Как найти гласные буквы в предложении

Гласные звуки в русском языке — главная составляющая красивой артикуляции и плавной, четкой речи. Чтобы добиться правильного произношения и грамотного написания слов, необходимо изучить правила употребления гласных. Уже в 1–2 классе школьники знакомятся с гласными, узнают их количество в русском алфавите, правила сочетания с согласными и формирования слогов.

Сколько гласных звуков в русском языке

Прежде чем назвать количество гласных русского языка, нужно подчеркнуть, что буквы и фонемы — не одно и то же. Фонемы, то есть звуки, — это то, что слышат наши уши, что создают наши голосовые связки и артикуляционные органы. Буквы — символьные обозначения фонем.

Русский алфавит включает 33 буквы. 22 символа — согласные, 10 — гласные. В алфавитной таблице гласные символы делятся на два ряда по смягчающему или отверждающему влиянию на согласную в слоге: «а» — «я», «у» — «ю», «э» — «е», «о» — «ё», «ы» — «и». А вот гласных фонем меньше, чем букв. В русском языке 6 основных гласных звуков: [а], [и], [о], [ы], [у], [э]. Этим обусловлена разность написания и произношения некоторых русских слов. Например, слово «ёлка» в фонетической транскрипции записывается как [йолка]. В нем 4 буквы, а звуков 5.

В русском языке 6 основных гласных звуков

Именно гласные в словах ответственны за формирование слогов. Определить количество слогов легко по числу гласных в слове. Когда человек выговаривает слова, воздух из дыхательных путей выходит не сплошным потоком, а короткими рывками. Каждый рывок — слог, состоящий из гласной и одной или нескольких согласных. Убедиться в этом можно, неторопливо и четко произнося разные слова: «таб-лет-ка», «са-мо-вар», «вос-пи-та-тель-ни-ца», «ко-рабль».

Внимательно вслушайтесь в произносимые слова. Например, при выговаривании слова «бе-ре-за» четко ощущаются три рывка воздушного потока. Три гласных в слове формируют аналогичное количество слогов.

Согласные фонемы при произнесении слов не участвуют в формировании слогов. Они лишь примыкают к гласным, играющим главную роль в слогообразовании.

Буквы, обозначающие гласные звуки в русском языке

Чтобы было удобно изучать буквы, существуют специальные алфавитные таблицы. В начальной школе их обычно вешают над доской. В таблицах гласные буквы разделены на два ряда: верхний и нижний. Гласные первого ряда в русском языке — это те, которые придают твердость впереди идущей согласной: «а», «у», «о», «э», «ы». Вот несколько слов для примера, в них четко слышна твердость и жесткость согласных: «страна», «мост», «укус», «вода», «колокол», «дым».

Гласные второго ряда — смягчающие: «я», «ю», «е», «ё», «и». Стоящая перед ними согласная превращается в мягкую. Произнесите следующие слова, в них четко слышится мягкость согласных: «клюв», «мята», «клён», «песня», «писк». Нужно запомнить словарное правило: буквы «я», «ы», «ю» в русских словах никогда не употребляются после согласных «ж», «ш», «щ», «ч». Вот несколько примеров правильного написания: «жизнь», «ширма», «щурок», «чайник».

Отдельно следует рассказать о гласной «Ё», появившейся в русском алфавите относительно недавно — в конце XVIII века. Это редко употребляемый символ, который ввели в письмо для правильности прочтения некоторых слов. Обычно для простоты написания в обычных текстах букву «Ё» заменяют родственной «Е». Но употребление «Ё» является обязательным в школьной учебной литературе, поскольку младшие школьники могут неправильно произносить незнакомые им слова: «ведро» вместо «вёдро», «берет» — «берёт», «мел» — «мёл», «осел» — «осёл», «небо» — «нёбо». Букву «Ё» обязательно употребляют в словарях. А также в художественных и публицистических произведениях, если нужно правильно обозначить малознакомое кругу читателей и малоупотребительные слово.

В целом правила правописания гласных русского языка вызывают меньше сложностей, чем согласных. Но есть одно правило, вызывающее у школьников наибольшую сложность при изучении гласных, — правописание чередующихся в корнях букв. Придется запомнить несколько правил:

  1. Корень «лог» употребляется исключительно под ударением: «вложен», «залог», «подлог». А безударным вариантом является «лаг»: «прилагать». В корне «лож» всегда стоит «О». А еще этот корень не употребим без приставки. Поэтому существует слово «положить», но нет слова «ложить», вместо него говорят «класть».
  2. Корень «гар» употребим в ударной позиции, «гор» — в безударной: «огарок», «подгореть».
  3. Корень «кас» ставится только перед суффиксом «а», в остальных случаях положено употреблять «кос»: «касаться», но «коснуться».
  4. В «рос» следует писать только «О», в корнях «раст» и «ращ» ставится «А»: «взрослеть», но «вырастить», «выращивать».
  5. Корень «зор» употребим в ударной позиции, «зар» — в безударной: «заря», но «зорька».
  6. Корень «плов» следует писать исключительно в существительных «пловец» и «пловчиха», а в остальных словах употребляется «плав».
  7. Корень «мок» положено писать в словах, означающих намокание, увлажнение: «намокнуть», «промочить». А «мак» употребляют в значении погружения в жидкость: «обмакнуть».
  8. Корень «ровн» употребим в значении чего-то ровного, гладкого, прямого. А «равн» следует писать, если слово означает равновесие, равенство, правильное распределение, единение.

Правописание корней с чередующимися гласными

Как определить гласные звуки

Отличить гласные фонемы от согласных несложно, используя собственных артикуляционный аппарат. Гласные более звучные, ясные, протяжные, обладают певучестью, их можно произносить растянуто, напевать. Согласные такими качествами не обладают, они произносятся отрывисто, более тихо и приглушенно.

Если, встав перед зеркалом, попытаться произнести согласные звуки, то видно, что выдыхаемый воздух, проходя через ротовую полость, натыкается на органы артикуляции: изгибающийся или приподнимающийся язык, сдвигающиеся зубные ряды, сжимающиеся щеки. Огибая препятствия, воздушная струя начинает шуметь, так формируются глухие согласные. Если в добавок подключаются голосовые связки, образуются звонкие согласные.

Как отличить гласные фонемы от согласных

А вот при выговаривании гласных фонем воздушный поток проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий. Голосовые связки подключаются всегда. Разница в произношении разных гласных образуется только за счет придания губам определенной формы. Так, чтобы выговорить [о], нужно придать губам форму кольца. Чтобы сказать [у], необходимо сложить губы в трубку. Для выговаривания [и] нужно улыбнуться.

Гласные фонемы русского языка делятся на 3 группы по расположению срединной части языка в ротовой полости. При проговаривании определенного звука язык может располагаться чуть выше или ниже. Единственный гласный нижнего подъема — [а]: рот раскрыт широко, язык расслаблено лежит в нижней части ротовой полости, расстояние между срединной частью артикуляционного органа и нёбом максимальное. Фонемы среднего подъема — [е] и [о]: срединная часть языка незначительно поднимается. Несложно догадаться, какие гласные звуки являются гласными верхнего подъема: [и], [у], [ы]. При проговаривании этих фонем язык почти упирается в нёбо, расстояние минимальное.

Гласные фонемы русского языка

Ударные и безударные гласные

Слог, находящийся в ударной позиции, выговаривается более четко, с усилием. Гласные в таких слогах звучат яснее, громче. Ударная — сильная позиция для гласных фонем. А значит, правописание безударных гласных можно определить путем перевода слова в форму, в которой проблемная фонема становится ударной. Безударные гласные в русских словах зачастую звучат настолько невнятно, нечетко, что без проверки правописания не обойтись. Примечательно, что наибольшее затруднение вызывают безударные фонемы в середине слов, в первых слогах они звучат яснее.

Для примера разберем слово «сковорода». Вторая и третья «О» настолько слабые, что в фонетической транскрипции положено писать [сковарада]. Для проверки третьей «О» следует изменить слово — «сковородка», здесь слог «род» становится ударным.

При фонетическом разборе указывается только принадлежность гласной фонемы к ударной или безударной форме. Остальные признаки звуков — парность-непарность, звонкость-глухость — к гласным не применимы. Ударную форму принимают все 6 гласных фонем. Причем [э] и [о] могут находиться исключительно в ударной позиции. Исключения — слова «каноэ» и «какао».

В безударных слогах согласная фонема определяет, какая гласная будет идти после нее. Если согласная твердая, слог будет формировать «а», «ы» или «у». Если согласная мягкая, формирующими будут фонемы «и», «у».

В каждом слове русского языка только одна гласная в ударной позиции. Исключение — сложные, составные слова: «фитокосметический», «авторемонтный» и прочие.

Ударные и безударные гласные

Йотированные гласные звуки

Четыре русские буквы — «Ю», «Е», «Я», «Ё» — формируют два сливающихся звука: [й’] + [у], [й’] + [э], [й’] + [а], [й’] + [о]. Гласные буквы, обозначающие два звука в слове, зовутся йотированными.

Йотированные фонемы обозначаются в транскрипции в следующих случаях:

  • при постановке в начале слов — «ёлка» — [й’олка];
  • при написании за гласной — «заяц» — [зай’ац];
  • при написании за символами «Ъ» и «Ь» — «кальян» — [кал’й’ан].

В ряде учебных программ предлагается при создании фонетической транскрипции писать вместо [й’] латинскую литеру «j».

Йотированные гласные звуки

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Какие гласные русского языка называются безударными, на какие три группы они делятся и как их правильно проверять

Оказывается, проверять надо не только ударением.

Безударные гласные – это все гласные слова, на которые не падает ударение. В русском языке ударение в словах падает на какой-то один звук – найдите его, остальные будут безударными.

Пример: в слове “достопримечательность” ударный – А, безударные: О, О, И, Е, Е, О.

Когда мы произносим гласные без ударения, мы сокращаем их и иногда даже меняем. В лингвистике этот процесс называется редукцией.

Редукция бывает количественная и качественная. В первом случае гласный просто сократился, но не изменился, поэтому сложностей в правописании нет. Количественному изменению подвергаются У, И, Ы. В словах типа облУпить, мИнута, крЫсенок у нас не возникает вопроса, какую букву писать.

А вот когда редукция качественная – мы “не слышим”, нужный звук. Например, в слове “молоко” между М и Л мы слышим не О, не А (мы не говорим мОлОко, как бабушка в деревне, и не говорим мАлАко, как в белорусском языке) – там вообще непонятно что.

Чтобы написать правильную букву, ее надо как-то проверить – возникает орфограмма.

Но вопрос в том, как правильно проверять? Сначала надо определить тип безударного звука.

Какие они бывают

Выделяется три типа:

  1. Проверяемые – можно проверить ударением.
  2. Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
  3. Чередующиеся – надо знать правила чередования.

Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.

Совет : сначала всегда меняйте единственное число на множественное и наоборот. Обычно это самый быстрый способ проверить орфограмму.

Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.

Внимание . Проверять таким способом можно только родственные слова. То есть лексическое значение слов обязательно должно быть общим: лесник от слова “лес”, “домовой” от слова “дом”, “водолаз” от слов “вода”, “воды”.

Слово “водитель” нельзя проверять существительным “вода”. У них абсолютно разное лексическое значение. “В…дитель” проверяется глаголом “вОдит”.

Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.

Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.

Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.

На уроке в школе так объяснять нельзя, потому что “работа” и “раб” в современном русском – не однокоренные, работа перестала быть уделом рабов. Но на экзамене, на самостоятельной или просто при работе с текстом такое объяснение вполне сгодится.

Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.

Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.

Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.

Пример правила на чередование . Если после корня -к..с- есть суффикс “А” – в корне пишется А, если нет – О: кАсАние, прикОсновение.

Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.

Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.

Что надо знать для правильного фонетического разбора в школе

Если О находится не под ударением, он всегда транскрибируется как [а]: “вода” – [вада’].

Э без ударения всегда обозначает [и]: “весна” – [в’исна’], “пепел” – [п’э’п’ил]. Вы спросите – откуда там И? В школе мы пишем “и”, хотя на самом деле это не совсем так – ниже я расскажу про вузовскую классификацию безударных гласных, вы все поймете.

И, Ы, У не меняются.

Йотированных Е, Ё, Ю, Я в фонетической транскрипции не может быть. Они либо обозначают два звука: jэ, jо, jу, jа, либо один звук с предшествующей мягкостью согласного: метелка – [м’ит’о’лка], племя – [пл’э’м’а].

Это весь материал, который нужно держать в голове для грамотного фонетического разбора.

Вам нужны хорошие справочники по русскому языку, где есть вся необходимая теория, написанная понятным языком? Для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ или просто для улучшения лингвистических навыков?

Рекомендую вам вот эти четыре пособия, три из которых написаны школьными учителями-практиками из разных городов:

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ–2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Напишите свой e-mail здесь – я отправлю вам четыре книги в одном архиве в высоком качестве.

Немного теории из высшей школы

В вузе с безударными гласными дела обстоят сложнее, чем в школе.

Все слоги в словах делятся на четыре группы:

  1. Ударные – на которые падает ударение.
  2. Заударные – находятся за ударным слогом.
  3. Первые предударные – безударный слог, который предшествует ударному.
  4. Вторые предударные – слог предшествует первому предударному.

Рассмотрим каждый слог слова “перекресток”. “Кре” – ударный, “сток” – заударный, “ре” – первый предударный, “пе” – второй предударный.

В некоторых словах может быть 3 и более предударных слога, но они не влияют на транскрипцию, поэтому не учитываются.

Теперь разбираемся с безударными гласными.

О и А в первом предударном слоге после твердых обозначают звук, близкий к а, который в транскрипции обозначается знаком “/”. Это почти А, но не такой длинный и четкий, как под ударением (в слове “мама”, например).

О, А, Э во втором предударном и в заударном слоге после твердых произносятся очень коротко, мы не можем понять, что это вообще за звуки – то ли О, то ли А, то ли Э. Поэтому в фонетической транскрипции для них создан особый знак – [ъ].

Транскрибируем слово “молоко” – [мъл/ко’]. Транскрибируем “караван” – [кър/ва’н].

Э после твердых в первом предударном слоге произносится как Ы с призвуком Э – [ыэ]

Рассмотрим позиционную мену О, А, Э после мягких. В первом предударном слоге они обозначают И с призвуком Э – [иэ]. Во втором предударном и в заударных слогах мы произносим очень короткий и непонятный гласный, который в фонетике отображается знаком [ь].

Транскрибируем “в пенале” – [фп’иэна’л’ь]. Транскрибируем “небеса” – [н’ьб’иэса’].

Мы не углубляемся в фонетику, поэтому материал об исключениях, транскрибировании некоторых заимствованных слов я не даю.

Если характеризовать ударные и безударные звуки по подъему и ряду, как мы делали это в общей статье про гласные, получится такая таблица:

Заключение

  1. Безударные гласные – такие гласные слова, на которые не падает ударение.
  2. Три типа безударных гласных: проверяемые (можно проверить ударением), непроверяемые (надо смотреть в словаре и запоминать), чередующиеся (надо знать условия чередования).
  3. Количественная редукция безударных – звук произносится короче, чем ударный.
  4. Качественная редукция – звук меняется.
  5. В школе О без ударения – всегда [а], Е, Э без ударения – всегда [и].
  6. А, О после твердых в первом предударном – [/].
  7. А, О, Э после твердых во втором предударном и заударных – [ъ].
  8. Э в первом предударном – [ыэ].
  9. А, О, Э после мягких в первом предударном – [иэ].
  10. А, О, Э после мягких во втором предударном и заударных – [ъ].

Дорогие читатели, помогите мне сделать рубрику, посвященную русскому языку. Тексты на какие темы вам бы хотелось в ней видеть? Достаточно ли подавать материал, опираясь только на школьную программу, или нужно делать какие-то отсылки к высшей школе? Буду рад всем вашим отзывам и предложениям, спасибо.

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

источники:

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/kakie-glasnye-bezudarnye

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/proveriaemye-bezudarnye-glasnye.html

Как правильно подчеркивать гласные звуки?

дольфаника
[379K]

6 лет назад 

Выделить гласные звуки

Обозначить гласные звуки

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

Если в задании нужно подчеркнуть только гласные звуки, их подчеркивают простым карандашом одной черточкой внизу под буквой. Если нужно выделить гласные и согласные звуки, тогда для гласных и согласных выбираем для подчеркивания или разные цвета или подчеркиваем гласные одной черточкой, а согласные двумя.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Как найти гласные буквы в тексте?

Сегодня хочу показать довольно простой способ, с помощью которого можно найти гласные буквы в слове, строке, предложении или каком-нибудь другом фрагменте текста.

И так, представим, что у нас есть строка, которая содержит, к примеру, следующий текст: сегодня 8 апреля 2014 года.

И в качестве задачи нам нужно найти все гласные буквы в приведенной строке.

В языке c# любая строка – это набор символов. Поэтому данную нам строку мы можем представить себе следующим образом:

char [] str = {'с', 'о', 'л', 'н', ... );

Чтобы теперь найти гласные буквы нам нужно всего лишь сравнить каждый элемент данного массива с уже существующим списком гласных букв русского алфавита. Благо таких букв всего десять, поэтому мы можем вручную создать, например список или массив и поместить в него все эти буквы.

string str = "сегодня 8 апреля 2014 года";
List<char> vowelsLellers = new List<char> {'а','е','ё','и','о',
'у','ы','э','ю','я'};
//список найденных букв
List<char> foundLellers = new List<char>();
foreach(char ch in str)
{
if (Char.IsLetter(ch))
{
if (vowelLeller.Contains(ch))
{
foundLeller.Add(ch);
}
}
}

Сначала с помощью метода IsLetter проверяем, является ли текущий символ — буквой. После чего с помощью метода Contains определяем, содержится ли данный символ в списке гласных букв.

В данной проверке не учитывается различие в регистре букв. Например, если сейчас в слове апрель сделать первую букву заглавной, то метод Contains посчитает, что данного символа нет среди гласных букв. Поэтому если Вам требуется учитывать оба регистра, то тогда необходимо воспользоваться методом ToLowerInvariant, например:

foreach(char ch in str.ToLowerInvariant())

Так же вместо цикла Вы можете воспользоваться лямбда выражением, например:

foundLellers = str.Where(x => Char.IsLetter(x) &
vowelsLellers.Contains(x)).ToList();

результат

Windows Console

Читайте также:

  • Автозавершение при вводе данных в textbox
  • Почему у меня в Data Source нет пункта Mysql Database?
  • Убираем выделение строк в Visual Studio 2013


Есть задача : Вам даны несколько строчек текста — и для каждой из них требуется подсчитать количество гласных (т.е. букв a, o, u, i, e, y). Входные данные — в первой строке указано количество строк подлежащих обработке.
Дальше следуют сами строки, состоящие только из маленьких английских (латинских) букв и пробелов.
Ответ должен содержать количество гласных для каждой строки.

Пример:

входные данные:

4
abracadabra

pear tree
o a kak ushakov lil vo kashu kakao

my pyx

ответ:
5 4 13 2

Написал код, немного рабочий, он может посчитать только количество гласных первой строки, а дальше не хочет, в чем проблема?

#include <iostream>
#include <string>
using namespace std;

int main() {
    char words[6] = { 'a','o','u','i','e','y' };
    string phrase;
    int count = 0;
    int n;
    cin >> n;

    getline(cin, phrase);


    for (int i = 0; i < 6; i++) {
        for (int j = 0; j < phrase.length(); j++) {
            if (tolower(phrase[j]) == words[i]) count++;
        }
    }
    cout << count << " ";
}

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кординату начала
  • Что делать если на компьютере перевернулся экран как это исправить
  • Как найти лаймовый краситель в майнкрафт
  • Как найти изменение внутренней энергии шаров
  • Как найти хорошую работу в англии