Как найти характерную роль

В идеальной команде работа каждого усиливает общий потенциал. Можно сказать, что все ощущают себя на своем месте и в своей роли. Но что это за роли?

Успешная команда состоит из людей с разными способностями и качествами, которые дополняют друг друга, сформулировал доктор психологических наук Рэймонд Мередит Белбин. Он предложил собирать и усиливать команды, исходя из того, какие роли в них еще не заняты.

В этих карточках мы коротко рассказываем про достоинства и недостатки каждой из девяти ролей.

Естественно, в команде не обязательно должно быть девять сотрудников — их может быть сколько угодно. Человек может совмещать несколько ролей или менять их с течением времени. Главное, чтобы каждый понимал свои задачи и никто не делал двойную работу.

Какая роль ключевая в моем проекте сейчас?

В любом продолжительном проекте есть шесть характерных этапов. На каждом этапе ключевыми оказываются разные роли.

  1. Определяем цель проекта. Лучше всего с такой работой справляются мотиваторы и координаторы.
  2. Придумываем, как реализовать цель. На этом этапе решающие роли у генераторов идей и исследователей ресурсов.
  3. Формулируем планы. Аналитики-стратеги составляют и взвешивают долгосрочные планы, а специалисты оценивают их реалистичность исходя из своей узкой и глубокой экспертизы.
  4. Поддерживаем контакты. Убеждаем руководителей и инвесторов в ценности идей и планов команды — это подходящая работа для исследователей ресурсов. Также умиротворяем тех, кто обеспокоен переменами, — здесь как рыба в воде ощутит себя душа команды.
  5. Организуем работу. Превращаем планы в конкретные процессы, рутину. За настройку процессов отвечают работники. А координаторы помогут вдохнуть жизнь в эти процессы — то есть стимулировать команду работать в новом ключе.
  6. Доводим работу до конца. На финальном этапе проекта на арену выходит контролер-завершитель. Ему может помочь работник, который гордится тем, что эффективно выполняет все, за что берется.
Можно объединить роли по темпераменту или по способностям. Так нагляднее можно увидеть, чего недостает команде

Как понять, какая роль — моя?

Чтобы определить, какие роли характерны для вас, пройдите этот тест 💫

Пара примечаний к тесту:

  1. В нем 8 ролей (не хватает Специалиста). Столько же ролей изначально было в модели Белбина.
  2. В тесте используются другие названия ролей, но их суть совпадает. Вот как роли из теста соотносятся с ролями из наших карточек:
  • Мыслитель → Генератор идей
  • Разведчик → Исследователь ресурсов
  • Формирователь → Мотиватор
  • Председатель → Координатор
  • Коллективист → Душа команды
  • Доводчик → Контролер
  • Исполнитель → Работник
  • Оценщик → Аналитик-стратег

Расскажите в комментариях, какая роль вам ближе всего. Вам свойственны те достоинства и недостатки, которые выделил Белбин?

Идеи, о которых вы сейчас прочитали, вошли в наш курс «Достаточно хороший руководитель». Это семидневная образовательная программа, где практикующие психологи обучают начинающих управленцев:

  • справляться с высокой ответственностью;
  • мотивировать коллег;
  • строить нетоксичную культуру в команде;
  • определять свои ценности и точки опоры.

Оставить заявку и узнать о курсе подробнее можно здесь.

11 июня 2021

Командные роли по Р. Белбину: как сформировать эффективную рабочую команду

free-icon-nine-oclock-on-circular-clock-54277.png Время чтения:  5 минут.

Когда в рабочей команде чётко распределены зоны ответственности и роли каждого участника в процессе — команда результативна и регулярно приносит пользу компании. Но часто бывает так, что сотрудники интуитивно выбирают свои командные роли. И если несколько человек дублируют друг друга по ролям и функциям — возникает конкуренция между сотрудниками и неэффективное распределение ресурсов внутри группы. Из-за этого снижается результативность всей команды. Теория Белбина о командных ролях создана, чтобы решить эту проблему.

Что такое модель Белбина, какие бывают роли, как их выявить у сотрудников и как собрать эффективную команду согласно ролям, рассказывает специалист по оценке и обучению HT Lab Анна Михмель.

Если нет времени читать всю статью — в самом конце приведены основные тезисы.

Что такое модель командных ролей Белбина

Рэймонд Мередит Белбин, доктор психологических наук и директор Belbin Associates Ltd, в 60–70-х годах создал теоретическую модель командных ролей. Она состоит из 9-ти типов и поделена на 3 группы: интеллектуальные роли — Генератор идей, Аналитик-стратег, Специалист; социальные роли — Душа команды, Исследователь ресурсов, Координатор; роли действия — Мотиватор, Реализатор, Педант.

Главная идея модели: рабочая команда наиболее эффективна, когда состоит из людей с разными способностями, образами мышления и личностными качествами. При этом важно, чтобы члены команды не просто отличались, а дополняли друг друга. Тогда процесс заработает по принципу конвейера, где каждый сотрудник исполняет свои конкретные функции в проекте, а затем передаёт его дальше, по цепочке.

Когда в команде налажен бизнес-процесс — никто из сотрудников не тратит время впустую, не делает двойную работу и не конкурирует между собой. Каждый участник понимает свою роль и делает ровно то, что от него ждут руководитель и его команда.

Разберём подробнее каждую командную роль, функции, плюсы и минусы.

Классификация девяти ролей Белбина: кто есть кто

Интеллектуальные роли

  1. Генератор идей — изобретатель и новатор. Как правило, это руководитель команды. Полезен на начальных стадиях проекта, либо когда рабочий процесс застопорился и необходим драйвер для продолжения движения;
  2. Аналитик-стратег — объективный и проницательный. Анализирует возможности по проекту, редко ошибается в оценке ситуации. Хладнокровный, часто интроверт. Полезен на стадии стратегического планирования;
  3. Специалист — целеустремлённый эксперт. Делится необходимыми знаниями с командой, профессионал в своей области. Полезен в начале проекта, когда нужно проверить технические нюансы.

Командные роли по Р. Белбину

Социальные роли

  1. Душа команды — мягкий и дипломатичный. Популярный человек в команде. Обладает эмпатией, создаёт в коллективе дружескую атмосферу, помогает решить конфликты между коллегами;
  2. Исследователь ресурсов — харизматичный энтузиаст, экстраверт. Умеет налаживать отношения, грамотно вести переговоры и договариваться о выгодных условиях с подрядчиками или новыми клиентами;
  3. Координатор — уверенный организатор. Обычно это лидер команды. Он распределяет задачи, устанавливает сроки выполнения, контролирует результат. Он хорошо знает свою команду и умело пользуется возможностями каждого сотрудника.

Командные роли по Р. Белбину

Роли действия

  1. Мотиватор — энергичный и ориентированный на успех. Такой сотрудник сам обладает высоким уровнем мотивации и мотивирует других. Ему нравится вести за собой команду и он неплохо с этим справляется. Не терпит неудач и чувствительно на них реагирует;
  2. Реализатор — дисциплинированный и трудолюбивый исполнитель. Настоящий солдат. На такого человека всегда можно положиться, он выполнит задачу в срок и сделает ровно то, что от него просят, консервативен. При выполнении задач всегда руководствуется здравым смыслом;
  3. Педант или контролёр — добросовестный и тревожный. Этот сотрудник, как правило, завершает проект, «причёсывает» работу всей команды. Он аккуратен и внимателен, требователен к деталям, не любит делегировать, перфекционист. С виду спокойный интроверт, но внутри часто переживает, иногда больше, чем нужно. Педант душой болеет за результат и ответственно подходит к своей работе.

Командные роли по Р. Белбину

Как выявить командные роли у сотрудников

Рэймонд Белбин в книге «Типы ролей в командах менеджеров» выделяет факторы, которые влияют на выбор командной роли для человека: 

  • Личностные особенности;
  • Интеллектуальные способности;
  • Внутренняя и внешняя мотивация, личные ценности;
  • Прошлый опыт;
  • Степень освоения командной роли.

Чтобы правильно выявить предпочитаемую человеком командную роль, рекомендуется проводить комплексное тестирование по трём блокам: мотивация, интеллект и личность. Если оценивать сотрудника с помощью какого-то одного теста — прогноз его поведения в команде может оказаться недостоверным. Для разных ролей важны разные факторы. 

Например, чтобы выявить Генератора идей, нужно оценить личность человека, его интеллект и мотивацию. В то время как для определения Реализатора достаточно оценить только мотивацию и личность. 

При этом с помощью тестирования нельзя узнать о прошлом опыте сотрудника и его степени освоения командной роли. Для решения этой задачи используется гибридная технология оценки, где тестирование совмещается с интервью с экспертом. Тест оценивает мотивацию, интеллект и личность, а эксперт, в личной беседе, выясняет прошлый опыт сотрудника, командную роль, которую человек выбирал на предыдущем месте работы и причины этого выбора. 

В результате комплексной оценки складывается полная картина о сотруднике, — его потенциале, способностях и личностных особенностях. 

Отметим, что один человек может сочетать в себе несколько командных ролей: одна проявляется больше, другая — меньше. Например, сотрудник может быть одновременно и Аналитиком, и Душой команды или Мотиватором и Реализатором. То есть, команда необязательно должна состоять из девяти участников, где каждый сотрудник исполняет одну конкретную роль. Главное, чтобы члены команды чётко понимали свои роли и взаимодополняли друг друга.

Как собрать рабочую команду по модели Белбина

После оценки и выявления командных ролей сотрудников можно приступать к формированию рабочей команды. Порядок отбора участников напрямую зависит от задачи компании и начинать отбор рекомендуется с наиболее значимых командных ролей для определённой цели. А дальше, под характеристики ведущих ролей, подбираются остальные члены команды, которые дополнят и сбалансируют первых участников. Разберём на примерах.

Если стоит задача «вывод нового продукта на рынок» или «разработка антикризисной стратегии», то первыми скрипками выступят интеллектуальные роли: Генератор идей, Аналитик-стратег и Специалист. Генератор выдвинет идею, Аналитик проанализирует рынок и предоставит заключение, насколько идея Генератора жизнеспособна, а Специалист даст свои рекомендации по реализации задуманного. 

Для задач «поиск новых партнёров/поставщиков» или «открытие нового магазина/филиала» незаменимыми будут социальные роли: Исследователь ресурсов, Координатор и Душа команды, ведь как раз они ориентированы на налаживание контактов между людьми и выстраивание долгосрочных деловых отношений. 

При формировании команды важен баланс, чтобы достоинства одних участников смогли компенсировать недостатки других. Например, Аналитик будет периодически спускать Генератора идей «с небес на землю», Душа команды поможет Педанту справиться с лишней тревогой, а Мотиватор будет вдохновлять Реализатора, когда тот, из-за нелюбви к новому, будет противиться переменам.

Подходите к созданию рабочей команды творчески, ведь органично сформированный коллектив способен эффективно справиться с любой поставленной задачей.

Что запомнить

  1. Если несколько человек в рабочей команде дублируют друг друга по ролям и функциям — возникает неэффективное распределение ресурсов внутри группы, снижается общая результативность. Теория Белбина о командных ролях создана, чтобы решить эту проблему;
  2. Модель Белбина состоит из 9-ти типов и поделена на 3 группы: интеллектуальные роли — Генератор идей, Аналитик-стратег, Специалист; социальные роли — Душа команды, Исследователь ресурсов, Координатор; роли действия — Мотиватор, Реализатор, Педант;
  3. Для того чтобы выявить командные роли у сотрудников, рекомендуется использовать тестовую оценку персонала. Для разных ролей важны разные факторы, поэтому оценка должна быть комплексной и рассматривать человека по трём направлениям: мотивация, интеллект, личность;
  4. После оценки можно формировать команду. Начинайте с самой важной роли для проекта, а затем подбирайте остальных участников так, чтобы они дополняли качества друг друга и нейтрализовали недостатки. Здесь важен баланс сил всей команды;
  5. Модель командных ролей Белбина поможет сформировать органичную рабочую команду, которая будет способна эффективно справляться с поставленными задачами и регулярно приносить пользу компании.

В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.

В эффективной команде вы со 100% вероятностью обнаружите, что каждый её участник четко выполняет отведённую ему роль. Несомненно, что для достижения поставленных командных целей, необходимо справляться со своей ролью «на отлично».

Но даже несмотря на то, что роли ясно обозначены, а обязанности распределены должным образом, команда все равно иногда неэффективна.

Как часто такое происходило в вашей команде? Быть может, некоторые члены команды не делают того, чего вы от них ожидаете. Возможно, люди в команде недостаточно гибкие, из-за чего важные детали упускаются из виду? А может быть кто-то, кого ценят в команде за их экспертный вклад в работу, не в состоянии разглядеть более общую картину, а кому-то ставят задачи, которые хотели бы получить другие. Возможно, один член команды находится в замешательстве, потому что он или она не согласен со своим коллегой в рабочих вопросах.

Доктор Рэймонд Мередит Белбин на протяжении многих лет занимался исследованием командной работы, и он обнаружил, что люди в командах стремятся выполнять различные «командные роли». Белбин обозначил командные роли как «склонность вести себя, принимать участие и взаимодействовать с другими определенным образом» и выделил девять таких ролей, лежащих в основе успеха каждой команды.

9 типов ролей в команде по Белбину. Трактовка командной модели

Белбин выделил девять командных ролей, выполняемых людьми, и распределил их по трём группам: нацеленные на действие, социальные и интеллектуальные. Каждая из этих ролей соотносится с характерным для неё поведением и сильными сторонами личности.

Он также выявил те слабые стороны, которые сопутствуют каждой командной роли, назвав такие характеристики «допустимыми» недостатками. О каждом поведенческом недостатке необходимо знать и постоянно улучшать их в сторону преимуществ.

Вот эти девять командных ролей:

Роли, нацеленные на действие

Мотиватор

Мотиваторы постоянно бросают вызов своей команде, чтобы улучшить ее в различных аспектах. Это энергичные экстраверты, получающие удовольствие от того, что стимулируют действовать других людей, постоянно задающие вопросы и находящие наилучшие подходы для решения проблем. Мотиваторы это те люди, которые сделают всё возможное и невозможное, чтобы задействовать все необходимые ресурсы для достижения цели. Они никогда не позволят своей команде остановиться на достигнутом результате.

Мотиваторы воспринимают препятствия как вызов, поэтому они смело устремляются навстречу трудностям, в то время как другие члены команды на его месте опустили бы руки.

Мотиваторы очень любят спорить, что в свою очередь может задеть некоторых людей. И эта черта, несомненно, является их главным недостатком.

Исполнитель

Исполнители — это эдакие «рабочие пчелки». Люди, которые делают работу и обеспечивают выполнение задач. Они преобразуют идею команды в рабочий план и практические действия. Обычно, работники компании консервативны, дисциплинированы, хорошо организованы, а работу они выполняют систематично и эффективно. Поручая задачи таким людям, вы можете быть уверены, что она будет выполнена должным образом.

С другой стороны, исполнители не склонны к переменам, тем самым проявляя свою негибкость.

Педант

Педанты выполняют свои проекты с особой тщательностью. Они скрупулёзно проверяют, нет ли ошибок или пропусков в проделанной работе, и уделяют внимание каждой мелкой детали. Педанты строго соблюдают установленные сроки и в случае задержек будут поторапливать команду, чтобы работа была выполнена вовремя. Их характеризуют как упорядоченных перфекционистов, стремящихся добросовестно выполнить вверенное им поручение.

Однако педанты порой могут необоснованно проявлять беспокойство, из-за чего им бывает трудно поручать задачи.

Социальные роли

Координатор

Те люди, которые выполняют традиционную роль лидера команды, в этом модели называются координаторами. Они направляют свою команду к обозначенной цели. Координаторы обладают умением слушать других людей, и способны рассмотреть истинную ценность всего, что привносит каждый член команды.  Они спокойны и уравновешены, и очень эффективно распределяют задания в команде.

Порой координаторы могут возложить на члена команды слишком много ответственности, что является их основным недостатком, а также они имеют склонность к манипулированию людьми.

Душа команды

Люди, исполняющие эту командную роль, неустанно поддерживают своих коллег и постоянно проверяют, эффективно ли работают вместе члены его команды. Такие люди являются посредниками между членами команды, они гибки, дипломатичны и перспективны. Будучи популярными людьми, они вполне являются способными работниками, которые ставят сплоченность команды во главу угла и помогают людям вокруг них уживаться друг с другом.

Допустимым недостатком таких людей может стать их склонность к нерешительности, нежелание принимать решения и брать на себя обязательства.

Исследователь ресурсов

Исследователи ресурсов крайне нестандартны и любопытны. Они исследуют всевозможные альтернативные решения, развивают связи и согласовывают распределение ресурсов от имени команды. Люди такого склада являются увлеченными и энергичными членами команды, которые выявляют заинтересованные стороны из вне и работают с ними, помогая команде справиться с поставленной задачей. Являясь по своей сути экстровертами, исследователи ресурсов легко идут на контакт, поэтому другие члены команды к ним благожелательно настроены и готовы воспринимать их идеи.

Но с другой стороны, они могут быстро потерять свой энтузиазм, а также часто бывают чрезмерно оптимистичны.

Интеллектуальные роли

Генератор идей

Генераторы идей – это творческие изобретатели, которых постоянно озаряют новые идеи и подходы. Им нравится, когда их хвалят, но критика способна особенно сильно задеть их. Генераторы идей зачастую интроверты и предпочитают работать в одиночестве. Порой они могут быть непрактичны из-за новизны своих идей.

Такие люди слабо взаимодействуют с другими членами команды и склонны пренебрегать заданными параметрами и ограничениями.

Аналитик-стратег

Такие люди наиболее хороши в анализе и оценке идей, которые высказывают другие члены команды. Аналитики-стратеги проницательны и объективны, они тщательно взвешивают все «за» и «против» каждого варианта, прежде чем прийти к какому-либо решению. Люди такого типа обладают критическим мышлением и подходят к решению задач очень стратегически.

Аналитики-стратеги воспринимаются членами своей команды как неэмоциональные и отстраненные люди. Они зачастую не склонны мотивировать своих коллег, предпочитая просто действовать, а не побуждать к действию других.

Специалист

Людей, обладающих специализированными знаниями, необходимыми для достижения командной цели, называют специалистами. Они гордятся своими способностями и работают для того, чтобы поддерживать свой профессиональный статус. Их работа в команде состоит в том, чтобы быть экспертом в необходимой области, и они полностью берут на себя обязательства, связанные с их специализацией.

Порой узкая специализация таких людей ограничивает их вклад в командную работу и ведет к чрезмерной озабоченности формальностями, что отвлекает внимание команды от более существенной работы.

Короткое резюме

Роли, нацеленные на действие Мотиватор Бросает вызов команде, чтобы сделать её лучше.
Исполнитель Превращает идею в действие.
Педант Гарантирует тщательность, заканчивает работу вовремя.
Социальные роли Координатор Исполняет роль лидера команды.
Душа команды Поощряет взаимодействие между членами команды.
Исследователь ресурсов Исследует возможности вне команды.
Интеллектуальные роли Генератор идей Представляет новые идеи и подходы.
Аналитик-стратег Анализирует возможности.
Специалист Обеспечивает специализированными знаниями.

Формирование сбалансированных команд

По словам доктора Белбина, осознание своей роли в определенной команде, поможет развить ваши сильные стороны и исправлять недостатки, как командного игрока, значительно улучшая ваш вклад в неё.

Руководители команд и специалисты, занимающиеся вопросами ее развития, зачастую прибегают к использованию теории командных ролей Белбина, чтобы сформировать более сбалансированную команду.

Если у всех людей в команде одинаковые модели поведения или они выполняют похожие роли, то такая команда является несбалансированной. Также несбалансированной будет и та команда, члены которой имеют схожие слабые стороны. Если же членам команды присущи одинаковые сильные стороны, то люди скорее будут соревноваться друг с другом за право выполнять поставленные задачи, чем помогать друг другу и работать сообща.

Зная об этих особенностях, вы сможете применять такую модель в своей команде, чтобы определить роль каждого человека в её составе и предупредить возможные поведенческие конфликты внутри коллектива.

Как применять модель командных ролей Белбина

Теперь, зная о каждой из командных ролей Белбина, это модель можно применять различными способами:

  • Используйте теорию о командных ролях, чтобы проанализировать вашу команду и помочь ей 1) направить в верное русло ее сильные стороны и 2) скорректировать недостатки;
  • Вовсе не обязательно, чтобы один человек исполнял одну роль, потому что он может соответствовать сразу нескольким ролям. Речь идет о выявлении преимуществ и недостатков для того, чтобы правильно их сбалансировать.
  • Применив модель Белбина к своей команде, вы станете лучше понимать её. Таким образом, вы предотвратите принятие неверных решений, которые могут привести к конфликту внутри команды.
  • Модель командных ролей поможет вам проанализировать самовосприятие и восприятие других членов команды и сравнить их. Это позволит провести продуктивную беседу, которая обязательно приведет к новым идеям и соображениям.

trainingtechnology.ru

консерваторий. Борясь с традиционной институализацией искусства, авангард не стремился уничтожить само искусство. Можно сказать, что социология знания является авангардом по отношению к традиционной социальной науке, поскольку она отказывается верить в концепцию объективного, бескорыстного и нейтрального научного знания. Отвергая монополию официальных ученых на поиск истины, социология знания показывает то, как эпистемологическая система скрывает влияние социального контекста на производство знания. Социология знания выполняет функции авангарда и потому, что считает возможным производство знания вне традиционных научных институтов.

Эстетический авангард не сумел соединить искусство с повседневной жизнью. Официальное искусство сделало его своей частью, а авангардисты стали преуспевающими буржуа. В искусство авангардисты внесли важные изменения: новизна стала главным критерием качества в искусстве, отказались от понятия «прогресса», коллаж был признан равноправной техникой. Влияние социологии знания на социальную науку выразилось в том, что ученые стали более критически относиться к себе и к результатам своего труда. Было признано влияние социальных институтов на ученых и на создание знания. Социология знания подчеркнула значение социально-конструкционистской перспективы для понимания знания и социальной жизни. Исходя из этой перспективы все категории социальной жизни, используемые для производства знания, являются продуктами социальных отношений. Сравнение творчества Дюшама и социологии знания является наброском большого исследования, в котором Аарон Панофски намерен более полно развить сформулированные в данной статье подходы.

П.Н. Фомичев

2004.04.007. БЭНДЕЛДЖ Н. КАК АКТЕРЫ СОЗДАЮТ ХАРАКТЕРНЫЕ РОЛИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МЕТОДА.

ВАМЭЕЫ N. How method actors create character roles // Sociol. forum. -Dordrecht, 2003. — N 23. — Р. 797-814.

Предлагая свой взгляд на социологию артистического творчества, автор данной статьи Нина Бэнделдж (Принстонский университет) исходит из того, что, изучая институциональную организацию мира искусства, социологи обычно обращают мало внимания на процесс непосредственного создания культуры. Большинство современных исследований, посвященных созданию культуры, сосредоточены на темах рынка и про-

цессах принятия решений в карьере ее создателей. В противоположность психологам, много внимания уделяющим анализу артистического творчества, социологи зачастую избегают тем, связанных с концептуализацией творчества.

С психоаналитической точки зрения индивидуальное творчество является результатом репрессивного подавления желаний либидо. В психологическом рассмотрении творчества акцентируются когнитивные способности людей к символизации и абстрагированию. Такие объяснения определяют творчество только как внутреннюю способность. В противоположность этому Бэнделдж стремится найти социологическую альтернативу пониманию творчества как экстраординарной способности талантливых индивидов и исследует взаимодействие между структурой и действием в процессе артистического творчества. Особенностью ее социологического подхода к актерскому творчеству является попытка связать микро- (индивидуальный) и макро- (социальный) уровни и исследовать творчество как структурированное действие, в процессе которого индивидуальные способности актеров одновременно и сдерживаются, и активируются культурными и социальными факторами.

С этой целью Бэнделдж анализирует практику артистического творчества как особый тип культурной деятельности. В данном контексте она исследует создание характерных ролей американскими кино- и театральными актерами. Такие роли предполагают обращение актеров к различным образцам человеческого самоопределения, мотивации и поведения в поисках материала для создания роли. Являясь одним из наиболее популярных видов культурных практик, лицедейство отражает то понимание социальной жизни, которое близко зрителям. Именно это должно служить основанием для социологического рассмотрения артистического творчества. Процесс создания актерской роли требует не просто перевоплощения, инструментального отношения к собственной индивидуальности ради передачи нового содержания, но и способности выразить то, что до этого сами актеры никогда не знали, иной жизненный опыт. Этот концептуальный подход предполагает, что культурные и социальные структуры одновременно и открывают возможность для действия, и ограничивают эти возможности рядом условий. Бэнделдж описывает актерское творчество как процесс, который влечет за собой расширение стратегий идентификации развития характерной роли и ее исполнения во время репетиции и спектакля.

Для подтверждения своих тезисов Бэнделдж проанализировала 50 опубликованных интервью с известными голливудскими актерами, 15 интервью со студентами актерских факультетов, а также в течение трех месяцев проводила социологические исследования актерской работы в одной из театральных студий, наблюдая процесс обучения актерскому мастерству и методы вхождения в роль. Особенно ее интересовало соотношение структурных условий актерской игры, выраженных в методе, и индивидуальных способностей актера. Результаты исследования показали, что, подчиняя творчество определенному методу создания характера своего персонажа актеры выражают то представление о социальном мире, которое разделяется большинством членов общества, и воспроизводят существующую в обществе типизацию характеров и культурных образцов поведения.

Суть следования методу состоит в том, что актер стремится воссоздать мотивацию действий персонажа, лежащую в основе его характера, используя для этого наблюдение и импровизацию и обращение к различным деталям, таким как одежда или предметы обихода, которые оттеняют черты того или иного сценического типажа. В случае современной американской школы речь идет, конечно же, о методе Станиславского, который его ученик Р.Болеславский, иммигрировавший в 1923 г. в США, преподавал американским актерам, положив тем самым начало первой профессиональной школе методики актерского обучения и стилю профессиональной актерской игры.

Важным фактором, углубляющим знание актерами условий создания роли, помимо собственного творческого опыта, является их повседневное профессиональное взаимодействие с артистическим миром, коллегами — участниками культуротворческого процесса. Существующие театральные школы и профессиональные сетевые отношения определяют содержание актерского творчества, способствуя формированию профессиональной культуры актеров и ее широкого распространения. Таким образом, разделяемые всеми представления о том, как создать характерную роль, как определить критерии «качества» актерского труда формируются посредством культурных и социальных структур.

Метод проникновения в характер персонажа помогает решению актером задачи воспроизведения социальной реальности на сцене или экране. Он включает такие моменты, как: 1) идентификация характерной роли; 2) заимствование из личностного опыта; 3) использование культурных ресурсов; 4) физикализм; 5) импровизация; 6) работа воображения.

Актеры одновременно и автоматически, и по свободной воле включают в свою роль культурные элементы, посредством которых они создают и воспроизводят существующие культурные имиджи.

По поводу одной из стратегий создания актером роли — физика-лизма, т.е. использования материальных объектов (например, одежды, аксессуаров и т.д.), которые становятся основой для создания характера, Бэнделдж приводит мнение П.Бурдье («Различие», 1984) о том, что человеческие тела носят отпечаток вкусов и жизненного стиля людей, а также материальных обстоятельств их жизни. Пол, класс, раса, возраст, сексуальность и т. д. выражены в человеческих телах через такие свойственные им черты, как произношение, поза, манера двигаться и держаться (с. 402). Бэнделдж также обращается к предложенному Бурдье понятию «логика практики», которое может рассматриваться как аналитическое средство изучения интуитивных аспектов процесса создания характера роли, поскольку, хотя попытки актера создать характер и включают обдумывание, логический анализ, выводы, сделанные на основе чтения текста, и сознательный отбор культурных элементов, которые перекликаются с создаваемым ими характером, тем не менее каждый из этих подходов сталкивается с некоторой неопределенностью, которая должна компенсироваться работой воображения и импровизацией. Наблюдение за созданием и исполнением характерной роли показывает, что действие представляет собой не «состояние мышления», не «произвольную приверженность совокупности установленных принципов», а скорее «состояние тела» (П.Бурдье), что подчеркивает значение элемента практики в процессе создания актером роли.

Бэнделдж считает, что даже на общем фоне широкого круга условий индивидуальных актерских способностей, включающих интуицию, оценку и размыщление, структурирующее значение социального взаимодействия актеров с режиссерами, преподавателями, другими актерами и, в конечном итоге, аудиторией должно быть особенно подчеркнуто. Социологическая перспектива актерской игры предполагает, что актерское творчество не может быть полностью понято без социального контекста. Бэнделдж сравнивает эту игру с социальным обрядом (с. 406) — результатом социального конструирования реальности, происходящего в общении между исполняющим и воспринимающим субъектами. Создание типических характеров, таким образом, является интерсубъективным процессом, а то, что рассматривается как реальность, на самом деле конструируется в культурном пространстве.

Как считает автор статьи, при изучении процесса создания характерной роли можно провести параллели с процессом создания и исполнения людьми социальных ролей в повседневной жизни. Можно многое узнать о создании социальной роли, изучая «актерскую игру по методу», но надо учитывать и различия между этими реальностями.

При создании роли актером главная цель — создание впечатления правдоподобия, представления, заслуживающего доверия. Люди же отнюдь не поглощены тем, чтобы их поступки в рамках их социальных ролей выглядели бы аутентичными. Актриса, играющая мать больного ребенка, необходимо думает о том, как это показать. Она озабочена тем, как ее роль будет восприниматься другими. Более того, аутентичность ее исполнения зависит в большей степени от согласованности с ожиданиями аудитории, чем от реальных обстоятельств жизни тех, кто «играет» эту роль в мире. Реальная женщина, оказавшаяся в такой ситуации, будет заботиться о своем больном ребенке, но не будет поглощена тем, как это будет выглядеть в глазах окружающих. Итак, актерская задача состоит в создании такого характера, который скорее должен отвечать представлениям аудитории, чем реальности как таковой.

Анализ метода создания актером характерной роли, предложенный Бэнделдж, может рассматриваться как вклад в понимание конструирования социальной роли в рамках гоффмановской трактовки драматургии человеческого поведения. Но в отличие от автора данной статьи Гоффман, создавая свою социологическую теорию, использует для построения модели социальной интеракции аналогию с английской школой театрального искусства, которая акцентирует сознательный элемент в построении роли и отвергает импровизацию как метод актерской игры.

Несмотря на важные различия между сценой и реальной жизнью, драматургический подход тем не менее обеспечивает аналитический каркас, помогающий при изучении социального взаимодействия. В частности, понимание того, как актеры создают роли в соответствии с требованиями метода, способствует пониманию того, как люди используют культуру, чтобы конструировать социальные роли. При любых изменениях жизненных обстоятельств (смена работы, превращение в родителей, иммиграция) люди конструируют новые направления своей деятельности, что выражается в исполнении ими новых ролей. Они вовлечены в культурную деятельность, которая требует идентификации и вынесения суждений о том, что влечет за собой новая социальная роль, означающая осуществление уже известного в неизвестных обстоятельствах, освоения

нового культурного материала, который предполагает использование воображения и импровизации в каждой новой ситуации. Такая «работа по созданию роли» (с. 410), так же как и актерский труд, носит творческий характер, предполагает использование интуиции, вынесение суждений и размышление. Более того, эта творческая деятельность не может осуществляться в изоляции. Поведение других людей, ожидающих тех последствий, которые должна повлечь новая роль, обеспечивают решающий фон, в определенной мере структурирующий «ролевую работу». С глубинным вхождением в социальную роль приобретается все большая уверенность и достоверность при ее исполнении, и в конце концов она перестает быть просто игрой. Субъект становится тем, что он исполняет.

На основе проведенного изучения метода актерской работы и его социального осмысления Бэнделдж предлагает следующие три направления дальнейшего развития гоффмановской драматургии. Во-первых, следует принимать во внимание, что люди приспосабливаются к ролям не только внешне, но и внутренне, и вовлечены в глубинное, а не поверхностное понимание этих ролей. Исполнение роли не означает отстранения от нее, а, наоборот, побуждает к собственной активности для создания того типа чувства, мышления и поведения, который люди оценивают как соответствующий данной роли. Во-вторых, анализ опыта «действия по методу» подтверждает, что сценарий поведения никогда не является завершенным и недвусмысленным. Скорее он апеллирует к воображению и оставляет место для импровизации. В-третьих, исполнение роли зависит не только от исполнителя, но является результатом «переговоров» между актерами. В конечном итоге, изучение метода актерской игры позволяет понять, что создание социальной роли представляет собой творческий процесс, в котором индивидуальные возможности действий определяются культурными и социальными условиями.

Теоретический подход, предложенный Бэнделдж, обеспечивает аналитические возможности для будущих исследований в таких областях культуры, как визуальные искусства, музыка, беллетристика, хотя встает проблема сходства и различия в применении этого теоретического подхода в различных областях искусства. В любом случае социологический подход к художественному творчеству будет направлен прежде всего на объяснение того, как создаются культурные объекты, которые конституируют и определяют наше понимание социального мира.

М.Е. Соколова

Ребенок, родитель, взрослый. Как выбрать подходящую роль в отношениях?

В паре часто бывает, что каждый из партнеров играет свою излюбленную роль. И если это устраивает обоих, то в этом нет ничего предосудительного. Но отношения развиваются, и в какой-то момент вы можете заметить, что вам нужно, чтобы с вашим мнением считались, а партнер привык, что вы находитесь скорее в детской позиции, и принимает все решения за вас.

Или наоборот, вам хочется от партнера самостоятельности, ответственности, принятия зрелых решений, а партнер настолько привык, что вы «лучше знаете» и берете все на себя, что даже и не думает об этом.

В зрелых отношениях, как и у зрелой личности, должна быть возможность гибко переключаться от одной роли к другой. Когда-то позволить себе пошутить и подурачиться, как ребенок, когда-то настоятельно посоветовать, зная о последствиях того или иного решения, а когда-то выступить с партнером на равных, чтобы, например, выстоять вместе в трудной ситуации, поддержать друг друга.

Но чтобы уметь управлять этими ролями, необходимо осознавать их. Понимать, в какой роли вы сейчас, какая роль вам привычна, каковы ключевые признаки этих ролей. Это осознание позволит Вам гибко переключаться от роли к роли, понимать, какая роль будет наиболее эффективна в текущей ситуации.

Роли в межличностных отношениях детально описал в своих работах Эрик Берн. Давайте остановимся на ключевых признаках этих ролей:

  РЕБЕНОК РОДИТЕЛЬ ВЗРОСЛЫЙ
Ответственность Не берет Берет за себя и за других Только за себя и свои действия
Восприятие реальности Любую внешнюю реальность воспринимает как объективную Только субъективная реальность Разделяет субъективную и объективную реальность
Мнения и факты Не отличает мнения от фактов  

Только свое мнение. Есть свое мнение и неправильное. Воспринимает свое мнение как реальность. 

Различает мнения и факты.
Отношение к проблемам Перекладывает на другого все, в позиции жертвы, делая партнера Родителем Решает проблемы за другого  Не решает проблемы за другого. 
Отношение к правилам «Если очень хочется, то можно». Ставит желания выше правил.  Ставит правила выше желаний. Считает, что люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств  Относится разумно. Считает, что правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны
Тело, интонации Заискивание, взгляд снизу вверх  Командный тон, говорит и смотри свысока, назидает  Ровно, нейтрально, свобода в проявлении своей позиции.

Как каждая из ролей проявляется в отношениях:

РЕБЕНОК: В роли Ребенка человек не берет на себя никакой ответственности. Любую внешнюю информацию воспринимает как объективную реальность, не отличая мнения от фактов. Для партнера в этой роли характерны оправдания и отговорки, игра в жертву с манипулятивной целью увеличить статус партнера вплоть до перевода его в статус Родителя. Перед тем, как высказать свое мнение, Ребенок предварительно объясняет и проясняет, почему эта точка зрения имеет право на существование. В этой роли партнер также проявляет спонтанность, непосредственность, творческий подход, открытость к новому, любознательность.

РОДИТЕЛЬ: Партнер, часто играющий роль Родителя — использует манипуляции с позиции силы, ущемляющие интересы партнера, вплоть до прямого наезда. Он учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, все знает, все понимает, не сомневается в правильности своего мнения, за всех отвечает, со всех требует. Берет ответственность за всех. Воспитывает, контролирует, поучает. Родительская позиция позволяет быстро ориентироваться в стандартных ситуациях, не требующих размышления и переоценки, опирается на устоявшиеся правила. Запускает полезные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности повседневными задачами. Позволяет быть эффективным в ситуации дефицита времени на анализ и принятие решения.

ВЗРОСЛЫЙ: Партнер, в роли Взрослого взаимодействует на равных, создает и поддерживает взаимное уважение и доверие. Берет ответственность только за свою жизнь и за свой вклад в отношения. Не включается в чужие проблемы без просьбы о помощи и не решает их вместо другого. Трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается влиянию. В ситуации конфликта принимает только свою ответственность. Смело высказывает свое мнение, используя местоимение «Я». Такая позиция подразумевает отсутствие понятий «вина», «обида», «я выше, ты ниже», «ты мне должен». Дает возможность ориентироваться в сложных нестандартных ситуациях взаимодействия, когда нужно просчитывать последствия, оценивать варианты поведения, дает смелость и свободу выбора.

Каждая роль служит для решения важных задач в отношениях – Ребенок привносит в них сюрпризы свежесть и новизну, поддерживает изменения. Родитель обеспечивает стабильность отношений, создает и поддерживает правила общие правила взаимодействия. Взрослый помогает разбираться с нестандартными ситуациями, поддерживать партнерство, надежность, осознанность.

В зрелых отношениях важно не застревать в какой-то одной роли, но и не отказываться ни от одной из них. Осознавайте, какая роль у вас в отношениях сейчас, оценивайте ситуации, и выбирайте наиболее подходящие и полезные роли!

И берегите друг друга!

Понравилась статья?
Подпишитесь на наши обновления и получайте интересные материалы на почту!
Не беспокойтесь, мы тоже не любим навязчивость. В любой момент вы сможете отписаться по ссылке из письма.

Авторы: Наталья ДудыкинаМарина Захарова пишите нам office@cr-coach.ru или в комментариях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как уснуть если не можешь найти место
  • Как найти центр тяжести предмета
  • Как найти беспроводной наушник дома без блютуза
  • Как найти денежную энергию
  • Как найти сталинград на карте