Как найти гуру по йоге

Как найти Гуру и зачем это нужно?

В наши дни чуть ли не каждый серьезно практикующий йогу озабочен «поиском Гуру». Я бы даже сказал, что у йога может появиться своего рода комплекс, если у него нет Гуру — этакий «йогический комплекс гуру-неполноценности». И это не совсем безпочвенно, т.к. все классические трактаты по йоге утверждают, что Гуру — это царь и бог, проводник, способ и самая йога, что без Гуру никуда. «Не достичь тебе просветления без Гуру, даже не мечтай» — такая мысль красной нитью проходит через буквально всю йогическую литературу. Считается, что своим умом Просветления не добыть, так что, пожалуй, поиски Гуру — не только для тех, кто сам слабо соображает, и ничего не достиг в йоге. Наоборот, этот вопрос обычно встает у тех, кто уже прочно обосновался в практике, и хочет поднять свой «потолок» благодаря помощи «сверху». Однако считается, что найти своего Гуру-джи (вежливое обращение к духовному учителю в Индии) достойны далеко не все желающие, а только лучшие из йогов, самые мудрые, упорные, стойкие и преданные саморазвитию. В общем, как бы ничего постыдного в том чтобы «припасть к лотосным стопам Гуру» вроде бы нет.

Но западный тип мышления таков, что как только заходит речь о том, чтобы «дать ему всю свою любовь, преданность, отречение, всю свою жизнь»*, или «служить ему и давать ему то, что у меня есть и чем я являюсь»* — тут же включается нешуточная тревога, мы чувствуем опасность «попасть в секту», опасаемся, что нас будут эксплуатировать или отымут нашу квартиру и имущество. Глупые страхи? Не совсем. Надо сказать — такие опасения весьма обоснованы, т.к. в XX веке появилось какое-то просто невиданное количество лже-Гуру, которые жадно накапливали деньги, власть, открывали отделения своей супер-мега-общины по всему миру, коллекционировали гоночные автомобили, и даже допускали вольности в обращении с ученицами — в общем, совершали явно не «просветленные» действия, словно в насмешу над своим самозваным титулом «Гуру» или даже «Аватара», «Бхагавана». В свете таких событий не удивительно, что страх «попасть в секту» часто берет верх над желанием «найти Гуру» даже у людей, которые активно интересуются и занимаются йогой.

Признаки настоящего Гуру:

Безусловно, только истинно просветленный может на 100% точно опознать — кто Гуру, а кто «только учится» а то и притворяется. Но есть несколько верных «народных» примет, как опознать Гуру:

  1. Когда вы встречаете этого человека, вы тут же испытываете беспричинную радость. Вам очень легко с этим человеком. Само его (ее) присутствие приносит радость. Это первый хороший признак при поиске Гуру. Если человек вызывает раздражение, тяжелое чувство на сердце — не факт, что это совсем шарлатан, но это точно не ваш Гуру.
  2. «Яблоню по яблокам». Считается так: истинный Гуру не тот, у кого больше всех последователей (у поп-звезд и актеров их может быть еще больше, но ведь они не Гуру), а тот, у кого больше всего просветленных учеников. Присмотревшись к горстке приближенных учеников Гуру, можно примерно оценить уровень его собственной духовности. «Скажи мне, кто твой ученик — и я скажу, Гуру ты или нет». Если человека окружают экзальтированные, эмоционально нестабильные люди, с проблемами физического здоровья, которые нуждаются в его постоянном присутствии — вы скорее всего имеет дело с сектой. Истинный Гуру дает своим ученикам свободу, делает их сильными во всех отношениях (т.к. заранее готовит свой уход).
  3. Гуру может быть внешне обычным человеком, не отличаться какой-то выдающейся внешностью, быть бога т или беден, красив или дурен собой, совершенно здоров или насквозь стар и болен, толст или худ, может быть высокообразованным или безграмотным (история видела разные примеры). Но в любом случае, этот человек глубоко укоренен в покое, радости, равновесии. Он может быть строгим, даже грубым — но злым, раздраженным — никогда. Он не беспокоится ни по мелочам, ни по важным (с нашей точки зрения) вопросам. Его ничто не «выводит из себя»: ни радости, ни горести. Основное ощущение рядом с истинным Гуру (даже если это не ваш Гуру!) это необъяснимый покой и беспричинная радость (см. п.1). Человек, который только хочет казаться Гуру, будет неизменно рождать у вас внутри беспокойство, играть на ваших чувствах, пытаться манипулировать — он будет жестко вас критиковать или, наоборот, неожиданно хвалить — чтобы привязать к себе методами банального психологического воздействия.
  4. Человек, который не преодолел своих сексуальных желаний, и постоянно нуждается в проявлениях внимания от других людей — не является Гуру, он не поднялся на сверхчеловеческий уровень и соответственно является в лучшем случае таким же ищущим, как вы сами. Ему нечему вас научить и нечем поделиться. Показать путь может только тот, кто уже его прошел. Гуру, который всегда окружен учениками — вряд ли настоящий, истинный Гуру находит время и возможность совершать ретриты (отшельничество).
  5. Гуру не копит богатства (хотя может ими обладать по судьбе). Любые проявления накопительства, коллекционирование красивых или дорогих вещей, забота о своей денежной выгоде — явный признак лже-Гуру. Этот человек может быть интересным собеседником, зажигательным оратором, даже сильным йогом — но он еще не преодолел своего собственного Эго — а значит, опять же, никаких шансов, что он поможет в этом вам!
  6. Гуру никогда не будет заставлять вас делать что-то особое в миру (что не относится к практике йоги) или жертвовать ему деньги. По большому счету, истинному учителю ничего не надо от ученика, кроме того, чтобы он шел по пути саморазвития — и то если только на то будет добрая воля того, никогда не насильно!
  7. Наконец, еще одно: в тех же самых трактатах, которые подчеркивают важность поиска Гуру, дается совет-предостережение: перед тем, как признать в ком-то своего Гуру, надо его тщательно исследовать, узнать его жизнь и биографию, хорошие и плохие стороны, пожить рядом с ним некоторое время, а уже потом основательно поразмыслить и принять решение. «Часто и люди выбирают Гуру, и Гуру принимают учеников без надлежащей проверки. Такие союзы всегда заканчиваются недопониманием, недовольством, раздорами и скорбью»**. Будьте же мудрыми, даже если вы еще только ученик, а не Гуру.

*Шри Чинмой. «Учитель и Ученик».

**Свами Нараянананда. «Практические советы по достижению Самадхи». Глава 8. Гуру и его необходимость.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

 Источник: Леди.mail.ru

На пути йоги очень важен знающий проводник, и этим проводником должен стать ваш преподаватель.

Вечные ценности

Мы уже говорили о том, что в древности йогическое знание передавалось устно, от учителя к ученику. Понятно, что фигура учителя в индийской традиции имела особое значение. «Изучение йоги не похоже на занятия в учебном заведении, где аттестат или диплом получают в определенный, заранее назначенный срок, — пишет Б.К.С. Айенгар в первой части своей знаменитой книги «Прояснение йоги» («Йога Дипика»). — На долгом пути йоги встречаются препятствия, трудности и огорчения, преодолеть которые помогает гуру. Слог «гу» значит тьма, а слог «ру» — свет. Только тот может называться гуру, кто удаляет тьму и несет просветление. Понятие «гуру» глубоко и многозначно.

Это не просто учитель или руководитель, это духовный наставник, который учит жизненному пути». Если вспомнить, что книга писалась в начале 60-х годов ХХ века, во вполне продвинутые времена рок-н-ролла, можно понять, насколько глубоко укоренилось в сознании индийцев древнее, первоначальное представление о том, каким же должен быть учитель.

Конечно, мы живем совсем в другом мире, но главные вещи остались неизменными: потому-то они и называются вечными ценностями. И отношения между учителем и учеником — как раз из числа. «Эти отношения совершенно особенные, их не сравнить с отношениями между друзьями, родителями и ребенком, мужем и женой, — продолжает Б.К.С.Айенгар. — Гуру не знает эгоизма; не думая о славе или выгоде, он преданно ведет своего ученика к цели, следит за его успехами, верит в него, и напряженно трудится, дабы ученик усвоил учение. Гуру побуждает ученика задавать вопросы, думать, анализировать и познавать истину».

Возможно, эти слова кому-то покажутся слегка патетическими. Но их наверняка поймут те, кому посчастливилось хоть раз в жизни встретить настоящего учителя: математики, литературы, языка или живописи; или же просто мудрого человека, советам которого можно доверять на все сто процентов. Ну а если такая встреча пока не состоялась, значит, самое интересное впереди.

Практические советы

Во-первых, надо узнать, сколько времени ваш потенциальный преподаватель практикует йогу — в идеале, это как минимум пять лет. Во-вторых, выяснить, какие у него есть сертификаты, проходил ли он обучение у опытных наставников. И третье: надо понять, какая школа за ним стоит. Елена Ульмасбаева, президент федерации «Йога-Практика», советует выбирать традиционные направления, которые пришли к нам из Индии, родины йоги.

«Очень важно, чтобы ваши цели и цели преподавателя совпадали, — говорит она. — Поэтому сразу спросите себя, чего именно вы хотите от занятий йогой. В самой Индии есть множество школ, преследующих самые разные цели, но в странах Запада основной акцент все-таки делается на физическое и психическое здоровье. Если йога для вас — способ обретения телесного совершенства и эмоционального равновесия, лучше всего подойдет метод Айенгара».

А вот к модным неоиндуисткими течениями, к тем школам и учителям, которые активно внедряют в ум ученика мистические идеи, не имеющие ничего общего с классической йогой, относитесь с осторожностью. Подлинный учитель не будет «вещать», сходу загромождая ваше сознание философией или метафизикой: идея йоги — освободить, «опустошить» ум. Тогда мыслям будет там просторно, и среди них обязательно появятся какие-нибудь прекрасные.

В том, чтобы на начальном этапе уделять внимание только очевидному — построению асан, технике дыхания — есть глубокий смысл: как некогда говорил Кришнамачарья, внешнее положение тела легко поправить, если что-то пошло не так, а вот ум может завести куда угодно.

Вопрос доверия

Принципиально важно, чтобы учитель внушал уважение и доверие — в йоге это не просто дань традиции, в этом есть некий функциональный смысл. Дело в том, что во время практики ваше тело должно слушать учителя, а разум — полностью доверять ему. Если персона преподавателя вызывает какие-нибудь негативные чувства или даже просто ассоциации и воспоминания, значительная часть энергии во время занятий будет уходить на преодоление внутреннего сопротивления. Поэтому постарайтесь найти человека, к которому вы действительно испытываете доверие и симпатию.

Что же касается манеры преподавания, то тут все зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся требовательные учителя, которые дают достаточно большую нагрузку, другим — те, у кого подход более мягкий. И хотя универсальных законов не существует, кое-какие советы все-таки можно дать. Например, очевидно, что женщине, если у нее есть специфически женские проблемы, лучше заниматься у женщины-преподавателя. Большой плюс, если у вас и у вашего учителя схожи темперамент и структура тела: в этом случае преподаватель сразу видит все ваши проблемы, и, выстраивая вашу индивидуальную практику, особенно хорошо понимает, что и как нужно делать именно вам.

Часто, закончив ознакомительный класс, ученики так и продолжают заниматься у своего первого учителя. И все же, мы советуем походить к разным преподавателям — так сказать, для расширения кругозора: каждый дает материал чуть-чуть по-другому, а значит, вы сможете больше узнать о технике выполнения асан и заметить детали, на которые раньше, возможно, вообще не обращали внимания.

Вот так, опытным путем, вы обязательно придете к «своему» учителю. Тем более что это движение навстречу — двустороннее: не только ученик ищет настоящего учителя, но и учитель нуждается в подлинном ученике. Ученике, о котором Б.К.С. Айенгар пишет так: «У искателя высшего типа устойчивый ум, он мужественен, независим, благороден, милосерден, снисходителен, правдив, храбр и почтителен, тверд в занятиях йогой. Таких людей гуру обучает Хатха Йоге».

Так что, когда вы рано ли поздно встретите «своего» учителя, задумайтесь: а кто же кого нашел? Вы — вашего гуру? Или все-таки он — вас?

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

В этой статье разберём очень важную тему – духовные учителя, Мастера, гуру. Кто Они такие, и зачем Они нужны?

В каждой действительно серьёзной книге по духовному развитию, в серьёзных книгах о йоге, говорится, что у стремящегося к полному совершенгуру, найти гуруству должен быть гуру.

Из биографий великих, величайших йогов, которые уже и сами стали Мастерами, также становиться ясно, что у них у всех были их учителя – полностью реализованные Мастера. Более того, все выдающиеся йоги однозначно говорят о том, что это благодаря их Мастерам они смогли достичь в жизни всего, чего достигли.

Так кто такой гуру?

В переводе с санскрита гуру – рассеивающий тьму невежества. Гуру – это не просто учитель, который знает чуть больше, чем мы и может поделиться с нами информацией. Гуру – это духовный учитель, который не просто знает что-то, он стал этим! Истину нельзя познать умом (манасом), ею можно только стать, расширив Сознание от состояния маленькой капли (души отождествленной с эго и считающей себя механизмом тела – ума — чувств т. е. определённой личностью), до безбрежного состояния океана, в котором прибывают все капли мира – это и есть Божественное Сознание. Истинный гуру — обладает таким сознанием.

Очень понятной данная разница становится из притч про Конфуция и Лаоцзы. Чтобы данные истории принесли полную ясность, прочитайте пожалуйста маленький исторический обзор об этих мастерах в документе Конфуций и Лаоцзы.

А теперь сами притчи:

Во многих притчах и историях присутствует терминология, в которой умного и даже отчасти мудрого человека, но всё же не обретшего состояние Единства со своей высшей природой, называют учителем, а вот того, кто состояние Единства (а йога это как раз-таки и есть состояние единства) обрел – называют Мастером.

Зачем и кому нужен гуру?

Нужен ли человеку гуру – истинный Мастер, освобождающий душу от тьмы невежества, лучше всего знает только сам человек. Действительно у всех разные цели и понимание того, что нужно для счастья (хотя разные ли?), да и сам духовный путь сравним с подъемом на гору:гора, йога

Километров за 20 до горы – местность относительно равнинная, идти легко, прогулка приятная, зачем тут помощь? Идёшь себе и идёшь. Можно долго так гулять, может кто-то и не знает, что впереди есть гора, а если и знает, то может ему нет до неё дела.

Но вот кто-то всё-таки прямо к горе идёт…опять же, может просто посмотреть идёт. Посмотрит и пойдёт ещё куда-нибудь. Здесь тоже помощник не нужен.

Но вот я, например, целенаправленно хочу не просто посмотреть, но ещё и забраться на гору!

Зачем мне это? Душа прямо требует! Чувствую, что хочу и что это самое истинное желание, которое у меня вообще только есть в жизни! В общем, я туда точно полезу, но…гора очень высокая и крутая. Да и тропинок на подъем как-то уж совсем много…

Выбрала я одну…пошла…а через пару километров тупик…вернулась, выбрала ещё одну, пошла…тут слышу голоса какие-то, я осторожно подкралась поближе, а там разбойники смеются и хвастаются, как умно они обманули свою последнюю жертву.

Очень тихо и осторожно я как можно скорее незаметно от туда убралась .

От куда-то справа послышался рёв медведя…сверху донёсся шум падающих камней..и уже смеркается…

А мне надо на гору, ну точно знаю! Здесь, на том уровне сознания, на котором я сейчас нахожусь, жить больше вообще не хочется!

И вот тут приходит полное понимание того, что мне нужен проводник. Такой проводник, который уже забирался на эту гору и знает, как это делается.

Мне нужен гуру.

Парамаханса йогананда, Реальность йогиТе люди, которые говорят, что им гуру не нужен, что они сами хотят идти, что они хотят у всех Мастеров по чуть-чуть учиться, просто либо не имеют цели подняться на вершину горы, либо не понимают какие опасности могут их подстерегать. Может их душа сейчас и не требует этого, поэтому здесь никого торопить не надо. Всему своё время. Одно воплощение – это только один кадр из огромного — бесконечного фильма жизни. Наши души знают весь сценарий и в нужное время, через интуицию постараются направить в нужном направлении.

Однако же серьёзно настроенным идти по духовному пути, следует запомнить сравнение данное Парамахансой Йоганандой:

Идти по духовному пути без гуру — это всё равно что пытаться пройти по зыбучим болотам, при том что рядом проложена высокоскоростная трасса.

Какого гуру выбрать?

Хорошо. Я осознаю, что гуру мне нужен, прямо-таки необходим, как воздух. Где же мне его искать?

Есть такая велика фраза:

«Готов ученик, готов и учитель».

Когда ученик готов, гуру сам появится в его жизни. И только так.

Задача ученика – стать готовым.

Как стать готовым для встречи с гуру?

Неужели есть хоть один человек в этом мире, который, считает себя абсолютно совершенным? Неужели люди сами не знают как им стать лучше?

Направление указано с самого детства.

Чему сказки учат?

Доброте, вежливости, спокойствию, смелости, аккуратности, благодарности, усердию, щедрости, мудрости, терпению.

Чему священные писания учат?

Доброте, любви, прощению, щедрости, принятию, доверию Богу, усердию, мудрости, терпению.

Чему Ямы и Ниямы учат?

терпение reality-yogaДоброте, любви, непривязанности, чистоте, бескорыстию, доверию Богу, усердию, терпению, уважению.

Кто не знает вышеназванного направления, в котором нужно себя улучшать?

Это и есть подготовка себя, чтобы стать готовым для встречи с гуру. А тренироваться в этой подготовке можно на ком угодно, особенно эффективно в этом деле помогает семья, родственники и коллеги по работе:) Если научиться в любых житейских ситуациях оставаться совершенно спокойным, любящим, доброжелательным и счастливым, то…либо вы и так святым станете, либо Он появится по первому же зову:)

Возвращаясь к образу с горой …

Вот поняла я, что мне нужен проводник для подъема на гору. Вернулась я в ближайшее селение и стала его искать. Нашла я того, кто поднимался на гору, даже пятерых нашла. Но те посмотрели на меня и единогласно сказали – экипировки нет, мускулы слабые – не поднимешься. Укрепляй тело и доставай снаряжение.

И ещё напоследок добавили – и не верь, если кто-то скажет что и так тебя проведёт, а то тут случаи разбоя участились.

И я побледнела, вспомнив довольных разбойников и их убитую жертву…слава Богу, что я им не попалась.

намастеКороче говоря, в тот момент мне гуру не был нужен. Даже несмотря на то, что я считала, что он мне нужен.

Накачивать мускулы и зарабатывать деньги на снаряжение, я могу и без него. И если я хочу подняться на гору, то должна это сделать, есть очень много того, что человек должен сделать сам, не потому что хочет делать сам из-за сильного эго (которое является самым большим препятствие на духовном пути и мешает встречи с гуру), а потому, что стать осознаннее, развить концентрацию, силу воли и интуицию, проще всего через достижение правильных, благостных целей.

Когда ученик готов, учитель появляется.

И вот, приложенные мною усилия дали результат – тело крепкое, снаряжение имеется. Я радостно и уверенно иду в ту деревню. Теперь то уж меня проведут на гору!

Теперь проведут.

Однако здесь вышеприведенную аналогию с горой я заканчиваю, потому что духовный мир имеет свои более тонкие законы, в которых будет меньше путаницы, если говорить о них конкретно.

Самое важное что даёт гуру.

Гуру – истинный учитель, уже есть у каждого из нас. И я говорю не просто об интуиции, о Высшем Я, которое так же у всех есть, даже если многие Его подсказок не слышат. Я говорю о вполне конкретной великой душе, которой по сценарию игры Жизни прописано быть нашим помощником на пути к полной духовной самореализации.

Этот мир функционирует по определённым правилам, Вездесущее Сознание – Бог всё это сотворивший не склонен нарушать эти правила, хоть и делает это иногда. Правила освобождения очень хорошо иллюстрирует следующая история вначале 32-й главы из книги «Путь» Свами Криянанды:

Чтобы освободиться гуру обязательно нужен (за редчайшим исключением, которые конечно же бывают). И у нас уже есть гуру. Если мы готовы, то через интуицию ОН укажет путь к себе.

йога единство будда христос кришнаИ когда Он появляется и ученик сонастраивается с Ним происходит удивительнейшая трансформация внутренних энергий подсознания ученика. Гуру, как огромный магнит перенаправляет все тенденции, кармические склонности и привычки ученика в направление, которое будет максимально конструктивным для духовного прогресса ученика. Гуру сжигает карму, гуру вытаскивает из всех неприятностей, Он берёт полную ответственность за ученика и спасает от всего, при условии полного доверия-открытости со стороны ученика. Без такой открытости, гуру просто не сможет помочь, его энергии не смогут наполнить чащу, которая и так уже полна самомнением и гордыней. Обязанность ученика – стремиться быть настроенным на гуру и искренне стараться выполнять его указания, даже если эго очень сопротивляется.

Вот ещё один отрывок из книги «Путь» на эту тему:

Должен ли гуру быть в теле?

Более подробно на эту тему в статье Кто лучше — гуру в теле или без тела? , здесь скажу только, что для гуру быть в теле совсем не обязательно – тот, кто обрел состояние Вездесущности – находится везде и может для благословения использовать какой угодно канал. благословение reality-yoga

Благословение обязательно: такое благословение могут передать преданные ученики данного Мастера, даже если сами они ещё не Мастера, при условии, что они имеют благословение на такую передачу.

Для более полного понимания данной, очень красивой и глубокой темы – важность гуру на духовном пути, я рекомендую вам следующие книги:

«Автобиографий йога» Парамахансы Йогананды

«Путь» Свами Криянанды

«Жизнь среди гималайских йогов» Свами Рамы

«Путешествие домой» Радханатха Свами

Для людей любящих православие, очень рекомендую книгу «Откровенные рассказы странника Отцу своему Духовному».

Пример точности (точнее её отсутствия) в указаниях гуру, хорошо показан здесь — Точные наставления гуру ученику

и в этом видео:

И в любом случае, прикладывайте усилия к исполнению Ямы и Ниямы, развивайте концентрацию, интуицию и силу воли – это те качества, которые во всех путях являются обязательными для подъема на гору — полной духовной реализации.

вершина горы, вид сверху, самореализация, самадхиБудьте счастливы, мой дорогой читатель!

Жду ваши комментариев и до встречи в реальности йоги.

Так же очень хорошее объяснения о том кто такой гуру и зачем он нужен есть в этом видео:

И в этом видео:)

Когда-то давно своим гуру я считала друга, который раньше меня начал заниматься йогой и интересоваться индуизмом. Я принимала все его рассказы за чистую монету, пока не познакомилась с его гуру. Этот человек объяснил мне все иначе, открыв йогу совершенно с другой стороны. Через некоторое время я прочитала книгу «Автобиография йога» Парамахансы Йогананды и, обнаружив в ней ответы на многие беспокоившие меня вопросы, приняла решение считать своим гуру ее автора. Но и тут не срослось: в этой же книге было сказано, что, например, знания о крийя-йоге, которая меня интересовала, передаются только при непосредственном контакте ученика и учителя. Поэтому я решила разобраться, кто же такой гуру, как его искать и действительно ли он нужен.

Слово «гуру» плотно вошло в обиход. Обычно так называют очень хорошего специалиста в какой-либо области или просто любого учителя. В переводе с санскрита «гуру» значит «важный», «достойный», «великий», «мастер». В индуизме и буддизме гуру — это не просто любой учитель, а именно духовный наставник.

Первыми гуру в Индии были мудрецы-отшельники, передававшие знания и опыт новому поколению в то время, когда не было ни учебников, ни методик, и все обучение проходило на интуитивном уровне. Важную роль играли жесты, взгляды и душевная близость ученика и учителя. Считалось, что гуру мог изменить карму ученика, а ученик — вызвать образ умершего гуру, чтобы обратиться к нему за помощью. Согласно Ведам, только гуру может привести к пробуждению, и этим он отличается от учителя: приходя с вопросом к учителю, человек находит ответ, а приходя с вопросом к гуру, человек обретает просветление.

Я расспросила инструкторов «ЖИВИ!» о том, есть ли у них гуру.

Юлия Зайченкова нашла своего гуру, увидев его на фотографии. В доме одного из ее учителей Юле попался на глаза портрет индийского мастера Рамана Махарши, жившего в первой половине XX века, и в тот момент она настолько расчувствовалась, что даже не смогла сдержать слез. Сейчас она считает своим гуру нашего современника, учителя Карла Ренца, которого называют аватаром Рамана Махарши, и всегда старается встретиться с ним при первой же возможности.

Рави Кумар рассказал мне, что его гуру — Ширди Саи Баб — жил более ста лет назад, и он общается с ним с помощью медитаций. «Я делюсь с гуру, как с близким человеком, всем, что у меня происходит, — говорит Рави, — задаю беспокоящие меня вопросы, прошу о помощи. Во всем, что происходит потом в моей жизни, я нахожу его ответы». Рави сам выбрал своего гуру, когда учился в десятом классе: часто ходил в его храм, читал о нем и в какой-то момент решил, что будет прислушиваться именно к нему.

А вот Инна Видгоф пока не ощущала потребности в том, чтобы обрести своего гуру. «Мне посчастливилось встретить множество людей, которые заряжали меня своей энергией, стимулировали развитие, советом или примером помогли принять нужное решение, пойти в правильном направлении, — говорит Инна. — Но гуру у меня нет, и пока что я его не ищу. Сейчас мой главный учитель — полуторагодовалая дочка. Общаясь с ней, я очень много нового узнаю о себе, меняюсь, становлюсь более чуткой».

Нет гуру в классическом его понимании и у Алены Мордовиной. «Все, с кем я взаимодействую, чему-то учат меня, — говорит Алена. — Я придерживаюсь тезиса “Никто мне не друг, никто мне не враг, а каждый мне учитель, и все, что происходит в моей жизни, учит меня чему-то”. Я много училась у разных мастеров, каждый из них что-то дал мне, но ни один не дал ответы на все вопросы. Целостную картину мира я собрала из частиц того, что мне дали они все».

А в кундалини-йоге, по словам Алексея Меркулова, гуру вообще трансцендентен. «Он повсюду, — говорит Алексей, — и он не может быть персонализирован. Он в каждом вдохе и выдохе, он и есть дыхание. Учит людей учитель, а не гуру. То есть я, например, не гуру. Учитель дает ученику невыполнимые задания, провоцирующие его развитие».

Многие ищут своего гуру, посещая семинары и ретриты учителей различных восточных школ, которые сейчас часто приезжают в Россию. Прошлым летом у меня был опыт общения с тибетским учителем Гарченом Ринпоче, который проводил в Подмосковье четырехдневный ретрит. Обстановка была потрясающая, все дни я чувствовала покой и приятное расслабление. Но было сложно не заметить, что многие люди участвовали в ретрите, потому что «так надо», и не вкладывали в это всю душу. Вот небольшой эпизод. Учитель настоятельно рекомендовал всем исключительно вегетарианское питание во время ретрита и даже просил отказаться от лука и чеснока. Одна из девушек за ужином предлагала отварить сосиски, а потом на посвящении стояла в первых рядах. Конечно, мелочь, но ведь из них все и складывается.

На ретрите происходило так называемое посвящение: учитель объяснял медитации, затем проводил их и благословлял учеников. Когда народ выстроился в очередь за благословением, я поняла, что не хочу подходить. Меня мучили сомнения. Вот получу я что-то — и куда я это направлю? Как должна измениться моя жизнь после этого? Накладываю ли я на себя какие-то обязательства? «Не уверена — не вписывайся», — сказала я себе, и даже уговоры подруги на меня не подействовали.

Но на другой день во время другого посвящения мне вдруг захотелось подойти к нему, и я решилась. Практика была посвящена состраданию, и когда после медитации я подошла к учителю, именно в этот момент чувства, которые я начала испытывать во время медитации, накрыли меня огромной волной. Это было сильно и поразительно.

Несмотря на этот эпизод, я не почувствовала, что тибетский мастер стал моим гуру. Наверное, для этого должна установиться более серьезная духовная связь. Кроме того, Юлия Зайченкова советует не торопиться с выбором гуру. «Будьте осторожны и опасайтесь мнимых учителей, — говорит она. — Стоит собрать информацию о том, чем живет, как живет этот человек, не должно быть и доли сомнения в его благочестии. У истинного Гуру отсутствует эгоизм. Если он, например, бросил семью, стоит задуматься о его порядочности — ведь он не выполнил свой долг. Настоящий гуру не привязан ни к чему, он ничем не обременен, его невозможно зацепить, спровоцировать на что-либо».

Но главный вопрос — нужно ли это вообще?

Рави Кумар Довлуру: «Если даже вы занимаетесь только телесной практикой йоги, вам нужен гуру, чтобы достичь целей, которые вы перед собой ставите».

Инна Видгоф: «Самое главное в йоге — это развитие, духовный рост. Если вы чувствуете это развитие без всяких посвящений, то гуру вам и не нужен, а если никакого роста нет, то гуру вряд ли поможет».

Юлия Зайченкова: «Обязательно должен быть человек, который доказывает вам правильность выбранного пути. Гуру отличается от учителя тем, что он не дает практик, заданий, но благодаря его милости человек начинает понимать, куда и зачем он идет. Достаточно одного его взгляда и присутствия, чтобы человек вспомнил свою природу и почувствовал просветление».

Алена Мордовина: «Наше духовное развитие зависит от того, как мы реагируем на все, что с нами происходит. Кому-то в процессе такого развития нужен гуру, кому-то — нет. Если у вас есть гуру — хорошо, если нет — вы не готовы к этому или он и вовсе не нужен. И не надо расстраиваться и переживать по этому поводу».

А что думаете вы? Обязательно ли каждому йогу нужен свой гуру?

Отношения гуру и ученика | Традиции гуру | Как найти гуру?

«Чтобы зажечь свечу, нужна еще одна свеча, уже горящая; точно так же, непросветленные люди нуждаются в помощи просветленного гуру».
Свами Шивананда

На санскрите слово «гуру» означает «устраняющий тьму и неведение». Этот термин имеет отрицательный оттенок: он ничего не говорит о том, что гуру вам что‑либо дает. Речь идет лишь о том, что он нечто устраняет. Он устраняет умственные блоки и препятствия, мешающие спонтанному сиянию света истины. Роль гуру заключается в том, чтобы удалять завесы невежества, предубеждений и психологического обусловливания, через которые не могут проникнуть лучи уже существующего света. Чем больше мы избавляемся от этого накопившегося мусора, тем больше будет наше осознание самих себя и всего сущего. Гуру может применять чрезвычайно разнообразные средства. Он может давать личные наставления; вдохновлять своих последователей, порицать учеников за (адхармические) поступки, не согласующиеся с их природой, и направлять их на совершение действий, которые соответствуют их физической и психологической конституции (дхарме). Но независимо от используемого метода, его цель одна и та же – более высокое осознание.

Отношения гуру и ученика

В личных отношениях между гуру и учеником, гуру, благодаря своему более высокому осознанию, может ясно видеть психологические блоки, которые сам ученик не в состоянии распознать. Он принимает меры, чтобы помочь ученику устранить их любыми средствами, которые сочтет подходящими и оправданными. Гуру дает силу, без которой невозможно продвижение в духовной жизни, и божественную любовь, делающую эту жизнь столь вознаграждающей и радостной.

Влияние гуру на жизнь ученика очень реально, но не всегда очевидно. Как правило, этот процесс происходит на тонком уровне, и отношения между гуру и учеником на физическом уровне имеют к нему малое отношение. Во многих случаях ученик никогда или почти никогда не встречается с гуру физически. С другой стороны, ученик полностью отдает себя гуру, используя его как средоточие своих духовных устремлений. В каком‑то смысле, цель духовной жизни, неважно в какой конкретной религии или философии, состоит в превосхождении индивидуального «я» и соединении с бесконечной природой гуру. Гуру – это врата в бесконечное, через которые старается пройти ученик. Гуру служит инструментом Бога, к которому все мы стремимся. Он не заинтересован в своих учениках с личной точки зрения. Он стремится вести всех нас за пределы нас самих к реализации вечной истины.

Единственная причина, по которой гуру сохраняет свою индивидуальность, вместо того, чтобы соединиться с абсолютом, заключается в том, что он необходим своим ученикам. Будучи людьми, мы нуждаемся в человеке, играющем роль канала или пути, через который мы можем направлять свои высшие устремления и получать подлинно эффективное руководство. Немногие люди способны непосредственно поклоняться и отдавать себя абстрактному, безличному Богу. Кроме того, невозможно вступать на высшие пути йогической садханы (духовной практики) без руководства кого‑либо, знающего ее сложности и ловушки. Гуру не нуждается в нас, но мы нуждаемся в гуру.

Любовь между гуру и учеником включает в себя и превосходит все другие человеческие отношения – матери и ребенка, мужа и жены, близких друзей. Именно через посредство взаимоотношений гуру и ученика, потенциал и энергия последнего обретают форму и направленность для достижения наибольшего возможного блага в мире в качестве части божественного плана.

Традиции гуру

Традиции гуру существуют во всех религиозных системах мира. Основателями и центральными фигурами всех мировых религий были гуру: Христос, Мохаммед, Будда, Заратустра и многие другие. У этих гуру миллионы учеников, несмотря на то, что они более не существуют в человеческой форме, чтобы руководить своими последователями; вместо этого другие гуру взяли на себя передачу их учений. В наши дни папу римского можно считать гуру католиков, а Далай Ламу – гуру тибетских буддистов. В Индуизме существует 4 джагатгуру (всеобщих гуру) в 4-х центрах в разных концах Индии; они играют роль духовных вождей для миллионов индуистов. На более личностном уровне каждого священника, пастора, муллу, рабби и т. д. можно считать гуру группы людей, которым он дает духовные наставления. Гуру существовали даже в древних культах. Друиды были духовными наставниками, помогавшими своим ученикам достигать более высоких уровней осознания. В древнем Египте, Греции и т. д. многие известные философы: Гермес Трисмегист, Платон, Сократ, Архимед и другие – были гуру и имели множество учеников. Лао-цзы, Шанкарачарья, Кабир, Гуру Нанак, Св. Августин, Св. Тереза, еврейские пророки, суфийские святые и другие, слишком многочисленные, чтобы их можно было здесь упомянуть – все они были гуру. Эти учителя вдохновляли и наставляли людей на духовном пути. Возможно, их слова были разными, но у них была одна и та же цель: истина, сознание и блаженство.

Гуру – это необходимая часть жизни. Его роль составляет суть всех мистических систем. Как только мистическая система отвергает или утрачивает традицию гуру, она перестает быть мистической. Она не приносит результатов. Она сохраняет все законы, правила, формальности и ритуалы; она сохраняет структуру или внешнюю оболочку. Но она утрачивает свою сущность или свой движущий дух. Эта сущность – свет гуру. Именно он открывает ученику глаза на невозможное.

В Индии есть особый день, день полнолуния в месяц Ашадха (июль), который традиционно называют Гуру-пуурнима. В этот день ученики воздают дань уважения гуру, либо мысленно, на расстоянии, либо лично. В то же самое время гуру вспоминают своих собственных наставников.

По существу, мы можем считать своим гуру любого, с кем мы встречаемся в жизни, так как каждый человек может нас чему‑нибудь научить. Даже враги могут быть нашими лучшими учителями, поскольку они ясно высвечивают и показывают нам наши величайшие проблемы, препятствующие более высокому осознанию. Когда мы узнаем о своих психологических комплексах, наиболее глубокие из которых мы обычно не осознаем, то можем предпринимать шаги для их устранения.

Как найти гуру?

Если у вас нет гуру, вы можете задать законный вопрос: «Как мне его найти?» Ответ состоит в том, чтобы просто продолжать искать и следовать по пути Тантра-йоги или любой другой системы в качестве средства достижения большей умственной и физической гармонии. Это будет усиливать вашу чувствительность и восприимчивость, и со временем ваш гуру найдет вас. Мы не можем найти гуру, поскольку не способны его распознать. Если мы пытаемся сами выбирать себе гуру, то делаем это согласно своим психологическим установкам и проекциям. А если мы выбираем учителя, который соответствует нашим теперешним психологическим прихотям, то никогда не сможем от них освободиться – устранить те самые аспекты нашей личности, которые держат нас в кабале. Мы должны оставаться открытыми и восприимчивыми, и стараться самостоятельно двигаться по пути Йоги к психической гармонии, избавляясь от своих текущих предубеждений. Один из способов делать это – при всякой возможности присутствовать на сатсанге (духовные наставления) мудрых людей. Вам нет нужды брать на себя какие‑либо обязательства, либо ограничиваться одним учителем или одними убеждениями – просто идите и слушайте. Это поможет вам ориентировать свою жизнь в положительных направлениях. Когда вы будете готовы, ваш гуру будет ожидать вас. Быть может, это будет в следующей жизни! Даже если вы не ищете гуру, он найдет вас. Гуру появляется, когда для этого приходит время.

Очень важно, чтобы наставник был подлинным гуру (садгуру), который сам полностью просветлен и обладает высочайшим видением. Такое существо постоянно живет в состоянии трансцендентального осознания, всегда пребывает в единстве с абсолютной реальностью. Даже хотя гуру живет и действует среди людей в мире, он един с этой бесконечной реальностью, ибо она представляет собой его внутреннюю природу, или «Я», равно как и сущность всех других существ, независимо от того, осознали ли они ее или нет. Человеческая индивидуальность гуру – лишь один крохотный аспект его существа. Его личность – это чистый и совершенный инструмент бесконечного, через который в окружающий его мир беспрерывно течет неограниченная сила.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Древние тантрические техники Йоги и Крийи. I»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фотографии на компьютере геншин
  • Как найти площадь сада 4 класс
  • Как родителям найти общий язык с детьми
  • Бесплатные картинки гугл как найти
  • Как найти частного логопеда