Как найти художественный прием в стихотворении

Для чего нужны художественные приемы? Прежде всего для того, чтобы произведение соответствовало некоторому стилю, подразумевающему определенную образность, выразительность и красоту. Кроме того, писатель — это мастер ассоциаций, художник слова и великий созерцатель. Художественные приемы в стихотворении и прозе делают текст глубже. Следовательно, как прозаику, так и поэту мало одного лишь языкового пласта, они не ограничиваются применением лишь поверхностного, основного значения слова. Для того чтобы суметь проникнуть в глубину мысли, в суть образа, требуется использовать различные художественные средства.

художественные приемы

Кроме того, читателя нужно заманивать и привлекать. Для этого используются различные приемы, придающие особый интерес повествованию и некоторую тайну, которую требуется разгадать. Художественные средства называют по-другому тропами. Это не только неотъемлемые элементы общей картины мира, но и авторская оценка, фон и общий тон произведения, а также многое другое, о чем мы, читая очередное творение, порой даже не задумываемся.

Основные художественные приемы — это метафора, эпитет и сравнение. Хотя эпитет зачастую рассматривается как разновидность метафоры, но мы не будем вдаваться в дебри науки «литературоведение» и традиционно выделим его в качестве отдельного средства.

Эпитет

Эпитет — это король описания. Ни один пейзаж, портрет, интерьер не обходится без него. Порой единственный верно подобранный эпитет гораздо важнее целого абзаца, созданного специально для уточнения. Чаще всего, говоря о нем, имеются в виду причастия или прилагательные, наделяющие тот или иной художественный образ дополнительными свойствами и характеристиками. Не следует путать эпитет с простым определением.

Так, например, для описания глаз можно предложить следующие слова: живые, карие, бездонные, большие, накрашенные, лукавые. Попробуем разделить эти прилагательные на две группы, а именно: объективные (естественные) свойства и субъективная (дополнительная) характеристика. Мы увидим, что такие слова, как «большие», «карие» и «накрашенные» передают своим значением лишь то, что способен увидеть любой, поскольку оно лежит на поверхности. Для того чтобы мы могли себе представить внешность того или иного героя, подобные определения очень важны. Однако о его внутренней сущности, характере лучше всего нам расскажут именно «бездонные», «живые», «лукавые» глаза. Мы начинаем догадываться, что перед нами находится необычный человек, склонный к различным выдумкам, имеющий живую, подвижную душу. Именно в этом и заключается основное свойство эпитетов: указывать на те черты, которые скрыты от нас при первичном осмотре.

Метафора

Перейдем к другому не менее важному тропу — метафоре. Это скрытое сравнение, выражающееся именем существительным. Авторская задача здесь — сравнить явления и объекты, но очень аккуратно и тактично, чтобы читатель не смог догадаться, что мы ему этот объект навязываем. Именно так, вкрадчиво и непринужденно, нужно использовать любые художественные приемы. Примеры метафоры: «слезы росы», «пожар рассвета» и др. Здесь роса сравнивается со слезами, а рассвет — с пожаром.

художественные приемы примеры

Сравнение

Последний важнейший художественный прием — это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как «словно», «как», «будто», «точно», «как будто». Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради «красного словца». В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.

Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы — это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).

Антитеза

Такой троп, как антитеза, имеет две разновидности: она может быть узкой (в пределах одного абзаца или предложения) и развернутой (помещенной на нескольких главах или страницах). Данный прием часто используется в произведениях русской классики в том случае, когда требуется сравнить двух героев. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сравнивает Пугачева и Гринева, а чуть позже Николай Васильевич Гоголь создаст портреты знаменитых братьев, Андрия и Остапа, также основанные на антитезе. Художественные приемы в романе «Обломов» также включают и этот троп.

основные художественные приемы

Гипербола

Гипербола — излюбленный прием таких литературных жанров, как былина, сказка и баллада. Но она встречается не только в них. Например, гипербола «он мог бы кабана съесть» может использоваться в любом романе, рассказе и другом произведении реалистической традиции.

художественные приемы и средства

Инверсия

Продолжим описывать художественные приемы в произведениях. Инверсия, как нетрудно догадаться, служит для придания произведению дополнительной эмоциональности. Ее чаще всего можно наблюдать в поэзии, однако нередко данный троп использует и проза. Можно сказать: «Эта девушка была красивее других». А можно выкрикнуть: «Девушка эта красивее других была!» Сразу же возникает и задор, и экспрессия, и много другого, что можно заметить при сопоставлении двух высказываний.

Ирония

Следующий троп, ирония, по-другому — скрытая авторская насмешка, используется также довольно часто в художественной литературе. Конечно, серьезное произведение должно быть серьезным, но скрытый в иронии подтекст порой не только демонстрирует остроумие писателя, но и заставляет читателя перевести на время дух и подготовиться к следующей, более напряженной сцене. В юмористическом произведении ирония незаменима. Великие мастера этого средства художественной выразительности — Зощенко и Чехов, использующие данный троп в своих рассказах.

Сарказм

С этим приемом тесно связан и другой — сарказм. Это уже не просто добрый смех, он выявляет недостатки и пороки, порой сгущает краски, тогда как ирония обычно создает светлую атмосферу. Для того чтобы иметь более полное представление о данном тропе, можно прочесть несколько сказок Салтыкова-Щедрина.

Олицетворение

художественные приемы в романе обломов

Следующий прием — олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение — перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй — подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно — одиночество и скуку.

Оксюморон

Оксюморон — еще один интересный прием, представляющий собой сочетание несочетаемого. Это и праведная ложь, и горячий лед, и православный черт. Подобные, подобранные совершенно неожиданно слова могут использоваться как фантастами, так и любителями философских трактатов. Порой лишь одного оксюморона бывает достаточно для того, чтобы построить целое произведение, имеющее и дуализм бытия, и неразрешимый конфликт, и тонкий ироничный подтекст.

Другие художественные приемы

Интересно, что использованные в предыдущем предложении «и, и, и» — это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние… А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить…

художественные приемы в стихотворении

Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым «ряды однородных членов». Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.

Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: «Кто виноват?» и «Что делать?».

художественные приемы в произведениях

Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.

Литературный прием: понятие, виды, их предназначение

Содержание:

  • Что такое литературный прием
  • Виды литературных приемов

    • Эпитет и сравнение
    • Гипербола
    • Метафора
    • Олицетворение
    • Антитеза
    • Инверсия
    • Ирония и сарказм
    • Оксюморон
  • Другие художественные приемы
  • Какие приемы используются в стихотворении

Что такое литературный прием

Литературный прием — это использование выразительных средств и техник, необходимых для создания хорошего текста. Грамотное применение литературных приемов позволяет автору выразить свой индивидуальный мир и придать произведению уникальную атмосферу. Они могут использоваться и в устной речи для усиления ее эмоциональности и образности.

Невозможно представить художественное произведение без многообразия литературных приемов, гармонично вплетенных в его композиционный строй. Они помогают автору раскрыть свою творческую индивидуальность, сделать произведение более выразительным и продемонстрировать искусное владение словом.

Задача художественных приемов в литературе состоит в отражении:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • различных эмоциональных образов;
  • авторской индивидуальности;
  • отношения автора к написанному;
  • скрытых смыслов.

Виды литературных приемов

К наиболее распространенным видам приемов относятся:

  • эпитет;
  • сравнение;
  • гипербола;
  • метафора;
  • олицетворение;
  • антитеза;
  • инверсия;
  • ирония;
  • сарказм;
  • оксюморон.

Эпитет и сравнение

Самым популярным художественным приемом в литературе является троп.

Троп — это риторическое средство выразительности, используемое для усиления образности речи.

Эпитет — простой троп, применяется для образного описания предмета или явления.

Прием может иметь как положительную, так и отрицательную коннотацию, использоваться в прямом и переносном значении. Эпитет может быть в форме прилагательного, наречия, причастия и глагола. Благодаря эпитету автор привлекает внимание читателя к самым важным чертам предмета или явления. Назначение литературного приема заключается в выразительном украшении речи или текста и создании красочных образов.

Эпитеты бывают:

  • общеязыковые — фразы-клише, которые часто употребляются и в устной, и в письменной речи — бушующее море, ослепительная улыбка, чарующая музыка;
  • народно-поэтические отсылают к произведениям фольклора, мифам и сказкам — серый волк, чистое поле, костяная нога;
  • индивидуально-авторские — выражения, авторство которых принадлежит конкретному человеку. Пример: мотыльковая красота (А.Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), шаркающая кавалерийская походка (М.Булгаков).

Сравнение — вторая разновидность простого тропа, которая подразумевает описание предмета или явления через его сопоставление с другими схожими понятиями.

Применение сравнения делает речь более живописной и глубокой, предлагая читателю неожиданные ассоциации. Традиционно сравнение имеет две функции:

  • изобразительная раскрывается в форме описания человека, природы, настроения. «Как осужденный, права я лишен» (У. Шекспир), «и, словно молнией небесной, окинешь бегло целый круг» (Ф.Тютчев);
  • экспрессивная или выразительная характеризуется оценочными и неожиданными ассоциативными сравнениями. «Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» (А. Пушкин).

Гипербола

Это литературная фигура, основанная на намеренном преувеличении признаков и свойств предмета или явления для усиления выразительности. В разговоре это такие выражения как: гора работы, прождать целую вечность, тонуть в слезах.

Часто гипербола применяется в художественных произведениях, особенное значение она приобретает в сказовой речи и фольклорных произведениях для описания богатырской силы и подвигов: «взял Илья Муромец палицу весом сто пудов», «сон богатырский длился 12 дней».

Нередко гиперболу применяют в поэтических произведениях для акцентирования читательского внимания на определенном образе: «и сосна до звезд достает» (О. Мандельштам), «закат пылал во сто сорок солнц» (В. Маяковский).

Метафора

Это вид сложного тропа, характеризующийся переносом признаков одного предмета или явления на другие предметы и явления, схожие по цвету, размеру, внешности. С помощью метафоры можно усиливать эмоциональную подоплеку слов и выражений, открывать в обыденных вещах неожиданные черты, подчеркивая свой уникальный взгляд на повседневность. Хорошо подобранные метафоры надолго запоминаются и делают более выразительной как устную, так и письменную речь.

Различают два вида метафор:

  • общеупотребительные — сухие стереотипные выражения, лишенные образности и выразительности (ушко иглы, трогающее искусство, географический пояс);
  • индивидуально-стилистические — выражения, отличающиеся своей непредсказуемостью и передающие новизну авторского мышления («флейта водосточных труб» у В. Маяковского).

Олицетворение

Олицетворение – подвид метафоры, основанный на перенесении человеческих свойств и признаков на неодушевленные предметы. Исторически возникновение олицетворения связывают с верой в то, что каждый предмет, животное или явление обладает душой. Из мировосприятия древнего человека образы, которые они приписывали окружающему миру, стали применяться в качестве художественного приема. Олицетворение может быть использовано для описания:

  • природы (солнце встало, лес проснулся, зима пришла);
  • животных (в баснях И. Крылова «ягненок говорит: «так это был твой брат»);
  • неодушевленных предметов (книга рассказывает, гитара играет, ручка пишет);
  • всеобъемлющие и отстраненные понятия (мир ждет ответа, родина зовет, человечество страдает).

Антитеза

Этот литературный прием основан на прямом противопоставлении образов и понятий. Применяется для более конкретной передачи авторской мысли путем сравнения с противоположными явлениями. В русской речи общеприменимы такие устоявшиеся антитезы, как добро и зло, рай и ад.
В художественных произведениях антитеза представлена в следующих формах:

  1. Противопоставление двух героев или образов. Герои произведения, которые отождествляются друг с другом, называются антагонистами. Пример: «ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт» (А.Пушкин). На антитезе иногда бывает построено все произведение. В «Горе от ума» А.Грибоедова главный герой Чацкий на протяжении всей пьесы противопоставлен остальным членам общества.
  2. Противопоставление различных предметов, состояний и явлений: «буду делать хорошо, и не буду плохо» (В. Маяковский).
  3. Противопоставление разных качеств одного предмета или явления. В литературе часто описывается борьба противоположных желаний и намерений в одном человеке, от того, что он выберет, зависит течение произведения. У Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Инверсия

Подразумевает намеренное нарушение привычного порядка слов. Наибольшей популярностью инверсия пользуется в поэтическом синтаксисе для того, чтобы привлечь внимание читателя к определенному слову или фразе. Она всегда выделяется среди остального текста и задерживает читательский взгляд. Обычно инверсия проявляется в следующих формах:

  • сказуемое ставится перед подлежащим («белеет парус одинокий» М. Лермонтов);
  • эпитет оторван другими словами от определяемого («луны при свете серебристом» А. Пушкин);
  • дополнение ставится перед сказуемым («в свои мечты погружена» А. Пушкин).

Ирония и сарказм

Ирония — иносказательное употребление слов или выражений, которые описывают событие или свойство предмета в контрастных определениях.

Ирония может выражаться в качестве насмешки или фразы, в которой явному смыслу придается нелогичное значение. Порой ее применение бывает неочевидным и раскрывается в зависимости от контекста. В устной речи нам привычны такие распространенные иронические высказывания как «только об этом и думаю», «мечтал об этом всю жизнь».

В басне «Стрекоза и муравей» И. Крылова иронизирует муравей, обвиняя стрекозу в бездельничестве: «ты все пела — это дело».

Сарказм представляет собой высшую степень иронии и является выражением явной насмешки и издевательского отношения к объекту или предмету. Чаще всего сарказму придается негативный оттенок, который нетрудно разгадать. В устной речи используется в выражении неодобрения и возмущения, в литературе позволяет автору показать абсурдность ситуации через язвительные замечания героя или описать его самого. Пушкин, иронизируя над Ленским, называет его «философом в 17 лет».

Оксюморон

Это литературный оборот речи основан на сочетании контрастных по смыслу и взаимоисключающих слов. Как и антитеза, строится на противопоставлении, однако в оксюмороне противоположные слова не противоречат друг другу, а наоборот слиты воедино. Такие нестандартные формулировки удивляют слушателей и читателей своей абсурдностью и нетипичным соседством: достойное поражение, сладкая боль, звонкая тишина.

Другие художественные приемы

Русский язык богат литературными фигурами и средствами, призванными украшать и обогащать устную и письменную речь. Помимо перечисленных приемов, к часто употребляемым можно отнести:

  • метонимия — передача имени одного предмета другому (выпить целую кружку);
  • синекдоха — обозначение частного общим словом («собаке это не свойственно», когда имеются ввиду все собаки);
  • литота — намеренное преуменьшение, противоположность гиперболе (мальчик с пальчик);
  • парцелляция — разделение предложения на отдельные слова («Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О. Мандельштам);
  • перифраза — стилистическая фигура в форме описания передает свойства предмета или явления (друг человека = собака);
  • аллегория — определение отвлеченных понятий через конкретные сравнения (упрям как осел);
  • аллитерация — используется в стихосложении и выражается в повторении одинаковых или однородных согласных («выходила к ним горилла, им горилла говорила» К. Чуковский).

Какие приемы используются в стихотворении

Поэзия строится на основе применения различных художественных приемов. Уровень владения слогом определяется тем, как поэт жонглирует многообразием литературных фигур. Как правило, в одном стихотворении можно встретить сразу несколько приемов художественной выразительности:

«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана»

(М. Лермонтов)

В первой строке применяется инверсия, которая выражается в постановке сказуемого перед подлежащим. В этой же фразе используется авторский эпитет «золотая» по отношению к тучке, которая благодаря глаголу «ночевала» приобретает несвойственные неодушевленному предмету качества. Во второй строке утесу тоже придаются человеческие признаки с помощью олицетворения. Кроме того, в сравнении утеса с великаном показано использование гиперболы.

Поэты часто используют средства выразительности в стихотворении для придачи ему более красочного описание чего-либо. В сегодняшней статье мы узнаем что это такое, какие они бывают, и как их находит в стихотворениях различных авторов на примере известных стихотворений из школьной программы: Ф. Тютчева «Листья» и А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Эта статья поможет выполнить вам домашнее задание по литературе, которое было задано и поможет вам быстро научиться разбираться в этой теме.

средства выразительности в стихотворении

Что такое средства выразительности?

Средство выразительности речи – это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.

Выделяют:

  • Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
  • Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского – краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
  • Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений — афоризмов.
  • Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
  • Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.

средство выразительности речи

Средства выразительности в стихотворении

Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия – это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.

средства выразительности в стихотворении листья тютчева

Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии

Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.

Средства выразительности в стихотворении:

  • Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях – всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
  • Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
  • Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
  • Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
  • Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
  • Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
  • Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
  • Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
  • Сравнение и эпитет. Первое – когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.

как найти средства выразительности

Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

средства художественной выразительности в стихотворении

Стихотворение «Зимнее утро»

Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.

Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».

средства выразительности стихотворения зимнее утро

Видео урок о средствах выразительности в литературе и русском языке

Выводы

Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они – будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель – подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.

Недавно мы написали хорошую статью о том, с чего начинать подготовку к ЕГЭ, эта статья будет полезна всем школьникам, которые скоро или через несколько лет будут сдавать ЕГЭ.

Источники: fb.ru

Таблица “Художественные приемы в литературе”


Таблица

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 881.

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 881.

В литературе используется большое количество художественных приемов, помогающих раскрыть авторский замысел. Данный материал, который поможет при подготовке к урокам литературы, представляет собой таблицу «Художественные приемы в литературе».

Значение

Художественные приемы помогают с наибольшей точностью и выразительностью передать авторские рассуждения. Сочетание различных приемов говорит об авторском стиле.

Художественные приемы

Рис. 1. Художественные приемы.

Тропы

Художественный прием

Пример

Эпитет

Волнистые туманы

Метафора

Багровый костер заката

Олицетворение

Небо осенью дышало

Сравнение

Облаком волнистым пыль встает вдали

Метонимия

Читал Гомера

Синекдоха

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Гипербола

Шаровары шириною в Черное море

Гротеск

Градоначальник с фаршированной головой

Литота

Мальчик с пальчик

Перифраз

Люди в белых халатах

Аллегория

Глуп, как осел

Ирония

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Аллюзия

Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)

Реминисценция

Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)

Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.

Фигуры речи

Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:

Художественный прием

Пример

Анафора

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Эпифора

Други его — не тревожьте его!

Слуги его — не тревожьте его!

Градация

Не жалею, не зову, не плачу.

Многосоюзие

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы.

Бессоюзие

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Эллипсис

Татьяна – в лес.

Медведь – за ней.

Синтаксический параллелизм

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Инверсия

Белеет парус одинокой

Антитеза

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян как маков цвет,

Я как смерть и тощ и бледен

Парцелляция

У Елены беда тут стряслась. Большая.

Риторический вопрос

Какой же русский не любит быстрой езды?

Риторическое восклицание

О времена, о нравы!

Риторическое обращение

Прощай, немытая Россия!

Умолчание

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…

Вопросно-ответная форма изложения

Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо!

Оксюморон

Живой труп

Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.

Заключение

Что мы узнали?

К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Репин

    5/5

  • Александра Винокурова

    5/5

  • Кирилл Тепляков

    5/5

Оценка статьи

4.9

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 881.


А какая ваша оценка?

Средства художественной выразительности – это тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведениях.

В этой статье мы рассмотрим средства художественной выразительности, которые встречаются в прозе, поэзии и драматургии чаще других. Мы дадим определение каждого из терминов вместе с примерами из известных литературных произведений. Также мы рассмотрим контекст, в котором используются эти литературные приемы.

Знание арсенала средств художественной выразительности позволит нам не только глубже проникать в историю и сильнее привязываться к персонажам, но и успешно понимать и анализировать смысл, заложенный авторами.

Читать бесплатно на официальном сайте Д. Рудого

Зачем нужны средства художественной выразительности?

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Главные средства художественной выразительности

Хотя наша статья разбирает больше средств художественной выразительности, чем остальные сайты, мы ни в коем случае не претендуем на полноту списка и предлагаем лишь наиболее часто встречающиеся литературные приемы, которые обязательно нужно знать любому, кто интересуется литературой и филологией. Каждый прием снабжен примером, иллюстрирующим его суть, и если вам в голову придут другие удачные примеры обязательно поделитесь ими в комментариях с указанием того, к каким средствам художественной выразительности они относятся.

Аллегория

Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в баснях.

Например, антиутопия Оруэлла «Скотный двор» – это аллегория событий, предшествовавших русской революции и сталинской эпохе. По сюжету, животные на ферме практикуют анимализм (отсылка к коммунизму). Многие персонажи соответствуют реальным историческим фигурам.

Другой пример: басня Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза символизирует беспечность и легкомыслие, а муравей – трудолюбие.

Еще один пример аллегории в поэзии — стихотворение Рудого «Ужин с гордыней», где напросившаяся в гости к поэту сексапильная поклонница символизирует худший смертный грех.

Аллюзия

Аллюзия – это намёк или косвенная ссылка на лицо, событие или идею, имеющие место вне рамок основного произведения. Многие аллюзии отсылают к ранее созданным художественным произведениям.

В поэме «Петербургский роман» Бродский обращается к главному герою пушкинского «Евгения Онегина»:

Гоним столетьями гонений,
от смерти всюду в двух шагах,
теперь здороваюсь, Евгений,
с тобой на этих берегах.

Алогизм и парадокс

Алогизм – утверждение, в котором нарушены логические связи. Используется для создания более яркого зрительного образа, нередко – в детской литературе.

Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (К. Чуковский, «Путаница»)

Парадокс – это утверждение нелогичное или противоречащее здравому смыслу на первый взгляд, но по сути оказывающееся истинным или правдоподобным.

В качестве примера можно привести известную фразу из повести Оруэлла «Скотный двор»:

«Все животные равны, но некоторые животные равнее».

Анафора

Анафора – это многократное повторение звука, слова или словосочетания в начале строк или предложений на протяжении всего текста. Используется как в прозе, так и в поэзии. Служит для усиления эмоционального воздействия на читателя.

Пример фонетической анафоры:

«Задремали звезды золотые…» (С. Есенин)

Пример лексической анафоры:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов, «Демон»)

Анахронизм

Анахронизм возникает, когда автору нужна намеренная ошибка в хронологии или временной шкале. Это может быть персонаж, появляющийся не в тот период времени, когда он на самом деле жил, или технология, используемая до того, как она была изобретена. Анахронизмы часто используются для создания комедийного эффекта.

В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин для усиления комичности использует путаницу в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы наподобие ссылок на Герцена и Огарева.

Старые книги зачастую изобилуют всевозможными тропами и фигурами речи

Антитеза

Антитеза – противопоставление двух или более различных (обычно противоположных по смыслу) идей, характеров, вещей и т. д. Этот прием помогает четче охарактеризовать объект или идею, сравнивая их между собой.

В начале «Повести о двух городах» Диккенс использует антитезу:

«Это было лучшее из времен, это было худшее из времен, это был век мудрости, это был век глупости, это была эпоха веры, это была эпоха неверия, это было время Света, это было время тьмы, это была весна надежды, это была зима отчаяния…»

Гипербола и гротеск

Гипербола – это намеренное преувеличение, которое не должно восприниматься читателем буквально.

В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)

Гротеск – разновидность гиперболы. Служит для изображения в карикатурном или абсурдном, неправдоподобном ключе каких-либо качеств объекта или идеи. Часто служит для создания комедийного эффекта.

В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле часто прибегает к гротеску при описании непомерных размеров героев:

«Будучи препровождены таким порядком в рот, паломники приложили все усилия, чтобы не попасть под жернова его зубов, и уже начали думать, что их заточили в какое-то глубокое подземелье…»

Инверсия

Под инверсией подразумевается изменение привычного порядка слов в предложении. Нередко используется в поэзии для встраивания фразы в ритмический рисунок.

Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами? (В. Жуковский)

Ирония

Ирония – употребление слова или изображение ситуации в насмешливом ключе, часто – в значении противоположном буквальному. В литературе существуют разные типы иронии:

  • Вербальная ирония: говорится одно, а подразумевается обратное.

В «Мертвых душах» Гоголь называет мошенника Чичикова «самым благопристойным человеком».

  • Ситуационная ирония: происходит нечто противоположное тому, что должно было произойти.

В «Больших надеждах» Диккенса главный герой Пип считает своей благотворительницей мисс Хэвишем. В этом уверены и читатели. Однако, в итоге выясняется, что благодетель Пипа – беглый каторжник.

  • Драматическая ирония: зритель знает об истинных намерениях или последствиях, а персонажи – нет. В результате действия и события приобретают для аудитории иной смысл, чем для участников.

В шекспировском «Короле Лире» аудитория знает, что Корделия – настоящая дочь Лира, но сам он этого не ведает.

Примером иронии является вся песня Александра Башлачева «Подвиг разведчика»:

Малапропизм

Малапропизм (неверное использование) возникает, когда вместо одного слова употребляется другое с похожим звучанием, но другим значением. Такое неправильное использование слова обычно ведет к бессмысленности утверждения. В результате этот прием обычно используется в комедийном жанре.

О, не надейтесь: она упряма, как аллегория на берегах Нила. (Р. Шеридан, «Соперники»).

В этой фразе «аллегория» использовано вместо слова «аллигатор». Надеемся, что, дочитав до этого места, вы уже не сомневаетесь в разнице между ними. Если же все-таки не уверены, данное видео поможет вам закрепить пройденный материал:

Метафора

Метафора – использование переносного значения для описания идеи, действия или объекта. Иначе говоря, одному явлению присваиваются свойства другого. Метафору можно назвать неявным сравнением.

У Есенина:

«В саду горит костёр рябины красной…»

То есть цвет гроздьев рябины такой же яркий, как пламя костра.

Все стихотворение Рудого «Опера войны» является одной развернутой метафорой, где бой между двумя армиями представлен, как музыкальное произведение, а военная техника, солдаты, генералы, Жизнь, Смерть и Бог-Судья играют свои партии:

Первой скрипкой в тех оркестрах
Начинается пристрел,

(…)

Отовсюду рвутся танки,
Добавляя стон трубы.

(…)

Слышен только шум прибоя –
Прибивает всех подряд:
Смерть играет на гобое,
Звуки взрывов ей вторят.

Метонимия

Еще один пример употребления «подмены» в тексте – метонимия. Она подразумевает замену одного слова другим на основании смысловой связи между ними. Это средство выразительности обычно используется для создания поэтического эффекта.

У Пушкина в «Медном всаднике»:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

Здесь слово «бокалы» замещает название налитого в них напитка.

Многосоюзие и бессоюзие

При многосоюзии автор намеренно использует повторяющиеся союзы, подчеркивая логически и интонационно соединяемые союзами члены предло­жения. Прием служит для усиления выразительности речи.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)

Бессоюзие – обратный прием. Проявляется многократным опущением союзов (и, или, но и, для и др.) в группе слов или фраз. Служит, чтобы подчеркнуть значение фразы или предложения. Часто используется в поэзии, когда требуется создать мощный ритм или динамику.

Например, в отрывке из поэмы «Полтава» Пушкина:

Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Образный язык

Образный язык помогает воздействовать на чувства восприятия (вкус, обоняние, зрение, осязание или слух) при описании сцены, вещи или идеи. Этот прием помогает читателю лучше представить себе происходящее, полнее погрузиться в него.

А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если бы вы только знали: сахар, совершенный сахар! А масло так вот и течет по губам, когда начнешь есть. (Н. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Отличный пример произведения, полностью написанного образным языком, является «Многоголосье» Ю. Визбора:

Оксюморон

Оксюморон – это разновидность парадокса, сочетание двух слов, имеющих противоположные друг другу значения. В отличие от парадокса оксюморон не является законченной фразой или идеей, а образует лишь словосочетание. Этот прием часто используется для привлечения внимания, создания напряженности или юмористического эффекта.

Оксюморон часто используется в названиях художественных произведений, например, «Невыносимая легкость бытия» Кундеры, «Живой труп» Толстого или «Горячий снег» Бондарева.

Параллелизм

В основе параллелизма лежит повторение грамматической структуры фразы. Он может быть использован в качестве средства выделения контраста между противоположными явлениями.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет. (А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)

Парцелляция

Парцелляция – прием, заключающийся в намеренном разделении законченного по смыслу предложения на несколько самостоятельных фрагментов, более коротких предложений. Создает эффект неожиданной паузы, а также используется для передачи внутреннего монолога героя.

Платок мой. Он забрал. Помню. А я назад не забрал? <…> Позади. Кажется, кто-то есть. (Д. Джойс, «Улисс»)

Персонификация и олицетворение

Персонификация – это наделение неодушевленного объекта или абстрактного понятия человеческими качествами или характеристиками. Используется для того, чтобы помочь читателю создать более ясную мысленную картину описываемой сцены или объекта.

И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче. (А. Блок, «Девушка пела в церковном хоре»)

При олицетворении, в отличие от персонификации, неодушевленные фигуры в буквальном смысле становятся живыми существами. Это облегчает восприятие образов читателями, в том числе детьми, поэтому этот прием часто используется в детской литературе.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой… (К. Чуковский, «Мойдодыр»)

Повтор

При повторе слово или фраза употребляются в отрывке несколько раз, обычно чтобы сделать смысловой акцент. Используется как в поэзии, так и в прозе.

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель. (Б. Пастернак)

Это была любовь с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда. (Набоков, «Лолита»)

Предзнаменование

Предзнаменование представляет собой намек автора на будущие сюжетные повороты. Этот прием может быть встроен в диалоги, описания или действия персонажей. Часто используется для того, чтобы внести напряжение в повествование.

Например, в «Слове о полку Игореве» солнечное затмение служит дурным предзнаменованием, предвещающим неудачу в будущем военном походе.

Просторечие

Просторечие (разговорный язык) – это употребление неформальных выражений и сленга. Его часто используют авторы, чтобы придать реалистичность своим персонажам и диалогам. Как правило, служит для изображения народной речи.

В рассказе Шукшина «Сельские жители» один из персонажей выражается таким языком:

«Оно знамо, можно бы и теперь, но у Шурки шибко короткие каникулы».

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Риторический вопрос – стилистический приём, который служит для выделения смысловых и эмоциональных фрагментов в речи. Такой вопрос, по сути, является утверждением (или отрицанием) чего-то и не требует ответа.

Какой же русский не любит быстрой езды? (Н. Гоголь, «Мертвые души»)

К риторическому восклицанию автор прибегает, когда хочет продемонстрировать момент наивысшего напряжения эмоций или чувств лирического героя произведения. Обычно оно облечено в форму возгласа или выкрика.

То было в утро наших лет –
О счастие! о слезы!
О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы! (А. Толстой)

Особенность риторического обращения заключается в том, что отвечать на него – необязательно. Главное – интонация, с которой обращение произносится. Адресатом обращения может быть человек, отвлеченное понятие или неодушевлённый предмет.

О юность легкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары… (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)

Сарказм

Сарказм – более колкая и язвительная разновидность иронии с оттенком горечи. Этот прием направлен на критику чего-то, например, человека, поведения, убеждений, общества, и выражает более сильные эмоции.

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты… (А. Грибоедов, «Горе от ума»)

Символизм

Символизм подразумевает использование определенного объекта, события или идеи для выражения иной сущности, более широкого смысла, отличающегося от буквального. «Носители» такого зашифрованного значения в символизме называются «символами». Они обычно появляются в тексте многократно, иногда меняя смысл по мере развития сюжета.

В романе Фицджеральда «Великий Гэтсби» зеленый свет, который находится напротив особняка Гэтсби, символизирует надежды и мечты героя.

Разбираясь в средствах художественной выразительности, символизм может найти буквально во всем

Синекдоха

Синекдоха – разновидность метонимии. Литературный прием, при котором часть чего-либо используется для представления целого или наоборот.

У Фета:

«Морская даль во мгле туманной;
Там парус тонет, как в дыму…»

На самом деле под «парусом» подразумевается все судно. Только не путайте синекдоху с аллегорией. Например, в песне Владимира Высоцкого «Парус» использована именно последняя:

Сравнение

При сравнении происходит прямое сопоставление одного объекта, идеи, действия и т. д. с другим.

Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела. (О. Генри, «Дары волхвов»)

Флэшбек

Флэшбек – это обращение к событиям, которые уже произошли до того времени, когда происходит повествование. Этот прием часто используется, чтобы дать читателю больше информации и подробностей о конкретных персонажах, событиях, сюжетных точках и так далее.

Пример: большая часть романа Эмили Бронте «Грозовой перевал» представляет воспоминания экономки Нелли Дин. В этой истории Нелли рассказывает о детстве Кэтрин и Хитклифа, об их отношениях и трагической кончине.

Эвфемизм

В отличие от эпитета, привлекающего внимание к слову и подчеркивающего его оттенки, задача эвфемизма – завуалировать. К эвфемизму автор обращается, когда хочет выразить в более мягкой или корректной форме слово или фразу, которые могут считаться грубыми, вульгарными или неприятными.

У Салтыкова-Щедрина в «Губернских очерках» так говорится о пьянстве одного из героев:

«Видно, однако же, что, для подкрепления угасающих сил, он нередко прибегает к напитку, вследствие чего и нос его приобрел все возможные оттенки фиолетового цвета».

Эллипсис и умолчание

Эллипсис – намеренный пропуск незначащих слов в предложении. Используется, чтобы побудить читателя самостоятельно домыслить пропущенную фразу или слово. Таким образом, это художественное средство способствует большему вовлечению читателя в текст.

Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги… (В. Жуковский)

При использовании умолчания фраза остается неоконченной, в расчете на то, что ее смысл и так ясен читателю. Часто используется для создания драматического эффекта или передачи эмоций героя.

Между прочим, у меня всего лишь сорок рублей, и вот эти деньги, возьмите, возьмите, я не умею, я потеряю, и у меня возьмут, и… (Ф. Достоевский, «Бесы»)

Эмоционально-оценочная лексика

Автор использует эмоционально-оценочную лексику, когда стремится полнее выразить отношение героя к происходящему. При этом четко прослеживается разделение на лексику с положительной и с негативной оценкой.

Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берет свое. (И. Тургенев, «Ася»)

Эпитет

Эпитет выступает в роли особого художественного определения, его назначение – придать слову новый, эмоционально окрашенный оттенок. С помощью эпитетов авторы могут более ярко описать своих персонажей и обстановку, придать тексту более богатый смысл.

Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы! (А. Фет)

Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце… (И. Бунин, «Жизнь Арсеньева»)

Я в беспечной толпе

В безучастном бреду

По покатой тропе

К гильотине бреду… (Д. Рудой, «Письмо Сесиль»)

Эпифора

Эпифора похожа на анафору, только в этом случае повторяющееся слово или фраза появляется в конце нескольких предложений. Подобно анафоре используется для того, чтобы вызвать эмоциональный отклик у аудитории.

В поэме «Ворон» Э. А. По примером эпифоры является многократное повторение в конце строф фразы «Каркнул Ворон: “Никогда”».

Как найти и истолковать художественные средства

Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.

Читайте вдумчиво и внимательно

Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.

Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).

Запоминайте основные литературные термины

Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.

Представьте целевую аудиторию

Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.

Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.

  • Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!

Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки

Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.

Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.

Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти спонсоров для своего проекта
  • Как найти скалярное произведение между двумя векторами
  • Как найти флешку через телефон
  • Как исправить нарушение осанки упражнения
  • Как найти длину катетов равнобедренного прямоугольного треугольника