать по-другому?…

Глаголом жги сердца людей

Глаголы могут изменяться по времени , числу , лицам , а глаголы прошедшего времени ещё и по роду . Обо всём по порядку…

Время глагола

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрёл
«Ухожу»- кричит сегодня,
А вчера, — кричал, — «ушёл»
Завтра, — скажет,- «я уйду»
Позавидуйте ему.

время глагола

Прошедшее время — то, что прошло:
Вчера мы писали. Солнце ушло.
Настоящее время приходит теперь:
Мы пишем имя. бегает зверь.
Будущее время еще не пришло:
После уроков пойдем мы в кино.

klass39_2

ВАЖНО! Прошедшее время образуется с помощью суффикса к основе неопределённой формы: бежа-ть – бежа, гуля-ть – гуля, строи-ть – строи-л.

Запомни! Перед суффиксом сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед -ть: видеть – видел, слышать – слышал, веять – веял.

4. Найди глаголы. Определи время глаголов.

Проворная Зв…рюшка
Ж…вет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала гр…бок,
Нан…зала на сучок,
Заг…товит впрок.

Число глаголовklass39_1

5. Определи число и время глаголов.

Хлопаем, хлопал, пляшет, сплю, закукарекает, бежишь, садимся, посижу, рисовали, нарисую, рисуем, полетим, прилетели, смастеришь, отвечаю, думаем.

Род глагола

Глаголы прошедшего времени в ед.числе (ТОЛЬКО прошедшего времени) изменяются по роду .

Например, глагол «летать». Он — летал (мужской род), она — летала (женский ро), оно — летало (среднего рода).

На уроке Маша рисовала вазу с цветами, а Миша рисовал автомобиль.

А если мы возьмём глагол настоящего времени? Наблюдай: Он летает, она летает, оно летает. Изменяется глагол? НЕТ!

Лицо глагола

f8LDQvvBkEPqAhy

Глагол в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. Самый простой способ определить лицо — подставить подходящее местоимение.

ВАЖНО! У глаголов в прошедшем времени лицо не определяется!

klass39_3

ВАЖНО! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак: рисуешЬ, пишешЬ. Глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е: пишитЕ, читаетЕ.

6. Определи число, время и лицо глаголов.

Бежит, идёшь, стучат, говорят, поёте, летишь, живут, побежит, закричишь, постучат, придут, поговорим, прилетит,

Говори правильно!

Я жгу, пеку, берегу. Мы жжём, печём, бережём.

Ты жжёшь, печёшь, бережёшь. Вы жжёте, печёте, бережёте.

Он жжёт, печёт, бережёт. Он жжёт, печёт, бережёт.

Неопределённая форма глагола или инфинитив

У каждого слова есть форма, которая может изменяться. И есть начальная форма слова. Например, у сестры, за сестрой, о сестре. Это разные формы одного слова «сестра», изменяется ТОЛЬКО окончание. А само слово «сестра» — это и есть начальная форма.

Глагол тоже имеет начальную форму, которая только называет действие, само по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица. Вот почему она называется НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ формой.

Начальная форма глагола или инфинитив , или неопределённая форма глагола отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Глаголы в неопределенной форме имеют окончания -ть, -ти, — чь . Например, что делать? — бежаТЬ, идТИ, береЧЬ.

7. От имён существительных и имён прилагательных образуй и запиши глаголы в неопределенной форме (что делать?)

Спряжение глаголов

В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.

Спряжение – это изменение по лицам и числам.

Например, я читаЮ, мы читаЕМ, ты читаеШЬ, вы читаЕТЕ, он ЧитаЕТ, они читаЮТ. Сравни: я дарЮ, мы дарИМ, ты дарИШЬ, вы дарИТЕ, он дарИТ, они дарЯТ.

Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишЕт, но дарИТ, потому что слово «пишет» I спряжения, где в окончаниях пишется Е, а слово «дарит» II спряжения, где в окончаниях пишется И.

spryag

8. Проспрягай глаголы спасти и бежать, выдели личные окончания глаголов.

Какие глаголы относятся к ПЕРВОМУ спряжению? Это глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –ать (прыгАТЬ) кроме 4 глаголов-исключений, -ять (таЯТЬ), -уть (мокнУТЬ), -оть (полОТЬ), -ыть (рЫТЬ), -еть (летЕТЬ), кроме 7 глаголов-исключений). А также глаголы брить, стелить .

Какие глаголы относятся ко ВТОРОМУ спряжению? Это глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –ить. А также глаголы-исключения смотреть , обидеть, слышать , видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

157cfc0f49c257a7b2c941cd9089c72a

Легче запомнить так: если глагол в инфинитиве заканчивается на — ИТЬ , кроме брить, стелить , значит это II спряжение . Все остальные глаголы — I спряжения .

Но только если это не глагол — исключения: гнать, держать, слышать, дышать, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть и смотреть. ( это глаголы тоже II спряжения ).

  • смотреть:
    я смотрю — он смотрит — они смотрят
  • видеть:
    я вижу — он видит — они видят
  • слышать:
    я слышу — он слышит — они слышат
  • ненавидеть:
    я ненавижу — он ненавидит — они ненавидят
  • дышать:
    я дышу — он дышит — они дышат
  • держать:
    я держу — он держит — они держат
  • обидеть:
    я обижу — он обидит — они обидят
  • терпеть:
    я терплю — он терпит — они терпят
  • — зависеть:
    я завишу — он зависит — они зависят

Выучи этот стишок:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключенье — брить, стелить.
И еще —
Смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Как определить спряжение глагола, чтобы грамотно поставить безударное окончание? Например, слово «ученик рису(Е/И)т»

I СПОСОБ

1. Поставь глагол в неопределённую форму: что делать? — рисовать.

2. Посмотри какая гласная стоить перед -ть: рисовАть.

3. Если глагол не на -ИТЬ, значит — это глагол I спряжения.

4. А у глаголов I спряжения окончание с -Е, значит «ученик рисуЕт».

II СПОСОБ

1. Поставь глагол в 3 лицо множественное число (они): рисуЮТ

2. Запомни: в 3 лице множественном числе (они) в I спряжении глаголов окончание -ут/-ют . А во II спряжении глаголов в 3 лице множественном числе (они) числе окончание -ат/-ят !

3. Если окончание рисуЮт, — ЮТ, значит это глагол I спряжения.

9. Вставь орфограммы. Что общего в этих словах?

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

Раздели эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

10. Определи спряжение глаголов.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит, бегаешь, чистим, пишем, верить, думает, светит, прыгаешь, сидите, летаешь, спешат, знаете, стоишь, шагают, гремят, ищешь, играем, плывём, считают.

12. Распредели глаголы в 2 столбика в зависимости от спряжения.

Думать, спасать, бродить, смотреть, встречать, стелить, слышать, любить, успеть, помыть, отдохнуть, запретить, услужить, терпеть, дышать, брить, полоть, обидеть, обвинять.

13. Будь внимательным с глаголами… Найди глаголы только 1 спряжения

Отправить, отправлять. Разрушать, разрушить.Спросить, спрашивать. Смотреть, подсматривать. Покупать, купить. Доставлять, доставить. Гнать, гонять. Победить, побеждать.

14. Замени начальную глагольную форму на временную (по подходящему времени).

Мороз (щипать) щёки. Колючий ветерок (жечь) щёки.Уже ( сыпать) зима белым лёгким пухом на землю. Придёт волшебница в лес, (рассыпать) своё сияющее добро по деревьям.(Задремать) сказочный лес до весны.

15. Над глаголом обозначь спряжение и выдели окончание .

1)Что посеют, то и пожнут.2)Тише едете, дальше будете. 3)В бою побываете, цену жизни узнаете.4)Без труда не вынете и рыбку из пруда.5) Не посмотрите – не увидите, не расспросите – не найдёте.6)Скажете – не воротите, напишите – не сотрёте, отрубите – не приставите.7) Что заслужат, то и получат.

16. Запиши диктант. Найди глаголы. Определи время, число, спряжение.

Животному нос помогает жить. Им оно чувствует запахи еды и своих врагов. Свинья носом роет землю и отыскивает корешки. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом. Своим носом- иголочкой комар сосёт кровь. (по Г. Юдину)

17. Допиши глаголы 2 л ица ед.число и мн. число и 3 лица ед. число и мн. число.

Сеять, веять, лаять, таять,чуять,реять.

18. Спиши текст, заменяя выделенный глагол синонимом.

Дует тёплый ветерок.Исчезает последний снег в лесу. Звери чувствуют приближение весны. Высоко в небе парит орёл.

Слова для справок: таять,чуять, реять веять

19. Спиши пары глаголов, вставь пропущенные окончания, в скобках напиши неопределённую форму и определи спряжение.

Образец: Броса-м (бросать, 1 спр.), брос-м (бросить, 2спр.).

Пуска-шь, пуст-шь. Покупа-те, куп-те.Пуска-м, пуст-м. Сдерж-шь, сдержива-шь.

20. Спиши пары предложений, у глаголов укажи спряжение, вставь пропущенные окончания.

1) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес.(Н.Некрасов). Ветер по морю гуля…т и кораблик подгоня…т.(А.Пушкин)

2) Легко дыш…т грудью. Ты вдыха…шь запах полевых цветов.

3) Кто смотр…т вперёд, тот далеко вид…т. Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко – весну высматрива…т.

21. Проверочный диктант.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Стволы тёплые, чуть- чуть качаются, будто дышат. А вершины гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу, как к другу. Ствол гладкий, скользкий.Это молодая берёзка.

Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу.И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать.(По Н. Сладкову)

22. Спиши текст , употребляя глаголы, данные в скобках, в настоящем времени. Укажи лицо и число глаголов .

(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Мы медленно (брести) по размокшей дороге, ноги (скользить). Свежий воздух (бодрить) вас, и вы уже (петь) задорную весёлую песню туристов.

23. Спиши текст , заменяя в нём глаголы 1 лица глаголами 2 лица единственного числа. Выдели окончание глагола .

Живу в лесу. Встаю рано утром. Вдруг шорох! Выпрыгну из куста да и попаду охотнику под ноги. Хитрю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, нет ли кого на берегу. Всё время трясусь.

24. Прочитай текст , определи ошибки и обоснуй свою точку зрения.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёш в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёш ближе и разглядиш, что это такое, то увидеш, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

25. Составь и запиши словосочетания из данных слов с глаголами 2 лица единственного числа.

… беседу, … на солнышке, …. пироги, … к берегу, … багаж, … по телефону, … в деревне.

26. Напиши текст письма Джона, выбирая один из глаголов, представленных в скобках.

Как ты (живёшь, живёш )? (Ходиш, ходишь ) ли ты в школу? Как ты (учишься, учишся)? Чем ( занимаешся, занимаешься) в свободное время? Когда ты ( приедешь, приедеш ) ко мне в гости? (Умеешь, умееш) ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

27. Запиши начальную форму каждого глагола. Определи спряжение. Запиши глагол в форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть – зеленеет ( 1 спр.)

Таять — …, обидеть — …, стелить — …, брить — …, видеть — …

28. Спиши сочетания слов, укажи спряжение глаголов, падеж существительных.

Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

29. Игра «Четвёртый лишний» .

— Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
— Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
— Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Что ещё нужно знать о глаголах?

* Глагол «хотеть» и «бежать» называют разноспрягаемым , т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:

Я — хочу, мы хотИМ

Ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ

Он/она/оно хочЕТ, они хотЯТ

* Особо спрягаются глаголы есть и дать.

Вы едите, дадите

* А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают

В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.

Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.

* Глаголы бывают совершенного вида (действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать? ), например, , и несовершенного (действие не закончено что делает?) , например, работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать, я буду работать.

Возвратные глаголы

Глаголы могут иметь на конце частицу -ся или -сь . Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь), называются возвратными.

После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись.

Эта частица произошла от себя, которое произносится как ся, как меня – мя, тебя – тя. Возможно моюся, т. е. мою себя, мылися – мыли себя.

rech134

ВАЖНО! Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся . Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме.

Легко запомнить так: если в вопросе есть Ь, то и ТЬСЯ пишется с Ь .

Например, он умеет (что делатЬ?) трудитЬся (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся; взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-glagol.html

https://www.klass39.ru/internet-urok-po-russkomu-yazyku-glagoly/

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

Карточки для индивидуальной работы по теме «Глагол»

Карточка 1. Определи время глагола. Запиши их в три столбика. (п.в. н.в. б.в.)

Гладит, заметит, любил, будут летать, постучал, сидит, увидит, подует, заплачет, пошел, прочитал, прочитает.

Карточка 2. Поставь глаголы в прошедшем времени.

Мы живём (______________) у рощи. Там бывает (____________) хорошо. Поют (_____________) чижи. Цветут (________________) ландыши. Мы ходим (___________________) гулять в рощу. Наш пёс Рыжик любит (____________________) пугать птиц.

Карточка 3. Найди и подчеркни глаголы

Я выхожу на балкон освежиться и полюбоваться ранним утром. Из сада доносится пение  птиц. Слышится тонкий голосок малиновки. В вышине разносятся звонкие трели жаворонка.

Карточка 4. Запиши глаголы в 2 столбика (совершенный и несовершенный вид)

Кружить, кружиться, закружится, закружит, закружилась, закружил, закружишься.

Карточка 5. 

Придумай  и запиши 5 глаголов в неопределенной форме

Карточка 6. Определи время глаголов

Встречал, придержит, обидит, закопал, окружает, падают,  пачкаю, платил, оскалит, правит.

Карточка 7. Определи лицо глаголов

Пляшут,  печатаешь, пилил, ночую, дышите, чистят,  краснеем, лепишь,  чистит, предлагаю.

Карточка 8. 

Найди и подчеркни глаголы

Как зима не злится, а всё весне покорится. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. В учении нельзя останавливаться. Человеческий ум воспитывается учением и мышлением.

Карточка 9. Запиши глаголы в 2 столбика (совершенный и несовершенный вид)

Командуешь,  доложил, ненавидит, закрутить, сварит, думаешь, строит, прибежал

Карточка 10. 

Придумай  и запиши 5 глаголов в неопределенной форме

Карточка 11. Определи время глаголов

Повертел, причалит, прочитаешь, проводил, провожает, запутает, равняют, сеют, встречает, сдержал.

Карточка 12. Определи лицо глаголов

Сваришь, пишу, думает,  горевал, кричишь, ненавидит,  едем,  напечатаете, дымят, запляшут.

Карточка 13. Запишите словосочетания с глаголами прошедшего времени.
Лес, море, река, дети (шуметь).

Месяц, лампа, солнце, свечи (светить)

Класс, школа, здание, коридоры (опустеть).

Карточка 14. 

Запишите текст в прошедшем времени. Выделите окончания, определите род и число глаголов.


Солнце касается вершин Алтая. Оно погружается в далёкий 
синий мир. Всё отчётливее рисуются горы. В долине тихо угасает 
красноватый сумрак. От гор надвигается задумчивая мягкая тень.

*Карточка № 15.
Последнее облако растаял… в н…бесной с…неве. Берег 
делил реку на два протока . Около него т…мнел небольшой лес. На поверхности в…ды возникали неб…льшие воронки. Они ун…сились  стремительным бегом воды. У в…ршины омута л…жал б…льшой валун. В…да  трепетала на его мокрых плечах.
1) Разберите первое предложение по членам и частям речи. 

2) Выпишите 3 словосочетания из текста.

3) Выпишите 3 глагола прошедшего времени, рядом напишите глагол в неопределенной форме

Карточка № 16. Спишите, заменяя настоящее время глаголов прошедшим.
1.Иней сверкает. Молния сверкает. Глаза сверкают.

2.Солнце греет. Костёр греет. Печка греет. Дружба греет.

3. Лампа горит. Костёр горит. Восток горит. Больной горит.

4. Голосок звенит. Пчела звенит.

* Карточка № 17.

1. Определите время, лицо (если есть), число глаголов ; выделите окончание.

Лают, идет, слышит, позвонит, белел, встречают, спрячутся, нести, крикну, ловил , крикнет.

2. Произведите указанные разборы.

Зеленеют3 молодые деревья1 в природе.4

* Карточка № 18. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите из текста все глаголы, определите время, лицо, число.

В..сной лес пробуждается после зимнего сна. Ж..знь (в) лесу нарастает с каждым часом. Св…тило яркое со…нце. Вдруг с востока надвинулась тёмная гр…зовая туч… . В лесу слышится разг…вор иволги .Над г…л…вой проносятся первые стрижи.

Карточка № 19. Определи время данных глаголов. Образуй от них глаголы неопределенной формы.

Ловлю — __________ Уйдет — ____________

Возил — ____________ Нес — ____________

Берёг — ___________ Лежит___________

*Карточка № 20. Составь из существительных однокоренные глаголы. Измени глаголы по временам.

Наст.вр.

Прош.вр.

Буд. вр.

Неопределенная форма

Рисунок

Звонок

Письмо

Карточка № 21. Образуй от данных глаголов глаголы неопределенной формы. Выдели окончание.

Тащу — ________Хожу — ____________ Пилю — ____Строю — ____ Крашу — ___________Кричу

Карточка № 22. Измени глаголы по временам.

Наст. вр.

Прош. вр.

Буд. вр.

поехать

приготовить

нарисовать

Карточка № 23. К данным глаголам подбери противоположные по смыслу глаголы — антонимы.

Печалится — _______________________

Молчать — ________________________

Находить — _______________________

Медлишь — ________________________

Карточка № 24. К данным глаголам подбери противоположные по смыслу глаголы — антонимы.

Уезжает – _____________________________

Любить – _____________________________

Заходить – ___________________________

Светлеет- ___________________________

Карточка № 25. Образуй от данных глаголов глаголы прошедшего времени, измени их по родам и числам.

Белеть — ______________________________

Наступать — ___________________________

Обедать — _____________________________

Карточка № 26. К данным глаголам подбери глаголы – синонимы.

Смеяться — __________________________

Рассказывает — ________________________

Работает — ____________________________

Сверкает — ___________________________

Карточка № 27. Образуй от данных глаголов глаголы прошедшего времени, измени их по родам и числам.

Вставать — ______________________________

Обедать — ___________________________

Смотреть — _____________________________

Карточка № 28. К данным глаголам подбери глаголы – синонимы.

Гневаться — ____________________________

Дремать — _______________________________

Размышлять — __________________________

Торопиться — __________________________

Карточка № 29. Поставь глаголы в прошедшем времени.

Стоит (_______) ясный день. Мы идем (______) в лес. На лапах ели лежит (_____) снег. Ком снега падает (_______) на старый пень. Ваня замечает (_______) зайца. Зайка скрывается (_____) в кустах.

Карточка № 30. Определи время глагола. Запиши их в три столбика. Гладит, заметит, любил, будут летать, постучал, сидит, увидит, подует, заплачет, пошел, прочитал, прочитает.

Прошед.вр. Наст.вр Буд.вр.

Карточка № 31. Поставь глаголы в прошедшем времени.

Мы живём (_____) у рощи. Там бывает (______) хорошо. Поют (_______) чижи. Цветут (________) ландыши. Мы ходим (______) гулять в рощу. Наш пёс Рыжик любит (______) пугать птиц.

Карточка № 32. Определи время глагола. Запиши их в три столбика.

Гладит, заметит, любил, будут летать, постучал, сидит, увидит, подует, заплачет, пошел, прочитал, прочитает.

Прошед.вр. Наст.вр Буд.вр.

Карточка № 33. Образуй от данных глаголов форму 2-го лица единственного числа.

Поет – Накажет –

Бредет – Победит –

Утаит —

Карточка № 34. Разбери по составу слова.

Перепишет, выбегают, разморозиться.

Карточка № 35. От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

зелень — ………

крик — …………

поливка — ……..…

Карточка № 36. Образуй от данных глаголов форму 2-го лица единственного числа.

Грозит —

Прочтет –

Разгрызет —

Отстает –

Скользит –

Карточка № 37. Разбери по составу слова.

Рассердиться, отцветают, перечитываю.

Карточка № 38. От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

свет — …….…

погрузка — ……..…

корм — ……………..

1. Образуй от данных глаголов форму 3-го лица ед. ч.

Слышать –

Перегонять –

Мерзнуть –

Загорать –

Рыбачить —

2. От глаголов и прилагательных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

шью — …………

белый — ……..….

нес — ……..….

3. Напиши эти же глаголы во 2- м лице ед. ч.

1. Образуй от данных глаголов форму 3-го лица ед. ч.

Зимовать –

Прочитать –

Связать –

Обидеть –

Застелить –

2. От глаголов и прилагательных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

пишу — …….. …..

черный — …….

помог — … ……

3. Напиши эти же глаголы во 2- м лице ед. ч.

1. С помощью приставок образуй глаголы будущего времени. Запиши. Выдели окончания.

(учу – выучу, выучишь, выучит, выучат)

строю — ………………

пишу — ………………

2. Разбери по составу слова.

Завертит, насмотришься, проголодаться

3. Образуйте глаголы неопределённой формы. 
Кусает –

Ходит –

Шумит –

Прыгнул –

Сверкает —

1. С помощью приставок образуй глаголы будущего времени. Запиши. Выдели окончания.

(учу – выучу, выучишь, выучит, выучат)

говорю — ……………

леплю — ………………

2. Разбери по составу слова.

Вылетают, распечатал, рассмотришь.

3. Образуйте глаголы неопределённой формы. 

Взмахнул –

Смотрел –

Любит –

Срезают –

Делает –

1. Обозначьте время глаголов. 
Солнце св..тило . Ре..ко ув..дает тр..ва . У старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр .

2. Выпиши глаголы в два столбика по спряжениям , вставь окончания.

Излуча…т, наскоч…т, ла..т, выгон..т, стел..т, дыш..т, закле..т, леч…т, сажа…т.

1. Обозначьте время глаголов. 

Оп..дают лист..я. Воздух наполнялся зап..хом гр..бов. В тр…ве звуч…т г…лоса птиц.

2. Выпиши глаголы в два столбика по спряжениям , вставь окончания.

Обеща…т, устро…т, точ..т, разруша..т, кол…т, барабан..т, посол…т, плат…т, высуш…т.

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а) Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

б)На липах висят последние золотые листья.

2. Определи в скобках , лицо и число глаголов.

Образец : спасает ( 3-е л., ед.ч.).

Грызёшь — Ползут –

Замолчишь – Отстаю –

Промолчу – Повезёт —

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а)На сосне было старое гнездо.

б) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

2. Определи в скобках , лицо и число глаголов.

Образец : спасает ( 3-е л., ед.ч.).

Трещишь – Спасает –

Трещат – Полетим –

Позовёте – Простят —

1. Определи время глагола. Запиши их в три столбика.

Стирает, постираю, задрожал, буду учить, выучит, лечит.

2. Образуйте от

существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.

Соль —

скрип —

1. Определи время глагола. Запиши их в три столбика.

Выстирал, забежал, подует, выучил, мерзнут, высушит.

2. Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.

Боль —

корм –

1. От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

2. Рядом запиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч. в настоящем, прошедшем и будущем времени.

зелень — … погрузка — …

крик — … корм —

поливка — … свет — …

1. От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.

2. Рядом запиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч. в настоящем, прошедшем и будущем времени.

бег — …….… пение — …..…

посадка — ……….. корм — ………..

сад — ………… смотр — ……

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а.) Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом

и жемчугом.

б. )На липах висят последние золотые листья.

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а. )На сосне было старое гнездо.

б.) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а.) Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом

и жемчугом.

б. )На липах висят последние золотые листья.

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а. )На сосне было старое гнездо.

б.) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а.) Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом

и жемчугом.

б. )На липах висят последние золотые листья.

1. Сделай морфологический разбор глаголов.

а. )На сосне было старое гнездо.

б.) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

Начальная школа XXI века

РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

Для самостоятельной работы

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  1. Прочитай.

_______________________________________________________________________

Сел галч_нок на край тарелки и клянч_т, чтобы его пок_рмили.

Мама ест суп с лапшой. Зач_рпнула полную ло_ку, несёт осторожно, чтобы (не) распл__скать. С ло__ки длинная  лапшинка свес__лась.  Гач__нок  как подпрыгн__т, цоп лапшинку с ло__ки. Потряс в клюве, как черв__ка, и с___ел.

Мама вторую ло__ку зач___рпнула. Опять  с неё лапша св___сает. Н__сёт мама ло___ку мимо галч__нка и потряхива__т. Лапшинка пляш___т, словно ж___вая. И эту галч___нок  с___ел.

Начал в т___релку загляд____вать  — откуда вкусные вещи являют___ся. Мама решила ложеч___ку чуть прип____днимать над т___релкой. Галч____нок накл___нялся ниже и ниже, потом стал хватать лапшинки прямо с т____релки. Вот так и одолел всю премудрость еды!

  1. Определи тему текста. О чём этот текст?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответь на вопросы.
  • Почему  мама учила птенца есть?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Было это заранее придумано?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Озаглавьте текст.
  2. Составьте план

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Работа с толковым словарём.
  • Как понимаете значение слова премудрость?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • В каком смысле оно употреблено в тексте?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Объясните, как понимаете значение слова клянчит?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Подберите близкие  по смыслу слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Напишите, как мог галч__нок  мог клянчить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Почему автор, описывая, как галч__нок схватил лапшинку первый раз, употребил слово цоп?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни написание окончаний существительных.

на край (чего?) тарелк __________________________________________________;

свесилась (с чего?) с ло__ к _____________________________________________;

потряс (в чём?) в клюв __________________________________________________;

несёт мимо (кого?) галч___нк ____________________________________________;

приподнимать (над чем?) над тарелк _____________________________________;

прямо (из чего?) из тарелк _______________________________________________.

  1. Вставь пропущенные орфограммы.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  1.  Прочитайте

___________________________________________________________________________________

Мария Ивановна долго б_лела. Все ученики нав_щали учительницу, прин__сили цветы, ра__казывали см_шные истории и инт__ресн___ новости.

Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым мальчишкой.

Мария Ивановна вызд__ров__ла, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни.  А Васю Сапунова поблагодарила отдельно  и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящ_____ мужчиной.

Ребята уд__вились. И вот что ра___казала учительница. Вася не навещал её. Но он каждый день прих__дил к его стареньк___ маме и прин___сил по два ведра воды и по две охапки дров.

Каждый заботится как умеет. Разве это плохо?

  1. Вставь пропущенные орфограммы
  2. Работа с толковым словарём
  • Объясните, как понимаете значение слова нелюдим.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Подберите слова, близкие по смыслу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Кого называли нелюдимым, нечутким мальчишкой? ________________________________

_______________________________________________________________________________________

  • Каким на самом деле он оказался? _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  • Сравните, каким образом проявляли заботу об учительнице все дети и Вася Сапунов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответь на вопрос автора

_____________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Какова основная мысль текста?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Озаглавьте текст.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти накопительную часть своей пенсии
  • Как составить таблицу в excel с датами
  • Как найти адамов корень
  • Как составить таблицу в excel для семейного бюджета
  • Скайрим как найти маску рагот