Как найти глаголы в упражнении

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии . А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

Глаголы в неопре­де­лен­ной фор­ме закан­чи­ва­ют­ся на -ть, -ти и -чь:

Неопределенная форма глагола

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Выдать чужой сек­рет — пре­да­тель­ство , выдать свой — глу­пость (Ф. Вольтер).

Успеха мож­но добить­ся , если при­ло­жить старания.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

  • фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) без пред­ло­га (защи­титьРодину);
  • фор­мой роди­тель­но­го паде­жа, обо­зна­ча­ю­щей часть от цело­го, либо при отри­ца­нии (попро­бо­вать сока, не дождать­ся изве­стия).

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

  • сто­ять на пороге;
  • подой­ти к нему;
  • сомне­вать ся .

Переходные и непереходные глаголы

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

  • улы­ба­ет­ся, умы­ва­ет­ся, построиться;
  • нестись, прой­тись.

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

Возвратные глаголы

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

  1. гла­го­лы совер­шен­но­го вида;
  2. гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида.

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

  • про­шед­шее (обо­зна­чил, заиг­рал, кап­нул);
  • буду­щее про­стое (обо­зна­чим, отло­жишь, про­ла­ет).

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

  • насто­я­щее (рису­ет, поешь, тан­цу­ем);
  • про­шед­шее (рисо­вал, пел, тан­це­вал);
  • буду­щее слож­ное (буду рисо­вать, будешь петь, будут тан­це­вать).

глаголы совершенного и несовершенного вида

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Спряжение глаголов

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

Лицо Хотеть Бежать
Ед. чис­ло Мн. чис­ло Ед. чис­ло Мн. чис­ло
1-е я хочу мы хотим я бегу мы бежим
2-е ты хочешь вы хоти­те ты бежишь вы бежи­те
3-е он хочет они хотят он бежит они бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

  1. изъ­яви­тель­но­го
  2. пове­ли­тель­но­го
  3. услов­но­го

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

  • сте­лет (наст.);
  • сте­лил (прош.);
  • будет сте­лить (буд.)

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

  • спро­сил (прош.);
  • спро­сит (буд.)

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

  • полз­ти — полз ут — полз и , полз и те ;
  • сидеть — сид ят — сядь, сядь те .

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • обна­дё­жить — обна­дё­жил бы;
  • обна­дё­жил а бы;
  • обна­дё­жил о бы;
  • обна­дё­жил и бы.

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

Наклонения глагола

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писа­ла, писали;
  • будет писать.

Времена глаголов в русском языке

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

  • маль­чик рисует;
  • сереб­ро плавится;
  • Земля вра­ща­ет­ся.

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­си ть — кра­си л ;
  • ука­за ть — ука­за л а ;
  • соста­ви ть — соста­ви л о ;
  • реши ть — реши л и .

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буд у готовиться;
  • буд ешь стараться;
  • буд ет улы­бать­ся и т. д.

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

  • я пиш у , напиш у ;
  • ты сме ёшь ся, рас­сме ёшь ся;
  • он зов ет , позов ет и т. д.

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

  • нездо­ро­вит­ся, вече­ре­ет, смеркается;
  • рас­све­ло, под­мо­ро­зи­ло, запахло.

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

  • дятел сту­чит — сту­чит в висках;
  • лес тем­не­ет вда­ли — тем­не­ет в глазах.

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

II . вре­мя (если есть);

III . лицо (если есть);

Морфологический разбор глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Если пра­виль­но рас­пре­де­лить вре­мя, ты мно­гое успе­ешь .

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Интернет-урок по русскому языку «Глаголы»

Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы»

На нашем Интернет-уроке мы поговорим о части речи — глагол.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? и что сделает? и обозначает действия предметов (работать, писать, строить) и с остояние (спать, думать, мерзнуть).

Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, стечь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, дает, поет, стекло, гололед.

У тебя не возникли вопросы со словами «пила», «печь», «стекло»? Ведь эти слова могут быть и именем существительным, и глаголом. Например, …

У дедушки в сарае есть пила. Девушка пила воду из графина.

Бабушка учила внучку печь блины. Раньше печь была необходима людям для приготовления пищи.

В окно вставили тонкое стекло. Растаявшее мороженое стекло на пол.

2. Распредели данные глаголы по группам: 1 группа — глаголы, которые называют действие, 2 группа — глаголы, которые называют состояние.

Варить, думать, рисовать, мыслить, соображать, надевать, таять, шить, мечтать, дремать, поливать.

[accordion auto_height=»false» ui_theme=»ui-smoothness»][accordion_panel title=»Проверь себя»]Узнай правильные ответы [/accordion_panel] [accordion_panel title=»1 группа «]варить, рисовать, надевать, шить, поливать [/accordion_panel] [accordion_panel title=»2 группа «]думать, мыслить, соображать, таять, мечтать, дремать [/accordion_panel] [/accordion]

3. Выбери из приведенных ниже глаголов, подходящие по смыслу, и восстанови текст .

Послушайте же, дети мои, наставления. Старших ___________. В дому своём_______ . Лжи ________ . Гостя ________ . Больного ________. Что ________ хорошего, того _________, а чего _________ – тому _________. Пусть __________ вас солнце в постели.

rech136

( учитесь, почитайте, привечайте, не ленитесь, навестите, остерегайтесь, умеете, не умеете, не забывайте, не застанет)​

А ты знаешь, что… Слово «глагол» пришло из греческого языка. «Глагол» обозначает «речь, слово». Это значит, что слово «глагол» раньше обозначало не только часть речи, но и целое понятие : речь, слово.

Подумай, в каком значении употреблено слово глагол в строке из стихотворения А.С.Пушкина? Как можно сказать по-другому?…

Глаголом жги сердца людей

Глаголы могут изменяться по времени , числу , лицам , а глаголы прошедшего времени ещё и по роду . Обо всём по порядку…

Время глагола

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрёл
«Ухожу»- кричит сегодня,
А вчера, — кричал, — «ушёл»
Завтра, — скажет,- «я уйду»
Позавидуйте ему.

время глагола

Прошедшее время — то, что прошло:
Вчера мы писали. Солнце ушло.
Настоящее время приходит теперь:
Мы пишем имя. бегает зверь.
Будущее время еще не пришло:
После уроков пойдем мы в кино.

klass39_2

ВАЖНО! Прошедшее время образуется с помощью суффикса к основе неопределённой формы: бежа-ть – бежа, гуля-ть – гуля, строи-ть – строи-л.

Запомни! Перед суффиксом сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед -ть: видеть – видел, слышать – слышал, веять – веял.

4. Найди глаголы. Определи время глаголов.

Проворная Зв…рюшка
Ж…вет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала гр…бок,
Нан…зала на сучок,
Заг…товит впрок.

Число глаголовklass39_1

5. Определи число и время глаголов.

Хлопаем, хлопал, пляшет, сплю, закукарекает, бежишь, садимся, посижу, рисовали, нарисую, рисуем, полетим, прилетели, смастеришь, отвечаю, думаем.

Род глагола

Глаголы прошедшего времени в ед.числе (ТОЛЬКО прошедшего времени) изменяются по роду .

Например, глагол «летать». Он — летал (мужской род), она — летала (женский ро), оно — летало (среднего рода).

На уроке Маша рисовала вазу с цветами, а Миша рисовал автомобиль.

А если мы возьмём глагол настоящего времени? Наблюдай: Он летает, она летает, оно летает. Изменяется глагол? НЕТ!

Лицо глагола

f8LDQvvBkEPqAhy

Глагол в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. Самый простой способ определить лицо — подставить подходящее местоимение.

ВАЖНО! У глаголов в прошедшем времени лицо не определяется!

klass39_3

ВАЖНО! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак: рисуешЬ, пишешЬ. Глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е: пишитЕ, читаетЕ.

6. Определи число, время и лицо глаголов.

Бежит, идёшь, стучат, говорят, поёте, летишь, живут, побежит, закричишь, постучат, придут, поговорим, прилетит,

Говори правильно!

Я жгу, пеку, берегу. Мы жжём, печём, бережём.

Ты жжёшь, печёшь, бережёшь. Вы жжёте, печёте, бережёте.

Он жжёт, печёт, бережёт. Он жжёт, печёт, бережёт.

Неопределённая форма глагола или инфинитив

У каждого слова есть форма, которая может изменяться. И есть начальная форма слова. Например, у сестры, за сестрой, о сестре. Это разные формы одного слова «сестра», изменяется ТОЛЬКО окончание. А само слово «сестра» — это и есть начальная форма.

Глагол тоже имеет начальную форму, которая только называет действие, само по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица. Вот почему она называется НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ формой.

Начальная форма глагола или инфинитив , или неопределённая форма глагола отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Глаголы в неопределенной форме имеют окончания -ть, -ти, — чь . Например, что делать? — бежаТЬ, идТИ, береЧЬ.

7. От имён существительных и имён прилагательных образуй и запиши глаголы в неопределенной форме (что делать?)

Спряжение глаголов

В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.

Спряжение – это изменение по лицам и числам.

Например, я читаЮ, мы читаЕМ, ты читаеШЬ, вы читаЕТЕ, он ЧитаЕТ, они читаЮТ. Сравни: я дарЮ, мы дарИМ, ты дарИШЬ, вы дарИТЕ, он дарИТ, они дарЯТ.

Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишЕт, но дарИТ, потому что слово «пишет» I спряжения, где в окончаниях пишется Е, а слово «дарит» II спряжения, где в окончаниях пишется И.

spryag

8. Проспрягай глаголы спасти и бежать, выдели личные окончания глаголов.

Какие глаголы относятся к ПЕРВОМУ спряжению? Это глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –ать (прыгАТЬ) кроме 4 глаголов-исключений, -ять (таЯТЬ), -уть (мокнУТЬ), -оть (полОТЬ), -ыть (рЫТЬ), -еть (летЕТЬ), кроме 7 глаголов-исключений). А также глаголы брить, стелить .

Какие глаголы относятся ко ВТОРОМУ спряжению? Это глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –ить. А также глаголы-исключения смотреть , обидеть, слышать , видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

157cfc0f49c257a7b2c941cd9089c72a

Легче запомнить так: если глагол в инфинитиве заканчивается на — ИТЬ , кроме брить, стелить , значит это II спряжение . Все остальные глаголы — I спряжения .

Но только если это не глагол — исключения: гнать, держать, слышать, дышать, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть и смотреть. ( это глаголы тоже II спряжения ).

  • смотреть:
    я смотрю — он смотрит — они смотрят
  • видеть:
    я вижу — он видит — они видят
  • слышать:
    я слышу — он слышит — они слышат
  • ненавидеть:
    я ненавижу — он ненавидит — они ненавидят
  • дышать:
    я дышу — он дышит — они дышат
  • держать:
    я держу — он держит — они держат
  • обидеть:
    я обижу — он обидит — они обидят
  • терпеть:
    я терплю — он терпит — они терпят
  • — зависеть:
    я завишу — он зависит — они зависят

Выучи этот стишок:

Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключенье — брить, стелить.
И еще —
Смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Как определить спряжение глагола, чтобы грамотно поставить безударное окончание? Например, слово «ученик рису(Е/И)т»

I СПОСОБ

1. Поставь глагол в неопределённую форму: что делать? — рисовать.

2. Посмотри какая гласная стоить перед -ть: рисовАть.

3. Если глагол не на -ИТЬ, значит — это глагол I спряжения.

4. А у глаголов I спряжения окончание с -Е, значит «ученик рисуЕт».

II СПОСОБ

1. Поставь глагол в 3 лицо множественное число (они): рисуЮТ

2. Запомни: в 3 лице множественном числе (они) в I спряжении глаголов окончание -ут/-ют . А во II спряжении глаголов в 3 лице множественном числе (они) числе окончание -ат/-ят !

3. Если окончание рисуЮт, — ЮТ, значит это глагол I спряжения.

9. Вставь орфограммы. Что общего в этих словах?

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

Раздели эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

10. Определи спряжение глаголов.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит, бегаешь, чистим, пишем, верить, думает, светит, прыгаешь, сидите, летаешь, спешат, знаете, стоишь, шагают, гремят, ищешь, играем, плывём, считают.

12. Распредели глаголы в 2 столбика в зависимости от спряжения.

Думать, спасать, бродить, смотреть, встречать, стелить, слышать, любить, успеть, помыть, отдохнуть, запретить, услужить, терпеть, дышать, брить, полоть, обидеть, обвинять.

13. Будь внимательным с глаголами… Найди глаголы только 1 спряжения

Отправить, отправлять. Разрушать, разрушить.Спросить, спрашивать. Смотреть, подсматривать. Покупать, купить. Доставлять, доставить. Гнать, гонять. Победить, побеждать.

14. Замени начальную глагольную форму на временную (по подходящему времени).

Мороз (щипать) щёки. Колючий ветерок (жечь) щёки.Уже ( сыпать) зима белым лёгким пухом на землю. Придёт волшебница в лес, (рассыпать) своё сияющее добро по деревьям.(Задремать) сказочный лес до весны.

15. Над глаголом обозначь спряжение и выдели окончание .

1)Что посеют, то и пожнут.2)Тише едете, дальше будете. 3)В бою побываете, цену жизни узнаете.4)Без труда не вынете и рыбку из пруда.5) Не посмотрите – не увидите, не расспросите – не найдёте.6)Скажете – не воротите, напишите – не сотрёте, отрубите – не приставите.7) Что заслужат, то и получат.

16. Запиши диктант. Найди глаголы. Определи время, число, спряжение.

Животному нос помогает жить. Им оно чувствует запахи еды и своих врагов. Свинья носом роет землю и отыскивает корешки. Рыба-меч страшным носом протыкает рыб. Дятел носом долбит деревья и вытаскивает насекомых. Попугай цепляется за ветки своим крючковатым клювом. Своим носом- иголочкой комар сосёт кровь. (по Г. Юдину)

17. Допиши глаголы 2 л ица ед.число и мн. число и 3 лица ед. число и мн. число.

Сеять, веять, лаять, таять,чуять,реять.

18. Спиши текст, заменяя выделенный глагол синонимом.

Дует тёплый ветерок.Исчезает последний снег в лесу. Звери чувствуют приближение весны. Высоко в небе парит орёл.

Слова для справок: таять,чуять, реять веять

19. Спиши пары глаголов, вставь пропущенные окончания, в скобках напиши неопределённую форму и определи спряжение.

Образец: Броса-м (бросать, 1 спр.), брос-м (бросить, 2спр.).

Пуска-шь, пуст-шь. Покупа-те, куп-те.Пуска-м, пуст-м. Сдерж-шь, сдержива-шь.

20. Спиши пары предложений, у глаголов укажи спряжение, вставь пропущенные окончания.

1) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес.(Н.Некрасов). Ветер по морю гуля…т и кораблик подгоня…т.(А.Пушкин)

2) Легко дыш…т грудью. Ты вдыха…шь запах полевых цветов.

3) Кто смотр…т вперёд, тот далеко вид…т. Дыш…т земля и продышала себе в снегу окошечко – весну высматрива…т.

21. Проверочный диктант.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Стволы тёплые, чуть- чуть качаются, будто дышат. А вершины гудят то грозно, то ласково. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу, как к другу. Ствол гладкий, скользкий.Это молодая берёзка.

Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу.И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать.(По Н. Сладкову)

22. Спиши текст , употребляя глаголы, данные в скобках, в настоящем времени. Укажи лицо и число глаголов .

(Греметь) последний раскат грома. По небу (плыть) рваные облака. Мы медленно (брести) по размокшей дороге, ноги (скользить). Свежий воздух (бодрить) вас, и вы уже (петь) задорную весёлую песню туристов.

23. Спиши текст , заменяя в нём глаголы 1 лица глаголами 2 лица единственного числа. Выдели окончание глагола .

Живу в лесу. Встаю рано утром. Вдруг шорох! Выпрыгну из куста да и попаду охотнику под ноги. Хитрю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, нет ли кого на берегу. Всё время трясусь.

24. Прочитай текст , определи ошибки и обоснуй свою точку зрения.

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёш в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёш ближе и разглядиш, что это такое, то увидеш, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

25. Составь и запиши словосочетания из данных слов с глаголами 2 лица единственного числа.

… беседу, … на солнышке, …. пироги, … к берегу, … багаж, … по телефону, … в деревне.

26. Напиши текст письма Джона, выбирая один из глаголов, представленных в скобках.

Как ты (живёшь, живёш )? (Ходиш, ходишь ) ли ты в школу? Как ты (учишься, учишся)? Чем ( занимаешся, занимаешься) в свободное время? Когда ты ( приедешь, приедеш ) ко мне в гости? (Умеешь, умееш) ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

27. Запиши начальную форму каждого глагола. Определи спряжение. Запиши глагол в форме 3 лица, ед.ч. Образец: зеленеть – зеленеет ( 1 спр.)

Таять — …, обидеть — …, стелить — …, брить — …, видеть — …

28. Спиши сочетания слов, укажи спряжение глаголов, падеж существительных.

Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по мосту.

29. Игра «Четвёртый лишний» .

— Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
— Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
— Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Что ещё нужно знать о глаголах?

* Глагол «хотеть» и «бежать» называют разноспрягаемым , т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:

Я — хочу, мы хотИМ

Ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ

Он/она/оно хочЕТ, они хотЯТ

* Особо спрягаются глаголы есть и дать.

Вы едите, дадите

* А теперь проспрягай глагол «дать». Назови в каком ряду названы все формы правильно:

  • даю, даёшь, даёт, даём, даёте, дают
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут
  • дам, даешь, даст, дадим, даёте, дают

В первом ряду спрягается глагол «давать», а в третьем ряду формы глагола «давать» и «дать» перемешаны. Правильный ответ — во втором ряду.

Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.

* Глаголы бывают совершенного вида (действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать? ), например, , и несовершенного (действие не закончено что делает?) , например, работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать, я буду работать.

Возвратные глаголы

Глаголы могут иметь на конце частицу -ся или -сь . Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь), называются возвратными.

После согласных и й употребляется -ся, а после гласных – -сь: моет – моется, мыл – мылся, мыть – мыться, мой – мойся, мою – моюсь, мыли – мылись.

Эта частица произошла от себя, которое произносится как ся, как меня – мя, тебя – тя. Возможно моюся, т. е. мою себя, мылися – мыли себя.

rech134

ВАЖНО! Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся . Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме.

Легко запомнить так: если в вопросе есть Ь, то и ТЬСЯ пишется с Ь .

Например, он умеет (что делатЬ?) трудитЬся (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся; взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

Что такое глагол – объясняю простыми словами, что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки

Что такое глагол простыми словами

Глагол – это самостоятельная часть речи, то есть к нему всегда можно задать вопрос и у него есть лексическое значение.

Глаголы обозначают действия в широком смысле.

  1. Действие, которое кто-то делает: читать, работать, играть.
  2. Мысли и чувства: думать, тосковать, надеяться, восхищаться,
  3. Состояния природы: вечереет, смеркается, светает.

Постоянные морфологические признаки глаголов

Вид. Он бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает отношение действия к его пределу. Несовершенный вид – это когда действия «бесконечные». Смотрите: читать, плавать, выть, молиться, дремать – ни о какой «предельности» речи нет.

А вот у глаголов совершенного вида действие всегда «конечное»: прочитать, помолиться, проплыть, взвыть, подремать. Чувствуете «конечность», «предельность» этих действий? Прочитал и всё. Взвыл и всё. Подремал и всё.

Как быстро запомнить

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: ждать, думать, верить. Глаголы Совершенного – «что Сделать?»: переждать, поверить, передумать. Если в вопросе есть буква «с» – значит вид совершенный.

Спряжение. Глагол относится либо к первому, либо ко второму спряжению. Определяйте всегда вот по такому плану:

  1. Посмотреть на личное окончание (не на окончание инфинитива), если оно ударное.
  2. Если там -ит, -ишь, -им, -ите, -ат, -ят – второе спряжение.
  3. Если там -ет, -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют – первое.
  4. Посмотреть на окончание инфинитива, если личное безударное.
  5. Если там есть -и (вопить, грустить) – спряжение второе. Если там другая буква – первое (читать, петь).

К первому спряжению еще относятся глаголы брить, стелить. А ко второму – вот эти 11 исключений:

Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть, и терпеть.

Переходность. Если у глагола есть зависимое слово в винительном падеже без предлога – он переходный. В остальных случаях непереходный. Примеры:

  1. Читать (что?) книгу – есть дополнение в винительном падеже без предлога, глагол переходный.
  2. Смотреть в окно – есть предлог, поэтому сразу непереходный.
  3. Сидеть на скамейке – здесь и предлог, и существительное в предложном падеже, поэтому о переходности вообще речи нет.

Про падежи

Вот статья про косвенные падежи существительных – загляните, она очень маленькая. Я там рассказываю, как их легко запомнить, чтобы не путать.

Возвратность. Если есть постфикс -ся – глагол будет возвратным. То есть он «возвращает» действие на того, кто его производит: кот умывается, девочка причесывается. Подробнее – в статье про возвратные глаголы.

Непостоянные признаки

Наклонение. Одно из трех: изъявительное, сослагательное, повелительное. Изъявительное – обозначает действие, которое происходит «наяву», то есть реально: мальчик читает, дельфин прыгает, дюймовочка спит.

Два других обозначают «ирреальные» действия – то есть в реальности ничего не происходит.

Сослагательное – это глагол с частицей «бы»: «проработал бы, но…» – то есть в реальности никто так и не работал.

Повелительное – кто-то кому-то приказал, повелел что-то сделать. Но это не значит, что действие реально сделано: читай – не факт, что он прочитает, наливай – не факт, что нальет, пойте – не факт, что они будут петь.

Время. Оно есть только у глаголов в изъявительном наклонении. Потому что если действия как такового нет (в сослагательном и повелительном наклонении), то не может быть и времени. В изъявительном наклонении время может быть настоящим, прошедшим и будущим.

Про синтаксическое и морфологическое время

В школе этого нет, но на олимпиадах может быть. Морфологическое время – это время глагола, например прошедшее – читал, будущее – буду читать, настоящее – читаю.

Синтаксическое – это время, на которое указывает предложение в целом. Морфологическое время может быть прошедшим, а синтаксическое настоящим: «Вот вчера иду я, значит, по улице, смотрю по сторонам…» – морфологическое время настоящее (иду, смотрю), а синтаксическое – прошедшее, потому что «вчера». То есть я вчера шел и смотрел.

Число. Может быть множественным или единственным: я ем – единственное, они едят – множественное.

Лицо. Лиц три:

  1. Первое – Я, Мы.
  2. Второе – Ты, Вы.
  3. Третье – Он, Она, Оно, Они.

Чтобы определить лицо, надо подставить нужное местоимение: «Хорошо поете» – «Хорошо Вы поете» – второе лицо. «Сегодня весь день работаю, устал уже» – «Сегодня Я весь день работаю, Я устал уже» – первое.

Про безличные глаголы

Это когда лица нет и никакое местоимение подставить нельзя: тошнит, знобит, мутит. Это происходит как-то само собой, никто конкретно действия не производит. Или: вечереет, смеркается – то же самое. Или из Лермонтова: «И верится, и плачется» – он подчеркивает, что действия совершаются как-то сами по себе, без его на то воли.

Род. Мужской, женский или средний. Есть только у глаголов в прошедшем времени: он читал, она читала, оно читало. В настоящем и будущем временах род определить нельзя. Смотрите: он/она/оно читает, будет читать.

Чем глагол является в предложении

Может быть очень разными членами предложения:

    : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.

Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.

Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/chto-takoe-glagol.html

Интернет-урок по русскому языку «Глаголы»

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-glagol

Глагол.

  1. Спиши. Подчеркни глаголы.

Веселить, веселье, веселый, мы, радовался, радостный, радость, поход, походный, они, ходил.

  1. Выпиши только глаголы.

Игрушечный, игра, играть, строить, строительный, строитель, праздник, праздновать, праздничный.

Составь с ними предложения.

  1. Среди данных слов подчеркните только глаголы.

Русская, любить, огонек, рассказать, хороший, бежать, память, красить, гулять, темный.

  1. Какие глаголы относятся к каждому времени? Соедини линиями.

настоящее время                                  побежит

                                                               спит

прошедшее время                                станцует

                                                               кричал

будущее время                                     смотрит

  1. От существительных запиши однокоренные прилагательные и глаголы. Выдели корень.

Образец: крик – крикливый – кричит

Зелень -… — …, мороз — …-…, боль — …- …, чистота — …-… .

  1. Прочитай словосочетания. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Надпиши над словами части речи.

                                прил.               сущ.

Образец: дождливый день

Д…ждливый день, прелес…ные цв…ты, лё…кий пух, нак…рмить хлебом, ужас…ный ветер, под…рить книгу, мя…кий знак.

  1. Составь и запиши предложение. Надпиши части речи. Подчеркни грамматическую основу предложения.

ненастная, на, стоит, улице, погода

  1.  Укажи части речи.

Образец: огромное – прилаг.

Огромное –

Рисует –

Птенец –

Белый –

Под –

Рисунок –

Ты –

Белизна –

Зеленеть –

  1. Составь предложения. Запиши их. Обозначь части речи.

бегут, по, веселые, овражкам, ручейки

появилась, молодая, травка

  1. Заполни таблицу.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Ждут, оживёт, запели, прилетела, сияет, высохнут, смастерил, светят, растает

  1.  В каждой группе есть лишнее слово. Запиши группы слов. Определи время глаголов.

 Трещит, скрипит, воет, скулил.

 Встречает, визжал, поскрипывал, дул

 Прочитает, запишет, нарисует, удивил

  1. Образуй от данных имен существительных глаголы, используя вопросы, и напишите их.

                     Что делать?                        Что сделать?

свет — ______________________  ____________________

крик- ______________________  ____________________

корм- _____________________   ____________________

звон- _____________________   ____________________

  1. В каждой группе слов выдели корень, подчеркни глагол неопределённой формы и допиши свой вариант однокоренного слова в форме глагола.

Дружить, дружба, дружный дружу;

Посмотреть, просмотр, осмотрел, смотровая;

Кричать, крик, кричал, крикливый.

  1. Прочитай текст, определи время глагола, который используется в каждом предложении и напишите его, обозначая время каждого глагола.  

Лена учится в пятом классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к изложению.

  1. Выпиши из текста  глаголы и определи время каждого.

Трава красиво пестрела цветами. В воздухе стоял чудный аромат душистых трав. С неба глядело ласковое летнее солнышко. Оно заливало ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далёкие горы.

  1. Распредели глаголы по временам на три группы. Допиши по два глагола к каждой группе.

Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.

  1. Выпиши из каждого предложения глагол и определи его время. 

Весенний день год кормит. Если петух кричал вечером – погода переменится. Вороны летят под тучи перед ненастьем.  Если ночью издалека слышался крик петухов, значит днем будет дождь.  

  1. Впиши в текст подходящие по смыслу  глаголы, используя слова для справок, и определите его время.

____________ месяц май. _____________ листья у березы, рябины, ольхи, сирени.  Скоро _________ яблони, акации._______       песня соловья. _____________ ласточки, малиновки. Птицы__________ гнезда. У них _____________ птенцы.

Слова для справок: льется, вьют, прилетят, зацветут, появятся, наступил, зазеленеют.

  1. Прочитай предложения.

Весной солнце светит и греет.

Зимой солнце мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.

Подчеркни имеющиеся в предложении глаголы.

  1. Выпиши глаголы из стихотворных отрывков, укажи время.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну кода же, ну когда же

Гости наши прилетят?

А сегодня поглядели-

На ольхе сидит скворец.

Прилетели…

Прилетели!

Прилетели наконец!

  1. Впиши в текст подходящие по смыслу  глаголы, используя слова для справок, и определите его время.

__________________ солнышко сосульку. _________________ она холодными слезами. _________________ капельки на солнце. ________________ красными, синими, жёлтыми огоньками…

  1. Спиши. Укажи (подчеркни) в тексте глаголы.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят.

  1. Спиши. Укажи (подчеркни) в тексте глаголы.

Наступила ранняя весна. Появились на березках, молодые листочки. В траве показались золотые одуванчики.

  1. Спиши. Укажи (подчеркни) в тексте глаголы.

Чудак – математик в Германии жил

Он хлеб с колбасою случайно сложил,

Затем, результат положил себе в рот

Вот так человек изобрел бутерброд.

  1. Составь предложения и подчеркни глаголы.

Осень, прошла, золотая.

Деревьев, с, опадают, листья, желтые.

  1. Спиши,  вставь пропущенные буквы, подчеркни глаголы.

Прол..тело жаркое лето. Подули х..лодные ветры.

  1. Найди спрятанные глаголы.

Выпиши их, выдели все известные орфограммы

 к м л о в и т ь л р м

й п е р е х о д и т ь

к о т с р а г а п а н

о м е и т з п р и с о

н п т д е й р и с м с

й к ь е т о л т н д т

и е с т ь т н ь п т о

п е т ь р и о д ю о я

н й н о т д ш м в я т

щ к а н а о п л ы т ь

Русский язык. 2 класс.

Тема: «Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи».

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия)
Задачи:
Образовательная:
— уточнение представлений о функции глаголов в речи
— развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи
Развивающая:
— развивать внимание детей, логическое мышление, речь
Воспитательная:
— воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.
УУД:
Личностные: 
• осознание алгоритма учебного действия; 
• способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: 
• освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
• планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные: 
• освоение умения находить глаголы среди других частей речи
• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения
Коммуникативные:
• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
• принимать на себя ответственность за результат своих действий;
• наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник В.П. Канакиной «Русский язык» 2 класс, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы.

План урока

1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации, эмоционального настроя на урок.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Минутка чистописания (каллиграфическая минутка).

4. Самоопределение деятельности.

5. Организация микроисследования по определению роли глаголов в речи.

6. Составление кластера.

7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

8. Словарная работа.

9. Закрепление изученного материала. Работа с текстом. Кодирование предложения. 10.Домашнее задание.

11. Итог урока. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент. Создание позитивной мотивации, эмоционального настроя на урок

Доброе утро! Начат день!

Много в класс пришло гостей

С ними будет нам теплей.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работой своею довольны остались,

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

2.Пальчиковая гимнастика.

— С каким настроением вы пришли на урок?

Палец толстый и большой,

Он за сливами пошёл.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец не зевает,

Сливы с веточек сбивает,

Безымянный в рот бросает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

3. Минутка чистописания (каллиграфическая минутка).

ДАТА СЛАЙД 1

Кк капель

Весело звенит весенняя капель. СЛАЙД 2,3

а) вставить орфограммы; ЗАПИСАТЬ

б) выделить грамматическую основу.

в) определить части речи.

— Какое предложение по цели высказывания ? (Повествовательное)

— Как вы понимаете значение слова капель?

СЛАЙД 4

— В толковом словаре В.И.Даля лексическое значение слова звучит так: падение капель; оттепель, таяние снега на кровлях и образование, в тени, ледяных сосулек.

СЛАЙД5

— В какое время года обычно бывает капель? (Обычно – весной)

4.Самоопределение деятельности.

— Назовите слово, в котором последний звук — парный глухой согласный. (Звенит)

— Что обозначает это слово? (Действие предмета)

-На какой вопрос отвечает? (Что делает?)

— Какая часть речи? (Глагол)

— О чём сегодня будем говорить на уроке? ( Будем учиться находить глаголы в предложениях.)

5. Организация микроисследования по определению роли глаголов в речи.

Приходит весна, оживает природа

С журчаньем ручьёв, с большим ледоходом.

Мы ждём с нетерпением эти мгновения.

А, в общем, всё это природы… (ЯВЛЕНИЯ)

СЛАЙД 6

— Подобрать подходящие по смыслу глаголы к данным существительным, записать.

(Работа в парах)

(снег, проталины, ледоход, почки)

-Какие сочетания у вас получились?

-Что представляет собой сочетание глагола и существительного? (Образует

предложение)

-Какое ? (Нераспространённое)

-Какие предложения получились у вас?

(Тает снег. Появились (показались) проталины. Начался (идёт) ледоход. Набухают почки.)

-Докажите, что вы записали предложения. (Нахождение грамматической основы)

— Какую роль играет глагол в предложении? (Является сказуемым)

— Записать предложения в тетради.

-Что обозначают слова, которые вы дописали? (Действие предметов)

-Найдите предложения, где имя существительное стоит в единственном числе.

-В каком числе стоит глагол ? (В единственном)

-Найдите предложения, где имя существительное стоит во множественном числе.

-В каком числе здесь глагол? (Во множественном)

-Почему глагол стоит в том же числе, что и имя существительное? (Они связаны по смыслу)

6. Составление кластера.

Что такое глагол?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется глагол?

Каким членом является в предложении?

(ПРОВЕРКА) СЛАЙД 7

что делать?

что сделать?

изменяется

по числам

действие

предмета

сказуемое

часть

речи

ГЛАГОЛ

7. ФИЗКУЛЬМИНУТКА СЛАЙД 8

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами: топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

— Назовите глаголы, которые нам пригодились для того, чтобы выполнить физкультминутку.

(Топали, хлопали, кивали, поднимали, опускали, кружились, разводили, побежали).

— В каком числе стоят глаголы, которые вы назвали? (Во множественном)

— Почему? (Обозначают действие нескольких предметов)

— На какой вопрос они отвечают? (Что делали?)
Сделайте ВЫВОД. (Глаголы могут быть во множественном и единственном числе.)

8. Словарная работа. 

Снег растаял на опушке,

Нет уж вьюг, прошла метель.

Просыпаются зверушки

Под весёлую капель.

— Давайте, ребята, определим, о каких животных и птицах мы сегодня вспомним.

-Для этого нужно разгадать ребус.

— Кто знает, что такое ребус? (Загадка в рисунках).

СЛАЙД 9

-Какие слова у вас получились?(Дятел, сорока, медведь, воробей)

— Какой частью речи являются данные слова? (Это одушевлённые имена

существительные)

-Почему? (Отвечают на вопрос КТО?)

— Записать слова. Поставить ударение. Выделить орфограмму.

— Какое слово лишнее? (Медведь)

-Почему? (Все слова — названия птиц, одно слово – название животного)

-В каком числе стоит слово медведь? (В единственном числе)

СЛАЙД 10

— Составить предложение со словом медведь по схеме.

Когда? Кто? Что делает? Откуда?

(Весной медведь выходит из берлоги.)

— Выделите грамматическую основу предложения.

— В каком числе стоит подлежащее? (В единственном)

— Значит, в каком числе будет стоять сказуемое? (В единственном)

— Почему? (Связаны по смыслу)

— Какое окончание имеет глагол выходит в единственном числе? (-ит)

— Выделим обозначим число глагола (ед.ч)

— Измените предложение так, что бы существительное медведь стояло во множественном числе.

— Озвучьте предложение.(Весной медведи выходят из берлоги.)

— Что произошло со сказуемым во втором предложении? (Изменилось окончание глагола –ят.)

— Сделайте ВЫВОД. (Когда глаголы изменяются по числам, у них изменяется окончание.)

9.Закрепление изученного материала. СЛАЙД 11

Прочитайте задание: подобрать гл к сущ., подходящий по смыслу.

Снег  (что делает?)…………………….

Медведи  (что делают?)…………………….

Ель  (что делает?)……………………..

Зайчик (что сделал?),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Зима (что сделала?)___________

Проверка.

немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол, хлопайте в ладоши».

        «…вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, фонарь, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Вы молодцы, самые внимательные!

10.Домашнее задание.СЛАЙД 12

стр. 72 упр. 125

11.Итог урока. Рефлексия СЛАЙД 13

— Любите ли вы первые весенние цветы? Представьте, что мы в лесу. А там на пригретых солнышком опушках, где растаял снег, выросли первые подснежники. И каждый цветочек радует нас своей живой красотой.

— Пусть ваши подснежники порадуют нас всех

— Разместите их на той проталинке, на которой бы выросли ваши цветы.

На проталинках написано: «было легко и интересно», «хорошо работал»

«надо постараться».

— Поднимите руку, кто разместил подснежники на последней проталинке.

— Что значит «надо постараться»? (Повторить правило, выполнять упражнения из учебника, попросить помощи учителя, одноклассников, родителей.)

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

— И теперь мы смело можем сказать: ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА! СЛАЙД 14

Снег ………………………………; проталины …………………………;

ледоход …………………………..; почки ………………………………. .

Снег ………………………………; проталины …………………………;

ледоход …………………………..; почки ………………………………. .

Снег ………………………………; проталины …………………………;

ледоход …………………………..; почки ………………………………. .

Снег ………………………………; проталины …………………………;

ледоход …………………………..; почки ………………………………. .

Было легко и интересно Хорошо работал Надо постараться

1.    
Организационный
момент

 Цель: включить
в деятельность детей.

8:05-8:06

2.    
Оформление
тетради

 Цель: правильно
оформить страничку в тетради.

8:06-8:08

3.    
Актуализация
знаний учащихся

1)Работа
над каллиграфии

Цель: совершенствовать
навык каллиграфического письма.

8:08-8:11

8:11-8:13

Самопроверка.

Цель:
формировать самооценку учащихся.

8:13-8:15

2)
Словарная работа.

 Цель: закрепить
написание

словарных
слов,

изученных
раннее.

8:15-8:18

4.    
Самоопределение
к деятельности.

Цель: уточнить
представления о функции глаголов в речи.

Проверка
с помощью светофоров.

8:18-8:19

 Постановка
учебной задачи.

Цель:
проговорить цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

8:19-8:21

Физкультминутка

Цель:
ослабить

наступающее
утомление с

помощью
активного отдыха

детей
(изменение

деятельности).

8:21-8:23

5.    
Закрепление
изученного.

Цель:
уточнять роль глагола в речи.

                                           
1)Работа с учебником, работа над упражнением 120.

Цель:
уметь работать с информацией, получать новые знания.

8:23-8:26

2)Работа
с учебником. Работа над упражнением 121.

Цель: уточнить
роль глагола в речи.

8:26-8:29

8:29-8:30

8:30-8:32

8:32-8:33

8:33-8:35

       8:35-8:37

Работа
с учебником. Работа над упражнением 123.

Цель:
закрепить знания безударной гласной в корне слова. Закрепить знания
однокоренных и родственных слов.

8:37-8:40

8:40-8:41

Подведение
итогов.

8:41-8:44

Рефлексия.

Цель:
осознать

учащимися
своей УД,

самооценка

результатов
своей

деятельности.

Домашнее
задание.

8:44-8:50

-Здравствуйте,
меня зовут Ксения Анатольевна. Сегодня я проведу урок русского языка.

— Вот и
прозвенел звонок,

Нужно
нам начать урок.

Встаньте
прямо, подтянитесь

И друг другу
улыбнитесь.

А теперь
тихонечко

садитесь!

-Итак,
проверим готовность к уроку. Все лишнее

убираем
в портфель.

Покажите
мне правильную посадку ученика: сядь удобно, поставь ноги в упор, спина
касается спинки стула, между грудью и партой должен помещаться кулак или
ладонь. Проверь рабочий наклон головы. Открой рабочую тетрадь, положи её под
правильным наклоном, отступи 2 строки от последней записи, возьми ручку и
запиши сегодняшнее число, 11 марта классная работа. Выдели в словах
орфограммы.

-…,
назови, какие орфограммы ты подчеркнул и объясни почему?

— Я
посмотрела ваши тетради и увидела, что очень много ошибок вы допускаете в
написании строчной буквы б.

-Посмотрите
на буквы. Какие ошибки допущены в написании?

-Молодцы,
так мы писать не будем.

-Посмотрите
внимательно, как каллиграфически правильно пишется эта буква. (слайд)

-Обратите
внимание на последний элемент, это прямая горизонтальная палочка.

-На
следующей рабочей строке, пропиши эту букву 3 раза.

-Кто
справился руку на локоток.

-Посмотри
на слайд, спиши к себе в тетрадь, соединения буквы «б», как показано в
образце.

-Внимание
на слайд. Разгадайте ребус. Внимательно его рассмотри и подумай.

(слайд)

-Кто мне
скажет, что это за слово?

-Верно,
как ты догадался?

-На этой
же рабочей строке, сев правильно, скопируйте это слово с образца.

-Давайте
проверим.

-Возьмите
в руку карандаш.

-Поставьте
на полях восклицательный знак, если работа выполнена каллиграфически
правильно- соблюдена высота, ширина и наклон при письме. Если допущена одна
ошибка поставь плюс, если больше- поставь минус.

-Поднимите
руку те, у кого поставлен восклицательный знак. Молодцы! Те, кому поставили
плюс или минус, старайтесь в течение всего урока писать эту букву и
соединения с ней каллиграфически правильно.

-Внимание
на слайд, прочитай …, слова со слайда.

— Как вы
думаете какое задание мы будем выполнять с вами?

-Запиши
на следующей строке «словарь», поставь двоеточие. Спиши слова с доски
вставляя пропущенные буквы. Подчеркни букву, которую вставил, поставь
ударение. (слайд)

-Кто все
сделает, руку на локоток.

-Сверь
свою запись с записью на слайде.

(слайд)

-Покажите
зеленым цветом светофора, если вы выполнили работу верно. Красным цветом,
если допустил ошибки. Какие?

-…,
прочитай слова с доски. На следующей рабочей строке, первое слово, с большой
буквы, запиши слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд)

-Кто
закончит работу, руку на локоток.

-Посмотрите
на слайд. Покажите светофорами, правильно ли вы вставили буквы. 

-Молодцы,
вы справились с этим заданием. Посмотрите на эти слова еще раз, какое слово
здесь лишнее?

-…,
объясни, почему это слово лишнее?

-Почему?
Докажи.

-Верно.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня с вами на уроке?


теперь мы немного

отдохнем.
Встань у своего

места
так, чтобы не мешать соседу.

Мы
руками бодро машем,

Разминаем
плечи наши

Раз-два,
раз-два, раз-два-три,

Упражненье
повтори.

Корпус
влево мы вращаем,

Три-четыре,
раз-два.

Упражненье
повторяем:

Вправо
плечи, голова.

Мы
размяться все успели,

И за
парты снова сели.

-Кто
помнит с прошлых уроков, что такое глагол?

-На
какие вопросы он отвечает?

-Откройте
учебник на странице 70. Прочитайте упражнение 120 про себя.

-…,
прочитай задание вслух.

а)-Внимательно
посмотрите на упражнение и найдите глаголы.

-…,
назови эти слова.

-Кто еще
нашел слова?

-По
каким признакам ты их определил(а)?

б)-Составьте
из данных слов шесть предложений. Где нужно, изменяйте форму слова.

-…,
какое предложение получилось у тебя?

-…,
какое предложение получилось у тебя?

-Запишите
три любых предложения с новой строки. Первое слово в предложении мы будем
писать … (с заглавной буквы). А в конце предложения мы поставим … (точку)

в) -Вспомним,
что такое грамматическая основа предложения?

-Подчеркните
в предложениях, которые у вас получились грамматическую основу.

-…,
какие предложения ты записал, прочитай. Назови грамматическую основу в первом
предложении.

-Кто
записал другие предложения?

-Молодцы.
Посмотрите на упражнение 121. Прочитайте его про себя.

-Кто
будет готов, глазки на меня.

-…,
прочитай упражнение вслух.

-Как мы
озаглавим этот текст?

-А что
вы знаете о дятле?

-Давайте
посмотрим, как он выглядит.

— Все
виды этих птиц живут поодиночке, или парами.

— Самый
распространённый окрас оперения это черный, белый, красный и желтый.
Некоторые виды дятлов обладают оранжевым, зеленым, коричневым, темно-бордовым
и золотым окрасом.

— Язык
дятла может достигать размера 10 см в длину. Это зависит от разновидности
дятла. У многих дятлов колючие языки, с помощью которых они достают жуков и
насекомых из деревьев.


весенне-летний период дятел питается насекомыми, среди которых немало
вредителей, таких как долгоносики, листоеды, майские жуки, короеды, усачи.

— Осенью
и зимой дятлы становятся вегетарианцами, питаются семенами шишек. Весной, как
только насекомые пробуждаются от спячки, дятлы снова начинают охоту. Между
прочим, они большие любители березового сока и, сделав пробоины в коре вокруг
ствола, лакомятся весенним напитком.

-…,
прочитай теперь этот текст, пропуская глаголы.

-Что вам
стало непонятным, когда вы прочитали этот текст?

-Для
чего нужны глаголы в нашей речи?

-Глагол
выполняет главную роль в русском языке, обозначает действие и состояние
предмета.


задумывались ли вы почему глагол так называется?

-Как мы
знаем: глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета.

-Оказывается,
в древнерусском языке, слово глаголить- говорить. А часть речи, которая
обозначает действия предмета, называли глаголом, ведь она рассказывает,
«глаголит» о предмете: что он делает, что делал или будет делать.

-Вернемся
к упражнению. Спишите второе предложение с новой строки. Вспомним о посадке. Подчеркните
в нем главные члены. Над подлежащим и сказуемым укажите, какими частями речи они
выражены. Выполните работу самостоятельно.

-…, во
втором предложение, где здесь главные члены?

-О ком
говорится в предложении?

-Кто,
дятел-это?

Какой
частью речи выражено подлежащие?

-Дятел
что делает?

-Плотничает
это что?

-Какой
частью речи выражено сказуемое?

-Дятел
плотничает, что это будет?

-Посмотрите,
у всех выполнено так?

-Покажите
светофорами согласны вы или нет.

-На
странице 71, найдите упражнение 123. Прочитайте его про себя.

-…,
прочитай задание вслух.

-Какие
слова называются однокоренными?

-Слова
какой части речи в первой паре слов?

-Почему
это глагол?

— Какой
частью речи, являются слова второго столбика?

-Почему?

-По
каким признакам вы их определили?

-С новой
строчки, спишите глаголы. Подчеркните в безударных слогах корня буквы,
написание которых надо проверять.

-Сверь
свои записи со слайдом.

Составьте
предложение с одним из глаголов устно.

-…,
какое предложение ты составил?

У кого
всё верно- поставь !, у кого допущена

одна
ошибка- поставь +, у кого более знак -.

-Итак,
наш урок

заканчивается.
Сегодня мы

хорошо
потрудились,

выполнили
много заданий.

-Удалось
ли нам выполнить все задачи на этом уроке?

-Какое
оказалось задание для вас

самым
интересным?

-Какое
задание вызвало

трудности?

-Что
нового вы узнали на

уроке?

-Если вы
считаете, что

хорошо
потрудились, у вас все получалось, и вы все поняли, то раскрасьте

смайлик
в зеленый цвет.

-Если вы
считаете, что еще

не все
получается, вы

испытываете
трудности, то

раскрасьте
смайлик в

красный
цвет.

-Подними
смайлик вверх.

-Отпусти.

-Откройте
дневник и

запишите
домашнее задание

на то
число, когда у вас

стоит
русский язык: с. 71,

упр. 122.

Окончен
урок, и выполнен

план.

Спасибо,
ребята, огромное

вам.

За то,
что упорно и дружно трудились,

И знания
точно уж вам

Пригодились.

-Встаньте.
Урок окончен.

Проявляют
эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг
друга.

Сели.

Записывают
число, классная работа.

Дети
выделили в словах

«КлаССная
рАбота» орфограммы. Работа –

словарное
слово.


написании овала нарушен наклон элемента, ширина, 

Записывают
букву три раза.

Записывают
соединения букв.

-Бабочка.

Копируют
слово.

-Записать
словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

-Тебе
нужно подучить написание этого слова.

-Встречает.

-Это
слово лишнее, так как это глагол.

Отвечает
на вопросы: «Что делать? Что сделать?» Обозначает действие предмета.

-Продолжать
изучать тему «Глагол».

Дети
садятся за парты.

-Это
самостоятельная часть речи.

-Отвечает
на вопросы: «Что делать? Что сделать?» Обозначает действие предмета.

Читает
вслух.

-Наступает,
тает, потемнел, прилетели, прилетят, запели.


Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы «что делать?»,
«что сделать?».


Наступает
весна.

Запели
жаворонки.

Прилетели
грачи.

-это
подлежащее и сказуемое.

В
лесу запели песни птицы.

Потемнел
лед на речке.

-Дятел,
лесной доктор.

-Что он
лесной доктор.

-Потерялся
смысл произведения.

-Если бы
не было глаголов, не было бы этого рассказа.

-Глаголы
обозначают действия предметов.

-Дятел
плотничает.


дятле.

-Это подлежащие.

-Существительным.

-Плотничает.

-Это
сказуемое.

-Глаголом.

-Грамматическая
основа предложения.

Читает
задание вслух.

-Слова с
одинаковым корнем и близкие по значению.

-Глагол.

-Обозначает
действие предмета, состояние. Отвечает на вопрос «что делать?»

-Существительные.

-Потому
что, отвечают на вопрос «что?». Обозначают предмет.

-По
значению, по вопросу.

Отвечают
на поставленные вопросы.

Раскрашивают
смайлик.

Поднимают
смайлик.

Опускают
смайлик.

Неправильные
варианты написания.

ба би бе
бы бо бя.

Слайд.

Слайд.

р…бота,
пл…ток, м…лина, л…пата, з…вод, м…тель, сн…гирь, х…рошо, яг…да, т…пор.

Гр…чи,
море, л…нейка, л…док, игра, встр…чает.

Слайд.

Одна
прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.

Вращение
корпусом влево и вправо.

Провожу
аналогичную работу с остальными предложениями.

Тает снег. Потемнел
лед на речке. Скоро прилетят скворцы и жаворонки.
В лесу запели песни птицы.

Обсуждаю
заголовки.

Слайд.

В глухом
лесу на сосне черный дятел (сущ) плотничает (гл)

Под
документ камерой проверяю работу.

Звонить,
хитрить, горевать, кормить, просить, зеленеть,
свистеть, встречать.

-Мы
пошли в парк кормить птиц.

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от Sasha3282838

прочитайте слова. найдите среди слов упражнения глаголы в неопределённой форме. Как вы их определили? Выпишите их.

Учить, опасность, спать, надёжность, прелесть, готовить, облачность, украсить, лечь, ночь, стоять, кровать, стеречь, дочь.

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    Aglivea46

    Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы: что делать?/что сделать?
    Учить, готовить, украсить, лечь, стоять, стеречь.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Показать как найти биссектрису
  • Как составить тренинг для воспитателей
  • Как найти углы треугольника описанного вокруг окружности
  • Как найти строку в документе excel
  • Как найти моих контактов в инстаграмме