Дайте угадать: вы — писатель, у вас весь ящик завален блокнотами и тетрадками с записями, есть куча идей гениальных сценариев, но просто пока недостаточно времени для того, чтобы их реализовать.
Или же вы просто ждете момента, когда наконец придет то самое вдохновение, а когда придет, уж тогда вы точно свернете горы.
К сожалению, не у каждого в голове живет маленький Вуди Аллен, чтобы на ходу на коленке писать гениальные сценарии. Что же тогда делать? Как проработать идею, которая, как вам кажется, вас зацепила, как написать о том, что вас беспокоит или как вообще придумать, о чем писать, если хочется, но пока не можется?
Рассказываем о самых разных способах сгенерировать оригинальную идею сценария.
Вуди Аллен
Условия просты: выключить любые источники информации — телефон, телевизор, компьютер, интернет, вообще все. И дать себе обещание не включать до определенного часа.
Выходить на улицу — совсем не обязательное условие, но желательное. Дома могут найтись дела или другие способы отвлечься и не сгенерировать оригинальную идею для сценария
Если же вы просто идете по дороге, в руках у вас нет телефона, то никто и не позвонит вам и не отвлечет — думать о сценарии будет в сотню тысяч раз проще.
Если идея еще не сформировалась, слушайте других людей (разговоры в кофейнях или на улицах), главная задача — дать волю фантазии и сознанию, которое так часто занято не тем. Проблема современности в том, что мы даем себе жвачку для мозгов в виде постоянного потока ненужной информации и тем самым хороним свои идеи.
Звучит донельзя банально и просто — просто выключить все. Но на деле отказаться от виртуальной реальности и пожить настоящим удается немногим. Подумайте вот над чем: Ньютон придумал теорию гравитации выйдя в сад, а не лёжа дома на диване.
Голос улиц ( 2015 )
Изучайте логлайны к другим фильмам.
Это уже более узкопрофильный совет, но на самом деле изучение чужих работ помогает развивать фантазию. Можно обыграть чужую идею, можно поиграть с ней, подставив своего героя в чужую историю, можно комбинировать логлайны и идеи других фильмов — масса вариантов дать фантазии разгуляться.
Еще одна интересная игра с логлайнами к фильмам: отсортировать интересное от неинтересного и выяснить, по какому критерию вы судите (или, скорее, по каким). Возможно, этот анализ поможет вам понять, что вас волнует и интересует больше всего на данный момент. Больше о том, что такое логлайн >>>>>
Вот три идеи которые можно развить бесконечным количеством способов.
- Опытный пилот чудом спасает самолет от крушения, все выживают, пилота поначалу награждают, а потом начинаются разборки: по какой же причине самолет чуть не упал.
- Талантливый барабанщик, мечтающий об игре в рок-группе поступает в консерваторию и попадает к преподавателю, который ни перед чем не остановится на пути к реализации потенциала ученика.
- После череды трагических событий женщина отправляется в пешее кругосветное путешествие.
Четыре комнаты ( 1995 )
Выудите идею для сценария из реальной жизни.
Не пытайтесь придумать что-то из ряда вон выходящее, нестандартное и фантастическое. Возьмите и опишите события реальной жизни.
Следите за новостями, подпишитесь на новостные каналы и отфильтруйте самое для вас интересное.
Смотрите документальные фильмы в том жанре, который вас интересует.
Вспомните события из вашей жизни, из жизни ваших друзей. Возможно, вы придумаете иное развитие каких-то ситуаций, а, может, сделайте кого-то из знакомых главным героем своей истории.
Капитан Фантастик ( 2016)
Сфокусируйтесь на том, что вами движет.
Вы скейтбордист? Астрофизик? Заводчик собак? Что заставляет ваше сердце биться чаще? Сделайте это главной темой вашего сценария.
Этим вы убьете сразу двух зайцев: вы будете писать о том, что вас действительно интересует. И писать будете уверенно.
Осведомленность в сфере деятельности, о которой вы пишете — то, что вас отличит от других начинающих сценаристов (спойлер: это самая частая ошибка начинающих — писать о том, не знаю, о чем).
Вспомните ваших любимых героев. За что вы их любите, что их отличает от других и делает привлекательными для вас?
Все, что от вас требуется — писать с интересом, а не заинтересовываться в процессе написания.
Если вы не уверены в актуальности своей идеи, изучите материал о способах оценить потенциал идеи >>>>>
Хранители (2009 )
Забудьте обо всех “а что если”.
Возможно, вы уже сто раз слышали совет: если идея не идет дальше, подумайте о том, а что если…
Что если, парня, идущего на работу вдруг похищают?
Что, если вся еда в мире вдруг внезапно закончилась?
Что, если бы шовинист смог вдруг слышать женские мысли?
Только вот это может еще больше загнать вас в тупик. Лучший способ найти идею и дать волю сознанию — снять давление. Попробуйте метод Хичкока:
“Каждый раз, когда мы заходили в тупик, он начинал рассказывать какую-то историю, не относящуюся к делу. Поначалу меня это ужасно раздражало, только потом поняла, что делал он это намеренно. И действительно, чем больше мы давим, тем меньше получается. Отпустить — самый верный способ продолжать делать”.
Поэтому, если у вас что-то не получается — сделайте шаг назад, расслабьтесь, отпустите ситуацию. Не убивайтесь, если у вас вдруг не получается все так, как вы изначально запланировали.
Убивая Еву ( 2018 — )
И напоследок несколько самых часто задаваемых вопросов.
- Стоит ли использовать генератор идей для сценария?
Ну, во-первых, что это такое. Это веб-сайты, на странице которых вам предлагают ответить на вопросы, выбрать или-или. Например, ваш герой — полицейский в отставке или цирковой артист? Его главная цель — стать членом банды контрабандистов или спасти хомячка?
Наш ответ — нет. Не стоит. Это неплохая игра или разминка, но так вы никогда не напишете убедительную историю. Лучше следовать методам описанным в статье.
- Надо ли защищать авторские права на идею сценария?
Нет. Идея — просто идея, ее невозможно украсть. Готовый сценарий — да, важна не сама идея, а ее реализация, исполнение.
- Продюсеры ищут идеи для фильма?
К сожалению, нет. Продюсеры ищут готовые сценарии, попадающие под их представления о том, что сейчас актуально, а не заготовки этих самых сценариев.
- Можно ли продать идею сценария?
Если вы наткнулись на сайт, где говорят, что это возможно — убегайте оттуда как можно скорее. Вы можете работать в соавторстве с писателем, который сделает с вашей идеей ЧТО-ТО, но продать ее саму — задача нереальная.
- Так зачем вы так много говорите именно об идее и логлайне?
Во-первых, точная формулировка идеи — залог успешного написания сценария. Во-вторых, удачный логлайн — залог успешного продвижения. Вот, пожалуй, и ответ.
Если вы все еще не понимаете, как сгенерировать оригинальную идею для сценария, попробуйте начать с материала о том как найти тему для сценария >>>>>
Откуда берутся идеи для сценария? Как использовать мозговой штурм при поиске идей? Современные источники идей: референсы, новости и социальные сети. Как написать сценарий на основе существующих фильмов и книг? Чем поможет жизненный опыт в поиске идей для сценария?
-
Откуда берутся идеи
-
Мозговой штурм
-
Правила мозгового штурма
-
“Что, если…?”
-
Референсы
-
Новости и социальные сети
-
Реалити и ток-шоу
-
Новостные порталы
-
Социальные сети
-
Интеллектуальные права
-
Жизненный опыт
-
Личная история
-
Персонажи вокруг вас
Придумывать новые идеи — это не уникальная супер-сила, а навык, который легко можно натренировать даже начинающий сценарист. На начальном этапе идея зависит от множества факторов. Здесь и вдохновение, и исследование, и жизненные истории, которые нас беспокоят, и наши эмоции.
Откуда берутся идеи
Так и хочется штампованно сказать, что сюжеты сценариев вокруг нас и надо просто протянуть руку. Но, к сожалению, это не до конца так. Ведь нужно найти не просто интересную фишку или забавный случай, а именно работающую идею. Такую, куда поместится и конфликт, и высказывание, и нетривиальный герой. А для этого нужно уметь работать с информацией, которая проходит через нашу жизнь.
Мы решили дополнить уже известные классические методики современными источниками и разделили их на несколько категорий:
- мозговой штурм,
- референсы,
- новости и социальные сети,
- интеллектуальные права;
- жизненный опыт.
Мозговой штурм
Мозговой штурм — это метод поиска идей, используемый абсолютно во всех индустриях. Участники проекта собираются вместе (ели не собираются, если штурмует автор-одиночка) и создают общий список всех приходящих в голову идеи на тему проекта. Метод удачно прижился для написания сценариев.
Правила мозгового штурма
Сценарист может использовать мозговой штурм и как самостоятельный метод поиска идей, и как вспомогательный для работы с разными источниками. Суть начального мозгового штурма сценариста в том, чтобы написать список любых тем, образов, черт и мыслей, которые ему хочется увидеть на экране. Подробнее об этом в статье о том, как сформулировать сценарный замысел (ссылка).
О мозговом штурме подробно писал Юрген Вольф в своей книге для начинающих писателей и сценаристов “Школа литературного мастерства”.
Придерживайтесь следующих правил, когда записываете свои самые первые мысли:
- Пишите как можно больше идей. Делайте это быстро и без остановки.
- Не задумывайтесь о том, что пишите. Не критикуйте, не оценивайте и не анализируйте свои мысли.
- Не отсеивайте свои идеи. Пишите всё, что приходит в голову, даже самое безумное или на первый взгляд слабое.
- Не ищите новизну. Не бойтесь, что идея кажется банальной или уже снятой — просто запишите её.
Как только напишите хороший должный список — прислушайтесь к себе и решите, какие идеи задевают вас больше всего и отметьте их.
“Что, если…?”
Вопрос “что, если…?” один из самых популярных стимуляторов воображения писателей и сценаристов. Его можно задать к уже отобранным идеям на этапе мозгового штурма или к интересному вам проекту (подробнее об этом поговорим ниже).
Юрген Вольф предлагает задавать такие вопросы, чтобы написать удачную идею: что, если бы история произошла в другое время? Или в другом месте? А если бы история закончилась по-другому? Пофантазируйте о вопросах и вы. Сформулированные должным образом вопросы помогут качественно раскрыть ваши идеи.
Даже если вы итоге получите нужную зацепку из какого-то другого источника идей, все равно не забывайте о мозговом штурме. Обязательно используйте его основные правила и вопрос “что, если…?”, чтобы развить в себе навык придумывания идей.
Накапливая мысли для сценария, не критикуйте ни сам источник, ни потенциальные сюжеты. Ответы на “что, если…?” так же запишите подряд, не оценивая и не отсеивая их на первом этапе.
Референсы
Референсом называют пример конечного продукта работы. Для любого творческого проекта можно найти один-два наиболее подходящих референса, чтобы было проще представить итоговый результат.
Как можно использовать референс в поиске идей?
Вольф в начале работы над новым проектом предлагает выбрать книгу, на который мы хотим ориентироваться. В нашем случае можно выбрать не только книгу, но и фильм или сериал.
Затем он рекомендует прочитать её, проанализировать и разобраться, почему она вам так нравится, что именно в ней стало для вас любопытным.
Может вас привлекла какая-то из поднятых тем? Или очаровал один из героев? Что особенного в этой теме или герое? Наиболее удачные, по вашему мнению, решения можно выписать для себя и провести исследование на эту тему.
За каждой из предложенных нами методик должен следовать ваш ресёрч — исследование на выбранную тему. Накопив вдохновляющие образы или волнующие темы, любой автор неизбежно должен погружаться в них, чтобы набрать материал и решить, интересно ли вообще работать с такими темами лично ему.
Можно оттолкнуться и от неудачного произведения. Если книга не нравится, что сделало её неудачной? О чём конкретно вам не понравилось читать? Из-за чего вам не понравилось смотреть этот фильм или сериал? Приберегите и эти ответы. Они либо научат вас, как не надо создавать свой сценарий, либо вдохновят на что-то новое.
Есть ещё один способ поиска идеи на основе референсов. Он поможет создать уникальный проект. Опять же возьмите за основу существующий фильм или сериал, который близок вам по любой причине и начните менять формулировку любых его аспектов.
Классическим примером считается идея о Шерлоке Холмсе, гениальном сыщике, расследующем криминальные дела с помощью мыслительного дедуктивного метода. А он может расследовать болезни? Получаем сериал “Доктор Хаус”. А может он поменяет дедуктивный метод на тончайший нюх? Выйдет российский сериал “Нюхач”. А что, если он — гений не в дедукции, а в антропологии? Да ещё и женщина? Получаем проект “Кости” об антропологе, расследующей самые запутанные преступления на основе информации о костях человека.
Проделайте подобную работу с несколькими идеями и напишите все свои наработки.
Новости и социальные сети
О том, что можно использовать новости в качестве источника идей, можно прочесть в каждой книге о сценарном и литературном мастерстве. Написаны все эти книги обычно в XX веке авторами из поколения, никогда не знавшего силу социальных сетей и реалити-шоу.
Реалити и ток-шоу
В обществе принято смеяться над участниками и зрителями реалити и ток-шоу и нелестно отзываться о культурном уровне таких передач. Но это в корне неверный подход. Особенно если вы хотите найти животрепещущие темы для своего сценария.
Во-первых, в подобных шоу можно бесплатно стать свидетелем душераздирающих жизненных событий. При этом необязательно повторять имена участников и их истории дословно. Можно вдохновится необычными стечениями обстоятельств, и поразмыслить над их причинами и последствиями.
Ведь разные ток-шоу не раз поднимали острейшие темы: похищения стариков в рабство, покупка детей, матери-одиночки, суррогатное материнство, криминальные происшествия и так далее. Можно по-разному относится к историям и людям из ток-шоу. Но одно понятно точно: в остроте и актуальности у таких передач стоит поучиться любому автору.
Во-вторых, задайте сами себе вопросы об увиденном. Почему люди оказались в этой ситуации? Какая боль привела человека к такому решению? А что, если бы жертвой была не женщина, а мужчина? А что, если это его не первый опыт и он занимается подобным уже много лет?
Да, большинство сюжетов в этих передачах уже кем-то выдуманы, или гиперболизированы настолько, что практически утратили связь с реальностью. Но сами вопросы этот факт не отменяет.
Напишите все возникшие у вас ответы.
Новостные порталы
Вернёмся к новостям. К ним точно так же можно задать вопрос “А что, если?”. Но новости — это не только источник идей и сюжетов, но хорошая база для исследования.
Например, ваша история связана с крупными ограблениями. Следующим шагом сразу же после выбора темы станет поиск реальных громких ограблений в России. Проверяйте не только федеральные новостные порталы, но и не забывайте о региональных. На них порой можно найти больше подробностей, комментариев свидетелей и обычных местных жителей.
Но современные новостные порталы не останавливаются на криминальных сводках или сплетнях о звёздах. Например, на сайте крупной новостной медиа-компании Buzzfeed можно найти множество подборок самых разных случаев из жизни.
При желании, можно найти и что-то поострее. Регулярно на портале выходят актуальные подборки, например, самых жестоких убийств, нераскрытых похищений, мистических историй и тому подобные.
Авторы портала также собирают истории и обычных людей из социальных сетей, объединённых общей темой. Например, смешные истории неудач на работе, случаи из жизни миллениалов, взгляды на новые веяния и так далее.
И таких порталов сегодня много.
Всё это и многое другое точно может либо вдохновить вас, либо стать частью вашего ресёрча для сценария.
Социальные сети
Ежедневное многочасовое пользование интернетом и социальными сетями уже давно не дискуссионный вопрос. Социальные сети помогают не только отдохнуть, но и решить деловые вопросы, найти работу, определиться с важными покупками, найти полезные хозяйственные и психологические советы.
Хотя, например, отношение к тик-току в нашей стране до сих пор предвзятое. Напрасно, ведь там давно уже не только танцуют. Пока кто-то пребывает в элитарной иллюзии, пользователи тик-тока накапливают многомиллионную аудиторию, создают интеллектуальный контент и даже меняют свою жизнь.
В нём можно найти жизненные истории прямо в онлайн-режиме. Например, психологи и врачи делятся курьёзными профессиональными случаями. Женщины, сбегающие от мужей-абьюзеров, используют тик-ток как средство защиты и поддержки, а в коротких видео показывают непосредственный процесс переезда и развода.
В тик-токе происходят и более страшные вещи. Примером готового сюжета может стать история, произошедшая около года назад. У аудитории тик-тока появилось подозрение, что аккаунт юной американки может вести похититель, пытаясь создать иллюзию, что у неё всё благополучно. Если вникнуть в историю, то по коже пройдут мурашки как минимум. По словам самой девушки, она сейчас в полной безопасности. Но эту историю сценарист вполне может использовать как основу для сериала или полнометражного триллера.
Делиться своими историями люди также предпочитают на сайте Reddit и российском аналоге Pikabu. На них вас ждут множество тематических подборок в сообществах и категориях. Пользователи частенько призывают аудиторию помочь разобраться в разных вопросах: начиная с того, как избавиться от жирных пятен, заканчивая расшифровкой загадочного шёпота на камере слежения. Даже звучит интригующе.
Интеллектуальные права
Ваша идея может быть основана на уже увидевших свет книгах, пьесах, фильмах и даже играх.
Если вы используете существующие образы целиком, без существенной переработки — вам нужно иметь на это разрешение от правообладателя. Авторским правом может охраняться и сам персонаж (особенно если он подробно описан и имеет уникальные черты) и название, и места действия, и события сюжета.
Аналогично если вы создаёте сценарий на основе чьей-то биографии, то вам точно так же понадобиться разрешение этого человека.
Если вы пишите фанфик и не получаете за его публикацию денег, то ничьих прав вы не нарушаете. Но для написания сценария для телевидения или кино нужно быть уверенным, что никто не может заявить права на вашу идею.
Никто не запрещает сценаристу найти вдохновение в снятых и написанных проектах и поступить, так как мы уже описывали выше: взять за основу идею проекта и менять её в поисках новизны и уникальности. Главное чтобы различия порождали новое произведение, а не паразитировали на старом.
Кроме того существуют произведения, героев и уникальные фишки которых можно использовать без ограничений. Такие произведения называются общественным достоянием.
Юридическое явление общественного достояния существует практически во всех странах. В России к таким произведениям относятся те, авторские права на которые истекли. В нашей стране авторские права истекают, если с года смерти автора произведения прошло 70 лет. А например, в Мексике придется ждать 100 лет.
По запросу в сети public domain вы можете найти сайты, где написаны списки проектов, ежегодно переходящих в общественное достояние.
Прежде чем использовать сюжеты, названия, героев или другие уникальные черты уже существующих произведений, узнайте, кому они принадлежат. Если такие есть – узнайте сколько будет стоить их купить. А если правообладателей нет, то вы смело можете на основе такого произведения создавать свой сценарий.
Жизненный опыт
Истории из жизни не подчиняются драматургическим законам и частенько не имеют логического объяснения. Жизнь просто происходит. Поэтому основывать сценарий исключительно на такой истории может быть не всегда хорошей идеей. Но всё же жизненный опыт способен дать несколько ценных для сценариста элементов.
Личная история
Искренне ответьте себе на вопрос, что вас бесит или раздражает? Были ли вы свидетелем откровенной несправедливости? Что ежедневно вызывает у вас боль или сочувствие? Напишите список. Проанализируйте свои чувства и события, на которые они возникают. Может быть они достойны того, чтобы громко заявить о них на экране?
Личная история — это то, что чаще всего приводит авторов в индустрию. Прочувствуйте свою личную историю, не стесняйтесь своих эмоций. И если вы ощущаете, что это именно то, что должен увидеть зритель — смело пишите.
Персонажи вокруг вас
Даже ваша самая интересная знакомая с тремя браками и седьмым бизнесом вероятнее не впишется в законы драматургии как самостоятельный персонаж. Но это не означает, что она не может стать источником идей для сценария.
Частенько на просторах сети можно прочитать избитые сценарные советы о том, что надо наблюдать за людьми вокруг. Например, подмечать, как они разговаривают, пьют кофе, причёсывают волосы. И даже якобы маленькая деталь в виде того, как человек ухмыляется, может что-то поведать нам о нём. К большому сожалению чаще всего это бессмысленно.
Люди вокруг сценариста безусловно могут стать источником узнаваемости для ваших персонажей. Наблюдайте за вашими близкими, но обращайте внимание на более глубокие вещи: на проявление темперамента, на то, как ваши знакомые решают свои проблемы, как они реагируют на свои проблемы. Попробуйте понять или додумать причины их поступков. Это характер, мотив, нужда или чья-то манипуляция? Человек, как и персонаж, не особо интересен, если он сидит в автобусе и слушает музыку в наушниках. Его уникальность проявляется в действии.
Смело записывайте все свои наблюдения. Может быть, у вас даже получится создать образы из подмеченных действий и черт. Примеры таких образов: ленивый начальник, заботливая коллега-бабуля, навязчивая свекровь и другие.
Тут же, опять же, можно использовать правила мозгового штурма и вопрос “что, если…?”. Что если навязчивая свекровь резко перестанет докучать звонками? Что если ленивого начальника отдела поставят управлять транснациональной корпорацией, а он за жизнь ни разу не сделал ничего вовремя?
Итак, методика мозгового штурма является основополагающей при поиске сюжетов для написания сценария. Должным образом применённый мозговой штурм станет одновременно и хорошим источником идей, и вспомогательным инструментом при их поиске. Пройдя с ним через все доступные вам источники выпишите всё, что так или иначе пришло в голову или заинтересовало. Обдумайте записанное на вопрос “что, если…?” и тоже запишите пришедшие идеи в общем потоке. Чтобы сформулировать свой итоговый замысел, прочитайте нашу статью на эту тему (ссылка). Для этого вам обязательно пригодятся появившиеся наработки.
Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист
17 декабря 2020
Книги
Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.
В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».
Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.
А между тем без них никак не обойтись.
Откуда берутся идеи
Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.
Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.
Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.
Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.
По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.
Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.
Идеи для сюжета
Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.
У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.
Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.
Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.
Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.
Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.
На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.
На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».
Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.
Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.
- Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
- Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
- Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
- Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
- Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
- Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
- Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
- Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.
Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».
Талант не главное
В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.
Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.
В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.
С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.
Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.
Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.
Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.
Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.
Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.
Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.
Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.
Купить книгу
Давайте поговорим сегодня о самом важном, и даже сокровенном, для любого хореографа – постановке номеров.
Когда я училась в училище, как-то наш педагог спросила нас: “Как вы считаете какой предмет у вас самый важный?”
Мы называли и классику, и народный, и эстрадный танцы, но педагог сказала: “Все это, конечно, необходимо, но самое важное для хореографа это КПТ – композиция и постановка танца”.
Помню, что я тогда удивилась, другие девчонки судя по всему тоже, потому, что КПТ у нас было всего раз в неделю и никак мы не предполагали, что это самый нужный предмет.
Елена Владимировна (наш педагог) пояснила, видя недоумение на наших лицах, что классика, народный, эстрадный и другие предметы даются как раз для того, чтобы у нас была база для постановки номеров. И что хореографу не умеющему ставить будет очень сложно.
Как только я стала работать по специальности я полностью внутренне согласилась с ее словами. Еще через несколько лет работы я поняла еще одну вещь, что хорошим постановщиком надо родиться! Это во истину Божий дар!
Да, можно, знать приемы и техники постановки танца, но шедевра не будет. Почему? Сложный вопрос. Постановка номера – это своего рода таинство.
Когда ты только приступаешь к сочинению танца никогда не знаешь, что получится в итоге. Бывает, что номер нравится, бывает, что нет. Это нормально! Невозможно каждый раз ставить шедевры.
Тоже самое происходит с номером, когда ты выносишь его на зрителя. Каждый раз думаешь:”Как его воспримут? Понравится или нет?” И это тоже невозможно предсказать.
У одних номеров жизнь коротка – 2-3 концерта и все, а некоторые приживаются надолго и танцуются годами, переходя из одного поколения в другое.
Странно… но предсказать это невозможно. Я много раз ошибалась. Иной раз мне казалось, что номер интересный, классный и должен обязательно понравится зрителю, но он проходил незамеченным.
А другой раз кажется, что в номере нет ничего особенно на мой взгляд, да и поставили его за 3 дня, потому, что время поджимало, но его любят зрители и он остается в репертуаре надолго. Все здесь индивидуально и непредсказуемо.
Но бывают моменты, когда голова вообще перестает работать и ты не знаешь какую идею взять для номера, кажется, что все уже перетанцевали. Я думаю, что почти каждый хореограф когда-либо с этим сталкивался. А руководство просит, настаивает, требует все новых и новых номеров. Как быть?
Давайте попробуем перечислить источники вдохновения к которым можно обратиться, если ты в ступоре. Где брать идеи для новых номеров?
Но, для начала давайте обозначим, что же такое идея номера.
Идея – это умозаключение, которое вы хотели бы донести до зрителя. Каждый раз, когда вы начинаете ставить номер спросите себя: “А что этим номером я хочу сказать зрителю? Какую мысль я хочу до него донести?”
И тогда, уверяю вас, ваш номер не будет похож на зарядку под музыку. К сожалению, таких номеров сейчас очень много.
Итак, что же может являться источником вдохновения?
1. Музыка
Сама музыка в первую очередь вдохновляет нас на новую постановку. Если вы слышите хорошую, интересную мелодию, она вам нравится и в голове появляются образы и идеи, это то, что нужно. Сейчас огромное количество музыки. И если ты точно не знаешь, что тебе нужно, то можно зайти в любую социальную сеть в раздел “Музыка” и увидеть огромный выбор музыкальных направлений от классики до рока, от инструментальной музыки до народных песен. Просто слушай и выбирай! Что-нибудь обязательно зацепит и наведет на интересные мысли.
2. Костюмы
У меня часто возникают идеи новых номеров, когда я рассматриваю фото танцевальных костюмов других коллективов. Я вижу интересные образы и они наводят на какие-то идеи. Под образ ищу музыку и сочиняю танец.
3. Чужие танцевальные номера
Да, номера других коллективов тоже могут наводить на интересные мысли. Ты видишь номер и тебе нравится его идея, но ты понимаешь, что поставил бы все это иначе и идею бы приподнес по другому. Загораешься! Ищешь музыку! И начинаешь ставить свою историю!
4. Выставки, музеи, театры
Когда я училась в училище, тогда еще не было Интернета. Педагоги нам постоянно говорили:”Больше смотрите! Ходите на выставки, в театры, посещайте концерты других коллективов. Все это источник новых идей!” Так и есть! Полностью согласна!
5. Книги, фильмы
К сожалению, мы уже не являемся самой читающей нацией, но книги являются хорошим источником вдохновения. Они развивают воображение, а это то, что так нужно хореографу. Фильмы я бы тоже отнесла к этой категории. Они наводят на мысли.
6. Сама жизнь
Жизнь так многообразна, что часто сама подкидывает массу интересных идей. Надо только уметь их замечать и анализировать. Различные жизненные ситуации в школе, дома, во дворе. Вокруг огромный животный и растительный мир, который подсказывает нам массу идей. Просто посмотрите вокруг!
7. Интернет
Не могу не назвать этот источник вдохновения, потому, что для многих он стал единственным. К сожалению, многие используют его не как источник вдохновения, а как источник для копирования чужих номеров.
Мне жаль таких хореографов, уж извините, если кого обидела. Это говорит о том, что у хореографа очень скудный свой собственный внутренний мир, раз он не в состоянии придумать свою идею и воплотить ее в жизнь.
И еще один совет, записывайте свои идеи. Часто они приходят неожиданно и не в самый подходящий момент, когда мы едем в автобусе или гуляем с ребенком, но так же быстро исчезают. Проверено.
Иной раз думаешь:”Приду домой и запишу”, но вспомнить потом уже не можешь. Наверно у каждого сейчас есть телефон с диктофон или записной книжкой или планшетник. Не ленитесь, посетила идея – запишите ее. Потом будете себе за это очень благодарны!
Ну, вот, пожалуй и все!
Поделитесь, пожалуйста и вы своими источниками идей. Что вдохновляет именно вас?
С уважением, Наталья Довбыш
Принято считать, что идею спектакля вынашивает режиссер и путем долгих размышлений, многолетних поисков и терзаний находит образ нового спектакля, который затем прорисовывается, детализируется в эскизах, партитурах и других бумагах. В действительности все значительно сложнее и разнообразнее. Над идеей будущего спектакля в равной степени размышляют и режиссер, и продюсер, причем каждый из них ищет свои смыслы и возможности в реализации нового художественного произведения. Продюсер думает о театральном проекте в целом, его реальном воплощении и достигаемых эффектах, тогда как режиссера увлекает и волнует главным образом его творческая составляющая, а также потенциальный отклик зрителя и сообщества.
Не следует думать, что продюсер может быть далек от творческой составляющей проекта. Тогда это плохой продюсер. Продюсер становится наравне с режиссером таким же творцом нового произведения, хотя и решает несколько иные задачи. Режиссер создает художественное произведение, продюсер «упаковывает» его в привлекательную для целевой аудитории форму, обеспечивает процесс его создания и затем доносит его до зрителя, обеспечивая продвижение и показ.
Может ли театр существовать без продюсера? Считается, что может и доказательством тому многолетняя история, когда театр существовал не только без продюсера, но также и без режиссера. Всему свое время. Появление продюсерского начала в творческом процессе является откликом театра на изменения внешней среды и условий, в которых он развивается.
Если театр начинается с вешалки, то новый спектакль начинается с критического анализа существующей театральной практики, а также с углублённого, развернутого представления о меняющихся вкусах и предпочтениях публики. При этом по-настоящему новые спектакли могут и должны формировать новые зрительские потребности, нежели чем следовать уже существующим. Именно на это направлен творческий поиск, направляемый и возглавляемый продюсером. И с этим уже невозможно не согласиться.
Талант продюсера заключается в том, насколько он сможет угадать положительное отношение зрителя к тому, чего еще не существует. Так появился иммерсивный театр и еще большое множество различных экспериментов, сформировавших и затем завоевавших своего зрителя. Продюсеры одними из первых идут в творческий поиск совместно с режиссерами и часто достигают в этом успеха.
В современном театре важнейшие функции по созданию спектакля закреплены за режиссером. Режиссер (от франц. regisseur, от лат. rego – управляю) осуществляет постановку пьесы на сценической площадке, поэтому его часть называют режиссером-постановщиком или просто постановщиком. Режиссер, руководящий творческой работой всего театра (или театрального коллектива) именуется главным режиссером. Режиссер осуществляет весь комплекс работ по организации взаимосогласованных и скоординированных процессов творческой и технической подготовки спектакля.
Успех или неудача любого из компонентов спектакля определяются в первую очередь режиссером-постановщиком – основной движущей силой творческого процесса и главным соавтором продюсера. Исходя из этого понятно, что режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и обладать широчайшей эрудицией и навыками практически всех театральных профессий — от актерского мастерства до технологического процесса изготовления декораций; от досконального знания технических возможностей звуковой, световой и монтировочной оснащенности театра до экономической грамотности; от виртуозного владения техникой общения и умения создавать благоприятную психологическую атмосферу в постановочном коллективе до практических навыков педагогической и научной деятельности, необходимых в изучении сценической истории выбранной пьесы и в работе с актерами и т.д. При подготовке и обучении режиссеров используется множество учебных дисциплин: мастерство режиссера и актера; сценическая речь; танец; сценическое движение; история театра, литературы, живописи, музыки, танца и других искусств; основы экономики и психологии; материальная часть театра и т. д.
Создание любого спектакля начинается с режиссерского прочтения пьесы и её творческой переработки, нового прочтения в интересах создания нового художественного произведения, составления режиссерской экспликации.
В широком смысле экспликация от лат. explicatio — объяснение, развёртывание, представляет собой раскрытие сущности того или иного предмета или явления через некоторое многообразие иных предметов и явлений. Экспликация включает в себя исходный отбор, своего рода селекцию признаков, параметров и характеристик, через которые затем осуществляется перенос и замещение свойств от эксплицируемого предмета или явления к эксплицирующим. Экспликация применяется с целью раскрытия или объяснения внутреннего содержания неясного и неточного через внешние по отношению к нему предметы или явления с уже известными свойствами. Тем самым, экспликация позволяет осуществить перевод неясных и неопределённых интуитивных представлений к виду строгих в категориальном и логическом виде понятий; концептуализацию той или иной области, приведение её в целостную систему; обнаружение ранее неочевидных или неявных зависимостей между различными предметами и явлениями.
Режиссерская экспликация – это творческий анализ пьесы, её объяснение и развёртывание на элементы будущего спектакля. Работа режиссера над пьесой или сценарием содержит следующие разделы или направления.
1. Мотивы и режиссерский замысел. В этом разделе необходимо раскрыть основные мотивы создания художественного произведения и суть режиссерского замысла. Чем отвечать на вопрос — зачем создается спектакль, лучше ответить на вопрос — почему его нельзя не создавать.
2. Идейно-тематическое содержание. Включает тему спектакля, его основную идею, жанр, описание основных действующих лиц и конфликта.
Тема представляет собой предмет или проблему, которую автор раскрывает в произведении художественными средствами и адресует зрителю. Тема должна быть сформулирована кратко, конкретно и точно, содержать ответ на вопрос — когда, где и что происходит в спектакле.
Идея должна указывать на основной вывод, который следует из действия. Формулировка идеи обычно содержит указание на причинно-следственные связи между явлениями или событиями.
Жанр спектакля характеризует эмоциональное отношение автора к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств.
Конфликт является противоречием между изображенными в произведении действующими лицами, которое приводит к противоборству. В спектакле есть носители конфликта, а есть и те, кто его устраняют, воздействуя на сложившуюся ситуацию.
3. Описание действия. Включает сверхзадачу, сценические задачи исполнителей, событийный ряд (или эпизодическое построение) и описание главных мизансцен.
Сверхзадача представляет собой конечную цель, ради которой в зрительской аудитории доказывается идея.
Действие состоит из сцен, действенных фактов, которые в дальнейшем меняют линию поведения действующих лиц и ставят их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Действенные факты – это события, которые составляют событийный ряд. Всем событиям принято давать краткое действенное название.
Событийный ряд — последовательность действенных фактов от начала до конца спектакля.
Если сюжет отсутствует, то событийный ряд и сценические задачи исполнителей заменяются на эпизодное построение, т.е. в постановочном плане дается краткая характеристика каждого эпизода. Эпизодное построение представляет собой последовательность эпизодов от начала до конца спектакля, при этом каждый следующий эпизод является смысловым продолжением предыдущего.
Сценические задачи исполнителей включают действия (что делаю), их мотивировку (зачем делаю) и приспособления для развития (как делаю), при этом действие и цель носят сознательный характер, а приспособления возникают в процессе живого общения. Количество сценических задач определяется количеством основных событий.
4. Главные мизансцены. После этого в режиссерской экспликации следует описать основные мизансцены и их режиссерское решение.
Постановочный план представляет собой режиссерскую разработку спектакля и создается в формате, удобном для последовательного раскрытия и описания элементов режиссерского замысла.
1. Сценографическое решение. Включает планировку декораций –чертеж расположения на сценической площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды, световое решение, звук, проекцию и другие особенности сценографии, сочетание элементов спектакля.
Сценографическое решение может готовиться в различных вариантах, таких, например, как эскизный проект; эскизы общего решения спектакля; макет (модель); эскизы мебели, реквизита, световой аппаратуры (бытовых светильников); эскизы элементов декораций, подлежащих художественной росписи (обработке); эскизы костюмов персонажей; эскизы костюмов персонажей в мизансценах; эскизы грима и постижерских изделий; эскизы головных уборов; эскизы обуви; эскизы аксессуаров костюмов; выкраски и фактура материалов; габаритные чертежи-планы, фронтальные проекции, разрезы декораций; описи деталей оформления и др.
2. План репетиций. Включает описание последовательности репетиций с указанием формата, продолжительности состава участников. Необходим для последующего календарного планирования по датам и согласования с составом актеров и других задействованных для проведения репетиций творческих работников.
3. Дизайн промо материалов. Эскизы афиши спектакля, программы, пригласительного билета и других визуальных материалов, работающих на продвижение спектакля и передающих его атмосферу.
Работа над планировкой спектакля начинается с предварительной планировки спектакля. На этой стадии определяется принципиальное размещение декораций как жестких, располагающихся на планшете сцены, так и подвесных (мягких и жестких), на основании эскизов художника-постановщика. В предварительной планировке выявляются габаритные размеры, проверяются видимые игровые точки из зрительного зала, определяется общие монтировочные решения будущего спектакля. И уже после этого разрабатывается рабочая планировка спектакля, в которой творчески соотносятся технические и технологические возможности сцены и замысла, осуществляемого в макете спектакля.
Макет может изготавливаться различными способами: макет-прирезка, макет – черновая выгородка, чистовой макет, макет–модель и виртуальный 3D макет, изготовленный при помощи компьютерных технологий.
Следом за созданием сценического варианта пьесы режиссер формирует постановочную группу, определяя кандидатуры художника-сценографа, художника по костюмам, композитора, балетмейстера, ассистента режиссера, художника по свету, постановщика сценического движения, драк и боев, хормейстера, автора текстов песен и т. д.
Одновременно режиссер намечает актеров-исполнителей – производит распределение ролей, и назначает помощника режиссера, отвечающего за техническую организацию репетиционно-постановочного процесса и фиксацию всех этапов работы над спектаклем.
Исходя из общего объема работ и подготовленных эскизов, при непосредственном участии режиссера составляется предварительная финансовая смета спектакля, в том числе – на изготовление материальной части.
Итоги творческой разработки спектакля могут быть оформлены в виде краткой презентации, которая будет адресована всей команде проекта и использована для внешних контактов по проекту. На титульном слайде указывается название спектакля. Далее в резюме презентации указывается, кто является автором идеи и инициатором создания спектакля. Затем раскрывается основная идея и цель создания спектакля, а также его миссия – почему необходим такой спектакль. Следующий слайд должен кратко раскрыть сюжет, с акцентом на драматургическое решение и с указанием литературной основы и её автора. Затем указывается потенциальная целевая аудитория спектакля, кому он будет адресован в первую очередь. Следующий слайд может быть посвящен сценической площадке и атмосфере, которую необходимо создать путем декораций, реквизита, света, звука, проекции и, возможно, трансформации пространства «актер – зритель». Далее раскрываются основные идеи относительно творческой группы, создателей и исполнителей спектакля. Затем представляются общие художественные и стилистические решения, которые предполагается использовать для достижения цели. И, наконец, на финальном сладе можно раскрыть основные идеи относительно масштаба и уникальности будущего проекта, чтобы окончательно убедить коллег в необходимости работы над проектом. Такая презентация сможет дать всей команде необходимое представление о будущем спектакле.