Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.
Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются – ув2, ув5 , ум7, ум4).
Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.
Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).
Как строить характерные интервалы?
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.
Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.
Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!
Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.
Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!
Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?
Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5— ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.
Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре
Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.
Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!
Характерные интервалы
Характерные интервалы — это увеличенные и уменьшенные интервалы, которые образуются в гармоническом мажоре и гармоническом миноре из-за понижения VI ступени в мажоре, и повышения VII ступени в миноре.
К характерным интервалам относятся увеличенная секунда (ув.2) и ее обращение уменьшенная септима (ум.7). А также вторая пара характерных интервалов — уменьшенная кварта (ум.4) и увеличенная квинта (ув.5).
Что такое характерные интервалы?
ЗАПОМНИТЕ! Характерные интервалы появляются только в гармонических ладах ( они характерны только для гармонического мажора и гармонического минора). К ним относятся две пары интервалов: ув.2 и ум.7, а также ум.4 и ув.5.
В построении характерных интервалов обязательно участвует гармоническая ступень — VI♭ в мажоре и VII# в миноре.
Вспомните, как выглядит гармонический мажор:
Из-за понижения VI ступени образуются ув.2 и её обращение ум.7, а также ум.4 и ее обращение ув.5:
В гармоническом миноре повышается VII ступень:
Из-за повышения VII ступени образуются две пары характерных интервалов — ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5:
Разрешение характерных интервалов
Все неустойчивые ступени в характерных интервалах (VI♭, VII в мажоре и VI, VII# в миноре) должны разрешаться в ближайшие устойчивые ступени. А III ступень при разрешении остается на месте, так как она устойчивая.
Не забывайте правило разрешения интервалов:
Все увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, а уменьшенные — уменьшаются.
Обратите внимание, что в парах интервалов ум.7 является обращением ув.2 и — наоборот. А ум.4 — это обращение ув.5, и — наоборот. Их разрешения тоже попарно составляют обращение друг друга.
Характерные интервалы во всех тональностях
Ступени характерных интервалов
Характерные интервалы |
ув.2 | ум.7 | ум.4 | ув.5 |
Гармонический мажор |
VI♭ | VII | III | VI♭ |
Гармонический минор |
VI | VII# | VII# | III |
Характерные интервалы — это не тритоны!
Некоторые очень невнимательные и немного невоспитанные дети выкрикивают на уроке: «А у вас ошибка на доске! Надо писать не ум.4, а ув.4! Не ув.5, а ум.5!»
Хорошо, что дети помнят тритоны — ув.4 и ум.5. Но ведь это совсем другая тема! Тритоны состоят из трех тонов, а ув.2, ум.7, ум.4, ув.5 — совсем нет! Тритоны — это диссонансы по звучанию, а характерные интервалы — нет!
А вот ступени у некоторых из них совпадают. Сравните их с тритонами!
Заключение
Итак, характерные интервалы встречаются только в гармонических ладах. Они образуются из-за понижения VI ступени в гармоническом мажоре и из-за повышения VII ступени в гармоническом миноре.
К ним относятся ув.2 и ум.7, ум.4 и ув.5.
В построении характерных интервалов обязательно участвует VI♭ в мажоре и VII# в миноре.
Разрешаются характерные интервалы в ближайшие устойчивые ступени.
Ув.2 разрешается в ч.4, ум.7 — в ч.4.
В ум.4 и ув.5 имеется одна устойчивая III ступень. Она при разрешении остается на месте. Посмотрите пример!
Все Правила по сольфеджио можно почитать на этой странице.
- 29 июня, 2020
- Теория музыки
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
- уменьшенная септима (ум7)
- увеличенная секунда (ув2)
- уменьшенная кварта (ум4)
- увеличенная квинта (ув5)
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Построение характерных интервалов
Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).
Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.
Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.
Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:
Разрешение характерных интервалов
Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.
Принцип разрешения такой же, как и у тритонов. Увеличенные интервалы – увеличиваются (двустороннее «расширение»), уменьшенные – уменьшаются (двустороннее «сужение»)) .
Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:
- Увеличенная секунда (ув.2) разрешается в чистую кварту (ч.4)
- Уменьшенная септима (ум.7) разрешается в чистую квинту (ч.5)
- Увеличенная квинта (ув.5) разрешается в большую сексту (б.6)
- Уменьшенная кварта (ум.4) разрешается в малую терцию (м.3)
Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.
Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора
Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:
- увеличенная секунда и уменьшенная септима (ув. 2 и ум.7);
- увеличенная квинта и уменьшенная кварта (ув.5 и ум.4).
В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.
В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.
Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:
- В гармоническом мажоре увеличенные характерные (ув.2 и ув.5) строятся на VI пониженной, а их напарников (ум.7 и ум.4) вы можете найти просто методом обращения;
- В гармоническом миноре проще найти уменьшенные характерные (ум.7 и ум.4), они строятся на VII повышенной ступени, их напарники (ув.2 и ув.5) получаются методом обращения.
Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:
ИНТЕРВАЛЫ | МАЖОР | МИНОР |
ув.2 | VI пониженная | VI |
ум.7 | VII | VII повышенная |
ув.5 | VI пониженная | III |
ум.4 | III | VII повышенная |
Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:
- 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
- 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).
Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:
- ув.2 разрешается в ч.4
- ум.7 разрешается в ч.5
- ув.5 разрешается в б.6
- ум.4 разрешается в м.3
Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).
Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:
Характерные интервалы.
Предварительные понятия, о которых следует иметь представление, приступая к данной теме:
– разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
– интервалы: количество ступеней в интервалах; интервалы большие, малые, чистые; обращение интервалов; диссонансы и консонансы;
– тритоны;
– гармонический минор, гармонический мажор;
– энгармонизм.
Характерные интервалы образуются:
– образуются в гармоническом миноре из-за повышения VII+ ступени.
– образуются сочетанием «сердечных ступеней»
(сердце тоники – III, сердце субдоминанты – VI, сердце доминанты – VII)
VI | ум.7 | ||||
III | ум.4 | ||||
VII+ |
ум.4 обращается в ув.5 | VII+ III |
ум.7 обращается в ув.2 | VII+ VI |
При разрешении
VI → V
III – III
VII+ → I
Характерные интервалы гармонического мажора.
– образуются в гармоническом мажоре из-за понижения VI– ступени.
– образуются сочетанием «сердечных ступеней»
(сердце тоники – III, сердце субдоминанты – VI, сердце доминанты – VII)
VI– | ум.4 | ум.7 | |||
III | |||||
VII+ |
ум.4 обращается в ув.5 | III VI– |
ум.7 обращается в ув.2 | VII VI– |
При разрешении
VI– → V
III – III
VII → I
Давайте проследим, что происходит с интервалами в тональности из-за повышения и понижения этих ступеней.
Там, где в натуральном виде лада был большой интервал, там в гармоническом ладу получился малый. В этом наш слух не находит ничего необычного. Но там, где были интервалы малые или чистые, – там получились интервалы уменьшенные! А вот их наш слух воспринимает как нечто экстраординарное, «характерное».
Среди получившихся уменьшенных интервалов есть ум.5 между VII+ и IV ступенями. Ум.5 это тритон. Тритоны не относятся к характерным интервалам, так как они бывают и в натуральном ладу.
Среди уменьшенных интервалов так же, как и в миноре, исключаем тритон — ум.5. Он не относится к характерным интервалам.
Разрешение характерных интервалов.
Характерные интервалы имеют специфическое напряженное звучание. Иногда их относят к диссонансам, так как слух настоятельно требует их разрешения.
Однако напряженность их звучания имеет иную природу, чем, у акустических диссонансов — секунды или септимы. Секунда и септима всегда звучат резко. А эффект характерных интервалов чисто психологический, возможен только в контексте тональности.
По своей тоновой величине все характерные интервалы энгармонически равны консонансам. Поэтому взятые изолированно, без контекста он не прозвучат как «характерные»
Именно контекст заставляет слух чувствовать искаженность звукоряда и напряженное тяготение полутоновых связей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Не случайно начиная с XV-XVI века уменьшенные и увеличенные интервалы использовались композиторами и в мелодиях, и в гармониях для выражения томления, страсти, страдания, муки, и прочих состояний сильного напряжения.
Разрешаются характерные интервалы согласно тяготениям неустойчивых ступеней в устойчивые:
Есть общая закономерность: уменьшенные интервалы при разрешении «сжимаются», увеличенные – «расширяются».
Как правильно записать характерные интервалы согласно школьным правилам:
- Напишите ключевые знаки заданной тональности.
- Напишите себе шпаргалку из трех ступеней: VII, III, VI. Поставьте при нотах ключевые знаки.
- В миноре повысьте VII ступень; в мажоре понизьте VI ступень. С помеченной ступенью образуются два интервала.
- Выпишите первый характерный интервал – ум.4. Разрешите его в устойчивые ступени.
- Сделайте обращение первого интервала – получится ув.5. Разрешите его в устойчивые ступени.
- Аналогично работаем со второй комбинацией ступеней: ум.7 с разрешением, и его обращение ув.2 с разрешением
- Подпишите все интервалы. Подпишите, на каких ступенях они образованы.
Заметьте, что у пар характерных интервалов, которые являются обращениями друг друга: ум.4 ↔ ув.5 и ум.7 ↔ ув.2 , — разрешения тоже являются обращениями друг друга: м.3 ↔ б.6 , ч.4. ↔ ч.5
Это наблюдение также помогает все верно оформить в школьной работе.