Как найти характерные интервалы

характерные интервалы сольфеджио

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Как строить характерные интервалы?

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до минорехарактерные интервалы в до мажоре и до миноре

 Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля минорехарактерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

 Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

характерные интервалы таблица по сольфеджио Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

разрешение характерных интерваловВо-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре минорехарактерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

 Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервразрешение характерных интерваловалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

 При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5— ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

характертные интервалы в си мажоре и си миноре

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Характерные интервалы

мы не тритоны

Характерные интервалы — это увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре и гармоническом миноре из-за понижения VI ступени в мажоре, и повышения VII ступени в миноре.

К характерным интервалам относятся увеличенная секунда (ув.2) и ее обращение уменьшенная септима (ум.7). А также вторая пара характерных интервалов — уменьшенная кварта (ум.4) и увеличенная квинта (ув.5).

Что такое характерные интервалы?

ЗАПОМНИТЕ! Характерные интервалы появляются только в гармонических ладах ( они характерны только для гармонического мажора и гармонического минора). К ним относятся две пары интервалов: ув.2 и ум.7, а также ум.4 и ув.5.

В построении характерных интервалов обязательно участвует гармоническая ступень — VI♭ в мажоре и VII# в миноре.

Вспомните, как выглядит гармонический мажор:

До гармонический

Из-за понижения VI ступени образуются ув.2 и её обращение ум.7, а также ум.4 и ее обращение ув.5:

До-мажор гармонический

В гармоническом миноре повышается VII ступень:

ля минор гармонический

Из-за повышения VII ступени образуются две пары характерных интервалов — ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5:

ля минор-гармонический

Разрешение характерных интервалов

Все неустойчивые ступени в характерных интервалах (VI♭, VII в мажоре и VI, VII# в миноре) должны разрешаться в ближайшие устойчивые ступени. А III ступень при разрешении остается на месте, так как она устойчивая.

Не забывайте правило разрешения интервалов:

Все увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, а уменьшенные — уменьшаются.

разрешение ум.4 и ув.5 в До и ля

Обратите внимание, что в парах интервалов ум.7 является обращением ув.2 и — наоборот. А ум.4 — это обращение ув.5, и — наоборот. Их разрешения тоже попарно составляют обращение друг друга.

Характерные интервалы во всех тональностях

характерные интервалы характерные интервалы в Соль, ми характерные интервалы Ре,си характерные интервалы- Ля, характерные интервалы в Ми, до # характерные интервалы Си,соль# характерные интервалы Фа-диез, ре-диез характерные интервалы До-диез, ля-диез ув.5 и ум.4 характерные интервалы в F.d характерные интервалы в B,g характерные интервалы в Es, c характерные интервалы в As, f характерные интервалы в Des, b характерные интервалы в Ges,es характерные интервалы в Ces, as

Ступени характерных интервалов

Характерные
интервалы
ув.2 ум.7 ум.4 ув.5
Гармонический
мажор
VI♭ VII III VI♭
Гармонический
минор
VI VII# VII# III

Характерные интервалы — это не тритоны!

Некоторые очень невнимательные и немного невоспитанные дети выкрикивают на уроке: «А у вас ошибка на доске! Надо писать не ум.4, а ув.4! Не ув.5, а ум.5!»

Хорошо, что дети помнят тритоны — ув.4 и ум.5. Но ведь это совсем другая тема! Тритоны состоят из трех тонов, а ув.2, ум.7, ум.4, ув.5 — совсем нет! Тритоны — это диссонансы по звучанию, а характерные интервалы — нет!

А вот ступени у некоторых из них совпадают. Сравните их с тритонами!

Заключение

Итак, характерные интервалы встречаются только в гармонических ладах. Они образуются из-за понижения VI ступени в гармоническом мажоре и из-за повышения VII ступени в гармоническом миноре.

К ним относятся ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5.

В построении характерных интервалов обязательно участвует VI♭ в мажоре и VII# в миноре.

Разрешаются характерные интервалы в ближайшие устойчивые ступени.

Ув.2 разрешается в ч.4, ум.7 — в ч.4.

В ум.4 и ув.5 имеется одна устойчивая III ступень. Она при разрешении остается на месте. Посмотрите пример!

Все Правила по сольфеджио можно почитать на этой странице.

  • 29 июня, 2020
  • Теория музыки

Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.

К характерным интервалам относятся:

  • уменьшенная септима (ум7)
  • увеличенная секунда (ув2)
  • уменьшенная кварта (ум4)
  • увеличенная квинта (ув5)

Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.

В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.

Построение характерных интервалов

Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).

Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.

Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.

Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:

Разрешение характерных интервалов

Также, как и тритоны (см. Тритоны),  характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.

Принцип разрешения такой же, как и у тритонов. Увеличенные интервалы – увеличиваются (двустороннее «расширение»), уменьшенные – уменьшаются (двустороннее «сужение»)) .

Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:

  • Увеличенная секунда (ув.2) разрешается в чистую кварту (ч.4)
  • Уменьшенная септима (ум.7) разрешается в чистую квинту (ч.5)
  • Увеличенная квинта (ув.5) разрешается в большую сексту (б.6)
  • Уменьшенная кварта (ум.4) разрешается в малую терцию (м.3)

Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.

Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

  • увеличенная секунда и уменьшенная септима (ув. 2 и ум.7);
  • увеличенная квинта и уменьшенная кварта (ув.5 и ум.4).

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

  • В гармоническом мажоре увеличенные характерные (ув.2 и ув.5) строятся на VI пониженной, а их напарников (ум.7 и ум.4) вы можете найти просто методом обращения;
  • В гармоническом миноре проще найти уменьшенные характерные (ум.7 и ум.4), они строятся на VII повышенной ступени, их напарники (ув.2 и ув.5) получаются методом обращения.

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫ МАЖОР МИНОР
ув.2 VI пониженная VI
ум.7 VII VII повышенная
ув.5 VI пониженная III
ум.4 III VII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

  • ув.2 разрешается в ч.4
  • ум.7 разрешается в ч.5
  • ув.5 разрешается в б.6
  • ум.4 разрешается в м.3

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Характерные интервалы.

Предварительные понятия, о которых следует иметь представление, приступая к данной теме:

– разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;

– интервалы: количество ступеней в интервалах; интервалы большие, малые, чистые; обращение интервалов; диссонансы и консонансы;

– тритоны;

– гармонический минор, гармонический мажор;

– энгармонизм.

Характерные интервалы образуются:

– образуются в гармоническом миноре из-за повышения VII+ ступени.

– образуются сочетанием «сердечных ступеней»

(сердце тоники – III, сердце субдоминанты – VI,  сердце доминанты – VII)

VI           ум.7    
       
III   ум.4    
     
VII+    
ум.4    обращается  в   ув.5      VII+   III
 
ум.7    обращается  в   ув.2      VII+   VI
 

При разрешении

VI       →  V

III        –   III

VII+    →  I

Характерные интервалы гармонического мажора.

– образуются в гармоническом мажоре из-за понижения  VI  ступени.

– образуются сочетанием «сердечных ступеней»

(сердце тоники – III, сердце субдоминанты – VI,  сердце доминанты – VII)

VI     ум.4       ум.7    
     
III    
       
VII+      
ум.4    обращается  в   ув.5      III   VI 
 
ум.7    обращается  в   ув.2      VII   VI 
 

При разрешении

VI      →  V

III        –   III

VII      →  I

Давайте проследим, что происходит с интервалами в тональности из-за повышения и понижения этих ступеней.

Там, где в натуральном виде лада был большой интервал, там в гармоническом ладу получился малый. В этом наш слух не находит ничего необычного. Но там, где были интервалы малые или чистые, – там получились интервалы уменьшенные! А вот их наш слух воспринимает как нечто экстраординарное, «характерное».

Среди получившихся уменьшенных интервалов есть ум.5 между VII+ и  IV ступенями. Ум.5 это тритон. Тритоны не относятся к характерным интервалам, так как они бывают и в натуральном ладу.

Среди уменьшенных интервалов так же, как и в миноре, исключаем тритон — ум.5. Он не относится к характерным интервалам.



Разрешение характерных интервалов.

Характерные интервалы имеют специфическое напряженное звучание. Иногда их относят к диссонансам, так как слух настоятельно требует их разрешения.

Однако напряженность их звучания имеет иную природу, чем, у акустических диссонансов — секунды или септимы. Секунда и септима всегда звучат резко. А эффект характерных интервалов чисто психологический, возможен только в контексте тональности.

По своей тоновой величине все характерные интервалы энгармонически равны консонансам. Поэтому взятые изолированно, без контекста он не прозвучат как «характерные»

Именно контекст заставляет слух чувствовать искаженность звукоряда и напряженное тяготение полутоновых связей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Не случайно начиная с XV-XVI века уменьшенные и увеличенные интервалы использовались композиторами и в мелодиях, и в гармониях для выражения томления, страсти, страдания, муки, и прочих состояний сильного напряжения.


Разрешаются характерные интервалы согласно тяготениям неустойчивых ступеней в устойчивые:

Есть общая закономерность: уменьшенные интервалы при разрешении «сжимаются», увеличенные – «расширяются».

Как правильно записать характерные интервалы согласно школьным правилам:

  1. Напишите ключевые знаки заданной тональности.
  2. Напишите себе шпаргалку из трех ступеней: VII, III, VI. Поставьте при нотах ключевые знаки.
  3. В миноре повысьте VII ступень; в мажоре понизьте VI ступень. С помеченной ступенью образуются два интервала.
  4. Выпишите первый характерный интервал – ум.4. Разрешите его в устойчивые ступени.
  5. Сделайте обращение первого интервала – получится ув.5. Разрешите его в устойчивые ступени.
  6. Аналогично работаем со второй комбинацией ступеней: ум.7 с разрешением, и его обращение ув.2 с разрешением
  7. Подпишите все интервалы. Подпишите, на каких ступенях они образованы.

Заметьте, что у пар характерных интервалов, которые являются обращениями друг друга: ум.4 ↔ ув.5   и ум.7 ↔ ув.2 , — разрешения тоже являются обращениями друг друга: м.3 ↔ б.6  ,  ч.4. ↔ ч.5

Это наблюдение также помогает все верно оформить в школьной работе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти айфон с помощью айфона
  • Как найти паритет покупательной способности
  • Как правильно составить лабораторную работу
  • Как научить ребенка составить план
  • Как найти талант у своего ребенка