Как найти идею в архитектуре

Хороший вопрос: В чем архитектор черпает вдохновение

Рано или поздно в жизни каждого творческого человека случается ступор: идей нет, не можешь придумать ничего стоящего. Что делать?

До сего момента я особенно никогда не задумывался над тем, откуда черпаю вдохновение. Мне казалось, что я просто сажусь и создаю новый образ, хотя, конечно, по факту это не так. В любом случае, мне необходимо от чего-то отталкиваться. Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что могу разделить источники вдохновения на несколько категорий. Возможно, и вам мой анализ подскажет некоторые способы иначе взглянуть на собственный дизайн-проект.

Составьте собственное «досье» на клиента и на объект
Первым и, наверное, основным источником вдохновения в силу моих личных особенностей является структурный анализ проекта. Мне важно знать, причем знать очень подробно, определяющие черты характера каждого клиента.

Подход к проектированию жилого интерьера мало чем отличается от офисного, но информация, которая меня интересует, носит более интимный характер и является, фактически, психологическим портретом личности: увлечения, работа, стилистические предпочтения, чем человек живет, как живет, какой состав семьи и есть ли она вообще.

И, конечно же, основное направление для мыслей и то, как будет выглядеть проект в конечном итоге, задает объем пространства, поэтому очень важен момент осмотра объекта.

Не знаете, где искать идею, — найдите сложность
Второй путь для поиска вдохновения — это решение конструктивных проблем имеющегося пространства. Сложная задача, которую необходимо решить в процессе проектирования, может являться отправной точкой, а вот стилистическое решение может быть вторичным.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…
Houzz Германия: Новая жизнь баварской фермы

Читайте как можно больше!
Третий способ не исключает, а является необходимым дополнением всех предыдущих и последующих
это постоянный просмотр журналов и книг по архитектуре, сайтов и других источников, в которых можно почерпнуть информацию о новинках в мире дизайна и архитектуры и о проектах, существующих уже давно. Таким образом, архитектор занимается анализом и структурированием стилей, сравнивая проекты и находя в каждом из них решение своих вопросов. Различные решения деталей проекта, использование и сочетание материалов, применение светильников и т. д. все это можно и нужно исследовать и переосмысливать по-своему.

Кстати, раз уж мы затронули материалы, то появление новых и нестандартное использование старых материалов часто становится толчком для создания какого-то образа. К примеру, 3D-печать открывает совершенно безграничные возможности для тех, кто умеет работать с компьютерным моделированием и может создавать футуристические объекты, доселе не встречавшиеся в обычной жизни. Подобными приемами пользуются люди, работающие в кино и создающие сумасшедшие интерьеры и архитектуру. Лично для меня это тоже становится источником вдохновения.

На фото: внутренние перегородки для будущих помещений, которые печатают на 3D. Система называется Carte blanche, материал — бетон, разработана Франсуа Бруменом и Соней Логье (
Francois Brument, Sonia Laugier) из студии In-flexions, изготавливается в сотрудничестве с компанией Voxeliet, Германия

Чаще смотрите фильмы
Декораторы и архитекторы в кино порой делают то, что не под силу тем, кто занят реальным проектированием и строительством. Взять, к примеру, города будущего в фантастических фильмах с летающими автомобилями и километровыми зданиями, или подразделения, которые занимаются разведкой и вооруженными конфликтами, используя силу супергероев. Чего стоят «Матрица», «Трансформеры», трилогия «Властелин Колец», фильмы про космос и инопланетные вторжения — вот там ребята отрываются по полной. Это люди особого склада ума, которые, как мне кажется, используют любые возможности для расширения сознания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Назад в 60-е: 7 вещей, которые мы полюбили благодаря сериалу «Безумцы»

Вдохновение нужно «ловить» — всегда держите карандаш и блокнот наготове
Довольно часто бывает, что мне в голову приходят какие-то архитектурные образы, узлы или иные решения, которые я каким-то образом фиксирую — зарисовываю, записываю, делаю 3D-визуализацию, использую любой доступный мне способ.
От человека это напрямую не зависит — скорее исходит из потока сознания, главное — успеть уловить мысль. Вдохновение подобного рода никак не связано с размышлением о конкретном проекте, и подобные идеи часто ложатся в основу каких-то проектов в будущем.

Очень люблю рисовать на старой бумаге или на крафте — чувствуется в этом какая-то связь с прошлым.

Не зацикливайтесь на одном занятии
Отвлечение — способ достаточно странный, но действенный. Представим, что проект проанализирован, и архитектор думает над образом. Он все знает про него, но решение не приходит. В таких случаях я предпочитаю заняться чем-то другим, отложив проект в сторону, — например, уборкой. Раскладывание по местам вещей и приведение жилья в порядок так же позитивно действует и на мысли, но чаще всего это все-таки спорт или прогулка.
Кто-то отвлекается на хобби, кому-то нужно поиграть в компьютерную игру, выпить или заняться сексом. Рок-н-рольщику нужно все и сразу.

Секс, кстати, — очень мощный двигатель творчества, как и его отсутствие, которое называют сублимацией. Я неоднократно замечал, что когда идет процесс создания нового образа, сексуальное желание резко набирает обороты. Кто-то, наоборот, считает нужным не растрачивать себя и направлять всю энергию внутрь, но отрицать влияние гормонов на творчество я бы не стал.

Созерцайте
Есть еще один способ поиска вдохновения это созерцание. Созерцание природы, происходящих в ней процессов формирует определенную глубину мышления и внутреннюю философию архитектора, которая часто находит отражение в творчестве. Как бы к нему не относились, но Антонио Гауди один из феноменов архитектуры, так же как и Сантьяго Калатрава, которые, как мне кажется, ищут свои образы в растительном и животном мире.

Смотрите на людей вокруг и путешествуйте
Порой мне важно созерцание других людей. Для этого мне нужно взять ноутбук и сесть куда-то в кафе или ресторан, где много или мало народу, шумно или тихо — в зависимости от настроения — и побыть в другом обществе, не имея к нему непосредственного отношения. Нужно посмотреть на людей, послушать разговоры, разозлиться тупости их диалогов или с интересом принять что-то новое.

Бывает, что необходимо даже сменить страну пребывания и улететь куда-нибудь в Европу на выходные. Смена места, я считаю, очень положительно влияет на творчество.

Погружайтесь в глубины подсознания
Многие архитекторы формируют образ будущего проекта, исходя из внутренней философии. Из личных примеров врезался в память проект издательства, когда один из предложенных образов был взят с заглавного разворота газеты с ее фотографиями и столбцами, то есть стал фактическим переложением продукта производства в образ архитектуры. Этим я хочу сказать, что для многих архитекторов изначально важен концептуальный образ.

Я предпочитаю искать вдохновение в технологии. Прямой перенос технологии в архитектуру один из немаловажных способов поиска вдохновения, и я отношу это к промышленному дизайну.

Многие архитекторы со временем перестают искать вдохновение, а следуют тем принципам, которые годами отрабатывают практикой. Творческий поиск формирует определенный стиль и становится их визитной карточкой, которую они раздают всем, вне зависимости от проекта.

ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
А где вы находите вдохновение? Что помогает вам выйти из творческого кризиса?

Известна
история первоначального неприятия
Эйфелевой башни, сегодняш­него
инженерно-эстетического символа Парижа;
в эстетический идеал опре­деленного
образа жизни превратились многие улицы
рубежа веков. Не
слу­чайно
объектом комплексной реконструкции в
Москве стал Арбат, где соче­тание
разнохарактерных
сооружений, далеко не каждое из которых
обладает архитектурными достоинствами,
стало ансамблем не в силу творческой
дея­тельности одного автора, а как
следствие многогранных влияний жизни,
ис­тории,
культуры,
быта, отложившихся в сознании зрителя
как некая художе­ственная норма.
Видимо, столкновение противоречивых
факторов и причин в -роцессе развития
среды уничтожает несвойственные целому
детали, а об­щественное мнение
«легализует» непривычные ему рациональные
формы, ■ризнавая за ними качества
композиции.

Слово
«композиция» происходит от латинского
compositia

составление,
сложение, соединение частей, приведение
их в порядок. В искусствознании и в
архитектурной теории оно имеет особый
оттенок, подразумевая не просто не­кий
порядок в пределах группы предметов в
пространстве, а целенаправленное .’х
сочетание, преследующее определенный
эмоционально-художественный эффект,
создание у зрителя предусмотренного
автором состояния.

Подбор
слагаемых, их характеристик, приемов
взаимодействия в за­данном пространстве
обуславливаются художественно, через
соотношение впечатлений, которые в
принципе могут быть строго и сознательно
рассчита—ы. Объективные
взаимосвязи элементов композиции в
произведении искусства ыогут быть
представлены как самостоятельная
формальная система, своего рода ‘еречень
исполняемых компонентами пространства
ролей, в известной степени -езависимых
от свойств самого компонента.
Варианты
такого рода системных «остроений
могут отражать разные аспекты решения
проектных задач. В .чебнике рассмотрены
две взаимосвязанные модели: процесс
созревания сбразных характеристик в
сознании зодчего и пути их реализации
при обра­щении автора к различным
слагаемым архитектурной среды, от
пространст­венной основы до
архитектурно-художественных деталей
[17].

В
обиходе архитектурного творчества
часто используются термины, внешне
очевидные, но не имеющие общепринятой
трактовки. Например, не­однозначно
содержание, которое вкладывается
разными исследователями в -онятия
«архитектурная идея» и «архитектурная
тема», нередко подменяю­щие друг
друга. Разграничить смысл рассматриваемых
понятий можно на ос­нове анализа
принципиальной схемы становления и
развития замысла архи-«ектурного
произведения.

Когда
архитектор приступает к работе, вначале
из всей суммы исход­ных данных для
проектирования — от общих градостроительных
условий до «ичных привязанностей
автора — в его сознании складывается
целевая уста­новка
— сплав представлений о функциональных
и художественных задачах, которые
предстоит решить зодчему. Она неразрывна
с появлением основ то-«о
впечатления,
которое будет производить сооружение
на зрителя, с интуи-«ивным прогнозом
его пространственных характеристик.

В
ходе выполнения проекта кристаллизуется
принципиальная схема бу­дущего
сооружения, конкретное сочетание
предложений по организации про­странства
и его компонентов, которое рассматривается
зодчим как база бу­дущего художественного
воздействия. Вырабатывается
объемно-пространст-зенная структура
архитектурного произведения —
архитектурная
идея

со­единение в пространственной
компоновке таких решений практических
за­дач, которые способствуют реализации
возникшего образного начала.

По
мере уточнения идеи она воплощается в
архитектурных
темах —
комбинациях
изобразительных, тектонических или
декоративно-художест-

венных
форм, объемов или поверхностей, в
сочетании таких форм для слож­ных
объектов, создающих устойчивый зрительный
образ произведения или его части.
Складывается архитектурная тема как
следствие требований к выразительности
данного компонента ансамбля или
сооружения и возмож­ностей архитектурного
выявления его функционального или
конструктивно­го содержания.
Совокупность архитектурных тем
раскрывает художествен­ное содержание
архитектурной идеи [18].

А.А.
Веснин (1883-1959) писал, что «в основу
композиции лучших об­разцов архитектуры
всегда положена та или иная архитектурная
идея, т.е. та или иная система построения,
те или иные основные формы… Архитектурная
идея обычно содержит основную
архитектурную тему, которая проходит
че­рез все сооружение, то развиваясь,
то затухая; появляется новая тема, темы
переплетаются в определенных местах,
обыкновенно в композиционных цен­трах
это переплетение и нарастание достигает
наивысшего напряжения».

В
городском интерьере, как правило, идея
относится к пространствен­ной
структуре сооружения — площади или
улицы — в целом, тогда как темы -это
отдельные уголки площади, отдельные
здания, трактовка элементов за­полнения
или поверхности планшета и ограждений.

Идея
Дворцовой площади в Ленинграде — контраст
парадного фронта Зимнего дворца и
мягкого полукружия стоящих напротив
министерств, хотя самый выразительный
элемент пространства — арка Главного
штаба, обрам­ленная колоннадами,
украшенная богатым скульптурным
декором, увенчан­ная символической
колесницей Победы, — находится на их
стороне (рис. 3.1). Размещение активнейшей
темы площади на оси «второстепенной»
для дан­ного пространства дуги,
противостоящей ядру композиции, Зимнему
— гени­альная находка К. Росси. Контраст
закреплен противопоставлением других
тем площади: ампирный, небольшого
рельефа мотив стены министерских
корпусов подчеркивает и пышную пластику
раскреповок Дворца с его стро­ем
двухъярусных колонн, и мощные контуры
арки.

«Тема»
не обязательно связана только с фасадами
и объемами архи­тектурных сооружений
— она может означать и пространственные
единицы. Сквер около банка на площади
Свободы в г. Владимире — самостоятельная
тема ее общей пространственной структуры,
в свою очередь, состоящая из отдельных
тем фасадов банка, памятника, чугунной
ограды сквера, цветни­ков и мощений,
объединенных идеей концентрации около
памятника.

Часто
отдельный архитектурный мотив (тема)
композиции, будучи в ансамбле одним из
слагаемых, для самого элемента составляет
его архитек­турный принцип, идею:
пластика Зимнего дворца следует порядку
анфилад­ное™ его торжественных
залов; арка Главного штаба, превратившая
в моно-

лит
отдельные объемы министерств, —
оригинальное пространственное ре­шение
выхода улицы на площадь; ограда, зелень,
цветники сквера на площа­ди Свободы
окружают, выделяют фигуру памятника.

Диалектичность
понятий «тема» и «идея» — одна из причин
их частой подмены при анализе архитектурных
произведений, хотя описывают они
яв­ления разного для данной композиции
уровня. Другая причина — привычное для
слуха понимание слов «идея», «тема»
как эмоционального или смысло­вого
содержания («гуманистичность»,
«легкость», «строгость»), которое даже
в специальных работах заслоняет
архитектурную специфику этих терминов,
выставляя вперед очень важную, но далеко
не единственную литературно-ин­формационную
их сторону. В архитектуре и идея, и тема
— изобразительны, а не описательны. Их
нельзя передать текстом, пересказом,
но обязательно на­до увидеть. Сообщение
о том, что тема Колизея в Риме — многоярусная
арка­да — мало что говорит зрителю,
поскольку тот же прием — у Гардского
моста в Ниме, собора св. Марка в Венеции
и т.д. Индивидуализируют тему размеры,
пропорции, очертания и множество других
особенностей, передать которые может
только натура, рисунок, чертеж или
другое изображение. Хотя, как ука­зывает
М.Г. Бархин (1906-1988), «несмотря на то, что
«тема» относится к ка­тегории формы,
она, как диалектическая категория,
одновременно и бесспор­но содержательна,
и ее надо понимать как специфику данного
искусства, как построение пространства
и формы с определенной целью».

Вот
почему завершение работы над произведением
зодчества приво­дит к появлению
архитектурного
образа,
в
котором неразрывно сливаются возникшие
объективно и созданные фантазией
художника черты, где прин­ципиальная
пространственно-тектоническая основа
— идея — продолжена, поддержана всей
системой развивающих ее тем.

Возникновение
архитектурного образа не всегда требует
воплощения в строительстве. Реализация
творческих предложений может осуществиться
в рамках проектных материалов — макетов,
чертежей, что показывает исто­рия
довоенного конкурса на проект Дворца
Советов в Москве. Изображения принятого
к строительству проекта надолго стали
символом архитектурной мысли советских
зодчих, отдельные его черты неоднократно
воплощались в реальных постройках.
Например, принцип «вырастания»
многоярусной вер­тикальной композиции
из городской среды, по-своему повторенный
в серии высотных зданий Москвы, или
тема пилонов («лопаток»), усиливающих
стройность объемов Дворца и ставшая
прототипом фасадных решений мно­гих
общественных сооружений страны [19].

Разделение
понятий «архитектурная идея» и
«архитектурная тема» значительно
облегчает анализ структуры архитектурных
произведений, опи-

Рис.
3.1.
Категории
«архитектурная идея»

и
«архитектурная тема»

в
композиции городского интерьера:

А,
Б-
идея как соотношение пространства и
масс (схема, план);
В,Г,Д-
тема как изобразительное решение
фасадных плоскостей или объемов
площади. Примеры вариации на тему
«многоярусная аркада»: а — Альгамбра,
Испания; б — Успенский монастырь в
Александрове под Москвой; в — Колизей,
Рим; г — Гардский мост, Франция

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

преподавателя для создания отечественных стандартов профессиональной деятельности преподавателей высшей школы.

Список литературы:

1. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии / В.В. Гузеев. — М.: Знание, 1995. — 135 с.

2. Кукуев, А.И. Андрогогический подход в образовании взрослых / А.И. Кукуев. — Ростов н/Д: Булат, 2008. — 176 с.

3. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

4. Подповетная, Ю.В. Особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза в современных / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович // European Social Science Journal. — 2012. — №4. — С. 158-166.

5. Подповетная, Ю.В. Организационная характеристика технологии

развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] / Ю.В. Подповетная // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. — 2011. — №6. — Режим доступа:

http://www.science-education.ru/100-5037.

МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ИДЕИ В АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Халдина Е.Ф. — член Союза дизайнеров России, доцент ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

Многие из современных существующих произведений архитектуры и дизайна не всегда «прочитываются», т. е. невозможно понять «смысл» объекта, его архитектурную или дизайнерскую концепцию, а некоторые новые, недавно построенные или строящиеся объекты уже имеют устаревший по сегодняшним меркам экстерьерный вид, что отрицательно сказывается на диалоге «человек -среда».

В этой связи актуальным в проектировании архитектурно-дизайнерских объектов становится применение уже известных приемов формообразования, но в контексте современных концепций, а также освоение архитекторами и

41

дизайнерами современных методов поиска новых идей, не достаточно ещё разработанных на теоретическом уровне. Ценностная значимость методов поиска новых идей заключается в том, что они позволяют достичь неожиданного, иногда парадоксального эффекта, вызывающего обостренный интерес у потребителя к архитектуре и дизайну [5].

Освоение знаково-символических, метафорических, аллегорических и других языков в целом может составить художественный язык новой архитектуры и оригинального дизайна. Семиотика в архитектуре и дизайне -это новый старый язык в проектировании.

Метафора выступает в качестве универсальной категории в формировании художественной образности и проектно-культурного жанра в различных сферах архитектуры и дизайна. Ассоциативный метод является способом формирования творческой идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств. Данный метод основан на поиске ассоциаций (ощущений, восприятия, представлений, идей), имеющих отношение к теме.

Использование в поиске идей принципов агрегатирования, комбинаторики может привести к возникновению необычных нетрадиционных примеров формообразования. Типология идей может быть расширена за счет нового взгляда на принципы метонимии и унификации. Фантазия, в частности, «архитектурная фантазия» представляет собой основной метод творческого видения будущего архитектуры и дизайна.

Методы преобразований можно рассматривать как универсальную категорию современного проектного языка. Воображение — это форма интеллектуальной деятельности, создание новых представлений на основе уже имеющихся путем их творческого преобразования. Агглютинация — это создание новых образов на основе «склеивания» частей имеющихся образов и представлений.

Акцентированием выступает создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Опережающее отражение — это форма логического мышления и творческого действия. Интерпретация представляет собой свободное многовариантное толкование понятий, значений и смыслов одного и того же термина, явления, объекта, содержательный и графический анализ без прямого заимствования.

Актуальным приемом получения творческих идей сегодня становится «аналитическая психология» или в так называемый «структурный анализ» в

42

исследовании прототипа, т. е. обращение архитекторов и дизайнеров к архетипическому осмыслению явлений жизни, к первообразам, к историческим прообразам или к исходной «легенде» средового объекта, к основе его появления. Инверсия как метод отстранения от существующего принципа, переворачивание и перестановка смысла основан на рассматривании объекта с нетрадиционной стороны, в другом ракурсе, с других позиций (социальных, функциональных, планировочных, художественных).

Метод парадокса заключается в создании неожиданного, странного, абсурдного, он используется для экспериментального проектирования необычных объектов, где рассматриваются качества, не характерные для реальной действительности. Прогнозирование — это метод квалифицированного и обоснованного высказывания о будущем развитии архитектурного или дизайнерского объекта. Методами прогноза являются экстраполяция (анализ тенденций развития объекта), моделирование, возможно применение интуитивного и научного прогнозирования.

Список литературы:

1. Жердев, Е.В. Метафора в дизайне: учебное пособие / Е.В. Жердев. — 3-е изд. — М.: Архитектура-С, 2012. — 463 с.

2. Портал о современной архитектуре [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.architektonika. ru.

3. Программа SD-дизайна интерьера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www. novate. Ru.

4. Чинь, Франсис, Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция / Франсис Д.К. Чинь. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 399 с.

5. Янковская, Ю.С. Архитектура в постиндустриальном мире / Ю.С. Янковская. — Екатеринбург: Архитектон, 2007. — 90 с.

6. Янковская, Ю.С. Семиотика в архитектуре — диалог во взаимодействии: место семиотических исследований в современной теории архитектуры / Ю.С. Янковская. — Екатеринбург: Издательство Урал. ун-та, 2003. — 125 с.

43

Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора

«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.

В теме дискуссии можно усмотреть провокацию, о чем сказала во вступлении архитектурный критик Лара Копылова, модератор мероприятия. Архитектурные идеи бывают глобальные, вроде плана Вуазен Ле Корбюзье для центра Парижа. А бывают локальные – пластическая и функциональная идея конкретного проекта. Нужны ли вообще в архитектуре новые идеи, ведь Бах, например, писал в старых формах, а получилось так хорошо, что до сих пор всем нравится? В то же время в бюро Рема Колхаса ОМА есть подразделение АМО, нечто вроде НИИ, где молодые архитекторы должны производить идеи конвейерным методом, иначе их увольняют. Значит, идеи все-таки нужны. Ведущая попросила участников в конце дискуссии назвать по одной яркой глобальной архитектурной идее последнего двадцатилетия. Результат неожиданный, но все по порядку.

Хотя здесь можно посмотреть дискуссию целиком
в видеозаписи от Арх Москвы:
 

Золотые кольца мастерплана

Илья Заливухин,

Jauzaproject

zooming

Архитектор, в отличие от многих выступавших позже, изложил довольно-таки глобальную идею, причем свою. Он рассказал, что идея мастерплана Москвы пришла к нему в 2012 году, и с подачи Каримы Нигматулиной в 2012-2013 году он разрабатывал мастеплан столицы. По словам Заливухина, как никакое здание невозможно сделать без конструктива, так и городу нужен каркас. Так появилась идея наземного метро как основного каркаса московской агломерации, на который потом наращивается «мясо» застройки. Относительно личного транспорта было очевидно, – сказал Илья Заливухин, – что надо сделать каркас транзитных путей, чтобы убрать лишние автомобили с Садового и бульварного кольца. Между тем двухконтурную сеть (скоростные дороги, с одной стороны, и улицы – с другой) не получается реализовать до сих пор. Затем родилась идея зеленого каркаса, вокруг которого формируется жилье. Еще один важный пункт – сквозные скоростные железные дороги. Размер Москвы 30 х 40 км, это расстояние от Амстердама до Роттердама, – подчеркнул спикер. – Даже с Парижем и Берлином Москву нельзя сравнить. Ясно, что Москву надо разделить. Так у Ильи Заливухина родилась концепция, которую он сам называет «Золотые яйца»: все, что внутри Третьего транспортного кольца – центральное «яйцо», а вокруг полицентрично расположены остальные. Илья также сослался на генплан Москвы 1971 года, который сам он изучил уже после придумывания собственной концепции. Оказалось, что идея четырех каркасов – социального, транспортного и зеленого, на которые накладывается жилой, – уже существовала в 1971-м, но не воплотилась. Возможно, придет время, когда идея «золотых яиц» от Ильи Заливухина будет реализована и оздоровит ситуацию в столице.

Искусство борьбы

Юлий Борисов,

UNK project

zooming

Глава UNK project начал выступление с определения понятия идеи. Потом на примере своего объекта БЦ «Академик» на проспекте Вернадского автор продемонстрировал рождение и становление идеи.

zooming

БЦ Академик на проспекте Вернадского

Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project

Для сравнения он продемонстрировал фотографию безымянного торгового здания, которое назвал безобразным, объяснив, что «безобразное – не ругательство, а просто это здание – без образа». И без идеи, так как оно никому ничего не рассказывает. Говоря о своем бюро, которое специализируется на сложных и уникальных решениях, Юлий Борисов уподобил архитекторов нейрохирургам, в отличие от терапевтов, решающих стандартные задачи. «Когда вы занимаетесь сложными вещами, важно, чтобы пациент сам лег под нож и доверял хирургу. К сожалению, так происходит не всегда, иногда приходят пациенты со своими скальпелями и своими советами», – посетовал архитектор. И поведал историю рождения идеи БЦ «Академик» на месте морально устаревшего недостроя на проспекте Вернадского. Как и откуда приходит идея, неизвестно. Но известно, когда. Сам Юлий Борисов проектирует с 4 до 8 часов утра, и в это же время возник образ «Академика». Эскиз, нарисованный автором от руки на айпаде, потом выливается в работу команды. Кроме яркой пластической идеи и сложной работы с сетями и ТЭПами, в БЦ «Академик» была и программа, связанная с личностью академика Вернадского, и сложные конструктивные решения. А дальше потянулись тяжелые будни по реализации объекта и утрясанию бизнес-задач заказчика и художественных задач архитектора.
Затем Юлий Борисов обратился к молодым архитекторам в зале: «У вас больше идей, чем у нас, но реализовывать их – огромная тяжелая работа». Он вспомнил коллег Сергея Скуратова и Владимира Плоткина как пример несгибаемой воли в борьбе за свой проект. Потом Борисов вернулся к аналогии с хирургом и сказал, ссылаясь на свой опыт работы на Западе, что в Европе архитекторам помогают, подают условные скальпель и пинцет, а здесь все наоборот. Поэтому борьба за архитектурную идею – тоже своего рода искусство, и ему надо учиться, а не уходить в чистое творчество, – посоветовал молодежи спикер.

Эмпатия и коммуникация

Олег Шапиро,

Wowhaus

zooming

Модератор попросила Олега Шапиро прокомментировать ситуацию с проектом Закона об архитектурной деятельности, который недавно подвергся критике профессиональным сообществом из-за того, что механизмы защиты авторского права там прописаны недостаточно. По сообщению Минстроя, проект Закона приостановлен и будет доработан. Но Олег Шапиро не захотел говорить о столь серьезных вещах вечером в пятницу, а познакомил аудиторию с новым проектом архитектуры для людей и животных.

Однако зачин был философский.
Не существует такого понятия как архитектурная идея, – заявил спикер. Настоящая идея определяет бытие. Примеры идей: культ прекрасной дамы в Средние века или витрувианский человек. Есть идеи социального равенства, метемпсихоза, наконец. Эти идеи меняют мир. Ничего такого архитектура никогда не порождала и не будет порождать. Она действует в рамках этих идей. Дело архитекторов – творческие решения. СА остается творческой организацией, даже если мы порождаем не идеи, а решения, сказал глава Wowhaus.

Олег Шапиро назвал свою презентацию «Архитектурное проектирование в условиях принятия медианных решений» и сравнил ситуацию в кино и в архитектуре. Он вспомнил слова режиссера Андрея Смирнова о том, что в советское время в кино не было диктата рынка, но был диктат парткома и худсовета. В кино ситуация стала легче, а у архитекторов согласований только прибавилось, – сказал Олег Шапиро. Факторы влияния на проект – это заказчик, экспертиза, сроки, бюджет, квалификация подрядчика, («а недавно появился и пользователь, вовлеченный в общественное обсуждение, во всей своей профанной красе»). Свежие прорывные идеи при общественном обсуждении не проходят, воспринимаются как непривычные. Видимо, в социуме заложено стремление к безопасности. Центр Помпиду никогда бы не прошел общественного обсуждения. Заказчик может пойти ради маркетинговых идей на риск; архитектор может придумать интересное за маленькие деньги (Алехандро Аравена многого достиг на безбюджетье). Но никогда вы не прорветесь сквозь блокаду профанного общественного мнения, – резюмировал докладчик.

И предложил выход: если не дают спроектировать новые формы, надо сделать новые форматы. Что бюро Wowhaus и осуществило в Детской зоне московского зоопарка. Для этого пришлось договориться с Минкультом, так как зоопарк, оказывается, имеет статус музея, будущими пользователями, любителями животных, с жителями окрестных домов, зоологами и т .д. Вместо зоопарка получился образовательный центр, где дети в игровой форме изучают домашних животных, учатся эмпатии и коммуникации, играя с ними, причем животные могут уйти в укрытие, если им надоело общение (то есть права животных соблюдены). Олег Шапиро рассказал и о специальной архитектуре (горках и лестницах) для животных, которую они пока не очень активно используют. В заключение докладчик повторил, что дело архитектора – не идеи, а творческие решения.

zooming

Детская зона московского зоопарка

© WOWHAUS

Понимая, что дискуссия склоняется к тому, что глобальные архитектурные идеи не нужны, а ноосфера Вернадского, то есть собственно сфера идей, с архитектурой находится в непонятных отношениях, ведущая предложила свою версию глобальных идей, а именно экологии и Нового урбанизма. Экологическая идея сегодня разделяется всем миром, а сформулированные в 1980-х идеи Нового урбанизма (кварталы, пешеходная доступность, смешанные функции, общественные первые этажи, профиль улицы и т.д.) реализуются сегодня в буме городского благоустройства. Но, как видно из дальнейшего участники дискуссии не видят в обеих идеях большого потенциала. Затем модератор передала слово Константину Ходневу.

Базовые ценности вместо гибнущих «частиц»

Константин Ходнев,

DNKag

zooming

Архитектор предложил присутствующим задуматься о двойственности идей в архитектуре. «Казалось бы, чем более глубокую идею ты придумал, тем ты мощнее как архитектор. А с другой стороны, идеи довольно быстро устаревают: в ХХ веке мы видели гонку в появлении мощных идей, а потом их быстрый сход». Вторая опасность, по мнению Константина Ходнева, в том, что большие идеи, овладевая умами, иногда оказывают воздействие, противоположное ожидаемому. Идеи появляются из желания архитекторов решить проблемы мира: перенаселенности, нехватки жилья или неудобства транспорта, экологии. Будучи инструментом в политической игре, эти идеи становятся в результате античеловечными. Так в ХХ веке идея Лучезарного города Ле Корбюзье, испытанная как в нашей стране, так и в капиталистических странах, привела к противоположному результату: к проблемам массовой индустриальной застройки, с которой сейчас думают, что делать.

Парадоксальное представление о том, что архитектор должен решать глобальные проблемы, не утыкаясь в частности, – часть образования архитектора, – сказал Константин Ходнев. И предложил другую стратегию. Есть идеи типа плана Вуазен, которые быстро устаревают, а есть идеи, например, метаболизм или Новый урбанизм, которые основываются на задачах времени: либо это попытка играть в технологическую утопию, либо в антитехнологическую утопию. Выход: архитектура должна рассматривать базовые ценности – такие, как функциональная гибкость, использование материалов, которые долго существуют, не требуя изменений. Идеи всегда обращены в будущее, нужно создавать не много быстро живущих и гибнущих «частиц», а основу, которая позволит адаптировать здания к изменившимся условиям. Мы живем в состоянии неопределенности, не знаем, что будет завтра. Если здание красиво с точки зрения пропорций, материалов, понимания того, как человек с ним взаимодействует, то оно будет востребовано долгие годы.

Модератор Лара Копылова добавила, что мы сохраняем в старых зданиях, например дореволюционном проме, оболочку, хотя функция давно изменилась, значит, оболочка имеет значение. То есть красота здания – одна из фундаментальных архитектурных идей. Если удерживать ее в сознании, не будет перекосов корбюзианского города, который оказался негибким и депрессивным.

Константин Ходнев согласился, что архитекторам надо не пытаться решить все проблемы мира своим проектом, а думать более узко. Хороший рецепт для массовой застройки: простое, но достойное здание. Второй рецепт – необычное здание, в котором исследуются новые сценарии. Пример – Дом-восьмерка Бьярке Ингельса, где соединены разные необычные типы жилья. Такие эксперименты позволяют создавать новые ориентиры и знаки. Они останутся маркерами для будущего. Завершая выступление, Константин Ходнев привел пример отличной, с его точки зрения, архитектурной идеи. Это Дом Наркомфина Моисея Гинзбурга, который был зданием с революционной идеей в 1920-х, а через сто лет стал опять супер-актуальным.

Искусство, искусство и еще раз искусство

Влад Савинкин,

POLE DESIGN

zooming

Влад предложил вернуться к теме «Архитектура и искусство» – теме выставки АРХ-Москва. Определив дизайн как сумму искусства и архитектуры, Влад подчеркнул, что архитекторы POLE DESIGN черпали свои идеи из современной художественной культуры. «Мы красили наш первый офис, восхищаясь Джаспером Джонсом. Один из первых наших объектов мы покрасили в белый, как Ричард Мейер, а сейф «Диана» был вдохновлен не только работами Сальвадора Дали, но и силуэтом жены заказчика Игоря Сафронова. Когда он увидел дверцы сейфа в виде женского силуэта, ему очень понравилось, но он так и не узнал, чей это силуэт.

Дальше архитектор говорил о важности рисования и придумывания: «Надо налетать свои десять тысяч часов. Ко мне идеи приходят не рано утром, а прямо во сне. Потому что задачи тяготят, к заказчику я иду до сих пор с дрожащими коленками, но зато во время состояния между реальностью и сном приходят отличные идеи, с которыми заказчики соглашаются».

Идей [больше] нет

Владимир Кузьмин,

POLE DESIGN

zooming

«Все, о чем говорилось, – это не идеи, а дела», – заявил Владимир Кузьмин и продолжил по ходу дискуссии подливать масла в огонь. Если наши предшественники сто лет назад создавали идеи, а потом из них рождались дела, то сейчас – наоборот. «Мы все интуитивисты, – сказал архитектор, – мы делаем красивые вещи, но в них нет дискурса, нет мысли». Он процитировал определение Ожегова «Идея – это умопостигаемый вечный прообраз реальности». И констатировал: время идей было сто лет назад. Мы выработали ресурс идей к концу 1980-х. Несмотря на информационный всплеск, связанный с появлением компьютера, идей не прибавляется. Идей в архитектуре нет, есть гумус профессиональной работы. Нет критической массы рассуждений, абстрактных аналитических характеристик, кроме обеспечения выживания. «Мои коллеги, здесь сидящие, – выдающиеся мастера, – сказал Владимир Кузьмин, – но идеи ли то, что мы обсуждаем?». В завершение он резюмировал, что от ноосферы Вернадского, открытой сто лет назад, остались лишь технологии и маркетинг. И немного профессионального статуса и блестящего таланта людей, – добавил Владимир Кузьмин, указывая на коллег-архитекторов в «президиуме».

***

В заключение участники ток-шоу, полемизируя друг с другом, ответили на вопрос, поставленный в начале модератором: «Какую яркую архитектурную идею последнего двадцатилетия вы можете назвать?»

Владимир Кузьмин: XXI век – век дерева

Архитектор предложил три идеи. Первая идея – констатация того, что идей в архитектуре нет. Вторая идея: надо замедлиться, остановить гонку. «Мы пытаемся выжить, царапаем землю когтями. Идеи же рождаются у сытых, а не у голодных. Я желаю нам всем поскорее оказаться среди первых, во времени идей, а не только дел». На вопрос ведущей про экологическую идею Владимир Кузьмин ответил, что это всё маркетинг. Исключение он сделал только для деревянной архитектуры. «ХIХ век – век металла, ХХ – век бетона, XXI – век дерева», – сказал архитектор.

Илья Заливухин: новый конструктивизм

Илья сказал, что его волнует тема нового конструктивизма – архитектуры, которая сделана для человека, которая была бы функциональной и рациональной, как конструктивизм 1920-х. Или как произведения Баухауса, в которых достигнут пик рациональности (например, поручень не из дерева, а просто красного цвета).

Юлий Борисов: Чипперфильд и пустота

Архитектор сосредоточился на конкретной пластической идее, но с сильной метафизикой. «Чипперфильд сделал в Южном Сеуле здание для косметологической компании. По фотографиям я его не понял. Туда надо ехать. Потому что это здание посвящено пустоте. Самая большая ценность, которую мы можем себе позволить – это пустота. Представьте, Азия – плотная, насыщенная, людей много, они суетятся, и вдруг посреди города есть пустота – абсолютный дзен. Хоть это и дела, по словам Володи Кузьмина, но мы можем через них выражать какие-то мысли».

Олег Шапиро: идея коммуникативности Бейтсона

Теория коммуникативности, которую разрабатывал Грегори Бейтсон, очень важна сегодня. Он открыл, что передача сообщения не зависит от силы воздействия, а исключительно от частоты изменений. Передача сообщения – это изменение, а не сила. Мы живем в постиндустриальном городе, но это неудачное определение, мы обозначили, после чего мы живем. А содержательное определение – город коммуникации.

Константин Ходнев: работа со сценариями и ощущениями

Мы находимся в состоянии накопления потенциала. Появление больших идей – редкость в истории цивилизации, и в этом нет ничего страшного. Мы стали больше знать о самих себе. Мы учимся разбираться в тонкостях, о которых раньше не думали. Мы стараемся это выразить в более тонко продуманных архитектурных проектах, максимально нежно работая с человеческими желаниями. Это, скорее, работа со сценариями и ощущениями, чем форма.

Влад Савинкин: лампа, которая освещает весь город

Хочу вернуть всех на землю к конкретной идее. Год назад мы увидели эскиз Василия Владимировича Бычкова (для экспозиции АРХ Москвы), эта идея вела нас весь год, и вот выставка состоялась. Когда я был мальчиком в провинциальном городе, я восхищался иллюминацией на большом заводе, а отец мне говорил, что когда-нибудь одна лампа будет освещать весь город. И всю жизнь меня как бы ведет эта «лампа» к творчеству.

Наконец, Владимир Кузьмин закольцевал ток-шоу. «Последняя идея закончилась на Фрэнке Гери, хотя Заха Хадид – это тоже иконическая архитектура, – сказал он. – Мир идей существует сам в себе. Мы вне его. Я нашел афоризм Маршалла Маклюэна, который, надеюсь, завершит эту интересную дискуссию – первую за много-много лет интересную дискуссию, потому что отвлеченную, не о заказчиках и не о способах выхода из трудностей. Афоризм такой: «Способ передачи сообщения сам по себе является сообщением». Мы многое не реализуем из придуманного, но в ноосфере нарастает качество и содержание из-за того, что мы это придумали», – закончил свое выступление и ток-шоу Владимир Кузьмин.

Похожие статьи

Тезисы Арх Москвы

За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».

Что приготовила Арх Москва

Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.

Архитектура ДК

В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.

Мета-музей

Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.

Строители и первопроходцы

В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.

И в зной, и в стужу

Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.

Параметрические волны

В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.

Зодчество: шесть событий

Уже в среду в Гостином дворе стартует юбилейное, тридцатое «Зодчество». Рассказываем о том, что в этом году будет на фестивале.

Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра…

Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.

«Город для каждого»: двенадцать событий

Краткий гид по событиям деловой программы выставки «Город для каждого».

Бар, сарай и портал

Какими будут искусство и архитектура на фестивале Signal.

Архстояние 2022: четыре главных проекта

Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.

От стула до жилого дома

Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.

Чем заняться на Арх Москве?

Небольшой путеводитель по главной архитектурной выставке столицы, которая пройдет в Гостином дворе с 8 по 11 июня.

Как быть в городе

Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.

Разнообразный глобальный мир

Три новых книги об архитектуре XX века: «другое» современное движение, постмодернизм в странах социализма и международная неоготика.

Новогодние небоскребы

Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.

И вонзил в него нож

Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.

Капотня: главные объекты

Дворец культуры, парк на берегу Москвы-реки и 2-ой квартал – герои новой выставки в Музее Москвы.

Нюансы сохранения

Как взаимодействуют фандрайзинг и помощь благотворительных фондов при сохранении наследия – рассказывает Роман Ушаков, координатор фонда «Внимание», спикер фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город 2021», организованного Москомархитектурой.

Город, дружелюбный к детям

Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.

Искусство света и цвета

Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.

Зодчество: 16 истин

Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.

От импрессионизма до фотореализма

В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.

Дерево живет и регулярно побеждает

Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.

5 необычных арт-объектов фестиваля Signal

Фестиваль музыки и архитектуры Signal пройдет в Никола-Ленивце с 19 по 22 августа. Рассказываем о том, какие объекты готовят участники.

Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен….

Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.

Один раз увидеть

8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.

Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly…

Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями

Стратегия преображения

Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.

Технологии и материалы

МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных

«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.

Кирпичная перспектива

Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля

Временно постоянное

Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.

Долгожданная двойная новинка в Лужниках

Международный центр самбо и бокса на Новолужнецком проезде.

Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника…

Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.

ЭКСПРЕСС-КОНКУРС Outstanding Design Talent Call by AQUATON x Santek VI (шестой…

28 мая 2023 года пройдет шестой сезон дизайн-конкурса одного дня Outstanding Design Talent Call (ODTC), организованный брендами AQUATON и Santek – ведущими российскими производителями товаров для ванных комнат.

Загородная жизнь: идеи создания идеального места…

Вместе с компанией «Хоббика» – производителем уличной мебели – разбираем, как превратить свободную площадку на загородном участке в многофункциональное патио

От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю…

В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.

Изящная и легкая

Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.

ГК АСП на станциях БКЛ

1 марта 2023 года в Москве «замкнулась» Большая кольцевая линия метро.

7 правил уличной мебели

В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства

Свет для будущих поколений

Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.

Благородный металл

Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла

Компания Hilti усиливает локальное производство

Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.

Скрафтить площадку

На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок

Приглашение на танец

Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».

HPL-панели Fundermax. Почему архитекторы выбирают нас

Сделайте правильный выбор, среди разнообразия отделочных интерьерных и экстерьерных материалов.

Формула надежности. Инновационная фасадная система…

В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности

МасТТех: успехи 2022 года

Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!

ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах

Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.

Сейчас на главной

Прямая кривая

В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.

Арх Москва 2023: впечатления

Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.

Белый верх, черный низ

Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.

Рельеф как логотип

В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.

Пресса:
Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных…

Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.

Линия Елизаветы

Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.

Новая жизнь для старого завода и древнего канала

MVRDV и Openfabric выиграли конкурс на проект парка культуры на территории бывшего нефтеперерабатывающего завода в Ханчжоу.

Школы замкнутого цикла

Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.

Тезисы Арх Москвы

За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».

Terra incognita

Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.

Ковчег культуры

В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.

На работе как дома

Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.

Бетонные опоры

Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.

Что приготовила Арх Москва

Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.

У подножия гор

Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.

Сложные условия

Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.

ЛДМ: быть или не быть?

В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.

«Город-губка» и другие опции

Бюро gmp выиграло конкурс на проект Олимпийского спортивного центра в городе Уси в дельте Янцзы.

В тон птичьего оперения

Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.

Келья для кофе

Намеренно аскетичная и умиротворяющая кофейня в Новороссийске с наливными полами, мебелью из бетона и разнообразными вариантами освещения: от имитации восхода до бликов воды.

«Пражский дневник»

По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.

Палата искусств

Культурный центр, отсылающий к салонам XIX века, расположился под белокаменными сводами Палат Хамовного двора. Авторы проекта использовали мебель с историей и работали с локальными мастерами.

Эффективный паблик-арт

Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.

Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы…

Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.

Танцы с вулканом

Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.

Новое слово в альпийской архитектуре

В Швейцарских Альпах, на вершине Титлис, началось строительство станции канатной дороги и ресторана по проекту Herzog & de Meuron.

По мотивам

Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.

Сбалансированное решение

Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.

Исследуй

​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.

Откуда архитекторы черпают вдохновение?

Окружающая среда

Чтобы определенное сооружение гармонировало с окружающей средой, архитектор должен черпать вдохновение как из городской, так и из природной среды вокруг этого района, их формы, масштаба, материальности и общей композиции для подходящего дизайна, который вписывается в место.

Как архитекторы приходят к идеям?

Архитекторы традиционно использовали модели, трехмерную форму, чтобы донести свои идеи, а иногда они даже используют серию моделей для разработки своих идей.

Что влияет на архитектора?

5 основных факторов, влияющих на архитектурный дизайн

  • География, климат и коммерческий дизайн лестниц. География играет жизненно важную роль в архитектуре. …
  • Религия, технологии и культура. У многих клиентов нет особых преобладающих требований к религии. …
  • Воображение и стиль. …
  • Бюджет. …
  • Изменения в дизайне.

Как архитекторы получают свой первый проект?

Как найти своего первого архитектурного клиента

  1. Быть уверенным. Первый шаг прост, но не легок. …
  2. Составьте план. После того, как вы решили принять меры по созданию собственной фирмы, напишите план и используйте его в качестве руководства. …
  3. Расскажи Всем. …
  4. Начать блог. …
  5. Начать работу в сети. …
  6. Волонтер. …
  7. Создайте веб-сайт. …
  8. Создайте список.

Может ли архитектура быть вдохновлена ​​природой?

Архитекторы издавна вдохновлялись природой. Свидетельства его влияния можно увидеть на протяжении веков, от природного символизма древнегреческой и римской архитектуры до работ провидца 20-го века Фрэнка Ллойда Райта, который проектировал здания, дополняющие природный ландшафт.

Что используют архитекторы?

Средства проектирования

Архитекторы часто начинают с проекта, который они создают на бумаге. Эти конструкции требуют использования плоскостей, треугольников и транспортиров, которые помогают архитекторам их рисовать. Архитектор также использует специальную линейку, называемую шкалой архитектора.

Кто создал архитектуру?

Самая ранняя сохранившаяся письменная работа на тему архитектуры — это De Architectura римского архитектора Витрувия в начале I века нашей эры.

Как архитекторы планируют проектирование зданий?

Ваш архитектор придает форму вашему видению с помощью рисунков. Архитектор обеспечивает предварительную оценку программы, графика и бюджета строительства, разработанных на этапе предварительного проектирования, и подготавливает схематические чертежи, иллюстрирующие проект, для ознакомления с владельцем.

Что такое концепция в архитектуре?

Концепция — это идея, теория или понятие, но в архитектуре мы также можем описать концепцию как «подход» к дизайну. Когда мы думаем об архитектурных концепциях, мы думаем об абстрактной идее, которая остается неизменной на протяжении всего процесса проектирования.

Как архитектура развивается вместе с обществом?

Архитектура влияет не только на общество на высоком уровне, но и на более личном уровне, она может оказывать глубокое влияние на своих обитателей. Все, от планировки пространства до материалов отделки, может способствовать здоровью, настроению и продуктивности жильцов.

Что такое архитектурный характер?

Архитектурный характер означает стиль, дизайн и общее расположение внешнего вида здания, участка строения или объекта, включая тип осветительных приборов, вывесок и других сопутствующих приспособлений.

Что делает хороший архитектурный проект?

Хороший архитектурный дизайн — это планирование, проектирование и разработка зданий, которые являются более функциональными, эстетичными и долговечными. Good Architectural Design готовит четкие инструкции по строительству здания в соответствии с планом.

Вот семь способов сделать маркетинг для архитекторов успешным при небольшом бюджете.

  1. Не стоит недооценивать социальные сети для архитектурного маркетинга. …
  2. Создайте доверие к своему бренду. …
  3. Развивайте свои сетевые навыки. …
  4. Используйте информационные бюллетени, чтобы держать потенциальных клиентов в курсе. …
  5. Будьте в авангарде технологий в архитектурном маркетинге.

Как архитекторы получают больше клиентов?

Это не исчерпывающий список, но если вам нужны идеи, вот 21 способ привлечь больше клиентов для вашей архитектурной фирмы:

  1. реферальные партнеры.
  2. предыдущие клиенты.
  3. сетевые группы.
  4. выступления/семинары.
  5. отраслевые ассоциации.
  6. присоединиться к муниципальному или общественному совету.
  7. Выставки.
  8. отраслевые конференции.

Как я могу развивать свою архитектурную фирму?

Мы разбили пять ключевых способов развития вашей архитектурной фирмы, которые должны быть реализованы в отличном бизнес-плане развития архитектуры.

  1. Определите своего идеального клиента. …
  2. Сеть для успеха. …
  3. Инвестируйте в социальные сети. …
  4. Развивайтесь в Интернете с архитектурой цифрового маркетинга. …
  5. Получайте рефералов и делитесь ими.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хорошего редактора для книги
  • Как найти длину скорого поезда
  • Как составить график проверок в организации
  • Как составить меню с учетом жиров белков углеводов
  • Power management setup в биосе как найти