Как найти художественную роль

Художестенная деталь в литературе

Это важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя.

Художественной деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создается художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.

Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль — рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.

Определение художественной детали

Художественная деталь представляет собой фрагмент:

  • внутреннего мира литературного персонажа;

По значимости художественную деталь в литературном произведении стоит сравнить с символом, который помещен автором в центр повествования. Она помогает полностью раскрыть писательский замысел. Как и символ, художественная деталь, характеризующая эпоху или событие, дополняет созданную автором картину реальности.

Но при этом имеются и характерные отличия. В отличие от символа, она не имеет скрытого смысла. Яркий тому пример — красные руки героя произведения «Отцы и дети» Евгения Базарова. Они олицетворяют собой готовность персонажа к усердному труду, его незнатное происхождение. Но никакого подтекста здесь нет. Красные руки Базарова — руки простого крестьянина, которые обветрились из-за длительных пеших прогулок, покраснели от постоянной работы. Этот образ лишен потаенного смысла.

Иначе дело обстоит с символом. Например, Метель в поэме «Двенадцать» Александра Блока олицетворяет собой торжество беззакония, безжалостный разгул жестокости. Природное явление означает неуправляемую силу, которая способна разрушить старый привычный мир.

Роль деталей в произведении

Существуют перечисленные ниже виды художественных деталей:

деталь, которая характеризует состояние внешнего мира или внешности литературного персонажа. В качестве примера приведем роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Чистая сорочка Печорина указывает на его щегольство, стремление к комфорту, благоустроенности. Ведь герою произведения приходится путешествовать в те времена, когда не было горячего водоснабжения и прочих благ цивилизации (а порой и элементарного достойного ночлега);

деталь, отражающая психологическое состояние главного героя. Олицетворяет собой его страхи, желания, потаенные мысли. В отдельных случаях она характеризует объекты, явления внешнего мира. Но в то же время передает и переживания литературного персонажа. Подобный прием носит название психологизма. Такая деталь встречается в рассказе «Носовой платок» Акутагавы Рюноскэ. Предмет, разорванный в клочья, олицетворяет собой бурю эмоций. Он символизирует глубину переживаний, которые испытывает главная героиня. Эмоции литературного персонажа воплощены в фразе: «улыбаясь лицом, руками она рвала платок».

Существуют и другая классификация художественных деталей. В соответствии с ней выделяют:

Один из примеров детали-символа является халат Обломова в одноименном произведении Ивана Гончарова. Деталь-подробность, в свою очередь, выгодно дополняет какое-либо явление или изображаемый предмет.

Примеры художественных деталей в творчестве

Николай Гоголь в своих художественных произведениях уделял большое внимание атрибутике предметного мира, окружающего человека. Писателю была свойственна редкостная прозорливость. Художественная деталь для Гоголя – прием, олицетворяющий собой будущее цивилизации. Ведь со временем человек из созидания и «господина» вещей действительно превратился в их бездумного потребителя. В представлении Гоголя художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которую писатель изображает «индексом» души. Поэтому в творчестве этого автора делается особая ставка на предметную детализацию как средство изображения человека и окружающего мира. Гоголю не присуща пушкинская сдержанность в обращении с деталью. Вещи в произведениях автора незабвенных «Мертвых душ» словно «стесняют» человеческое пространство, лишая литературных персонажей ощущение свободы, «простора жизни».

В «Петербургских повестях» Николая Гоголя мы наблюдаем изобилие предметных деталей. Поэтому особой изобразительной силой наделена именно совокупность вещей, которая становится отражением психологического портрета персонажа. Вещь у Гоголя словно претендует на положение героя литературного произведения. Гоголевские персонажи находятся в ее роковой власти. Яркий пример художественной деталиружье в произведении «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». По мнению Гоголя, вещественный мир способен задавить «высокое предназначение человека». Именно эти слова великий писатель произнес еще во время учебы в Нежинской гимназии.

По-своему раскрывается деталь в произведении Антона Чехова «Студент». Костер оживляет в воображении героя события евангельской ночи в Гефсиманском саду. Эта значимая подробность выглядит очень колоритно на фоне довольно подробного ландшафтного описания. Данная деталь в тексте словно бы перебрасывает «мост» из прошлого в настоящее.

Обратите внимание! Предметная детализация Антона Чехова отличается лаконичностью, емкостью смысла. Роль художественной детали в его рассказах чрезвычайно велика. Ведь она способна заменить собой подробное портретное описание.

Художественная деталь — изобразительно-выразительная подробность, при помощи которой удается показать сильный эмоциональный всплеск (который равнозначен глубокому душевному кризису). К примеру, в произведении «Накануне» Ивану Тургеневу удалось умело изобразить стремительно возрастающее нетерпение Елены накануне последней встречи героини с Инсаровым. Все, случившееся с девушкой в этом эпизоде, происходит словно по инерции. Не находящая себе места от волнения героиня все делает не задумываясь, машинально. В этой сцене Тургенев мастерски использует разнообразные ритмико-интонационные средства воздействия на сознание читателя. Писатель сосредотачивает свое внимание на описании предметного мира, внешних проявлениях «бури», которая разыгралась в душе Елены. Богатая ритмика речи писателя позволяет максимально реалистично изобразить «пульсацию» времени, протекающего бесследно и бесцельно. Осознание собственного бессилия впоследствии сменяется сильным волевым порывом, сущность которого пока не ясна даже самой Елене. Деталь, внешний жест, который олицетворяет собой преображение души героини раскрывается в насыщенном психологическом контексте: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».

В цитате выше запечатлен пик сложного душевного процесса. Художественная деталь наглядно раскрывает психологический портрет литературного персонажа. Тургеневская Елена — деятельная и волевая личность. Поэтому внутренняя сила и решимость в конце концов берут свое. Неодолимая сила, которая движет Еленой, — это зов воли, который позволяет ей устремиться к цели. Героиня действует почти подсознательно, инстинктивно. Но она верна своей цели — во что бы то ни стало встретиться с Инсаровым.

Предельно насыщенная художественная деталь (которыми изобилует проза Льва Толстого) — немного чуждый Ивану Тургеневу инструмент. В произведениях автора пьесы «Накануне» подобное встречается сравнительно редко. К слову, психологическую детализацию Льва Толстого Тургенев называл «избыточной».

Вроде бы незначительная деталь позволяет без лишних слов характеризовать персонаж литературного произведения. Она помогает читателю ощутить атмосферу той или иной эпохи. Художественная деталь делает роман, повесть или рассказ более увлекательными, глубокими по смыслу, Очень емко передает ощущения и эмоции автора, позволяя ему донести до читателя чрезвычайно важную для писателя мысль.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Урок - лабораторная работа Как определить художественную роль портрета героя в литературном произведении

Урок — лабораторная работа Как определить художественную роль портрета героя в литературном произведении

Портрет изображение в литературном произведении внешности персонажа - Описание лица - Особенности фигуры -

Портрет изображение в литературном произведении внешности персонажа — Описание лица — Особенности фигуры — одежды — Манеры поведения — Мимика — Жесты

Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан

Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными черными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений; в наряде его не было никаких притязаний на моду: все показывало в нем артиста.

Первое правило необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя

Первое правило необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя

Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан

Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными черными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений; в наряде его не было никаких притязаний на моду: все показывало в нем артиста.

Правило второе Необходимо объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя

Правило второе Необходимо объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя

Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в

Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться … …упоенный художник… стал толстеть и видимо раздаваться в ширину… … Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска… …вечная желчь присутствовала на лице его. Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин.

Третье правило Необходимо найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того

Третье правило Необходимо найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило, показывают происходящие с героем изменения – динамику образа героя

… «Глядит, глядит человеческими глазами!» … смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный

… «Глядит, глядит человеческими глазами!» … смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови … что-то демонское в глазах

Четвертое правило Портрет способен передавать внутренний мир героя

Четвертое правило Портрет способен передавать внутренний мир героя

Правило пятое следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской

Правило пятое следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении необходимо соблюсти пять правил: •

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении необходимо соблюсти пять правил: • Первое правило: необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя • Правило второе: необходимо объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя. • Третье правило: необходимо найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило, показывают происходящие с героем изменения – динамику образа героя. • Четвертое правило: портрет способен передавать внутренний мир героя. • Правило пятое: следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

Н. А. Заболоцкий Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы

Н. А. Заболоцкий Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Портрет изображение в литературном произведении внешности персонажа - Описание лица - Особенности фигуры -

Портрет изображение в литературном произведении внешности персонажа — Описание лица — Особенности фигуры — одежды — Манеры поведения — Мимика — Жесты

Портрет-описание Описание опирается на физиологию, а не психологию личности; перечень портретных деталей Портрет-сравнение впечатление

Портрет-описание Описание опирается на физиологию, а не психологию личности; перечень портретных деталей Портрет-сравнение впечатление С другими персонажами: С литературным стереотипом; С явлениями или предметами Воплощает внутренний мир во внешнем облике

Портрет Краткий, с минимумом деталей Лаконичность, возрастание роли художественной детали Подробный, детализированный Обилие подробностей

Портрет Краткий, с минимумом деталей Лаконичность, возрастание роли художественной детали Подробный, детализированный Обилие подробностей Статический Единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа Динамический Детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения Описание неизменных, статичных деталей Цвет волос, глаз, черты лица, фигура Описание внешности в динамике Улыбка, смех, жесты, мимика, походка, плач, выражение лица

Художественная деталь в литературе

Теория литературы дает такое определение: художественная деталь – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Художественная деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.

Чем отличается художественная деталь от символа

Слово «деталь» происходит от французского «detail», то есть часть, подробность. Художественная деталь в литературном произведении играет роль выразительной подробности. Деталь – это фрагмент внешнего мира или внутреннего мира героя. То есть что-то на первый взгляд несущественное, мелочь, частность играет важную роль, так как позволяет создать ёмкий художественный образ, рассказать читателю о персонаже или событии больше, чем самое подробное описание.

Детали в произведении играют подчас такое же значение, как и символы (символ в переводе обозначает «знак»), помещенные писателем в центр повествования. Также, как и символ, деталь работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности, дает читателю дополнительную информацию о герое, времени, эпохе, событиях, историческом контексте.

Но в отличие от символа художественная деталь не наделена скрытом смыслом. Красные руки Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» подчеркивают незнатное (крестьянское) происхождение героя и его готовность к труду. Но здесь нет никакого подтекста, намека на дополнительную, скрытую информацию, до которой читатель должен додуматься. Красные руки Базарова – это просто руки крестьянина, покрасневшие от работы, химических опытов и обветренные во время долгих пеших прогулок. Под этим образом ничего не подразумевается. В то время, как символ, например буран в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а равно с ним и метель в «Двенадцати» А.А.Блока и «Белой гвардии» М.А. Булгакова символизирует стихийный разгул жестокости, торжество беззакония: некая неуправляемая сила готова смести с лица земли старый привычный мир. То есть буран – это не просто снежная буря, а символ торжества пугачевской вольницы. А красные руки Базарова – это просто красные руки, без подтекста.

       

Функции детали:

  1. Подчёркивать психологическое состояние героя.
  2. Характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира. 
  3. Создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение.
  4. Подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности.
  5. Способствовать раскрытию системы образов произведения.

Виды детали:

  1. Деталь, характеризующая состояние внешнего мира: деталь интерьера, пейзажа (в том числе экстерьера и городского пейзажа), портрета героя – изображение его внешности. Например, описывая путешествующего Печорина, героя романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов подчеркивает особенность его внешности – чистую сорочку: «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». Лермонтов здесь сам же дает объяснение этой детали: чистое белье указывает на то, что этот человек «порядочный», то есть, в понимании Лермонтова, следящий за собой и своей гигиеной. В понимании современного читателя чистая сорочка героя, который путешествует в 19 веке, то есть без горячего водоснабжения, стиральных машин, а часто и без достойного ночлега, говорит о его достатке, а также о щегольстве и привычке жить благоустроенной, комфортной жизнью.
  2. Деталь психологическая, отражающая состояние внутреннего мира героя, движения мысли, помыслы, желания, страхи, фобии, мании. Такая деталь тоже может отражать явления, объекты внешнего мира, но передавать при этом переживания персонажа. Такой прием также называют психологизмом. Например, такую деталь мы встречаем в рассказе Акутагавы Рюноскэ «Носовой платок»: изорванный в клочья платок в этом рассказе отражает бурю эмоций, испытанных героиней: «улыбаясь лицом, руками она рвала платок».

В «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной психологической деталью, передающей внутреннее состояние героя, становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.
«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. <…>Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. <…>Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».
       Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.

А.П. Чехов про детали

Мастер меткой фразы и точного образа А.П. Чехов в письме брату Александру 1886 года советовал избегать в описаниях природы «общие места». Чехов рекомендует:

«Хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. <…>Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки».

В этом письме Чехов почти дословно цитирует свое описание в рассказе «Волк»:  «На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени, на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки».Такое же описание мы встречаем в реплике Треплева из чеховской «Чайки»: «Тригорин выработал себе приемы, ему легко… У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова». Три раза использованное описание почти в одних и тех же словах одного и того же пейзажа говорит о том, как высоко Чехов ценил найденные им образы, которые удавалось создать за счет правильно подобранных деталей.

Так незначительная деталь позволяет писателю любой эпохи создать выразительный, выпуклый, зримый образ, который запускает работу внутреннего кинематографа в голове читателя, помогает ему увидеть героя, ощутить атмосферу эпохи, создает нужные писателю эмоции и ощущения, помогает донести до читателя важную для автора мысль.

Деталь в литературе: что это такое?

Автор: ·
Опубликовано 31.03.2023
· Обновлено 25.03.2023

Микеланджело Буонарроти считал, что «внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь». Людям искусства свойственно уделять внимание деталям. Одно слово или один объект на портрете может многое рассказать об изображённом человеке. Многомудрый Литрекон предлагает Вам узнать, что есть деталь в литературе и для чего она используется поэтами и писателями. Приятного просвещения!

Определение

Художественная деталь – это выразительная подробность. С её помощью создается определённый образ, нужный автору. Деталь помогает читателю представить персонажа, его речь, образ жизни и душу, помогает понять его поступки.

Художественная деталь может относиться ко внешности, особенностям одежды и окружающему миру героя.

Главной ролью художественной детали в литературе является краткий и емкий рассказ о персонаже или событии, заменяющий подробное описание на несколько страниц.

Виды художественной детали

Деталь в литературе может быль словесной, портретной, предметной, психологической и пейзажной.

  1. Словесная деталь – это слова-маркеры, иллюстрирующие особенности речи героев.
  2. Портретная деталь – это черты лица или тела, уточняющие внешность персонажа и иногда его характер.
  3. Предметная деталь – это объекты интерьера и быта литературного персонажа, которые могут рассказать о его привычках или образе жизни.
  4. Психологическая деталь – черта характера, объясняющая поступки и поведение литературного героя.
  5. Пейзажная деталь – особенность окружающего мира, влияющая на настроение или состояние души персонажа.

Функции

В литературе художественная деталь:

  1. Указывает на психологическое и душевное состояние героя.
  2. Характеризует персонажа как личность и раскрывает особенности его внутреннего мира.
  3. Создаёт у читателя задуманное автором впечатление и настроение от того или иного персонажа.
  4. Подчеркивает особенность эпохи и передаёт дух времени.
  5. Способствует раскрытию образной системы произведения.

Примеры

Примеры детали в литературе помогут разобраться в сущности этого явления:

  1. Знаменит своей любовью к художественным деталям Антон Павлович Чехов. Например, в произведении «Человек в футляре» для описания внешности главного героя, учителя греческого языка, живущего замкнуто и отстранённо от других людей, Чехов использует следующие детали: «очки в чехле», «зонт в чехле», «поднятый, как футляр, воротник»… Так автор подчёркивает «футлярную» жизнь главного героя, что даёт возможность читателю лучше понять поведение и поступки Беликова.
  2. В рассказе «Дама с собачкой» деталь используется Чеховым для того, чтобы создать нежный и женственный образ Анны Сергеевны: «опустила глаза», «спрятала лицо на груди», «крепко сжала в руках веер»…
  3. В романе Гончарова «Обломов» есть две детали, проходящие красной нитью через всё произведение: «халат из персидской материи» и «мягкие домашние туфли». Эти предметы одежды акцентируют внимание читателя на образе жизни героя. Обломов — домашний и ленный человек. Он не любит выходить в свет, не любит в принципе выходить из своей квартиры на Гороховой улице. У него мягкая и безвольная натура.
  4. Роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина наполнен деталями, характеризующими главных героев. Особое внимание отведено интерьеру комнаты, в которой жил Евгений:

«…Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом».

На столе Онегина стоит портрет поэта-романтика Байрона. Эта деталь говорит читателю: Евгений, хоть и «повеса», на самом деле очень тонко чувствующая, романтическая и мятежная натура.

При описании Татьяны Пушкин вводит такие детали, как романы Ричардсона и Руссо. Именно эти книги читала Татьяна Ларина. Такая деталь характеризует девушку как мечтательную и романтичную натуру, ведь произведения Ричардсона и Руссо – это тексты о глубоких чувствах.

  1. В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» подробно описаны дома помещиков. Так, например, в комнате Манилова лежала «книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице». Герой читал её уже 2 года. Такая деталь характеризует Манилова как человека, не любящего читать, но старательно создающего ложное впечатление о себе. Книга лежала на столе для придания некоторой важности хозяину дома. Действительно, заходишь в кабинет, а там книга, значит, человек умный. Только вот закладка не перекладывалась уже как 2 года.
  2. При описании Печорина в «Герое нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов также обращается к деталям: «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё», «широкие плечи» и «бальзакова тридцатилетняя кокетка»… Такие контрастирующие детали при описании героя подсказывают читателю, что и Печорин — неоднозначный и даже противоречивый персонаж.
  3. В рассказе «После бала» Льва Николаевича Толстого есть такая деталь, как «домодельные сапоги» генерала. Эту деталь отмечает рассказчик и сам же поясняет её для читателя. Генерал одевается просто, не по моде, чтобы выводить в свет и красиво одевать свою дочь. Использованная Толстым деталь раскрывает генерала как любящего и заботливого отца. 
  4. В «Преступлении и наказании» Фёдор Михайлович Достоевский использует художественную деталь при описании Сони Мармеладовой. Автор говорит о её «голубых глазах». Несмотря на то что Соня была падшей женщиной в глазах общества, её глаза говорили о том, что душа девушки по-прежнему чиста и невинна, что было правдой. Любопытно, что Соне совсем не шла яркая одежда для ее ремесла. Это психологическая деталь в литературе, которая подчеркивает несоответствие героини и ее положения.
  5. В повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» автор вводит следующую деталь: «статуя печальной мадонны под одиноким ясенем». Так Тургенев намекает читателю, что история любви, описанная в произведении, не закончится хорошо. Статуя печальной мадонны – символ неразделимости любви и страданий.
  6. При описании Воланда в «Мастере и Маргарите» Михаил Афанасьевич Булгаков использует такую деталь, как «трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя». Она отсылает читателя к произведению Гёте «Фауст», где Мефистофель является учёному в облике чёрного пуделя. Таким образом, эта деталь в «Мастере и Маргарите» в самом начале произведения настраивает читателя на атмосферу мистики и чёрных сил, а также расширяет художественное время романа.

Таким образом, роль детали в литературе — источник знаний о литературном герое и его судьбе. Благодаря художественной детали можно понять персонажа лучше, узнать чем он живёт и как. Если понять персонажа, понятны будут и его поступки, а с ними и идея всего произведения. Иногда прием «художественная деталь» также может служить предсказанием судьбы героев, что помогает читателю настроиться на нужный лад.

Метки: 11 классЕГЭ по литературетеория

Читайте также:

Каждый из нас в детстве собирал мозаику, состоящую из нескольких десятков, а может быть, и сотен пазлов. Подобно игровой конструкции, литературный образ складывается из множества связанных между собой деталей. И лишь зоркий взгляд чтеца способен заметить эти микроструктуры. Прежде чем углубляться в литературоведение, нужно понять, что такое художественная деталь.

художественная деталь

Определение

Мало кто задумывался над тем, что литература – это искусство настоящего слова. Отсюда вытекает тесная связь лингвистики и литературоведения. Когда человек читает или слушает стихотворение, он представляет картину. Достоверной она становится лишь тогда, когда он слышит определенные тонкости, благодаря которым может представить получаемую информацию.

что такое художественная деталь

А мы переходим к вопросу: что такое художественная деталь? Это важный и значимый инструмент построения образов; это подробность, которая несет огромную идейно-эмоциональную и смысловую нагрузку.

Виртуозно данные элементы использовали не все писатели. В своем творчестве активно их применяли Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов и другие художники слова.

роль художественной детали

Классификация деталей

Какие художественные детали вы знаете? Затрудняетесь ответить? Тогда тщательно изучаем вопрос далее. Существует несколько классификаций этого элемента.

Мы с вами рассмотрим вариант, предложенный отечественным литературоведом и филологом – Есиным Андреем Борисовичем. В своей книге «Литературное произведение» он определил удачную типологию, в которой выделил три больших группы детали:

  • психологические;
  • описательные;
  • сюжетные.

Но литературоведы выделяют еще несколько типов:

  • пейзажные;
  • словесные;
  • портретные.

Например, в повести Гоголя «Тарас Бульба» доминировали сюжетные детали, в «Мертвых душах» – описательные. В то время как в романе Достоевского «Преступление и наказание» упор сделан на психологический фактор. Однако стоит помнить, что названные типы деталей в рамках одного художественного произведения могут комбинироваться.

Функции художественной детали

Литературоведы выделяют несколько функций данного инструмента:

1. Выделительная. Нужна для того, чтобы выделить какое-либо событие, образ или явление из ему подобных.

2. Психологическая. В данном случае деталь, как средство психологического портрета, помогает раскрыть внутренний мир персонажа.

3. Фактографическая. Инструмент характеризует факт из мира действительности героев.

4. Натуралистическая. Деталь четко, объективно и точно передает предмет или какое-либо явление.

5. Символическая. Элемент наделяется ролью символа, то есть становится многозначным и художественным образом, который имеет иносказательный смысл, основывающийся на сходствах явлений из жизни.

какие художественные детали

Художественная деталь и ее роль в создании образа

В стихотворении такие выразительные подробности очень часто выполняют функцию опорной точки изображения, подталкивая наше воображение, побуждая дополнить лирическую ситуацию.

Художественный образ зачастую имеет одну яркую индивидуальную деталь. Как правило, с неё и начинается развитие лирической мысли. Под данный инструмент вынуждены подстраиваться и другие элементы образа, в том числе экспрессия. Бывает так, что художественная деталь напоминает внешний штрих образа, но она несет в себе неожиданность, которая освежает восприятие мира читателя.

Данный инструмент входит в наше сознание и ощущение жизни таким образом, что человек уже не мыслит поэтических открытий без него. Очень много деталей присутствует в лирике Тютчева. При чтении его стихотворений перед нашими глазами открывается картина зеленеющих нив, цветущих и благоухающих роз…

Творчество Н. В. Гоголя

В истории русской литературы существуют такие писатели, которых природа наделила особой внимательностью к жизни и вещам, иными словами, к окружающему человеческому существованию. Среди них Николай Васильевич Гоголь, которому удалось предвосхитить проблему овеществления человека, где он не создатель вещей, а бездумный их потребитель. В своём творчестве Гоголь умело изобразил предметную или вещную деталь, которая замещает душу персонажа без остатка.

Данный элемент выполняет функцию зеркала, которое отражает персонажа. Таким образом, мы видим, что детали в творчестве Гоголя – это важнейший инструмент изображения не только человека, но и мира, в котором живет герой. Они оставляют мало пространства для самих персонажей, по причине чего складывается впечатление, что простора для жизни вовсе не остаётся. Но для его героев это не проблема, ведь бытовой мир для них на первом плане, в отличие от бытия.

Заключение

Роль художественной детали невозможно переоценить, без нее невозможно создать полноценное произведение. Поэт, писатель или композитор по-своему используют этот инструмент в своих творениях. Так, например, Фёдор Михайлович Достоевский при помощи деталей изображает не только образы героев или Санкт-Петербурга, но и раскрывает безграничные философские и психологические глубины своих романов.

Умело и мастерски применяли такие выразительные подробности не только Гоголь и Чехов, а также Гончаров, Тургенев и другие литераторы.

художественная деталь и ее роль в создании

Художники слова использовали деталь широко в своих произведениях. Ведь значение ее огромно. Без данного инструмента было бы нереально четко и емко дать индивидуальную характеристику персонажа. Авторское отношение к герою можно определить тоже при помощи этого инструмента. Но и, конечно же, создается и характеризуется изображаемый мир тоже при помощи детали.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти содержанки 2 сезон
  • Как найти клиентов на пассажирские перевозки
  • Все стало маленьким на компьютере как исправить
  • Как составить методику тестирования
  • Как на виндовс 10 найти параметры проводника