Хороший вопрос: В чем архитектор черпает вдохновение
Рано или поздно в жизни каждого творческого человека случается ступор: идей нет, не можешь придумать ничего стоящего. Что делать?
До сего момента я особенно никогда не задумывался над тем, откуда черпаю вдохновение. Мне казалось, что я просто сажусь и создаю новый образ, хотя, конечно, по факту это не так. В любом случае, мне необходимо от чего-то отталкиваться. Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что могу разделить источники вдохновения на несколько категорий. Возможно, и вам мой анализ подскажет некоторые способы иначе взглянуть на собственный дизайн-проект.
Составьте собственное «досье» на клиента и на объект
Первым и, наверное, основным источником вдохновения в силу моих личных особенностей является структурный анализ проекта. Мне важно знать, причем знать очень подробно, определяющие черты характера каждого клиента.
Подход к проектированию жилого интерьера мало чем отличается от офисного, но информация, которая меня интересует, носит более интимный характер и является, фактически, психологическим портретом личности: увлечения, работа, стилистические предпочтения, чем человек живет, как живет, какой состав семьи и есть ли она вообще.
И, конечно же, основное направление для мыслей и то, как будет выглядеть проект в конечном итоге, задает объем пространства, поэтому очень важен момент осмотра объекта.
Не знаете, где искать идею, — найдите сложность
Второй путь для поиска вдохновения — это решение конструктивных проблем имеющегося пространства. Сложная задача, которую необходимо решить в процессе проектирования, может являться отправной точкой, а вот стилистическое решение может быть вторичным.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
Houzz Германия: Новая жизнь баварской фермы
Читайте как можно больше!
Третий способ не исключает, а является необходимым дополнением всех предыдущих и последующих — это постоянный просмотр журналов и книг по архитектуре, сайтов и других источников, в которых можно почерпнуть информацию о новинках в мире дизайна и архитектуры и о проектах, существующих уже давно. Таким образом, архитектор занимается анализом и структурированием стилей, сравнивая проекты и находя в каждом из них решение своих вопросов. Различные решения деталей проекта, использование и сочетание материалов, применение светильников и т. д. — все это можно и нужно исследовать и переосмысливать по-своему.
Кстати, раз уж мы затронули материалы, то появление новых и нестандартное использование старых материалов часто становится толчком для создания какого-то образа. К примеру, 3D-печать открывает совершенно безграничные возможности для тех, кто умеет работать с компьютерным моделированием и может создавать футуристические объекты, доселе не встречавшиеся в обычной жизни. Подобными приемами пользуются люди, работающие в кино и создающие сумасшедшие интерьеры и архитектуру. Лично для меня это тоже становится источником вдохновения.
На фото: внутренние перегородки для будущих помещений, которые печатают на 3D. Система называется Carte blanche, материал — бетон, разработана Франсуа Бруменом и Соней Логье (Francois Brument, Sonia Laugier) из студии In-flexions, изготавливается в сотрудничестве с компанией Voxeliet, Германия
Чаще смотрите фильмы
Декораторы и архитекторы в кино порой делают то, что не под силу тем, кто занят реальным проектированием и строительством. Взять, к примеру, города будущего в фантастических фильмах с летающими автомобилями и километровыми зданиями, или подразделения, которые занимаются разведкой и вооруженными конфликтами, используя силу супергероев. Чего стоят «Матрица», «Трансформеры», трилогия «Властелин Колец», фильмы про космос и инопланетные вторжения — вот там ребята отрываются по полной. Это люди особого склада ума, которые, как мне кажется, используют любые возможности для расширения сознания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Назад в 60-е: 7 вещей, которые мы полюбили благодаря сериалу «Безумцы»
Вдохновение нужно «ловить» — всегда держите карандаш и блокнот наготове
Довольно часто бывает, что мне в голову приходят какие-то архитектурные образы, узлы или иные решения, которые я каким-то образом фиксирую — зарисовываю, записываю, делаю 3D-визуализацию, использую любой доступный мне способ.
От человека это напрямую не зависит — скорее исходит из потока сознания, главное — успеть уловить мысль. Вдохновение подобного рода никак не связано с размышлением о конкретном проекте, и подобные идеи часто ложатся в основу каких-то проектов в будущем.
Очень люблю рисовать на старой бумаге или на крафте — чувствуется в этом какая-то связь с прошлым.
Не зацикливайтесь на одном занятии
Отвлечение — способ достаточно странный, но действенный. Представим, что проект проанализирован, и архитектор думает над образом. Он все знает про него, но решение не приходит. В таких случаях я предпочитаю заняться чем-то другим, отложив проект в сторону, — например, уборкой. Раскладывание по местам вещей и приведение жилья в порядок так же позитивно действует и на мысли, но чаще всего это все-таки спорт или прогулка.
Кто-то отвлекается на хобби, кому-то нужно поиграть в компьютерную игру, выпить или заняться сексом. Рок-н-рольщику нужно все и сразу.
Секс, кстати, — очень мощный двигатель творчества, как и его отсутствие, которое называют сублимацией. Я неоднократно замечал, что когда идет процесс создания нового образа, сексуальное желание резко набирает обороты. Кто-то, наоборот, считает нужным не растрачивать себя и направлять всю энергию внутрь, но отрицать влияние гормонов на творчество я бы не стал.
Созерцайте
Есть еще один способ поиска вдохновения — это созерцание. Созерцание природы, происходящих в ней процессов формирует определенную глубину мышления и внутреннюю философию архитектора, которая часто находит отражение в творчестве. Как бы к нему не относились, но Антонио Гауди — один из феноменов архитектуры, так же как и Сантьяго Калатрава, которые, как мне кажется, ищут свои образы в растительном и животном мире.
Смотрите на людей вокруг и путешествуйте
Порой мне важно созерцание других людей. Для этого мне нужно взять ноутбук и сесть куда-то в кафе или ресторан, где много или мало народу, шумно или тихо — в зависимости от настроения — и побыть в другом обществе, не имея к нему непосредственного отношения. Нужно посмотреть на людей, послушать разговоры, разозлиться тупости их диалогов или с интересом принять что-то новое.
Бывает, что необходимо даже сменить страну пребывания и улететь куда-нибудь в Европу на выходные. Смена места, я считаю, очень положительно влияет на творчество.
Погружайтесь в глубины подсознания
Многие архитекторы формируют образ будущего проекта, исходя из внутренней философии. Из личных примеров врезался в память проект издательства, когда один из предложенных образов был взят с заглавного разворота газеты с ее фотографиями и столбцами, то есть стал фактическим переложением продукта производства в образ архитектуры. Этим я хочу сказать, что для многих архитекторов изначально важен концептуальный образ.
Я предпочитаю искать вдохновение в технологии. Прямой перенос технологии в архитектуру — один из немаловажных способов поиска вдохновения, и я отношу это к промышленному дизайну.
Многие архитекторы со временем перестают искать вдохновение, а следуют тем принципам, которые годами отрабатывают практикой. Творческий поиск формирует определенный стиль и становится их визитной карточкой, которую они раздают всем, вне зависимости от проекта.
ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
А где вы находите вдохновение? Что помогает вам выйти из творческого кризиса?
Известна
история первоначального неприятия
Эйфелевой башни, сегодняшнего
инженерно-эстетического символа Парижа;
в эстетический идеал определенного
образа жизни превратились многие улицы
рубежа веков. Не
случайно
объектом комплексной реконструкции в
Москве стал Арбат, где сочетание
разнохарактерных
сооружений, далеко не каждое из которых
обладает архитектурными достоинствами,
стало ансамблем не в силу творческой
деятельности одного автора, а как
следствие многогранных влияний жизни,
истории,
культуры,
быта, отложившихся в сознании зрителя
как некая художественная норма.
Видимо, столкновение противоречивых
факторов и причин в -роцессе развития
среды уничтожает несвойственные целому
детали, а общественное мнение
«легализует» непривычные ему рациональные
формы, ■ризнавая за ними качества
композиции.
Слово
«композиция» происходит от латинского
compositia
—
составление,
сложение, соединение частей, приведение
их в порядок. В искусствознании и в
архитектурной теории оно имеет особый
оттенок, подразумевая не просто некий
порядок в пределах группы предметов в
пространстве, а целенаправленное .’х
сочетание, преследующее определенный
эмоционально-художественный эффект,
создание у зрителя предусмотренного
автором состояния.
Подбор
слагаемых, их характеристик, приемов
взаимодействия в заданном пространстве
обуславливаются художественно, через
соотношение впечатлений, которые в
принципе могут быть строго и сознательно
рассчита—ы. Объективные
взаимосвязи элементов композиции в
произведении искусства ыогут быть
представлены как самостоятельная
формальная система, своего рода ‘еречень
исполняемых компонентами пространства
ролей, в известной степени -езависимых
от свойств самого компонента. Варианты
такого рода системных «остроений
могут отражать разные аспекты решения
проектных задач. В .чебнике рассмотрены
две взаимосвязанные модели: процесс
созревания сбразных характеристик в
сознании зодчего и пути их реализации
при обращении автора к различным
слагаемым архитектурной среды, от
пространственной основы до
архитектурно-художественных деталей
[17].
В
обиходе архитектурного творчества
часто используются термины, внешне
очевидные, но не имеющие общепринятой
трактовки. Например, неоднозначно
содержание, которое вкладывается
разными исследователями в -онятия
«архитектурная идея» и «архитектурная
тема», нередко подменяющие друг
друга. Разграничить смысл рассматриваемых
понятий можно на основе анализа
принципиальной схемы становления и
развития замысла архи-«ектурного
произведения.
Когда
архитектор приступает к работе, вначале
из всей суммы исходных данных для
проектирования — от общих градостроительных
условий до «ичных привязанностей
автора — в его сознании складывается
целевая установка
— сплав представлений о функциональных
и художественных задачах, которые
предстоит решить зодчему. Она неразрывна
с появлением основ то-«о
впечатления,
которое будет производить сооружение
на зрителя, с интуи-«ивным прогнозом
его пространственных характеристик.
В
ходе выполнения проекта кристаллизуется
принципиальная схема будущего
сооружения, конкретное сочетание
предложений по организации пространства
и его компонентов, которое рассматривается
зодчим как база будущего художественного
воздействия. Вырабатывается
объемно-пространст-зенная структура
архитектурного произведения —
архитектурная
идея —
соединение в пространственной
компоновке таких решений практических
задач, которые способствуют реализации
возникшего образного начала.
По
мере уточнения идеи она воплощается в
архитектурных
темах —комбинациях
изобразительных, тектонических или
декоративно-художест-
венных
форм, объемов или поверхностей, в
сочетании таких форм для сложных
объектов, создающих устойчивый зрительный
образ произведения или его части.
Складывается архитектурная тема как
следствие требований к выразительности
данного компонента ансамбля или
сооружения и возможностей архитектурного
выявления его функционального или
конструктивного содержания.
Совокупность архитектурных тем
раскрывает художественное содержание
архитектурной идеи [18].
А.А.
Веснин (1883-1959) писал, что «в основу
композиции лучших образцов архитектуры
всегда положена та или иная архитектурная
идея, т.е. та или иная система построения,
те или иные основные формы… Архитектурная
идея обычно содержит основную
архитектурную тему, которая проходит
через все сооружение, то развиваясь,
то затухая; появляется новая тема, темы
переплетаются в определенных местах,
обыкновенно в композиционных центрах
это переплетение и нарастание достигает
наивысшего напряжения».
В
городском интерьере, как правило, идея
относится к пространственной
структуре сооружения — площади или
улицы — в целом, тогда как темы -это
отдельные уголки площади, отдельные
здания, трактовка элементов заполнения
или поверхности планшета и ограждений.
Идея
Дворцовой площади в Ленинграде — контраст
парадного фронта Зимнего дворца и
мягкого полукружия стоящих напротив
министерств, хотя самый выразительный
элемент пространства — арка Главного
штаба, обрамленная колоннадами,
украшенная богатым скульптурным
декором, увенчанная символической
колесницей Победы, — находится на их
стороне (рис. 3.1). Размещение активнейшей
темы площади на оси «второстепенной»
для данного пространства дуги,
противостоящей ядру композиции, Зимнему
— гениальная находка К. Росси. Контраст
закреплен противопоставлением других
тем площади: ампирный, небольшого
рельефа мотив стены министерских
корпусов подчеркивает и пышную пластику
раскреповок Дворца с его строем
двухъярусных колонн, и мощные контуры
арки.
«Тема»
не обязательно связана только с фасадами
и объемами архитектурных сооружений
— она может означать и пространственные
единицы. Сквер около банка на площади
Свободы в г. Владимире — самостоятельная
тема ее общей пространственной структуры,
в свою очередь, состоящая из отдельных
тем фасадов банка, памятника, чугунной
ограды сквера, цветников и мощений,
объединенных идеей концентрации около
памятника.
Часто
отдельный архитектурный мотив (тема)
композиции, будучи в ансамбле одним из
слагаемых, для самого элемента составляет
его архитектурный принцип, идею:
пластика Зимнего дворца следует порядку
анфиладное™ его торжественных
залов; арка Главного штаба, превратившая
в моно-
лит
отдельные объемы министерств, —
оригинальное пространственное решение
выхода улицы на площадь; ограда, зелень,
цветники сквера на площади Свободы
окружают, выделяют фигуру памятника.
Диалектичность
понятий «тема» и «идея» — одна из причин
их частой подмены при анализе архитектурных
произведений, хотя описывают они
явления разного для данной композиции
уровня. Другая причина — привычное для
слуха понимание слов «идея», «тема»
как эмоционального или смыслового
содержания («гуманистичность»,
«легкость», «строгость»), которое даже
в специальных работах заслоняет
архитектурную специфику этих терминов,
выставляя вперед очень важную, но далеко
не единственную литературно-информационную
их сторону. В архитектуре и идея, и тема
— изобразительны, а не описательны. Их
нельзя передать текстом, пересказом,
но обязательно надо увидеть. Сообщение
о том, что тема Колизея в Риме — многоярусная
аркада — мало что говорит зрителю,
поскольку тот же прием — у Гардского
моста в Ниме, собора св. Марка в Венеции
и т.д. Индивидуализируют тему размеры,
пропорции, очертания и множество других
особенностей, передать которые может
только натура, рисунок, чертеж или
другое изображение. Хотя, как указывает
М.Г. Бархин (1906-1988), «несмотря на то, что
«тема» относится к категории формы,
она, как диалектическая категория,
одновременно и бесспорно содержательна,
и ее надо понимать как специфику данного
искусства, как построение пространства
и формы с определенной целью».
Вот
почему завершение работы над произведением
зодчества приводит к появлению
архитектурного
образа, в
котором неразрывно сливаются возникшие
объективно и созданные фантазией
художника черты, где принципиальная
пространственно-тектоническая основа
— идея — продолжена, поддержана всей
системой развивающих ее тем.
Возникновение
архитектурного образа не всегда требует
воплощения в строительстве. Реализация
творческих предложений может осуществиться
в рамках проектных материалов — макетов,
чертежей, что показывает история
довоенного конкурса на проект Дворца
Советов в Москве. Изображения принятого
к строительству проекта надолго стали
символом архитектурной мысли советских
зодчих, отдельные его черты неоднократно
воплощались в реальных постройках.
Например, принцип «вырастания»
многоярусной вертикальной композиции
из городской среды, по-своему повторенный
в серии высотных зданий Москвы, или
тема пилонов («лопаток»), усиливающих
стройность объемов Дворца и ставшая
прототипом фасадных решений многих
общественных сооружений страны [19].
Разделение
понятий «архитектурная идея» и
«архитектурная тема» значительно
облегчает анализ структуры архитектурных
произведений, опи-
Рис.
3.1.
Категории
«архитектурная идея»
и
«архитектурная тема»
в
композиции городского интерьера:
А,
Б-
идея как соотношение пространства и
масс (схема, план); В,Г,Д-
тема как изобразительное решение
фасадных плоскостей или объемов
площади. Примеры вариации на тему
«многоярусная аркада»: а — Альгамбра,
Испания; б — Успенский монастырь в
Александрове под Москвой; в — Колизей,
Рим; г — Гардский мост, Франция
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
преподавателя для создания отечественных стандартов профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.
Список литературы:
1. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев. — М.: Знание, 1995. — 135 с.
2. Кукуев, А.И. Андрогогический подход в образовании взрослых / А.И. Кукуев. — Ростов н/Д: Булат, 2008. — 176 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
4. Подповетная, Ю.В. Особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович // European Social Science Journal. — 2012. — №4. — С. 158-166.
5. Подповетная, Ю.В. Организационная характеристика технологии
развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] / Ю.В. Подповетная // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. — 2011. — №6. — Режим доступа:
http://www.science-education.ru/100-5037.
МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕИ В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Халдина Е.Ф. — член Союза дизайнеров России, доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Многие из современных существующих произведений архитектуры и дизайна не всегда «прочитываются», т. е. невозможно понять «смысл» объекта, его архитектурную или дизайнерскую концепцию, а некоторые новые, недавно построенные или строящиеся объекты уже имеют устаревший по сегодняшним меркам экстерьерный вид, что отрицательно сказывается на диалоге «человек -среда».
В этой связи актуальным в проектировании архитектурно-дизайнерских объектов становится применение уже известных приемов формообразования, но в контексте современных концепций, а также освоение архитекторами и
41
дизайнерами современных методов поиска новых идей, не достаточно ещё разработанных на теоретическом уровне. Ценностная значимость методов поиска новых идей заключается в том, что они позволяют достичь неожиданного, иногда парадоксального эффекта, вызывающего обостренный интерес у потребителя к архитектуре и дизайну [5].
Освоение знаково-символических, метафорических, аллегорических и других языков в целом может составить художественный язык новой архитектуры и оригинального дизайна. Семиотика в архитектуре и дизайне -это новый старый язык в проектировании.
Метафора выступает в качестве универсальной категории в формировании художественной образности и проектно-культурного жанра в различных сферах архитектуры и дизайна. Ассоциативный метод является способом формирования творческой идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств. Данный метод основан на поиске ассоциаций (ощущений, восприятия, представлений, идей), имеющих отношение к теме.
Использование в поиске идей принципов агрегатирования, комбинаторики может привести к возникновению необычных нетрадиционных примеров формообразования. Типология идей может быть расширена за счет нового взгляда на принципы метонимии и унификации. Фантазия, в частности, «архитектурная фантазия» представляет собой основной метод творческого видения будущего архитектуры и дизайна.
Методы преобразований можно рассматривать как универсальную категорию современного проектного языка. Воображение — это форма интеллектуальной деятельности, создание новых представлений на основе уже имеющихся путем их творческого преобразования. Агглютинация — это создание новых образов на основе «склеивания» частей имеющихся образов и представлений.
Акцентированием выступает создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Опережающее отражение — это форма логического мышления и творческого действия. Интерпретация представляет собой свободное многовариантное толкование понятий, значений и смыслов одного и того же термина, явления, объекта, содержательный и графический анализ без прямого заимствования.
Актуальным приемом получения творческих идей сегодня становится «аналитическая психология» или в так называемый «структурный анализ» в
42
исследовании прототипа, т. е. обращение архитекторов и дизайнеров к архетипическому осмыслению явлений жизни, к первообразам, к историческим прообразам или к исходной «легенде» средового объекта, к основе его появления. Инверсия как метод отстранения от существующего принципа, переворачивание и перестановка смысла основан на рассматривании объекта с нетрадиционной стороны, в другом ракурсе, с других позиций (социальных, функциональных, планировочных, художественных).
Метод парадокса заключается в создании неожиданного, странного, абсурдного, он используется для экспериментального проектирования необычных объектов, где рассматриваются качества, не характерные для реальной действительности. Прогнозирование — это метод квалифицированного и обоснованного высказывания о будущем развитии архитектурного или дизайнерского объекта. Методами прогноза являются экстраполяция (анализ тенденций развития объекта), моделирование, возможно применение интуитивного и научного прогнозирования.
Список литературы:
1. Жердев, Е.В. Метафора в дизайне: учебное пособие / Е.В. Жердев. — 3-е изд. — М.: Архитектура-С, 2012. — 463 с.
2. Портал о современной архитектуре [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.architektonika. ru.
3. Программа SD-дизайна интерьера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. novate. Ru.
4. Чинь, Франсис, Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция / Франсис Д.К. Чинь. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 399 с.
5. Янковская, Ю.С. Архитектура в постиндустриальном мире / Ю.С. Янковская. — Екатеринбург: Архитектон, 2007. — 90 с.
6. Янковская, Ю.С. Семиотика в архитектуре — диалог во взаимодействии: место семиотических исследований в современной теории архитектуры / Ю.С. Янковская. — Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2003. — 125 с.
43
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В теме дискуссии можно усмотреть провокацию, о чем сказала во вступлении архитектурный критик Лара Копылова, модератор мероприятия. Архитектурные идеи бывают глобальные, вроде плана Вуазен Ле Корбюзье для центра Парижа. А бывают локальные – пластическая и функциональная идея конкретного проекта. Нужны ли вообще в архитектуре новые идеи, ведь Бах, например, писал в старых формах, а получилось так хорошо, что до сих пор всем нравится? В то же время в бюро Рема Колхаса ОМА есть подразделение АМО, нечто вроде НИИ, где молодые архитекторы должны производить идеи конвейерным методом, иначе их увольняют. Значит, идеи все-таки нужны. Ведущая попросила участников в конце дискуссии назвать по одной яркой глобальной архитектурной идее последнего двадцатилетия. Результат неожиданный, но все по порядку.
Хотя здесь можно посмотреть дискуссию целиком
в видеозаписи от Арх Москвы:
Золотые кольца мастерплана
Илья Заливухин,
Jauzaproject
Архитектор, в отличие от многих выступавших позже, изложил довольно-таки глобальную идею, причем свою. Он рассказал, что идея мастерплана Москвы пришла к нему в 2012 году, и с подачи Каримы Нигматулиной в 2012-2013 году он разрабатывал мастеплан столицы. По словам Заливухина, как никакое здание невозможно сделать без конструктива, так и городу нужен каркас. Так появилась идея наземного метро как основного каркаса московской агломерации, на который потом наращивается «мясо» застройки. Относительно личного транспорта было очевидно, – сказал Илья Заливухин, – что надо сделать каркас транзитных путей, чтобы убрать лишние автомобили с Садового и бульварного кольца. Между тем двухконтурную сеть (скоростные дороги, с одной стороны, и улицы – с другой) не получается реализовать до сих пор. Затем родилась идея зеленого каркаса, вокруг которого формируется жилье. Еще один важный пункт – сквозные скоростные железные дороги. Размер Москвы 30 х 40 км, это расстояние от Амстердама до Роттердама, – подчеркнул спикер. – Даже с Парижем и Берлином Москву нельзя сравнить. Ясно, что Москву надо разделить. Так у Ильи Заливухина родилась концепция, которую он сам называет «Золотые яйца»: все, что внутри Третьего транспортного кольца – центральное «яйцо», а вокруг полицентрично расположены остальные. Илья также сослался на генплан Москвы 1971 года, который сам он изучил уже после придумывания собственной концепции. Оказалось, что идея четырех каркасов – социального, транспортного и зеленого, на которые накладывается жилой, – уже существовала в 1971-м, но не воплотилась. Возможно, придет время, когда идея «золотых яиц» от Ильи Заливухина будет реализована и оздоровит ситуацию в столице.
Искусство борьбы
Юлий Борисов,
UNK project
Глава UNK project начал выступление с определения понятия идеи. Потом на примере своего объекта БЦ «Академик» на проспекте Вернадского автор продемонстрировал рождение и становление идеи.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project
Затем Юлий Борисов обратился к молодым архитекторам в зале: «У вас больше идей, чем у нас, но реализовывать их – огромная тяжелая работа». Он вспомнил коллег Сергея Скуратова и Владимира Плоткина как пример несгибаемой воли в борьбе за свой проект. Потом Борисов вернулся к аналогии с хирургом и сказал, ссылаясь на свой опыт работы на Западе, что в Европе архитекторам помогают, подают условные скальпель и пинцет, а здесь все наоборот. Поэтому борьба за архитектурную идею – тоже своего рода искусство, и ему надо учиться, а не уходить в чистое творчество, – посоветовал молодежи спикер.
Эмпатия и коммуникация
Олег Шапиро,
Wowhaus
Модератор попросила Олега Шапиро прокомментировать ситуацию с проектом Закона об архитектурной деятельности, который недавно подвергся критике профессиональным сообществом из-за того, что механизмы защиты авторского права там прописаны недостаточно. По сообщению Минстроя, проект Закона приостановлен и будет доработан. Но Олег Шапиро не захотел говорить о столь серьезных вещах вечером в пятницу, а познакомил аудиторию с новым проектом архитектуры для людей и животных.
Однако зачин был философский.
Не существует такого понятия как архитектурная идея, – заявил спикер. Настоящая идея определяет бытие. Примеры идей: культ прекрасной дамы в Средние века или витрувианский человек. Есть идеи социального равенства, метемпсихоза, наконец. Эти идеи меняют мир. Ничего такого архитектура никогда не порождала и не будет порождать. Она действует в рамках этих идей. Дело архитекторов – творческие решения. СА остается творческой организацией, даже если мы порождаем не идеи, а решения, сказал глава Wowhaus.
Олег Шапиро назвал свою презентацию «Архитектурное проектирование в условиях принятия медианных решений» и сравнил ситуацию в кино и в архитектуре. Он вспомнил слова режиссера Андрея Смирнова о том, что в советское время в кино не было диктата рынка, но был диктат парткома и худсовета. В кино ситуация стала легче, а у архитекторов согласований только прибавилось, – сказал Олег Шапиро. Факторы влияния на проект – это заказчик, экспертиза, сроки, бюджет, квалификация подрядчика, («а недавно появился и пользователь, вовлеченный в общественное обсуждение, во всей своей профанной красе»). Свежие прорывные идеи при общественном обсуждении не проходят, воспринимаются как непривычные. Видимо, в социуме заложено стремление к безопасности. Центр Помпиду никогда бы не прошел общественного обсуждения. Заказчик может пойти ради маркетинговых идей на риск; архитектор может придумать интересное за маленькие деньги (Алехандро Аравена многого достиг на безбюджетье). Но никогда вы не прорветесь сквозь блокаду профанного общественного мнения, – резюмировал докладчик.
И предложил выход: если не дают спроектировать новые формы, надо сделать новые форматы. Что бюро Wowhaus и осуществило в Детской зоне московского зоопарка. Для этого пришлось договориться с Минкультом, так как зоопарк, оказывается, имеет статус музея, будущими пользователями, любителями животных, с жителями окрестных домов, зоологами и т .д. Вместо зоопарка получился образовательный центр, где дети в игровой форме изучают домашних животных, учатся эмпатии и коммуникации, играя с ними, причем животные могут уйти в укрытие, если им надоело общение (то есть права животных соблюдены). Олег Шапиро рассказал и о специальной архитектуре (горках и лестницах) для животных, которую они пока не очень активно используют. В заключение докладчик повторил, что дело архитектора – не идеи, а творческие решения.
Детская зона московского зоопарка
© WOWHAUS
Базовые ценности вместо гибнущих «частиц»
Константин Ходнев,
DNKag
Архитектор предложил присутствующим задуматься о двойственности идей в архитектуре. «Казалось бы, чем более глубокую идею ты придумал, тем ты мощнее как архитектор. А с другой стороны, идеи довольно быстро устаревают: в ХХ веке мы видели гонку в появлении мощных идей, а потом их быстрый сход». Вторая опасность, по мнению Константина Ходнева, в том, что большие идеи, овладевая умами, иногда оказывают воздействие, противоположное ожидаемому. Идеи появляются из желания архитекторов решить проблемы мира: перенаселенности, нехватки жилья или неудобства транспорта, экологии. Будучи инструментом в политической игре, эти идеи становятся в результате античеловечными. Так в ХХ веке идея Лучезарного города Ле Корбюзье, испытанная как в нашей стране, так и в капиталистических странах, привела к противоположному результату: к проблемам массовой индустриальной застройки, с которой сейчас думают, что делать.
Парадоксальное представление о том, что архитектор должен решать глобальные проблемы, не утыкаясь в частности, – часть образования архитектора, – сказал Константин Ходнев. И предложил другую стратегию. Есть идеи типа плана Вуазен, которые быстро устаревают, а есть идеи, например, метаболизм или Новый урбанизм, которые основываются на задачах времени: либо это попытка играть в технологическую утопию, либо в антитехнологическую утопию. Выход: архитектура должна рассматривать базовые ценности – такие, как функциональная гибкость, использование материалов, которые долго существуют, не требуя изменений. Идеи всегда обращены в будущее, нужно создавать не много быстро живущих и гибнущих «частиц», а основу, которая позволит адаптировать здания к изменившимся условиям. Мы живем в состоянии неопределенности, не знаем, что будет завтра. Если здание красиво с точки зрения пропорций, материалов, понимания того, как человек с ним взаимодействует, то оно будет востребовано долгие годы.
Модератор Лара Копылова добавила, что мы сохраняем в старых зданиях, например дореволюционном проме, оболочку, хотя функция давно изменилась, значит, оболочка имеет значение. То есть красота здания – одна из фундаментальных архитектурных идей. Если удерживать ее в сознании, не будет перекосов корбюзианского города, который оказался негибким и депрессивным.
Константин Ходнев согласился, что архитекторам надо не пытаться решить все проблемы мира своим проектом, а думать более узко. Хороший рецепт для массовой застройки: простое, но достойное здание. Второй рецепт – необычное здание, в котором исследуются новые сценарии. Пример – Дом-восьмерка Бьярке Ингельса, где соединены разные необычные типы жилья. Такие эксперименты позволяют создавать новые ориентиры и знаки. Они останутся маркерами для будущего. Завершая выступление, Константин Ходнев привел пример отличной, с его точки зрения, архитектурной идеи. Это Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга, который был зданием с революционной идеей в 1920-х, а через сто лет стал опять супер-актуальным.
Искусство, искусство и еще раз искусство
Влад Савинкин,
POLE DESIGN
Влад предложил вернуться к теме «Архитектура и искусство» – теме выставки АРХ-Москва. Определив дизайн как сумму искусства и архитектуры, Влад подчеркнул, что архитекторы POLE DESIGN черпали свои идеи из современной художественной культуры. «Мы красили наш первый офис, восхищаясь Джаспером Джонсом. Один из первых наших объектов мы покрасили в белый, как Ричард Мейер, а сейф «Диана» был вдохновлен не только работами Сальвадора Дали, но и силуэтом жены заказчика Игоря Сафронова. Когда он увидел дверцы сейфа в виде женского силуэта, ему очень понравилось, но он так и не узнал, чей это силуэт.
Дальше архитектор говорил о важности рисования и придумывания: «Надо налетать свои десять тысяч часов. Ко мне идеи приходят не рано утром, а прямо во сне. Потому что задачи тяготят, к заказчику я иду до сих пор с дрожащими коленками, но зато во время состояния между реальностью и сном приходят отличные идеи, с которыми заказчики соглашаются».
Идей [больше] нет
Владимир Кузьмин,
POLE DESIGN
«Все, о чем говорилось, – это не идеи, а дела», – заявил Владимир Кузьмин и продолжил по ходу дискуссии подливать масла в огонь. Если наши предшественники сто лет назад создавали идеи, а потом из них рождались дела, то сейчас – наоборот. «Мы все интуитивисты, – сказал архитектор, – мы делаем красивые вещи, но в них нет дискурса, нет мысли». Он процитировал определение Ожегова «Идея – это умопостигаемый вечный прообраз реальности». И констатировал: время идей было сто лет назад. Мы выработали ресурс идей к концу 1980-х. Несмотря на информационный всплеск, связанный с появлением компьютера, идей не прибавляется. Идей в архитектуре нет, есть гумус профессиональной работы. Нет критической массы рассуждений, абстрактных аналитических характеристик, кроме обеспечения выживания. «Мои коллеги, здесь сидящие, – выдающиеся мастера, – сказал Владимир Кузьмин, – но идеи ли то, что мы обсуждаем?». В завершение он резюмировал, что от ноосферы Вернадского, открытой сто лет назад, остались лишь технологии и маркетинг. И немного профессионального статуса и блестящего таланта людей, – добавил Владимир Кузьмин, указывая на коллег-архитекторов в «президиуме».
***
В заключение участники ток-шоу, полемизируя друг с другом, ответили на вопрос, поставленный в начале модератором: «Какую яркую архитектурную идею последнего двадцатилетия вы можете назвать?»
Владимир Кузьмин: XXI век – век дерева
Архитектор предложил три идеи. Первая идея – констатация того, что идей в архитектуре нет. Вторая идея: надо замедлиться, остановить гонку. «Мы пытаемся выжить, царапаем землю когтями. Идеи же рождаются у сытых, а не у голодных. Я желаю нам всем поскорее оказаться среди первых, во времени идей, а не только дел». На вопрос ведущей про экологическую идею Владимир Кузьмин ответил, что это всё маркетинг. Исключение он сделал только для деревянной архитектуры. «ХIХ век – век металла, ХХ – век бетона, XXI – век дерева», – сказал архитектор.
Илья Заливухин: новый конструктивизм
Илья сказал, что его волнует тема нового конструктивизма – архитектуры, которая сделана для человека, которая была бы функциональной и рациональной, как конструктивизм 1920-х. Или как произведения Баухауса, в которых достигнут пик рациональности (например, поручень не из дерева, а просто красного цвета).
Юлий Борисов: Чипперфильд и пустота
Архитектор сосредоточился на конкретной пластической идее, но с сильной метафизикой. «Чипперфильд сделал в Южном Сеуле здание для косметологической компании. По фотографиям я его не понял. Туда надо ехать. Потому что это здание посвящено пустоте. Самая большая ценность, которую мы можем себе позволить – это пустота. Представьте, Азия – плотная, насыщенная, людей много, они суетятся, и вдруг посреди города есть пустота – абсолютный дзен. Хоть это и дела, по словам Володи Кузьмина, но мы можем через них выражать какие-то мысли».
Олег Шапиро: идея коммуникативности Бейтсона
Теория коммуникативности, которую разрабатывал Грегори Бейтсон, очень важна сегодня. Он открыл, что передача сообщения не зависит от силы воздействия, а исключительно от частоты изменений. Передача сообщения – это изменение, а не сила. Мы живем в постиндустриальном городе, но это неудачное определение, мы обозначили, после чего мы живем. А содержательное определение – город коммуникации.
Константин Ходнев: работа со сценариями и ощущениями
Мы находимся в состоянии накопления потенциала. Появление больших идей – редкость в истории цивилизации, и в этом нет ничего страшного. Мы стали больше знать о самих себе. Мы учимся разбираться в тонкостях, о которых раньше не думали. Мы стараемся это выразить в более тонко продуманных архитектурных проектах, максимально нежно работая с человеческими желаниями. Это, скорее, работа со сценариями и ощущениями, чем форма.
Влад Савинкин: лампа, которая освещает весь город
Хочу вернуть всех на землю к конкретной идее. Год назад мы увидели эскиз Василия Владимировича Бычкова (для экспозиции АРХ Москвы), эта идея вела нас весь год, и вот выставка состоялась. Когда я был мальчиком в провинциальном городе, я восхищался иллюминацией на большом заводе, а отец мне говорил, что когда-нибудь одна лампа будет освещать весь город. И всю жизнь меня как бы ведет эта «лампа» к творчеству.
Наконец, Владимир Кузьмин закольцевал ток-шоу. «Последняя идея закончилась на Фрэнке Гери, хотя Заха Хадид – это тоже иконическая архитектура, – сказал он. – Мир идей существует сам в себе. Мы вне его. Я нашел афоризм Маршалла Маклюэна, который, надеюсь, завершит эту интересную дискуссию – первую за много-много лет интересную дискуссию, потому что отвлеченную, не о заказчиках и не о способах выхода из трудностей. Афоризм такой: «Способ передачи сообщения сам по себе является сообщением». Мы многое не реализуем из придуманного, но в ноосфере нарастает качество и содержание из-за того, что мы это придумали», – закончил свое выступление и ток-шоу Владимир Кузьмин.
Похожие статьи
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Уже в среду в Гостином дворе стартует юбилейное, тридцатое «Зодчество». Рассказываем о том, что в этом году будет на фестивале.
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Краткий гид по событиям деловой программы выставки «Город для каждого».
Какими будут искусство и архитектура на фестивале Signal.
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Небольшой путеводитель по главной архитектурной выставке столицы, которая пройдет в Гостином дворе с 8 по 11 июня.
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Три новых книги об архитектуре XX века: «другое» современное движение, постмодернизм в странах социализма и международная неоготика.
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Дворец культуры, парк на берегу Москвы-реки и 2-ой квартал – герои новой выставки в Музее Москвы.
Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Фестиваль музыки и архитектуры Signal пройдет в Никола-Ленивце с 19 по 22 августа. Рассказываем о том, какие объекты готовят участники.
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Технологии и материалы
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Международный центр самбо и бокса на Новолужнецком проезде.
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
28 мая 2023 года пройдет шестой сезон дизайн-конкурса одного дня Outstanding Design Talent Call (ODTC), организованный брендами AQUATON и Santek – ведущими российскими производителями товаров для ванных комнат.
Вместе с компанией «Хоббика» – производителем уличной мебели – разбираем, как превратить свободную площадку на загородном участке в многофункциональное патио
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
1 марта 2023 года в Москве «замкнулась» Большая кольцевая линия метро.
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Сделайте правильный выбор, среди разнообразия отделочных интерьерных и экстерьерных материалов.
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных…
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
MVRDV и Openfabric выиграли конкурс на проект парка культуры на территории бывшего нефтеперерабатывающего завода в Ханчжоу.
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Бюро gmp выиграло конкурс на проект Олимпийского спортивного центра в городе Уси в дельте Янцзы.
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Намеренно аскетичная и умиротворяющая кофейня в Новороссийске с наливными полами, мебелью из бетона и разнообразными вариантами освещения: от имитации восхода до бликов воды.
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Культурный центр, отсылающий к салонам XIX века, расположился под белокаменными сводами Палат Хамовного двора. Авторы проекта использовали мебель с историей и работали с локальными мастерами.
Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.
В Швейцарских Альпах, на вершине Титлис, началось строительство станции канатной дороги и ресторана по проекту Herzog & de Meuron.
Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.
Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Откуда архитекторы черпают вдохновение?
Окружающая среда
Чтобы определенное сооружение гармонировало с окружающей средой, архитектор должен черпать вдохновение как из городской, так и из природной среды вокруг этого района, их формы, масштаба, материальности и общей композиции для подходящего дизайна, который вписывается в место.
Как архитекторы приходят к идеям?
Архитекторы традиционно использовали модели, трехмерную форму, чтобы донести свои идеи, а иногда они даже используют серию моделей для разработки своих идей.
Что влияет на архитектора?
5 основных факторов, влияющих на архитектурный дизайн
- География, климат и коммерческий дизайн лестниц. География играет жизненно важную роль в архитектуре. …
- Религия, технологии и культура. У многих клиентов нет особых преобладающих требований к религии. …
- Воображение и стиль. …
- Бюджет. …
- Изменения в дизайне.
Как архитекторы получают свой первый проект?
Как найти своего первого архитектурного клиента
- Быть уверенным. Первый шаг прост, но не легок. …
- Составьте план. После того, как вы решили принять меры по созданию собственной фирмы, напишите план и используйте его в качестве руководства. …
- Расскажи Всем. …
- Начать блог. …
- Начать работу в сети. …
- Волонтер. …
- Создайте веб-сайт. …
- Создайте список.
Может ли архитектура быть вдохновлена природой?
Архитекторы издавна вдохновлялись природой. Свидетельства его влияния можно увидеть на протяжении веков, от природного символизма древнегреческой и римской архитектуры до работ провидца 20-го века Фрэнка Ллойда Райта, который проектировал здания, дополняющие природный ландшафт.
Что используют архитекторы?
Средства проектирования
Архитекторы часто начинают с проекта, который они создают на бумаге. Эти конструкции требуют использования плоскостей, треугольников и транспортиров, которые помогают архитекторам их рисовать. Архитектор также использует специальную линейку, называемую шкалой архитектора.
Кто создал архитектуру?
Самая ранняя сохранившаяся письменная работа на тему архитектуры — это De Architectura римского архитектора Витрувия в начале I века нашей эры.
Как архитекторы планируют проектирование зданий?
Ваш архитектор придает форму вашему видению с помощью рисунков. Архитектор обеспечивает предварительную оценку программы, графика и бюджета строительства, разработанных на этапе предварительного проектирования, и подготавливает схематические чертежи, иллюстрирующие проект, для ознакомления с владельцем.
Что такое концепция в архитектуре?
Концепция — это идея, теория или понятие, но в архитектуре мы также можем описать концепцию как «подход» к дизайну. Когда мы думаем об архитектурных концепциях, мы думаем об абстрактной идее, которая остается неизменной на протяжении всего процесса проектирования.
Как архитектура развивается вместе с обществом?
Архитектура влияет не только на общество на высоком уровне, но и на более личном уровне, она может оказывать глубокое влияние на своих обитателей. Все, от планировки пространства до материалов отделки, может способствовать здоровью, настроению и продуктивности жильцов.
Что такое архитектурный характер?
Архитектурный характер означает стиль, дизайн и общее расположение внешнего вида здания, участка строения или объекта, включая тип осветительных приборов, вывесок и других сопутствующих приспособлений.
Что делает хороший архитектурный проект?
Хороший архитектурный дизайн — это планирование, проектирование и разработка зданий, которые являются более функциональными, эстетичными и долговечными. Good Architectural Design готовит четкие инструкции по строительству здания в соответствии с планом.
Вот семь способов сделать маркетинг для архитекторов успешным при небольшом бюджете.
- Не стоит недооценивать социальные сети для архитектурного маркетинга. …
- Создайте доверие к своему бренду. …
- Развивайте свои сетевые навыки. …
- Используйте информационные бюллетени, чтобы держать потенциальных клиентов в курсе. …
- Будьте в авангарде технологий в архитектурном маркетинге.
Как архитекторы получают больше клиентов?
Это не исчерпывающий список, но если вам нужны идеи, вот 21 способ привлечь больше клиентов для вашей архитектурной фирмы:
- реферальные партнеры.
- предыдущие клиенты.
- сетевые группы.
- выступления/семинары.
- отраслевые ассоциации.
- присоединиться к муниципальному или общественному совету.
- Выставки.
- отраслевые конференции.
Как я могу развивать свою архитектурную фирму?
Мы разбили пять ключевых способов развития вашей архитектурной фирмы, которые должны быть реализованы в отличном бизнес-плане развития архитектуры.
- Определите своего идеального клиента. …
- Сеть для успеха. …
- Инвестируйте в социальные сети. …
- Развивайтесь в Интернете с архитектурой цифрового маркетинга. …
- Получайте рефералов и делитесь ими.