Как найти границы предложений в тексте

Чтобы определить правильно границы предложения в тексте, нужно исходить из того, что такое предложение.

Согласно этому определению, попробуем разделить текст на предложения.

Для примера возьмем упражнение из школьного учебника с аналогичным заданием.

Первое предложение.

Яркое солнце нещадно палило.

Грамматическая основа предложения:солнце палило.

Второе предложение.

К вечеру небо затянулось тучами.

Грамматическая основа: небо затянулось.

Третье предложение.

Жара отступала.

Грамматическая основа: жара отступала.

И четвертое предложение.

Истомленные люди с нетерпением ждали грозу.

Грамматическая основа: люди ждали.

Памятка для родителей.

Как помочь ребенку, который допускает
ошибки в определении  границ  
предложения?

На первом этапе объясните, что такое
предложение
.

Это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль. С помощью точек и заглавных букв отмечают конец одной мысли
и начало другой.

     Научите ребёнка определять количество
слов в предложении
.
Задание: «Послушай предложение и посчитай, сколько в нём слов. Какое
первое, второе, третье?»

ü Предложите ребёнку составить
предложение по картинке и сосчитать, 
сколько в нём слов.

Называя количество слов, сделайте «ошибку».
Когда ребёнок докажет, что
вы неправы,
скажите, что видимо, невнимательно слушали и поэтому ошиблись. Похвалите за то,
что он оказался более внимательным.

ü
Объясните
ребёнку, что ему обязательно нужно  

научиться правильно делить речь на
предложения, иначе то, что он будет писать, никто не
сумеет понять.

ü
Обратите
внимание ребёнка на понижение

интонации в конце предложения.

ü Предложите ребёнку прочитать текст, не
разбитый

на  предложения. Затем вместе обсудите,
где нужно поставить точки и заглавные буквы.

ü
Предложите
ребёнку аналогичное задание для

самостоятельного выполнения.

ü Взрослый читает текст, а ребёнок должен
хлопнуть в

ладоши в тот момент, где, по его мнению,
должна стоять точка.

ü Cначала в тексте предложения выделяются

интонационно, а затем – нет.

ü Для закрепления знаний используйте форму

свободного диктанта. Взрослый: «Я прочитаю тебе сразу несколько предложений,
а ты
запишешь то, что запомнил».

При любой возможности выполняйте подобные упражнения
снова и снова,
пока не получите устойчивый результат.

Постарайтесь, чтобы ребёнок не воспринимал
такие занятия, как наказание.

Хвалите его за самые малые результаты, огорчайтесь (а не
раздражайтесь)
неудачами.

Выражайте уверенность в том, что он
непременно всему научиться.

Рассказывайте, какие трудности были у вас
или у ваших друзей в детстве и
как они с ними справились.

Удачи Вам и терпения!

Учитель-дефектолог:

Пахоменко  Ольга Анатольевна

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Как определить границы предложения, примеры границы предложения?

4 ответа:



2



0

Чтобы определить правильно границы предложения в тексте, нужно исходить из того, что такое предложение.

Согласно этому определению, попробуем разделить текст на предложения.

Для примера возьмем упражнение из школьного учебника с аналогичным заданием.

RpDqJCVhT6nQ1at0gXUPZEKDDBiyQFCR.png

Первое предложение.

Яркое солнце нещадно палило.

Грамматическая основа предложения:солнце палило.

Второе предложение.

К вечеру небо затянулось тучами.

Грамматическая основа: небо затянулось.

Третье предложение.

Жара отступала.

Грамматическая основа: жара отступала.

И четвертое предложение.

Истомленные люди с нетерпением ждали грозу.

Грамматическая основа: люди ждали.



1



0

Предложение должно выражать законченную мысль. Границы предложения на письме выделяются с помощью знаков препинания — точка, вопросительный знак, восклицательный знак, а в устной речи — остановками. Для того, чтобы найти границы предложения, нужно понять, есть ли законченная мысль в прочитанном. Также в предложении должна быть грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Например, сильный дождь — не является предложением, т.к. нет мысли, только определение объекта.

Идет сильный дождь. Это будет являться предложением, а его границей — точка, т.к. есть законченная мысль, действие.



1



0

Вечер тишина на небе зажигаются первые звездочки река потемнела деревья стали казаться великанами на что это кто нарушил вечернюю тишину это запел ночной соловей



0



0

Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой, предложение состоит из грамматической основы, конец предложения помогает найти интонация. предложения нужны для передачи сообщения, для общения. Чтобы найти границы предложения сначала находим грамматическую основу , подлежащее и сказуемое, которые выражают главную мысль, произносим предложение вслух и по интонации определяем точку в предложении. Точка и заглавная буква нового предложения будут его границами.

Например

Девочка побежала на ее лице сияла улыбка. В примере два предложения, границу в виде точки ставим после слова побежала.

Читайте также

Степени наречий (и сравнительная, и превосходная) могут иметь те наречия, которые образованы от качественных имен прилагательных. Обычно это наречия на и .

Сравнительная степень наречий образуется так же, как такая же степень прилагательных. Необходимо уметь отличать степень одной части речи от другой. Как это сделать? По-моему, ответ на этот вопрос есть на данном сайте. Да нас он пока не касается.

Будем отвечать конкретно на заданный уважаемым автором вопрос.

Итак, степень сравнительная наречий может быть образована при помощи суффиксов -ее (-ей), -е, -ше, например:

страшно — страшнее, естественно — естественнее, смело — смелей, скоро — скорей, густо — гуще, тонко — тоньше, тихо — тише.

Еще сравнительная степень наречий (как и прилагательных) может быть с приставкой по- (считается разговорным вариантом).

Вот примеры.

Покороче, потише, покруче, помедленнее, поважнее.

Уберите приставку по- и получите другие варианты той же степени сравнительной наречий.

Все слова в русском языке принято делить в зависимости от значения на три группы. К первой относят самостоятельные, или полнозначные слова, которые имеют самостоятельное значение и отвечают на вопросы.

Ко второй группе относят те слова, которые на вопросы не отвечают и самостоятельного значения не имеют. Это служебные части речи.

К ним относят:

  1. предлоги, которые помогают выразить зависимость одних слов от других в словосочетаниях и являются средством грамматической связи. Например, в словосочетании «сел на стул» предлог «на» выражает зависимость существительного от глагола.
  2. союзы связывают однородные члены предложения, а также равноправные и неравноправные части сложного предложения. Например: Я ем рыбу и выбираю кости. (союз «и» связывает однородные сказуемые) Я ем рыбу, а кот смотрит на меня. (союз «а» связывает части сложного предложения)
  3. частицы служат для создания новых слов, их форм и выражения определённых эмоциональных оттенков. Например: Только ты меня понимаешь. (частица «только» выделительная)

Отдельная часть речи — междометие, но это уже другой вопрос.

Буква «з» относится к тем звонким согласным, у которых есть фонетическая пара из числа глухих согласных. Это «с». Можно сказать, что пару образуют и буквы, и звуки, потому что они формируются по принципу, например: слышим звук [с], а пишем букву, которая как бы должна соответствовать звуку [з], то есть согласная «з». Я бы такие пары назвала в этом смысле «буквенно-звуковыми».

Итак, в русском языке найдётся не 5 и не 10 слов разных частей речи, а намного больше, в которых пишется «з», но слышится [с]. Это называется оглушением согласных. Звонкий [з] превращается в глухой [с]. Касается это как твёрдых (порез, сказка), так и мягких (резь) звуков. Такой процесс относят или к регрессивной ассимиляции (уподоблению соседних звуков), или к традиционному оглушению в конце слов. Причём, в русском языке данную традицию не назовёшь факультативной.

Написанная согласная «з», которая звучит глухо (как [с]), на практике часто проверяется при помощи так называемых проверочных слов.

Примеры слов, где пишем «з», а слышим «с» ([с]):

  • Существительные: связка (проверочное слово — связать), завязка (проверочное слово — завязать), берёзка (проверочное слово — берёза), повозка (проверочное слово — возить), арбуз (проверочное слово — арбузик), рассказ (проверочное слово — рассказывать).
  • Прилагательные: резкий (проверочное слово — резок), дерзкий (проверочное слово — дерзость), узкий (проверочное слово — узость).
  • Наречия: скользко (проверочное слово — скользить), низко (проверочное слово — низость).

Отметим, что без проверочных слов примеры были бы несколько голословными, поскольку нам всегда следует объяснять написание тех слов, орфографию которых демонстрируем.

Неизменяемые приставки отличаются от изменяемых тем, что всегда пишутся одинаково.

Это такие приставки, как -о-, -по-, -за-, -пере- и ряд других.

Примеры слов с подобными приставками:

Перестройка, переделанный, заступить, заступ, пожар, пожарный, похлёбка, отрываться, отбиться, подколоть, доехать, донести, врасти, поехать.

Прилагательное. орфограммы.

1 Безударные гласные в окончании прилагательных

2 Безударные О и Е после шипящих в окончании.

Особое затруднение вызывает правописание кратких прилагательных, которые оканчиваются на шипящую букву. Многие затрудняются, писать ли мягкий знак или нет. Как проверить орфограммы в имени прилагательном, смотрите ниже по справочной таблице.

Практический материал

для проведения логопедического занятия на тему:

«Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Обозначение границ предложений на письме»

Назначение: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

№ 1.

1). Сказать не читая сколько предложений.

Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие ели.

— Обоснуйте ответ – как определили сколько предложений?

— Какой знак стоит в конце каждого предложения?

— Прочитайте каждое предложение с нужной интонацией.

— Прочитайте 1 предложение.

— О чём в говорится? (о лесе)

— Что говорится о лесе? (лес красивый)

— О чём говорится во 2 предложение? ( о сугробах)

— Что сообщается о сугробах? ( сугробы пушистые)

— О чём говорится в 3 предложение? (о елях)

— Что сообщается  о елях? (они высокие, хороши)

Вывод: в каждом предложении о чём-то сообщается и  что-то сообщается.

2). Деление текста.

а) — Прочитайте текст сначала про себя по слогам, затем тихо вслух целыми словами.

Мальчики пошли ловить рыбу у Саши новая удочка он поймал пять окуней.

— О чём прочитали сначала? (о мальчиках)

— О ком говорится дальше? ( о Саше)

— О чём сообщается потом?

— В тексте высказаны разные мысли: о мальчиках, о Саше, о нём. В каждом предложении сообщается одна мысль. Сколько здесь высказано мыслей?

— Сколько же предложений в этом тексте?

— Озаглавьте текст.

б) — Найдём границы предложений. О ком говорится в  1 предложении?

— Что говорится о мальчиках?

— Прочитаем 1 предложение.

— О ком узнали из 2 предложение? Что узнали о Саше?

— Прочитаем 2 предложение.

— О ком сообщается в 3 предложении? Что сообщается?

— Прочитаем 3 предложение.

Вывод: по смысловым вопросам (о чём говорится? и что именно говорится?) можно выделить предложение в сплошном тексте.

в) — Как надо исправить этот текст, чтобы правильно, без ошибок записать его в тетрадь?

— Какие слова надо писать с прописной буквы?

— Прочитаем их хором.

— Как мы произносим предложения – спокойно, с чувством, с вопросом?

— Какой знак надо поставить в конце каждого предложения?

г) Последовательно записать каждое предложение. Перед записью предложение прочитать хором по слогам.

№ 2.

1. Чтение текста про себя по слогам, затем вслух целыми словами.

Приближалась осень по небу часто плывут тучки накрапывает дождик дует холодный ветерок

Выделить голосом каждое предложение, определить сколько предложений.

2. Проверьте себя. Ответы на вопросы:

— О ком и что именно говорится в 1 предложении?

— Сколько в нём слов?

— Как надо обозначить границы этого предложения на письме?

— Произнесём хором предложение.

— Запишите его самостоятельно. (Оставить строчку для заглавия.)

Аналогично далее.

3. Выбрать из записанных заглавий самое подходящее.

Осень.

Скоро осень.

Похолодало.

4. Самопроверка.

№ 3

1. Речевая разминка.

Замени  неправильное слово.

Ученики завтракали у большой перемены.

Медведь внимательно смотрел к волку.

Гена вышел из автобуса в остановке.

2. –Прочитайте текс сначала про себя, затем вслух целыми словами.

Ребята нарядили в лесу ёлку на ветках они повесили кусочки хлеба под ёлку Ваня положил морковку птицы и зайцы лакомились гостинцами

— О ком здесь говорится?

— Для кого ребята устроили в лесу ёлку?

— Какие гостинцы они приготовили и кому?

— Озаглавьте текст. (Ёлка в лесу)

— Прочитайте предложение о ребятах.

— О чём говорится в следующем предложении? Прочитайте.

— Прочитай те предложение про Ваню.

— О чём сообщается дальше? Прочитайте.

— Назовите слова, которые надо писать с большой буквы.

— Как ещё надо обозначить границы предложений?

— Прочитайте хором каждое предложение.

3. Запись рассказа.

№ 4.

1.Чтение текста.

Нёс зайчик лист капусты вдруг он услышал жалобный писк под кустом лежал воробышек злой мальчишка подшиб его камнем воробышек просил пить зайчик побежал к реке за водой он напоил раненого воробья

— О ком этот рассказ?

-Предложение в сплошном тексте выделим по вопросам – помощникам. В каждом предложении о чём-то говорится и что-то говорится.

— О чём и что именно говорится в 1 предложении?

— Прочитайте 2 предложение.

— О чём сообщается в 3 предложении?

— Прочитайте весь текст, голосом выделяя предложения.   (хором, затем цепочкой по одному предложению).

2. — Озаглавьте рассказ. Запись заглавия.

3. Самостоятельно запись текста.

4. Самопроверка.

Дополнительный раздаточный материал

Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

№ 1 Улетают наши птицы

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.

И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)

№ 2 Береза

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)

№ 3 Осенью

Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжелые тучи.

Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. (48)

№ 4 В ноябре

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51)

(По И. Соколову-Микитову)

№ 5 Весна

Вот и зиме пришёл конец как-то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь а потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52)                         (По Г. Скребицкому)

№6 Весенний дождь

Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он барабанил по стеклам ветер в темноте порывами рвал тополя к утру дождь перестал небо было в серых тучах Никита выглянул в окно и ахнул от снега не осталось и следа. (55)

(По А. Толстому)

№ 7 Петька

В заповеднике жил Петька это была большая черная серьезная птица однажды я дал ворону печенье он взял печенье и спрятал в подклювный мешок я вынул маленькую монетку и показал Петьке эту монетку он тоже спрятал потом Петька слетел на дорогу сделал клювом круглую ямку запрятал в песок подарки ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.  

№ 8 Заботливая мама

У крыльца Алеша увидел ежика мальчик взял ежика в руки погладил по мягким иголкам ежик не испугался не свернулся клубком бабушка угостила зверька молоком вечером Алеша увидел ежиху с маленькими ежиками она принюхивалась тревожно водила мордочкой по сторонам мать искала малыша Алеша принес ежика бережно опустил на землю мать обнюхала малыша и устремилась в кусты за ежихой покатились ежата. (59)

№ 9 Зайчонок

Зайчик родился летом, с открытыми глазами шерстка у зайчика была серая и пушистая зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать малыша кормила родная мать и другие зайчихи скоро зайчик окреп вырос начал есть сочную траву и бегать по лесу он познакомился с птицами и лесными зверьками в густой траве и кустах зайчик прятался от врагов так зайчишка жил и не тужил. (63)

№ 10 Март

Ещё вчера снежный ковёр был белым и пушистым только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне а сегодня снег потемнел, стал тяжёлым от воды размякла лесная дорога побежали ручейки они не журчат пока по-весеннему, громко по ночам морозу иногда удаётся остановить их весёлый бег посветлел лес он стал каким-то воздушным и прозрачным прилетели грачи важно расхаживают по проталинам не сегодня-завтра запоют за окном синицы властно будит весна природу. (70)

Данная презентация поможет учителю провести урок письма в послебукварный период по теме «Опрееделение границ предложений в сплошном тексте»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Определение границ предложений в сплошном тексте»

Определение границ предложений  в сплошном тексте, соотношение между звуками  и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

14 февраля

14 февраля

Выписать слова, в которых количество звуков отличается от количества букв, составить схемы этих слов

Выписать слова, в которых количество звуков отличается от количества букв, составить схемы этих слов

  • сын дочь мать
  • сели ели окно
  • ёлка утка юла

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Проверь себя

Словарный  диктант

Словарный диктант

Словарный диктант

Словарный диктант

  • Чаща, чудо, жизнь, шило, щука, щавель

Спиши предложение

Спиши предложение

  • Азбука – к мудрости ступенька.

Найди предложение. Спиши его правильно.

Найди предложение. Спиши его правильно.

Определи сколько предложений

Определи сколько предложений

Проверь себя!

Проверь себя!

  • Я рко светит солнышко. Н а реке ледоход. Б ыстро плывут льдины. Н ад водой кружат чайки.

Отгадай ребусы

Отгадай ребусы

Like this post? Please share to your friends:
  • Короткая шея у мужчин как исправить
  • Как самой составить мужской букет
  • Как составить программу для вычисления квадратный корень
  • Как составить постер на тему в здоровом теле здоровый дух
  • Как найти косинус угла mpk