Как найти хорошую школу для ребенка

Выбрать хорошую школу важно, особенно если речь идет о начальной. Ведь в первых классах с особым вниманием сохраняют детское любопытство и поддерживают желание получать знания. Чтобы не прогадать, мы собрали все критерии, которые необходимо учитывать для выбора лучшей для вашего ребенка школы. Советы подойдут не только родителям будущих первоклассников, но и для учеников постарше. 

Когда нужно начинать выбирать школу

В начальную школу поступают дети от 6,5 до 8 лет. Однако лучше начинать подбор школы заранее – когда ребенку около 5 лет. Способности к обучению и адаптации у детей разные, и это нужно учитывать. Если планируете отдать ребенка на подготовительные курсы, следует заложить время еще и на них.

Конечно, прекрасно, когда школа подходит ребенку вплоть до 11 класса. Но так бывает не всегда. Это нормально – перевестись в старших классах, когда учебная программа больше не устраивает или проявился интерес к каким-то профильным предметам, по которым лучше подготовят в другом месте.

Полезные факты о выборе школы в России

Зачисление в первый класс проходит в две волны Первая волна: с 1 апреля по 30 июня. Заявление подается в школу по месту регистрации. Дата подачи заявления не имеет значения. Вторая волна: с 6 июля по 5 сентября. Заявление подается в любую школу. Ребенка зачисляют, если есть свободные места (информацию об этом школы публикуют до 5 июля). Дата заявления важна, так как принимают в порядке очереди.
Кроме основных документов при приеме в школу могут потребоваться дополнительные Свидетельство о рождении сестры/брата, если они уже учатся в выбранной школе; документ, подтверждающий право ребенка находиться в России (например, вид на жительство — для иностранцев); разрешение комиссии местного органа управления образованием (если первокласснику меньше 6,5 или больше 8 лет);  заключение психолого-медико-педагогической комиссии (если ребенок с ОВЗ).
Заявление могут рассмотреть в приоритетном порядке Для детей, чьи старшие сестры или братья уже учатся в выбранной школе; детей военнослужащих, сотрудников полиции и органов внутренних дел, ФСИН, ФССП, ФТС, противопожарной службы, судей; детей, проживающих на закрепленной за школой территории.

Порядок приема в школы прописан в Приказе Минпросвещения №458 от 2 сентября 2020 года1

Пошаговая инструкция, как выбрать школу

Чтобы выбрать школу, которая не разочарует после первого учебного дня и в которую ребенок будет ходить с удовольствием, стоит обратить внимание на следующие критерии.

Рейтинги, отзывы и советы родителей

Рейтинги и отзывы игнорировать не стоит. Однако не забывайте, что в них школы не сортируются на хорошие и плохие. Школа может быть крупной и престижной, но там будут жесткие требования к детям и их успеваемости. А такой напор сможет выдержать не каждый. Опирайтесь на отзывы аккуратно, понимая, что любая оценка субъективна. Ведь требования у родителей и учителей и способности детей разные.

По возможности пообщайтесь с родителями, чьи дети учатся или недавно окончили выбранную школу. Если выбираете учебное заведение для будущего первоклассника, лучше спросить совета у родителей учеников четвертого класса. Именно их учителя будут на следующий учебный год набирать первоклашек.

Как записать ребенка в первый класс

Какие документы и в какие сроки нужно подать в школу

подробнее

Подготовительные курсы

Запишите будущего первоклассника на курсы подготовки к школе при выбранном учебном заведении. Записав ребенка на курсы, шанс поступить в ту же школу выше. Да и адаптация пройдет проще. Присмотритесь к учителям, рассчитаете нагрузку. Если не понравится – попробуете такие занятия в другой школе.

Отдаленность школы и дорога к ней

Здоровье и время детей – самое важное, за чем нужно следить не только выбирая школу, но и в целом. 

Если ежедневно тратить на дорогу час-два, ребенок будет уставать физически и психологически, и сил на учебу будет меньше. Но если школы, находящиеся неподалеку, не внушают доверия, лучше, конечно, выбрать хорошее учебное заведение, даже если оно расположено дальше.

Спланируйте разные маршруты до выбранной школы. «Отрепетируйте» путь. Засеките, сколько времени занимает дорога на машине, общественном транспорте, пешком. Насколько путь безопасный.

– Удобство «логистики» – фактор, которым не стоит пренебрегать. Если ребенок может сам дойти до школы, то, помимо экономии времени и других выгод, он привыкает к самостоятельности, – говорит педагог и психолог Сергий Кожаев.

Прилегающая территория и безопасность

Не только маршрут «дом-школа» должен быть безопасным, но и школьная территория. Важно, чтобы на территорию и в задние школы не мог попасть кто угодно, а пространство вокруг было оборудовано всем необходимым для безопасного пребывания.

Есть ли в учебном заведении охранник, работают ли камеры, существует ли пропускная система, звонят ли родителям, если ученик не появился на уроке, – это все обязательно нужно выяснить заранее.

День открытых дверей

Это отличная возможность познакомиться с каждой из потенциально подходящих школ поближе. В рамках мероприятия проводятся открытые уроки и другие внеклассные занятия, встречи с преподавателями, психологами и другими специалистами, экскурсии.

На дне открытых дверей можно и даже нужно задать директору или классному руководителю такие вопросы:

  • есть ли в школе детское самоуправление;
  • есть ли родительский совет;
  • принимают ли родители участие в учебном процессе;
  • есть ли у школы научный руководитель;
  • как часто происходит обучение педагогов;
  • как поощряется творческая и исследовательская активность учеников;
  • какой вид физической активности разрешен детям на переменах;
  • как решаются школьные конфликты.

Преподавательский состав

Информацию и отзывы об учителях можно узнать от родителей учеников, но еще лучше пообщаться с коллективом самостоятельно. Учитель должен быть умным и справедливым, но в то же время добрым, внимательным и заботливым. Если человек увлечен своим делом – это сразу видно. 

Обратите внимание, как проводятся уроки и как относятся к детям, есть ли индивидуальный подход и нет ли сравнения детей друг с другом, не зависит ли отношение учителя к ребенку от его успеваемости и поведения, строится ли общение в классе на взаимовыручке и помощи, а не на конкуренции.

Если эти принципы соблюдаются, ребенок будет с удовольствием ходить в школу, где его ждут не только новые знания, но и добрые друзья.

Подготовка первоклассника к школе

Как помочь ребенку адаптироваться в первом классе

подробнее

Количество учеников

Хорошо, если класс будет небольшим. Когда в нем меньше двадцати человек, создать комфортную обстановку для каждого проще. В таких условиях поддерживается контакт с каждым ребенком. Это особенно важно для первоклашек, которым предстоит долгий и сложный период адаптации.

– Важным может оказаться тот фактор, что в эту школу идут ребята из вашей группы детского сада, – считает Сергий Кожаев. – Сохранение части коллектива уменьшает стресс обновления. Помните: в больших школах процесс социализации проходит в основном за глазами учителей. Поэтому, при прочих равных, предпочтение лучше отдавать школам с меньшей численностью учеников.

Особенно это важно, если ребенок тихий и стеснительный, плохо переносит суету и шум, тяжело вливается в большие компании.

Учебная программа

Выбрать школу – это полдела. Нужно еще узнать, по какой программе будут учить ребенка. У каждой системы свои особенности, но в целом они делятся на традиционные и авторские. Большинство школ выбирает первые, среди них:

  • «Школа России»,
  • «Начальная школа XXI века»,
  • «Гармония»,
  • «Классическая начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • «Перспектива» и другие.

Могут предложить учиться и по экспериментальным программам Занкова или Эльконина-Давыдова.

Некоторые программы предусматривают дополнительную подготовку еще до поступления в первый класс. А в других ребенку самому предлагается выбрать, что ему наиболее интересно.

Каждая школа может создать свою программу или выбрать одну из тех, что уже есть. Выбор делает педагогический коллектив и администрация школы, но мнение родителей может также учитываться. Согласно статье 12 закона «Об образовании в Российской Федерации»2, школы сами разрабатывают и утверждают программы обучения. Однако учебные заведения с государственной аккредитацией при составлении программ должны равняться на ФГОС.

Группы продленного дня 

Группы продленного дня (ГПД), или «продленки» есть не во всех школах. Как правило, их организует администрация крупных учебных заведений, где много учащихся. Так формируется сразу несколько групп разных возрастов. Поэтому стоит сразу уточнить, есть ли в выбранной школе такая опция.

В ГПД дети гуляют, играют и общаются между собой, выполняют домашние задания вместе с учителем и в целом учатся самостоятельности. Родители, работающие до вечера, могут не беспокоиться за ребенка, ведь в школе его накормят и даже уложат спать (да, в некоторых группах бывает и послеобеденный сон). То, как именно будут проходить продленки, обсуждается на дне открытых дверей.

Дополнительные занятия

Узнайте, какие кружки и секции есть в школе. Где-то их совсем немного, а где-то есть и своя сильная спортивная команда, и свой театр. Это может быть важно, если ребенок увлекается спортом, творчеством или другим видом деятельности.

Многие сильные школы с высоким рейтингом имеют дополнительные факультативные часы, например по математике или иностранному языку. Они помогут обойтись без репетитора.

Учебная нагрузка школьников

Сколько уроков в день допустимо в каждом классе

подробнее

Дисциплина

Еще одна деталь, которая должна присутствовать в школе, – правила поведения и дисциплина. Если старшеклассник может сам себя защитить, то малыши могут испугаться и не знать, как действовать в случае конфликта. Место, где ученики носятся по коридорам и кидают друг в друга чем попало, и за этим никто не следит, может оказаться опасным для маленького ученика как физически, так и психологически.

Традиции

Хорошо, если в школе будут какие-то свои традиции: встречи выпускников, выставки, концерты, праздники, спектакли или даже собственная газета. Дополнительная организация досуга говорит о том, что в школе заботятся о целостном развитии личности, а не только об успеваемости. А это важно для каждого – будь то первоклассник или уже выпускник.

Быт

Походите по классам, оцените, как они оборудованы. Загляните в туалеты, посмотрите, достаточно ли они чистые. Не стесняйтесь задавать каверзные вопросы о соблюдении санитарных норм.

Обязательно узнайте, есть ли в школе столовая (а не просто буфет с булками), где готовят полноценное питание. Могут ли прислушаться к вашим пожеланиям и убрать какой-то продукт из меню (например, если у ребенка аллергия).

Важный момент – расписание уроков в коридоре. Если оно висит на уровне взгляда ребенка – значит в школе думают о детях. Ведь расписание предназначается для ученика, а не для учителей.

Стоимость

Кроме решения, какое будет обучение: платное или бесплатное, необходимо выяснить, сколько денег ежегодно требуется сдавать на школьные нужды и детский досуг. Где-то на экскурсии ездят на общественном транспорте, а где-то на специальном автобусе. Где-то берут учебники в библиотеке, а где-то каждый год требуется покупать новые – выясните все это «на берегу», чтобы потом не было неожиданных сюрпризов и непредвиденных трат.

Поддержка ребенка

Какой бы ни была школа, для успешной учебы важна мотивация и поддержка родителей. Особенно если адаптация к новому месту и коллективу проходит тяжело или учеба вызывает сложности. Создавайте дома комфортную обстановку. Не только помогайте с домашним заданием, но больше играйте, позволяйте ребенку отдыхать, бездельничать. Конечно, в пределах разумного.

И самое главное – разговаривайте с ребенком, обсуждайте не только учебу, но и школьную жизнь, друзей, события. И никогда не сравнивайте его с другими детьми.

Советы экспертов

Айгуль Гранд, психолог:

Выбирая школу, в первую очередь обращайте внимание на психологический климат, а не на количество наград, медалей у учеников и заслуги педагогического состава. Обойдите несколько учебных заведений и в каждом из них пообщайтесь с персоналом разного уровня – от охранника, работников в столовой до учителей и директора или завуча. Помните, что рыба гниет с головы. Поэтому очень важно, чтобы управление школой осуществлял не просто профессионал, но и человек высоких моральных качеств и совпадающих с вашими взглядов на жизнь.

Не гонитесь за возможностью отдать ребенка в элитную школу, если не обладаете соответствующим уровнем дохода. Все мы наслышаны о проблемах подобных учебных заведений. В кругу детей, воспринимающих дорогие смартфоны и поездки на роскошные курорты как данность, ребенок из обычной семьи со средним или ниже среднего доходом будет чувствовать себя белой вороной, ущемленным и обездоленным.

То же самое касается лицеев и гимназий, особенно профильных, если ваши сын или дочь не обладают выдающимися способностями. Школьная программа должна заставлять подтягиваться по уровню знаний, но настолько, чтобы это не вызывало ощущения собственной бездарности. Чуть больше позаниматься – да, проводить все свободное время у репетиторов, только ради того, чтобы удержаться на уровне троечников в школе для одаренных детей, – нет.

Сергий Кожаев:

В первую очередь, нужно четко понимать, что для психофизического здоровья и полноценного развития ребенка важна атмосфера. То есть среда и люди, которые будут его окружать. Поэтому большое внимание уделите изучению личности классного руководителя – от анализа соцсетей до общения с родителями бывших учеников, и, конечно же, личного контакта. Обаяние, опыт, требовательность, доброта, знание профессии, энергетика – все эти аспекты помогут вам самостоятельно принять решение по оценке вашего будущего учителя. Продолжая изучать возможную атмосферу будущего класса, не лишним будет ознакомиться с предполагаемыми одноклассниками. Возможно, уже кто-то записался и учитель, как правило, делится своими наблюдениями по поводу будущих учеников класса.

Далее ознакомьтесь со статистикой успехов школы, ее учителей, учеников и выпускников. Подобная информация есть в открытом доступе (рейтинги школ, результаты ЕГЭ, олимпиады, образовательный уровень педсостава и прочее). Техническое оснащение школы – это элемент, который является важным фактором для развития у ученика интереса к учебе.

В уставах некоторых школ значится приоритет воспитания над образованием. Это ни в коем случае не ущемляет качество получения знаний, но там много внимания уделяют внутренним взаимоотношениям участников образовательного процесса. Это, на мой взгляд, очень важно.

Основой моей рекомендации является трезвый подход к выбору школы. В гонке за успехом не забудьте про ребенка. Его душевное равновесие позволит ему овладевать знаниями гораздо эффективнее.

Популярные вопросы и ответы

Какую школу выбрать: государственную или частную?

Айгуль Гранд:

При наличии возможности я рекомендую отдать предпочтение частным заведениям. В негосударственных школах, как правило, внедряются передовые методики, педагоги не так загружены, да и сам преподавательский состав – это профессионалы, а не вчерашние студенты или уже выгоревшие пенсионеры, которые ненавидят свою работу и детей.

Дарья Дейген, преподаватель математики, эксперт ЕГЭ по математике:

Чтобы определиться с выбором школы, необходимо понять для себя, каких целей вы хотите достичь, что для вас важнее, а что менее приоритетно. Например, для вас критически важны сильные академические результаты, изучение предметов на высоком уровне, подготовка и участие в олимпиадах. В таком случае лучше выбирать сильные гимназии и лицеи, а также школы при университетах, которые зачастую предлагают интернатную форму обучения, то есть ребенок и учится, и живет в школе.

Если же для вас в приоритете комфорт обучения, индивидуальный подход, малые группы, то скорее стоит обратить внимание на частные школы, где такой запрос реализовать легче.

Я бы советовала отталкиваться не от критерия «частная» или «государственная», а от собственных целей, факторов выбора и условий, в которых вы хотите, чтобы учился ваш ребенок. Есть как очень хорошие современные оборудованные государственные школы, так и слабенькие частные в старых помещениях. В обратную сторону ситуация также возможна.

Как выбрать лучшую онлайн-школу?

Айгуль Гранд:

К онлайн-образованию мы начали приобщаться в период пандемии. Тут все зависит от возраста и готовности ребенка. В Нидерландах были проведены исследования, которые продемонстрировали, что для младших школьников такая система обучения не подходит. На тестовых заданиях они показывают снижение уровня знаний на несколько процентов. Начиная с возраста 10-11 лет можно рассмотреть онлайн-школу. Для этого ориентируйтесь на отзывы, соберите рекомендации, пообщайтесь с детьми и родителями, которые уже учатся дистанционно.

Дарья Дейген:

Для каждого лучшая онлайн-школа будет своя. Я советую смотреть на следующие аспекты:

• педагогический состав,
• численность учеников в классе,
• возможность построить индивидуальный образовательный план,
• как устроена сдача аттестаций, а также ОГЭ и ЕГЭ.

Чтобы учиться самостоятельно или индивидуально с преподавателями, лучше выбирать онлайн-школу с минимальной нагрузкой. А можно выбрать действительно полноценную школу, тогда все пункты выше становятся очень важны. Обратите внимание на наличие у онлайн-школы лицензии и аккредитации.

Можно ли выбрать школу в другом районе города?

Дарья Дейген:

Школу можно выбрать не только в другом районе города, но и в другом городе. Главное – поступить. В начале года (январь-март) школы обычно публикуют информацию о доборе в классы на следующий год и алгоритм поступления. Все это можно найти на сайте школы либо позвонив в школу. Обычно необходимо сдать математику, русский и один-два профильных предмета. На сайте школы также приводятся демоверсии переводных работ и список учебников, по которым занимается класс. Это нужно для гимназий, лицеев, сильных школ. Перевод из средней общеобразовательной школы в другую общеобразовательную возможен при наличии свободных мест без дополнительных экзаменов.

Какие есть особенности выбора школы для первоклассника?

Айгуль Гранд:

Если вы подбираете школу для будущего первоклассника, особое внимание нужно уделить выбору учителя. Выясните, у кого из педагогов набираются первые классы, и пообщайтесь с ним. Для малыша первый учитель – наиболее важная фигура, от компетенции которой зависит весь школьный период в будущем. Будет ли ваш сын или дочь любить читать, как легко наладит контакт со сверстниками, полюбит ли процесс обучения – все это напрямую зависит от первого учителя.

Дарья Дейген:

Поддержу популярное мнение, что в случае выбора начальной школы самое важное понимать, какой учитель берет класс и сходитесь ли вы с ним во взглядах на обучение.

Во многих школах весной перед первым классом можно прийти на знакомство с учителем и задать важные для вас вопросы. Также важным фактором является формат обучения: есть ли домашние работы, выполняют ли их вместе с ребенком в школе после уроков или делать надо обязательно дома, в расписании только базовые предметы или еще есть уроки для развития гибких навыков и творчества. На этом этапе уже хорошо бы понимать: вы хотите выдающихся академических результатов или вам важнее гармоничное развитие ребенка по всем направлениям.

По предметам я бы отдельно посмотрела, какая будет программа по математике и английскому – насколько сильная и современная. И наличие дополнительных активностей после уроков, каких-то внеурочных мероприятий. Можно даже составить себе таблицу с пунктами, которые важны в выборе школы, и школами, чтобы отмечать, что где есть и в каком количестве, а на основе полученной таблицы сделать выбор.

В чем есть отличия между музыкальными школами?

Галина Гребенникова, арт-директор и методист высшей категории музыкальной школы «Виртуозы»:

При выборе музыкальной школы необходимо опираться на следующие критерии.

Преподавательский состав

Важны эмоциональный контакт, опыт преподавания, знание различных методик, умение вдохновлять и желание вкладываться в ученика.

Мифы: чем старше преподаватель, тем он лучше учит или что педагог должен быть концертирующим и играть или петь как звезда.
Быть хорошим педагогом – уметь донести знания, а отличным исполнителем — регулярная тренировка. Это как спортивная практика и тренерская. Это разные компетенции, и они не всегда могут встречаться в одном человеке.

Расположение школы в городе

Необходимо учитывать удобство и мобильность. Это упростит жизнь и вам, и вашему ребенку. Бесплатная парковка на ближайшей территории станет приятным плюсом в выборе школы.

Разнообразие направлений обучения

Сейчас встречаются школы с одним направлением: вокал, гитара, ударные и так далее. Но часто в процессе люди понимают, что хотят учиться комплексно, глубже погружаясь в мир музыки. Поэтому старайтесь сразу смотреть на многопрофильные школы.

Разные жанры музыкальных направлений

Музыка весьма разнообразна в своих жанрах. Поэтому и музыкальный вкус у людей разный. Кому-то нравится классика, а кому-то электро-поп. Исходя из предпочтений, выбирают и школу. Обратите внимание на состав преподавателей, план мероприятий и концертов. Убедитесь, что в школе играют ту музыку, которая вашему ребенку по душе.

Атмосфера в школе

Музыка – это творчество. Поэтому, несмотря на обучение, обстановка в школе должна быть легкой и непринужденной. Это должно быть такое место, в которое хочется идти после школы. В соответствии с особенностями ребенка обратите внимание, есть ли возможность заниматься индивидуально или в коллективах.

Оборудование школы

Помимо музыкального инструмента и желания очень важно, чтобы в школе присутствовали все техническое обеспечение. Хорошие колонки, микшеры, ноутбуки и так далее. Все это обеспечит полноценное и беспрепятственное погружение в мир музыки.

Возраст и исходные музыкальные данные не имеют значения

В хорошей школе не отказывают по этим критериям в обучении. В одном коллективе могут музицировать как школьники, так и пенсионеры. Как показывает практика, это не мешает посещать занятия с удовольствием и даже укрепляет социальные навыки и расширяет круг новых знакомств.

Стоит ли отправлять ребенка обучаться в школу английского языка?

Дарья Дейген:

Я считаю, что вкладываться в изучение иностранных языков необходимо с самого детства. И английский, и китайский, и другие языки будут полезны ребенку в будущем, а также существенно расширят кругозор. Вижу, как сейчас во взрослом возрасте многим не хватает знания языка для свободного общения не только в путешествиях за границей, но и для работы. И выучить язык в детстве, а потом поддерживать его на хорошем уровне – очень выигрышная стратегия.

Если в школе нет сильного языка, то необходимо заниматься дополнительно: с частным преподавателем или на курсах, но это те вложения, которые окупятся многократно в будущем. Главное – подобрать подходящий формат. Многим детям подходит формат мини-групп и игрового обучения на этапе детского сада и начальной школы. Дальше, возможно, удобнее перейти на индивидуальные занятия с преподавателем, чтобы была возможность более гибкого графика.

Источники

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110040 
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

Юлия Скопич

поговорила о выборе школ

Профиль автора

Чем раньше родители задумываются об обучении ребенка, тем проще им выбрать школу, которая даст качественное образование и комфортную атмосферу.

Поговорили с основателем и руководителем проекта «ПРОвыбор» Марией Васильевой о том, когда начинать выбирать школу, на что обратить внимание и какую информацию можно опустить. А также о том, стоит ли привлекать к поиску ребенка и выбирать одну школу на одиннадцать лет.

Что вы узнаете

  • Когда приступать к выбору школы
  • Стоит ли выбирать одну школу на одиннадцать лет
  • Чем частные школы отличаются от государственных
  • Какую информацию важно узнать о школе
  • Стоит ли ориентироваться на рейтинги
  • Надо ли обращать внимание на отзывы
  • Как понять ценности школы
  • Надо ли привлекать ребенка к поиску
  • Как понять, правильный ли выбор вы совершили

Когда приступать к выбору школы?

Школа — это лишь часть образовательного пути, который сейчас растягивается на всю жизнь. Поэтому думать об учебе имеет смысл всегда. Знаю людей, которые не имеют детей, но все равно интересуются школами и тем, что в них происходит.

Конечно, есть родители, которые внезапно понимают, что их дети идут в школу, в августе перед поступлением. Но оптимально выбирать образовательное учреждение заблаговременно, когда ребенку от четырех до пяти лет. Дело в том, что на базе многих школ есть отделения, куда принимают с этого возраста: поступить туда важно, чтобы к атмосфере и требованиям учебного заведения могли привыкнуть и ребенок, и его родители.

При этом до поступления в школу еще есть время, что удобно для планирования: люди все чаще меняют место жительства под образование детей. На мой взгляд, это хорошо: значит, родителям небезразлична учеба ребенка. Но к таким переменам явно лучше готовиться заранее.

Как растить детей и не разоряться

Лучшие материалы о том, как справляться с родительством и получать максимум от государства, — каждый вторник в вашей почте. Бесплатно

Стоит ли выбирать одну школу на одиннадцать лет?

Выстраивать образовательную траекторию в нашем быстро меняющемся мире сразу на одиннадцать лет очень оптимистично. Я рекомендую мыслить более короткими промежутками и делить их нетрадиционно: начальная школа, пятый — седьмой классы, восьмой — одиннадцатый. Большинство программ углубленного изучения предметов и некоторые предуниверсарии начинаются именно с восьмого класса.

Если по счастливой случайности эти три этапа пройдут в одном месте — отлично. Но такое бывает не всегда. Иногда имеет смысл задуматься о выборе школы на каждом новом этапе.

При этом в новой школе оценки ребенка могут стать хуже — будьте к этому готовы. Это не всегда значит, что ребенок стал хуже учиться, просто пятерка в одной школе не равна такой же отметке в другой. А также обязательно пройдет период привыкания к специфике и нюансам, к требованиям новой школы.

Приведу личный пример. В десятом классе меня перевели в школу с углубленным изучением английского языка. В общеобразовательной у меня по этому предмету была пятерка, но после собеседования в школе с уклоном в английский мне сказали: «У нас это вообще-то двойка». Я три месяца упорно занималась с репетитором, в результате дошла до четверки и продолжила учиться в новой школе. Это помогло мне сдать экзамены в вуз, а после обычной школы с ними могли бы возникнуть проблемы.

Чем частные школы отличаются от государственных?

Условия. В частной школе классы обычно меньше, чем в государственной: это позволяет учителям более эффективно подходить к обучению каждого ребенка. Еще в частные школы, как правило, ведется отбор: это значит, что уровень детей в классе будет примерно одинаковым и ребенок не будет скучать, пока учитель «подтягивает» отстающих.

Еще в частных школах обычно более разнообразное питание. Например, знаю, что во многих школах Санкт-Петербурга еду заказывают в ресторанах.

Гибкость в подходе к обучению. Не хочу сказать, что в государственных школах этого нет, но в частных проще менять подход и пробовать что-то новое.

Образовательная политика. Государственные школы всегда выражают политику государства так, как это видит Министерство просвещения и региональные власти. Например, сейчас в Москве наблюдается дефицит ИТ-специалистов, и власти города создают в школах более комфортные условия для развития, покупают необходимое оборудование, стимулируют появление программ и проектов соответствующего направления. Это не значит, что гуманитарные направления перестают развивать, но акцент делают на ИТ-отрасли. Частные школы пока еще могут выстраивать образовательную траекторию исходя из запросов родителей и видения учредителя школы.

Клиентоориентированность. Для некоторых родителей принципиально важно, чтобы в школе не просто учили, но и заботились о детях и их семьях. Например, чтобы в школе был колцентр, куда родитель сможет в любой момент позвонить и узнать, как дела у ребенка. В государственных школах забота о семьях редко бывает в фокусе: как правило, организовать это не позволяет бюджет.

Какую информацию важно узнать о школе?

В первую очередь советую прочитать нормативно-правовые документы.

Устав. Показывает, кто является учредителем. Это помогает предсказать, чего ждать от школы.

Например, если учредитель — муниципалитет, в школу будут принимать всех. А если министерство обороны — будет сделан акцент на военной подготовке. Школы при институтах обычно транслируют вузовские требования и ценности.

Учредитель может устанавливать свои правила приема: например, отбирать не только детей, но и семьи, с которыми школа хочет работать.

Лицензия на образовательную деятельность. Она обязательна. Лицензия определяет, созданы ли в школе условия для учебной деятельности. Если ее нет, это не всегда означает плохие условия. Но гарантии тому, что они хорошие, тоже нет.

Государственная аккредитация образовательной деятельности. Школы аккредитуются только тогда, когда могут представить образовательную программу. Сейчас уже есть возможность получить аккредитацию без наличия выпускников, но такие школы все равно проходят процедуры оценки качества.

Есть четыре федеральных критерия качества образования: ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийская олимпиада школьников, Всероссийская проверочная работа. Если у школы есть по ним хорошие результаты, значит, она дает качественное образование. Другие критерии могут различаться. Например, для московских школ большую роль играет участие в профильных проектах, таких как инженерный или медицинский класс, математическая вертикаль.

Кто работает директором. К кому-то надо записываться, с кем-то можно попереписываться в соцсетях, но поговорить с директором стоит. Часто он демонстрирует культуру, которая принята в школе. Из диалога с ним можно понять, как будут выстраиваться отношения с родителями и ребенком. Если тон надменный, стоит спросить себя, готовы ли вы, чтобы с вами так общались в дальнейшем?

Какие в школе учителя. Узнавать о них стоит, чтобы понимать, на какой уровень образования можно рассчитывать.

Как ни странно, получить эту информацию бывает сложно. Недавно вместе с компанией Игоря Манна я закончила исследование позиционирования частных школ в России «Интернет-маркетинг, к доске!». Мы исследовали 30 школ, расположенных от Владивостока до Калининграда. В итоге пришли к выводу, что у образовательных учреждений проблема с тем, как они о себе говорят. Порой даже обидно: я знаю, что это отличная школа, но она так неинтересно о себе рассказывает, что ничего, кроме раздражения, вызвать не может.

Тем не менее на сайтах есть базовая информация об учителях: их образование, стаж работы, курсы повышения квалификации — и на последние я рекомендую обратить особое внимание. Если учитель раз в три года проходит подготовку по федеральным стандартам, скорее всего, он формалист. А если его интересуют и проектная деятельность, и олимпиады, и работа с детьми с ОВЗ, и многое другое, он действительно старается поддерживать квалификацию на уровне.

Стоит обратить внимание на фотографии. Если на сайте школы есть учителя, к примеру, с розовыми волосами, атмосфера в учреждении демократичная. Если же на снимках все в пиджаках, школа придерживается строгих нравов.

А вот читать отзывы не рекомендую, потому что они субъективны. Конечно, современной педагогической науке доступны разные способы оценки квалификации персонала, но их результаты не будут открытыми, прохождение таких процедур пока организовано далеко не во всех регионах, да и результаты их недоступны.

Какую еще информацию узнавать, зависит от того, что важно конкретной семье. Например, бывают специфические запросы с едой: кому-то важно наличие халяльной пищи, у каких-то детей аллергия, кто-то не ест мясо. Еще играет роль локация, особенно в Москве, так как не у каждого есть возможность менять место проживания под школу или возить ребенка с одного конца города на другой.

Стоит ли ориентироваться на рейтинги?

При выборе начальной и средней школы не советую учитывать рейтинги. В учреждениях, которые входят в топы, все построено на достигаторстве. А высокая конкуренция подходит не каждому ребенку.

Рейтинги могут быть полезны при выборе старших классов, и я рекомендую обратить внимание на агентство РАЭКС. Оно собирает информацию от вузов о том, выпускники каких школ к ним поступили. Насколько велик вклад конкретной школы в эти результаты, сказать нельзя. Но это хотя бы означает, что в школах, которые входят в рейтинг РАЭКС, создана благоприятная среда для поступления в то или иное высшее учебное заведение.

Третий год функционирует неплохой рейтинг частных школ «Форбс». Сначала он был только для Москвы, а в этом году туда должны также попасть онлайн-школы. Но в 2021 году в нем оказалось всего 35 школ Москвы и Московской области, а достойных на самом деле намного больше.

Еще есть «Топ-300 московских школ по результатам образовательной деятельности» от московского правительства. Но в него в основном попадают учреждения с большим количеством учеников — им проще набрать нужное количество баллов.

Попадание в топ говорит о том, что школа думает о качестве образования, но насколько она будет полезна вашему ребенку, рейтинг ответа не дает. Могу сказать, что это больше бизнес-инструмент для управления школами как юридическими лицами. В государственные рейтинги вшиваются показатели, с которыми связаны зарплаты управленцев. Следовательно, в них отображается только внешний результат, внутренние процессы остаются за кадром.

Надо ли обращать внимание на отзывы?

Я рекомендую не читать их по двум причинам. Во-первых, отзывы пишутся «за двести рублей» — как хорошие, так и плохие. Во-вторых, их часто публикуют люди, которые просто перекладывают семейные проблемы на школу.

Вы не знаете ни этих людей, ни что они думают об образовании. Отзывы даже знакомых родителей очень субъективны и поверхностны.

Как понять ценности школы?

Это трудно. Очень часто говорят одно, а на деле выясняется другое. И не так много инструментов, с помощью которых можно профессионально измерить ценностное поле. Скорее всего, ответы директора будут социально ожидаемыми вроде «конечно, дети для нас главное». Смотреть надо на результат и на то, как школа выстраивает отношения.

Школы я советую посещать лично — и вот что важно проверить.

Туалет. Лучший параметр человекоориентированности организации — это туалет. Если в школе там неаккуратно и плохо пахнет, общение можно закончить. Я знала одну школу, которая позиционировала себя как престижная, но там вместо унитазов были дырки в полу. К счастью, удалось уговорить муниципалитет закрыть ее на капремонт.

Столовая. Даже в больших школьных столовых может пахнуть вкусно — вне зависимости от того, государственная это школа или частная. Как и туалет, это тоже параметр человекоориентированности. К тому же неприятный запах может означать, что еда приготовлена из испорченных продуктов, а это уже, как правило, подконтрольно школе.

Микроклимат. В школе должно легко дышаться, что зависит от притока свежего воздуха, комфортной температуры и влажности в помещении. Если микроклимат хороший, сосредоточиться на занятиях может быть проще.

Кабинеты. Это важно для понимания, в каких условиях будет учиться ребенок. Проверять освещение, уровень наклона парт и стульев не имеет смысла, так как если у школы есть лицензия на образовательную деятельность, то за этим уже проследили специалисты. Оснащенность медийной техникой напрямую не говорит о качестве образования.

Я рекомендую смотреть, как в целом выглядят кабинеты. На мой взгляд, деятельность детей должны отражать и стены: если они увешаны рисунками, схемами, проектами, кругом стоят какие-то поделки, это хорошо. Чем этого больше, тем интереснее в школе может даваться образование.

При этом не должно быть визуального шума и ярких цветов, от которых устают глаза. Лучше, если стены выдержаны в нейтральных бежевых, серых тонах, которые станут лишь основой для проявления детского интереса.

Надо ли привлекать ребенка к поиску?

С моей точки зрения, ребенка привлекать надо, потому что школу ищут именно для него. К тому же, если он будет принимать участие в выборе, мотивация к учебе окажется выше. Ведь это было и его решение.

Возможно, стоит уменьшить количество вариантов. Допустим, если вы уже пообщались с директором и вам не понравился его тон, смутил сломанный туалет и запах в столовой, везти детей туда не стоит. Но если вы разрываетесь между двумя школами, мнение ребенка стоит спросить.

Может, это будет не просто встреча с директором, а что-то вроде дня открытых дверей. С маленьким ребенком стоит просто прогуляться по территории школы и понаблюдать за его ощущениями. Старшеклассники могут и вовсе самостоятельно выбирать себе школу.

Как понять, правильный ли выбор вы совершили?

Так как информация о школах, как государственных, так и частных, как правило, очень ограничена, родителям сложно сделать выбор. Существуют специалисты, которые с этим помогают, но обращение к ним — не всегда гарантия успеха, так нет сертификации рынка таких услуг и определить квалификацию специалиста сложно.

Лучший эксперт в данном вопросе — собственный опыт. Обычно через два-три месяца учебы становится ясно, что на самом деле там происходит, как в ней чувствует себя ребенок, готов ли родитель к тому, что ситуация будет развиваться в том же русле. Если родителей что-то возмущает — выбор неудачный. Если все хорошо, есть много позитивных моментов, которые можно обсудить с ребенком, — выбор был сделан правильно.

Но в неудачно принятом решении нет ничего критичного. Понять, признать свою ошибку, а затем выбрать другую школу — абсолютно нормально. Это жизнь.

В какой школе учится ваш ребенок? Расскажите о ее плюсах и минусах и станьте героем следующего материала

Приблизительное время чтения: 11 мин.


print

Хотелось бы немного поговорить о том, какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы. Они неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Среди них есть критерии, важные для ребенка и для взрослых. Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, стоит заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Эта «этнографическая экспедиция» позволит вам частично получить представление о том, как там устроена жизнь, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее. Во время таких визитов можно многое увидеть.

Детские критерии

Один возраст должен соответствовать одному уровню

Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной. Мы уже подробно говорили о том, что делать, если он опережает большинство детей или, наоборот, отстает от них, и крайне желательно оценить это еще до того момента, как вы отправитесь выбирать ранец к первому сентября.

Важен гендерный состав класса

Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала «у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек» или, наоборот, «22 девочки и 6 мальчиков». Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив. У меня в практике огромное количество таких «змеиных» дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки «шумопогашения» — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках. В начальной школе девочки и мальчики обычно мало пересекаются, но у них могут быть конфликты группа на группу.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Значимый для детей фактор — этнический состав одноклассников

В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной. Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Я ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым, потому что у какого-то народа, скажем, совершенно другая культура воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое «мужское поведение» и какие у «настоящих мужчин» есть способы разрешения конфликтов. И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться. Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.

Обратите внимание на организацию школьного пространства

Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.

Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор.

Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь

Один из важнейших детских критериев — насколько школа будет утомительной

Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков? Продленка тоже существенный фактор утомления. Для большинства детей она подходит, но при условии, что там не четыре класса в одном кабинете, из-за чего в принципе нет возможности двигаться и переодеваться. В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре… Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Профили: за и против

Еще один важный детский критерий — есть ли в школе с самого начала профили. В большинстве профильных школ ученики фактически получают однобокое образование. Исключением являются школы, где можно выбирать углубленную программу по любому предмету. Обычно профилем берут два-четыре предмета, и они изучаются серьезно, а остальные и учителями, и учениками считаются побочными, не важными. Биологи и математики считают, что литература и история им не нужна, а география и подавно, в результате у них формируется суженный кругозор, и к тому же они теряют возможность передумать в десятом классе.

Профилирование в первом классе сразу дает запланированную перегрузку, потому что оно возможно только за счет увеличения часов. Школа не имеет права сокращать обычную программу. Чтобы дать детям больший объем по какому-либо предмету, она назначает по нему дополнительные часы.

Можно ли выбрать профиль в шесть-семь лет? Способности открываются и развиваются постепенно. Иногда о пятилетнем ребенке можно с большой натяжкой сказать: «Да, здесь явно вербальный, а здесь невербальный интеллект», «Он чистый гуманитарий» и «Он однозначно математик». Но это не значит, что нужно развивать область, которая сама бурно развивается. Я сторонник компенсирующего развития и не вижу смысла нажимать на математику, когда с ней и так все хорошо.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Отдавая ребенка в первом классе в тот или иной профиль, вы принимаете решение за него. Я работаю с семьями на длинной дистанции, сопровождаю ребенка 15–20 лет, работаю с родителями, а потом с ним, когда он приходит с какими-то своими запросами. Я вижу, что решения, принятые за ребенка, не то чтобы бесповоротны, но они потом аукаются, потому что мы делаем выборы исходя из наших взрослых соображений. Может быть, у ребенка есть способности к математике, но он мечтает заниматься бабочками. А его, не спросив, запихнули в матпрофиль, у него там успехи, и ему оттуда не вырваться.

Если есть способности, в профиль идти можно, но чем позже, тем лучше. И выдающиеся способности лучше всего развивать нешкольным, дополнительным образованием, чтобы у ребенка была ровная разносторонняя база. Особенно нежелательна ситуация, когда у ребенка в первом классе нагрузка эквивалентна семи урокам. Даже если он суперодаренный, его психике все равно нужно окрепнуть. Да, он будет во втором классе решать задачи для четвертого — и что? Он от этого не будет ни более счастливым в социальном плане, ни более гармонично развитым. Ему просто будет скучно на уроках и в школе в принципе. Это довольно специфический путь. Он возможен, если ребенок сам так развивается и сам не против идти с опережением, но девяносто процентов вундеркиндов — это не самородки, а дети, чьи родители активно стимулировали их развитие.

Дополнительное образование

Если вы выбираете условную «школу рядом с домом», продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью нарушит гармонию наполненности его расписания и лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу. Если постоянно есть самые лучшие продукты, но в чрезмерном количестве, в какой-то момент ваш желудок не справится с этим обилием прекрасного. Так и здесь. Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье. Дополнительное образование, которое «закрывает» потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы.

Такой тип интенсивного развития, как это ни парадоксально, не ставит своей задачей фокусироваться на потребностях, запросах, способностях, задатках, личностных характеристиках. Тут идея в том, что родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны. И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания. Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного?

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства: у ребенка могут быть все показатели успешности, но это будет успешность не его образца. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту. В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.

Родительские критерии

Как мы уже говорили, в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.

Расходы

Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: «Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить…» Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Своя среда

Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.

Степень участия в школьной жизни

Школы во многом живут энергией родителей, в «началке» все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.

В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.

Участие родителей в учебе

Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: «Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять». Или, наоборот, учитель говорит: «Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся». Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью. Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа «оптимизации» не редкость и 32 человека. «Началка» увеличилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него. Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным. Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.

Как выбрать школу? О неочевидных критериях выбора рассказала семейный психолог Екатерина Бурмистрова

Текст — отрывок из книги «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».

Известный семейный психолог, мама одиннадцати детей Екатерина Бурмистрова и журналист, мама троих детей Ксения Кнорре Дмитриева написали эту книгу в помощь родителям будущих первоклассников.

М.: Никея, 2020. — 256 с.

Здравствуйте! В статье поговорим о непростом выборе — о том, в какую школу отдать учиться ребенка. Разберем правила для родителей учеников из первых, средних и старших классов, а также узнаем, на что обращать внимание при выборе школьной программы.

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок учился в лучшей школе. Большинство регионов предоставляют возможность выбрать школу: как правило, из нескольких учебных заведений, расположенных недалеко от места проживания.

А также родители имеют право отдать сына или дочь в частную школу, в этом случае можно выбрать любое учебное заведение — независимо от прописки.

Чтобы правильно выбрать лучшую школу, нужно изучить информацию о потенциальных учебных учреждениях как можно подробнее — от названия школы до преподавателей, работающих там. Ниже мы приведем рекомендации — на что обращать внимание при выборе учебного заведения.

Прежде всего, нужно понять, достаточно ли знаний и навыков ребенок имеет для первого класса. Окончательное решение принимаете только вы. К шести годам у большинства детей появляется познавательная мотивация, это значит, что они готовы усваивать новые знания.

Обратите внимание, как ребенок реагирует на шум и отвлекающие факторы, как он относится к конкуренции и рутинным задачам. Попросите малыша самостоятельно одеться перед прогулкой: важно, чтобы первоклассник умел это делать.

ТОП-5 советов, как выбрать начальную школу:

  1. Выбирайте школу с удобным местоположением: ребенок не должен тратить час на дорогу, иначе у него не останется времени на отдых и выполнение домашнего задания.
  2. Поговорите с заведующей. Важно, чтобы специалист разделял ваши ценности.
  3. Рационально оценивайте силы ребенка. Не каждый малыш сможет учиться в лицее с изнурительными интеллектуальными нагрузками.
  4. Оцените уровень интеллектуального развития и эмоциональной зрелости дошкольника (делать это лучше вместе с психологом).
  5. Узнайте заранее о школах, уточните, можно ли отдать малыша на курсы подготовки в выбранную школу.

Подборка курсов
Дистанционное школьное образование с 1 по 11 класс в 2023 году

Посмотреть подборку

4 рекомендации, которые помогут выбрать среднюю школу для подростка:

  1. При выборе класса или школы поинтересуйтесь мнением ребенка. В 5 классе подросток уже в состоянии иметь свое мнение. Если он твердо говорит, что не хочет учиться в определенном классе, лучше рассмотреть другой вариант.
  2. Познакомьтесь с будущими учителями и коллективом. На встречу лучше всего приходить вместе с ребенком, чтобы он имел представление о том, чего ему ожидать от учебы в этой школе.
  3. Ознакомьтесь с материально-технической базой. Дополнительные возможности для развития ребенка — это всегда хорошо. Уточните, есть ли в школе бассейн, дополнительные секции по изучению иностранного языка, факультативы.
  4. Информация о выпускниках. Поинтересуйтесь, как заканчивают школьную жизнь выпускники, куда они поступают, к каким предметам для сдачи экзаменов готовятся, как сложилась их дальнейшая жизнь. Все это — критерии, которые показывают репутацию школы.

Выбор школы для старших классов — непростое дело, ведь в 10-11 классе дети должны усиленно готовиться к поступлению в вуз. Главный совет — старшую школу должен выбирать сам подросток. Родители могут дать ненавязчивый совет.

Не стоит быть слишком настойчивым в определении профиля. Часто в школах есть гуманитарные и физико-математические классы. Дайте понять ребенку, что он может попробовать и тот, и другой вариант. Многие родители не любят такую неопределенность, в итоге подросток поступает в профильный класс и занимается из-под палки. Важно предоставить ребенку свободный выбор с возможностью передумать.

В старших классах ребенок усиленно готовится к экзаменам, а на этом этапе важны не только регулярные курсы, но и психологическая поддержка. Если подросток не справляется с напряженным ритмом учебы, проконсультируйтесь с психологом.

В школе должно быть все необходимое для развития ребенка в интеллектуальном и физическом плане. Перед родителями встает выбор, в какую школу отдать ребенка — в городскую или частную?

Система обучения в муниципальных школах складывалась годами. Это оценка успеваемости по баллам, стабильная учебная программа и стандартная длительность уроков. Такой вариант подходит для среднестатистического ребенка. Большое количество учеников не оставляет места для индивидуального подхода. Развитию творческих способностей также не уделяется достаточного внимания.

Наполняемость класса в частной школе — в среднем, не более 15 учеников, поэтому каждому ребенку учитель будет уделять достаточное внимание, будь он талантливый или слабый. Уже с первого класса здесь идет углубленное изучение определенных предметов. В большинстве школ ребенок может находиться весь день, что удобно для занятых родителей. При выборе частной школы нужно убедиться, что у нее есть лицензия на образовательную деятельность. Минус такого образования — оно платное и не каждой семье по карману.

Программы онлайн-обучения, при которых ребенок изучает предметы на дому, становятся все более популярными. Приведем случаи, в которых рекомендуется выбрать класс для онлайн-образования (или так называемого семейного обучения):

  1. Вы хотите, чтобы у ребенка было больше времени для кружков и секций.
  2. У школьника не ладятся отношения со сверстниками в коллективах.
  3. Ребенок имеет определенные проблемы со здоровьем.
  4. Конфликты с учителями.
  5. Отсутствие индивидуального подхода в классической школе.
  6. Вы часто переезжаете или большую часть года живете в теплых странах.

Подобрать школу для семейного обучения можно на нашем сайте — по стоимости, формату занятий, образовательной программе и другим условиям.

На данный момент есть несколько программ:

  1. «Школа России». Классическая программа для детей, не посещавших детский сад и имеющих повышенную утомляемость. Это простой вариант для плохо подготовленных детей.
  2. «Перспектива». Вы можете выбрать класс с этой программой для развития у ребенка патриотизма, национальных ценностей. Программа подойдет и для развития логического мышления.
  3. «Школа 2100». Для освоения этой программы ребенок должен уметь хорошо читать, акцент делается на изучение математики.
  4. «Гармония». Программа подходит для развития творческого мышления, даже математические задачи дети учатся решать нестандартным способом.

Выбирать предметы и программу следует исходя из уровня развития и предпочтений ребенка, а также наличия базовых навыков. При желании можно отдать малыша в профильный класс с углубленным изучением того или иного предмета, однако будьте готовы сменить класс, если учиться там будет слишком сложно.

Даже самая хорошая школа может превратиться в кошмар, если ребенок психологически не готов к ней. Специалисты дают полезные советы, которые помогут вам поддержать сына или дочь на новом этапе их жизни:

  1. Выделите ребенку свободное время на игры и отдых и помните, что увеличивать учебную нагрузку нужно постепенно.
  2. Помогите малышу получить нужные навыки. Объясните, как важно сидеть спокойно в течение урока и сосредоточиться на материале.
  3. Хвалите малыша. Нельзя перехвалить ребенка, если он добился определенных успехов, но регулярно говорите, что вы гордитесь им.
  4. Проводите время вместе. Это касается не только проверки домашних заданий: гуляйте, читайте и смотрите фильмы всей семьей.

Соблюдая эти рекомендации, вы обязательно выберете лучшую школу, в которой вашему ребенку будет комфортно и интересно.

Как выбрать школу для ребенка?

25.01.2022

Перевод ребенка в новую школу часто помогает решить многие проблемы: от конфликтов до низкой мотивации. Рассказываем, как правильно выбрать школу для ребенка и не ошибиться. Идеальной школы не существует. Задача родителей выбрать ту, которая подходит ребенку и обеспечит его развитие оптимальным образом.

Обычно вопрос о смене школы встает после окончания началки. Выбор пятого класса в средней школе важен, поскольку ребенок постепенно переходит от развивающего обучения к получению важных знаний и навыков, но при этом еще и нуждается в подходящем коллективе для общения и социальных связей. Следующий этап — это 7 и 8 класс. Сменить школу в этом возрасте обычно стремятся родители, которые понимают, что ребенок может получать намного более существенные академические нагрузки. В 10 классе смена школы разумна под определенный профиль или систему, например, поступление в Предуниверсарий вуза мечты. В каком бы возрасте ребенок ни менял школу, обращать внимание нужно на одни и те же критерии, но придавать им бОльший или меньший вес.

Когда нужно менять школу?

Основные причины, по которым родители стремятся сменить школу, это:

  • Переезд. Смена места жительства часто требует и смены школы. В этой ситуации при выборе необходимо опираться на критерии, о которых мы говорим ниже.
  • Выбор предпрофильной или профильной образовательной программы. Профильное обучение начинается в 10 классе, но с 8 (а иногда и с 7 класса) многие школы используют вариативную часть учебного плана, ресурс часов внеурочной деятельности и дополнительного образования, чтобы у детей была возможность углубленного изучения определенных предметов. Это один из фокусов у родителей, которые хотят перевести ребенка в другую школу.
  • Дополнительные возможности школы. Их масса: от сотрудничества с центром дополнительного образования или спортивной школой до формата “школа полного дня” или лучшего турклуба в городе.
  • Академический уровень школы. Здесь родители обычно ориентируются на достижения выпускников: баллы ЕГЭ, олимпиадные победы.
  • Поиск подходящего социального круга. Иногда родители надеются за счет круга мотивированных детей зажечь интерес в своем ребенке, иногда ищут единомышленников и т.п.
  • Конфликты и проблемы в текущей школе. Часто родители меняют школу, чтобы избежать какой-то проблемы, например, травли в классе.

Это основные мотивы, которые подсказывают родителям, что нужно переводить ребенка в другую школу для его благополучия. Довольно часто решение о смене школы превращается в действие, когда несколько мотивов сходятся.

#prog8-9-1#

На что обратить внимание при выборе школы?

Выбирая школу, очень важно обратить внимание на ваши приоритеты и отталкиваться от них. Ответьте себе на вопрос: зачем вашему ребенку школа? После этого обратите внимание на следующие особенности.

Выбор предпрофиля в 7 или 8 классе нужен не всем детям. Вашему ребенку подходит этот путь, если он:

  • активно самостоятельно изучает какие-то дисциплины и приобретает навыки, проявляет выраженную устойчивую мотивацию без напоминаний и пинков;
  • общается с удовольствием именно по данному интересу и предпочитает круг единомышленников, а не просто подростковый коллектив;

Выбирать школу с дополнительными возможностями, помимо учебной программы, нужно тогда, когда ребенок:

  • готов уделять время дополнительным занятиям и не переживает, что будет меньше гулять или заниматься хобби;
  • хорошо справляется с основной учебной программой самостоятельно

Выбирать школу с более высокими академическими требованиями: олимпиадной подготовкой и т.п. — стоит если:

  • ребенок легко справляется с учебными задачами основной программы;
  • самостоятельно при помощи онлайн-обучения получает дополнительные знания;
  • имеет опыт участия в интеллектуальных соревнованиях и получает от них удовольствие;
  • имеет устойчивую самооценку и умеет справляться с неудачами, готов к ситуации, что он перестанет быть “самым умным в классе”.

Менять школу ради поиска социальной среды необходимо, если ребенок не находит общий язык со школьным коллективом, является аутсайдером. Однако важно не перепутать неподходящий социальный круг и психологические и поведенческие особенности ребенка, которые стоит скорректировать, прежде чем менять коллектив.

Как выбрать школу для ребенка подросткового возраста?

При выборе школы для ребенка важны две составляющие: школа подходит ребенку и ребенок подходит школе. Крайне важно убедиться, что оба утверждения верны, чтобы ребенку смена школы пошла на пользу.

Как выбрать предпрофильный и профильный класс?

  • Оценить объем нагрузки в часах и убедиться, что повышенная нагрузка соответствует сфере интереса ребенка.
  • Выяснить уровень знаний, который требуется для поступления и сверить с уровнем своего ребенка. Это можно сделать, изучив работы для поступающих прошлых лет.
  • Добиться возможности пообщаться с детьми, которые уже учатся в профиле. Например, на конференциях, где они выступают, на курсах дополнительного образования, куда приглашают внешних детей. В некоторых школах идут на встречу и предлагают пробный учебный день. Цель такой пробы убедититься, что ваши ожидания совпадают не только с планом на бумаге, но и с реальностью конкретной школы.

Также важно обсудить, какие результаты ожидаются от учеников и обсудить с ребенком, готов ли он добиваться их.

Как выбрать школу с хорошим коллективом?

И ФГОС и ответственные за презентацию школ говорят об одних и тех же ценностях: высокий уровень образования, развитие личности, индивидуальный подход и т.п. Однако на практике люди понимают эти слова по-разному и по-разному воплощают в реальность. Для того, чтобы найти “нормальных” сверстников ребенку и “нормальных” учителей, нужно выяснить, совпадают ли они с тем образом коллектива, который вам кажется подходящим.

Вот на что нужно обратить внимание при выборе школы:

  • Составьте список всех трудностей и проблем вашего ребенка. На встрече с администрацией школы задавайте вопросы о таких ситуациях в формате: “Что вы обычно делает, когда ученик…?” На такие вопросы нет правильных ответов, но исходя из них вы поймете, подходит ли вам эта школа. Например, на вопрос: “Что вы делаете, когда у вас ученики курят?” — администрация может сказать: “У нас нет курящих учеников!” Кому-то из родителей этот ответ покажется показателем отличной дисциплины и плюсом, а кому-то — признаком неискренности и показухи. И каждый сделает свои выводы.
  • Оцените культуру школы по матрице лидерства. В школьных отношениях этот метод отлично работает. 4 типа организационных культур в упрощенном варианте можно сложить всего из двух компонентов со знаком + (есть) и — (нету). Эти компоненты — авторитарность и поддержка.

В итоге мы получим 4 типа культуры в школе. На них нужно обязательно обращать внимание, когда вам важен коллектив и социальный круг в школе.

  1. Лидерская. В школе говорят, что делать, а дети выполняют (авторитарность+) и конкурируют между собой. При этом детям не оказывают поддержки, побеждает сильнейший (поддержка -), и его успехами гордятся.
  2. Партнерская. В школе совместно с ребенком и семьей решают, как выстроить индивидуальный учебный план, чтобы учитывать интересы всех сторон (авторитарность -), а ребенку помогают выполнять этот план (поддержка +). Здесь находят возможность оценить успехи ребенка по многообразию критериев и отметить значимость его вклада в школьную жизнь.
  3. Самонаправленная. В школе декларируется свобода выбора и взрослые не занимаются простраиванием учебной траектории детей (авторитарность -), при этом и инструментов педагогической поддержки дети не получают, хотя в школе может быть довольно много личных отношений, сочувствия, вовлеченности (поддержка -). Тут нет конкуренции и лидеров — это принцип.
  4. Бюрократическая. В школе все понятно, все расписано, учителя дают знания, дети сдают контрольные, учителя знают как правильно и как надо (авторитарность +). При этом взрослые считают сутью своей работы втянуть ребенка в норму, добиться показателей, поэтому они будут в меру своих представлений о том, как это делать, активно действовать (поддержка +). Тут дают исправлять оценки, назначают дополнительные занятия, говорят родителям, что они должны сделать и т.п.

Подумайте, в какой культуре будет полезно находиться вашему ребенку и имейте в виду эти типы, когда задаете администрации озадачивающие вопросы. Это поможет вам выбрать школу, в которой у ребенка будет чувство безопасности и зона для развития.

#prog8-9-2#

Стоит ли менять школу, если у ребенка не сложились отношения с классом?

Иногда это правильное решение, но очень важно подготовить ребенка к этому шагу. И лучше всего это делать со специалистом — детским психологом.

  • Провести работу с психологической травмой, который ребенок получил в результате травмы и буллинга.
  • Скорректировать его поведенческие стратегии: как стоит реагировать на новый коллектив, чтобы не вызвать негатив, как сохранить свои границы, но не вступить в конфликт.

Такие меры помогут ребенку чувствовать себя уверенно в новом коллективе и завести друзей. Обратитесь к психологу не с жалобой а конкретным запросом: Как моему ребенку научиться налаживать дружеские отношения в школьном коллективе?

Смена школы — это серьезный шаг и важный опыт в жизни ребенка. Адаптация к новому коллективу — это серьезная нагрузка, и игра должна стоить свеч. Выбирайте школу вместе с ребенком, взвешивайте все плюсы и минусы, чтобы выбор школы оказался правильным и помог ребенку развиваться и получать образование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти через какое времени они встретятся
  • Как найти продавца в магазин сантехники
  • Как найти сторону куба если известен объем
  • Как найти хорошее приложение
  • Как можно найти родственника на украине