ВПР. Русский язык. 8 класс.
Задание № 6. Распознавание грамматических ошибок.
Как выполнять задание № 6? РЕКОМЕНДАЦИИ.
Образец задания № 6.
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Поезд отправился согласно расписания.
2) Собираясь в школу, у девочки потерялся пенал.
3) По окончании занятий дети пошли на спортивную площадку. строительства объект был сдан в эксплуатацию.
4) В их школе сегодня был праздник.
Вспомним теорию.
Грамматические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением какой-либо грамматической нормы: словообразовательной (неверно слово образовано), морфологической (ошибки в морфологических признаках), синтаксической (ошибки в построении предложений или словосочетаний).
Типов грамматических ошибок очень много. В заданиях вам, ребята, будут даны предложения с некоторыми из них.
Приведу примеры предложений с грамматическими ошибками, которые могут быть даны в заданиях на ВПР.
- Запомните, предлоги и падежи, с которыми они употребляются.
Благодаря, согласно, вопреки, наперерез – с Д. п
Благодаря (чему?), вопреки (чему?), согласно (чему?), наперерез (чему? или кому?).
По – с предложным падежом: по приезде, по окончании.
- Запомните: прийти ИЗ школы (а не СО школы).
- Прилагательные, являющиеся однородными определениями, должны стоять в одинаковой форме:
Она была скоромная и красивая (неверно: Она была скромна и красивая).
- Вспомним ещё два правила об однородных членах.
Правило 1.
Книги не только лежали на столе, но и на диване. (Здесь ошибка в том, что первая часть двойного союза стоит не перед первым однородным членом).
Верно.
Книги лежали не только на 1-ый однородный член столе, но и на 2-ой однородный член диване.
Правило 2.
Светлана любила и гордилась своими родителями.
Светлана любила кого? и гордилась кем? своими родителями.
Верно.
Светлана любила кого? своих родителей и гордилась кем? ими.
- Причастный оборот. Помните, что причастие в причастном обороте ставится в тех же формах, что и определяемое слово (то есть слово, от которого причастие зависит).
Проблемы (какие?), волнующие моих современников.
(Неверно: проблемы, волнующих моих современников).
- Помните, что определяемое слово должно находиться ПЕРЕД или ПОСЛЕ причастного оборота, в не в нём.
Ошибка: волнующие проблемы моих современников.
Верно: проблемы, волнующие моих современников.
- Деепричастный оборот. Запомните, что деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому подлежащее в предложении должно обозначать предмет, который может это действие выполнить.
Сравните.
Готовясь к контрольной работе, вспоминались подлежащее правила.
(Правила не могут готовиться к контрольной).
Верно: Готовясь к контрольной работе, я вспоминал правила.
- Правильно образуйте степени сравнения прилагательных или наречий!
Запомните!
более прилаг. красивый (не более красивее), более наречие красиво (не более красиво);
самый красивый (не самый красивейший).
- Правильно образуйте формы имён числительных.
Запомните!
Более двухсот человек (не более двести человек);
в две тысячи двадцатом году (не в двух тысяч двадцатом году);
семьюстами рублями (не семистами рублями);
можно решить пятью способами (а не пяти).
- Правильно употребляйте собирательные числительные.
Помните, что они могут употребляться в следующих случаях:
- со словами, обозначающими лиц мужского пола (трое мальчиков);
- со словами, обозначающими детёнышей животных (четверо котят);
- со словами, имеющими только множественное число (трое саней).
Ошибки:
Двое подруг (ж.р., нужно – две подруги);
Трое волков (не детёныши, надо – три волка).
- Не забывайте, что числительные ОБА, ОБЕ имеют род.
Обеими руками, на обеих страницах, в обеих странах.
Обоими мальчиками, обоим городами.
- Запомните: их (нет слова ихний).
Их дом, их книги.
- Косвенная речь – это передача содержания чьей-то речи. Помните, что в предложениях с косвенной речью используют местоимения только 3-го лица (он, она, оно, они).
Дмитрий сказал, что я не согласен с мнением остальных. (Это неверно).
Верно.
Дмитрий сказал, что он не согласен с мнением остальных.
- Помните, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные (моим пальто – не моим пальтом).
- Правильно употребляйте в предложении слово «кофе» ( м.р.): горячий кофе.
Таковы наиболее типичные ошибки.
Алгоритм выполнения задания № 6.
- Внимательно прочитайте каждое предложение.
- Посмотрите, есть ли в них причастные или деепричастные обороты, допущены ли в них ошибки.
- Найдите предложения с «трудными предлогами» (благодаря, согласно, вопреки, по), определите, в правильном ли падеже стоит при низ слово (при предлогах благодаря, согласно, вопреки – в Д.п., при предлоге по – в П.п.)
- Проверьте, верно ли составлены предложения с однородными членами.
- Помните о частых ошибках: в употреблении числительных, степени сравнения, местоимений и др.)
- Правил по теме, как видите, много, повторяйте их, выполняйте тестовые задания, тренируйтесь, готовясь в ВПР.
Пример задания № 6.
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Поезд отправился согласно расписания.
2) Собираясь в школу, у девочки потерялся пенал.
3) По окончании занятий дети пошли на спортивную площадку. строительства объект был сдан в эксплуатацию.
4) В их школе сегодня был праздник.
Пример ответа.
Поезд отправился согласно расписанию.
Обираясь в школу, девочка не могла найти пенал.
Пояснение.
1) Поезд отправился согласно (чему?) расписанию (Д.п.).
2) деепричастный оборот Собираясь в школу, у девочки потерялся подлежащее пенал. (Пенал не может совершить добавочное действие, выраженное деепричастием, не может «собираться в школу»).
Вернутьсяк списку тестов ВПР по русскому языку, 8 класс
Практика ВПР: решать 6 задание ВПР по русскому языку в 8 классе.
Формулировка задания 6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
Вариант 1. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе
2) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома.
3) Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.
4) Бунин путешествовал на пароходе «Чайка» по Днепру
Вариант 2. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
2) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в счастье.
3) В фильме “Зеркало” Тарковский хотел показать всю сложность человеческой души.
4) Хорошо отдохнув, он вернулся с деревни в город.
Вариант 3. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Поезд прибывает на станцию согласно расписания.
2) Спускаясь к реке, мальчик остановился.
3) Моя подруга была скромна и красивая.
4) По прибытии в пансионат мы сразу пошли к озеру.
Вариант 4. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создал первые поэмы.
2) Книги были интересны и хорошо иллюстрированы.
3) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.
Вариант 5. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку
2) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
3) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
4) Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов.
Вариант 6. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
2) По окончании университета Чехов работает врачом в Воскресенске, Звенигороде.
3) Яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
4) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
Вариант 7. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Они прибыли на вокзал согласно расписания.
2) В подарок я получил не только марки, но и прекрасный альбом.
3) Отец гордился за поступок сына.
4) На песке были отчетливо видны как детские, так и взрослые следы.
Вариант 8. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) В романе «Обломове» несколько главных героев.
2) Хор птичьих голосов, который доносился отовсюду, поразил мой слух.
3) Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.
4) Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки.
Вариант 9. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Мне показалось, что гость был обижен холодным приемом.
2) Никто из тех, кто в нашей школе занимались бальными танцами, не стал профессиональным танцором.
3) В подарок я получил не только марки, но и прекрасный альбом.
4) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.
Вариант 10. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Для людей, пренебрегающих спортом, как правило, несвойственны большая выносливость и крепкая физическая сила.
2) На встречу с пилотом пришли те, кто любит небо.
3) О пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» много спорили.
4) Учитель сплотил вокруг себя группу учеников, увлекающиеся географией.
Вариант 11. Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) В пятницу ребята очень долго репетировали спектакль, поэтому пришли со школы очень поздно.
2) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в утреннем воздухе.
3) Прочитав статью, она очень заинтересовала меня.
4) Этот поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.
Материалы ВПР:
- Решать варианты ВПР-8
- Решать задания ВПР-8
Подготовка к ВПР.
8 класс. Задание №6. (Грамматические ошибки)
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы Павловского района Алтайского края, 2020
Навигатор
Повторим теорию
1.Ошибка в построении предложения с причастным оборотом
3.Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
Повторим теорию
2.Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Типовые задания ВПР
Задание №1
- Благодаря вмешательству экспертов ситуация разрешилась благополучно.
- Выслеживая добычу, охотник должен быть терпелив и внимателен.
- Сверкавшие звёзды на небе переливались всеми цветами радуги.
- По возвращению в Петербург Антон два дня прожил у сестры.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Звёзды, сверкавшие на небе, переливались всеми цветами радуги.
По возвращении в Петербург Антон два дня прожил у сестры.
Задание №2
- Дипломаты обычно пунктуальные и организованны.
- Согласно постановлению дирекции музей закрыт на ремонт.
- Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес публики.
- Вопреки прогнозам синоптиков погода была отличная.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Дипломаты обычно пунктуальные и организованные.
Статья, опубликованная в газете, вызвала боль-шой интерес публики.
Задание №3
- Выходя из комнаты, плечи у Наденьки дрожали от рыданий.
- Вопреки ожиданиям, море было спокойным.
- По приезду из Болгарии супруги занялись обустройством дома.
- Росшие по берегам кусты придавали окрестности унылое выражение.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Когда Наденька выходила из комнаты, плечи у неё дрожали от рыданий.
По приезде из Болгарии супруги занялись обустройством дома.
Задание №4
- По прилёте из Греции я отправилась навестить родителей.
- Землеройки, вопреки своего названия, обычно не роют нор.
- Его планы опасные и рискованны.
- Читая историю родного села, чувствуешь невольное волнение.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Землеройки, вопреки своему названию, обычно не роют нор.
Его планы опасные и рискованные. Или (опасны и рискованны)
Задание №5
- Пылившаяся книга на полке оказалась дореволюционной энциклопедией.
- По окончанию гастролей музыкантов пригласили на приём к губернатору.
- Посмотрев в заплаканные глаза Маруси, я сразу всё понял.
- Согласно постановлению дирекции, музей закрыт на ремонт.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Пылившаяся на полке книга оказалась дореволюционной энциклопедией.
По окончании гастролей музыкантов пригласили на приём к губернатору.
Задание №6
- Читая письма прабабушки, Ольга всегда испытывала невольный трепет.
- По возвращению из Стамбула Николай сразу взялся за работу.
- Провожая внуков в город, деду Семёну было грустно.
- Дрожали от ветра напоминающие рваные рукава ветки старых берёз.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
По возвращении из Стамбула Николай сразу взялся за работу.
Провожая внуков в го-род, дед Семён грустил./ Когда дед Семён прово-жал внуков в город, ему было грустно.
Задание №7
- Глаза у Фёдора выразительные, взгляд прям и суров.
- Согласно правил делового этикета, первым из лифта выходит стоящий ближе к дверям.
- Создавая проект торгового центра, архитектором были учтены особенности местности.
- Гости осмотрели стоящий на берегу гостиничный комплекс.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Согласно правилам дело-вого этикета, первым из лифта выходит стоящий ближе к дверям.
Создавая проект торго-вого центра, архитек-тор учёл особенности местности.
Задание №8
- По возвращении из эмиграции поэт с удвоенной силой взялся за работу.
- Голос оратора был уверен и твёрдый.
- Включив весёлую музыку, уборка в доме становится приятным занятием.
- Особенно хозяин гордился расположенным на пригорке ландшафтным парком.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Голос оратора был уверенный и твёрдый. Или (уверен и твёрд)
Когда включишь весёлую музыку, уборка в доме становится приятным занятием.
Задание №9
- Был охотник очень терпелив и внимателен к лесным приметам.
- Родители молча смотрели вслед уезжающих в город детей.
- Погасив свет, комната погрузилась во мрак.
- Мы плыли мимо возвышавшейся над берегом остроконечной скалы.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
Родители молча смотрели вслед уезжающим в город детям.
Когда я погасил свет, комната погрузилась во мрак.
Задание №10
- По окончанию института Григорий отправился на стажировку в Англию.
- Среди выставленных на продажу полотен было несколько набросков Васнецова.
- Купив землю, у владельца возникает обязанность платить за неё налог.
- Юноша был беззлобен и кроток.
- Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
Ответ:
По окончании институ-та Григорий отправился на стажировку в Англию.
После покупки земли у владельца возникает обязанность платить за неё налог.
Назад
Справочный материал (теория)
1. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом (слайд1)
№ ошибки |
Толкование ошибки |
Пример ошибки |
Ошибка №1 |
Ошибка в согласовании определения с определяемым словом (в окончании) |
Голос, звучащая вдалеке… |
Ошибка №2 |
Нарушен порядок слов в построении причастного оборота (определяемое сущ. стоит внутри причастного оборота) |
Не подкреплённые слова фактами (какие?) |
Ошибка №3 |
Неверное употребление формы причас-тия: поскольку смысл причастного оборо-та относится к прошлому, нужно употре-бить причастие прошедшего времени |
Вчера состоящиеся (н.вр.) соревнования (правильно: состоявшиеся) |
Ошибка №4 |
С причастиями частица БЫ не употребля-ется, т.к. у причастий нет формы наклонения |
Дело, прославившее бы |
Ошибка №5 |
Причастный оборот стоит не после определяемого слова, от чего теряется смысл. |
Мы видели луга и леса, покрытые цветами. |
далее
1. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом (слайд2)
№ ошибки |
Толкование ошибки |
Пример ошибки |
Ошибка №6 |
Употребление страдательного причастия вместо действительного и наоборот |
реферат, написавшийся учеником в нынешнем году |
Ошибка №7 |
При определяемом слове не должно стоять указательное (тот, этот, и др.) местоимения |
Я учусь в той школе, стоящей на улице Мира. |
Ошибка №8 |
Причастия не могут употребляться в будущем времени |
Надо готовиться к олимпиаде, проходящей в следующее воскресенье. |
Ошибка №9 |
Нельзя отбрасывать суффикса –СЯ в причастиях, если они образованы от возвратных глаголов |
Улыбающие лица Надо: улыбающиеся |
Назад
2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
1.Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий |
Нельзя: Читая (несов.в.) статью и отме-тив (сов.в.) нужный материал, я делаю выписки.- Надо: Читая…. и отмечая…(или) Прочитав… и отметив… |
2. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. |
Нельзя: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа. — Надо: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа. Подъезжая к станции, я почувствовал, что с меня слетела шляпа. |
3. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении. |
Нельзя: Подходя к лесу, мне стало холодно. (Безл.) Надо: Подходя к лесу, я почувствовал, что мне стало холодно |
4. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого. |
Нельзя: Я набирала номер, положА трубку на стол. Надо: Я набирала номер, положиВ трубку на стол. |
Назад
3. Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
- Нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом:
Нельзя: Согласно распоряжениЯ ректора были заключены договоры.
Норма: согласно распоряжениЮ
БЛАГОДАРЯ
СОГЛАСНО
ВОПРЕКИ
НАВСТРЕЧУ
НАПЕРЕКОР
- Нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово»
Нельзя : Надо срочно оплатить по счетам.
Норма: ОПЛАТИТЬ СЧЕТА
ДАТЕЛЬНЫЙ
ПАДЕЖ
- Предлоги В и НА имеют антонимы: В – ИЗ, НА – С
Например: поехал в Крым – вернулся из Крыма; отправился на Кавказ – приехал с Кавказа.
НО: Поехал в Поволжье –вернулся с Поволжья
(Слайд№1)
далее
3. Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок ПРИЧИННОСТИ
ПРЕДЛОГ |
ОШИБКА |
ПРАВИЛЬНО |
БЛАГОДАРЯ |
Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу. (не имеет значения «благодарить») |
Из-за сильного урагана с дома сорвало крышу. |
ВВИДУ |
Предоставить отпуск ввиду болезни. (не имеет значения «результата») |
Предоставить отпуск вследствие болезни. |
ВСЛЕДСТВИЕ |
Вследствие предстоящего парада движение по центральной улице будет закрыто (не имеет значения «результата») |
Из-за предстоящего парада движение по центральной улице будет закрыто. |
(Слайд№2)
далее
3. Ошибки в употреблении падежной формы существительного с предлогом
- Предлог ПО в значении «ПОСЛЕ» управляет П.п., стало быть: по получении ответа, по окончании школы, по изучении вопроса (книжные варианты) и т.д.
- В значении же причины (ушёл на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д.п.
НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ:
(Слайд№3)
по прибытиИ по окончаниИ по завершениИ по возвращениИ |
по предъявлениИ по истечениИ по прочтениИ |
по приездЕ по прилётЕ по приходЕ |
Назад
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Назад
Запомните!
- Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять
- разные синтаксические конструкции,
- формы частей речи (полную и краткую),
- слова, выраженные разными частями речи.
Нельзя: Лес возле нашего посёлка молод и густой. (Союзом И соединяются две формы прилагательного: краткая и полная)
1. Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 8 класс: 10 вариантов. Типовые задания ФГОС./ Комиссарова Л.Ю., Кузнецов А.Ю. – М.: Издательство «Экзамен», 2021 (Серия «ВПР. Типовые задания»)
2. Русский язык. Единый государственный экзамен. Готовимся к итогам аттестации: [учебное пособие]/ С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020
Использованная литература
1. Списать текст на 105-115 слов: до 50 пропущенных букв и 15-18 пропущенных знаков препинания — в объеме 20 орфограмм (особое внимание уделить повторению правил написания суффиксов причастий и прилагательных!) и 6-7 пунктограмм (запятая при однородных членах и в сложном предлож., двоеточие после обобщающего слова, тире между – и = , запятая при оформлении причастных и деепричастных оборотов).
2. (2)-морфемный и словообразовательный разбор (для разбора будет предложено наречие):
сбоку: приставка С, корень БОК, суффикс У, основа СБОКУ
сбоку – бок – прист. — суф., выделить исходную (производящую) и словообразующие основы
(3)Морфологический разбор (для разбора будет предложено причастие).
Негодующий – прич., какой, негодующий, негодовать, н. вида, невозврат., действ., наст. вр., ед.ч., И.П., определение.
(4)Синтаксический разбор. Подчеркиваем все члены предложения и указываем, чем они выражены; даем характеристику предлож: пов.(побуд., вопрос.); невоск.(воск.); простое, распр (нераспр.); с однород. членами (с причаст. или деепричаст. оборотом).
3. Определить, какие слова являются предлогами: мысленно представьте, можно ли обозначить значение выделенного слова – если у него есть значение, то это НЕ ПРЕДЛОГ, а самост. часть речи. Помним написание предлогов: в течение, в заключение, в продолжение, вследствие, насчет, ввиду, несмотря, навстречу…
4. Определить, какие слова являются союзами: пытайтесь мысленно отбросить то, что дано в скобках, — если получится, то это НЕ СОЮЗ! Союз пишем слитно: зато, тоже, также, чтобы…
5. Поставить ударение в словах: смотреть в орфоэпич. словнике.
6. Найти и исправить грамматические ошибки: неправильный ввод дееприч. или прич. оборотов; неправильное написание числительных и сущ. с предлогами; ошибка в образовании степеней сравнения прилаг. и наречий.
7. Найти предложение с одной запятой и объяснить ее постановку: Объяснение: прич. или дееприч. обороты (одиночное дееприч.): стоят в конце, в начале предлож.
8. Найти предлож. с двумя запятыми и объяснить их постановку:
в одном предложении могут быть А) дееприч. оборот или одиноч. дееприч.+ обращение;
Б) прич оборот .+ обращение. В) дееприч.(или одиночное дееприч.) или причаст. обороты разрывают предлож.
9. Сформулировать основную мысль текста:
А) можно выписать дословно из текста, если ее нашли;
Б) сформулировать основную мысль своими словами.
10. Определить тип речи:
Описание (прил. -1 фото)
Повествование (гл. – несколько фото)
Рассуждение — нет фото!
11. Записать ответ на вопрос и выписать из текста НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ слов, подтверждающих ответ: правильный ответ может содержать ТРИ слова или ТРИ сочетания слов.
12. Записать лексическое значение слова: просто объяснить значение слова.
13. Выписать стилистически окрашенное слово (разговорное, книжное, научное) и написать к нему синоним (или антоним) — близкое по значению слово или слово с противоположным значением. 14. Объяснить значение пословицы: записать краткий ответ, избегая ошибок.
Подготовка к ВПР, 8 класс.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
1 Текст. 1 На открыт..м воздух.. чай со свеж..м мёдом имел свою прел..сть. Я пил чай и люб..вался голубым небом ярким светом и пер..стыми обл..чками бродившими в бездо(н,нн)ой выси. Было жарко. Стреноже(н,нн)ые лошади забр..лись в зар..сли. (Из)редк.. дон..сились удары кол..кольчиков навеш..(н,нн)ых на их шеи. (4) Всё уже зеле(н,нн)о кругом, радос..но как в праз..ник. И (не)хочет..ся н.. о ч..м думать. Когда дн..вной жар уш..л, мы ещ.. раз н..пились чаю, а (по)том отправились в лес. Высокая и ж..сткая горная трава пут..ет(2) ноги, так(что) и(д/т/й)ти нам т..желенько. Обойдя(3) луг мы попали на какую(то) тропинку, (не)извес..но кем проложе(н,нн)ую. Меня всегда уд..вляют такие тропы. Кажется нога человеч..ская тут (не)бывала. Но вдруг вып..дает тропка такая чист..нькая и утопт..(н,нн)ая точ..но нароч..но для удобства пеш..хода посып..(н,нн)ая прошл..годней хво..й.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова;
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) стояли (не)подвижно; (не)законченная работа; залы (не)освещены
2) (не)посетив выставку; ответы (не)подготовлены; (не)спящий, а проснувшийся ребёнок
3) (не)понимающий границ; (не)подготовленный ответ; крайне (не)приятен
4) (не)нарушаемая тишина; (не)прекращавшийся в течение часа; говорил (не)быстро
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) манеры изыска(н,нн)ы, коротко стриже(н,нн)а, поноше(н,нн)ые ботинки
2) некормле(н,нн)ый ребёнок, жёва(н,нн)ый листок, румя(н,нн)ое яблоко
3) платье дли(н,нн)о, подстреле(н,нн)ый зверь, смотреть надме(н,нн)о
4) станцио(н,нн)ый смотритель, квартира заселе(н,нн)а, поджаре(н,нн)ый хлеб.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах. Каталог, собрала, торты, щавель, творог, торты, взята, сливовый, компас, договор, брала, клала, банты, свекла, досуг.
6.Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий). 1) Благодаря особенных свойств химические волокна нашли применение во многих отраслях народного хозяйства. 2) Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы в связи со сменой времён года. 3) Каждый человек в процессе общения не только получает‚ а также передаёт разнообразную информацию. 4) По окончании строительства в канал пустят воду, а на набережных вдоль него станет немного свободнее.
7. Исправьте грамматические ошибки. Запишите правильный вариант ответа.
-
1.Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
-
2.Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
-
3.У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
-
4.Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
-
5.Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
-
6.Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах)
ВПР, вариант 2. 8 класс
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
1 На третий день под..ём по снежной р..внине становит..ся более заметным появля..т..ся(2) больше трещин. Пр..ходит..ся идти ост..рожно пр..щупывая сне(г/к) что(бы) не провалит..ся через его тонкий слой скрыва..щий трещины. На севере тучи расходят..ся и тогда между их серыми клоч..ями то показывают..ся то и(з/с)чезают горы. На их белоснежном фоне ч..рнеют ск..листые отроги. (Не)заходящее со..нце катит..ся над самым гребнем хребта тускло светя(3) скво(з/с)ь п..лену туч.. . Снеговая р..внина на передн..м плане покрывает..ся пятнами и пол..сами отраж..(н,нн)ыми от неба. Общая к..ртина снеговой пустын.. и таинстве(н,нн)ого хребта, который (в)первые пре(д/т)стаёт перед глазами путешестве(н,нн)иков, просто пор..зительна. Под..ём на этот хребет затруднё(н,нн) из(за) сильных трещин толстого льда. (4) Лед..ной поток, который спускает..ся по д..лине южного склона хребта, имеет до километра в ширину. С об..их сторон он окаймлё(н,нн) крутыми тёмными откосами.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова Появляется морфологический(3) –Светя. (4) – синтаксический разбор предложения. Под..ём на этот хребет затруднё(н,нн) из(за) сильных трещин толстого льда. (4)
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) увидеть (не)пременно, (не)навистная погода, (не) вычищенные с вечера туфли
2) (не)расчищенные сторожем дорожки, платье (не)сшито, (не)мамины туфли
3) (не)заглядывая в книгу, (не)умытое лицо, ничуть (не)дорог
4) с утра (не)здоровится, (не)обдуманное решение, поля (не)убраны
4.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) заброше(н,нн)ы на чердак, измуче(н,нн)ый странник, овся(н,нн)ая каша
2) кваше(н,нн)ая капуста, некраше(н,нн)ые стены, вписа(н,нн)ый треугольник
3) оплетё(н,нн)ый плющом, отвечал увере(н,нн)о, замаскирова(н,нн)ый вход
4) листы исписа(н,нн)ы, серебря(н,нн)ая медаль, рифмова(н,нн)ые строки
5. Поставьте знак ударения в следующих словах: Баловать, жалюзи, квартал, завидно, творог, жалюзи, досуг.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Я люблю и наслаждаюсь морем.
2) Подъезжая к дому, машина притормозила.
3) Мы победили благодаря усиленным тренировкам.
4) Вопреки прогноза пошёл дождь.
7. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) стояли (не)подвижно; (не)законченная работа; залы (не)освещены
2) (не)посетив выставку; ответы (не)подготовлены; (не)спящий, а проснувшийся ребёнок
3) (не)понимающий границ; (не)подготовленный ответ; крайне (не)приятен
4) (не)нарушаемая тишина; (не)прекращавшийся в течение часа; говорил (не)быстро
ВПР.Вариант3.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 1 Текст . М..хнатые сизые тучи словно ра(з/с)битая стая испуга(н,нн)ых птиц ни(з/с)ко несут..ся над морем. Пронзительный ре(з/с)кий ветер с океана (з/с)бивает их в тёмную сплошную массу а потом разрыва..т и меч..т громоздя в пр..чудливые очертания. Поб..лело взволнова(н,нн)ое море зашумело (не)погодой. Тяж..лые воды с глухим рок..том быстро катят..ся в мглистую даль. (4) Ветер злобно б..ёт по их косматой поверхности д..леко ра(з/с)нося(3) солёные брызги. А (в)доль изорв..(н,нн)ого берега коло(с,сс)альным хребтом массивно поднимают..ся белые зу(б/п)чатые груды нагромождё(н,нн)ого на отмелях льда. Кажет..ся что (не)видимые богатыри в тяж..лой хватке накидали эти гиган..ские обломки. Обрываясь крутыми уступами с пр..брежных высот к самому морю хмуро надв..гает..ся(2) др..мучий лес. Ветер гудит красно(коричневыми) стволами (не)(з/с)гибающихся сосен наклоня..т стройные ели качая их острыми в..рхушками и осыпая серебря(н,нн)ый снег с печально поникших зелёных ветвей.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова надвигает(2)
(3) – морфологический разбор слова – разнося.
(4) – синтаксический разбор предложения. Тяжелые воды с глухим рокотом быстро катятся в мглистую даль.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)лепый поступок; (не)высокое дерево; поступить (не)по-товарищески
2) почуять (не)доброе; (не)когда разговаривать; (не)весёлый, а грустный человек
3) (не)глубокая, но бурная речка; (не)часто встречается; далеко (не)лёгкое дело
4) цветы (не)срезаны; (не)зная причины; (не)ослабевающая, а крепнущая дружба
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) игрушки слома(н,нн)ы, замасле(н,нн)ый фартук, воспита(н,нн)ый юноша
2) копчё(н,нн)ая рыба, слома(н,нн)ый бурей дуб, соколи(н,нн)ая охота
3) масля(н,нн)ые краски, мука просея(н,нн)а, бессо(н,нн)ая ночь
4) убра(н,нн)ый урожай, изделия драгоце(н,нн)ы, скруче(н,нн)ая нить
5. Поставьте знак ударения в следующих словах: поняла, цемент, баловать, взята, директора, бухгалтеров, гражданство, жалюзи, возрастов, мощностей, звала, некролог, обеспечение, рефлексия, ветеринария, упрочение.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Выпечка хлеба происходит на стенках внутри печки благодаря их высокой температуре и равномерной теплоотдаче.
2) Образуясь в условиях окисления медных руд, малахит выделяется в форме лучистых образований.
3) Жители города нуждаются не только в новых школах и больницах, а также в театрах.
4) По окончанию выставки на главной сцене состоялась торжественная церемония.
7. Исправьте грамматические ошибки, запишите верный вариант.
1)Я одел куртку и пошел гулять.
2) В магазине продавалась хорошая шампунь.
3) Плотник сделал стол из дуба с тремя ножками.
4) Мы гуляли с собакой на улице и наступает снег. Наступает зима, птицы улетели в теплые края.
ВПР. Вариант4.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 1 Текст 1 До ш..сти лет мир нашего де(тс/ц)тва заключался по пр..имуществу в стенах дома, зимой мы с..дели в комн..тах поч..ти безвых..дно, летом играли в сад..ке, а на улицу мы были отпуще(н,нн)ы п..гулять под строгим надзором няни. Улич..ная д..твора пров..дивш..я всё время под открыт..м небом сопр..вождала нас зам..чаниями. (4) Потом нам отд..(н,нн)ы(2) были двор сад и огород, что (в)месте сост..вляло больш..е пространство, прич..м каждое время года пр..носило свои де(тс/ц)кие уд..вольствия. С ра(н,нн)ей весны нач..налась р..бота: шли пр..готовления парн..ков и ог..рода. Ра(з/с)пускались бл..гоухая(3) ч..рёмуха см..родина в нашем сад..ке. Были и свои любимц.. например пион пр..несё(н,нн)ый с гор. (По)уральски пион называет..ся «мар..иным корнем». Я особе(н,нн)о любил этот цв..ток к..завшийся каким(то) т..инстве(н,нн)ым гостем. Я (не)мог себе представить, что(бы) в лесу р..сли такие пышные цветы.
2. 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный разбор слова
(3) – морфологический разбор слова. (4) – синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) говорит (не)глупо, (не)верное решение, вовсе (не)интересно
2) никем (не)прочитанные, давно (не)штукатурены, (не)золотые часы
3) (не)зная горя, (не)сколько яблок, вовсе (не)жарко
4) (не)скучный рассказ, (не)зависимый человек, (не)брежно отмахнуться
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) шапка нахлобуче(н,нн)а, раздвое(н,нн)ые копыта телят, газифицирова(н,нн)ое село
2) вяза(н,нн)ый шарф, неосвещё(н,нн)ые улицы, комари(н,нн)ый писк
3) льня(н,нн)ое полотенце, стёкла окраше(н,нн)ы, ды(н,нн)ый аромат
4) построе(н,нн)ый павильон, здания величестве(н,нн)ы, выреза(н,нн)ые фигурки
5. Поставьте знак ударения в следующих словах: досуг, краны, весела, пломбировать, положила, правы, взяты, созданы, завидно, оптовый, исчерпать, ходатайство, столяр, принудить, углубить, агрономия, клала, квартал.
6.Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Прочитав статью, я задумался о будущем.
2) Настроение улучшилось благодаря появления солнца.
3) Подростки не всегда прислушиваются и следуют советам.
4) На собрание пригласили не только родителей, но и детей.
7. Исправьте грамматические ошибки. Запишите правильный вариант ответа. 1) У нее был раздумчивый взгляд. Удивляюсь его силой.
2) Я прошу без комментарий. Хотите надсмехаться, не позволю!
3) Покатавшись на катке, болят ноги. Не хватает время. Многие чуда техники.
4) Я пришла с шестистами рублями за хлебом.
5) Ихний пафос меня удивляет. Они ездиют, пиша о жизни животных. Ты будешь говорить, что ейные дети плохи
6) Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися танцами. Страна любила и гордилась поэтом.
Грамматические ошибки
1.Нарушение управления |
Нужно сделать природу более красивую. Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательств |
2.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали(о) против такого решения |
3.Нарушение способа выражения сказуемого |
Он написал книгу, которая эпопея. Которая является эпопеей. Они были веселы, рады и счастливые. |
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему его люблю. (И причинах моей любви к нему) |
5.Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство. Когда читаешь текст, |
6.Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.( Покрыта снегом, проваливающимся под ногами) У девочек был устремленный взгляд в море. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. |
7.Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться, подскользнулся, будующий, следущий, поддорожник,завпечатлеть |
8. Ошибочное образование формы существительного |
Не хватает время, чуда техники, докторы, инженера, свежие торта, |
9.Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше, более скромнее, более ярче(яркий) самый красивейший( красивый) |
10.Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, йейные дети,еная кофта,обои девочки |
11. Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, ходют, пиша о жизни, хочут, ложут книгу, человек метается, сохнул, говорив, накормящий, ехай |
12. Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися танцами ( увлекающихся), нравящегося мне, описал виды спорта, |
13. Ошибка в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала в детстве. Эта книга, которую я |
14. Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. (что он не согласен с мнением рецензент |
15. Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно |
16. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. (Замрет застучит будущее время) Раскольников придумал и восхищается своим героем. |
17. Нарушение управления |
За молодежью принадлежит будущее. Молодежи… Многие удивлялись простотой и естественностью чеховских пьес. Благодаря разумного графика, студенты успешно сдали сессию. Заведующая кафедры, |
18.Ошибочное образование числительных |
Мы подготовили около пятиста специалистов, восьмиста, с шестистами рублями. |
19. Ошибка в построении предложений с приложениями |
Статью «Луч света в темном царстве» Добролюбов посвятил анализу пьесы «Грозы». В картине «Спящем поступке» Венецианову удалось передать всю прелесть природы |
20. Нарушение порядка слов в предложении |
Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову. Кирибеевич … |
21. Употребление лишних слов (плеоназмы) |
Наступил утренний рассвет. |
22. Ошибки, вызванные смешением в употреблении слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу(паронимов) |
Панночка безропотно переносила все тяжести жизни(тяготы). Я купил абонент в бассейн. |
Морфологические |
Пять килограмм, мое день рожденье, мое фамилия, помидор, чулков, носок, |