Годовой
расход основных материалов определяется
на основе нормы расхода на деталь,
величина которой определяется в
технологической части.
Стоимость
материалов определяется, исходя из
стоимости заготовки (расчет выполняется
в технологической части проекта), с
учетом возвратных сумм за реализованные
отходы, по формулам:
М
= Сз
– Сотх,
руб. (24)
М
= 18,5-0,20 = 18,3 руб.
Мгод=
М ·
Nпр,
руб. (25)
Мгод
= 18,3·147000 = 2690100 руб.
где:
М
–
стоимость
основных материалов на деталь, руб
Мгод
–
стоимость
основных материалов на годовой приведенный
объем выпуска, руб.
СЗ
– стоимость
заготовки, руб.
Сз
= 50·0,37
= 18,5 руб.
Сотх
–
стоимость отходов, руб.
Сотх
= Цо
·До,
руб (26)
Сотх
= 0,55·0,37 = 0,20 руб.
где:
Цо
– цена 1 кг отходов, руб
До
– масса
отходов на 1 деталь, кг
Расчет
приводится в таблице 17.
Таблица
17
Расход и стоимость основных материалов
Деталь |
Наименование |
Вал шлицевой |
Годовой |
147000 |
|
Масса |
Одной |
0,37 |
Годового |
53 |
|
Заготовка |
Материал |
А1 |
Вид |
Штамповка |
|
Норма |
На |
0,55 |
На |
78 |
|
Стоимость материалов |
На |
18,5 |
На |
2690100 |
|
Масса отходов |
На |
0,37 |
На |
5,4 |
|
Стоимость отходов |
За |
0,37 |
На |
0,20 |
|
На |
25,5 |
|
Стоимость |
На |
7,7 |
На |
1093400 |
3.3 Определение цеховой стоимости детали
Цеховая
себестоимость Сц
состоит из расходов на основные материалы
(за вычетом отходов) М,
основной ЗО
и дополнительной ЗД
заработной платы производственных
рабочих, единого социального налога
ЕСН,
отчислений на содержание и эксплуатацию
оборудования VСЭО,
и цеховых расходов НЦ,
т.е. определяется по формуле:
СЦ
= М + Зо
+Зд
+Ос.ст+
Vсэо
+ Нц.
(27)
Порядок
определения затрат, составляющих
себестоимость детали:
-
Стоимость
основных материалов (за вычетом отходов)
на одно изделие
определена
в п. (см. таблицу 17); М = 7,7 руб
-
Основная
заработная плата производственных
рабочих за деталь определена в п. 3.2; ЗО
=
20,72 руб
-
Дополнительная
заработная плата ЗД
на одну деталь определяется в размере
20 % к основной заработной плате по
формуле:
Зо
·
20 20,72
· 20
Зд
= –––––––– = ––––––––––
= 4,14 руб
(28)
100
100
-
Единый
социальный налог
определяются
в размере 34% от суммы основной и
дополнительной заработной платы:
(Зо
+ Зд)
·
34 (20,72
+ 4,14) · 34
Ос.стр=
––––––––––––––––– = –––––––––––––––
= 6,46 руб
(29)
100
100
-
Расходы
по содержанию и эксплуатации оборудования
Vсэо
определяется
в размере 200% к основной заработной
плате:
ЗО
· 200
20,72 · 200
VСЭО
= ————- = –––––––––––––
= 41,44 руб
(30)
100
100
-
Цеховые
расходы Нц
определяются также, как и расходы по
содержанию и эксплуатации оборудования
в размере 200%:
Зо
· 200
20,72 · 200
Нц
= –––––––––– = –––––––––––
= 41,44 руб
(31)
100
100
Расчет
цеховой себестоимости детали определяется
в таблице 18
Таблица
18
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Нормирование расхода материальных ресурсов на предприятии
Задача 1. Определить норму расхода материала на одно излелие
Чистый вес выпускаемого предприятием изделия составляет 40 кг. Годовой выпуск составляет 5000 изделий. Действующий коэффициент использования материала 0,7. В результате совершенствования технологического процесса предприятие планирует повысить коэффициент использования материала до 0,8. Годовой выпуск изделия увеличится на 18%. Цена материала 25 тыс. руб. за 1 т.
Определить:
а) действующую и планируемую норму расхода материала и количество отходов на одно изделие;
б) годовую экономию от запланированного снижения материала в натуральном и стоимостном измерении;
в) как совершенствование технологического процесса повлияет на уровень отходов?
Комментарий.
Необходимо обратить внимание на то, что автор задачи упускает важный момент: не вся разность массы между массой исходных основных материалов и массой готового изделия перейдет в отходы производства. Если мы, например, просто вырезаем ножницами круг из квадратного листа бумаги, то так бы и было, но в процессе промышленной обработки изделий все намного сложнее. Например, при операции шлифования, часть металла переходит в шлифовальную пыль и уносится системами вентиляции. При операциях штамповки, лазерного резания, термообработки и т.д. часть металла переходит в угар, при операциях точения и фрезерования часть стружки выносится вместе со смазочно-охлаждающими жидкостями и так далее. То есть в норме расхода всегда присутствует такой компонент, как безвозвратные потери.
Кроме того, в ряде технологий, помимо основного изделия, образуются так называемые побочные продукты. То есть полезный продукт, который обладает некоторой ценностью и может быть реализован параллельно с основной продукцией предприятия. Например, это характерно для химических предприятий.
В результате формула выглядит не как
Нр = ЧистыйВесИзделия + Отходы, а как
Нр = ЧистыйВесИзделия + Отходы + БезвозвратныеПотери + ПобочныйПродукт
Данная задача этого не учитывает. А «в реальной жизни» прошу об этом не забывать.
Решение.
Определяем, какова норма расхода материалов в текущих условиях. Действующая норма расхода материала:
Нр(дейст)=40/0,7=57,14 кг
То есть исходный вес материала составляет 57,14 киллограммов
В результате совершенствования технологического процесса коэффициент использования материала возрастет, что означает уменьшение нормы расхода. В результате плановая норма расхода материала составит:
Нр(план)=40/0,8=50 кг
Разность между нормой расхода материалов и массой изделия является отходами (см. комментарий). Для текущих условий
57,14 — 40 = 17,14 кг
для планируемого периода
50 — 40 = 10 кг
Годовую экономию, разумеется, рассчитываем на плановый период. То есть с увеличенным объемом производства. Годовая экономия в натуральном измерении:
Эг(н) = ( 17,14 — 10 ) * 5000 * 1,18 = 42 126 кг = 42,126 т
Годовая экономия в стоимостном измерении:
Эг= 42,126 * 25 000 = 1 053 150 руб.
Совершенствование технологического процесса, приводящее к увеличению коэффициента использования материалов, сокращает уровень отходов.
Задача 2. Определить плановую норму расхода материала
Чистый вес изделия – 40кг; годовой выпуск – 2000шт; коэффициент использования материала – 0,75. Предприятие планирует увеличить его до 0,80. Цена за 1т. Материала – 8500грн. Определить фактическую и плановую нормы расхода материала и годовую экономию от увеличения коэффициента использования материала в натуральном и стоимостном выражении.
Решение.
Найдем коэффициент использования материала. Этом можно сделать по формуле:
Коэффициент использования материала = m / Нр
m – масса изделия
Нр – норма расхода
Подставим значения в формулу.
Сначала найдем фактическую норму выработки.
1. Нр (факт) = 40/0,75 = 53,3 (кг)
Найдем плановую норму выработки
2. Нр(план) = 40/0,8 = 50 кг
Найдем годовую экономию ресурсов в натуральном выражении. Для этого вычтем плановую норму выработки из фактической и умножим полученный результат на годовой выпуск изделий.
3. Годовая экономия в натуральном выражении =(53,3-50)*2000= 3,3*2000=6600(кг) = 6,6(т) Экономия материала в год
Найдем экономию в стоимостном выражении. Для этого умножим количество сэкономленного материала на его цену за тонну.
4. Годовая экономия в стоимостном выражении = 6,6*8500 = 56100(грн.)
Задача 3. Определить коэффициент использования материала
Чистый вес изделия – 250кг, величина фактических отходов при обработке – 60кг. В результате усовершенствования технологии изготовления деталей изделия ,отходы сократятся на 12%. Определить коэффициент использования материала и долю отходов до и после изменения технологического процесса.
Решение.
Найдем норму выработки после изменения технологического процесса. Для этого найдем количество отходов после изменения технологического процесса и прибавив чистый вес изделия.
1. Нр = (60*12%)/100 + 250 = 52,8+250 = 302,8 кг.
Найдем коэффициент использования материала.
Коэффициент использования материала = m / Hp
С начала рассчитаем коэффициент после внедрения изменений в технологической процесс.
2. Коэффициент использования материала = 250/52,8+250=250/302,8 = 0,825
Найдем коэффициент до изменений технологического процесса.
3. Коэффициент использования материала=250/250+60=250/310=0,806
Найдем долю отходов до изменения технологического процесса
4. Доля отходов до изменения = 60/250+60 = 60/310=0,193
5. Доля отходов после изменения = 52,8/52,8+250=52,8/302,8 = 0,174
Вывод: в результате усовершенствования технологии изготовления деталей вырос коэффициент использования материала с 0,806 до 0,825, а доля отходов сократилась с 0,193 до 0,174.
Задача 4. Определить норму расхода материалов на одно изделие
Определить норму расхода материалов на одно изделие, если средний вес изделия 2.1 кг, коэффициент использования материала – 0,9.
Решение.
Чтобы найти норму выработки нам нужно составить уравнения исходя из формулы нахождения коэффициента использования материала.
Коэффициент использования материала = m / Hp
m – масса изделия
Нр – норма расхода
Составим уравнение.
0,9 = 2,1/Нр
Нр = 2,3кг.
Ответ: норма выработки составляет 2,3кг.
Задача 5. Определить перерасход материала в натуральном и стоимостном выражении
По вине отдела поставки, цеху был поставлен неверный материал, вследствие чего норма расхода его на единицу изделия составит 4,012 кг, при установленном нормативе 3871кг. Из этого материала изготовлено
10 000 изделий. Цена 1т мерного материала 8120грн, а немерного 8000грн. Определить перерасход основного профиля другим в натуральном и стоимостном выражении.
Решение.
Найдем расход материала в натуральном выражении. Для этого нам нужно расход материала на единицу изделия умножить на количество изделий.
С начала найдем расход при использовании немерного материала
1. Расход в натуральном выражении при использовании немерного материала = 4,012*10 000= 40 120 кг.
Теперь найдем расход при использовании мерного материала.
2. Расход в натуральном выражении при использовании мерного материала = 3,871*10 000=38 710 кг.
Найдем расход мерного материала в стоимостном выражении
Расход мерного материала в стоимостном выражении = 38,710*8120= 314 325,2 грн.
Найдем расход немерного материала в стоимостном выражении.
Расход немерного материала в стоимостном выражении=40,120*8000=320 960грн.
Теперь мы можем найти перерасход материала в стоимостном выражении.
Перерасход материала в стоимостном выражении = 320 960-
-314 325,2=6634,8 грн.
3. Перерасход материала в натуральном выражении = 40 120-38 710=
= 1 410кг.
0
Изменение норматива оборотных средств |
Описание курса
| Труд и заработная плата
Приложение N 5
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА
(в примерах приводятся условные цифры)
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет = 8,2 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.
Нормативный расход топлива составляет:
л
2. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-111840 Калина, работавший в горной местности на высоте 850 — 1500 м над уровнем моря, совершил пробег 220 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-111840 Калина составляет = 8,0 л/100 км;
надбавка за работу в горной местности на высоте от 801 до 2000 м над уровнем моря составляет D = 10% (среднегорье).
Нормативный расход топлива составляет:
л
3. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Волга Сайбер, работавший в городе с населением 1,5 млн. человек в зимнее время, совершил пробег 85 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Волга Сайбер составляет = 11,0 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 1,5 млн. человек составляет D = 25%, за работу в зимнее время D = 15%.
Нормативный расход топлива составляет:
л
4. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Daewoo Nexia, оборудованный кондиционером и работавший в городе с населением 150 тыс. человек, совершил пробег 115 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Daewoo Nexia составляет = 8,2 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D = 7%.
Нормативный расход топлива составляет:
л
5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-BenzS500 составляет = 14,8 л/100 км;
время вынужденного простоя с работающим двигателем T = 2,0 часа;
надбавка за работу в городе с населением 4 млн. человек составляет D = 25%; за работу в зимнее время D = 10%; при использовании установки климат-контроль при движении автомобиля D = 10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя — 10% от значения базовой нормы, то же на стоянке при использовании установки климат-контроль — 10% от значения базовой нормы.
Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит:
л
Нормативный расход топлива составляет:
л
6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-5299-10-15 составляет = 39,0 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 2 млн. человек составляет D = 20%; за работу в зимнее время составляет D = 8%;
норма расхода топлива на работу отопителя составляет = 2,5 л/ч.
Нормативный расход топлива составляет:
л
7. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЗ-43253-15 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 1750 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-43253-15 составляет = 24,2 л/100 км;
норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т·км.
Нормативный расход топлива составляет:
л
8. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-65117-62 с прицепом выполнил транспортную работу в объеме 8400 т·км в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 — 2000 м и совершил общий пробег 470 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-65117-62 составляет = 26,0 л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т·км;
норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляет = 1,3 л/100 т·км;
надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%; за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;
масса снаряженного прицепа = 4,2 т;
норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-65117-62 с прицепом составляет:
л/100 км.
Нормативный расход топлива составляет:
л
9. Из путевого листа установлено, что седельный тягач МАЗ-5440-А8 с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме 16200 т·км при пробеге 600 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного МАЗ-5440-А8 составляет = 18,7 л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т·км;
норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа = 1,3 л/100 т·км;
масса снаряженного полуприцепа = 8,0 т;
норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5440-А8 с полуприцепом без груза составляет:
л/100 км
Нормативный расход топлива составляет:
л
10. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-65115, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 185 км, выполнив при этом m = 20 ездок с грузом. Работа осуществлялась в карьере.
Исходные данные:
транспортная норма расхода топлива на пробег для автомобиля-самосвала КамАЗ-65115 (с коэффициентом загрузки 0,5) составляет = 36,8 л/100 км;
норма расхода топлива на каждую ездку с грузом составляет = 0,25 л;
надбавки при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта, D = 10%; на работу в карьере D = 25%.
Нормативный расход топлива составляет:
л
11. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25,0 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,08 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс базового бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет = 27,7 л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет = 1,3 л/100 т · км;
масса снаряженного самосвального прицепа = 4,5 т;
норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом составляет:
л/100 км
Нормативный расход топлива составляет:
л
12. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон Fiat Ducato 2.3TDI, работая в черте города с населением 150 тыс. человек с частыми остановками, совершил пробег 120 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона Fiat Ducato 2.3TDI составляет = 10,8 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D = 10%; надбавка за работу с частыми технологическими остановками — D = 10%; надбавка за работу без учета веса перевозимого груза — D = 10%.
Нормативный расход топлива составляет:
л
Годовая норма — расход
Cтраница 1
Годовые нормы расхода определяют среднегодовую плановую величину расхода сырья и материалов на производство единицы продукции или работы. Они используются для определения плановой потребности производства в сырье, материалах при годовом планировании.
[1]
Годовые нормы расхода ( индивидуальные и групповые) определяют среднегодовую плановую величину расхода материальных ресурсов на производство единицы продукции ( работы) и являются основой для определения плановой потребности сельскохозяйственного производства в материальных ресурсах при годовом планировании.
[2]
Примерная годовая норма расхода материалов для содержания в чистоте пассажир-ских вагонов ( на 1 вагон): тряпок мягких — 5 кг, тряпок грубых — 5 кг, мыла хозяйственного — 100 кг, скипидара — 1 л, концов бу, мажных — 12 кг, веников травяных — 24 шт.
[3]
Годовая норма расхода запасных деталей NI Тн / Тр:, где Гн — среднегодовая наработка детали, моточасы; Tpi — средний ресурс до замены.
[4]
По результатам произведенных расчетов устанавливают годовые нормы расхода оснастки по типам оборудования и различным профессиям рабочих.
[5]
Руководствуясь соответствующими нормами, определяют годовые нормы расхода газа для каждой категории потребителей.
[6]
Ниже приводятся рекомендуемые по этой группе потребителей годовые нормы расхода газа на 1000 жителей.
[7]
Если на прибор приходится один человек, то расход газа соответствует годовым нормам расхода на одного человека. Если же на прибор приходится 5 человек, то расход прибором будет, конечно, другой.
[8]
При определении характеристики дебита ключа наибольший интерес представляет изменение норм расхода, годовой нормы расхода, минимального и максимального расходов, а также многолетнее изменение расходов за определенные месяцы.
[9]
Рассмотрим теперь второй метод определения расчетных ( максимально-часовых) расходов газа, где в основу расчета положены годовые нормы расхода тепла в газе по каждой группе потребителей, а максимально-часовой расход газа определяется как доля годового расхода. Иными словами, по этому методу расчетный расход газа определяется путем деления годового расхода газа на число часов использования максимума.
[10]
Потребность в нефтепродуктах определяется исходя из перспективного роста парка двигателей, машин, механизмов и других устройств и годовых норм расхода нефтепродуктов каждым потребителем, а также планируемых поставок на экспорт. Потребность в нефтепродуктах устанавливается по отдельным их сортам и видам, по каждой отрасли народного хозяйства, области, краю, республике.
[11]
Так как аварии в нефтяных и газовых скважинах носят случайный характер, дать точную методику для определения комплектности и годовых норм расхода ловильного и режущего инструмента, а также потребности в нем невозможно.
[12]
На основе длительного опыта эксплуатации печей на Омском, Новоуфимском и Новокуйбышевском заводах, а также в результате исследований, проведенных в заводских и лабораторных условиях, определены основные виды износа труб и двойников, скорости, а также наиболее вероятные причины износа; даны некоторые рекомендации но увеличению сроков службы труб и двойников; предложены система ревизии трубчатых печей, периодичность и примерные объемы ремонта и годовые нормы расхода труб и двойников для ремонта печей основных технологических установок.
[13]
Нормы расхода рассчитываются отдельно для летнего и зимнего периодов. Годовая норма расхода определяется как средневзвешенная между ними.
[14]
Потребность в шпалах и переводных брусьях для строительства и реконструкции железнодорожных и подкрановых путей определяется исходя из норм расхода шпал на 1 километр пути и планируемых объемов строительства ( протяженности путей), на которые выделяются рельсы и стрелочные переводы. Для ремонтных нужд потребность в шпалах и переводных брусьях определяется с учетом протяженности действующих железнодорожных и подкрановых путей и годовых норм расхода на 1 километр пути. Использование железобетонных шпал учитывается в общей потребности в шпалах.
[15]
Страницы:
1
2
Нормы списания ГСМ 2023 в таблице – Минтранс РФ. Норма расхода топлива по маркам автомобилей
Бухгалтерия
Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса
Норму расхода бензина утвердил Минтранс. Эти стандарты используются для статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности и для расчетов себестоимости перевозок и других транспортных услуг.
Как регулируются нормативы
Для работы транспортного средства необходимо топливо. Каждая категория авто требует разных объемов ГСМ. Минтранс разработал специальный стандарт — норму расхода топлива по маркам автомобилей (Распоряжение № АМ-23-р от 14.03.2008). Норматив позволяет определить, сколько горюче-смазочных материалов требуется конкретной марке транспорта для обеспечения технологического процесса. Стандарты разработаны только в отношении рабочего процесса транспортных средств. Например, применять значения для расчета списания ГСМ при ремонте, настройке или испытании недопустимо. Для технологических целей следует установить дополнительные нормы затрат топлива (НЗТ).
Распоряжение № АМ-23-р устанавливает сразу несколько категорий стандартов по расходу топлива и ГСМ:
- Базовый норматив затрат бензина в литрах на 100 км в снаряженном состоянии.
- Транспортный стандарт в литрах на 100 км в эксплуатации (при проведении транспортной работы), в том числе:
- стандарт затрат для автобуса с учетом снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров;
- норматив потребления для самосвалов с учетом снаряжения и номинальной загрузки ТС.
- Транспортный норматив грузового авто в литрах на 100 тоннокилометров, определенный при проведении транспортных работ.
Нормативы устанавливаются в литрах, например, для бензина или дизельного топлива. Либо стандарты закрепляют в метрах кубических, если, к примеру, транспорт потребляет газ.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы
Распоряжение № АМ-23-р определяет нормы списания ГСМ в 2023 году по видам транспорта в РФ для всех организаций. Но использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.
Налоговый кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). Каждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.
Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.
Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Организации вправе утвердить собственные показатели.
Нормативные значения утвердите локальным приказом.
Как считать
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ |
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ |
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ |
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2023 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
- Б — бензин;
- Д — дизтопливо;
- СНГ (СУГ) — сжиженный нефтяной газ;
- СПГ (КПГ) — сжатый природный газ.
Модель, марка, модификация автомобиля |
Базовая норма, л/100 км |
Вид топлива |
---|---|---|
ВАЗ-1111 «Ока» |
6,5 |
Б |
ВАЗ-11113 «Ока» (ВАЗ-11113-2L-0,75-35-4М) |
5,6 |
Б |
ВАЗ-11183 «Калина» (ВАЗ-21114-4L-1,596-81-5М) |
8,0 |
Б |
ВАЗ-2104 |
8,5 |
Б |
ВАЗ-21041 (ВАЗ-21067.10-4L-1,568-74,5-5М) |
9,1 |
Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М) |
8,3 |
Б |
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,451-71,5-4М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-2105, -21051, -21053 |
8,5 |
Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) |
8,5 |
Б |
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-21061 |
9,0 |
Б |
ВАЗ-21063 (ВАЗ-2130-4L-1,77-82-5М) |
9,0 |
Б |
ВАЗ-2107 (ВАЗ-2103-4L-1,45-72,5-4М) |
8,6 |
Б |
ВАЗ-21072 (ВАЗ-2105-4L-1,3-63,5-4М) |
8,9 |
Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М) |
8,5 |
Б |
ВАЗ-21074 (ВАЗ-21067-4L-1,568-74,5-5М) |
8,9 |
Б |
ВАЗ-2108, -2108 «Спутник», -21081, -21083, -2109 |
8,0 |
Б |
ВАЗ-21093 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21093; -21099 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) |
7,5 |
Б |
ВАЗ-21099 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-2110 1,5i (ВАЗ-21083-20-4L-1,5-71-5М) |
7,4 |
Б |
ВАЗ-2110-010 (ВАЗ-2110-4L-1,499-73-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-21102 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,5 |
Б |
ВАЗ-21103 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21104 (ВАЗ-21124-4L-1,596-90-5М) |
8,4 |
Б |
ВАЗ-2111 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,6 |
Б |
ВАЗ-21112-00 1.6 (ВАЗ-21114-4L-1,596-80-5М) |
8,3 |
Б |
ВАЗ-21113 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,8 |
Б |
ВАЗ-2112 (ВАЗ-2112-4L-1,499-92-5М) |
7,7 |
Б |
ВАЗ-21140 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-5М) |
7,9 |
Б |
ВАЗ-21150 (ВАЗ-2111-4L-1,499-79-3,94-5М) |
7,4 |
Б |
ВАЗ-2120 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
10,7 |
Б |
ВАЗ-212090 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
12,5 |
Б |
ВАЗ-2121, -21211 |
12,0 |
Б |
ВАЗ-21213 (ВАЗ-21213-4L-1,690-80-5М) |
11,5 |
Б |
ВАЗ-21213Б брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
12,1 |
Б |
ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-21214.10-4L-1,689-82-5М) |
10,9 |
Б |
ВАЗ-21218 (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
11,9 |
Б |
ВАЗ-212182 брон. (ВАЗ-21213-4L-1,69-79-5М) |
12,3 |
Б |
ВАЗ-212300 «Шевроле-Нива» (ВАЗ-2123-4L-1,69-80-5М) |
10,5 |
Б |
ВАЗ-2131 (ВАЗ-21213-4L-1,69-80-5М) |
11,3 |
Б |
ВАЗ-21310 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
11,5 |
Б |
ВАЗ-213102 «Бронто» брон. (ВАЗ-2130-4L-1,774-80-5М) |
12,4 |
Б |
ВАЗ-21312 (ВАЗ-2130-4L-1,774-82-5М) |
11,4 |
Б |
ВАЗ-2302 «Бизон» (ВАЗ-2121-4L-1,57-78-4М) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-13 |
20,0 |
Б |
ГАЗ-14 |
22,0 |
Б |
ГАЗ-24, -24-10, -24-60 |
13,0 |
Б |
ГАЗ-24-01, -24-03, -24-11, -24-14, -24Т |
13,5 |
Б |
ГАЗ-24-02, -24-04 |
14,0 |
Б |
ГАЗ-24-07 |
16,5 |
СНГ |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-402, -402.10) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-24-12, -24-13 (с двигателем ЗМЗ-4021, -4021.10) |
14,0 |
Б |
ГАЗ-24-17, -24-25 |
16,5 |
СНГ |
ГАЗ-3102 (с двигателем ЗМЗ-4022.10) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) |
10,7 |
Б |
ГАЗ-3102 (Toyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) |
11,2 |
Б |
ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) |
12,5 |
Б |
ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) |
12,0 |
Б |
ГАЗ-310200 (Toyota-6V-3,378-194-4А) |
13,8 |
Б |
ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) |
13,9 |
Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) |
13,1 |
Б |
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 — 4L-2,445-100-4М) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 — 4L-2,445-90-4М) |
13,5 |
Б |
ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) |
13,7 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) |
10,7 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) |
12,2 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) |
11,4 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) |
13,0 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) |
12,1 |
Б |
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) |
10,6 |
Б |
ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) |
11,5 |
Б |
ЗАЗ-1102 |
7,0 |
Б |
ЗИЛ-114 |
24,0 |
Б |
ЗИЛ-117 |
23,0 |
Б |
ЗИЛ-4104 |
26,0 |
Б |
ЗИЛ-41047 (8V-7,68-315-3А) |
26,5 |
Б |
ИЖ-2125, -21251, -2126 |
10,0 |
Б |
ЛуАЗ-1302 |
11 |
Б |
Москвич-2136, -2140, -2141 (все модификации) |
10,0 |
Б |
Москвич-2141 «Юрий Долгорукий» (Renault-4L-1,998-113- 5M) |
8,6 |
Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3317-4L-1,7-85-5М) |
9,4 |
Б |
Москвич-2141-22 (УЗАМ-3320-4L-2,0-91-5М) |
9,6 |
Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-331.10-4L-1,478-72-5М) |
8,5 |
Б |
Москвич-21412-01 (УЗАМ-3313-4L-1,815-85-5М) |
9,0 |
Б |
Москвич-214145 «Святогор» (Renault-4L-1,998-113-5M) |
8,8 |
Б |
Москвич-2142 «Князь Владимир» (Renault-4L-1,988-113-5M) |
8,9 |
Б |
Москвич-2142 «Иван Калита» (Renault-4L-1,988-145-5M) |
10,2 |
Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,45-90-4М) |
15,5 |
Б |
УАЗ-31512 (ЗМЗ-40260F-4L-2,445-100-4М) |
15,4 |
Б |
УАЗ-31512 (УМЗ-4178-4L-2,445-76-4М) |
15,1 |
Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4М) |
16,7 |
Б |
УАЗ-31514 (ЗМЗ-40210L-4L-2,445-81-4М) |
15,5 |
Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-41780В-4L-2,445-76-4М) |
15,8 |
Б |
УАЗ-31514 (УМЗ-402100-4L-2,445-74-4М) |
15,6 |
Б |
УАЗ-31517 (HR 492 НТА фирмы «VМ»-4L-2,393-100-4М) |
11,0 |
Д |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4М) |
14,5 |
Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) |
15,9 |
Б |
УАЗ-31519 (УМЗ-4218-4L-2,89-98-4М) |
14,9 |
Б |
УАЗ-315195 (ЗМЗ-4090011-4L-2,693-128-5М) |
13,5 |
Б |
УАЗ-315195 Hunter (ЗМЗ-40900G-4L-2,693-128-4М) |
13,8 |
Б |
УАЗ-3153 СБА-4УМ (брон.) (УМЗ-4218-10 -4L-2,89-98-4М) |
16,6 |
Б |
УАЗ-3153 (УМЗ-4218-4L-2,89-84-4М) |
15,4 |
Б |
УАЗ-3159 «Барс» (ЗМЗ-4092.10-4L-2,7-133-5М) |
16,5 |
Б |
УАЗ-31601 (УМЗ-421.10-10-4L-2,89-98-5М) |
15,3 |
Б |
УАЗ-31604 (VM-425LTRV-4L-2,5-105-5М) |
13,2 |
Д |
УАЗ-3162 СБА 10У (брон.) (УМЗ-421.10-4L-2,89-98-4М) |
16,0 |
Б |
УАЗ-31622 (ЗМЗ-4092.10-4L-2,69-130-5М) |
13,7 |
Б |
УАЗ-3163-10 «Патриот» (ЗМЗ-40900R-4L-2,693-128-5М) |
13,5 |
Б |
Расчет для легковых автомобилей
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
- S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
- D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями Минтранса для организаций. Например, отдельные значения предусмотрены:
- для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
- для зарубежных авто до 2008 года;
- для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Учет пробега для исчисления нормативных значений ведется исключительно по путевым листам. Это специальный первичный документ, который заполняют организации, эксплуатирующие транспорт. О форме и правилах заполнения читайте в статье «Инструкция: заполняем путевой лист легкового автомобиля».
Расчет для автобусов
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Расчет для грузовиков
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:
Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),
где:
- Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
- S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
- Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.
Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:
Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,
где:
- Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
- Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
- Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
- Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
- W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
- D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Фактическое значение пробега определяйте по путевому листу.
Подробнее: заполняем новый путевой лист грузового автомобиля
Корректировочные коэффициенты
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива — таких показателей несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Когда нормативы повышаются
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорости движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 (ред. от 20.09.2018).
Когда нормативы понижаются
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий |
Коридор значения коэффициента |
---|---|
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов |
До 15% |
При работе в пригородной зоне |
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах |
В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.
Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Вместе с эти материалом часто ищут:
Как отозвать доверенность, выданную юридическим лицом:
- Сообщить об отзыве поверенное лицо и тех, кто требовал документ (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
- Забрать оригинал (п. 3 ст. 89 ГК РФ).
- Если невозможно оповестить всех, отозвать через нотариуса (п. 1 ст. 189 ГК РФ).
27 января 2020
Простой по вине заказчика — это время, в течение которого подрядчик не может исполнять принятые по договору обязанности, потому что его контрагент не предоставил необходимых материалов либо не выполнил условия, обеспечивающие возможность работы.
15 августа 2019
Закон о порядке регистрации уставов муниципальных образований — это 97-ФЗ от 21.07.2005. В нем прописаны все правила и требования по процедуре.
15 июня 2020
Муниципальная пенсия — это ежемесячная выплата, которую получает служащий, когда покидает службу и уходит на заслуженный отдых. Она назначается при длительной работе в органах местной власти и соблюдении некоторых других условий. Помимо нее, гражданин вправе оформить страховую выплату по старости.
29 января 2020