Как найти идею для кино


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Сколько людей после просмотра плохого фильма думали про себя: «Я бы смог сделать лучше». Но когда нужно предложить идею для картины, многие не могут ничего придумать. Причина не в том, что люди в большинстве своем лишены творческой жилки. Проблема заключается в следующем — почти каждый пытается придумать гениальную, грандиозную идею, но не задумывается над тем, как устроены фильмы, а в результате все происходит наоборот.

  1. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 1

    1

    Изучите ключевые составляющие идеи для фильма. Часто проблемы возникают потому, что нам хочется придумать сразу весь фильм, а не начинать с основных элементов и развивать замысел. Множество фильмов представляет собой смешение и сочетание трех компонентов, позволяющих получить новую киноленту — места, персонажа и конфликта. Иногда достаточно одного необычного элемента, чтобы начать работу (Хижина в лесу начинается с событий на государственной студии фильмов ужасов; такая идея сама по себе уникальна и становится отправной точкой для сюжета). Неважно, какой фильм нужно снять, достаточно придумать следующее:

    • Место: где происходит действие фильма во времени и пространстве? Вы представляете себе космическую эпопею или средневековье? Маленький современный город?
    • Протагонист: кто будет главным персонажем? Не спешите придумывать личные качества, так как общих набросков пока будет достаточно. Это пилот космолета? Паренек-конюх? Стоматолог?
    • Конфликт: к чему стремится главный персонаж? Хочет стать героем? Влюбиться? Ненавидит свою работу или начальника?[1]
  2. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 2

    2

    Составьте идею для фильма из трех простых элементов. Все фильмы от независимого кино и до многомиллионных блокбастеров строятся на этих трех китах. Пока не думайте о хитросплетениях сюжета, уловках и деталях — они придут позже. Сейчас нужна прочная базовая идея, на основе которой можно создать фильм.

    • Космическая эпопея + Пилот + Желание стать героем = Звездные войны
    • Средневековье + Конюх + Герой и любовь = История рыцаря
    • Небольшой городок + Стоматолог + Ненависть к работе = Несносные боссы
    • Задержанный подросток + Наставник-идеалист + Ребенок-бунтарь = Короткий срок 12
  3. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 3

    3

    Выделите время на поиск идей. Хорошие идеи практически никогда не появляются из ничего, а отдельные люди способны придумывать отличные идеи для фильмов лишь потому, что уделяют им достаточно времени. Необходимо взять ручку и бумагу, устранить все отвлекающие аспекты и задуматься. Если нужна помощь, то воспользуйтесь подсказками. Очень важно записывать каждый проблеск идеи — в метро, дома, на работе. Они станут кирпичиками вашего сооружения.[2]

    • «Что, если…» — два самых важных слова при поиске идей. Например, Парк Юрского периода — это последствие вопроса «Что, если можно было бы оживить динозавров?».
    • «Что случится, если скрестить два моих любимых фильма?»
    • Следите за интересными событиями и новостями. Как вы могли бы повлиять на них?
    • Пишите о том, что вам интересно. Фильм Клерки построен на увлечениях “ботаников” и хоккее на крыше магазина, SuperПерцы основан на любви к классическим фильмам о подростковых вечерниках, Линкольн создавали люди, которые обожают историю. Любая идея уместна.
  4. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 4

    4

    Находите вдохновение в реальной жизни. В любом выпуске крупной газеты можно найти около 5 сюжетов, которые достойны экранизации. Часто реальная жизнь удивительнее выдумки, поэтому истории из газет способны стать хорошей отправной точкой. Как победитель Всемирного конкурса на поедание хот-догов стал профессиональным едоком? Почему закрывается местный загородный клуб? О чем думал полицейский, когда принимал заявление о «пропаже бекона?».[3]

    • Используйте такие истории как отправные точки, продумывайте идеи и сюжеты, которые могут возникать в вашем сознании.
  5. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 5

    5

    Определитесь с жанром. Жанр определяет тематику фильма. Часто фильм относят к нескольким жанрам, но черты одного всегда доминируют. Жанры включают комедии, романтические истории, научную фантастику, боевики, фильмы ужасов, драмы и документальные фильмы, но также могут встречаться сочетания вроде романтической или трагикомедии, боевик с элементами ужасов. Вся прелесть жанров в том, что они помогают развивать сюжет фильма, позволяют сосредоточиться на одном. Например:

    • Любите фильмы ужасов? В таком случае идея для фильма должна включать хорошего злодея. Придумайте монстра или отрицательного героя и ваша идея готова.
    • Любите романтические комедии? Придумайте парня и девушку, которые считают, что им нельзя влюбиться друг в друга (исповедуют разные религии, девушка замужем, парень пришелец).
    • Любите научную фантастику? Придумайте несуществующую технологию вроде путешествий во времени, космических кораблей, телепортации или устройства для создания новых планет. Ваша история станет последствием появления такой технологии.
  6. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 6

    6

    Изменяйте сюжеты существующих фильмов. Придумать совершенно новую идею невозможно. Звучит обескураживающе, но в действительности скорее дарит свободу. Все фильмы сняты под влиянием идей других фильмов и произведений искусства, поэтому ваш сюжет никак не станет исключением. Как превратить существующую идею в новую задумку? Рассмотрите следующие примеры:

    • Остин Пауэрс — комедийная лента в духе шпионских историй вроде Джеймса Бонда, которые постоянно показывают в кинотеатрах. В сюжете мало отличий, зато батальные сцены заменили шутками.
    • О, где же ты, брат? — это практически дословный пересказ событий Илиады Гомера, однако события происходят в сельской местности южных штатов США.
    • Аватар удивительно похож на Танцующий с волками, но перенос событий на другую планету позволил Джеймсу Кэмерону создать нечто новое.[4]
    • Тепло наших тел наделен всеми чертами романтической комедии, но один и главных героев фильма — зомби. Необычное сочетание жанров позволяет фильму отличаться от схожих картин.
  7. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 7

    7

    Опишите идею одним предложением. Замысел — это очень краткое описание сценария в одном предложении. Хороший замысел состоит из трех пунктов: завязка (отличия от других фильмов), конфликт и персонажи или место действия. Рассмотрите примеры известных фильмов, задумка которых изложена одним предложением.

    • Назад в будущее: Молодой парень переносится в прошлое, чтобы воссоединить родителей до того, как его будущее исчезнет.[5]
    • Челюсти: Начальник полиции, который боится открытых водоемов, вступает в схватку с очень большой акулой, пока алчный муниципалитет не спешит закрывать пляж.
    • Рататуй: Парижская крыса тайно объединяет свои усилия с бесталанным шеф-поваром, чтобы доказать — готовить может каждый, что бы ни говорили критики и санитарный контроль. [6]

    Реклама

  1. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 8

    1

    Придайте идее структуру фильма. Фильмы имеют разную структуру, от стандартных трехактных картин до популярных «странствий героя». Все примеры можно разделить на 5 базовых элементов, на которых построены 99 % всех фильмов, будь то боевик, драма, романтическая комедия и даже фильмы для детей. Возьмите свою идею и продумайте эти пять основных моментов, чтобы вышел черновой вариант будущего фильма.

    • Знакомство: представьте персонажей, место действия и окружающий мир. Это примерно 10 % всего фильма, поэтому на знакомство следует отводить не более 10 страниц.

      • В Звездных войнах Джордж Лукас вводит идею войны в космосе, конфликт («Помоги мне, Оби-Ван, ты — моя единственная надежда») и множество ключевых персонажей (Люк, Лея, Дарт Вейдер, R2-D2 и C3-P0).
    • Смена планов/возможность/конфликт: происходит событие, которое приводит в действие ваш конфликт на страницах 9–10 — Эрин Брокович находит работу, школа из SuperПерцев устраивает вечеринку, Нео знакомится с Матрицей. Следующие 10–20 страниц рассказывают, как персонажи реагируют на такую перемену.

      • В Звездных войнах Люк отказывается от предложения Оби-Вана, но узнает, что вся его семья убита. Он соглашается и отправляется спасать Лею.
    • Точка невозврата: до этого момента персонажи стремятся воплотить свои цели в жизнь. При этом на экваторе фильма происходит событие, после которого не остается пути назад. Оппонент Бонда наносит еще один удар, Гладиатор пребывает в Рим, Тельма и Луиза совершают свое первое ограбление.

      • В Звездных войнах на середине фильма герои попадают в западню на Звезде Смерти. Они не могут вернуться на Альдераан и вынуждены вступить в схватку.
    • Серьезное препятствие: после точки невозврата ставки возрастают. Персонажам и зрителям кажется, что надежды нет. Во всех романтических комедиях между парнем и девушкой происходит ссора, Рона Бургунди из Телеведущего увольняют, а Джон Макклейн из Крепкого орешка весь истекает кровью после сражения. Отметка в 75% преодолена.

      • В Звездных войнах погибает Оби-Ван, а Звезда Смерти приходит в движение. Единственный шанс на победу — отчаянная попытка взорвать Звезду Смерти.
    • Кульминация: персонажи предпринимают самую последнюю, изнурительную попытку достичь поставленной цели, которая становится самой сложной задачей. Забег влюбленного через весь аэропорт, последние лунки в Гольф-клубе, финальная схватка между героем и злодеем. После разрешения проблем последние 10 % сценария доводят дело до завершения, показывают разные последствия кульминации.[7]

      • В Звездных войнах Люк наносит героический удар по Звезде Смерти и она взрывается.
  2. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 9

    2

    Развивайте персонажей. Персонажи должны восприниматься как живые. Именно они приводят в действие сюжет, а не прихоть автора. Удачные персонажи — это душа фильма. Зрители любят, сопереживают, ненавидят героев фильма, поэтому даже самая лучшая идея может провалиться из-за слабых персонажей. Проще сказать, чем сделать, но несколько советов помогут органично вплести персонажей в канву сюжета:

    • Персонажи должны быть объемными, а не плоскими. Наделяйте персонажей разными гранями личности. Недостаточно просто придумать «злого мужчину» или «сильную женщину». Многомерные персонажи имеют сильные и слабые стороны, благодаря чему становятся ближе зрителю.
    • Наделяйте персонажей желаниями и страхами. Даже если это лишь один страх и одно желание, хорошему персонажу никак не удается получить желаемое. Его способность или неспособность одержать верх над страхом (бедности, одиночества, пришельцев, пауков) создает конфликт.
    • Персонажи должны выступать движущей силой. Не превращайте героев в шахматные фигуры, которые перемещаются по доске по прихоти сценариста. Удачный персонаж принимает решения, которые толкают сюжет вперед. Иногда одно решение приводит в действие всю цепочку событий (Луэллин в Старикам тут не место, Люк Скайуокер объединяется с Оби-Ван Кеноби в Звездных войнах), иногда ряд удачных или неудачных решений (каждый персонаж Афере по-американски).[8]
  3. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 10

    3

    Обманите ожидания и сделайте свою идею неповторимой. Кажется, что такая жесткая структура сценария накладывает ограничения, но на самом деле она облегчает задачу удивить зрителя. Как сделать необычную пятиэлементную структуру и узнаваемых персонажей? Как написать свежий сценарий? Лучше всего нарушать правила:

    • А что, если вместо успеха в кульминационный момент герой потерпит неудачу?
    • Что произойдет с «многомерным» персонажем, если он не захочет меняться? Что станется, если протагонист окажется вовсе не главным действующим лицом, как в кинокартине Выходной день Ферриса Бьюллера, когда выясняется, что на самом деле меняется друг Ферриса, Кэмерон?
  4. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 11

    4

    Измените привычное место действия. Мало кого удивишь романтической комедией, если события происходят в крупном мегаполисе, но как насчет тайской деревушки? Кегельбана? Дома престарелых?

  5. Изображение с названием Come Up with a Movie Idea Step 12

    5

    Продолжайте придумывать идеи. Важнее всего осознать, что идеи приходят с опытом, благодаря постоянной практике. Первые 10, 20 и даже 50 идей могут оказаться не самыми лучшими, однако опыт плохих идей позволит распознать хорошую мысль. Невозможно постоянно придумывать идеальные решения, поэтому приготовьтесь к тяжелому труду.

    • Заведите блокнот, в который можно будет записывать все идеи.
    • Обдумывайте идеи вместе с другом, чтобы удвоить “вычислительные мощности”.
    • Повторяйте все описанные действия для каждой идеи. Попробуйте превратить свою задумку в ключевые элементы фильма и понять, стоит ли овчинка выделки.

    Реклама

Советы

  • Всегда развивайте предысторию и побочные события.
  • Запаситесь терпением, чтобы придумать стоящий сюжет.
  • Обратитесь за помощью к друзьям.
  • Покажите свои сценарии родителям или друзьям, чтобы узнать мнение со стороны.

Реклама

Предупреждения

  • За плагиат создатели фильма могут подать на вас в суд, но никто не помешает вам черпать вдохновение в чужих картинах. К этому прибегали все знаменитые режиссеры и сценаристы.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 74 356 раз.

Была ли эта статья полезной?

Дайте угадать: вы — писатель, у вас весь ящик завален блокнотами и тетрадками с записями, есть куча идей гениальных сценариев, но просто пока недостаточно времени для того, чтобы их реализовать. 

Или же вы просто ждете момента, когда наконец придет то самое вдохновение, а когда придет, уж тогда вы точно свернете горы.

К сожалению, не у каждого в голове живет маленький Вуди Аллен, чтобы на ходу на коленке писать гениальные сценарии. Что же тогда делать? Как проработать идею, которая, как вам кажется, вас зацепила, как написать о том, что вас беспокоит или как вообще придумать, о чем писать, если хочется, но пока не можется?

Рассказываем о самых разных способах сгенерировать оригинальную идею сценария.

Вуди Аллен

Вуди Аллен

Условия просты: выключить любые источники информации — телефон, телевизор, компьютер, интернет, вообще все. И дать себе обещание не включать до определенного часа. 

Выходить на улицу — совсем не обязательное условие, но желательное. Дома могут найтись дела или другие способы отвлечься и не сгенерировать оригинальную идею для сценария :)

Если же вы просто идете по дороге, в руках у вас нет телефона, то никто и не позвонит вам и не отвлечет — думать о сценарии будет в сотню тысяч раз проще.

Если идея еще не сформировалась, слушайте других людей (разговоры в кофейнях или на улицах), главная задача — дать волю фантазии и сознанию, которое так часто занято не тем. Проблема современности в том, что мы даем себе жвачку для мозгов в виде постоянного потока ненужной информации и тем самым хороним свои идеи.

Звучит донельзя банально и просто — просто выключить все. Но на деле отказаться от виртуальной реальности и пожить настоящим удается немногим. Подумайте вот над чем: Ньютон придумал теорию гравитации выйдя в сад, а не лёжа дома на диване.

Голос улиц ( 2015 )

Голос улиц ( 2015 )

Изучайте логлайны к другим фильмам.
Это уже более узкопрофильный совет, но на самом деле изучение чужих работ помогает развивать фантазию. Можно обыграть чужую идею, можно поиграть с ней, подставив своего героя в чужую историю, можно комбинировать логлайны и идеи других фильмов — масса вариантов дать фантазии разгуляться.

Еще одна интересная игра с логлайнами к фильмам: отсортировать интересное от неинтересного и выяснить, по какому критерию вы судите (или, скорее, по каким). Возможно, этот анализ поможет вам понять, что вас волнует и интересует больше всего на данный момент. Больше о том, что такое логлайн >>>>>

Вот три идеи которые можно развить бесконечным количеством способов.

  • Опытный пилот чудом спасает самолет от крушения, все выживают, пилота поначалу награждают, а потом начинаются разборки: по какой же причине самолет чуть не упал.
  • Талантливый барабанщик, мечтающий об игре в рок-группе поступает в консерваторию и попадает к преподавателю, который ни перед чем не остановится на пути к реализации потенциала ученика.
  • После череды трагических событий женщина отправляется в пешее кругосветное путешествие.

Четыре комнаты ( 1995 )

Четыре комнаты ( 1995 )

Выудите идею для сценария из реальной жизни.
Не пытайтесь придумать что-то из ряда вон выходящее, нестандартное и фантастическое. Возьмите и опишите события реальной жизни.

Следите за новостями, подпишитесь на новостные каналы и отфильтруйте самое для вас интересное.

Смотрите документальные фильмы в том жанре, который вас интересует.

Вспомните события из вашей жизни, из жизни ваших друзей. Возможно, вы придумаете иное развитие каких-то ситуаций, а, может, сделайте кого-то из знакомых главным героем своей истории.

Капитан Фантастик ( 2016)

Капитан Фантастик ( 2016)

Сфокусируйтесь на том, что вами движет.

Вы скейтбордист? Астрофизик? Заводчик собак? Что заставляет ваше сердце биться чаще? Сделайте это главной темой вашего сценария.

Этим вы убьете сразу двух зайцев: вы будете писать о том, что вас действительно интересует. И писать будете уверенно. 

Осведомленность в сфере деятельности, о которой вы пишете — то, что вас отличит от других начинающих сценаристов (спойлер: это самая частая ошибка начинающих — писать о том, не знаю, о чем).

Вспомните ваших любимых героев. За что вы их любите, что их отличает от других и делает привлекательными для вас?

Все, что от вас требуется — писать с интересом, а не заинтересовываться в процессе написания.

Если вы не уверены в актуальности своей идеи, изучите материал о способах оценить потенциал идеи >>>>>

Хранители  (2009 )

Хранители (2009 )

Забудьте обо всех “а что если”.

Возможно, вы уже сто раз слышали совет: если идея не идет дальше, подумайте о том, а что если…

Что если, парня, идущего на работу вдруг похищают?
Что, если вся еда в мире вдруг внезапно закончилась?
Что, если бы шовинист смог вдруг слышать женские мысли?

Только вот это может еще больше загнать вас в тупик. Лучший способ найти идею и дать волю сознанию — снять давление. Попробуйте метод Хичкока:

“Каждый раз, когда мы заходили в тупик, он начинал рассказывать какую-то историю, не относящуюся к делу. Поначалу меня это ужасно раздражало, только потом поняла, что делал он это намеренно. И действительно, чем больше мы давим, тем меньше получается. Отпустить — самый верный способ продолжать делать”.

Поэтому, если у вас что-то не получается — сделайте шаг назад, расслабьтесь, отпустите ситуацию. Не убивайтесь, если у вас вдруг не получается все так, как вы изначально запланировали.

Убивая Еву ( 2018 - )

Убивая Еву ( 2018 — )

И напоследок несколько самых часто задаваемых вопросов.

  • Стоит ли использовать генератор идей для сценария?

Ну, во-первых, что это такое. Это веб-сайты, на странице которых вам предлагают ответить на вопросы, выбрать или-или. Например, ваш герой — полицейский в отставке или цирковой артист? Его главная цель — стать членом банды контрабандистов или спасти хомячка?
Наш ответ — нет. Не стоит. Это неплохая игра или разминка, но так вы никогда не напишете убедительную историю. Лучше следовать методам описанным в статье.

  • Надо ли защищать авторские права на идею сценария?

Нет. Идея — просто идея, ее невозможно украсть. Готовый сценарий — да, важна не сама идея, а ее реализация, исполнение.

  • Продюсеры ищут идеи для фильма?

К сожалению, нет. Продюсеры ищут готовые сценарии, попадающие под их представления о том, что сейчас актуально, а не заготовки этих самых сценариев.

  • Можно ли продать идею сценария?

Если вы наткнулись на сайт, где говорят, что это возможно — убегайте оттуда как можно скорее. Вы можете работать в соавторстве с писателем, который сделает с вашей идеей ЧТО-ТО, но продать ее саму — задача нереальная.

  • Так зачем вы так много говорите именно об идее и логлайне?

Во-первых, точная формулировка идеи — залог успешного написания сценария. Во-вторых, удачный логлайн — залог успешного продвижения. Вот, пожалуй, и ответ.

Если вы все еще не понимаете, как сгенерировать оригинальную идею для сценария, попробуйте начать с материала о том как найти тему для сценария >>>>>

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист


17 декабря 2020

Книги

Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист

В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».


Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.

А между тем без них никак не обойтись.

Откуда берутся идеи

Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.

Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.

Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.

Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.

По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.

Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.

Идеи для сюжета

Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.

У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.

Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.

Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.

Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.

Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.

На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.

На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».

Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.

Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.

  • Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
  • Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
  • Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
  • Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
  • Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
  • Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
  • Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
  • Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.

Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».

Талант не главное

В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.

Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.

В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.

С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.

Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.

Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.

Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.

Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.

Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.

Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.

Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.

Купить книгу

Что такое сценарий, и как найти идею к фильму? Как выбрать жанр фильма и его название? На что обратить внимание при разработке персонажей сценария фильма начинающему сценаристу? Трёхактная структура фильма. Правильное оформление описаний действий и диалогов в сценарии. Правила форматирования. Каких ошибок стоит избегать сценаристу, чтобы создать хороший сценарий? Пример сценария фильма “Лёд”.

  • Что такое сценарий?

  • Как найти идею

    • Оригинальная идея

    • Интеллектуальные права

  • Как выбрать жанр

  • Как придумать название сценария

  • Персонажи

  • Структура сценария

    • Акт первый

    • Акт второй

    • Акт третий

  • Описания действий

  • Диалоги в сценарии

  • Формат сценария

  • Редактирование сценария

  • Распространенные ошибки

  • Пример сценария фильма

Современный зритель всегда оценит хорошую историю. В природе человека увлекаться повествованием, в какой бы форме оно ни было: фильм, сериал, видео на YouTube или в ТIK-ТOK. Для любого проекта необходим свой сценарий. В данном материале мы расскажем о том, как написать сценарий, и на что обратить внимание начинающему сценаристу.

Что такое сценарий?

Сценарий — это документ, написанный с учётом драматургических законов и предназначенный для съёмки фильма, сериала и любого другого проекта, завязанного на рассказе истории. 

Несмотря на то, что сценарий является производным творческого процесса сценариста, в первую очередь он необходим для других участников производства. Чем понятнее, точнее и конкретнее он будет написан, тем лучше. 

Как найти идею

Если вы начинающий сценарист (или планируете им стать), то генерация идей — очень полезный навык, вне зависимости от того, хотите вы расписывать свои оригинальные мысли или создавать истории на заказ. В целом поиск идей можно разделить на два направления: своя идея и идея, основанная на чьих-то интеллектуальных правах. 

Оригинальная идея

Современный кинематограф и телевидение открыты к самым смелым и необычным идеям. Старые схемы и шаблоны больше не работают. Зрители смотрят такие проекты, о которых еще лет десять назад никто даже не заикался. Отсюда совет: не стесняйтесь искать своё видение. 

Для этого:

1) используйте известный приём “Что, если…?”. Он стимулирует воображение и позволяет соединить несоединяемое. Например: что если ваша кошка на самом деле может говорить и мыслить? На эту тему снято множество фильмов, где домашним животным приписывались человеческие качества. Что если человек попытается выжить на Марсе в одиночку? Данное предположение легло в основу известной книги и голливудского фильма “Марсианин”.

2) ищите интересные новостные истории. Принято недооценивать ток-шоу и новости, так как кажется, что ничего по-настоящему интересного и острого там не происходит. Но на самом деле именно там можно найти жизненные истории и эмоции, понятные каждому человеку. Пусть даже срежессированные и плохо поставленные. Ведь не каждый сериал или фильм должен повествовать о супергероях и гениальных программистах, которых мы не встречаем в обычной жизни.

Интеллектуальные права

Идею для своего проекта можно найти в уже опубликованных произведениях или снятых фильмах. 

Использование персонажей любого снятого фильма или написанной книги по правилам должно осуществляться с предварительным согласием правообладателя и оплатой в рамках договора. Это относится даже к журналистским расследованиям и историям из жизни реальных людей. 

Также сценарист при создании своего проекта может основать идею на произведениях общественного достояния. В нашей стране персонажей из таких источников можно использовать бесплатно по закону, если со смерти автора прошло 70 лет. Но в других странах могут быть иные сроки. Существуют и другие правила определения статуса общественного достояния, которые следует внимательно изучить, дабы избежать казусов при написании первых проектов. 

Как выбрать жанр

Начинающий сценарист порой слишком мало внимания уделяет вопросу жанра и, как следствие, совершает множество ошибок. Например, считает, что раз комедия должна быть смешной, значит никаких драматических конфликтов и грустных эмоций там быть не должно. Но это заблуждение. Поэтому, прежде чем работать в выбранном жанре, надо подробно разобрать, как он работает.

Также стоит изучить, что вообще показывают в данный момент в кинотеатрах, на телевидении или платформах. Жанр — это изменяемая и, самое главное, сменяемая форма подачи истории. Драмы и комедии не сходят с экранов много лет. При этом мюзиклов и вестернов мир не видел уже давно. Современные боевики совсем не похожи на те, что производили и показывали в 90-х. Так что вариант, когда вы увидели фильм прошлого века и захотели сделать что-то похожее, скорее всего не сработает.

Сейчас актуальны следующие жанры, как на большом, так и на малом экране:

  • драма;
  • комедия;
  • фэнтэзи разных подвидов;
  • супергероика;
  • триллеры;
  • хорроры;
  • детективы.

Следующим этапом работы над сценарием станет изучение жанров, которые вам близки. Например, в вашей голове есть очертания комедийного сериала, и вы убеждены, что сможете написать в сто раз смешнее. Для этого посмотрите, какие подобные комедии уже выходили, и отдельно изучите комедийные приёмы. Наш материал про ситкомы здесь вам в помощь. Существует вероятность того, что после такого исследования вы осознаете, что комедия просто пока не ваш жанр. Или, наоборот, влюбитесь в него ещё сильнее. Исследование теории жанра может занять не больше двух часов, изучение фильмов и сериалов, конечно, потребует больше времени, но при этом сэкономит вам несколько недель в дальнейшем написании вашего сценария.

Аналогично с сай-фай направлениями. Это огромный жанр, имеющий несколько подвидов. Если сценарист выбрал писать в жанре сай-фай, то должен строго действовать его законам. Например, лента “Засланец из космоса” является драматическим сай-фай сериалом, при этом авторы умело высмеивают некоторые аспекты человеческой жизни. Данная картина содержит один большой сай-фай элемент. Главный герой — инопланетянин, оказавшийся на Земле из-за крушения его корабля. Раз авторы выбрали сай-фай, а не фэнтэзи, то инопланетянин должен являться единственной придуманной несуществующей в реальной жизни условностью, а всё остальное должно соответствовать законам нашей реальности. То есть персонажи-люди не могут резко научиться летать, становится невидимыми и отращивать по несколько рук. Такая прерогатива только у инопланетянина.

Современные фильмы и сериалы обычно имеют в себе элементы сразу нескольких жанров. Но всё-таки у каждого из них есть один основной. Поэтому не бойтесь создавать миксы, но не забывайте о специфических правилах каждого используемого жанра. 

Как придумать название сценария

Название сценария — далеко не самая важная часть работы над проектом. Чтобы как-то назвать файл и не потерять его среди остальных, можно использовать рабочее название. Для вашей деятельности оно может быть любым словом, ассоциирующимся с проектом. 

Если вы решили отправить и презентовать вашу заявку, то хорошее запоминающееся название станет плюсом. 

Советуем сделать название простым, но при этом цепким и броским. Обратите внимание на названия одних из последних фильмов, вышедших на больших экранах: “Никто”, “Снеговик”, “Паразиты”, “Джентльмены”. Это не означает, что нужно создавать названия только из одного слова, но всё же это поможет вашему проекту быстрее запомниться. 

Не забудьте, что заголовок вашего фильма или сериала должен отражать жанр. Давайте посмотрим на название фильмов ужасов: “Злое”, “Заклятие”, “Проклятие”, “Не дыши”, “Тихое место”, “Астрал”, “Последний обряд” и другие. Зритель понимает, что эти фильмы, скорее всего, не про первую любовь и вряд ли являются мелодрамами о гибели солдата на фронте. 

Можем посмотреть и названия мелодрам: “Любовь вслепую”, “Без меня”, “Любовная лихорадка, “10 свиданий” и множество других. 

И последняя рекомендация: если в вашем названии есть некая игра, то оно с большей долей вероятности может понравится продюсерам или зрителю. Например, фильм Кристофера Нолана “Довод” повествует о технологии перехода во времени, которую используют как оружие. В оригинале название “Tenet”, как и российское название “Довод”, — слова-палиндромы. Как герои осуществляют действия и произносят реплики в обратном направлении, так и название мы можем прочитать с конца. 

Персонажи

Не спешите создавать файл под ваш сценарий и работать со структурой, если ваш главный герой ещё не продуман.

Персонажи — это ключ к раскрытию вашей идеи. О том, как разработать интересного персонажа мы уже рассказывали здесь и здесь.

Но самое важное для вашего сценария с точки зрения персонажа — это его кинодействия. Подробно про кинодействие мы уже говорили здесь, а сейчас давайте посмотрим, как это пригодится непосредственно в сценарии. 

Определив основные черты вашего персонажа, вы должны всегда помнить про них, когда пишете сцены. Например, вы охарактеризовали персонажа как смелого и безрассудного человека. Значит, если у вас сцена содержит какую-то опасность — нападение хулиганов, злой собаки, наводнение — ваш герой должен без раздумий кидаться на помощь жертвам. Если в какой-то сцене ваш герой реагирует как-то иначе на возникшую опасность, то зритель не будет считать его смелым, даже если вы будете пытаться говорить об обратном. Можно долго спорить и рассказывать, что вот в следующих сценах или в следующем сезоне будет как-то иначе. Нет. Зрителю вы этого рассказать не сможете, ведь он уже увидел всё своими глазами. 

Структура сценария

Созданию структуры вашего сценария необходимо уделять не меньше времени, чем разработке персонажа. Создавать структуру необходимо в отдельном файле и не спешить переходить к сценарию. Чёткая работающая структура, разработанная в начале, поможет написать сценарий, который потребует меньше переписывания в дальнейшем.

Хорошая структура сценария — это ваш пошаговый план действий и план действий ваших героев. Если вы неопытный автор, выбирайте для основы классическую трёхактную структуру. 

Акт первый

Первый акт — это начало вашего фильма или серии сериала. Блейк Снайдер, сценарист и автор книг о сценарном мастерстве, рекомендует располагать его на первых 25-ти страницах текста. В конце первого акта должен произойти первый поворотный пункт, который разделит жизнь героя на “до” и “после”. 

Подробно распишите, что вы хотите показать про главного героя в первом акте. Может быть, его семейное положение, привычную работу и всю ту рутину, в которой он живёт. Возможно, уже в первом акте у главного героя появятся признаки определённых проблем, но пока он не намеревается окунуться в их решение с головой. 

Например, в боевике режиссёра Ильи Найшуллера “Никто” главный герой в первой акте показан как самый пресный семьянин на планете. Даже картинка и объекты в кадре выглядят нарочито серыми. Несмотря на то, что в первом акте с семьёй героя происходит горе (к ним в дом вламываются вооружённые грабители), это не меняет жизни персонажа Боба Оденкёрка и его семьи. Данное событие лишь показывает, что с ним что-то не так, раз он не ударил битой преступницу, которая целилась огнестрельным оружием в его родного сына. 

Всё резко изменилось, когда Хатч понял, что грабители случайно взяли помимо денег любимый браслет его маленькой дочери. Дочь изначально в первом акте заявлялась как единственная отдушина в жизни героя. Так что созерцание расстроенной дочери, не чувствующей себя в безопасности, подтолкнуло Хатча к решительным действиям. Он вооружился и решил пойти войной на обидчиков. Это и есть переход ко второму акту.

Акт второй

Во втором акте происходит основное развитие сюжета. Ещё на этапе разработки идеи сценаристу нужно понимать, за чем будет наблюдать зритель. То есть в первом акте вы ставите перед героем проблему или цель, а во втором — он решает эту проблему или достигает этой цели. На пути героя во втором акте всегда должны быть препятствия. Антагонист героя должен обретать вес, внешние факторы — вставлять палки в колёса, а сам герой — регулярно усугублять положение своими же действиями. 

В фильме “Никто” во втором акте герой живёт совсем иной жизнью, нежели в первом. Поиск браслета он реализует как специальную операцию, и зритель постепенно понимает, что Хатч вряд ли так прост, как казался в начале. 

В течение второго акта Хатч не только ищет браслет, но и спасает девушку в автобусе от хулиганов. Один из хулиганов в результате впадает в кому и по несчастливой случайности оказывается братом русского мафиози. В итоге один простенький девчачий браслетик с котиками втягивает бывшего агента ЦРУ в заварушку межнационального масштаба. 

Акт третий

Принципиально, чтобы переход к третьему акту был точкой, в которой герой находится в самом безвыходном положении. А в процессе кульминации, которая должна начинаться после перехода, персонаж разрешает проблемы окончательно.

В кульминации герой должен справляться с проблемами такими способами, на которые до этого ещё не решался.

В третий акт “Никто” Хатч входит в процессе погони с целой армии русского мафиози Юлиана. Мы понимаем, что он остался один против бесчисленного количества боевиков. Если в течение всего фильма Хатч обычно дрался, использовал огнестрельное или холодное оружие, а также подручные средства, то в конце он организовал целую засаду со взрывчаткой и расставил ловушки по огромному зданию. Более того, к нему присоединился его брат и отец, оба виртуозно владеющие боевым снаряжением. 

После окончательной победы над Юлианом последовала развязка. Развязка — важнейшая часть третьего акта, когда завершаются все сюжетные линии, герои находят покой и умиротворение. Также в развязке герой обязательно демонстрирует, как изменился он и мир вокруг него.

Хатч в начале был депрессивным и инертным мужем и отцом, не имевшим любви и уважения в собственной семье. Более того, он зарабатывал не очень много денег, из-за чего семья во всем себя ограничивала. В конце Хатч с женой покупают новый большой и светлый дом, у героя теперь своё предприятие, а в жене вновь просыпаются чувства к супругу. 

Описания действий

Продумав структуру, можно переходить к поэпизоднику и описанию действий. Поэпизодник должен стать непосредственно частью вашего сценария, поэтому писать его можно сразу же со слаглайнами.

Слаглайн — это то, с чего начинается сцена, её заголовок. Он пишется по своей общепринятой структуре. Сначала указывается, где происходит действие в интерьере (комната, здание) или экстерьере (натура, улица города или природа). Сокращённо это должно выглядеть как ИНТ. и НАТ. Затем следует название локации и время суток: СПАЛЬНЯ — ДЕНЬ.

То, что идёт после слаглайна, называется описанием действий. Между слаглайном и диалогом обязательно должно быть описание: что за герой вошёл в кадр, как он приблизительно выглядит, что делает и как начинает говорить. 

Ниже пример из 4-й серии сериала “Мир, дружба, жвачка”, написанная Александром Беловым, Петром Внуковым и Алексеем Ивановым. 

“ИНТ. КВАРТИРА РЯБИНИНЫХ. СПАЛЬНЯ — УТРО 

Надежда сидит на кровати с рукописью Фёдора в руках.
Фёдор стоит в дверях С ПОДНОСОМ — принёс завтрак. 

ФЁДОР
— Оладушки для моей королевы…

Обратите внимание, что каждое описание действий располагается отдельным абзацем. Это упрощает восприятие читающего. Да и для сценариста полезно видеть свой текст не огромным сплошным абзацем, а структурировано. Ко всему прочему, абзацы помогают взглядом вычленять, что и как делает герой.

Также не забывайте, что описания должны быть лаконичными и ёмкими, а также включать только самую важную информацию. Так в примере выше не описано, во что одеты герои и какие у них причёски. Но по тому факту, что действие происходит утром и герои находятся в спальне, режиссёр и другие производственные цеха могут предположить, что персонажи недавно встали и до сих пор разгуливают в пижамах или халатах. 

Диалоги в сценарии

Ёмкость, краткость, лаконичность и принцип нужности относятся и к диалогам. 

Во-первых, герои всегда должны произносить только то, что продвигает сюжет или раскрывает героя. Например, диалог в приведённом отрывке из сериала “Мир, дружба, жвачка” с первого взгляда никак не продвигает сюжет. Но давайте обратим внимание на пару важных вещей. 

Фёдор вносит поднос с едой в спальню, при этом он не произносит ничего похожего на “принёс завтрак”, “несу тебе покушать” или типа того. То есть он не описывает то, что мы уже явно видим в кадре и без слов. Но зачем тогда он вообще произносит что-либо? 

Фраза отражает его игривое настроение, которое вскоре обрывается. Ниже мы узнаём, что тот не хочет, чтобы Надежда читала его рукопись. Федор не ожидал этого, ему неприятно, а также он боится её реакции. Поэтому в сцену он входит игривый и довольный, а потом его настроение резко меняется. Так мы понимаем его настоящую реакцию на то, что делает Надежда. 

Во-вторых, оформляйте диалоги по существующим общепринятым правилам. Имя персонажа должно идти после описания действия. Пишите его крупными буквами и располагайте по центру. По центру же располагается и сама реплика. Продолжаем демонстрировать примеры из той же сцены сериала “Мир, дружба, жвачка”.

Фёдор быстро ставит поднос на кровать.

 ФЁДОР
— Блин. Это не затрепетало. Это… пустяки. Положи. 

Пытается забрать листки, но Надежда не даёт. 

НАДЕЖДА 
— Я на самом интересном месте. Сейчас у них секс начнётся. 

(читает вслух)
«Он прижался к ней и в тот же миг она почувствовала, как что-то твёрдое уперлось в её бедро…». 

ФЁДОР
Дай сюда.

В-третьих, выше мы обсудили, что ваш персонаж должен поступать уникально, исходя из своих качеств. Говорить он тоже должен определённым, свойственным только ему образом. Заикание, акценты, паузы, неуверенный или, наоборот, слишком уверенный тон, скорость — всё это можно пометить в описании действия или продемонстрировать в самом диалоге. 

В той же 4-ой серии Витя грозит убить Тимура. Как Тимур уговаривает его сохранить ему жизнь.

Витя приставляет пистолет ко лбу Тимура. Тимур испуган. 

ТИМУР 
— Э, дорогой, зачем убивать? Не надо. Давай договоримся. У меня деньги есть. Из бэхи тогда я бабки забрал.  Не убивай. Прошу. Там десять тысяч долларов и еще есть.

Обратите внимание на лексику: бабки, бэха, дорогой. Утончённый писатель Фёдор вряд ли бы так выражался в сцене со своей женой выше. 

Формат сценария

Помимо уже указанных выше правил по оформлению описаний и диалогов, есть и общие требования к формату сценария.

Во-первых, во всем мире для написания сценария используются шрифт Courier New и 12-ый размер. Подобные уточнения позволяют одну страницу текста принять за одну экранную минуту. Соответственно, объём сценария будет зависит от того, что вы решили написать: ситком, эпизод драмы, полнометражный или короткометражный фильм.

Про то, как написать сценарий короткометражного фильма и какие требования к сценарию бывают, мы рассказывали здесь. Что касается полнометражных фильмов, то их объём начинается от 90 минут и может превышать два часа. 

Ситкомы — это обычно получасовые серии. Длительность эпизодов драматических сериалов составляет около 48-60 минут.

Во-вторых, сценарий состоит из титульного листа и самого текста с описаниями места, времени и диалогами. Ничего кроме этого не должно включаться в сценарий. Ни биография автора, ни синопсис, ни логлайн, ни описания персонажей. Для этого есть такие документы как заявка и библия проекта.

В-третьих, у каждого героя должно быть имя или любой другой способ пометить его как отдельного героя с репликами. Когда вы вводите героя впервые, то пишите его имя заглавными буквами, например “САША (50), худой мужчина в белом халате”.

Редактирование сценария

По разным подсчётам и опыту переписывание сценария занимает две трети всей работы над проектом. Даже если учесть немалый период разработки, предшествующий первым строкам самого сценарного документа. 

Перед перечитыванием получившейся первой версии отложите сценарий, отдохните от него. И только затем приступайте к изучению. В процессе чтения не нужно обращать внимания сразу на всё подряд. Нужно постепенно рассматривать разные аспекты: от раскрытия основной идеи проекта до исправления диалогов. 

В редактировании может помочь и профессионал, на коммерческой основе. На просторах сети Интернет можно найти немало специалистов, готовых отредактировать ваш сценарий и написать редакторское заключение.

Немного реже, но всё же встречаются услуги скрипт-докторов, которые сумеют не просто поправить грамматику и указать на несовпадение логики, но переработать ваш сценарий структурно с нуля. Но это уже крайний случай.

Давайте ниже рассмотрим, какие ошибки нужно искать в своём проекте перед переписыванием и при перечитываниях. 

Распространенные ошибки

Начните перечитывание сценария с вопроса о том, раскрывается ли ваша главная идея? Каждую сцену просматривайте на этот вопрос. Если у вас в фильме поднимается тема брака и семьи, то следите, чтобы она резонировала на протяжении всего текста. Избегайте пространных размышлений на посторонние темы, не ставьте перед героем сложных дилемм, если эти дилеммы никак не продвинут и не раскроют главную тему. 

Далее проанализируйте, нет ли лишних сцен, не продвигающих сюжет. Может, герой с кем-то ведёт диалог, который не приводит ни к чему. Или просто проходит мимо каких-то зданий или объектов, что в дальнейшем никак не срабатывает. Подумайте, что же вы хотели заложить в эту сцену изначально, что она в итоге получилось пустой. Может быть, сцену нужно доработать, либо удалить без сожаления.

Затем нужно проанализировать, как действуют ваши персонажи. Если поступки и диалоги героев похожи между собой — это ошибка. Писать сценарий нужно так, чтобы без имён героев можно было разобраться, кто есть кто, опираясь только на их действия и речь. 

Когда в целом всё работает, можно перейти к анализу сцен. Помимо того, что каждая сцена должна продвигать сюжет, также в ней обязательно должен быть конфликт, без исключения. Герои в фильме или сериале всегда находятся под каким-то сопротивлением или напряжением. Этого можно добиться, если дать героям разные цели в одной и той же сцене. Простой пример: оперативнику нужно выбить из героя признательные показания по уголовному делу, а цель героя — выйти из отделения свободным человеком. 

Не забывайте перечитывать и диалоги на предмет того, как работает каждая фраза. Ни одной лишней или пустой реплики тоже быть не должно.

Не стесняйтесь перечитывать диалоги вслух, чтобы услышать несогласованность, нереалистичность или другие недочеты в них. 

Пример сценария фильма

Читать готовые сценарии особенно успешных фильмов — прекрасный способ самообразования для начинающего сценариста. Изучая документ, сразу же ищите соблюдение или несоблюдение правил драматургии, создания сцен, написания диалогов и так далее.

Для примера мы решили рассмотреть сцены спортивной драмы “Лёд” 2017-го года, написанные Андреем Золоторёвым и Олегом Маловичко. Авторы подкаста “Поэпизодный клан” выложили его в своём Телеграм-канале с разрешения создателей. Попадание в общий доступ сценария фильма “Лёд” стало возможно также благодаря кинокомпании “Водород” и продюсерам картины Михаилу Врубелю и Александру Андрющенко. 

“Лёд”, один из успешных отечественных фильмов, собрал в России более 25 миллионов долларов, а в мире — около 30 миллионов долларов. Аглая Тарасова, сыгравшая главную героиню, в 2019-ом году получила награду “Золотой орёл” за лучшую женскую роль.

Фильм рассказывает о фигуристке Наде (Аглая Тарасова), которая с самого детства мечтала танцевать на льду под софитами. Достигнув успеха, о котором мечтала, Надя получает серьёзную травму. Чтобы спортсменка выступала дальше и пришла к заветной Олимпийской медали, тренер Шаталина (Мария Аронова) просит хоккеиста-хулигана в исполнении Александра Петрова помочь девушке восстановится. 

Ниже рассмотрим наиболее интересные для сценариста с точки зрения анализа сценария сцены. Грамматика, формулировки описаний слаглайны — авторские. Первая сцена происходит в больнице, сразу после того, как мама маленькой Нади скончалась от заболевания.

“БОЛЬНИЦА. ДЕНЬ

8-летняя Надя сидит в пустом больничном коридоре. На коленях — куртка. Из палаты выходит врач. Подходит, садится рядом.

ВРАЧ
— Надюш…

Врач собирается что-то сказать, но не решается.

ВРАЧ
— А папа твой где?

Надя пожимает плечами. Врач мрачнеет.

ВРАЧ
— Бабушка, дедушка? Дядя, может быть есть?

ТЕТКА (за кадром)
— Тетка у нее! Я!

По коридору идет Тетка.

ТЕТКА
— Надюша… Деточка… Бедная моя…

Тетка сгребает Надю в охапку, обнимает.

ТЕТКА
— А чего не плачешь-то? Меня не стесняйся, я своя. Такое горе, плакать надо. Чтоб пестициды из организма вымывались. Это тебе любой врач скажет.

Врач с удивлением наблюдает за теткой. Тетка отстраняется от Нади. Натягивает на нее куртку.

ТЕТКА
— Ничего, маленькая… Я тебя в обиду не дам. Одни теперь друг у друга остались, да? Хочешь, можешь мамой меня называть?

Настя, подумав, отрицательно мотает головой.

ТЕТКА
— Ну и ладно. И ничего.
(ВРАЧУ, ШЕПОТОМ) 
— Вещи-то покойницы где забрать можно?”

На что можно обратить внимание в этой сцене?

Во-первых, сразу бросается в глаза то, что Тётка Нади не имеет имени. Как мы уже говорили выше, это нормально. В данном случае персонаж Тётки фигурирует в фильме только в нескольких небольших сценах. Наличие или отсутствие имени у этого героя никак не влияет на развитие сюжета.

Во-вторых, сцена сама по себе очень грустная. Мы понимаем, что врач, скорее всего, хочет сообщить о смерти матери Нади, но не делает этого сразу. По его паузам, некой робости и по тому, что он садится рядом с девочкой и называет её по имени, нам ясно, что новости печальные. 

В-третьих, сцена имеет усугубление. Помимо того, что у Нади умерла мама, в диалоге раскрывается и то, что она осталась совсем одна и родственников у неё нет. 

В-четвёртых, немаловажно то, как появляется персонаж Тётки. Каждое краткое описание действий и реплики раскрывают её личность сразу же без церемоний. По тому, как Тётка врывается в кадр, говорит о смерти матери Нади и спрашивает про вещи покойницы, можно описать её как беспардонную и не совсем деликатную. А её реплика про пестициды отражает её невысокий интеллект. В результате сцены зрители ещё больше жалеют Надю, зная, с кем она проведет своё детство. 

Очень яркими и достаточно любопытными персонажами стали хоккеист Саша и тренер Нади Шаталина. Вот как они общаются между собой. Читая сцену, попробуйте понять, какие эти двое по характеру.

“Ледовый дворец. Коридор. ДЕНЬ

Саша с сумкой на плече, клюшкой и шлемом быстро идет по коридору. Его замечает Шаталина.

ШАТАЛИНА
— Стоять.

Саша замирает, медленно оборачивается.

ШАТАЛИНА
— Я что-то невнятно объяснила? Ты где должен быть, звезда моя?

САША
— Так она там захлопнулась. Открыть не может. Я завтра…

ШАТАЛИНА (перебивает)
— Значит сиди под дверью! Мне все равно, что ты будешь делать, можешь хоть  на горбу ее таскать, но она должна ежедневно  проводить три часа на катке! Понял меня?

Саша хмуро молчит.

ШАТАЛИНА
— Не слышу!

САША
— Да понял, че…

Шаталина уходит.

САША (тихо)
— Жаба…

Шаталина резко оборачивается.

ШАТАЛИНА
— Что ты сказал?

САША
— Жалко, говорю, других инвалидок у вас нет! Я б всем помог! По три часа на каждую, 
это ж сколько народу спасти можно!

Шаталина уходит.

ШАТАЛИНА
— Господи, дай мне терпения…

Эту сцену можно назвать более чем хорошей, так как в ней соблюдены все правила кинодействия. 

Во-первых, не читая описания героев и не глядя в предыдущие сцены, мы может рассказать о героях больше, чем они успели произнести за этот короткий отрезок времени.

Шаталина — женщина-тренер, которая не терпит неповиновения. Мы это понимаем по её командному “Стоять” в сторону Саши. Более того, это “Стоять!” скорее всего, прозвучало так убедительно, что парень послушался. Также известно, что она требовательная, так как даже не слушает отговорки Саши о том, почему он не с Надей на льду. Более того, Шаталина добивается от Саши ответа на свои претензии.

При этом Саша далеко не покорный и послушный. Скорее всего, он поставлен в противоположность Шаталиной, чтобы между их характерами тлел конфликт на протяжении всего фильма. Да, Шаталина добивается от парня ответа на свои слова в виде реплики“Понял, чё”. Но вот тот никак не может остаться в позиции проигравшего и про себя называет Шаталину “Жабой”, а в конце отвешивает саркастическую фразочку.

По последней реплике Шаталиной “Господи, дай мне терпения…” мы понимаем, что она не привыкла к такому неповиновению и свободе слова от подопечных. 

Как правило, залог успешного фильма — хороший сценарий. Зритель, порой сам того не осознавая, в первую очередь обращает внимание на историю. Самые лучшие актёры и операторы не создадут такого эффекта, когда зритель не может оторваться от экрана и с волнением ёрзает на кресле в зале кинотеатра, без хорошей основы для съёмки фильма.

Освоив базовые правила написания сценария и уделив достаточно внимания вышеперечисленным аспектам, вы можете попробовать себя в качестве режиссёра и снять свой фильм. О том, как это сделать и где найти финансирование, мы подробно рассказывали здесь.

Кино играет глобальную роль в жизни людей, оно связано с нами гораздо сильнее, чем, скажем, театр. Технологии дают возможность даже не ходить в кинотеатры, а наслаждаться любимыми фильмами в домашней обстановке, делают кино более доступной сферой. Киноиндустрия — это разножанровый вид искусства. Благодаря этому мы радуемся вместе с героями комедий и огорчаемся, если смотрим мелодраму; вместе с героями боевиков или триллеров участвуем в их грандиозных разборках; а если хочется отвлечься от всего, то самый лучший жанр — это фэнтези, которое переносит в другую реальность. Так же, есть и философские фильмы, формирующие мировоззрение, которые могут с подвигнуть зрителя задуматься над своей жизнью, а иногда даже и кардинально поменять её.

А задумывались ли вы, как создавались ваши любимые фильмы? Откуда же берутся идеи? Сколько времени на это уходит? Как придумать свою идею для оригинального фильма? Всё зависит не только от человеческого фактора, но и от фантазии, командной работы и ответственности.

Гадкий я На грани Советы для поиска идей

Гадкий я

Все мы знаем такой задорный и захватывающий мультфильм «Гадкий я», где главными героями стали не только люди, но и так называемые «миньоны». В своём интервью сценарист Брайн Линч (у которого за плечами многолетний опыт создания комиксов) рассказал, что для создания каждого миньона, Брайн продумывал его так, будто это был он сам. Большую роль в создании данной ленты сыграла история кинематографа, а именно — немая комедия того же Чарли Чаплина или Бастера Китона.

Миньонов озвучивал Пьер Соффин, который так хорошо справился с задачей, что миньоны, почти не умея разговаривать, могли своей специфичной речью смогли достичь взаимопонимания со зрителями. Эти великолепные существа вызвали огромный фурор, поэтому у них не только появился сольный фильм с их историей — «Миньоны» 2014 года — короткометражный фильм «Гадкий я: Переполох Миньонов», но и аттракционы в парке развлечений Universal Studios Orlando и Universal Studios Hollywood.

«Дух захватывает, когда подумаешь, через что пришлось пройти миньонам в этом огромном, жестком мире,- говорит сценарист. — В первых фильмах Грю заботился и всячески оберегал их, напоминая, скорее, отца, чем хозяина. Миньоны ищут не только коварного властелина, который вдохновил бы их на разные пакости, но и семью, частью которой они могли бы стать. В нашем фильме такой семьи у них пока что нет, и миньоны пытаются просто понять чего же они, на самом деле, хотят». Все миньоны необычны, инфантильны, искренни, экспрессивны и неуязвимы. Кроме того, они не стареют, но самое главное, что так цепляет зрителя, это их характер — миньонов обуревают противоположные чувства, такие как желание пакостить и искренняя доброта.

На грани

А что же делать, если у вас есть две идеи для фильма, но обе уже сто раз обыгрывались во многих кинолентах? Выход один: совместить обе идеи, как и сделал Асгер Лет. Помогли воплотить идеи такие актёры как: Сэм Уортингтон, Энтони Маки, Элизабет Бэнкс, Джейми Белл, Эд Харрис. Так появился драматический боевик «На грани». Первый сюжет: экс-полицейский, обвиняемый в преступлении, которого он не совершал, собирается покончить жизнь самоубийством, сбросившись с крыши одного из отелей на Манхэттене. С ним в переговоры вступает психолог нью-йоркской полиции. Напряжение нарастает с каждой минутой, на площадь стягиваются наряды спецподразделений, толпа оглашается женскими криками.

Кадр из фильма «На грани»

Кадр из фильма «На грани»

В это же время на месте происшествия, прямо под носом у полиции, совершается грандиозное ограбление века: неизвестные похищают уникальные бриллианты. Понятно, что идея для фильма может просто «прийти в голову», но ведь профессиональный писатель должен уметь создавать их постоянно. Все методы, которые доступны в интернете, больше основаны на случайном слове или образе. Но ведь, придумывая идеи случайно, сложно обрести уверенность в их качестве.

Советы для поиска идей

Советы для поиска идей

Советы для поиска идей

Мы подобрали для вас несколько советов для начинающих писателей, режиссёров и сценаристов:

  • Читать больше: лучшая идея — та идея, которая возникает на основе чего-либо. Потом можно улучшать замысел, подстраивая под свою аудиторию. Например, вдохновившись историей про Гарри Поттера и магический мир, многие писатели создали собственную волшебную историю.
  • Соединить две идеи популярных фильмов. Для этого берется идея известного фильма, но меняется, например, место действия: «Крепкий орешек» + автобус = фильм «Скорость», а «Крепкий орешек» + воздух = «Самолёт президента»; «Покахонтас» в космосе = «Аватар». Или можно поменять пол персонажа: «11/12/13 друзей Оушена» + женщины в главных ролях = «8 подруг Оушена».
  • Взять любой обычный предмет/существо и поместить его в непривычную для него местность — это и будет уже началом для создания сюжета. Например: фильм «Изгой», где остался в живых только один человек после самолётокрушения на необитаемом острове.

А также:

  1. Можно черпать вдохновение из других искусств: музыкальные произведения, стихи, фотографии, картины;
  2. Искать идеи в разных СМИ: новости, заголовки, рекламные слоганы, статьи в газетах и журналах;
  3. Основываться на собственном опыте или истории из жизни друзей, родных и знакомых;
  4. Опираться на открытые источники: биографии, сны, сказки, байки, анекдоты, цитаты, поговорки, пословицы — которые становятся темами или идеями для сценария;
  5. Сделать пародию на известный фильм
  6. Использовать метод брейншторма, когда команда накидывает кучу идей на одну тему и потом выбирает лучший вариант.

Есть столько пространства для творчества. Всё зависит только от вас и вашего желания создавать, наталкивать людей на раздумье или делать их счастливее. Дерзайте, сочиняйте и пусть удача всегда будет с вами.

Идеи искала Анастасия Илющенко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить таблицу бюджета организации
  • Как найти частоту вещания цифрового телевидения
  • Мангалиб как найти человека
  • Как найти энергию взрыва
  • Как найти размер массива си шарп