В этом уроке вы узнаете, как находить грамматическую основу предложения, чтобы выполнять тестовое задание номер 2. Чтобы выполнить задание номер 2 сначала нужно найти грамматическую основу в каждом предложении.
Теория для выполнения задания
1. Что такое грамматическая основа предложения?
Давайте подробно разберем что же такое грамматическая основа предложения. Итак, основа — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее — это главный член предложения который отвечает на вопросы именительного падежа. То есть на вопросы: кто? или что? Подлежащее обозначает предмет речи. Для тех, кто не знает, что такое предмет речи — это то, о чем идет речь в предложении.
2. Подлежащее.
Допустим, в предложении идет речь о книге. Например: Книга была толстая. Значит предметом речи будет книга, если речь идет о животном, например: в стаде корова выделялась своим цветом, то предметом речи будет само животное. В нашем случае предмет речи – корова.
Многие учащиеся почему-то уверены, что подлежащие это обязательно существительное, но это не так, подлежащее может быть выражено практически любой частью речи.
Давайте приведем соответствующие примеры. Итак первое предложение: “Начинается день”. На вопрос кто? что? отвечает существительное “день”, следовательно оно и будет подлежащим. Далее: “Я хожу по полю”. В этом предложении подлежащим будет уже местоимение, а именно местоимение “Я”, так как оно отвечает на вопрос: кто? что ?, то есть хожу по полю кто? — Я.
Следующее предложение: “Пленный что-то говорил” . Что-то говорил кто? – Пленный. Пленный — это прилагательное. Но так как оно отвечает на вопрос: кто? , то оно также будет выступать в роли подлежащего.
Надеюсь, убедились, что в роли подлежащего может выступать все что угодно главное, на что вы должны обращать внимание это — вопрос то есть, если слово отвечает на вопросы именительного падежа — кто перед вами. Подлежащие ни на какие другие вопросы, никаких других падежей никогда отвечать не будут. Также хочу, сказать что одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершают школьники пытаясь найти подлежащее — это неправильное определение падежа. Именительный падеж очень часто путают с винительным, так как в составе этих падежей есть одинаковый вопрос “что?”.
Путаница между подлежащими может возникнуть только тогда, когда предполагаемое подлежащее — неодушевленный предмет, поэтому при нахождении подлежащего я всем рекомендую делать нехитрую проверку. Итак, если предполагаемое подлежащее в предложении — неодушевленный предмет и у вас получилось задать к нему вопрос что? — замените этот неодушевленный предмет одушевленным, например словом человек, если вставленное слово будет отвечать на вопрос кого, то перед вами винительный падеж и проверяемое слово не будет подлежащим, оно будет дополнением. Если же, при проверке вставленное одушевленное слово будет включать на вопрос кто, то перед вами именительный падеж, следовательно, проверяемое слово действительно подлежащее.
Приведем пример: «Прочти мне какие-нибудь стихи. Прочти мне что? – стихи. Вопрос «что» подходит. Теперь давайте выполним проверку на винительный падеж. Заменим слово стихи — словом человек. «Прочти мне какого-нибудь человека», то есть прочти мне кого? – человека. Так как вопрос у нас не “кто”? а – “кого-то”, перед нами винительный падеж. Значит, слово стихи будет дополнением.
3. Сказуемое.
Давайте теперь подробно разберем что же такое сказуемое. Рассмотрим составные сказуемые или проще говоря сказуемые, состоящие сразу из нескольких слов.
Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.
Существуют составные глагольные и составные именные сказуемые. Начнем с основного глагольного. Оно включает в себя два или три глагола. Причем 2 или 2-3 глаголы обязательно должны быть в начальной форме. Приведем примеры:
«Мальчик стал рассказывать о случившемся». Мальчик что сделал? Он стал рассказывать. Оба глагола выражают действие мальчика. Значит они оба будут одним сказуемым. Еще пример: «Не могли бы вы помочь нам?». Тут то же самое. Действие обозначают сразу два глагола: Могли и помочь, значит они оба будут сказуемым. Последний пример: «Я хотел пойти погулять». В данном случае действие подлежащего выражают сразу три глагола: хотел пойти и погулять. Значит все они также будут одним сказуемым.
Практика
Итак, давайте рассмотрим пример решения задания №2 ОГЭ по русскому языку. Задание взято из демоверсии ОГЭ 2021.
В задании №2 от нас требуется выполнить синтаксический анализ. Нужно найти грамматическую основу, то есть главные члены предложения. Предлагаю Вам такой алгоритм действий. Для начала в каждом предложении из приведённого текста находим грамматическую основу, то есть подлежащее и сказуемое. Для этого можете переписать данные предложения себе в черновик и подчеркнуть подлежащее одной горизонтальной линией, и сказуемое двумя горизонтальными линиями. Итак, давайте приступим. Проверяем первое предложение:
Способ №1. Находим грамматическую основу от подлежащего.
О чём говорится в предложении? Об уникальности. Уникальность — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Уникальность что делает? Заключается. «Заключается» — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О ком еще говорится в предложении? О нас. «Мы» — это подлежащее, выраженное местоимением в именительном падеже. Мы что делаем — живём. Живём — это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении в настоящем времени. О чём еще говорится в предложении? О появлении. Появление — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Появление что сделало? Стало вершиной. Это составное именное сказуемое, выраженное глаголом в связке с «стало» и именной частью, выраженной существительным «вершиной».
Теперь давайте рассмотрим 2-е предложение, применив для этого другой способ нахождения грамматической основы.
Способ №2. Находим грамматическую основу от сказуемого.
Для этого задаём вопросы:
- Какое действие совершается в предложении?
- Какое состояние описывается?
- Кто/что совершает это действие?
- Кто испытывает это состояние?
Какое состояние описывается в предложении? Не решена. Это составное именное сказуемое , которое выражено нулевым глаголом связкой и именной частью, выраженной кратким причастием. Что испытывает это состояние? Проблема. Это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Такими же способами находим грамматические основы в других предложениях.
Сравниваем найденные грамматические основы с предложенными вариантами ответов. Совпадают варианты грамматических основ в 4-ом и 5-ом предложениях.
Правильный ответ: 45
Готовимся к ОГЭ
Русский язык. Задание 2. Грамматическая основа. Теория .
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИМАНАЛИЕВА И.В.
Повтори теоретический материал по теме «Грамматическая основа предложения».
Чтобы посмотреть пример предложения, нажми левой кнопкой мыши на теоретический материал, справа появится пример предложения.
Удачи!
Вспоминаем
Выделяй грамматическую основу в простом предложении и частях сложного. Грамматическая основа включает в себя главные члены в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.
Двусоставные — это предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое.
Односоставные — это предложения, имеющие только один главный член: подлежащее или сказуемое.
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения). Подлежащее – то, о чем говорится в предложении. Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.
Подлежащее
- Подлежащее должно стоять в И.п.
- Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.
- В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.
- Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.
Подлежащее = словосочетание 1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем) Пример: Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч) !!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)
2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей) Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее. Примеры: Пять тетрадей лежало на столе. Двое ребят шли по дороге. Часть группы осталась в стороне. Много ребят пришло в аудиторию .
3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого) Примеры: Двое из нас пришли. Трое из ребят остались. 4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) Пример: Наступило начало сентября . 5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора. Примеры: Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок) На небе расстилался млечный путь . 6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя Пример: Что-то неприятное было в его облике.
Сказуемое
Сказуемое бывает: 1. Простое глагольное сказуемое (ПГС) 2. Составное -именное сказуемое (СИС) -глагольное сказуемое (СГС)
1 . ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами. 1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем). Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. ( Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.) 2. Инфинитивом (начальной формой глагола). Курить – здоровью вредить. 3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг). Она прыг да скок. 4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился. 5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.
2. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка) — СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив Способы выражения глагола-связки: 1) Глаголы со значением » начало «, » продолжение «, » конец действия «. Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать. 2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др). Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять. 3) Словами можно, нужно, надо и т.д Можно выйти? Нужно верить. Примечание: Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.
Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого: 1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц. Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель) Доктора запретили курить. 2. Инфинитив относится к глаголу движения. Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели) 3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому. Желание гулять посетило его только сейчас.
— СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил…) Способ выражения глагола-связки: 1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.) 2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался) Примечание: 1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать: Он врач. (составное именное) 2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать». !!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал) Быть = связка, Он был умным. Быть=существовать. Он был здесь.
Задание 2. Теория.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).Подлежащее – то, о чем говорится в предложении. Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении.
Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.
Подлежащее
- Подлежащее должно стоять в И.п.
- Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.
- В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.
- Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.
Подлежащее = словосочетание
1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)
Пример:Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)
!!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат) 2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)
Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.
Примеры:
Пять тетрадей лежало на столе.
Двое ребят шли по дороге.
Часть группы осталась в стороне.
Много ребят пришло в аудиторию.
3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)
Примеры:Двое из нас пришли. Трое из ребят остались. 4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы) Пример: Наступило начало сентября. 5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.
Примеры:Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)
На небе расстилался млечный путь.
6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя
Пример:Что-то неприятное было в его облике.
Сказуемое
Сказуемое бывает:
1. Простое глагольное сказуемое (ПГС)
2. Составное
-именное сказуемое (СИС)
-глагольное сказуемое (СГС) 1. ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.
1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).
Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)
2. Инфинитивом (начальной формой глагола). Курить – здоровью вредить.
3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг). Она прыг да скок.
4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).
Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.
5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)
Частицы : либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.
2. СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)
— СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив
Способы выражения глагола-связки:
1) Глаголы со значением «начало«, «продолжение«, «конец действия«.
Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.
2)
Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).
Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.
3) Словами
можно, нужно, надо и т.д Можно выйти? Нужно верить. Примечание: Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.
Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:
1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.
Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)
Доктора запретили курить.
2. Инфинитив относится к глаголу движения.
Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)
3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.
Желание гулять посетило его только сейчас. — СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил…)
Способ выражения глагола-связки:
1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)
2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)
Примечание:
1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:
Он врач. (составное именное)
2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».
!!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)
Быть = связка, Он был умным.
Быть=существовать. Он был здесь.
Второстепенные члены предложения
К второстепенным членам предложения относятся:
Определения (отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак)
Дополнения (отвечают на вопросы косвенных падежей — всех падежей, кроме И.П. )
Обстоятельства (отвечают на вопросы: где, куда, откуда, как, почему, когда, с какой целью и т.д.)
Второстепенные члены предложения могут быть:
- обособленными*/неособленными
- распространенными**/нераспространенными
*Обособленный– значит выделенный запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце или в начале предложения)
**Распространенный — имеющий зависимые слова.
Обособленным может быть любой второстепенный член предложения.
Обособленное определение (часто так называют причастный оборот, но не только его.)
Обособленным определением может быть и одиночное прилагательное. Обособленное обстоятельство (так часто называют деепричастный оборот, однако может выражено и другими частями речи)
Двусоставные и односоставные предложения
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее, и сказуемое. Односоставные предложения – это такие предложения, в которых есть только подлежащее или только сказуемое. Односоставные предложения делятся на:
1.
Определенно-личные (в таких предложениях нет подлежащего, но вместо него можно подставить Я,МЫ,ТЫ,ВЫ) Хожу по городу, ничего не замечаю.
2.
Неопределенно-личные (нет подлежащего, но вместо него можно подставить ОНИ)
Ходят тут, смотрят.
3.
Обобщенно-личные (нет подлежащего.Как правило, это пословицы и поговорки)
Цыплят по осени считают.
4.
Безличные предложения в них нет подлежащего, нельзя ничего подставить, действие совершается непонятно кем)
- явления природы. Вечереет. Смеркается.
- состояние человека. Мне грустно. Мне тошно.
- отсутствие чего-либо. НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ, не осталось, не хватило На небе нет ни облачка. У него не было сил сражаться.
- инфинитив. Нужно много заниматься. Всем молчать. Быть грозе.
- краткое страдательное причастие . Об этом много сказано.
5. Назывные предложения (в них отсутствует сказуемое). Ночь. Улица. Фонарь.
Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.
[Ночь], и [всем стало так спокойно].
Полные и неполные предложения
Неполные предложения – это такие предложения, в которых может быть пропущен любой член предложения. Его, как правило, можно восстановить из контекста.
Отличие между неполными и односоставными заключается в том, что односоставные не требуют восстановления.
Я люблю яблоки. Он — апельсины. (неполное)
Простое осложненное предложение
Простое предложение — предложение с 1 грамматической основой.Осложненное простое предложение — это предложение, в составе которого есть:
• однородные члены предложения.
• обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.
• вводные конструкции
• вставные конструкции
• слова-обращения
• уточнение
• сравнительный оборот Сложное предложение
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.
Сложне предложения делятся на:
Сложносочиненные предложения (ССП)
Сложноподчиненные предложения (СПП)
Сложные бессоюзные предложения (БСП)
ССП (сложносочиненное предложение) — это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку. |
СПП (сложноподчиненное предложение) — это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части). Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение. […], (что…) Подчинительные союзы:
|
СПП с несколькими придаточными 1. Однородное подчинение придаточных (от одного слова в главной части задается одинаковый вопрос к придаточным) [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце) и ЧТО? (поют птицы). [Я заметил], ЧТО? (что на улице светит солнце), ЧТО? (поют птицы). 2. Последовательное подчинение придаточных. [Я увидел дом], КАКОЙ? ◊(который стоял на месте), (КАКОМ?) ◊(где раньше росли черемухи_. 3. Параллельное подчинение придаточных (неоднородное) (Когда я был маленьким)КОГДА?,[ я верил], ВО ЧТО? (что дед Мороз существует). |
БСП (бессоюзное сложное предложение) — это такое сложное предложение, между частями которого нет союзов, предложения связаны по смыслу.
|
Способы передачи чужой речи
1. При помощи прямой речи
2. При помощи косвенной речи
Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.
Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.
Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.
В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)
Прямая речь может иметь форму
диалога.
Диалог оформляется двумя способами:
Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире
— Ты придешь?
— Не знаю.
Реплики следуют в строку:
«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.
1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:
Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):
Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное … это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Цитата может быть приведена не с начала предложения:
Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности».
«…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор: (подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).
4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:
«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».
Цитата как продолжение предложения
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:
Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть. Есенин
Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.
1. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым Между подлежащим и сказуемым, как правило не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения или вводное слово, обращение и др.
Не ставится: если есть связки, частица НЕ. |
Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире) Запятая ставится:
Двоеточие ставится: |
Знаки препинания при обособленных определениях Определение обособляется,
Я взял книгу, лежавшую на полке, и отнес ее сестре.
Цветок, благоухающий и красивый, рос под окном.
Сытый, он отправился гулять. Он, сытый, отправился гулять.
Дуб рос в лесу, величественный и прекрасный. |
Знаки препинания при приложении: Запятыми выделяется
Мне, человеку одаренному, сложно жить в этом мире.
Звезды, живые цветы неба, горели над нами.
Собака, по кличке Фунтик, лежала на коврике.
Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук.
Мне не очень нравится эти цветы – ромашки. |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах Обстоятельство обособляется:
Он шел, думая о жизни, по улицам Москвы. Поев, он пошел гулять. Обстоятельство не обособляется:
Он читал лежа.
Работал спустя рукава |
Знаки препинания при сравнительных оборотах:
К концу охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься большими стаями. Косте было легче, нежели остальным.
Честолюбие есть не что иное, как жажда власти.Не ставится запятая:
Он пошел с нами в лес как проводник.
Она словно ожила.
Мне пришлось превратиться в рака не более как на час.
Бледный как смерть. Сидеть как на иголках. |
Другие случаи постановки тире в простом предложении:
Поезд Москва – Петербург. Мы изучаем литературу XVIII – XIX веков.
Я живу в Петербурге. Мой друг – в Казани. |
Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член предложения, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:Его сообразительность, вернее быстрота реакции, поразила меня (подлежащее).
От его мастерства зависит многое, в том числе и решение главного вопроса. |
2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
Запятая в сложносочинённом предложении ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.
Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.
На улице ярко светит солнце и поют птицы.
Кто вы такие и что вам здесь нужно? |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении СПП — это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)
Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)
Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)
Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)
Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)
Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами) |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.
Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.
Печален я: со мною друга нет.
Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.
Я смотрел все напряженнее — их все не было.
Вышли на обрыв — подуло свежим ветром.
Он подал знак рукою — все притихли. |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения. Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):
Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.Запятая НЕ ставится (между союзами)
Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём… |
3. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Знаки препинания при обращениях Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.
Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?
Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.
Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов).
Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу! |
Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.Вводные слова выражают:
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:
Он, я думаю, неплохой человек.
Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть. |
4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ
Слова автора предшествуют прямой речи |
Белинский писал: «….».
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
Береги честь смолоду. |
Теория задание 4 ОГЭ по русскому языку.
Синтаксический анализ словосочетания: заменить словосочетание синонимичным.
Формулировка заданияЗамените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: жизненная цель
Алгоритм выполнения
- В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
- Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.)
- Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
- Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управление в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
- Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)
Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью.
В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.
Виды связи в словосочетании
Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. Изменение формы главного слова ведет к изменению формы зависимого. При согласовании зависимое слово может быть выражено: прилагательным, причастием, местоимением (указательным, определительным, притяжательным, кромеЕГО, ЕЕ, ИХ),числительным (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН) |
Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым при помощи косвенного падежа с предлогом и без. Другими словами, управление бывает предложным и беспредложным. Зависимое слово может быть выражено существительным, местоимением или их эквивалентами. |
Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово (слово, которое не имеет форм словоизменения). В качестве зависимого слова в примыкании выступает: наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная степень прилагательных и наречий, местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ, неизменяемые прилагательные, несогласованные приложения, выраженные существительными. |
Не являются словосочетаниями: грамматическая основа, однородные члены предложения, фразеологизмы, составная сравнительная и превосходная степень прилагательных и наречий, повелительной наклонение глагола, сложная форма будущего времени и существительные с предлогами.Примеры: Он читает. Яблоки и груши. Бить баклуши. Более красивый. Самый умный. Пусть поет.Буду петь. В течение недели. (не являются словосочетаниями) |
Теория задания 5. ОГЭ 2020.
Все правила правила орфографии можно условно разделить на 2 группы:
Написание зависит от части речи слова, которое необходимо написать правильно.
Написание зависит от части слова, в которой находится орфограмма.
Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ
- Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
- Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
- Внимательно читаем правило, данное после слова.
- Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова.
- Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.
- Внимательно читайте формулировку задания и объяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.
Правила, которые необходимо знать для решения задания 5 ОГЭ по русскому языку.
1. Гласные после шипящих и Ц
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
- После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в разных морфемах, как правило, пишутся буквыИ, А, У.
Исключения: например, брошюра, жюльен, парашют, жюри и т.д.
- После Ц, как правило пишутсяА, О (под ударением), Е/И (без ударения), У.
Исключения: скерцо и т.д. некоторые заимствованные имена собственные :Цюрих, Друцэ, Цявловский и др.
- Написание Ы/И после Ц зависит от морфемы: в корнях пишется И, а в суффиксах и окончаниях Ы, кроме слов, оканчивающихся на -ЦИЯ, -ЦИОННЫЙ.
Исключения:цыпленок, цыкнул, цыц, на цыпочках, цыган (Ы в корне) и некоторые имена собственные; слова на -ЦИЯ, ЦИОННЫЙ: нация, революция и т.д.
2. Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
НаписаниеО/Ё после шипящих зависит от морфемы (от того, где находится О/Ё) и от части речи.
Примеры: чёрный – чернеть, но слово «шорох» – нельзя проверить. |
Примеры: врачом, алычовый, но дирижёр. |
Примеры: бережёшь, включённый, тушёнка – от глагола тушить. |
3. Употребление мягкого и твердого знаков
Ь знак употребляется для обозначения мягкости, Ъ — для обозначения твердости.
Также и Ь, и Ъ бывают разделительными.
Мягкий знак пишется:
Примеры: конь, ночь, бережешь, отрежь, вскачь, воробьи, подьячий, вьюга. |
Твердый знак пишется:
Примеры: подъезд, съемка, адъютант, субъект, двухъярусный. |
4. Правописание корней Правописание гласных в корнях можно разделить на три правила: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне
Проверяемая гласная в корне В части слов гласная в корне проверяется путем подбора однокоренного слова, в котором эта гласная находится под ударением. |
Непроверяемая гласная в корне Правописание непроверяемых гласных в корне проверяется по орфографическому словарю. |
— Чередующиеся гласные в корне
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕ А//О:
МАК – в значении «погружать в жидкость», МОК – «пропускать жидкость». |
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Е//И:
|
5. Правописание приставок
— Правописание неизменяемых приставок Неизменяемые приставки «под, над, об, с, от, пере, про, пра, за, о, у, до, по, на, в, вы, пред, поза и др.» пишутся всегда одинаково в любых словах. |
— Правописание приставок на ..З и ..С
Примеры: Бездарный, беспечный.
|
— Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
Написание приставок ПРЕ/ПРИ зависит от значения.
|
ПРИ пишется в значении:
|
Слова с ПРЕ/ПРИ, которые надо запомнить: приоритет, преамбула, президент, премьера, прерогатива, претендент и много других слов. |
6. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Правописание суффиксов зависит от части речи слова.У существительных и прилагательных есть суффиксы , которые пишутся всегда одинаково. Например, тор, ник, тель, чик, щик, изн, еств, чив, лив и др. Есть суффиксы, написание которых подчиняется правилам
— Правописание суффиксов существительных ЕК/ИК (ЕК пишется в существительных, если при изменении по падежам Е выпадает: горшочек- горшочка, ИК – если при изменении по падежам гласная сохраняется: ключик – ключика)Сочетание ИНК/ЕНК (ИНК пишется в существительных, образованных от сущ. на -ИНА: горошинка – горошина, ЕНК- в существительных, образованных от сущ., заканчивающихся на -НА, -НЯ (башенка – башня)ЕЦ/ИЦ (ЕЦ пишется в сущ. мужского рода и в существительных среднего рода с ударением на гласную после суффикса: боец, пальтецО. ИЦ пишется в существительных ж.р. и в сущ. ср.р с ударением на гласную перед суффиксом: гусеница, платьице) |
— Правописание суффиксов прилагательных ИВ/ЕВ: ИВ пишется под ударением, без ударения – ЕВ (красИвый, форелевый) |
— Правописание суффиксов глаголов: ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА: |
— Правописание суффиксов наречий: СуффиксА пишется, если в наречии приставка ИЗ/ДО/С (издавна) |
— Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
-Н/НН в прилагательных (от имени существительного) |
|
НН пишется:
В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н (сон-сонный) |
Н пишется:
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, безветренный. |
-Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательныхВ причастиях и прилагательных, образованных от глаголов |
|
НН пишется: |
Н пишется: |
Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, долгожданный, недреманный, окаянный, желанный, жеманный, священный, медленный. |
Н/НН в кратких прилагательных/причастиях
- В кратких причастиях пишется всегда Н, а в кратких прилагательных столько Н, сколько в полном (задача решена, погода безветренна)
7. Правописание падежных и родовых окончаний Написание окончаний существительных зависит от склонения (1,2,3)
Написание окончаний прилагательных зависит от ударения/вопросительного слова/ а также от существительного, к которому относится прилагательное.
8. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание личных окончаний глаголов Правописание личных окончаний глаголов зависит от спряжения глагола
Исключения: |
Правописание суффиксов причастий
Если причастие образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы: УЩ, ЮЩ, ОМ, ЕМ.
В страдательных причастиях прошедшего времени |
Слитное и раздельно правописание НЕ с частями речи |
Правописание частицы НЕ зависит от части речи слова.
|
Правописание НЕ и НИ |
Следует различать: |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи Следует различать предлоги, союзы и частицы. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж, соединяют слова в предложении. Союзы не меняют соседние слова и соединяют однородные члены или предложения в составе сложного. Частицы добавляют оттенок смысла слову или создают форму повелительного, условного наклонения, будущего времени глаголов. |
Примеры: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.
!!!Частицы можно убрать, без изменения смысла, но если это части союзов и др. частей речи, то убрать их не получится.
Как проверить: попытайтесь вставить слово.
СЛИТНО, если существительное начинается на согласную (полпомидора).
|
Правописание словарныхслов Такие слова следует запомнить.
Теория для задания 7 ОГЭ по русскому языку. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Алгоритм выполнения задания 7 ОГЭ
1) Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.
2) Для выполнения задания 3 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
3) Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:
Метафора – скрытое сравнение, потому не содержит ни союзов, ни лексических средств выражения сравнения.
Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.
Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.
4. Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:
А) фразеологизм часто можно заменить одним словом.
Вешать лапшу на уши = обманывать.
Б) фразеологизм — это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.
Например, фразеологизм «бить баклуши» = лениться, но по отдельности слово «бить» — значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.
В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.
Г) к фразеологизмам не относятся предложно-падежные сочетания вроде «под мышкой», «с кондачка»
5. Отличайте эпитет от обычного прилагательного, причастия.
Стальной утюг: «стальной» – обычное определение, которое обозначает материал, из которого изготовлен утюг. «Стальной» взгляд: «стальной» – (эпитет) яркое, образное определение, которое употребляется в переносном смысле.
6. В зависимости от искомого средства выразительности можно подобрать стратегию анализа предложений.
- Например, вам необходимо найти эпитет. Вы знаете, что эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении.
- Если нужно найти метафору или фразеологизм, то анализируйте словосочетания в предложении.
- Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, ищите слова «похож, подобен» или существительное в форме Т.п. и др.
Средства выразительности: теория
- МЕТАФОРА — скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства. «…Да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову» (Стародум в комедии «Недоросль», д. 3, Форнивизин ).
«Куда ланит девались розы.
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей»
(«О, как убийственно мы любим…», Тютчев).
«…За Кремлем горит заря туманная…» («Песня про… купца Калашникова», Лермонтов).
«…Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).
«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).
«Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий» («Матренин двор», Солженицын).
«..Дыша духами и туманами.
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка…» («Незнакомка», Блок).
- РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА — ряд взаимосвязанных метафор, в котором предыдущая метафора вызывает следующую.
Фет. «Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную. Учуять ветр с цветущих берегов…»
Гончаров. «…Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу» («
Обломов», ч. 4, глава 9).
Чехов. «Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад», д. 3).
Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины… Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!» («Герой нашего времени», предисловие).
- «СУХАЯ» МЕТАФОРА – оборот, который изначально был метафорой, но утратил свою образность.Примеры: ножки стола, нос корабля, хвостик петрушки, часы идут, мысли разбегаются, спор разгорелся
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.
«Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет»
Б. Пастернак «Про эти стихи»«Из рая детского житья
привет прощальный шлете,
Вы мне
Неизменившиедрузья
В потертом, красном переплете»
М. Цветаева «Книги в красном переплете»«Несчастью
верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье…»
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
- ЭПИТЕТ – яркое, образное определение, которое несет особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Тютчев. «…И льется чистая лазурь На отдыхающее поле…» («Есть в осени первоначальной…»).
Есенин. Волки грозные с тощих полей» («Русь»).
«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен» (психологический портрет Печорина в романе «Герой нашего времени», глава «Максим Максимыч»).
«…И первый бешеный скачок
Мне страшнойсмертию грозил.
М. Лермонтов «Мцыри»
Лермонтов. «И снился мне сияющийогнями вечерний пир в родимой стороне.
«И долго еще определено мне чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» («Мертвые души», глава 7).
По низменному берегу, На Волге, травы рослые, Веселая косьба» («Кому на Руси жить хорошо», ч. 2, «Последыш», глава 1).
- ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.
Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»).
«Индейкам и курам не было числа….» («Мертвые души», глава 3).
Некрасов. «Пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба…» («ОМуза! я у двери гроба…»).
Островский. «Я с ума сойду от радости…» (Борис в драме «Гроза», д. 3, сцена 2).
Гончаров. «…Барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой так и ждешь, что вылетят две-три птицы» («Обломов», ч. 1, глава 2
Есенин. «Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз…» («Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»).
«Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий» («Облако в штанах»).
Грибоедов. «А в те поры все важны! В сорок пуд…» (Фамусов в комедии «Горе от ума», д. 2). Пуд — старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Фамусов употребляет гиперболу: конечно, вельможи, даже и в Екатерининскую эпоху, не могли весить 650 кг.
- ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.
Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть…» («Дикий помещик»),
Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот… Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку» (о князе Андрее Болконском в романе-эпопее «Война и мир», т. 3. ч. 2, глава 5).
«…Ни звука русского, ни русского лица Не встретил…» (Чацкий о французике из Бордо, д. 3).
- СРАВНЕНИЕ – сопоставление нескольких предметов или явлений по принципу сходства.Сравнение может быть выражено:
1) Сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т. д.
«…Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей» («Мцыри»).
Булгаков. «Белогрудый твердыми,
как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжат Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь» («Мастер и Маргарита», глава «Извлечение Мастера»).
Салтыков-Щедрин. «…Висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше
словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Гоголь. «Еще военный все-таки кажет из себя, а как наденет фрачишку — ну т
очно муха с подрезанными крыльями» (Городничий в комедии «Ревизор»)
2) Лексически: при помощи слов «похож, подобен, похожий, подобный, походит, напоминает, наподобие, вроде и др.»
Грибоедов. «Кричим — подумаешь, что сотни голосов’…» (Репетилов в комедии «Горе от ума», д. 4).
Пушкин. «Ныне злобно, Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне, Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно…» («Евгений Онегин», глава 6).
Горький. «Подвал, похожий на пещеру» (ремарка в начале пьесы «На дне»).
3) Существительным в творительном падеже:
«Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполамилежалина небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев» («Мертвые души», глава 6).
Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тешусь!). Где унижаться — мне едино» («Тоска по родине!Давно…»).
Шолохов. «Въехали хищниками, так в голубую зимнюю ночь появляются около жилья волки…» («Тихий Дон», кн. I, ч. 3, глава 5).4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия
Солженицын. «Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей» («Один день Ивана Денисовича»).
Лермонтов. «…И мы сплелись, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом…» («Мцыри»),
Жуковский. «…Мертвец (Лик мрачнее ночи)…» («Светлана»),
Пастернак. «…Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез» («Февраль. Достать чернил и плакать!..»).
- ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.
Гончаров. «Обломов был не в своей тарелке...» («Обломов», ч. 2, глава 11).
«Я чаю, небо с овчинку показалось…» (Пугачев — Гриневу в повести «Капитанская дочка», глава «Незваный гость»).
Маяковский. «Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб» («Облако в штанах»),
Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений» (слуга Петр в романе «Отцы и дети», глава 2).
«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку» (о значительном лице в повести «Шинель»).
Теория для задания 8 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ.
Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.
Формулировка задания: Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16).
Выпишите один из этих синонимов.
Лексическое значение слов
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.
В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.
Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на:
•
Однозначные (имеют одно значение)
• Многозначные (имеют несколько значений)
Значения многозначного слова связаны, они зависят друг от друга. Большинство слов в русском языке многозначны. Так, слово «идти» мы используем, когда говорим «иду пешком», «тебе идет этот костюм», «фильм идет два часа».
Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении.
Переносное значение – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.
От многозначных слов следует отличать
омонимы.
Омонимы — это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.
Примеры: брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка); больно (наречие от «больной») и больно (просторечная частица со значением «очень» и др.
Омонимы бывают полными (все грамматические формы слова совпадают) или частичными (совпадают только некоторые грамматические формы).
В отличие от многозначных слов при омонимии никаких смысловых связей между названными явлениями для носителя современного русского языка не существует.
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Примеры: инвестиции – вложения, избиратели – электорат, плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д.
Синонимы бывают:
Языковые (зафиксированы в словарях)
Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Антонимы бывают:
Языковые
Например: молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать
Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.
Например: И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский)
Фразеологизмы — устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом. Например, кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний и др. Примеры: не покладая рук, сбить с толку, повесить нос, вешать лапшу на уши, нести крест, не в своей тарелке,
Стилистическая окраска слова
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
- Нейтральная
- Книжная
- Разговорная
- Просторечная
Нейтральная лексика — это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.
Например: стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др. Книжные слова — это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе.
Например: Катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, гиперболизировать, воззрение, дисгармонировать, данный, дезориентировать, декларативный, буффонада, внедрение, возникновение, врожденный, выспренний, гегемония, иллюзия, иллюзорный, интуиция, искоренение, иссякнуть и др.
К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.
Например: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, живность и др.
К
просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи.
Например: дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др.
Лексика по сфере употребления
С точки зрения употребления лексика бывает:
- Общеупотребительная
- Ограниченная в употреблении
Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.
К словам с ограниченной сферой употребления относятся:
- Диалектизмы
- Жаргонизмы
- Профессионализмы
- Просторечная лексика
Диалектизмы – слова, известные только жителям определенной местности.
Примеры: бурак — свёкла, баской — красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка, сугибель – крутой поворотТермин — слово или сочетание слов, являющееся официально принятым, узаконенным наименованием какого-либо понятия науки, техники и т.д. Термины, как правило, однозначны, эмоционально и стилистически нейтральны.
Термины могут быть узкоспециальными и общеупотребительными.
Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной области, имеющих общую специальность (бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной)
К терминам и профессионализмам примыкают
профессиональные жаргонизмы — неофициальные обозначения понятий, используемые представителями той или иной профессии (соляная кислота — солянка, гауптвахта — губа, гражданская жизнь — гражданка, демобилизация — дембель, боцман — дракон, капитан — кэп и др.). Профессиональные жаргонизмы, как правило, экспрессивно окрашены.
Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.
Жаргон может возникать в любом достаточно устойчивом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и любителей спорта, жаргон любителей спиртного, жаргон уголовников, жаргон торговцев и т.п.
Происхождение слов
С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из:
- Исконно русской лексики
Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.
- Заимствованной лексики (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)
Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д.
Активный и пассивный запас лексики
Лексика активного запаса
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке.
Лексика пассивного запаса
К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.Неологизмы — новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Примеры: грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик и т.д
Пополнение словаря осуществляется за счет заимствований, появления новых значений у уже имеющихся в языке слов или по моделям русского словообразования.
После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом.
В зависимости от условий создания неологизмов их можно разделить на
общеязыковые (появившиеся вместе с новыми понятиями и явлениями) и индивидуально-авторские (введенные в употребление конкретным автором). Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. К устаревшей лексике относятся: Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений
Например: опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой
Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно только прибегнув к энциклопедическому описанию.
Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
Например: сей – этот, брадобрей – парикмахер, вседневно — всегда, чадо — ребенок, перст — палец, глаголить — говорить
Устаревшими, архаичными могут быть как однозначные слова, так и отдельные значения многозначного слова: красный (красивый), изрядно (отлично), натура (природа)
Грамматическая основа — это главные члены предложения (подлежащее и/или сказуемое).
Способы выражения подлежащего
- Одно слово: подлежащим может выступать любая часть речи.
Мельница работала, заглушая шум дождя (А. Чехов. Крыжовник).
Каждый представлял свои требования, и каждый при этом бранил других (Н. Добролюбов. Тёмное царство).
И танцующие пошли по паркету качающимся, лунатическим шагом, подбородок в подбородок, глаза в глаза (А. Малышкин. Люди из захолустья).
В каменном жить — это всё равно что острог (Н. Лесков. Загон).
Это ужасное «завтра» наступило (Е. Замятин. Сибирь). - Неделимое словосочетание
Структура
Пример
Фразеологизм Получался настоящий заколдованный круг, из которого трудно было вырваться (Д. Мамин-Сибиряк. Верный раб)
Термин По небу, усеянному звездами, широкой полосой протянулся Млечный Путь (В. Арсеньев. Дерсу́ Узала́) Слово с количественным
значением (+) сущ.
в родительном падеже
Мне тогда стукнуло двадцать пять лет.
Так прошло много времени.
Великолепная пара серых в яблоках рысаков ещё стояла у подъезда дома (Н. Гейнце)
Сочетания с неопределённым
значением (неопределённое
местоимение (+)
согласуемое слово)
И в отношении к матери было что-то новое: он иногда подметал пол в комнате, сам убирал по праздникам свою постель, вообще старался облегчить её труд (М. Горький. Мать) Конструкция с избирательным
значением (обязательно
наличие именной части речи
в родительном падеже
с предлогом из)
В свободное время один из них крошил листовой табак или пришивал к куртке отпоровшийся воротник (А. Грин. Бегущая по волнам)
Каждый из нас был искренно предан своему скромному, среднему делу (М. Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши)
Конструкции со значением
совместности (имя в именительном падеже (+) имя в творительном
падеже с предлогом с).
Сказуемое стоит в форме множественного числа
Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную (И. Тургенев. Отцы и дети).
Мы с тобой тогда всё на речке сидели и песни пели… под вербой (А. Чехов. Скрипка Ротшильда)
Слово начало/середина/конец (+) существительное
в родительном падеже
Конец осени и начало зимы — самая лучшая и добычливая стрельба тетеревов с подъезда и на чучелы (С. Аксаков. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии)
Сказуемое в двусоставном предложении может иметь разную структуру.
- Простое глагольное сказуемое (ПГС).
Около меня солдаты тихо и сдержанно разговаривали (В. Гаршин. Аясларское дело).
А завтра он будетждать там, в беседке (И. Гончаров. Обрыв).
Марк кратко выразил согласие и махнул рукой (Л. Тихомиров. В последние дни).
Откуда ни возьмись —
Волчица преогромная
И хвать овечку Марьину! (Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)
Жили-были господа,
Кушали телятину (М. Горький. Дело Артамоновых). - Составное сказуемое.
а) Составное глагольное сказуемое (СГС).
Я… начал рассказывать, (как мне тошно жить) (М. Горький. В людях).
— Пять дней, целых пять дней вы не хотите со мной говорить!(Ф. Достоевский. Село Степенчиково и его обитатели)
Иногда несколько человек не могли удержать его (Н. Гоголь. Портрет).б) Составное именное сказуемое (СИС).
А Петя Трофимов был учителем Гриши, [он может напомнить] (А. Чехов. Вишнёвый сад).
Она считалась хорошей прачкой, поэтому у неё всегда было много работы (А. Грин. Акварель).
Они расстались врагами.
- В роли связки в составном сказуемом глагол движения выступать не может.
Мы поехали отдыхать на море.
В предложении простое глагольное сказуемое поехали, а инфинитив отдыхать выполняет функцию обстоятельства: поехали (Куда?/Зачем?) отдыхать.
- Глаголы в составном сказуемом называют действия, которые выполняются одним и тем же лицом.
Мама попросила навестить бабушку.
Грамматическая основа мама попросила, а инфинитив навестить выполняет функцию дополнения, потому что это действие выполняется не подлежащим: мама попросила (о чём?) навестить.
ОГЭ Русский язык
Тема 1: Синтаксис и пунктуация
Урок 2: Количество грамматических основ
- Видео
- Тренажер
- Теория
Заметили ошибку?
Как определить количество грамматических основ
Умение определять грамматическую основу в предложении пригодится вам в двух отдельных заданиях тестовой части ОГЭ (8 и 11), а также этот навык — основа для любого задания на синтаксис и пунктуацию.
Грамматическая основа предложения — это структурная схема предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. Грамматическая основа — фундамент каждого предложения, без неё предложение не может существовать, ведь именно от главных членов предложения осуществляется связь с второстепенными.
Чтобы выделить основные приметы подлежащего, нужно проверить, видим ли мы его в предложении?
- Осень наступила так быстро. О чём говорится в предложении? Верно, об осени. Осень — подлежащее, именно она — деятель в предложении.
- Собака безукоризненно выполняла команды. В этом предложении действующее лицо — собака (подлежащее).
- Вдоль берега Чёрного моря идёт дорога. Дорога — подлежащее.
Подлежащее — это главный член предложения, который указывает на то, к чему или к кому относится информация, содержащаяся в сказуемом, и обычно отвечает на вопросы «кто? Что?». Обращаю ваше внимание на то, что подлежащее всегда стоит ТОЛЬКО в начальной форме (Именительном падеже, инфинитиве).
Сравним:
- Солнце взошло.
- Увидеть солнце.
В первом предложении подлежащее — солнце (Именительный падеж, что?, именно оно совершает действие). Во втором предложении задаём вопрос к слову солнце и видим, что вопрос полностью совпадает. Однако не стоит так радоваться, поскольку вопросы одинаковые, но во втором предложении слово “солнце” ни в коем случае не можем быть подлежащим. Чтобы в этом убедиться, давайте подставим существительное 1 склонения (например, лиса): Увидеть (кого?) лисУ (Винительный падеж, в предложении не будет подлежащим)
Подлежащее в предложении далеко не всегда является существительным, как в ранее разбираемых нами предложениях. Разберёмся на примерах:
- Стоит черёмуха под окном. — существительное
- Никто не спал. — местоимение
- Сытый кот зевнул. — прилагательное
- Окружающие молчали. — причастие
- Бьются двое в клубах пара. — числительное
- Жить — не тужить. — глагол
- “Но” — противительный союз. — служебные части речи (союз)
- Ей принадлежала пальма первенства. Мы с мамой переехали в этот город в прошлом году. — словосочетание
Нам очень важно помнить, что существуют подлежащие — невидимки:
- Маша, подойди ко мне! — В предложении слово “Маша” — обращение, а обращение — это не подлежащее!
- В саду стемнело. — В предложении нет подлежащего.
- Я узнал, кто сегодня придёт. — В главной части предложения грамматическая основа едва ли вызовет затруднения, а вот в придаточной части предложения — ловушка! Обычно таких слов встречается три и все они могут быть подлежащими: кто, который, что. Будьте предельно внимательны!
- Коля, Толя и Борис молчали. — В предложении сразу три однородных подлежащих.
Сказуемое — это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы: “что делает?” или “что это такое?”. Важно помнить, что сказуемое всегда согласуется с подлежащим в лице, роде и числе.
Сказуемые бывают разных типов. Давайте подробнее разберёмся, какими они могут быть
- Скинуло кафтан зелёный лето. В этом предложении речь идёт о “лето”. Задаём вопрос: лето что сделалало? — скинуло. Перед нами простое глагольное сказуемое, состоящее из одного единственного слова (глагола), которое согласуется с подлежащим.
- Волков бояться — в лес не ходить. Сказуемое не ходить выражено инфинитивом.
- В этот момент кошка хвать бабочку. Хвать — сказуемое (схватила), выражено оно глагольным междометием.
- Студенты приняли участие. В предложении сказуемое выражено фразеологихмом.
- Я собрался было в кино, но не пошёл. Глагол с частицей или союзом, которые вносят дополнительные оттенки значения (сюда же относится частица “не”) так же может быть сказуемым.
- Пойду позову отца. Сказуемое может состоять из двух глаголов в одинаковой форме, при этом они обозначают и само действие, и его цель.
Сказуемые, о которых мы успели поговорить, объединяет то, что все они являются простыми глагольными сказуемыми, употребляемыми с ними частицы лишь вносят оттенки смысла. А сейчас мы будем разбираться с более сложными и не такими очевидными конструкциями, составляющими сказуемое, а именно — поговорим о составных глагольных сказуемых. В составном глагольном сказуемом одна часть выражает смысловое значение сказуемого, а вторая выражает грамматическое: наклонение и время.
- Я могу (грамматическое значение) летать (смысловое значение).
Отличительные признаки составного глагольного сказуемого:
- Вспомогательная часть не может существовать без смысловой. Я начал танцевать.
- Действие, выраженное инфинитивом, относится к подлежащему. Я хочу петь. (оба действия выполняются подлежащим)
Составное именное сказуемое состоит из вспомогательного глагола (грамматическое значение) и именной части речи (смысловое значение). Это одно из самых ошибкоопасных мест, потому что все привыкли видеть в роли сказуемого глаголы и не замечают стоящие в сказуемом прилагательные, существительные и другие именные части речи.
Вспомогательным глаголом могут быть:
- глагол быть (в значении ‘являться’, а не ‘находиться’ или ‘иметься’): Он студент / был студентом.
- глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться.
- глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.
А теперь разберём несколько примеров и посмотрим, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого:
- Для тебя все люди — покупатели и продавцы. Пётр первый был гигантского роста. — в приведённых примерах именной частью выступают существительные в разных падежных формах.
- Оленёнок родился таким же пятнистым, как и его мама. Все звуки казались громче. — именной частью могут быть полные и краткие прилагательные и причастия, а также сравнительная степень прилагательного или наречия.
- Вся добыча — наша;- Местоимение как именная часть.
- Моя машина — вторая от ворот. — в данном примере — числительное
- Моя хата — с краю. — наречие.
Теперь, когда мы знаем о сказуемом и подлежащем всё, мы можем подвести итоги и выделить для себя напоминания для того, чтобы безошибочно определять грамматическую основу предложения на экзамене:
- Сказуемое может быть выражено фразеологизмом или описательным оборотом речи. Примеры: Он был притчей во языцех. Он имел вид смурной и рассеянный.
- Не забывайте включить в составное сказуемое все части!
- Увидел «быть, стать, являться» — ищи вторую часть сказуемого!
- Союз И не входит в состав сказуемого.
- Не потеряй частицу «НЕ»!
Заметили ошибку?
Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.