Как найти иконы вещества

Никита Томин, Илья Бутов, Вадим Алексинский, Александр Московский, Павел Флоренский, Михаил Дебелый
«Природа» №10, 2019

Об авторах

Никита Викторович Томин («Природа» №10, 2019)

Никита Викторович Томин — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Область научных интересов — электроэнергетика, искусственный интеллект, религиозные феномены.

Илья Станиславович Бутов («Природа» №10, 2019)

Илья Станиславович Бутов — кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства — филиала ФНБНУ «Федеральный научный центр овощеводства». Специалист по вопросам гибридизации, селекции, сакральной географии.

Вадим Сергеевич Алексинский  («Природа» №10, 2019)

Вадим Сергеевич Алексинский — соискатель, врач специализированной клиники Нойкирхен. Научные интересы — патологическая анатомия, иммуногистохимия, диагностика рака, гистопатология.

Александр Викторович Московский («Природа» №10, 2019)

Александр Викторович Московский — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Область научных интересов — религиоведение, религиозные феномены, история православия.

Павел Васильевич Флоренский («Природа» №10, 2019)

Павел Васильевич Флоренский — доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Научные интересы — нефтегазовая геология, метеоритика, этнология, история русской философии.

Михаил Александрович Дебелый («Природа» №10, 2019)

Михаил Александрович Дебелый — кандидат биологических наук, научный сотрудник Фрибурского университета. Специалист в области биохимии, липидомики, масс-спектрометрии.

Мироточением в целом называют появление любой влаги на поверхности икон или предметах культа1. Оно может происходить не только в стенах сакральных сооружений (монастырей, храмов, соборов), но и в обычных жилых домах или квартирах [1–4]. За мироточение принимаются различные, чаще всего естественные процессы (выделение смол или шеллака, набухание и загнивание клея и некоторых используемых в живописи органических веществ, осаждение конденсата или запотевание, сорбция различных веществ на липофильных поверхностях, образование ржавчины). Кроме того, это может быть результат жизнедеятельности специфических бактерий или других микроорганизмов, следы от елея, масла от лампад и др. [4].

В результате мироточения довольно часто происходит осаждение разнородных по химическому составу жидкостей на поверхности икон (рис. 1). Если икона застеклена, маслянистая жидкость появляется на внешней поверхности стекла, но нередки случаи, когда она возникает и под стеклом. Неоднократно наблюдались рядом с иконой следы масла, имеющие различную форму (чаще всего неправильную), причем иногда фиксировалось уменьшение частоты и размера капель по мере удаления от иконы. Реже происходит осаждение масла вокруг икон, тогда правильнее говорить не о мироточении, а о маслоосаждении2. Миро, собранное с икон, имеет разнообразную консистенцию и цвет, часто напоминает маслянистую жидкость, похожую на смолу [3]. В ряде случаев такая жидкость обладает приятным запахом, напоминающим запахи ароматических веществ (в частности, розы, жасмина, лаванды и др.), которые входят в состав духов или благовоний [1, 4]. Иногда выделение, имеющее консистенцию масла, называют елеем. Однако в широком смысле елей — это оливковое, а впоследствии в православном церковном обиходе и любое освященное растительное масло [1].

Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина («Природа» №10, 2019)

До последнего времени вещество с мироточащих предметов не было предметом объективного научного анализа, в первую очередь из-за расхожего убеждения, что это всегда фальсификация. Мы не отрицаем, что нередко это справедливо, так как сталкивались с обманом в корыстных целях. Однако зафиксированы многие случаи появления на иконах «мира», независимого от окружения. Более того, многие опытные иереи, наблюдая появление масла и ажиотаж, происходящий среди прихожан, уносят такую икону в алтарь, не видя в этом ничего особенного.

Мы полагаем, что наряду с фальсификацией или неаккуратным уходом за иконой могут происходить и вполне естественные процессы. Они и стали предметом нашего внимания. Поэтому допустимо изучать «чудесные явления» с помощью научных методик, которые должны контролироваться, проверяться и повторяться исследованиями в различных лабораториях с применением нескольких альтернативных подходов. Изучение «чудес», связанных с веществом икон, началось почти четверть века назад, когда была создана экспертная рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви (РПЦ) при Синодальной Богословской комиссии Московского патриархата (далее — экспертная группа).

В данной статье мы попытались продемонстрировать возможность и целесообразность исследования современными научными методами образцов жидкостей, появляющихся на поверхностях икон и иных предметов религиозного культа. Представленный материал разделен на две основные части. В первой дан аналитический обзор немногочисленных научных исследований в этой области. Вторая же посвящена результатам анализа образцов, полученных с икон Иверской Божьей Матери из г. Клина Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл. Применялись методы высокоэффективной газовой хроматографии этерифицированных жирных кислот, сопряженной с масс-спектроскопией; липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр, а также бактерио- и микологические анализы.

Что было сделано раньше?

Большинство доступных научных исследований мироточащих предметов культа (прежде всего, икон и статуй) построено на определении состава вещества с использованием различных методов спектрометрии и хроматографии. К примеру, спектрографический анализ жидкости, взятой с деревянного распятья в австралийском городе Маунт Причард (штат Новый Южный Уэльс), показал, что по своему составу она схожа с оливковым маслом3. Скульптура Девы Марии Гваделупской в г. Хоббсе (США) в 2018 г. обильно выделяла из глаз ароматические масла (по предварительным оценкам, до 500 мл). Исследование 5 мл жидкости показало, что «слезы» также имеют состав оливкового масла, но с приятным запахом [5].

Интерес к мироточению в РПЦ существует столетиями и связан с широко известными мироточивыми главами Киевско-Печерской лавры. Их изучение началось еще как минимум в XIX в. В 1846 г. профессор Ф. Г. Солнцев насухо вытер сукном одну из мироточивых глав и сосуд, в котором она помещалась, «обвязал все это протечной бумагой и запечатал». Комнату с главой тоже запечатали. На следующий день профессор обнаружил в сосуде миро4. Биохимические исследования вещества мироточивых глав в 1988 г. провели И. А. Концевич, Ю. В. Хмелевской и И. И. Бобрик из Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца (Киев, Украина). Они установили, что субстанция неизвестной природы, взятая из чаш с мироточивыми главами № 4, 9 и 26, — во всех трех случаях высокоочищенные масла (триглицериды высших жирных кислот), не имевшие в себе примесей свободных кислот. Это подтверждалось отсутствием реакций этерификации (в частности, метилирования). Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность свидетельствовала об отсутствии ионизированной среды. Не было выявлено неорганических фосфатов и ионов аммония, что указывало на отсутствие процессов распада органических веществ, содержащих азот и фосфор. Исследование содержания белка (по Лоури) проводилось в водных вытяжках. Выяснилось, что образец № 26 содержал 20 мг белка на 100 мл, № 9 — 13 мг и № 4 — 73 мг [6].

В 2001 г. появились сообщения о том, что в г. Клину, в квартире В. Жучковой, замироточили многочисленные (в основном современные) иконы. Помимо прочих обильно мироточила и икона Иверской Божьей Матери. По инициативе экспертной группы было проведено углубленное физико-химическое исследование четырех образцов различных маслянистых жидкостей (из поддонов под иконами) в Институте криминалистики ФСБ РФ, Физическом институте имени П. Н. Лебедева РАН и в Институте геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН. От каждого образца отбиралось по три пробы (по 0,08 мг). Все они были переданы в институты для параллельной идентификации. Исследование химического состава проводилось методами протонного магнитного резонанса (ПМР), хромато-масс-спектрометрии (ХМС) и инфракрасной спектроскопии (ИКС). В результате для четырех образцов были получены следующие значения δ13С (относительно эталона PDB): −29,2 , −28,7 ; −27,7 и −27,5‰ соответственно. Все три исследования показали, что образцы по своему химическому составу идентичны растительному маслу. Наиболее близкий аналог — подсолнечное масло5 [7]. Продукты биологического происхождения имеют индивидуальный изотопный состав, который незначительно меняется в различных регионах. Было установлено, что изотопный состав всех образцов в пределах точности измерений полностью соответствовал подсолнечному маслу, произведенному в России.

Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А. А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1H-, 13С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира [8]. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией — GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2,4-декадиеналь (цис— и транс-изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) [8]. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные [8]. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла («Природа» №10, 2019)

Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение» называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) [4]. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А. А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов6 (C22—C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26—С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [9].


Рис. 3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. («Природа» №10, 2019)

Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) [4]. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).

Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. («Природа» №10, 2019)

Еще с советских времен упоминаются анализы крови и мира, взятые с кровоточащих икон или крестов. Однако сами анализы в литературе не приводятся, лишь утверждается, что в том или ином случае удалось обнаружить вещество, состоящее из «смеси кармина с глицерином»7 или из «смеси разных химических веществ»8. В средневековой Италии, где кроваво-красные пятнышки нередко появлялись на церковных тканях и хлебах, их расценивали как «капли крови Господа»9. В 1914 г. подобные выделения с иконы Христа из г. Мирабо-ен-Пуату (Франция) проанализировали в лондонском Институте Листера и установили, что это — не человеческая кровь. Точный состав определен не был, но в собранном материале удалось обнаружить «микроорганизм, обычно встречающийся в застойной воде» [10]. Один из главных претендентов на роль «чудесной бактерии» для различных исторических случаев подобного рода — серрация Serratia marcescens [11]. Л. Гарлашелли из отдела органической химии Павийского университета (Италия) поставил ряд опытов, которые подтвердили, что и за современные случаи кровоточения евхаристического хлеба (икон и статуй) могут приниматься специфические выделения этой самой бактерии [12] (рис. 5). Й. Каллен, студентка-медик из Университета Джорджа Мейсона (США), обратила внимание, что многие чудеса с появлением «крови» происходят с мая по сентябрь, с «драматическим пиком» в июле. В это время устанавливается теплая и влажная погода. Такие условия хорошо подходят для развития S. marcescens [13]. И все же, несмотря на то что эта бактерия чаще других называется при детальном описании подобных случаев, есть упоминания и о других «подозреваемых» — о красной плесени Neurospora crassa, о некоторых видах Halobacterium, об одном из родов одноклеточных пигментированных дрожжей Rhodotorula, а также о кокках и дрожжеподобных грибках [4, 14].

Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens («Природа» №10, 2019)

К сожалению, многие случаи мироточения по разным причинам не подвергались полноценному научному исследованию. Более того, часто в околоцерковных источниках циркулирует обрывочная информация о якобы проведенных исследованиях, реальность и достоверность которых сложно установить. Ярким примером может служить знаменитый случай с монреальской иконой Иверской Божьей Матери, которая мироточила в течение 15 лет и даже была признана Архиерейским синодом РЦП за границей чудотворной. Со слов ее обладателя — преподавателя истории и исследователя иконописи И. Муньоса Кортеса, анализ проводился неким «ученым из Майями», который при этом изучал не выделяемое вещество, а саму икону. В результате он установил, что икона написана на обычном еловом дереве и масло поступало «не с задней стороны и не из самого дерева, на котором она была написана»10. Очевидно, что такое «исследование» мало о чем говорит. Ватку с образцом «мира» монреальской иконы присылали и специалистам экспертной группы, однако вещества для проведения полноценного анализа оказалось слишком мало.

Наши исследования

Анализ иконы Иверской Божьей Матери из поселка Локоть (Брянская обл.). В 1994 г. жительница пос. Локоть Н. Н. Мурашкина купила в магазине «Детский мир» настенный календарь с изображением иконы Божьей Матери «Умиление». В 1999 г., во время болезни женщины, изображение неожиданно стало источать приятный запах. После прочтения акафиста приглашенным священником образ Богородицы обильно замироточил. Впоследствии стали мироточить и другие иконы, выставляемые перед ней многочисленными паломниками (в том числе и икона Иверской Божьей Матери). Миром покрывались даже хлеб и вода. Все эти происшествия в 2004 г. были засвидетельствованы экспертной группой, члены которой взяли пробы выделяющейся жидкости с иконы Иверской Божьей Матери для проведения анализов. Образцы хранились при комнатных условиях, в закрытых стеклянных флаконах с резиновой пробкой, обеспечивающих герметичность. Флаконы располагались в вертикальном положении, что предотвращало контакт образцов с пробкой. Детальное изучение субстанции стало возможным только в 2018 г.

Рис. 6. Разведенные в гептане образцы для газовой хроматографии: подсолнечное масло, оливковое масло, миро из пос. Локоть («Природа» №10, 2019)

Анализ проводился в современной лаборатории отдела биохимии Фрибурского университета (Швейцария) на высокоэффективном газовом хроматографе Hewlett-Packard 5890 с масс-спектрометрическим окончанием (использовался масс-спектрометр Hewlett-Packard 5927) [15].

Маслянистая жидкость (возможно смесь триацилглицеридов) перед внесением в хроматограф была подвергнута щадящему гидролизу и этерификации (до метиловых эфиров жирных кислот) (рис. 6). В качестве контроля использовалось подсолнечное (марка Bellasan, производство Бразилия) и оливковое (марка Bertolli, производство Италия) масло. Было установлено практически полное совпадение жирно-кислотного состава исследуемой жидкости с жирно-кислотным составом подсолнечного масла (рис. 7). Найденные незначительные отличия обусловливались наличием некоторых органических соединений, входящих в состав бытовых полимеров (пластиков) — фталатов и современных синтетических красителей. Данные соединения могли попасть в маслянистую жидкость с поверхности иконы или пластиковой кюветы, куда собиралась анализируемая субстанция.

Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос. Локоть, полученные при проведении газовой хроматографии («Природа» №10, 2019)

Параллельно образец анализировался методом липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр (Thermo ScientificTM Q ExactiveTM Hybrid Quadrupole-OrbitrapTM Mass Spectrometer). Помимо соединений, входящих в состав подсолнечного масла (к примеру, токоферола и ретиноевой кислоты), мы обнаружили и примеси растительных эфирных масел — кипарисового (флавоноид сциадоптизин) и мяты (флавоны диадзин и генистен) (табл.). Скорее всего, в анализируемом образце кроме подсолнечного масла, как основного компонента, присутствовали примеси многокомпонентных благовоний, которые используются для ароматизации церковных и жилых помещений. Возможно, именно они обусловливали необычный запах. Вполне закономерно и присутствие действующих веществ некоторых гербицидов и фунгицидов, если на полях проводилась интегрированная система мероприятий по защите растений подсолнечника от болезней и сорняков. Обнаруженные следы жизнедеятельности грибов позволяют предположить, что последние могли паразитировать на поверхности семян и таким образом попасть в выделяемое из них масло.

Таблица. Результаты анализа, полученные на основе метода липидомики с прямой инъекцией образца в масс-спектрометр


Результаты анализа, полученные на основе метода липидомики с прямой инъекцией образца в масс-спектрометр («Природа» №10, 2019)

Важно отметить, что следы некоторых вышеперечисленных компонентов определялись нами на уровне спектрального шума. Их концентрация настолько мала, что диагностика не в состоянии полностью исключить ложноположительное определение. Из них только такие примеси, как действующие вещества гербицидов и фунгицидов, составляют реально обнаруживаемый профиль.

Микробиологическое исследование иконы Иверской Божьей матери из г. Клина (Московская обл.). Как уже отмечалось выше, в 2001 г. в квартире Жучковой, помимо прочих, обильно замироточила икона Иверской Божьей матери. Наряду с этим членам экспертной группы показали неидентифицированные темно-красные и темно-коричневые выделения на поверхности иконы. Образец таких выделений был собран в стерильную пластиковую пипетку и герметично зафиксирован канцелярской клипсой для последующего хранения при комнатных условиях (рис. 8, а). В 2018 г. мы провели микробиологическое исследование данного образца на базе диагностической лаборатории Spezialklinik Neukirchen Gmb H&Co KG (Германия) с использованием стандартной панели питательных сред (рис. 8, б). Типирование выросших колоний выполнялось в лаборатории Synlab MVZ Weiden (Германия, исследование № 8032 9429 от 19.10.2018, ID 109 2323 133).

Рис. 8. Образец темно-красных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина и пример питательной среды, использованной для бактериологического и микологического исследования данного образца («Природа» №10, 2019)

При типировании выросших колоний были изолированы грибы родов Penicillium (1КОЕ) и Сladosporium (3КОЕ). Последние характеризуются темноокрашенным мицелием, на котором образуются разветвленные цепочки темноокрашенных бластоконидий. Наличие спор и метаболитов плесневых грибов в образцах свидетельствует в пользу выдвинутого нами предположения об участии плесневых грибов в синтезе продуктов мироточения [4].

Учитывая давность образца, можно предполагать, что количество колониеобразующих единиц в «свежем» материале было достаточно высоким, так как при таком сроке хранения рост колоний маловероятен. Условия хранения образца какую-либо вторичную контаминацию исключают. Следовательно, данный образец отчасти может быть продуктом метаболизма плесневых грибов. Последние, оказавшись в несколько необычных микроэкологических условиях11, способствовали образованию на иконах метаболитов. Процесс, выдаваемый за кровоточение, возможно, впоследствии был кем-то «усилен» и «дополнен». Во всяком случае плесневые грибы стали уже обычной находкой в образцах подобного рода, что дает повод продолжать дальнейшие исследования в этом направлении [4].

Важную роль, безусловно, играет скорость доставки материала в лабораторию и использование транспортных сред (например, глубокого охлаждения). Это позволяет обеспечить хорошую сохранность колониеобразующих единиц для получения релевантных микробиологических результатов. Выделение чистой «мироточащей» культуры можно было бы считать важным этапом в данном направлении исследовательской работы.

***

Итак, полученные нами результаты анализа выделений с икон во многом коррелируют с исследованиями, проведенными ранее другими группами. Масс-спектрометрический анализ маслянистой жидкости с иконы из пос. Локоть показал практически полное совпадение ее жирно-кислотного состава с жирно-кислотным составом подсолнечного масла. Обнаруженные в образце следы эфирных растительных масел, а также гербицидов и фунгицидов могут свидетельствовать в пользу некого переноса «мира» из одного места в другое. Например, при прикладывании к иконе паломника или прихожанина, лоб которого предварительно мог быть помазан елеем или иным церковным маслом12.

Микробиологическое изучение темно-коричневых образований с иконы из г. Клина подтвердило возможность участия плесневых грибов, которые могли способствовать образованию метаболитов, принимаемых за сгустки крови [16].

Проведенное исследование говорит о том, что задействованный методологический аппарат и специализированное лабораторное оборудование позволяют успешно изучать и анализировать мироточение икон с позиции науки. Однако наложение личных мировоззренческих установок ученых часто формирует барьеры и откровенное неприятие серьезного исследования «чудесных явлений», а следовательно, и препятствует развитию научного знания в этом направлении. Понятно, что принцип бритвы Оккама призывает нас искать максимально простые, «экономные» объяснения тех или иных явлений, без привлечения дополнительных сущностей. Однако это справедливо, если нет особых оснований для поиска более сложных механизмов происходящего. Например, в научном исследовании другого «чудесного явления» — волн обновления икон — было установлено, что данный феномен «не может быть полностью объяснен простыми рациональными причинами (обманом, ошибочными трактовками или редкими природными явлениями)» [17]. Очевидно, что и случаи образования «чудесных» жидкостей на иконах и иных предметах культа также требуют более глубокого понимания.

Таким образом, мироточение, как и любое явление, имеет право на научное исследование. Этим правом мы и воспользовались. В то же время нами не ставилась задача подтвердить или опровергнуть факт чуда. Мы считаем, что по большому счету эта проблематика выходит за границы науки.

Литература
1. Бирюкова Ю. А., Шишкалова А. А. Типология феномена чудотворной иконы в восточно-христианской традиции // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2017 г.). Чебоксары, 2017; 173–175.
2. Бутов И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX — первой половине XX в. Минск, 2018.
3. Kocój E. Sacrum i lzy. Fenomen pіaczacych ikon w wyobraz·eniach religijnych w prawoslawiu (wybrane zagadnienia) // Slavica Slovaca. 2015; (2): 140–155.
4. Алексинский В. С., Соколова Т. Н., Бутов И. С. и др. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2017; (1): 121–129.
5. Bever L. A Virgin Mary statue has been «weeping» olive oil. Church leaders can’t explain it // The Washington Post, 18.07.2018.
6. Кириллова В. Е. Феномен бессмертия: чудо мироточения глав на территории Киево-Печерской лавры // Наука и культура: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых и студентов, посвященного 70-летию Оренбургской государственной медицинской академии. Оренбург, 2014; 371–372.
7. Иванов А. А., Московский А. В., Сошинский С. А., Флоренский П. В. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения // Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: Труды Междунар. совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой» (Москва, 7 декабря 2002 г.). М., 2004; 229–230.
8. Головко А. К., Певнева Г. С., Огородников В. Д. и др. Отчет по исследованию образцов «мира» и масла «лампадного»; предисл. к отч. Фефелова В. Н. Томск, 2007.
9. Результаты исследования маслянистого вещества (аналитическая записка). Сост. Н. П. Савиных. Томск, 2006.
10. Nickell J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures. Amherst, 1998.
11. Gaughran E. R. From superstition to science: the history of a bacterium // Transactions New York Academy of Sciences. 1969; 31(1): 3–24.
12. Garlaschelli L. Chemie der Wunder // Chemie in Unserer Zeit. 1999; 33(3): 152–157.
13. Randi J. Investigating Miracles, Italian-Style // Scientific American. 1996; 274(2): 136.
14. Bennett J. W., Bentley R. Seeing Red: The Story of Prodigiosin // Advances in applied microbiology. 2000; 47: 9–10.
15. Bielawska K., Dziakowska I., Roszkowska-Jakimiec W. Chromatographic determination of fatty acids in biological material // Toxicol. Mech. Methods. 2010; 20(9): 526–537.
16. Бутов И. С., Томин Н. В., Флоренский П. В. и др. Феномен «кровоточащих» предметов религиозного культа и раскрытие его природы с использованием методов высокотехнологичного протеомического анализа // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2019; 8(2): 257–270.
17. Бутов И. С., Томин Н. В. Обновления икон на историческом фоне // Религиоведение. 2018; (3): 20–34.


1 На самом деле миро — это священное масло, которое при особом богослужении варит патриарх или католикос в сослужении епископов.

2 Флоренский П. В., Московский А. В., Сошинский С. А., Шутова Т. А. Испытание чудом? Чудеса истинные и ложные. М., 2012. С. 11–36; Флоренский П. В. Чудеса и знамения // Русская история. 2013. Т. 3. № 26. С. 54–59.

3 Сядро В., Иовлева Т., Очкурова О. 100 знаменитых загадок природы. Харьков, 2008. С. 494–497.

4 Опытъ доктора над мироточивою главою // Литовскiя епархiальныя вѣдомости. 1877. № 25. С. 192.

5 Заметим, что участвовавший в экспертизе военный криминалист обнаружил в квартире коробки с наполненными и пустыми бутылками подсолнечного масла.

6 Кроме того, в минорных количествах присутствовали и н-алканы С14—С21.

7 Спутник атеиста / Отв. ред. С. И. Ковалев. М., 1961. С. 500.

8 Мезенцев В. А. Есть ли чудеса в природе? М., 1967. С. 169.

9 Костюкова Н. Н. Серрации // Большая медицинская энциклопедия. Т. 23. М., 1984. С. 213–214.

10 Ивашевич А., Филипьев В., Ткачук И. Г. и др. Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. М., 2003.

11 Под термином «микроэкологических» здесь понимается изменение экологии в масштабе отдельно взятого помещения.

12 Конечно, не исключается как сознательная фальсификация с нанесением растительного масла на икону, так и, возможно, протекание некого редкого физико-химического процесса.

Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения

Как известно, в последние годы становятся все более частыми сообщения о мироточении икон. Известия о таких событиях поступают практически непрерывно из разных концов России, а также из-за рубежа [2, 3].

Само событие мироточения выглядит как появление на поверхности иконы маслянистой жидкости. Весьма часто такая жидкость имеет приятный запах, напоминающий запах веществ, входящих в состав духов. Во многих случаях подлинность таких событий не вызывает больших сомнений, при всем том нельзя исключать возможность также и мистификаций, в том числе и из самых благих намерений. Поэтому было бы очень важно научиться отличать подлинные события мироточения от ложных. Сейчас это не всегда возможно.

Взятие образцов мира в г. Клин.

Взятие образцов мира в г. Клин.

В связи с этим представляется необходимым получить по возможности более ясное представление о процессах, сопровождающих событие мироточения. Первый шаг в таком направлении – физико-химический анализ веществ, при этом возникающих. Результаты этой работы и представлены в статье.

Изучались четыре образца различных маслянистых жидкостей, возникших при мироточении. Первые два образца исследовались с точки зрения их химического состава. Эта работа проводилась в Институте криминалистики ФСБ РФ. В Институте геохимии РАН был проведен изотопный анализ углерода всех четырех образцов. Исследование химического состава образцов велось методами спектроскопии протонного магнитного резонанса (ПМР), хромато-массспектрометрии (ХМС) и инфракрасной спектрометрии (ИКС). Первое исследование проводили на спектрометре ядерного магнитного резонанса UNITY-INOVA фирмы «Varian» с рабочей частотой 400 МГц для ядер 1Н. В исследовании методом ХМС использовали газовый хроматограф модели 6890 с масс-селективным детектором модели 5973 фирмы «Hewlett Packard». Для идентификации разделенных компонентов использовали программу «ChemStation» и спектральных библиотек Wiley275 и NIST98. Исследование методом ИК проводилось на спектрометре Spectrum 2000 фирмы «Perkin Elmer» по стандартной методике анализа жидких образцов.

Взятие вещества мира для анализа.

Взятие вещества мира для анализа.

Все три исследования показали, что образцы 1 и 2 по своему химическому составу идентичны растительному маслу, наиболее близкий аналог – подсолнечное масло.

Прежде чем излагать результаты исследования изотопного состава масел, напомним основы изотопной масс-спектрометрии. Как известно, почти все элементы имеют изотопы, отличающиеся массовым числом из-за различия количества нейтронов в ядре. Это различие сказывается на их физико-химических свойствах, что служит основой разнообразных кинетических, термодинамических, магнитных и других изотопных эффектов.

Космический нуклеосинтез задает процентное соотношение изотопов элементов. В этом соотношении они и попадают на Землю. Здесь элементы включаются в биологические циклы, в которых происходит их изотопное разделение благодаря разнообразным процессам биофракционированя [1]. В результате и происходит перераспределение изотопного состава между организмом и средой а также и различными классами биомолекул (липиды, белки, углеводы) и средами организма.

Слева – механизм космического нуклеосинтеза. Справа – изотопы углерода.

Слева – механизм космического нуклеосинтеза. Справа – изотопы углерода.

Продукты биологического происхождения получают характерный для каждого из них (вид, происхождение) индивидуальный изотопный состав, который незначительно, но заметно для исследователя меняется в различных регионах Земли. Биогенные соединения по соотношению изотопов углерода 12С и 13С имеют диапазоны различия в несколько десятков промилле. Были проанализированы четыре образца маслянистой жидкости, для чего из них были отобраны три пробы от каждого образца по 0,08 мг – след, остающийся на кончике иглы, после погружения ее в образец. Работа велась на изотопном масс-спектрометре с CHN-анализатором фирмы «Femigan». В результате был получен изотопный состав углерода, представленный следующими величинами δ 13С относительно PDB [1] в промилле для каждого из образцов:

1 –29,2

2 –28,7

З –27,7

4 –27,5

Данные результаты характерны для масел растительного происхождения, что находится в соответствии с результатом химического анализа образцов 1 и 2.

Выводы

Результаты химического и изотопного анализов свидетельствуют о близости по химическим и физическим свойствам предъявленных образцов к маслам органического происхождения.

Было бы интересно продолжить этот анализ для других материалов и для изотопов других элементов.

Об авторах

А.А. Иванов – Институт геохимии им. В.И. Вернадского РАН; А.В. Московский, С.А. Сошинский – Российский Православный Университет св. Иоанна Богослова; П.В. Флоренский – Российский Государственный Университет нефти и газа.

Мы искренне благодарим А.В.Фесенко, директора Института криминалистики РФ и его сотрудников за проведение анализа химического состава образцов. Настоящая работа проведена по благословению Архимандрита Иоанна (Экономцева).

Литература

1. Галимов Э.М. Природа биологической фракционной изотопии. М., «Наука», 1981.

2. Глас тихий. Божии знамения нашего времени. М., «Паломникъ», 2000.

3. Губанов В.А. (ред.) Благодатный огонь. Чудеса на Гробе Господнем. М., «Лествица», 1999.

4. Лосев А.Ф. Чудо без чудес. В кн.: Дерзание духа. М., 1989, C. 327.

Опубликовано впервые в сборнике «Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой» // Труды международного совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой». Москва, 7 декабря 2002 года. М., 2004. С. 229-230.

Комментарии от «Уфокома»:

В более поздней своей работе: монографии «Чудеса истинные и ложные» (М.: Даниловский благовестник, 2012. С. 27-29) авторы вышеприведённой статьи, пытаются осмыслить полученные результаты изотопного анализа. Мы полагаем, что для полного понимания проведённого исследования необходимо привести предположения экспертной группы, высказанные ими в более позднем труде.

Анализируя полученные ими экспериментальные результаты, авторы статьи полагают, что неразличимость изотопных составов двух образцов, возникших при мироточении, представляется невероятным, «поскольку нет никаких разумных оснований говорить о какой-либо истории или предыстории вещества, возникающего при мироточении, нет оснований и ожидать, что изотопный состав их будет похож на состав природных масел. Поскольку априори возможный набор вариантов их соотношений велик, то совпадение изотопного состава масла, появившегося на иконе, и масла из бутылки, купленной в соседнем магазине, кажется маловероятным».

Понимая, что подобное предположение представляется верным, только в случае отсутствия фальсификации, авторы отмечают, что «результат можно считать тривиальным, если думать, что масло, предъявленное для анализа, есть продукт мистификации, имеет обычное происхождение – из магазина. Но если решить, что это не так, поскольку в присутствии ещё нескольких наблюдателей эксперты лично собирали масло с поверхности мироточившей на глазах иконы, то придётся говорить уже не о «мироточении», а о маслообразовании из ничего и говорить о двойном чуде. Признав мироточением чудом, находящимся за пределами известных природных процессов, мы можем говорить о том, что чудо длится очень короткое время и является очень скромным, едва различимом от обычных событий». В этой же работе, эксперты указывают на огромные энергии необходимые для подобного маслообразования. «Нетрудно подсчитать тогда, какая энергия необходима для образования одного грамма вещества. Воспользовавшись известной релятивисткой формулой связи энергии и массы, нетрудно установить, что грамм вещества требует для своего создания порядка десяти в четырнадцатой степени джоулей. Иногда при мироточении такая масса может возникнуть в течение часа. Это редкие случаи, но они бывают, поэтому имеет смысл обсуждать именно их».


12.04.2014

В храмах и монастырях, в домах православных верующих, в других местах люди сталкиваются с удивительным событием: замироточила икона! Что это такое? Как понимать такое явление? От Бога оно или от Диавола? Давайте попробуем разобраться.

Начать стоит с того, что же собой представляет мироточение икон. Что это за явление? Речь идёт о том, когда на святынях появляется жидкость. Она может быть разного цвета, вида и консистенции.

Количество исходящей жидкости тоже бывает различным. На некоторых образах появляются небольшие капли, на других – жидкость течёт потоком.

Как правило, жидкость благоухает, как и священное миро. Запахи бывают различными. Иногда явственно ощущается запах тех или иных цветов, иногда – пахнет карамелью, в ряде случаев – чувствуется запах ладана. Впрочем, все запахи, источаемые иконами, достаточно приятны. Бывает, что запаха от жидкости нет.

Зачастую запах от святынь схож на благоухание мира, применяемого при таинстве миропомазания. Однако стоит отличать священное миро от жидкости при мироточении. Миро, используемое в православных храмах, состоит из растительных масел, благовонных смол и душистых трав. Количество ингредиентов зачастую доходит до 50 единиц.

Состав жидкости, исходящей от святыни, отличен от мира. Поэтому название «мироточение» условно.

Что означает термин «святое миро»

В основе термина «мироточение» лежит слово «миро», которое дословно переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат». Православные христиане освящают с его помощью новые храмы, а также используют во время таинства миропомазания. Само изготовление миро – это священный ритуал, уходящий корнями во времена бытия двенадцати апостолов.

По канонам Русской православной церкви перед началом создания ароматного масла необходимо получить благословение патриарха. Процесс изготовления происходит очень редко (раз в несколько лет), сопровождаясь торжественным песнопением и вознесением множества молитв Богу. Сразу по окончании производства святого миро пахучую жидкость разливают по емкостям, надежно запечатывают, а затем развозят по церковным округам.

Иконы, которые мироточат, выделяют именно эту маслянистую субстанцию. Она может быть разного цвета и консистенции. Когда говорят, что «лики плачут кровью», не имеют в виду конкретно ее. Красный оттенок появляется из-за примеси красок с соответствующим пигментом, которые были использованы при написании образов. Иногда миро появляется немного, но случается, что святыня прямо «умывается» им.

Так говорит наука: иконы мироточат из-за природных явлений

Научное объяснение феномену мироточения икон также существует. Все версии, предлагаемые учеными, можно разделить на следующие:

  1. Нанесение масла на икону контактным путем. Согласно этой теории на мироточащем образе находят следы еле, которым помазывают человека на полиелее. После этого человек целует икону и оставляет на ней капли масла.
  2. Конденсация паров масла. В этом случае предполагают, что на поверхность икон попадает масло из лампад, висящих над ними.
  3. Капиллярный эффект. Сторонники этой теории утверждают, что масло скапливается из различных источников и на поверхность иконы попадает благодаря капиллярному эффекту.

Видеоролик: Чем плачут иконы. Анализ жидкости. На 2 минуте 21 секунде журналист-ведущий программы говорит том, что статус мироточивой икона может получить поле научного заключения и по решению специальной комиссии РПЦ.

Русская Православная Церковь принимает во внимание мнение ученых в процессе установления факта мироточия икон. При этом признание его или же непризнание напрямую зависит от соответствия его Церковным Канонам.

Что же касаются научного сообщества, то многие его представители весьма скептически настроены к периодически появляющимся в сообщениях прессы о мироточении икон.

Почему мироточит икона

Чудо мироточения упоминалось еще в Евангелии. Согласно Святому Писанию, ароматное масло выделялось на останках апостола Филиппа, Иоанна Богослова и Федота. Выявить закономерность, почему «плачет» та или иная святыня, до сих пор не удалось. Очевидцы рассказывают о появлении миро не только на древних церковных образах, но также на домашних иконах. Объяснить это явление пока что не под силу никому, однако христиане точно знают – это знамение, которое им посылает Всевышний. Одни связывают его с добрыми вестями, другие видят предупреждение о грядущих несчастьях.

К чему мироточат, плачут иконы в церкви, дома: народные приметы

Толкования примет:

  • Икона «плачет» — знак, который предвещает вам перемены в будущем, если «слезы» светлые – они будут хорошими, если темные – плохими.
  • Икона покрылась «росой» — хороший знак, который говорит вам, что все будет хорошо.
  • Икона обильно мироточит – хороший знак, о приближающихся благоприятных событиях.
  • Икона мироточит в церкви – благоприятный знак для церкви, города, прихожан.
  • Икона мироточит дома – в семье случится хорошее событие

Видео «Почему мироточат иконы?»

В этом видеоролике представлено мнение одного из протоиереев.

Точка зрения служителей церкви

Богословы, изучающие мироточивые образы, не могут дать конкретного ответа, почему происходит это явление. По их мнению, Всевышний избирает определенную святыню, через которую посылает людям особое Божественное Знамение. Священнослужители считают, что символом проявления Воли Господа является также благоухание, исходящее от маслянистой субстанции. Оно, как и масло, обладает исцеляющими свойствами.

Смысл выделения миро зачастую понятен церковникам не сразу. Однако по характеру мироточения можно судить о грядущих событиях. Так, жидкость, истекающая из глаз иконы, свидетельствует о скором несчастье. Маслянистые капли означают доброе знамение. А вот «кровавые слезы» сулят тяжелые испытания.

Несмотря на исцеляющие свойства ароматного масла, сами святыни редко признаются чудотворными.

Мнения скептиков

Скептически настроенные люди опровергают Божественное вмешательство и стараются найти логическое объяснение чудесному явлению. На их взгляд, субстанция, выделяемая святынями, вовсе не миро, а конденсат или древесная смола. Доля правды в словах скептиков присутствует, ведь история знает много случаев фальсификации. Однако пахучее масло появляется не только на оригинальных иконах. Существует немало свидетельств, когда мироточили бумажные копии, металлические лики, мозаики, фрески или литографии.

Научное объяснение

Ученые также пока что не нашли четкого объяснения, почему «плачут» святыни. В исследованиях они не раз рассматривали гипотезу, приведенную выше. Однако после ряда анализов было доказано, что мироточение не связано с химическим составом древесины, на которой изображен святой лик. Также исследователи не нашли взаимосвязи между святыми, нарисованными на полотнах, возрастом икон, их месторасположением, а также материалом, из которых те изготовлены.

Физическим законам мироточение тоже не всегда подчиняется. Случалось, миро текло по направлению снизу вверх или стекалось к центру от боков святыни. Единственное, что нашло научное подтверждение – состав жидкости. Несмотря на разный цвет, консистенцию или маслянистость, субстанция является полностью органической и похожей на человеческую слезу. Подробный анализ показал большое количество белка, который способно выработать только живое существо.

Что было сделано раньше?

Большинство доступных научных исследований мироточащих предметов культа (прежде всего, икон и статуй) построено на определении состава вещества с использованием различных методов спектрометрии и хроматографии. К примеру, спектрографический анализ жидкости, взятой с деревянного распятья в австралийском городе Маунт Причард (штат Новый Южный Уэльс), показал, что по своему составу она схожа с оливковым маслом. Скульптура Девы Марии Гваделупской в г. Хоббсе (США) в 2021 г. обильно выделяла из глаз ароматические масла (по предварительным оценкам, до 500 мл). Исследование 5 мл жидкости показало, что «слезы» также имеют состав оливкового масла, но с приятным запахом [].

Интерес к мироточению в РПЦ существует столетиями и связан с широко известными мироточивыми главами Киевско-Печерской лавры. Их изучение началось еще как минимум в XIX в. В 1846 г. профессор Ф. Г. Солнцев насухо вытер сукном одну из мироточивых глав и сосуд, в котором она помещалась, «обвязал все это протечной бумагой и запечатал». Комнату с главой тоже запечатали. На следующий день профессор обнаружил в сосуде миро. Биохимические исследования вещества мироточивых глав в 1988 г. провели И. А. Концевич, Ю. В. Хмелевской и И. И. Бобрик из Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца (Киев, Украина). Они установили, что субстанция неизвестной природы, взятая из чаш с мироточивыми главами № 4, 9 и 26, — во всех трех случаях высокоочищенные масла (триглицериды высших жирных кислот), не имевшие в себе примесей свободных кислот. Это подтверждалось отсутствием реакций этерификации (в частности, метилирования). Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность свидетельствовала об отсутствии ионизированной среды. Не было выявлено неорганических фосфатов и ионов аммония, что указывало на отсутствие процессов распада органических веществ, содержащих азот и фосфор. Исследование содержания белка (по Лоури) проводилось в водных вытяжках. Выяснилось, что образец № 26 содержал 20 мг белка на 100 мл, № 9 — 13 мг и № 4 — 73 мг [].

В 2001 г. появились сообщения о том, что в г. Клину, в квартире В. Жучковой, замироточили многочисленные (в основном современные) иконы. Помимо прочих обильно мироточила и икона Иверской Божьей Матери. По инициативе экспертной группы было проведено углубленное физико-химическое исследование четырех образцов различных маслянистых жидкостей (из поддонов под иконами) в Институте криминалистики ФСБ РФ, Физическом институте имени П. Н. Лебедева РАН и в Институте геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН. От каждого образца отбиралось по три пробы (по 0,08 мг). Все они были переданы в институты для параллельной идентификации. Исследование химического состава проводилось методами протонного магнитного резонанса (ПМР), хромато-масс-спектрометрии (ХМС) и инфракрасной спектроскопии (ИКС). В результате для четырех образцов были получены следующие значения δ13С (относительно эталона PDB): −29,2 , −28,7 ; −27,7 и −27,5‰ соответственно. Все три исследования показали, что образцы по своему химическому составу идентичны растительному маслу. Наиболее близкий аналог — подсолнечное масло []. Продукты биологического происхождения имеют индивидуальный изотопный состав, который незначительно меняется в различных регионах. Было установлено, что изотопный состав всех образцов в пределах точности измерений полностью соответствовал подсолнечному маслу, произведенному в России.

Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А. А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1H-, 13С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира []. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией — GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2,4-декадиеналь (цис

— и
транс
-изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) []. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные []. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла («Природа» №10, 2019)

Рис. 2.

Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. []

Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение»

называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) []. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А. А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов (C22—C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26—С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [].

Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) []. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).

Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. («Природа» №10, 2019)

Рис. 4.

Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму.
а–в
— гифы гриба, объектив ×5;
г
— спорангий, объектив ×20 []

Еще с советских времен упоминаются анализы крови и мира, взятые с кровоточащих икон или крестов. Однако сами анализы в литературе не приводятся, лишь утверждается, что в том или ином случае удалось обнаружить вещество, состоящее из «смеси кармина с глицерином» или из «смеси разных химических веществ». В средневековой Италии, где кроваво-красные пятнышки нередко появлялись на церковных тканях и хлебах, их расценивали как «капли крови Господа». В 1914 г. подобные выделения с иконы Христа из г. Мирабо-ен-Пуату (Франция) проанализировали в лондонском Институте Листера и установили, что это — не человеческая кровь. Точный состав определен не был, но в собранном материале удалось обнаружить «микроорганизм, обычно встречающийся в застойной воде» []. Один из главных претендентов на роль «чудесной бактерии» для различных исторических случаев подобного рода — серрация Serratia marcescens

[]. Л. Гарлашелли из отдела органической химии Павийского университета (Италия) поставил ряд опытов, которые подтвердили, что и за современные случаи кровоточения евхаристического хлеба (икон и статуй) могут приниматься специфические выделения этой самой бактерии [] (рис. 5). Й. Каллен, студентка-медик из Университета Джорджа Мейсона (США), обратила внимание, что многие чудеса с появлением «крови» происходят с мая по сентябрь, с «драматическим пиком» в июле. В это время устанавливается теплая и влажная погода. Такие условия хорошо подходят для развития
S. marcescens
[]. И все же, несмотря на то что эта бактерия чаще других называется при детальном описании подобных случаев, есть упоминания и о других «подозреваемых» — о красной плесени
Neurospora crassa
, о некоторых видах
Halobacterium
, об одном из родов одноклеточных пигментированных дрожжей
Rhodotorula
, а также о кокках и дрожжеподобных грибках [, ].

Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens («Природа» №10, 2019)

Рис. 5.

Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией
Serratia marcescens
:
а
— через 12 ч после инкубации,
б
— через 24 ч.

К сожалению, многие случаи мироточения по разным причинам не подвергались полноценному научному исследованию. Более того, часто в околоцерковных источниках циркулирует обрывочная информация о якобы проведенных исследованиях, реальность и достоверность которых сложно установить. Ярким примером может служить знаменитый случай с монреальской иконой Иверской Божьей Матери, которая мироточила в течение 15 лет и даже была признана Архиерейским синодом РЦП за границей чудотворной. Со слов ее обладателя — преподавателя истории и исследователя иконописи И. Муньоса Кортеса, анализ проводился неким «ученым из Майями», который при этом изучал не выделяемое вещество, а саму икону. В результате он установил, что икона написана на обычном еловом дереве и масло поступало «не с задней стороны и не из самого дерева, на котором она была написана». Очевидно, что такое «исследование» мало о чем говорит. Ватку с образцом «мира» монреальской иконы присылали и специалистам экспертной группы, однако вещества для проведения полноценного анализа оказалось слишком мало.

Мироточение прошедших веков

Тайна «плачущих» святынь занимала умы православных христиан начиная с раннехристианского периода. Как уже говорилось, мироточение описывалось еще в Святом Писании. Также оно упоминалось и в апокрифах, непризнанных церковью.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица, датирующий чудесное явление 1040 годом. После Крещения и Русь узнала о мироточивых иконах. Одна из записей принадлежит перу Дмитрия Ростовского – епископа Русской православной церкви, которая подтверждает, что «плачущие» образы встречались уже в VII столетии.

История мироточения

Любопытно, что до XX века такие явления были большой редкостью. Историкам известно всего лишь о шести (!) случаях мироточения икон Пресвятой Богородицы в период с Рождества Христова до конца XIX века.

В XX столетии ситуация кардинально изменилась. По непонятным причинам, количество мироточений возросло в разы. Мироточат иконы в храмах и домах по всей России. Значительно больше случаев мироточения наблюдается и в других странах.

Как и ранее, так и сейчас иконы обычно начинают мироточение в основном в постные дни. Кроме того, считается, что мироточение икон – не к добру. Существует множество свидетельств о массовом мироточении икон перед мировыми трагедиями.

Мироточения последних десятилетий

До ХХ столетия случаи с мироточением святынь встречались редко. Однако к концу 90-х годов появилось множество сообщений о том, что массово «заплакали» Державные иконы Божией Матери. Первой замироточил лик в соборе Николо-Перервинского монастыря. Далее весть пришла из Успенского храма, где капельки миро появились на лике Казанской Богородицы.

Когда в 2004 году чудо случилось с иконой Тихона Задонского, мир узнал об авиакрушении пассажирского лайнера ТУ-154, унесшим жизни сотни людей. Знамение также снисходило перед Бесланским терактом и военным противостояниям на Донбассе.

Однако не только Россия богата на чудеса. Так, Иверский образ Богородицы, украшающий Монреальский собор, непрерывно мироточил 15 лет. А 2009 год запомнился «кровавыми слезами», которыми «заплакала» икона «Умягчения злых сердец» во время богослужения в Севастопольском храме.

Популярные гипотезы

В Древней Руси иконы все же плакали, но редко. Первое упоминание о явлении появилось на временном отрезке с 11 по 18 век. Затем в Петербурге случился сеанс мироточения с разоблачением, в котором участвовал Петр Первый. В 1917 году революционеры обесценили святыни. Их спрятали в заказниках и музеях.

С приходом 90-х образа начали доставать. Радостью домашнего чуда делились в СМИ, а потом в интернете. Единичные случаи мироточения вызывали удивление, прилив веры. Люди потянулись к церкви, которая давала надежду на лучшее. Иконы стали мироточить чаще. Новое тысячелетие ознаменовало беспрецедентное чудо — заплакала репродукция.

Невероятный случай потребовал объяснений явления в целом. По первой гипотезе, масло попадает на образа механическим путем.

Способы, которыми их заставляют плакать:

  • доску окунают в масло, сушат, пишут изображение, прокалывают тонкой иглой. В теплом помещении масло выходит на поверхность в виде слез;
  • фитиль лампы разбрызгивает масло;
  • густой елей помещают за иконой внутрь оклада, он тает и вытекает с лицевой стороны через отверстия.

П. Флоренский за время работы в комиссии по описанию чудес сделал вывод о том, что иконы не мироточат. Масло оседает на их поверхности.

мироточения икон

Другую гипотезу выдвинули белорусские ученые. По их предположению, мироточение вызывают грибки. Эксперты организации по исследованию аномальных явлений «УфоКом» проводили анализ мироточащего образа под микроскопом и обнаружили гифы грибка. Но установить его вид не удалось.

Третья версия — полтергейст. Исследователи паранормальных явлений «УфоКома» отмечают, что мироточение, как и полтергейст, происходит в домах людей с психическими отклонениями и тяжелыми физическими заболеваниями. Жительница поселка Клин-9 страдала церебральным арахноидитом, сопровождающимся эпилептическими припадками. У жительницы Витебска образ замироточил во время обострения онкологического заболевания легких. Другие владельцы страдали от цирроза печени, астмы.

Оба явления объединяет то, что они проявляются в определенном месте в присутствии конкретного человека. Образа мироточат при владельцах. Хозяева сопровождают святыни после объявления об их чудотворности. Все гипотезы основаны на предположениях и субъективных выводах. Некоторые случаи не подходят ни под одну из них.

Какие иконы сейчас мироточат в России

Православные верующие чтят мироточивые образы, как чудотворные, хотя не все они таковыми являются. Прихожане стремятся приложиться к святыням, моля об исцелении или иной помощи. Со дня крещения Руси история знает более тысячи «плачущих» икон, большинство из которых – лики Пресвятой Девы Марии. Больше всего святынь находится в Москве:

  • страстотерпца царя Николая II (Свято-Никольский храм, Пыжи);
  • святителя Николая (там же);
  • Казанской Богоматери (собор Троицы Живоначальной, Берсеневская набережная);
  • Иверской Божией Матери (церковь Архангела Михаила, Девичье поле);
  • Всех Святых (там же);
  • Богородицы «Семистрельная» (там же).

Приметы мироточения

Чудо совершенно не вписывается в мировоззрение, которое подают народу научные работники. Глубоким и многочисленным грешникам невозможно понять этот мистический процесс, ведь они рассматривают его, опираясь на ограниченность способности различения. Бессильна обыкновенная логика, когда речь идет о божественном промысле, поэтому православный народ и обращается к вере, способной привести душу в безмятежное состояние.

Интересно! На проявление феномена не оказывает влияния ни возраст реликвии, ни уровень профессионализма при создании, ни место расположения. Елей выделяют старинные и новосозданные лики, написанные с использованием масляных красок, металлические, напечатанные в типографии, даже фрески.

В ходе истории сложились особые приметы:

  • Светлые слезы священных полотен знаменуют положительные перемены, а темные (или кровяные) — дурные события.
  • Маслянистое миро, образованное в форме небольших капель (росы), говорит о добром будущем.
  • Обильное истечение благоухающей жидкости предвещает хорошие новости.
  • Если икона плачет в стенах Божьего дома — значит, наступят лучшие времена для церкви и её прихожан, если это происходит дома — состоится важное для семьи событие, исцеление. Когда мирянин увидел чудо в своей квартире, следует обратиться за советом к священнику, пригласить батюшку в дом, чтобы тот засвидетельствовал факт. Необходимо с должной серьезностью отнестись к выделению благоухающего масла и ждать благих перемен.

Научное сообщество не в силах дать ответ на вопрос о самой сути процесса выделения благоухающего миро из церковных полотен. Ученые принимали в расчет практически все внешние физические обстоятельства, которые потенциально могли стать причиной этого таинственного явления. Исследовательская экспертиза обращала внимание на лампадные масла, находящиеся рядом с «плачущим» ликом, масляные следы, оставленные от прикосновения и целования прихожан и т.п.

Известны случаи, когда миро текло вверх или поперек, нарушая естественные законы физики.

Что делать, если мироточит икона дома

Образы могут «плакать» не только в храмах. Нередко мироточение случается и дома. Почему так происходит, не может ответить никто. Священнослужители приписывают это чудо Всевышнему, который таким образом шлет человеку послание или предупреждение.

Не стоит бояться, если замироточила домашняя икона, ведь в большинстве случаев это хорошее предзнаменование.

Полезная информация

Если образ «заплакал», не нужно вытирать с него миро. Относиться к такому явлению стоит с честью, так как Господь выбрал именно вас стать свидетелем сего чуда. Помолитесь перед святым ликом, вознесите хвалу, попросите помощи. Однако делайте это уважительно, искренне, отринув мыслями от всего мирского.

Мироточение икон – явление, до сих пор до конца не изученное. Исследователи древностей, священнослужители и ученые сообща трудятся над разгадкой этого чуда. Пока что можно сказать одно: появление святого миро на образах – знамение Божие, призванное предупреждать о грядущих событиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Может ли мироточить домашняя икона

Явление чаще происходит с домашними образами. В советское время они тоже плакали. О феномене не распространялись в СМИ. С конца 80-х годов 20 века явление стало массовым.

Особенности домашнего мироточения:

  • часто встречается;
  • связано с местом или образом;
  • переходит на принесенные образы.

Факты мироточения бумажных репродукций и даже ксерокопий также подтверждают связь явления с жилищем. Соседние бытовые предметы иногда тоже покрываются маслом.

мироточения икон

Что такое мироточение икон?

Мироточение икон – это чудесное выделение на святых образах маслянистого вещества, мира. Оно источает благоухание и почитается чудотворным. Это масло не стоит путать со святым миром. Святое миро – специально приготовленная ароматная смесь из масел и смол Она используется в христианских священнодействиях (например, в Таинстве Миропомазания).

мироточение икон

Чудотворное миро может обладать самыми разными свойствами, быть темным или светлым, более или менее вязким. Отличаться может и характер мироточения. Иногда оно обильное, струящееся, похожее на маленький ручеёк. В некоторых же случаях миро выступает едва заметными капельками. Мироточение икон вызывает дискуссии в обществе. Одни считают это чудом и Божьим знамением. Другие настроены скептично и пытаются понять, может ли иметь мироточение икон научное объяснение.

Нашли икону, но не знаете как можно определить возраст иконы самостоятельно

Как узнать возраст иконы? У вас есть старинная икона и вы хотите узнать ее ценность? С такой ситуацией сталкивается каждая пятая семья в России.

Как определить возраст иконы: небольшой ликбез от специалистов

Примерную стоимость и возраст антикварной церковной утвари можно самостоятельно узнать, обратив внимание на ряд критериев:

  1. Период создания иконы. Он обязательно учитывается при определении ценности. Так, утвари XIX и начала XX века сохранилось в большом количестве, поэтому они ценятся меньше, чем более редкие варианты XV, XVI, XVII века.
  2. Материал изделия. Иконописцы в качестве основы брали дерево или жесть. Владельцы могут определить возраст иконы по доске, так как такая основа очень «красноречиво» рассказывает об периоде и месте написания:
  • На Руси и России самой распространенной была древесина липы, но в северных районах использовали ель, кедр, сосну и лиственницу.
  • По следам инструментов, которыми обрабатывалось деревянная основа, можно узнать возраст изделия. Для обработки использовались топор, скобель, рубанок. Важно оценивать лицевую сторону, если на ней есть обнаженные участки, так как тыльная сторона могла дополнительно обрабатываться в более поздний период. Небольшой пример: доска для изделий XI-XII веков вытесывалась топором, а потом обрабатывались вдоль волокон скобелем.
  • Возраст и примерную стоимость иконы можно узнать и по шпонкам – рейкам, с помощью которых скреплялись доски на торце и тыльной стороне. Так, в изделиях XI-XII веков эти элементы крепились коваными гвоздями или деревянными шипами. В более поздние периоды уже использовали врезные шпонки.
  1. Оклад: по этому критерию тоже можно установить возраст иконы и ее стоимость. Утварь может иметь оклад из латуни или серебра. Его ценность меняется в зависимости от толщины, степени детализации и состояния. Более высокую цену имеют варианты с серебряным окладом и особенно с эмалированными деталями. Отметим, что тонкие фольгированные оклады из серебра стоимость утвари увеличивают незначительно.

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний – «Дом Антиквара» в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

Поделиться на Facebook

Поделиться в ВК

Поделиться в ОК

Поделиться в Twitter

Сегодня на необъятных просторах сети встречается много заманчивых предложений, купить икону в интернет магазине. И человеку ищущему духовных ценностей, поддержки и помощи у Бога не всегда легко определиться в вопросе где и какую икону приобрести. В многочисленных галереях икон можно найти прекрасные образцы церковного искусства, как дорогие эксклюзивные иконы, написанные по индивидуальному заказу, рукописные иконы, так и доступные недорогие иконы массового производства с использование лучших технологий современной печатной техники. Магазин икон при иконописной мастерской “Радонежъ” предлагает мерные, именные, семейные и храмовые иконы– исключительно ручной работы.

Давайте рассмотрим несколько вариантов, какую икону выбрать:

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси

Древняя Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первыми живописными изображениями на Руси стали иконы. Древнерусская иконопись по праву считается лучшей в мире. И хотя иконопись как искусство вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, древнерусская иконопись вскоре стала самобытной. Беря свое начало в Х веке, она вплоть до века XVII оставаясь ядром древнерусской культуры.

«В мастерской иконописца». Егор Зайцев, 1998 год

Технология написания икон своеобразна и сложна. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

На чем писали иконы

Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере — лиственницу и ель, в Пскове — сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.

Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).

Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска. На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.

Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы. Процесс этот был длительным и трудоемким. Доску вытесывали из бревна, выбирая самый крепкий слой ствола — внутренний. Кроме того, дерево должно было быть сухим и выдержанным.

Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок — их склеивали между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.

На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями.

В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета. Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле, а скос между полем и ковчегом называется лузга.

Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

На доску наклеивали холст — паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт — левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.

Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.

Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.

Соборное творчество

На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер — он был духовным наставником и от него зависело воплощение сакрального (божественного) смысла изображаемого.

Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век).

Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен — художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

При соборном процессе разные части иконы писали разные мастера: знаменщики, личники, доличники, позолотчики и олифщики.

На подготовленную основу наносили прориси — контуры будущего изображения. Сначала выполняли первую прорисовку изображений, затем вторую, более подробную. Первая прорисовка делалась легким касанием угля из берёзовых веток, вторая — коричневой или чёрной краской.

Троица Новозаветная. Вот с таких прорисей начинался процесс написания иконы.

Для каждой иконы был образец прориси: для Богоматери Умиление — свой, для Троицы — свой. Эти образцы — подлинники указывали, какой должна быть «подлинная», соответствующая канону икона. Подлинники, служившие образцами, хранились в монастырях.

Наносили прориси знаменщики — они «знаменовали», какая будет создана икона.

После этого начинали собственно письмо. Сначала золотили то, что требовалось: свет, поля иконы, складки одежды, венцы. Затем выполняли доличное письмо: фон, одеяния, детали. На заключительном этапе писались лик и руки (это называлось личное письмо).

Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада. Иконе можно поклониться в Успенском соборе московского Кремля.

Наиболее сложное в написании иконы — изображение лика. Лики пишутся плавями, то есть жидко разведенными красками, так, чтобы один цвет неприметно перетекал в другой. В завершение работы иконописец наносит так называемые пробела или оживки, которые придают иконе яркость, а лику — выразительность. Иногда фон иконы покрывается тончайшим слоем золота, что придает иконе особо торжественный вид.

Для золотого фона наклеивали на паволоку почти прозрачные листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом.

Какими красками писали иконы

При написании икон применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.

Традиционно используемые в иконописи для приготовления красок минеральные пигменты. После их предварительной очистки и растирания полученные цветные порошки разводят в эмульсии на основе яичного желтка.

Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества.

В завершение работы икону покрывали масляным лаком — олифой. Он делал поверхность блестящей, а краски — более яркими. Однако же именно олифа стала впоследствии причиной забвения подлинной древнерусской иконы.

Почему поновляли иконы?

Все дело в том, что олифа, которой покрывали иконы, имеет свойство сильно темнеть. И через 50-100 лет после создания иконы от яркого изображения на доске оставалась лишь коричневая пленка, сквозь которую едва проглядывали темные силуэты. Но и «постаревшая» икона по-прежнему оставалась священной, и ее нельзя было выбросить. Поэтому икону поновляли — поверх существующего изображения по тем же или похожим прорисям писали новое, опять покрывали олифой, и… через сто лет повторялась та же история.

Если внимательно присмотреться к иконе Владимирской Богоматери XII века, то можно увидеть на ней несколько слоев: от XII века сохранились только лики младенца Христа и Богоматери, а все остальное — это живопись XV и XVI веков.

Сменялись поколения художников, изменялись и каноны. Например, иконописец XVII века был гораздо свободнее в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых еще не знали прежние художники. И порой икона со временем из-за многочисленных поновлений преображалась так, что зритель и не догадывался, какой она была раньше.

Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия.

Поэтому древнерусская иконопись долго оставалась неизвестной, и лишь в начале XX века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.

Каким должен был быть иконописец

Важно отметить, что иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным, оно рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.

Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение. Написание иконы было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось.

Преподобный Алипий Печерский. Стенная роспись В.М. Васнецова в Свято-Владимирском соборе Киева (1885–1895 гг.).

С именем Алипия Печерского связано зарождение русской иконописи домонгольского периода.

Вот какие требования к личности и образу жизни иконописца мы можем прочитать в определениях Стоглавого собора 1551 года: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце, наипаче же всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением; а кто не может до конца так пребыть, пусть женится по закону. Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора…»

Возможно, и в вашем доме хранятся старинные деревянные иконы, ставшие семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению. И это прекрасная традиция.

А в нашем интернет-магазине «Япос» вы можете приобрести замечательные иконы, изготовленные в Дивеевских мастерских с соблюдением технологий древних мастеров и украшенные бисером, золотым шитьем, натуральными камнями. Они обязательно займут достойное место в домашнем иконостасе и будут храниться в вашей семье много лет.

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Иконопись в Древней Руси

Появление древнерусских икон относится к знаменательному событию, связанному с крещением Руси, под руководством киевского князя Владимира Святославовича.

Первыми иконами на Руси являются работы великого иконописца Феофана Грека. Приехав из Византии в Новгород, а затем в Москву, он стал главным основоположником всей отечественной иконографии. Среди его созданных произведений, самыми известными иконами киевской Руси, являются следующие работы:

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери

Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор

Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор

Апостол Петр

Апостол Петр

Также среди самых признанных и наиболее почитаемых святынь являются иконы 15 века Андрея Рублева.

Творчество Андрея Рублева сумело внести огромный вклад и важное значение в развитие русско-православной иконографии.

К числу наиболее признанных его произведений относят:

Икона «Троица»

Икона «Троица»

Икона«Спас»

«Спас»

Преображение Господне

Преображение Господне

Рождество Христово

Икона Рождество Христово

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти автора канала на youtube
  • Не плотно закрывается духовка как исправить
  • Как найти производную функции у 4х3
  • Как составить брачный контракт находясь в браке
  • Как найти угол наклона треугольника к плоскости