Как найти главную тему фильма

Автор: Алеск Блум 

Источник: статьи

Как найти тему для сценария рассказывает продюсер Алекс Блум.

Бывает так, что сценарий, вроде бы, действительно хорош: яркие персонажи, продуманные диалоги, интересный сюжет и… чувство незавершенности. Будто чего-то не хватает. 

Лейтмотив, или, как дословно пишет автор, «тема» сценария – это этическая проблема, которая лежит в основе вашего произведения. Джон Огаст («Экстази»,  «Крупная рыба», «Ангелы Чарли») считает  «тему» сценарным ДНК, и, я думаю, это хороший подход. Тема может рассматриваться как основополагающая для строительных  блоков  ДНК, на которых зиждется сюжет, персонажи, сцены и все остальное.

Очень многие рекомендуют оставить где-то на черновике главную мысль и вопрос сюжета, мол, не от этого надо отталкиваться. Но в этом, как мне кажется, и кроется причина непоследовательности и разрозненности многих фильмов.

Я же предпочитаю сначала прорабатывать основную линию, а потом работать над персонажами и детализацией сюжета. 

Если я не продумаю основу своей истории, если у сюжета не будет ДНК, то как я вообще могу знать, что в ней должно случиться,  и как эволюционируют характеры героев. 

Давайте пошагово разберем, как определить главную тему сценария и взять ее за основу.

Фрагмент сценария для фильма Крупная рыба

Фрагмент сценария для фильма Крупная рыба

Чтобы найти основную тему для сценария возьмите все то, что у вас уже есть в основе сценария: идея, логлайн, сюжетные линии и так далее и рассортируйте по тематикам. 

По сути, нужно «сделать к ним хэштеги»: «любовь», «месть», «страх», «эмоции». Все что уже есть у вас в качестве заготовки для основного текста теперь будет в одной из тематических категорий или в нескольких. 

Так вы сможете выявить несколько основных тем. Например, фильм «Эта замечательная жизнь» затрагивает тему любви, семьи, свободы, денег, власти. 

Определив, каких тем в сценарии больше всего или какая основная. будет легче понять, какой ключевой вопрос в вашем произведении. 

Каролин Граймс, в роли Зузу и Джеймс Стюарт, в роли Джордж Бейли в фильме «Это замечательная жизнь» © 1946

Каролин Граймс, в роли Зузу и Джеймс Стюарт, в роли Джордж Бейли в фильме «Это замечательная жизнь» © 1946

После того, как вы уже определили для себя несколько категорий, пришло время преобразовать их в актуальную тему. Можно сформулировать ее в виде риторического вопроса, например: «Могут ли деньги заменить счастье?» Можно наоборот, сразу конкретизировать: «Деньги не сделают счастливым». Если тема вам понятна, и на этом этапе вы понимаете, что ваша идея слабовата, попробуйте сгенерировать другую идею >>>>>

Продумывая тему, не нужно изобретать колесо. “Деньги не купят вам счастья”, например, главная тема в «Фарго», но это вовсе не значит, что от нее стоит отказываться. Наоборот, именно так и надо ее формулировать, если чувствуете, что рассказать хотите именно об этом. Да и вообще, когда пытаетесь найти тему для сценария, не высасываете ее из пальца,  лучше взять простую и известную. Проверенная тема точно найдет отклик у зрителя.

После того, как вы разобрались с  базовой идеей вашей темы, пришло время добавить  три главных персонажа из вашего сценария — главного героя, антагониста и  персонажа который их связывает или стимулирует развитие конфликта. 

Конечно, по мере появления героев тема может несколько видоизменяться, но волновать вас это не должно — это просто более точная формулировка ваших мыслей, то самое «копание глубже».

Фрэнсис Макдорманд, в роли Мардж Гандерсон в фильме « Фарго» (1996)

Фрэнсис Макдорманд, в роли Мардж Гандерсон в фильме « Фарго» (1996)

Для начала нужно понять, как главный герой будет решать основную проблему произведения, соответствовать ей и решать ее. 

Вы, вероятно, уже знаете и понимаете, что главный герой на протяжении всего действия должен расти и совершенствоваться, не стоять на месте. Часто он борется с собой, пытается стать лучше, осознать и исправить свои ошибки, чтобы в конце стать улучшенной версией себя.

Раскрытие главной темы сюжета неразрывно связано со становлением личности главного героя, с его преобразованием из потерянного, пустого или просто безликого персонажа в сильного духом и преодолевшего свои невзгоды. Возможно, конечно, именно у вас это будет происходить иначе, это лишь стандартный ход развития сюжета. Однако, у этого стандартного хода есть четкий план, и выглядит он так:

Действие 1: позиция главного героя совершенно противоположна постановке ключевого вопроса вашего сюжета (то есть, в случае с «деньги не сделают вас счастливцем», главный герой бы считал, что в деньгах и есть счастье).

Действие 2: главный герой начинает сомневаться в своей правоте в этом ключевом вопросе, но все еще сопротивляется и пытается гнуть свою линию.

Действие 3: главный герой, наконец, осознает истину, полностью принимает её, все становится на свои места.

Сияние ( 1980 )

Сияние ( 1980 )

  • «На обочине»

Ключевой вопрос: чтобы любить кого-то, вы должны быть эмоционально зрелыми.

Майлз не думает об этом в первом акте, но учится принимать эту истину в конце третьего сюжета.

  • «Эта замечательная жизнь»

Ключевой вопрос: надо уметь получать радость от каждой мелочи, происходящей в жизни.

Опять же, эта мысль обходит Джорджа Бейли стороной в начале фильма, но к концу на него находит прозрение.

  • «Матрица»

Ключевой вопрос: вера в себя и в свои идеи.

Нео понятия не имеет, что нужно верить в себя, чтобы полностью себя реализовать, пока он работает в офисе в начале фильма, в третьей части узнает, что он избранный и побеждает «зло».

  • «Фарго»

Ключевой вопрос: делают ли деньги счастливым?

В первой части Джерри игнорирует эту простую человеческую истину, однако, в конце осознает свою неправоту.

  • «Сияние»

Ключевой вопрос: человеческая натура несовершенна, поэтому удержаться от повторного совершения ошибок невозможно.

Джек пытается отрицать это, однако к концу фильма смиряется.

«Сияние» ( 1980)

«Сияние» ( 1980)

Как правило по ходу фильма главный герой меняется, и за этими изменениями и интереснее всего наблюдать зрителю. 

Поэтому в начале фильма он может быть неполон, слаб, неуверен в себе, а значит, скорее всего его ответ на ключевой вопрос произведения будет полной противоположностью того, что предлагает автор. 

Р.S. Правда не все герои меняются, например комедийные персонажи или подобные Джеймсу Бонду герои франшиз в жанре Боевик или Приключения. 

Тем не менее, начинающим сценаристам лучше сначала научиться работать с изменениями в герое, а потом экспериментировать. 

Шарлиз Терон в роли Мэвис Гэри в «Бедная богатая девочка» © 2011

Шарлиз Терон в роли Мэвис Гэри в «Бедная богатая девочка» © 2011

Герой-антагонист имеет противоположные ценности и получает другой опыт от ситуации, в которую сценарист помещает главного героя. 

Поэтому поначалу они с главным героем примерно на равных, однако, следуя разным паттернам, расходятся в разные стороны от начальной точки.

И часто это противоположное движение, это желание противостоять «добру» настолько в них, отрицательных героях, укореняется, что злодеи теряют возможность развития. 

Например, Поттер («Эта замечательная жизнь») остаётся столь же жестоким, как и в начале, Карл и Гир умирают в конце «Фарго» теми же в точности личностями, какими они были в начале, и отель «Оверлук» остаётся каким был навсегда. Но это не значит, что когда вы ищите тему для сценария и разрабатываете антагониста ему не нужно уделить столько же времени, сколько главному герою.

Если вы хотите больше разобраться в особенностях создания антагониста, у нас есть материал как создать злодея >>>>>

Пол Джаматти, в роли Майлза и Томас Хейден Черч в роли Джека в «На обочине»

Пол Джаматти, в роли Майлза и Томас Хейден Черч в роли Джека в «На обочине»

Такой персонаж в сценарии обычно служит не только поводом для конфликта, но еще и помогает раскрыть личность главного героя  больше, показать всю ее многогранность. 

Давайте для простоты назовем его «персонаж-конфликт». Так вот, часто случается так, что «персонаж-конфликт» является любовью первостепенного героя, и почти всегда этот персонаж не активно проявляет себя. А значит и отношение его к главной теме фильма, его личностный рост и проблемы не особо-то и значимы. 

Надо понимать, что оба второстепенных персонажа — и злодей и так называемый нами «персонаж-конфликт» (кстати, тут надо добавить, что конфликт он будет порождать не обязательно между кем-то и кем-то, он может создавать внутренний конфликт в главном герое, например) — оба влияют на главного героя. 

Но если последний помогает протагонисту убедиться в собственной значимости, переоценить ценности и прочее, то злодей лишь оттеняет этот путь к свету, служит противопоставлением.

Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити в фильме «Матрица» © 1999

Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити в фильме «Матрица» © 1999

Когда вы пройдете все пять шагов, и подробно опишите характеры главного героя и двух вспомогательных, вам будет намного проще аргументировать значимость и драматичность того самого ключевого вопроса вашего сценария, о котором было сказано в начале.

И давайте будем честными, конечно же куда интереснее придумывать неожиданные повороты сюжета вовлекаясь в отношения и интересы героев, чем подгонять все под один какой-то ключевой вопрос, наполненный философским смыслом. 

Однако, проблема в том и заключается, что свобода действий в данном случае может привести к тому, что сюжет перестанет быть связным и вести от начала к какому-то логическому завершению, стать просто набором каких-то действий.

В этом и заключается главная ошибка многих сценаристов — сюжет остается сырым и непродуманным, ибо в попытках смастерить то интересный диалог, то неожиданный поворот они расплескивают главную мысль, и так и не доносят до зрителя. 

Матрица ( 1999)

Матрица ( 1999)

Отсюда и появляется ощущение незавершенности. Не повторяйте этих ошибок!

Очень важно научиться все совмещать — и целостность идеи, и развитие личностей героев, и интересность событий и диалогов. 

Тогда ваш сценарий будет ярким, динамичным и наполненным. И, может, этот процесс самоконтроля не самый увлекательный в деятельности сценариста, однако  необходим. 

 Пока у вас не будет найдена и проработана тема для сценария,  вы не расскажете о чем-то глубоком, важном, очень человеческом или насущном, вам не удастся заинтересовать продюсеров, агентов и менеджеров и убедить в значимости вашего сценария.

Ну и, как известно, чтобы учиться, обязательно изучать хорошие работы других сценаристов. У нас есть как сценарии, переведенные на русский язык, так и работы на языке оригинала в библиотеке сценариев >>>>>

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист


17 декабря 2020

Книги

Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист

В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».


Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.

А между тем без них никак не обойтись.

Откуда берутся идеи

Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.

Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.

Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.

Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.

По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.

Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.

Идеи для сюжета

Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.

У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.

Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.

Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.

Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.

Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.

На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.

На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».

Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.

Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.

  • Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
  • Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
  • Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
  • Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
  • Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
  • Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
  • Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
  • Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.

Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».

Талант не главное

В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.

Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.

В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.

С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.

Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.

Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.

Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.

Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.

Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.

Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.

Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.

Купить книгу

В каждой истории должен быть заложен какой-то смысл. Вложить понятный смысл в приключения, которые должны еще и развлекать зрителя – задача не из легких. Именно поэтому в кинотеатры раз за разом попадают фильмы-пустышки. О них обычно забывают сразу после просмотра.

Такова участь всех бессмысленных развлечений. Человеку просто не зачем вспоминать о таких фильмах. Нечего обдумывать. Нечего анализировать. Не над чем фантазировать.

Одним из аспектов, отличающим плоское кино от качественного, всегда было наличие в сюжете какой-либо темы.

Именно о тему сценария мы и разберем в сегодняшнем нашем материале.

Что такое тема?

Тема – это очень многозначный термин, имеющий десятки определений. Это может быть форма выражения идеи. Может быть явление, исследуемое в произведении. Круг вопросов образующих основу сюжета. И многое другое.

Кристофер Воглер, сценарный теоретик, который переработал книгу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» для нужд кинематографа утверждает: «Тема – это инструмент, помогающий автору сфокусироваться и связно выстроить произведение вокруг той единственной идеи или человеческого свойства, которые исследуются в каждой сцене». 

По сути тема – это отравная точка будущего сюжета. Фундамент, который скрепляет всю историю. И прелесть, а одновременно и сложность этого фундамента в том, что это может быть практически что угодно.

Расизм может быть темой. И любовь к мороженому может быть темой. Страх высоты. Глобализация. Вымирание животных. Новые технологии. Одиночество. Правила дорожного движения. Судьба. Буквально все, что придет вам в голову может стать темой для будущей истории.

Разумеется не все эти темы одинаковы. И тут нужно понимать. Темой истории может стать практически все. Но не все получившиеся в результате истории будут пользоваться успехом. Из некоторых тем можно сделать несколько сезонов успешного телевизионного шоу или серию фильмов. Другие исчерпают себя в одной единственной короткометражке. А часть из них не достойны и этого.

Ясно, что наибольший отклик у зрителей имеют темы, непосредственно касающиеся их жизни. Именно поэтому подавляющее большинство фильмов и сериалов в мире посвящено каким-то очень простым и распространенным чувствам: любви, одиночеству, гневу, тоске, страсти и тд. Это так называемые вечные темы.

Тема, посыл и сюжет

Очень часто, тему сценария путают с двумя другими драматическими элементами: сюжетом и посылом. И если первая ошибка в основном встречается только у начинающих сценаристов, то вторая часто проскальзывает и у опытных авторов и даже у некоторых сценарных теоретиков. 

Тема и сюжет

Первое, что нужно понимать: нельзя подменять тему сюжетом. Сюжет это лишь история, через которую сценарист раскрывает тему.

То есть если говорить, например, о фильме «Гражданин Кейн», то его тема это развращение человека богатством и властью. А сама история: расследование и пересказ биографии главного героя – это только способ, которым авторы раскрывают изначальную тему.

Понятно, что способов раскрыть тему бесконечное множество. Эту же тему – развращение богатством, в фильмах «Волк с Уолл-Стрит» и «Нефть» показаны совсем не так как «Гражданине Кейне».

Именно поэтому мы до сих пор видим столько фильмов о вечных темах, о которых мы говорили в предыдущих разделах. Каждую из них можно раскрыть десятками тысяч разных сюжетов. С каждым днем, мир меняется. А вместе с развитием мира, появляются новые сюжеты. И вряд ли этот цикл когда-нибудь прервется.

Так что, если вы начинающий сценарист, запомните главное: тема это не сюжет будущей истории. Тема отвечает на вопрос «О чем рассказывает сюжет?»

Тема и посыл

Посыл, или как его еще называют предпосылка или еще высказывание, как мы и писали выше, очень часто путают с темой даже опытные сценаристы и сценарные теоретики.

Возможно, в чем-то они и правы. Во-первых, потому что иногда посыл действительно совпадает с темой.

А во-вторых, потому что на самом деле высказывание не может существовать без темы. Оно вытекает из темы. И если в сценарии есть высказывание, значит, и тема там точно есть.

Но мы все-таки призываем понимать разницу между этими терминами. Да если, в сценарии прослеживается какой-то посыл, то и тема там обязательно есть. Без этого никак. Но при этом в обратную сторону это не работает: если в сценарии есть тема, то не обязательно что в нем есть и посыл.

Посыл, это отношение автора к затронутой им теме. Итог, к которому он хочет подвести исследование этой темы. Какой-то вывод. 

В принципе все эти три понятия: тема, сюжет и посыл, хорошо ложатся на терминологию классического научного исследования. Все знают эту схему еще со школы: тезис, доказательство, вывод.

Так вот, тезис – это как раз тема. Она формулируется заранее и дает исходную точку исследования. Сюжет – это доказательство. В сюжете тема подвергается всестороннему изучению, проверяются разные походы и разное отношение к ней. А вывод – это посыл высказывание, к которому автор приходит в результате исследования.

Вот только в отличие от научных работ, в сценаристике можно выстраивать эту схему с любого элемента. Например, если у вас сначала есть посыл – ваше отношение к какой-то теме, вы можете от него придумать тему, и написать сценарий связывающий все воедино. Или ,например, если у вас есть какой-то сюжет, вы можете посмотреть на героя, на его изменения, поступки и понять как именно вы относитесь к этим приключениям. От этого вы можете сформулировать высказывание, а от него понять и в в чем заключается тема этого сценария.

Давайте разберем несколько высказываний, и сравним их с темой фильма. В том же «Гражданине Кейне», как мы уже выяснили тема – развращение богатством. А высказывание можно сформулировать примерно так: если поддаться развращающему влиянию богатства можно закончить жизнь несчастным и одиноким человеком». А например, в «Волке с Уолл-стрит» при той же изначальной теме, посыл звучит несколько иначе: «поддавшись развращающему влиянию богатства сам не заметишь как все потеряешь». Ну и для полноты, в фильме «Нефть» высказывание можно сформулировать так: «Алчность и жадность превращает человека в монстра и иссушает изнутри».

Как видите, одна и та же тема может рождать разные посылы. Именно сюжет – доказательство темы, определяет, какой будет предпосылка истории. А сюжетов, как мы уже выяснили, на каждую тему приходится бесчисленное количество.

Как прописать тему в сценарии?

Если ваш сюжет действительно исследует предложенную изначально тему, то ее влияние будет чувствоваться буквально на каждом уровне.

Например, тема «Парка юрского периода» — безалаберное отношение к новым изобретениям. И она прослеживается сразу на нескольких аспектах. Сюжетном – весь сюжет строится вокруг изобретения, последствия которого не просчитаны до конца. 

Персонажном – у нас есть герои с диаметральным отношением к воскрешению динозавров. Профессор Джон Хаммонд, считает, что если появилась возможность воссоздать ящеров – так и нужно сделать, не раздумывая. А приглашенные им на первую экскурсию ученые – полностью противоположного мнения.

Эпизодическом – именно безалаберность главного программиста привела к отключению систем безопасности. Он решил саботировать защитные системы для своих целей, не смотря на приближающуюся бурю.

И даже на уровне диалогов: герой Джеффа Голдблюма напрямую спрашивает: а все ли ученые продумали, прежде чем воскрешать гигантских хищников?

Каждый из затронутых аспектов сюжета достаточно прост и ярок, чтобы зритель без труда считал в нем общую тему. Примерно так и работают в паре сюжет и тема, когда они взаимосвязаны в общую систему. Любая сцена, разговор, действие, характеристика персонажа может стать отображением темы.

Если вы видите, что ваш сюжет не удается связать с выбранной вами темой, значит нужно что-то изменить. Либо придумать новый сюжет, либо переформулировать тему.

Тема и идея фильма

Тема является особой частью структуры, помогающей максимально углубить развитие главной идеи фильма. Во всех разговорах о ценности фильма тема занимает почетное место.

Тема это экстракт всего самого важного, о чем мы рассказываем в фильме. Тема это история фильма в общечеловеческом аспекте. Она как бы приподнята над сюжетом. Может, нам оставить ее в лексиконе критиков? Нет!

Тема это наш рабочий инструмент, наш скальпель и штурвал.

Тема фильма – это то, что остается в сознании зрителя после фильма. Не только в сознании, но, что не менее важно, в подсознании. Зритель, возможно, и не сумеет объяснить, в чем тема, но он получил это как эмоциональный опыт. Это реальная ценность. Значит, задача темы установить прямой контакт между вашими идеями и эмоциональным миром аудитории. Тема это важная интеллектуальная ценность, которую вы хотите донести до зрителей, вырастив в их душах эмоции.

Понятно, что тема не может выпрыгнуть из фильма на обозрение в конце, как чертик из шкатулки. Вы выращиваете тему в теле фильма, как мать выращивает в своем теле ребенка.

Тема возникает через идею. Идея – это то, что вы хотите доказать конфликтами от начала до конца фильма.


Герой + конфликты = итог в кульминации.

Герой через конфликты идет к кульминации. К чему он пришел, такая и есть идея фильма.

Мак Мерфи убит, но индеец продолжил его путь: убежал из психушки. Идея – стремление к свободе неистребимо.

Ромео и Джульетта не смогли противостоять давлению семей. Они погибли, и этим прекратили войну. Идея – любовь сильнее всех давлений.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Сколько людей после просмотра плохого фильма думали про себя: «Я бы смог сделать лучше». Но когда нужно предложить идею для картины, многие не могут ничего придумать. Причина не в том, что люди в большинстве своем лишены творческой жилки. Проблема заключается в следующем — почти каждый пытается придумать гениальную, грандиозную идею, но не задумывается над тем, как устроены фильмы, а в результате все происходит наоборот.

  1. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 1

    1

    Изучите ключевые составляющие идеи для фильма. Часто проблемы возникают потому, что нам хочется придумать сразу весь фильм, а не начинать с основных элементов и развивать замысел. Множество фильмов представляет собой смешение и сочетание трех компонентов, позволяющих получить новую киноленту — места, персонажа и конфликта. Иногда достаточно одного необычного элемента, чтобы начать работу (Хижина в лесу начинается с событий на государственной студии фильмов ужасов; такая идея сама по себе уникальна и становится отправной точкой для сюжета). Неважно, какой фильм нужно снять, достаточно придумать следующее:

    • Место: где происходит действие фильма во времени и пространстве? Вы представляете себе космическую эпопею или средневековье? Маленький современный город?
    • Протагонист: кто будет главным персонажем? Не спешите придумывать личные качества, так как общих набросков пока будет достаточно. Это пилот космолета? Паренек-конюх? Стоматолог?
    • Конфликт: к чему стремится главный персонаж? Хочет стать героем? Влюбиться? Ненавидит свою работу или начальника?[1]
  2. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 2

    2

    Составьте идею для фильма из трех простых элементов. Все фильмы от независимого кино и до многомиллионных блокбастеров строятся на этих трех китах. Пока не думайте о хитросплетениях сюжета, уловках и деталях — они придут позже. Сейчас нужна прочная базовая идея, на основе которой можно создать фильм.

    • Космическая эпопея + Пилот + Желание стать героем = Звездные войны
    • Средневековье + Конюх + Герой и любовь = История рыцаря
    • Небольшой городок + Стоматолог + Ненависть к работе = Несносные боссы
    • Задержанный подросток + Наставник-идеалист + Ребенок-бунтарь = Короткий срок 12
  3. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 3

    3

    Выделите время на поиск идей. Хорошие идеи практически никогда не появляются из ничего, а отдельные люди способны придумывать отличные идеи для фильмов лишь потому, что уделяют им достаточно времени. Необходимо взять ручку и бумагу, устранить все отвлекающие аспекты и задуматься. Если нужна помощь, то воспользуйтесь подсказками. Очень важно записывать каждый проблеск идеи — в метро, дома, на работе. Они станут кирпичиками вашего сооружения.[2]

    • «Что, если…» — два самых важных слова при поиске идей. Например, Парк Юрского периода — это последствие вопроса «Что, если можно было бы оживить динозавров?».
    • «Что случится, если скрестить два моих любимых фильма?»
    • Следите за интересными событиями и новостями. Как вы могли бы повлиять на них?
    • Пишите о том, что вам интересно. Фильм Клерки построен на увлечениях “ботаников” и хоккее на крыше магазина, SuperПерцы основан на любви к классическим фильмам о подростковых вечерниках, Линкольн создавали люди, которые обожают историю. Любая идея уместна.
  4. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 4

    4

    Находите вдохновение в реальной жизни. В любом выпуске крупной газеты можно найти около 5 сюжетов, которые достойны экранизации. Часто реальная жизнь удивительнее выдумки, поэтому истории из газет способны стать хорошей отправной точкой. Как победитель Всемирного конкурса на поедание хот-догов стал профессиональным едоком? Почему закрывается местный загородный клуб? О чем думал полицейский, когда принимал заявление о «пропаже бекона?».[3]

    • Используйте такие истории как отправные точки, продумывайте идеи и сюжеты, которые могут возникать в вашем сознании.
  5. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 5

    5

    Определитесь с жанром. Жанр определяет тематику фильма. Часто фильм относят к нескольким жанрам, но черты одного всегда доминируют. Жанры включают комедии, романтические истории, научную фантастику, боевики, фильмы ужасов, драмы и документальные фильмы, но также могут встречаться сочетания вроде романтической или трагикомедии, боевик с элементами ужасов. Вся прелесть жанров в том, что они помогают развивать сюжет фильма, позволяют сосредоточиться на одном. Например:

    • Любите фильмы ужасов? В таком случае идея для фильма должна включать хорошего злодея. Придумайте монстра или отрицательного героя и ваша идея готова.
    • Любите романтические комедии? Придумайте парня и девушку, которые считают, что им нельзя влюбиться друг в друга (исповедуют разные религии, девушка замужем, парень пришелец).
    • Любите научную фантастику? Придумайте несуществующую технологию вроде путешествий во времени, космических кораблей, телепортации или устройства для создания новых планет. Ваша история станет последствием появления такой технологии.
  6. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 6

    6

    Изменяйте сюжеты существующих фильмов. Придумать совершенно новую идею невозможно. Звучит обескураживающе, но в действительности скорее дарит свободу. Все фильмы сняты под влиянием идей других фильмов и произведений искусства, поэтому ваш сюжет никак не станет исключением. Как превратить существующую идею в новую задумку? Рассмотрите следующие примеры:

    • Остин Пауэрс — комедийная лента в духе шпионских историй вроде Джеймса Бонда, которые постоянно показывают в кинотеатрах. В сюжете мало отличий, зато батальные сцены заменили шутками.
    • О, где же ты, брат? — это практически дословный пересказ событий Илиады Гомера, однако события происходят в сельской местности южных штатов США.
    • Аватар удивительно похож на Танцующий с волками, но перенос событий на другую планету позволил Джеймсу Кэмерону создать нечто новое.[4]
    • Тепло наших тел наделен всеми чертами романтической комедии, но один и главных героев фильма — зомби. Необычное сочетание жанров позволяет фильму отличаться от схожих картин.
  7. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 7

    7

    Опишите идею одним предложением. Замысел — это очень краткое описание сценария в одном предложении. Хороший замысел состоит из трех пунктов: завязка (отличия от других фильмов), конфликт и персонажи или место действия. Рассмотрите примеры известных фильмов, задумка которых изложена одним предложением.

    • Назад в будущее: Молодой парень переносится в прошлое, чтобы воссоединить родителей до того, как его будущее исчезнет.[5]
    • Челюсти: Начальник полиции, который боится открытых водоемов, вступает в схватку с очень большой акулой, пока алчный муниципалитет не спешит закрывать пляж.
    • Рататуй: Парижская крыса тайно объединяет свои усилия с бесталанным шеф-поваром, чтобы доказать — готовить может каждый, что бы ни говорили критики и санитарный контроль. [6]

    Реклама

  1. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 8

    1

    Придайте идее структуру фильма. Фильмы имеют разную структуру, от стандартных трехактных картин до популярных «странствий героя». Все примеры можно разделить на 5 базовых элементов, на которых построены 99 % всех фильмов, будь то боевик, драма, романтическая комедия и даже фильмы для детей. Возьмите свою идею и продумайте эти пять основных моментов, чтобы вышел черновой вариант будущего фильма.

    • Знакомство: представьте персонажей, место действия и окружающий мир. Это примерно 10 % всего фильма, поэтому на знакомство следует отводить не более 10 страниц.

      • В Звездных войнах Джордж Лукас вводит идею войны в космосе, конфликт («Помоги мне, Оби-Ван, ты — моя единственная надежда») и множество ключевых персонажей (Люк, Лея, Дарт Вейдер, R2-D2 и C3-P0).
    • Смена планов/возможность/конфликт: происходит событие, которое приводит в действие ваш конфликт на страницах 9–10 — Эрин Брокович находит работу, школа из SuperПерцев устраивает вечеринку, Нео знакомится с Матрицей. Следующие 10–20 страниц рассказывают, как персонажи реагируют на такую перемену.

      • В Звездных войнах Люк отказывается от предложения Оби-Вана, но узнает, что вся его семья убита. Он соглашается и отправляется спасать Лею.
    • Точка невозврата: до этого момента персонажи стремятся воплотить свои цели в жизнь. При этом на экваторе фильма происходит событие, после которого не остается пути назад. Оппонент Бонда наносит еще один удар, Гладиатор пребывает в Рим, Тельма и Луиза совершают свое первое ограбление.

      • В Звездных войнах на середине фильма герои попадают в западню на Звезде Смерти. Они не могут вернуться на Альдераан и вынуждены вступить в схватку.
    • Серьезное препятствие: после точки невозврата ставки возрастают. Персонажам и зрителям кажется, что надежды нет. Во всех романтических комедиях между парнем и девушкой происходит ссора, Рона Бургунди из Телеведущего увольняют, а Джон Макклейн из Крепкого орешка весь истекает кровью после сражения. Отметка в 75% преодолена.

      • В Звездных войнах погибает Оби-Ван, а Звезда Смерти приходит в движение. Единственный шанс на победу — отчаянная попытка взорвать Звезду Смерти.
    • Кульминация: персонажи предпринимают самую последнюю, изнурительную попытку достичь поставленной цели, которая становится самой сложной задачей. Забег влюбленного через весь аэропорт, последние лунки в Гольф-клубе, финальная схватка между героем и злодеем. После разрешения проблем последние 10 % сценария доводят дело до завершения, показывают разные последствия кульминации.[7]

      • В Звездных войнах Люк наносит героический удар по Звезде Смерти и она взрывается.
  2. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 9

    2

    Развивайте персонажей. Персонажи должны восприниматься как живые. Именно они приводят в действие сюжет, а не прихоть автора. Удачные персонажи — это душа фильма. Зрители любят, сопереживают, ненавидят героев фильма, поэтому даже самая лучшая идея может провалиться из-за слабых персонажей. Проще сказать, чем сделать, но несколько советов помогут органично вплести персонажей в канву сюжета:

    • Персонажи должны быть объемными, а не плоскими. Наделяйте персонажей разными гранями личности. Недостаточно просто придумать «злого мужчину» или «сильную женщину». Многомерные персонажи имеют сильные и слабые стороны, благодаря чему становятся ближе зрителю.
    • Наделяйте персонажей желаниями и страхами. Даже если это лишь один страх и одно желание, хорошему персонажу никак не удается получить желаемое. Его способность или неспособность одержать верх над страхом (бедности, одиночества, пришельцев, пауков) создает конфликт.
    • Персонажи должны выступать движущей силой. Не превращайте героев в шахматные фигуры, которые перемещаются по доске по прихоти сценариста. Удачный персонаж принимает решения, которые толкают сюжет вперед. Иногда одно решение приводит в действие всю цепочку событий (Луэллин в Старикам тут не место, Люк Скайуокер объединяется с Оби-Ван Кеноби в Звездных войнах), иногда ряд удачных или неудачных решений (каждый персонаж Афере по-американски).[8]
  3. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 10

    3

    Обманите ожидания и сделайте свою идею неповторимой. Кажется, что такая жесткая структура сценария накладывает ограничения, но на самом деле она облегчает задачу удивить зрителя. Как сделать необычную пятиэлементную структуру и узнаваемых персонажей? Как написать свежий сценарий? Лучше всего нарушать правила:

    • А что, если вместо успеха в кульминационный момент герой потерпит неудачу?
    • Что произойдет с «многомерным» персонажем, если он не захочет меняться? Что станется, если протагонист окажется вовсе не главным действующим лицом, как в кинокартине Выходной день Ферриса Бьюллера, когда выясняется, что на самом деле меняется друг Ферриса, Кэмерон?
  4. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 11

    4

    Измените привычное место действия. Мало кого удивишь романтической комедией, если события происходят в крупном мегаполисе, но как насчет тайской деревушки? Кегельбана? Дома престарелых?

  5. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 12

    5

    Продолжайте придумывать идеи. Важнее всего осознать, что идеи приходят с опытом, благодаря постоянной практике. Первые 10, 20 и даже 50 идей могут оказаться не самыми лучшими, однако опыт плохих идей позволит распознать хорошую мысль. Невозможно постоянно придумывать идеальные решения, поэтому приготовьтесь к тяжелому труду.

    • Заведите блокнот, в который можно будет записывать все идеи.
    • Обдумывайте идеи вместе с другом, чтобы удвоить “вычислительные мощности”.
    • Повторяйте все описанные действия для каждой идеи. Попробуйте превратить свою задумку в ключевые элементы фильма и понять, стоит ли овчинка выделки.

    Реклама

Советы

  • Всегда развивайте предысторию и побочные события.
  • Запаситесь терпением, чтобы придумать стоящий сюжет.
  • Обратитесь за помощью к друзьям.
  • Покажите свои сценарии родителям или друзьям, чтобы узнать мнение со стороны.

Реклама

Предупреждения

  • За плагиат создатели фильма могут подать на вас в суд, но никто не помешает вам черпать вдохновение в чужих картинах. К этому прибегали все знаменитые режиссеры и сценаристы.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 74 197 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти замбара в far cry 4
  • Как найти товар для бизнеса
  • Как найти вконтакт в телефоне андроид
  • Как составить договор аренды его суть
  • Как составить производственную характеристику практики