Как найти глубину перспективы

Перспектива. Когда-то и меня она пугала.

Когда нам ее преподавали, это было что-то ужасное и непонятное, но все не так страшно, если разобраться!

Речь пойдёт о фронтальной перспективе и дистанционной точке.

С чего начать? Нам даются размеры комнаты, допустим, 3м высота, 4м — ширина. Выбираем нужный масштаб, и чертим наш прямоугольник. (Я взяла М1:75)

Определяем линию горизонта (ЛГ) и проводим её (обычно, это уровень —1,70).

Рисуем фронтальную перспективу, фото № 1

Дальше, определяем где будет находиться наша точка схода(ТС). Выберем по центру. Проводим из ТС, через углы нашей комнаты (А,B,C,D) линии, и потом, их замыкаем, чтобы получился второй прямоугольник (А1,B1,C1,D1). Получилась наша комната.

Рисуем фронтальную перспективу, фото № 2

Но как же определить глубину? Допустим, глубина комнаты 5м. Измеряем нижнюю линию, (в любом масштабе, в моем случае, это 14 см), и нужно поделить длину на равные 5 отрезков (была бы комната глубиной 7м, то на 7 делили бы). И делаем Заметки, на нижней линии (я поделила 14 на 5 и получила 2,8 сделав отметки).

А тут-то нам и пригодится в помощь наша дистанционная точка (ДТ)!

Мы, берём нижний левый угол (D1) комнаты и проводим диагональ через верхний угол комнаты (C) и проводим линию до пересечения с ЛГ. Так мы нашли ДТ.

Рисуем фронтальную перспективу, фото № 3

Теперь, мы должны соединить все наши отметки с ДТ.

Рисуем фронтальную перспективу, фото № 4

На нашей боковой линии появились пересечения, это и есть наши метры. Проводим через них параллели, тоже самое делаем с остальными линиями.

Рисуем фронтальную перспективу, фото № 5

Обращаю Ваше внимание, что все размеры измеряются на нашей дальней стене! Дальше можно разукрасить наши квадратные метры)

Рисуем фронтальную перспективу, фото № 6

Разберемся на пошаговых примерах с правилами построения разных видов перспектив. В конце статьи — краткий гайд в карточках.

Автор работы — нидерландский художник и архитектор Ганс Вредеман де Врис.

Что такое законы перспективы и зачем они нужны?

Законы перспективы — это приемы, с помощью которых можно показать объем и габариты предметов, их расположение относительно зрителя, плановость и глубину пространства. Иными словами, перспектива помогает сделать картинку более реалистичной и выразительной.

Картина Альфреда Сислей «Дорога в Лувесьенне» (1873) прекрасный пример, как с помощью перспективного сокращения можно передать глубину изображения.

Мы разберем три вида перспективы: с одной, двумя и тремя точками схода.

Примеры перспективных изображений с разным количеством точек схода.

Усвоив логику этих построений, вы сможете убедительно нарисовать все, что угодно: от кубика до космической станции и даже человеческого тела. Всё потому, что любой объект можно упростить до композиции из простых примитивных фигур:

Основные понятия при построении перспективы

Для начала разберемся с базовыми терминами: линией горизонта и точкой схода.

Линия горизонта

Линия горизонта — это условная линия на уровне глаз художника, ее еще называют линией уровня глаз. В природе линия горизонта хорошо видна, например, возле больших водоемов, где небо соединяется с поверхностью воды.

Линию горизонта хорошо видно на побережье — это линия, которая получается на стыке воды и неба.

Линию горизонта не всегда видно на рисунке, художник может построить ее условно, в качестве ориентира. Для своей картины вы сами задаете расположение ЛГ и уже относительно нее простраиваете предметы и окружение.

От расположения объекта относительно линии горизонта будет зависеть его изображение. Источник

Где расположить линию горизонта?

Это вопрос чаще всего общей задумки рисунка. Выбор линии горизонта определяется исключительно тем, с какой высоты мы хотим показать главный объект: с высоты птичьего полета или с точки зрения муравья. Если речь идет о концепт-арте окружения, то чаще всего линия горизонта будет на уровне глаз зрителя — если есть необходимость показать картину с точки зрения персонажа

Максим Кнехт, Ментор в Smirnov School на курсе «Концепт-арт окружения»

Один объект в разных положениях относительно линии горизонта изображается по-разному.

Точка схода

Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются. Однако всем знаком визуальный эффект, при котором параллельные линии сходятся в одну точку на горизонте. Эта точка и называется точкой схода.

Количество точек схода в рисунке может быть разным: от 1 до 6. Чем больше точек схода — тем более «искаженной» будет перспектива. Например, 5-6 точек схода используются для того, чтобы создать эффект «рыбьего глаза»:

Как понять, сколько точек схода нужно?

Это тоже определяется целью. Более трех точек редко используется вообще. Чаще всего достаточно двухточечной перспективы, но иногда, для передачи масштабов высоты или глубины, мы можем использовать и три точки.

Определившись с положением линии горизонта и точек схода, можно приступать к построению перспективы.

Перспектива с одной точкой схода

Еще ее называют фронтальной перспективой. В этом случае мы видим одну из плоскостей фронтально, без искажений.

Примеры изображения куба с помощью фронтальной перспективы. Одна грань, «лицевая», всегда остается без искажений.

Как построить перспективу с одной точкой схода

Самый простой пример — это фигура, расположенная на уровне глаз художника.

Проводим линию горизонта и располагаем на ней прямоугольник — фронтальную плоскость нашей фигуры. Располагаем его так, чтобы линия горизонта делила прямоугольник пополам.

Проводим диагонали. На их пересечении находится точка схода (ТС), а сами диагонали — это ребра параллелепипеда, уходящие в перспективу.

Перейдем к построению дальней стенки. Для этого на одинаковом расстоянии от точки схода рисуем вертикальные и горизонтальные прямые до пересечения с ребром. Готово! Дальняя стенка получается параллельной ближней, только меньше размером.

Чем меньше дальняя стенка, тем больше она отдаляется от зрителя, будет создаваться ощущение большей глубины объекта.

Теперь рассмотрим примеры с положением фигуры выше и ниже линии горизонта. Как мы уже говорили, фронтальная плоскость остается без искажений в любом случае, поэтому сперва тоже рисуем квадрат. Потом из каждой его вершины проводим линии в точку схода — это будут ребра куба.

Задаем размеры задней стенки. В данном случае будем ориентироваться на размеры стенки из первого примера.

От точек пересечения ребер с размерными линиями достраиваем вертикали и горизонтали, формируя дальние стенки фигур.

Без вспомогательных линий объекты с фронтальной перспективой будут выглядеть так:

Это были примеры, когда точка схода находится на центральной вертикальной оси предмета. Разберем пример со смещенной точкой схода.

Рисуем фронтальную плоскость куба и задаем линию горизонта с точкой схода.

Обозначим ребра — из всех четырех вершин проводим прямые в точку схода.

Теперь определим внешние грани. Проводим вертикаль и горизонталь до пересечения с ребром.

Осталось построить заднюю стенку. Для этого из образовавшихся дальних углов проводим горизонталь и вертикаль до дальнего ребра.

Статика — синоним фронтальной перспективы. К ней прибегают, чтобы передать ощущение устойчивости, симметрии. С помощью фронтальной перспективы можно наглядно передать глубину пространства и подчеркнуть разницу масштабов окружения и предметов.

Известный пример применения фронтальной перспективы в кино — фильмы Стенли Кубрика. Он часто прибегал к симметричной постановке кадра, чтобы вызвать у зрителя определенную психологическую реакцию.

Кадр из фильма Стенли Кубрика «Сияние» (1980)

Перспектива с двумя точками схода

Этот вид перспективы еще называют угловым. Важно отметить, что в угловой перспективе (как и во фронтальной) вертикальные линии остаются без искажений.

Три варианта перспективы с двумя точками схода.

Как построить перспективу с двумя точками схода

Алгоритм в целом схож с построением перспективы с одной точкой схода, но добавляется чуть больше сложностей из-за появления второй точки.

Сначала наметим линию горизонта и две точки схода. Между точками схода намечаем вертикаль, которая будет обозначать ближайшее к нам ребро куба.

Если мы нарисуем ребро на одинаковом расстоянии от точек схода, то куб будет расположен к нам с симметрично расположенными гранями. Если отодвинем ребро к какой-то одной точке схода — объект будет больше повернут к зрителю одной стороной.

Куб в центре — пример симметричного расположения фигуры, боковые кубы повернуты к нам той или иной стороной.

Дальше проведем от вершин ближнего ребра прямые в точки схода. Нарисуем вертикали, чтобы отметить две ближние грани. Чем ближе к точке схода — тем «меньше» будет сторона куба, тем более сжатой она окажется. Поэтому та сторона, которая ближе к одной из точек, будет меньше стороны, которая дальше.

Из образовавшихся дальних углов граней проводим прямые в точки схода.

Осталось соединить вертикалью дальние углы.

По такому же принципу рисуем и фигуры, которые будут выше или ниже линии горизонта. Отличие только в том, что одна из граней — верхняя или нижняя — будет теперь видимой:

Угловая перспектива — наиболее распространенный, «классический» вид перспективы. Важно помнить, что точки схода не всегда могут находиться в пределах рисунка. Они могут быть расположены на линии горизонта за рамками изображения. Чем ближе точки схода друг к другу — тем более искаженным будет пространство.

Один и тот же интерьер во фронтальной и угловой перспективе.

Перспектива с тремя точками схода

Она еще называется наклонной или вертикальной перспективой. В этом случае вертикальные линии получают свою точку схода и тоже искажаются.

Как построить перспективу с тремя точками схода

Опять же, общий алгоритм такой же. Намечаем линию горизонта с двумя точками схода, выше или ниже линии горизонта рисуем третью точку схода, куда будут стремиться все вертикали. В примере третья точка ниже.

Теперь намечаем точку, которая станет ближайшим к нам углом нашей фигуры. Из нее проводим линии к точкам схода на горизонте.

Проводим в точки схода еще две линии — получим верхнюю грань куба.

Теперь из получившихся углов проводим вертикали в третью точку схода.

Из точек схода проводим линии, которые определят нижние ребра фигуры.

Теперь из получившихся углов проводим линии в точки схода на горизонте, чтобы обозначить «невидимые» грани.

Осталось дорисовать дальнее ребро:

По тем же принципам и алгоритмам строятся фигуры в любом другом месте вашего рисунка. Не пугайтесь того, как искаженно могут выглядеть объекты, это нормально для трех точек схода, особенно, когда они расположены близко друг к другу. Если вы хотите меньше искажений — разведите точки схода подальше друг от друга.

К такой перспективе прибегают в случае, если нужно изобразить динамичную, асимметричную композицию. Также с помощью трехточечной перспективы можно сделать акцент на крупных размерах объекта или показать сцену с необычного ракурса.

Схематичное изображение трехточечной перспективы.

К трехточечной перспективе часто прибегают в архитектурной фотосъемке, чтобы подчеркнуть масштабы сооружений.

Практикуйтесь и экспериментируйте, чтобы усвоить правила, по которым работает перспектива, и проблем с ней не будет.

Резюмируем кратким чек-листом

Текст написала Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Мы с вами живем в трехмерном мире, а изображение строим на двумерном листе. И если нам понятно, как показать в рисунке высоту и ширину предмета, то как показать глубину? Давайте для этого обратимся к простому житейскому наблюдению. Каждый из нас когда-то видел железную дорогу, уходящую вдаль. Мы знаем, что рельсы параллельны друг другу, но визуально они сужаются, пока не сойдутся в одну точку на линии горизонта. Второе наблюдение, которое мы можем сделать, – длина шпал между рельсами меняется, чем дальше находится шпала, тем короче она выглядит.

photo_2022-08-22_09-23-48.jpg

Из этого мы сразу можем вывести два основных закона линейной перспективы:

1.      Параллельные объекты, удаляющиеся от нас, мы видим сходящимися в одной точке на линии горизонта.

2.      Предметы одинаковой величины чем дальше от нас они находятся, тем меньше нам кажутся.

Такое изображение рельс – пример перспективы с одной точкой схода.  Но следует иметь в виду, что перспектива с одной точкой схода скорее частный, более редкий случай в изобразительном искусстве. Чаще мы видим предметы искаженно, в повороте, или, как говорят художники, в ракурсе, а не строго фронтально. Тогда точки схода уже две, а иногда даже и три.

Давайте на примере коробок разберем перспективу с двумя точками схода. Предлагаю вам делать зарисовки вместе со мной, чтобы сразу закрепить информацию.

Для создания иллюстраций к статье я использовала планшет XPPen Deco 01 V2, и, скажу честно, вам не обойтись без планшета, если хотите выполнить упражнения и научиться рисовать в перспективе. Deco 01 V2 выбрала в данном случае за большую рабочую область и удобное перо, в моей руке оно «сидит» просто идеально, что при выполнении подобных работ имеет высокое значение.

IMG_1556.PNG

Рисовать буду в программе Adobe Photoshoр. Вы же можете выбрать любой удобную вам программу для рисования, графические планшеты ХРPеn совместимы со всеми популярными графическими редакторами. Для выполнения упражнения по перспективе подойдет даже самый простой планшет, можно без горячих клавиш, или с их минимумом, потому что нам будет нужно от силы две две из них – отмена действия и кнопка Shift. 

Для начала нам нужно нарисовать условные линии горизонта и наметить расположение передних граней коробок. Пусть одна из них находится на линии горизонта, другая ниже линии горизонта, а еще одна выше. От них проведите линии к горизонту, в точки схода (ТС). Выберите местоположение ТС самостоятельно. Чем ближе друг к другу находятся ТС, тем больше объект будет повернут в ракурсе.

photo_2022-08-22_09-22-28.jpg

По этим линиям мы уже можем достроить стенки коробок. Чтобы сделать прямые линии в Фотошопе укажите точкой начало линии, нажмите клавишу Shift и поставьте точку в конце линии. Обратите внимание, что в иллюстрации, где коробка ниже уровня горизонта, мы будем видеть верхнюю плоскость коробки. Чтобы построить её, из получившихся углов нам нужно провести еще одну пару линий в ТС.

 

photo_2022-08-22_09-22-23.jpg

Для проверки верности построения мы должны показать задние, невидимые стенки коробок. Для этого из полученных углов тоже ведем линии в ТС (обозначены желтым цветом). Если построение выполнено верно, задняя стенка коробка будет прямой.

photo_2022-08-22_09-22-17.jpg

Для наглядности, я выполнила такое же упражнение, но с ошибками. Посмотрите внимательно, что же тут не так?)

photo_2022-08-22_09-22-13.jpg

Перспектива – тема очень обширная. Почаще смотрите по сторонам и наблюдайте, где расположена линия горизонта, куда идут углы зданий, где находится точка схода.

В начале статьи я говорила, что бывают ситуации, когда точки схода три. В основном это относится к небоскребам. Если мы посмотрим на такое здание снизу вверх, то увидим, что его стены идут вверх и тоже сужаются! Точку схода, располагаемую в небе, называют зенитом. Обычно такие ракурсы в рисунках используют архитекторы, чтобы показать величину здания. 

photo_2022-08-22_09-22-06.jpg

Вот такой сложной, но интересной темы мы с вами сегодня коснулись. Обязательно выполните такое упражнение с помощью ваших планшетов XPPen, уверена, у вас все получится!

Автор: Александра Гунар 

 

Линейная перспектива в рисунке

Город в перспективе рисунок

Город в перспективе, рисунок

Несмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.

Основы перспективы в рисунке

Вот основные понятия, используемые в теории:

  • точка схода;
  • главный луч зрения;
  • линия горизонта;
  • предметная плоскость;
  • картинная плоскость;
  • угол зрения.

Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.

То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.

Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.

Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.

Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.

Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.

Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.

Две испанские дамы играют в шахматы

Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.

Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.

Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.

А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!

Линейная перспектива фото. Пример

Линейная перспектива, пример

При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».

Линейная перспектива, пример

Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?

Правила перспективы в рисунке

Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.

  • Ближние к нам деревья нужно рисовать перед теми, которые находятся дальше – это будет иметь эффект их частичного перекрытия.
  • Дальние от нас деревья нужно рисовать более легкими, с меньшим нажимом, это создаст иллюзию воздушного пространства.
  • Нарисуйте деревья на дальнем плане меньше по размеру, чем те, что на переднем — это даст нам эффект расстояния.

Деревья в перспективе, карандаш

Деревья в перспективе, рисунок карандашом
Вид на озеро и остров с лужайки. Уильям Марлоу, 1763г.

Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.

Комната в перспективе с мебелью рисунок

Комната в перспективе с мебелью, рисунок

Прежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.

Понимание идеи перспективы

Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.

Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!

Как произвести впечатление глубины

В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.

Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.

Точка схода и линия горизонта

Прямая линейная перспектива, пример

Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.

Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».

Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.

Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.

Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.

То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.

Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.

Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.

Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.

В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.

Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».

Фронтальная перспектива

Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.

Фронтальная одноточечная перспектива

Фронтальная (одноточечная) перспектива

Отметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.

Угловая перспектива

Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.

Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.

Фронтальная одноточечная перспектива

Угловая (двухточечная) перспектива

Перспектива с тремя точками схода

Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.

Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.

На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.

Перспектива с тремя точками схода

Далее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Если вы хотите значительно повысить свое мастерство рисования, научитесь придавать своим рисункам реалистичную глубину. Выберите точки схода на линии горизонта рисунка. Проведите от этих точек линии и используйте созданную ими сетку, чтобы расположить на рисунке объекты. Поскольку линии уходят к горизонту, соблюдение перспективы придаст изображенным объектам глубину. Потренируйтесь на нескольких простых формах, прежде чем перейти к изображению природы, натюрмортам или городским пейзажам с перспективой.

  1. Изображение с названием Draw Perspective Step 1

    1

    Проведите на листе бумаги линию горизонта. Представьте себе, где вы хотите расположить уровень глаз наблюдателя, и слегка обозначьте эту линию карандашом. Если вы хотите, чтобы линия была ровной, положите линейку поперек листа бумаги и проведите вдоль нее карандашом — в результате у вас получится идеально прямая линия горизонта.[1]

    • Горизонт можно разместить на любой подходящей вам высоте. Например, линию горизонта можно провести так, чтобы она делила лист в пропорции ⅓:⅔ , ½:½ или ⅔:⅓. Низкое расположение линии горизонта поможет вам уделить особое внимание тому, что находится вверху, а если вы разместите эту линию в верхней части листа, наблюдатель будет смотреть вниз.
  2. Изображение с названием Draw Perspective Step 2

    2

    Отметьте карандашом на горизонте точку схода. При одноточечной перспективе используется одна точка на горизонте, в которой сходятся все линии. Решите, где именно желательно сфокусироваться зрителю, и поставьте маленькую точку или другую отметку на горизонте, чтобы обозначить точку схода параллельных линий.[2]

    • Вероятно, вам попадались рисунки улицы с точкой схода в центре горизонта. При этом улица заметно сужается, что довольно легко изобразить новичкам.

    Совет: точка схода не обязательно должна находиться посередине линии горизонта. Ее можно поместить в любом месте горизонта.

  3. Изображение с названием Draw Perspective Step 3

    3

    Проведите линии от точки схода. Разместите линейку так, чтобы она проходила через линию схода на горизонте. Можно наклонить линейку в любом направлении и слегка провести карандашом вдоль нее — в результате у вас получится линия перспективы. Сделайте столько линий перспективы, сколько захотите. Например, если вы рисуете дорогу, достаточно будет двух линий, которые сходятся в одной точке на горизонте.

    • Линии перспективы называют также ортогональными линиями. Их можно использовать при рисовании различных предметов, чтобы расположить их в одноточечной перспективе.
  4. Изображение с названием Draw Perspective Step 4

    4

    Изобразите геометрический объект или дом, чтобы потренироваться рисовать в перспективе. С помощью линейки проведите из точки схода хотя бы 3 или 4 линии перспективы. Затем нарисуйте в пределах проведенных линий квадрат так, чтобы его верхняя и нижняя стороны были параллельны линии горизонта. После этого соедините эти две стороны отрезками, перпендикулярными линии горизонта.[3]

    • Можно попрактиковаться и на других фигурах. Нарисуйте ближайшую к вам сторону фигуры и соедините ее края с точкой схода на горизонте.
  5. Изображение с названием Draw Perspective Step 5

    5

    Попробуйте рисовать пейзажи или улицы в одноточечной перспективе. Если вы хотите придать глубину рисунку, необходимо выбрать один объект, на котором сфокусирован наблюдатель. Например, можно нарисовать улицу, которая сужается на расстоянии, и изобразить по бокам дома или деревья. Учтите, что изображаемый объект также должен быть направлен вдоль линий перспективы.[4]

    • Можно также изобразить восход или заход солнца над морем. При этом солнце будет точкой схода, и перспектива создаст впечатление, что водная гладь простирается в необозримую даль.
    • Имейте в виду, что объекты ближе к вам должны быть крупнее, чем те, которые находятся ближе к горизонту.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Келли Медфорд — американская художница, живущая в Риме, Италия. Изучала классическую живопись, рисование и графику в США и в Италии. Работает преимущественно на пленэре на улицах Рима, а также совершает поездки для частных коллекционеров. С 2012 года проводит художественные туры по Риму Sketching Rome Tours, во время которых учит гостей Вечного города создавать путевые зарисовки. Окончила Флорентийскую академию искусств.

    Kelly Medford

    Сделайте набросок углов и линий перспективы на прозрачном пластике. Проведите горизонтальную линию на листе прозрачного пластика или плексигласа и поставьте в центре крестик. Можно также нарисовать сетку. Затем можно прикладывать этот пластик к бумаге, чтобы определить нужные углы и перспективу. Со временем вы научитесь находить нужные углы без этого вспомогательного инструмента.

  6. Изображение с названием Draw Perspective Step 6

    6

    Готово!

    Реклама

  1. Изображение с названием Draw Perspective Step 6

    1

    Нарисуйте на листе бумаги линию горизонта с помощью линейки. Определите точку зрения и положите в соответствующее место линейку. Проведите горизонтальную прямую линию — это будет линия горизонта.[5]

    • Линию горизонта можно разместить не только в центре. Например, можно расположить линию горизонта в верхней или нижней трети листа.
  2. Изображение с названием Draw Perspective Step 7

    2

    Отметьте на линии горизонта две точки схода. Нанесите на линию горизонта две небольшие точки на любом расстоянии друг от друга. Хотя не существует правил относительно положения точек схода, имейте в виду, что симметрично расположенные точки выглядят неестественно. Чтобы перспектива выглядела реалистичнее, постарайтесь не размещать точки схода симметрично относительно центра. Они могут даже находиться за пределами листа![6]

    • Попробуйте разместить одну точку схода на линии горизонта возле края листа, а вторую точку вынесите за края бумаги (но тоже на линии горизонта). Для этого сделайте метку на столе или приклейте к нему рядом с рисунком клочок бумаги.
  3. Изображение с названием Draw Perspective Step 8

    3

    Проведите из каждой точки схода 3 или 4 линии перспективы. Приложите к точке схода линейку и слегка проведите линию в том месте, где вы хотите разместить какой-либо объект. Затем нарисуйте еще 2 или 3 линии перспективы из этой же точки схода. Проделайте то же самое для второй точки схода так, чтобы все линии перспективы из обеих точек пересекались.[7]

    • Если вы расположили одну точку за пределами листа бумаги, к ней все равно можно приложить линейку. Разместите линейку так, чтобы она доставала до листа бумаги, и проведите на нем линии перспективы.

    Знаете ли вы? Несколько линий перспективы создадут простую сетку, с помощью которой вы сможете нарисовать нужные вам объекты. Затем можно стереть эти линии.

  4. Изображение с названием Draw Perspective Step 9

    4

    Используйте линии перспективы, чтобы в качестве тренировки нарисовать плоскую верхнюю часть коробки. Теперь, когда у вас есть сетка, вам намного легче будет нарисовать нужный объект. Чтобы потренироваться рисовать в двухточечной перспективе, изобразите вдоль линий перспективы прямоугольную коробку. Сначала нарисуйте плоскую верхнюю часть коробки.[8]

    • После того как вы освоитесь с изображением простых фигур в двухточечной перспективе, можно перейти к асимметричным объектам.
  5. Изображение с названием Draw Perspective Step 10

    5

    Проведите вертикальные линии — это будут стенки коробки в двухточечной перспективе. Расположите линейку вертикально, то есть перпендикулярно линии горизонта. Затем переместите линейку так, чтобы она касалась угла коробки, и проведите вниз прямую линию. С помощью линейки проведите прямые линии, которые закрывают дно коробки.[9]

    • Двухточечная перспектива прекрасно подходит для изображения предметов на натюрмортах и удаленных зданий.
  6. Изображение с названием Draw Perspective Step 12

    6

    Готово!

    Реклама

  1. Изображение с названием Draw Perspective Step 11

    1

    Используйте трехточечную перспективу, если вы хотите отобразить на рисунке высоту. Вероятно, для большинства ваших рисунков хватит двухточечной перспективы, если только вы не хотите, чтобы зрителю казалось, что он смотрит на изображенные объекты снизу или сверху.[10]

    • Например, используйте двухточечную перспективу, если вы рисуете сельский пейзаж с удаленным сараем, и трехточечную перспективу, если изображаете небоскребы рядом со зрителем.
  2. Изображение с названием Draw Perspective Step 12

    2

    Разместите точку схода над или под линией горизонта. Проведите линию горизонта с двумя точками схода, как будто вы используете двухточечную перспективу. Затем решите, хотите ли вы поставить третью точку схода под или над линией горизонта. Если вы хотите, чтобы наблюдатель смотрел на изображенные объекты сверху, поставьте точку схода под линией горизонта. Чтобы казалось, что зритель смотрит снизу вверх, следует разместить третью точку схода над линией горизонта.[11]

    • Помните, что глаза зрителя размещены на уровне линии горизонта.

    Совет: возможно, вам придется откорректировать линию горизонта, если вы хотите изобразить ярко выраженную трехточечную перспективу. Например, если вы рисуете небоскреб, разместите линию горизонта пониже, чтобы вам хватило места для изображаемого объекта.

  3. Изображение с названием Draw Perspective Step 13

    3

    Проведите линии из дополнительной точки схода. Приложите линейку к третьей точке схода и проведите 3 или 4 прямые к линии горизонта (вверх или вниз, в зависимости от расположения дополнительной точки схода).

    • Вы используете сетку из этих линий, а также линий перспективы, проведенных из других точек схода.
  4. Изображение с названием Draw Perspective Step 14

    4

    Изобразите геометрические фигуры с подчеркнутой глубиной. Чтобы нарисовать здание или куб, проведите линии перспективы от тех точек схода, которые находятся на линии горизонта. Нарисуйте вдоль этих линий квадрат — это будет основание. Затем нарисуйте объект вдоль линий перспективы от третьей точки схода, чтобы изобразить боковые стороны, и замкните нижнюю часть фигуры, используя линии перспективы от точки схода на линии горизонта.[12]

    • Учтите, что в трехточечной перспективе вертикальные стороны здания или куба не будут параллельны друг другу. В этой перспективе они должны быть наклонены под определенным углом вверх или вниз.
  5. Изображение с названием Draw Perspective Step 17

    5

    Готово!

    Реклама

Советы

  • Можно использовать карандаш любой подходящей вам твердости.
  • Постарайтесь, чтобы линии перспективы были едва заметны — в этом случае вы легко сможете стереть их.
  • Отправьтесь в место, где можно увидеть исчезающие на горизонте объекты, и попрактикуйтесь в их рисовании с разных точек зрения.

Реклама

Что вам понадобится

  • Карандаши
  • Бумага
  • Линейка
  • Ластик

Об этой статье

Эту страницу просматривали 162 129 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нужный фильм для просмотра
  • Как составить доверенность на машину от руки образец
  • Как найти площадь прямоугольника через одну сторону
  • Как найти перстень по фото
  • Как найти портал в майнкрафте в аду