Как найти график хода температуры

Предмет: география.

Класс: 6 класс.

Тип урока – объяснение нового материала и закрепление первоначальных знаний.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.

Технологии: урок с использованием ИКТ.

Цель уроков: сформировать представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток и в течение года.

Задачи уроков:

  1. Сформировать умение построения графиков хода температуры.
  2. Научиться определять по графику суточную (годовую) амплитуду температуры.
  3. Научиться определять по графику температуру воздуха в разные моменты времени.
  4. Научиться определять по приведённым данным среднесуточную и среднегодовую температуру воздуха.

Урок 1

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Устный опрос по вопросам:

  1. Что такое атмосфера? (слайд 2)
  2. Что является границей атмосферы? (слайд 2)
  3. Каков состав атмосферы? (слайд 3)
  4. Перечислить слои атмосферы, начиная с самого нижнего. (слайд 4)
  5. Каково значение атмосферы? (слайд 5)

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Опытным путём было установлено, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи сначала нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху.

Суша и вода нагреваются по–разному. Что нагревается быстрее? (Суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает. Вода нагревается медленно, но и остывает тоже медленно).

В разное время суток температура воздуха разная. Утром всегда довольно холодно. Самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом солнца. Почему так происходит? Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от угла падения солнечных лучей: чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Самый большой угол падения солнечных лучей в любой точке земного шара (и в любое время года) бывает в полдень.

(Слайд 6) На каком из рисунков угол падения солнечных лучей наибольший? (1) На каком наименьший? (3) В каком случае поверхность сильнее нагревается? (1) В каком меньше (3).

(Слайд 7) Измерения температуры воздуха проводят на метеорологических станциях несколько раз в сутки при помощи термометра, установленного специальным образом.

2. Практическое задание. (№ 3 на стр. 111) (Слайд 8)

1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).

2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)

3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.

4) полученные точки соединяем плавной линий — получили график хода температуры в течение суток.

III. Итог урока (Анализ графика) (Слайд 8)

1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.

2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.

3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.

IV. Домашнее задание: § 36, задание 5 стр. 111 (письменно в тетради). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.


Урок 2

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам.

  1. Как происходит нагревание атмосферы?
  2. Где и каким образом производят измерения температуры воздуха?
  3. Как и почему изменяется температура в течение суток?
  4. Что такое суточная амплитуда температуры?

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Температура воздуха меняется не только в течение суток. Значительные изменения температуры происходят в течение года. Колебания температуры воздуха в течение года зависят от угла падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит от географической широты, на которой расположен населённый пункт.

На земле есть районы, где температура воздуха в течение года изменяется незначительно: там всегда лето. Значит, угол падения солнечных лучей на земную поверхность в этих районах весь год остаётся большим. Где могут быть расположены эти районы? (Близко к экватору).

По данным наблюдений можно построить график, который бы отражал изменение температуры воздуха в течение года — график годового хода температуры воздуха. По этому графику легко определяются самый холодный и самый тёплый месяцы в году, годовая амплитуда температуры воздуха, среднегодовая температура.

2. Практическое задание. (№ 3 стр. 113) (Слайд 9)

  1. строим координатные оси;
  2. по вертикальной оси откладываем температуру воздуха (1 см – 2°С);
  3. по горизонтальной оси – названия месяцев года (0,5 см – 1 месяц)
  4. построения производим согласно данным таблицы (пользуясь навыками, полученными на прошлом уроке)
  5. полученные точки соединяем плавной линией.
  6. (Слайд 10) используя график и данные таблицы, вычисляем годовую амплитуду температур, среднегодовую температуру и температуру воздуха в ноябре.

Годовая амплитуда температур – разница между средней температурой самого тёплого и самого холодного месяца в году.

III. Итог урока.

(Слайд 11) Для закрепления полученных знаний проводим самостоятельную работу на два варианта. Самостоятельную работу учащиеся сдают в конце урока.

IV. Домашнее задание: § 37, задание 5 стр. 113 (письменно в тетради, построить два графика на одной координатной оси). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.

Самое резкое изменение температуры воздуха было зафиксировано 22
ноября 1943 года в горном массиве Блэк-Хилс, штат Южная Дакота,
в США. В течение двух минут она поднялась от -200С до +70С.
Спустя несколько часов она упала с +120С до -200С.

С
температурой воздуха мы сталкиваемся постоянно, но задумывались ли вы, как её
определяют и от чего она зависит, ведь таких резких перепадов температур, как в
Южной Дакоте в России не встречается? Сегодня это и будет темой нашего
урока.

Давно установлен тот факт, что воздух
нагревается не от проходящих через него солнечных лучей, а от поверхности
Земли, которую они нагревают. Вы уже знаете, что, суша и вода
прогреваются по-разному. Так, суша нагревается и остывает быстрее, чем
вода.

Как же измеряют температуру воздуха?

Это делают при помощи специального прибора
термометра. Практически у каждого из вас он есть дома. Но для того,
чтобы термометр показывал правильную температуру воздуха, его необходимо правильно
расположить. Так, термометр, расположенный прямо под прямыми солнечными лучами,
покажет температуру не воздуха, а температуру нагревания самого прибора.
Поэтому для получения верных значений температур, термометр всегда необходимо
вешать с северной стороны, там, где всегда тень.

Интересно, что первым изобретателем
термометра считают Галилео Галилея. В 1597 году он изобрел прототип
термометра – термоскоп. Он представлял собой стеклянный шарик с
припаянной к нему трубкой. Шарик нагревали, и конец трубки опускали в воду.
Через некоторое время, когда воздух в шарике немного охлаждался, вода в трубке
поднималась вверх. Когда же температура воздуха в шарике повышалась, уровень
воды в трубке понижался. Однако у такого прибора не было шкалы, которая бы
позволяла судить о показаниях температуры. Поэтому при помощи термоскопа можно
было судить только об изменении нагретости тел.

На метеорологических станциях температуру
воздуха измеряют при помощи термометров, помещенных в специальные будки.
Они представляют собой деревянные будки, окрашенные в белый цвет с
жалюзи
. Располагают их на высоте двух метров над поверхностью Земли.
Делают это для того, чтобы на показания термометра не влияла температура почвы
и для защиты прибора от дождя и снега и от прямых солнечных лучей.

Для того, чтобы спрогнозировать погоду,
температуру воздуха измеряют в течение суток. Это делают по той причине,
что в течение дня температура воздуха не остаётся постоянной, а изменяется.

Как это происходит?

Утром всегда прохладно,
потому что земная поверхность еще не прогрета солнечными лучами. После восхода
Солнца
солнечные лучи постепенно прогревают Землю, которая спустя некоторое
время начинает отдавать своё тепло воздуху. Его температура постепенно начинает
повышаться. В полдень солнечные лучи максимально прогревают земную
поверхность. В это время воздух продолжает получать тепло от земной
поверхности, но его максимальная температура наблюдается не в 12 часов
дня, а только через два часа после полудня, так как полученное тепло
Земля отдает воздуху с запозданием. Поэтому и максимальная температура наблюдается
в 14 часов дня. После полудня Солнце в меньшем количестве
нагревает земную поверхность, и температура воздуха начинает постепенно падать.
Самая низкая температура отмечается перед рассветом.

Такой суточный ход температуры воздуха
зависит от угла падения солнечных лучей. Чем этот угол больше, тем
больше прогревается земная поверхность, а значит, и сильнее будет прогреваться
воздух.

Но бывают и такие случаи, когда
температура воздуха повышается ночью, а днём понижается. На
правильный суточный ход температуры воздуха тогда влияют воздушные массы,
приходящие с Атлантического или с Северного Ледовитого океана. Если на земную
поверхность приходят воздушные массы с Атлантического океана, то они
приносят потепление воздуха. Если же над земной поверхностью начинают
господствовать воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то, как
правило, они приносят похолодания.

Разницу между самой высокой и самой низкой
температурой воздуха называют амплитудой температуры. Например, если в
течение дня максимальная температура достигала +200С,
а минимальная +90С, то амплитуда температур составила 110С.
Если же максимальная температура воздуха составляла +80С,
а минимальная -20С, то амплитуда температур составила 100С.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуру разных суток между собой, определяют среднюю суточную
температуру воздуха
. Для этого находят сумму температур, наблюдаемых
в течение дня, и делят на количество её измерений. Если в течение дня
наблюдались как положительные, так и отрицательные температуры воздуха, то для
определения среднесуточной температуры необходимо определить сумму всех положительных
температур
, а затем сумму всех отрицательных температур. Из наибольшей
суммы вычесть наименьшую. Полученную величину разделить на количество
измерений температуры
в течение дня, и у полученного частного поставить
знак делимого.

Например, в течение суток зафиксированы
следующие температуры воздуха. Тогда
для определения среднесуточной температуры воздуха необходимо определить сумму
положительных температур: +240С. Сумму отрицательных температур: -80С. Найти разницу между самым
высоким и самым низким значением температуры: 160С. Тогда среднесуточная температура
воздуха равна +160С разделить на 80С,
получим 20С.

Изменение среднесуточных температур можно
отобразить наглядно, построив график суточного хода температур воздуха.
Для этого на координатной плоскости, на вертикальной оси откладывают температуру
воздуха
. Например, одна клетка – это 10С. А на
горизонтальной оси
откладывают часы измерений температуры.

Например, 1,5 см будут отражать один
срок наблюдений
. При пересечении значений градусов и часов измерений ставят
точки. Затем все точки соединяют плавной линией. Получился график
суточного хода температур воздуха.

Например, построим график суточного хода
температур по следующим показаниям. На
вертикальной оси
отложим значение температуры воздуха в 0 часов -30С,
а на горизонтальной оси отложим 0 часов. На пересечении этих
значений поставим точку. Так поступаем и при отложении значений
температур для других часов суток. Соединяем полученные точки плавной линией.
Получили график хода суточных температур воздуха.

Но температура воздуха изменяется не
только в течение суток. Значительные её изменения происходят и в течение
года
. Особенно это хорошо прослеживается на территории нашей страны.

Летом наблюдаются самые
высокие температуры
воздуха, потому что земная поверхность очень сильно
прогревается днём, а ночью не успевает охладиться. Осенью и зимой
температуры воздуха намного ниже, а весной они снова начинают повышаться.
Причиной такого изменения температур в течение года является угол
падения солнечных лучей
. Чем более отвесно они падают, тем сильнее
прогревается земная поверхность.

Например, у экватора в течение года
наблюдаются высокие температуры воздуха, потому что здесь солнечные
лучи
падают на земную поверхность под углом 900С. Но чем
дальше от экватора, тем угол падения становится меньше, а, значит, и земная
поверхность получает намного меньше тепла, чем на экваторе. В приполярных
областях
угол падения солнечных лучей составляет 23,50С,
поэтому здесь в течение года всегда очень холодно.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуры воздуха различных месяцев, определяют среднемесячную температуру
воздуха
. Для того, чтобы её вычислить, необходимо сложить среднесуточные
температуры воздуха месяца и разделить полученное значение на количество дней в
месяце.

Если сравнить значения среднемесячных
температур воздуха, то получится, что самым тёплым месяцем в году
является июль, а вот самым холоднымянварь.

В южном полушарии
наоборот, январь является самым тёплым месяцем, а июльсамым
холодным
.

А вот над акваторией океана самым тёплым
месяцем
является август, а самым холоднымфевраль,
потому что вода прогревается и охлаждается медленнее, чем суша.

Значения среднемесячных температур также
можно показать наглядно, построив график годового хода температур.

Для этого на координатной плоскости, на
вертикальной оси
откладывают среднемесячные значения температур, а на
горизонтальной
название месяцев.

Для примера построим график годового хода
температур в Москве, имея следующие значения среднемесячных температур
воздуха. На вертикальной оси откладываем температуру января -90С,
а на горизонтальной оси откладываем название месяца январь.
При пересечении этих значений ставим точку. Таким же образом поступаем и при
отложении значений температур для других месяцев. Получили график годового хода
температур воздуха.

Среднемесячные температуры воздуха в одном
и том же месте не остаются постоянными, а меняются из года в год.
Например, в один год среднемесячная температура июля составляла +180С,
потому что было очень тепло, а в другой год в это же время температура составила
+140С, потому что постоянно шли дожди.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуру за месяц в разных пунктах, определяют среднюю многолетнюю
температуру воздуха месяца
. Для этого определяют сумму средних месячных
температур
за несколько лет и делят на количество этих лет. Зная эту
величину можно подсчитать среднюю годовую температуру определённого пункта на
Земле.

Подведём итоги.

Воздух прогревается от земной поверхности.
Его температуру определяют при помощи термометра.

В течение суток температура постоянно
изменяется: ее максимальные значения наблюдаются в 2 часа дня, а минимальные
перед рассветом.

Для того, чтобы можно было сравнить
температуры разных суток, вычисляют среднесуточную температуру воздуха.
Главной причиной изменения значений температур является изменение
угла падения
солнечных лучей: чем больше угол, тем больше прогревается
земная поверхность, а значит, и воздух.

Для сравнения температур за месяц
вычисляют среднемесячные температуры воздуха. По их значениям определяют
годовой ход температур. Для того, чтобы можно было сравнить температуру воздуха
в различных пунктах, определяют среднюю многолетнюю температуру воздуха
месяца
. Зная ее, можно вычислять среднюю годовую температуру пункта.

Определение годовой амплитуды является кропотливым трудом и делится на аналитический и статистический (сборный) учёт.

Первое, что вы должны сделать — это ежедневно с 00:00 часов и так каждые три часа, а именно:

  • 00:00
  • 03:00
  • 06:00
  • 09:00
  • 12:00
  • 15:00
  • 18:00
  • 21:00

Т.е. 8 раз в сутки измеряете температуру по прибору и записываете её.

Почему 8 раз? Это как бы принято везде, меньше плохо получится, так как пропустите падение и повышение.

Есть и второй вариант, если прибор позволяет, так надо найти в течении 24 часов самую высокую и самую низкую.

Ну или из первого варианта, из 8 температур выбрать две.

Тут не путайте со средней температурой, надо составить именно амплитуду, а не среднюю.

Теперь между высокой и низкой надо найти «расстояние», т.е. разницу.

Вот эта разница и будет амплитудой (по суточной).

Собираете все посуточные в течении месяца и смотрите самую высокую и самую низкую, разница является амплитудой (по месячной)

Также ищите из 12 месяцев максимальную и минимальную — разница будет амплитудой годовой.

И не путайте вычисление амплитуды с вычислением средне- суточной, месячной, годовой.

Годовая амплитуда в мире самая маленькая в некоторых местах экватора составляет 2-3 градуса

А самая большая в Антарктиде — 60 градусов.

Фамилия,  Имя  ____________________________________________       
                 Класс  6______________

Практическая  работа  по  теме 
«Атмосфера» 
                                                  

1.      
 Используя 
средние месячные 
t,  постройте  график 
годового  хода  температур.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

-13С

-11С

-13С

+5С

+12С

+13С

+16С

+18С

+11С

+4С

4С

-10С

         http://5klass.net/datas/geografija/Temperatura-vozdukha/0008-008-t.jpg

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

-13С

-11С

-13С

+5С

+12С

+13С

+16С

+18С

+11С

+4С

4С

-10С

2.      Рассчитайте 
среднюю  годовую  температуру 
(покажите  расчёт).      

Как 
подсчитать  среднюю  годовую  температуру 

     Ср.  t =   ___° С.

      а) сложите  все  температуры 
со  знаком  +

      б) сложите  все  температуры  со 
знаком  —

      в)  затем  надо  вычесть   из  большего  по  модулю 
числа   меньшее,  поставьте знак  числа  большего  по  модулю.

      г)  разделите,  полученное  число  на  количество
показателей (в  данном  случае  -12  месяцев,  так   как  вы  рассчитываете 
среднюю  температуру  за  год ).

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

-13С

-11С

-13С

+5С

+12С

+13С

+16С

+18С

+11С

+4С

4С

-10С

3.     Рассчитайте
годовую  амплитуду  (
покажите  расчёт).     А  = ____      ° С

А)  определите   самую  высокую  температуру  за  год

Б)  определите   самую  низкую 
температуру  за  год

В)  Если  температуры  с  одинаковым  знаком  (положительные 
или  отрицательные),  надо   вычесть  из  большего  меньшее.

Г)  Если  температуры  с  разными  знаками,  их  надо  сложить.

Д)  Амплитуда  температур (А) не  имеет  знака

Министерство Высшего Образования

Уфимский Государственный Авиационный
Технический Университет

Расчётно-графическая работа № 2

по Климатологии, метрологии, гидрологии

на тему: «Годовой
ход изменения метеорологических
величин».

Выполнила:

Проверила:
Власова Т.И.

Уфа – 2005г.

Годовой ход
изменения метеорологических величин

Теоретическая
часть.

Распределение
метеорологических элементов удобно
изображать графически. Характер кривой
распределения позволяет наглядно
представить основные особенности
структуры распределения метеорологического
элемента На территории РБ распределение
температуры умеренно ассиметричное и
имеет левостороннюю скошенность. Причина
этого состоит в том, что на территории
РБ в зимнее время года не могут наблюдаться
отличающиеся от нуля положительные
температуры. Если теплая масса поступает
в район, где лежит снег, то начинается
таяние снега, температура пришедшей
теплой массы понижается и значительного
потепления не наступает. В то время как
преобладающие значения температуры
формируются в основном под влиянием
радиационных процессов, рассеивание
температур происходит вследствие
адвекции тепла или холода На территории
РБ зимой часто адвекция тепла, но
повышения температуры до сколько-нибудь
существенного положительного значения
не происходит, так в этом случае начинается
таяние снега, сопровождающееся затратами

Годовой
ход
— это изменение
метеорологической величины в течение
года. Годовой ход оценивается по
многолетним данным или его можно
определить по 12 средним месячным
значениям данного года. Годовой ход
зависит от годового вращения Земли
вокруг Солнца с соответствующей сменой
радиационных условий, от сезонных
изменений общей циркуляции атмосферы
и метеорологических условий.

Экспериментальная
часть. (Вариант № 9)

1.Для того, чтобы определить
амплитуду годового хода температуры
воздуха путем разности средних температур
самого теплого месяца и самого холодного
месяца, необходимо посмотреть данные
за год.

Амплитуда годового хода температуры
воздуха = VII
– XII = 20,80С
– (-19,5)
0
С
= 40,30С

Построим график годового хода температуры
воздуха.(График № 1)

Данные за год

Метеостанция

месяцы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Бакалы

-8,1

-3,8

-0,5

4,2

9,4

15

20,8

14

12,7

4,3

-1,7

-19,5

2. Далее по графику
определим даты перехода среднесуточной
температуры воздуха через 0,50С и
100С, проведя горизонтальные линии
через указанные температуры и из точек
пересечения этих линий с кривой
температуры опустив перпендикуляры на
ось абсцисс.

Запишем результаты: — дата
перехода среднесуточной температуры
воздуха через 0,50С – между III
и IV
месяцами, а именно в 20 – 25 числах марта;

— дата перехода
среднесуточной температуры воздуха
через 100С – середина V
месяца, а именно 15-17 числа мая.

3. Для того, чтобы вычислить
продолжительность периодов с температурой
выше 00С, выше 50С и выше100С,
проведем горизонтальные линии через
указанные температуры и из точек
пересечения этих линий с кривой
температуры опустим перпендикуляры на
ось абсцисс.

Запишем результаты: —
продолжительность периода с температурой
выше 00С – с середины III
месяца до начала XI,
т. е. с 15 чисел марта до первых чисел
ноября (около 230 дней);

— продолжительность
периодов с температурой выше 50С
– с середины IV
месяца до середины X,
т. е. с 15 чисел апреля до 15 чисел октября
(около 170 дней);

— продолжительность
периодов с температурой выше 100С
– с середины V
месяца до конца IX
– начала
X ,т.е. – с 15 чисел мая до конца
сентября – начала октября (около 140).

4. Подсчитаем сумму
активных температур за месяца, в которых
средняя температура была выше 10 0С.

VI
— Сумма t акт =
15 * 30 = 4500С

VII
— Сумма t
акт
= 20,8 * 31 = 644,80С

VIII
— Сумма t акт =
14 * 31 = 4340С

IX
— Сумма t акт
= 12,7 * 30 = 3810С

Для первого и последнего месяца
периода активной вегетации, среднемесячная
температура которых ниже 10 0С,
сумма активных температур вычисляется
по графику годового хода температуры.

Выводы: Таким образом, можно
сделать выводы, что «теплые» температуры,
а именно, выше 00С длятся приблизительно
в 3 раза больше, чем «холодные» температуры,
а именно, ниже 00С, что составляет
около 230 дней, из которых на демисезонье
приходится чуть больше 1/3, поэтому
весенняя и осенняя погода длится в
среднем по Башкирии 1,5 месяца; а вот на
летние месяцы – большинство –около
140 дней.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скрытый ватсап на телефоне
  • Как найти сторону прямоугольной трапеции если известны
  • Как найти канал ручным поиском триколор
  • Как найти число нуклеотидов в трнк
  • Смотреть как нашли пирамиды