Как найти идею автора

Как определить тему и идею текста

Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте и что хотел сказать автор? То, о чем говорится в произведении — это и есть тема (например, тема любви и верности, тема патриотизма и т.д.). То, что хотел выразить автор — это идея. Например, нужно беречь природу, сажать деревья. Или нужно научиться любить своих ближних. Надо судить по самому произведению.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Shins­hila
[248K]

3 месяца назад 

ТЕКСТ. Текстом называют два или более предложения, объединенных между собой общим смыслом и грамматической связью.

ТЕМА. Темой текста будет считаться обсуждаемый или освещаемый предмет в тексте, его фактическое и смысловое содержание, то есть это то, о чем говорится в тексте.

ИДЕЯ. Идеей текста будет считаться основная мысль, идейный посыл текста, задачи и цели писателя, то есть это то, о чем хотел сказать автор своим текстом.

Если коротко, то тема – это о чем текст, а идея – это для чего текст.

Очень хорошо это можно понять, рассмотрев примеры, которые показывают в чем разница между темой и идеей текста. Разница, конечно, есть, только вот грань между ними тонкая, поэтому часто возникают трудности в выделении темы и идеи текста.

Rogne­da
[416K]

5 лет назад 

Тему текста определяем, внимательно прочитав его содержание и выяснив, о чем в нем говорится.

Например, в тексте ведется повествование о том, что прощение является великим искусством. Не каждый человек умеет прощать другого. Прощение является великой освобождающей силой во Вселенной. Вспомним, как однажды сказал Иисус Христос:» Исцеление начинается с прощения».

Следует ли прощать всегда и всех?

Индира Ганди говорила:

Многие люди не умеют прощать других. Для них это является большой эмоциональной и рациональной проблемой.

Вот можно обозначить тему этого текста — прощение.

В тексте обязательно заключается какая-то идея — основная мысль, то, ради чего создается текст. Основная мысль часто передает авторскую позицию по обсуждаемому вопросу.

Идеей текста с темой о прощении может быть «нужно научиться прощать близких нам людей».

wiedz­zzmin
[9.6K]

5 лет назад 

Способность чётко улавливать основную суть содержания текстового материала при его прочтении характеризует людей вдумчивых, обладающих системным мышлением. Данную способность можно запросто натренировать.

Для этого важно при чтении обращать внимание на ключевые моменты, акцентируя на них внимание, отсеивая лишнюю «воду». Тренируйтесь на небольших рассказах, пересказывая после прочтения их смысл. Помню как смотрел интервью легендарного изобретателя, основоположника социокибернетики Жака Фреско. В молодости он занимался авиационной инженерией. Только начав разбираться в вопросе, начав с самых основ он «перелопачивал» книги известных братьев Райт. Потратив уйму времени на чтение он пришёл к выводу что ценной информации в прочитанном было около 5%. Остальное чтиво представляло из себя околохудожественные размышления вроде «Однажды майским прекрасным утречком..» и вроде того. Жак основательно решил для себя что впредь при чтении нужной ему литературы он будет бегло перечёркивать карандашом среди текста то что не несёт смысловой нагрузки. Отточив навык, он сильно преуспел, перечитав таким образом немыслимое множество крайне полезных научных статей и технических журналов. Позже, он вошёл в историю как один из самых выдающихся инженеров и мыслителей XX века.

Примерно также и в художественной литературе. Подумайте: что стоит в центре всего повествования, какие ключевые объекты/фигуры присутствуют в тексте?

Бульб­озавр
[450K]

3 года назад 

Наверно чтобы ответить на такой вопрос нужно понять, что из себя представляет каждое это понятие.

Под темой мы подразумеваем то, что автором описывается в самом тексте, это люди, события, какие-то явления и т.п.

Под Идеей или по другому – Главной мыслью нужно понимать то, что что сам автор хочет читателю сказать. Причем здесь заложена именно авторская позиция, мнение, чувства, попытка донести свою точку зрения. Автор для выражения своей идеи использует разные описания, характеризует персонажи. Иными словами Идея, это то, что послужила причиной писателя написать этот текст, мотивы, побудившие к этому.

Если кратко сформулировать, то:

  • тема, это сам сюжет текста, т.е. то, о чем там повествуется (рассказывается);
  • идея, то, что способствовало написанию текста и ради чего он был написан.

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[1.4K]

5 лет назад 

Тема текста — это то, чему посвещено какое-либо произведение. Например, Великая Отечественная война. Или какие-то отдельные подвиги, битвы наших солдат в этой войне.

Идея текста — это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя. Например, призыв защищать свою родину во что бы то ни стало, патриотизм, взаимовыручка и т.п.

Как правило, тема текста становится понятной уже по ходу прочтения. А вот идея текста окончательно может сформироваться лишь после полного знакомства с ним.

Lune
[10.2K]

более года назад 

Тема текста

Её определить проще, так как темой текста является то, о чём в нём говорится.

Это может быть:

  • конкретный человек, группа людей.
  • животное или растение.
  • неодушевлённый предмет (объект).
  • событие.
  • явление.
  • и т.д.

Иногда о теме становится сразу понятно исходя из названия.

Например:

«Мартин Иден» Джека Лондона.

повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» Эрнста Гофмана.

«Анна Каренина» Льва Толстого.

Или, допустим, заголовки научных произведений.

В остальных случаях достаточно просто внимательно прочитать произведение и мысленно задать вопросы «о чём рассказывает это произведение (какое в нём смысловое ядро)?», «что объединяет все его части?».

Идея текста

По-другому её называют основной мыслью.

Идея текста — это какой-то вывод, то, чему учит и к чему призывает текст, то что хотел донести нам его автор.

Иногда в произведении может отражаться авторская позиция по какому-либо злободневному вопросу.

Например, основной идеей романа Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» является то, что в Российской империи угнетаются крестьяне, и то, что самодержавие — это очень плохо.

После выхода этого романа, Екатерина II отправила писателя в ссылку, работа оказалась под запретом, и почти весь его тираж был уничтожен.

Чтобы правильно определить идею текста, нужно внимательно следить за тем, как развивается сюжет, какие события происходят, и к чему приводят действия главных героев.

Попытайтесь понять, какие моменты являются для автора самыми важными, на чём он больше всего делает акцент.

Помочь также могут заголовки глав / частей произведения.

Вообще, сложнее определять главную мысль в произведениях приключенческого жанра и текстах-автобиографиях (как, например, «Детство» Максима Горького / Льва Толстого).

После их прочтения можно иногда сделать не один вывод, а сразу несколько.

Просто спросите сами у себя «чему меня научил этот текст?», «какое рациональное зерно я из него извлёк?», «изменилось ли во мне что-то после того, как я прочитал его до конца?» — и вы без проблем поймёте основную мысль произведения.

Nelli­4ka
[114K]

6 лет назад 

Нужно внимательно прочесть текст и понять, что является его ядром, сутью, чему он посвящен. Не всегда в тексте одна тема, иногда их бывает несколько, тогда целесообразно говорить о тематике.

Идея по своему характеру, конечно же, отличается от темы, ибо в идее прослеживается отношение автора к описываемой теме. По ходу текста он задает вопросы, формулирует ответы, решает проблемы, делает заключение, т.е. дает идейную оценку.

В отличие от темы, суть которой вместится, скорее всего, в пару-тройку слов, идею бывает сложно конкретизировать, выразить словесно, ведь не всегда читающий текст понимает автора или имеет ту же точку зрения.

Ninaa­rc
[482K]

3 года назад 

Анализ любого произведения начинается с определения темы и идеи, и в этих понятиях часто возникает путаница. На самом деле определить тему и идею конкретного произведения довольно легко, если внимательно ознакомиться с текстом.

Тема — это то, о чем говориться в тексте, или о ком или о чем ведется речь. Часто в произведениях поднимаются общеизвестные, «вечные» темы, такие как противостояние добра и зла, становление личности, любовь и ненависть, дружба и предательство.

Для того чтобы определить тему текста, нужно поразмыслить какие общечеловеческие проблемы описаны в произведении. Зачастую подсказка кроется в заголовке. Например: «Война и мир», «Ромео и Джульетта».

Если нам нужно определить тему произведения Александра Грина «Алые паруса», то можно обозначить её так: жизнь девушки по имени Ассоль, пребывающей в ожидании принца.

Идея текста — это замысел автора, который ради этого создавал образы и придумывал сюжетную линию. Если идей у писателя было несколько, то мы должны отследить ряд мыслей автора о человеке или об окружающем мире.

Например, автор может отразить идею в изображении зарисовки природы, которая будет пробуждать у читателей желание защищать все живое на планете. А если автор изображает напряженные отношения в семье, то он наверняка хотел заставить читателей подумать о своей семье и о том, что нужно любить и беречь своих близких.

Ольга­1177
[107K]

5 лет назад 

Когда мы берем в руки книгу, то прежде всего интересуемся, о чем она, то есть его темой. У каждого произведения своя тема — совокупность событий, описываемых в произведении и служащих для постановки социальных, философских, этических и других проблем.

Тема — это предмет интереса, осмысления и оценки автора.

Например, темой «Капитанской дочки» А.С. Пушкина является рассказ о крестьянском восстании под предводительством Пугачева. Тема некоторых произведений звучит уже в заглавии: «Крестьянские дети», «Муму», «Отцы и дети» и др.

Читая произведение, углубляясь в его художественный мир, мы стараемся понять, что пытался донести до нас автор, что в целом хотел нам сказать. Другими словами, мы анализируем идею произведения, его основную мысль. Идея предполагает интерпретацию и оценку жизненных явлений, взглядов автора на мир. Например, идея «Слова о полку Игореве» — призыв к единению Руси в борьбе с кочевниками, прекращение междоусобных распрей.

Гориз­онт
[14.3K]

4 года назад 

Для того, чтобы определить тему и основную идею того или ниого текста, нужно его обязательно полностью прочитать и понять о чем идет речь в произведении. Сделайте для себя краткий пересказ данного произведения. Для того, чтобы понять основную идею текста и тему, задайте вопрос — что хотел показать автор данного рассказа? О чем этот текст? Например: тема текста — о мальчике, что хотел передать автор — о дне рождения мальчика.

Ad libit­um
[122K]

9 лет назад 

Мне кажется, что тема — это то, о чем автор хотел бы рассказать в данном тексте.

А идея — это для чего он вообще затеял написание этого текста с такой темой.

Знаете ответ?

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

В этой статье:

Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Определить тему и главную мысль текста
«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

определить тему и главную мысль текста

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

В любом литературном произведении заключена какая-то идея. Это основная его мысль, то, ради чего писался текст. Как правило, идея произведения отражает замысел автора, полностью передает авторскую позицию касательно того или иного вопроса. Часто идея кроется в названии текста. Чтобы определить идею, необходимо внимательно прочесть весь текст, и попытаться выделить то, что писатель хотел донести до читателей. Например, что нужно беречь природу, ценить близких, не сдаваться в трудных ситуациях.

Опубликовано 12 ноября, 2019

Здравствуйте! Напомню, мы учимся писать рецензию-эссе, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю».

Проверка

Ответы на задания первого урока

Попробуем определить тему текста ЕГЭ. Это публицистический текст, критическая статья, эссе (приведите доводы сами).

1. О чем говорится в первом абзаце? — Автор вспоминает о наслаждении, которое он испытал от чтения учительницей «Капитанской дочки».

2. О чем говорится во втором абзаце? — Автор упоминает Цветаеву, которая, читая «Капитанскую дочку», всегда ждала появления Пугачева. Сам автор, в противоположность поэтессе, ждал появления Савельича. (У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича).

3. О чем говорится в третьем абзаце? — Автор объясняет, чем его так привлек Савельич — своей любовью и преданностью Гриневу. Он использует риторические вопросы, восклицания и антонимические сочетания (Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!), что усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

4. О чем говорится в четвертом абзаце? — Автор говорит, что мысль о таких перевернутых отношениях хозяина и слуги приходила ему еще в детстве, когда ему читали вслух «Капитанскую дочку». И вот сейчас он пришел к выводу, что причина таких отношений — бескорыстная любовь (Любовь — главнее всех).

5. О чем говорится в пятом абзаце? — Автор пытается обосновать собственное восприятие Савельича отношением Пушкина к своему герою. Он считает, что, видимо, писатель наделил Савельича любовью своей крепостной няни (метафора ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича).

6. О чем говорится в шестом, заключительном, абзаце? — Автор объясняет, что считает литературное произведение удачным, если появляется желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение.

Итак, мы видим, что:

а) начало и конец текста связаны единой мыслью, что «Капитанская дочка» — произведение, вызывающее читательское наслаждение;

б) середина текста посвящена авторскому видению Савельича и его взаимоотношений с Гриневым.

Следовательно, абстрактно можно принять, что тема текста — субъект (Савельич) и размышление о нем автора в рамках общего взгляда автора на «Капитанскую дочку». Из этой темы вытекает и один из вариантов названия текста: «Отношение Ф. Искандера к персонажу повести «Капитанская дочка” Савельичу и его взаимоотношениям с Гриневым».

Задание: этот вариант названия эссе достаточно узкий, расширьте его.

Занятие 2

Идея текста. Авторская позиция. Основная мысль текста. Проблематика публицистических и художественных текстов

Идея — это то, что хотел сказать автор по выбранной теме. Проведем аналогию. Предположим, вы хотите построить дом. Дом — предмет вашего авторского внимания, то есть тема, которая включает в себя и задачу: дом надо построить. Далее вы продумываете, какой будет внешний вид дома, какие функции он должен выполнять, сколько денег будет стоить. И это обдумывание соотносится с целью, которую вы себе поставили, решив строить дом. Чего вы хотите: тепла? красоты? удивить соседей? Вот эта поставленная цель вместе с задачей и будет идеей постройки дома.

То же с текстом: автор должен наперед знать тему и поставить себе задачу высказаться по этой теме. В эту задачу может входить передача информации, или же автор хочет показать свое отношение к определенному предмету или явлению действительности, или же поставить злободневные вопросы. Решая задачу, автор одновременно обозначает для себя круг проблем, которые волнуют его по данной теме, и формулирует свое, лично ему присущее отношение к этим проблемам — авторскую позицию. Представление читателю круга проблем в оформлении авторской позиции есть цель автора и идея его текста. Идея может содержать четкую основную мысль текста как некий авторский вывод.

В научных и официально-деловых текстах идея ясна из названия, так же как и тема. Идея доклада «Доказательства присутствия жизни на Марсе» — обоснование того, что жизнь на этой планете действительно существует. А вот чтобы узнать идею статьи «Соломоново решение», в названии которой метафора, необходимо сначала прочитать статью, чтобы понять, решению какой злободневной проблемы она посвящена.

Идея объемных и композиционно сложных публицистических и художественных произведений вытекает из комплекса проблем, которые писатель ставит перед собой и читателем, или проблематики произведения.

Чтобы увидеть идею публицистического текста, нужно научиться анализировать авторскую позицию, выходя таким образом в круг проблем, которые есть в тексте. Для этого надо:

а) ответить на типовые вопросы, двигаясь по абзацам;

б) при ответе опираться на речевые средства, с помощью которых автор выражает свою позицию в тексте.

Определим идею текста из варианта ЕГЭ (текст приведен в задании 1, типовые вопросы и цитаты в ответах, подтверждающие читательский вывод, выделены курсивом).

1. Что интересует автора текста? — Ответ на первый вопрос — определение темы текста. В нашем случае, напомним, это размышление о Савельиче и его взаимоотношениях с Гриневым в рамках общего взгляда автора на «Капитанскую дочку».

2. Какую задачу ставит автор текста? — Автор хочет высказать собственное мнение о Савельиче. Автор всегда ждал появления Савельича — он полемизирует по этому поводу с Цветаевой (второй абзац: У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича).

3.  В чем своеобразие авторского восприятия?

1) Каким образом автор оценивает предмет или явление, привлекшие его внимание? — В нашем случае идет оценка героя через его взаимоотношения с Гриневым (третий абзац: Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения!);

2) Почему автор считает именно так? — Потому что Савельич бескорыстно любит Петрушу (четвертый абзац).

3) Какие аргументы приводит автор в обоснование своей позиции? — Объяснение своему взгляду на Савельича автор находит у Пушкина (пятый абзац: Пушкин ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича).

4) Какие выводы делает автор? — Автор делает два вывода. Один по поводу своего взгляда на героя (Любовь — главнее всех). Другой по поводу вообще удачи литературного произведения (Главным и неизменным признанием удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение).

Задание. Что показывает анализ: почему автор взялся за статью? Какова идея текста? Какова основная мысль текста — авторский вывод? Как можно озаглавить текст исходя из его основной мысли?

Консультация

 Ваш вопрос Марине Карнауховой:

Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора

Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.

3

5 294

Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.

Как определить тему текста

Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:

Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.

Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.

Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.

Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:

«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.

«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»

Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.

Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.

Как определить главную мысль текста

Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»

Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.

Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.

А как понять проблему в тексте и позицию автора?

В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.

Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.

Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.

Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.

В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?

Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.

Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.

Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.

Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов! 😉

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти форум матерей
  • Энциклопедия решений гарант как найти
  • Как найти относительную плотность водорода по воздуху
  • Как исправить в фотошопе что первичный диск переполнен
  • Как найти песню take me to