Как найти идею в своем романе

Где искать идеи для книги?

Учимся у известных авторов и находим тему для вашего произведения

Зачем книге нужна идея?

Идея не то же самое, что полноценный сюжет. Это ядро истории, стержень, на который только предстоит нанизать фабулу. Например, по словам Мариам Петросян,

«Дом, в котором…»

начался с зарисовки про мальчика, который не находит общего языка с отцом.

Идея должна быть убедительной, интересной, непредсказуемой. Часто автор не проговаривает ее читателю в лоб. Суть произведения складывается из контекста. Так книга Айн Рэнд

«Мы живые»

 — роман о величайшей ценности человеческой жизни. Это и есть вывод, к которому читателя ведут события и герои книги.

«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»

Нил Гейман

Писатель

Где искать идеи?

Темой произведения может стать все, что угодно: строчка из книги или песни, вид из окна, новости, сны, рисунок на обертке печенья… Главное — разглядеть в этом историю. Когда начинаешь сознательно искать темы и образы, мозг подхватывает игру и идеи появляются всюду и складываются из разрозненных вещей. Вот несколько приемов, как попасть в это состояние (или выйти из творческого кризиса).

  • Сделать что-то необычное, зарядиться впечатлениями. Это может быть прыжок с парашютом, встреча со старыми друзьями или даже новый маршрут до работы. Например, возвращаясь домой другой дорогой, вы можете заметить необычный дом с единственным окошком. Кто в нем живет? Возможно, девушка, которая боится солнца, выходит в город только по ночам. Однажды ей приходится преодолеть свой страх и оказаться на улице днем… Что это за девушка? Какая ситуация заставила ее нарушить привычный режим? Как она будет себя вести в состоянии стресса?

  • Прислушаться к себе. Вспомнить людей или события, которые вызывали у вас эмоции. Например, воскресить в памяти самые трогательные моменты, связанные с родителями. Возможно, в процессе воспоминаний в голову придет идея для истории.

  • Поискать ассоциации. Посмотрите фильм, прочитайте книгу и подумайте: какие мысли они вызывают? С чем ассоциируются? Сформулируйте главную мысль чужого произведения и подумайте, как бы ее проиллюстрировали вы. Например, один из подтекстов повести Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» — о том, как человека меняет близость смерти. Та же мысль есть и в сериале «Во все тяжкие» — но там она изложена совсем иначе. А как бы воплотили эту идею вы? Какой бы выбрали жанр, чтобы донести свои мысли до читателя?

Если идей по-прежнему нет, можно начать с формальных вопросов.

  • В каком жанре вы хотите написать историю: мистика, фантастика, реализм, городское фэнтези, антиутопия?

  • Какой планируете объем: зарисовка, рассказ, небольшая повесть, роман в нескольких частях?

  • В каком мире будет происходить действие: таинственные подземелья, дальние страны, школа волшебства, приключения в космосе, студенческие будни? Подробней о мирах мы писали

    в статье о сеттинге

    . Возможно, она тоже поможет вам определиться с идеей.

  • Что любит современный читатель? Конечно, писать лучше о том, что знаешь сам, что просится изнутри. Но если идей нет, то можно оттолкнуться от запросов аудитории. Посмотрите, какие жанры и истории сегодня на пике популярности, и попробуйте вдохновиться ими. Список популярных книг разных жанров можно найти в разделе

    «Бестселлеры ЛитРес»

    .

Еще один совет — записывайте идеи. Если вы заведете блокнот с зарисовками и наблюдениями, то всегда сможете заглянуть в него в поисках вдохновения.

Сеттинг книги: что это такое

Как ищут идеи известные авторы?

  • Советует искать идеи на каждом шагу:

    • личный опыт и опыт семьи;
    • искусство;
    • работа;
    • подслушанные разговоры;
    • путешествия, природа;
    • дети, пожилые люди.

    Дмитрий Быков

    Писатель

  • Задает себе неожиданные вопросы:

    • «А что, если?..»: «Что, если бы ваша сестра превратилась в мышь?»
    • «Вот бы…»: «Вот бы мою домашнюю работу делал призрак»
    • «Интересно…»: «Интересно, что она делает, когда она одна?»
    • «Если так будет продолжаться…»: «Если так будет продолжаться, телефоны начнут разговаривать друг с другом, отключая посредника»
    • «Было бы интересно, если бы…»: «Разве не было бы интересно, если бы оказалось, что раньше миром правили кошки?»

    Нил Гейман

    Писатель

  • Находит сюжеты в повседневности:
    • Идея

    «Кладбища домашних животных»

    выросла из горя дочери Стивена Кинга: ее любимого кота Смаки переехало машиной возле дома писателя.
    • Идея романа

    «Куджо»

    появилась, когда Стивен Кинг забирал свой мотоцикл у механика и встретился там с огромным рычащим сенбернаром.

    Стивен Кинг

    Писатель

  • Вдохновляется впечатлениями, полученными от других произведений:
    • Идея

    «Голодных игр»

    пришла писательнице, когда она переключила программу с развлекательного реалити-шоу на репортаж о реальных военных событиях в Ираке.

    Сьюзен Коллинз

    Писательница

Идеи окружают нас всюду — это доказывают примеры из жизни писателей. Главное — научиться замечать происходящее вокруг, задавать себе неожиданные вопросы и не забывать записывать удачные находки.
Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес», ищите и воплощайте свои идеи!

автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Краткий конспект

Что такое отличная идея для книги?

На разных стадиях развития писателя ответ на этот вопрос будет звучать по-разному.

Стадия 1. То, что дает самому автору силы.
На первой стадии перед ним стоит задача вообще что-то написать, поэтому он может работать только на основе своих идей (пусть даже слегка безумных).

Стадия 2. То, что востребовано рынком.
На этой стадии автор уже понимает, что нельзя ориентироваться только на свой вкус. Надо понимать, что если мы не в состоянии описать “о чем книга” и что в этом такого эдакого — мы потеряли читателя.

Стадия 3. То, что читатели готовы принять именно от вас.

Автор способен генерировать идеи, которые мало того, что его вдохновляют, но еще и востребованы рынком и несут в себе некие уникальные авторские черты. Исключения — это математическая погрешность в сверх-популярных жанрах.

Отличительные особенности хорошей идеи

  • Она вписывается в рынок
  • Она чем-то уникальна
  • Вы можете описать ее в двух словах

Если хоть в одном пункте у нас сбой, это проблема.

Крутая идея в мировых бестселлерах

“Голодные игры” — что, если гладиаторские бои будут показывать по телевидению и у главной героини не будет возможности отказаться от участия в них?

ГЛАВНОЕ: удивить

“Один день в декабре” Джози Силвер — что, если девушка увидит на автобусной остановке любовь своей жизни, будет искать его, а потом обнаружит, что это бой-френд ее лучшей подруги.

ГЛАВНОЕ: проиграть в голове сцену, которую сами читательницы проигрывают.

“Святая темная ночь” Майкла Коннелли — женщина-детектив работает в ночную смену и застает незнакомца, копающегося в файлах. Это оказался ушедший на пенсию полицейский, которому не давало покоя одно незаконченное дело. Женщина сама смотрит на кейс и понимает, что хочет помочь коллеге.

ГЛАВНОЕ: загадать загадку при интригующих обстоятельствах.

Как найти, что хотят почитать люди?

https://wordstat.yandex.ru/
Смотреть рейтинги на Litres, Litnet, Author.today — плюс искать в читательских сообществах
Также смотрим на то, что толкают крупнейшие издательства.
Так мы принимаем решение, в каком жанре нам хочется работать.
Если хотите мировые тренды — отслеживайте это на Амазоне.

Как ищут книги издатели?

Они ориентируются на данные отдела продаж + поиск по тому же WordStat. А дальше ключевую роль играют идея и исполнение.

Американцы смотрят на ключевые слова.

Итак, 10 способов придумать крутую идею

Способ 1. Смесь бульдога с носорогом

Берем известные сюжеты и начинаем их перемешивать.

Например, что получится, если взять сюжет “Гамлета” и скрестить с рассказами о животных? “Король лев”.
Что получится, если скрестить “Покахонтас” со “Звездным десантом”? “Аватар”.
Что получится, если смешать “Фауста” Гете с Библией и рассказами Зощенко? “Мастер и Маргарита”.

Упражнение: скрестить “Служебный роман” с “Унесенными ветром”? А как насчет “По щучьему велению” и “12 стульев”?

Способ 2. Боковая ветвь

Берем персонажа из известного произведения и придумываем его собственную историю.
Например, мы можем придумать, что случилось с доктором Борменталем из “Собачьего сердца”. Потом перемешать, поменять время, место и обстоятельства и вуаля!

А можно взять Швондера. Или машинистку в любовниковых чулках.

Способ 3. Загадка и разгадка

Наблюдаем за жизнью и ищем таинственные события.

Дом, окна которого всегда завешаны черным.
Лавочка, на которой ножом выцарапано непонятное слово — что оно означает? Это код?
Собака потерялась — кто был ее хозяин? При каких обстоятельствах потерялась собака?

Способ 4. Поставить в центр произведения пословицу или популярное утверждение.

Либо доказываем, что это так и есть, либо опровергаем народную мудрость.

В семье не без урода — развиваем в “Игру престолов”.

Способ 5. А что, если бы все было совсем не так?

Берем известную личность, изучаем биографию — вот ваш герой. Берем поворотный пункт этой биографии и переделываем. А что, если бы переворот Екатерины Второй не удался? А что, если бы немцы так и не смогли бы взять Брестскую крепость? А что, если бы СССР не развалился? А что, если бы ваша бабушка вышла замуж не за дедушку, а за космонавта?

Способ 6. Ваша собственная альтернативная история.

Напишите свою биографию, которая пошла бы по-другому.
А что, если бы сбылась ваша мечта? А что, если бы осуществился ваш главный страх?

Способ 7. Используем заголовки новостей и додумываем истории

  • Установлены личности погибших при пожаре.
  • Цунами смыло музыкантов со сцены во время выступления.
  • В Петербурге откроется кафе с дошираками.
  • Молодежь не умеет стирать, готовить и убирать. Кто зарабатывает на этом?

Способ 8. Вылезаем из своей раковины

Читаем журналы или сообщества, о которых мы даже не знали.

Исследуем сообщества вКонтакте — https://allsocial.ru/communities/:

Например:

  • Рисунки на уроках
  • Депрессивные мемы
  • И т.п.

Посещаем интересные места — исследуем местные легенды и истории. Там жил безумный помещик и его усадьба сгорела. Тут была фабрика подушек и матрасов. Тут строили метро и откопали… непонятно что.

Ходим в библиотеки. То, что вы там найдете — даже в голову не придет.

Способ 9. Новости науки

Читаем заголовки новостей науки и допридумываем — что было дальше. Или что могло пойти не так.

  • Загадочные структуры нашли на дне Тихого океана
  • Китайцы придумали “почти золото”.
  • Нарожденные акулы съедают своих братьев в утробе матери.

Способ 10. Несуществующая связь

Берем совершенно случайные слова и фразы и соединяем их между собой.
Например: “Ежегодная конференция” + “Врачи в США призвали отказаться от ожерелий смерти”.

Танец Лолиты в аэропорту + покрашенные тыквы, которыми можно украсить елку в новом году.

Бонус-идея

Смотрите, над чем хохочут ваши дети в соцсетях.

Случается, что идеи роятся в голове подобно мигрирующим птицам: сбиваются в стайки, перелетают с ветки на ветку или вовсе разлетаются, кто куда. И непонятно, за какую из них стоит цепляться, а какие вовсе не заслуживают внимания. А бывает, что ни одна стоящая идея, как назло, не приходит на ум.

Любое творчество начинается с идеи, особенно писательство. Но откуда они возникают? В статье попробуем разобраться, где взять идею для книги, нужно ли ждать заветного вдохновения для ее рождения, или идеи можно добывать из всего, что окружает, и генерировать по запросу.

Как придумать идею для книги

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Представим, что писатель не испытывает недостатка в идеях для сюжета книги, но сомневается в их качестве. Мы живем в эпоху переизбытка информации. С одной стороны, пишущим людям это только на руку: нужные знания и ответы на интересующие вопросы стоят на ближайшей книжной полке или на расстоянии пары кликов.

Но здесь же кроется минус. Написано так много книг, что следующая идея кажется очередной репликой предыдущей. От обилия сюжетов опускаются руки и кажется, что нет никакой возможности придумать нечто уникальное, способное увлечь и покорить пресытившихся читателей.

На самом деле это не так. Писательство похоже на кулинарию: каждый повар может приготовить одно и то же блюдо по-разному. Остается правильно подобрать ингредиенты, следовать рецепту и не бояться экспериментировать и добавлять авторские элементы в известные алгоритмы.

Ингредиенты

  • Протагонист

    Главный герой, находится в центре повествования, играет ключевую роль. На усмотрение автора может быть как положительным, так и отрицательным, антигероем, нарушающим законы и правила. А может сочетать в себе разные черты характера. Кроме того, главный герой не обязательно должен быть в единственном числе.

  • Антагонист

    Персонаж, противостоящий протагонисту, препятствующий решению его задач. Можно обойтись без антагониста, но его присутствие двигает сюжет и способствует росту и развитию главного героя. Как главный герой не обязательно положительный, так и антагонист не обязательно представляет сторону зла. Эти персонажи могут быть даже равнозначны по силе.

  • Дейтерагонист

    Второй по значимости персонаж после главного героя. Как правило, его союзник, близкий друг, романтический интерес или наставник. Чтобы лучше понимать, кто это такой, достаточно вспомнить тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Важно, что дейтерагонист может выступать и за другую команду – быть на стороне антагониста.

  • Массовка

    Персонажи, которые эпизодически вписываются в повествование, но влияют на развитие сюжета. Могут давать полезные советы центральным персонажам, отвечать на вопросы, помогать или наоборот препятствовать достижению целей.

  • Сеттинг

    Пространство, вмещающее в себя повествование со всеми его элементами. Окружающая среда, место и время. География, история и культура. Обстоятельства, законы и правила, по которым живет общество.

  • Главная мысль

    Некий месседж, который тонкой красной линией протягивается от начала до конца повествования. Тот сакральный смысл, который автор вкладывает в произведение, и который кроется в ответе на вопрос: для чего вы пишете эту книгу?

  • Конфликт

    Задает направление сюжету. Помогает главному герою пройти его путь, претерпеть необходимые трансформации и измениться раз и навсегда. Какими бывают конфликты, и для чего они нужны, читайте здесь.

Рецепт

Какими будут ингредиенты и как их сочетать решает только автор. Классическая последовательность элементов:

Экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка – постпозиция. В эту цепочку можно включить пролог – вступление и эпилог – подведение итогов.

В одной из предыдущих статей мы разбирали, что такое экспозиция. А о том, как выстраивать классическую сюжетную схему, читайте здесь.

Не бойтесь повторяться. Если кажется, что сюжеты так или иначе повторяют друг друга – вам не кажется. Но это не значит, что идею о написании книги нужно убрать в дальний ящик. Даже если в основе произведения будет лежать архетипический сюжет – это вовсе не значит, что писатель не сможет превратить его в нечто уникальное и в корне отличающееся от подобных уже написанных историй. Рецепт салата «Оливье» известен всем, но каждый кулинар привносит в него то, что способно улучшить вкус и добавить авторскую нотку.

Жорж Польти, французский театровед, писатель и переводчик, предложил 36 драматических ситуаций – сюжетов, к которым сводятся любые произведения. Английский журналист и писатель Кристофер Букер считал, что сюжетов всего 7. А известный писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе свел их к четырем историям. Подробнее об архетипических сюжетах читайте в этой статье.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Как призвать музу и зарядиться креативом

Если идея для написания книги витает в воздухе, но никак не оформится в нечто осязаемое и структурированное, не ждите вдохновения. Его приход может затянуться на месяцы, а то и годы. Танцевать с бубном, призывая музу, тоже не нужно. Лучше попробовать подстегнуть собственное воображение.

Дорожная карта поиска вдохновения

  • Любимое занятие

    Если вдохновение не приходит, отвлекитесь от писательства и переключитесь на то, чем еще вам нравится заниматься. Это может быть бег или плавание, как у Харуки Мураками. Игра в шахматы, как у Владимира Набокова. Или даже мытье посуды, как у Агаты Кристи.

  • Прогулка

    Пешие путешествия любили Эрнест Хемингуэй и Чарльз Диккенс. Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут быть в тонусе, упорядочить поток мыслей, настроиться на творчество.

  • Смена обстановки

    Французский писатель Анатоль Франс говорил, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для того, чтобы найти вдохновение, достаточно ненадолго выбраться из привычной атмосферы. Уехать на выходные в другой город, прогуляться по незнакомым улицам, получить новые впечатления.

  • Чтение книг

    Читайте книги не только как читатель, но и как писатель: учитесь приемам у известных авторов, анализируйте написанное, препарируйте историю, раскладывая на составляющие, вдохновляйтесь слогом.

  • Просмотр фильмов

    Кинематограф тренирует насмотренность. Фильмы могут вдохновить писателя на создание произведения или раскачать воображение, дав нужный творческий импульс.

  • Воспоминания

    У каждого писателя найдется пара историй из жизни, которые могут стать основой для сюжета произведения. Полистайте фотоальбомы, предайтесь ностальгии, вероятно, та самая идея кроется в вашей памяти. Просто вы не придаете ей значения.

  • Информационное поле

    Источником вдохновения может послужить новостное событие, политическая ситуация, даже сплетня из желтых СМИ. Подумайте, о чем вам хотелось бы написать, задайте вектор направления и просмотрите новостные архивы. Инфоповод не обязательно должен быть свежим. Основой для сюжета книги может стать событие, произошедшее, к примеру, сорок лет назад.

Чек-лист по созданию уникального сюжета

5 советов как придумать идею для книги или рассказа мы упаковали в понятный чек-лист. Надеемся, что он пригодится в работе над будущим произведением:

  • Включите фантазию

    Возьмите классический или просто известный сюжет и мысленно перенесите действие в другую эпоху – в далекое будущее, мир технологий и господства искусственного интеллекта или в раннее Средневековье; попробуйте представить, что если главным героем будет не юная девушка, а мудрый, уставший от жизни старик; переставляйте персонажей как фигуры на шахматной доске. Зайдите дальше и объедините два-три сюжета. Вдруг на их стыке прячется та идея, которую вы ищете.

  • Используйте возможности художественного допущения

    Писатель подобен магу – на страницах книг он волен отменять революции и войны, болезни и смерть. Можно представить все, что угодно: динозавры не вымерли, Римская империя процветает, революции и войны так и не случились или случились, но с другим исходом. Можно додумать уже случившееся или вообразить невозможное. Лимиты фантазии устанавливаете только вы сами.

  • Узнавайте новое

    Не ограничивайте себя потреблением только того контента, который вам нравится. Интересуйтесь тем, что находится за пределами имеющихся у вас знаний и представлений. Это может быть, что угодно, начиная от работы кризисных центров помощи женщинам заканчивая историей заброшенного дома на соседней улице. Ходите в библиотеки и на экскурсии, просматривайте все новостные разделы, читайте тематические форумы и группы.

  • Обратитесь за помощью к миру сновидений

    Возьмите за правило после пробуждения первым делом записывать то, что приснилось. Даже если сны были откровенно бредовыми. Никто не говорит, что ваша история обязана соответствовать каким-либо канонам или быть реалистичной. Сны порой бывают фантастичнее вымысла.

  • Поищите огонь в себе

    Возможно, вы давно горите некой темой, проблемой или поиском ответа на вопрос. Начните работать в этом направлении, проведите полноценное журналистское расследование на тему, которая по-настоящему вас волнует. Это может превратиться в уникальный сюжет для книги. И тот энтузиазм, с которым вы добывали материал для ее написания, передастся читателям.

Как писатели придумывали сюжеты

Основой для драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» стала народная немецкая легенда о чернокнижнике Фаусте.

Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» была основана на реальных событиях, которые происходили в городе Устюжна Новгородской губернии.

Уильям Шекспир заимствовал идея для сюжетов из исторических событий, древних легенд, поэм и новелл эпохи Ренессанса.

На создание «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина вдохновили произведения Джона Рональда Руэла Толкиена, Тэда Уильямса и династические конфликты в Великобритании в 15 веке, известные как Война Алой и Белой розы.

Трилогия «Властелин колец» замешана на средневековых мифах Северной Европы, старогерманских, староскандинавских, староанглийских и средневековых английских текстах, а также на легендах о короле Артуре и карело-финским эпосе «Калевала».

В шестидесятые годы в США были популярны пятидесятимильные пешие прогулки. 50 миль = 80 километров. Первым 50 миль прошел Роберт Кеннеди, заразив примером остальных. Под влиянием событий Стивен Кинг написал «Долгую прогулку». А «Кладбище домашних животных» по словам самого Кинга родилось из горя его дочери, когда машина возле дома задавила любимого кота.

Федор Михайлович Достоевский черпал идеи для произведений из газетных хроник.

Что еще почитать по этой теме:

Как защитить идею: краткий гид по авторскому праву

Важный вопрос – защита авторских прав. Авторское право неотъемлемо и возникает в момент создания литературного произведения. Но, увы, на концепцию и идею сюжета оно не распространяется. Поэтому не спешите делиться идеями для книг с окружающими. Кто-то может оказаться быстрее, особенно, если идея действительно является уникальной и может заинтересовать как издателей, так и читателей.

Авторское право защищает метод реализации идеи, конкретные, осязаемые объекты, в которых идея нашла воплощение. Как только идея выразится в виде результата – она защищена законодательно. Поэтому если вы придумали идею для книги, напишите черновик.

С черновиком произведения можно поступить так:

  • Отправить самому себе по почте. Письмо должно быть с описью, желательно с уведомлением о вручении. Сохраните полученный в почтовом отделении чек об оплате отправления. Письмо после получения не вскрывайте. Оно пригодится в том случае, если авторские права будут нарушены, и за их защитой вы обратитесь в суд.

  • Депонировать. Авторские права можно зарегистрировать в электронном виде, например, отправив черновик на сайт компании, которая занимается депонированием. Они регистрируют произведение в электронном реестре с указанием даты и времени поступления на хранение. Депонированием занимается Копирус и Копитраст.

  • Отправиться в нотариальную контору и удостоверить время предъявления документов. Дополнительно можно заверить подлинность подписи на черновике произведения.

  • Хранить электронные документы, если писали рукопись на компьютере. При распечатке первого экземпляра не лишним будет сразу проставить на каждой странице имя автора, дату и время.

  • Загрузить черновик в облачное хранилище. Можно использовать для этих целей Яндекс.Диск или Google Диск. Когда отправите черновик произведения в облако, дата загрузки зафиксируется.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Кролики идей

В записной книжке мысли размножаем как кроликов

«Где вы берёте идеи для своих книг?» — весьма частый вопрос, который задают писателям.

Профессор английского языка Фред Белый (Fred White) из Университета в Санта Кларе написал целую книгу «Где вы берёте идеи для своих произведений?». Книга в 240 страниц издана в США в 2012 году.

Идея 1 - копия     идея    Идея 2   идея романа 1   T1092    1     Идеи романов  2  3  4  5  6  7  8  9

В том же году увидел свет уже десятый, юбилейный, выпуск «Книги писательских идей» Джека Хеффрона (Jach Heffron). А годом раньше вышла книга Ларри Брукса (Larry Brooks) «Построение истории».

идея романа, диссертация

В США идеям романов посвящают диссертации

Книжный магазин романных идей

«Романными идеями» называют книжные магазины

Хотя авторские идеи без цели, без плана являются не более чем приятными мыслями, любая художественная или публицистическая книга всё же начинается с идеи.

Предположим, вы не Достоевский-Второй и не Пушкин-Третий, чьи творческие портфели были забитые общезначимыми идеями художественных произведений.

Предположим, вы находитесь не в положении Гоголя, которому Пушкин подбросил две идеи для создания бессмертных произведений — «Ревизор» и «Мёртвые души», — и сидите перед чистым листом, а в голове, как у душки Хлестакова, «лёгкость мыслей необыкновенная», то есть, не знаете, о чём писать. Дело плохо, но исправимо.

Попробуйте сгенерировать идею нового произведения. Вот один из способов — для нередкого случая, когда у автора нет отвлечённой идеи, или слабовато развито воображение и абстрактное мышление, или попросту не хватает интеллекта для замаха на общезначимую идею. В таком случае нужно писать о том, что автор лучше всего знает — о себе. Каждый человек уникален по определению, и то, что он представляет себе само собою разумеющимся, может быть интересно другим людям. Не обязательно в прямом смысле писать о своей жизни, то есть, автобиографическую вещь: лучше писать о своих реакциях во вновь выдуманном или «бродячем» сюжете.

Для подготовки к поиску идеи составьте списки, исходя из:

1) Опыта собственной жизни.

  1. Кем вы работали
  2. Ваши карьерные достижения
  3. Ваши страсти
  4. Ваши навязчивые идеи и мании
  5. Ваши причуды
  6. Ваши любимые мозоли
  7. Кого вы любили и любите
  8. Ваши интересы
  9. Ваши любимые авторы и темы
  10. Ваши привычки
  11. Места, где вы жили или бывали
  12. Ваши хобби
  13. Ваша повседневная рутина
  14. Члены вашей семьи
  15. Ваши домашние животные
  16. Названия регионов, городов и улиц, где вы жили
  17. Ваша любимая одежда
  18. Ваши автомобили, лодки
  19. Ваши любовники и отношения с ними
  20. Ваши мечты — прежние и нынешние
  21. Ваши любимые фильмы, их темы
  22. Ваши любимые фразы, анекдоты
  23. Ваши наиболее часто используемые клише

Теперь взгляните на список и ответьте: есть ли в нём какие-либо новые темы? Все ли ваши страсти и одержимости объединяются вокруг одной главной идеи с ответвлениями? Можете ли вы начать писать о вещах, обозначенных в списке? Например, задайтесь вопросом: как бы протекала моя жизнь в совершенно новой среде? Или: как бы изменилась моя жизнь, не будь в списке некоторых деталей.

2) Представлений о мире.

  1. Места, где вы хотели бы побывать
  2. Политические проблемы, которые тревожат вас
  3. Социальные проблемы, которые вы хотите решить
  4. Политики, которых вы любите и ненавидите
  5. Ваши любимые и ненавистные знаменитости
  6. Ваши любимые и ненавистные телешоу

3) Ответов на отвлечённые вопросы

  1. Что вы купили бы на миллион долларов
  2. Что вы взяли бы с собой в путешествие по всему миру
  3. Каких людей из вашей жизни вы хотели бы иметь рядом на необитаемом острове
  4. Что вас больше всего беспокоило в детстве
  5. Первые три вещи вы первыми сделали бы, стань правителем мира

Здесь, конечно, обозначены лишь примерные списки вопросов. Может быть, вы по жизни баптист, космонавт, школяр, отставной полковник, библиотекарша, шпион, эмигрант, боксёр или политик, и сочтёте важными для себя несколько иные темы. В любом случае, теперь думайте, как перекрестно опылить темы из ваших списков. Уже само обдумывание ответов на обозначенные вопросы может сдвинуть авторское воображение и стимулировать творческую мысль. Дописывайте в список новые темы — они тянутся одна за другой. Заглядывайте в списки и используйте их, как основу для записей. Всегда одна мысль рождает другую мысль, одна идея генерирует другую, и как только вы поставите цель и приметесь выращивать из своих мыслей идею произведения, творческие мысли будут приходить быстрее, а — повезёт — и яростнее.

doyouknowanysecrets

Другой способ сгенерировать идею — игры в слова. Это, конечно, «метод тыка», на совсем уж безнадёжный случай, когда ищут любую идею, которая не вытекает из личных черт и жизненного опыта автора. Идею бессмертного романа-эпопеи таким способом навряд ли сгенерируешь, а вот идею занимательного рассказа и даже остросюжетного романа — вполне. Способ основан на том, что необычные сочетания слов в предложении могут вызвать интересную мысль, а то и сразу потянуть за собой сюжет.

  1. Выберите 20 глаголов, 20 существительных и 20 прилагательных. Запишите каждое слово на отдельном листке бумаги и разложите их, в соответствии с категорией, в отдельные коробки. Далее выньте из каждой коробки по одному слову, сложите их в цепочку и напишите предложение. Если получится неинтересно, повторите. Например, вы извлекли из коробок три слова — «влюбиться», «политик», «коварный» — и записали предложение: «Коварный политик влюбился». Если эта случайная идея пришлась по душе — начинайте развивать её, подбирать сюжет и писать.
  2. Вариация пункта 1: выберите 20 профессий, 20 черт личности и 20 мест нахождения. Нарисуйте на бумажках и разложите по коробкам. Вынули, например, «микробиолог», «смелый», «Урал». Написали первое предложение: «Смелый микробиолог с Урала». Всё, идея нашлась: социально-ответственный современный учёный-одиночка восстаёт против «системы». Дальше, почти естественно, возникает сюжетная мысль: «Аспирант-микробиолог из закрытой лаборатории по изучению сибирской язвы под Екатеринбургом обнаружил утечку смертельно опасного штамма через вентиляцию лаборатории, доложил о неизбежном заражении обширных территории, но начальство приказало молчать. Тогда он…»
  3. Сделайте несколько ксерокопий случайно выбранных страниц тезауруса. С закрытыми глазами ведите пальцем вниз по колонке слов, остановитесь на случайно попавшемся слове и используйте его как ключевое в первом предложении.
  4. Возьмите первые строки стихов и используйте их в качестве отправной точки.

Если же у вас есть смутная идея произведения, но вы не знаете, как её развивать, попробуйте следующее.

  1. Ответьте по пунктам на вопросы: кто, что, когда, почему, где и как?
  2. Объясните свою идею письменно, как если бы вы толковали её дремучему невежде или иностранцу, который не понимает порядки и нравы описываемого вами общества. Например, если у вас возникла идея написать о семейных радостях среднего класса, вам придётся объяснить, что такое институт брака в современной России. Это отличный способ, чтобы глубже проникнуть в сердце идеи.
  3. Посмотрите на идею с разных точек зрения: как бы подошли к ней журналист, поэт, сценарист, романист, новеллист, эссеист?
  4. То же самое, но с точки зрения знакомых вам людей.
  5. Найдите картинки и фотографии из журналов и интернета, которые соответствуют вашей идее, и сделайте коллаж. Такой коллаж можно повесить на стену и пополнять его, пока идея не сложится окончательно.
  6. Идея может оформиться в результате физических повторяющихся движений: ходьбы, шитья или вязания, и даже прополки сорняков в огороде.

novel_idea

Вот парочка известных способов целенаправленно, не случайно, генерировать идею.

  1. Мозговой штурм. Возьмите одну тему из ваших списков и заставьте себя погрузиться в неё с тем, чтобы записать все идеи, которые могут вытекать из неё. Для этой цели можно привлечь и других людей.
  2. Использование своего подсознания. Прикажите себе: мне нужна идея, мне нужно развить свою идею. Когда идёте гулять, едете в общественном транспорте или ложитесь спать, нужно давать себе установку на развитие идеи. Попробуйте разглядеть в совершенно посторонних предметах и явлениях признаки вашей идеи: это может помочь её сформулировать.

Поиск идей и сюжетов должен быть постоянной заботой автора — это тысячелетняя аксиома. Писателю частенько являются отличные и даже гениальные мысли, но если он тут же их не запишет, то позже не может вспомнить — так уж устроена природа человека. Я думаю, из утраченных писателями мыслей, будь они воплощены в произведениях, можно было бы сложить вторую мировую литературу. Записная книжка, компьютер — места для хранения идей и сюжетов, которые рождаются в голове писателя или привносятся из чужой жизни. Лишних идей и сюжетов не бывает. Записные книжки русских классиков — бездонный кладезь творческой мысли. Лев Толстой исписал своею рукой 100000 листов: целый лес нужно было срубить, чтобы изготовить все эти кипы бумаги (сегодня они от пола до потолка занимают несгораемую комнату-сейф), а в произведения попало меньше 1/10 части написанного. Записные книжки Гоголя и Достоевского — это целое литературное наследие. То же самое — у немецких литературных гениев XIX века.

Если вас ругают домашние и друзья, что вы частенько говорите от имени своих героев или ссылаетесь на них, то вы на верном пути. Писатель должен всё время держать идеи, сюжеты и своих персонажей в виду. Когда персонажи крепко сидят в голове писателя, они ежедневно обрастают новыми сценами и диалогами. Чтобы это происходило, нужно всегда иметь записную книжку и не лениться записывать.

DF-1

Как писатель, я часто озадачиваю себя вопросами: почему и что делать, если?.. Ответы записываю, если удаётся ответить. Я записываю идеи и необычные сюжеты, которые приходят из газет, телевидения и интернета, из рассказов знакомых людей, а также случайно услышанные рассказы, отдельные слова и увиденные эпизоды. У меня есть пухлые папки в десятки мегабайт с внушительными названиями: «Для будущих произведений», «Мои сюжеты», «Мои высказывания», «Мои оксюмороны», «Мои анекдоты», «Сюжеты из инета», «Идеи романов», «Идеи пьес» и т.п.

Заглянем в папку «Сюжеты из инета». Вот первые попавшиеся записи, сделанные лет пять тому назад и не дождавшиеся пока что воплощения в произведениях (записи специально привожу без редактирования).

  1. «Балаганная винтовка» — так профессиональные спортсмены-стрелки называют обычные винтовки: нет кучности стрельбы. Индивидуальные винтовки оружейники делают, подгоняя под стрелка. Ложе винтовки должно идеально ложиться на руку. Делается специальный прицел и даже курок под конкретный палец. Быстро стрелять: вздох-полвыдоха-выстрел, иначе потом учащается сердцебиение, мешает прицеливанию. Статическое напряжение (у стрелка) труднее переносить, чем динамическое. Потом пальцы не разгибаются.
  1. Негр Джонсон работал в ЧК после революции, перебил много интеллигенции в Одессе.
  1. Цирковая дрессировщица животных Наталья Дурова работала на манеже цирка с 4 лет. Первую трудовую книжку ей выдали на фронте, в 9 лет. «Вся моя семья работала на сцене до смерти».
  1. Общий научный план освоения мирового океана и космоса. Гарантия — милашка Литий-6. Супербомба, которую предлагал Берии ещё акад Сахаров, для которой нужно всего-то большой мешок дейтерида этого лития, килограммов 20 плутония да 2-3 тонны урана-238 — и извольте кушать мегатонн 200.
  1. Политкорректная библия заменила слова «ад» еврейским словом «геенна». Геенна — это место к югу от Иерусалима, куда евреи сбрасывали нечистоты и тела преступников.
  1. Гитлер ел только варёную рыбу с зеленью. Ева Браун не любила и за это немного презирала Гитлера, «отрывалась» без него.
  1. Во время Великой французской революции во Франции выпускали духи «Гильотина».
  1. «Русский одеколон» делали на заказ в Россию (был какой-то серьёзный заказчик, а времена-то Ивана Грозного!) первые европейские парфюмеры — монахи-бенедектинцы в эпоху Возрождения в монастыре г. Флоренция, где у них была своя аптека, откуда они торговали (здесь же выращивали травы). Сегодня «русский одеколон» покупают в основном американцы.

Кто знает, возможно, когда-нибудь эти записи превратятся в эпизоды, сцены или отдельные реплики в моих художественных произведениях, или я обработаю их и помещу в свой публицистический блог, или, при случае, отдам, подарю их своим ученикам в Школе писательского мастерства, как уже не раз бывало.

novel-ideas113

У активно работающего писателя идеи, действительно, размножаются как кролики. Если вы нашли или выбрали идею из своих записей и загнали её в произведение, то она мигом отыщет там дружков-приятелей и начнёт размножаться. Редкий писатель имеет достаточную волю, чтобы устоять перед волшебным соблазном размножения идей. Именно «волшебным»! Потому что чуть ли ни единственное удовольствие в писательском труде доставляет именно запись возникающих собственных мыслей, работа над самыми первыми черновиками, когда перед автором вдруг открывается вожделенное таинство творчества и он ликует. Это потом включается мастеровитость, и писатель заполняет страницы текстом. Редакторы, преследуя иные цели, не дремлют и не дают рукописи увлекшегося писателя разрастись до циклопических размеров. Синдром перегруженности художественного произведения идеями и идейками типичен для современной литературы: умственный хаос постмодерна даёт о себе знать.

Откуда собственные идеи приходят в первую очередь?

Они приходят из наблюдений и размышлений. Чехов строил своё творчество преимущественно на наблюдениях, Достоевский — на размышлениях. Сказанное, естественно, не означает, что, творя литературу, Чехов совсем не осмысливал записи наблюдений, а Достоевский ничего и никого не замечал вокруг, а только сидел и думал.

Наблюдения. В литературоведение сложился даже термин «чеховская деталь» ― он принят во всём мире. Уже одно записанное яркое наблюдение может зажечь воображение писателя, а несколько наблюдений, касающихся одной темы, — через процесс кроличьего размножения — способны вызвать к жизни полномасштабную идею художественного произведения.

NovelIdea2

Вот отличный пример наблюдения из статьи Льва Пирогова «Русская толерантность». Пригов пишет о рассказе Шукшина «Петя»:

«Возник он [рассказ] из юмористической почеркушки в записной книжке: «Целый день за стеной: «Петя! Ну что ты, Петя?! Ну, успокойся, Петя!» Потом вышел Петя — маленький, ушастый, и в шляпе».

Комический эффект, смешная картинка. Нечто, представлявшееся большим, значительным, оказалось маленьким, пустяковым. Но не будешь же просто так смеяться над человеком только за то, что мал ростом и лопоух? Значит, нужно придумать для смеха уважительную причину. И автор делает Петю кладовщиком. Во-о-от, теперь сходится! Розовый, пузатенький, самодовольный. Распределяет блага: этому дала, этому не дала… Ясно теперь, пузцо откуда…

Но так рассказ начинает съезжать в сатиру, а вроде ж не сатиру писать хотел. Да и вообще, стоп-стоп, при чём тут Петя. Начиналось-то с него. С женского голоса. Писать захотелось уже тогда. Не о Пете, перебившим, заслонившим замысел своим внезапным комизмом, а о ней, об этой…

Стал придумывать женщину. Тощая, костистая, крикливо-угодливая, очень довольная тем, что её Петя пузат и розов и так хорошо умеет жить. Этакая… совершенно ему подстать. Хм. И в чём же тогда смысл? Конфликта нет. Ну, любит она своего Петю… Ну так а кого ей любить?

Ёлки-палки… А ведь она его правда — любит. Любит — а ведь розов, лопоух и пузцо. Любит, невзирая на то, что кладовщик. Вы бы вот кладовщика полюбили?..

Нет, ну всем понятно про любовь имбецилов, любовь раковых больных или любовь бомжей — про это полным-полно фильмов и душещипательных репортажей. Про любовь Гитлера, или Ленина, или Сталина — как бы понятно, потому что понятен интерес: это вроде как разглядывать порнуху с конём — ух ты, надо же. А вот про кладовщика — непонятно, нет.

Снизойти можем, можем простить (возвысившись в акте прощения над прощаемым), но понять, почувствовать — никогда.

Против любви кладовщика мы будем насмерть стоять. Против горя вкладчика МММ. Против мучительно прекрасного чувства слушательницы Стаса Михайлова. Тут фундаментализм простой: мы — или они. Если они не говно, значит…

Вот именно.

Если не они, значит, мы».

Вот как далеко, в конечном счёте, отъехала от записанной картинки о Пете в шляпе идея рассказа Шукшина. Идея из смешного наблюдения вышла совсем не смешная и в другом жанре. Но с какой кроличьей быстротой на картинке нарастали авторские мысли, и маленький ушастый Петя превращался в пузатого «умеющего жить» кладовщика!

galaxy_watercolor_blog_header

Размышления. Размышляя вокруг какой-то темы, писатель нащупывает сначала одну идею, потом другую. Поначалу процесс выращивания идеи произведения часто идёт вымученно, но потом, благодаря кроличьему эффекту, идеи начинают плодиться быстрее, и писатель убеждается: идеи уже сидели в теме и только ждали, когда автор найдёт их.

Вспомните об этом в нужный момент, маленькая

 Вспомните об этом в нужный момент 

Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, — Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося — и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.  

headbangsoncomputer

Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Обращайтесь:   Лихачев Сергей Сергеевич 

likhachev007@gmail.com

В этой статье я поведаю о нескольких способах найти идею для будущего произведения.
Берем за данность, что нам уже поставлена тема (прямо как на конкурс) — «Повернуть время вспять.»
Итак, чтобы придумать сюжет, завязку, а может и центральную идею рассказа, я открыл несколько способов:

1. Раскрыть тему в лоб. Т.е. написать про героя, которого что-то не устроило в жизни, и он решил повернуть время вспять. Изобрел машину времени, нашел портал или что-то еще. Естественно, на эту тему уже снято много фильмов и написано огромное количество книг. Т.е. идя по этому пути, вы должны осознавать – конкуренция очень высока. Вас все время будут сравнивать с известными романами и ожидать такой же высокой планки. В общем, выбирая самый просто путь, одновременно вы выбираете и самый сложный.

2. Порыться в энциклопедиях.
Объясню буквально. Тема «Повернуть время вспять», ключевые слова, которые приходят в голову, если разобрать детально: Время, Поворот, Флэшбек, Тряхнуть стариной. Далее загуглите все по очереди, ищите определения, статьи (например, в Википедии), внимательно читайте. Возможно какая-то деталь или перекрестная ссылка покажется вам интересной идеей для рассказа.
Пример: Цитирую статью из Вики
— В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)
Пофантазируйте. А так ли оно необратимо?
Читаем дальше:
— внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее, существуют теории с симметричным временем, например, теория Уилера — Фейнмана.
Что это за теория? Что такое симметричное время? У нас есть научная теория, развивайте ее. Полезно, особенно фантастам)))

3. Посмотреть старые черновики, зарисовки.
Почему нет? Это не жульничество. Возможно когда-то вы придумали хорошую идею, но никак не могли найти времени, сил и мотивации ее реализовать. Пощупайте, можно ли туда вплести тему со временем? Если можно и сохраняется логика – дерзайте.

4. Подумайте, а о чем вы хотели бы написать? Допустим, вы любите писать о роботах, или звездных войнах, или детективы про гениального сыщика. Возможно ли тему про «Время» впихнуть в эту вселенную? Возможно это будет очередной рассказ из вашей любимой серии.

5. Этот метод я совсем недавно прочитал в книге Юргена Вольфа «Школа литературного мастерства». Сам еще не пробовал, но идея понравилась.
Устройте мозговой штурм (сядьте за стол с белым листом бумаге и генерируйте любые идеи на заданную тему)
— Стремитесь к большему количеству. Старайтесь высказывать как можно больше идей и как можно быстрее.
— Не оценивайте идеи сразу. Проанализируйте их позже. Оценка в процессе генерации тормозит появление новых идей
— Записывайте ВСЕ
— Используйте все, что известно. Не старайтесь придумать что-то совершенно новое. Даже самые впечатляющие открытия основаны на том, что уже известно, и являются комбинацией прежних достижений.

Это мои методы поиска идеи для рассказа или романа. Возможно, вам это все известно, и вы не прочитали ничего нового, но, возможно, кому-то данная статья окажется полезной. Спасибо за внимание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти длину самой длинной последовательности
  • Как найти человека по базе мвд бесплатно
  • Как найти давление атмосферы на глубине
  • Кэтвар как найти друзей
  • Как найти работу рядом дома