На чтение 10 мин Просмотров 13.5к. Опубликовано 13.12.2020 Обновлено 13.02.2023
Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.
Оглавление
- 1 Что такое предложение
- 1.1 В чем заключается разница между предложением и словосочетанием
- 2 Что такое грамматическая основа предложения
- 2.1 Как подчёркивается грамматическая основа
- 2.2 Примеры выражения подлежащего разными частями речи
- 2.3 Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного
- 2.4 Количество грамматических основ в предложении
- 3 Порядок определения грамматической основы
- 3.1 Определение основы в односоставных предложениях
- 3.2 Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
- 3.3 Сложные случаи в определении сказуемых
- 4 Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
- 4.1 Объясняем главные члены предложения
- 4.2 Объясняем второстепенные члены предложения
- 4.3 Алгоритм синтаксического разбора
- 5 Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях
Что такое предложение
Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.
Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.
Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.
В чем заключается разница между предложением и словосочетанием
Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.
Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.
Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.
Примеры словосочетаний:
- Холодная осень.
- Красочная пора.
- Альбом и кисти.
Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.
Что такое грамматическая основа предложения
Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).
Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).
Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:
Ася утром пошла в школу
— это простое предложение;
Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла
— а это сложное предложение.
В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.
И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.
Как подчёркивается грамматическая основа
Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой, а сказуемые — двумя. Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.
Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.
Я вчера ходил на рыбалку.
Схема такого предложения выглядит следующим образом: [ ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.
Цветут сады и вишни спеют.
Для данного предложения схема будет следующей: [ ] и [ ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:
Стол был сделан из дерева.
Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол», которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:
Я ходил весь день
(подлежащее «я», оно выражено местоимением).Девять можно поделить на два
(подлежащее «девять», выражено числительным).Мудрый всегда внимательно выслушает
(подлежащее «мудрый», выражено прилагательным).Наконец наступило долгожданное послезавтра
(подлежащее «послезавтра», выражено наречием).Прибывшие рассеивались по перрону
(подлежащее «прибывшие», выражено прилагательным).Громкое ура
(подлежащее «ура», выражено междометием)прокатилось по площади
.Служить Родине — вот мое призвание
(подлежащее «служить», выражено глаголом-инфинитивом).
При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.
Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного
Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:
Ему следовало начать еще вчера.
Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать», где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.
Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.
Количество грамматических основ в предложении
Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.
В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.
В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.
- Во-первых, они тяжело воспринимаются
- Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.
Порядок определения грамматической основы
Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.
Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.
Определение основы в односоставных предложениях
Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.
Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»
). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:
- Определённо-личные — те, в которых глагол стоит в форме первого или второго лица (к примеру,
«Лечу!»
— в этом случае можно подставить местоимение первого лица — я, соответственно оно определенно-личное).
- Неопределенно-личные — те, в которых глагол стоит в форме третьего лица (например,
«Его вызвали к директору»
).
- Обобщенно-личные. Не имеют своей специфической формы выражения. Чаще всего к ним относятся поговорки, пословицы и различные другие виды народной мудрости (например,
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
).
- Безличные. В них сказуемое выражено глаголом в безличной форме. Очень часто они связаны с погодными явлениями (например,
«Вечерело»
).
- Инфинитивное. В подобных предложениях сказуемое выражено глаголом-инфинитивом. (например,
«Не стоит прогибаться под изменчивый мир»
, где «прогибаться» — сказуемое).
С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.
Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.
Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.
Сложные случаи в определении сказуемых
Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть», «давай», «пускай», «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:
- Сегодня ты будешь завтракать не один.
- Давайте жить дружно!
- Бухгалтер подвёл итоги (подытожил) очередного отчётного периода.
В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.
Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.
Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.
Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.
Объясняем главные члены предложения
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.
Объясняем второстепенные члены предложения
Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.
Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром.
Обстоятельство, как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой.
Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т.д. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией.
Алгоритм синтаксического разбора
Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.
Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое, вот она и найдена!
Задание. Найдите и обозначьте грамматические конструкции в следующих высказываниях
- Близилась ночь и солнце медленно неспешно заходило за край горизонта.
- Впереди школьников ждал полный уроков день в течение которого они могли узнать много новой и полезной информации.
- Ранним утром мы выехали из города надеясь успеть доехать до деревни начала послеполуденной жары.
- Аня взяла книгу надела пальто и шапку повязал на шею шарф и вышла из квартиры.
- Однажды я пошел в лесу и долго блуждал между вековыми деревьями наблюдал за птицами и просто наслаждался тишиной умиротворением.
- Утренняя тишина была внезапно нарушена громким отчаянным криком петуха да мычанием коровы.
- Лошадь скакала все быстрее и быстрее а наездник не забывал ее подгонять.
- У Маши в саду было много фруктовых деревьев на которых уже поспели плоды.
- Саша заходил около пяти вечера но никого не застал дома.
- Гроза бушевала всю ночь, и утром мы увидели множество поваленных деревьев.
Грамматическая основа предложения – это основная часть предложения, включающая в себя только главные члены: подлежащее и сказуемое. Чтобы определить основу предложения, нужно задать следующие вопросы:
- «Кто? Что?» – на эти вопросы отвечает подлежащее.
- «Что делает? Что сделал? Что будет делать?» – на эти вопросы отвечает сказуемое.
Пример: На зеленой лужайке высоко прыгали кузнечики. «Кто?» – «кузнечики», «что делали?» – «прыгали». Грамматическая основа данного предложения – «кузнечики прыгали».
Опубликовано 7 сентября, 2019
Выбранный для просмотра документ 2 класс Грамм. основа.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русский язык
2 класс -
2 слайд
Шерлок Холмс и доктор Ватсон
-
3 слайд
Тема: Грамматическая основа предложения
План:
Узнать что такое грамматическая основа
предложения.
2. Учиться задавать вопросы.
3. Находить грамматическую основу в предложении. -
4 слайд
Грамматическое
расследование -
5 слайд
Грамматическое исследование
громко
Во
дворе
лает
собака.
Кто? Собака -
6 слайд
Грамматическое исследование
Во
дворе
громко
лает
. -
7 слайд
Грамматическое исследование
громко
Во
дворе
лает
собака.
Кто? Собака
Собака что делает? лает -
8 слайд
Во
дворе
громко
собака.
Грамматическое исследование -
9 слайд
Во
дворе
громко
лает
собака.
Грамматическое исследование -
10 слайд
Грамматическое исследование
Во
дворе
громко
лает
собака. -
11 слайд
Грамматическое исследование
лает
собака
Лает собака. -
12 слайд
Во
дворе
громко
лает
собака.
Кто? Собака
Собака что делает? лает
Грамматическое исследование -
13 слайд
Грамматическая
справка -
14 слайд
Грамматическая основа
Кто?Что?
Слова-названия
предметов
Слова-названия
действий
Что делает?
Что делают?
(и т.д.) -
-
16 слайд
Как найти грамматическую основу
в предложении?
Алгоритм -
17 слайд
Алгоритм нахождения грамматической основы
Задать вопросы кто? или что?
Подчеркнуть слово-название предмета одной чертой.
Задать вопросы что делает? что делают? и т.д.
Прочитайте предложение.Определить, что говорится о слове-названии
предмета.Определить о ком или о чём говорится в предложении .
Подчеркнуть слово-название действия двумя чертами.
Назвать грамматическую основу.
3
4
6
1
5
2
7
8 -
18 слайд
Алгоритм нахождения грамматической основы
1. Прочитать предложение.
2. Определить о ком или о чем говорится в предложении.
3. Задать вопросы кто? или что?
4. Подчеркнуть слово-название предмета одной чертой.5. Определить, что говорится о слове-названии
предмета.6. Задать вопросы что делает? что делают и другие.
7. Подчеркнуть слово-название действия двумя чертами.
8. Назвать грамматическую основу.
-
19 слайд
Тема: Грамматическая основа предложения
План:
Узнать что такое грамматическая основа
предложения.
2. Учиться задавать вопросы.
3. Находить грамматическую основу в предложении. -
20 слайд
Домашнее задание
Учебник с. 66
упр. 88.
Выучить
алгоритм -
21 слайд
До новых
встреч!!!
Русский язык. 2 класс.
Урок 13. Главные члены предложения (основа)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Что такое главные члены.
2)Как находить главные члены в предложении.
3)Как выделяются главные члены.
Тезаурус:
Главные члены предложения – такие члены предложения, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Иначе они называются грамматической основой.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 29-30.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 29.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
На прошлых уроках мы познакомились с предложением. Узнали, что оно состоит из членов предложения. Но все ли члены предложения равны?!
При строительстве дома рабочие укладывают фундамент. Это основа дома. Главная его часть.
Когда готов фундамент – строят дом.
Если не будет фундамента – дому станет не на чем стоять.
Так же и в предложениях.
В любом предложении есть основа. Главная часть предложения.
Весной папа построил кирпичный дом.
В этом предложении 5 слов. Как же узнать какие из них составляют основу предложения?
Уберём первое слово — «Весной».
Получилось предложение:
Папа построил кирпичный дом.
Смысл предложения сохранился.
Уберём другое слово- «папа».
Весной построил кирпичный дом.
Кто построил? Не хватает одного члена предложения. Папа. Без него мы не сможем понять, кто построил дом.
Если убирать слова по очереди, то можно понять без каких членов предложения смысл понять невозможно.
Выходит, что главными являются слова:
Папа построил.
Весной папа построил кирпичный дом.
О ком говорится в предложении? О папе. Папа — действующее лицо.
Значит, определили верно. Папа – это главный член предложения.
Что папа сделал? Построил
Какое действие выполнил папа?
ПОСТРОИЛ
Весной папа построил кирпичный дом.
Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения. Иначе они называются грамматической основой.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Почтальон.
Отметьте вариант, в котором указаны главные члены.
Подсказка: подумайте, о чём говорится в предложении, и какое действие выполняется.
Правильный ответ:
Нам сегодня почтальон принес огромную посылку.
А. нам сегодня
Б. почтальон принес
В. принес посылку
Г. принес огромную
Задание. Главные члены предложения.
Выделите цветом главные члены предложения.
Подсказка: подумайте, о чём говорится в предложении, и какое действие выполняется.
Правильный ответ:
1)Наступила холодная осень.
2)Весь день льёт дождь.
3)Деревья растут в лесу.
Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?
Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Примеры:
- Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего
Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного
Трое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительного
Сытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительного
Отдыхающие весело проводили время.
Дорогу осилит идущий.
Завтра обязательно наступит.
Далече грянуло ура.
Мы с друзьями выехали раньше.
Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глагола
Сочинять — моя стихия.
Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры:
- Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
- Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
- Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
- Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).
Смотрите также:
Сложные случаи в определении сказуемых
Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.
Определение основы в односоставных предложениях
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример: Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример: Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Грамматическая основа предложения
Про грамматическую основу школьники слышат с самого начала учебы, с первого класса. Однако у многих возникает проблема с пониманием материала. Поэтому, чтобы не оставалось никаких вопросов, стоит детально разобраться в этой теме и в синтаксисе в целом, понять, что такое предложения, какими они бывают, какие части речи могут нам встретиться.
Что такое предложение
Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.
Этот лингвистический термин обозначает сочетание слов, соединенных графически, лексически и по смыслу. Все слова в нем должны сочетаться. К тому же у него должна быть своя микротема. Только при соблюдении этих условий условный набор слов и словосочетаний можно назвать полноценным предложением.
Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.
В чем заключается разница между предложением и словосочетанием
Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.
Смысловое и грамматическое сочетание двух и более слов называют словосочетанием.
Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.
Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора. В словосочетаниях такого нет.
Что такое грамматическая основа предложения
Это одно или несколько ключевых слов в предложении. Обычно в ней выделяется объект (подлежащее), который является «главным действующим лицом», а также то, что он делает (сказуемое).
Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).
Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:
Ася утром пошла в школу, и свора собак во дворе залаяла — а это сложное предложение.
В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.
И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.
Как подчёркивается грамматическая основа
Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой , а сказуемые — двумя . Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.
Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.
Схема такого предложения выглядит следующим образом: [ ]. В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.
Для данного предложения схема будет следующей: [ ] и [ ]. Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:
Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол» , которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:
- Я ходил весь день (подлежащее «я» , оно выражено местоимением).
- Девять можно поделить на два (подлежащее «девять» , выражено числительным).
- Мудрый всегда внимательно выслушает (подлежащее «мудрый» , выражено прилагательным).
- Наконец наступило долгожданное послезавтра (подлежащее «послезавтра» , выражено наречием).
- Прибывшие рассеивались по перрону (подлежащее «прибывшие» , выражено прилагательным).
- Громкое ура (подлежащее «ура» , выражено междометием) прокатилось по площади .
- Служить Родине — вот мое призвание (подлежащее «служить» , выражено глаголом-инфинитивом).
При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить.
Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного
Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:
Ему следовало начать еще вчера.
Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать» , где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.
Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.
Количество грамматических основ в предложении
Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.
В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.
В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.
- Во-первых, они тяжело воспринимаются
- Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.
Порядок определения грамматической основы
Умение определять основы в предложениях — очень важный и полезный навык. От него зависит, правильно человек расставит знаки препинания в предложении или будет делать множество орфографических ошибок.
Чтобы сделать это, нужно внимательно прочитать текст выделить в каждом предложении основные слова. Важно помнить, что любое предложение может быть как односоставным, так и двусоставным.
Определение основы в односоставных предложениях
Наибольшую трудность вызывает определение основы именно в подобных предложениях, то есть в тех, где есть либо подлежащее, либо сказуемое. Они бывают разных видов.
Если в составе основы присутствует только подлежащее, то оно классифицируется как Назывное (например, « Ночь . Улица . Фонарь . Аптека » ). Если же в предложении только сказуемое, то в этой ситуации все намного сложнее. Подобные конструкции делятся на пять подвидов:
- Определённо-личные — те, в которых глагол стоит в форме первого или второго лица (к примеру, « Лечу !» — в этом случае можно подставить местоимение первого лица — я, соответственно оно определенно-личное).
- Неопределенно-личные — те, в которых глагол стоит в форме третьего лица (например, «Его вызвали к директору» ).
- Обобщенно-личные. Не имеют своей специфической формы выражения. Чаще всего к ним относятся поговорки, пословицы и различные другие виды народной мудрости (например, « Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ).
- Безличные. В них сказуемое выражено глаголом в безличной форме. Очень часто они связаны с погодными явлениями (например, « Вечерело » ).
- Инфинитивное. В подобных предложениях сказуемое выражено глаголом-инфинитивом. (например, «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» , где «прогибаться» — сказуемое).
С такими предложениями надо работать по стандартной схеме. Первоначально найти объект, который совершает действие, а потом то, что он делает. Если тот или другой член предложения не получается найти, то вполне вероятно, что его там и нет изначально.
Важно запомнить, что подлежащее может быть выражено строго только тем словом, которое стоит в именительном падеже. Зачастую это значительно облегчает выделение грамматической конструкции.
Двусоставные предложения: алгоритм определения грамматической основы
Это действие не должно вызывать трудностей. Все делается по описанной выше, стандартной схеме. Однако есть несколько ситуаций, когда определить основу предложения бывает очень затруднительно. В особенности вопросы вызывают сказуемые.
Сложные случаи в определении сказуемых
Зачастую проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Напомним, что такое возможно в сочетании с употреблением вспомогательного глагола «быть» в личной форме, частиц — «пусть» , «давай» , «пускай» , «давайте» и когда сказуемое представлено в виде фразеологизмов, которые могут быть заменены одним словом. Например:
- Сегодня ты будешь завтракать не один.
- Давайте жить дружно!
- Бухгалтер подвёл итоги (подытожил) очередного отчётного периода.
В каждом из примеров мы имеем дело с простым глагольным сказуемым. О таких явлениях стоит помнить и не удивляться, когда они появляются в тексте.
Ошибка в определении типа сказуемого часто бывает связана с тем, что человек неверно определил часть речи (например, перепутал причастие и глагол). Поэтому в любой ситуации следует быть максимально внимательными и все перепроверять по несколько раз.
Грамматическая основа предложения — как это объяснить ребёнку
Такую тему, как грамматическая основа, начинают проходить на уроках русского языка еще в первом классе. Детям не всегда просто дается эта тема. Зачастую они не понимают, что это такое, как выделять эту конструкцию и что от них требует учитель.
Если говорить совсем просто, то грамматическая основа — это главное, что есть в предложении: маленькое предложение внутри большого, распространенного. Она должна передавать всю суть фразы и мысли автора.
Объясняем главные члены предложения
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Важно запомнить, что в предложении они могут быть представлены не в единственном числе, а также то, что одного из них может не быть вообще.
Объясняем второстепенные члены предложения
Второстепенных членов предложения три — это дополнения, обстоятельства и определения. О каждом из них стоит поговорить подробнее.
Дополнение — это предмет, являющийся объектом действия сказуемого. В его роли выступают существительное и местоимение. Оно отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного). Графически дополнение выделяется пунктиром .
Обстоятельство , как можно догадаться из названия обозначает какие-то обстоятельства, например, место или время. Чаще всего оно отвечает на вопросы «где?» или «когда?», однако на деле их гораздо больше. Обычно выражено наречием, деепричастием или существительным, реже — инфинитивом. Графически обозначается пунктиром и точкой .
Определение обозначает признак чего-либо. Оно отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?» и т.д. Чаще всего выражено прилагательным, реже — другими частями речи. Графически отображается волнистой линией .
Алгоритм синтаксического разбора
Для того чтобы объяснить ребёнку как определить грамматическую основу, необходимо найти и выделить все члены предложения и обозначить, какими лексико-грамматическим категориями слов они выражены.
Первоначально нужно всесторонне проанализировать выбранное предложение и выделить его главные члены, а затем и второстепенные. После этого выделить грамматическую основу предложения не составит никакого труда, укажите на подлежащее и сказуемое , вот она и найдена!
Грамматическая основа предложения
Понятие «грамматическая основа» неразрывно связано с предложением — одной из основных синтаксических единиц русского языка. Выясним, что такое грамматическая основа предложения, как её выделить в высказывании. Но прежде следует вспомнить, что называется предложением в синтаксисе русского языка.
Предложение как единица речи
Предложение — это наименьшая единица речи, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.
При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, пожеланиями и приказаниями. Итак, целью предложения может быть сообщение, вопрос или побуждение. В предложении содержится сообщение о событии, которое воспринимается как реальное, происходящее в каком-то времени или как нереальное.
Предложение может состоять как из нескольких слов, объединенных между собой грамматически и интонационно, так и из одного слова.
Каждое предложение имеет свое ядро, вокруг которого группируются остальные его члены. Это грамматическое ядро состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого в двусоставном предложении или только подлежащего или сказуемого в односоставном, например:
Уже расходились хороводы ; уж за рекой, дымясь, пылал костер рыбачий (А.С.Пушкин).
Сумерки . Рано вечереет . Мы плыли довольно медленно (И.С. Тургенев).
Что такое грамматическая основа предложения
Чтобы выделить грамматическую основу предложения, выясним, о ком или о чём идет речь в высказывании. Для этого зададим вопросы: кто? или что?
Что? — небо. Это подлежащее , которое, как правило, выражается существительным (местоимением) в форме именительного падежа или любой частью речи в значении имени существительного.
Что говорится о небе? Небо что делало? меркло — это сказуемое .
Небо меркло — грамматическая основа простого предложения.
Кто? мы — подлежащее , выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.
Мы что делали? плыли — сказуемое.
Мы плыли — грамматическая основа.
Примеры выражения подлежащего разными частями речи
Метель (существительное) надвинулась сразу (Н.Островский).
Я (местоимение) ехал вечером один на беговых дрожках (И.С. Тургенев)
Кто (местоимение) не работает, тот не ест.
Трое (числительное) незаметно проскользнули во двор.
Умный (прилагательное) говорит за себя своими делами.
Наконец наступило долгожданное послезавтра (наречие).
Прибывшие (причастие) шумно рассаживались за столами.
Громкое ура (междометие) прокатилась по площади.
Охранять (инфинитив) природу — значит охранять Родину.
Узы дружбы (словосочетание) связывали их с детства.
Несколько детей (числительное + существительное) окружили её с выражением восторга на лицах.
Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое , которое может бы выражено всеми спрягаемыми формами глагола. Такое сказуемое называется простым глагольным — ПГС.
Девочка поет . Девочка пела . Девочка будет петь .
Сложность выделения такого сказуемого состоит в том, что оно может быть выражено двумя словами, составляющими сложные формы глагола будущего времени изъявительного наклонения или формы повелительного наклонения, например:
Мой друг не будет рассказывать об этом.
Мы не будем говорить о прошлом.
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из вспомогательного глагола-связки и инфинитива.
Вспомогательный глагол не обладает самостоятельным лексическим значением, а выражает начало, продолжение или конец действия (фазисный глагол) или обозначает возможность, желание, волеизъявление, долженствование, оценку и пр. (модальный глагол).
В качестве связки может выступать также краткие прилагательные:
Особую сложность представляют собой СГС, в составе которых имеются устойчивые словосочетания с модальным значением:
Примеры составного глагольного сказуемого
Лектор продолжал приводить интересные факты из жизни насекомых.
Дождь перестал накрапывать , и выглянуло яркое солнце.
Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?
Ты должен рассказать мне об этом случае.
Отец с матерью решили ехать в деревню на следующий день.
Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.
Собравшиеся хотели услышать старинную песню.
Я не имел права рисковать и поэтому шел по болоту осторожно.
Девушка имела намерение подойти ближе и рассмотреть этот экзотический цветок более тщательно.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и др.), выражающей лексическое значение.
В качестве глагола-связки может выступать слово «быть» в любых формах (буду, будешь, будут, был, был бы, есть). Связка может отсутствовать. В таком случае говорят о нулевой связке.
Вода у берегов озера была кристально чистая .
Аллея из можжевельника будет как тропинка в лесу.
Греки считали, что мир есть гармония и ритмика .
Порядок выделения грамматических основ
Представленная ниже схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения.
Видеоурок «Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения»
http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya.html
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/grammaticheskaya-osnova-predlozheniya.html